Бухарские евреи
יהודים בוכריםБактериальные евреи | |
---|---|
![]() Еврейская семья в Бухаре , 1880 | |
Общая численность населения | |
примерно 320 000 | |
Регионы со значительным населением | |
![]() | 160,000 |
![]() | 120,000 80,000 |
![]() | 15,000 |
![]() | 3,000–3,500 |
![]() | 2,000 |
![]() | 1,500 150 [ 1 ] [ 2 ] |
![]() | 1,500 |
![]() | 1,000 |
Языки | |
Традиционно Бухарян (Иудео-Таджик), [ 3 ] Русский , иврит (Израиль), английский (Соединенные Штаты, Канада, Великобритания и Австралия) и немецкий (Австрия и Германия), Узбек (Узбекистан) | |
Религия | |
![]() | |
Связанные этнические группы | |
Иранские евреи , афганские евреи , евреи машхади , горные евреи , грузинские евреи , иракские евреи , евреи Мизрахи , советские евреи , евреи Кайфенга |
Часть серии на |
Евреи и иудаизм |
---|
Бухарские евреи , [ А ] в современную времена называется бухарскими евреями , [ B ] Еврейская Мизрахи подгруппа в Центральной Азии , которая исторически говорила о Бухаряне , иудео-персинском [ 4 ] [ 3 ] [ 5 ] Диалект языка Таджика , в свою очередь, множество персидских языков . Их имя происходит от бывшего эмирата Центральной Азии Бухары (в настоящее время в первую очередь Узбекистан ), у которого когда -то было значительное еврейское население. Бухарские евреи имеют персидж-еврейское происхождение, хотя они считаются одной из старейших этнорелигиозных групп Центральной Азии, и на протяжении веков разработали свои собственные отдельные обычаи. [ 3 ] [ 6 ] [ 4 ]
С момента роспуска Советского Союза подавляющее большинство иммигрировало в Израиль или Соединенные Штаты , при этом небольшие группы иммиграции в Европу или Австралию .
Имя и язык
[ редактировать ]Бухарские евреи изначально называли самих себя Бней Израиль , который конкретно относится к израильтянам ассирийского плена . Термин Бухаран был придуман европейскими путешественниками, которые посетили Центральную Азию около 16 -го века. С тех пор, как большинство еврейской общины в то время жила под эмиратом Бухара , они стали известны как Бухаран евреи . Название, по которому сообщество назвало себя, - «Bnei Isro'il». [ 7 ]
евреи использовали Бухарян или Бухори , еврейский диалект таджик Бухарские с лингвистическими элементами иврита , чтобы общаться между собой. [ 3 ] Этот язык использовался для всей культурной и образовательной жизни среди евреев. Это широко использовалось до тех пор, пока и Центральная Азия не была « распределена не была «русской», Советская Союз » , а распространение «религиозной» информации не было остановлено. Пожилое поколение Бухарья использовала Букхори в качестве основного языка, но в значительной степени говорит по -русски (иногда с небольшим бухарским акцентом). Молодое поколение использует русский язык в качестве основного языка, но часто понимает или говорит на бухарне .
Первый основной письменный отчет о евреях в Центральной Азии датируется началом 4 -го века нашей эры. это напоминает В Талмуде раввин Шмуэль Бар Бисна, член Талмудической академии в Пумбедите , который отправился в Маргиана (современный Мерв в Туркменистане ). [ 8 ] Присутствие еврейских общин в Мерве также подтверждается еврейскими писаниями на оссеариях 5 -го и 6 -го веков, обнаруженных между 1954 и 1956 годами. [ 9 ]
История
[ редактировать ]Некоторые бухарские евреи связывают свое собственное происхождение с изгнаниями из племен Нафтали и Иссахара во время ассирийского плена , [ 10 ] основывая это предположение на чтении «Хабора» в II Kings 17: 6 как ссылка на Бухара. Тем не менее, более широко распространенные еврейские традиции Бухарской традиции связывают свое учреждение в стране с эмиграцией персидских евреев, спасаясь от преследований царя Пероца I (458–485 гг. [ 11 ] По мнению некоторых ученых, евреи поселились в Центральной Азии в шестом веке, но несомненно, что в течение восьмого до девятого веков они жили в городах Центральной Азии, таких как Балх , Х.Вэйсм и Мерв. В то время, и примерно в шестнадцатом веке евреи Бухаран сформировали группу, непрерывную с евреями Ирана и Афганистана. [ 12 ]
Под суннитским мусульманским правлением
[ редактировать ]
В начале 16 -го века Центральная Азия контролировалась суннитами Узбекс. Город Бухара стал центром еврейской жизни в Центральной Азии в 16 веке, также поглотив много евреев между персами и местными суннитскими правителями.
Бухарские евреи жили под статусом Дхимми и испытали преследование со стороны мусульманского большинства. Они были вынуждены носить желтое пятно вместе со специальной шляпой под названием Tilpak, чтобы идентифицировать их как евреи, и их ремни были сделаны из веревки, в то время как кожаные ремни были зарезервированы для мусульман. [ 13 ] Еврейские дома также должны были быть помечены как «еврейские» с грязной тканью, прибитой к их входным дверям, а их магазины и дома должны были быть ниже, чем мусульманские. [ 14 ] В судебных делах любые доказательства от еврея были недопустимы с участием мусульманина. Им также было запрещено ездить на лошадях и ослах, и они должны были перевезти себя пешком. Наконец, при оплате своего ежегодного налога на джизья еврейские мужчины будут ритуально хлопнуть по лицу мусульманскими властями. [ 15 ] Несмотря на эти запреты и унижения, евреи смогли добиться финансового успеха, прежде всего, как торговцы и создали прибыльные торговые предприятия. [ 16 ]
К концу 16 -го и начала 17 -го века еврейский квартал, Махалла, был основан в городе Бухара. Евреям было запрещено проживать за пределами своих границ. [ 17 ]
В течение 18 -го века евреи Бухар продолжали сталкиваться с значительной дискриминацией и преследованием. Еврейские центры были закрыты, и мусульмане региона вынудили преобразование более трети евреев Бухара под угрозой пыток и мучительного исполнения. [ 18 ] Эти евреи, которые насильственно преобразовали, были известны как Чала , узбекский термин, означающий «ни это, ни это». [ 19 ] Кроме того, изоляция от остального еврейского мира достигла точки, когда евреи Бухара начали не иметь знаний и практики своей еврейской религии. [ Цитация необходима ]
К середине 18 -го века практически все бухарские евреи жили в эмирате Бухара . В начале 1860-х годов Арминий Вамбери , венгерский еврейский путешественник, посетил эмирата, замаскированного под суннитского дервиша , пишущего в своих журналах, что евреи Бухара «живут в крайнем угнетении, презирают все». [ 20 ]
Раввин Йейш Моймон
[ редактировать ]
В 1793 году миссионер -каббалист по имени раввин Йосеф Маймон , который был сефардным евреем, родом из Тетуана , Марокко , отправился в Бухару, чтобы собрать/запрашивать деньги у еврейских посетителей. Прибыв и его первые дни встречи с евреями Бухаран, он заявил в своих трудах:
«Когда я прибыл в Бухара в 1793 году, я обнаружил, что своих со-религионов в состоянии полного невежества. Только некоторые из них могли прочитать. Я обнаружил серьезные отклонения в соблюдении евреев. У местного сообщества не было лидеров, которые могли компетентно управлять своими Люди. [ 21 ]
До прибытия Маймона коренные евреи Бухара следовали Персидской религиозной традиции. Маймон стойко потребовал, чтобы коренные евреи Бухара приняли сефардные традиции. [ 22 ] [ 23 ] Многие из местных евреев были против этого, и община разделилась на две фракции. Последователи клана Маймона в конечном итоге выиграли борьбу за религиозную власть над родными Бухаранцами, и еврейство Бухаран насильно переключилось на обычаи Сефарди. Сторонники клана Маймона, в конфликте, зачисляют Маймона, вызывая возрождение еврейской практики среди евреев Бухаран, которые, как они утверждают, были в опасности смерти. Тем не менее, есть доказательства того, что по прибытии в Бухару присутствовали ученые Торы, но потому, что они последовали за персидским обрядом, их практика была агрессивно отвергнута как неверно со стороны Маймона. [ 24 ]
Правнук Маймона, Симон Хэкхэм, продолжил работу своего прадедушки в качестве раввина, а в 1870 году открыл Талмид Хахам Ишиву в Бухаре, где было повышено религиозное право. В то время евреи Бухаран получали только общее образование, которое в основном состояло из религиозных законов, чтения, письма и некоторой математики. Несмотря на то, что они изучали Тору , многие евреи Бухаран не говорили на иврите. Только несколько книг были написаны на персидском языке , и многие из них были старыми и неполными. Хэкхэм решил изменить эту ситуацию, переведя религиозные книги в Букхори. [ 25 ] Но так как в то время в Бухаре не было печати, он отправился в Иерусалим, чтобы напечатать свои книги. [ 26 ] [ 27 ]
Под царистом России правление
[ редактировать ]
В 1865 году российские колониальные войска захватили Ташкент и основали российский регион Туркестана в рамках их расширяющейся империи. Эмир Бухара, Абд аль-Ахад Хан и его преемник Сайид Мир Мухаммед Алим Хан обвинили их поражение против русских на евреях и попытались наказать их, вызывая миграцию евреев из Бухары в Самаркан, Ташкент, Фергана , Душанбе и другие города Туркстана. [ 28 ] В отличие от евреев Восточной Европы , царистская Россия была в значительной степени благоприятна для евреев Бухаран, живущих там из -за многолетних торговых отношений между русскими и еврейскими торговцами. [ 29 ]
В докладе Васили Рэдлов в 1884 году описывается, как евреи Бухаран рассматривали царистское правление России:
Еврей, который в Европе жил на протяжении веков в вражде с христианином, приветствует его здесь с сияющим взглядом (…) и рад, что мог помахать ему. Он с гордостью считает его своим новым другом, его защитником. В своей близости он смотрит на мусульманина с презрением. [ 30 ]
Названный «Золотой век» для евреев Бухар, с 1876 по 1916 год, они больше не были ограничены в своей автономии и имели те же права, что и их мусульманские соседи. [ 31 ] [ 32 ] Десятки евреев Бухара удерживали престижные рабочие места в области медицины, права и правительства, и многие из них процветали. Многие бухарские евреи стали успешными и уважаемыми актерами, артистами, танцорами, музыкантами, певцами, продюсерами и спортсменами. Несколько артистов Бухаран стали художниками заслуг и получили название «Народный художник Узбекистана», «Народный художник Таджикистана» и даже (в советскую эру) « Народный художник Советского Союза ». Многие преуспели в мире спорта, и несколько евреев Бухаран в Узбекистане стали известными боксерами и завоевали множество медалей для страны. [ 33 ]
Хиббат Сион и иммиграция в Османскую Палестину
[ редактировать ]

Начиная с 1872 года, евреи Бухаран начали двигаться в регион Османской Палестины , мотивированной религиозными убеждениями и желанием вернуться к своей родине. [ 34 ] Земля, на которой они поселились в Иерусалиме, была названа « Бухаранским кварталом» (Ш'хунат Хабучарим) и до сих пор существует сегодня. [ 35 ] [ 36 ] В 1890 году семь членов еврейской общины Бухары сформировали Ассоциацию еврейских общин Бухара, Самаркан и Ташкент . [ 35 ] [ 36 ] В 1891 году ассоциация купила землю и подняла чартер, в котором говорится, что новый квартал будет построен в стиле крупных городов Европы. [ 36 ] Архитектор Конрад Шик был нанят для проектирования района. [ 35 ] Улицы были в три раза шире, чем даже крупные магистрали в Иерусалиме в то время, и просторные особняки были построены с большими дворами. [ 35 ] Дома были спроектированы с неоготическими окнами, европейскими плиткой крыши, нео-мавританскими арками и итальянским мрамором. Фасады были украшены еврейскими мотивами, такими как звезда Давида и надписей иврита. [ 36 ]
Раввин Симон Хэкхэм и раввин Шломо Муссаефф были одними из организаторов квартала, где были созданы дома Бухаран, синагоги, школы, библиотеки и ванную дом. [ 37 ] [ 38 ]
Бюхаранский квартал был одной из самых богатых участков города, населенных еврейскими купцами Бухаран и религиозными учеными, поддерживаемыми в основном различными торговыми мероприятиями, такими как хлопок , драгоценные камни и чай из Центральной Азии . Однако после Первой мировой войны и большевистской революции 1917 года квартал упал в упадок, поскольку зарубежные источники дохода были отрезаны, а жители остались с их домами в Иерусалиме, заставляя их подразделять и арендовать комнаты для получения дохода. [ 38 ] [ 39 ] Из -за того, что его похвалили как один из самых красивых районов Иерусалима, Бухарский квартал заработал противоположный трезенк, который был одним из самых бедных районов Иерусалима. [ 40 ] В 1920 -х и 1930 -х годах район также стал одним из центров сионистского движения со многими из его лидеров и философов, живущих там. [ 41 ]
В период с 1953 по 1963 год раввин Бернард М. Каспер работал в качестве декана по студенческим делам в Еврейском университете Иерусалима , и в течение этого периода он стал глубоко обеспокоен обнищанным кварталом. [ 42 ] После назначения в качестве главного раввина в Южной Африке он создал специальный фонд для улучшения квартала, и это было связано с премьер -министром Меначемом , программой оживления, продления проекта. [ 42 ] Йоханнесбург был сбит с двойной с кварталом Бухарана, а Йоханнесбургский еврейство собрало огромные средства на ее реабилитацию. [ 42 ] Разочарованный отсутствием прогресса, Каспер отправился в Иерусалим в 1981 году, чтобы разрешить препятствия. [ 42 ] Он проконсультировался с общественным организатором Моше Кахан и предложил им представлять неактивные агентства с конкретными доказательствами того, что можно сделать. [ 42 ] Используя частное дискреционное фонд, он инициировал разработку нескольких пилотных проектов, среди которых был фонд свободного кредита, стоматологическую клинику и слуховой центр, успехи которых стимулировали муниципалитет на пути. [ 42 ]
Квартал граничит с Тель -Арзой на западе, районе Шмуэля Ханави на севере, Арзеей Хабира на востоке и Гаула на юге. Сегодня большинство жителей являются евреями харедди . [ 43 ]
Под правилом Советского Союза
[ редактировать ]

К концу 19 -го века большая часть еврейского населения Бухары начала отдавать предпочтение большевистскому поглощению, с мнением, что Советы будут оставаться терпимыми для евреев. Этот новый политический взгляд привел к большей враждебности со стороны мусульман, когда несколько беспорядков разбились против евреев с 1918 по 1920 год. После советского захвата Бухары и создания советских социальных республик Узбекистана и Таджикистана были разрушены или закрыты, были разрушены, были уничтожены, и были заменены советскими учреждениями. [ 44 ] Следовательно, многие бухарские евреи бежали на запад . Маршрут, который они предприняли, прошел через Афганистан , поскольку соседняя страна имела много возможностей для запада.
Советские доктрины, идеология и политика национальности оказали большое влияние на повседневную жизнь, культуру и идентичность евреев Бухара. [ 44 ] Бухарские евреи, которые приложили усилия по созданию еврейской советской культуры и национальной идентичности Бухары, были обвинены во время большой чистки Сталина, или, как часть политики национальности Советского Союза и национальных кампаний по строительству национальных Национальная идентичность, но сообщество все еще пыталось сохранить свои традиции, демонстрируя лояльность к новому правительству. [ 45 ]


Решение Сталина положить конец новой экономической политике Ленина и инициировать первый пятилетний план в конце 1920-х годов привел к резкому ухудшению условий жизни для евреев Бухара. К тому времени, когда в середине 1930 -х годов советские власти установили свои границы в Центральной Азии, многие десятки тысяч домохозяйств из Центральной Азии пересекли границу в Иран и Афганистан, среди них около 4000 евреев Бухаран, которые направлялись к мандатущему Палестину . [ 45 ]
В течение этого времени как евреи, так и мусульмане страдали от антирелигиозной политики, навязанными в Центральной Азии, которая была направлена на то, чтобы сломать силу их религиозных учреждений и в конечном итоге заменить религиозные убеждения атеизмом. [ 46 ]
После того, как попытка Джозефа Сталина превратить недавно основанное государство Израиль в социалистическую страну провалилась, антиизраильская, антисионистская и антисемитская кампания выступила против советских евреев. [ 47 ] Несколько религиозных евреев Бухара в Самарканде были арестованы и приговорены к 25 годам. Аналогичные аресты произошли с выдающимися евреями Бухары в Каттакургане и Бухаре, по обвинению в «сионистском распространении». [ 48 ] Даже те, кто произносил традиционную фразу, сказанную евреями на пасхальном празднике, «в следующем году в Иерусалиме» , подвергались арестам. [ 49 ] Все эти аресты были частью советской антикополитической кампании , где антисемитизм часто маскировался под знаменем антисионизма . [ 50 ]
После создания штата Израиль в 1948 году, а затем шестидневной арабской войны 1967 года антисемитизм усилился среди мусульманского большинства, а война 1967 года привела к росту еврейского патриотизма , поскольку Бухаранские евреи и другие провели демонстрации. как отказники . [ 51 ]
Отношения между другими еврейскими общинами
[ редактировать ]После российского завоевания Центральной Азии первая волна евреев ашкенази эмигрировала из Восточной Европы и Европейской части России в Туркестан. Вторая волна произошла после Второй мировой войны и Холокоста , которая принесла гораздо больше ашкенази -еврейских беженцев из европейских регионов Советского Союза и Восточной Европы в Узбекистан. [ 52 ]
Евреи Бухарана и Ашкенази остались отдельными друг от друга, и смешанные браки между ними практически не существовали. [ 53 ] Бухарские евреи, как правило, были религиозными, традиционными и сгруппированы вместе (особенно те, кто жил в еврейских кварталах), в то время как большинство евреев ашкенази, живущих в Центральной Азии, были светскими и ассимилированы в общее население. [ 54 ] [ 55 ]
Однако еврея Бухаран имели хорошие отношения с Чабад-Любавич , начиная с конца 19-го века с прибытия раввина Шломо Лейб Элизров, ученика раввина Шолома Довбер Шнеерсон . [ 56 ] Раввин Элизров принял временное раввинское положение в Узбекистане и помог организовать предоставление кошерного мяса в окружающих городах, где жили евреи. На протяжении десятилетий другие эмиссары из Чабада также пришли, чтобы поддержать общину Бухарана. [ 57 ]
С 19 -го века некоторые евреи из других восточных стран, таких как Ирак , Иран , Йемен , Сирия и Марокко, мигрировали в Центральную Азию (посредством шелковой дороги ) и были поглощены еврейской общиной Бухары. [ 58 ]
Массовая миграция после 1991 года
[ редактировать ]До краха Советского Союза в Центральной Азии было около 50 000 бухарских евреев. [ 59 ]
В конце 1980 -х до конца 1990 -х годов, после распада Советского Союза и Фонда Независимой Республики Узбекистан в 1991 году, большинство оставшихся евреев Бухаран покинули Центральную Азию для Соединенных Штатов , Израиля , Европы или Австралии в последнем Массовая эмиграция бухарских евреев из их резидентов.
Некоторые ушли из -за экономической нестабильности, в то время как другие оставили опасание роста националистической политики в стране. Возрождение исламского фундаментализма в Узбекистане и Таджикистане (таких как резня в Фергане и беспорядки в Душанбе 1990 года ) вызвало повышение уровня эмиграции евреев. По словам различных евреев Бухарского, живущих в Бухаре и Самарканде, местные узбекские мусульмане приходили в еврейские помещения и часто говорили что -то в соответствии с «возвращайтесь туда, откуда вы пришли. Вы не принадлежите здесь». Из -за этого им также было трудно продать свои дома по разумной цене. [ 60 ] В 1990 году были беспорядки против еврейского населения Андиджан и близлежащих районов. Это привело к тому, что большинство евреев в долине Ферганы иммиграции в Израиль или Соединенные Штаты. [ 51 ]
Популяции иммигрантов
[ редактировать ]
Таджикистан
[ редактировать ]В начале 2006 года все еще активная синагога Душанбе в Таджикистане , а также городская микве (ритуальная ванна), кошерные мясники и еврейские школы были снесены правительством (без компенсации сообществу), чтобы освободить место для нового дворца Наций . После международного протеста правительство Таджикистана объявило об изменении своего решения и публично утверждало, что оно позволит восстановить синагогу на его нынешнем месте. Однако в середине 2008 года правительство Таджикистана уничтожило всю синагогу и начало строительство дворца Наций. Синагога Душанбе была единственной синагогой Таджикистана, и поэтому сообщество осталось без центра или места для молитвы. В результате большинство евреев Бухаран из Таджикистана, живущих в Израиле и Соединенных Штатах, имеют очень негативные взгляды на правительство Таджика, и многие отключают все связи, которые они имели со страной. В 2009 году правительство Таджика восстановило синагогу в другом месте для небольшой еврейской общины. [ 61 ]
15 января 2021 года последний из Худжау , Таджикстана, Анима. [ 62 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]
Самое большое количество евреев Бухар в США - в Нью -Йорке . [ 6 ] В Форест -Хиллз, Квинс , 108 -я улица, часто называемая "Бухаран Бродвей" [ 63 ] или "Бухарян Бродвей", [ 64 ] наполнен ресторанами Бухаран и магазинами подарков. Кроме того, Forest Hills по прозвищу «Bukharlem» из -за большинства населения Бухарана. [ 65 ] Они сформировали сплоченный анклав в этой области, который когда-то был в первую очередь населенным евреями ашкенази . Конгрегация Tifereth Израиль в Короне, Квинс , синагога, основанная в начале 1900 -х годов евреями ашкенази, стала Бухараном в 1990 -х годах. Kew Gardens, Queens , также имеет очень большое население евреев Бухаран. Хотя бухарские евреи в королевах в некоторых отношениях остаются изолированными (живя в непосредственной близости друг от друга, владение и покровительством кластеров магазинов и посещением собственной синагоги, а не с другими синагогами в этом районе), они связаны с не-букхаранами в районе Полем В декабре 1999 года первый конгресс Бухарских евреев Соединенных Штатов и Канады созвал в Квинсе. [ 66 ] В 2007 году евреи Бухарана инициировали усилия по лоббированию от имени их общины. [ 67 ] Зоя Максумова, президент женской организации Бухаран «Эстер Хамалка», сказала: «Это событие представляет собой огромный скачок для нашего сообщества. Теперь, впервые, американцы узнают, кто мы». [ Цитация необходима ] Сенатор Джозеф Либерман произнес: «Бог сказал Аврааму:« Ты будешь вечным народом »… и теперь мы видим, что государство Израиль живет, и это историческое [Бухаран] сообщество, которое было отрезано от еврейского мира на протяжении веков В Центральной Азии и пострадали в угнетении во время Советского Союза, жив в Америке. [ 67 ]
Культура
[ редактировать ]Дресс -коды
[ редактировать ]
У бухарских евреев был собственный дресс-код , похожий на, но также отличался от других культур (в основном турок-монгола ), живущих в Центральной Азии, которую они носили в качестве своей ежедневной одежды, пока страна не была « россифицирована » Советским Союзом . Сегодня традиционный кафтан (Jomah-ҷoma- ג'אמה в Бухори и Таджик) носит во время свадеб и бар-мицвы . [ 68 ]
У бухарских евреев также есть уникальная кипа , полное покрытие размером с головы с богатыми узорами и живые цвета, вышитые. В настоящее время этого кипы иногда можно увидеть, когда его носят либеральные и реформированные евреи . [ 69 ]
Музыка
[ редактировать ]
У бухарских евреев есть отдельная музыкальная традиция под названием Shashmaqam , которая представляет собой ансамбль струнных инструментов, наполненных ритмами центральной азиатской азиаты , и значительное влияние Клезмер, а также мусульманские мелодии и даже испанские отклики . Главный инструмент - Dayereh . Музыка Shashmaqam «Отражает смесь хасидного вокала, индийских и исламских инструменталов, а также текстов, вдохновленных суфими и лирических мелодий». [ 70 ]
Ансамбль Шашмакам был одним из первых нью-йоркских ансамблей, созданных для демонстрации музыки и танца евреев Бухаран. Ансамбль был создан в 1983 году Шумиэлем Куйенова, игрока Dayereh из Квинса.
Свадьбы и брачные традиции
[ редактировать ]
Бухарские евреи праздновали свои свадьбы на нескольких этапах, предшествовавших свадебной церемонии. Когда в доме невесты состоялся матч между парой, помолвка ( Ширини-Кори в доме невесты произошло ). После этого раввин поздравил отца невесты с участием и распределял сахар для присутствующих. Другие сладости были распределены по отношению к родственникам, уведомляя их о том, что сражение произошло. [ 71 ] После помолвки встреча между родителями жениха и невесты проводились в доме невесты, где были отправлены закуски и подарки от жениха. Дальнейшие празднования длились неделю в доме жениха, где родственники жениха принесли подарки невесте. [ 72 ]
Перед свадьбой уникальной практикой, которая была выполнена, была церемония Кош-Кинона , местная обычая, практикуемая как евреями, так и мусульманами в Центральной Азии, которая включала все гости женского пола свадьбы, чтобы снять брови невесты и нити волос выше Ее губа, а также стороны лица невесты очищаются от их темных виссов. [ 73 ] Девочек в Центральной Азии учили, что они не должны маникюрными волосами на лице, пока они не выйдут замуж. Гладкое, чистое лицо служило знаком женства. [ 74 ] Эта церемония была проведена за несколько дней до свадьбы, и после того, как невеста погрузилась в Микве . [ 75 ]
Сама свадьба последовала за теми же традициями, что и стандартная еврейская свадьба, в том числе подписание кетубы , чуппа и детки . Несколько небольших различий были чуппой , являясь молитвенным шалом, который проводил члены семьи, в отличие от того, что она висела на четырех поляках, как это широко практикуется сегодня на еврейских свадьбах. Кроме того, когда жених и невеста заняли свои позиции в молитвенном шале, матери невесты и невесты прошивали их иглы через ткань одежды своих детей. [ 76 ]
Кухня
[ редактировать ]
Приготовление евреев Бухарса образует особую кухню в Узбекистане, в других частях центральной и даже Юго -Восточной Азии, при условии ограничений еврейских пищевых законов . [ 77 ]
Еврейская идентичность Бухарцев всегда сохранялась на кухне. «Несмотря на то, что мы были в изгнании из Иерусалима, мы наблюдали Кашрут», - сказал Исак Мастуров, еще один владелец Cheburechnaya. «Мы не могли ходить в рестораны, поэтому нам пришлось научиться готовить для нашего собственного сообщества». [ 78 ]
Аутентичные еврейские блюда Бухаран включают в себя: [ 79 ]
- Osh Palov - еврейская версия Bukharan Palov для будни, включает в себя как говядину, так и курицу .
- Бахш - «Зеленый Пав», рис с мясом или курицей и зелеными травами ( кориандр , петрушка , укроп ), существует в двух сортах; Бахши халтаги приготовл бы еврейский стиль в небольшой сумке, погруженной в кастрюлю с кипящей водой или супом, и Бахши Дете , приготовленной, как обычный Пав в котле; [ 80 ] Бахши халтаги предварительно предварительно и поэтому может быть подан на Шаббате .
- Oshi Sabo (также Osh Savo или Osovoh ), «еда в кастрюле», медленно готовили на ночь и ели горячую для обеда Shabbat . Oshi Sabo сделан из мяса, риса, овощей и фруктов, добавленных для уникального сладкого и кислого вкуса. [ 81 ] Благодаря своей кулинарной функции (горячая шаббатская еда в еврейских домах) и ингредиенты (рис, мясо, овощи, приготовленные вместе в течение ночи), Оши Сабо - бухаранская версия Чоленда или Хамина .
- Khalta Savo - еда, приготовленная в сумке (обычно рис и мясо, возможно, с добавлением сухофруктов). [ 77 ] [ 82 ]
- Яхни - блюдо, состоящее из двух видов вареного мяса (говядина и курица), принесло целую на стол и нарезано перед подачей на небольшой бульон и гарнир из вареных овощей; Основное блюдо на ужин в пятницу вечером . [ 77 ]
- Ков Роган - жареные кусочки курицы с жареным картофелем, сложенным сверху. [ 83 ]
- Serkaniz ( Sirkoniz ) - чесночное рисовое блюдо, еще одно вариант Пав . [ 84 ]
- В Qiya Bedi - фаршированный Сонион. [ 80 ]
- Шула в стиле Бухарана - ризотто .
- Boyjon -пюре из баклажанов, смешанное только с солью и чесноком, традиционным стартером для еды в пятницу в еврейских домах Бухаран. [ 77 ]
- Slotah Bukhori - салат из помидора, огурца, зеленого лука, кинзы, соли, перца и лимонного сока. Некоторые также помещают в салат и перец чили.
- Samsa - выпечка, наполненная пряным мясом или овощами, выпекают в уникальной, выпущенной печи Тандура и очень напоминают приготовление и форму индийских самосов .
- Нони Токи - хрустящий плоский хлеб, который выпекается на задней части вока. Этот метод создает хлеб в форме миски.
- Жареная рыба с чесночным соусом (на ужин в пятницу вечером ): [ 80 ] «Каждая бухарская суббота ... встречается с блюдом с жареной рыбой, покрытым стук -соусом из чеснока и кинзы». [ 85 ] На диалекте Бухарана блюдо называется Mai Birion или в полном Mai Birion Ovi Sir , где Mai Birion - жареная рыба, а яйр -соус - это чесночный соус (буквально «чесночная вода»). [ 77 ] Хлеб иногда жарит, а затем погружается в оставшуюся чесночную воду и называется noni-sir .
- Чакчак , популярная сладкая, сделанная из вырубленного теста и раскатывается в шарики размером с фундук, которые затем жареные в масле. Необязательно, в смесь добавляются фундук или сухофрукты (например, абрикосы и изюм). Жареные шарики сложены в насыпь в специальной форме и залиты горячим медом.
Генетика
[ редактировать ]Генетическое исследование нескольких еврейских групп в 2013 году, в том числе евреев Бухара, показало, что евреи Бухаран образуют кластер с иранскими евреями , горными евреями , грузинскими евреями , курдскими евреями и иракскими евреями , и не кластер со своими соседями. [ 86 ] Этот кластер разворачивается между населением Левантина и Северной Западной Азии. [ 87 ] [ 88 ]
Примечательные бухарские евреи
[ редактировать ]Израиль
[ редактировать ]- Yisrael Aharoni , знаменитый шеф -повар и ресторатор
- Mordekhai Batchaev , поэт и радиовещатель
- Дедушка Бенеди , певец и автор песен
- Йони Бен-Менахем , журналист и генеральный директор из Израильского вещания
- Амнон Коэн , политик и член Кнессета для Шаса
- Гай Хаймов профессиональный футболист ,
- Симон Хэкхэм , Бухаран-израильский раввин, писатель, один из основателей Бухаранского квартала
- Роберт Илатов , политик и член Кнессета для Yisrael Beetinu
- Avi Issacharoff , журналист и создатель сериала Fauda
- Лев Левиев , бизнесмен -миллиардер, инвестор, филантроп, президент Всемирного конгресса Бухарских евреев
- Нитзан Кайков , автор песен и музыкальный продюсер
- Ринат Мататов , актриса
- Moshe Mishaelof , профессиональный футболист
- Шломо Муссаефф , соучредитель Bukharan Quarter в Иерусалиме
- Shlomo Moussaieff , бизнесмен
- Доррит Муссаефф , бывшая первая леди Исландии
- Рафаэль Пинхаси , политик и член Кнессета для Шаса
- Альберт Пинхасов , исследователь; Пописок Университета Ариэль
- Eson Kandov , певец и почетный народный художник USSR
- Гидеон Саар , политик, который служил членом Кнессета для Новой Надежды
- Юлия Шамалов-Беркович , политик, который служил членом Кнессета для Кадимы
- Идан Янив , певец, "Израильский художник года 2007 года"
- Бенджамин Юсупов , классический композитор, дирижер и пианист
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- Джейкоб Арабы , владелец Jacob & Co.
- Майкл Аронов , актер и драматург, лауреат премии Тони
- Борис Кандов , президент Бухарского еврейского конгресса США и Канады
- Джеффри Муссаефф Массон , автор
- Джейкоб Насиров , Бухаран-американский раввин из Афганистана (член Бухарского раввинского совета)
- Рус Юсупов , Интернет -предприниматель; Соучредитель Vine
- Hosef Yusupov , дизайнер
Великобритания
[ редактировать ]- Ивонн Грин (урожденная Маммон), поэт и переводчик [ 89 ]
- Энтони Ядгафф , бизнесмен, лидер еврейской общины
Другой
[ редактировать ]- Александр Реза , ювелир, известный своей разнообразной и редкой коллекцией драгоценных драгоценных камней
- Король Бабаханов , музыкант из Узбекистана
- Рена Галиова , советская актриса.
- Мейркхайм Гавриеов , журналист, убитый в Таджикистане в 1998 году
- Barno Itzhakova , вокалист, известная своим исполнением традиционных песен Shashmaqom в Таджике и Узбекке
- Малика Калонтарова , танцовщица, "Народный художник Советского Союза" (Королева восточного танца)
- Фатима Куинова , советская певица, "заслуженный художник Советского Союза"
- Ильяс Малайев , музыкант и поэт из Узбекистана, «Почетный художник Узбекистана»
- Shoista Mullodzhanova , певица Shashmakon, «Народный художник Таджикистана» (Королева Shashmakom Music)
- Гавриэль Маллокандов , популярный артист из Шашмаком, "Народный художник Узбекистана"
- Сулейман Юдаков , советский композитор и музыкант, "Народный художник Узбекского ССР"
Смотрите также
[ редактировать ]- Бухарские евреи в Израиле
- Бухори диалект
- Африка Израиль инвестиции
- Академия Бэйс Яаков Махон
- Dushanbe Synagogue
- Эмират Бухара
- История евреев в России и Советского Союза
- История евреев под мусульманским правлением
- OHR Avner Foundation
Примечания
[ редактировать ]- ^ Taji : я) הבכארא Revagiced Алфавит -алфавит : Иов : : Алфавит : окно : הב Udiec ד Bu כאראכאראכארא, Phanie alabae: خבכארא Al Alphabet: הבכארא Al Alphabet: הבכארא IPA: [jɐɦudiˈjɔnɪ bʊχɔˈɾo] ; Иврит : иудаизм , Романизированный : Иегуди Бухах , IPA: [Manhudi Bailaʁa] ; Узбек : евреи Бухара , романизированный: евреи Бухара , IPA: [bʊχɒˈɾɒ jæhuˌdijlæˈɾɪ̆] ; Russian: бухарец , romanized : buharec , IPA: [bʊˈxarʲɪts]
- ^ Таджик : Иудайк , Романизированный : : Иудаиз Бухара Иудаиз , Бухари alphabet : YHDY BWKRH: YHDY̰ BWKRH: YHDY̰ ̰wạn: YHMYR̰ alạ̉: bakẖānay Yhdiry̰ , IPA: [jɐɦudiˈjɔnɪ bʊχɔˈɾij] ; Иврит : иудаизм , романизированный : Иегудим Бухарим , IPA: [Jehumim buchaʁim] ; Узбек : евреи Бухари , романизированный: евреи Бухари , IPA: [bʊχɒˈɾij jæhuˌdijlæˈɾɪ̆] ; Russian: Бухарские евреи , romanized : Buharskije jevrei , Эффект: [bʊxararskʲɪ ] jɪvrʲeɪ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «В Бухаре, 10 000 еврейских могил, но всего 150 евреев» . New York Times . 7 апреля 2018 года.
- ^ Идо, Синдзи (15 июня 2017 г.). «Гласная система еврейского бухарана Таджика: с особым ссылкой на смену цепи гласной таджик» . Журнал еврейских языков . 5 (1): 81–103. doi : 10.1163/22134638-12340078 . Получено 16 июня 2020 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Занд, Майкл (1989). «Бухара VII. Бухаранские евреи» . В Яршатере, Эсан (ред.). Энциклопдийская Ираника, том IV/5: кирпич - Burial II . Лондон и Нью -Йорк: Routledge & Kegan Paul. С. 530–545. ISBN 978-0-71009-128-4 .
- ^ Jump up to: а беременный Эрлих, М. Аверрум, изд. (2009). «Кавказ и Центральная Азия». Энциклопедия еврейской диаспоры: происхождение, опыт и культура . ABC-Clio. п. 1124.
Бухаран евреи говорили на диалекте Таджика, называемого Бухори или Иудео-Таджиком, который до сих пор используется евреями Бухаран сегодня.
- ^ Ido, Shinji (2017). «Гласная система еврейского бухарана Таджика: с особым ссылкой на смену цепи гласной таджик» . Журнал еврейских языков . 5 (1): 85. doi : 10.1163/22134638-12340078 .
Термин «еврейский диалект Таджика» часто используется взаимозаменяемо с такими терминами, как Иудео-Таджик, Иудео-Таджик, Бухари, Бухари, Бухарич, Бухаран, Бухарян и Бухарит (Купер 2012: 284) в литературе.
- ^ Jump up to: а беременный Гудман, Питер. «Бухарские евреи находят дома на Лонг -Айленде», Newsday , сентябрь 2004 года.
- ^ Исторический словарь Таджикистана
- ^ Вавилонианский Талмуд, Трактат Абода Зара, 31b и Раши
- ^ Ochildiev, d; Р. Пинкхасов, И. Калонтаров. История и культура бухарских евреев , Рошной-Лейт, Нью-Йорк, 2007.
- ^ «Еврейский небо: бухарские евреи» . Иерусалимский пост .
- ^ Авраам Н. Полиак , Узбекистан, Иудаика Энциклопедия , 2-е изд., 2007, том 20 с. 447-448 447.
- ^ "Бухаранские евреи" .
- ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253006554 .
- ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253006554 .
- ^ GLUECK, Грейс (6 августа 1999 г.). «Обзор дизайна; когда Россия обнаружила экзотические еврейские культуры - The New York Times» . New York Times . Архивировано с оригинала 2017-09-17.
- ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. ISBN 9780253006554 .
- ^ Иран и Кавказ, том. 9, № 2 (2005), с. 257-272
- ^ Ochildiev, David. История бухарских евреев . Мир п. 75
- ^ Акинер, Ширин (1986). Исламские народы Советского Союза . Лондон: Routledge. п. 370. ISBN 0-7103-0188-х .
- ^ Маликов А. Арминий Вамбери и городская культура Самарканда в: Orpheus Noster, vol. 14, нет. 4, 2022, с.97-108
- ^ Meindorf (1975). Путешествие из Оренбурга в Бухара . п. 96-97.
- ^ «Бухаранские евреи Центральной Азии» . Гени . Получено 15 июня 2023 года .
- ^ Шнидман, Ронен (19 октября 2011 г.). «Евреи далеко и широко» . Иерусалимский пост . Получено 15 июня 2023 года .
- ^ Купер, Аланна (2012). Бухарские евреи . Издательство Университета Индианы. п. 60
- ^ Dymshits, Valery; Zwolle, waanders uitgevers; Emelyanenko, Tatjana; Нидерланды), Еврейский исторический музей (Амстердам (1998). Столкнувшись с западом: восточные евреи Центральной Азии и Кавказ . Античный коллекционеров Club Limited. ISBN 978-90-400-9216-9 .
- ^ Thorer, James (2004). Религиозная история Центральной Азии с самых ранних времен до сегодняшнего дня . Эдвин Меллен Пресс. ISBN 978-0-7734-6417-9 .
- ^ Голдберг, Харви Э. (1996). Сефарди и ближневосточный еврех: история и культура в современную эпоху . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0-253-21041-8 .
- ^ Занд, Майкл. «Бухала VII. Джеймс -евреи» . Iranianicica ecycycloth .
- ^ Ochildiev, David. История бухарских евреев . Мир п. 132.
- ^ Рэдлофф, Вильгельм (1884). «Из Сибири. Свободные листья от дневника путешествующего лингвиста». Полоса 2. Лейпциг : 446.
- ^ Купер, Аланна. "Кто такие бухарские евреи?" Полем Myjewishlearning .
- ^ Liphshiz, Cnaan. «Убиваясь дома, бухарские евреи Центральной Азии процветают в диаспоре» . Времена Израиля .
- ^ Пинкхасов, Питер. «История бухарских евреев» , Bukharian Eikish Global Portal Websity, p. 2. Получено 13 декабря 2009 года.
- ^ Rapport, Evan (2014). Приветствуют с улыбками: Бухарская еврейская музыка и музыканты в Нью -Йорке . Издательство Оксфордского университета. п. 33. ISBN 978-0199379033 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Ставка, Элейху (1988). Квартал Высший . Иерус общественность дома. стр. 207–201.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) - ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Эйлон, Лили (2011). «Сосредоточьтесь на Израиле: Иерусалим: архитектура в позднем османском периоде: квартал Бухаран» . Израильский министерство иностранных дел . Получено 10 мая 2021 года .
- ^ Шик, Шаул; Netzar, Amnon (2003). Ирано-джудайка, Том: для персидских и иудаизма [ Ирано-джудайка, часть V: Исследования, касающиеся еврейских контактов с персидской культурой на протяжении веков ]. Институт изучения израильских общин на востоке. п. 199. ISBN 9789652350954 .
- ^ Jump up to: а беременный «Бухарим - Бейт Исраэль» . Иерусалимский муниципалитет. Архивировано из оригинала 2 августа 2012 года . Получено 12 апреля 2012 года .
- ^ Жилье в еврейской Палестине . Еврейское агентство для Израиля . 1938. с. 26
- ^ Бен-Арих, Йехошуа (1979). Город за некоторое время: Нью -Иерусалим в начале [ Город размышлял в свое время: Нью -Иерусалим - «Начало » (на иврите). Иерусалим: Публикации Яд Ижак Бен-Зви. п. 253.
- ^ https://archive.today/20120802121958/http://www.jerusalem.muni.il/jer_sys/picture/atarim/toursite_form_atareng.asp [ только URL ]
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Грейс под огнем Иерусалимский пост . 8 января 2009 г.
- ^ Синагога Муссаеффа, пережитка Бухара в Иерусалиме , Хаарец
- ^ Jump up to: а беременный Лой, Томас (2022). «Межграничные биографии: представления« Бухаран »еврейского« я »в изменении культурных и политических условий». Журнал современных еврейских исследований . 22 (3): 4. DOI : 10.1080/14725886.2022.2090240 . S2CID 250232378 .
- ^ Jump up to: а беременный Лой, Томас (2022). «Межграничные биографии: представления« Бухаран »еврейского« я »в изменении культурных и политических условий». Журнал современных еврейских исследований . 22 (3): 5. DOI : 10.1080/14725886.2022.2090240 . S2CID 250232378 .
- ^ Арто Луукканен (1994). Партия неверия . Хельсинки: Studia Historica 48. ISBN 951-710-008-6 Полем OCLC 832629341 . OL 25433417M .
- ^ Gitelman, ZVI (22 апреля 2001 г.). Столетие амбивалентности, второе расширенное издание: евреи России и Советский Союз, 1881 год по настоящее время . Издательство Университета Индианы. С. 144–145. ISBN 9780253013736 .
- ^ Gitelman, ZVI (22 апреля 2001 г.). Столетие амбивалентности, второе расширенное издание: евреи России и Советский Союз, 1881 год по настоящее время . Издательство Университета Индианы. С. 144–145. ISBN 9780253013736 .
- ^ Gitelman, ZVI (22 апреля 2001 г.). Столетие амбивалентности, второе расширенное издание: евреи России и Советский Союз, 1881 год по настоящее время . Издательство Университета Индианы. С. 144–145. ISBN 9780253013736 .
- ^ Laqueur, Walter (2006). Умирает за Иерусалим: прошлое, настоящее и будущее самого святого города . Naperville: Sourcebooks, Inc. с. 55. ISBN 1-4022-0632-1 .
- ^ Jump up to: а беременный Блади, Кен (2000). Еврейские общины в экзотических местах . Роуман и Литтлфилд. п. 185.
- ^ Ланде, Питер. «Еврейские беженцы в Ташкенте» .
- ^ «Расставание с корневыми различиями остается отменен для узбекских евреев» . 31 декабря 2006 г.
- ^ «Расставание с корневыми различиями остается отменен для узбекских евреев» . 31 декабря 2006 г.
- ^ Крастев, Никола (9 апреля 2008 г.). «Мы: Бухарские евреи стремятся сохранить идентичность» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода .
- ^ Зальцман, Хиллет. «Раннее присутствие в Чабаде в Бухарии» . Чабад .
- ^ Зальцман, Хиллет. «Раннее присутствие в Чабаде в Бухарии» . Чабад .
- ^ «Блуждающий еврей: Бухара, древний город Шелкового пути» . Иерусалимский пост .
- ^ Купер, Аланна Э. (2003). «Следите за собственной идентичностью: евреями Центральной Азии после коммунизма» . В Космине Барри Александр; Kovács, András (Eds.). Новая еврейская идентичность: современная Европа и за ее пределами . Центральный Европейский университет издательство. С. 189–210. ISBN 963-9241-62-8 .
- ^ Маньук, Григорий. «Короткий документальный фильм о миграции бухарских евреев, снятый русским режимом в середине до конца 1990 -х годов» . Vimeo .
- ^ «Новая синагога открывается в Душанбе» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 5 мая 2009 г. Получено 19 ноября 2017 года .
- ^ Юра Абаев Некролог
- ^ "Бухаран Бродвей":
- Фонер, Нэнси. Новые иммигранты в Нью -Йорке », Columbia University Press , 2001, ISBN 978-0-231-12415-7 , с. 133. «С 1970 -х годов более 35 000« бухаран », которые эмигранки создали шумное сообщество в Форест -Хиллз, с ресторанами, парикмахерскими, продовольственными магазинами и синагогой, которые вместе дали 108 -й улице прозвище« Бухаран Бродвей ».
- Морел, Линда. «Бухарские евреи, которые сейчас находятся в Квинсе, воссоздают свои воспоминания о Суккоте» , J. Еврейские новости о Северной Калифорнии ( еврейское телеграфное агентство ), 20 сентября 2002 г. »... 108th Street, недавно назвав« Бухаран Бродвей »,» ... ... ... ... »... ... ...».
- Виктор Виктора, «Потерянное племя ... найденное в Квинсе», архивное 21 августа 2008 года, в машине Wayback , еврейский журнал Сан -Диего , октябрь 2003 года. где обилие ресторанов и сувенирных магазинов сидит бок о бок ".
- ^ Москин, Юлия. «Шелковая дорога ведет к Квинсу» The New York Times , 18 января 2006 года.
- ^ Поика, Барри. «Сегодня или Букахарлем в (Бахара + Харгар) » www.comypoypopics . Получено 2017-01-29 .
- ^ "Наследство" . bucharianlife.blogspot.com . Получено 19 ноября 2017 года .
- ^ Jump up to: а беременный Руби, Уолтер. «Бухарская лобби» архив 21 февраля 2008 года на The Wayback Machine , Еврейская неделя , 31 октября 2007 года.
- ^ Для примеров см. Мужчины и женские пальто, а также детскую одежду из Бухары, [«Дресс -коды: раскрытие еврейского гардероба» "שפת לבוש" . Архивировано с оригинала 2014-07-03 . Получено 2014-07-23 . ] Выставка, Израильский музей, Иерусалим, 11 марта 2014 г. - 18 октября 2014 г.
- ^ Kippah Couture , форвард , Анжела Химсель, 29 сентября 2006 г.
- ^ «Шашмакам» . Странствующая муза. Архивировано из оригинала 2011-10-08 . Получено 2012-01-05 .
- ^ Ochildiev, David (2005). История бухарских евреев . Мир п. 191.
- ^ Ochildiev, David (2005). История бухарских евреев . Мир п. 191.
- ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. п. 153
- ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. п. 153
- ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. п. 153
- ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. п. 153
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Клаудия Роден, Книга еврейской еды: Одиссея из Самарканда в Нью -Йорк , Альфред Кнопф, Нью -Йорк (1996).
- ^ Nyt, 1-18-2006 Шелковая дорога ведет к королевам
- ^ Bjews.com. «Бухарский еврейский глобальный портал: кухня» . BukharianJews.com. Архивировано из оригинала 2013-07-29 . Получено 2012-01-05 .
- ^ Jump up to: а беременный в Этнографический атлас Узбекистана : евреи Центральной Азии Архивировали 2009-10-07 в The Wayback Machine , p. 93 (на русском языке)
- ^ Oshi Sabo рецепт архивировал 2008-03-11 на The Wayback Machine (на иврите) ; Рецепт на английском языке от еврейской женщины архивировал 2008-09-29 на The Wayback Machine , осень 2005 года.
- ^ Бухарская еврейская практика приготовления пищи в сумке, заархивированной 2023-02-02 на машине Wayback (на русском языке)
- ^ Kov Roghan Recipe and Photo Archived 2012-10-14 в The Wayback Machine в вики-кулинарной книге
- ^ Bjews.com. «Бухарский еврейский глобальный портал: кухня» . BukharianJews.com. Архивировано из оригинала 2013-07-29 . Получено 2012-01-05 .
- ^ «Шелковая дорога ведет к королевам», архивировав 2023-02-02 на машине Wayback , краткой кулинарной истории Центральной Азии от New York Times , 18 января 2006 года, по состоянию на 13 сентября 2008 года.
- ^ Бехар, Дорон; Metspalu, Mait; Баран, Яэль; Копельман, Наама; Юнусбаев, Баязит; Гладштейн, Ариелла; Цур, Шей; Сахакян, Хаваннес; Bahmanimehr, Ardeshir; Yepiskoposyan, Levon; Тамбетс, Кристина (2013-12-01). «Никаких доказательств по всему геному данных хазарского происхождения для евреев ашкенази» . Человеческая биология открытого доступа 85 (6).
- ^ Lazaridis, iosif; Паттерсон, Ник; Миттник, Алисса; Рено, Габриэль; Маллик, Свапан; Кирсанов, Карола; Sudmant, Peter H.; Шрайбер, Джошуа Г.; Кастеллано, Серги; Липсон, Марк; Бергер, Бонни; Economou, Christos; Боллонгино, Рут; Фу, Qiaomei; Бос, Кирстен И. (2014). «Древние человеческие геномы предполагают три наследственных популяции для современных европейцев» . Природа . 513 (7518): 409–413. Arxiv : 1312.6639 . Bibcode : 2014natur.513..409L . doi : 10.1038/nature13673 . ISSN 0028-0836 . PMC 4170574 . PMID 25230663 .
- ^ Мартиниано, Руи; Хабер, Марк; Альмарри, Мохамед А.; Маттиангели, Валерия; Kuijpers, MiRte CM; Шамель, Беренис; Бреслин, Эмили М.; Литтлтон, Джудит; Альмахари, Салман; Aloraifi, Fatima; Брэдли, Даниэль Г.; Ломбард, Пьер; Дурбин, Ричард (2024). «Древние геномы освещают историю и адаптация восточной арабской популяции против малярии» . Клеточная геномика . 4 (3): 100507. DOI : 10.1016/j.xgen.2024.100507 . PMC 10943591 . PMID 38417441 .
- ^ «Невеста шелковой дороги ездит на лондонском такси» . Хаарец . 2015-01-27.
Библиография
[ редактировать ]- Рикардо Гарсиа-Каркл: LA Inquisition , El Sol Library. Anaya Group, Мадрид, Испания 1990. ISBN 84-7969-011-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с евреями Бухара в Wikimedia Commons
- Бухарян Исралайты
- Великая сага о побеге Аминоффа
- Джозеф Маммон. Моя история архивировала 2004-03-28 на машине Wayback
- Официальный веб -сайт по всему миру
- Bjews.com , Bukharian Evliews Global Portal
- Купер, Аланна Э. Бухаран евреи и динамика глобального иудаизма . Блумингтон: издательство Индианы Университет, 2012.
- «Публикации Аланны Купер о бухарских евреях» , Kikayon.com
- Елена Нева, «Небесные лягушки в искусстве бухарских ювелиров» , Кунстпедия, 19 марта 2009 г.
- «Бухарские евреи защищают свою культуру в Нью -Йорке» , Haaretz ( Reuters ), 21 октября 2009 года.
- Lazgi Firuza Jumaniyazova Shimon Polatov Israel 2011 на YouTube
- Абрам - это Аблам, Рустам, Яша Брея на YouTube
- Малика Калантарова - Лази. Анги на YouTube
- Lazgi Malika Kalontarova Dushanbe Малика Калонтарова Лазги Душанбе on YouTube
- Лекции Бухарьяна Торы от Бухарских раввинов