Дуглас C-47 Skytrain
C-47 Skytrain / Дакота C-53 Небесный штурмовик | |
---|---|
C-47 43-30652 "Whisky 7" на выставке D-Day Show в Даксфорде, 2014 г. | |
Роль | Военно-транспортный самолет |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Дуглас Эйркрафт Компани |
Первый полет | 23 декабря 1941 г. [ 1 ] |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Военно-воздушные силы армии США Королевские ВВС ВМС США Королевские ВВС Канады См. операторов |
Количество построенных | 10,174 |
Разработано на основе | Дуглас DC-3 |
Варианты | Дуглас XCG-17 Дуглас AC-47 Жуткий Дуглас R4D-8 |
Douglas C-47 Skytrain или Dakota ( обозначение RAF ) — военно-транспортный самолет, разработанный на базе гражданского авиалайнера Douglas DC-3 . Он широко использовался союзниками во время Второй мировой войны . Во время войны С-47 использовался для перевозки войск , грузов , десантников , для буксировки планеров и десантирования военных грузов с парашютом. C-47 оставался на передовой у различных военных операторов в течение многих лет. [ 2 ] Его было произведено примерно в три раза больше, чем более крупный и гораздо более тяжелый самолет Curtiss C-46 Commando , который выполнял аналогичную роль для вооруженных сил США.
Примерно 100 стран мира эксплуатируют C-47, выпущено более 60 вариантов самолета. Как и гражданский DC-3, C-47 остается на вооружении и по сей день, спустя более 80 лет после появления этого типа.
Проектирование и разработка
[ редактировать ]С-47 отличался от гражданского DC-3 множеством модификаций, в том числе наличием грузовой двери, подъемного устройства и усиленного пола, а также укороченного хвостового конуса для буксировочных скоб и астрокупола в крыше кабины. . [ 3 ] [ 4 ]
Во время Второй мировой войны вооруженные силы многих стран использовали С-47 и модифицированные DC-3 для перевозки войск, грузов и раненых. Обозначение ВМС США было R4D. Более 10 000 самолетов было произведено в Лонг-Бич и Санта-Монике, штат Калифорния , и Оклахома-Сити, штат Оклахома . С марта 1943 года по август 1945 года завод в Оклахома-Сити произвел 5354 самолета C-47. [ 2 ] [ 5 ]
Производство специализированного военного транспорта C-53 Skytrooper началось в октябре 1941 года на заводе Douglas Aircraft в Санта-Монике. У него не было грузовой двери, подъемника и усиленного пола, как у С-47. Всего было выпущено всего 380 самолетов, поскольку С-47 оказался более универсальным.
Супер DC-3 (R4D-8)
[ редактировать ]Большое количество DC-3 и излишков C-47 находились в коммерческом использовании в Соединенных Штатах в 1940-х годах. В ответ на предложенные изменения в требованиях к летной годности Правил гражданской авиации , которые ограничивали бы дальнейшее использование этих самолетов, Дуглас предложил в конце 1940-х годов модификацию DC-3 для улучшения взлетных и одномоторных характеристик. Эта новая модель, DC-3S или «Super DC-3», была на 39 дюймов (0,99 м) длиннее. Он позволил перевезти 30 пассажиров с увеличенной скоростью, чтобы конкурировать с более новыми авиалайнерами. Смещение центра тяжести назад привело к увеличению площади хвостового оперения и появлению новых внешних стреловидных крыльев. Были установлены более мощные двигатели и более короткие выхлопные трубы реактивного эжекционного типа. Это были либо Wright R-1820 1450 л.с. (1081 кВт) Cyclone мощностью 1475 л.с. (1100 кВт), либо Pratt & Whitney R-2000 Twin Wasps мощностью в мотогондолах большего размера. Незначительные изменения включали двери колесной арки, частично убирающееся хвостовое колесо, заклепки заподлицо и антенну с низким сопротивлением. Все это способствовало увеличению максимальной скорости до 250 миль в час (400 км/ч; 220 узлов). Поскольку было изменено более 75% исходной конфигурации DC-3/C-47, модифицированная конструкция представляла собой практически новый самолет. [ 6 ] Первый DC-3S совершил свой первый полет 23 июня 1949 года. [ 7 ]
Изменения полностью соответствовали новым требованиям летной годности FAR 4B со значительно улучшенными характеристиками. Однако коммерческие операторы не проявили особого интереса к DC-3S. Это было слишком дорого для мелких операторов, которые были его основной целью; только три были проданы Capital Airlines . ВМС США и Корпус морской пехоты США имели 100 своих самолетов R4D, модифицированных в соответствии со стандартами Super DC-3 как R4D-8, позже переименованных в C-117D. [ 8 ]
Операционная история
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]C-47 был жизненно важен для успеха многих кампаний союзников, в частности, на Гуадалканале и в джунглях Новой Гвинеи и Бирмы , где C-47 и его военно-морская версия R4D позволяли войскам союзников противодействовать мобильности легко передвигающейся японской армии. C-47 использовались для доставки грузов окруженным американским войскам во время битвы при Бастони в Бельгии. Однако, возможно, его самая влиятельная роль в военной авиации заключалась в перелете « Горба » из Индии в Китай. Опыт, полученный при полетах на «Горбе», позже был использован в Берлинском воздушном транспорте , в котором C-47 играл важную роль, пока самолет не был заменен на Douglas C-54 Skymasters . [ нужна ссылка ]
В Европе C-47 и специализированный парашютный вариант C-53 Skytrooper в огромных количествах использовались на более поздних этапах войны, особенно для буксировки планеров и десантирования парашютистов. Во время вторжения на Сицилию в июле 1943 года C-47 сбросили 4381 парашютист союзников. Более 50 000 парашютистов были сброшены с самолетов C-47 в течение первых нескольких дней кампании «День Д» , также известной как вторжение в Нормандию , Франция, в июне 1944 года. [ 9 ] В Тихоокеанской войне при бережном использовании островных взлетно-посадочных полос Тихого океана С-47 использовались для переправки солдат, служивших на Тихоокеанском ТВД, обратно в США.
Около 2000 самолетов C-47 (полученных по ленд-лизу ) на вооружении Великобритании и Содружества получили название «Дакота» , возможно, вдохновленное аббревиатурой «DACoTA» от Douglas Aircraft Company Transport Aircraft. [ 10 ]
C-47 также получил неофициальное прозвище « болванная птица ». На европейском театре военных действий [ 11 ] Другие источники [ 12 ] приписывают это имя первому самолету, USMC R2D - военной версии DC-2 - первому самолету, приземлившемуся на острове Мидуэй, где ранее обитал длиннокрылый альбатрос, известный как птица-гуни, обитавшая на Мидуэе.
Послевоенная эпоха
[ редактировать ]имело США ВВС Стратегическое авиационное командование ВВС США на вооружении самолеты Skytrain с 1946 по 1967 год. 6-я эскадрилья специальных операций летала на C-47 до 2008 года.
Поскольку все их самолеты и пилоты входили в состав ВВС Индии до обретения независимости, и ВВС Индии , и ВВС Пакистана использовали C-47 для перевозки грузов своим солдатам, сражавшимся в Индо-Пакистанской войне 1947 года .
После Второй мировой войны тысячи излишков C-47 были переоборудованы для использования гражданскими авиакомпаниями, некоторые из них остались в эксплуатации в 2012 году , а также использовались в качестве частных самолетов.
Вьетнамская война
[ редактировать ]Несколько вариантов C-47 использовались во время войны во Вьетнаме ВВС США, в том числе три усовершенствованных варианта радиоэлектронной борьбы, которые иногда называли «электрическими головорезами» и обозначались EC-47N, EC-47P или EC-47Q в зависимости от модели. используемый двигатель. Кроме того, HC-47 использовались 9-й эскадрильей специальных операций для ведения операций психологической войны над Южным Вьетнамом и Лаосом. Miami Air International, международный аэропорт Майами, был военным складом ВВС США, использовавшимся для переоборудования коммерческих самолетов DC-3/C-47 для использования в военных целях. Они прибыли как коммерческие самолеты, приобретенные у авиакомпаний третьего мира, и были полностью разобраны, перестроены и отремонтированы. Были установлены дальнобойные топливные баки, модернизированная авионика и артиллерийские установки. Они улетели как первоклассные военные самолеты, направлявшиеся в бой во Вьетнаме для выполнения различных миссий. [ Примечание 1 ] EC-47 также эксплуатировались ВВС Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. [ 14 ] Также был использован вариант боевого корабля с тремя миниганами калибра 7,62 мм, получивший обозначение AC-47 «Spooky» , часто прозванный « Пафф-волшебный дракон ». [ 11 ]
Варианты
[ редактировать ]- С-47
- Первоначальная военная версия DC-3 имела четыре члена экипажа (пилот, второй пилот, штурман и радист) и места для 27 военнослужащих вдоль внутренней части фюзеляжа. «Воздушные машины скорой помощи», приспособленные для эвакуации раненых, могли перевозить 18 носилок и медицинскую бригаду из трех человек; Всего построено 965 самолетов (в том числе 12 для ВМС США под обозначением R4D-1).
- С-47А
- C-47 с 24-вольтовой электрической системой, построено 5254 экземпляра, включая самолеты ВМС США, получившие обозначение R4D-5.
- RC-47А
- C-47A, оборудованный для фоторазведки и задач ELINT
- СК-47А
- C-47A, оборудованный для поисково-спасательных операций; переименован в HC-47A в 1962 г.
- ВЦ-47А
- C-47A оборудован для VIP-транспортной роли
- С-47Б
- Оснащены двигателями Р-1830-90 с двухскоростными нагнетателями (лучшие высотные характеристики) для покрытия маршрутов Китай - Бирма - Индия , построено 3364 экземпляра.
- ВК-47Б
- C-47B оборудован для VIP-транспортной роли
- ХС-47С
- C-47 испытан с поплавками Edo Model 78 на предмет возможного использования в качестве гидросамолета. [ 15 ] [ 16 ]
- С-47Д
- C-47B со второй скоростью (высокая производительность) нагнетателя двигателя, отключенной или снятой после войны.
- AC-47D Жуткий
- Боевой самолет с тремя боковыми Minigun калибра 0,30 дюйма (7,62 мм). пулеметами
- ЕС-47Д
- C-47D с оборудованием для калибровки электроники, 26 из которых были переоборудованы Хейсом в 1953 году; до 1962 г. имел обозначение AC-47D.
- НК-47Д
- C-47D модифицирован для испытательных целей
- RC-47D
- C-47D оборудован для фоторазведки и задач ELINT
- СК-47Д
- C-47D, оборудованный для поисково-спасательных операций; переименован в HC-47D в 1962 г.
- ВК-47Д
- C-47D оборудован для VIP-транспортной роли
- С-47Э
- Модифицированный грузовой вариант с местом для 27–28 пассажиров или 18–24 носилок.
- С-47Ф
- YC-129 переименован, прототип Super DC-3 для оценки ВВС США позже передан USN как XR4D-8.
- С-47Л/М
- C-47H/J, оборудованные для поддержки миссий военно-морского атташе американской миссии (ALUSNA) и консультативной группы военной помощи (MAAG).
- EC-47N/P/Q
- Самолеты C-47A и D модифицированы для задач ELINT/ARDF, N и P различаются по охватываемым радиодиапазонам, а Q заменяет аналоговое оборудование, установленное на N и P, цифровым комплектом, модернизированным антенным оборудованием и модернизированными двигателями.
- С-47Р
- Один С-47М, модифицированный для работы на высоте, специально для миссий в Эквадоре.
- C-53 Небесный штурмовик
- Военно-транспортная версия C-47, в которой отсутствовал усиленный грузовой пол, большая грузовая дверь и подъемное устройство, как у C-47 Skytrain . Он предназначался для перевозки войск и мог перевозить 28 пассажиров на фиксированных металлических сиденьях, расположенных рядами в бывшем грузовом отсеке; построено 221 человек.
- XC-53A Небесный штурмовик
- Один испытательный самолет, модифицированный в марте 1942 года, с полноразмахными щелевыми закрылками и системой противообледенения передней кромки горячим воздухом. Переоборудован в стандарт С-53 в 1949 году и продан как излишки.
- C-53B Небесный штурмовик
- Зимний и дальнемагистральный арктический вариант С-53 с дополнительными топливными баками в фюзеляже и отдельной штурманской астрокупольной станцией для астронавигации; построено восемь.
- C-53C Небесный штурмовик
- C-53 с большей дверью доступа по левому борту; 17 построено.
- C-53D Небесный штурмовик
- C-53C с электрической системой постоянного тока 24 В и 28 сиденьями, прикрепленными по бокам фюзеляжа; 159 построено.
- C-117A Небесный штурмовик
- C-47B с 24-местным салоном авиационного типа для перевозки персонала, построено 16 штук.
- ВК-117А
- Три переименованных C-117 использовались в VIP-роли.
- СК-117А
- Один C-117C переоборудован для спасения в воздухе и на море.
- С-117Б/ВК-117Б
- Высотные двухскоростные нагнетатели заменены односкоростными нагнетателями, построен один и преобразован из C-117A, все позже VC-117B.
- С-117Д
- USN/USMC R4D-8 изменил обозначение C-117D в 1962 году.
- ЛК-117Д
- USN/USMC R4D-8L переименован в LC-117D в 1962 году.
- ТС-117Д
- USN/USMC R4D-8T переименован в TC-117D в 1962 году.
- ВК-117Д
- USN R4D-8Z переименован в VC-117D в 1962 году.
- YC-129
- Прототип Super DC-3 для оценки ВВС США изменил обозначение C-47F и позже был передан ВМС США как XR4D-8 . Двигатели Wright R-1820 форсировали до 1425 л.с.
- СС-129
- Обозначение канадских вооруженных сил для C-47 (после 1970 г.)
- XCG-17
- Один C-47 испытывался как 40-местный десантный планер со снятыми двигателями и установленным обтекателем.
- R4D-1 Надземный поезд
- Версия C-47 USN / USMC
- Р4Д-3
- Двадцать C-53C переданы ВМС США
- Р4Д-5
- Вариант C-47A 24-вольтовая электрическая система, заменяющая 12-вольтовую систему C-47; переименован в C-47H в 1962 году, 238 передано из ВВС США.
- Р4Д-5Л
- Р4Д-5 для использования в Антарктиде. В 1962 году переименован в LC-47H. На фотографиях этого типа показаны снятие подвесных маслорадиаторов двигателя, типичных для установки двигателя R-1830; видимо, не нужен в холодных полярных регионах.
- Р4Д-5К
- R4D-5 для использования в качестве специального тренажера ECM. Переименован в EC-47H в 1962 году.
- Р4Д-5Р
- Р4Д-5 для использования в качестве личного транспорта на 21 пассажира и в качестве учебно-тренировочного самолета; переименован в TC-47H в 1962 г.
- Р4Д-5С
- Р4Д-5 для использования в качестве специального учебно-противолодочного самолета; переименован в SC-47H в 1962 г.
- Р4Д-5З
- Р4Д-5 для использования в качестве VIP-транспорта; переименован в VC-47H в 1962 г.
- Р4Д-6
-
- 157 C-47B переданы ВМС США; переименован в C-47J в 1962 г.
- R4D-6L, Q, R, S и Z
- Варианты серии R4D-5; переименован в LC-47J , EC-47J , TC-47J , SC-47J и VC-47J соответственно в 1962 году.
- Р4Д-7
- 44 самолета TC-47B переданы из ВВС США для использования в качестве учебно-тренировочных самолетов; переименован в ТС-47К в 1962 г.
- Р4Д-8
- модернизированные самолеты R4D-5 и R4D-6 с удлиненным фюзеляжем, двигателями Wright R-1820 , модифицированными крыльями и измененной конструкцией хвостового оперения; переименован в C-117D в 1962 г.
- Р4Д-8Л
- R4D-8 переоборудован для использования в Антарктике, переименован в LC-117D. в 1962 году
- Р4Д-8Т
- Р4Д-8 переоборудован в тренажеры экипажа, переименован в ТС-117Д . в 1962 году
- Р4Д-8З
- Р4Д-8 переоборудован в штабной транспорт, переименован в ВК-117Д. в 1962 году
- С-47ТП «Турбо Дак»
- Переоборудование двумя Pratt & Whitney Canada PT6A-67R турбовинтовыми двигателями и удлинением фюзеляжа для ВВС ЮАР.
- Базель БТ-67
- Конверсия С-47 с удлиненным фюзеляжем, усиленной конструкцией, современной авионикой и двумя турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A-67R.
Обозначения РАФ
[ редактировать ]- Дакота я
- Обозначение RAF для C-47 и R4D-1.
- Дакота II
- Обозначение британских ВВС для девяти самолетов C-53 Skytrooper, полученных по схеме ленд-лиза. Таким образом, в отличие от большинства самолетов RAF Dakota, эти самолеты представляли собой специальные транспортные средства для войск, у которых не было широких грузовых дверей и усиленного пола, как у C-47.
- Дакота III
- Обозначение британских ВВС для C-47A.
- Дакота IV
- Обозначение RAF для C-47B.
- Скорость полета AS.61
- Планируемая переоборудование самолета Dakota I компанией Airspeed. Ни один не построен.
- Скорость полета AS.62
- Планируемая переоборудование самолета Dakota II компанией Airspeed. Ни один не построен.
- Скорость полета AS.63
- Планируемая переоборудование самолета Dakota III компанией Airspeed. Ни один не построен.
- BEA Pionair/Дарт-Дакота
- Преобразование Dakota в двигатель Rolls-Royce Dart , используемое BEA для проверки турбовинтовых двигателей перед поступлением на вооружение Vickers Viscount . [ 17 ]
Преобразования послепродажного обслуживания
[ редактировать ]Операторы
[ редактировать ]- Аргентина
- Австралия
- Бельгия
- Бенин
- Биафра
- Бангладеш
- Боливия
- Бразилия
- Бирма
- Камбоджа
- Канада [ 18 ]
- Чад
- Чили
- Китай
- Колумбия
- Республика Конго
- Демократическая Республика Конго
- Куба
- Чехословакия
- Дания
- Доминиканская Республика
- Эквадор
- Египет
- Сальвадор
- Эфиопия
- Финляндия
- Франция
- Габон
- Греция
- Гватемала
- Гаити
- Гондурас
- Венгрия
- Исландия
- Индия
- Индонезия
- Иран
- Израиль
- Италия
- Кот-д’Ивуар
- Иордания
- Япония
- Кения
- Лаос
- Ливия
- Мадагаскар
- Малави
- У них было
- Мавритания
- Мексика
- Монако
- Марокко
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Никарагуа
- Нигер
- Нигерия
- Северная Родезия [ 19 ]
- Норвегия
- Мой собственный
- Пакистан
- Панама
- Папуа-Новая Гвинея
- Парагвай
- Перу
- Филиппины
- Польша
- Португалия
- Родезия
- Румыния
- Руанда
- Саудовская Аравия
- Сенегал
- ЮАР
- Южная Корея
- Южный Вьетнам
- Сомали
- Советский Союз (также как Лисунов Ли-2 )
- Шри-Ланка
- Испания
- Швеция
- Сингапур
- Сирия
- Тайвань
- Танзания
- Таиланд
- Togo
- Турция
- Уганда
- Уругвай
- Великобритания
- Соединенные Штаты
- Венесуэла
- Вьетнам
- Западная Германия
- Йемен
- Югославия
- Заир
- Замбия [ 19 ]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]Большое количество C-47, C-117 и других вариантов сохранилось и выставлено в музеях или в качестве памятников; действовали как боевые птицы ; или оставаясь в строю.
В рамках празднования 75-й годовщины в июне 2019 года 14 американских C-47 и еще одна группа «Даков» из Европы повторили маршрут через Ла-Манш в Нормандию, прошли примерно 850 таких самолетов по которому в день «Д» . [ 20 ] [ 21 ] Среди них были «Это все», «Брат» , «Бисквитный бомбардировщик Бетси» , «Мисс Монтана» , «Дух Беновии» , «Кукла Дня Д» , «Буги Бэби» , N47E «Мисс Вирджиния » и «Виски 7» . [ 22 ]
Технические характеристики (С-47Б-ДК)
[ редактировать ]Данные самолетов McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. [ 23 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 4 человека (пилот, второй пилот, штурман, радист)
- Вместимость: 28 военнослужащих или 6000 фунтов (2,72 т) груза.
- Длина: 63 фута 9 дюймов (19,43 м)
- Размах крыльев: 95 футов 6 дюймов (29,11 м)
- Высота: 17 футов 0 дюймов (5,18 м)
- Площадь крыла: 987 кв. футов (91,7 м 2 )
- Профиль профиля : корень: NACA 2215 ; совет: NACA 2206 [ 24 ]
- Пустой вес: 18 135 фунтов (8 226 кг)
- Полная масса: 26 000 фунтов (11 793 кг)
- Максимальный взлетный вес: 31 000 фунтов (14 061 кг)
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney R-1830-90C Twin Wasp с воздушным охлаждением мощностью 1200 л.с. (890 кВт) каждый. 14-цилиндровых радиально-поршневых двигателя
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 224 миль в час (360 км/ч, 195 узлов) на высоте 10 000 футов (3 000 м)
- Диапазон: 1600 миль (2600 км, 1400 миль)
- Перегоночная дальность: 3600 миль (5800 км, 3100 морских миль)
- Практический потолок: 26 400 футов (8 000 м)
- Время набора высоты: 10 000 футов (3 000 м) за 9 минут 30 секунд.
- Нагрузка на крыло: 26,3 фунта/кв. футов (128 кг/м). 2 )
- Мощность/масса : 0,0926 л.с./фунт (0,1522 кВт/кг)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
- Базель БТ-67
- Конрой Турбо-Три
- Дуглас AC-47 Жуткий
- Дуглас DC-3
- Дуглас XCG-17
- Лисунов Ли-2
- Сёва/Накадзима L2D
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список военных самолетов США
- Список обозначений самолетов ВМС США (до 1962 г.)
- Список непалубных самолетов, летавших с авианосцев
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Исторический снимок военного транспорта C-47 Skytrain. Архивировано 28 октября 2020 г. в Wayback Machine . Боинг . Проверено: 29 июня 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Паркер 2013, стр. 13, 35, 37, 39, 45–47.
- ^ Уилсон, Стюарт. Самолеты Второй мировой войны . Фишвик, АКТ, Австралия: Aerospace Publications Pty Ltd., 1998. ISBN 1-875671-35-8 .
- ^ Паркер 2013, стр. 37, 39, 45-47.
- ^ Герман 2012, стр. 202-203, 227.
- ^ "Super DC-3". Архивировано 21 июля 2017 г. в Wayback Machine . dc3history.org. Проверено 23 июня 2010 г.
- ^ Франсильон 1979, стр. 464–465.
- ^ Франсильон 1979, стр. 466–467.
- ^ Какатт, Лен. «Величайший самолет в мире», Exeter Books, Нью-Йорк, 1988. ISBN 0-7917-0011-9 .
- ^ «История: Военный транспорт Douglas C-47 Skytrain». Архивировано 28 октября 2020 г. в Wayback Machine . Боинг. Проверено: 14 июля 2015 г.
- ^ Jump up to: а б О'Рурк, Г.Г., капитан ВМС США. «О хосенозах, копытах и леворуких лопатах». Труды Военно-морского института США , июль 1968 г.
- ^ C-47/R4D Skytrain подразделений Тихого океана и CBI , Дэвид Исби, Osprey Combat Aircraft # 66, Osprey Publishing Limited, 2007
- ^ «Хронологическая история местонахождения EC-47 по бортовому номеру». Архивировано 8 октября 2020 г. на Wayback Machine ec47.com . Проверено: 7 апреля 2009 г.
- ^ Рикард, Дж. "Дуглас EC-47N". Архивировано 23 апреля 2020 г. в Wayback Machine . Historyofwar.org, 12 ноября 2008 г. Дата обращения: 7 апреля 2009 г.
- ^ «Авиация в длинных штанах» (фото XC-47C). Архивировано 9 сентября 2023 г. в Wayback Machine Popular Mechanics , июль 1944 г.
- ^ "DC-3 на поплавках". Архивировано 27 октября 2020 г. на Wayback Machine YouTube , 8 ноября 2008 г. Примечание: первая часть содержит редкие кадры из фильма времен Второй мировой войны и повествование руководителя проекта XC-47C.
- ^ «1952 | 3204 | Архив полетов» . Flightglobal.com. 15 августа 1951 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2017 г. Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ "Дуглас DC-3 (CC-129) Дакота". Архивировано 11 июня 2011 г. в Wayback Machine DND — ВВС Канады . Проверено: 14 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б «Торговые реестры» . Armstrade.sipri.org. Архивировано из оригинала 29 декабря 2017 г. Проверено 20 июня 2013 г.
- ^ «Мисс Монтана – Мисс Монтана в Нормандии» . Архивировано из оригинала 12 декабря 2020 года . Проверено 9 июня 2019 г.
- ^ Голдс, Алан (2 июня 2019 г.). «Ветеран Великой Отечественной войны возвращается в воздух» . www.cbsnews.com . Архивировано из оригинала 9 июня 2019 года . Проверено 9 июня 2019 г.
- ^ «Могучие пятнадцать — американский контингент, летящий в Нормандию» . Д. Эскадрилья Дня Общество DC-3. Архивировано из оригинала 30 ноября 2019 г. Проверено 7 января 2021 г.
Ссылка на архив с фотографиями самолетов.
- ^ Франсильон, Рене Дж. (1988). Самолеты McDonnell Douglas с 1920 года: Том I. Лондон: Издательство Военно-морского института. стр. 217–251. ISBN 0870214284 .
- ^ Леднисер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля» . m-selig.ae.illinois.edu . Архивировано из оригинала 26 марта 2019 года . Проверено 16 апреля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Андерсон, CE «Бад» (декабрь 1981 г. - март 1982 г.). «Пойманный за кончик крыла». Любитель воздуха . № 17. С. 74–80. ISSN 0143-5450 .
- Чорлтон, Мартин. Тропы в лесу . Ковбит, Великобритания: Old Forge Publishing Ltd, 2003. ISBN 0-9544507-0-1 .
- Де Винк, Эрве (август 1976 г.). «Adieu au «Dakota» de la Force aérienne belge» [Прощание с «Дакотами» бельгийских ВВС]. Le Fana de l'Aviation (на французском языке) (81): 17–19. ISSN 0757-4169 .
- Дональд, Дэвид. Полная энциклопедия мировой авиации . Нью-Йорк: Barnes & Noble, 1997. ISBN 0-7607-0592-5 .
- Флинтэм, Виктор. Воздушные войны и авиация: подробный отчет о воздушных боях с 1945 года по настоящее время . Нью-Йорк: факты в архиве, 1990. ISBN 0-8160-2356-5 .
- Франсильон, Рене Дж. Макдоннелл Дуглас Самолеты с 1920 года . Лондон: Патнэм и компания, 1979. ISBN 0-370-00050-1 .
- Грейдидж, Дженнифер М. Дуглас DC-1, DC-2, DC-3: первые семьдесят лет . Два тома. Тонбридж, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 2006. ISBN 0-85130-332-3 .
- Герман, Артур. Кузница свободы: как американский бизнес добился победы во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 2012. ISBN 978-1-4000-6964-4 .
- Каплан, Филип. Легенда: Праздник Дугласа DC-3/C-47/Дакота . Питер Ливанос и Филип Каплан, 2009 г. ISBN 978-0-9557061-1-0 .
- Паркер, Дана Т. Строительство Победы: производство самолетов в районе Лос-Анджелеса во время Второй мировой войны . Сайпресс, Калифорния: Dana Parker Enterprises, 2013. ISBN 978-0-9897906-0-4 .
- Пирси, Артур младший «Варианты Дугласа R4D (DC-3/C-47 ВМС США)». Самолет в профиль, Том 14 . Виндзор, Беркшир, Великобритания: Профильные публикации, 1974, стр. 49–73. ISBN 0-85383-023-1 .
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN 0143-5450 .
- Серрано, Хосе Луис Гонсалес (март – апрель 1999 г.). «Пятьдесят лет службы округа Колумбия: транспорты Дуглас, используемые ВВС Испании». Энтузиаст авиации (80): 61–71. ISSN 0143-5450 .
- Видфельдт, Бо (апрель – июль 1980 г.). « Операция «Бал»: операции USAAF в Швеции 1944–45». Любитель воздуха . № 12. С. 51–53. ISSN 0143-5450 .
- Йенн, Билл. Макдоннелл Дуглас: Повесть о двух гигантах . Гринвич, Коннектикут: Bison Books, 1985. ISBN 0-517-44287-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Boeing: Исторический снимок: военный транспорт C-47 Skytrain
- Руководство: (1943 г.) ТО № 01-40НЦ-1 «Инструкция по летной эксплуатации пилота» Самолет С-47. [ мертвая ссылка ]
- «Наши буксиры» . Национальная ассоциация пилотов планеров времен Второй мировой войны, 9 июля 2014 г.
- Руководство по подготовке пилотов C-47 – Цифровые коллекции Музея летной техники