Мизрахи евреи
יהודים מזרחיםМизрахи евреи | |
---|---|
Языки | |
Традиционный: Иврит , ассирийский неоарамейский , бухарский , иудео-арабский , иудео-берберский , иудео-арамейский , иудео-малаяламский , иудео-маратхи , иудео-грузинский , иудео-татский , иудео-иранский ( иудео-персидский ), иудео-урду , сирийский Современный: Израильский иврит , мизрахи иврит (литургический), французский , английский , русский , арабский , грузинский , турецкий и азербайджанский. | |
Религия | |
иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
евреи-сефарды , евреи-ашкенази , представители других еврейских этнических групп и самаритяне ; различные этнические группы Ближнего Востока |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Евреи-мизрахи ( иврит : יהודי המיזראח ), также известные как Мизрахим ( מזרחים ) или Мизрахи ( מזרהי ) и альтернативно называемые восточными евреями или Эдот ха-Мизрах ( אדות-המיעזראח ) , букв. « Сообщества Востока » ), [ 1 ] — термины, используемые в израильском дискурсе для обозначения группы еврейских общин , живших в мусульманском мире . Мизрахи – политический социологический термин, который был придуман вместе с созданием Государства Израиль . На иврите оно переводится как «житель Востока». [ 2 ] [ 3 ]
Термин «мизрахи» почти исключительно применяется к потомкам еврейских общин из Северной Африки и Азии ; в том числе йеменские евреи , курдские евреи , турецкие евреи , египетские евреи , сирийские евреи , ливанские евреи , иракские евреи , иорданские евреи , евреи Саудовской Аравии , евреи Эмиратов , кувейтские евреи , евреи Бахрейна , катарские евреи , евреи Омана , алжирские евреи , ливийские евреи , Марокканские евреи , тунисские евреи , иранские евреи , бухарские евреи , афганские евреи и горские евреи . [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Грузинские евреи и индийские евреи , хотя и не жили в странах с мусульманским большинством, также подпадают под категорию мизрахи. [ 8 ] [ 9 ]
Эти различные еврейские общины были впервые официально сгруппированы в одно четко различимое подразделение во время Второй мировой войны , когда они были четко обозначены в Плане одного миллиона Еврейского агентства для Израиля , в котором подробно описывались методы, с помощью которых евреи диаспоры должны были быть возвращены в Израиль. Земля Израиля (тогда находившаяся под британским мандатом на Палестину ) после Холокоста . [ 10 ]
Ранней культурной общностью южных и восточных евреев были евреи-сефарды . До создания Государства Израиль в 1948 году различные нынешние общины евреев-мизрахи не идентифицировали себя как особую еврейскую подгруппу. [ 5 ] [ 11 ] и многие считали себя сефардами, поскольку они в основном следовали сефардским обычаям и традициям с иудаизма местными вариациями минхагим . Первоначальная еврейская община сефардов сформировалась в Испании и Португалии , и после их изгнания в 1492 году многие сефарды поселились в районах, где уже существовали общины мизрахи. [ 5 ] Эта сложная этнография привела к смешению терминов, особенно в официальной израильской этнической и религиозной терминологии, при этом сефарды используются в широком смысле, включая евреев Ближнего Востока и Северной Африки, а также собственно сефардов из Южной Европы вокруг Средиземноморского бассейна . [ 11 ] [ 12 ] [ 5 ] Главный раввинат Израиля передал раввинов происхождения Мизрахи в Израиле под юрисдикцию главных раввинов сефардов. [ 12 ]
После Первой арабо-израильской войны более 850 000 евреев-мизрахи и сефардов были изгнаны или эвакуированы из арабских стран и стран с мусульманским большинством в период с 1948 по начало 1980-х годов. [ 13 ] [ 14 ] Статистика 2018 года показала, что 45% израильтян-евреев идентифицируют себя как мизрахи или сефарды . [ 15 ]
Терминология
[ редактировать ]Мизрахи буквально переводится как «Восточный», «Восточный». מזרח Мизрах , на иврите « восток ». В прошлом слово Мизрахим , соответствующее арабскому слову Машрикиюн ( араб . مشريقيون , «жители Востока»), относилось к уроженцам Турции, Ирака и других азиатских стран, в отличие от жителей Северной Африки ( Магрибийюн ). В средневековье и в начале нового времени соответствующее еврейское слово маарав ( מערב ) использовалось для обозначения Северной Африки. во времена Талмуда и Геона Однако это слово маарав относилось к земле Израиля, в отличие от Вавилонии . По этой причине многие [ ВОЗ? ] возражают против использования Мизрахи для включения марокканских и других североафриканских евреев.
В прошлом термин Мизрахи произошел от еврейского перевода. [ 16 ] восточноевропейских евреев с немецкой фамилией Остюден , [ 17 ] [ 18 ] как видно из Движения Мизрахи , Банка Мизрахи и ХаПоэль ХаМизрахи . [ 16 ] В 1940-е годы, до создания Израиля, демограф Роберто Бачи использовал категории «мизрахим» и « ашкензим » в своей этнической ишува классификации . [ 19 ] В 1950-х годах евреев, выходцев из перечисленных выше общин, называли просто и называли евреями ( Яхуд , يهود по-арабски), и чтобы отличить их от еврейских субэтносов, израильские чиновники, которые сами были в основном восточноевропейскими евреями, переводили это название им, хотя большинство этих иммигрантов прибыли из земель, расположенных дальше на запад, чем Центральная Европа. [ 20 ] [ 21 ] Впоследствии Мизрахи входит в число фамилий, которые израильтяне чаще всего меняют. [ 22 ] и многие учёные, в том числе Авшалом Кор , [ 23 ] утверждают, что передача имени Мизрахим была формой ориентализма [ 24 ] по отношению к восточным евреям, подобно тому, как Вестьюден назвал Остьюден «вторым классом» и исключил их из возможных властных позиций. [ 25 ] [ 26 ]
Использование термина Мизрахим или Эдот Хамизрах ( עדות־המזרח ), восточные общины, выросло в Израиле в условиях встречи волн еврейских иммигрантов из Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, Кавказа и Центральной Азии, последователей ашкеназских, сефардских и теманских (йеменских) обрядов. В современном израильском использовании это слово относится ко всем евреям из стран Центральной и Западной Азии, многие из которых являются арабоязычными странами с мусульманским большинством. Этот термин стал широко использоваться активистами Мизрахи в начале 1990-х годов. С тех пор в Израиле это стало общепринятым полуофициальным обозначением и обозначением в средствах массовой информации. [ 27 ]
До создания государства Израиль евреи-мизрахи не идентифицировали себя как отдельную еврейскую подгруппу. Вместо этого евреи-мизрахи обычно характеризовали себя как сефарды , поскольку они следуют обычаям и традициям сефардского иудаизма (но с некоторыми различиями среди минхагских «обычаев» отдельных общин). Это привело к смешению терминов, особенно в Израиле и в религиозном использовании, при этом слово «сефарды» используется в широком смысле и включает евреев-мизрахи, североафриканских евреев, а также собственно сефардов. С точки зрения официального израильского раввината, любые раввины мизрахи в Израиле находятся под юрисдикцией главного сефардского раввина Израиля . [ нужна ссылка ]
Сами Майкл отвергает термины «мизрахим» и «эдот ха-мизрах» , утверждая, что это вымышленная идентичность, выдвинутая Мапай, чтобы сохранить «конкурента» ашкенази и помочь им оттеснить мизрахим ниже по социально-экономической лестнице и позади них, чтобы они не когда-либо соответствовать израильской элите европейского еврейского происхождения. [ 28 ] Он также выступает против манеры Мапай называть всех восточных евреев «одним народом» и стирать их уникальную и индивидуальную историю как отдельных общин; он говорит, что задается вопросом, почему настоящие жители Востока его времени, которые были восточноевропейскими еврейскими крестьянами из деревень, не были названы «мизрахи» в Израиле, несмотря на то, что они соответствовали этому больше, чем восточные евреи, которых так называли. Майкл также против включения восточных еврейских общин, которые не происходят от евреев-сефарадов израильскими политиками , в число «сефарадим», называя это «исторически неточным». Он также утверждает, что его работы как автора всегда называют «этническими», в то время как работы европейских евреев, даже если они историчны по тематике, таковыми не являются из-за расизма. [ 28 ]
Большинство активистов «Мизрахи» на самом деле были выходцами из североафриканских еврейских общин, традиционно называемых «жителями Запада» ( Магриби ), а не «жителями Востока» ( Машреки ). Евреи, эмигрировавшие в Палестину из Северной Африки в XIX веке и ранее, в 1860 году основали свою собственную политическую и религиозную организацию, действовавшую в Иерусалиме , под названием « Совет западной еврейской диаспоры » ( иврит : ועד העדה המערבית בירושלים ). Многие евреи, происходящие из арабских и мусульманских стран, сегодня отвергают общее описание Мизрахи (или любое другое) и предпочитают называть себя страной своего происхождения или страной своих непосредственных предков, например, «марокканский еврей», или предпочитают использовать старое определение. термин сефарды в его более широком значении. [ 29 ]
Обозначения религиозных обрядов
[ редактировать ]Сегодня многие идентифицируют евреев неашкеназского обряда как сефардов – на современном иврите сфарадим – смешивая наследственное происхождение и религиозный обряд. Это более широкое определение «сефардов», включающее всех или большинство евреев-мизрахи, также распространено в еврейских религиозных кругах. В течение прошлого столетия сефардский обряд впитал в себя часть уникального обряда йеменских евреев , [ нужна ссылка ] а в последнее время религиозные лидеры Бета Исраэль в Израиле также присоединились к общинам сефардского обряда, [ нужна ссылка ] особенно после неприятия их еврейства некоторыми кругами ашкенази.
Причина такой классификации всех мизрахимов по сефардскому обряду заключается в том, что большинство общин мизрахи используют во многом те же религиозные ритуалы, что и собственно сефарды, по историческим причинам. Распространенность сефардского обряда среди мизрахимов частично является результатом присоединения собственно сефардов к некоторым общинам мизрахи после Указа Альгамбры 1492 года , изгнавшего евреев из Сефарада ( Испания и Португалия ). За последние несколько столетий ранее самобытные обряды общин мизрахи подверглись влиянию, наложились на них или были полностью заменены обрядами сефардов, которые считались более престижными. Еще до этой ассимиляции первоначальный обряд многих еврейских восточных общин уже был ближе к сефардскому обряду, чем к ашкеназскому. По этой причине «сефарды» стали означать не только «испанских евреев», но и «евреев испанского обряда», точно так же, как « ашкенази » используется для обозначения «евреев немецкого обряда», независимо от того, происходят ли их семьи из Германия.
Многие из евреев-сефардов, изгнанных из Испании, в большем или меньшем количестве переселились в арабский мир , например, в Сирию и Марокко. В Сирии большинство из них в конечном итоге вступили в брак и ассимилировались с более крупными общинами Мустарабим и Мизрахим. В некоторых странах Северной Африки, таких как Марокко, евреи-сефарды прибыли в больших количествах и настолько внесли свой вклад в еврейские поселения, что ранее существовавшие евреи были ассимилированы недавно прибывшими евреями-сефардами. В любом случае, эта ассимиляция в сочетании с использованием сефардского обряда привела к популярному обозначению и объединению большинства неашкеназских еврейских общин из Западной Азии и Северной Африки как «сефардского обряда», независимо от того, произошли ли они от испанских евреев или нет. Именно это правильно подразумевают термины «евреи-сефарды» и «сфарадим», когда они используются в этническом, а не в религиозном смысле.
В некоторых арабских странах, таких как Египет и Сирия, евреи-сефарды, прибывшие через Османскую империю, отличались от уже утвердившихся мустарабимов, в то время как в других, таких как Марокко и Алжир, эти две общины в основном состояли в смешанных браках, причем последняя включала в себя сефардов. обычаев и, таким образом, образуя единое сообщество.
Язык
[ редактировать ]арабский
[ редактировать ]В арабском мире (например, в Марокко, Алжире, Тунисе, Ливии, Египте, Йемене, Саудовской Аравии, Иордании, Ливане, Сирии и Иракском Курдистане) мизрахимы чаще всего говорят по-арабски . [ 1 ] Большинство известных философских, религиозных и литературных произведений евреев Испании, Северной Африки и Азии были написаны на арабском языке с использованием модифицированного еврейского алфавита .
арамейский
[ редактировать ]Арамейский язык относится к семитской группе языков. Определенные разновидности арамейского языка идентифицируются как « еврейские языки », поскольку они являются языками основных еврейских текстов, таких как Талмуд и Зоар , а также многих ритуальных чтений, таких как Кадиш . Традиционно арамейский язык был языком талмудических дебатов в ешивах , поскольку многие раввинские тексты написаны на смеси иврита и арамейского языка. Нынешний еврейский алфавит , известный как «ассирийское письмо» или «квадратное письмо», на самом деле был заимствован из арамейского языка.
В Курдистане , регионе, который включает части Турции , Сирии , Ирака и Ирана , язык мизрахимов является вариантом арамейского языка. [ 1 ] На языке евреев курдских иудео-арамейские языки являются неоарамейскими языками, произошедшими от еврейского вавилонского арамейского языка . Они связаны с христианскими арамейскими диалектами, на которых говорят ассирийцы , которые являются сирийскими христианами , заявляющими о своем происхождении из Ассирии , одной из древнейших цивилизаций в мире, возникшей в 2500 году до нашей эры в древней Месопотамии . [ 30 ]
Персидский и другие языки и диалекты
[ редактировать ]Среди других языков, связанных с Мизрахимом, есть иудео-иранские языки, такие как иудео-персидский , бухорский диалект , иудео-татский и курдский языки ; грузинский ; Иудео-маратхи и иудео-малаялам . Бухарские евреи из разных стран Центральной Азии и горские евреи , проживающие в Азербайджане, также широко владеют русским языком из-за бывшего статуса некоторых из этих стран как республик Советского Союза под колониальным управлением.
История
[ редактировать ]Еврейская диаспора на Ближнем Востоке за пределами Земли Израиля возникла в VI веке до нашей эры, во время вавилонского плена . [ 31 ] что также заставило некоторых евреев бежать в Египет. [ 32 ] Другими регионами ранней диаспоры на Ближнем Востоке и в Северной Африке были Персия , Йемен. [ 33 ] и Кирена . [ 34 ]
Когда в 7 веке нашей эры ислам начал распространяться, евреи, жившие под властью мусульман, стали зимми . Поскольку евреев считали « людьми Книги », им разрешалось исповедовать свою религию, но они имели более низкий статус в исламском обществе. [ 35 ] Несмотря на то, что евреи на Ближнем Востоке и в Северной Африке сформировали сильную привязанность к регионам, в которых они жили, [ 36 ] их рассматривали как сообщество, явно отличающееся от других сообществ. [ 36 ] [ 37 ] Например, в то время как евреи Мустаараби в арабском мире находились под влиянием местной культуры, например, они начали говорить на различных вариантах арабского языка. [ 38 ] и ели свои версии одной и той же еды, [ 39 ] они не приняли арабскую идентичность. Вместо этого евреи в арабском мире считали себя (в том числе тех, кто имел семейное происхождение новообращенными) и считались, по сути, частью более широкого коллектива еврейского народа, и они сохраняли свою идентичность как потомки древних израильских племен. [ 36 ]
Некоторые мизрахимы мигрировали в Индию , Среднюю Азию и на Кавказ . [ 1 ]
Расселение после 1948 года
[ редактировать ]Часть серии о |
Исход евреев из мусульманского мира |
---|
Фон |
Антисемитизм в арабском мире |
Исход по странам |
Воспоминание |
Связанные темы |
После создания Государства Израиль и последующей арабо-израильской войны 1948 года большинство мизрахимов были либо изгнаны своими арабскими правителями, либо решили уйти и эмигрировать в Израиль. [ 40 ] [ 41 ] Согласно Статистическому обзору Израиля за 2009 год, 50,2% израильских евреев имеют мизрахи или сефардское происхождение. [ 42 ]
Антиеврейские действия арабских правительств в 1950-х и 1960-х годах в контексте основания Государства Израиль привели к отъезду большого числа евреев-мизрахи с Ближнего Востока и Северной Африки. [ нужна ссылка ] Исход 25 000 евреев-мизрахи из Египта после Суэцкого кризиса 1956 года привел к тому, что подавляющее большинство евреев-мизрахи покинули арабские страны. [ нужна ссылка ] Они стали беженцами . Большинство уехало в Израиль. Многие марокканские и алжирские евреи уехали во Францию. Тысячи ливанских, сирийских и египетских евреев эмигрировали в США, Бразилию, Аргентину, Мексику и другие страны Америки. [ нужна ссылка ]
Сегодня около 40 000 мизрахимов все еще остаются в общинах, разбросанных по всему неарабскому мусульманскому миру , в первую очередь в Иране, а также в Узбекистане, Азербайджане и Турции. [ 43 ] [ нужен лучший источник ] В арабском мире осталось немного магрибимов. Около 3000 остаются в Марокко и 1100 в Тунисе. [ 44 ] В других странах, где сохранились остатки древних еврейских общин с официальным признанием, таких как Ливан, проживает 100 или меньше евреев. Продолжается поток эмиграции, в основном в Израиль и США.
Мемориал в Израиле
[ редактировать ]9 мая 2021 года на набережной Шеровер в Иерусалиме был установлен первый в Израиле физический памятник исходу и изгнанию евреев из арабских земель и Ирана. Он назван Мемориалом отъезда и изгнания в соответствии с законом Кнессета о ежегодном признании еврейского опыта, проводимом ежегодно 30 ноября. [ 45 ]
Текст на Мемориале гласит;
«С рождением Государства Израиль более 850 000 Евреи были изгнаны из арабских земель и Ирана. Отчаявшихся беженцев приветствовал Израиль.
Согласно Акту Кнессета: 30 ноября ежегодно является День памяти отъезда и изгнания. Мемориал, подаренный Американским еврейским обществом охраны исторического наследия. При поддержке Всемирной федерации сефардов, города Иерусалима и Иерусалимского фонда».
Скульптура является интерпретативной работой Сэма Филиппа, иерусалимца в пятом поколении.
Поглощение израильским обществом
[ редактировать ]Бегство в Израиле не обошлось без трагедий: «За поколение или два тысячелетия укоренившейся восточной цивилизации, единой даже в своем многообразии», были уничтожены, пишет ученый-мизрахи Элла Шохат . [ 46 ] Травма разрыва со странами их происхождения еще больше осложнялась трудностью перехода по прибытии в Израиль; Иммигрантов и беженцев-мизрахи размещали в рудиментарных и наспех возведенных палаточных городках ( маабарот ), часто в развивающихся городах на периферии Израиля. Поселение в мошавимах (кооперативных фермерских деревнях) было успешным лишь частично, поскольку мизрахимы исторически занимали нишу ремесленников и торговцев, и большинство из них традиционно не занимались сельскохозяйственными работами. Поскольку большинство из них оставили свою собственность в своих родных странах по пути в Израиль, многие из них пережили серьезное снижение своего социально-экономического статуса, усугубленное их культурными и политическими различиями с доминирующей общиной ашкенази. политика жесткой экономии Кроме того, из-за экономических трудностей в то время проводилась .
Прибыли иммигранты-мизрахи, говорящие на многих языках:
- многие, особенно выходцы из Северной Африки и Плодородного полумесяца , говорили на арабских диалектах;
- выходцы из Ирана говорили на персидском и различных иудео-иранских языках;
- Горские евреи Азербайджана и Дагестана говорили на иудео-татском языке;
- Багдадские евреи из Индии говорили по-английски;
- Бухарские евреи из разных стран Средней Азии (прежде всего Узбекистана) говорили на бухорском диалекте;
- Малабарские евреи из Кералы , Индия , прибыли, говоря на иудео-малаялам .
- Бене Исраэль из Махараштры , Индия, прибыли, говоря на маратхи.
Мизрахим из других мест принес с собой грузинский, иудео-грузинский и другие языки. Исторически иврит был языком только молитв для большинства евреев, не живших в Израиле, включая мизрахим. Таким образом, с приходом в Израиль мизрахимы сохранили культуру, обычаи и язык, отличные от своих собратьев-ашкенази. Коллективная оценка Мизрахима (около 2018 г.) составляет 4 000 000 человек. [ 47 ]
Диспропорции и интеграция
[ редактировать ]Культурные различия между евреями-мизрахи и евреями-ашкенази влияли на степень и скорость ассимиляции в израильское общество, и иногда разрыв между евреями Восточной Европы и Ближнего Востока был довольно резким. Сегрегация, особенно в сфере жилья, с годами ограничивала возможности интеграции. [ 48 ] Смешанные браки между ашкенази и мизрахимами становятся все более распространенными в Израиле, и к концу 1990-х годов у 28% всех израильских детей были многоэтнические родители (по сравнению с 14% в 1950-х годах). [ 49 ] Утверждалось, что смешанные браки не способствуют уменьшению этнических различий в социально-экономическом статусе. [ 50 ] однако это не относится к детям от межэтнических браков. [ 51 ]
Хотя социальная интеграция усилилась, неравенство сохраняется. Согласно исследованию, проведенному Центральным статистическим бюро Израиля (ICBS), евреи-мизрахи реже занимаются академическим образованием, чем евреи-ашкенази. Ашкенази, родившиеся в Израиле, имеют в два раза больше шансов учиться в университете, чем уроженцы Израиля Мизрахимы. [ 52 ] Более того, процент мизрахимов, стремящихся получить университетское образование, остается низким по сравнению с группами иммигрантов второго поколения ашкеназского происхождения, такими как русские. [ 53 ] Согласно опросу Адва-центра, в 2004 году средний доход ашкенази был на 36 процентов выше, чем у мизрахима. [ 54 ]
В 2023 году журналист Шэни Литтман считает, что динамика неравенства изменилась: большинство министров израильского кабинета министров и мэров городов являются евреями-мизрахи; она также заявила, что женщины-мизрахи из среднего класса зарабатывали больше, чем их коллеги-ашкенази. [ 55 ]
Генетика
[ редактировать ]Еврейское население Ближнего Востока имеет связь с еврейскими общинами Европы и Северной Африки своим отцовским генофондом, что позволяет предположить общее между ними ближневосточное происхождение. [ 56 ]
При аутосомном анализе иракские евреи , иранские евреи , бухарские евреи , курдские евреи , горские евреи и грузинские евреи образуют кластер. При более детальном рассмотрении группы можно отделить друг от друга. [ 57 ] Этот кластер расположен между населением Леванта и Северной Западной Азии. [ 58 ] [ 57 ] [ 59 ] Сирийские и североафриканские евреи стоят отдельно от него и ближе к евреям-сефардам. [ 60 ] Йеменские евреи отличаются от других еврейских групп и группируются с нееврейским населением Аравийского полуострова. [ 57 ] [ 61 ]
См. также
[ редактировать ]- Аденские евреи
- арабские евреи
- Арабо-израильский конфликт
- Берберские евреи
- Восточные сефарды
- Евреи — термин, который используется как синоним терминов « израильтяне » и « евреи ».
- Еврейская культура
- Еврейские этнические подразделения
- Список израильских евреев-мизрахи и сефардов
- Североафриканские сефарды
- Палестинские евреи
- Испанские и португальские евреи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Евреи-мизрахи» . Британская энциклопедия . Проверено 8 марта 2015 г.
- ^ Шохат, Элла (1999). «Изобретение Мизрахима». Журнал палестинских исследований . 29 (1): 5–20. дои : 10.2307/2676427 . JSTOR 2676427 .
- ^ Коэн, Хадар (29 ноября 2022 г.). «Месяц памяти Мизрахи: возвращение наших историй» .
- ^ «Кто такие евреи-мизрахи (восточные / арабские)? - Израильско-палестинские - ProCon.org» . Израильско-палестинский . Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Евреи-мизрахи в Израиле» . Мое еврейское образование . Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ «Древняя еврейская история: евреи Ближнего Востока» . ЙВЛ .
- ^ Мацциг, Хен (20 мая 2019 г.). «Комментарий: Нет, Израиль не является страной привилегированных и влиятельных белых европейцев» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 1 декабря 2023 г.
- ^ «Грузины в Израиле» . Архивировано из оригинала 5 февраля 2018 года . Проверено 9 декабря 2011 года .
- ^ Бирвадкер, Ошрит. «Между Востоком и Ближним Востоком: история интеграции индийской еврейской общины в Израиле» . jstribune .
- ^ Эяль, Гил (2006), «План на миллион» и развитие дискурса об абсорбции евреев из арабских стран» , «Разочарование Востока: экспертные знания в арабских вопросах и израильском государстве» , Stanford University Press, стр. 86–89, ISBN. 978-0-8047-5403-3 : «Принципиальное значение этого плана заключается в том факте, как отметил Иегуда Шенхав, что впервые в истории сионизма евреи из стран Ближнего Востока и Северной Африки были объединены в одну категорию в качестве цели иммиграционного плана. Раньше существовали планы по привлечению конкретных групп, таких как йеменцы, но «план одного миллиона» был, как говорит Шенхав, «нулевой точкой», моментом, когда категория евреев-мизрахи в нынешнем смысле этого термина была уничтожена. как этническая группа, отличная от евреев европейского происхождения, была изобретена».
- ^ Jump up to: а б katzcenterupenn. «Что вы знаете? Сефарды против Мизрахи» . Центр перспективных исследований иудаики Герберта Д. Каца . Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Сефарды | Значение, обычаи, история и факты» . Британская энциклопедия . Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ Хоге, Уоррен (5 ноября 2007 г.). «Группа добивается справедливости для «забытых» евреев» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 12 января 2019 г. .
- ^ Ахарони, Ада (2003). «Принудительная миграция евреев из арабских стран». Обзор мира . 15 : 53–60. дои : 10.1080/1040265032000059742 . S2CID 145345386 .
- ^ «Этническое происхождение и идентичность еврейского населения Израиля» (PDF) . Журнал этнических и миграционных исследований. 27 июня 2018 г. Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ Jump up to: а б Рувик Розенталь , доктор философии, «Западные сефарадим и восточные ашкенази» на своем веб-сайте, 9 сентября 2000 г.
- ^ Шохат, Элла (1999). «Изобретение Мизрахима». Журнал палестинских исследований . 29 (1): 5–20. дои : 10.2307/2676427 . JSTOR 2676427 . S2CID 154022510 .
- ^ Хаззум, Азиза (2002). «Мизрахим, Мизрахиут и будущее израильских исследований». Форум израильских исследований . 17 (2): 94–106. JSTOR 41804898 .
- ^ Анат Лейблер, «Дисциплинирующая этническая принадлежность: социальная сортировка пересекается с политической демографией в догосударственный период Израиля», Социальные исследования науки 44, вып. 2 (2014), с. 273.
- ^ «Расселение западных евреев в Иерусалиме» , официальный документ Министерства образования Израиля для старшеклассников о североафриканских евреях, которых раньше называли «западными евреями» и / «евреями-муграби», а не «мизрахи / восточными евреями» .
- ^ Ради бога: почему израильтян с фамилией «Мизрахи» так много больше, чем «Фридманс»? , Михал Маргалит, 17 января 2014 г., Ynet .
- ↑ Фамилия, которую израильтяне меняют больше всего: «Мизрахи» , Офер Адерет, «Гаарец» , 17 февраля 2017 г.
- ^ Александра Лукаш (22 февраля 2017 г.). «Кулану нахафух ламур вчен? Авшалом Кор ло мудаг» Станем ли мы все более и более красивыми? Авшалом Кор не волнуется [Станем ли мы все более и более похожими? Авшалом Кор не волнуется]. Инет .
- ^ Алон Ган, « Книга жертв », Израильский институт демократии , 2014. Стр. 137–139.
- ^ Дина Харуви и Хадас Шаббат-Надир, « Вы когда-нибудь встречали стереотипного мизрахи?» (на иврите), Университет штата Огайо.
- ^ Хаггай Рам, « Иранофобия: логика израильской одержимости », Stanford University Press.
- ^ Шохат, Элла (май 2001 г.). «Разрыв и возвращение: взгляд Мизрахи на сионистский дискурс» . Электронный журнал ближневосточных исследований MIT . Архивировано из оригинала (DOC) 12 мая 2004 года . Проверено 8 марта 2015 г.
- ^ Jump up to: а б «Есть люди, которые хотят держать нас на дне» , интервью Сами Майкла с Рувиком Розенталем в 1999 году.
- ^ Йохай Оппенгеймер, «Художественная литература Мизрахи как второстепенная литература», в издании Дарио Микколи, Современная сефардская литература и литература Мизрахи: Диаспора , 2017. стр. 98–100.
- ^ Лео Оппенгейм, А (1964). «Древняя Месопотамия» (PDF) . Издательство Чикагского университета .
- ^ Джейми Стоукс (ред.): Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока , стр. 337. Имеющиеся факты, 2009.
- ^ Николас де Ланге: Атлас еврейского мира , с. 22. Равноденствие, 1991.
- ^ «Кто такие евреи-мизрахи?» . Мое еврейское образование . Проверено 3 марта 2021 г.
- ^ Николас де Ланге: Атлас еврейского мира , с. 23. Равноденствие, 1991.
- ^ Джейми Стоукс (ред.): Энциклопедия народов Африки и Ближнего Востока, стр. 343. Имеющиеся факты, 2009.
- ^ Jump up to: а б с Дэниел Дж. Шретер: Другой путь к современности: еврейская идентичность в арабском мире , в книге Говарда Веттштейна (ред.): Диаспоры и изгнанники: разновидности еврейской идентичности . Издательство Калифорнийского университета. 2002.
- ^ Николас де Ланге: Атлас еврейского мира , с. 79. Равноденствие, 1991.
- ^ Ловенштейн, Стивен М.: Еврейский культурный гобелен: международные еврейские народные традиции , с. 60. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2000.
- ^ Ловенштейн, Стивен М.: Еврейский культурный гобелен: международные еврейские народные традиции , стр. 123–124. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2000.
- ^ «Евреи Ближнего Востока» . Сайт Jewishvirtuallibrary.org . Проверено 21 января 2014 г.
- ^ Сумех, Нация (2016). Евреи-сефарды и мизрахи в Америке . Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-728-7 .
- ^ Статистический обзор Израиля, 2009, CBS. «Таблица 2.24 – Евреи по стране происхождения и возрасту» (PDF) . Проверено 22 марта 2010 г.
- ^ Еврейское население мира , Еврейская виртуальная библиотека.
- ^ «Марокко манит еврейских туристов» . «Джерузалем Пост» . 7 мая 2017 г.
- ^ «Мемориал забытым жертвам ненависти при рождении Израиля» .
- ^ Элла Шохат: «Сефарды в Израиле: сионизм с точки зрения его еврейских жертв», Social Text, № 19/20 (1988), стр. 32
- ^ «Комментарий: Нет, Израиль не является страной привилегированных и влиятельных белых европейцев» . Лос-Анджелес Таймс . 20 мая 2019 года . Проверено 26 сентября 2019 г.
- ^ Йифтачель, Орен (7 марта 2003 г.). «Социальный контроль, городское планирование и этноклассовые отношения: евреи-мизрахи в «городах развития» Израиля ». Международный журнал городских и региональных исследований . 24 (2): 418–438. дои : 10.1111/1468-2427.00255 .
- ^ Барбара С. Окунь, Орна Хаит-Марелли. 2006. Социально-экономический статус и демографическое поведение взрослых мультиэтнических групп: евреи в Израиле.
- ^ Окунь, Барбара Соня (2004). «Взгляд на этнические потоки: модели браков среди евреев смешанного происхождения в Израиле» . Демография . 41 (1): 173–187. дои : 10.1353/dem.2004.0008 . ПМИД 15074130 . S2CID 35012852 . Проект МУЗА 51913 .
- ^ Йогев, Авраам; Джамши, Хайя (1983). «Дети от смешанных этнических браков в израильских школах: маргиналы ли они?». Журнал брака и семьи . 45 (4): 965–974. дои : 10.2307/351810 . JSTOR 351810 .
- ^ «ЛИЦА В ВОЗРАСТЕ 18–39 ЛЕТ, ОБУЧАЮЩИЕСЯ В ВУЗАХ, (1) ПО СТЕПЕНИ, ВОЗРАСТУ, ПОЛУ, ГРУППЕ НАСЕЛЕНИЯ, РЕЛИГИИ И ПРОИСХОЖДЕНИЮ» (PDF) . www.cbs.gov.il. Архивировано из оригинала (PDF) 9 июля 2007 года.
- ^ "97_gr_.xls" (PDF) . Проверено 21 января 2014 г.
- ↑ PDF-файл на иврите. Архивировано 17 декабря 2005 г. в Wayback Machine.
- ^ Литтман, Шани (19 мая 2023 г.). « В некоторых отношениях идентичность Мизрахи в Израиле доминирует, а евреи-ашкенази сталкиваются с неравенством » . Гаарец . Архивировано из оригинала 23 января 2024 года.
- ^ Хаммер, МФ; Редд, Эй Джей; Вуд, ET; Боннер, MR; Джарджанази, Х.; Карафет, Т.; Сантакьяра-Бенерекетти, С.; Оппенгейм, А.; Джоблинг, Массачусетс; Дженкинс, Т.; Острер, Х.; Бонне-Тамир, Б. (6 июня 2000 г.). «Еврейское и нееврейское население Ближнего Востока имеет общий пул двуаллельных гаплотипов Y-хромосомы» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 97 (12): 6769–6774. Бибкод : 2000PNAS...97.6769H . дои : 10.1073/pnas.100115997 . ЧВК 18733 . ПМИД 10801975 .
- ^ Jump up to: а б с Копельман, Наама М.; Стоун, Леви; Эрнандес, Дена Г.; Гефель, Дов; Синглтон, Эндрю Б.; Привет, Эвелин; Фельдман, Маркус В.; Гилель, Йосси; Розенберг, Ной А. (2020). «Вывод высокого разрешения о генетических связях среди еврейского населения» . Европейский журнал генетики человека . 28 (6): 804–814. дои : 10.1038/s41431-019-0542-y . ISSN 1476-5438 . ПМЦ 7253422 .
- ^ Лазаридис, Иосиф; Паттерсон, Ник; Миттник, Алисса; Рено, Габриэль; Маллик, Свапан; Кирсанов, Карола; Судмант, Питер Х.; Шрайбер, Джошуа Г.; Кастеллано, Серджи; Липсон, Марк; Бергер, Бонни; Эконому, Христос; Боллонгино, Рут; Фу, Цяомэй; Бос, Кирстен И. (2014). «Древние человеческие геномы позволяют предположить три предковые популяции современных европейцев» . Природа . 513 (7518): 409–413. дои : 10.1038/nature13673 . ISSN 0028-0836 . ПМК 4170574 . ПМИД 25230663 .
- ^ Мартиниано, Руи; Хабер, Марк; Альмарри, Мохамед А.; Маттиангели, Валерия; Куйперс, Мирте CM; Шамель, Беренис; Бреслин, Эмили М.; Литтлтон, Джудит; Альмахари, Салман; Алораифи, Фатима; Брэдли, Дэниел Г.; Ломбард, Пьер; Дурбин, Ричард (2024). «Древние геномы освещают историю населения Восточной Аравии и адаптацию к малярии» . Клеточная геномика . 4 (3): 100507. doi : 10.1016/j.xgen.2024.100507 . ПМЦ 10943591 . ПМИД 38417441 .
- ^ Брук, Кевин Алан: «Евреи Восточной и Центральной Европы после десятого века». У евреев Хазарии . Роуман и Литтлфилд, 2018.
- ^ Бехар, Дорон М.; и др. (июль 2010 г.). «Полногеномная структура еврейского народа». Письма. Природа . 466 (7303): 238–242. Бибкод : 2010Natur.466..238B . дои : 10.1038/nature09103 . ПМИД 20531471 . S2CID 4307824 .
Библиография
[ редактировать ]- Гилберт, Мартин (2010). В доме Измаила: История евреев в мусульманских странах . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-16715-3 .
- Закен, Мордехай (2007). Еврейские подданные и их вожди племен в Курдистане: исследование выживания . Бостон и Лейден: Брилл.
- Смадар, Лави (2014). Завернутые в флаг Израиля: матери-одиночки Мизрахи и бюрократические пытки . Оксфорд и Нью-Йорк: Berghahn Books. ISBN 978-1-78238-222-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Организации
[ редактировать ]- Всемирная организация евреев арабских стран
- Сефардский проект Пизмоним
- ДЖИМЕНА – евреи, коренные жители Ближнего Востока и Северной Африки.
- Евреи Ближнего Востока и Северной Африки в проекте мультикультурализма
- Хакешет Хадемократит Хамизрахит – организация евреев-мизрахи в Израиле.
- Хариф: Ассоциация евреев Ближнего Востока и Северной Африки (находится в Великобритании)
- Ха Исрайли Тора Брит Яхад, Еврейская международная медико-гуманитарная неправительственная организация «Мизрахи», признанная Отделом гражданского общества и экономического развития ООН (находится в США)
- Sephardi Voices UK – аудиовизуальные свидетельства евреев Великобритании родом из Ближнего Востока, Северной Африки и Ирана.
Статьи
[ редактировать ]- Элла Шохат, Израильское кино: Восток/Запад и политика репрезентации (Остин: Техасский университет Press, 1989; новое издание, Лондон: IB Tauris, 2010).
- Элла Шохат, Сионизм с точки зрения его еврейских жертв: восточные евреи в Израиле (впервые опубликовано в 1988 году, с новым введением, издания La Fabrique, Париж, 2006).
- Элла Шохат, Табуированные воспоминания, голоса диаспоры (Дарем: Duke University Press, 2006).
- Шохат, Элла (2003). «Разрыв и возвращение: сионистский дискурс и изучение арабских евреев». Социальный текст . 21 (2): 49–74. дои : 10.1215/01642472-21-2_75-49 . S2CID 143908777 . Проект МУЗА 43731 .
- Шохат, Элла (1 октября 1999 г.). «Изобретение Мизрахима». Журнал палестинских исследований . 29 (1): 5–20. дои : 10.2307/2676427 . JSTOR 2676427 .
- Шохат, Элла (март 1997 г.). «Повествование о нации и дискурс модернизации: случай Мизрахима». Критика: критические исследования Ближнего Востока . 6 (10): 3–18. дои : 10.1080/10669929708720097 .
- Шохат, Элла (1992). «Переосмысление евреев и мусульман: размышления к пятисотлетию». Отчет по Ближнему Востоку (178): 25–29. дои : 10.2307/3012984 . JSTOR 3012984 .
- Шохат, Элла (декабрь 1992 г.). «Постановка пятисотлетия: Ближний Восток и Америка». Третий текст . 6 (21): 95–106. дои : 10.1080/09528829208576390 .
- Шохат, Элла (1988). «Сефарды в Израиле: сионизм с точки зрения его еврейских жертв». Социальный текст (19/20): 1–35. дои : 10.2307/466176 . JSTOR 466176 .
- Лейблер, Анат (апрель 2014 г.). «Дисциплинирующая этническая принадлежность: социальная сортировка пересекается с политической демографией в догосударственный период Израиля». Социальные исследования науки . 44 (2): 271–292. дои : 10.1177/0306312713509309 . ПМИД 24941614 . S2CID 44736417 .
- Странствия Мизрахи - Нэнси Хокер о Самире Наккаше , одном из выдающихся израильских романистов-мизрахи на арабском языке
- Забытые беженцы Ближнего Востока. Хроники беженцев-мизрахи, Семха Алвайя
- Забытые беженцы
- Моше Леви. История иракского еврея, служившего в ВМС Израиля, и его выживания на военном корабле «Эйлат».
- Моя жизнь в Ираке Йехескель Коджаман описывает свою жизнь иракского еврея в 1950-х и 1960-х годах.
- Аудиоинтервью с Аммиэлем Алкалаем о литературе Мизрахи
- Отрывок из Евреи арабских стран в наше время». книги Нормана Стиллмана «
- Этан Блум, Воспроизведение модели «Востока» в израильском социальном пространстве; 50-е годы и стремительная иммиграция. Тель-Авивский университет. Магистр Отделения культурных исследований, 2003 г. (иврит, резюме на английском языке).
- Сассон-Леви, Орна; Шошана, Ави (август 2013 г.). « «Переход» как (не)этнический: израильская версия поведения белых». Социологический опрос . 83 (3): 448–472. дои : 10.1111/soin.12007 .
- Саул Силас Фатхи Полный круг: Побег из Багдада и возвращение Саула Силаса Фатхи, побега известной иракской еврейской семьи от преследований.
- Дорога из Дамаска. Архивировано 16 августа 2011 года в Wayback Machine , Tablet Magazine.
Сообщества
[ редактировать ]- Бухарские евреи Бухарская еврейская община (английский и русский языки)
- PermanentRabbi.com Персидская еврейская община
- Курдское еврейство (иврит)
- Шаар Биньямин Дамасское еврейство (иврит и испанский)
- Евреи Ливана
- Историческое общество евреев Египта
- Harissa.com Тунисский еврейский сайт (на французском языке)
- Еврейская Джерба [ постоянная мертвая ссылка ] Джербийский еврейский сайт (на французском языке)
- Zlabia.com Алжирский еврейский сайт (на французском языке)
- Dafina.net Марокканский еврейский сайт (на французском языке)
- Сообщество «Наш Дидан» Персидско-азербайджанское сообщество, говорящее на арамейском языке (иврит, немного английского и арамейского языка)