Консолидированная PBY Catalina
![]() | Эта статья включает в себя список общих ссылок , но в ней не хватает достаточно соответствующих встроенных цитат . ( Ноябрь 2021 г. ) |
Pby Catalina | |
---|---|
![]() Восстановленная каталина OA-10 в воздушного корпуса армии США цветах | |
Общая информация | |
Тип | Морской патрульный бомбардировщик , поиск и спасение гидросамолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Консолидированный самолет |
Построен | Boeing Canada (PB2B) Канадские виккеры (PBV) Консолидированный vultee (PB4) [ 1 ] Фабрика военно -морских самолетов (PBN) Soviet Gidrosamolet Transportnii factory at Taganrog (GST) |
Основные пользователи | ВМС США |
Номер построен | 3308 (2661 США, построенный, [ 2 ] 620 Канадский построенный, 27 советского построения) [ 3 ] |
История | |
Производится | 1936–1945 |
Дата введения | Октябрь 1936 г., ВМС США |
Первый полет | 21 марта 1935 года |
Ушедший на пенсию | Январь 1957 г. ( резерв ВМС США ) 1962 ( Королевские канадские ВВС ) 1982 ( Бразильские ВВС ) |
Варианты | Птичья новатор |
Консолидированная модель 28 , более известная как Pby Catalina (обозначение ВМС США), представляет собой летающий лодку и амфибийные самолеты, разработанные консолидированными самолетами в 1930 -х и 1940 -х годах. На службе армии США он был обозначен ОА-10 , в канадской службе, как Canso , и позже он получил название отчетности НАТО MOP . [ 4 ] Это был один из наиболее широко используемых гидросамолетов Второй мировой войны . Каталины служили с каждой ветвью вооруженных сил Соединенных Штатов , а также в воздушных силах и флотах многих других стран. Последние военные PBY служили до 1980 -х годов. По состоянию на 2021 год, через 86 лет после своего первого полета, самолет продолжает летать в качестве водяной бомба (или воздушного авиакомпании) в воздушных пожарных операциях в некоторых частях мира.
Дизайн и разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]Первоначально PBY был предназначен для того, чтобы быть патрульным бомбардировщиком , самолетом с длинным операционным диапазоном , предназначенным для поиска и нападения на вражеские транспортные суда в море, чтобы нарушить линии снабжения врага . [ 5 ] С разумом к потенциальному конфликту в Тихом океане , где войскам потребовалось бы пополнение пополнения на больших расстояниях, военно-морской флот США в 1930-х годах инвестировал миллионы долларов в развитие летающих лодок на дальние дальности. Летающие лодки имели преимущество в том, что они не требовали взлетно -посадочных полос , что фактически имело весь океан.
Первоначальная разработка
[ редактировать ]Поскольку американское доминирование в Тихом океане начало противостоять конкуренции со стороны Японии в 1930 -х годах, военно -морской флот США заключил контракт с консолидированными, Мартином и Дугласом в октябре 1933 года, чтобы построить конкурирующие прототипы для летающей лодки патрулирования. [ 6 ] Военно-морская доктрина 1930-х и 1940-х годов использовала летающие лодки в самых разных ролях, которые сегодня обрабатываются несколькими самолетами специального назначения. Военно -морской флот США принял консолидированные модели P2Y и Martin P3M для этой роли в 1931 году, но оба самолета были недостаточны и были затруднены неадекватным диапазоном и ограниченными полезными нагрузками. [ Цитация необходима ]
Консолидированные и Дуглас оба поставили отдельные прототипы своих новых дизайнов, XP3Y-1 и XP3D-1 соответственно. XP3Y-1 Consolidated был эволюцией дизайна XPY-1, который первоначально не удалось соревноваться за контракт P3M двумя годами ранее и дизайна XP2Y, который военно-морской флот уполномочил для ограниченного производственного прогона. Хотя самолет Douglas был хорошим дизайном, военно -морской флот выбрал Consolidated's, потому что прогнозируемая стоимость составляла всего 90 000 долларов за самолет. [ Цитация необходима ]

Конструкция Consolidated XP3Y-1 ( модель компании 28 ) имела крыло зонтиков с внешними распорками, установленными на пилоне над фюзеляжем. Стабилизирующие поплавки WingTip были убираются во время полета, чтобы сформировать упорядоченные кончики крыла и были лицензированы от компании Saunders-Roe . Двухэтапный конструкция корпуса была аналогична конструкции P2Y, но у модели 28 была консольная крестообразная хвостовая блок вместо двойного хвоста . Более чистая аэродинамика дала модели 28 лучшую производительность, чем более ранние дизайны. Строительство является все металлической, стрессовой кожи алюминиевого тканью листа, за исключением элеронов и задней кромки крыла , которые покрыты . [ 7 ]
Прототип питался двумя 825 л.с. (615 кВт) Pratt & Whitney R-1830-54 'Twin Wasp' радиальные двигатели, установленные на переднем крае крыла. Вооружение состояло из четырех .30 в (7,6 мм) пулеметов AN/M2 и до 2000 фунтов (910 кг) бомб.
У XP3Y-1 был свой первый полет 21 марта 1935 года, [ 8 ] после чего он был переведен в военно -морской флот США для сервисных испытаний. XP3Y-1 был значительным улучшением производительности по сравнению с предыдущими патрульными летающими лодками. Военно-морской флот запросил дальнейшую разработку, чтобы привести самолет в категорию патрульного бомбардировщика , а в октябре 1935 года прототип был возвращен в консолидированный для дальнейшей работы, включая установку двигателей 900 л.с. (670 кВт) R-1830-64. Для переосмысленного XPBY-1 консолидированная вводила переработанные вертикальные вертикальные хвостовые поверхности, которые решали проблему с погружением хвоста при взлете, что сделало съемки невозможным в некоторых условиях. У XPBY-1 был свой детский рейс 19 мая 1936 года, в течение которого был достигнут рекордный бегство на расстоянии в 3443 мили (2992 нм ; 5541 км ).
XPBY-1 был доставлен в VP-11F в октябре 1936 года. Вторая эскадрилья , которая будет оснащена Три года дизайн постепенно разрабатывался дальше, и внедряются последовательные модели.
Самолет в конечном итоге носил название Catalina после острова Санта -Каталина, штат Калифорния ; Название было придумано в ноябре 1941 года, когда Великобритания заказала свои первые 30 самолетов. [ 9 ]
PBN Nomad
[ редактировать ]Фабрика военно -морских самолетов внесла существенные изменения в дизайн PBY, многие из которых значительно прервали бы поставки, если бы они были включены на консолидированные производственные линии. [ 10 ] Новый самолет, официально известный как кочевник PBN-1 , имел несколько отличий от базового PBY. Наиболее очевидные обновления были до лука, которые были заострены и вытянуты на два фута, и до хвоста, который был увеличен и имел новую форму. Другие улучшения включали более крупные топливные баки, увеличение диапазона на 50%и более сильные крылья, позволяющие увеличить валовой вес взлета на 2000 фунтов (908 кг). Был установлен вспомогательный силовой блок вместе с улучшенной электрической системой, и оружие было обновлено с помощью механизмов непрерывного кормления. [ 10 ]
138 из 156 произведенных PBN-1 служили в Советском флоте после того, как NAF перенесла владение через Project Zebra (1944–1945). [ 11 ] Оставшиеся 18 были назначены в учебные подразделения на острове НАС Уидби и военно -морской авиации в Ньюпорте, штат Род -Айленд . [ 12 ] Позже, улучшения, обнаруженные в PBN, такие как более крупный хвост, были включены в амфибийный PBY-6A.
Нами
[ редактировать ]Обозначение «PBY» было определено в соответствии с системой обозначения самолетов ВМС США 1922 года ; PB, представляющий «патрульный бомбардировщик» и Y является кодом, назначенным для консолидированного самолета в качестве его производителя. Каталина, построенные другими производителями для ВМС США, были обозначены в соответствии с различными кодами производителей, поэтому примеры канадских виккеров были обозначены примерами PBV , Boeing Canada примеры PB2B (уже есть Boeing PBB ), консолидированные примеры vultee [ 1 ] и примеры военно -морских самолетов были обозначены PBN . В соответствии с современной британской практикой именования предоставления службы гидросамолетов, названной в честь прибрежных портовых городов, Королевских канадских ВВС примеры (RCAF) были названы Кансо , для города с названием в Новой Шотландии . [ Цитация необходима ] Королевские ВВС использовали название Catalina , а военно -морской флот США принял это имя в 1942 году. [ 13 ] , Военно-воздушные силы армии США а затем ВВС США использовали обозначение ОА-10 . Каталина ВМС США, используемые в Тихом океане против японцев для ночных операций, были окрашены в черный цвет в целом; В результате эти самолеты иногда называли локальными «черными кошками».
Оперативная история
[ редактировать ]
Роли во Второй мировой войне
[ редактировать ]PBY был самым многочисленным самолетом в своем роде, с построенными около 3300 самолетов. Во время Второй мировой войны PBY использовались в бомбардировке по борьбе с подкоренной водой , патрульной бомбардировкой, эскортом конвоя , поисковых и спасательных миссиях (особенно спасения воздуха ) и грузовом транспорте . Тип действовал почти во всех операционных кинотеатрах Второй мировой войны. Каталина служила с отличием и сыграла заметную и бесценную роль в войне против Японии.
Эти патрульные самолеты делятся с земельными патрульными бомбардировщиками боевых ролей, в то время как очень долгосрочный консолидированный LB-30 Liberator и консолидированный Coronado были введены в службу, чтобы увеличить все важные возможности логистического стратегического подъема воздуха в огромном Тихоокеанском театре. Пары позволили Каталине взять на себя роль глаз флотов на более длинных диапазонах, чем скауты с плаванием.
Несколько различных летающих лодок были приняты военно -морским флотом, но PBY был наиболее широко использован и произведен.

Хотя Каталина была медленной и неуклюжей, союзные силы использовали самолет в самых разных ролях, для которых он никогда не предназначался. PBY помнят за их спасательную роль, в которой они спасли жизни сотен экипажа, сбитых над водой. Airmen Catalina назвали свои самолеты «кошкой» на боевых миссиях и « Дамбо » в службе спасения Air-Sea. [ 14 ]
Каталина забила первое военно-морской флот США, зачисленные на «убийство» с воздухом-эфиром японского самолета в Тихоокеанской войне. 10 декабря 1941 года японцы напали на военно -морской двор Кавита на Филиппинах. Многочисленные американские корабли и подводные лодки были повреждены или уничтожены бомбами и фрагментами бомб. Во время полета в безопасное место во время набега на Кавите, лейтенант Хармон Т. Пик Устр был атакован тремя японскими истребителями с нулевым перевозчиком Mitsubishi A6M2 . Главный Бодовой Эрл Д. Пейн, лук -стрелок, сбил один, забив первое убийство военно -морского флота США. Установка, как командир, позже скоординировал воздушные удары перевозчика, которые привели к разрушению японского линкора Ямато . [ 15 ] [ 16 ]
Каталина выполнила одну из первых наступательных операций против японцев США. 27 декабря 1941 года шесть каталинов патрульной эскадрильи 101 бомбили японскую судоходство на острове Джоло против тяжелой истребительной оппозиции, с четырьмя каталинами потеряны. [ 15 ]
Анти-подключатая война
[ редактировать ]Каталины были наиболее широко используемыми самолетами анти-субмаренной войны (ASW) как в атлантических , так и в Тихоокеанских кинотеатрах Второй мировой войны, а также использовались в Индийском океане, летящих из Сейшельских островов и из Цейлона . Их обязанности включали сопровождение арктических конвоя в Мурманск . К 1943 году подводные лодки были хорошо вооружены зенитным оружием, а два креста Виктории были выиграны пилотами Каталины, прижимая домой свои атаки на подводную лодку перед лицом тяжелого огня: летающий офицер Джон Круикшанк из ВВС, в 1944 году, в 1944 году, в 1944 году, Получил награду за то, что считалось U-347 (хотя теперь, как известно, был U-361 [ 17 ] ) и в том же году рейс RCAF Лейтенант Дэвид Хорнелл посмертно получил украшение для погружения U-1225 . Их самолет был поврежден в бою, прежде чем он потопил подводную лодку, а Хорнелл (с двумя другими экипажем) погиб от воздействия. Каталины уничтожили 40 подводных лодок, но не без собственных потерь. Бразильская каталина напала и затонула U-199 в бразильских водах 31 июля 1943 года. Позже самолет был крещен как «Арара», в память о торговом корабле с таким именем, который был потоплен другой подводной лодкой. [ 18 ]
Морской патруль
[ редактировать ]
В своей роли патрульных самолетов Каталинас участвовал в некоторых из наиболее заметных военно -морских военно -морских военно -морских военно -морских военно -морских военно -морских военно -морских военно -морских чемпионатов. самолета Крыло зольницы и большие блистеры талии обеспечили отличную видимость и в сочетании с его дальним и выносливостью, что сделали его хорошо для этой задачи.
КАТАЛИНА КАТАЛИНА КАТАЛА РАФ , летающая из базы летающих лодок Архияла замка , Нижний Лох Эрн , Северная Ирландия, расположена немецкая линкора Бисмарка 26 мая 1941 года, около 690 нми (1280 км; 790 миль) к северо -западу от Бреста . Бисмарк пытался уклониться от сил Королевского флота, когда она стремилась присоединиться к другим силам Кригсмарина в Бест. [ Примечание 1 ] [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ] Это наблюдение в конечном итоге привело к разрушению немецкого линкора.
7 декабря 1941 года, перед японскими амфибийными посадками на Кота Бхару, Малайя , их силы вторжения подошли к каталинам летающей лодке эскадрильи № 205 RAF . Самолет был сбит пятью истребителями Nakajima Ki-27, прежде чем он сможет радио отчет в штаб-квартире Air в Сингапуре. [ 24 ] Летающий офицер Патрик Беделл, командующий Каталиной, и его семь членов экипажа стали первыми жертвами союзников в войне с Японией. [ 25 ] Патрульное крыло 10 из Азиатского флота США имело 44 каталины под его командованием, но в течение 90 дней проиграло 41. Patrol Wing 10 также проиграла свой основной тендер на гидросамолетном плане USS Langley , на японские самолеты во время кампании в голландской Ост-Индии , в то время как он транспортировал 32 Curtiss P-40 Warhawk Frand. [ 26 ] [ 27 ]
Бегство Каталинас заметило японский флот, приближающийся к острову Мидуэй , начиная с битвы за Мидуэй . [ 28 ]

RCAF CANSO, пролетавший лидером эскадрильи LJ Birchall, спрыгнул японские планы уничтожить флот Королевского флота в Индийском океане 4 апреля 1942 года, когда он обнаружил японский флот, приближающийся к Цейлону. [ 29 ]
Ночная атака и военно -морской запрет
[ редактировать ]Во время битвы за Мидуэй четыре военно -морских военно -морских флота патрульных эскадронов 24 и 51 совершили ночную торпедную атаку на японский флот в ночь на 3–4 июня 1942 года, забив один удар, который повредил флота нефтяника Акебобоно Мару , единственного успешного американца Торпедо атака во всей битве. [ 30 ]
Во время кампании в Гвадалканале некоторые PBY США были нарисованы матовыми черными и отправлены на ночные бомбардировки, торпедирующие и противодействующие миссии против японских судов по снабжению и военных кораблей, включая проведение рейдов в Tokyo Express . Эти PBY позже называли «черными кошками». Впоследствии были сформированы специальные эскадрильи черных кошек, начиная с VP-12 с VP-12 , с дополнительными тринадцатью эскадрильами впоследствии вступили на службу. [ Примечание 2 ] Медленно летать ночью, погружаться в высоту мачты, черные кошки бомбили, разбиты и торпедировали всевозможные японские сосуды, тонули или повредили тысячи тонн доставки. Черные кошки также выполняли бомбардировки, бомбардировки и преследования в отношении земельных японских инсталляций, а также проводят разведывательные и поисковые и спасательные операции. Эскадрильи черных кошек продолжали активно участвовать в 1944 году, когда PB4Y-2 начал работать в большем количестве и заменять PBY, последние эскадрильи черных кошек, возвращающихся в США в начале 1945 года. [ 31 ] [ 32 ]
Королевские ВВС Австралии (RAAF) также управляли каталинами в качестве ночных рейдеров, с четырьмя эскадрильгами № 11 , 20 , 42 и 43 мин с 23 апреля 1943 года до июля 1945 года в юго-западной части Тихого океана в глубине японских вод, пониженные Порты и маршруты доставки и заставляют корабли в более глубокие воды, чтобы стать целями для подводных лодок; Они связали основные стратегические порты, такие как Баликпапан , которые поставляли 80% японских запасов нефти. В конце 1944 года их миссионные миссии иногда превышали 20 часов и проводились с до 200 футов (61 м) в темноте. Операции включали захват японского флота в заливе Манила в помощь приземлению генерала Дугласа Макартура в Минро на Филиппинах. Австралийские каталины также действовали из Джинамока в заливе Лейте и добываемые порты на побережье Китая от Гонконга до северного севера, как Венчжоу. Как USN, так и RAAF Catalinas регулярно устанавливали набивки на ночные бомбардировки NUISEACE на японских базах, а RAAF претендует на лозунгу «первый и самый дальний». Цели этих рейдов включали основную базу в Рабаул . Элеритарки RAAF, как и их коллеги из военно-морского флота США, использовали «террористические бомбы», от металлолома и камней до пустых пивных бутылок с лезвиями бритв крышка. [ 33 ] была база Каталина . На Дримми -Хед на Гуве на северной территории [ 34 ]
Поиск и спасение
[ редактировать ]Каталины использовались в каждом отделении американских военных в качестве спасательных самолетов. PBY, пилотируемый LCDR Adrian Marks (USN), спас 56 моряков в открытом море от тяжелого крейсера Индианаполиса после того, как корабль был потоплен во время Второй мировой войны. Когда внутри больше не было места, команда привязала моряков к крыльям. Самолет не мог летать в этом штате; Вместо этого он действовал как спасательная шлюпка, защищая моряков от воздействия и риска атаки акул , пока не появятся спасательные суда. Каталины продолжали функционировать в поисковой роли в течение десятилетий после окончания войны.
Раннее коммерческое использование
[ редактировать ]
Каталина также использовались для коммерческих авиаперелетов. Например, Qantas Empire Airways проехала коммерческих пассажиров из Сувы в Сидней , путешествие в 2060 миль (3320 км), что в 1949 году заняло два дня. [ 35 ] Самыми длинными коммерческими рейсами (с точки зрения времени, когда -либо сделанных в истории авиации, были перелеты Qantas, выполняемые еженедельно с 29 июня 1943 года по июль 1945 года над Индийским океаном, названные двойным восходом солнца. Qantas предложил безостановочное обслуживание между Пертом и Коломбо , расстояние 3592 нм (4134 миль; 6 652 км). Поскольку каталина обычно путешествовала со скоростью 110 кН (130 миль в час ; 200 км/ч ), это заняло от 28 до 32 часов и называлось «Полет двойного восхода солнца», поскольку пассажиры видели два восхода солнца во время их безостановочного путешествия. Полет был совершен в радио -молчании из -за возможности атаки японского языка и имел максимальную полезную нагрузку в 1000 фунтов (450 кг) или три пассажира плюс 143 фунта (65 кг) военной и дипломатической почты . [ 36 ]
Занятость после Второй мировой войны
[ редактировать ]
Австралийский PBY назвал «Frigate Bird II», бывший самолет RAAF, зарегистрированный VH-ASA, совершил первый транс-тихоокеанский рейс через южную часть Тихого океана между Австралией и Чили в 1951 году (сэр) Гордон Тейлор , [ 37 ] Сделав многочисленные остановки на островах по пути для заправки, приема пищи и ночного сна своей команды, вылетев из Сиднея в Кинтеро в Чили после того, как начал первоначальный приземление в Вальпараисо через Таити и остров Пасхи. [ 38 ] Один из шести, заказанных RAAF, использовался как часть воздушного маршрута через Тихий океан от Сиднея до Вальпараисо, находится в коллекции музея прикладных искусств и наук в Сиднее. [ 39 ]
С окончанием войны все версии «Каталины» на летающих лодках были быстро вышли на пенсию из ВМС США, но амфибийные версии оставались на службе в течение нескольких лет. Последней каталиной в американской службе была PBY-6A, работающая с военно-морской резервной эскадрой, которая была вышла на пенсию от использования 3 января 1957 года. [ 6 ] Впоследствии Каталина оснастила меньшие вооруженные услуги в мире в конце 1960 -х годов в довольно значительных количествах.
ВВС США Стратегическое воздушное командование использовала каталины (обозначенные ОА-10) в качестве самолета разведчиков с 1946 по 1947 год.
ВВС Бразилии пролетели каталины в миссиях военно -морского воздушного патруля против немецких подводных лодок, начиная с 1943 года. Летающие лодки также выполняли поставки воздушной почты. В 1948 году была сформирована транспортная эскадрилья и оборудованная PBY-5AS, преобразованная в роль амфибийного транспорта. 1-я эскадрилья воздушного транспорта (ETA) была базирована в портовом городе Беллем и летала Каталинас и C-47 до 1982 года. Каталины были удобны для снабжения военных отрядов, разбросанных вдоль Амазонки. Они достигли мест, которые иначе были доступны только вертолетами. Знакейки ETA была крылатой черепахой с девизом «хотя медленно, я всегда добираюсь туда». Сегодня последняя бразильская каталина (бывшая RCAF) выставлена в Музее воздушного пространства (Musal) в Рио -де -Жанейро . [ 40 ]

Жак-Ив Кусто использовал PBY-6A (N101CS), чтобы поддержать его экспедиции дайвинга. Его второй сын, Филипп , был убит в результате несчастного случая на этом самолете, который произошел на реке Тагус недалеко от Лиссабона. Каталина набралась во время высокоскоростного прогона такси, предпринятого для проверки корпуса на утечку после посадки на воду. Самолет перевернулся с ног на голову, в результате чего фюзеляж сломался за кабиной. Крыло отделилось от фюзеляжа, и левый двигатель сломался, проникнув в сторону капитана капитана. [ 41 ]
Пол Манц превратил неизвестное количество избыточных каталинов в летающие яхты в своем ангаре округа Ориндж в Калифорнии в конце 1940 -х и начале 1950 -х годов.

Steward-Davis преобразовал несколько каталинов в их стандарт Super Catalina (позже известный как Super Cat ), который заменил обычные 1200 л.с. (890 кВт) Pratt & Whitney R-1830 двигателей с двойной осой с двигателями Right R-2600 Cyclone 14 из 1700 л.с. 1300 кВт). Был установлен более крупный руль в квадрате для компенсации увеличенного рыскания, который могли бы генерировать более мощные двигатели. У Super Catalina также были дополнительные окна салона и другие изменения. [ 42 ]
Чилийские воздушные силы (Фах) капитан Роберто Паррагуэ , в своем Pby Catalina Fach № 405 под названием « Ману-тара », что означает «Счастливая птица на языке рапануи», предприняв первый полет между Пасхой и континентом Южной Америки (от Чили. ), а также первый полет в Таити , что делает его национальным героем Франции, а также Чили. Полет был уполномочен президентом Чили в 1951 году, но второй рейс, который он совершил в 1957 году, не был уполномочен, и он был уволен из чилийских ВВС. [ Цитация необходима ]
Из немногих десятков оставшихся воздушных каталинов большинство используются в качестве воздушного пожаротушения . самолета [ Цитация необходима ] China Airlines , официальная авиакомпания Китайской Республики ( Тайвань ), была основана с двумя амфибиями каталины. [ 43 ]
Платформы складываются и развернуты из Каталины для использования в рыбалке в открытом океане и отслеживании Махи Махи в Тихом океане. [ Цитация необходима ]
Возможное возрождение
[ редактировать ]В июле 2023 года компания под названием Catalina Aircraft, нынешняя владелец типовых сертификатов для Catalina, объявила о намерении построить Catalina II, новый самолет на основных принципах дизайна оригинальной Catalina, но с использованием турбовинтовых двигателей и других современных авиационных инструментов. [ 44 ] [ 45 ] Говорят, что поставки начинаются к 2029 году. [ 44 ]
Каталина дела
[ редактировать ]
Дело Каталина - это название, данное инциденту с холодной войной , при котором шведская каталина в шведских военно -воздушных силах /морской патрулирование (шведское обозначение «TP 47») была сбита советскими истребителями MIG 15 по Балтийскому морю в июне 1952 года во время расследования. Исчезновение шведского Дугласа DC-3 (позже было обнаружено, что было сбито советским MIG-15, в то время как в разведывательной миссии сигналов ; оно было обнаружено в 2003 году и поднято 2004–2005).
Варианты
[ редактировать ]По оценкам, в период с июня 1937 года по май 1945 года для военно -морского флота США, военно -воздушных сил Соединенных Соединенных Соединенных и гражданских клиентов, в период с июня 1937 года и гражданских клиентов, в период с июня 1937 года и гражданские клиенты были произведены GST , в период с июня 1937 года и май 1945 года.
ВМС США
[ редактировать ]- XP3Y-1
- Прототип модели 28 Летающая лодка впоследствии переименован в XPBY-1, один построенный (Бюро USN № 9459). Позже оснащен кольцом диаметром 48 футов (15 м) для детонации магнитных морских рудников . Двигатель Ranger 550 л.с. (410 кВт) управлял генератором для производства магнитного поля. [ 46 ]

- XPBY-1
- Прототип версии модели 28 для военно-морского флота Соединенных Штатов, повторного сетки XP3Y-1 с двумя двигателями 900 л.с. (670 кВт) R-1830-64, один построен.
- PBY-1 (модель 28-1)
- Первоначальный производственный вариант с двумя двигателями 900 л.с. (670 кВт) R-1830-64, 60 построенных.
- PBY-2 (модель 28-2)
- Изменения оборудования и улучшенные производительности, 50 встроенных.
- PBY-3 (модель 28-3)
- Приводится в действие два двигателя 1000 л.с. (750 кВт) R-1830-66, 66 построенных.
- PBY-4 (модель 28-4)
- Основанный на двух двигателях 1050 л.с. (780 кВт) R-1830-72, 33 построенных (включая один начальный как XPBY-4, который впоследствии стал XPBY-5A).
- PBY-5 (модель 28-5)
- Либо два двигателя 1200 л.с. (890 кВт) R-1830-82 или -92 и предоставление дополнительных топливных баков (с частичной защитой от самообслуживания). 683 построено (плюс один, построенный в Новом Орлеане), некоторые самолеты в RAF в качестве Catalina IVA и один в Береговую охрану Соединенных Штатов. PBY-5 также был построен в Советском Союзе как GST.
- XPBY-5A
- Один PBY-4 превратил в амфибию и впервые пролетел в ноябре 1939 года.

- PBY-5A (модель 28-5A)
- Амфибийная версия PBY-5 с двумя двигателями 1200 л.с. (890 кВт) R-1830-92, первая партия (из 124) имела один 0,3 дюйма (7,6 мм) лук, у остальных было два лука; 803 построен, включая отвлечения в ВВС армии Соединенных Штатов, ВВС (как Каталина IIIA) и один в береговую охрану Соединенных Штатов.
- PBY-5R
- XPBY-5A преобразовано в транспортировку персонала, с удалением амфибийной шестерни и носовой башни и добавлены дополнительные окна.

- PBY-6A
- Амфибийная версия с двумя двигателями 1200 л.с. (890 кВт) R-1830-92 и более высоким плавником и рулем. Радар -сканер, установленные над кабиной и два 0,5 дюйма (12,7 мм) носовых пушков; 175, в том числе 21, переведенный в Советский флот.
- PBY-6AG
- Один PBY-6A, используемый Береговой охраной Соединенных Штатов в качестве транспорта персонала.
- PB2B-1
- Boeing Canada построила летающую лодку PBY-5 для RAF и RCAF с 1942 года. 240 построил.
- PB2B-1A
- Boeing Canada построила амфибийные самолеты PBY-5A для RCAF с 1943 года. 55 построено. [ 47 ]
- PB2B-2
- Boeing Canada версия PBY-5, но с более высоким PBN-1 FIN. 67 построено. Большинство для RAF как Каталина VI.
- PB4-54
- Консолидированная версия Vultee Pby-5A. [ 1 ]
- PBN-1 Nomad
- Версия военно-морских самолетов PBY-5 с основной модификацией, включая расширение лука 2 фута (0,61 м), модифицированные линии корпуса и шаги, перепроектированные поплавки наконечника и хвостовые поверхности и пересмотренная электрическая система. 155 были построены для доставки в RAF в качестве Catalina V, хотя 138 были сданы в аренду Советскому флоту как KM-1
- PBV-1A
- Canadian Vickers построил версию PBY-5A, 380, в том числе 150 к RCAF, как Canso «A», а остальное в USAAF в качестве OA-10A.
ВВС армии США
[ редактировать ]


- O-10
- Обозначение USAAF для PBY-5A (OA = наблюдение/амфибия). 105 построено (56 переведено из ВМС США). 58 Выжившие самолеты были переименованы в A-10 11 июня 1948 года (A = амфибия). Поисковые и спасательные версии были обозначены SA-10 (SA = Search/Amphibian). [ 48 ]
- OA-10A
- Обозначение USAAF для PBV-1A. 230 передано из ВМС США. Выжившие самолеты были переименованы в A-10A 11 июня 1948 года. Поисковые и спасательные версии были обозначены SA-10A . Три дополнительных самолета были перенесены из ВМС США в 1949 году в качестве SA-10AS. [ 48 ]
- OA-10B
- Обозначение USAAF для PBY-6A. 75 переведены из ВМС США. Выжившие самолеты были переименованы в A-10B 11 июня 1948 года. Поисковые и спасательные версии были обозначены SA-10B . [ 48 ]
Королевские ВВС
[ редактировать ]
- Каталина я
- Прямая покупка самолетов для Королевских ВВС , такая же, как и PBY-5 с шестью 0,303 дюймами (7,7 мм) оружия (один в луке, четыре в волдынях по талии и один корт шага) и питается на два 1200 л.с. (890 кВт ) R-1830-S1C3-G Двигатели, 109 построены.
- Каталина IA
- Управляется Королевскими канадскими ВВС в качестве Canso, 14 построено.
- Екатерина иб
- Lend-Lease PBY-5BS для RAF, 225 самолетов.
- Каталина II
- Изменения оборудования, шесть построенных.
- Каталина IIA
- Vickers-Canada построил Catalina II для RAF, 50 построено.
- Каталина IIIA
- Бывшие военно-морские флоты США PBY-5AS, используемые RAF на Северной Атлантической паромной службе , 12 самолетов. Это были единственные амфибии, которые видели обслуживание RAF.
- Каталина НДС
- Lend-Lease PBY-5s для RAF, 93 самолетов.

- Каталина IVB
- Lend-Lease PB2B-1 для RAF, некоторые для Королевских австралийских ВВС.
- Каталина VI
- Lend-Lease PB2B-2S для RAF, некоторые для RAAF.
Королевские канадские ВВС
[ редактировать ]
- Усталый
- PB2B-1 Летающие лодки для RCAF. 17 построено. [ 49 ] [ 50 ]
- Усталый
- Амфибийные самолеты PBV-1A и PB2B-1A, производимые для RCAF (A = амфибия). 150 PBV-1A и 55 PB2B-1A построены. [ 49 ] [ 50 ]
- Устал 2f
- Canso перестройка как безоружный грузовой самолет (F = груз). Некоторые из них оснащены радаром Ребекки для навигации, а некоторые самолеты также несли Лоран . [ 51 ]
- Устал 2SR
- Canso перестройка как безоружный поисковый и спасательный самолет (sr = search/rescue). Некоторые из них оснащены радаром Ребекки для навигации, а некоторые самолеты также несли Лоран. [ 51 ]
Другие пользователи
[ редактировать ]- Гф
- Советское обозначение для транспортных версий PBY -5 (« Gydro Samoliot Transportnyi » - транспортное гидросамолет).

- TP 47
- Шведское обозначение трех безоружных консолидированных амфибийных самолетов VB4-54, используемых шведскими ВВС с 1946 по 1958 год (TP = транспорт). [ 1 ] Они были изменены с помощью поисковых радаров в носовой башне в начале 1950 -х годов.
- CA-10
- В 1950-х годах несколько гражданских каталинов были преобразованы в качестве грузового транспортного самолета CA-10, название получено из ВВС A-10 (C = груз). [ 48 ]
- Steward-Davis Super Catalina ("Super Cat")
- Каталина преобразована для использования 1700 л.с. (1300 кВт) Wright R-2600 Cyclone 14 с увеличенным рулем и другими изменениями. двигателей
- Avalon Turbo Cano
- Предлагаемое турбовинтовое преобразование водных бомбардировщиков CANSO, оснащенное двумя двигателями Rolls-Royce DART .
- Каталина II
- Предлагаемая модернизированная версия Каталины («амфибийные самолеты следующего поколения»), разработанная Catalina Aircraft Systems, которая на 2023 году владеет типом сертификата типа PBY-5 . Проект был предложен в гражданских и военных версиях. [ 52 ] [ 53 ]
Производство
[ редактировать ]Модель | Производственный период | Количество |
---|---|---|
PBY-1 | Сентябрь 1936 г. - 1937 год | 60
|
PBY-2 | Май 1937 - февраль 1938 г. | 50
|
PBY-3 | Ноябрь 1936 - август 1938 г. | 66
|
PBY-4 | Май 1938 - июнь 1939 года | 32
|
PBY-5 | Сентябрь 1940 - июль 1943 года | 684
|
PBY-5A | Октябрь 1941 - январь 1945 года [ 54 ] | 802
|
PBY-6A | Январь 1945 - май 1945 г. [ 54 ] | 175
|
Операторы
[ редактировать ]Аргентина
Австралия
Бразилия
Канада
Чили
Колумбия
Куба
Дания
Доминиканская Республика
Эквадор
Франция
Греция
Исландия
Индонезия
Израиль
Япония
Мексика
Нидерланды
Новая Зеландия
Никарагуа
Норвегия
Парагвай
Перу
Филиппины
ЮАР
Испания
Швеция
Советский Союз
Тайвань
Великобритания
Соединенные Штаты
Уругвай
Выживший самолет
[ редактировать ]Технические характеристики (PBY-5A)
[ редактировать ]
Данные энциклопедии мировой воздушной энергетики , [ 55 ] Боевой самолет Джейн во Второй мировой войне , [ 54 ] Справочник по инструкциям по эрекции и техническому обслуживанию для самолетов ВМС модель PBY-5 и PBY-5A , [ 56 ] и поиск производительности. [ 57 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 8-Пилот, со-пилот, лук-башню, механик полета, радиоман, навигатор и два канонира талии
- Длина: 63 фута 10,875 в (19,47863 м)
- Размах крыльев: 104 фута (32 м)
- Высота: 21 фут 1 дюйма (6,43 м)
- Область крыла: 1400 кв. Футов (130 м 2 )
- Соотношение сторон : 7,73
- Пустой вес: 20 910 фунтов (9 485 кг)
- Максимальный вес взлета: 35 420 фунтов (16 066 кг)
- Коэффициент перетаскивания с нулевым подъемом : 0,0309
- Перетаскивающая зона: 43,26 фута 2 (4,02 м 2 )
- Силовая установка: 2 × Pratt & Whitney R-1830-92-двойная оса 14-цилиндровые радиальные поршневые двигатели с воздушным охлаждением, 1200 л.с. (890 кВт) каждый
- Пропеллеры: 3-летовые пропеллеры с постоянной скоростью
Производительность
- Максимальная скорость: 196 миль в час (315 км/ч, 170 кН)
- Скорость круиза: 125 миль в час (201 км/ч, 109 кН)
- Диапазон: 2,520 миль (4,060 км, 2,190 нми)
- Потолок обслуживания: 15 800 футов (4800 м)
- Скорость подъема: 1000 футов/мин (5,1 м/с)
- Подъем к драгу: 11,9
- Загрузка крыла: 25,3 фунта/кв. Фута (124 кг/м 2 )
- Мощность/масса : 0,067 л.с./фунт (0,110 кВт/кг)
Вооружение
- Оружие: 3 х .30 кал (7,62 мм) Пулеметы (два в носовой башне, один в вентральном люке у хвоста)
- 2 x .50 Cal (12,7 мм) Пулеметы (по одному в каждой талии)
- Бомбы: 4000 фунтов (1814 кг) бомб или глубины; Также были доступны стойки торпедо
Смотрите также
[ редактировать ]Связанная разработка
- Птичья новатор - 4 двигателя каталина
- Консолидированный P2Y
- Консолидированный PB2Y Coronado
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список консолидированных выживших PBY Catalina
- Список летающих лодок
- Список операторов PBY Catalina
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый «Ингласат Фотографи По ТП 47» . Digitaltmuseum.se . Шведские ВВС . Получено 16 мая 2024 года .
Inglasat foto På TP 47-Консолидированный Vultee Consolidated PB4-54 "Catalina" 1946-1958.
- ^ Нога 2002, с.
- ^ Кинвилл, Патрик (7 марта 2017 г.). «Советские каталины из Второй мировой войны» . VVS Воздушная война - Советские воздушные силы на войне . VVS Warbirds. Архивировано из оригинала 12 мая 2019 года . Получено 4 сентября 2020 года .
- ^ Jane's All The World's Aircraft 1955-56 с. 188
- ^ "Pby Catalina" . Военно -морская история и наследия Commandpby: Catalina . Получено 29 апреля 2024 года .
- ^ Jump up to: а беременный Cacutt 1989, с. 187–194.
- ^ «Каталина самолет - описание - спецификации» . CatalinaFlying.org.au . Получено 31 января 2018 года .
- ^ Вегг 1990, с. 70
- ^ Creed 1985, p. 48
- ^ Jump up to: а беременный Бриджмен 1946, с. 247
- ^ Тримбл, Уильям (1990). Крылья для военно-морского флота: история военно-морской фабрики самолетов, 1917-1956 . Аннаполис: Военно -морской институт США. С. 248–249. ISBN 9780870216633 .
- ^ "Фабрика военно-морского самолета PBN-1 Nomad." Авиационный энтузиаст угол . Получено: 14 ноября 2017 года.
- ^ Ганстон 1986, с. 63.
- ^ Выветрился, Уильям У. «Комментарий и обсуждение». Труды Военно -морского института Соединенных Штатов , октябрь 1968 года.
- ^ Jump up to: а беременный «Официальная хронология ВМС США во Второй мировой войне-1941» . Общественная библиотека и цифровой архив . 9 марта 1941 года . Получено 18 января 2021 года .
- ^ Холленбах, Джеффри (15 апреля 1941 года). «Инновация в морском патруле: эскадрильи USN PBY Catalina в Тихоокеанском районе операций. 1941-1945» (PDF) . USMC Command и Check College . Архивировано (PDF) от оригинала 27 января 2021 года . Получено 18 января 2021 года .
- ^ Хофманн, Маркус. " U 347 " . Deutsche U-Boote 1935–1945-U-boot-archiv.de (на немецком языке) . Получено 26 декабря 2014 года .
- ^ «Бразилия во Второй мировой войне:« Арара », Каталина, которая уничтожила U-199» (на португальском языке). Naval.com, 8 ноября 2008 года. Получено: 15 февраля 2011 года.
- ^ Миллер 1997 , с. 162.
- ^ Смит, Леонард Б. "Бисмарк: доклад разведки и поиска Бисмарка по прапорщику Смита". Архивировано 5 декабря 2010 года в Библиотеке Конгресса Веб -архив Военно -морской История и наследие (часто задаваемые вопросы) , 9 июня 1941 года. Получено: 18 июня 2010 года.
- ^ «Бисмарк: британское/американское сотрудничество и разрушение немецкого линкора». Архивировано 6 декабря 2010 года в The Wayback Machine Matchal History & Heritage (часто задаваемые вопросы) , 4 ноября 2009 года. Получено: 18 июня 2010 года.
- ^ «Летающие лодки в Фермане». Архивировано 2012-07-20 на машине Wayback Machine Inland Waterways News, Ассоциация внутренних водных путей, Ирландия , весна 2002 года. Получено: 20 мая 2012 года.
- ^ "Кантри -парк замок Архидал". Архивировал 2009-05-01 в Athapeback Machine Agency Agency Environment Agency . Получено: 19 июля 2009 г.
- ^ Алан Уоррен (2007), стр. 86
- ^ L, Klemen; Косен, Берт; Бернаудин, Пьер-Эммануэль; Нихорстер, доктор Лео; Такизава, Акира; Карр, Шон; Брошот, Джим; Leulliot, Nowfel (1999–2000). «За семьдесят минут до Перл -Харбора - посадка в Кота Бхару, Малайя, 7 декабря 1941 года» . Забытая кампания: кампания голландской Ост -Индии 1941–1942 .
- ^ «H-003-3 доблесть азиатского флота» . www.history.navy.mil . Получено 18 сентября 2021 года .
- ^ «Американское патрульное крыло 10 в голландской Ост -Индии, 1942» . Warfare.ihostfull.com . Получено 18 сентября 2021 года .
- ^ . «Скаутирование и ранние атаки с Мидуэй, 3–4 июня 1942 года». Архивировано 13 апреля 2010 года в Библиотеке Конгресса Веб -архив Соединенных Штатов Военно -морской исторический центр , 1999 год. Получено: 18 июня 2010 года.
- ^ Greenhous et al. 1994, с. 386.
- ^ «Онлайн -библиотека избранных изображений: Вторая мировая война в Тихом океане: битва за Мидуэй» . Гипервар . Военно -морская история и команда наследия . Получено 21 апреля 2017 года .
- ^ Перри, Майк (21 октября 2012 г.). «Военная история- черные кошки правят ночью» . Sofrep . Sofrep Media Group. Архивировано из оригинала 31 августа 2020 года . Получено 31 августа 2020 года .
- ^ Крокер, Мел (1987). Черные кошки и тупы: борьба с PBY Второй мировой войны (второе изд.). Хантингтон -Бич, Калифорния: Crocker Media Expressions. С. 232–237, 246–247. ISBN 0971290105 Полем Получено 4 сентября 2020 года .
- ^ Gaunt and Cleeworth 2000.
- ^ "Гуньянгара" . Пасм . 26 февраля 1978 года. Архивировано с оригинала 10 октября 2020 года . Получено 6 октября 2020 года .
- ^ «Дженнифер Грей идет по воздуху». Qantas Empire Airways . 15 (3): 11 марта 1949 года.
- ^ "Каталинас". КАНТАС ИСТОРИЯ . Получено: 26 октября 2011 г.
- ^ Небо за пределами, сэр Гордон Тейлор
- ^ «Короткий Сандрингем F-Obip» . QAM.com.au. Получено 23 ноября 2015 года .
- ^ Симпсон, Маргарет. "Flight Boat Catalina Frigate Bird Bird II " . Музей прикладных искусств и наук .
- ^ "Консолидированный vultee 28 (PBY-5A/C-10A) Каталина". Мусал . Получено: 18 июня 2010 года.
- ^ "Авиационная авария ASN Консолидированная PBY-6A Catalina N101CS Alverca". Авиационная сеть безопасности . Получено: 30 октября 2011 года.
- ^ Добавить 2002, с.
- ^ Лучший 2013, с. 107
- ^ Jump up to: а беременный «Самолет Catalina объявляет о возрождении культовых амфибийных самолетов WW2» . Aerotime Hub, 25 июля 2023 года . Получено 1 октября 2023 года .
- ^ «Знаменитая каталина летающая лодка будет воскрешена в качестве новой категории транспортировки производственного транспорта» . Vintage Aviation News, 4 августа 2023 года . Получено 1 октября 2023 года .
- ^ Хейворд, Джон Т., Вадм Усн. «Комментарий и обсуждение» Материалы Военно -морского института Соединенных Штатов, август 1978 г., с. 24
- ^ ER Johnson (2009). Американские летающие лодки и амфибийные самолеты, иллюстрированная история (PDF) . McFarland & Company, Inc. с. 100–101 . Получено 12 октября 2022 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Джос Хейман. «Военные самолеты США» (PDF) . usmilitaryaircraft.files.wordpress.com . Получено 11 февраля 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный Wikene, I. (1979). «Canso & Catalina в RCAF» . В Уилкинсоне, Лес (ред.). Я никогда не забуду ... Канадская авиация во второй мировой войне . Уиллоудейл, Онтарио: Канадское авиационное историческое общество. с. 48 . ISBN 0-920610-00-5 .
- ^ Jump up to: а беременный Ваб Дуглас (1987). Создание национальной военной авиации, официальной истории Королевской авиации Канады, том II (PDF) (на французском языке). Канада: Министерство национальной обороны Канады. п. 443. ISBN 9780660925059 Полем Получено 11 февраля 2023 года .
Эти 50 самолетов включали в себя модификации, предписанные мат -мажором канадского 1'Air, и были первыми, кто носил разработанную «canso» - canso «a» для амфибийной версии - в течение 1'arc (девять Каталина, у которой имел PRZTKS был построен в соответствии с несколько иными британскими специальными предложениями и, следовательно, продолжает носить это имя).
- ^ Jump up to: а беременный EO 05-60A-1, пилоты, работающие инструкции, CANSO 2F и 2SR, выпущенные для власти начальника воздушного персонала (PDF) . Королевские канадские ВВС. 1954 . Получено 11 февраля 2023 года .
- ^ Альтман, Говард (25 июля 2023 г.). «Возрождение Pby Catalina для современной войны - это цель этой компании» . Драйв / зона военных действий.
- ^ Найлс, Русс (27 июля 2023 г.). «Компания планирует построить новые PBY Catalinas» . Avweb . Архивировано из оригинала 27 июля 2023 года . Получено 27 июля 2023 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Бриджмен 1946, с. 218
- ^ Ганстон, Билл, изд. Энциклопедия мировой воздушной энергии. Лондон: Aerospace Publishing Ltd, 1981. ISBN 0-517-53754-0 .
- ^ Справочник по инструкциям по эрекции и техническому обслуживанию для самолетов ВМС модель PBY-5 и PBY-5A
- ^ Лофтин, Л.К., младший. «Поиск производительности: эволюция современного самолета». Архивировано 29 мая 2018 года на машине Wayback NASA SP-468. Получено: 18 июня 2010 года.
Библиография
[ редактировать ]- Лучше всего, Мартин С. "Разработка коммерческой авиации в Чине: Часть 21А: Группа Chine Airlines". Архив воздуха , осень 2013. С. 107–122. ISSN 0262-4923 .
- Бриджмен, Леонард. «Консолидированная модель Vultee Model 28 Catalina». Боевой самолет Джейн во Второй мировой войне . Лондон: Студия, 1946. ISBN 1-85170-493-0 .
- Cacutt, Len, ed. «Pby Catalina: Ocean Patroller». Великий самолет мира . Лондон: Маршалл Кавендиш, 1989. ISBN 1-85435-250-4 .
- Крид, Роско. Pby: Каталина летающая лодка . Аннаполис, Мэриленд: издательство военно -морского института США, 1986. ISBN 0-87021-526-4 .
- Крокер, Мел. Черные кошки и тупы: WW II's Fighting Pbys . Хантингтон -Бич, Калифорния: Crocker Media Expressions, 2002. ISBN 0-9712901-0-5 .
- Дорни, Луи Б. В флоте США в флоте Pby Catalina подразделения Тихоокеанской войны . Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2007. ISBN 1-84176-911-8 .
- Фриман, Элмер (1984). Эти военно -морские парни и их PBY: Алеутское решение . Spokane, Wash.: Kedging Publishing Co. ISBN 0-9632463-0-5 .
- Гонт, Коралл и Роберт Кливорт. Кошки на войне: история каталина Раафа в Азиатско -Тихоокеанском театре войны. Roseville, NSW Australia: JR Cleworth, 2000. ISBN 978-1-86408-586-0 .
- Greenhous, Breteton et al. Тиг, войной 1939–1945 гг.: Официальная история Королевских канадских ВВС, Vol. Iii. Торонто: Университет Торонто Пресс, 1994. ISBN 978-0-8020-0574-8 .
- Ганстон, Билл (1986). Американские войны . Нью -Йорк: Crown Publishers Inc. ISBN 0-517-61351-4 .
- Хендри, Эндрю. Летающие кошки: самолет Каталина во Второй мировой войне . Аннаполис, Мэриленд: издательство военно -морского института США, 1988. ISBN 0-87021-213-3 .
- Говард, Пол. Французская тихоокеанская «кошки»: службы летающих лодок в Тихом океане, 1946–1971 . Энтузиаст воздуха 111, май/июнь 2004 г., с. 38–44. ISSN 0143-5450
- Говард, Пол (март -апрель 2001). «Кошки острова: коммерческие операции по каталине в Новой Гвинеи, часть первой». Энтузиаст воздуха (92): 54–58. ISSN 0143-5450 .
- Кинзи, Берт. Pby Catalina в деталях и масштабе . Carrollton, Texas: Squadron/Signal Publications, Inc., 2000. ISBN 1-888974-19-2 .
- Нотт, Ричард С. Черные кошки Рейдеры Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: издательство военно -морского института США, 2000. ISBN 1-55750-471-7 .
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью -Йорк: Frederick Warne & Co.
- Легг, Дэвид. Консолидированная Pby Catalina: рекорд мирного времени . Аннаполис, Мэриленд: издательство военно -морского института США, 2002. ISBN 1-55750-245-5 .
- Миллер, Натан (1997). Война в море: военно -морская история Второй мировой войны . Нью -Йорк: издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-511038-8 .
- «Пентагон над островами: тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Энтузиаст воздуха ежеквартально (2): 154–162. ND ISSN 0143-5450 .
- Петску, Флориан Ион и Рейли Виктория Петску. История авиации . Стоутон, Висконсин: книги по требованию, 2012. ISBN 978-3-84823-077-8 .
- Принс, Франсуа (весна 1994). «Новарный дух: история Qantas». Энтузиаст воздуха . № 53. С. 24–32. ISSN 0143-5450 .
- Рагнарссон, Рагнар. ВМС США КАТАЛИНА КАТАЛИНА АТЛАНТИЧЕСКОЙ войны . Botley, Oxford, UK: Osprey Publishing, 2006. ISBN 1-84176-910-X .
- Скарборо, Уильям Э. Пиби Каталина в действии (Самолет № 62). Carrollton, Texas: Squadron/Signal Publications, Inc., 1983. ISBN 0-89747-149-0 .
- Скарборо, Уильям Э. Пби Каталина: прогулка . Carrollton, Texas: Squadron/Signal Publications, Inc., 1996. ISBN 0-89747-357-4 .
- Вагнер, Рэй. История Pby Catalina (Aero Biographies Volume 1). Сан -Диего, Калифорния: Flight Classics, 1972. ISBN 978-0-911721-30-0 .
- Вегг, Джон. General Dynamics самолеты и их предшественники . Лондон: Путнэм, 1990. ISBN 0-85177-833-X .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Mormillo, Frank B. (март -апрель 1999). «Позвоните в пожарную атаку!: Формирование« один-два »от Марса и PBY все еще может превзойти современные варианты». Энтузиаст воздуха (80): 5–11. ISSN 0143-5450 .
- Нуньес Падин, Хорхе Феликс (2009). Нуньес Падин, Хорхе Феликс (ред.). JRF GOOSE, PBY CATALINA, PBM MARINER & HU-16 Albatros . Серия Aeronaval (на испанском). Vol. ISBN 9789872055745 Полем Архивировано с оригинала 3 марта 2016 года . Получено 26 января 2015 года .
- Померой, Колин А. (июль -август 2002). «Бермудские» лодки: снимки эпохи летящей лодки RAF на Бермудских островах ». Энтузиаст воздуха . № 100. С. 40–45. ISSN 0143-5450 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Фонд PBY Catalina Archived 20 октября 2017 года на машине Wayback
- (1945) Справочник по ремонту структурного ремонта 01-5M-3 для моделей ВМС PBY-5, PBY-5A, PBY-6A Army Model Model OA-10
- Catalina Aircraft Trust
- Популярная механика , февраль 1943 года, «Вот и кошки», очень большая и подробная статья
- Сферические панорамы восстановления до 1943 года WW II Конфигурация Catalina 2459 по Фонду Collings Foundation
- https://www.catalina.org.uk/
- Консолидированный самолет
- 1930 -х годов Патрульные самолеты США
- Летающие лодки
- Амфибийный самолет
- Самолет зонного крыла
- Патрульные самолеты Второй мировой войны Соединенных Штатов
- Самолеты военно -морских самолетов
- Крусный хвостовой самолет
- Самолет впервые пролетел в 1935 году
- Тракторный самолет с двойным поршнем