Jump to content

де Хэвилленд DH.60 Мотылек

(Перенаправлено из De Havilland Gypsy Moth )

DH.60 Моль, перистая моль, генетовая моль, цыганская моль и большая моль
DH.60 Cirrus III Moth от BAe Systems, базируется в коллекции Шаттлворта , Old Warden. Это был восьмой произведенный DH.60, поставленный 29 августа 1925 года и сохранивший раннюю одноосную модель.
Общая информация
Тип Тренер
Производитель Авиационная компания де Хэвилленд
Дизайнер
Количество построенных 1,535
История
Первый полет 22 февраля 1925 г. (DH.60 Cirrus Moth)
Разработано на основе де Хэвилленд DH.51
Варианты де Хэвилленд Тайгер Мотылек

De Havilland DH.60 Moth британский двухместный туристический и учебно-тренировочный самолет 1920-х годов, который был разработан в серию самолетов компанией de Havilland Aircraft Company .

Разработка

[ редактировать ]

DH.60 был разработан на базе более крупного DH.51 биплана . [ 1 ] Первый полет прототипа DH.60 Moth с двигателем ADC Cirrus (регистрационный G-EBKT ) совершил Джеффри де Хэвилленд на заводском аэродроме в Стэг-лейн 22 февраля 1925 года. Moth представлял собой двухместный биплан деревянной конструкции. , он имел фанерный фюзеляж и полотняные поверхности, стандартное хвостовое оперение с одним хвостовым оперением и килем. Полезной особенностью конструкции были складные крылья, которые позволяли владельцам размещать самолет в ангаре на гораздо меньших пространствах. Тогдашний государственный секретарь по авиации сэр Сэмюэл Хоар заинтересовался этим самолетом, и министерство авиации субсидировало пять аэроклубов и оснастило их «Мотыльками».

Прототип был модифицирован рупорным сбалансированным рулем направления , который использовался на серийном самолете, и участвовал в гонках King's Cup Race 1925 года под управлением Алана Кобэма . Начались поставки в летные школы Англии. Один из первых самолетов был оснащен цельнометаллическим двухпоплавковым шасси и стал первым гидросамолетом «Мотылек». Оригинальные мотыльки позже стали известны как Cirrus I Moths.

Три самолета были модифицированы для гонок на Кубок Короля 1927 года с внутренними модификациями и двигателем Cirrus II на заниженной опоре двигателя. Первоначальное обозначение DH.60X (экспериментальный) вскоре было изменено на Cirrus II Moth ; Обозначение DH.60X было повторно использовано в 1928 году для версии Gipsy I с разделенной осью. Серия DH.60X Cirrus Moth была заменена более поздними вариантами с двигателем Gipsy, но он все еще был доступен для специального заказа.

Цыганский двигатель

[ редактировать ]

Хотя двигатель Cirrus был надежным, его производство было ненадежным. Он зависел от компонентов излишков 8-цилиндровых двигателей Renault времен Первой мировой войны, поэтому количество было ограничено запасами излишков Renault. Поэтому де Хэвилленд решил заменить Cirrus новым двигателем, разработанным Фрэнком Хэлфордом и который будет производиться на его собственном заводе. В 1928 году, когда стал доступен новый двигатель de Havilland Gipsy I , принадлежащий компании DH.60 Moth G-EBQH был модернизирован и стал прототипом DH.60G Gipsy Moth.

Помимо увеличения мощности, главным преимуществом этого обновления было то, что Gipsy представлял собой совершенно новый двигатель, доступный в таком большом количестве, какое требовалось для производства Moths. Новые двигатели Gipsy можно было просто производить на производственной линии рядом с планерами Moth. Это также позволило компании De Havilland контролировать весь процесс создания планера, двигателя и всего остального Moth, повысить производительность и, в конечном итоге, снизить производственные затраты. В то время как оригинальный DH.60 предлагался за относительно скромные 650 фунтов стерлингов, к 1930 году цена нового Moth с двигателем Gipsy все еще составляла 650 фунтов стерлингов, несмотря на его улучшенный двигатель.

DH.60G-III Moth Major G-ADHE в Ковентри, июнь 1954 года.

Версия Gipsy Moth с металлическим фюзеляжем получила обозначение DH.60M Moth и изначально разрабатывалась для зарубежных заказчиков, в частности для Канады. DH.60M также производился по лицензии в Австралии, Канаде, США и Норвегии. Также в 1931 году вариант DH.60M продавался для военной подготовки как DH.60T Moth Trainer.

В 1931 году, после модернизации двигателя Gipsy до Gipsy II, де Хэвилленд перевернул двигатель и переименовал его в Gipsy III. Этот двигатель был установлен на самолет Moth, который был переименован в DH.60G-III Moth Major. Этот подтип предназначался для рынка военных учебно-тренировочных самолетов, и некоторые из первых самолетов были поставлены ВВС Швеции.

DH.60T Moth был модернизирован с Gipsy III и первоначально получил новое обозначение DH.60T Tiger Moth. DH.60T Tiger Moth был дополнительно модифицирован за счет стреловидности основных самолетов, а стойки кабины были перенесены вперед, чтобы облегчить выход из передней кабины в случае чрезвычайной ситуации. Изменения были настолько велики, что самолет снова был переименован в DH.82 Tiger Moth .

Внутренняя конструкция нижнего левого крыла

Если не считать двигателя, новый Gipsy Moth представлял собой стандартный DH.60. За исключением изменений, связанных с размещением двигателя, фюзеляж остался прежним, выхлопная труба по-прежнему располагалась вдоль левой стороны кабины , а логотип на правой стороне по-прежнему гласил «De Havilland Moth». Топливный бак по-прежнему располагался в выпуклом аэродинамическом профиле, образувшем центральную часть верхнего крыла. Крылья по-прежнему можно было сложить рядом с фюзеляжем, и по-прежнему использовались запатентованные компанией de Havilland дифференциальные элероны на нижних основных плоскостях и не было элеронов на верхних. Варианты окраски остались такими же простыми, как и раньше: крылья и хвостовое оперение цвета «Мотылек», фюзеляж — цвета, выбранного покупателем.

Операционная история

[ редактировать ]

Поскольку реального сравнения между оригинальным DH.60 и новым DH.60G не было, Gipsy Moth быстро стал опорой британских аэроклубов как единственный настоящий самолет для отдыха в Великобритании. К 1929 году было подсчитано, что из каждых 100 самолетов в Британии 85 были «Мотыльками» того или иного типа, большинство из которых были «Цыганскими мотыльками». И это несмотря на то, что компания De Havilland перешла с двигателя Cirrus на собственный двигатель Gipsy, на рынок теперь хлынули излишки Cirrus и множество самолетов с двигателями Cirrus, таких как Avro Avian , Klemm Swallow и Майлз Хоук начал борьбу за аэроклуб и частный рынок.

Несмотря на то, что в производстве его заменил DH.82 Tiger Moth , Gipsy Moth оставался основой британской летной сцены вплоть до начала Второй мировой войны. Однако война положила конец модели Gipsy Moth, и после войны ее быстро заменили модели Tiger Moth, принадлежавшие бывшим ВВС Великобритании, и они вышли на гражданский рынок.

DH.60 Мотылек в аэроклубах

[ редактировать ]

DH.60 прибыл в нужное место в нужное время. Помимо первого полета Moth, 1925 год также ознаменовал рождение первых пяти летных школ и клубов Королевского аэроклуба , а благодаря своей простоте и характеристикам Moth стал предпочтительным самолетом для оснащения клубов. Затем Де Хэвилленд использовал этот доход, чтобы сконцентрироваться на дальнейшем развитии Moth и превращении его в серийный самолет для массового рынка. «Мотылек» создал аэроклубы, по крайней мере, так же, как аэроклубы создали «Мотылек». «Мотылек» оставался опорой клубов даже спустя долгое время после того, как стали доступны более современные самолеты.

Вместе с привычкой де Хэвилленда красить крылья и хвостовое оперение «Мотылька» в серебро пришла и привычка клубов различать свои самолеты, окрашивая фюзеляж в один характерный клубный цвет. Самолеты Лондонского аэроклуба имели желтый фюзеляж (плюс желтые стойки и колпаки колес); у Ньюкасла - красный. Зеленый цвет обозначал Мидлендс, а синий — Ланкашир. Регистрационные буквы были черными на крыльях и, в зависимости от цвета клуба, черными или белыми на фюзеляже.

DH.60 Moth построен в 1931 году во Франции по лицензии Morane-Saulnier.

Поскольку Королевский аэроклуб продвигал идею аэроклубов среди других членов Содружества , компания de Havilland Aircraft Company последовала этому примеру и вскоре открыла дочерние компании в Австралии и Канаде для снабжения местных аэроклубов Gipsy Moths. Канадские мотыльки предлагались со съемным фонарем для зимних полетов. Другими заводами, получившими лицензию на производство Gipsy Moth, были компания Larkin Aircraft Supply Company в Австралии (которая построила 32 самолета DH60 Cirrus Moth для RAAF ), Совет по снабжению боеприпасами построил 6 DH60M, а верфи Содружества (Codock) построили 1 DH60G также для RAAF. в то время как Genairco построила 3 ​​DH60X, а de Havillands владеет местным заводом в Австралии. построено 7 самолетов DH60G Gipsy Moth.

Другими производителями DH60 были Morane-Saulnier во Франции (построено 40 самолетов), Moth Aircraft Corporation в США (построено 18 DH60G и 161 DH60M). Еще 40 самолетов были построены компанией de Havilland Canada, а еще 10 - авиационным заводом норвежской армии в Норвегии.

(Обратите внимание, что компания General Aircraft Company (Genairco) в Австралии, после капитального ремонта и ремонта 6 самолетов DH60 Cirrus Moth для RAAF, а затем постройки трех местных экземпляров DH60X Cirrus II Moth, также приступила к разработке и производству своей собственной модификации «Aussie Биплан «Мотылек». На этот дизайн Genairco сильно повлияла компоновка фюзеляжа DH60, но с предполагаемыми улучшениями, включая более широкий фюзеляж. способный разместить 2 человека в передней кабине, с более глубокими дверями кабины и с другим профилем крыла и руля направления. Первоначально он назывался «Genairco Moth», а теперь правильнее называть « Genairco Biplane », позже это было 9 самолетов (из которых 2 были построены как кабины). бипланы) не являются вариантами DH60 Moth, несмотря на то, что некоторые списки производства DH включают их.)

DH.60 Мотылёк в частном пользовании

[ редактировать ]
Эми Джонсон и Джейсон , DH.60G Gipsy Moth, в Джханси, Индия, 1930 год.

Большинство Gipsy Moth принадлежали аэроклубам, но после того, как принц Уэльский приобрел Gipsy Moth (G-AALG) для собственных частных полетов, самолет стал популярен в высшем обществе . Кроме того, на «Мотыльке» было совершено множество рекордных полетов. «Одинокий летчик» сэр Фрэнсис Чичестер перелетел на своем «Цыганском мотыльке» из Англии в Австралию, в Новую Зеландию, а затем через Тихий океан в Японию. Хотя изначально он планировал совершить кругосветное путешествие, авария в Японии убедила его переключиться на парусный спорт. (Чичестер впоследствии назвал свои яхты «Gipsy Moth II», «Gipsy Moth III» и, самое известное, « Gipsy Moth IV ».)

Из летчиц лондонский секретарь Эми Джонсон пролетела на своем «Цыганском мотыльке» (G-AAAH «Джейсон») на 11 000 миль (17 703 км) в Австралию в 1930 году, а Джин Баттен использовала «Цыганский мотылек» для своих полетов из Англии в Индию и из Англии в Австралию ( Самолет, на котором летали в Индию, был G-AALG, позаимствованным у Виктора Доре, которому тогда принадлежал этот самолет. В марте 1928 года Мэри Бейли. в одиночку пролетела на своем Cirrus Moth из Кройдона в Кейптаун, поездка длилась три недели, и вернулась в следующем году.

Эми Джонсон (G-AAAH «Джейсон») Цыганский мотылёк

DH.60 Мотылек на военной службе

[ редактировать ]

Хотя DH.60T активно рекламировался как учебно-тренировочный самолет, реакция на него была довольно вялой. В частности, первоначально ВВС закупили лишь несколько самолетов для испытаний и обнаружили, что многие аспекты «Мотылька» не соответствуют их методу военной летной подготовки. Однако к 1931 году ВВС Великобритании приобрели 124 самолета DH.60M Moth, которые использовались Центральной летной школой и другими учебными подразделениями до 1939 года.

Однако тренажеры Moth были заказаны рядом иностранных военно-воздушных сил , включая Аргентину, Австралию (как отмечалось выше), Австрию, Норвегию, Португалию, Швецию и летающие подразделения ВМС Дании. Финская компания Valtion lentokonetehdas построила по лицензии 21 учебно-тренировочный самолет Moth, 18 из которых были закуплены ВВС Финляндии . Первые экземпляры были оснащены двигателем Cirrus, а 11 более поздних - двигателем Hermes, стойками шасси X-типа и крышкой двигателя местного производства, за что они получили название «Härkä-Moth» («Бычья моль»). [ 2 ]

Два цыганских мотылька были приобретены правительством Парагвая во время войны в Чако . Их использовали в качестве самолетов связи. Один погиб в результате несчастного случая на базе ВВС Ну-Гуасу, а другой пережил войну. В 1936 году он был передан Парагвайскому аэроклубу.

Однако основная часть военных «Мотыльков» представляла собой гражданские спортивные самолеты, впечатленные ВВС своих стран и использовавшиеся в качестве учебно-тренировочных самолетов и самолетов связи. Таким образом, гражданские «Мотыльки» в конечном итоге летали как в националистических, так и в республиканских военно-воздушных силах во время гражданской войны в Испании . Это повторилось в более широком масштабе во время Второй мировой войны , когда «Мотыльки» летали, среди прочего, в ВВС Египта, Китая (несколько захваченных бывших китайских самолетов летали на японцев), Ирландии, Италии, Ирака, Бельгии. Конго, Голландская Ост-Индия (позже перешедшая под контроль ВВС Индонезии), Южная Африка, Новая Зеландия и ВМС США.

Варианты

[ редактировать ]

(Варианты перечислены в хронологическом порядке)

Королевские ВВС Канады DH.60 Cirrus Moth с поплавками
  • DH.60 Moth (позже известный как Cirrus Moth или Cirrus I Moth )
Прототип и ранний серийный самолет с двигателем ADC Cirrus мощностью 60 л.с. (45 кВт) . (позже описанный как двигатель Cirrus Mk I). Построено 8 предсерийных и 31 серийный самолет.
  • DH.60X Cirrus II Moth (первоначально известный как Moth Type X или Experimental Moth )
Представленный в 1927 году этот вариант имел немного больший размах крыльев на 1 фут, увеличенную длину на 2,5 дюйма и уменьшенное расстояние между верхним и нижним крыльями. Оснащен модернизированным двигателем ADC Cirrus Mark II мощностью 80 л.с. (60 кВт), построено 333 экземпляра. (многие позже были модернизированы до двигателей Cirrus Mk III или Cirrus Hermes, а затем и до двигателей Gipsy)
  • DH.60 Генет Мотылек
Небольшое количество DH.60 Moth было оснащено радиальным двигателем Armstrong Siddeley Genet . Этот тип использовался Королевских ВВС Центральной летной школой для демонстрационных целей, построено шесть самолетов.
  • DH.60G Цыганский мотылёк
DH.60G Gipsy Moths на вооружении LAN-Чили , 1933 г.
Первый капитальный ремонт конструкции: двигатель Cirrus заменен I мощностью 100 л.с. (75 кВт) двигателем de Havilland Gipsy .
  • DH.60GII Gipsy II Мотылёк
Оснащен двигателем Gipsy II мощностью 120 л.с. (89 кВт). Обычно его называют «Цыганским мотыльком», как и версию мощностью 100 л.с. (75 кВт).
  • DH.60X Цыганский мотылёк
повторное использование обозначения DH60X для описания первоначально опциональной версии ходовой части с X-образными раскосами раннего Gipsy Moth. (Ходовая часть X-образного типа стала стандартной для DH.60M и всех последующих моделей)
(Производство всех вариантов Gipsy Moth I и Gipsy Moth II: 595 построено компанией de Havilland на аэродроме Стэг-Лейн , 40 построено компанией Morane-Saulnier во Франции, 18 построено компанией Moth Corporation в США и 32 построено компанией Larkin Aircraft Supply Company (LASCO), 3 — General Aircraft Company (Genairco), 1 — Codock (Dockyard and Engineering Co.) Ltd) и 7 — компанией de Havilland Aircraft Pty Ltd (DHA) в Австралии.)
  • DH.60M Мотылек (Металлический Мотылек)
Оригинальный фанерный коробчатый фюзеляж заменен конструкцией из металлических стрингеров, обтянутых легированной тканью. Хотя общий вес увеличился, обслуживание стало проще, а металлические фюзеляжи стали стандартными для всех более поздних версий. Четыре предсерийных самолета: 536 построены компанией de Havilland в Стэг-Лейн, 40 построены компанией de Havilland Canada, 161 построены корпорацией Moth Corporation в США, 10 построены авиационным заводом норвежской армии в Норвегии и 6 - компанией Munitions Supply. Совет в Австралии.
  • DH.60T (тренер моли)
Тренировочный вариант Металло-Цыганского мотылька. Перестановка внутренних распорок крыла позволила облегчить доступ к передней кабине, что было необходимостью для военных пилотов, носящих парашюты. Было построено два прототипа и 47 серийных самолетов.
Зарегистрированный в Швейцарии DH.60G III Moth Major
  • DH.60G III Мотылек
В 1931 году компания взяла двигатель de Havilland Gipsy II, перевернула его и переименовала в Gipsy III . Затем этот двигатель был установлен на Moth для создания DG.60G III Moth , построено 57 самолетов, в том числе 10 в качестве фюзеляжей для Королевские ВВС в качестве целевых дронов «Пчелиная матка».
  • DH.60G III Мотылек Майор
В 1934 году, начиная с 58-го DH.60G III, название двигателя было изменено на Gipsy Major , а полученный вариант был переименован в DH.60G III Moth Major . Было построено 96 самолетов, в том числе 10 в качестве фюзеляжей для Королевских ВВС в качестве дронов-мишеней «Queen Bee», производство которых закончилось в мае 1935 года. Последний Moth Major был построен Технической школой де Хэвилленд, в результате чего общий объем производства DH.60G III составил 154 экземпляра. . [ 3 ]
  • DH.60T (прототипы Tiger Moth)
Восемь прототипов со стреловидным крылом для предлагаемого учебно-тренировочного самолета RAF . Из-за существенных изменений самолет поступил в производство как DH.82 Tiger Moth .

Примечание: информация о варианте взята из Брэнсома. [ 4 ]

Прототип DH.60T

Операторы

[ редактировать ]

Военные операторы

[ редактировать ]

Выживший самолет

[ редактировать ]
G-EBLV и G-EBWD демонстрируются на вечернем авиашоу, Old Warden , Бедфордшир.
  • В настоящее время в реестре самолетов Великобритании имеется 31 самолет de Havilland DH.60 Moth (по состоянию на август 2017 г.). [ 10 ]
  • В настоящее время в австралийском реестре самолетов насчитывается 19 самолетов DH.60 Moth (по состоянию на 7 мая 2023 г.). [ 11 ]
  • В настоящее время в Австралии также имеется 7 статических дисплеев DH60 (DH60X, 3 DH60G и 2 DH60M).
  • Один самолет DH.60M находится на аэродроме Кьеллер недалеко от Осло, Норвегия. Построенный компанией De Havilland в марте 1929 года, он был отправлен в Австралию, зарегистрирован как VH-UKC и в том же году выиграл воздушную гонку между Сиднеем и Пертом. Разбился в мае 1930 года и впоследствии сохранен. Останки были куплены компанией Kjeller Flyhistoriske Forening в Норвегии в 2007 году и перестроены по новым стандартам в течение десяти лет. Годен к полетам, с новой регистрацией ЛН-КФМ.
  • Самый старый из сохранившихся DH.60 Moth (G-EBLV построен в 1925 году, построен 8-й экземпляр) остается годным к полетам по состоянию на 2023 год, и хотя ранее он принадлежал и эксплуатировался BAe Systems Heritage Flight в Великобритании, теперь он передан в дар Коллекция Шаттлворта , аэродром Олд Уорден, где он базировался и работал в течение многих лет. [ 12 ]
  • DH.60X Moth ( G-EBWD ) 1928 года базировался на одном аэродроме (Олд Уорден) дольше, чем любой другой самолет в истории авиации. Этот Мотылек изначально был частным самолетом Ричарда Шаттлворта, на котором он учился летать. [ 13 ] и за время своей карьеры был значительно модифицирован с использованием оригинального двигателя Cirrus Hermes, но ходовой части с X-образными опорами и разных ветровых стекол в передней и задней кабине. По состоянию на август 2017 года он остается годным к полетам и в летние месяцы демонстрируется на британских авиашоу.
  • VH-UAE является вторым старейшим в мире DH.60, все еще годным к полетам (серийный номер 192, построен в 1925 году, построен 12-й экземпляр), первым DH60, который будет экспортироваться, и впервые был зарегистрирован в Австралии как G-AUAE 5 ноября 1925 года и позже обновлен до текущей регистрационной маркировки VH, что сделало его самым старым зарегистрированным и годным к полетам самолетом в Австралии. [ 14 ] Он был передан в ВВС Великобритании для обучения во время Второй мировой войны (A7-88) и списан в 1945 году. Первоначальная регистрация VH была перевыпущена. За исключением короткого периода восстановления в 2000 году, самолет годен к полетам и зарегистрирован с 1925 года.
  • DH.60X Moth 1928 года выпуска с кодом G-EXBU, но с испанской регистрацией EC-KCY, содержится в летном состоянии и регулярно принимает участие в ежемесячном авиасалоне, проводимом Fundación Infante de Orleans на аэродроме Куатро-Вьентос в Мадриде. .

Самолет на выставке

[ редактировать ]

Следующие самолеты DH.60 Moth выставлены на всеобщее обозрение в музеях:

Технические характеристики (DH.60G Gipsy Moth)

[ редактировать ]
Чертеж DH.60 Cirrus Moth, 3 вида из циркуляра № 18 NACA Aircraft

Данные De Havilland Aircraft с 1909 года. [ 15 ]

Общие характеристики

  • Экипаж: 2
  • Длина: 23 фута 11 дюймов (7,29 м)
  • Размах крыльев: 30 футов 0 дюймов (9,14 м)
  • Высота: 8 футов 9 + 1 2 дюйма (2,680 м)
  • Площадь крыла: 243 кв. фута (22,6 м 2 )
  • Пустой вес: 920 фунтов (417 кг)
  • Максимальный взлетный вес: 1650 фунтов (748 кг)
  • Силовая установка: 1 de Havilland Gipsy I с воздушным охлаждением, мощностью 100 л.с. (75 кВт) 4-цилиндровый рядный поршневой двигатель
  • Гребные винты: 2-лопастной винт фиксированного шага.

Производительность

  • Максимальная скорость: 102 миль в час (164 км/ч, 89 узлов)
  • Крейсерская скорость: 85 миль в час (137 км/ч, 74 узла)
  • Диапазон: 320 миль (510 км, 280 миль)
  • Практический потолок: 14 500 футов (4 400 м)
  • Скорость набора высоты: 500 футов/мин (2,5 м/с)

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Брэнсом 1991, с. 11.
  2. ^ Jump up to: а б Хейнонен, Тимо; Валтонен, Ханну (2010). «Де Хэвилленд DH60 и 60X Мотылек». От Альбатроса до Пилатуса - финский военный самолет 1918-2010 гг. [ От Альбатроса до Пилатуса - финский военный самолет 1918-2010 гг. ] (на финском языке). Музей авиации Центральной Финляндии . п. 80. ИСБН  978-952-99989-2-0 .
  3. ^ Джексон 1973, с. 92.
  4. ^ Брэнсом 1991, стр. 12–34.
  5. ^ Борха, Элизабет (27 февраля 2021 г.). «Мечта об Абиссинии: два черных авиатора и Эфиопия» . Национальный музей авиации и космонавтики . Проверено 3 марта 2021 г.
  6. ^ Комас 2020, с. 39
  7. ^ Кетли и Рольф 1996, с. 11.
  8. ^ Сипос, Милош; Купер, Том (2020). Крылья Ирака, Том 1: ВВС Ирака, 1931–1970 гг . Уорик, Великобритания: Издательство Helion & Company. п. 13. ISBN  978-1-913118-74-7 .
  9. ^ Джексон 1987, с. 222.
  10. ^ "G-INFO - DH.60." [ мертвая ссылка ] Управление гражданской авиации . Получено: 29 августа 2017 г.
  11. ^ "Зарегистрированные DH-60G в Австралии" [ постоянная мертвая ссылка ] Управление по безопасности гражданской авиации , дата обращения: 15 ноября 2015 г.
  12. ^ BAe Systems Heritage - DH.60 Moth Дата обращения: 29 августа 2017 г.
  13. ^ "Коллекция Шаттлворта - Мотылек DH60X" . Архивировано 1 июня 2018 года в Wayback Machine. Коллекция Шаттлворта. Дата обращения: 29 августа 2017 года.
  14. ^ Музей авиалиний "VH-UAE Information" и Историческое общество гражданской авиации , дата обращения: 15 ноября 2015 г.
  15. ^ Джексон 1987, с. 239.

Библиография

[ редактировать ]
  • Брэнсом, Алан. История тигрового мотылька, четвертое издание . Шрусбери, Великобритания: Airlife Publishing Ltd., 1991. ISBN   0-906393-19-1 .
  • Комас, Матье (сентябрь – октябрь 2020 г.). Такие британские!: Британские самолеты в ВВС Франции 1939–1940 гг. Авионс (на французском языке) (236): 38–61. ISSN   1243-8650 .
  • Корте, Пьер (декабрь 1999 г.). «Ретро месяца». Самолеты: Все воздухоплавание и его история (на французском языке) (81): 43. ISSN   1243-8650 .
  • Де Хэвилленд, DH (лето 1980 г.). «60 Мотылек». Грязный пластик . № 98/100. Общество исторических моделистов Аризоны.
  • Гилберт, Джеймс (1970). Великие самолеты . Нью-Йорк: Ридж Пресс.
  • Грант, Джеймс Ричи (июль – август 1999 г.). «Против часовой стрелки: Австралия – неправильный путь». Любитель воздуха . № 82. С. 60–63. ISSN   0143-5450 .
  • Джексон, Эй Джей (1973). Британские гражданские самолеты с 1919 года: Том 2 (2-е изд.). Лондон: Патнэм. ISBN  0-370-10010-7 .
  • Джексон, Эй Джей (1987). De Havilland Aircraft с 1909 года (3-е изд.). Лондон: Патнэм. ISBN  0-85177-802-Х .
  • Кетли, Барри; Рольфе, Марк (1996). Птенцы Люфтваффе 1935–1945: Учебные подразделения Люфтваффе и их самолеты . Олдершот, Великобритания: Hikoki Publications. ISBN  978-5-9955-0028-5 .
  • Лопес, Марио Канонига (весна 1994 г.). «Обратный разговор». Любитель воздуха . № 53. С. 79–80. ISSN   0143-5450 .
  • Принс, Франсуа (весна 1994 г.). «Дух новаторства: история QANTAS». Любитель воздуха . № 53. С. 24–32. ISSN   0143-5450 .
  • Вил, Эльке; Уил, Джон; Баркер, Ричард (1977). Боевые самолеты Второй мировой войны . Лондон: Arms and Armor Press / Музей Королевских ВВС в Хендоне.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 05d528a873fb73b6b5d5bec3a63aa964__1726169580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/05/64/05d528a873fb73b6b5d5bec3a63aa964.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
de Havilland DH.60 Moth - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)