Евангелие от Марка

Часть серии о |
Книги Новый Завет |
---|
![]() |
Евангелие от Марка [ а ] — второе из четырёх канонических евангелий и одно из трёх синоптических евангелий . В нем рассказывается о служении Иисуса от его крещения Иоанном Крестителем до его смерти, погребения его тела и открытия его пустой гробницы . Он изображает Иисуса как учителя, экзорциста , целителя и чудотворца , хотя не упоминает чудесное рождение или божественное предсуществование . [ 3 ] Он называет себя Сыном Человеческим . Его называют Сыном Божьим, но он хранит свою мессианскую природу в тайне ; даже его ученики не понимают его. [ 4 ] Все это соответствует христианской интерпретации пророчества, которое, как полагают, предсказывает судьбу мессии как страдающего слуги . [ 5 ]
Большинство критически настроенных ученых отвергают раннецерковную традицию, связывающую Евангелие с Иоанном Марком . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] который был спутником святого Петра , и общепринято считать, что оно было написано анонимно для нееврейской аудитории, вероятно, в Риме, где-то незадолго до или после разрушения Второго Храма в 70 году нашей эры. [ 9 ] [ 10 ]
Состав
[ редактировать ]

Авторство и дата
[ редактировать ]Раннехристианская традиция, восходящая к Папию Иерапольскому (ок. 60–130 гг. Н.э.). [ 11 ] приписывает авторство Евангелия Марку, спутнику и толкователю Петра , однако большинство учёных считают, что оно было написано анонимно, [ 6 ] [ 12 ] и что имя Марка было добавлено позже, чтобы связать его с авторитетной фигурой. [ 13 ] Обычно его датируют эсхатологическим дискурсом в 13-й главе Евангелия от Марка, который ученые интерпретируют как указание на Первую иудейско-римскую войну (66–74 гг. н.э.) – войну, которая привела к разрушению Второго Храма в 70 г. н.э. состав Марки либо сразу после разрушения, либо в течение нескольких лет, непосредственно предшествующих этому. [ 14 ] [ 9 ] [ б ] Автор использовал различные ранее существовавшие источники, такие как истории о конфликтах, которые появляются в Евангелии от Марка 2:1–3:6, апокалиптические рассуждения, такие как Марка 13:1–37, истории о чудесах, притчи, рассказы о страстях и сборники. высказываний, хотя и не является предполагаемым Q. источником [ 13 ] [ 15 ]
Параметр
[ редактировать ]Евангелие от Марка было написано на греческом языке для нееврейской аудитории и, вероятно, в Риме , хотя Галилея , Антиохия (третий по величине город Римской империи , расположенный на севере Сирии) и южная Сирия . также упоминались [ 16 ] [ 17 ]
Современные учёные сходятся во мнении, что евангелия являются разновидностью древнего жанра биос , или древней биографии . [ 18 ] Древние биографии были посвящены предоставлению читателям примеров для подражания, сохраняя и продвигая репутацию и память субъекта, а также включали в свои произведения мораль, риторику, пропаганду и керигму (проповедь). [ 19 ] Как и все синоптические евангелия, целью написания было укрепление веры тех, кто уже уверовал, а не служить трактатом для миссионерского обращения. [ 20 ] Христианские церкви представляли собой небольшие общины верующих, часто основанные на семьях (самовластный патриарх плюс большая семья, рабы, вольноотпущенники и другие клиенты), и евангелисты часто писали на двух уровнях: один — «историческое» изложение истории Иисуса, другой посвящен проблемам самого автора. Таким образом, провозглашение Иисуса в Евангелии от Марка 1:14 и следующих стихах, например, смешивает термины, которые Иисус использовал бы как иудей I века («Царство Божие») и термины ранней церкви («веровать», « Евангелие»). [ 21 ]
Христианство зародилось внутри иудаизма , с христианской «церкви» (или ἐκκλησία , ekklesia , что означает «собрание»), которая возникла вскоре после смерти Иисуса, когда некоторые из его последователей утверждали, что были свидетелями его воскресения из мертвых. [ 22 ] С самого начала христиане сильно зависели от еврейской литературы , подкрепляя свои убеждения еврейскими писаниями. [ 23 ] Эти убеждения включали ядро ключевых концепций: мессия, сын Божий и сын человеческий , страдающий раб , День Господень и Царство Божие . Объединение этих идей было общей нитью апокалиптических ожиданий: и евреи, и христиане верили, что конец истории близок, что Бог очень скоро придет, чтобы наказать их врагов и установить свое собственное правление, и что они были в центре его планы. Христиане читают еврейское Священное Писание как образ или прообраз Иисуса Христа, так что целью христианской литературы стал опыт живого Христа. [ 24 ] Новое движение распространилось по восточному Средиземноморью, в Рим и далее на запад и приобрело отчетливую идентичность, хотя группы внутри него оставались чрезвычайно разнообразными. [ 22 ]
Синоптическая проблема
[ редактировать ]
Евангелия от Матфея, Марка и Луки поразительно похожи друг на друга, настолько, что их содержание можно легко разместить рядом в параллельных столбцах . Тот факт, что они дословно разделяют так много материала, но при этом демонстрируют важные различия, привел к появлению нескольких гипотез, объясняющих их взаимозависимость, - феномен, получивший название синоптической проблемы .
Вплоть до XIX века Евангелие от Марка традиционно занимало второе, а иногда и четвертое место в христианском каноне как сокращение Евангелия от Матфея . Следовательно, Церковь получила свое представление об Иисусе прежде всего от Матфея, во вторую очередь от Иоанна и лишь отдаленно от Марка. Однако в 19 веке многие ученые стали рассматривать Марка как самое раннее из четырех Евангелий и как источник, используемый как Матфеем, так и Лукой . Широко распространено мнение, что это было первое Евангелие ( Приоритет Маркана ) и его использовали в качестве источника как Матфей, так и Лука. [ 25 ] которые соглашаются друг с другом в своей последовательности историй и событий только тогда, когда они также согласны с Марком. [ 26 ] Гипотеза о приоритете Маркана по-прежнему поддерживается большинством ученых и сегодня, и появилось новое признание автора как художника и богослова, использующего ряд литературных приемов, чтобы передать свою концепцию Иисуса как авторитетного, но страдающего Сына Божьего. . [ 27 ]
Историчность
[ редактировать ]Когда в 19 веке стало широко признано, что Евангелие от Марка было самым ранним из Евангелий, предполагалось, что оно, следовательно, является наиболее надежным источником исторического Иисуса , но идея о том, что Марка можно использовать для реконструкции исторического Иисуса, потерпела два серьезных удара. в начале 20-го века, сначала когда Уильям Вреде решительно утверждал, что мотив « Мессианской тайны » у Марка был творением ранней церкви, а не отражением исторического Иисуса, и в 1919 году, когда Карл Людвиг Шмидт еще больше подорвал его историчность своим аргументом о том, что связи между эпизодами являются изобретением писателя, а это означает, что их нельзя рассматривать как надежный справочник по хронологии миссии Иисуса: оба утверждения сегодня широко приняты. [ 28 ] Примерно с 1950 года растет консенсус в отношении того, что основной целью автора Евангелия от Марка было провозгласить послание, а не сообщить историю. [ 29 ] но, тем не менее, он по-прежнему считается наиболее надежным из четырех с точки зрения общего описания жизни и служения Иисуса. [ 30 ]
Структура и содержание
[ редактировать ]Подробное содержание Марка
1. Галилейское служение
Иоанн Креститель (1:1–8)
Крещение Иисуса (1:9–11)
Искушение Иисуса (1:12–13)
Возвращение в Галилею (1:14)
Хорошие новости (1:15)
Первые ученики (1:16–20)
Синагога Капернаума (1:21–28)
Теща Петра (1:29–31)
Изгнание нечистой силы на закате (1:32–34)
Прокаженный (1:35–45)
Паралитик (2:1–2:12)
Призвание Матфея (2:13–17)
Пост и мехи с вином (2:18–22)
Господин субботы (2:23–28)
Человек с сухой рукой (3:1–6)
Уход к морю (3:7–3:12)
Введение в эксплуатацию Двенадцати (3:13–19)
Слепой немой (3:20–26)
Сильный человек (3:27)
Вечный грех (3:28–30)
Истинные родственники Иисуса (3:31–35)
Притча о сеятеле (4:1–9,13-20)
Цель притч (4:10–12,33–34)
Светильник под спудом (4:21–23)
Мошка и луч (4:24–25)
Выращивание семян и семян горчицы (4:26–32)
Успокоение бури (4:35–41)
Демон по имени Легион (5:1–20)
Дочь Иаира (5:21–43)
Отвержение родного города (6:1–6)
Наставления для двенадцати (6:7–13)
Обезглавливание Иоанна (6:14–29)
Накормление 5000 (6:30–44)
Хождение по воде (6:45–52)
Край его плаща исцеляется (6:53–56)
Беседа об осквернении (7:1–23)
Дочь хананеянки (7:24–30)
Глухонемой (7:31–37)
Накормление 4000 (8:1–9)
Никакого знамения не будет (8:10–21)
Исцеление слюной (8:22–26)
Исповедь Петра (8:27–30)
Иисус предсказывает свою смерть (8:31–33, 9:30–32, 10:32–34)
Инструкция для последователей (8:34–9:1)
Преображение (9:2–13)
Одержимый мальчик (9:14–29)
Обучение в Капернауме (9:33–50)
2. Путешествие в Иерусалим
Вхождение в Иудею и Трансиорданию ( 10:1 )
О разводе (10:2–12)
Маленькие дети (10:13–16)
Богатый юноша (10:17–31)
Сын человеческий пришел служить (10:35–45)
Слепой Вартимей (10:46–52)
3. События в Иерусалиме
Въезд в Иерусалим (11:1–11)
Проклятие смоковницы (11:12–14,20–24)
Инцидент в храме (11:15–19)
Молитва о прощении (11:25–26)
Власть поставлена под сомнение (11:27–33)
Злой земледелец (12:1–12)
Отдайте кесарю... (12:13–17)
Воскресение мертвых (12:18–27)
Великая заповедь (12:28–34)
Является ли Мессия сыном Давида? (12:35–40)
Вдовья лепта (12:41–44)
Оливетский дискурс (13)
Заговор с целью убить Иисуса (14:1–2)
Помазание (14:3–9)
Сделка Иуды (14:10–11)
Тайная вечеря (14:12–26)
Отрицание Петра (14:27–31,66–72)
Агония в саду (14:32–42)
Поцелуй Иуды (14:43–45)
Арест (14:46–52)
Перед Первосвященником (14:53–65)
Суд Пилата (15:1–15)
Солдаты издеваются над Иисусом (15:16–20)
Симон Киринеянин (15:21)
Распятие (15:22–41)
Погребение (15:42–47)
Пустая гробница (16:1–8)
Более длинный финал (16:9–20)
Явления после воскресения (16:9–13)
Великое поручение (16:14–18)
Вознесение (16:19)
Рассеяние апостолов (16:20)

Структура
[ редактировать ]Нет единого мнения о структуре Марка. [ 31 ] Однако в Евангелии от Марка 8:26–31 есть широко признанный разрыв: до 8:26 есть множество историй о чудесах, действие происходит в Галилее, и Иисус проповедует толпе, тогда как после 8:31 чудес почти нет. действие перемещается из Галилеи в языческие районы или враждебную Иудею, и Иисус учит учеников. [ 32 ] Признание Петра в Евангелии от Марка 8:27–30 о том, что Иисус является Мессией, образует водораздел для всего Евангелия. [ 33 ] Еще один общепризнанный поворотный момент наступает в конце 10-й главы, когда Иисус и его последователи прибывают в Иерусалим и начинается предполагаемая конфронтация с властями Храма, что побудило RT France охарактеризовать Марка как трехактную драму. [ 34 ] Джеймс Эдвардс в своем комментарии 2002 года отмечает, что Евангелие можно рассматривать как серию вопросов, в которых сначала спрашивают, кто такой Иисус (ответ заключается в том, что он мессия), а затем какую форму принимает его миссия (миссия страданий, кульминацией которой является распятие на кресте). и воскресение, события, которые можно понять только после ответа на вопросы), в то время как другой ученый, К. Майерс, привел, как Эдвардс называет, «убедительные аргументы» в пользу признания случаев крещения Иисуса: Преображение и распятие в начале, середине и конце Евангелия как три ключевых момента, каждый из которых имеет общие элементы и каждый изображен в апокалиптическом свете. [ 35 ] Стивен Х. Смит отметил, что структура Евангелия от Марка подобна структуре греческой трагедии . [ 36 ]
Содержание
[ редактировать ]- Иисус сначала объявляется Мессией, а затем Сыном Божьим; его крестит Иоанн, и небесный голос объявляет его Сыном Божьим; он испытывается в пустыне сатаной ; Иоанна арестовывают, и Иисус начинает проповедовать благую весть о Царстве Божием .
- Иисус собирает своих учеников; он начинает учить, изгонять бесов, исцелять больных, очищать прокаженных, воскрешать мертвых, кормить голодных и давать зрение слепым; длинную речь в он произносит толпе притчах, предназначенную для учеников, но они не понимают; он совершает могущественные дела, успокаивает бурю и ходит по воде, но хотя Бог и демоны узнают его, ни толпа, ни ученики не понимают его личности. У него также есть несколько стычек с еврейскими законниками, особенно в главах 2–3.
- Иисус спрашивает учеников, за кого его называют люди, а затем: «А вы, за кого, по вашему мнению, Я являюсь?» Петр отвечает, что он Христос, и Иисус приказывает ему замолчать; Иисус объясняет, что Сын Человеческий должен пойти в Иерусалим и быть убитым, но воскреснет; Моисей и Илия появляются вместе с Иисусом, и Бог говорит ученикам: «Это Мой сын», но они остаются в непонимании.
- Иисус идет в Иерусалим, где его провозглашают тем, кто «придет во имя Господне» и откроет «царство Давида»; он выгоняет из Храма тех, кто покупает и продает животных, и ведет дебаты с еврейскими властями; на Елеонской горе он возвещает о грядущем разрушении Храма, гонениях на своих последователей и пришествии Сына Человеческого в силе и славе.
- Женщина надушила голову Иисуса маслом, и Иисус объяснил, что это признак его приближающейся смерти; Иисус празднует Пасху с учениками, объявляет хлеб и вино Своими телом и кровью и идет с ними в Гефсиманию помолиться; там Иуда выдает его еврейским властям. На допросе первосвященника Иисус говорит, что он Христос, Сын Божий, и вернется как Сын Человеческий по правую руку Бога. Еврейские лидеры передают его Пилату , который распинает его как человека, утверждающего, что он «царь иудейский»; Иисус, покинутый учениками, похоронен в каменной гробнице сочувствующим ему членом еврейского совета.
- Женщины, последовавшие за Иисусом, приходят ко гробу в воскресенье утром; они находят его пустым, и молодой человек в белой одежде велит им пойти и рассказать остальным, что Иисус воскрес и пошел раньше них в Галилею; «но никому ничего не сказали, потому что боялись». [ 37 ]
Окончание
[ редактировать ]Самые ранние дошедшие до нас греческие рукописи Марка, кодексы Ватикана (который содержит большое пустое место в колонке после 16:8) и Синайский текст , заканчиваются в Евангелии от Марка 16:8, где женщины в страхе бегут из пустой гробницы. Большинство современных ученых считают, что это первоначальный финал. [ 38 ] и что это подтверждается заявлениями ранних отцов церкви Евсевия и Иеронима . [ 39 ] «Краткий финал», встречающийся в небольшом количестве рукописей, рассказывает, как женщины рассказали «окружавшим Петра» все, что повелел ангел, и как затем было разослано послание вечной жизни (или «провозглашение вечного спасения»). самим Иисусом; оно отличается от остальной части Марка как по стилю, так и по своему пониманию Иисуса, и почти повсеместно считается ложным дополнением; подавляющее большинство рукописей имеют «более длинный финал» с рассказами о воскресшем Иисусе, поручении ученикам провозглашать Евангелие и вознесении Христа. [ 39 ] Из уважения к его важности в рукописной традиции критические редакторы Нового Завета заключают более длинный конец в скобки. [ 40 ]
Теология
[ редактировать ]

Евангелие
[ редактировать ]Автор представляет свое произведение как «евангелие», что означает «благие вести», дословный перевод греческого «евангелион». [ 41 ] – он использует это слово чаще, чем любой другой автор Нового Завета, кроме Павла . [ 42 ] Павел использует его для обозначения «благой вести (о спасительном значении смерти и воскресения) Христа»; Марк распространяет это на жизнь Христа, а также на его смерть и воскресение. [ 41 ] Как и другие Евангелия, Евангелие от Марка было написано для подтверждения личности Иисуса как эсхатологического освободителя – для чего использовались такие термины, как « мессия » и « сын Божий ». Как и во всех Евангелиях, мессианская личность Иисуса подтверждается рядом тем, в том числе: (1) изображением его учеников тупыми, напуганными и непонимающими; (2) опровержение обвинения врагов Иисуса в том, что он был волшебником; (3) секретность, окружающая его истинную личность (последнее отсутствует у Джона). [ 43 ]
Неудача учеников
[ редактировать ]У Марка ученики, особенно Двенадцать, движутся от непонимания Иисуса к неприятию «пути страданий», бегству и отрицанию – даже женщины, получившие первое возвещение о Его воскресении, могут рассматриваться как неудачники из-за того, что не сообщили об этом. хорошие новости. Эта тема активно обсуждается среди ученых. Некоторые утверждают, что автор Евангелия от Марка использовал учеников для исправления «ошибочных» взглядов в своей общине относительно реальности страдающего мессии, другие утверждают, что это нападки на иерусалимскую ветвь церкви за сопротивление распространению Евангелия на язычники, или зеркало обычного опыта новообращенного: первоначального энтузиазма, за которым следует растущее осознание необходимости страданий. Это, безусловно, отражает сильную тему Марка об Иисусе как «страдающем единственном», изображенном во многих книгах еврейских Священных Писаний, от Иеремии до Иова и Псалмов , но особенно в отрывках « Страдающий слуга » Исаии . Это также отражает тему еврейского Священного Писания о том, что Божья любовь встречает неверность и неудачу только для того, чтобы быть обновленной Богом. Неудача учеников и отречение Иисуса самим Петром были бы для христиан мощными символами веры, надежды и примирения. [ 44 ]
Заряд магии
[ редактировать ]Марк содержит двадцать сообщений о чудесах и исцелениях, что составляет почти треть Евангелия и половину первых десяти глав, пропорционально больше, чем в любом другом Евангелии. [ 45 ] В Евангелиях в целом чудеса, пророчества и т. д. Иисуса представлены как свидетельства правления Бога, но описания Марком исцелений Иисуса являются частичным исключением из этого, так как его методы использования слюны для исцеления слепоты [ 46 ] и волшебные формулы, [ 47 ] были у волшебника. [ 48 ] [ 49 ] Именно такое обвинение выдвигают еврейские религиозные лидеры против Иисуса: они говорят, что он совершает изгнание нечистой силы с помощью злого духа. [ 50 ] и вызывая дух Иоанна Крестителя. [ 51 ] [ 48 ] «В истории [Римской] империи не было [...] периода, когда маг не считался бы врагом общества», за что ему грозили самые разные наказания – от изгнания до смерти, – говорит ученый-классик Рамзи МакМаллен. [ 52 ] Все евангелисты защищают Иисуса от обвинений, которые, если бы они были правдой, противоречили бы их окончательным утверждениям в отношении Него. Суть случая с веельзевулом у Марка [ 53 ] состоит в том, чтобы изложить претензии Иисуса на то, что он является орудием Бога, а не сатаны. [ 54 ]
Мессианская тайна
[ редактировать ]В 1901 году Уильям Вред определил «мессианскую тайну» – тайну Иисуса о своей личности как мессии – как одну из центральных тем Марка. Вреде утверждал, что элементы тайны – то, что Иисус заставил замолчать демонов, невежество учеников относительно его личности и сокрытие истины внутри притч – были вымыслом и возникли из-за противоречия между мессианскими верованиями Церкви после Воскресения и Историческая реальность Иисуса. Продолжаются споры о том, насколько далеко «тайна» возникла от Марка и насколько далеко он получил ее от традиции, и насколько она отражает самопонимание и практики исторического Иисуса, если вообще представляет ее. [ 55 ]
христология
[ редактировать ]Христология означает доктрину или понимание личности или природы Христа. [ 56 ] В писаниях Нового Завета это часто передается через титулы, относящиеся к Иисусу. Большинство ученых сходятся во мнении, что «Сын Божий» — самый важный из этих титулов у Марка. Оно появляется из уст самого Бога при крещении и преображении и является самоназванием Иисуса. [ 57 ] Эти и другие примеры служат надежным свидетельством того, как евангелист воспринимал Иисуса, но неясно, что именно значил этот титул для Марка и его аудитории в I веке. [ 58 ] В еврейских писаниях оно означает Израиль как народ Божий, или царя во время его коронации, или ангелов, а также страдающего праведника. [ 59 ] В эллинистической культуре это же словосочетание означало «божественный человек», сверхъестественное существо. Существует мало свидетельств того, что «сын Божий» был титулом мессии в иудаизме I века, а атрибуты, которые Марк описывает в Иисусе, в гораздо большей степени соответствуют эллинистическому чудотворному «божественному человеку», чем еврейскому мессии Давида. [ 58 ]
Марк не указывает явно, что он подразумевает под «Сыном Божьим», а также когда было даровано сыновство. [ 60 ] Новый Завет в целом представляет четыре различных понимания:
- Иисус стал сыном Бога при своем воскресении, Бог «родил» Иисуса к новой жизни, воскресив его из мертвых – это было самое раннее понимание, сохранившееся в Послании Павла к Римлянам , 1:3–4, и в Деяниях 13:33. ;
- Иисус стал сыном Божьим при крещении , пришествие Святого Духа отметило его как мессию, а слово «Сын Божий» относится к отношениям, установленным для него Богом – именно такое понимание подразумевается в Евангелии от Марка 1:9–11; [ 61 ]
- Матфей и Лука представляют Иисуса как «Сына Божьего» с момента зачатия и рождения, при этом Бог занимает место человеческого отца;
- Иоанн, последний из Евангелий, представляет идею о том, что Христос существовал прежде и стал плотью как Иисус – идея, также встречающаяся у Павла. [ 62 ]
Однако другие ученые оспаривают эту интерпретацию и вместо этого считают, что Иисус уже представлен как сын Божий еще до его крещения у Марка. [ 63 ]
Марк также называет Иисуса «христос» (Христос), что переводит еврейское слово «мессия» (помазанник). [ 64 ] В Ветхом Завете термин «мессия» («помазанник») обозначал пророков, священников и царей; ко времени Иисуса, когда царство уже давно исчезло, оно стало означать эсхатологического царя (царя, который придет в конце времен), человека, который будет полностью человеком, хотя и намного более великим, чем все предыдущие посланники Бога к Израилю. наделенный чудесными способностями, свободный от греха, правящий в справедливости и славе (как это описано, например, в « Псалмах Соломона» , еврейском произведении этого периода). [ 65 ] Наиболее важные события происходят в контексте смерти и страданий Иисуса, что позволяет предположить, что, по мнению Марка, Иисуса можно полностью понять только в этом контексте. [ 64 ]
Третий важный титул, « Сын Человеческий », уходит корнями в Иезекииля , « Книгу Еноха » (популярное еврейское апокалиптическое произведение того периода), и особенно в Даниила 7 :13–14, где Сын Человеческий назван королевские роли владычества, царствования и славы. [ 66 ] [ 67 ] Марка 14:62 сочетает в себе больше библейских аллюзий: прежде чем он придет на облаках. [ 68 ] Сын Человеческий сядет одесную Бога, [ 69 ] указывая на эквивалентность трех титулов: Христос, Сын Божий, Сын Человеческий, причем общим элементом является ссылка на царскую власть. [ 70 ]
Смерть, воскресение и возвращение Христа
[ редактировать ]Эсхатология означает изучение последних времен, и евреи ожидали, что мессия будет эсхатологической фигурой, освободителем, который появится в конце века, чтобы возвестить земное царство. [ 71 ] Самая ранняя еврейско-христианская община видела в Иисусе мессию в еврейском смысле, человеческую фигуру, назначенную Богом своим земным регентом; но они также верили в воскресение и вознесение Иисуса на небеса, и по этой причине они также считали его представителем Бога («сыном Божьим»), который вернется во славе, возвещая Царство Божье . [ 72 ]
Термин « Сын Божий » также имел особое еврейское значение или ряд значений. [ 73 ] в том числе обращение к ангелу, народу Израиля или просто человеку. [ 74 ] [ 75 ] Одним из наиболее важных еврейских значений этого эпитета является ссылка на земного царя, которого Бог усыновил как своего сына при возведении на престол, что узаконило его правление над Израилем. [ 76 ] В эллинистической культуре, напротив, эта фраза означала «божественного человека», охватывая легендарных героев, таких как Геракл , царей-богов, таких как египетские фараоны , или знаменитых философов, таких как Платон . [ 77 ] Когда евангелия называют Иисуса «Сыном Божьим», намерение состоит в том, чтобы поместить его в класс эллинистических и греческих богословов, «сыновей Божьих», которые были наделены сверхъестественной силой исцелять, экзорцизмами и другими чудесными делами. [ 76 ] «Сын Давидов» Марка является эллинистическим, его Иисус предсказывает, что его миссия включает в себя страдания, смерть и воскресение, а, как следствие, не военную славу и завоевания. [ 78 ] Это отражает отход от иудейско-христианской апокалиптической традиции к эллинистическому посланию, проповедуемому Павлом, для которого смерть и воскресение Христа, а не установление апокалиптического еврейского царства, являются смыслом спасения, «евангелием». [ 72 ]
Сравнение с другими произведениями
[ редактировать ]
Марк и Новый Завет
[ редактировать ]Все четыре Евангелия рассказывают историю, в которой смерть и воскресение Иисуса являются решающими событиями искупления. [ 79 ] Однако между этими четырьмя есть важные различия: в отличие от Иоанна , Марк никогда не называет Иисуса «Богом» и не утверждает, что Иисус существовал до его земной жизни; в отличие от Матфея и Луки , автор не упоминает непорочное зачатие и не указывает, было ли у Иисуса нормальное человеческое происхождение и рождение; в отличие от Матфея и Луки, он не пытается проследить происхождение Иисуса до царя Давида или Адама с помощью генеалогии. [ 80 ]
Христиане времен Марка ожидали, что Иисус вернется как Мессия при их жизни. Марк, как и другие евангелисты, приписывает это обещание самому Иисусу: [ 81 ] и это отражено в Посланиях Павла , Послании Иакова , Послании к Евреям и в Книге Откровения . Когда возвращение не удалось, ранние христиане пересмотрели свое понимание. Некоторые признавали, что Второе пришествие было отложено, но все же ожидали его; другие переопределили суть обетования, например, в Евангелии от Иоанна , говоря о «вечной жизни» как о чем-то доступном в настоящем; в то время как третьи пришли к выводу, что Иисус вообще не вернется ( Второе послание Петра выступает против тех, кто придерживался этой точки зрения). [ 82 ]
Отчаянная смерть Иисуса Марком была заменена более победоносной в последующих Евангелиях. [ 83 ] Христос у Марка умирает с криком: « Боже мой, Боже мой, почему Ты оставил Меня? »; Матфей, следующее написанное Евангелие, повторяет это слово в слово, но умудряется прояснить, что смерть Иисуса — это начало воскресения Израиля; У Луки есть еще более позитивная картина, заменяющая крик отчаяния Марка (и Матфея) криком подчинения воле Божией («Отче, в руки Твои предаю дух мой»); в то время как Иоанн, последнее Евангелие, описывает смерть Иисуса без видимых страданий во исполнение божественного плана. [ 83 ]
Уникальный контент для Марка
[ редактировать ]- Суббота была создана для человека, а не человек для субботы. Марка 2:27 [ с ] Нет ни в Матфея 12:1–8, ни в Луки 6:1–5. Это еще и так называемая « западная неинтерполяция ». Этот отрывок не встречается в западном тексте Марка.
- Люди говорили: «[Иисус] сошел с ума», см. также « Отвержение Иисуса» . [ 84 ]
- Марка — единственное Евангелие, в котором сочетаются стихи Марка 4 :24–25; другие евангелия разделяют их: Марка 4:24 можно найти в Луки 6:38 и Матфея 7:2, Марка 4:25 в Евангелии от Матфея 13: 12 и Матфея 25:29, Луки 8:18 и Луки 19:26.
- Притча о растущем семени . [ 85 ]
- Только Марк считает одержимых свиней ; их около двух тысяч. [ 86 ]
- Две последовательные истории исцеления женщин; оба используют число двенадцать. [ 87 ]
- Только Марк дает исцеляющие повеления Иисуса на (предположительно оригинальном) арамейском языке : Талифа кум , [ 88 ] Эпафафа . [ 89 ] См. арамейский об Иисусе .
- Единственное место в Новом Завете, где Иисус упоминается как «сын Марии». [ 90 ]
- От Марка — единственное Евангелие, где плотником назван сам Иисус; [ 90 ] у Матфея он назван сыном плотника. [ 91 ]
- Единственное место, где упоминаются и его братья, и сестры ; [ 90 ] У Мэтью есть немного другое имя для одного брата. [ 91 ]
- Носить посох и сандалии разрешено в Евангелии от Марка 6:8–9, но запрещено в Евангелии от Матфея 10:9–10 и Луки 9:3.
- Только Марк называет Ирода Антипу царем; [ 92 ] Матфей и Лука называют его (более правильно) тетрархом. [ 93 ]
- Самая длинная версия истории о Иродиады танце дочери и обезглавливании Иоанна Крестителя . [ 94 ]
- Литературные циклы Марка:
- 6:30–44 – Насыщение пяти тысяч;
- 6:45–56 – Переправа через озеро ;
- 7:1–13 – Спор с фарисеями;
- 7:14–23 – Беседа об осквернении [ 95 ]
- Затем:
- 8:1–9 – Насыщение четырех тысяч;
- 8:10 – Переправа через озеро ;
- 8:11–13 – Спор с фарисеями;
- 8:14–21 – Случай отсутствия хлеба и разговор о закваске фарисеев.
- Объясняются обычаи, которые в то время были уникальными для евреев (мытье рук, продуктов и посуды): Марка 7:3–4.
- «Таким образом, он объявил всю пищу чистой». [ д ] 7:19 NRSV , не встречается в параллели Матфея от Матфея 15:15–20.
- не упоминается О самаритянах .
- Иисус исцеляет пальцами и плевком одновременно: 7:33; ср. 8:23, Луки 11:20, Иоанна 9:6, Матфея 8:16.
- Иисус дважды возлагает руки на слепого, исцеляя его: 8:23–25; ср. 5:23, 16:18, Деяния 6:6, Деяния 9:17, Деяния 28:8, возложение рук .
- Иисус цитирует Шма Исраэль : «Слушай, Израиль…»; [ 96 ] в параллелях с Матф. 22:37–38 и Луки 10:27 первая часть Шма [ 97 ] отсутствует.
- Марк указывает, что Елеонская гора находится напротив Храма . [ 98 ]
- Когда Иисуса арестовывают , обнаженный молодой человек убегает. [ 99 ] Молодой человек в одежде также появляется в Евангелии от Марка 16:5–7.
- Марк не называет имени Первосвященника . [ 100 ]
- Свидетельские показания против Иисуса не совпадают. [ 101 ]
- Как и было предсказано, петух пропел «дважды». [ 102 ] См. также Фрагмент Файюма . В других Евангелиях просто говорится: «Петушиный экипаж». Ранние кодексы 01, W и большинство западных текстов имеют более простую версию. [ 103 ]
- Должность Пилата (правителя) не уточняется. [ 104 ]
- Симона Киринеянина . Названы имена сыновей [ 105 ]
- Вызванный центурион допрашивается. [ 106 ]
- Женщины спрашивают друг друга, кто отвалит камень. [ 107 ]
- С «правой стороны» сидит молодой человек. [ 108 ]
- Марка — единственное каноническое Евангелие со значительными альтернативными концовками. [ и ] Большая часть содержания традиционного «длинного финала» ( Марка 16:9–20 ) встречается в других текстах Нового Завета и не является уникальной для Марка, см. Марка 16 § Более длинный финал , единственным существенным исключением является 16:18b (« и если что смертоносное выпьют, не повредит им»), уникальное для Марка.
См. также
[ редактировать ]
Евангелие от Марка |
---|
Главы |
- Деяния апостолов (жанр)
- Апокалиптическая литература
- Евангельская гармония
- Евангелие от Марка (интертекстуальность)
- Список Евангелий
- Список пропущенных библейских стихов
- Суд Синедриона над Иисусом (отсылка к Марку)
- Тайное Евангелие от Марка
- Текстовые варианты в Евангелии от Марка
- Гипотеза двух источников
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Книгу иногда называют Евангелием от Марка ( греч . Εὐαγγέλιον κατὰ Μάρκον ) или просто Марка . [ 1 ] (что также является наиболее распространенной формой аббревиатуры). [ 2 ]
- ^ Леандер 2013 , с. 167 ссылается на Hengel 1985 , стр. 7–28 и Collins 2007 , стр. 11–14 как доводы в пользу датировки непосредственно перед 70 годом нашей эры, а также на Theissen 1992 , стр. 258–262, Incigneri 2003 , стр. 116–155, Глава 2004 и Клоппенборг 2005 г. как аргумент в пользу датировки сразу после 70 г. н. э. Леандер также ссылается на позицию меньшинства Кроссли (2004) , который предложил гораздо раньше c. Датировка 35–45 гг. н. э., список обзоров, указывающих на проблемы с аргументами Кроссли.
- ^ Аналогично раввинскому высказыванию II века до нашей эры: «Суббота отдана тебе [«сыну человеческому»], а не ты субботе». ( Колер 1905 )
- ^ Глагол катаризо означает одновременно «объявлять чистым» и «очищать». В версии ученых есть: «Так очищается все, что мы едим», в « Неприкрашенном Новом Завете» Гауса : «очищается все, что съедено».
- ^ См. Марка 16 § Альтернативные окончания.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Библия ESV Pew . Уитон, Иллинойс: Crossway. 2018. с. 836. ИСБН 978-1-4335-6343-0 . Архивировано из оригинала 3 июня 2021 года.
- ^ «Сокращения библейских книг» . Программное обеспечение Logos Bible . Архивировано из оригинала 21 апреля 2022 года . Проверено 21 апреля 2022 г.
- ^ Скучно 2006 , стр. 44.
- ^ Эллиотт 2014 , стр. 404–406.
- ^ Скучно 2006 , стр. 252–53.
- ^ Jump up to: а б Сандерс 1995 , стр. 63–64.
- ^ Уоттс Хендерсон 2018 , с. 1431.
- ^ Исли, Кенделл Х. (2002). Краткое руководство Холмана по пониманию Библии: обзор книги за книгой . Издательская группа B&H. п. ПТ233. ISBN 978-1-4336-7134-0 .
Большинство критически настроенных ученых отрицают, что Марк был автором или что он писал на основе воспоминаний Петра.
- ^ Jump up to: а б Леандер 2013 , с. 167.
- ^ Эрман, Барт Д. (2004). Новый Завет . Издательство Оксфордского университета, США. стр. 58–59. ISBN 0-19-515462-2 .
Протоортодоксальные христиане второго века, спустя несколько десятилетий после написания большинства книг Нового Завета, утверждали, что их любимые Евангелия были написаны двумя учениками Иисуса — Матфеем, сборщиком налогов, и Иоанном, любимым учеником. и двух друзей апостолов — Марка, секретаря Петра, и Луки, спутника Павла. Однако сегодня ученым трудно принять эту традицию по нескольким причинам.
- ^ Кейт 2016 , с. 92.
- ^ Уоттс Хендерсон, Сюзанна (2018). «Евангелие от Марка» . В Кугане, Майкл; Бреттлер, Марк; Ньюсом, Кэрол; Перкинс, Фем (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия: новая исправленная стандартная версия . Издательство Оксфордского университета. п. 1431. ИСБН 978-0-19-027605-8 .
Хотя личность автора неизвестна, ученые находят сведения об авторе в самом Евангелии. Например, его неуклюжий стиль предполагает, что греческий не был родным языком автора. Другие детали, такие как неточное цитирование еврейских писаний (1.2), чрезмерно обобщенный портрет еврейской практики (7.3–4) и сомнительные географические детали (5.1,13), позволяют предположить, что евангелист был эллинизированным евреем, жившим за пределами Палестина.
- ^ Jump up to: а б Беркетт 2002 , с. 156.
- ^ Телфорд 1999 , с. 12.
- ^ Скучно 2006 , стр. 13–14.
- ^ Перкинс 2007 , с. 241.
- ^ Беркетт 2002 , с. 157.
- ^ Линкольн 2004 , с. 133.
- ^ Данн 2005 , с. 174.
- ^ Аун 1987 , с. 59.
- ^ Аун 1987 , с. 60.
- ^ Jump up to: а б Лёссль 2010 , с. 43.
- ^ Гэмбл 1995 , с. 23.
- ^ Коллинз 2000 , с. 6.
- ^ Эдвардс 2002 , с. 2.
- ^ Кестер 2000 , стр. 44–46.
- ^ Эдвардс 2002 , стр. 1–3.
- ^ Джоэл 2000 , с. 859.
- ^ Уильямсон 1983 , с. 17.
- ^ Пауэлл 1998 , с. 37.
- ^ Двенадцать деревьев 1999 , с. 68.
- ^ Коул 1989 , с. 86.
- ^ Коул 1989 , стр. 86–87.
- ^ Франция 2002 , с. 11.
- ^ Эдвардс 2002 , стр. 38–39.
- ^ Смит 1995 , стр. 209–31.
- ^ Скучно 2006 , стр. 1–3.
- ^ Эдвардс 2002 , стр. 500–01.
- ^ Jump up to: а б Шретер 2010 , с. 279.
- ^ Мецгер 2000 , стр. 105, 106.
- ^ Jump up to: а б Ауне 1987 , с. 17.
- ^ Моррис 1990 , с. 95.
- ^ Аун 1987 , с. 55.
- ^ Донахью 2005 , стр. 33–34.
- ^ Двенадцать деревьев 1999 , с. 57.
- ^ Библия от Марка 8: 22–26.
- ^ «Талифа куми», 5:41 , «Еффафа», 7:34.
- ^ Jump up to: а б Ки 1993 , с. 483.
- ^ Пауэлл 1998 , с. 57.
- ^ Библия Марка 3:22
- ↑ Библия Марка 6:14.
- ^ Уэлч 2006 , с. 362.
- ^ Библия от Марка 3: 20–30.
- ^ Аун 1987 , с. 56.
- ^ Кросс и Ливингстон 2005 , с. 1083.
- ^ Телфорд 1999 , с. 3.
- ^ Библия Марка 13:32.
- ^ Jump up to: а б Телфорд 1999 , стр. 38–39.
- ^ Донахью 2005 , с. 25.
- ^ Эрман 1993 , с. 74.
- ^ Библия от Марка 1: 9–11.
- ^ Беркетт 2002 , стр. 68–69.
- ^ Уртадо 2021 , с. 96.
- ^ Jump up to: а б Донахью 2005 , стр. 25–26.
- ^ Эдвардс 2002 , с. 250.
- ^ Уизерингтон 2001 , с. 51.
- ^ Донахью 2005 , стр. 26–27.
- ^ Библия Даниил 7:13
- ^ Библейский Псалом 110:1.
- ^ Уизерингтон 2001 , с. 52.
- ^ Беркетт 2002 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б Телфорд 1999 , с. 155.
- ^ Данн 2003 , стр. 709–10.
- ^ Гроссман 2011 , с. 698.
- ^ Левин и Бреттлер 2011 , с. 544.
- ^ Jump up to: а б Носилки 2000 , стр. 81–82.
- ^ Данн 2003 , с. 69.
- ^ Телфорд 1999 , с. 52.
- ^ Уртадо 2005 , с. 587.
- ^ Беркетт 2002 , с. 158.
- ^ Библия Марка 9:1 и 13:30.
- ^ Беркетт 2002 , стр. 69–70.
- ^ Jump up to: а б Мойсе 2013 , с. без страниц.
- ^ Библия Марка 3:21
- ^ Библия от Марка 4: 26–29.
- ^ Библия Марка 5:13
- ^ Библия Марка 5:25 , Марка 5:42.
- ^ Библия Марка 5:41
- ^ Библия Марка 7:34
- ^ Jump up to: а б с Библия Марка 6:3
- ^ Jump up to: а б Библия Матфея 13:55
- ^ Библия Марка 6:14 , Марка 6:24.
- ^ Библию ср. Матфея 14:1 ; Луки 3:19 , Луки 9:7
- ^ Библия от Марка 6: 14–29.
- ^ Двенадцать деревьев 1999 , с. 79.
- ↑ Библия от Марка 12:29–30.
- ^ Библия Второзаконие 6:4
- ^ Библия Марка 13:3
- ↑ Библия от Марка 14:51–52.
- ^ Библию ср. Матфея 26:57 , Луки 3:2 , Деяния 4:6 , Иоанна 18:13.
- ^ Библию ср. Марка 14:56 , Марка 14:59
- ^ Библия Марка 14:72.
- ^ Вилкер, Виланд. «Текстовый комментарий к греческим Евангелиям. Том 2: Марк, стр. 448» (PDF) . TCG 2007: Текстовый онлайн-комментарий к греческим Евангелиям (5-е изд.). Архивировано из оригинала (PDF) 27 февраля 2008 года . Проверено 9 января 2008 г.
- ^ Библию ср. Марка 15:1 , Матфея 27:2 , Луки 3:1 , Иоанна 18:28–29.
- ^ Библия Марка 15:21.
- ^ Библия от Марка 15: 44–45.
- ^ Библию ср. Марка 16:3 , Матфея 28:2–7
- ^ Библию ср. Марка 16:5 , Луки 24:4 , Иоанна 20:12.
Библиография
[ редактировать ]- Ауне, Дэвид Э. (1987). Новый Завет в его литературной среде . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-25018-8 .
- Скучно, М. Юджин (2006). Марк: Комментарий . пресвитерианской издательской корпорации ISBN 978-0-664-22107-2 .
- Браун, Раймонд Э. (1997). Введение в Новый Завет . Даблдэй. ISBN 978-0-385-24767-2 .
- Беркетт, Делберт (2002). Введение в Новый Завет и истоки христианства . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-00720-7 .
- Коул, Р. Алан (1989). Евангелие от Марка: Введение и комментарии (2-е изд.). Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0481-5 .
- Коллинз, Адела Ярбро (2000). Космология и эсхатология в еврейском и христианском апокалиптическом учении . Брилл. ISBN 978-90-04-11927-7 .
- Коллинз, Адела Ярбро (2007). Марк: Комментарий . Миннеаполис: Фортресс Пресс.
- Чарльзуорт, Джеймс (2013). Могила Иисуса и его семьи?: Исследование древних еврейских гробниц у стен Иерусалима . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6745-2 .
- Кросс, Фрэнк Л .; Ливингстон, Элизабет А., ред. (2005) [1997]. «Мессианская тайна» . Оксфордский словарь христианской церкви (3-е изд.). Издательство Оксфордского университета. п. 1083. ИСБН 978-0-19-280290-3 .
- Кроссли, Джеймс Г. (2004). Дата Евангелия от Марка: понимание закона в раннем христианстве (Библиотека исследований Нового Завета) . Т&Т Кларк Интернэшнл. ISBN 978-0567081957 .
- Донахью, Джон Р. (2005) [2002]. Евангелие от Марка . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-5965-6 .
- Данн, Джеймс Д.Г. (2003). Иисус вспомнил . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3931-2 .
- Данн, Джеймс Д.Г. (2005). «Традиция» . В Данне, Джеймс Д.Г.; Макнайт, Шотландец (ред.). Исторический Иисус в недавних исследованиях . Айзенбрауны. ISBN 978-1-57506-100-9 .
- Эдвардс, Джеймс (2002). Евангелие от Марка . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-85111-778-2 .
- Эрман, Барт Д. (1993). Православное искажение Священного Писания: влияние ранних христологических споров на текст Нового Завета . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-510279-6 .
- Эрман, Барт Д. (1 мая 2006 г.). Петр, Павел и Мария Магдалина: последователи Иисуса в истории и легендах . Издательство Оксфордского университета. стр. 6–10 . ISBN 978-0-19-974113-7 .
- Эрман, Барт Д. (15 сентября 2005 г.). Утраченные христианства: битвы за Писание и веры, которых мы никогда не знали . Издательство Оксфордского университета. п. 235. ИСБН 978-0-19-975668-1 .
Большинство учёных сегодня отказались от этих отождествлений...
- Эллиотт, Нил (2014). «Мессианская тайна» . В Эвансе, Крейг А. (ред.). Энциклопедия исторического Иисуса Рутледжа . Рутледж. ISBN 9781317722243 .
- Франция, RT (2002). Евангелие от Марка: комментарий к греческому тексту . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2446-2 .
- Гэмбл, Гарри Ю. (1995). Книги и читатели в ранней церкви: история раннехристианских текстов . Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-06918-1 .
- Гудакр, Марк (сентябрь 2021 г.). Лоуренс, Луиза (ред.). «Насколько пуста была гробница?». Журнал по изучению Нового Завета . 44 (1). Публикации SAGE : 134–148. дои : 10.1177/0142064X211023714 . ISSN 1745-5294 . S2CID 236233486 .
- Гроссман, Максин (14 марта 2011 г.) [1997]. «Сын Человеческий» . В Берлине Адель (ред.). Оксфордский словарь еврейской религии (2-е изд.). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, США. doi : 10.1093/acref/9780199730049.001.0001 . ISBN 978-0-19-973004-9 .
- Руководитель Иван (2004). «Марк как римский документ 69 года: проверка тезиса Мартина Хенгеля». Журнал истории религии . 28 (3): 240–259. дои : 10.1111/j.1467-9809.2004.00242.x .
- Хенгель, Мартин (1985). Исследования Евангелия от Марка . Лондон: СКМ.
- Хорсли, Ричард А. (2007). "Отметка". В Кугане, Майкл Дэвид; Бреттлер, Марк Цви; Ньюсом, Кэрол Энн (ред.). Новая Оксфордская аннотированная Библия с апокрифическими/второканоническими книгами: новая исправленная стандартная версия . Издательство Оксфордского университета. стр. 56–92 Новый Завет. ISBN 978-0-19-528881-0 .
- Уртадо, Ларри В. (2005) [2003]. Господь Иисус Христос: Преданность Иисусу в раннем христианстве . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-3167-5 .
- Уртадо, Ларри В. (2021). «Представление Иисуса Марком» . В Кирке, младшем Дэниеле; Винн, Адам; Хюбенталь, Сандра; Уртадо, Л.В. (ред.). Христология в Евангелии от Марка: четыре взгляда . Зондерван Академик. п. 96. ИСБН 978-0-310-53872-1 .
- Инсиньери, Брайан Дж. (2003). Евангелие для римлян: обстановка и риторика Евангелия от Марка . Серия библейских толкований. Том. 65. Лейден: Брилл.
- Айверсон, Келли Р. (2011). «Везде, где проповедуется Евангелие»: Парадокс тайны в Евангелии от Марка». В Айверсоне, Келли Р.; Скиннер, Кристофер В. (ред.). Отметить как историю: ретроспектива и перспектива . СБЛ. ISBN 9781589835481 .
- Джоэл, Маркус (2000). Библейский словарь Эрдмана . Эрдманс. ISBN 978-90-5356-503-2 .
- Ки, Говард Кларк (1993). «Магия и гадание» . В Кугане, Майкл Дэвид; Мецгер, Брюс М. (ред.). Оксфордский справочник Библии . Издательство Оксфордского университета. стр. 483–84 . ISBN 978-0-19-504645-8 .
- Кейт, Крис (2016). «The Pericope Adulterae: теория внимательного введения» . В черном — Дэвид Алан; Чероне, Джейкоб Н. (ред.). Перикопа прелюбодейки в современных исследованиях . Библиотека исследований Нового Завета. Издательство Блумсбери. п. 92. ИСБН 978-0-567-66580-5 .
- Клоппенборг, Джон С. (2005). «Evocatio deorum и дата Марка». Журнал библейской литературы . 124 (3): 419–450. дои : 10.2307/30041033 . JSTOR 30041033 .
- Кестер, Хельмут (2000) [1982]. Введение в Новый Завет: История и литература раннего христианства (2-е изд.). Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-0-567-16561-9 .
- Колер, Кауфман (1905). «Новый Завет» . В Сингере, Исидор ; и др. (ред.). Еврейская энциклопедия . Том. 9. Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс. п. 246-254.
- Леандер, Ганс (2013). Дискурсы Империи: Евангелие от Марка с постколониальной точки зрения . Атланта: Общество библейской литературы. ISBN 978-1-58983-889-5 .
- Линкольн, Эндрю (2004). «Читающий Иоанн» . В Портере, Стэнли Э. (ред.). Чтение Евангелий сегодня . Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0517-1 .
- Лёссль, Йозеф (2010). Ранняя церковь: история и память . Континуум. ISBN 978-0-567-16561-9 .
- Мецгер, Брюс М. (2000). Текстовый комментарий к греческому Новому Завету (2-е изд.). Германия: Объединенные библейские общества. ISBN 3-438-06010-8 .
- Моррис, Леон (1990) [1986]. Богословие Нового Завета . Зондерван. ISBN 978-0-310-45571-4 .
- Мойисе, Стив (2013). Введение в библейские исследования . Блумсбери. ISBN 978-0-567-18926-4 .
- Перкинс, Фем (1998). «Синоптические евангелия и Деяния апостолов: рассказ христианской истории». В Бартоне, Джон (ред.). Кембриджский спутник библейской интерпретации . Вестминстер Джон Нокс Пресс. стр. 241–58. ISBN 978-0-521-48593-7 .
- Перкинс, Фем (2007). Введение в синоптические Евангелия . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-6553-3 .
- Пауэлл, Марк Аллан (1998). Иисус как фигура в истории: как современные историки смотрят на человека из Галилеи . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-664-25703-3 .
- Реддиш, Митчелл (2011). Введение в Евангелия . Абингдон Пресс, 2011. ISBN. 978-1-4267-5008-3 .
- Роскам, Х.Н. (2004). Цель Евангелия от Марка в его историческом и социальном контексте . Брилл. ISBN 978-90-474-1394-3 .
- Сандерс, Э. (1995). Историческая личность Иисуса . Пингвин Великобритания. ISBN 9780141928227 .
- Шретер, Йенс [на немецком языке] (2010). «Евангелие от Марка». В Ауне, Дэвид Э. (ред.). Исторический Иисус: всеобъемлющее руководство . Уайли-Блэквелл. стр. 272–95. ISBN 978-1-4051-0825-6 .
- Смит, Стивен Х. (1995). «Божественная трагедия: некоторые наблюдения над драматической структурой Евангелия от Марка». Новый Завет . 37 (3). Э. Дж. Брилл, Лейден: 209–31. дои : 10.1163/1568536952662709 . JSTOR 1561221 .
- Штраус, Марк Л. (2014). Отметка . Зондерван Экзегетический комментарий к Новому Завету. Том. 2. Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван. ISBN 978-0-310-24358-8 . OCLC 863695341 .
- Стрекер, Георг [на немецком языке] (2000). Богословие Нового Завета . Вальтер де Грюйтер. ISBN 978-0-664-22336-6 .
- Телфорд, Уильям Р. (1999). Богословие Евангелия от Марка . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-43977-0 .
- Тайссен, Герд (1992). Евангелия в контексте: социальная и политическая история в синоптической традиции . Эдинбург: T&T Кларк.
- Двелтри, Грэм Х. (1999). Иисус чудотворец: историко-богословское исследование . Межвузовская пресса. ISBN 978-0-8308-1596-8 .
- Уэлч, Джон В. (2006). «Чудеса, Малефициум и Майестас в суде над Иисусом». В Чарльзворте, Джеймс Х. (ред.). Иисус и археология . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4880-2 .
- Уильямс, Гай Дж. (март 2013 г.). Лоуренс, Луиза (ред.). «Повествовательное пространство, ангельское откровение и конец Евангелия от Марка». Журнал по изучению Нового Завета . 35 (3). Публикации SAGE : 263–284. дои : 10.1177/0142064X12472118 . ISSN 1745-5294 . S2CID 171065040 .
- Уильямсон, Ламар (1983). Отметка . Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-23760-8 .
- Винн, Адам (2008). Цель Евангелия от Марка . Мор Зибек. ISBN 978-3-16-149635-6 .
- Уизерингтон, Бен (2001). Евангелие от Марка: социально-риторический комментарий . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-4503-0 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бивер, Кори (2009). Марк: Дважды рассказанная история . Випф и Сток. ISBN 978-1-60899-121-1 .
- Браун, Раймонд Э. (1994). Введение в христологию Нового Завета . Паулист Пресс. ISBN 978-0-8091-3516-5 .
- Кроссан, Джон Доминик (2010) [1998]. Рождение христианства: выяснение того, что произошло сразу после казни Иисуса . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-197815-9 .
- Эрман, Барт Д. (2005). Неправильное цитирование Иисуса . Харпер Коллинз. ISBN 978-0-06-085951-0 .
- Эрман, Барт Д. (2009). Иисус прервал его . Харпер Коллинз. ISBN 978-0-06-117394-3 .
- Лэдд, Джордж Элдон (1993). Богословие Нового Завета . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-0680-2 .
- Лейн, Уильям Л. (1974). Евангелие от Марка: английский текст с введением, изложением и примечаниями . Вм. Издательство Б. Эрдманс. ISBN 978-0-8028-2502-5 .
- Левин, Эми-Джилл (2001) [1998]. «Видения царств: от Помпея до первого еврейского восстания» . В Кугане, Майкл Д. (ред.). Оксфордская история библейского мира . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-513937-2 .
- Левин, Эми-Джилл; Бреттлер, Марк З. (3 ноября 2011 г.). Еврейский аннотированный Новый Завет . Оксфорд: ОУП США. ISBN 978-0-19-529770-6 .
- Мак, Бертон Л. (1994) [1993]. Потерянное Евангелие: Книга Q и происхождение христианства . ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-065375-0 .
- Маркус, Джоэл (2002). Марк 1–8 . Якорная библейская серия . Издательство Йельского университета .
- Маркус, Джоэл (2009). Марка 8–16 . Якорная библейская серия . Издательство Йельского университета .
- Перрен, Норман ; Дулинг, Деннис К. (1982). Новый Завет: Введение (2-е изд.). Харкорт Брейс Йованович. ISBN 978-0-15-565726-7 .
- Робинсон, Джон А.Т. (2000). Редактирование Нового Завета . Випф и Сток. ISBN 978-1579105273 .
- Шнелле, Удо (1998). История и теология писаний Нового Завета . Перевод М. Юджина Боринга. Крепость Пресс. ISBN 978-0-8006-2952-6 .
- Тайсен, Герд ; Мерц, Аннет (1998). Исторический Иисус: всеобъемлющее руководство . Аугсбургская крепость. ISBN 978-0-8006-3123-9 .
- Ван Линден, Филип (1992) [1989]. "Отметка" . В Каррисе, Роберт Дж. (ред.). Библейский комментарий Колледжвилля: Новый Завет, NAB . Литургическая пресса. стр. 903–35. ISBN 978-0-8146-2211-7 .
- Виден, Теодор Дж. (1995). «Ересь, которая потребовала Евангелия от Марка» . В Телфорде, Уильям (ред.). Толкование Марка . Континуум. ISBN 978-0-567-29256-8 .
- Вилкер, Виланд (2015). Марк (PDF) . Текстовый комментарий к греческим Евангелиям. Том. 2 (12-е изд.). Бремен, Германия: Автор . Проверено 11 декабря 2023 г.
- Винн, Адам (2008). Цель Евангелия от Марка: раннехристианский ответ на пропаганду Римской империи . Мор Зибек. ISBN 978-3161496356 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

Онлайн-переводы Евангелия от Марка
- Bible Gateway : 94 языка/219 версий.
- Bible Hub : 43 языка/101 версия.
- Wikisource : 1 язык/23 версии
- Браузер Библии oremus : 1 язык/3 версии
Библия: пометить аудиокнигу как общественное достояние на LibriVox : 1 язык/8 версий
Похожие статьи
- Ранние христианские сочинения : научные ресурсы в Интернете
- Ресурсы для Книги Марка в The Text This Week