Индуистская астрология
Часть серии о |
индуизм |
---|
Астрология |
---|
Фон |
Традиции |
Филиалы |
Астрологические знаки |
Символы |
Индуистская астрология , также называемая индийской астрологией , Джйотишей ( санскрит : ज्योतिष , латинизированным : jyotiṣa ; от jyót «свет, небесное тело») и, в последнее время, ведической астрологией , является традиционной индуистской системой астрологии . Это одна из шести вспомогательных дисциплин в индуизме, связанных с изучением Вед .
Веданга Джйотиша — один из самых ранних текстов по астрономии в Ведах . [1] [2] [3] [4] Некоторые ученые полагают, что гороскопическая астрология, практикуемая на Индийском субконтиненте, возникла под влиянием эллинизма . [5] [6] Однако это предмет интенсивных споров, и другие ученые полагают, что Джйотиша развивалась независимо, хотя, возможно, и взаимодействовала с греческой астрологией . [7]
Научный консенсус заключается в том, что астрология – это лженаука . [8] [9] [10] [11] [12]
Этимология
[ редактировать ]Джйотиша, утверждает Монье-Вильямс, уходит корнями в слово Джйотиш, что означает свет, например, свет Солнца , Луны или небесного тела. Термин Джйотиша включает изучение астрономии , астрологии и науки определения времени с использованием движений астрономических тел. [13] [14] Его целью было отслеживать время, вести календари и предсказывать благоприятное время для ведических ритуалов. [13] [14]
История и основные принципы
[ редактировать ]Джйотиша — одна из Веданг , шести вспомогательных дисциплин, используемых для поддержки ведических ритуалов. [15] : 376 Ранняя джьотиша связана с подготовкой календаря для определения дат жертвенных ритуалов. [15] : 377 ничего не написано о планетах. [15] : 377 Есть упоминания о «демонах», вызывающих затмения, в Атхарваведе и Чандогья-упанишад , причем в последней упоминается Раху (теневая сущность, которую считают ответственной за затмения и метеоры). [15] : 382 Термин граха , который сейчас используется для обозначения планеты , первоначально означал демона. [15] : 381 Ригведа также упоминает демона, вызывающего затмения, Сварбхану . Однако конкретный термин граха не применялся к Сварбхану до более поздних Махабхараты и Рамаяны . [15] : 382
лежит понятие бандху Вед В основе индуистской астрологии (писаний), которое представляет собой связь между микрокосмом и макрокосмом. Практика опирается в первую очередь на сидерический зодиак , который отличается от тропического зодиака, используемого в западной (эллинистической) астрологии, тем, что айанамы вносится корректировка для постепенной прецессии весеннего равноденствия . Индуистская астрология включает в себя несколько тонких подсистем интерпретации и предсказаний с элементами, отсутствующими в эллинистической астрологии, например, систему лунных домов ( Накшатра ). Лишь после распространения эллинистической астрологии порядок планет в Индии был установлен в виде семидневной недели. [15] : 383 [16] Эллинистическая астрология и астрономия также передали двенадцать знаков зодиака, начиная с Овна, и двенадцать астрологических мест, начиная с асцендента. [15] : 384 Первым свидетельством внедрения греческой астрологии в Индию является Яванаджатака, датируемая первыми веками нашей эры. [15] : 383 Яванаджатака Яванешварой ( букв. «Высказывания греков») была переведена с греческого на санскрит во 2 веке нашей эры и считается первым индийским астрологическим трактатом на санскрите . [17] Однако единственная сохранившаяся версия - это стихотворная версия Схуджидваджи, датируемая 270 годом нашей эры. [15] : 383 Первым индийским астрономическим текстом, в котором определялся день недели, была « Арьябхатия» ( Арьябхаты родившийся в 476 году нашей эры). [15] : 383
По мнению Мичио Яно, индийские астрономы, должно быть, были заняты задачей индианизации и санскритизации греческой астрономии в течение примерно 300 лет между первой Яванаджатакой и Арьябхатией . [15] : 388 Астрономические тексты за эти 300 лет утеряны. [15] : 388 Более поздняя Панчасиддхантика Варахамихиры суммирует пять известных индийских астрономических школ шестого века. [15] : 388 Индийская астрономия сохранила некоторые из старых доптолемеевских элементов греческой астрономии. [15] : 389 [18] [19] [20] [14]
Основными текстами, на которых основана классическая индийская астрология, являются раннесредневековые сборники, в частности « Брихат Парашара Хорашастра» и Саравали» Кальянавармы « .Хорашастра . представляет собой составной труд, состоящий из 71 главы, из которых первая часть (главы 1–51) датируется VII – началом VIII веков, а вторая часть (главы 52–71) – концом VIII века [ нужна ссылка ] Саравали также датируется примерно 800 годом нашей эры. [21] Английские переводы этих текстов были опубликованы Н. Н. Кришной Рау и В. Б. Чоудхари в 1963 и 1961 годах соответственно.
Современная индуистская астрология
[ редактировать ]Астрология остается важным аспектом народных верований в современной жизни многих индуистов . В индуистской культуре новорожденных традиционно называют на основе их джйотиша карт ( Кундали ), а астрологические концепции широко распространены в организации календаря и праздников, а также в принятии важных решений, таких как решения о браке, открытии нового бизнеса или переезде в другую страну. новый дом. Многие индуисты верят, что небесные тела, в том числе и планеты, оказывают влияние на всю жизнь человека, и эти планетарные влияния являются «плодом кармы ». Наваграха , планетарные божества, считаются подчиненными Ишваре (индуистской концепции высшего существа) в отправлении правосудия. Таким образом, считается, что эти планеты могут влиять на земную жизнь. [22]
Астрология как наука
[ редактировать ]Научное сообщество отвергло астрологию как не имеющую объяснительной силы для описания Вселенной. Было проведено научное тестирование астрологии, и не было найдено никаких доказательств, подтверждающих какие-либо предпосылки или предполагаемые эффекты, изложенные в астрологических традициях. [23] : 424 Астрологами не предложено никакого механизма, с помощью которого положения и движения звезд и планет могли бы влиять на людей и события на Земле. Несмотря на свой статус лженауки , в определенных религиозных, политических и юридических контекстах астрология сохраняет положение среди наук современной Индии . [24]
Индии Комиссия по университетским грантам и Министерство развития человеческих ресурсов решили ввести «Джйотир Вигьян» (т.е. джйотир виджняна ) или «Ведическую астрологию» в качестве дисциплины обучения в индийских университетах, заявив, что «ведическая астрология является не только одним из основных предметов наши традиционные и классические знания, но это дисциплина, которая позволяет нам знать события, происходящие в жизни человека и во Вселенной, в масштабе времени» [25] несмотря на полное отсутствие доказательств того, что астрология действительно позволяет делать столь точные предсказания. [26] Это решение было поддержано решением Высокого суда штата Андхра-Прадеш от 2001 года , и некоторые индийские университеты предлагают ученые степени в области астрологии. [27] [28] Это было встречено массовыми протестами со стороны научного сообщества Индии и индийских ученых, работающих за границей. [29] В петиции, направленной в Верховный суд Индии, говорилось, что введение астрологии в университетские учебные программы является «гигантским скачком назад, подрывающим весь научный авторитет, достигнутый страной до сих пор». [25]
В 2004 году Верховный суд отклонил ходатайство. [30] [31] пришел к выводу, что преподавание астрологии не может квалифицироваться как пропаганда религии. [32] [33] В феврале 2011 года Высокий суд Бомбея сослался на решение Верховного суда 2004 года, отклонив дело, ставившее под сомнение статус астрологии как науки. [34] По состоянию на 2014 год [update] несмотря на продолжающиеся жалобы ученых, [35] [36] астрологию продолжают преподавать в различных университетах Индии, [33] [37] и сейчас ведется движение по созданию национального Ведического университета для преподавания астрологии наряду с изучением тантры , мантры и йоги . [38]
Индийские астрологи постоянно выдвигали утверждения, которые были полностью опровергнуты скептиками. Например, хотя планета Сатурн находится в созвездии Овна примерно каждые 30 лет (например, в 1909, 1939, 1968 годах), астролог из Бангалора Венката Раман утверждал, что «когда Сатурн находился в Овне в 1939 году, Англия была вынуждена объявить войну Германии», игнорируя все остальные даты. [39] Астрологи регулярно терпят неудачу в попытках предсказать результаты выборов в Индии, а также не могут предсказать такие важные события, как убийство Индиры Ганди . Не оправдались и прогнозы главы Федерации астрологов Индии о войне между Индией и Пакистаном в 1982 году. [39]
В 2000 году, когда несколько планет оказались близко друг к другу, астрологи предсказали, что будут катастрофы, извержения вулканов и приливные волны . Это заставило целую прибрежную деревню в индийском штате Гуджарат запаниковать и покинуть свои дома. Предсказанные события не произошли, и пустующие дома были ограблены. [12]
Тексты
[ редактировать ]Учет времени
[Текущий год] минус один,
умножить на двенадцать,
умноженный на два,
добавлено к истекшим [полумесяцам текущего года],
увеличивается на два на каждые шестьдесят [на солнце],
количество полумесяцев ( сизигий ).
- Ригведа Джйотиша-веданга 4
Переводчик: Ким Плофкер [40]
Древним дошедшим до нас текстом о Джйотише является Веданга-Джйотиша , который существует в двух редакциях: одна связана с Ригведой , а другая — с Яджурведой . [41] Версия Ригведы состоит из 36 стихов, а редакция Яджурведы состоит из 43 стихов, из которых 29 стихов заимствованы из Ригведы. [42] [43] Версия Ригведы по-разному приписывается мудрецу Лагадхе, а иногда и мудрецу Шучи. [43] Версия Яджурведы не упоминает конкретного мудреца, дошла до наших дней с комментарием Сомакары и является более изученной версией. [43]
В тексте Джйотиши «Брахма-сиддханта» , составленном, вероятно, в V веке нашей эры, обсуждается, как использовать движение планет, Солнца и Луны для отслеживания времени и календаря. [44] В этом тексте также перечислены тригонометрические и математические формулы, подтверждающие теорию орбит, прогнозирования положений планет и расчета относительных средних положений небесных узлов и апсид. [44] Текст примечателен тем, что в качестве срока существования нынешней Вселенной представлены очень большие целые числа, такие как 4,32 миллиарда лет. [45]
Древние индуистские тексты о Джйотише обсуждают только хронометраж и никогда не упоминают астрологию или пророчества. [46] Эти древние тексты преимущественно посвящены астрономии, но на элементарном уровне. [47] Технические гороскопы и идеи астрологии в Индии пришли из Греции и развивались в первые века I тысячелетия нашей эры. [48] [18] [19] Тексты более позднего средневековья, такие как Явана-джатака и тексты Сиддханты, больше связаны с астрологией. [49]
Обсуждение
[ редактировать ]Область Джйотиши связана с определением времени, в частности с предсказанием благоприятного дня и времени для ведических ритуалов. [14] Поле Веданги структурировало время в Югу , которая представляла собой пятилетний интервал. [40] разделен на несколько лунно-солнечных интервалов, таких как 60 солнечных месяцев, 61 месяц саваны, 62 синодических месяца и 67 сидерических месяцев. [41] В Ведической Юге было 1860 титхи ( तिथि , даты), и она определяла день саваны (гражданский день) от одного восхода солнца до другого. [50]
Ригведическая версия Джйотиши может быть более поздним добавлением в Веду, утверждает Дэвид Пингри , возможно, между 513 и 326 годами до нашей эры, когда долина Инда была оккупирована Ахеменидами из Месопотамии . [51] Математика и устройства для измерения времени, упомянутые в этих древних санскритских текстах, позволяют предположить, что Пингри, например водяные часы , возможно, также прибыл в Индию из Месопотамии. Однако Юкио Охаси считает это предложение неверным. [18] вместо этого предполагая, что ведические усилия по хронометрированию с целью прогнозирования подходящего времени для ритуалов должны были начаться гораздо раньше, и их влияние могло распространиться из Индии в Месопотамию. [50] Охаси утверждает, что неверно предполагать, что количество гражданских дней в году равно 365 как в индуистском, так и в египетско-персидском году. [52] Кроме того, добавляет Охаши, месопотамская формула отличается от индийской формулы расчета времени: каждая из них может работать только для своей широты, и любая из них приведет к серьезным ошибкам при предсказании времени и календаря в другом регионе. [53] По словам Аско Парполы, открытия Джйотиши и лунно-солнечного календаря в древней Индии и аналогичные открытия в Китае «с большой вероятностью являются результатом конвергентного параллельного развития», а не распространения из Месопотамии. [54]
Ким Плофкер утверждает, что, хотя поток идей хронометрирования с обеих сторон правдоподобен, вместо этого каждая из них могла развиваться независимо, потому что заимствованные слова, которые обычно наблюдаются при миграции идей, отсутствуют с обеих сторон, как и слова для различных временных интервалов и техник. [55] [56] Кроме того, добавляет Плофкер и другие ученые, обсуждение концепций учета времени можно найти в санскритских стихах « Шатапатха-брахмана» , текста второго тысячелетия до нашей эры. [55] [57] Водяные часы и солнечные циферблаты упоминаются во многих древних индуистских текстах, таких как Артхашастра . [58] [59] Некоторая интеграция месопотамской и индийской систем, основанных на Джйотише, могла произойти окольным путем, утверждает Плофкер, после прихода идей греческой астрологии в Индию. [60]
В текстах Джйотиши представлены математические формулы, позволяющие предсказать продолжительность дня, восход солнца и циклы луны. [50] [61] [62] Например,
- Продолжительность дня = мухуртас [63]
- где n — количество дней после или до зимнего солнцестояния, а одна мухурта равна 1/30 ) . дня (48 минут [64]
Водяные часы
Прастха воды [является] увеличением дня и уменьшением ночи при северном движении [Солнца]; наоборот на юге. [Есть] шесть мухурты [разница] в полгода.- Яджурведа Джйотиша-веданга 8, Переводчик: Ким Плофкер [63]
Элементы
[ редактировать ]В индуистской астрологии используется шестнадцать варг ( санскрит : varga , «часть, деление») или дробных карт: [65] [ ненадежный источник? ] : 61–64
Зодиак
[ редактировать ]Нираяна, или сидерический зодиак , представляет собой воображаемый пояс в 360 градусов, который, как и Саяна, или тропический зодиак , разделен на 12 равных частей. Каждая часть (30 градусов) называется знаком или раши ( санскрит : «часть»). Ведические (Джйотиша) и западные зодиаки различаются методом измерения. Хотя синхронно обе системы идентичны, Джйотиша в основном использует сидерический зодиак (в котором звезды считаются фиксированным фоном, на котором измеряется движение планет), тогда как большая часть западной астрологии использует тропический зодиак (движение планет) . планет измеряется относительно положения Солнца в день весеннего равноденствия ). Спустя два тысячелетия в результате прецессии равноденствий начало эклиптической долготы сместилось примерно на 30 градусов. В результате расположение планет в системе Джйотиша примерно соответствует созвездиям, а тропическая астрология основана на солнцестояниях и равноденствиях.
Английский | санскрит [66] | Начало | Представительство | Элемент | Качество | Правящий орган |
---|---|---|---|---|---|---|
Овен | Овен , Меша | 0° | баран | огонь | подвижный (чара) | Марс |
Телец | Вришабха , вришабха | 30° | бык | земля | фиксированный (стира) | Венера |
Близнецы | मिथुन, Близнецы | 60° | двойняшки | воздух | двойной (двисвабхава) | Меркурий |
Рак | рак , карка | 90° | краб | вода | подвижный | Луна |
Лео | Лев , симха | 120° | лев | огонь | зафиксированный | Солнце |
Дева | девочка , Каня | 150° | девственница | земля | двойной | Меркурий |
Весы | तुला, Весы | 180° | баланс | воздух | подвижный | Венера |
Скорпион | Скорпион , вршчика | 210° | скорпион | вода | зафиксированный | Марс |
Стрелец | поклон , дхануша | 240° | лук и стрелы | огонь | двойной | Юпитер |
Козерог | Макара , Макара | 270° | крокодил | земля | подвижный | Сатурн |
Водолей | Водолей , кумбха | 300° | водоносец | воздух | зафиксированный | Сатурн |
Рыба | मीन, Рыбы | 330° | Рыбы | вода | двойной | Юпитер |
Накшатры, или лунные особняки
[ редактировать ]Накшатры . или лунные особняки — это 27 равных частей ночного неба, используемых в индуистской астрологии, каждая из которых обозначена своей выдающейся звездой (звездами) [65] : 168
Историческая (средневековая) индуистская астрология насчитывала 27 или 28 накшатр. В современной астрологии обычно используется жесткая система из 27 накшатр, каждая из которых охватывает 13°20′ эклиптики . Недостающая 28-я накшатра — Абхиджита . Каждая накшатра разделена на равные четверти или пады по 3°20’. Наибольшее значение имеет Абхишека-накшатра, которая считается царем над другими накшатрами. Говорят, что поклонение этой накшатре и обретение благосклонности к ней дает силу исцелить все другие накшатры и имеет значение для предсказательной астрологии и смягчения кармы. [ нужна ссылка ]
Соединение двух Раши и Накшатр известно как Ганданта. [67]
Даши – планетарные периоды
[ редактировать ]Слово даша ( деванагари : दशा, санскрит , даша , «планетарный период») означает «состояние бытия», и считается, что даша во многом управляет состоянием бытия человека. Система Даша показывает, какие планеты, можно сказать, стали особенно активными в период Даши. Правящая планета (Дашанатха или «повелитель Даши») затмевает разум человека, вынуждая его или ее действовать в соответствии с природой планеты.
Существует несколько систем даша , каждая из которых имеет свою функцию и область применения. Существуют даши грах (планет), а также даши раши (знаков зодиака). считалась универсально применимой Основной системой, используемой астрологами, является система Вимшоттари Даша, которая в Кали-югу ко всем гороскопам.
Первая Маха-Даша определяется положением натальной Луны в данной Накшатре. Хозяин Накшатры управляет Дашей. Каждая Маха-даша делится на подпериоды, называемые бхукти , или антар-даши , которые являются пропорциональными подразделениями Маха-даши. Могут быть сделаны дальнейшие пропорциональные подразделения, но погрешность, основанная на точности времени рождения, растет в геометрической прогрессии. Следующее подразделение называется пратьянтар-даша , которое, в свою очередь, можно разделить на сукшма-антардаша , которая, в свою очередь, может быть разделена на праана-антардаша , которая подразделяется на деха-антардаша . Подобные подразделения существуют и во всех других системах Даша.
Небесные тела
[ редактировать ]Наваграха « ( санскрит : Наваграха , латинизированное : наваграха , букв. девять планет») [68] Девять небесных тел, используемых в индуистской астрологии: [65] : 38–51
- Сурья (Солнце)
- Чандра (Луна)
- Будха (Меркурий)
- Шукра (Венера)
- Марс
- Брихаспати или Гуру (Юпитер)
- Шани (Сатурн)
- Раху (Северный узел Луны)
- Кету (Южный узел Луны)
Говорят, что наваграха — это силы, которые захватывают или затмевают разум и процесс принятия решений людьми. Говорят, что когда грахи активны в свои даши , или периодичности, они обладают особыми полномочиями управлять делами людей и событиями.
Считается, что планеты обозначают важные детали, [69] такие как профессия, брак и долголетие. [70] Из этих показателей, известных как караки, Парашара самым важным считает Атмакараку, обозначающую широкие контуры жизни человека. [70] : 316
Раху и Кету соответствуют точкам, в которых Луна пересекает плоскость эклиптики (известные как восходящий и нисходящий узлы Луны). Эти планеты, классически известные в индийской и западной астрологии как «голова и хвост дракона», представлены в виде демона со змеиным телом, обезглавленного Сударшан- после попытки чакрой Вишну проглотить солнце. В основном они используются для расчета дат затмений. Их называют «теневыми планетами», потому что они не видны на ночном небе. Орбитальный цикл Раху и Кету составляет 18 лет, они всегда ретроградны в движении и находятся под углом 180 градусов друг к другу.
Гочарас – транзиты
[ редактировать ]Натальная карта показывает положение грах в момент рождения. С этого момента грахи продолжают перемещаться по зодиаку, взаимодействуя с грахами натальной карты. Этот период взаимодействия называется гочара ( санскрит : гочара , «транзит»). [65] : 227
Изучение транзитов основано на транзите Луны (Чандра), который длится примерно два дня, а также на движении Меркурия (Будха) и Венеры (Шукра) по небесной сфере, которое относительно быстро, если смотреть с Земли. . Движение более медленных планет – Юпитера (Гуру), Сатурна (Шани) и Раху-Кету – всегда имеет большое значение. Астрологи изучают транзит управителя даши по различным ориентирам гороскопа.
Йоги – планетарные комбинации
[ редактировать ]В индуистской астрономии йога ( санскрит : йога , «союз») представляет собой комбинацию планет, находящихся в определенном отношении друг к другу. [65] : 265
Раджа-йоги воспринимаются как дающие славу, статус и авторитет и обычно образуются в результате объединения управителя Кендры («квадрантов»), если считать от Лагны («асцендента»), и управителей Триконы («асцендента») и управителей Триконы («секторов»). трины, 120 градусов — первый, пятый и девятый дома). Раджа-йоги являются кульминацией благословений Вишну и Лакшми. Некоторые планеты, такие как Марс для Льва Лагны, не нуждаются в другой грахе (или Наваграхе , «планете») для создания Раджайоги , но способны давать Раджайогу сами по себе благодаря своему управлению 4-м Бхавой («астрологическим домом»). и 9-й Бхава от Лагны, причем эти два дома представляют собой Кендру («угловой дом» — первый, четвертый, седьмой и десятый дома) и Трикона Бхаву соответственно.
Дхана-йоги образуются в результате объединения планет, дающих богатство, таких как Дханеша, или управитель 2-го дома, и Лабхеша, или управитель 11-го дома от Лагны. Дхана-йоги также формируются благодаря благоприятному расположению Дарапады (от дара , «супруга» и пады , «стопа» — одного из четырех подразделений — 3 градуса и 20 минут — Накшатры в 7-м доме), если считать от Арудха Лагны (AL). Сочетание Лагнеши и Бхагьеши также ведет к богатству посредством Лакшми-йоги.
Саньяса-йоги формируются благодаря расположению четырех или более грах , исключая Солнце, в Кендра-Бхаве от Лагны.
В Джьотише есть несколько всеобъемлющих йог, таких как Амавасья Доша, Кала Сарпа Йога-Кала Амрита Йога и Граха Малика Йога, которые могут иметь приоритет над планетарными положениями Ямаха Йоги в гороскопе.
Бхавы – дома
[ редактировать ]Индуистская Джатака, или Джанам Кундали, или карта рождения , представляет собой Бхава- чакру ( санскрит : «деление», «колесо»), полный круг жизни на 360°, разделенный на дома, и представляет собой способ проявления влияний в колесе. С каждым домом связаны планеты карака ( санскрит : «сигнификатор»), которые могут изменить интерпретацию конкретного дома. [65] : 93–167 Каждая Бхава охватывает дугу в 30° с двенадцатью Бхавами в любой карте гороскопа. Это важнейшая часть любого гороскопического исследования, поскольку Бхавы, понимаемые как «состояние бытия», персонализируют Раши/Раши для человека, и каждый Раши/Раши, помимо указания на его истинную природу, раскрывает свое влияние на человека, основанное на Бхаве. занят. Лучший способ изучить различные аспекты Джйотиши — это увидеть их роль в оценке реальных людей и то, как они истолковываются.
Дриштис
[ редактировать ]Дришти ( санскрит : Dṛṣṭi , «взгляд») — это аспект всего дома. Грахи отбрасывают только передние аспекты, причем самый дальний аспект считается самым сильным. Например, Юпитер аспектирует 5-й, 7-й и 9-й дома со своей позиции, Марс аспектирует 4-й, 7-й и 8-й дома со своей позиции, а также свой 8-й дом. [65] : 26–27
Принцип Дришти (аспекта) был разработан на основе аспекта армии планет как божества и демона на поле войны. [71] [72] Таким образом, Солнце, царь-божество, имеющее только один полный аспект, более могущественно, чем царь демонов Сатурн, имеющий три полных аспекта.
Аспекты могут быть даны как планетами (Граха Дршти), так и знаками (Раши Дршти). Планетарные аспекты являются функцией желания, тогда как аспекты знаков являются функцией осознания и познания.
Существуют некоторые высшие аспекты Граха Дришти (планетарных аспектов), которые не ограничиваются Вишеша Дришти или особыми аспектами. Раши Дршти работает на основе следующей шаблонной структуры: все подвижные знаки аспектируют фиксированные знаки, кроме соседнего, и все без исключения двойственные и мутабельные знаки аспектируют друг друга.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Томпсон, Ричард Л. (2004). Ведическая космография и астрономия . стр. 9–240.
- ^ Джа, Пармешвар (1988). Арьябхата I и его вклад в математику . п. 282.
- ^ Путтасвами, ТК (2012). Математические достижения досовременных индийских математиков . п. 1.
- ^ Витцель 2001 .
- ^ Pingree 1981 , стр. 67 и далее, 81 и далее, 101 и далее.
- ^ Самуэль 2010 , с. 81.
- ^ Трипати, Виджая Нараян (2008), «Астрология в Индии» , в Селин, Хелейн (ред.), Энциклопедия истории науки, технологий и медицины в незападных культурах , Дордрехт: Springer Нидерланды, стр. 264–267. , doi : 10.1007/978-1-4020-4425-0_9749 , ISBN 978-1-4020-4425-0 , заархивировано из оригинала 7 марта 2023 года , получено 5 ноября 2020 года.
- ^ Тагард, Пол Р. (1978). «Почему астрология — лженаука» (PDF) . Труды проводимого раз в два года собрания Ассоциации философии науки . 1 (1): 223–234. doi : 10.1086/psaprocbienmeetp.1978.1.192639 . S2CID 147050929 . Архивировано (PDF) из оригинала 28 августа 2017 года . Проверено 13 июня 2017 г.
- ^ Свен Уве Ханссон; Эдвард Н. Залта. «Наука и псевдонаука» . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 5 сентября 2015 года . Проверено 6 июля 2012 года .
- ^ «Астрономическая лженаука: список ресурсов скептика» . Астрономическое общество Тихого океана. Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Проверено 13 июня 2017 г.
- ^ Хартманн, П.; Рейтер, М.; Нюборга, Х. (май 2006 г.). «Взаимосвязь между датой рождения и индивидуальными различиями в личности и общем интеллекте: масштабное исследование». Личность и индивидуальные различия . 40 (7): 1349–1362. дои : 10.1016/j.paid.2005.11.017 .
Чтобы оптимизировать шансы обнаружить даже отдаленную связь между датой рождения и индивидуальными различиями в личности и интеллекте, мы дополнительно применили две разные стратегии. Первый был основан на общей хронологической концепции времени (например, месяц рождения и сезон рождения). Вторая стратегия была основана на (псевдонаучной) концепции астрологии (например, Солнечные знаки, стихии и астрологический пол), как обсуждалось в книге «Астрология: наука или суеверие?» Айзенк и Ниас (1982).
- ^ Перейти обратно: а б Нарликар, Джаянт В. (2009). «Астрономия, лженаука и рациональное мышление» . В Пасачоффе, Джей; Перси, Джон (ред.). Преподавание и изучение астрономии: эффективные стратегии для преподавателей во всем мире . Издательство Кембриджского университета. стр. 164–165. ISBN 9780521115391 . Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 19 июля 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Монье Монье-Вильямс (1923). Санскритско-английский словарь . Издательство Оксфордского университета . п. 353. Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джеймс Лохтефельд (2002), «Джйотиша» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, том. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN 0-8239-2287-1 , страницы 326–327.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот Флуд, Гэвин. Яно, Мичио. 2003. Блэквеллский спутник индуизма. Молден: Блэквелл.
- ^ Наводнение, с. 382
- ^ Мак-Эвилли «Форма древней мысли», с. 385 («Яванаджатака - самый ранний из сохранившихся санскритских текстов по гороскопии, составляющий основу всех более поздних индийских разработок в гороскопии», сам цитирует Дэвида Пингри «Яванаджатака Схуджидхваджи», стр. 5)
- ^ Перейти обратно: а б с Охаси 1999 , стр. 719–721.
- ^ Перейти обратно: а б Пингри 1973 , стр. 2–3.
- ^ Эрик Грегерсен (2011). Британский путеводитель по истории математики . Издательская группа Розен . п. 187. ИСБН 978-1-61530-127-0 . Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ Дэвид Пингри, Джйотихшастра (Дж. Гонда (ред.) История индийской литературы , том VI, глава 4), стр. 81
- ^ Карма, антропологическое исследование, стр. 134, в Google Книгах.
- ^ Зарка, Филипп (2011). «Астрономия и астрология» . Труды Международного астрономического союза . 5 (С260): 420–425. Бибкод : 2011IAUS..260..420Z . дои : 10.1017/S1743921311002602 . Архивировано из оригинала 18 августа 2020 года . Проверено 12 сентября 2019 г.
- ^ «В таких странах, как Индия, где лишь небольшая интеллектуальная элита обучена западной физике, астрологии удается кое-где сохранять свои позиции среди наук». Дэвид Пингри и Роберт Гилберт, «Астрология; астрология в Индии; астрология в наше время» Британская энциклопедия, 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б Верховный суд ставит под сомнение Джьотира Вигяна, Times of India , 3 сентября 2001 г. , timesofindia.indiatimes.com
- ^ «Боже мой, это не наука» . Таймс оф Индия . 3 мая 2001 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2020 г. . Проверено 11 ноября 2020 г.
- ^ Мохан Рао, Убийство женского плода: куда нам идти? Индийский журнал медицинской этики , октябрь-декабрь 2001-9 (4), Issuesinmedicalethics.org. Архивировано 27 июня 2009 г. на Wayback Machine.
- ^ Т. Джаяраман, Судебный удар, Frontline , том 18 - выпуск 12, 9–22 июня 2001 г., Hinduonnet.com
- ^ Т. Джаяраман, Судебный удар, Frontline , том 18 - выпуск 12, 9–22 июня 2001 г., Hinduonnet.com [узурпировал]
- ↑ Астрология на пьедестале. Архивировано 3 декабря 2021 года в Wayback Machine , Рам Рамачандран, Frontline, том 21, выпуск 12, 5–18 июня 2004 г.
- ^ Введение курсов ведической астрологии в университетах поддержано , The Hindu , четверг, 6 мая 2004 г.
- ^ «Верховный суд: Бхаргава против Комиссии по университетским грантам, дело №: апелляция (гражданская) 5886 от 2002 года» . Архивировано из оригинала 12 марта 2005 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Введение курсов ведической астрологии в университетах поддержано» . Индус . 5 мая 2004 г. Архивировано из оригинала 23 сентября 2004 г.
- ^ «Астрология – это наука: Бомбей ХК» . Таймс оф Индия . 3 февраля 2011 г. Архивировано из оригинала 6 февраля 2011 г.
- ^ «Интегрировать индийскую медицину с современной наукой» . Индус . 26 октября 2003 г. Архивировано из оригинала 13 ноября 2003 г.
- ^ Нарликар, Джаянт В. (2013). «Индийский тест индийской астрологии» . Скептический исследователь . 37 (2). Архивировано из оригинала 23 июля 2013 года.
- ^ «Люди обращаются за астрологическими советами к экспертам индуистского университета Банарас, чтобы решить проблемы со здоровьем» . Таймс оф Индия . 13 февраля 2014 г. Архивировано из оригинала 22 марта 2014 г.
- ^ «Создать Ведический университет для продвижения астрологии» . Таймс оф Индия . 9 февраля 2013 г. Архивировано из оригинала 9 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Нарликар, Джаянт В. (март – апрель 2013 г.). «Индийский тест индийской астрологии» . Скептический исследователь . 37 (2). Архивировано из оригинала 4 октября 2013 года . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Плофкер 2009 , с. 36.
- ^ Перейти обратно: а б Охаси 1999 , стр. 719.
- ^ Плофкер 2009 , стр. 35–36.
- ^ Перейти обратно: а б с Пингри 1973 , с. 1.
- ^ Перейти обратно: а б Плофкер 2009 , стр. 67–68.
- ^ Плофкер 2009 , стр. 68–71.
- ^ СК Раджу (2007). Культурные основы математики . Пирсон. п. 205. ИСБН 978-81-317-0871-2 . Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ Фридрих Макс Мюллер (1860). История древней санскритской литературы . Уильямс и Норгейт . стр. 210–215 .
- ^ Николас Кэмпион (2012). Астрология и космология в мировых религиях . Издательство Нью-Йоркского университета . стр. 110–111. ISBN 978-0-8147-0842-2 . Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 27 декабря 2020 г.
- ^ Плофкер 2009 , стр. 116–120, 259–261.
- ^ Перейти обратно: а б с Охаси 1993 , стр. 185–251.
- ^ Пингри 1973 , с. 3.
- ^ Охаси 1999 , стр. 719–720.
- ^ Юкио Охаси (2013). С. М. Ансари (ред.). История восточной астрономии . Спрингер Наука . стр. 75–82. ISBN 978-94-015-9862-0 .
- ^ Аско Парпола (2013), «Начало индийской астрономии со ссылкой на параллельное развитие в Китае», История науки в Южной Азии , Том. 1, страницы 21–25
- ^ Перейти обратно: а б Плофкер 2009 , стр. 41–42.
- ^ Сарма, Натараджа (2000). «Распространение астрономии в древнем мире». Стараться . 24 (4). Эльзевир : 157–164. дои : 10.1016/s0160-9327(00)01327-2 . ПМИД 11196987 .
- ^ Хелейн Селин (2012). Астрономия в разных культурах: история незападной астрономии . Спрингер Наука. стр. 320–321. ISBN 978-94-011-4179-6 .
- ^ Хинубер, Оскар В. (1978). «Вопросы истории техники Древней Индии». Саекулум (на немецком языке). 29 (3). Болау Верлаг : 215–230. дои : 10.7788/saeculum.1978.29.3.215 . S2CID 171007726 .
- ^ Каутиля (2013). Король, управление и закон в Древней Индии: Артхашастра Каутильи . Перевод Оливель, Патрик. Издательство Оксфордского университета. л.д. 473 с примечанием 1.7.8. ISBN 978-0-19-989182-5 .
- ^ Ким Плофкер (2008). Мика Росс (ред.). С берегов Евфрата: Этюды в честь Алисы Луизы Слотски . Эйзенбрауны . стр. 193–203. ISBN 978-1-57506-144-3 .
- ^ Плофкер 2009 , стр. 35–40.
- ^ Винтерниц 1963 , с. 269.
- ^ Перейти обратно: а б Плофкер 2009 , с. 37.
- ^ Охаси 1999 , стр. 720.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Саттон, Комилла (1999). Основы ведической астрологии , The Wessex Astrologer Ltd, Англия
- ^ Брокерское дело, Рошен (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. п. 89. ИСБН 978-0-14-341421-6 . Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 11 октября 2016 г.
- ^ Дефу, Харт; Свобода, Роберт Э. (1 октября 2000 г.). Свет на отношения: Синатрия индийской астрологии . Книги Вайзера. ISBN 978-1-57863-148-3 . Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Санскритско-английский словарь Монье-Вильямса, ок. 1899 г.
- ^ Раман, Бангалор В. (15 октября 2003 г.). Исследования астрологии Джаймини . Издательство Мотилал Банарсидас. п. 6. ISBN 978-81-208-1397-7 . Архивировано из оригинала 7 марта 2023 года . Проверено 25 ноября 2021 г.
Предполагается, что каждая планета является каракой или индикатором определенных событий в жизни.
- ^ Перейти обратно: а б Сантанам, Р. (1984). Брихат Парашара Хора Шастра (т. 1) . Публикации Ранджана. п. 319.
- ^ Санат Кумар Джайн, Астрология - наука или миф , Atlantic Publishers, Нью-Дели.
- ^ Санат Кумар Джайн, «Джйотиш Китна Сахи Китна Галат» (хинди).
Библиография
[ редактировать ]- Охаси, Юкио (1999). Андерсен, Йоханнес (ред.). Основные моменты астрономии, том 11B . Спрингер Наука. ISBN 978-0-7923-5556-4 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 27 декабря 2020 г.
- Охаси, Юкио (1993). «Развитие астрономических наблюдений в ведической и постведической Индии». Индийский журнал истории науки . 28 (3).
- Плофкер, Ким (2009). Математика в Индии . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-12067-6 .
- Пингри, Дэвид (1973). «Месопотамское происхождение ранней индийской математической астрономии». Журнал истории астрономии . 4 (1). МУДРЕЦ: 1–12. Бибкод : 1973JHA.....4....1P . дои : 10.1177/002182867300400102 . S2CID 125228353 .
- Пингри, Дэвид (1981). Джйотихшастра: астральная и математическая литература Отто Харрасовиц . ISBN 978-3447021654 .
- Раман, Б.В. (1992). Планетарные влияния на человеческие дела . Книги Южной Азии . ISBN 978-8185273907 .
- Сэмюэл, Сэмюэл (2010). Истоки йоги и тантры . Издательство Кембриджского университета.
- Винтерниц, Морис (1963). История индийской литературы . Том. 1. Мотилал Банарсидасс . ISBN 978-81-208-0056-4 .
- Витцель, Майкл (25 мая 2001 г.). «Автохтонные арийцы? Свидетельства древнеиндийских и иранских текстов» . Электронный журнал ведических исследований . 7 (3). Архивировано из оригинала 27 мая 2018 года . Проверено 12 июля 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Берджесс, Эбенезер (1866). «О происхождении лунного подразделения Зодиака, представленного в системе Накшатр индусов». Журнал Американского восточного общества .
- Чандра, Сатиш (2002). «Религия и государство в Индии и поиск рациональности». Социолог
- Флит, Джон Ф. (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Британская энциклопедия . Том. 13 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 491–501. . В
- Джайн, Санат К. «Астрология - наука или миф», Нью-Дели, Atlasntic Publishers, 2005 г. - подчеркивается, как каждый принцип, такой как управитель знака, аспект, дружба-вражда, экзальтированный-ослабленный, Мул-трикон, даша, Раху-Кету и т. д., был составлено на основе древнего представления о том, что Солнце находится ближе Луны от Земли и т. д.
- Пингри, Дэвид (1963). «Астрономия и астрология в Индии и Иране». Исида - Журнал Общества истории науки . стр. 229–246.
- Пингри, Дэвид (1981). Джьотихшастра в Дж. Гонде (ред.) История индийской литературы . Том VI. Фаск 4. Висбаден: Отто Харрасовиц.
- Пингри, Дэвид и Гилберт, Роберт (2008). «Астрология; Астрология в Индии; Астрология в наше время». Британская энциклопедия . онлайн-изд.
- Плофкер, Ким. (2008). «Южноазиатская математика; Роль астрономии и астрологии». Британская энциклопедия , онлайн-издание.
- Уитни, Уильям Д. (1866). «О взглядах Био и Вебера на отношения индуистской и китайской систем астеризмов», журнал Американского восточного общества.
- Популярные процедуры
- Фроули, Дэвид (2000). Астрология провидцев: Руководство по ведической (индуистской) астрологии . Твин Лейкс, Висконсин: Lotus Press. ISBN 0-914955-89-6
- Фроули, Дэвид (2005). Аюрведическая астрология: самоисцеление через звезды . Твин Лейкс, Висконсин: Lotus Press. ISBN 0-940985-88-8
- Саттон, Комилла (1999). Основы ведической астрологии . The Wessex Astrologer, Ltd.: Великобритания. ISBN 1902405064