Jump to content

Бухарские евреи

(Перенаправлено из кухни Бухаран )
Бухарские евреи
יהודים בוכריםБактериальные евреи
Еврейская семья в Бухаре , 1880
Общая численность населения
примерно 320 000
Регионы со значительным населением
 Израиль 160,000
 Соединенные Штаты
120,000
80,000
 Великобритания 15,000
 Австрия 3,000–3,500
 Германия 2,000
 Узбекистан
1,500
150 [ 1 ] [ 2 ]
 Канада 1,500
 Россия 1,000
Языки
Традиционно Бухарян (Иудео-Таджик), [ 3 ] Русский , иврит (Израиль), английский (Соединенные Штаты, Канада, Великобритания и Австралия) и немецкий (Австрия и Германия), Узбек (Узбекистан)
Религия
Иудаизм
Связанные этнические группы
Иранские евреи , афганские евреи , евреи машхади , горные евреи , грузинские евреи , иракские евреи , евреи Мизрахи , советские евреи , евреи Кайфенга

Бухарские евреи , [ А ] в современную времена называется бухарскими евреями , [ B ] Еврейская Мизрахи подгруппа в Центральной Азии , которая исторически говорила о Бухаряне , иудео-персинском [ 4 ] [ 3 ] [ 5 ] Диалект языка Таджика , в свою очередь, множество персидских языков . Их имя происходит от бывшего эмирата Центральной Азии Бухары (в настоящее время в первую очередь Узбекистан ), у которого когда -то было значительное еврейское население. Бухарские евреи имеют персидж-еврейское происхождение, хотя они считаются одной из старейших этнорелигиозных групп Центральной Азии, и на протяжении веков разработали свои собственные отдельные обычаи. [ 3 ] [ 6 ] [ 4 ]

С момента роспуска Советского Союза подавляющее большинство иммигрировало в Израиль или Соединенные Штаты , при этом небольшие группы иммиграции в Европу или Австралию .

Имя и язык

[ редактировать ]

Бухарские евреи изначально называли самих себя Бней Израиль , который конкретно относится к израильтянам ассирийского плена . Термин Бухаран был придуман европейскими путешественниками, которые посетили Центральную Азию около 16 -го века. С тех пор, как большинство еврейской общины в то время жила под эмиратом Бухара , они стали известны как Бухаран евреи . Название, по которому сообщество назвало себя, - «Bnei Isro'il». [ 7 ]

евреи использовали Бухарян или Бухори , еврейский диалект таджик Бухарские с лингвистическими элементами иврита , чтобы общаться между собой. [ 3 ] Этот язык использовался для всей культурной и образовательной жизни среди евреев. Это широко использовалось до тех пор, пока и Центральная Азия не была « распределена не была «русской», Советская Союз » , а распространение «религиозной» информации не было остановлено. Пожилое поколение Бухарья использовала Букхори в качестве основного языка, но в значительной степени говорит по -русски (иногда с небольшим бухарским акцентом). Молодое поколение использует русский язык в качестве основного языка, но часто понимает или говорит на бухарне .

Первый основной письменный отчет о евреях в Центральной Азии датируется началом 4 -го века нашей эры. это напоминает В Талмуде раввин Шмуэль Бар Бисна, член Талмудической академии в Пумбедите , который отправился в Маргиана (современный Мерв в Туркменистане ). [ 8 ] Присутствие еврейских общин в Мерве также подтверждается еврейскими писаниями на оссеариях 5 -го и 6 -го веков, обнаруженных между 1954 и 1956 годами. [ 9 ]

Некоторые бухарские евреи связывают свое собственное происхождение с изгнаниями из племен Нафтали и Иссахара во время ассирийского плена , [ 10 ] основывая это предположение на чтении «Хабора» в II Kings 17: 6 как ссылка на Бухара. Тем не менее, более широко распространенные еврейские традиции Бухарской традиции связывают свое учреждение в стране с эмиграцией персидских евреев, спасаясь от преследований царя Пероца I (458–485 гг. [ 11 ] По мнению некоторых ученых, евреи поселились в Центральной Азии в шестом веке, но несомненно, что в течение восьмого до девятого веков они жили в городах Центральной Азии, таких как Балх , Х.Вэйсм и Мерв. В то время, и примерно в шестнадцатом веке евреи Бухаран сформировали группу, непрерывную с евреями Ирана и Афганистана. [ 12 ]

Под суннитским мусульманским правлением

[ редактировать ]
Еврейская девушка Бухаран, 1871-1872

В начале 16 -го века Центральная Азия контролировалась суннитами Узбекс. Город Бухара стал центром еврейской жизни в Центральной Азии в 16 веке, также поглотив много евреев между персами и местными суннитскими правителями.

Бухарские евреи жили под статусом Дхимми и испытали преследование со стороны мусульманского большинства. Они были вынуждены носить желтое пятно вместе со специальной шляпой под названием Tilpak, чтобы идентифицировать их как евреи, и их ремни были сделаны из веревки, в то время как кожаные ремни были зарезервированы для мусульман. [ 13 ] Еврейские дома также должны были быть помечены как «еврейские» с грязной тканью, прибитой к их входным дверям, а их магазины и дома должны были быть ниже, чем мусульманские. [ 14 ] В судебных делах любые доказательства от еврея были недопустимы с участием мусульманина. Им также было запрещено ездить на лошадях и ослах, и они должны были перевезти себя пешком. Наконец, при оплате своего ежегодного налога на джизья еврейские мужчины будут ритуально хлопнуть по лицу мусульманскими властями. [ 15 ] Несмотря на эти запреты и унижения, евреи смогли добиться финансового успеха, прежде всего, как торговцы и создали прибыльные торговые предприятия. [ 16 ]

К концу 16 -го и начала 17 -го века еврейский квартал, Махалла, был основан в городе Бухара. Евреям было запрещено проживать за пределами своих границ. [ 17 ]

В течение 18 -го века евреи Бухар продолжали сталкиваться с значительной дискриминацией и преследованием. Еврейские центры были закрыты, и мусульмане региона вынудили преобразование более трети евреев Бухара под угрозой пыток и мучительного исполнения. [ 18 ] Эти евреи, которые насильственно преобразовали, были известны как Чала , узбекский термин, означающий «ни это, ни это». [ 19 ] Кроме того, изоляция от остального еврейского мира достигла точки, когда евреи Бухара начали не иметь знаний и практики своей еврейской религии. [ Цитация необходима ]

К середине 18 -го века практически все бухарские евреи жили в эмирате Бухара . В начале 1860-х годов Арминий Вамбери , венгерский еврейский путешественник, посетил эмирата, замаскированного под суннитского дервиша , пишущего в своих журналах, что евреи Бухара «живут в крайнем угнетении, презирают все». [ 20 ]

Раввин Йейш Моймон

[ редактировать ]
Раввин Шимон Хакхэм, правнук раввина Йосефа Маймона

В 1793 году миссионер -каббалист по имени раввин Йосеф Маймон , который был сефардным евреем, родом из Тетуана , Марокко , отправился в Бухару, чтобы собрать/запрашивать деньги у еврейских посетителей. Прибыв и его первые дни встречи с евреями Бухаран, он заявил в своих трудах:

«Когда я прибыл в Бухара в 1793 году, я обнаружил, что своих со-религионов в состоянии полного невежества. Только некоторые из них могли прочитать. Я обнаружил серьезные отклонения в соблюдении евреев. У местного сообщества не было лидеров, которые могли компетентно управлять своими Люди. [ 21 ]

До прибытия Маймона коренные евреи Бухара следовали Персидской религиозной традиции. Маймон стойко потребовал, чтобы коренные евреи Бухара приняли сефардные традиции. [ 22 ] [ 23 ] Многие из местных евреев были против этого, и община разделилась на две фракции. Последователи клана Маймона в конечном итоге выиграли борьбу за религиозную власть над родными Бухаранцами, и еврейство Бухаран насильно переключилось на обычаи Сефарди. Сторонники клана Маймона, в конфликте, зачисляют Маймона, вызывая возрождение еврейской практики среди евреев Бухаран, которые, как они утверждают, были в опасности смерти. Тем не менее, есть доказательства того, что по прибытии в Бухару присутствовали ученые Торы, но потому, что они последовали за персидским обрядом, их практика была агрессивно отвергнута как неверно со стороны Маймона. [ 24 ]

Правнук Маймона, Симон Хэкхэм, продолжил работу своего прадедушки в качестве раввина, а в 1870 году открыл Талмид Хахам Ишиву в Бухаре, где было повышено религиозное право. В то время евреи Бухаран получали только общее образование, которое в основном состояло из религиозных законов, чтения, письма и некоторой математики. Несмотря на то, что они изучали Тору , многие евреи Бухаран не говорили на иврите. Только несколько книг были написаны на персидском языке , и многие из них были старыми и неполными. Хэкхэм решил изменить эту ситуацию, переведя религиозные книги в Букхори. [ 25 ] Но так как в то время в Бухаре не было печати, он отправился в Иерусалим, чтобы напечатать свои книги. [ 26 ] [ 27 ]

Под царистом России правление

[ редактировать ]
Границы русских имперских территорий Хивы , Бухара и соседних провинций в 1902–1903 гг.

В 1865 году российские колониальные войска захватили Ташкент и основали российский регион Туркестана в рамках их расширяющейся империи. Эмир Бухара, Абд аль-Ахад Хан и его преемник Сайид Мир Мухаммед Алим Хан обвинили их поражение против русских на евреях и попытались наказать их, вызывая миграцию евреев из Бухары в Самаркан, Ташкент, Фергана , Душанбе и другие города Туркстана. [ 28 ] В отличие от евреев Восточной Европы , царистская Россия была в значительной степени благоприятна для евреев Бухаран, живущих там из -за многолетних торговых отношений между русскими и еврейскими торговцами. [ 29 ]

В докладе Васили Рэдлов в 1884 году описывается, как евреи Бухаран рассматривали царистское правление России:

Еврей, который в Европе жил на протяжении веков в вражде с христианином, приветствует его здесь с сияющим взглядом (…) и рад, что мог помахать ему. Он с гордостью считает его своим новым другом, его защитником. В своей близости он смотрит на мусульманина с презрением. [ 30 ]

Названный «Золотой век» для евреев Бухар, с 1876 по 1916 год, они больше не были ограничены в своей автономии и имели те же права, что и их мусульманские соседи. [ 31 ] [ 32 ] Десятки евреев Бухара удерживали престижные рабочие места в области медицины, права и правительства, и многие из них процветали. Многие бухарские евреи стали успешными и уважаемыми актерами, артистами, танцорами, музыкантами, певцами, продюсерами и спортсменами. Несколько артистов Бухаран стали художниками заслуг и получили название «Народный художник Узбекистана», «Народный художник Таджикистана» и даже (в советскую эру) « Народный художник Советского Союза ». Многие преуспели в мире спорта, и несколько евреев Бухаран в Узбекистане стали известными боксерами и завоевали множество медалей для страны. [ 33 ]

Хиббат Сион и иммиграция в Османскую Палестину

[ редактировать ]
Бухарские еврейские женщины в бухарском квартале Иерусалима, 1906
Бухарские еврейские мужчины в бухарском квартале Иерусалима, 1927
Бухарские еврейские женщины в бухарском квартале Иерусалима, 1927

Начиная с 1872 года, евреи Бухаран начали двигаться в регион Османской Палестины , мотивированной религиозными убеждениями и желанием вернуться к своей родине. [ 34 ] Земля, на которой они поселились в Иерусалиме, была названа « Бухаранским кварталом» (Ш'хунат Хабучарим) и до сих пор существует сегодня. [ 35 ] [ 36 ] В 1890 году семь членов еврейской общины Бухары сформировали Ассоциацию еврейских общин Бухара, Самаркан и Ташкент . [ 35 ] [ 36 ] В 1891 году ассоциация купила землю и подняла чартер, в котором говорится, что новый квартал будет построен в стиле крупных городов Европы. [ 36 ] Архитектор Конрад Шик был нанят для проектирования района. [ 35 ] Улицы были в три раза шире, чем даже крупные магистрали в Иерусалиме в то время, и просторные особняки были построены с большими дворами. [ 35 ] Дома были спроектированы с неоготическими окнами, европейскими плиткой крыши, нео-мавританскими арками и итальянским мрамором. Фасады были украшены еврейскими мотивами, такими как звезда Давида и надписей иврита. [ 36 ]

Раввин Симон Хэкхэм и раввин Шломо Муссаефф были одними из организаторов квартала, где были созданы дома Бухаран, синагоги, школы, библиотеки и ванную дом. [ 37 ] [ 38 ]

Бюхаранский квартал был одной из самых богатых участков города, населенных еврейскими купцами Бухаран и религиозными учеными, поддерживаемыми в основном различными торговыми мероприятиями, такими как хлопок , драгоценные камни и чай из Центральной Азии . Однако после Первой мировой войны и большевистской революции 1917 года квартал упал в упадок, поскольку зарубежные источники дохода были отрезаны, а жители остались с их домами в Иерусалиме, заставляя их подразделять и арендовать комнаты для получения дохода. [ 38 ] [ 39 ] Из -за того, что его похвалили как один из самых красивых районов Иерусалима, Бухарский квартал заработал противоположный трезенк, который был одним из самых бедных районов Иерусалима. [ 40 ] В 1920 -х и 1930 -х годах район также стал одним из центров сионистского движения со многими из его лидеров и философов, живущих там. [ 41 ]

В период с 1953 по 1963 год раввин Бернард М. Каспер работал в качестве декана по студенческим делам в Еврейском университете Иерусалима , и в течение этого периода он стал глубоко обеспокоен обнищанным кварталом. [ 42 ] После назначения в качестве главного раввина в Южной Африке он создал специальный фонд для улучшения квартала, и это было связано с премьер -министром Меначемом , программой оживления, продления проекта. [ 42 ] Йоханнесбург был сбит с двойной с кварталом Бухарана, а Йоханнесбургский еврейство собрало огромные средства на ее реабилитацию. [ 42 ] Разочарованный отсутствием прогресса, Каспер отправился в Иерусалим в 1981 году, чтобы разрешить препятствия. [ 42 ] Он проконсультировался с общественным организатором Моше Кахан и предложил им представлять неактивные агентства с конкретными доказательствами того, что можно сделать. [ 42 ] Используя частное дискреционное фонд, он инициировал разработку нескольких пилотных проектов, среди которых был фонд свободного кредита, стоматологическую клинику и слуховой центр, успехи которых стимулировали муниципалитет на пути. [ 42 ]

Квартал граничит с Тель -Арзой на западе, районе Шмуэля Ханави на севере, Арзеей Хабира на востоке и Гаула на юге. Сегодня большинство жителей являются евреями харедди . [ 43 ]

Под правилом Советского Союза

[ редактировать ]
Семья Дэвида Калонтарова, главы Самарканда в Бухаранском квартале, перед их суккой , 1902
Еврейские иммигранты из Бухары в Атлит , 1944

К концу 19 -го века большая часть еврейского населения Бухары начала отдавать предпочтение большевистскому поглощению, с мнением, что Советы будут оставаться терпимыми для евреев. Этот новый политический взгляд привел к большей враждебности со стороны мусульман, когда несколько беспорядков разбились против евреев с 1918 по 1920 год. После советского захвата Бухары и создания советских социальных республик Узбекистана и Таджикистана были разрушены или закрыты, были разрушены, были уничтожены, и были заменены советскими учреждениями. [ 44 ] Следовательно, многие бухарские евреи бежали на запад . Маршрут, который они предприняли, прошел через Афганистан , поскольку соседняя страна имела много возможностей для запада.

Советские доктрины, идеология и политика национальности оказали большое влияние на повседневную жизнь, культуру и идентичность евреев Бухара. [ 44 ] Бухарские евреи, которые приложили усилия по созданию еврейской советской культуры и национальной идентичности Бухары, были обвинены во время большой чистки Сталина, или, как часть политики национальности Советского Союза и национальных кампаний по строительству национальных Национальная идентичность, но сообщество все еще пыталось сохранить свои традиции, демонстрируя лояльность к новому правительству. [ 45 ]

Еврейская семья Бухаран праздновала Хануку в Тель -Авиве , 1959
Бухарская еврейская семья празднует Пасху в Иерусалиме , ок. 1970 -е годы

Решение Сталина положить конец новой экономической политике Ленина и инициировать первый пятилетний план в конце 1920-х годов привел к резкому ухудшению условий жизни для евреев Бухара. К тому времени, когда в середине 1930 -х годов советские власти установили свои границы в Центральной Азии, многие десятки тысяч домохозяйств из Центральной Азии пересекли границу в Иран и Афганистан, среди них около 4000 евреев Бухаран, которые направлялись к мандатущему Палестину . [ 45 ]

В течение этого времени как евреи, так и мусульмане страдали от антирелигиозной политики, навязанными в Центральной Азии, которая была направлена ​​на то, чтобы сломать силу их религиозных учреждений и в конечном итоге заменить религиозные убеждения атеизмом. [ 46 ]

После того, как попытка Джозефа Сталина превратить недавно основанное государство Израиль в социалистическую страну провалилась, антиизраильская, антисионистская и антисемитская кампания выступила против советских евреев. [ 47 ] Несколько религиозных евреев Бухара в Самарканде были арестованы и приговорены к 25 годам. Аналогичные аресты произошли с выдающимися евреями Бухары в Каттакургане и Бухаре, по обвинению в «сионистском распространении». [ 48 ] Даже те, кто произносил традиционную фразу, сказанную евреями на пасхальном празднике, «в следующем году в Иерусалиме» , подвергались арестам. [ 49 ] Все эти аресты были частью советской антикополитической кампании , где антисемитизм часто маскировался под знаменем антисионизма . [ 50 ]

После создания штата Израиль в 1948 году, а затем шестидневной арабской войны 1967 года антисемитизм усилился среди мусульманского большинства, а война 1967 года привела к росту еврейского патриотизма , поскольку Бухаранские евреи и другие провели демонстрации. как отказники . [ 51 ]

Отношения между другими еврейскими общинами

[ редактировать ]

После российского завоевания Центральной Азии первая волна евреев ашкенази эмигрировала из Восточной Европы и Европейской части России в Туркестан. Вторая волна произошла после Второй мировой войны и Холокоста , которая принесла гораздо больше ашкенази -еврейских беженцев из европейских регионов Советского Союза и Восточной Европы в Узбекистан. [ 52 ]

Евреи Бухарана и Ашкенази остались отдельными друг от друга, и смешанные браки между ними практически не существовали. [ 53 ] Бухарские евреи, как правило, были религиозными, традиционными и сгруппированы вместе (особенно те, кто жил в еврейских кварталах), в то время как большинство евреев ашкенази, живущих в Центральной Азии, были светскими и ассимилированы в общее население. [ 54 ] [ 55 ]

Однако еврея Бухаран имели хорошие отношения с Чабад-Любавич , начиная с конца 19-го века с прибытия раввина Шломо Лейб Элизров, ученика раввина Шолома Довбер Шнеерсон . [ 56 ] Раввин Элизров принял временное раввинское положение в Узбекистане и помог организовать предоставление кошерного мяса в окружающих городах, где жили евреи. На протяжении десятилетий другие эмиссары из Чабада также пришли, чтобы поддержать общину Бухарана. [ 57 ]

С 19 -го века некоторые евреи из других восточных стран, таких как Ирак , Иран , Йемен , Сирия и Марокко, мигрировали в Центральную Азию (посредством шелковой дороги ) и были поглощены еврейской общиной Бухары. [ 58 ]

Массовая миграция после 1991 года

[ редактировать ]

До краха Советского Союза в Центральной Азии было около 50 000 бухарских евреев. [ 59 ]

В конце 1980 -х до конца 1990 -х годов, после распада Советского Союза и Фонда Независимой Республики Узбекистан в 1991 году, большинство оставшихся евреев Бухаран покинули Центральную Азию для Соединенных Штатов , Израиля , Европы или Австралии в последнем Массовая эмиграция бухарских евреев из их резидентов.

Некоторые ушли из -за экономической нестабильности, в то время как другие оставили опасание роста националистической политики в стране. Возрождение исламского фундаментализма в Узбекистане и Таджикистане (таких как резня в Фергане и беспорядки в Душанбе 1990 года ) вызвало повышение уровня эмиграции евреев. По словам различных евреев Бухарского, живущих в Бухаре и Самарканде, местные узбекские мусульмане приходили в еврейские помещения и часто говорили что -то в соответствии с «возвращайтесь туда, откуда вы пришли. Вы не принадлежите здесь». Из -за этого им также было трудно продать свои дома по разумной цене. [ 60 ] В 1990 году были беспорядки против еврейского населения Андиджан и близлежащих районов. Это привело к тому, что большинство евреев в долине Ферганы иммиграции в Израиль или Соединенные Штаты. [ 51 ]

Популяции иммигрантов

[ редактировать ]
Вход в теперь разрушенную синагогу Душанбе в 2006 году

Таджикистан

[ редактировать ]

В начале 2006 года все еще активная синагога Душанбе в Таджикистане , а также городская микве (ритуальная ванна), кошерные мясники и еврейские школы были снесены правительством (без компенсации сообществу), чтобы освободить место для нового дворца Наций . После международного протеста правительство Таджикистана объявило об изменении своего решения и публично утверждало, что оно позволит восстановить синагогу на его нынешнем месте. Однако в середине 2008 года правительство Таджикистана уничтожило всю синагогу и начало строительство дворца Наций. Синагога Душанбе была единственной синагогой Таджикистана, и поэтому сообщество осталось без центра или места для молитвы. В результате большинство евреев Бухаран из Таджикистана, живущих в Израиле и Соединенных Штатах, имеют очень негативные взгляды на правительство Таджика, и многие отключают все связи, которые они имели со страной. В 2009 году правительство Таджика восстановило синагогу в другом месте для небольшой еврейской общины. [ 61 ]

15 января 2021 года последний из Худжау , Таджикстана, Анима. [ 62 ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]
Собрание Бет-Эль в свежих лугах, королевах , бухарской синагоге

Самое большое количество евреев Бухар в США - в Нью -Йорке . [ 6 ] В Форест -Хиллз, Квинс , 108 -я улица, часто называемая "Бухаран Бродвей" [ 63 ] или "Бухарян Бродвей", [ 64 ] наполнен ресторанами Бухаран и магазинами подарков. Кроме того, Forest Hills по прозвищу «Bukharlem» из -за большинства населения Бухарана. [ 65 ] Они сформировали сплоченный анклав в этой области, который когда-то был в первую очередь населенным евреями ашкенази . Конгрегация Tifereth Израиль в Короне, Квинс , синагога, основанная в начале 1900 -х годов евреями ашкенази, стала Бухараном в 1990 -х годах. Kew Gardens, Queens , также имеет очень большое население евреев Бухаран. Хотя бухарские евреи в королевах в некоторых отношениях остаются изолированными (живя в непосредственной близости друг от друга, владение и покровительством кластеров магазинов и посещением собственной синагоги, а не с другими синагогами в этом районе), они связаны с не-букхаранами в районе Полем В декабре 1999 года первый конгресс Бухарских евреев Соединенных Штатов и Канады созвал в Квинсе. [ 66 ] В 2007 году евреи Бухарана инициировали усилия по лоббированию от имени их общины. [ 67 ] Зоя Максумова, президент женской организации Бухаран «Эстер Хамалка», сказала: «Это событие представляет собой огромный скачок для нашего сообщества. Теперь, впервые, американцы узнают, кто мы». [ Цитация необходима ] Сенатор Джозеф Либерман произнес: «Бог сказал Аврааму:« Ты будешь вечным народом »… и теперь мы видим, что государство Израиль живет, и это историческое [Бухаран] сообщество, которое было отрезано от еврейского мира на протяжении веков В Центральной Азии и пострадали в угнетении во время Советского Союза, жив в Америке. [ 67 ]

Культура

[ редактировать ]

Дресс -коды

[ редактировать ]
Бухаран Кипа

У бухарских евреев был собственный дресс-код , похожий на, но также отличался от других культур (в основном турок-монгола ), живущих в Центральной Азии, которую они носили в качестве своей ежедневной одежды, пока страна не была « россифицирована » Советским Союзом . Сегодня традиционный кафтан (Jomah-ҷoma- ג'אמה в Бухори и Таджик) носит во время свадеб и бар-мицвы . [ 68 ]

У бухарских евреев также есть уникальная кипа , полное покрытие размером с головы с богатыми узорами и живые цвета, вышитые. В настоящее время этого кипы иногда можно увидеть, когда его носят либеральные и реформированные евреи . [ 69 ]

Еврейский ансамбль в Бухаре , 1987

У бухарских евреев есть отдельная музыкальная традиция под названием Shashmaqam , которая представляет собой ансамбль струнных инструментов, наполненных ритмами центральной азиатской азиаты , и значительное влияние Клезмер, а также мусульманские мелодии и даже испанские отклики . Главный инструмент - Dayereh . Музыка Shashmaqam «Отражает смесь хасидного вокала, индийских и исламских инструменталов, а также текстов, вдохновленных суфими и лирических мелодий». [ 70 ]

Ансамбль Шашмакам был одним из первых нью-йоркских ансамблей, созданных для демонстрации музыки и танца евреев Бухаран. Ансамбль был создан в 1983 году Шумиэлем Куйенова, игрока Dayereh из Квинса.

Свадьбы и брачные традиции

[ редактировать ]
Еврейская невеста на церемонии Кош-Кинона в Бухаре , 1999

Бухарские евреи праздновали свои свадьбы на нескольких этапах, предшествовавших свадебной церемонии. Когда в доме невесты состоялся матч между парой, помолвка ( Ширини-Кори в доме невесты произошло ). После этого раввин поздравил отца невесты с участием и распределял сахар для присутствующих. Другие сладости были распределены по отношению к родственникам, уведомляя их о том, что сражение произошло. [ 71 ] После помолвки встреча между родителями жениха и невесты проводились в доме невесты, где были отправлены закуски и подарки от жениха. Дальнейшие празднования длились неделю в доме жениха, где родственники жениха принесли подарки невесте. [ 72 ]

Перед свадьбой уникальной практикой, которая была выполнена, была церемония Кош-Кинона , местная обычая, практикуемая как евреями, так и мусульманами в Центральной Азии, которая включала все гости женского пола свадьбы, чтобы снять брови невесты и нити волос выше Ее губа, а также стороны лица невесты очищаются от их темных виссов. [ 73 ] Девочек в Центральной Азии учили, что они не должны маникюрными волосами на лице, пока они не выйдут замуж. Гладкое, чистое лицо служило знаком женства. [ 74 ] Эта церемония была проведена за несколько дней до свадьбы, и после того, как невеста погрузилась в Микве . [ 75 ]

Сама свадьба последовала за теми же традициями, что и стандартная еврейская свадьба, в том числе подписание кетубы , чуппа и детки . Несколько небольших различий были чуппой , являясь молитвенным шалом, который проводил члены семьи, в отличие от того, что она висела на четырех поляках, как это широко практикуется сегодня на еврейских свадьбах. Кроме того, когда жених и невеста заняли свои позиции в молитвенном шале, матери невесты и невесты прошивали их иглы через ткань одежды своих детей. [ 76 ]

в центре азиатского стиля пельмени Суп под названием Shurboi Dushpera или Tushpera (слева) вместе с традиционным хлебом в стиле Tandoor под названием Non in Bukharan, Tajik и Uzbek (справа)

Приготовление евреев Бухарса образует особую кухню в Узбекистане, в других частях центральной и даже Юго -Восточной Азии, при условии ограничений еврейских пищевых законов . [ 77 ]

Еврейская идентичность Бухарцев всегда сохранялась на кухне. «Несмотря на то, что мы были в изгнании из Иерусалима, мы наблюдали Кашрут», - сказал Исак Мастуров, еще один владелец Cheburechnaya. «Мы не могли ходить в рестораны, поэтому нам пришлось научиться готовить для нашего собственного сообщества». [ 78 ]

Аутентичные еврейские блюда Бухаран включают в себя: [ 79 ]

  • Osh Palov - еврейская версия Bukharan Palov для будни, включает в себя как говядину, так и курицу .
  • Бахш - «Зеленый Пав», рис с мясом или курицей и зелеными травами ( кориандр , петрушка , укроп ), существует в двух сортах; Бахши халтаги приготовл бы еврейский стиль в небольшой сумке, погруженной в кастрюлю с кипящей водой или супом, и Бахши Дете , приготовленной, как обычный Пав в котле; [ 80 ] Бахши халтаги предварительно предварительно и поэтому может быть подан на Шаббате .
  • Oshi Sabo (также Osh Savo или Osovoh ), «еда в кастрюле», медленно готовили на ночь и ели горячую для обеда Shabbat . Oshi Sabo сделан из мяса, риса, овощей и фруктов, добавленных для уникального сладкого и кислого вкуса. [ 81 ] Благодаря своей кулинарной функции (горячая шаббатская еда в еврейских домах) и ингредиенты (рис, мясо, овощи, приготовленные вместе в течение ночи), Оши Сабо - бухаранская версия Чоленда или Хамина .
  • Khalta Savo - еда, приготовленная в сумке (обычно рис и мясо, возможно, с добавлением сухофруктов). [ 77 ] [ 82 ]
  • Яхни - блюдо, состоящее из двух видов вареного мяса (говядина и курица), принесло целую на стол и нарезано перед подачей на небольшой бульон и гарнир из вареных овощей; Основное блюдо на ужин в пятницу вечером . [ 77 ]
  • Ков Роган - жареные кусочки курицы с жареным картофелем, сложенным сверху. [ 83 ]
  • Serkaniz ( Sirkoniz ) - чесночное рисовое блюдо, еще одно вариант Пав . [ 84 ]
  • В Qiya Bedi - фаршированный Сонион. [ 80 ]
  • Шула в стиле Бухарана - ризотто .
  • Boyjon -пюре из баклажанов, смешанное только с солью и чесноком, традиционным стартером для еды в пятницу в еврейских домах Бухаран. [ 77 ]
  • Slotah Bukhori - салат из помидора, огурца, зеленого лука, кинзы, соли, перца и лимонного сока. Некоторые также помещают в салат и перец чили.
  • Samsa - выпечка, наполненная пряным мясом или овощами, выпекают в уникальной, выпущенной печи Тандура и очень напоминают приготовление и форму индийских самосов .
  • Нони Токи - хрустящий плоский хлеб, который выпекается на задней части вока. Этот метод создает хлеб в форме миски.
  • Жареная рыба с чесночным соусом (на ужин в пятницу вечером ): [ 80 ] «Каждая бухарская суббота ... встречается с блюдом с жареной рыбой, покрытым стук -соусом из чеснока и кинзы». [ 85 ] На диалекте Бухарана блюдо называется Mai Birion или в полном Mai Birion Ovi Sir , где Mai Birion - жареная рыба, а яйр -соус - это чесночный соус (буквально «чесночная вода»). [ 77 ] Хлеб иногда жарит, а затем погружается в оставшуюся чесночную воду и называется noni-sir .
  • Чакчак , популярная сладкая, сделанная из вырубленного теста и раскатывается в шарики размером с фундук, которые затем жареные в масле. Необязательно, в смесь добавляются фундук или сухофрукты (например, абрикосы и изюм). Жареные шарики сложены в насыпь в специальной форме и залиты горячим медом.

Генетика

[ редактировать ]

Генетическое исследование нескольких еврейских групп в 2013 году, в том числе евреев Бухара, показало, что евреи Бухаран образуют кластер с иранскими евреями , горными евреями , грузинскими евреями , курдскими евреями и иракскими евреями , и не кластер со своими соседями. [ 86 ] Этот кластер разворачивается между населением Левантина и Северной Западной Азии. [ 87 ] [ 88 ]

Примечательные бухарские евреи

[ редактировать ]

Соединенные Штаты

[ редактировать ]

Великобритания

[ редактировать ]

Смотрите также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Taji : я) הבכארא Revagiced Алфавит -алфавит : Иов : : Алфавит : окно : הב Udiec ד Bu כאראכאראכארא, Phanie alabae: خבכארא Al Alphabet: הבכארא Al Alphabet: הבכארא IPA: [jɐɦudiˈjɔnɪ bʊχɔˈɾo] ; Иврит : иудаизм , Романизированный : Иегуди Бухах , IPA: [Manhudi Bailaʁa] ; Узбек : евреи Бухара , романизированный: евреи Бухара , IPA: [bʊχɒˈɾɒ jæhuˌdijlæˈɾɪ̆] ; Russian: бухарец , romanized : buharec , IPA: [bʊˈxarʲɪts]
  2. ^ Таджик : Иудайк , Романизированный : : Иудаиз Бухара Иудаиз , Бухари alphabet : YHDY BWKRH: YHDY̰ BWKRH: YHDY̰ ̰wạn: YHMYR̰ alạ̉: bakẖānay Yhdiry̰ , IPA: [jɐɦudiˈjɔnɪ bʊχɔˈɾij] ; Иврит : иудаизм , романизированный : Иегудим Бухарим , IPA: [Jehumim buchaʁim] ; Узбек : евреи Бухари , романизированный: евреи Бухари , IPA: [bʊχɒˈɾij jæhuˌdijlæˈɾɪ̆] ; Russian: Бухарские евреи , romanized : Buharskije jevrei , Эффект: [bʊxararskʲɪ ] jɪvrʲeɪ]
  1. ^ «В Бухаре, 10 000 еврейских могил, но всего 150 евреев» . New York Times . 7 апреля 2018 года.
  2. ^ Идо, Синдзи (15 июня 2017 г.). «Гласная система еврейского бухарана Таджика: с особым ссылкой на смену цепи гласной таджик» . Журнал еврейских языков . 5 (1): 81–103. doi : 10.1163/22134638-12340078 . Получено 16 июня 2020 года .
  3. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Занд, Майкл (1989). «Бухара VII. Бухаранские евреи» . В Яршатере, Эсан (ред.). Энциклопдийская Ираника, том IV/5: кирпич - Burial II . Лондон и Нью -Йорк: Routledge & Kegan Paul. С. 530–545. ISBN  978-0-71009-128-4 .
  4. ^ Jump up to: а беременный Эрлих, М. Аверрум, изд. (2009). «Кавказ и Центральная Азия». Энциклопедия еврейской диаспоры: происхождение, опыт и культура . ABC-Clio. п. 1124. Бухаран евреи говорили на диалекте Таджика, называемого Бухори или Иудео-Таджиком, который до сих пор используется евреями Бухаран сегодня.
  5. ^ Ido, Shinji (2017). «Гласная система еврейского бухарана Таджика: с особым ссылкой на смену цепи гласной таджик» . Журнал еврейских языков . 5 (1): 85. doi : 10.1163/22134638-12340078 . Термин «еврейский диалект Таджика» часто используется взаимозаменяемо с такими терминами, как Иудео-Таджик, Иудео-Таджик, Бухари, Бухари, Бухарич, Бухаран, Бухарян и Бухарит (Купер 2012: 284) в литературе.
  6. ^ Jump up to: а беременный Гудман, Питер. «Бухарские евреи находят дома на Лонг -Айленде», Newsday , сентябрь 2004 года.
  7. ^ Исторический словарь Таджикистана
  8. ^ Вавилонианский Талмуд, Трактат Абода Зара, 31b и Раши
  9. ^ Ochildiev, d; Р. Пинкхасов, И. Калонтаров. История и культура бухарских евреев , Рошной-Лейт, Нью-Йорк, 2007.
  10. ^ «Еврейский небо: бухарские евреи» . Иерусалимский пост .
  11. ^ Авраам Н. Полиак , Узбекистан, Иудаика Энциклопедия , 2-е изд., 2007, том 20 с. 447-448 447.
  12. ^ "Бухаранские евреи" .
  13. ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. ISBN  9780253006554 .
  14. ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. ISBN  9780253006554 .
  15. ^ GLUECK, Грейс (6 августа 1999 г.). «Обзор дизайна; когда Россия обнаружила экзотические еврейские культуры - The New York Times» . New York Times . Архивировано с оригинала 2017-09-17.
  16. ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. ISBN  9780253006554 .
  17. ^ Иран и Кавказ, том. 9, № 2 (2005), с. 257-272
  18. ^ Ochildiev, David. История бухарских евреев . Мир п. 75
  19. ^ Акинер, Ширин (1986). Исламские народы Советского Союза . Лондон: Routledge. п. 370. ISBN  0-7103-0188-х .
  20. ^ Маликов А. Арминий Вамбери и городская культура Самарканда в: Orpheus Noster, vol. 14, нет. 4, 2022, с.97-108
  21. ^ Meindorf (1975). Путешествие из Оренбурга в Бухара . п. 96-97.
  22. ^ «Бухаранские евреи Центральной Азии» . Гени . Получено 15 июня 2023 года .
  23. ^ Шнидман, Ронен (19 октября 2011 г.). «Евреи далеко и широко» . Иерусалимский пост . Получено 15 июня 2023 года .
  24. ^ Купер, Аланна (2012). Бухарские евреи . Издательство Университета Индианы. п. 60
  25. ^ Dymshits, Valery; Zwolle, waanders uitgevers; Emelyanenko, Tatjana; Нидерланды), Еврейский исторический музей (Амстердам (1998). Столкнувшись с западом: восточные евреи Центральной Азии и Кавказ . Античный коллекционеров Club Limited. ISBN  978-90-400-9216-9 .
  26. ^ Thorer, James (2004). Религиозная история Центральной Азии с самых ранних времен до сегодняшнего дня . Эдвин Меллен Пресс. ISBN  978-0-7734-6417-9 .
  27. ^ Голдберг, Харви Э. (1996). Сефарди и ближневосточный еврех: история и культура в современную эпоху . Издательство Университета Индианы. ISBN  978-0-253-21041-8 .
  28. ^ Занд, Майкл. «Бухала VII. Джеймс -евреи» . Iranianicica ecycycloth .
  29. ^ Ochildiev, David. История бухарских евреев . Мир п. 132.
  30. ^ Рэдлофф, Вильгельм (1884). «Из Сибири. Свободные листья от дневника путешествующего лингвиста». Полоса 2. Лейпциг : 446.
  31. ^ Купер, Аланна. "Кто такие бухарские евреи?" Полем Myjewishlearning .
  32. ^ Liphshiz, Cnaan. «Убиваясь дома, бухарские евреи Центральной Азии процветают в диаспоре» . Времена Израиля .
  33. ^ Пинкхасов, Питер. «История бухарских евреев» , Bukharian Eikish Global Portal Websity, p. 2. Получено 13 декабря 2009 года.
  34. ^ Rapport, Evan (2014). Приветствуют с улыбками: Бухарская еврейская музыка и музыканты в Нью -Йорке . Издательство Оксфордского университета. п. 33. ISBN  978-0199379033 .
  35. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Ставка, Элейху (1988). Квартал Высший . Иерус общественность дома. стр. 207–201. {{cite book}}: |work= игнорируется ( помощь )
  36. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Эйлон, Лили (2011). «Сосредоточьтесь на Израиле: Иерусалим: архитектура в позднем османском периоде: квартал Бухаран» . Израильский министерство иностранных дел . Получено 10 мая 2021 года .
  37. ^ Шик, Шаул; Netzar, Amnon (2003). Ирано-джудайка, Том: для персидских и иудаизма [ Ирано-джудайка, часть V: Исследования, касающиеся еврейских контактов с персидской культурой на протяжении веков ]. Институт изучения израильских общин на востоке. п. 199. ISBN  9789652350954 .
  38. ^ Jump up to: а беременный «Бухарим - Бейт Исраэль» . Иерусалимский муниципалитет. Архивировано из оригинала 2 августа 2012 года . Получено 12 апреля 2012 года .
  39. ^ Жилье в еврейской Палестине . Еврейское агентство для Израиля . 1938. с. 26
  40. ^ Бен-Арих, Йехошуа (1979). Город за некоторое время: Нью -Иерусалим в начале [ Город размышлял в свое время: Нью -Иерусалим - «Начало » (на иврите). Иерусалим: Публикации Яд Ижак Бен-Зви. п. 253.
  41. ^ https://archive.today/20120802121958/http://www.jerusalem.muni.il/jer_sys/picture/atarim/toursite_form_atareng.asp [ только URL ]
  42. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Грейс под огнем Иерусалимский пост . 8 января 2009 г.
  43. ^ Синагога Муссаеффа, пережитка Бухара в Иерусалиме , Хаарец
  44. ^ Jump up to: а беременный Лой, Томас (2022). «Межграничные биографии: представления« Бухаран »еврейского« я »в изменении культурных и политических условий». Журнал современных еврейских исследований . 22 (3): 4. DOI : 10.1080/14725886.2022.2090240 . S2CID   250232378 .
  45. ^ Jump up to: а беременный Лой, Томас (2022). «Межграничные биографии: представления« Бухаран »еврейского« я »в изменении культурных и политических условий». Журнал современных еврейских исследований . 22 (3): 5. DOI : 10.1080/14725886.2022.2090240 . S2CID   250232378 .
  46. ^ Арто Луукканен (1994). Партия неверия . Хельсинки: Studia Historica 48. ISBN  951-710-008-6 Полем OCLC   832629341 . OL   25433417M .
  47. ^ Gitelman, ZVI (22 апреля 2001 г.). Столетие амбивалентности, второе расширенное издание: евреи России и Советский Союз, 1881 год по настоящее время . Издательство Университета Индианы. С. 144–145. ISBN  9780253013736 .
  48. ^ Gitelman, ZVI (22 апреля 2001 г.). Столетие амбивалентности, второе расширенное издание: евреи России и Советский Союз, 1881 год по настоящее время . Издательство Университета Индианы. С. 144–145. ISBN  9780253013736 .
  49. ^ Gitelman, ZVI (22 апреля 2001 г.). Столетие амбивалентности, второе расширенное издание: евреи России и Советский Союз, 1881 год по настоящее время . Издательство Университета Индианы. С. 144–145. ISBN  9780253013736 .
  50. ^ Laqueur, Walter (2006). Умирает за Иерусалим: прошлое, настоящее и будущее самого святого города . Naperville: Sourcebooks, Inc. с. 55. ISBN  1-4022-0632-1 .
  51. ^ Jump up to: а беременный Блади, Кен (2000). Еврейские общины в экзотических местах . Роуман и Литтлфилд. п. 185.
  52. ^ Ланде, Питер. «Еврейские беженцы в Ташкенте» .
  53. ^ «Расставание с корневыми различиями остается отменен для узбекских евреев» . 31 декабря 2006 г.
  54. ^ «Расставание с корневыми различиями остается отменен для узбекских евреев» . 31 декабря 2006 г.
  55. ^ Крастев, Никола (9 апреля 2008 г.). «Мы: Бухарские евреи стремятся сохранить идентичность» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода .
  56. ^ Зальцман, Хиллет. «Раннее присутствие в Чабаде в Бухарии» . Чабад .
  57. ^ Зальцман, Хиллет. «Раннее присутствие в Чабаде в Бухарии» . Чабад .
  58. ^ «Блуждающий еврей: Бухара, древний город Шелкового пути» . Иерусалимский пост .
  59. ^ Купер, Аланна Э. (2003). «Следите за собственной идентичностью: евреями Центральной Азии после коммунизма» . В Космине Барри Александр; Kovács, András (Eds.). Новая еврейская идентичность: современная Европа и за ее пределами . Центральный Европейский университет издательство. С. 189–210. ISBN  963-9241-62-8 .
  60. ^ Маньук, Григорий. «Короткий документальный фильм о миграции бухарских евреев, снятый русским режимом в середине до конца 1990 -х годов» . Vimeo .
  61. ^ «Новая синагога открывается в Душанбе» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . 5 мая 2009 г. Получено 19 ноября 2017 года .
  62. ^ Юра Абаев Некролог
  63. ^ "Бухаран Бродвей":
  64. ^ Москин, Юлия. «Шелковая дорога ведет к Квинсу» The New York Times , 18 января 2006 года.
  65. ^ Поика, Барри. «Сегодня или Букахарлем в (Бахара + Харгар) » www.comypoypopics . Получено 2017-01-29 .
  66. ^ "Наследство" . bucharianlife.blogspot.com . Получено 19 ноября 2017 года .
  67. ^ Jump up to: а беременный Руби, Уолтер. «Бухарская лобби» архив 21 февраля 2008 года на The Wayback Machine , Еврейская неделя , 31 октября 2007 года.
  68. ^ Для примеров см. Мужчины и женские пальто, а также детскую одежду из Бухары, [«Дресс -коды: раскрытие еврейского гардероба» "שפת לבוש" . Архивировано с оригинала 2014-07-03 . Получено 2014-07-23 . ] Выставка, Израильский музей, Иерусалим, 11 марта 2014 г. - 18 октября 2014 г.
  69. ^ Kippah Couture , форвард , Анжела Химсель, 29 сентября 2006 г.
  70. ^ «Шашмакам» . Странствующая муза. Архивировано из оригинала 2011-10-08 . Получено 2012-01-05 .
  71. ^ Ochildiev, David (2005). История бухарских евреев . Мир п. 191.
  72. ^ Ochildiev, David (2005). История бухарских евреев . Мир п. 191.
  73. ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. п. 153
  74. ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. п. 153
  75. ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. п. 153
  76. ^ Купер, Аланна (7 декабря 2012 г.). Бухарские евреи и динамика глобального иудаизма . Издательство Университета Индианы. п. 153
  77. ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Клаудия Роден, Книга еврейской еды: Одиссея из Самарканда в Нью -Йорк , Альфред Кнопф, Нью -Йорк (1996).
  78. ^ Nyt, 1-18-2006 Шелковая дорога ведет к королевам
  79. ^ Bjews.com. «Бухарский еврейский глобальный портал: кухня» . BukharianJews.com. Архивировано из оригинала 2013-07-29 . Получено 2012-01-05 .
  80. ^ Jump up to: а беременный в Этнографический атлас Узбекистана : евреи Центральной Азии Архивировали 2009-10-07 в The Wayback Machine , p. 93 (на русском языке)
  81. ^ Oshi Sabo рецепт архивировал 2008-03-11 на The Wayback Machine (на иврите) ; Рецепт на английском языке от еврейской женщины архивировал 2008-09-29 на The Wayback Machine , осень 2005 года.
  82. ^ Бухарская еврейская практика приготовления пищи в сумке, заархивированной 2023-02-02 на машине Wayback (на русском языке)
  83. ^ Kov Roghan Recipe and Photo Archived 2012-10-14 в The Wayback Machine в вики-кулинарной книге
  84. ^ Bjews.com. «Бухарский еврейский глобальный портал: кухня» . BukharianJews.com. Архивировано из оригинала 2013-07-29 . Получено 2012-01-05 .
  85. ^ «Шелковая дорога ведет к королевам», архивировав 2023-02-02 на машине Wayback , краткой кулинарной истории Центральной Азии от New York Times , 18 января 2006 года, по состоянию на 13 сентября 2008 года.
  86. ^ Бехар, Дорон; Metspalu, Mait; Баран, Яэль; Копельман, Наама; Юнусбаев, Баязит; Гладштейн, Ариелла; Цур, Шей; Сахакян, Хаваннес; Bahmanimehr, Ardeshir; Yepiskoposyan, Levon; Тамбетс, Кристина (2013-12-01). «Никаких доказательств по всему геному данных хазарского происхождения для евреев ашкенази» . Человеческая биология открытого доступа 85 (6).
  87. ^ Lazaridis, iosif; Паттерсон, Ник; Миттник, Алисса; Рено, Габриэль; Маллик, Свапан; Кирсанов, Карола; Sudmant, Peter H.; Шрайбер, Джошуа Г.; Кастеллано, Серги; Липсон, Марк; Бергер, Бонни; Economou, Christos; Боллонгино, Рут; Фу, Qiaomei; Бос, Кирстен И. (2014). «Древние человеческие геномы предполагают три наследственных популяции для современных европейцев» . Природа . 513 (7518): 409–413. Arxiv : 1312.6639 . Bibcode : 2014natur.513..409L . doi : 10.1038/nature13673 . ISSN   0028-0836 . PMC   4170574 . PMID   25230663 .
  88. ^ Мартиниано, Руи; Хабер, Марк; Альмарри, Мохамед А.; Маттиангели, Валерия; Kuijpers, MiRte CM; Шамель, Беренис; Бреслин, Эмили М.; Литтлтон, Джудит; Альмахари, Салман; Aloraifi, Fatima; Брэдли, Даниэль Г.; Ломбард, Пьер; Дурбин, Ричард (2024). «Древние геномы освещают историю и адаптация восточной арабской популяции против малярии» . Клеточная геномика . 4 (3): 100507. DOI : 10.1016/j.xgen.2024.100507 . PMC   10943591 . PMID   38417441 .
  89. ^ «Невеста шелковой дороги ездит на лондонском такси» . Хаарец . 2015-01-27.

Библиография

[ редактировать ]
  • Рикардо Гарсиа-Каркл: LA Inquisition , El Sol Library. Anaya Group, Мадрид, Испания 1990. ISBN   84-7969-011-9 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5d0ffc60f09b468040a597caee98510b__1726437600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5d/0b/5d0ffc60f09b468040a597caee98510b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bukharan Jews - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)