Jump to content

Объединенный PBY Каталина

(Перенаправлено с Consolidated PBY-5 Catalina )

PBY Каталина
Восстановленный OA-10 Catalina в авиакорпуса армии США. цветах
Роль Морской патрульный бомбардировщик , поисково-спасательный гидросамолет
Национальное происхождение Соединенные Штаты
Производитель Объединенная авиация
Построено Боинг Канада (PB2B)
Канадский Викерс (PBV)
Объединенный Vultee (PB4) [ 1 ]
Завод военно-морских самолетов (ПБН)
Soviet Gidrosamolet Transportnii factory at Taganrog (GST)
Первый полет 21 марта 1935 г.
Введение Октябрь 1936 г., ВМС США.
Ушедший на пенсию Январь 1957 г. ( резерв ВМС США ).
1962 ( Королевские ВВС Канады )
1982 ( ВВС Бразилии )
Основные пользователи ВМС США
Военно-воздушные силы армии США
Королевские ВВС
Королевские ВВС Канады
Произведено 1936–1945
Количество построенных 3308 (2661 построено в США, [ 2 ] 620 канадской постройки, 27 советской постройки) [ 3 ]
Варианты Птица-новатор

Consolidated Model 28 , более известная как PBY Catalina (обозначение ВМС США), представляет собой летающую лодку и самолет-амфибию, разработанные компанией Consolidated Aircraft в 1930-х и 1940-х годах. На вооружении армии США он получил обозначение OA-10 , на вооружении Канады — Canso , а позже получил обозначение НАТО Mop . [ 4 ] Это был один из наиболее широко используемых гидросамолетов Второй мировой войны . Каталинас служил во всех видах вооруженных сил США , а также в военно-воздушных силах и военно-морских силах многих других стран. Последние военные PBY служили до 1980-х годов. По состоянию на 2021 год, через 86 лет после своего первого полета, самолет продолжает летать в качестве водного бомбардировщика (или авиатанкера) в операциях по тушению пожаров с воздуха в некоторых частях мира.

Проектирование и разработка

[ редактировать ]

PBY изначально проектировался как патрульный бомбардировщик , самолет с большой дальностью действия , предназначенный для обнаружения и нападения на транспортные корабли противника в море с целью нарушения линий снабжения противника . [ 5 ] Учитывая потенциальный конфликт в Тихом океане , где войскам потребуется пополнение запасов на больших расстояниях, ВМС США в 1930-х годах вложили миллионы долларов в разработку для этой цели летающих лодок дальнего действия . Преимущество летающих лодок заключалось в том, что им не требовались взлетно-посадочные полосы , и фактически им был доступен весь океан.

Начальная разработка

[ редактировать ]

Когда в 1930-х годах американское господство в Тихом океане начало сталкиваться с конкуренцией со стороны Японии, в октябре 1933 года ВМС США заключили контракт с Consolidated, Martin and Douglas на создание конкурирующих прототипов патрульной летающей лодки. [ 6 ] Военно-морская доктрина 1930-х и 1940-х годов использовала летающие лодки в самых разных целях, которые сегодня выполняют многочисленные самолеты специального назначения. В 1931 году ВМС США приняли на вооружение для этой цели модели Consolidated P2Y и Martin P3M , но оба самолета имели недостаточную мощность, а также недостаточную дальность полета и ограниченную полезную нагрузку. [ нужна ссылка ]

Consolidated и Douglas поставили по одному прототипу своих новых разработок — XP3Y-1 и XP3D-1 соответственно. XP3Y-1 компании Consolidated представлял собой развитие конструкции XPY-1, которая первоначально безуспешно боролась за контракт P3M двумя годами ранее, и конструкции XP2Y, которую ВМС разрешили для ограниченного производства. Хотя самолет Douglas имел хорошую конструкцию, ВМС выбрали Consolidated, поскольку прогнозируемая стоимость составляла всего 90 000 долларов за самолет. [ нужна ссылка ]

PBY на поясе наводчика с установкой блистера с левым боковым орудием (1942 г.)

Конструкция XP3Y-1 компании Consolidated (компания Model 28 ) имела зонтичное крыло с внешними подкосами, установленное на пилоне над фюзеляжем. Поплавки-стабилизаторы законцовок крыла убирались в полете, образуя обтекаемые законцовки крыла, и были лицензированы компанией Saunders-Roe . Двухступенчатая конструкция корпуса была аналогична конструкции P2Y, но Model 28 имела свободнонесущее крестообразное хвостовое оперение вместо подкосного сдвоенного хвостового оперения . Более чистая аэродинамика дала модели 28 лучшие характеристики, чем у предыдущих моделей. Конструкция цельнометаллическая, с напряженной обшивкой , из листового алюминия , за исключением элеронов и задней кромки крыла , обтянутых тканью . [ 7 ]

Прототип был оснащен двумя Pratt & Whitney R-1830-54 «Twin Wasp» мощностью радиальными двигателями 825 л.с. (615 кВт) , установленными на передней кромке крыла. AN/M2 калибра 0,30 дюйма (7,6 мм) Browning Вооружение состояло из четырех пулеметов и до 2000 фунтов (910 кг) бомб.

XP3Y-1 совершил свой первый полет 21 марта 1935 года. [ 8 ] после чего он был передан ВМС США для эксплуатационных испытаний. XP3Y-1 представлял собой значительное улучшение характеристик по сравнению с предыдущими патрульными летающими лодками. ВМФ запросил дальнейшую разработку, чтобы перевести самолет в категорию патрульных бомбардировщиков , и в октябре 1935 года прототип был возвращен компании Consolidated для дальнейших работ, включая установку двигателей Р-1830-64 мощностью 900 л.с. (670 кВт). Для обновленного XPBY-1 компания Consolidated представила измененную конструкцию вертикального оперения, которая решила проблему с погружением хвоста при взлете, что делало взлет невозможным при некоторых условиях. рекордная дальность беспосадочного полета - 3443 мили (2992 морских миль ; 5541 км XPBY-1 совершил свой первый полет 19 мая 1936 года, во время которого была достигнута ).

XPBY-1 был поставлен VP-11F в октябре 1936 года. Второй эскадрильей, которая должна была быть оснащена, была VP-12 , получившая первый свой самолет в начале 1937 года. Второй производственный заказ был размещен 25 июля 1936 года. Через три года дизайн постепенно развивался и были представлены последующие модели.

В конечном итоге самолет получил название «Каталина» в честь острова Санта-Каталина в Калифорнии ; это название было придумано в ноябре 1941 года, когда Великобритания заказала свои первые 30 самолетов. [ 9 ]

ПБН Кочевник

[ редактировать ]

Завод военно-морских самолетов внес значительные изменения в конструкцию PBY, многие из которых привели бы к значительным перерывам в поставках, если бы они были включены в производственные линии Consolidated. [ 10 ] Новый самолет, официально известный как PBN-1 Nomad , имел ряд отличий от базового PBY. Наиболее очевидными улучшениями были носовая часть, которая была заточена и удлинена на два фута, а также хвостовая часть, которая была увеличена и имела новую форму. Другие улучшения включали увеличенные топливные баки, увеличивающие дальность полета на 50%, и более прочные крылья, позволяющие увеличить полную взлетную массу на 2000 фунтов (908 кг). Была установлена ​​вспомогательная силовая установка, усовершенствованная электросистема, а вооружение было модернизировано механизмами непрерывной подачи. [ 10 ]

138 из 156 произведенных ПБН-1 служили в ВМФ СССР после того, как ВСН передали право собственности через проект «Зебра» (1944–1945). [ 11 ] Остальные 18 были направлены в учебные подразделения на авиабазе ВМС Уидби-Айленд и на базе военно-морской авиации в Ньюпорте, штат Род-Айленд . [ 12 ] Позже улучшения, обнаруженные в PBN, такие как увеличенное хвостовое оперение, были включены в амфибию PBY-6A.

Обозначение «PBY» было определено в соответствии с системой обозначения самолетов ВМС США 1922 года ; PB означает «патрульный бомбардировщик», а Y — код, присвоенный компании Consolidated Aircraft как ее производителю. Каталины, построенные другими производителями для ВМС США, обозначались в соответствии с разными кодами производителя, поэтому канадские образцы Vickers обозначались PBV , Boeing Canada образцы PB2B (уже существовал Boeing PBB ), Consolidated Vultee примеры PB4. [ 1 ] и образцы завода военно-морских самолетов получили обозначение PBN . В соответствии с современной британской практикой присвоения гидросамолетов названий в честь прибрежных портовых городов, Королевских ВВС Канады экземпляры (RCAF) были названы Кансо в честь одноименного города в Новой Шотландии . [ нужна ссылка ] Королевские ВВС использовали имя «Каталина» , а ВМС США приняли это имя в 1942 году. [ 13 ] , Военно-воздушные силы армии США а затем и ВВС США использовали обозначение OA-10 . Каталины ВМС США, использовавшиеся в Тихом океане против японцев для ночных операций, были полностью окрашены в черный цвет; в результате эти самолеты иногда называли на местном уровне «Черными кошками».

Операционная история

[ редактировать ]
PBY-5A с радаром из VP-6 (CG) над Гренландией, 1945 год.

Роли во Второй мировой войне

[ редактировать ]

PBY был самым многочисленным самолетом своего типа: было построено около 3300 самолетов. Во время Второй мировой войны PBY использовались в противолодочной борьбе , патрульных бомбардировках, сопровождении конвоев , поисково-спасательных операциях (особенно в воздушно-морских спасательных операциях ), а также в грузовых перевозках . Этот тип действовал практически на всех театрах военных действий Второй мировой войны. «Каталина» служила с отличием и сыграла выдающуюся и неоценимую роль в войне против Японии.

Эти патрульные самолеты разделяли боевые роли с патрульными бомбардировщиками наземного базирования, в то время как Consolidated LB-30 Liberator и Consolidated Coronado были задействованы в эксплуатации для увеличения всех важных логистических стратегических возможностей воздушных перевозок на огромном Тихоокеанском театре военных действий. Такое спаривание позволило «Каталине» взять на себя роль глаз флота на больших дистанциях, чем у гидросамолетов-разведчиков.

Несколько различных летающих лодок были приняты на вооружение ВМФ, но наиболее широко использовалась и производилась модель PBY.

PBY на морском якоре

Хотя «Каталина» была медленной и неуклюжей, войска союзников использовали этот самолет в самых разных целях, для которых он никогда не предназначался. PBY запомнились своей спасательной ролью, в которой они спасли жизни сотен экипажей, сбитых над водой. Летчики «Каталины» называли свои самолеты «Кот» для выполнения боевых задач и « Дамбо » для воздушно-морской спасательной службы. [ 14 ]

«Каталина» стала первым в истории ВМС США «уничтожителем» японского самолета в ходе войны на Тихом океане. 10 декабря 1941 года японцы атаковали военно-морскую верфь Кавите на Филиппинах. Многочисленные корабли и подводные лодки США были повреждены или уничтожены бомбами и осколками бомб. Во время полета в безопасное место во время рейда на Кавите PBY лейтенанта Хармона Т. Аттера был атакован тремя японскими Mitsubishi A6M2 Zero истребителями-носителями . Главный боцман Эрл Д. Пейн, стрелок из лука Аттера, сбил одного, тем самым совершив первое поражение ВМС США. Уттер в качестве командира позже координировал удары авианосной авиации, приведшие к уничтожению японского линкора « Ямато» . [ 15 ] [ 16 ]

«Каталина» провела одну из первых наступательных операций США против японцев. 27 декабря 1941 года шесть «Каталин» из 101-й патрульной эскадрильи бомбили японские корабли на острове Холо , преодолевая сопротивление тяжелых истребителей, в результате чего четыре «Каталины» были потеряны. [ 15 ]

Противолодочная война

[ редактировать ]

Каталины были наиболее широко используемыми противолодочными самолетами (ПЛО) как на Атлантическом , так и на Тихоокеанском театрах военных действий во время Второй мировой войны, а также использовались в Индийском океане, летая с Сейшельских островов и с Цейлона . В их обязанности входило сопровождение арктических конвоев в Мурманск . К 1943 году подводные лодки были хорошо вооружены зенитными орудиями, и пилоты «Каталины» выиграли два Креста Виктории , продолжая атаковать подводные лодки под шквальным огнем: летный офицер Джон Крукшенк ВВС Великобритании в 1944 году получил награду за потопление предположительно U-347 (хотя теперь известно, что это была U-361). [ 17 ] ) и в том же году лейтенант авиации RCAF Дэвид Хорнелл получил награду посмертно за потопление U-1225 . Их самолет был поврежден в бою, прежде чем потопил подводную лодку, а Хорнелл (вместе с двумя другими членами экипажа) погиб от облучения. Каталинас уничтожила 40 подводных лодок, но не без собственных потерь. Бразильская Каталина атаковала и потопила U-199 в бразильских водах 31 июля 1943 года. Позже самолет получил название «Арара» в память о торговом судне с таким названием, которое было потоплено другой подводной лодкой. [ 18 ]

Морской патруль

[ редактировать ]
PBY-5A из ВП-61 над Алеутскими островами , 1943 год.

В качестве патрульных самолетов Catalinas участвовали в некоторых из наиболее заметных морских сражений Второй мировой войны. самолета Зонтичное крыло и большие поясные блистеры обеспечивали отличную обзорность и в сочетании с большой дальностью полета и выносливостью делали его хорошо подходящим для этой задачи.

Береговое командование ВВС Великобритании «Каталина», летевшее с базы летающих лодок Касл-Арчдейл , Лоуэр-Лох-Эрн , Северная Ирландия, обнаружило немецкий линкор «Бисмарк» 26 мая 1941 года примерно в 690 морских милях (1280 км; 790 миль) к северо-западу от Бреста . «Бисмарк» пытался уклониться от сил Королевского флота, стремясь присоединиться к другим силам Кригсмарине в Бресте. [ примечание 1 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Это наблюдение в конечном итоге привело к уничтожению немецкого линкора.

7 декабря 1941 года, перед высадкой японского десанта в Кота-Бару, Малайя , к их силам вторжения приблизилась летающая лодка «Каталина» 205-й эскадрильи Королевских ВВС . Самолет был сбит пятью истребителями Nakajima Ki-27 прежде, чем он успел передать доклад в штаб авиации в Сингапуре. [ 24 ] Летный офицер Патрик Беделл, командующий «Каталиной», и семь членов его экипажа стали первыми жертвами союзников в войне с Японией. [ 25 ] Патрульное крыло 10 Азиатского флота США имело под своим командованием 44 «Каталины», но потеряло 41 за 90 дней. Патрульное крыло 10 также потеряло свой основной тендер на гидросамолет USS Langley из -за японской авиации во время голландской Ост-Индской кампании, когда оно перевозило 32 Curtiss P-40 Warhawk . истребителя [ 26 ] [ 27 ]

Полет «Каталины» заметил японский флот, приближающийся к острову Мидуэй , что положило начало битве за Мидуэй . [ 28 ]

Командир эскадрильи Леонард Бирчалл на борту Consolidated Catalina перед тем, как его сбили и захватили японцы недалеко от Цейлона.

RCAF Canso, которым управлял командир эскадрильи Л. Дж. Бирчалл, сорвал планы Японии по уничтожению флота Королевского флота в Индийском океане 4 апреля 1942 года, когда он обнаружил японский авианосный флот, приближающийся к Цейлону. [ 29 ]

Ночная атака и морской запрет

[ редактировать ]

Во время битвы за Мидуэй четыре PBY ВМС США из 24-й и 51-й патрульных эскадрилий совершили ночную торпедную атаку на японский флот в ночь с 3 на 4 июня 1942 года, забив одно попадание, которое повредило флотский нефтяник Акебоно Мару , единственную успешную американскую торпеду. атаковать в течение всей битвы. [ 30 ]

Во время кампании на Гуадалканале некоторые PBY ВМС США были окрашены в матово-черный цвет и отправлены на ночные бомбардировки, торпедирование и обстрелы японских судов снабжения и военных кораблей, включая проведение рейдов по пресечению Токийского экспресса . Эти PBY позже были названы «Черными кошками». Впоследствии были сформированы специальные эскадрильи «Черных кошек», начиная с декабря 1942 года с VP-12 , после чего на вооружение поступили еще тринадцать эскадрилий. [ примечание 2 ] Медленно летя ночью, опускаясь до высоты мачты корабля, «Черные кошки» бомбили, обстреливали и торпедировали все виды японских судов, топя или повреждая тысячи тонн судов. «Черные кошки» также осуществляли бомбардировки, обстрелы и преследования наземных японских объектов, а также проводили разведывательные и поисково-спасательные операции. Эскадрильи Black Cat продолжали действовать до 1944 года, когда PB4Y-2 начали поступать на вооружение в больших количествах и заменили PBY, последние эскадрильи Black Cat, вернувшиеся в США в начале 1945 года. [ 31 ] [ 32 ]

Королевские ВВС Австралии (RAAF) также использовали «Каталины» в качестве ночных рейдеров: четыре эскадрильи №№ 11 , 20 , 42 и 43 устанавливали мины с 23 апреля 1943 года по июль 1945 года в юго-западной части Тихого океана глубоко в водах, удерживаемых японцами, и закупоривали мины. порты и судоходные маршруты и вытеснение кораблей в более глубокие воды, чтобы они стали мишенью для подводных лодок США; они связали основные стратегические порты, такие как Баликпапан , через которые отправлялось 80% поставок японской нефти. В конце 1944 года продолжительность их минных вылетов иногда превышала 20 часов и выполнялась с высоты всего 200 футов (61 м) в темноте. Операции включали захват японского флота в Манильском заливе при содействии высадке генерала Дугласа Макартура в Миндоро на Филиппинах. Австралийские «Каталины» также действовали из Джинамока в заливе Лейте и минировали порты на китайском побережье от Гонконга до Вэньчжоу на севере. И USN, и RAAF Catalinas регулярно совершали неприятные ночные бомбардировки японских баз, при этом RAAF использовали лозунг «Первый и самый дальний». Целью этих рейдов была крупная база в г. Рабаул . Экипажи RAAF, как и их коллеги из ВМС США, использовали «террористические бомбы», начиная от металлолома и камней и заканчивая пустыми пивными бутылками с бритвенными лезвиями, вставленными в горлышки, чтобы издавать пронзительные крики при падении, не давая японским солдатам уснуть и карабкаться за ними. крышка. [ 33 ] находилась база Каталина . На мысе Дримми на полуострове Гоув в Северной территории [ 34 ]

Поиск и спасение

[ редактировать ]
Поисково-спасательный ОА-10 в музее ВВС США

Каталины использовались всеми видами вооруженных сил США в качестве спасательных самолетов. PBY, пилотируемый LCDR Адрианом Марксом (USN), спас 56 моряков в открытом море с тяжелого крейсера «Индианаполис» после того, как корабль был затоплен во время Второй мировой войны. Когда внутри уже не осталось места, экипаж привязал моряков к крыльям. В таком состоянии самолет не мог летать; вместо этого он действовал как спасательная шлюпка, защищая моряков от воздействия и риска нападения акул , пока не прибыли спасательные корабли. Каталинас продолжала выполнять поисково-спасательные функции в течение десятилетий после окончания войны.

Раннее коммерческое использование

[ редактировать ]
Стюардесса Макс Уайт за работой на борту самолета Qantas Empire Airways Catalina, следовавшего из Сувы в Сидней в январе 1949 года, с молодой пассажиркой Дженнифер Грей.

Каталины также использовались для коммерческих авиаперелетов. Например, Qantas Empire Airways доставила коммерческих пассажиров из Сувы в Сидней , путешествие длиной 2060 миль (3320 км), которое в 1949 году заняло два дня. [ 35 ] Самыми продолжительными коммерческими рейсами (с точки зрения времени нахождения в воздухе), когда-либо совершенными в истории авиации, были рейсы Qantas, выполнявшиеся еженедельно с 29 июня 1943 года по июль 1945 года над Индийским океаном и получившие название Double Sunrise. Qantas предлагала бесперебойное сообщение между Пертом и Коломбо на расстоянии 3592 морских миль (4134 миль; 6652 км). Поскольку «Каталина» обычно двигалась со скоростью 110 узлов (130 миль в час ; 200 км/ч ), это занимало от 28 до 32 часов и называлось «полетом двойного восхода солнца», поскольку за время своего безостановочного путешествия пассажиры видели два восхода солнца. Полет выполнялся в условиях радиомолчания из-за возможности нападения Японии и имел максимальную полезную нагрузку 1000 фунтов (450 кг) или трех пассажиров плюс 143 фунта (65 кг) военной и дипломатической почты . [ 36 ]

Занятость после Второй мировой войны

[ редактировать ]
Гражданская Каталина, модифицированная для тушения пожаров с воздуха, прибывает на базу гидросамолетов, остров ВМС Уидби , Оук-Харбор, Вашингтон , 18 сентября 2009 г.

Австралийский PBY под названием «Фрегат Берд II», бывший самолет RAAF, зарегистрированный VH-ASA, совершил первый транстихоокеанский перелет через южную часть Тихого океана между Австралией и Чили в 1951 году (сэром) Гордоном Тейлором . [ 37 ] По пути он делал многочисленные остановки на островах для дозаправки, еды и ночевки своего экипажа, выполняя рейс из Сиднея в Кинтеро в Чили после первого выхода на берег в Вальпараисо через Таити и остров Пасхи. [ 38 ] Один из шести заказанных RAAF использовался в рамках воздушного маршрута через Тихий океан из Сиднея в Вальпараисо, находится в коллекции Музея прикладного искусства и науки в Сиднее. [ 39 ]

После окончания войны все варианты летающих лодок «Каталины» были быстро сняты с вооружения ВМС США, но версии-амфибии оставались на вооружении в течение нескольких лет. Последней Catalina на вооружении США был PBY-6A, находившийся в составе резервной эскадрильи ВМФ, который был выведен из эксплуатации 3 января 1957 года. [ 6 ] Впоследствии «Каталина» оснащала более мелкие вооруженные силы мира до конца 1960-х годов в довольно значительном количестве.

ВВС США Стратегическое авиационное командование использовало Catalinas (обозначенные OA-10) на вооружении в качестве самолетов-разведчиков с 1946 по 1947 год.

Начиная с 1943 года, Бразильские ВВС использовали «Каталины» для воздушного патрулирования против немецких подводных лодок. Летающие лодки также осуществляли доставку авиапочты. В 1948 году была сформирована транспортная эскадрилья, оснащенная PBY-5A, переоборудованными для использования в качестве десантных транспортников. 1-я авиатранспортная эскадрилья (ETA-1) базировалась в портовом городе Белем и до 1982 года летала на Catalinas и C-47. Catalinas были удобны для снабжения военных отрядов, разбросанных по Амазонке. Они достигли мест, куда в противном случае можно было бы добраться только на вертолетах. Знаком отличия ЭТА-1 была крылатая черепаха с девизом «Хотя медленно, но я всегда добираюсь до цели». Сегодня последняя бразильская Catalina (бывшая RCAF) выставлена ​​в Музее воздушного пространства (MUSAL) в Рио-де-Жанейро . [ 40 ]

PBY-6A Catalina сбрасывает воду из бомбоотсека.

Жак-Ив Кусто использовал PBY-6A (N101CS) для поддержки своих водолазных экспедиций. Его второй сын Филипп погиб в катастрофе этого самолета, произошедшей на реке Тежу недалеко от Лиссабона. «Каталина» перевернулась во время высокоскоростного руления, предпринятого для проверки корпуса на предмет утечек после приземления на воду. Самолет перевернулся, в результате чего фюзеляж за кабиной сломался. Крыло отделилось от фюзеляжа, а левый двигатель оторвался, пробив капитанскую часть кабины. [ 41 ]

Пол Манц переоборудовал неизвестное количество излишков Catalinas в летающие яхты в своем ангаре в округе Ориндж, Калифорния, в конце 1940-х - начале 1950-х годов.

OA-10A преобразован компанией Steward-Davis Inc в стандарт Super Cat . Дополнительно оборудован для изыскательских работ для Geoterrex Inc.

Стюард-Дэвис переоборудовал несколько Catalina в стандарт Super Catalina (позже известный как Super Cat ), который заменил обычные двигатели Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp мощностью 1200 л.с. (890 кВт) на Wright R-2600 Cyclone 14 двигатели мощностью 1700 л.с. ( 1300 кВт). Был установлен более крупный квадратный руль направления, чтобы компенсировать увеличенное рыскание, которое могли создавать более мощные двигатели. У Super Catalina также были дополнительные окна в кабине и другие изменения. [ 42 ]

Капитан ВВС Чили (FACH) Роберто Парраге на своем PBY Catalina FACH № 405 под названием « Ману-Тара », что на языке рапануи означает «Счастливая птица», совершил первый полет между островом Пасхи и континентом Южной Америки (из Чили). ), а также первый полет на Таити , что сделало его национальным героем Франции и Чили. Полет был санкционирован президентом Чили в 1951 году, но второй полет, который он совершил в 1957 году, не был разрешен, и он был уволен из ВВС Чили. [ нужна ссылка ]

Из нескольких десятков оставшихся годных к полетам Catalinas большинство используется в качестве самолетов для борьбы с воздушными пожарами . [ нужна ссылка ] China Airlines , официальная авиакомпания Китайской Республики ( Тайвань ), была основана на двух амфибиях Catalina. [ 43 ]

Платформы раскладываются и развертываются из Каталины для использования при ловле рыбы в открытом океане и отслеживании махи-махи в Тихом океане. [ нужна ссылка ]

Возможное возрождение

[ редактировать ]

В июле 2023 года компания Catalina Aircraft, нынешний обладатель сертификатов типа Catalina, объявила о намерении построить Catalina II, новый самолет, основанный на основных принципах конструкции оригинальной Catalina, но с использованием турбовинтовых двигателей и других современных авиационных средств. [ 44 ] [ 45 ] Поставки, как сообщается, начнутся к 2029 году. [ 44 ]

Дело Каталины

[ редактировать ]
Шведская Каталина после сбития советскими истребителями МиГ-15 в июне 1952 года. Экипаж был спасен находившимся поблизости кораблем.

«Дело Каталины» — это название инцидента времен Холодной войны , когда поисково-спасательный/морской патруль ВВС Швеции «Каталина» (шведское обозначение «TP 47») был сбит советскими истребителями МиГ-15 над Балтийским морем в июне 1952 года во время расследования. исчезновение шведского Douglas DC-3 (позже выяснилось, что он был сбит советскими МиГ-15 во время выполнения миссии радиоразведки ; он был найден в 2003 году и поднят в 2004–2005 годах).

Варианты

[ редактировать ]

Приблизительно 4051 Catalinas, Cansos и GST всех версий были произведены в период с июня 1937 года по май 1945 года для ВМС США, ВВС США, Береговой охраны США , стран-союзников и гражданских заказчиков.

XP3Y-1
Прототип летающей лодки Model 28 позже был переименован в XPBY-1, один построен (Бюро USN № 9459). Позже был оснащен кольцом диаметром 48 футов (15 м) для подрыва магнитных морских мин . Двигатель Ranger мощностью 550 л.с. (410 кВт) приводил в действие генератор, создававший магнитное поле. [ 46 ]
Прототип летающей лодки Model 28, позже переименованный в XPBY-1.
XPBY-1
Прототип модели 28 для ВМС США, модернизированный XP3Y-1 с двумя двигателями R-1830-64 мощностью 900 л.с. (670 кВт), один построен.
PBY-1 (Модель 28-1)
Первоначальный серийный вариант с двумя двигателями Р-1830-64 мощностью 900 л.с. (670 кВт), построено 60 штук.
PBY-2 (Модель 28-2)
Изменения оборудования и улучшение характеристик, построено 50 штук.
PBY-3 (Модель 28-3)
Оснащен двумя двигателями Р-1830-66 мощностью 1000 л.с. (750 кВт), построено 66 штук.
PBY-4 (Модель 28-4)
Оснащен двумя двигателями R-1830-72 мощностью 1050 л.с. (780 кВт), построено 33 штуки (включая один первоначальный XPBY-4, который позже стал XPBY-5A).
PBY-5 (Модель 28-5)
Либо два двигателя Р-1830-82 или −92 мощностью 1200 л.с. (890 кВт) и возможность установки дополнительных топливных баков (с частичной самоуплотняющейся защитой). Построено 683 самолета (плюс один построен в Новом Орлеане), несколько самолетов переданы ВВС Великобритании под названием Catalina IVA и один - Береговой охране США. PBY-5 также строился в Советском Союзе как GST.
XPBY-5А
Один PBY-4 переоборудован в амфибию и совершил первый полет в ноябре 1939 года.
PBY-5A береговой охраны США на острове Терн в 1953 году.
ПБИ-5А (Модель 28-5А)
Амфибийная версия PBY-5 с двумя двигателями Р-1830-92 мощностью 1200 л.с. (890 кВт), первая партия (из 124 штук) имела одну носовую пушку диаметром 0,3 дюйма (7,6 мм), остальные имели две носовые пушки; Построено 803 самолета, в том числе для ВВС США, Королевских ВВС (как Catalina IIIA) и один для береговой охраны США.
ПБИ-5Р
XPBY-5A переоборудован в штабной транспорт, с него сняты плавающее шасси и носовая турель, а также установлены дополнительные окна.
Морские силы самообороны Японии PBY-6A
ПБИ-6А
Версия-амфибия с двумя двигателями Р-1830-92 мощностью 1200 л.с. (890 кВт) и более высоким килем и рулем направления. Радарный сканер, установленный над кабиной, и две носовые пушки диаметром 0,5 дюйма (12,7 мм); Всего построено 175, в том числе 21 передан ВМФ СССР.
ПБИ-6АГ
Один PBY-6A используется Береговой охраной США в качестве штабного транспорта.
ПБ2Б-1
Boeing Canada построила летающую лодку PBY-5 для ВВС Великобритании и Королевских ВВС с 1942 года. Всего построено 240 штук.
ПБ2Б-1А
Boeing Canada построила самолеты-амфибии PBY-5A для RCAF с 1943 года. Всего построено 55 самолетов. [ 47 ]
ПБ2Б-2
Версия PBY-5 для Boeing Canada, но с более высоким килем PBN-1. построено 67. Больше всего в RAF как Catalina VI.
ПБ4-54
Объединенная версия Vultee PBY-5A. [ 1 ]
ПБН-1 Номад
Версия PBY-5 для завода военно-морских самолетов с серьезной модификацией, включая удлинение носовой части на 2 фута (0,61 м), измененные линии корпуса и ступеньку, измененную конструкцию законцовочных поплавков и хвостового оперения, а также переработанную электрическую систему. 155 были построены для поставки в ВВС Великобритании как Catalina V, хотя 138 были переданы по ленд-лизу ВМФ СССР как КМ-1.
ПБВ-1А
Канадская компания Vickers построила версию PBY-5A, построено 380 самолетов, в том числе 150 для RCAF как Canso "A", а остальные - для USAAF как OA-10A.

Военно-воздушные силы армии США

[ редактировать ]
USAAF OA-10 с экипажем
SA-10A, 4-я спасательная группа ВВС США, авиабаза Гамильтон, Калифорния, 1952 г. Продан в 1958 г. ВВС Кубы под номером 191.
СА-10А окрашен в стиле ОА-10А.
ОА-10
Обозначение USAAF для PBY-5A (OA = наблюдение/амфибия). Построено 105 (56 передано из состава ВМС США). 58 уцелевших самолетов были переименованы в А-10 11 июня 1948 г. (А = амфибия). Поисково-спасательные версии получили обозначение SA-10 (SA = поисково-амфибия). [ 48 ]
ОА-10А
Обозначение USAAF для PBV-1A. 230 переданы из состава ВМС США. 11 июня 1948 года уцелевшие самолеты были переименованы в А-10А. Поисково-спасательные версии получили обозначение SA-10A . Еще три самолета были переданы из состава ВМС США в 1949 году как SA-10A. [ 48 ]
ОА-10Б
Обозначение USAAF для PBY-6A. 75 переданы из состава ВМС США. 11 июня 1948 года уцелевшие самолеты были переименованы в А-10Б. Поисково-спасательные версии получили обозначение SA-10B . [ 48 ]

Королевские ВВС

[ редактировать ]
205-я эскадрилья RAF Catalina проходит службу в RAF Seletar , Сингапур .
Каталина I
Самолет прямой закупки для Королевских ВВС , такой же, как PBY-5, с шестью орудиями калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) (одна в носовой части, четыре в поясных блистерах и одна в кормовой части корпуса) и оснащен двумя двигателями мощностью 1200 л.с. (890 кВт). ) Двигатели Р-1830-С1С3-Г, построено 109 штук.
Каталина И.А.
Эксплуатируется Королевскими ВВС Канады под названием Canso, построено 14 штук.
Каталина ИБ
PBY-5B, полученные по ленд-лизу для ВВС Великобритании, построено 225 самолетов.
Екатерина II
Меняется оборудование, построено шесть.
Каталина IIA
Компания Vickers-Canada построила Catalina II для ВВС Великобритании, построено 50 самолетов.
Каталина IIIA
Бывший PBY-5A ВМС США, используемый ВВС Великобритании на паромной службе Северной Атлантики , 12 самолетов. Это были единственные амфибии, поступившие на вооружение британских ВВС.
Каталина НДС
PBY-5 по ленд-лизу для ВВС Великобритании, 93 самолета.
Boeing Canada построила PB2B-1 на вооружении Канады как Catalina IVB.
Каталина IVB
PB2B-1 по ленд-лизу для ВВС Великобритании, некоторые для Королевских ВВС Австралии.
Каталина VI
ПБ2Б-2 по ленд-лизу для ВВС Великобритании, некоторые для ВВС Великобритании.

Королевские ВВС Канады

[ редактировать ]
Восстановлен бывший RCAF Canso A (PBV-1A) в цветах ВМС США, Англия, 2009 г.
усталый
Летающие лодки PB2B-1 для ВВС Великобритании. 17 построено. [ 49 ] [ 50 ]
Кансо А
Самолеты-амфибии PBV-1A и PB2B-1A, выпускаемые для RCAF (А = амфибия). Построено 150 ПБВ-1А и 55 ПБ2Б-1А. [ 49 ] [ 50 ]
Кансо 2F
Canso A переоборудован в невооруженный грузовой самолет (F = грузовой). Некоторые из них были оснащены ретрансляционным радаром «Ребекка» для навигации, а некоторые самолеты также имели ЛОРАН . [ 51 ]
Кансо 2SR
Canso A переоборудован в невооруженный поисково-спасательный самолет (SR = поисково-спасательный). Некоторые из них были оснащены ретрансляционным радаром «Ребекка» для навигации, а некоторые самолеты также имели ЛОРАН. [ 51 ]

Другие пользователи

[ редактировать ]
НДС
Советское обозначение транспортных версий ПБИ-5 (« Гидро Самолет Транспортный » - транспортный гидросамолет).
"TP 47" Catalina ВВС Швеции на выставке в музее ВВС Швеции в Линчёпинге, Швеция.
Город 47
Шведское обозначение трех невооруженных самолетов-амфибий Consolidated Vultee PB4-54, использовавшихся ВВС Швеции с 1946 по 1958 год (TP = транспортный). [ 1 ] В начале 1950-х годов они были модифицированы поисковыми радарами в носовой башне.
СА-10
В 1950-х годах несколько гражданских самолетов Catalinas были переоборудованы в грузовые транспортные самолеты CA-10, название которых произошло от A-10 ВВС США (C = грузовой). [ 48 ]
Стюард-Дэвис Супер Каталина («Супер Кот»)
Catalina переоборудована для использования двигателей Wright R-2600 Cyclone 14 мощностью 1700 л.с. (1300 кВт) с увеличенным рулем направления и другими изменениями.
Авалон Турбо Кансо
Предлагаемая турбовинтовая модификация водяных бомбардировщиков Canso, оснащенная двумя двигателями Rolls-Royce Dart .
ЭТО Екатерина II
Предлагаемая модернизированная версия Catalina («Самолет-амфибия следующего поколения»), разработанная компанией Catalina Aircraft Systems, которая с 2023 года владеет сертификатом типа PBY-5 . Конструкция предлагалась в гражданской и военной версиях. [ 52 ] [ 53 ]

Производство

[ редактировать ]
поставки серийных вариантов Consolidated только в ВМС США.
Модель Период производства Количество
ПБИ-1 Сентябрь 1936 г. - июнь 1937 г.
60
ПБИ-2 Май 1937 г. - февраль 1938 г.
50
ПБИ-3 Ноябрь 1936 г. - август 1938 г.
66
ПБИ-4 Май 1938 г. - июнь 1939 г.
32
ПБИ-5 Сентябрь 1940 г. - июль 1943 г.
684
ПБИ-5А Октябрь 1941 г. - январь 1945 г. [ 54 ]
802
ПБИ-6А Январь 1945 г. - май 1945 г. [ 54 ]
175

Операторы

[ редактировать ]

Выживший самолет

[ редактировать ]

Технические характеристики (ПБИ-5А)

[ редактировать ]
Сводный чертеж PBY-5A Catalina
Consolidated PBY-5A Catalina drawing

Данные из Энциклопедии мировой авиации , [ 55 ] Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны , [ 54 ] Справочник по монтажу и техническому обслуживанию самолетов ВМФ моделей PBY-5 и PBY-5A , [ 56 ] и стремление к производительности. [ 57 ]

Общие характеристики

Производительность

  • Максимальная скорость: 196 миль в час (315 км/ч, 170 узлов)
  • Крейсерская скорость: 125 миль в час (201 км/ч, 109 узлов)
  • Диапазон: 2520 миль (4060 км, 2190 миль)
  • Практический потолок: 15 800 футов (4800 м)
  • Скорость набора высоты: 1000 футов/мин (5,1 м/с).
  • Подъёмная сила к лобовому сопротивлению: 11,9
  • Нагрузка на крыло: 25,3 фунта/кв. футов (124 кг/м). 2 )
  • Мощность/масса : 0,067 л.с./фунт (0,110 кВт/кг)

Вооружение

См. также

[ редактировать ]

Связанные разработки

Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи

Связанные списки

Примечания

[ редактировать ]
  1. Смит был одним из девяти американских офицеров, назначенных в ВВС Великобритании в качестве специальных наблюдателей.
  2. ^ В состав эскадрилий Black Cat вошли тогда обозначенные как VP-11, VP-12, VP-23, VP-24, VP-33, VP-34, VP-44, VP-52, VP-53, VP-54, VP- 71, ВП-81, ВП-91 и ВП-101.
  1. ^ Jump up to: а б с д «Ингласат фотографии на Tp 47» . digitaltmuseum.se . Шведские ВВС . Проверено 16 мая 2024 г. Фотография на Tp 47 — The Consolidated Vultee Consolidated PB4-54 «Каталина» 1946–1958 гг.
  2. ^ Легг 2002, стр. 285.
  3. ^ Кинвилл, Патрик (7 марта 2017 г.). «Советские PBY Catalinas времен Второй мировой войны» . ВВС ВОЗДУШНАЯ ВОЙНА — Советские ВВС в войне . ВВС Боевые Птицы. Архивировано из оригинала 12 мая 2019 года . Проверено 4 сентября 2020 г.
  4. Jane's All the World's Aircraft 1955-56, с. 188
  5. ^ «ПБИ Каталина» . Командование военно-морской истории и наследияPBY: Каталина . Проверено 29 апреля 2024 г.
  6. ^ Jump up to: а б Какутт 1989, стр. 187–194.
  7. ^ «Самолет Catalina – Описание – Технические характеристики» . catalinaflying.org.au . Проверено 31 января 2018 г.
  8. ^ Вегг 1990, с. 70
  9. ^ Крид 1985, с. 48 .
  10. ^ Jump up to: а б Бриджмен 1946, с. 247.
  11. ^ Тримбл, Уильям (1990). Крылья для ВМФ: история завода морских самолетов, 1917-1956 гг . Аннаполис: Военно-морской институт США. стр. 248–249. ISBN  9780870216633 .
  12. ^ "Завод военно-морских самолетов ПБН-1 Кочевник". Уголок любителей авиации . Проверено: 14 ноября 2017 г.
  13. ^ Ганстон 1986, с. 63.
  14. ^ Уэтеред, Уильям В. «Комментарий и обсуждение». Труды Военно-морского института США , октябрь 1968 г.
  15. ^ Jump up to: а б «Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне — 1941 год» . Публичная библиотека и цифровой архив . 9 марта 1941 года . Проверено 18 января 2021 г.
  16. ^ Холленбах, Джеффри (15 апреля 1941 г.). «Инновации в морском патрулировании: эскадрильи USN PBY Catalina в Тихоокеанском районе действий. 1941–1945» (PDF) . Командно-штабной колледж морской пехоты США . Архивировано (PDF) из оригинала 27 января 2021 года . Проверено 18 января 2021 г.
  17. ^ Хофманн, Маркус. « Ю 347 » . Deutsche U-Boote 1935–1945 — u-boot-archiv.de (на немецком языке) . Проверено 26 декабря 2014 г.
  18. ^ «Бразилия во Второй мировой войне: «Арара», «Каталина», уничтожившая U-199» (на португальском языке). naval.com, 8 ноября 2008 г. Дата обращения: 15 февраля 2011 г.
  19. ^ Миллер 1997 , с. 162.
  20. ^ Смит, Леонард Б. «Бисмарк: отчет прапорщика Смита о разведке и поисках Бисмарка». Архивировано 5 декабря 2010 года в Библиотеки Конгресса. веб-архивах Военно-морская история и наследие (часто задаваемые вопросы) , 9 июня 1941 года. Проверено: 18 июня 2010 года.
  21. ^ «Бисмарк: британско-американское сотрудничество и уничтожение немецкого линкора». Архивировано 6 декабря 2010 года в Wayback Machine Naval History & Heritage (Часто задаваемые вопросы) , 4 ноября 2009 года. Дата обращения: 18 июня 2010 года.
  22. ^ "Летающие лодки в Фермане". Архивировано 20 июля 2012 г. в журнале Wayback Machine Inland Waterways News, Ассоциация внутренних водных путей Ирландии , весна 2002 г. Дата обращения: 20 мая 2012 г.
  23. ^ "Загородный парк Касл-Арчдейл". Архивировано 1 мая 2009 г. в Wayback Machine Агентстве по охране окружающей среды Северной Ирландии . Проверено: 19 июля 2009 г.
  24. ^ Алан Уоррен (2007), стр. 86
  25. ^ Л, Клемен; Коссен, Берт; Бернаден, Пьер-Эммануэль; Нихорстер, доктор Лео; Такидзава, Акира; Карр, Шон; Брошот, Джим; Леллиот, Новфель (1999–2000). «Семьдесят минут до Перл-Харбора — высадка в Кота-Бару, Малайя, 7 декабря 1941 года» . Забытая кампания: Голландская Ост-Индская кампания 1941–1942 гг .
  26. ^ «H-003-3 Доблесть Азиатского флота» . www.history.navy.mil . Проверено 18 сентября 2021 г.
  27. ^ «10-е патрульное крыло США в Голландской Ост-Индии, 1942 год» . warfare.ihostfull.com . Проверено 18 сентября 2021 г.
  28. ^ . «Разведка и ранние атаки с Мидуэя, 3–4 июня 1942 г.». Архивировано 13 апреля 2010 года в Библиотеки Конгресса веб-архивах США. Военно-морской исторический центр , 1999 год. Дата обращения: 18 июня 2010 года.
  29. ^ Гринхаус и др. 1994, с. 386.
  30. ^ «Интернет-библиотека избранных изображений: Вторая мировая война в Тихом океане: Битва за Мидуэй» . Гипервойна . Командование военно-морской истории и наследия . Проверено 21 апреля 2017 г.
  31. ^ Перри, Майк (21 октября 2012 г.). «Военная история: Черные кошки правят ночью» . СОФРЕП . Медиа-группа СОФРЕП. Архивировано из оригинала 31 августа 2020 года . Проверено 31 августа 2020 г.
  32. ^ Крокер, Мел (1987). Черные кошки и дураки: боевые PBY времен Второй мировой войны (второе изд.). Хантингтон-Бич, Калифорния: Crocker Media Expressions. стр. 232–237, 246–247. ISBN  0971290105 . Проверено 4 сентября 2020 г.
  33. ^ Гонт и Кливорт 2000.
  34. ^ «Гуньянгара» . Прошлые Мастера . 26 февраля 1978 года. Архивировано из оригинала 10 октября 2020 года . Проверено 6 октября 2020 г.
  35. ^ «Дженнифер Грей летит по воздуху». Qantas Empire Airways . 15 (3): 11 марта 1949 г.
  36. ^ "Каталины". История компании Qantas . Проверено: 26 октября 2011 г.
  37. ^ НЕБО ЗА ПРЕДЕЛАМИ, сэр Гордон Тейлор
  38. ^ «ШОРТ САНДРИНГЕМ Ф-ОБИП» . qam.com.au. ​Проверено 23 ноября 2015 г.
  39. ^ Симпсон, Маргарет. «Летающая лодка Каталина 'Фрегат Берд II' » . Музей прикладного искусства и науки .
  40. ^ "Объединенный Vultee 28 (PBY-5A/C-10A) Каталина". МУСАЛ . Проверено: 18 июня 2010 г.
  41. ^ «Авиакатастрофа ASN Consolidated PBY-6A Catalina N101CS Alverca». Сеть авиационной безопасности . Проверено: 30 октября 2011 г.
  42. ^ Легг 2002, стр. 31.
  43. ^ Лучшее за 2013 год, с. 107
  44. ^ Jump up to: а б «Catalina Aircraft объявляет о возрождении культового самолета-амфибии времен Второй мировой войны» . Aerotime Hub, 25 июля 2023 г. Проверено 1 октября 2023 г.
  45. ^ «Знаковая летающая лодка Catalina будет возрождена в новой категории турбовинтовых транспортных средств» . Vintage Aviation News, 4 августа 2023 г. Проверено 1 октября 2023 г.
  46. ^ Хейворд, Джон Т., ВАДМ USN. «Комментарии и обсуждение» Труды Военно-морского института США, август 1978 г., стр. 24.
  47. ^ Э. Р. Джонсон (2009). Американские летающие лодки и самолеты-амфибии, иллюстрированная история (PDF) . McFarland & Company, Inc., стр. 100–101 . Проверено 12 октября 2022 г.
  48. ^ Jump up to: а б с д Джос Хейман. «ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ США» (PDF) . usmilitaryaircraft.files.wordpress.com . Проверено 11 февраля 2023 г.
  49. ^ Jump up to: а б Викене, И. (1979). «Кансо и Каталина в RCAF» . В Уилкинсоне, Лес (ред.). Я никогда не забуду... канадскую авиацию во Второй мировой войне . Уиллоудейл, Онтарио: Канадское историческое общество авиации. стр. 48 . ISBN  0-920610-00-5 .
  50. ^ Jump up to: а б В. А. Б. Дуглас (1987). Создание национальных военно-воздушных сил, Официальная история Королевских ВВС Канады, Том II (PDF) (на французском языке). Канада: Министерство национальной обороны Канады. п. 443. ИСБН  9780660925059 . Проверено 11 февраля 2023 г. Эти 50 самолетов включали модификации, предписанные канадским штабом ВВС, и были первыми самолетами этого типа, носившими обозначение «Canso» (Canso «A» для амфибийной версии) в ARC (девять самолетов Catalina, предоставленных в аренду ВВС Великобритании, были построены в соответствии с несколько иными британскими спецификациями и поэтому продолжал носить это имя).
  51. ^ Jump up to: а б EO 05-60A-1, Инструкция по эксплуатации пилотов, Canso 2F и 2SR, издана с разрешения начальника штаба авиации (PDF) . Королевские ВВС Канады. 1954 год . Проверено 11 февраля 2023 г.
  52. ^ Альтман, Ховард (25 июля 2023 г.). «Возрождение PBY Catalina для современной войны — цель этой компании» . Драйв / Зона боевых действий.
  53. ^ Найлз, Расс (27 июля 2023 г.). «Компания планирует построить новые PBY Catalinas» . AVweb . Архивировано из оригинала 27 июля 2023 года . Проверено 27 июля 2023 г.
  54. ^ Jump up to: а б с Бриджмен 1946, с. 218.
  55. ^ Ганстон, Билл, изд. Энциклопедия мировой авиации. Лондон: Aerospace Publishing Ltd, 1981. ISBN   0-517-53754-0 .
  56. ^ Справочник инструкций по монтажу и техническому обслуживанию самолетов ВМС моделей PBY-5 и PBY-5A.
  57. ^ Лофтин, Л.К.-младший «В поисках производительности: эволюция современных самолетов». Архивировано 29 мая 2018 года в Wayback Machine NASA SP-468. Проверено: 18 июня 2010 г.

Библиография

[ редактировать ]
  • Бест, Мартин С. «Развитие коммерческой авиации в Китае: Часть 21A: Группа Chine Airlines». Архив Air-Britain , осень 2013 г., стр. 107–122. ISSN   0262-4923 .
  • Бриджмен, Леонард. «Объединенная модель Vultee 28 Catalina». Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны . Лондон: Студия, 1946. ISBN   1-85170-493-0 .
  • Какатт, Лен, изд. «PBY Каталина: Океанский патруль». Великий самолет мира . Лондон: Маршалл Кавендиш, 1989. ISBN   1-85435-250-4 .
  • Крид, Роско. PBY: Летающая лодка «Каталина» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США, 1986. ISBN   0-87021-526-4 .
  • Крокер, Мел. Черные кошки и дураки: боевые PBY времен Второй мировой войны . Хантингтон-Бич, Калифорния: Crocker Media Expressions, 2002. ISBN   0-9712901-0-5 .
  • Дорни, Луи Б. Подразделения PBY Catalina ВМС США во время войны на Тихом океане . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2007. ISBN   1-84176-911-8 .
  • Фриман, Элмер (1984). Эти ребята из ВМФ и их PBY: Алеутское решение . Спокан, Вашингтон: ISBN Kedging Publishing Co.  0-9632463-0-5 .
  • Гонт, Корал и Роберт Клеворт. Кошки на войне: история RAAF Catalinas на Азиатско-Тихоокеанском театре военных действий. Розвилл, Новый Южный Уэльс, Австралия: Дж. Р. Клеворт, 2000. ISBN   978-1-86408-586-0 .
  • Гринхаус, Бреретон и др. Горнило войны 1939–1945: Официальная история Королевских ВВС Канады, Том. III. Торонто: Университет Торонто Press, 1994. ISBN   978-0-8020-0574-8 .
  • Ганстон, Билл (1986). Американские военные самолеты . Crown Publishers Inc. Нью-Йорк: ISBN  0-517-61351-4 .
  • Хендри, Эндрю. Летающие кошки: Самолет «Каталина» во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США, 1988. ISBN   0-87021-213-3 .
  • Ховард, Пол. Французские тихоокеанские «кошки»: службы летающих лодок в Тихом океане, 1946–1971 гг . Air Enthusiast 111, май/июнь 2004 г., стр. 38–44. ISSN   0143-5450
  • Ховард, Пол (март – апрель 2001 г.). «Островные кошки: коммерческие операции Catalina в Новой Гвинее, часть первая». Энтузиаст авиации (92): 54–58. ISSN   0143-5450 .
  • Кинзи, Берт. PBY Catalina в деталях и масштабе . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 2000. ISBN   1-888974-19-2 .
  • Нотт, Ричард К. Налетчики «Черной кошки» Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США, 2000. ISBN   1-55750-471-7 .
  • Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
  • Легг, Дэвид. Объединенный PBY Каталина: Рекорд мирного времени . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института США, 2002. ISBN   1-55750-245-5 .
  • Миллер, Натан (1997). Война на море: военно-морская история Второй мировой войны . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-511038-8 .
  • «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN   0143-5450 .
  • Петреску, Флориан Ион и Рейли Виктория Петреску. История авиации . Стоутон, Висконсин: Книги по запросу, 2012. ISBN   978-3-84823-077-8 .
  • Принс, Франсуа (весна 1994 г.). «Дух новаторства: история QANTAS». Любитель воздуха . № 53. С. 24–32. ISSN   0143-5450 .
  • Рагнарссон, Рагнар. Подразделения ВМС США PBY Catalina, участвовавшие в войне в Атлантике . Ботли, Оксфорд, Великобритания: Osprey Publishing, 2006. ISBN   1-84176-910-X .
  • Скарборо, Уильям Э. ПБИ Каталина в действии (Самолет номер 62). Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1983. ISBN   0-89747-149-0 .
  • Скарборо, Уильям Э. ПБИ Каталина: прогулка вокруг . Кэрроллтон, Техас: Squadron/Signal Publications, Inc., 1996. ISBN   0-89747-357-4 .
  • Вагнер, Рэй. История PBY Catalina (Аэробиографии, том 1). Сан-Диего, Калифорния: Классика полетов, 1972. ISBN   978-0-911721-30-0 .
  • Вегг, Джон. Самолеты General Dynamics и их предшественники . Лондон: Патнэм, 1990. ISBN   0-85177-833-X .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Мормилло, Фрэнк Б. (март – апрель 1999 г.). «Призыв к огневой атаке!: Построение «один-два» Марса и PBY все еще может превзойти современные варианты». Любитель воздуха (80): 5–11. ISSN   0143-5450 .
  • Нуньес Падин, Хорхе Феликс (2009). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). JRF Goose, PBY Catalina, PBM Mariner и HU-16 Albatros . Аэронавальная серия (на испанском языке). Том 25. Баия-Бланка, Аргентина: Воздушно-морские силы. ISBN  9789872055745 . Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 26 января 2015 г.
  • Помрой, Колин А. (июль – август 2002 г.). «Бермудские лодки: снимки эпохи летающих лодок Королевских ВВС на Бермудских островах». Любитель воздуха . № 100. С. 40–45. ISSN   0143-5450 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 99645bffd7d860a361865bcacedf1a85__1722824820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/99/85/99645bffd7d860a361865bcacedf1a85.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Consolidated PBY Catalina - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)