Jump to content

Историография Японии

(Перенаправлено из японской историографии )

Историография Японии ( 日本史学史 Нихон сигакуси ) — изучение методов и гипотез, сформулированных в изучении и литературе по истории Японии .

Самая ранняя работа по японской истории приписывается принцу Сётоку , который, как говорят, написал « Тэнноки» и « Кокки» в 620 году нашей эры. Самым ранним из сохранившихся произведений является « Кодзики» 712 года. За ним последовал « Нихон сёки» 720 года. Эти два произведения легли в основу истории нации, основанной в значительной степени на японской мифологии , в частности на религии синтоизма . Работы были вдохновлены китайской историографией и составлены при поддержке японского государства. Еще пять работ между 797 и 901 годами завершили то, что началось с Нихон Сёки ; эти шесть известны как Риккокуси («шесть национальных историй»).

Отказ от китайского вдохновения и государственной поддержки характерен для историографических сочинений периода IX-XVI веков. Появилось большое количество исторических сказок, называемых рекиси-моногатари , и военных сказок, называемых гунки-моногатари , а такие произведения, как сикё «четыре зеркала» XII-XIV веков и «Сказка о Хэйке» 1371 года, пользовались широкой популярностью. К этим письменным произведениям добавились и другие формы искусства, такие как театр Но и свитки эмаки .

Неоконфуцианские школы стали доминирующими в начале периода Эдо (1603–1868). Они привнесли методологию, очень критичную по отношению к таким произведениям, как Кодзики , но не противоречащую Небесному Мандату . Наиболее яркими представителями этого являются клан Хаяси и школа Митогаку . Нативистская школа кокугаку , вдохновленная синтоизмом, вернулась в 18 веке, движимая работами Мотоори Норинаги . Он выступал против неоконфуцианцев, стремясь продемонстрировать правдивость синтоистской мифологии , особенно эпохи богов и ранних императоров, существование которых подвергается сомнению.

Японская историография открылась для западного влияния в конце 18 века. Рангаку («изучение голландского языка»), переводы европейских работ в середине XIX века, а затем появление немецкой историографии Людвига Рисса в 1887 году принесли новые аналитические инструменты в различные японские исторические школы. В период Японской империи (1868–1947) историки, рискуя своей академической свободой, подвергали сомнению одну из идеологических основ нового режима: место национальных мифов в национальной истории.

Марксистские идеи были представлены в 1920-х годах и обновлены в период после Второй мировой войны благодаря работам Хисао Оцука . Темы и исследования стали более разнообразными с 1970-х годов, что вскоре сопровождалось возрождением консервативных и националистических подходов.

Начало средневековья

[ редактировать ]

Самые ранние хроники Нихон Сёки

[ редактировать ]
Цветная фотография рукописного японского текста на старой бумаге
Нихон Сёки 720 года, один из самых ранних текстов, прослеживающих историю Японии.

Самые ранние дошедшие до нас работы, посвященные истории Японии, появились в VIII веке нашей эры. Кодзики 712 и Нихон Сёки 720 были похожи на аналогичные китайские модели. [ 1 ] в то время, когда китайская культура имела большое влияние на Японию. [ а ] Эти работы были составлены по указу императора Тэнму в 681 году , который стремился установить стабильную версию того, что появилось в Тейки и Кюдзи , уже не существующих, а возможно, и несуществующих произведениях, о которых, как говорят, распространялись многочисленные противоречивые издания. [ 2 ] Кодзики Нихон и Сёки были составлены функционерами имперской администрации и сосредоточены на правлении и деяниях прошлых императоров, стремясь узаконить их действия. Появление этого типа изданий стало возможным благодаря усилению централизованной власти внутри сильного государства. [ 1 ]

Авторы «Кодзики» 712 года относят первую работу такого типа к 620 году, когда принц Сётоку , как говорят, написал первые исторические книги «Тэнноки» и «Кокки» . Существование этих работ оспаривается, хотя современные историки относят первые исторические сочинения к середине VII века. Форма неизвестна, но они, вероятно, скопировали китайские хроники с корейским влиянием из-за их передачи через королевство Пэкче на Корейском полуострове . [ 3 ]

Кодзики фонетического прочтения был предназначен в основном для использования при дворе и написан смесью классического китайского и китайских иероглифов . [ 4 ] он принимает Имперский Китай . В качестве модели [ 4 ] и изображает территорию Японии как исторически простирающуюся до территориальных претензий еще до Корейского королевства Пэкче. Япония представлена ​​как суверенная страна, а Китай ни разу не упоминается. [ 5 ] В трудах основное внимание уделяется Императорскому дому Японии и генеалогии великих придворных семей. [ 4 ]

Нихон Сёки отличается от формы Кодзики . Он полностью написан на классическом китайском языке и предназначен для представления иностранным посланникам. [ 4 ] В отличие от « Кодзики» , он уделяет лишь небольшое место японским мифам о сотворении мира китайские сочинения (такие как « Книга Вэй» и « Книга Цзинь» ) и вышеперечисленные корейцы. , и в нем широко цитируются [ 5 ] Хронология хроник королевства Пэкче служит справочником, на основе которого можно сплести историю Японии, а также устанавливаются связи с китайской хронологией. [ б ] Он также заимствует китайскую идею Небесного Мандата , но отличается от нее тем, что узаконивает всю японскую имперскую родословную. Кодзики Нихон и Сёки также отличаются от китайских моделей большим количеством стихотворений . [ 5 ]

Шесть национальных историй

[ редактировать ]

В 718 году Кодекс Ёро поручил Министерству Центра составить национальную историю; Получившиеся в результате Нихон Сёки 720 г. послужили основой для аналогичных произведений. [ 6 ] В течение следующего столетия были опубликованы и другие исторические хроники: « Сёку Нихонги» в 797 году, « Нихон Коки» в 840 году, « Сёку Нихон Коки» в 869 году, « Нихон Монтоку Тенно Дзицуроку» в 871 году и Сандай Дзицуроку» в 901 году « Нихон . они образуют Риккокуси — «шесть национальных историй». Начиная с XI века, в середине периода Хэйан , государственная власть ослабла, и от такого рода великой хроники отказались. Их форма позже послужила источником вдохновения в период Эдо 17–19 веков, когда сёгуны стремились узаконить свою власть, написав исторические произведения такого типа. [ 1 ]

Написание « Сёку Нихонги» , первого преемника «Нихон Сёки», началось около 760 года Фудзивара-но Накамаро , но перед публикацией в 797 году потерпело несколько неудач, таких как смерть Накамаро во время восстания Фудзивара-но Накамаро в 764 году; Тридцать черновиков томов вызвали критику за то, что они сконцентрировались на анекдотических фактах и ​​игнорировали некоторые важные события. [ 6 ] Император Конин возобновил проект, но он все еще оставался в черновом виде. Указы 794 и 797 годов позволили завершить проект. Сорок томов « Сёку Нихонги» охватывают период с 697 по 791 годы. Последняя работа выделяется использованием новых источников, таких как реестры буддийских храмов или отчеты о налоговых поступлениях. [ 7 ] Как и Кодзики, он написан на языке, основанном на классическом китайском языке и фонетическом использовании китайских иероглифов. В « Сёку Нихонги» также описываются некоторые аспекты японского общества того времени, например, условия труда рабочих на стройках в столице Хэйдзё-кё (современная Нара ). [ 8 ] В соответствии с китайскими моделями место поэзии значительно сокращается. [ 9 ]

Император Сага приказал начать составление « Нихон Коки» в 819 году, но вскоре проект был остановлен из-за смерти нескольких его координаторов. Наконец, он был завершен в 840 году, и его 40 томов охватывают период с 792 по 833 год. Биографии главных деятелей императорского двора в Киото были впервые включены в момент их смерти. [ 10 ] Три следующие книги, « Сёку Нихон Коки» , « Нихон Монтоку Тэнно Дзицуроку» и « Нихон Сандай Дзицуроку» , были составлены в соответствии с кодексами, установленными предыдущими тремя, но с упором на более короткие периоды: « Сёку Нихон Сёки» и «Нихон Монтоку Тэнно джитцуроку» каждая из них посвящена . при едином императорском правлении. Стремясь приблизиться к китайским моделям, они включают ссылки на стихийные бедствия. Они меньше внимания уделяют корту. Клан Фудзивара , доминировавший при дворе, проявил свою власть и в других жанрах письма, таких как рэкиси-моногатари («исторические сказки»). Имперское происхождение было достаточно узаконено различными историческими сочинениями, и ему больше не требовалось заказывать такие произведения для утверждения своего авторитета. [ 11 ] Закрытие в 969 году офиса, которому было поручено написать следующее из этих произведений, Синкокуси , ознаменовало конец этого стиля. [ 11 ]

Исторические сказки, начиная с 9 века.

[ редактировать ]

Новые формы исторического отчета процветали с 11 по 16 века. Они черпали вдохновение из придворной литературы, такой как «Сказка о Гэндзи», которая тогда была в моде среди знати. В отличие от более ранних хроник, эти тексты используют более субъективный подход, концентрируясь на повествовании, чтобы привлечь интерес читателя. [ 12 ] и были написаны на японском, а не на классическом китайском языке. [ 13 ] Они больше сосредотачиваются на исторических личностях, в частности в гунки моногатари . «сказках о воинах» [ 14 ]

Самый ранний из этих отчетов, « Эйга Моногатари» , следует за «Риккокуси» , поскольку он начинается в 887 году и завершает « Нихон Сандай Дзицуроку» . [ 13 ] Он содержит многочисленные ошибки датировки (около 20% дат неверны), множество приукрашиваний и подделок. были написаны четыре произведения, известные вместе как Сикё Четыре зеркала ») После этого первого моногатари . Использование изображения исторического зеркала, которое использовал китайский историк Сыма Цянь во 2 веке, и использование рассказчика, чтобы рассказать историю из жизни важных персонажей. Акцент по-прежнему делается на жизни придворных дворян в столице. [ 15 ] Первые три появились в XII веке: Окагами Великое зеркало », 1119 г.), Имакагами Зеркало сегодняшнего дня », 1170 г.) и Мизукагами Зеркало воды », 1195 г.). Четвертое, Масукагами Ясное зеркало »), появилось между 1368 и 1376 годами. [ 16 ] и охватывает придворную жизнь Киото в период Камакура (1185–1333 гг.). [ 17 ]

Гунки моногатари, «сказки о воинах», были написаны в стиле, предназначенном для чтения странствующими монахами. Самым ранним из них является « Хогэн Моногатари» , в котором рассказывается о восстании Хогена 1156 года. [ 17 ] Далее последовал « Хэйдзи Моногатари» , описывающий восстание Хэйдзи 1159–1160 годов. Если первый ограничивается описанием событий, то второй воплощает принципы надлежащего управления, вдохновленные конфуцианской теорией для объяснения событий. Самая известная книга такого рода, « Хэйке Моногатари» , посвящена конфликтам между кланами Минамото и Тайра . На него глубоко влияют буддийские темы, но он ограничен в политическом анализе. [ 18 ]

Две из этих работ были направлены на всесторонний пересказ и интерпретацию истории Японии. Гукансё Дзинно 1220 года дал буддийское прочтение истории страны, а Сётоки 1339 года — синтоистское. Последний утверждает Японию как страну, избранную богами и, следовательно, превосходящую все остальные, что оказало длительное влияние на японскую историографию, политику и национализм. [ 14 ]

Разнообразие форм в конце Средневековья.

[ редактировать ]

В японское средневековье гунки моногатари оставались важным жанром исторического повествования. [ 19 ] Страна пережила многочисленные периоды гражданских конфликтов, такие как период Нанбоку-тё (1336–1392), Сэнгоку (1467–1603) и период Адзути-Момояма (1573–1603), что способствовало популярности таких произведений. [ 20 ] XV века «Онинки» [ ja ] охватывает войну Онин (1467–1477) и является одним из главных представителей стиля того периода. [ 20 ] Два других ярких примера появились в начале 17-го века, оба биографические отчеты о военачальниках: история Оды Нобунаги в « Синчо коки» и история Тоётоми Хидэёси в « Тайкоки» . [ 21 ]

Дипломатическая история впервые появилась в Японии в 1470 году с публикацией книги Дзуйкей Сюхо [ ja ] Дзэнрин Кокухоки [ ja ] [ 21 ] который прослеживает характер международных обменов между Японией, Китаем и Кореей. В работе воспроизводятся многие дипломатические документы. [ 22 ]

Императорский двор также выпустил множество исторических произведений. Например, Итидзё Канера опубликовал « Кудзи Конген [ джа Истоки придворного ритуала »), в котором прослеживаются основные события, затронувшие придворное общество. Он относится к лунному циклу и подробно описывает происхождение и развитие этих событий. В 1455–1457 годах Итидзё также опубликовал « Нихон Сёки Сансо» [ джа ] , комментарий к « Нихон Сёки» , свидетельствующий о том, что Нихон Сёки составляли часть чтений знати того времени. Примечательна также работа синтоистского священника Ёсиды Канэтомо , так как она показывает соответствия между японским календарем и тремя зарубежными. [ 22 ]

Процесс составления письменной истории Японии начался в седьмом веке. Самыми важными из ранних работ являются « Риккокуси» , или шесть национальных историй, написанных в 9 веке. [ 23 ] Стратегии написания истории со временем менялись. Самые ранние произведения были созданы по императорскому указу. В 1793 году сёгунат Токугава основал Институт японоведов ( Вагаку Кодансё ). [ 24 ] В 1869 году император Мэйдзи издал императорский рескрипт , в котором объяснялась важность историографии :

Историография – это навечно бессмертный государственный ритуал ( тайтэн ) и чудесное деяние наших предков. Но после «Шести национальных историй» оно было прервано и больше не продолжалось… Теперь зло плохого правления воинов со времен Камакура преодолено и имперское правительство восстановлено. Поэтому мы желаем, чтобы был создан отдел историографии ( сикёку ), чтобы были возобновлены добрые обычаи наших предков... [ 25 ]

В 1929 году периода Мэйдзи офис историографии был переименован в Историографический институт ( Сирё Хэнсан-дзё ). [ 24 ]

Интерпретирующие модели

[ редактировать ]

К 1960-м годам японские историки разделились на марксистов и немарксистов, но в целом они согласились подчеркивать процесс модернизации как движущую силу японской истории после 1850 года. Историки-немарксисты в Соединенных Штатах оказали особое влияние, представив модели модернизации. Однако молодое поколение японских ученых в 1970-е годы отвергло модели модернизации, поскольку они скрывали классовый конфликт и социальную динамику общества. К 1980-м годам марксизм приобрел дурную славу после падения советского коммунизма, и стали использоваться более сложные версии многомерной модернизации. Это привело к научным дебатам о гендерных ролях, уровне жизни, внутренней экономике, методах ведения сельского хозяйства, образовательных программах и демографических изменениях. Аргументация заключается в том, что модернизация не была простой траекторией социально-экономического и политического прогресса, но она также могла иметь авторитарные и этатистские результаты, а в некоторых случаях ее возглавляли милитаристы. [ 26 ] [ 27 ]

Историки-марксисты разделились в 1920-х и 1930-х годах на две конкурирующие школы, которые обсуждали природу японского капитализма, между старой социалистической школой Роно и более сталинистскими и более влиятельными школами Кодза. Роно заявили, что основная цель заключалась в национализации финансов и дзайбацу в промышленности, а Кодза утверждали, что главной целью было положить конец феодализму с точки зрения крупных землевладельцев. [ 28 ] [ 29 ] По мере того, как после распада Советского Союза сторонники жесткого коммунизма ослабли, историки-марксисты все больше отворачивались от акцента на «синих воротничках» промышленных рабочих и под влиянием французского теоретика истории Луи Альтюссера больше внимания уделяли отношениям между властными структурами и экономика культурного производства. Большая часть исследований посвящена Эдо конца восемнадцатого и девятнадцатого веков. [ 30 ]

Марксистская история науки возникла в 1920-х годах, когда Огура Кинноске, второй президент Общества истории науки Японии, раскритиковал японскую науку как импортированный продукт, который был подражательным, поверхностным и лишенным общественного сознания. [ 31 ]

Избранные работы

[ редактировать ]

Сохранившийся

[ редактировать ]

Частично или полностью потерян

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Например, столица была расположена в 710 году в Хэйдзё-кё (современная Нара ), планировка которого была основана на китайских моделях. [ 2 ]
  2. «Королева Ва [Японии] », упомянутая в китайских записях Трех Королевств , идентифицирована как Химико.
  1. ^ Перейти обратно: а б с Мель 1998 , с. 6.
  2. ^ Перейти обратно: а б Бентли 2015 , с. 58.
  3. ^ Бентли 2015 , с. 59.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Бентли 2015 , с. 61.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Бентли 2015 , с. 60.
  6. ^ Перейти обратно: а б Бентли 2015 , с. 64.
  7. ^ Бентли 2015 , с. 65.
  8. ^ Бентли 2015 , с. 66.
  9. ^ Бентли 2015 , с. 67.
  10. ^ Бентли 2015 , с. 68.
  11. ^ Перейти обратно: а б Бентли 2015 , с. 69.
  12. ^ Мель 1998 , стр. 6–7.
  13. ^ Перейти обратно: а б Бентли 2015 , с. 70.
  14. ^ Перейти обратно: а б Мель 1998 , с. 7.
  15. ^ Бентли 2015 , с. 71.
  16. ^ Бентли 2015 , с. 72.
  17. ^ Перейти обратно: а б Бентли 2015 , с. 73.
  18. ^ Бентли 2015 , с. 74.
  19. ^ Сато 2015 , с. 80.
  20. ^ Перейти обратно: а б Сато 2015 , с. 81.
  21. ^ Перейти обратно: а б Сато 2015 , с. 82.
  22. ^ Перейти обратно: а б Сато 2015 , с. 83.
  23. ^ Нуссбаум, Луи-Фредерик . (2005). « Риккокуси » в Японской энциклопедии , стр. 789–790.
  24. ^ Перейти обратно: а б Историографический институт Токийского университета, «История» ; получено 1 февраля 2013 г.
  25. ^ Мель, Маргарет. (2002). «Немецкое влияние на историческую науку в Японии эпохи Мэйдзи», в книге «Прошлое, настоящее и будущее истории и исторических источников», стр. 227; Умесао, Тадао и др. (2000). Японская цивилизация в современном мире, Том. 16, с. 47.
  26. ^ Шелдон Гарон, «Переосмысление модернизации и современности в истории Японии: акцент на отношениях между государством и обществом», Журнал азиатских исследований (1994), 53 № 2, стр. 346-366.
  27. ^ Себастьен Конрад, «Колониальные связи ликвидированы»: теория модернизации, послевоенная Япония и глобальная холодная война». Прошлое и настоящее 216.1 (2012): 181–214.
  28. ^ Роберт Беневик; Филип Грин (2002). Словарь политических мыслителей двадцатого века Рутледжа . стр. 245–46. ISBN  9781134864676 .
  29. ^ Георг Г. Иггерс и Гарольд Талбот Паркер, ред. Международный справочник по историческим исследованиям: современные исследования и теория (Тейлор и Фрэнсис, 1979), стр. 253–276.
  30. ^ Уильям Джонстон, «Не совсем уроборос: теория, власть и популярная культура в ранней современной Японии». История и теория 54.3 (2015): 441-454.
  31. ^ Сигэру Накаяма , «Экстерналистский подход японских историков науки». Японские исследования в истории науки (1972), Том. 11, стр. 1–10.
  32. ^ Японская инициатива по историческим текстам (JHTI), Кодзики ; получено 1 февраля 2013 г.
  33. ^ JHTI, Нихон Сёки ; получено 1 февраля 2013 г.
  34. ^ JHTI, Гуканшо ; получено 1 февраля 2013 г.
  35. ^ Нуссбаум, « Сяку Нихонги », стр. 848 .
  36. ^ JHTI, Джинно Шотоки ; получено 1 февраля 2013 г.
  37. ^ Нуссбаум, « Нихон-о дай ити бегал », стр. 709 .
  38. ^ JHTI, Токуши Ёрон ; получено 1 февраля 2013 г.;
  39. ^ Историграфический институт ( Сирё хэнсан-дзё ), Токийский университет, « Дай Нихон Сирё » ; получено 1 февраля 2013 г.
  40. ^ Нуссбаум, « Кокки » на стр. 549 .
  41. ^ Нуссбаум, « Тэнно-ки » на стр. 960 .
  42. ^ Нуссбаум, « Тейки » на стр. 955 .
  43. ^ Нуссбаум, «Ики но Хакатоко» на стр. 379-380 .

Цитируемые работы

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ca317b5de4dd75e9634be32f81c4d63c__1704293940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ca/3c/ca317b5de4dd75e9634be32f81c4d63c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Historiography of Japan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)