Jump to content

Йога знаний

(Перенаправлено из Джняна Йоги )
Ади Шанкара с учениками , картина Раджи Рави Вармы (1904), пропагандирующая философию Адвайты.

Джнана-йога ( ИАСТ : Джняна йога ), также известная как джняна марга ( jnāna mārga ), — ​​один из трёх классических путей ( марг ) к мокше (освобождению). [ 1 ] [ 2 ] в индуизме , который подчеркивает «путь познания», [ 3 ] также известный как «путь самореализации». [ 4 ] Два других — это карма-йога (путь действия, карма-марга ) и бхакти-йога (путь любовной преданности личному богу, бхакти-марга ). [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] Современные интерпретации индуистских текстов привели к появлению таких систем, техник и формулировок, как раджа-йога и крия-йога . [ 7 ] [ 8 ]

Джняна -йога — это духовная практика, которая направлена ​​на получение знаний с помощью таких вопросов, как «кто я, что я такое», среди других. [ 9 ] [ 10 ] Практикующий обычно учится с помощью гуру , медитирует, размышляет и достигает освобождающего понимания природы своего собственного Я (Атмана, души) и его связи с метафизической концепцией, называемой Брахманом в индуизме. [ 4 ] [ 11 ] [ 10 ] Идеи гьяна-марги обсуждаются в древних и средневековых индуистских писаниях и текстах, таких как Упанишады и Бхагавад-гита . [ 4 ] [ 12 ] [ 13 ]

Этимология

[ редактировать ]

Джняна , иногда транскрибируемая как гьяан , означает « знание » на санскрите . [ 14 ] Корень jñā- родственен английскому слову Know , а также греческому γνώ- (как в γνῶσις gnosis ). Его антоним — аджнана «невежество».

Определение

[ редактировать ]

Джнана — это знание, которое относится к любому когнитивному событию, которое является правильным и истинным с течением времени. В частности, это относится к знанию, неотделимому от совокупного опыта его объекта, особенно о реальности (нетеистические школы) или о высшем существе (теистические школы). [ 15 ] В индуизме именно знание дает мокшу , или духовное освобождение при жизни ( дживанмукти ) или после смерти ( видехамукти ). [ 5 ] Согласно Бималу Матилалу, гьяна-йога в Адвайта-веданте имеет как первичный, так и вторичный смысл своего значения, то есть «самосознание, осознание» в абсолютном смысле и относительное «интеллектуальное понимание» соответственно. [ 5 ]

По мнению Джонса и Райана, гьяну в контексте гьяна-йоги лучше понимать как «реализацию или гнозис», имея в виду «путь обучения», на котором человек познает единство между собой и высшей реальностью, называемое Брахманом в индуизме. Это объяснение можно найти в древних Упанишадах и Бхагавад-гите . [ 16 ]

Джняна йога – это путь к достижению гьяны . Это один из трех классических видов йоги, упомянутых в индуистской философии (два других — карма-йога и бхакти) . [ 5 ] В современных классификациях классическая йога , называемая раджа-йогой , упоминается как четвертая, расширение, введенное Свами Вивеканандой . [ 17 ]

Из трех различных путей к освобождению гьяна-марга и карма-марга являются более древними и восходят к литературе ведической эпохи. [ 6 ] [ 18 ] Все три пути доступны любому ищущему, выбранному на основе склонностей, способностей и личных предпочтений. [ 19 ] [ 20 ] и обычно элементы всех трех в разной степени практикуются многими индуистами. [ 6 ] [ 21 ]

Классическая йога делает упор на практике дхьяны (медитации), и это часть всех трех классических путей индуизма, включая гьяна-йогу . [ 5 ] [ 22 ] [ примечание 1 ] Путь познания предназначен для тех, кто предпочитает философские размышления, и требует изучения и медитации. [ 23 ] [ 20 ] [ 24 ]

Джнана йога призывает своих адептов думать и говорить о себе в третьем лице как способ дистанцироваться от Эго и отделить свое вечное «я» ( атман ) от тела, связанного с телом ( майя ). [ 25 ]

Упанишады

[ редактировать ]

В Упанишадах гьяна -йога направлена ​​на реализацию единства индивидуального «Я» (Атмана) и высшего «Я» (Брахмана). [ 26 ] Эти учения можно найти в ранних Упанишадах . [ 10 ] По словам Чамблисса, мистические учения этих Упанишад обсуждают «путь познания Самости», союз, осознание того, что Самость (Атман) и Брахман логичны. [ 27 ]

Учения Упанишад интерпретировались по-разному: от нетеистического монизма до теистического дуализма. [ 13 ] [ 28 ] В первом случае ритуалы не обязательны, и упор делается на путь самоанализа и медитации для правильного познания ( джняны ) себя. В последнем случае подчеркивается полное и правильное знание аватара Вишну, Шивы или Шакти (Богини). Во всех своих различных интерпретациях пути не обязательно исключают друг друга. Джнана -йог может также практиковать Карма-йогу или Бхакти-йогу, или и то, и другое, с разными уровнями акцента. [ 13 ] [ 28 ]

По мнению Роберта Розера, заповеди Джнана-йоги в индуизме, вероятно, были систематизированы примерно в 500 году до нашей эры, раньше, чем Карма-йога и Бхакти-йога . [ 29 ]

Бхагавад Гита

[ редактировать ]

В Бхагавад-гите гьяна-йога также называется буддхи-йогой , и ее цель — самореализация. [ 30 ] В тексте джняна марга рассматривается как самая трудная, медленная, сбивающая с толку тех, кто предпочитает ее, поскольку она имеет дело с «бесформенной реальностью», авьяктой . Это путь, который предпочитают интеллектуально ориентированные люди. [ 31 ]

Глава 4 « Бхагавад-гиты» посвящена общему изложению джняна-йоги , а главы 7 и 16 обсуждают ее теологические и аксиологические аспекты. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] Кришна говорит, что гьяна – это чистейшее открытие своего Атмана :

Воистину, здесь нет ничего более чистого, чем знание. Со временем тот, кто достиг совершенства в йоге, находит это в своем собственном Атмане.

- Бхагавад Гита 4.38 , Переводчик: Джинин Д. Фаулер [ 35 ]

Традиции

[ редактировать ]

Философ Адвайты рассматривал знание только Ади Шанкара придавал первостепенное значение гьяна-йоге для «познания Абсолюта» ( Брахмана ), тогда как Вишиштадвайты комментатор Рамануджар как условие преданности. [ 3 ]

Классическая Адвайта Веданта

[ редактировать ]

Поведение

[ редактировать ]

Классическая Адвайта Веданта подчеркивает путь Джнана Йоги для достижения мокши . Оно состоит из четырёх частей отношения, [ 36 ] или поведенческие качества: [ 37 ] [ 38 ]

  1. Различение ( Nityānityavastu viveka (नित्यानित्य उध्त विवेकम्), или просто вивека ) — Способность правильно различать ( вивека ) между неизменным, постоянным, вечным ( нитья ) и изменяющимся, преходящее, временное ( анитья ).
  2. Бесстрастие к плодам ( Ihāmutrārtha phala bhoga virāga (Ihāmutrārtha phala bhoga virāga), или просто вайрагья ) — бесстрастное безразличие ( вайрагья ) к плодам, к наслаждениям предметами ( артха-пхала бхога ) или к иным мирам ( амутра ) после перерождения.
  3. Шесть добродетелей ( Шамади шатка сампатти (Shamādi шатка сампатти), или просто сасампат ) —
    1. Шама , умеренность ума
    2. Дама , воздержание органов чувств (добровольное самоограничение). [ примечание 2 ] )
    3. Упарати – отстранение ума от чувственных объектов. [ примечание 3 ]
    4. Титикша , терпение
    5. Шраддха , вера
    6. Самадхана , концентрация ума
  4. Стремление, тоска ( Мумукшутва (Mumukṣutvam)) — сильное стремление к мокше из состояния невежества. [ 36 ]

Практики

[ редактировать ]

Джнянайога для адвайтинистов состоит из трёх практик: [ 38 ] шравана (слушание), манана (мышление) и нидидхьясана (медитация). [ 42 ] Эта трехэтапная методология основана на учении главы 4 Брихадараньяка -упанишады : [ 43 ] [ 44 ]

  • Шравана буквально означает слушание и в широком смысле относится к восприятию и наблюдениям, обычно при помощи консультанта или учителя ( гуру ). [ 45 ] в котором Адвайтин слушает и обсуждает идеи, концепции, вопросы и ответы. [ 42 ] [ 43 ]
  • Манана относится к обдумыванию этих дискуссий и созерцанию различных идей, основанных на свадхьяе и шраване . [ 43 ] [ 45 ] [ 46 ]
  • Нидидхьясана относится к медитации, [ сеть 1 ] осознание и последующее убеждение в истинах, недвойственности и состоянии, в котором происходит слияние мысли и действия, знания и бытия. [ 47 ] [ 43 ]

Считается , что эти практики с помощью гуру приводят к правильному знанию, которое разрушает авидью , психологические ошибки и ошибки восприятия, связанные с Атманом и Брахманом. [ 48 ]

И теистическое, и монистическое направления шиваизма включают идеи гьяна-йоги , наряду с идеями, связанными с карма-йогой , а в случае шайва-сиддханты — идеи, связанные с бхакти-йогой . Традиции шиваизма не считают отречение необходимым для практики гьяна-йоги, оставляя аскетический образ жизни йогов необязательным. [ 49 ] Согласно традициям Шайвы, духовность можно развивать наряду с активной жизнью ( кармой ), и считается, что это не мешает человеку двигаться к самореализации (Шиве внутри). Традиции опираются на эту интеграцию карма-йоги с гьяна-йогой, например, ставя повседневное поведение и деятельность, совершаемую по собственному выбору и когда в ней нет необходимости, как более высокие в духовном плане, чем деятельность, которая является импульсивной или вынужденной. [ 49 ]

Методика шраваны, мананы и нидидхьясаны, подобная Адвайта Веданте, также встречается в различных традициях шиваизма. Однако ништха или самадхи . в методологии Шайвы иногда добавляются [ 50 ] Медитативные аспекты шиваизма сосредоточены на форме ниргуна Высшей Реальности (Шивы). [ 51 ]

Вайшнавизм

[ редактировать ]

Тексты Панчаратры идей ( агамы ) вайшнавизма , наряду с его традицией Бхагаваты (Кришна, Рама, Вишну), находятся под сильным влиянием гьяна-йоги Упанишад. [ 51 ] Однако вайшнавизм также включает в себя концепции бхакти-йоги о любовной преданности божественному Высшему, лично выбранному преданным, в форме сагуна , как в стилях молчаливой медитации, так и в музыкальных выразительных стилях. [ 51 ]

Цель гьяна-йоги в вайшнавах отличается от целей других школ. Адвайта, например, рассматривает гьяна-йогу как путь к недвойственному самопознанию и мокше. Вайшнавизм, напротив, считает это условием преданности. [ 52 ]

Литература шактизма о богине, такая как Куларнава-тантра, подчеркивает, что джняна марга важна для освобождения. Он различает два вида джняны : один называет знанием, исходящим из текстов Агамы, а другой называет вивекой (прозрением). Литература шактизма затем добавляет, что оба ведут к познанию Брахмана, но первый находится в форме звука ( шабдабрахман ), тогда как прозрение изнутри является окончательной истиной ( парабрахман ). [ 53 ]

Некоторые шактистские тексты, такие как Сита-упанишада , сочетают йогу действия и знания как путь к освобождению. Дэви Гита , классический текст шактизма, посвящает 4-ю главу Джнана-йоге , утверждая, что Джнана-йог понимает и осознаёт, что нет никакой разницы между индивидуальной душой и ею самой как высшим Я. [ 54 ] Обсуждение Джнана-йоги продолжается в последующих главах Деви-Гиты . [ 55 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ См., например, HWL Poonja , который считал, что одного знания достаточно для освобождения.
  2. ^ Примеры самоограничений, упомянутых в индуистских текстах: нужно воздерживаться от любого насилия, которое причиняет вред другим, воздерживаться от начала или пропаганды обмана и лжи, воздерживаться от кражи чужой собственности, воздерживаться от сексуальной измены своему партнеру и воздерживаться от алчности. . [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
  3. ^ нивартитанаметешам тадвьятириктавишайебхья упараманамупаратиратхава вихитанам карманам видхина паритйагах [Ведантасара, 21]
  1. ^ Jump up to: а б П.Т. Раджу (1985). Структурные глубины индийской мысли . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 7–8 . ISBN  978-0-88706-139-4 .
  2. ^ Джинин Д. Фаулер (2012). Бхагавад-гита: текст и комментарии для студентов . Сассекс Академик Пресс. стр. 89–93. ISBN  978-1-84519-346-1 .
  3. ^ Jump up to: а б Наводнение 1996 , с. 127.
  4. ^ Jump up to: а б с Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. стр. 321 , 93–94. ISBN  978-0-8239-3179-8 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и Матилал 2005 , с. 4928.
  6. ^ Jump up to: а б с Клаус К. Клостермайер (2007). Обзор индуизма: третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 119–120. ISBN  978-0-7914-7082-4 .
  7. ^ Родерик Хиндери (1978). Сравнительная этика в индуистской и буддийской традициях . Мотилал Банарсидасс. стр. 26–27. ISBN  978-81-208-0866-9 .
  8. ^ Джордж Д. Криссайдс (2012). Исторический словарь новых религиозных движений . Роуман и Литтлфилд. п. 285. ИСБН  978-0-8108-6194-7 .
  9. ^ Ричард Дьюи Манн (1984). Свет сознания: исследования трансперсональной психологии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 21–25. ISBN  978-0-87395-905-6 .
  10. ^ Jump up to: а б с [а] Рави Дикема (2011). Йога для фитнеса и здоровья . Сенгаге. стр. 10–11. ISBN  978-0-8400-4811-0 . ;
    [б] Орландо О. Эспин; Джеймс Б. Николофф (2007). Вводный словарь теологии и религиоведения . Литургическая пресса. п. 676. ИСБН  978-0-8146-5856-7 . ;
    [с] Джон М. Ректор (2014). Спектр объективации . Издательство Оксфордского университета. стр. 198–201. ISBN  978-0-19-935542-6 .
  11. ^ Стивен Филлипс (2009). Йога, карма и перерождение: краткая история и философия . Издательство Колумбийского университета. стр. 178–182. ISBN  978-0-231-14485-8 .
  12. ^ Жан Варенн (1989). Йога и индуистская традиция . Мотилал Банарсидасс. п. 234. ИСБН  978-81-208-0543-9 .
  13. ^ Jump up to: а б с Рой В. Перретт (2012). Индийская философия религии . Спрингер Наука. стр. 44–51. ISBN  978-94-009-2458-1 .
  14. ^ Апте 1965 , с. 457.
  15. ^ «Джняна (индийская религия) — Интернет-энциклопедия Britannica» . Britannica.com . Проверено 15 мая 2012 г.
  16. ^ Джонс и Райан 2006 , стр. 2, 215.
  17. ^ Де Мишелис 2005 .
  18. ^ Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. п. 48. ИСБН  978-1-898723-93-6 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  19. ^ Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. стр. 371–373. ISBN  978-1-898723-93-6 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  20. ^ Jump up to: а б М.В. Надкарни (2016). Бхагавад-Гита для современного читателя: история, интерпретации и философия . Тейлор и Фрэнсис. стр. 45–46. ISBN  978-1-315-43898-6 .
  21. ^ Джинин Д. Фаулер (2012). Бхагавад-гита: текст и комментарии для студентов . Сассекс Академик Пресс. стр. xxviii, XL – xliv. ISBN  978-1-84519-346-1 .
  22. ^ Джонс и Райан 2006 , с. 73.
  23. ^ Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. стр. 334–335, 371–373. ISBN  978-1-898723-93-6 . [ постоянная мертвая ссылка ]
  24. ^ Юврадж Кришан (1997). Учение о карме: ее происхождение и развитие в брахманической, буддийской и джайнской традициях . Бхаратия Видья Бхаван. стр. 112–114. ISBN  978-81-208-1233-8 .
  25. ^ «Что такое Майя?» . Древо желаний ИСККОН | ИДТ . 28 января 2011 года . Проверено 3 ноября 2020 г. .
  26. ^ Джонс и Райан 2006 , с. 511.
  27. ^ Джей Джей Чамблисс (2013). Философия образования: Энциклопедия . Рутледж. п. 271. ИСБН  978-1-136-51168-4 .
  28. ^ Jump up to: а б В. Хорош; Тэд Клементс (2012). Религия и человеческие цели: междисциплинарный подход . Спрингер Наука. стр. 257–258. ISBN  978-94-009-3483-2 .
  29. ^ Роберт В. Розер (2005), Введение в созерцательные психологические взгляды индуистской Индии на мотивацию, самость и развитие, в М.Л. Маере и С. Карабенике (ред.), Достижения в области мотивации и достижений , Том 14: Религия и мотивация, Амстердам: Эльзевир, ISBN   978-07623-12-597 , стр. 305-308.
  30. ^ М.В. Надкарни (2016). Бхагавад-Гита для современного читателя: история, интерпретации и философия . Тейлор и Фрэнсис. п. 266. ИСБН  978-1-315-43898-6 .
  31. ^ Экнат Ишваран (2011). Сущность Бхагавад-гиты: современное руководство по йоге, медитации и индийской философии . Нилгири Пресс. стр. 118, 281. ISBN.  978-1-58638-068-7 .
  32. ^ Джинин Д. Фаулер (2012). Бхагавад-гита: текст и комментарии для студентов . Сассекс Академик Пресс. стр. 72–90. ISBN  978-1-84519-346-1 .
  33. ^ Уинтроп Сарджант (2009). Кристофер Ки Чаппл (ред.). Бхагавад-гита: издание к двадцать пятой годовщине . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. xiii–xvii, xxviii–xxix, 223–241, 610–612. ISBN  978-1-4384-2842-0 .
  34. ^ Кэтрин А. Робинсон (2014). Интерпретации Бхагавад-гиты и образы индуистской традиции: Песня Господа . Тейлор и Фрэнсис. стр. 50–57, 117–119. ISBN  978-1-134-27891-6 .
  35. ^ Джинин Д. Фаулер (2012). Бхагавад-гита: текст и комментарии для студентов . Сассекс Академик Пресс. п. 89. ИСБН  978-1-84519-346-1 .
  36. ^ Jump up to: а б Махарадж, А. (2014). «Шри Харша против Гегеля: монизм, скептический метод и пределы разума» . Философия Востока и Запада . 64 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 88, контекст: стр. 82–108. дои : 10.1353/pew.2014.0010 . S2CID   170532752 .
  37. ^ Пулигандла 1997 , с. 251-254.
  38. ^ Jump up to: а б Лиза С. Дэвис (2010). Адвайта Веданта и дзен-буддизм: деконструктивные способы духовного исследования . Академик Блумсбери. стр. 38–39. ISBN  978-0-8264-2068-8 .
  39. ^ Хайм, М. (2005), Дифференциации в индуистской этике, в Уильяме Швейкере (редактор), Блэквеллский спутник религиозной этики, ISBN   0-631-21634-0 , глава 35, стр. 341-354.
  40. ^ Джеймс Лохтефельд, Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Rosen Publishing, Нью-Йорк, ISBN   0-8239-2287-1 , стр. 777
  41. ^ Рао, GH (1926), Основы индуистской этики, Международный журнал этики, 37 (1), стр. 19-35.
  42. ^ Jump up to: а б Майеда 1992 , с. XVIII.
  43. ^ Jump up to: а б с д К. Рамакришна Рао; Ананд К. Паранджпе (2015). Психология в индийской традиции . Спрингер. стр. 6–7, 177–178, 215. ISBN.  978-81-322-2440-2 .
  44. ^ Джон А. Граймс (1996). Краткий словарь индийской философии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 98–99. ISBN  978-0-7914-3067-5 .
  45. ^ Jump up to: а б Немецкий, 1973 , стр. 106–110.
  46. ^ Роберт П. Вакслер; Морин П. Холл (2011). Преобразование грамотности: изменение жизни посредством чтения и письма . Изумруд. стр. 105–106. ISBN  978-0-85724-628-8 .
  47. ^ Далал 2009 , с. 16.
  48. ^ Шанкарачарья; Сенгаку Маеда (2006). Тысяча учений: Упадешасахасри Шанкары . СУНИ Пресс. стр. 78–79. ISBN  978-8120827714 .
  49. ^ Jump up to: а б К. Сивараман (1973). Шиваизм в философской перспективе: исследование формирующих концепций, проблем и методов Шайва-сиддханты . Мотилал Банарсидасс. стр. 371, 392–397. ISBN  978-81-208-1771-5 .
  50. ^ К. Сивараман (1973). Шиваизм в философской перспективе: исследование формирующих концепций, проблем и методов Шайва-сиддханты . Мотилал Банарсидасс. стр. 384, 388–391. ISBN  978-81-208-1771-5 .
  51. ^ Jump up to: а б с Карин Шомер; WH Маклеод (1987). Санты: исследования религиозной традиции Индии . Мотилал Банарсидасс. стр. 57, 42–43, 140–141. ISBN  978-81-208-0277-3 .
  52. ^ Гэвин Д. Флуд (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. п. 127 . ISBN  978-0-521-43878-0 .
  53. ^ Джун МакДэниел (2004). Предложение цветов, кормление черепов: популярное поклонение богине в Западной Бенгалии . Издательство Оксфордского университета. стр. 98–99. ISBN  978-0-19-534713-5 .
  54. ^ Чивер Маккензи Браун (1998). Деви Гита: Песня Богини: перевод, аннотации и комментарии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 161–162, полный контекст и переводы: 150–163. ISBN  978-0-7914-3939-5 .
  55. ^ К. Маккензи Браун (2012). Песня Богини . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 18–23. ISBN  978-0-7914-8851-5 .

Источники

[ редактировать ]
Печатные источники
  • Апте, Ваман Шиврам (1965), Практический санскритский словарь , Дели: Motilal Banarsidass Publishers, ISBN  81-208-0567-4 (Четвертое исправленное и дополненное издание).
  • Басу, Асоке (июнь 2004 г.). «Адвайта Веданта и этика». Религия Востока и Запада (4): 91–105.
  • Далал, Нил (2009). «Созерцательная практика и текстовая активность в Адвайта Веданте». Метод и теория в изучении религии . 21 : 15–27. дои : 10.1163/157006809X416788 .
  • Дойч, Элиот (1973), Адвайта Веданта: философская реконструкция , Гавайский университет Press, ISBN  978-0-8248-0271-4
  • Фейерштейн, Георг (2001). Традиция йоги: ее история, литература, философия и практика . Прескотт, Аризона: Hohm Press. ISBN  1-890772-18-6 . (Полное издание, издание в новом формате).
  • Флад, Гэвин (1996), Введение в индуизм , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN  0-521-43878-0
  • Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д., ред. (2006), Энциклопедия индуизма , Издательство Infobase.
  • Майеда, Сенгаку (1992), «Введение в жизнь и мысли Шанкары», в Маеде, Сенгаку (редактор), « Тысяча учений: Упадешасахасри Шанкары» , State University of New York City Press, ISBN  0-7914-0944-9
  • Матилал, Бимал Кришна (2005), «Джняна», в Джонсе, Линдси (редактор), Энциклопедия религий Макмиллана , Макмиллан
  • Де Микелис, Элизабет (2005), История современной йоги , Континуум
  • Пулигандла, Рамакришна (1985). Джняна-йога — путь познания (аналитическая интерпретация) . Нью-Йорк: Университетское издательство Америки. ISBN  0-8191-4531-9 .
  • Пулигандла, Рамакришна (1997), Основы индийской философии , Нью-Дели: DK Printworld
  • Варенн, Жан; Дерек Колтман (1976). Йога и индуистская традиция . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN  0-226-85114-1 .
Веб-источники


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5852153c15bf9d8fae99ad05c829c872__1723680180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/72/5852153c15bf9d8fae99ad05c829c872.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jnana yoga - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)