Древняя Греция
История Греции |
---|
Портал Греции |
Древняя история |
---|
Предыстория |
|
Древняя Греция ( древнегреческий : Ἑλλάς , латинизированный : Hellás ) — северо-восточная средиземноморская цивилизация, существовавшая от греческих темных веков XII–IX веков до нашей эры до конца классической античности ( ок. 600 г. н.э. ), которая включала в себя свободную коллекцию культурно и лингвистически связанные города-государства и другие территории. Большинство этих регионов были официально объединены только один раз, в течение 13 лет, под Александра Великого властью . с 336 по 323 год до нашей эры [а] В западной истории за эпохой классической античности сразу последовали раннее средневековье и византийский период. [1]
Через три столетия после в эпоху поздней бронзы краха микенской Греции греческие городские полисы начали формироваться в 8 веке до нашей эры, положив начало архаическому периоду и колонизации Средиземноморского бассейна . За этим последовала эпоха Классической Греции , от греко-персидских войн до V-IV веков до нашей эры, которая включала Золотой век Афин . Завоевания Александра Македонского распространили эллинистическую цивилизацию от западного Средиземноморья до Центральной Азии . Эллинистический период закончился завоеванием восточного Средиземноморья Римской республикой и аннексией римской провинции в Македония Римской Греции , а затем провинции Ахея во времена Римской империи .
Классическая греческая культура , особенно философия, оказала мощное влияние на Древний Рим , который распространил ее версию по всему Средиземноморью и большей части Европы. По этой причине Классическая Греция обычно считается колыбелью западной цивилизации , плодотворной культуры, из которой современный Запад черпает многие из своих основополагающих архетипов и идей в политике, философии, науке и искусстве. [2] [3] [4]
Хронология
Обычно считается, что классическая древность в Средиземноморском регионе началась в 8 веке до нашей эры. [5] (примерно во времена самых ранних записанных стихов Гомера) и завершился в VI веке нашей эры.
Классической античности в Греции предшествовали греческие темные века ( ок. 1200 – ок. 800 до н. э. ), археологически характеризующиеся протогеометрическим и геометрическим стилями рисунков на керамике. После Темных веков последовал архаический период , начавшийся примерно в 8 веке до нашей эры, когда раннее развитие греческой культуры и общества привело к классическому периоду. [6] от персидского вторжения в Грецию в 480 г. до н.э. до смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. [7] Классический период характеризуется «классическим» стилем, то есть тем, который более поздние наблюдатели считали образцовым, наиболее известным из которых является Парфенон Афинский . В политическом отношении в классический период доминировали Афины и Делосский союз в течение 5-го века, но их вытеснила спартанская гегемония в начале 4-го века до нашей эры, прежде чем власть перешла к Фивам и Беотийскому союзу и, наконец, к Коринфской лиге во главе с Македонией . Этот период сформировался под влиянием Греко-персидских войн , Пелопоннесской войны и Возвышения Македонии .
За классическим периодом последовал эллинистический период (323–146 до н.э.), в течение которого греческая культура и власть распространились на Ближний и Средний Восток после смерти Александра до римского завоевания. Римскую Грецию обычно отсчитывают от победы римлян над коринфянами в битве при Коринфе н.э. до основания Византии Константином в 146 г. до столицей Римской империи в 330 г. н.э. Наконец, «Поздняя античность» относится к периоду христианизации конца IV — начала VI веков нашей эры, завершившегося закрытием Афинской академии Юстинианом I в 529 году. [8]
Историография
Исторический период Древней Греции уникален в мировой истории, поскольку это первый период, непосредственно засвидетельствованный во всеобъемлющей повествовательной историографии , в то время как более ранняя древняя история или протоистория известна из гораздо более фрагментарных документов, таких как анналы, списки царей и прагматическая эпиграфика .
Геродот широко известен как «отец истории»: его «Истории» одноименны всей этой области . Написанная между 450-ми и 420-ми годами до нашей эры, работа Геродота уходит примерно на столетие в прошлое, обсуждая исторические личности 6-го века до нашей эры, такие как Дарий I Персидский , Камбиз II и Псамтик III , и ссылаясь на некоторых людей 8-го века до нашей эры, таких как Кандавл . Точность работ Геродота спорна. [9] [10] [11] [12] [13]
На смену Геродоту пришли такие авторы, как Фукидид , Ксенофонт , Демосфен , Платон и Аристотель . Большинство из них были либо афинянами, либо проафинянами, поэтому об истории и политике Афин известно гораздо больше, чем о многих других городах.Их масштабы еще более ограничены вниманием к политической, военной и дипломатической истории, игнорируя экономическую и социальную историю. [14]
История
Архаический период
Архаический период, продолжавшийся примерно с 800 по 500 гг. до н.э., стал свидетелем кульминации политического и социального развития, начавшегося в темные времена Греции, когда полис (город-государство) стал наиболее важной единицей политической организации в Греции. [15] Отсутствие могущественных государств в Греции после краха микенской державы, а также география Греции, где многие поселения были отделены от соседей гористой местностью, способствовали развитию небольших независимых городов-государств. [16] В этот период к власти в нескольких греческих государствах пришли тираны, наиболее известный из которых - Коринф в 657 г. до н.э. [17] В этот период также были основаны греческие колонии по всему Средиземноморью: с эвбейскими поселениями в Аль-Мине на востоке уже в 800 году до нашей эры и на Искье на западе в 775 году. [18] Расширение контактов с негреческими народами в этот период, особенно на Ближнем Востоке, вдохновило развитие искусства и архитектуры, внедрение чеканки монет и развитие греческого алфавита. [19]
Афины развили свою демократическую систему в течение архаического периода. Уже в седьмом веке право всех граждан присутствовать на собрании, по-видимому, было установлено. [20] После неудавшегося переворота, возглавляемого Сайлоном Афинским около 636 г. до н.э., Драко был назначен установить свод законов в 621 г. Это не смогло уменьшить политическую напряженность между бедняками и элитой, и в 594 г. Солон получил полномочия принять еще один свод законов. комплекс реформ, которые пытались сбалансировать власть богатых и бедных. [21] В середине VI века Писистрат утвердился как тиран, а после его смерти в 527 г. его его сын Гиппий положение унаследовал ; к концу шестого века он был свергнут, и Клисфен провел дальнейшие демократизирующие реформы. [22]
политическая система с двумя царями, советом старейшин и пятью эфорами В Спарте на протяжении восьмого и седьмого веков сложилась . По спартанской традиции, эту конституцию установил легендарный законодатель Ликург . [23] В ходе первой и второй Мессенских войн Спарта подчинила себе соседнюю область Мессению , закрепив население. [24]
В шестом веке греческие города-государства начали развивать формальные отношения друг с другом, тогда как раньше отдельные правители полагались на личные отношения с элитами других городов. [25] К концу архаического периода Спарта начала строить серию союзов, Пелопоннесский союз , с такими городами, как Коринф , Элида и Мегара . [26] изоляция Мессении и усиление позиций Спарты против Аргоса , другой крупной державы на Пелопоннесе. [27] Другие союзы шестого века включали союзы между Элидой и Гереей на Пелопоннесе; и между греческой колонией Сибарис на юге Италии, ее союзниками и сердаями. [28]
Классическая Греция
В 499 г. до н. э. ионические города-государства, находившиеся под властью Персии, восстали против своих правителей-тиранов, которых поддерживала Персия. [29] При поддержке войск, посланных из Афин и Эретрии , они продвинулись до Сард и сожгли город, прежде чем были отброшены персидской контратакой. [30] Восстание продолжалось до 494 года, когда восставшие ионийцы потерпели поражение. [30] Дарий не забыл, что Афины содействовали ионическому восстанию, и в 490 году собрал армаду для ответного удара. [31] Несмотря на численное превосходство, афиняне при поддержке своих платейских союзников нанесли поражение персидским ордам в битве при Марафоне , и персидский флот повернул в хвост. [32]
Десять лет спустя начал второе вторжение сын Дария Ксеркс . [33] Города-государства северной и центральной Греции без сопротивления подчинились персидским войскам, но коалиция из 31 греческого города-государства, включая Афины и Спарту, решила противостоять персидским захватчикам. [33] В то же время греческая Сицилия была захвачена карфагенскими войсками. [33] В 480 г. до н. э. первое крупное сражение вторжения произошло при Фермопилах , где небольшой арьергард греков во главе с тремя сотнями спартанцев удерживал решающий проход, охраняя сердце Греции в течение нескольких дней; в то же время Гелон , тиран Сиракуз, разбил карфагенское вторжение в битве при Гимере . [34]
Персы были решительно разбиты на море преимущественно афинскими военно-морскими силами в битве при Саламине и на суше в 479 г. до н.э. в битве при Платеях . [35] Союз против Персии продолжался, первоначально его возглавлял спартанец Павсаний , а с 477 г. - Афины. [36] и к 460 г. Персия была изгнана из Эгейского моря. [37] В ходе этой длительной кампании Делосский союз постепенно превратился из оборонительного союза греческих государств в Афинскую империю, поскольку растущая военно-морская мощь Афин запугивала другие государства лиги. [38] Афины завершили свои кампании против Персии в 450 году после катастрофического поражения в Египте в 454 году и смерти Кимона в бою против персов на Кипре в 450 году. [39]
По мере того как борьба Афин против Персидской империи ослабевала, конфликт между Афинами и Спартой рос. Подозрительно относясь к растущей мощи Афин, финансируемой Делосским союзом, Спарта предложила помощь сопротивляющимся членам Лиги в восстании против афинского господства. Эта напряженность обострилась в 462 г. до н.э., когда Афины послали войска, чтобы помочь Спарте в подавлении восстания илотов , но эта помощь была отклонена спартанцами. [40] В 450-х годах Афины взяли под свой контроль Беотию и одержали победы над Эгиной и Коринфом. [39] Однако Афинам не удалось одержать решающую победу, и в 447 г. они снова потеряли Беотию. [39] Афины и Спарта подписали Тридцатилетний мир , положивший конец конфликту. Зимой 446/5 [39]
Несмотря на договор, отношения Афин со Спартой снова ухудшились в 430-х годах, а в 431 году до нашей эры началась Пелопоннесская война . [41] На первом этапе войны произошла серия бесплодных ежегодных вторжений Спарты в Аттику, в то время как Афины успешно сражались с Коринфской империей на северо-западе Греции и защищали свою собственную империю, несмотря на чуму , убившую ведущего афинского государственного деятеля Перикла . [42] Война изменилась после побед афинян под предводительством Клеона при Пилосе и Сфактерии . [42] и Спарта потребовала мира, но афиняне отклонили это предложение. [43] Неспособность афинян восстановить контроль над Беотией при Делии и успехи Брасида в северной Греции в 424 году улучшили положение Спарты после Сфактерии. [43] После смерти Клеона и Брасида, самых ярых сторонников войны с каждой стороны, мирный договор заключил в 421 году афинский полководец Никий . [44]
Однако мир длился недолго. В 418 г. до н.э. союзные войска Афин и Аргоса потерпели поражение от Спарты при Мантинее . [45] В 415 году Афины начали амбициозную военно-морскую экспедицию с целью завоевать Сицилию; [46] экспедиция закончилась катастрофой в гавани Сиракуз , почти вся армия погибла, а корабли были уничтожены. [47] Вскоре после поражения афинян в Сиракузах ионические союзники Афин начали восстание против Делосского союза, а Персия снова начала вмешиваться в греческие дела на стороне Спарты. [48] Первоначально позиции Афин оставались относительно сильными, с важными победами при Кизике в 410 году и Аргинусах в 406 году. [49] Однако в 405 году спартанец Лисандр разгромил Афины в битве при Эгоспотами и начал блокаду афинской гавани; [50] движимые голодом, Афины запросили мира, согласившись сдать свой флот и присоединиться к возглавляемой Спартой Пелопоннесской лиге. [51] После капитуляции Афин Спарта установила в Афинах олигархический режим « Тридцати тиранов ». [50] одна из многих поддерживаемых Спартой олигархий, пришедших к власти после Пелопоннесской войны. [52] Спартанское господство длилось недолго: всего через год Тридцать были свергнуты. [53]
В первой половине четвертого века крупные греческие государства пытались доминировать на материке; ни одна из них не добилась успеха, и их возникшая в результате слабость привела к вакууму власти, который в конечном итоге был заполнен Македонией при Филиппе II, а затем и при Александре Великом. [54] Сразу после Пелопоннесской войны Спарта попыталась расширить свою власть, вынудив Аргос, Афины, Коринф и Фивы объединиться против них. [55] Стремясь помешать какому-либо отдельному греческому государству получить доминирование, которое позволило бы ему бросить вызов Персии, персидский царь сначала присоединился к союзу против Спарты, а затем навязал Анталкидский мир («Царский мир»), который восстановил контроль Персии над анатолийскими греками. [56]
К 371 г. до н.э. Фивы были на подъеме, победив Спарту в битве при Левктре , убив спартанского царя Клеомброта I и вторгшись в Лаконию. Дальнейшие успехи фиванцев против Спарты в 369 году привели к обретению Мессении независимости; Спарта так и не оправилась от потери плодородных земель Мессении и рабочей силы илотов, которую она давала. [57] Растущая мощь Фив побудила Спарту и Афины объединить свои силы; в 362 году они потерпели поражение от Фив в битве при Мантинее . После Мантинеи ни одно из крупных греческих государств не смогло доминировать. Хотя Фивы выиграли битву, их полководец Эпаминонд был убит, и следующие десятилетия они провели в войнах со своими соседями; Тем временем в Афинах в середине 350-х годов распался второй военно-морской союз, образованный в 377 году. [58]
Вакуум власти в Греции после битвы при Мантинее был заполнен Македонией при Филиппе II . В 338 году до нашей эры он разбил греческий союз в битве при Херонее и впоследствии сформировал Коринфскую лигу . Филипп планировал возглавить Лигу для вторжения в Персию, но был убит в 336 г. до н. э. Его сыну Александру Македонскому пришлось выполнять амбиции отца. [59] После кампаний против западных и северных врагов Македонии, а также тех греческих государств, которые вышли из Коринфской лиги после смерти Филиппа, Александр начал свою кампанию против Персии в 334 г. до н.э. [60] Он завоевал Персию, победив Дария III в битве при Иссе в 333 г. до н. э., а после битвы при Гавгамелах в 331 г. до н. э. провозгласил себя царем Азии. [61] С 329 г. до н. э. он руководил экспедициями в Бактрию, а затем в Индию; [62] дальнейшие планы по вторжению в Аравию и Северную Африку были остановлены его смертью в 323 г. до н.э. [63]
Эллинистическая Греция
Период от смерти Александра Македонского в 323 году до нашей эры до смерти Клеопатры , последней македонской правительницы Египта, известен как эллинистический период. В начале этого периода возникла новая форма царской власти, основанная на македонских и ближневосточных традициях. Первые эллинистические короли ранее были генералами Александра и пришли к власти в период после его смерти, хотя они не были частью существующих королевских родословных и не имели исторических претензий на территории, которые они контролировали. [64] Самыми важными из этих правителей в течение десятилетий после смерти Александра были Антигон I и его сын Деметрий в Македонии и остальной Греции, Птолемей в Египте и Селевк I в Сирии и бывшей Персидской империи; [65] меньшие эллинистические королевства включали Атталидов в Анатолии и Греко-Бактрийское царство . [66]
В начале эллинистического периода точные границы эллинистических царств не были установлены. Антигон пытался расширить свою территорию, нападая на другие королевства-преемники, пока они не объединились против него, и он был убит в битве при Ипсе в 301 г. до н.э. [67] Его сын Деметрий провел много лет в плену у Селевкидов, а сын Антигон II лишь около 276 года вернул себе македонский престол. [67] Тем временем царство Селевкидов уступило территорию на востоке индийскому царю Чандрагупте Маурье в обмен на боевых слонов, а позже уступило значительную часть Персии Парфянской империи . [67] К середине третьего века королевства преемников Александра были в основном стабильными, хотя споры по поводу приграничных территорий продолжали возникать. [66]
В эллинистический период значение «собственно Греции» (территории современной Греции) в грекоязычном мире резко снизилось. Великими столицами эллинистической культуры были Александрия в царстве Птолемеев и Антиохия в империи Селевкидов .
Завоевания Александра имели многочисленные последствия для греческих городов-государств. Это значительно расширило кругозор греков и привело к постоянной эмиграции молодых и амбициозных людей в новые греческие империи на востоке. [68] Многие греки мигрировали в Александрию, Антиохию и многие другие новые эллинистические города, основанные после Александра, вплоть до современного Афганистана и Пакистана , где Греко-Бактрийское царство и Индо-Греческое царство просуществовали до конца первого века. до нашей эры.
Города-государства Греции образовали две лиги; Ахейский союз (включая Фивы, Коринф и Аргос) и Этолийский союз (включая Спарту и Афины). Большую часть периода до римского завоевания эти союзы находились в состоянии войны, часто участвуя в конфликтах между диадохами (государствами-преемниками империи Александра).
Королевство Антигонидов оказалось вовлеченным в войну с Римской республикой в конце III века. Хотя Первая Македонская война оказалась безрезультатной, римляне, как обычно, продолжали сражаться с Македонией, пока она не была полностью поглощена Римской республикой (к 149 г. до н. э.). На востоке громоздкая империя Селевкидов постепенно распалась, хотя ее остатки просуществовали до 64 г. до н. э., в то время как Царство Птолемеев существовало в Египте до 30 г. до н. э., когда оно тоже было завоевано римлянами. Этолийский союз стал опасаться участия римлян в Греции и встал на сторону Селевкидов в римско-селевкидской войне ; когда римляне одержали победу, союз фактически был поглощен Республикой. Хотя Ахейский союз пережил и Этолийский союз, и Македонский, он также вскоре был побежден и поглощен римлянами в 146 г. до н.э., положив конец независимости Греции.
Римская Греция
Греческий полуостров попал под власть Рима во время завоевания Греции в 146 г. до н.э. после битвы при Коринфе. Македония стала римской провинцией Македонии , а южная Греция перешла под надзор префекта ; однако некоторым греческим полисам удалось сохранить частичную независимость и избежать налогообложения. Эгейские острова были добавлены к этой территории в 133 г. до н. э. Афины и другие греческие города восстали в 88 г. до н.э., и полуостров был разгромлен римским полководцем Суллой . Римские гражданские войны еще больше опустошили эту землю, пока Август не превратил полуостров в провинцию Ахея в 27 г. до н.э.
Греция была ключевой восточной провинцией Римской империи, поскольку римская культура долгое время была фактически греко-римской . Греческий язык служил лингва-франка на Востоке и в Италии , и многие греческие интеллектуалы, такие как Гален, выполняли большую часть своей работы в Риме .
География
Регионы
Территория Греции гористая, в результате чего древняя Греция состояла из множества более мелких регионов, каждый из которых имел свой диалект, культурные особенности и самобытность. Регионализм и региональные конфликты были характерными чертами Древней Греции. Города, как правило, располагались в долинах между горами или на прибрежных равнинах и доминировали на определенной территории вокруг них.
На юге лежал Пелопоннес , состоящий из областей Лаконии (юго-восток), Мессении (юго-запад), Элиды (запад), Ахайи (север), Коринфии (северо-восток), Арголиды (восток) и Аркадии (центр). Эти названия сохранились до наших дней как региональные единицы современной Греции , хотя и с несколько иными границами. Материковая Греция на севере, ныне известная как Центральная Греция , состояла из Этолии и Акарнании на западе, Локриды , Дориды и Фокиды в центре, а на востоке лежали Беотия , Аттика и Мегарида . На северо-востоке лежала Фессалия , а Эпир на северо-западе — . Эпир простирался от Амбракийского залива на юге до Керавнских гор и реки Аоос на севере и состоял из Хаонии (север), Молоссии (центр) и Теспротии (юг). В северо-восточном углу была Македония , [69] первоначально состоявшая из Нижней Македонии и ее регионов, таких как Элимея , Пиерия и Орестис . Примерно во времена Александра I Македонского начали цари Македонии Аргеады расширяться в Верхнюю Македонию , земли, населенные независимыми македонскими племенами, такими как линцесты , оресты и элимиоты , и на запад, за рекой Аксиус , в Эордею , Боттиею , Мигдония и Альмопия — регионы, населенные фракийскими племенами. [70] К северу от Македонии проживали различные негреческие народы, такие как пеонийцы на севере, фракийцы на северо-востоке и иллирийцы , с которыми македонцы часто вступали в конфликты, на северо-западе. Халкидики были заселены южно-греческими колонистами и считались частью греческого мира, в то время как с конца 2-го тысячелетия до нашей эры значительные греческие поселения также возникли на восточных берегах Эгейского моря , в Анатолии .
Колонии
В архаический период греческое население выросло за пределы ограниченных пахотных земель собственно Греции, что привело к созданию крупномасштабных колоний в других местах: по одной из оценок, население расширяющейся территории греческих поселений увеличилось примерно в десять раз с с 800 г. до н.э. по 400 г. до н.э., от 800 000 до целых 7 + 1⁄2-10 миллионов . [71] Это было сделано не только для торговли, но и для основания поселений. Эти греческие колонии не зависели, как римские, от своего метрополия, а были самостоятельными независимыми городами-государствами. [72]
Греки поселились за пределами Греции двумя разными способами. Первый был в постоянных поселениях, основанных греками, которые сформировались как независимые полисы. Вторая форма заключалась в том, что историки называют эмпориями ; торговые фактории, которые занимали как греки, так и негреки и которые в первую очередь занимались производством и продажей товаров. Примеры поселений последнего типа можно найти в Аль-Мине на востоке и Питекуссае на западе. [73] Примерно с 750 г. до н.э. греки начали 250-летнюю экспансию, заселяя колонии во всех направлениях. На востоке сначала было колонизировано Эгейское побережье Малой Азии , затем Кипр и побережья Фракии , Мраморного моря и южного побережья Черного моря .
В конце концов, греческая колонизация достигла северо-востока, вплоть до современной Украины и России ( Таганрог ). На западе были заселены побережья Иллирии , Южной Италии (так называемой « Великой Греции »), за ними следовали Южная Франция , Корсика и даже восточная Испания . Греческие колонии были также основаны в Египте и Ливии . Современные Сиракузы , Неаполь , Марсель и Стамбул возникли как греческие колонии Сиракузы ( Συράκουσαι ), Неаполь ( Νεάπολις ), Массалия ( Μασσαλία ) и Византия ( Βυζάντιον ). Эти колонии сыграли важную роль в распространении греческого влияния по всей Европе, а также способствовали созданию торговых сетей на большие расстояния между греческими городами-государствами, способствуя развитию экономики Древней Греции .
Политика и общество
Политическая структура
Древняя Греция состояла из нескольких сотен относительно независимых городов-государств ( полисов ). Это была ситуация, отличающаяся от ситуации в большинстве других современных обществ, которые были либо племенами , либо королевствами, правившими на относительно больших территориях. Несомненно, география Греции , разделенная холмами, горами и реками, способствовала фрагментарному характеру Древней Греции. С одной стороны, древние греки не сомневались, что они «один народ»; у них была одна и та же религия , одна и та же основная культура и один и тот же язык. Более того, греки прекрасно осознавали свое племенное происхождение; Геродот смог подробно классифицировать города-государства по племенам. Тем не менее, хотя эти отношения на более высоком уровне существовали, они, похоже, редко играли важную роль в греческой политике. Независимость полисов яростно защищалась; объединение было чем-то редко рассматриваемым древними греками. Даже когда во время второго персидского вторжения в Грецию группа городов-государств объединилась для защиты Греции, подавляющее большинство Полисы оставались нейтральными, и после поражения персов союзники быстро возобновили распри. [75]
Таким образом, основными особенностями древнегреческой политической системы были ее фрагментарный характер (и то, что она, похоже, не имеет племенного происхождения) и особое внимание к городским центрам внутри крошечных государств. Об особенностях греческой системы также свидетельствуют колонии, которые они основали по всему Средиземноморью, которые, хотя и могли считать определенный греческий полис своей «матерью» (и оставались симпатизирующими ей), были полностью независимы от города-основателя. .
Неизбежно меньшие полисы могли находиться во власти более крупных соседей, но завоевание или прямое правление другого города-государства, по-видимому, было довольно редким явлением. Вместо этого полисы группировались в лиги, членство в которых постоянно менялось. Позже, в классический период, лиг станет меньше и больше, в них будет доминировать один город (особенно Афины, Спарта и Фивы); и часто полисы были вынуждены присоединиться под угрозой войны (или в рамках мирного договора). Даже после того, как Филипп II Македонский «завоевал» сердце древней Греции, он не пытался аннексировать эту территорию или объединить ее в новую провинцию, а вынудил большинство полисов присоединиться к его собственной Коринфской лиге .
Правительство и закон
Первоначально многие греческие города-государства представляли собой мелкие королевства; часто существовал городской чиновник, выполнявший некоторые остаточные церемониальные функции короля ( басилевс ), например, архонт базилевс в Афинах. [76] Однако к периоду архаики и первому историческому сознанию большинство из них уже превратились в аристократические олигархии . Неясно, как именно произошло это изменение. Например, в Афинах к ок . 1050 г. до н. э.; к 753 г. до н. э. это стало десятилетним избранным архонтом; и, наконец, к 683 г. до н.э. ежегодно избираемый архонт. На каждом этапе все больше власти передавалось аристократии в целом, а не отдельному человеку.
Доминирование в политике и сопутствующее скопление богатства небольших групп семей неизбежно вызывало социальные волнения во многих полисах . Во многих городах тиран (не в современном смысле репрессивных автократий) в какой-то момент захватывал контроль и управлял по своей воле; часто популистская программа помогает им удержаться у власти. В системе, раздираемой классовыми конфликтами , правительство «сильного человека» часто было лучшим решением.
Афины попали под тиранию во второй половине VI века до нашей эры. Когда с этой тиранией покончено, афиняне основали первую в мире демократию как радикальное решение, позволяющее не допустить возвращения аристократии к власти. Собрание граждан ( Экклесия ) для обсуждения политики города существовало со времен реформ Дракона в 621 г. до н. э.; всем гражданам было разрешено присутствовать на собрании после реформ Солона (начало VI века), но самые бедные граждане не могли выступать на собрании или баллотироваться на посты. С установлением демократии собрание стало де-юре механизмом правления ; все граждане имели равные привилегии в собрании. Однако неграждане, такие как метеки (иностранцы, жившие в Афинах) или рабы , вообще не имели политических прав.
После возникновения демократии в Афинах другие города-государства основали демократию. Однако многие сохранили более традиционные формы правления. Как это часто бывает в других вопросах, Спарта была заметным исключением из остальной Греции, которой на протяжении всего периода управляли не один, а два наследственных монарха. Это была форма двоевластия . Цари Спарты принадлежали к Агиадам и Эврипонтидам, потомкам соответственно Эврисфена и Прокла . Считалось, что основатели обеих династий были сыновьями-близнецами Аристодема , правителя Гераклидов . Однако власть этих царей сдерживалась как советом старейшин ( Герусия ), так и магистратами, специально назначенными для наблюдения за королями ( Эфоры ).
Социальная структура
Только свободные, владеющие землей и коренные жители могли быть гражданами, имеющими право на полную защиту закона в городе-государстве. В большинстве городов-государств, в отличие от ситуации в Риме , социальное положение не давало особых прав. Иногда семьи контролировали общественные религиозные функции, но обычно это не давало никаких дополнительных полномочий правительству. В Афинах население было разделено на четыре социальных класса в зависимости от богатства. Люди могли бы сменить класс, если бы зарабатывали больше денег. В Спарте всех граждан мужского пола называли homoioi , что означает «сверстники». Однако спартанские цари, которые служили двойными военными и религиозными лидерами города-государства, происходили из двух семей. [77]
Рабство
Рабы не имели ни власти, ни статуса. Рабы имели право иметь семью и собственное имущество при условии доброй воли и разрешения своего хозяина, но у них не было политических прав. К 600 г. до н. э. рабство движимого имущества в Греции распространилось . К V веку до нашей эры рабы составляли треть всего населения в некоторых городах-государствах. От 40 до 80% населения Классических Афин были рабами. [78] Рабы за пределами Спарты почти никогда не восставали, потому что они состояли из слишком многих национальностей и были слишком разбросаны, чтобы их можно было организовать. Однако, в отличие от более поздней западной культуры , древние греки не мыслили расовыми категориями . [79]
Большинство семей владели рабами в качестве домашней прислуги и чернорабочих, и даже бедные семьи могли иметь несколько рабов. Владельцам не разрешалось избивать или убивать своих рабов. Владельцы часто обещали освободить рабов в будущем, чтобы побудить рабов усердно работать. В отличие от Рима, вольноотпущенники не становились гражданами. Вместо этого они были смешаны с населением метиков , в которое входили выходцы из зарубежных стран или других городов-государств, которым официально было разрешено жить в штате.
Города-государства законно владели рабами. Эти общественные рабы обладали большей степенью независимости, чем рабы, принадлежавшие семьям, живущие самостоятельно и выполняющие специализированные задачи. В Афинах государственных рабов обучали выявлять фальшивые монеты , в то время как храмовые рабы действовали как слуги храмового божества , а скифские рабы использовались в Афинах в качестве полицейских сил, привлекающих граждан к политическим функциям.
В Спарте был особый тип рабов, которых называли илотами . Илоты были мессенцами , массово порабощенными во время Мессенских войн государством и распределенными по семьям, где они были вынуждены остаться. Илоты выращивали пищу и выполняли работу по дому, чтобы женщины могли сосредоточиться на воспитании сильных детей, в то время как мужчины могли посвятить свое время обучению гоплитов . Хозяева обращались с ними жестоко, и илоты восставали несколько раз против своих хозяев. В 370/69 г. до н.э., в результате освобождения Эпаминонда Мессении от спартанского владычества, системе илотов там пришел конец и илоты завоевали свободу. [80] Однако он продолжал сохраняться в Лаконии до II века до нашей эры.
Образование
На протяжении большей части греческой истории образование было частным, за исключением Спарты. В эллинистический период в некоторых городах-государствах были созданы государственные школы . Только богатые семьи могли позволить себе учителя. Мальчики научились читать, писать и цитировать литературу. Они также научились петь и играть на одном музыкальном инструменте и прошли подготовку в качестве спортсменов для военной службы. Они учились не ради работы, а для того, чтобы стать эффективными гражданами. Девочки также научились читать, писать и выполнять простые арифметические действия, чтобы иметь возможность вести домашнее хозяйство. Они почти никогда не получали образования после детства. [81]
Мальчики шли в школу с семи лет или шли в казармы, если жили в Спарте. Было три типа обучения: грамматики по арифметике, китаристы по музыке и танцам и педотрибы по спорту.
О мальчиках из богатых семей, посещавших уроки частной школы, заботился пайдагогос , домашний раб, выбранный для этой задачи, который сопровождал мальчика в течение дня. Занятия проводились в частных домах учителей и включали чтение, письмо, математику, пение, игру на лире и флейте. Когда мальчику исполнилось 12 лет, в школу начали включать такие виды спорта, как борьба, бег, метание диска и копья. В Афинах некоторые молодые люди старшего возраста посещали академии по более тонким дисциплинам, таким как культура, наука, музыка и искусство. Школьное обучение заканчивалось в 18 лет, после чего следовала военная подготовка в армии, обычно в течение одного или двух лет. [82]
Лишь небольшое количество мальчиков продолжало образование после детства, как в спартанском агоге . Важнейшей частью образования богатого подростка было наставничество со старейшиной, которое в некоторых местах и временах могло включать педерастию . [ нужна ссылка ] Подросток учился, наблюдая, как его наставник рассказывает о политике на агоре , помогает ему выполнять его общественные обязанности, занимается с ним в гимназии и посещает с ним симпозиумы . Самые богатые студенты продолжили образование, обучаясь у знаменитых учителей. Некоторые из величайших таких школ Афин включали Лицей (так называемая перипатетическая школа, ) и Платоновская основанная Аристотелем Стагирским Академия ( основанная Платоном Афинским). Система образования богатых древних греков также называется Пайдея . [ нужна ссылка ]
Экономика
На своем экономическом расцвете в V и IV веках до нашей эры свободное гражданство Классической Греции представляло, пожалуй, самое процветающее общество в древнем мире, причем некоторые историки экономики считают Грецию одной из самых развитых доиндустриальных экономик. Что касается пшеницы, заработная плата неквалифицированного рабочего в городских Афинах достигала примерно 7–12 кг в день, что в 2–3 раза превышает 3,75 кг неквалифицированного сельского рабочего в римском Египте, хотя доходы греческих ферм также были в среднем ниже имеющихся. городским работникам. [83]
Хотя условия рабства сильно различались, этот институт служил для поддержания доходов свободных граждан: оценка экономического развития, сделанная на основе последних (или полученная только на основе городских доходов), поэтому, вероятно, будет завышать истинный общий уровень, несмотря на широко распространенные доказательства высокого уровня жизни. стандарты.
Война
По крайней мере, в архаический период фрагментарный характер Древней Греции со многими конкурирующими городами-государствами увеличивал частоту конфликтов, но, наоборот, ограничивал масштабы войн. Не имея возможности содержать профессиональные армии, города-государства полагались на своих граждан в борьбе. Это неизбежно сократило потенциальную продолжительность кампаний, поскольку гражданам пришлось бы вернуться к своим профессиям (особенно в случае, например, фермеров). Поэтому кампании часто ограничивались летом. Когда происходили сражения, они обычно были стандартными и должны были иметь решающее значение. Потери были небольшими по сравнению с более поздними сражениями, редко составляя более пяти процентов от проигравшей стороны, но среди убитых часто были самые выдающиеся граждане и генералы, возглавлявшие фронт.
Масштаб и масштабы военных действий в Древней Греции резко изменились в результате греко-персидских войн . Бороться с огромными армиями Империи Ахеменидов было фактически за пределами возможностей одного города-государства. Окончательный триумф греков был достигнут благодаря союзам городов-государств (точный состав менялся с течением времени), что позволило объединить ресурсы и разделить труд. Хотя союзы между городами-государствами возникали и раньше, ничего такого масштаба раньше не наблюдалось. Возвышение Афин и Спарты как выдающихся держав во время этого конфликта привело непосредственно к Пелопоннесской войне , которая привела к дальнейшему развитию характера войны, стратегии и тактики. Война между лигами городов, в которых доминировали Афины и Спарта, увеличила численность рабочей силы и финансовых ресурсов, увеличила масштабы и позволила диверсифицировать войну. Стандартные сражения во время Пелопоннесской войны оказались нерешительными, и вместо этого все чаще стали полагаться на стратегии истощения, морские сражения, блокады и осады. Эти изменения значительно увеличили число жертв и распад греческого общества.
Афины владели одним из крупнейших военных флотов Древней Греции. У него было более 200 триер, каждая из которых была оснащена 170 гребцами, которые сидели в три ряда с каждой стороны корабля. Город мог позволить себе такой большой флот (в нем было более 34 000 гребцов), поскольку владел множеством серебряных рудников, на которых работали рабы.
По словам Иосии Обера , греческие города-государства сталкивались с вероятностью разрушения примерно один к трем в архаический и классический период. [84]
Культура
Философия
Древнегреческая философия сосредоточивалась на роли разума и исследования . Во многих отношениях оно оказало важное влияние на современную философию , а также на современную науку. Четкие непрерывные линии влияния ведут от древнегреческих и эллинистических философов к средневековым мусульманским философам и исламским ученым , к европейскому Возрождению и Просвещению и к светским наукам наших дней.
Ни разум, ни исследование не начались с древних греков. Определение разницы между стремлением греков к знаниям и поисками древних цивилизаций, таких как древние египтяне и вавилоняне , уже давно является темой исследования теоретиков цивилизации.
Первыми известными философами Греции были досократики , которые пытались дать натуралистические, немифические описания мира. За ними последовал Сократ , один из первых философов, обосновавшихся в Афинах в период их золотого века , чьи идеи, несмотря на то, что они были известны из вторых рук, а не из его собственных сочинений, заложили основу западной философии. Ученик Сократа Платон , написавший «Государство» и установивший радикальное различие между идеями и конкретным миром, и ученик Платона Аристотель , много писавший о природе и этике, также по сей день оказывают огромное влияние на западную философию. Более поздняя эллинистическая философия , также зародившаяся в Греции, определяется такими именами, как Антисфен ( цинизм ), Зенон из Кития ( стоицизм ) и Плотин ( неоплатонизм ).
Литература и театр
Самая ранняя греческая литература была поэзией и была написана для исполнения, а не для личного потребления. [85] Самым ранним известным греческим поэтом является Гомер , хотя он, безусловно, был частью существующей традиции устной поэзии. [86] Поэзия Гомера, хотя и возникла примерно в то же время, когда у греков появилась письменность, сочинялась устно; Первым поэтом, непременно сочинившим свои произведения в письменной форме, был Архилох , лирический поэт середины седьмого века до нашей эры. [87] Трагедия развилась примерно в конце архаического периода, взяв элементы уже существовавших жанров поздней архаической поэзии. [88] К началу классического периода начала развиваться комедия — самая ранняя дата, связанная с этим жанром, — 486 г. до н.э., когда конкурс комедии стал официальным мероприятием в городе Дионисия в Афинах, хотя первой сохранившейся античной комедией являются Аристофана » «Ахарнийцы . , произведено в 425 году. [89]
Как и поэзия, греческая проза зародилась в архаический период, а самые ранние авторы греческой философии, истории и медицинской литературы датируются шестым веком до нашей эры. [90] Проза впервые возникла как стиль письма, принятый досократами философами- Анаксимандром и Анаксименом , хотя Фалес Милетский , считающийся первым греческим философом, по-видимому, ничего не писал. [91] Проза как жанр достигла зрелости в классическую эпоху. [90] в этот период развивались основные жанры греческой прозы — философия, история, риторика и диалог. [92]
В эллинистический период литературный центр греческого мира переместился из Афин, где он находился в классический период, в Александрию. В то же время другие эллинистические цари, такие как Антигониды и Атталиды, были покровителями науки и литературы, превратив Пеллу и Пергам соответственно в культурные центры. [93] Именно благодаря этому культурному покровительству со стороны эллинистических королей, и особенно Александрийского музея, сохранилось так много древнегреческой литературы. [94] , Александрийская библиотека входящая в состав музея, преследовала ранее непредвиденную цель — собрать копии всех известных авторов на греческом языке. Почти вся сохранившаяся нетехническая эллинистическая литература представляет собой поэзию. [94] эллинистическая поэзия имела тенденцию быть высокоинтеллектуальной, [95] смешивая разные жанры и традиции и избегая линейного повествования. [96] В эллинистический период также произошел сдвиг в способах потребления литературы: в то время как в архаический и классический периоды литература обычно воспринималась публично, в эллинистический период ее чаще читали в частном порядке. [97] В то же время поэты-эллинисты начали писать для частного, а не общественного потребления. [98]
После победы Октавиана при Акциуме в 31 г. до н.э. Рим начал становиться крупным центром греческой литературы, поскольку важные греческие авторы, такие как Страбон и Дионисий Галикарнасский . в Рим приехали [99] Периодом величайших инноваций в греческой литературе при Риме был «долгий второй век», примерно с 80 г. по 230 г. н.э. [100] Это нововведение было особенно заметно в прозе, с развитием романа и возрождением известности ораторского искусства, относящихся к этому периоду. [100]
Музыка и танец
В древнегреческом обществе музыка присутствовала повсюду и считалась фундаментальным компонентом цивилизации. [101] Это была важная часть публичного религиозного богослужения. [102] частные церемонии, такие как свадьбы и похороны, [103] и бытовые развлечения. [104] мужчины пели и музицировали На симпозиуме ; [105] на работе пели и мужчины, и женщины; детские игры включали песни и танцы. [106]
Древнегреческая музыка была в основном вокальной, исполнялась либо сольным певцом, либо хором и обычно сопровождалась инструментом; чисто инструментальная музыка была менее распространена. [107] Греки использовали струнные инструменты, в том числе лиры, арфы и лютни; [108] и духовые инструменты, из которых наиболее важным был авлос , язычковый инструмент . [109] Ударные инструменты играли относительно незначительную роль, поддерживая струнные и духовые инструменты, и использовались в некоторых религиозных культах. [110]
Наука и технологии
Древнегреческая математика внесла множество важных открытий в область математики , включая основные правила геометрии , идею формального математического доказательства , а также открытия в теории чисел , математическом анализе , прикладной математике и приблизилась к созданию интегрального исчисления . Открытия нескольких греческих математиков, в том числе Пифагора , Евклида и Архимеда , до сих пор используются в преподавании математики.
Греки развили астрономию, которую они рассматривали как раздел математики, до очень сложного уровня. Первые геометрические трехмерные модели для объяснения видимого движения планет были разработаны в 4 веке до нашей эры Евдоксом Книдским и Каллиппом Кизикским . Их младший современник Гераклид Понтийский предположил, что Земля вращается вокруг своей оси. В III веке до нашей эры Аристарх Самосский первым предложил гелиоцентрическую систему. Архимед в своем трактате «Счетчик песков » возрождает гипотезу Аристарха о том, что «неподвижные звезды и Солнце остаются неподвижными, в то время как Земля вращается вокруг Солнца по окружности» . В остальном сохранились лишь фрагментарные описания идеи Аристарха. [111] Эратосфен , используя углы теней, создаваемых в далеко отстоящих друг от друга регионах, с большой точностью оценил окружность Земли . [112] Во 2 веке до нашей эры Гиппарх Никейский внес ряд вкладов, в том числе первое измерение прецессии и составление первого звездного каталога, в котором он предложил современную систему видимых величин .
Антикиферский механизм , устройство для расчета движений планет, датируется примерно 80 г. до н.э. и был первым предком астрономического компьютера . Он был обнаружен в месте крушения древнего корабля у греческого острова Антикитера , между Киферой и Критом . Устройство прославилось использованием дифференциальной передачи , которая, как считалось ранее, была изобретена в 16 веке, а также миниатюризацией и сложностью его частей, сравнимой с часами, изготовленными в 18 веке. Оригинальный механизм выставлен в бронзовой коллекции Национального археологического музея Афин вместе с точной копией.
Древние греки также сделали важные открытия в области медицины. Гиппократ был врачом классического периода и считается одной из самых выдающихся фигур в истории медицины . Его называют « отцом медицины ». [113] [114] в знак признания его значительного вклада в эту область как основателя медицинской школы Гиппократа. Эта интеллектуальная школа произвела революцию в медицине в Древней Греции , сделав ее дисциплиной, отличной от других областей, с которыми она традиционно была связана (особенно теургии и философии ), тем самым сделав медицину профессией. [115] [116]
Искусство и архитектура
Искусство Древней Греции оказало огромное влияние на культуру многих стран с древнейших времен до наших дней, особенно в области скульптуры и архитектуры . На Западе искусство Римской империи во многом основывалось на греческих моделях. На Востоке завоевания Александра Великого положили начало многовековому обмену между греческой, среднеазиатской и индийской культурами, результатом которого стало греко-буддийское искусство , которое распространилось до Японии . После эпохи Возрождения в Европе гуманистическая эстетика и высокие технические стандарты греческого искусства вдохновили поколения европейских художников. В XIX веке классическая традиция, заимствованная из Греции, доминировала в искусстве западного мира.
Религия
Религия была центральной частью древнегреческой жизни. [117] Хотя греки разных городов и племен поклонялись одним и тем же богам, религиозные обряды не были единообразными, и в разных местах о богах думали по-разному. Греки были политеистами , поклонялись множеству богов, но уже в шестом веке до нашей эры пантеон из двенадцати олимпийцев . начал формироваться [118] Греческая религия находилась под влиянием обычаев ближневосточных соседей греков, по крайней мере, еще в архаический период, а к эллинистическому периоду это влияние наблюдалось в обоих направлениях. [119]
Самым важным религиозным актом в Древней Греции было жертвоприношение животных , чаще всего овец и коз. [120] Жертвоприношение сопровождалось общественной молитвой. [121] молитвы и гимны сами по себе были важной частью древнегреческой религиозной жизни. [122]
Наследие
Цивилизация Древней Греции оказала огромное влияние на язык, политику, системы образования, философию, науку и искусство. Это стало Leitkultur Римской империи до такой степени, что изолировали местные италийские традиции. Как Гораций выразился ,
- Греция была захвачена, дикий завоеватель взят в плен и искусством / доставлен в сельский Лациум ( Послания 2.1.156 и далее).
- Плененная Греция взяла в плен своего нецивилизованного завоевателя и привила свое искусство деревенскому Лацио .
Через Римскую империю греческая культура стала основой западной культуры в целом.Византийская империя унаследовала классическую греко-эллинистическую культуру напрямую, без латинского посредничества, а сохранение классического греческого образования в средневековой византийской традиции в дальнейшем оказало сильное влияние на славян , а затем на золотой век ислама и западноевропейский Ренессанс . Современное возрождение классического греческого обучения произошло в движении неоклассицизма в Европе и Америке XVIII и XIX веков.
См. также
- Список древнегреческих писателей
- Очертание Древней Греции
- Очертание Древнего Египта
- Очертание Древнего Рима
- Очерк классических исследований
- Современное влияние Древней Греции
- Список археологически подтвержденных женщин из древнего Средиземноморья
Примечания
- ^ Хотя это исключает греческие города-государства, свободные от юрисдикции Александра в западном Средиземноморье, вокруг Черного моря, Кипра и Киренаики.
Ссылки
Примечания
- ^ Кэрол Г. Томас (1988). Пути древней Греции . Брилл. стр. 27–50. ISBN 978-90-04-08846-7 .
- ^ Маура Эллин; Маура МакГиннис (2004). Греция: Путеводитель по культуре из первоисточника . Издательская группа Розен. п. 8. ISBN 978-0-8239-3999-2 .
- ^ Джон Э. Финдлинг; Кимберли Д. Пелле (2004). Энциклопедия современного олимпийского движения . Издательская группа Гринвуд. п. 23. ISBN 978-0-313-32278-5 .
- ^ Уэйн К. Томпсон; Марк Х. Маллин (1983). Западная Европа, 1983 год . Публикации Страйкер-Пост. п. 337. ИСБН 9780943448114 .
ибо Древняя Греция была колыбелью западной культуры...
- ^ Осборн, Робин (2009). Греция в процессе становления: 1200–479 гг. до н.э. Лондон: Рутледж. п. XVIII.
- ^ Шапиро 2007 , с. 1
- ^ Шапиро 2007 , стр. 2–3.
- ^ Хадас, Моисей (1950). История греческой литературы . Издательство Колумбийского университета. п. 273. ИСБН 978-0-231-01767-1 .
- ^ Маринкола (2001) , с. 59
- ^ Робертс (2011) , с. 2
- ^ Спаркс (1998) , с. 58
- ^ Ашер, Ллойд и Корселла (2007)
- ^ Кэмерон (2004) , с. 156
- ^ Грант, Майкл (1995). Греческие и римские историки: информация и дезинформация . Рутледж. п. 74. ИСБН 978-0-415-11770-8 .
- ^ Мартин 2013 , с. 65
- ^ Мартин 2013 , стр. 67–68.
- ^ Мартин 2013 , с. 103
- ^ Мартин 2013 , стр. 69–70.
- ^ Мартин 2013 , стр. 73–4.
- ^ Мартин 2013 , с. 108
- ^ Мартин 2013 , стр. 109–110.
- ^ Мартин 2013 , стр. 112–113.
- ^ Мартин 2013 , с. 96
- ^ Мартин 2013 , с. 98
- ^ Осборн 2009 , с. 270
- ^ Хаммонд 1982 , с. 356
- ^ Осборн 2009 , с. 275
- ^ Осборн 2009 , с. 271
- ^ Мартин 2013 , стр. 126–27.
- ^ Перейти обратно: а б Мартин 2013 , с. 127
- ^ Мартин 2013 , с. 128
- ^ Мартин 2013 , стр. 128–29.
- ^ Перейти обратно: а б с Мартин 2013 , с. 131
- ^ Мартин 2013 , стр. 131–33.
- ^ Мартин 2013 , стр. 134–36.
- ^ Мартин 2013 , стр. 137–38.
- ^ Мартин 2013 , с. 140
- ^ Мартин 2013 , стр. 137–41.
- ^ Перейти обратно: а б с д Мартин 2013 , с. 147
- ^ Мартин 2013 , с. 142
- ^ Мартин 2013 , с. 149
- ^ Перейти обратно: а б Хорнблауэр 2011 , с. 160
- ^ Перейти обратно: а б Хорнблауэр 2011 , с. 162
- ^ Хорнблауэр 2011 , с. 163
- ^ Мартин 2013 , стр. 198–99.
- ^ Мартин 2013 , с. 200
- ^ Хорнблауэр 2011 , с. 177
- ^ Мартин 2013 , стр. 202–03.
- ^ Хорнблауэр 2011 , стр. 186–89.
- ^ Перейти обратно: а б Мартин 2013 , с. 205
- ^ Хорнблауэр 2011 , с. 189
- ^ Хорнблауэр 2011 , с. 203
- ^ Хорнблауэр 2011 , с. 219
- ^ Мартин 2013 , стр. 221, 226.
- ^ Мартин 2013 , с. 224
- ^ Мартин 2013 , стр. 224–225.
- ^ Мартин 2013 , стр. 225–226.
- ^ Мартин 2013 , с. 226
- ^ Мартин 2013 , с. 221
- ^ Мартин 2013 , стр. 243–245.
- ^ Мартин 2013 , стр. 245–247.
- ^ Мартин 2013 , с. 248
- ^ Мартин 2013 , с. 250
- ^ Мартин 2013 , с. 253.
- ^ Мартин 2013 , стр. 254–255.
- ^ Перейти обратно: а б Мартин 2013 , с. 256.
- ^ Перейти обратно: а б с Мартин 2013 , с. 255.
- ↑ Обнаружен аванпост Александровского залива . Новости Би-би-си. 7 августа 2007 г.
- ^ «Македония» . Британская энциклопедия . Британская энциклопедия Интернет. 2008. Архивировано из оригинала 8 декабря 2008 года . Проверено 3 ноября 2008 г.
- ^ Кембриджская древняя история: четвертый век до нашей эры под редакцией Д. М. Льюиса и др. ИЭС Эдвардс, Издательство Кембриджского университета, Д. М. Льюис, Джон Бордман, Сирил Джон Гэдд , Николас Джеффри Лемприер Хаммонд, 2000, ISBN 0-521-23348-8 , стр. 723–24.
- ^ «Население греческих городов-государств» . Архивировано из оригинала 5 марта 2007 года.
- ^ Бордман и Хаммонд 1982 , стр. xiii
- ^ Антоначчо 2007 , с. 203
- ^ Руден, Сара (2003). Лисистрата . Хакетт Паблишинг, стр. 80. ISBN 0-87220-603-3 .
- ^ Голландия, Т. Персидский огонь , Abacus, стр. 363–70. ISBN 978-0-349-11717-1
- ^ Холланд Т. Персидский огонь , с. 94 ISBN 978-0-349-11717-1
- ^ Пауэлл, Антон (2017). Товарищ Спарты . Джон Уайли и сыновья. п. 187. ИСБН 9781119072379 . Проверено 4 июля 2022 г.
- ^ Рабство в Древней Греции. Архивировано 1 декабря 2008 года в Wayback Machine . Британская студенческая энциклопедия .
- ^ Художник, Нелл (2010). История белых людей . Нью-Йорк: WW Norton & Company. п. 5 . ISBN 978-0-393-04934-3 .
- ^ Картледж, Пол (2002). Спартанцы: эпическая история . Пан Макмиллан. п. 67.
- ^ Блумер, В. Мартин (2016). Спутник древнего образования . Молден, Массачусетс: Уилли-Блэквелл. п. 305. ИСБН 978-1-118-99741-3 .
- ^ Ангус Констам: «Исторический атлас Древней Греции», стр. 94–95. Издательство «Таламус», Великобритания, 2003 г., ISBN 1-904668-16-X
- ^ В. Шидель, «Реальные цены на рабов и относительная стоимость рабского труда в греко-римском мире», Ancient Society , vol. 35, 2005, стр. 12.
- ^ Обер, Иосия (2010). Демократия и знания . Издательство Принстонского университета. стр. 81–2. ISBN 978-0-691-14624-9 .
- ^ Власть 2016 , с. 58
- ^ Кирк 1985 , с. 44
- ^ Кирк 1985 , с. 45
- ^ Власть 2016 , с. 60
- ^ Хэндли 1985 , с. 355
- ^ Перейти обратно: а б МакГлю 2016 , с. 79
- ^ МакГлю 2016 , с. 81
- ^ МакГлю 2016 , с. 84
- ^ Мори 2016 , с. 93
- ^ Перейти обратно: а б Буллок 1985 , с. 542
- ^ Буллох 1985 , стр. 542–43.
- ^ Мори 2016 , с. 99
- ^ Мори 2016 , с. 98
- ^ Буллох 1985 , с. 543
- ^ Бауэрсок 1985 , стр. 642–43.
- ^ Перейти обратно: а б Кинг 2016 , с. 113
- ^ Вест 1994 , стр. 1, 13.
- ^ Вест 1994 , с. 14.
- ^ Вест 1994 , с. 21.
- ^ Вест 1994 , с. 24.
- ^ Вест 1994 , с. 25.
- ^ Вест 1994 , стр. 27–28.
- ^ Вест 1994 , с. 39.
- ^ Вест 1994 , с. 48.
- ^ Вест 1994 , с. 81.
- ^ Вест 1994 , с. 122.
- ^ Педерсен, Ранняя физика и астрономия , стр. 55–56.
- ^ Педерсен, Ранняя физика и астрономия , стр. 45–47.
- ^ Грамматикос, ПК; Диамантис, А. (2008). «Полезные известные и неизвестные взгляды отца современной медицины Гиппократа и его учителя Демокрита». Греческий журнал ядерной медицины . 11 (1): 2–4. ПМИД 18392218 .
- ^ Гиппократ , Интернет-энциклопедия Microsoft Encarta, 2006. Корпорация Microsoft. Архивировано 31 октября 2009 г.
- ^ Гаррисон, Филдинг Х. (1966). История медицины . Филадельфия: Компания WB Saunders. стр. 92–93.
- ^ Нуланд, Шервин Б. (1988). Врачи . Кнопф. п. 5 . ISBN 978-0-394-55130-2 .
- ^ Огден 2007 , с. 1.
- ^ Дауден 2007 , с. 41.
- ^ Ноегель 2007 , стр. 21–22.
- ^ Бреммер 2007 , стр. 132–134.
- ^ Ферли 2007 , с. 121.
- ^ Ферли 2007 , с. 117.
Библиография
- Антоначчо, Карла М. (2007). «Колонизация: Греция в движении 900–480». В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Ашери, Дэвид; Ллойд, Алан; Корселла, Альдо (2007). Комментарий к Геродоту, книги 1–4 . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-814956-9 .
- Бордман, Джон; Хаммонд, ШФЛУ (1982). "Предисловие". В Бордмане, Джон; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история - Том 3, часть 3 . Том. III (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Бауэрсок, GW (1985). «Литература Империи». В Истерлинге, ЧП; Нокс, Бернард М.В. (ред.). Кембриджская история классической литературы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Бреммер, Ян М. (2007). «Греческое нормативное жертвоприношение животных». В Огдене, Дэниел (ред.). Спутник греческой религии . Блэквелл.
- Буллох, AW (1985). «Эллинистическая поэзия». В Истерлинге, ЧП; Нокс, Бернард М.В. (ред.). Кембриджская история классической литературы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Кэмерон, Алан (2004). Греческая мифография в римском мире . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-803821-4 .
- Дауден, Кен (2007). «Олимпийские боги, Олимпийский пантеон». В Огдене, Дэниел (ред.). Спутник греческой религии . Блэквелл.
- Ферли, Уильям Д. (2007). «Молитвы и гимны». В Огдене, Дэниел (ред.). Спутник греческой религии . Блэквелл.
- Хаммонд, ШФЛУ (1982). «Пелопоннес». В Бордмане, Джон; Хаммонд, ШФЛУ (ред.). Кембриджская древняя история . Том. III.iii (2-е изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Хэндли, EW (1985). «Комедия». В Истерлинге, ЧП; Нокс, Бернард М.В. (ред.). Кембриджская история классической литературы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Хорнблауэр, Саймон (2011). Греческий мир: 479–323 до н.э. (4-е изд.). Абингдон: Рутледж.
- Кирк, GS (1985). «Гомер». В Истерлинге, ЧП; Нокс, Бернард М.В. (ред.). Кембриджская история классической литературы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Кениг, Джейсон (2016). «Литература в римском мире». Ин Хозе, Мартин; Шенкер, Дэвид (ред.). Спутник греческой литературы . Джон Уайли и сыновья.
- Маринкола, Джон (2001). Греческие историки . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-922501-9 .
- Мартин, Томас Р. (2013). Древняя Греция: от доисторических до эллинистических времен (2-е изд.). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета.
- МакГлю, Джеймс (2016). «Литература классической эпохи Греции». Ин Хозе, Мартин; Шенкер, Дэвид (ред.). Спутник греческой литературы . Джон Уайли и сыновья.
- Мори, Анатоль (2016). «Литература в эллинистическом мире». Ин Хозе, Мартин; Шенкер, Дэвид (ред.). Спутник греческой литературы . Джон Уайли и сыновья.
- Ногель, Скотт Б. (2007). «Греческая религия и Древний Ближний Восток». В Огдене, Дэниел (ред.). Спутник греческой религии . Блэквелл.
- Огден, Дэниел (2007). "Введение". В Огдене, Дэниел (ред.). Спутник греческой религии . Блэквелл.
- Власть, Тимоти (2016). «Литература в эпоху архаики». Ин Хозе, Мартин; Шенкер, Дэвид (ред.). Спутник греческой литературы . Джон Уайли и сыновья.
- Робертс, Дженнифер Т. (2011). Геродот: Очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-957599-2 .
- Шапиро, ХА (2007). "Введение". В Шапиро, ХА (ред.). Кембриджский спутник архаической Греции . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Спаркс, Кентон Л. (1998). Этническая принадлежность и идентичность в древнем Израиле: пролегомены к изучению этнических чувств и их выражения в еврейской Библии . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 978-1-57506-033-0 .
- Уэст, МЛ (1994). Древнегреческая музыка . Оксфорд: Кларендон Пресс.
Дальнейшее чтение
- Шанкс, Майкл (1996). Классическая археология Греции . Лондон: Рутледж. ISBN 0-203-17197-7 .
- Брок, Роджер и Стивен Ходкинсон, ред. 2000. Альтернативы Афинам: разновидности политической организации и сообщества в древней Греции . Оксфорд и Нью-Йорк: Оксфордский университет. Нажимать.
- Картледж, Пол, Эдвард Э. Коэн и Лин Фоксхолл. 2002. Деньги, труд и земля: подходы к экономике древней Греции . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
- Коэн, Эдвард. 1992. Афинская экономика и общество: банковская перспектива . Принстон, Нью-Джерси: Princeton Univ. Нажимать.
- Харвит, Джеффри. 1987. Искусство и культура ранней Греции, 1100–480 до н. э. Итака, Нью-Йорк: Корнельский университет. Нажимать.
- Кинцль, Конрад, изд. 2006. Спутник классического греческого мира . Оксфорд и Молден, Массачусетс: Блэквелл.
- Моррис, Ян, изд. 1994. Классическая Греция: Древняя история и современная археология . Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк: Cambridge Univ. Нажимать.
- Помрой, Сара, Стэнли М. Берштейн, Уолтер Донлан и Дженнифер Толберт Робертс. 2008. Древняя Греция: политическая, социальная и культурная история . 2-е изд. Нью-Йорк: Оксфордский университет. Нажимать.
- Родос, Питер Дж. 2006. История классического греческого мира: 478–323 гг . До н.э. Блэквелл История древнего мира. Молден, Массачусетс: Блэквелл.
- Уитли, Джеймс. 2001. Археология Древней Греции . Кембридж, Великобритания и Нью-Йорк: Cambridge Univ. Нажимать.
Внешние ссылки
- Канадский музей цивилизации — тайны прошлого Греции
- Сайт Древней Греции из Британского музея
- Экономическая история Древней Греции (архивировано 2 мая 2006 г.)
- История греческой валюты
- Лименоскоп , база данных древнегреческих портов (архивировано 11 мая 2011 г.)
- Архив древнего театра , греческая и римская театральная архитектура
- «Иллюстрированная история Греции» , Дженис Сигел, факультет классической литературы, Хэмпден-Сиднейский колледж , Вирджиния.