Свадхьяя
Свадхьяя ( деванагари : स्वाध्याय ) — санскритский термин, означающий самообучение и особенно чтение Вед и других священных текстов. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Это также более широкое понятие, имеющее несколько значений. В различных школах Свадхьяя индуизма — это нияма (добродетельное соблюдение), означающая самоанализ и «изучение себя». [ 4 ]
Этимология, значение и использование
[ редактировать ]Свадхьяя — сложное санскритское слово, состоящее из сва (сам) + адхьяя (глава). Адхьяя означает «урок, лекция, глава; чтение». [ 5 ] Сва означает «собственный, собственный, человеческая душа». [ 6 ] Следовательно, Свадхьяя буквально означает «собственное чтение, урок».
Свадхьяя также является составным санскритским словом, состоящим из сва (сам) + дхьяя (медитация). Дхьяя означает «медитация на» [ 7 ] Корнем Адхьяи и Дхьяи является «Дхьяи» (Дхьяи), что означает «медитировать, созерцать, думать». [ 8 ] Таким образом, термин Свадхьяя также означает «созерцание, медитацию, размышление о себе» или просто «изучение самого себя». [ 9 ]
Термин Свадхьяя имеет и другие значения. В Шрути это относится к исторической практике самостоятельного чтения Вед, чтобы обеспечить их запоминание и достоверную передачу без письменной речи из уст в уста следующему поколению. [ 10 ] В различных школах индуизма, особенно в йоге , свадхьяя также является ниямой , добродетельным поведением. Как добродетель это означает «изучение себя», «саморефлексию», «самоанализ, наблюдение за собой». [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Свадхьяя переводится по-разному. Некоторые переводят это как «изучение писаний и даршаны ». [ 14 ] Некоторые переводчики просто используют слово «обучение», не уточняя тип обучения. [ 15 ] [ 16 ] Макнил переводит это как «самообучение или духовное самообразование». [ 17 ] Дхьяя, когда она используется в контексте самообучения в древних и средневековых индийских текстах, является синонимом Абхьясы , Адхи и Викс ; в то время как Адхьяя, когда она используется в контексте декламации и чтения в индийских текстах, является синонимом Анукти , Нипатхи. [ 18 ] и путь . [ 19 ] [ 20 ]
Свадхьяя в древней литературе
[ редактировать ]Часть серии о |
индуизм |
---|
Упанишады
[ редактировать ]Тайттирия Упанишад 1.9.1 Гимн [ 21 ] подчеркивает центральную важность Свадхьяи в стремлении к Реальности ( Рта ), Истине ( Сатья ), Самоограничению (Дамах), Настойчивости ( Тапас ), Спокойствию и Внутреннему миру (Самас), [ 22 ] Отношения с другими, семьей, гостями (Праджа, Праджана, Мануш, Атити) и все Ритуалы (Агная, Агнихотрам). [ 23 ] [ 24 ]
Однако Тайттирия-упанишада добавляет в стихе 1.9.1, что наряду с достоинствами свадхьяя процесса обучения , человек должен учить и делиться ( правачана ) тем, что он изучает. [ 23 ] Это выражено фразой « свадхьяяправачане ча », переведенной Гамбхиранандой как «и обучение и обучение». [ 25 ]
В стихе 1.11.1, заключительной главе обучения ученика, Тайттирия Упанишада напоминает: [ 26 ]
Сатьямвад. Дхарманчар. Не бойтесь учебы.
Говори Сатью , следуй Дхарме , никогда не прекращай Свадхьяю .
Одно из самых ранних упоминаний о свадхьяе встречается в Тайттирия-араньяке 2.15: « свадхьяйо-адхьетавьях » («свадхьяю необходимо практиковать»). Сатпатх Брахман также повторяет это. [ 30 ] [ нужна полная цитата ] Стих 4.16.1-2 Чандогья-упанишады рекомендует как молчаливый ( манас ), так и голосовой ( вачика ) типы свадхьяи.
Другие Священные Писания
[ редактировать ]Патанджали Йога-сутра в стихе II.44 рекомендует Свадхьяю следующим образом:
Свадхьяадиштадеватасампрайогах.
Изучите себя, откройте божественное.
- Йога-сутра Патанджали, II.44. [ 31 ]
В стихе 22.92 Вишну Смрити говорится, что «человеческое тело очищается водой, ум очищается истиной, душа самообучением и медитацией, а понимание очищается знанием». [ 32 ]
Васиштха Дхармашастры В стихах с 27.1 по 27.7 говорится, что Свадхьяя помогает человеку понять и преодолеть свое прошлое. [ 33 ] Апастамба Дхармасутра 1.4.12.1 утверждает, что Свадхьяя — это форма Тапаса . Эту точку зрения разделяет Баудхаяна Дхармашастра в стихах с 4.1.29 по 4.1.30, где добавляется, что «свадхьяя — это средство преодоления прошлых ошибок и любой вины». [ 34 ] Баудхаяна Дхармасастра описывает «Свадхьяю» в стихе 2.6.11 как путь к Брахману (Высшей Реальности, Вселенскому Духу, Вечному Я). [ 33 ]
Свадхьяя упоминается как одна из добродетелей в Бхагавад-гите 16.1. [ 35 ] Свадхьяя второй раз упоминается в стихе 17.15 Бхагавад-гиты как компонент дисциплины речи, посредством которой, как говорится в стихе, «говорите слова правдивые, добрые, полезные и возвышающие тех, кто их слышит». [ 36 ] [ 37 ]
Свадхьяя как историческая практика
[ редактировать ]- Изучение ведической редакции
Как инструмент запоминания свадхьяя имела уникальное значение для ученых-ведистов как главный инструмент устного сохранения Вед в их первоначальной форме на протяжении тысячелетий . При использовании в качестве формальной части изучения Священных Писаний свадхьяя включает в себя многократное чтение Священных Писаний с целью овладения мантрами с их точным произношением. [ 10 ]
В древние времена Веды не записывались. Почти все печатные издания опираются на поздние рукописи, возраст которых едва превышает 500 лет, а не на до сих пор сохранившуюся и превосходящую устную традицию. [ 38 ] Монье Монье-Вильямс определяет шрути как «священное знание, устно передаваемое брахманами из поколения в поколение, Веды». [ 39 ] Майкл Витцель объясняет эту устную традицию следующим образом:
Ведические тексты составлялись устно и передавались без использования письменности по непрерывной линии передачи от учителя к ученику, которая была формализована на раннем этапе. Это обеспечивало безупречную текстовую передачу, превосходящую классические тексты других культур; это, по сути, что-то вроде магнитофонной записи .... Не только сами слова, но даже давно утраченный музыкальный (тональный) акцент (как в древнегреческом или в японском) сохранился до настоящего времени. [ 40 ] "
Комментатор Саяна обсуждает этот термин во введении к своему комментарию к Ригведе , в котором он говорит, что свадхьяя ведические ритуалы ( яджника кармаканда ). позволяет проводить [ 41 ]
Мадхва , дуалистический философ- вайшнав , определил философию как трехэтапный процесс понимания ( шравана ), размышления ( манана ) и применения ( нидидхьясана ), выражающий себя в двух формах: изучения ( свадхьяя ) и учения ( правачана ). Из этих двоих Мадхва считал обучение высшим аспектом дисциплины, ведущей к мокше . [ 42 ] Взгляды Мадхавачарьи на свадхьяю можно найти в главе 15 «Сарва-даршана-санграхи» (см. ссылки).
Тайттирия Упанишада , принадлежащая к Яджур Веде , до сих пор популярна среди тех, кто изучает ведическое пение . [ 43 ] Повторение мантр ( Джапа ) является неотъемлемой частью Бхакти-йоги , и в этой традиции индуизма ее иногда называют Джапа-йогой . [ 44 ]
Исключения
[ редактировать ]Есть определенные дни, в которые свадхьяя была запрещена, они назывались анадхьяя , после чего свадхьяя должна быть возобновлена на следующий день; поэтому день возобновления также называют свадхьяйей . [ 45 ]
Свадхьяя как нияма
[ редактировать ]Свадхьяя — один из трех ключевых элементов практики йоги, определенных в « Йога-сутрах» Патанджали , который появляется в первом стихе второй книги, посвященном духовной практике, и подробно излагается в двух других стихах. [ 46 ] Патанджали упоминает свадхьяю второй раз как одно из пяти рекомендуемых обрядов ( ниям ), наряду с чистотой, довольством, аскезой и самоотдачей. [ 47 ] Пять ниям вместе с пятью воздержаниями ( ямами ) [ 48 ] были описаны как «десять заповедей санкхья -йоги ». [ 49 ]
Практика Свадхьяи как Ниямы совершенствуется во многих формах. [ 9 ] Одной из форм Свадхьяи является мантра- медитация, при которой произносятся определенные звуковые конструкции, наполненные смыслом, закрепляющие ум на одной мысли. Эта практика помогает отвлечь ум от направленных вовне тенденций, заставить замолчать скопление мыслей и, в конечном итоге, привести к внутреннему ощущению резонанса. [ 9 ] Альтернативно это может быть любая музыка, проповедь, пение, вдохновляющая книга, которая погружает человека в состояние поглощенности, транса, объединяющего единства. [ 50 ]
Свадхьяя практикуется как процесс самоанализа, при котором человек в асане молча медитирует на свое собственное поведение, мотивацию и планы. Свадхьяя в некотором смысле является для духа и ума процессом, эквивалентным наблюдению за своим телом в неискажающемся зеркале. [ 51 ] Это самообучение в йоге представляет собой не просто созерцание собственных мотивов и поведения, но также своих обстоятельств и окружающей среды, в которой он находится, оценка того, где он находится в своей жизни, каково его жизненное направление, желательны ли изменения и насколько они желательны. может привести к более полноценному «Я». [ 50 ] [ 52 ] [ 53 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Для сложного образования как स्व + अध्यायः и значений свадхьяи как «1. самочтение, бормотание про себя. -2. изучение Вед, священное изучение, прочтение священных книг. -3. Сама Веда. - 4. день, в который предписано возобновить священное обучение после приостановки». см.: Апте 1965 , с. 1016, правая колонка.
- ^ Определение «स्वाध्याय, м. повторение про себя, изучение Вед ; повторение Вед вслух» см.: Macdonell 1996 , p. 373, левый столбец.
- ^ Определение «регулярной привычки изучения религиозных книг» см.: Chatterjee and Datta (1984), p. 303.
- ^ Шарда Нандрам (2010), Синхронизация стиля лидерства с принципами интегральной трансформационной йоги, В духовности и бизнесе (редакторы: Нандрам и Борден), Springer Berlin Heidelberg, ISBN 978-3-642-02660-7 , страницы 183-203.
- ^ AdhyaAya , Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса, Кёльнский цифровой санскритский лексикон, Германия
- ^ SvA , Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса, Кёльнский цифровой санскритский лексикон, Германия
- ^ dhyAyam , Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса, Кёльнский цифровой санскритский лексикон, Германия
- ^ ध्यै Санскритский словарь английского языка, Кельнский университет, Германия
- ^ Jump up to: а б с Рольф Совик (2014), Понимание себя: путь Свадхьяи, издательство Гималайского института, ISBN 978-0893892470 , страницы 191-197.
- ^ Jump up to: а б О традиционном использовании свадхьяи в смысле повторения священных мантр с целью запоминания см.: Arya 1986 , p. 6.
- ^ C Woiwode (2013), Трансцендентность и духовность. Человеческие потребности и практика индийского движения Свадхьяя, Журнал развивающихся обществ, 29 (3): 233-257.
- ^ К. Х. Гарланд (2010), Йога, Прадхана Дхарма и помогающие профессии: признание риска созависимости и необходимости заботы о себе, Международный журнал йога-терапии, 1 (1): 90-97
- ^ Л. Фишман (2002), Йога в медицине. в области альтернативной медицины и реабилитации (Вайнапель С., Фаст А, редакторы), ISBN 978-1888799668 , страницы 139–73.
- ^ Бхаттачарья 1956 , стр. 25–26, том 4.
- ^ Перевод YS 2.1 как «Очистительное действие, изучение и превращение Бога в мотив действия составляют йогу действия». См.: Радхакришнан и Мур, стр. 462.
- ^ Для перевода YS 2.1 как «Аскеза, учеба и посвящение плодов своего труда Богу: это предварительные шаги к йоге». см.: Прабхавананда и Ишервуд , с. 95.
- ^ Пол МакНил (2011), Йога и этика: важность практики, в книге «Философия йоги для всех» (редакторы: Stillwagon et al.), Wiley-Blackwell, ISBN 978-0470658802 , Глава 18
- ^ часто используется для описания чтения Вед учеником; см. Б.Л. Двиведи (1994), Эволюция образовательной мысли в Индии, ISBN 978-8172110598 , стр. 119.
- ^ Изучите санскритский словарь Монье Уильямса, Кельнский цифровой санскритский лексикон, Германия; см. примечания к обсуждению и цитируемые индийские тексты
- ^ Санскритско-английский словарь Кёльнского университета, Германия; Ищите каждое из: абхьясам, адхи, вИКШ, анУкти, нипатха, путь.
- ^ Оригинал:
Это верно в отношении самообучения и проповеди. Истина в самообучении и проповеди. аскетизм, учеба и проповедь. и самоконтроль в учебе и проповеди. и спокойствие в учебе и проповеди. Огни также используются в учебе и проповеди. Огненное жертвоприношение также используется при изучении и проповеди Вед. и гости во время учебы и проповеди. Оно также человечно в своем изучении и проповеди. и люди в их изучении и проповеди. и в деторождении, в учебе и в проповеди. Этот вид также используется при изучении и проповеди Вед. 1 ॥
Для двух переводов: Т.Н. Рагхавендра (2002), Вишну Сахаранама, ISBN 8190282727 , стр. 763, и Zaehner 1966 , стр. 136 - ^ Шам
- ^ Jump up to: а б Т. Н. Рагхавендра (2002), Вишну Сахаранама, ISBN 8190282727 , стр. 763
- ^ Перевод см.: Zaehner 1966 , с. 136.
- ^ Для санскритского текста Тайттирия Упанишады 1.9.1; перевод स्वाध्यायप्रवचने च ( svādhyāyapravacane ca ) как «и обучение и преподавание (должны практиковаться)»; и прокомментируйте, что « Свадхьяях — это изучение (писаний). Правачанам — это учение (писаний)», см.: Gambhīrānanda 1986 , стр. 40–43.
- ^ Контекст «учитель дает ученому, отправляющемуся в свой жизненный путь», а также перевод вступительных фраз Тайттирия Упанишады 1.11 см.: Winternitz 1972 , p. 259, том. 1.
- ^ Т. Н. Рагхавендра (2002), Вишну Сахаранама, ISBN 8190282727 , страницы 197–198.
- ^ Текст и перевод из Тайттирия-упанишад фразы свадхьяянма (= свадхьяят «от изучения» + ма прамадах «не отклоняться») 1.11.1 как «Не заблуждайтесь в учебе» см.: Gambhīrānanda 1986 , стр. 47–48.
- ^ Перевод фразы Тайттирия Упанишад 1.11.1 как «Не пренебрегайте изучением [Вед]» см.: Zaehner 1966 , p. 136; Перевод из Тайттирия-упанишады фразы svadhyayapravacanābhyām na pramaditavyam 1.11.1 как «Не будьте небрежны в изучении и чтении [Вед]» см.: Gambhīrānanda 1986 , стр. 47–48.
- ^ Монье-Вильямс
- ^ Стивен Филлипс (2009), Йога, карма и возрождение: краткая история и философия , издательство Колумбийского университета, ISBN 978-0231144858 , стр. 209.
- ↑ Оригинал: Вишну Смрити , стих 22.92, страница 68 (на санскрите)
Перевод: Вишну Смрити Юлиус Джолли (переводчик), Charles Scribner & Sons, глава XXII, стих 92, стр. 97 - ^ Jump up to: а б В. О. Кеблер, Тапта-Марга: аскетизм и инициация в ведической Индии, State University of New York Press, страницы 53–60, 112–115.
- ^ Уолтер О. Кельбер (1979), Тапас и очищение в раннем индуизме , Numen, Vol. 26, Фаск. 2 (декабрь 1979 г.), страницы 192–214.
- ↑ Текст BG 16.1 и перевод свадхьяи как «изучения писаний» см.: Чидбхавананда, стр. 779.
- ^ Текст BG 17.15 и перевод свадхьяйабхьясанам как «практики изучения писаний» см.: Gambhīrānanda 1997 , стр. 644–645.
- ^ Кристофер Ки Чаппл (2009), Бхагавад-гита: издание к двадцатипятилетию , State University of New York Press, ISBN 978-1-4384-2841-3 , стр. 648
- ^ Цитата «... почти все печатные издания зависят от поздних рукописей, возраст которых едва превышает 500 лет, а не от до сих пор сохранившейся и превосходящей устной традиции» взято из: Витцель, М., «Веды и Упанишады », в: Наводнение 2003 , с. 69.
- ^ Определение шрути как «священного знания, передаваемого устно» см.: Monier-Williams 1899 , p. 1101.
- ^ Цитату, сравнивающую концерт с «записью на магнитную ленту», см.: Витцель, М., «Веды и Упанишады », в: Flood 2003 , стр. 68–69.
- ^ Текст комментария Саяны как карма-карана-бхута-свадхьяя см.: Sontakke 1972 , p. 19.
- ^ Мадхвы Троекратное определение философии и двойное разделение выражений см.: Рагхавендрачар, Х.Н., «Брахма-мимамса Мадхвы», в: Bhattacharyya (1956), том 3, стр. 330.
- ↑ О Тайттирия-упанишад как части Яджур-веды и продолжающейся популярности среди изучающих ведическое пение см.: Gambhīrānanda 1986 , p. iv.
- ^ Дженнифер Мюньер (2012), Как йога завоевала Запад, в книге «Философия йоги для всех: изгиб разума и тела» (редакторы: Лиз Свон и Фриц Аллхофф), Уайли-Блэквелл, ISBN 978-0-470-65880-2 , страницы 3–14.
- ^ Санскритский английский словарь Монье-Вильямса
- ^ Санскритский текст стихов 2.1, 2.32 и 2.44 и обсуждение как ключевой практики см.: Taimni 1961 , стр. 127–128, 220, 250.
- ^ Текст и перевод YS 2.32, а также перевод ниямы как «обрядов» см.: Taimni 1961 , p. 220.
- ^ Для пяти ям или «ограничений», таких как: воздержание от вреда ( ахимса , ненасилие ), правдивость ( сатья ), отказ от воровства ( астея ), контроль над плотскими желаниями и страстями ( брахмачарья ) и непринятие ненужных даров. ( апариграха ), см.: Чаттерджи и Датта (1984), с. 302.
- ↑ Цитирование, включающее свадхьяю в сравнении с десятью заповедями, см.: Хирияна, М., « Самкхья », в: Bhattacharyya 1956 , p. 49, том
- ^ Jump up to: а б Гэри Крафтсоу, «Полировка зеркала» , Yoga Journal, 25 февраля 2008 г.
- ^ Г. Крафтсов (2002), Йога для трансформации: древние учения и целостные практики для исцеления тела, разума и сердца, Пингвин, ISBN 978-0140196290 , страницы 22–27.
- ^ Нина Маркил, Хатха-йога: преимущества и принципы для более значимой практики, журнал ACSM's Health & Fitness Journal, сентябрь/октябрь 2010 г., 14 (5): стр. 19-24.
- ^ Мишель Корриган (2010), Ваш поиск духовной жизни: на основе Йога-сутр Патанджали, ISBN 978-1846942952 , страницы 33–34.
Ссылки
[ редактировать ]- Апте, Ваман Шиврам (1965), Практический санскритский словарь (четвертое исправленное и расширенное издание), Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0567-4
- Арья, Ушарбудх (1986), Йога-сутры Патанджали (издание тома 1), Хонсдейл, Пенсильвания: Гималайский международный институт, ISBN 0-89389-092-8
- Бхаттачарья, Харидас, изд. (1956), Культурное наследие Индии , Калькутта: Институт культуры Миссии Рамакришны . Четыре тома.
- Чаттерджи, Сатишандра; Датта, Дхирендрамохан (1984), Введение в индийскую философию (восьмое переиздание), Калькутта: Калькуттский университет
- Чидбхавананда, Свами (1997), Бхагавад-гита , Шри Рамакришна Тапованам
- Флуд, Гэвин, изд. (2003), Блэквеллский спутник индуизма , Blackwell Publishing Ltd., ISBN 1-4051-3251-5
- Гамбхирананда, Свами (1986), Тайттирия Упанишад : с комментариями Шанкарачарьи (второе изд.), Калькутта: Адвайта Ашрам
- Гамбхирананда, Свами (1997), Бхагавад-Гита: с комментариями Шанкарачарьи (четвертое переиздание), Калькутта: Адвайта Ашрам, ISBN 81-7505-041-1
- Карпатри, Свами (1979), Ведартха-Париджата , Калькутта: Шри Радха Кришна Дханука Пракашан Санстхан. Введение Паттабхирама Шастри . санскрит и хинди; Введение также имеет английский перевод Эллиота М. Стерна. Доступно: Санчалака , Ведашастры Исследовательский центр , Кедаргхат , Варанаси , Индия.
- Макдонелл, Артур Энтони (1996), Практический санскритский словарь , Адьяр, Индия: Munshiram Monoharlal Publishers, ISBN 81-215-0715-4
- (Манусмрити): Перевод Г. Бюлера (1886 г.), «Священные книги Востока : Законы Ману» (Том XXV) , Оксфорд, доступен в Интернете как «Законы Ману».
- Монье-Вильямс, Монье (1899), Санскритско-английский словарь , Дели: Мотилал Банарсидасс .
- Пандей, Раджбали (1969), Индуистские самскары : социально-религиозное исследование индуистских таинств (второе исправленное издание), Дели: Мотилал Банарсидасс, ISBN 81-208-0434-1
- Прабхавананда, Свами ; Ишервуд, Кристофер (1953), Как познать Бога , Vedanta Press, ISBN 0-87481-041-8
- Радхакришнан, С .; Мур, Калифорния (1967), Справочник по индийской философии , Принстон, ISBN 0-691-01958-4
- Шастри, Харговинда (1978), Амаркоша с комментариями на хинди , Варанаси: Офис санскритской серии Чоукхамба
- Сонтаке, Н.С. (1972), Сонтаке, Н.С.; Раджваде, В.К. (ред.), Ригведа-Самхита: Шримат-Саяначарья Вирачита-Бхашья-Самета (Первое изд.), Пуна: Вайдика Самшодхана Мандал . В редакционный совет первого издания вошли Н. С. Сонтакке (ответственный редактор), В. К. Раджваде , М. М. Васудевашастри и Т. С. Варадараджашарма . Эта работа полностью на санскрите.
- Таймни , И.К. (1961), Наука йоги , Адьяр, Индия: Теософское издательство, ISBN 81-7059-212-7
- Винтерниц, Морис (1972), История индийской литературы (второе исправленное переиздание), Нью-Дели: Корпорация переиздания восточных книг, два тома. Впервые опубликовано в 1927 году Калькуттским университетом.
- Зенер, Р.К. (1966), Индуистские Священные Писания , Лондон: Библиотека обывателя.
- Зенер, RC (1969), Бхагавад-Гита (изд. Оксфорда в мягкой обложке), Лондон: Oxford University Press, ISBN 0-19-501666-1