Йога знаний

Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Джнана-йога ( ИАСТ : Джняна йога ), также известная как джняна марга ( jnāna mārga ), — один из трёх классических путей ( марг ) к мокше (освобождению). [ 1 ] [ 2 ] в индуизме , который подчеркивает «путь познания», [ 3 ] также известный как «путь самореализации». [ 4 ] Два других — это карма-йога (путь действия, карма-марга ) и бхакти-йога (путь любовной преданности личному богу, бхакти-марга ). [ 1 ] [ 5 ] [ 6 ] Современные интерпретации индуистских текстов привели к появлению таких систем, техник и формулировок, как раджа-йога и крия-йога . [ 7 ] [ 8 ]
Джняна -йога — это духовная практика, которая направлена на получение знаний с помощью таких вопросов, как «кто я, что я такое», среди других. [ 9 ] [ 10 ] Практикующий обычно учится с помощью гуру , медитирует, размышляет и достигает освобождающего понимания природы своего собственного Я (Атмана, души) и его связи с метафизической концепцией, называемой Брахманом в индуизме. [ 4 ] [ 11 ] [ 10 ] Идеи гьяна-марги обсуждаются в древних и средневековых индуистских писаниях и текстах, таких как Упанишады и Бхагавад-гита . [ 4 ] [ 12 ] [ 13 ]
Этимология
[ редактировать ]Джняна , иногда транскрибируемая как гьяан , означает « знание » на санскрите . [ 14 ] Корень jñā- родственен английскому слову Know , а также греческому γνώ- (как в γνῶσις gnosis ). Его антоним — аджнана «невежество».
Определение
[ редактировать ]Джнана — это знание, которое относится к любому когнитивному событию, которое является правильным и истинным с течением времени. В частности, это относится к знанию, неотделимому от совокупного опыта его объекта, особенно о реальности (нетеистические школы) или о высшем существе (теистические школы). [ 15 ] В индуизме именно знание дает мокшу , или духовное освобождение при жизни ( дживанмукти ) или после смерти ( видехамукти ). [ 5 ] Согласно Бималу Матилалу, гьяна-йога в Адвайта-веданте имеет как первичный, так и вторичный смысл своего значения, то есть «самосознание, осознание» в абсолютном смысле и относительное «интеллектуальное понимание» соответственно. [ 5 ]
По мнению Джонса и Райана, гьяну в контексте гьяна-йоги лучше понимать как «реализацию или гнозис», имея в виду «путь обучения», на котором человек познает единство между собой и высшей реальностью, называемое Брахманом в индуизме. Это объяснение можно найти в древних Упанишадах и Бхагавад-гите . [ 16 ]
Джняна йога – это путь к достижению гьяны . Это один из трех классических видов йоги, упомянутых в индуистской философии (два других — карма-йога и бхакти) . [ 5 ] В современных классификациях классическая йога , называемая раджа-йогой , упоминается как четвертая, расширение, введенное Свами Вивеканандой . [ 17 ]
Из трех различных путей к освобождению гьяна-марга и карма-марга являются более древними и восходят к литературе ведической эпохи. [ 6 ] [ 18 ] Все три пути доступны любому ищущему, выбранному на основе склонностей, способностей и личных предпочтений. [ 19 ] [ 20 ] и обычно элементы всех трех в разной степени практикуются многими индуистами. [ 6 ] [ 21 ]
Классическая йога делает упор на практике дхьяны (медитации), и это часть всех трех классических путей индуизма, включая гьяна-йогу . [ 5 ] [ 22 ] [ примечание 1 ] Путь познания предназначен для тех, кто предпочитает философские размышления, и требует изучения и медитации. [ 23 ] [ 20 ] [ 24 ]
Джнана йога призывает своих адептов думать и говорить о себе в третьем лице как способ дистанцироваться от Эго и отделить свое вечное «я» ( атман ) от тела, связанного с телом ( майя ). [ 25 ]
Упанишады
[ редактировать ]В Упанишадах гьяна -йога направлена на реализацию единства индивидуального «Я» (Атмана) и высшего «Я» (Брахмана). [ 26 ] Эти учения можно найти в ранних Упанишадах . [ 10 ] По словам Чамблисса, мистические учения этих Упанишад обсуждают «путь познания Самости», союз, осознание того, что Самость (Атман) и Брахман логичны. [ 27 ]
Учения Упанишад интерпретировались по-разному: от нетеистического монизма до теистического дуализма. [ 13 ] [ 28 ] В первом случае ритуалы не обязательны, и упор делается на путь самоанализа и медитации для правильного познания ( джняны ) себя. В последнем случае подчеркивается полное и правильное знание аватара Вишну, Шивы или Шакти (Богини). Во всех своих различных интерпретациях пути не обязательно исключают друг друга. Джнана -йог может также практиковать Карма-йогу или Бхакти-йогу, или и то, и другое, с разными уровнями акцента. [ 13 ] [ 28 ]
По мнению Роберта Розера, заповеди Джнана-йоги в индуизме, вероятно, были систематизированы примерно в 500 году до нашей эры, раньше, чем Карма-йога и Бхакти-йога . [ 29 ]
Бхагавад Гита
[ редактировать ]В Бхагавад-гите гьяна-йога также называется буддхи-йогой , и ее цель — самореализация. [ 30 ] В тексте джняна марга рассматривается как самая трудная, медленная, сбивающая с толку тех, кто предпочитает ее, поскольку она имеет дело с «бесформенной реальностью», авьяктой . Это путь, который предпочитают интеллектуально ориентированные люди. [ 31 ]
Глава 4 « Бхагавад-гиты» посвящена общему изложению джняна-йоги , а главы 7 и 16 обсуждают ее теологические и аксиологические аспекты. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ] Кришна говорит, что гьяна – это чистейшее открытие своего Атмана :
Воистину, здесь нет ничего более чистого, чем знание. Со временем тот, кто достиг совершенства в йоге, находит это в своем собственном Атмане.
- Бхагавад Гита 4.38 , Переводчик: Джинин Д. Фаулер [ 35 ]
Традиции
[ редактировать ]Философ Адвайты рассматривал знание только Ади Шанкара придавал первостепенное значение гьяна-йоге для «познания Абсолюта» ( Брахмана ), тогда как Вишиштадвайты комментатор Рамануджар как условие преданности. [ 3 ]
Классическая Адвайта Веданта
[ редактировать ]Поведение
[ редактировать ]Классическая Адвайта Веданта подчеркивает путь Джнана Йоги для достижения мокши . Оно состоит из четырёх частей отношения, [ 36 ] или поведенческие качества: [ 37 ] [ 38 ]
- Различение ( Nityānityavastu viveka (नित्यानित्य उध्त विवेकम्), или просто вивека ) — Способность правильно различать ( вивека ) между неизменным, постоянным, вечным ( нитья ) и изменяющимся, преходящее, временное ( анитья ).
- Бесстрастие к плодам ( Ihāmutrārtha phala bhoga virāga (Ihāmutrārtha phala bhoga virāga), или просто вайрагья ) — бесстрастное безразличие ( вайрагья ) к плодам, к наслаждениям предметами ( артха-пхала бхога ) или к иным мирам ( амутра ) после перерождения.
- Шесть добродетелей ( Шамади шатка сампатти (Shamādi шатка сампатти), или просто сасампат ) —
- Шама , умеренность ума
- Дама , воздержание органов чувств (добровольное самоограничение). [ примечание 2 ] )
- Упарати – отстранение ума от чувственных объектов. [ примечание 3 ]
- Титикша , терпение
- Шраддха , вера
- Самадхана , концентрация ума
- Стремление, тоска ( Мумукшутва (Mumukṣutvam)) — сильное стремление к мокше из состояния невежества. [ 36 ]
Практики
[ редактировать ]Джнянайога для адвайтинистов состоит из трёх практик: [ 38 ] шравана (слушание), манана (мышление) и нидидхьясана (медитация). [ 42 ] Эта трехэтапная методология основана на учении главы 4 Брихадараньяка -упанишады : [ 43 ] [ 44 ]
- Шравана буквально означает слушание и в широком смысле относится к восприятию и наблюдениям, обычно при помощи консультанта или учителя ( гуру ). [ 45 ] в котором Адвайтин слушает и обсуждает идеи, концепции, вопросы и ответы. [ 42 ] [ 43 ]
- Манана относится к обдумыванию этих дискуссий и созерцанию различных идей, основанных на свадхьяе и шраване . [ 43 ] [ 45 ] [ 46 ]
- Нидидхьясана относится к медитации, [ сеть 1 ] осознание и последующее убеждение в истинах, недвойственности и состоянии, в котором происходит слияние мысли и действия, знания и бытия. [ 47 ] [ 43 ]
Считается , что эти практики с помощью гуру приводят к правильному знанию, которое разрушает авидью , психологические ошибки и ошибки восприятия, связанные с Атманом и Брахманом. [ 48 ]
Шиваизм
[ редактировать ]И теистическое, и монистическое направления шиваизма включают идеи гьяна-йоги , наряду с идеями, связанными с карма-йогой , а в случае шайва-сиддханты — идеи, связанные с бхакти-йогой . Традиции шиваизма не считают отречение необходимым для практики гьяна-йоги, оставляя аскетический образ жизни йогов необязательным. [ 49 ] Согласно традициям Шайвы, духовность можно развивать наряду с активной жизнью ( кармой ), и считается, что это не мешает человеку двигаться к самореализации (Шиве внутри). Традиции опираются на эту интеграцию карма-йоги с гьяна-йогой, например, ставя повседневное поведение и деятельность, совершаемую по собственному выбору и когда в ней нет необходимости, как более высокие в духовном плане, чем деятельность, которая является импульсивной или вынужденной. [ 49 ]
Методика шраваны, мананы и нидидхьясаны, подобная Адвайта Веданте, также встречается в различных традициях шиваизма. Однако ништха или самадхи . в методологии Шайвы иногда добавляются [ 50 ] Медитативные аспекты шиваизма сосредоточены на форме ниргуна Высшей Реальности (Шивы). [ 51 ]
Вайшнавизм
[ редактировать ]Тексты Панчаратры идей ( агамы ) вайшнавизма , наряду с его традицией Бхагаваты (Кришна, Рама, Вишну), находятся под сильным влиянием гьяна-йоги Упанишад. [ 51 ] Однако вайшнавизм также включает в себя концепции бхакти-йоги о любовной преданности божественному Высшему, лично выбранному преданным, в форме сагуна , как в стилях молчаливой медитации, так и в музыкальных выразительных стилях. [ 51 ]
Цель гьяна-йоги в вайшнавах отличается от целей других школ. Адвайта, например, рассматривает гьяна-йогу как путь к недвойственному самопознанию и мокше. Вайшнавизм, напротив, считает это условием преданности. [ 52 ]
Шактизм
[ редактировать ]Литература шактизма о богине, такая как Куларнава-тантра, подчеркивает, что джняна марга важна для освобождения. Он различает два вида джняны : один называет знанием, исходящим из текстов Агамы, а другой называет вивекой (прозрением). Литература шактизма затем добавляет, что оба ведут к познанию Брахмана, но первый находится в форме звука ( шабдабрахман ), тогда как прозрение изнутри является окончательной истиной ( парабрахман ). [ 53 ]
Некоторые шактистские тексты, такие как Сита-упанишада , сочетают йогу действия и знания как путь к освобождению. Дэви Гита , классический текст шактизма, посвящает 4-ю главу Джнана-йоге , утверждая, что Джнана-йог понимает и осознаёт, что нет никакой разницы между индивидуальной душой и ею самой как высшим Я. [ 54 ] Обсуждение Джнана-йоги продолжается в последующих главах Деви-Гиты . [ 55 ]
См. также
[ редактировать ]- преданная йога
- Алмазная Сутра Совершенство Мудрости
- Рамана Махарши
- Йога Васиштха
- Йога-сутры Патанджали.
Примечания
[ редактировать ]- ^ См., например, HWL Poonja , который считал, что одного знания достаточно для освобождения.
- ^ Примеры самоограничений, упомянутых в индуистских текстах: нужно воздерживаться от любого насилия, которое причиняет вред другим, воздерживаться от начала или пропаганды обмана и лжи, воздерживаться от кражи чужой собственности, воздерживаться от сексуальной измены своему партнеру и воздерживаться от алчности. . [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
- ^ нивартитанаметешам тадвьятириктавишайебхья упараманамупаратиратхава вихитанам карманам видхина паритйагах [Ведантасара, 21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б П.Т. Раджу (1985). Структурные глубины индийской мысли . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 7–8 . ISBN 978-0-88706-139-4 .
- ^ Джинин Д. Фаулер (2012). Бхагавад-гита: текст и комментарии для студентов . Сассекс Академик Пресс. стр. 89–93. ISBN 978-1-84519-346-1 .
- ^ Jump up to: а б Наводнение 1996 , с. 127.
- ^ Jump up to: а б с Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен. стр. 321 , 93–94. ISBN 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Jump up to: а б с д и Матилал 2005 , с. 4928.
- ^ Jump up to: а б с Клаус К. Клостермайер (2007). Обзор индуизма: третье издание . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 119–120. ISBN 978-0-7914-7082-4 .
- ^ Родерик Хиндери (1978). Сравнительная этика в индуистской и буддийской традициях . Мотилал Банарсидасс. стр. 26–27. ISBN 978-81-208-0866-9 .
- ^ Джордж Д. Криссайдс (2012). Исторический словарь новых религиозных движений . Роуман и Литтлфилд. п. 285. ИСБН 978-0-8108-6194-7 .
- ^ Ричард Дьюи Манн (1984). Свет сознания: исследования трансперсональной психологии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 21–25. ISBN 978-0-87395-905-6 .
- ^ Jump up to: а б с [а] Рави Дикема (2011). Йога для фитнеса и здоровья . Сенгаге. стр. 10–11. ISBN 978-0-8400-4811-0 . ;
[б] Орландо О. Эспин; Джеймс Б. Николофф (2007). Вводный словарь теологии и религиоведения . Литургическая пресса. п. 676. ИСБН 978-0-8146-5856-7 . ;
[с] Джон М. Ректор (2014). Спектр объективации . Издательство Оксфордского университета. стр. 198–201. ISBN 978-0-19-935542-6 . - ^ Стивен Филлипс (2009). Йога, карма и перерождение: краткая история и философия . Издательство Колумбийского университета. стр. 178–182. ISBN 978-0-231-14485-8 .
- ^ Жан Варенн (1989). Йога и индуистская традиция . Мотилал Банарсидасс. п. 234. ИСБН 978-81-208-0543-9 .
- ^ Jump up to: а б с Рой В. Перретт (2012). Индийская философия религии . Спрингер Наука. стр. 44–51. ISBN 978-94-009-2458-1 .
- ^ Апте 1965 , с. 457.
- ^ «Джняна (индийская религия) — Интернет-энциклопедия Britannica» . Britannica.com . Проверено 15 мая 2012 г.
- ^ Джонс и Райан 2006 , стр. 2, 215.
- ^ Де Мишелис 2005 .
- ^ Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. п. 48. ИСБН 978-1-898723-93-6 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. стр. 371–373. ISBN 978-1-898723-93-6 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Jump up to: а б М.В. Надкарни (2016). Бхагавад-Гита для современного читателя: история, интерпретации и философия . Тейлор и Фрэнсис. стр. 45–46. ISBN 978-1-315-43898-6 .
- ^ Джинин Д. Фаулер (2012). Бхагавад-гита: текст и комментарии для студентов . Сассекс Академик Пресс. стр. xxviii, XL – xliv. ISBN 978-1-84519-346-1 .
- ^ Джонс и Райан 2006 , с. 73.
- ^ Джинин Д. Фаулер (2002). Перспективы реальности: введение в философию индуизма . Сассекс Академик Пресс. стр. 334–335, 371–373. ISBN 978-1-898723-93-6 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Юврадж Кришан (1997). Учение о карме: ее происхождение и развитие в брахманической, буддийской и джайнской традициях . Бхаратия Видья Бхаван. стр. 112–114. ISBN 978-81-208-1233-8 .
- ^ «Что такое Майя?» . Древо желаний ИСККОН | ИДТ . 28 января 2011 года . Проверено 3 ноября 2020 г. .
- ^ Джонс и Райан 2006 , с. 511.
- ^ Джей Джей Чамблисс (2013). Философия образования: Энциклопедия . Рутледж. п. 271. ИСБН 978-1-136-51168-4 .
- ^ Jump up to: а б В. Хорош; Тэд Клементс (2012). Религия и человеческие цели: междисциплинарный подход . Спрингер Наука. стр. 257–258. ISBN 978-94-009-3483-2 .
- ^ Роберт В. Розер (2005), Введение в созерцательные психологические взгляды индуистской Индии на мотивацию, самость и развитие, в М.Л. Маере и С. Карабенике (ред.), Достижения в области мотивации и достижений , Том 14: Религия и мотивация, Амстердам: Эльзевир, ISBN 978-07623-12-597 , стр. 305-308.
- ^ М.В. Надкарни (2016). Бхагавад-Гита для современного читателя: история, интерпретации и философия . Тейлор и Фрэнсис. п. 266. ИСБН 978-1-315-43898-6 .
- ^ Экнат Ишваран (2011). Сущность Бхагавад-гиты: современное руководство по йоге, медитации и индийской философии . Нилгири Пресс. стр. 118, 281. ISBN. 978-1-58638-068-7 .
- ^ Джинин Д. Фаулер (2012). Бхагавад-гита: текст и комментарии для студентов . Сассекс Академик Пресс. стр. 72–90. ISBN 978-1-84519-346-1 .
- ^ Уинтроп Сарджант (2009). Кристофер Ки Чаппл (ред.). Бхагавад-гита: издание к двадцать пятой годовщине . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. xiii–xvii, xxviii–xxix, 223–241, 610–612. ISBN 978-1-4384-2842-0 .
- ^ Кэтрин А. Робинсон (2014). Интерпретации Бхагавад-гиты и образы индуистской традиции: Песня Господа . Тейлор и Фрэнсис. стр. 50–57, 117–119. ISBN 978-1-134-27891-6 .
- ^ Джинин Д. Фаулер (2012). Бхагавад-гита: текст и комментарии для студентов . Сассекс Академик Пресс. п. 89. ИСБН 978-1-84519-346-1 .
- ^ Jump up to: а б Махарадж, А. (2014). «Шри Харша против Гегеля: монизм, скептический метод и пределы разума» . Философия Востока и Запада . 64 (1). Издательство Университета Джонса Хопкинса: 88, контекст: стр. 82–108. дои : 10.1353/pew.2014.0010 . S2CID 170532752 .
- ^ Пулигандла 1997 , с. 251-254.
- ^ Jump up to: а б Лиза С. Дэвис (2010). Адвайта Веданта и дзен-буддизм: деконструктивные способы духовного исследования . Академик Блумсбери. стр. 38–39. ISBN 978-0-8264-2068-8 .
- ^ Хайм, М. (2005), Дифференциации в индуистской этике, в Уильяме Швейкере (редактор), Блэквеллский спутник религиозной этики, ISBN 0-631-21634-0 , глава 35, стр. 341-354.
- ^ Джеймс Лохтефельд, Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Rosen Publishing, Нью-Йорк, ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 777
- ^ Рао, GH (1926), Основы индуистской этики, Международный журнал этики, 37 (1), стр. 19-35.
- ^ Jump up to: а б Майеда 1992 , с. XVIII.
- ^ Jump up to: а б с д К. Рамакришна Рао; Ананд К. Паранджпе (2015). Психология в индийской традиции . Спрингер. стр. 6–7, 177–178, 215. ISBN. 978-81-322-2440-2 .
- ^ Джон А. Граймс (1996). Краткий словарь индийской философии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 98–99. ISBN 978-0-7914-3067-5 .
- ^ Jump up to: а б Немецкий, 1973 , стр. 106–110.
- ^ Роберт П. Вакслер; Морин П. Холл (2011). Преобразование грамотности: изменение жизни посредством чтения и письма . Изумруд. стр. 105–106. ISBN 978-0-85724-628-8 .
- ^ Далал 2009 , с. 16.
- ^ Шанкарачарья; Сенгаку Маеда (2006). Тысяча учений: Упадешасахасри Шанкары . СУНИ Пресс. стр. 78–79. ISBN 978-8120827714 .
- ^ Jump up to: а б К. Сивараман (1973). Шиваизм в философской перспективе: исследование формирующих концепций, проблем и методов Шайва-сиддханты . Мотилал Банарсидасс. стр. 371, 392–397. ISBN 978-81-208-1771-5 .
- ^ К. Сивараман (1973). Шиваизм в философской перспективе: исследование формирующих концепций, проблем и методов Шайва-сиддханты . Мотилал Банарсидасс. стр. 384, 388–391. ISBN 978-81-208-1771-5 .
- ^ Jump up to: а б с Карин Шомер; WH Маклеод (1987). Санты: исследования религиозной традиции Индии . Мотилал Банарсидасс. стр. 57, 42–43, 140–141. ISBN 978-81-208-0277-3 .
- ^ Гэвин Д. Флуд (1996). Введение в индуизм . Издательство Кембриджского университета. п. 127 . ISBN 978-0-521-43878-0 .
- ^ Джун МакДэниел (2004). Предложение цветов, кормление черепов: популярное поклонение богине в Западной Бенгалии . Издательство Оксфордского университета. стр. 98–99. ISBN 978-0-19-534713-5 .
- ^ Чивер Маккензи Браун (1998). Деви Гита: Песня Богини: перевод, аннотации и комментарии . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 161–162, полный контекст и переводы: 150–163. ISBN 978-0-7914-3939-5 .
- ^ К. Маккензи Браун (2012). Песня Богини . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 18–23. ISBN 978-0-7914-8851-5 .
Источники
[ редактировать ]- Печатные источники
- Апте, Ваман Шиврам (1965), Практический санскритский словарь , Дели: Motilal Banarsidass Publishers, ISBN 81-208-0567-4 (Четвертое исправленное и дополненное издание).
- Басу, Асоке (июнь 2004 г.). «Адвайта Веданта и этика». Религия Востока и Запада (4): 91–105.
- Далал, Нил (2009). «Созерцательная практика и текстовая активность в Адвайта Веданте». Метод и теория в изучении религии . 21 : 15–27. дои : 10.1163/157006809X416788 .
- Дойч, Элиот (1973), Адвайта Веданта: философская реконструкция , Гавайский университет Press, ISBN 978-0-8248-0271-4
- Фейерштейн, Георг (2001). Традиция йоги: ее история, литература, философия и практика . Прескотт, Аризона: Hohm Press. ISBN 1-890772-18-6 . (Полное издание, издание в новом формате).
- Флад, Гэвин (1996), Введение в индуизм , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, ISBN 0-521-43878-0
- Джонс, Констанс; Райан, Джеймс Д., ред. (2006), Энциклопедия индуизма , Издательство Infobase.
- Майеда, Сенгаку (1992), «Введение в жизнь и мысли Шанкары», в Маеде, Сенгаку (редактор), « Тысяча учений: Упадешасахасри Шанкары» , State University of New York City Press, ISBN 0-7914-0944-9
- Матилал, Бимал Кришна (2005), «Джняна», в Джонсе, Линдси (редактор), Энциклопедия религий Макмиллана , Макмиллан
- Де Микелис, Элизабет (2005), История современной йоги , Континуум
- Пулигандла, Рамакришна (1985). Джняна-йога — путь познания (аналитическая интерпретация) . Нью-Йорк: Университетское издательство Америки. ISBN 0-8191-4531-9 .
- Пулигандла, Рамакришна (1997), Основы индийской философии , Нью-Дели: DK Printworld
- Варенн, Жан; Дерек Колтман (1976). Йога и индуистская традиция . Чикаго: Издательство Чикагского университета. ISBN 0-226-85114-1 .
- Веб-источники