Jump to content

Халаха

(Перенаправлено из галахически )

HAILA ( / Chans , добавляет книги / сток книги автора BAH LK XL ; Chwa XL - см. к скольжению, сток X- " [ 1 ] Еврейский : הֲלָכָה , романизированный : hălāḵā , sephardic : [halaˈχa] ), также транслитерируется как галаха , галаха и галочо ( ашкеназ : [haˈlɔχɔ] ), является коллективным органом еврейских религиозных законов , которые происходят из письменной и пероральной торы . Халаха основана на библейских заповедях ( Mitzvot ), последующих талмудических и раввинских законах , а также на обычаях и традициях, которые были составлены во многих книгах, таких как Shulchan Aruch . Халахи часто переводится как «еврейский закон», хотя более буквальный перевод может быть «способом вести себя» или «Путь ходьбы». Слово происходит от корня , который означает «вести себя» (также «идти» или «ходить»). Халаха не только направляет религиозные практики и убеждения; Это также направляет многочисленные аспекты повседневной жизни. [ 2 ]

Исторически широко распространенное соблюдение законов Торы является первым в качестве доказательства, начиная со второго века до нашей эры. [ 3 ] В диаспоре еврейской Халаха служил многим еврейским общинам в качестве подлежащего исполнению проспекта права - как гражданского , так и религиозного , поскольку в классическом иудаизме не существует никакой дифференциации. С тех пор, как еврейское просветление ( хаскала ) и еврейское освобождение , некоторые пришли, чтобы рассматривать халаху как менее обязательную в повседневной жизни, потому что оно опирается на раввинский интерпретацию, в отличие от авторитетного канонического текста, который записан на иврите. Библия . В соответствии с современным израильским законодательством определенные области израильской семьи и личного статуса находятся под властью раввинских судов, поэтому к ним обращаются согласно Халахе . Некоторые незначительные различия в галахе встречаются среди евреев ашкенази , евреев Мизрахи , евреев Сефарди , йеменцев , эфиопских и других еврейских общин, которые исторически жили в изоляции. [4]

Etymology and terminology

[edit]
A full set of the Babylonian Talmud

The word halakha is derived from the Hebrew root halakh – "to walk" or "to go".[5]: 252  Taken literally, therefore, halakha translates as "the way to walk", rather than "law". The word halakha refers to the corpus of rabbinic legal texts, or to the overall system of religious law. The term may also be related to Akkadian ilku, a property tax, rendered in Aramaic as halakh, designating one or several obligations.[6] It may be descended from hypothetical reconstructed Proto-Semitic root *halak- meaning "to go", which also has descendants in Akkadian, Arabic, Aramaic, and Ugaritic.[7]

Halakha is often contrasted with aggadah ("the telling"), the diverse corpus of rabbinic exegetical, narrative, philosophical, mystical, and other "non-legal" texts.[6] At the same time, since writers of halakha may draw upon the aggadic and even mystical literature, a dynamic interchange occurs between the genres. Halakha also does not include the parts of the Torah not related to commandments.

Halakha constitutes the practical application of the 613 mitzvot ("commandments") in the Torah, as developed through discussion and debate in the classical rabbinic literature, especially the Mishnah and the Talmud (the "Oral Torah"), and as codified in the Mishneh Torah and Shulchan Aruch.[8] Because halakha is developed and applied by various halakhic authorities rather than one sole "official voice", different individuals and communities may well have different answers to halakhic questions. With few exceptions, controversies are not settled through authoritative structures because during the Jewish diaspora, Jews lacked a single judicial hierarchy or appellate review process for halakha.

According to some scholars, the words halakha and sharia both mean literally "the path to follow". The fiqh literature parallels rabbinical law developed in the Talmud, with fatwas being analogous to rabbinic responsa.[9][10]

Commandments (mitzvot)

[edit]

Согласно Talmud ( Tractate Makot ), 613 Mitzvot находятся в Торе, 248 положительных («ты Шалт») Мицвот и 365 негативных («ты не») мицвот , дополненные семью мицвотом , законодательством Раббиса . [ 11 ] В настоящее время многие из 613 заповедей не могут быть выполнены до тех пор, пока строительство храма в Иерусалиме и универсальное переселение еврейского народа на земле Израиля со стороны Мессии. Согласно одному счету, можно сохранить только 369, а это означает, что 40% Mitzvot невозможно выполнить. [ 12 ]

Раввинский иудаизм разделяет законы на категории: [ 13 ] [ 14 ]

Сефер Тора в синагоге Glockengasse (музейные экспонаты), Кельн
  • Закон Моисея , который, как полагают, был раскрыт Богом израильтянам на библейской горе Синай . Эти законы состоят из следующего:
    • Письменная Тора , законы, написанные в еврейской Библии .
    • Устная Тора , законы, которые, как считается, были переданы перорально перед их более поздним сборником в таких текстах, как Мишна, Талмуд и раввинские коды.
  • Законы человеческого происхождения, включая раввинские указы, интерпретации, обычаи и т. Д.

Это разделение между выявленными и раввинскими заповедями может повлиять на важность правила, его применения и природы его постоянной интерпретации. [ 13 ] Галахические власти могут не согласиться с тем, какие законы попадают в какие категории или обстоятельства (если таковые имеются), при которых предварительные раббинические решения могут быть пересмотрены современными раввинами, но все галахические евреи считают, что обе категории существуют [ Цитация необходима ] и что первая категория неизменна, за исключением только для спасительных и подобных чрезвычайных обстоятельств.

Второе классическое различие - между письменным законом, законами, написанными в Библии иврита , и устным законом, законами, которые, как считается, были переданы перорально до их более поздней сборника в таких текстах, как Мишна, Талмуд и раввинские кодексы.

Заповеди делятся на положительные и отрицательные команды, которые обращаются по -разному с точки зрения божественного и человеческого наказания. Позитивные заповедь требуют выполнения действия, и считается, что он приближает исполнителя к Богу. Негативные заповедь (традиционно 365) запрещают конкретное действие, а нарушения создают расстояние от Бога.

Дальнейшее разделение - между Чукимом («Указания» - законами без очевидного объяснения, такого как Шатнец , закон, запрещающий носить одежду из смесей льняной белья и шерсти), Мишпатим («Суждения» - законы с очевидными социальными последствиями) и эдуот («суждения» - законы с очевидными социальными последствиями) и эдуот («суждения» - законы с очевидными социальными последствиями) и эдуот ( «Свидетельства» или «празднования», такие как Шаббат и праздники). На протяжении веков различные раввинские власти классифицировали некоторые из 613 заповедей во многих отношениях.

Другой подход делит законы на другой набор категорий: [ Цитация необходима ]

  • Законы в отношении Бога ( Бейн Адам Ламаком , горит. «Между человеком и местом»), и
  • Законы об отношениях с другими людьми ( Бин Адам Ле-Чаверо , «между человеком и его другом»).

Источники и процесс

[ редактировать ]
Эпохи еврейского права

Развитие халахи в период до Маккавеи , который был описан как период формирования в истории его развития, окутана безвестностью. Историк Ицхак Баер утверждал, что в этот период было мало чистой академической юридической деятельности и что многие из законов, возникающих в это время, были произведены средством правил соседского хорошего поведения аналогичным образом, что и греки в эпоху Солона . [ 15 ] Например, первая глава Бава Каммы , содержит формулировку закона деликтов, сформулированного от первого лица. [ 5 ] : 256 

Границы еврейского закона определяются в результате галахического процесса, религиозно-этической системы юридических рассуждений. Раввины, как правило, основывают свое мнение на первичных источниках халахи , а также на прецеденте, установленном предыдущими раббиническими мнениями. Основные источники и жанр халахи консультируются, включают:

  • Основополагающая талмудическая литература (особенно Мишна и Вавилонский Талмуд ) с комментариями;
    • Талмудическая герменевтика : наука, которая определяет правила и методы для исследования и точное определение значения Священных Писаний; Также включает в себя правила, из которых получены халахот и которые были установлены письменным законом. Они могут рассматриваться как правила, из которых получен ранний еврейский закон.
    • Гемара - Талмудический процесс выяснения галахи
  • Маймонида Пост-тальмудическая кодификационная литература, такая как Мишнех Тора и Шульчан Арух с его комментариями (см. #Codes еврейского закона ниже);
  • Правила и другие «законодательные» акты, обнародованные раввинами и коммунальными телами:
    • Gezeirah («Декларация»): «Профилактическое законодательство» раввинов, предназначенное для предотвращения нарушений заповедей
    • Таккана («ремонт» или «регулирование»): «позитивное законодательство», практика, учрежденные раввинами, не основанными (непосредственно) на заповедях
  • Минхаг : таможня, общественная практика и обычное право, а также примерные поступки выдающихся (или местных) раввинов;
  • Литература She'eloth U-Teshuvoth ( ответа , «вопросы и ответы»).
  • Дина Д'Алхута Дина («Закон короля-это закон»): дополнительный аспект халахи , являющийся принципом, признанным нееврейски Закон в иудаизме. Этот принцип применяется в первую очередь в областях коммерческого, гражданского и уголовного права.

В древности синедрин функционировал по существу в качестве Верховного суда и законодательного органа (в судебной системе США) для иудаизма, и имел право управлять обязательным законом, в том числе как полученные и его собственные раббинические указы, на всех евреях - разряжениях санхедрина стал халахой ; Смотрите устный закон . Этот суд прекратил функционировать в своем полном режиме в 40 г. н.э. Сегодня авторитетное применение еврейского законодательства остается местным раввинам и местным раввинским судам, с лишь местной применимостью. В филиалах иудаизма, которые следуют за халахой , мирянины принимают многочисленные специальные решения, но считаются не имеющими полномочия определять определенные вопросы.

Однако со времен синедрина ни одно тело или авторитет, как правило, не рассматривались как имеющие полномочия создавать общепризнанные прецеденты. В результате Халаха разработала несколько иначе, чем англо-американские юридические системы с Верховным судом, способным предоставить общепринятые прецеденты. Как правило, галахические аргументы эффективно, но неофициально, рецензируются. Когда раввинский Посек («Тот, кто делает заявление», «Decisor») предлагает дополнительную интерпретацию закона, это толкование может считаться обязательным для спрашивающего или непосредственного сообщества Посека. В зависимости от роста Посека и качества решения, интерпретация также может быть постепенно принята другими раввинами и членами других еврейских общин.

В соответствии с этой системой существует напряженность между актуальностью более ранних и более поздних властей в ограничении халяхической интерпретации и инноваций. есть принцип, С одной стороны, в Халахе чтобы не отвергать конкретный закон из более ранней эпохи, после того, как он принят сообществом как закон или клятву , [ 16 ] Если не поддерживается другой, соответствующий ранее прецедент; Смотрите список ниже. С другой стороны, другой принцип признает ответственность и полномочия более поздних властей, особенно в позеке, обрабатывающем тогдашний вопрос. Кроме того, галаха воплощает в себе широкий спектр принципов, которые допускают судебное усмотрение и отклонение (Ben-Menahem).

Несмотря на потенциал для инноваций, раввины и еврейские общины сильно различаются по поводу того, как они вносят изменения в галаху . Примечательно, что Поским часто распространяет применение закона в новые ситуации, но не рассматривает такие приложения как составляющие «изменения» в халахе . Например, многие ортодоксальные решения, касающиеся электричества, получены из решений, касающихся пожара, поскольку закрытие электрической цепи может вызвать искру. Напротив, консервативный Poskim считает, что переключение на электрическое оборудование физически и химически больше похоже на включение водопровода (что допускается халахой ), чем зажигание пожара (что недопустимо), и, следовательно, разрешено на Шаббате. Реформативный иудаизм в некоторых случаях явно интерпретирует Халаху , чтобы учитывать его взгляд на современное общество. Например, большинство консервативных раввинов распространяют применение определенных еврейских обязательств и допустимых действий для женщин (см. Ниже ).

В некоторых еврейских общинах существуют формальные организованные органы. В современном православном иудаизме нет ни одного комитета или лидера, но современные православные раввины в США обычно согласны с взглядами, установленный консенсусом лидерами раввинского совета Америки . В рамках консервативного иудаизма раввинское собрание имеет официальный комитет по еврейскому праву и стандартам . [ 17 ]

Обратите внимание, что Таккано (множественное число такканы ) в целом не влияет и не ограничивает соблюдение Торы Мицвот . (Иногда Таккана ссылается либо на Гезерот , либо Такканот .) Однако Талмуд заявляет, что в исключительных случаях мудрецы имели полномочия «искоренить дела из Торы». В талмудической и классической галахической литературе эта власть относится к полномочиям запрещать некоторые вещи, которые в противном случае были бы библейски санкционированы ( Шв V'al Ta'aseh : «Ты должен оставаться сидящим, а не делать»). Раввины могут принять решение о том, что конкретная мицва из Торы не должна выполняться, например, дуть шофар на Шаббат или брать Лулав и Этрог на Шаббат. Эти примеры такканота, которые могут быть выполнены из осторожности, чтобы некоторые не могли нести упомянутые предметы между домом и синагогой, таким образом, непреднамеренно нарушая субботу мелаха . Другая редкая и ограниченная форма такканы включала переоборудование запретов Торы. В некоторых случаях мудрецы позволяли временно нарушать запрет, чтобы поддерживать еврейскую систему в целом. Это было частью основы для Эстер Отношения с Ахасуэрусом (Ксер). Об общем использовании Takkanaot в еврейской истории см. В статье Takkanah . Для примеров этого использования в консервативном иудаизме см. Консервативную халаху .

Исторический анализ

[ редактировать ]

Древность правил может быть определена только датами властей, которые их цитируют; В общем, они не могут быть безопасно объявлены старше, чем Танна («ретранслятор»), которому они сначала приписаны. Однако уверен, что семь средних («измерения» и ссылка на [хорошее] поведение) Гилеля и тринадцати из Измаила раньше, чем время самого Хиллера, который был первым, кто передавал их.

Талмуд не дает никакой информации о происхождении среднегодота, хотя геоним («мудрецы») рассматривал их как синайт ( закон, данное Моисею на Синае ).

Middot, похоже, был впервые изложен в качестве абстрактных правил учителей Хилеля, хотя они не были сразу признаны всеми действительными и обязательными. Различные школы интерпретировали и изменяли их, ограничивали или расширили их по -разному. Раввин Акива и раввин Измаил и их ученые особенно внесли свой вклад в развитие или установление этих правил. «Однако следует иметь в виду, что ни Гилль, Ишмаил, ни [современник их названный] Элиэзер Бен Хосе не стремился дать полное перечисление правил интерпретации в его дне, но они опустили из своих коллекций Много правил, которые затем следуют ». [ 18 ]

Акива посвятил свое внимание грамматическим и экзегетическим правилам, в то время как Измаил разработал логическую. Правила, изложенные одной школой, часто были отвергнуты другой, потому что принципы, которые руководствовались ими в их соответствующих формулировках, были по существу различными. Согласно Акиве, божественный язык Торы отличается от речи людей из -за того, что в первом ничем словом или звуке излишнее.

Некоторые ученые наблюдали сходство между этими раввинскими правилами интерпретации и герменевтикой древней эллинистической культуры. Например, Саул Либерман утверждает, что имена среднего уровня раввина Измаила (например, Кал Вахомер , сочетание архаичной формы слова для «соломы» и слова «глина» - «солома и глина», ссылаясь на очевидное [Средства для создания грязного кирпича]) - это перевод на иврите греческих терминов, хотя методы этих средних показателей не имеют греческого происхождения. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ]

Просмотры сегодня

[ редактировать ]
Художественный дух свободы Аггады (слева, представленным Соломоном ) и юридические божественные решения Халаха (справа, представленное Аароном и его сыновьями) на Кнессете Менора

Ортодоксальный иудаизм утверждает, что Халаха является божественным законом , изложенным в Торе (пять книг Моисея), раввинские законы, раввинские указы и обычаи вместе взятые. Раввины, которые сделали много дополнений и толкований еврейского закона, сделали это только в соответствии с правилами, которые, по их мнению, были даны для этой цели Моисею на горе Синай , см. Второзаконие 17:11 . См. Ортодоксальный иудаизм, убеждения о еврейском праве и традициях . [ 22 ]

Консервативный иудаизм считает, что халаха является нормативной и обязательной, и развивается как партнерство между людьми и Богом, основанным на синайтской Торе. Несмотря на то, что существует широкий спектр консервативных взглядов, общее убеждение заключается в том, что Халаха является и всегда был развивающимся процессом, подлежащим интерпретации раввинов в каждый период. См. Консервативный иудаизм, убеждения .

Реконструкционист иудаизм утверждает, что халаха является нормативной и обязательной, а также считая, что это развивающаяся концепция и что традиционная галахическая система не способна создать кодекс поведения, который имеет значение и приемлемо для подавляющего большинства современных евреев. Основатель реконструкции Мордехай Каплан полагал, что «еврейская жизнь [не имеет смысла без еврейского закона», и одна из досок Общества для еврейской растительности, из которого Каплан был одним из основателей, заявили: «Мы принимаем халяху, которые были одним из основателей, заявили:« Мы принимаем халаху, которые был одним из основателей: «Мы принимаем халаху коренятся в Талмуде, как норму еврейской жизни, в то же время воспользовавшись собой метода, подразумевающего в нем для интерпретации и развития тела еврейского закона в соответствии с реальными условиями и духовными потребностями современной жизни ». [ 23 ]

Реформа иудаизма считает, что современные взгляды на то, как развился Тора и раввинский закон, подразумевают, что тело раббинового еврейского закона больше не является нормативным (считается обязательным) для евреев сегодня. Те, кто находится в «традиционалистском» крыле, считают, что галаха представляет собой личную отправную точку, считая, что каждый еврей обязан интерпретировать Тору, Талмуд и другие еврейские произведения для себя, и эта интерпретация создаст отдельные заповедь для каждого человека. Те, кто находится в либеральных и классических крыльях реформы, считают, что в наше время и эпоха большинство еврейских религиозных ритуалов больше не необходимы, и многие считают, что следуя большинству еврейских законов на самом деле являются контрпродуктивными. Они предполагают, что иудаизм вступил в фазу этического монотеизма, и что законы иудаизма являются лишь остатками более ранней стадии религиозной эволюции и не должны следить. Это считается неправильным и даже еретическим , по ортодоксальному и консервативному иудаизму.

Гуманистические евреи ценят Тору как исторический, политический и социологический текст, написанный их предками. Они не верят, «что каждое слово Торы является правдой или даже морально правильным, просто потому, что Тора старая». Тора не согласна с ними, так и допрашивалась. Гуманистические евреи считают, что весь еврейский опыт, а не только Тора, следует изучать как источник для еврейского поведения и этических ценностей. [ 24 ]

Некоторые евреи считают, что язычники связаны подмножеством галахи, называемых семью законами Ноя , также называемыми законами Ноахида. Это набор императивов, которые, по мнению Талмуда, были даны Богом «детям Ноя», то есть все человечество. [ 25 ]

Гибкость

[ редактировать ]

Несмотря на свою внутреннюю жесткость, Халаха имеет определенную степень гибкости в поиске решений современных проблем, которые явно не упоминаются в Торе. С самого начала раввинского иудаизма, халахическое исследование позволило «чувство непрерывности между прошлым и настоящим, самоочевидное доверие к тому, что их модель жизни и веры теперь соответствовали священным моделям и убеждениям, представленным Писанием и традицией». [ 26 ] Согласно анализу еврейского ученого Джеффри Рубенштейна из книги Майкла Бергера « Раввинская власть », авторитет, которую владеют раввины, - происходит не из институциональной или личной власти мудрецов, а из общинного решения признать, что власть, во многом, признает определенные Судебная система для разрешения своих споров и толкования его законов ». [ 27 ] Учитывая эти заветные отношения, раввины обвиняются в соединении своего современного сообщества с традициями и прецедентами прошлого.

Когда они представляются современными проблемами, раввины проходят галахический процесс, чтобы найти ответ. Классический подход разрешил новые решения в отношении современных технологий. Например, некоторые из этих решений направляют еврейских наблюдателей о правильном использовании электричества в субботу и праздниках. Часто, что касается применимости закона в любой конкретной ситуации, условие состоит в том, чтобы «проконсультироваться с вашим местным раввином или Посеком ». Это понятие придает раввина определенную степень местной власти; Тем не менее, для более сложных вопросов проблема передается высшим раввинам, которые затем выпустит Teshuva , которая является обязательной . [ 28 ] Действительно, раввины будут постоянно выдавать различные мнения и будут постоянно пересматривать работу друг друга, чтобы сохранить истинное чувство халахи . В целом, этот процесс позволяет раввинам поддерживать связь традиционного еврейского закона с современной жизнью. Конечно, степень гибкости зависит от секты иудаизма, причем реформа является наиболее гибкой, консервативной в середине, а ортодоксальная - гораздо более строгая и жесткая. Современные критики, однако, утверждают, что в результате роста движений, которые бросают вызов «божественной» авторитету галахи , традиционные евреи имеют большее нежелание меняться не только самими законами, но и другими обычаями и привычками, чем традиционный раввинский иудаизм. Появление реформы в 19 веке.

Деноминационные подходы

[ редактировать ]

Ортодоксальный иудаизм

[ редактировать ]
Хасидим идет до синагоги, Реховот , Израиль.

Православные евреи считают, что Халаха - это религиозная система, ядро ​​которой представляет раскрытую волю Бога. Хотя ортодоксальный иудаизм признает, что раввины приняли много решений и постановлений относительно еврейского закона, где сама письменная Тора неспецифична, они сделали это только в соответствии с правилами, полученными Моисеем на горе Синай (см. Второзаконие 5: 8–13 ). Эти правила передавались перорально до тех пор, пока вскоре после разрушения второго храма . Затем они были записаны в Мишне и объяснили в Талмуде и комментариях на протяжении всей истории до сегодняшнего дня. Православный иудаизм считает, что последующие толкования были получены с максимальной точностью и заботой. Наиболее широко принятые кодексы еврейского закона известны как Мишне Тора и Шульчан Арух . [ 29 ]

Ортодоксальный иудаизм имеет ряд мнений об обстоятельствах и степени, в которых допустимых изменений. Евреи хареды , как правило, считают, что даже минхагим (обычаи) должен быть сохранен, и существующие прецеденты не могут быть пересмотрены. Современные православные власти более склонны разрешать ограниченные изменения в таможне и некоторое пересмотр прецедента. [ 30 ]

Несмотря на православные взгляды, которые Халаха была дана в Синае, православная мысль (и особенно современная ортодоксальная мысль) поощряет дебаты, допускает разногласия и побуждает раввинов принимать решения на основе современных потребностей. Раввин Моше Файнштейн говорит, что во время введения в свою коллекцию ответов , что раввин, который тщательно изучает тексты, необходим для принятия галахического решения. Это решение считается истинным учением, даже если оно не является истинным обучением в соответствии с небесами. [ 31 ] Например, раввин Джозеф Б. Соловейчик считает, что работа галахического определения состоит в том, чтобы применить халаху - которая существует в идеальном жизненном опыте народного опыта. [ 32 ] Моше Шмуэль Гласнер , главный раввин Клуджа ( Клаузенберг на немецком языке или קלויזנבורג на идише) заявил, что устная тора была устной традицией по замыслу, чтобы обеспечить творческое применение халахи к каждому периоду времени и даже позволяя галахе развиваться. Он пишет:

Таким образом, тот, кто должным образом относится к истине, сделает вывод, что причина, по которой [правильная] интерпретация Торы была передана устно и запрещена, чтобы быть записанной, не заключалась в том, чтобы не делать [Тору] неизменной и не связывать руки мудрецов Каждое поколение от интерпретации Священных Писаний в соответствии с их пониманием. Только таким образом можно понять вечность Торы [должным образом], поскольку изменения в поколениях и их мнения, ситуация и материальное и моральное состояние требуют изменения в их законах, указаниях и улучшениях. [ 33 ]

Консервативный иудаизм

[ редактировать ]
Смешанный порос, эгалитарная консервативная служба в арке Робинсона , Западная стена

Взгляд, придерживающийся консервативного иудаизма, состоит в том, что Тора не является словом Божьего в буквальном смысле. Тем не менее, Тора все еще считается отчетом человечества о его понимании Божьего откровения и, следовательно, все еще имеет божественную власть. Следовательно, халаха все еще рассматривается как обязательная. Консервативные евреи используют современные методы исторического исследования, чтобы узнать, как еврейский закон со временем изменился, и в некоторых случаях готовы изменить еврейский закон в настоящем. [ 34 ]

Ключевое практическое различие между консервативными и ортодоксальными подходами заключается в том, что консервативный иудаизм считает, что полномочия его раввинского организма не ограничиваются пересмотром более поздних прецедентов, основанных на более ранних источниках, но комитет по еврейскому закону и стандартам (CJL) способен переопределить библейские и тааниты. Таккана (указ) , когда воспринимается как несовместимый с современными требованиями или взглядами на этику. CJLS использовал эту силу несколько раз, что наиболее известно в «вождении Teshuva», в которой говорится, что если кто -то не может ходить до какой -либо синагоги в субботу, и их приверженность соблюдению настолько свободно, что не посещать синагогу может привести их, чтобы сбросить это вообще, их раввин может дать им устроение, чтобы ездить туда и обратно; И в последнее время в своем решении запрещают принимать доказательства на статус мамцера на том основании, что реализация такого статуса является аморальным. CJLS также постановил, что талмудическая концепция Кавода Хабрийота разрешает поднимать раввинские указы (в отличие от резьбы узких исключений) по основанию человеческого достоинства и использовал этот принцип в декабре 2006 года, подняв все раввиновые запреты на на Гомосексуальное поведение (мнение показало, что только анальный секс мужского пола был запрещен Библией и что это осталось запрещено). Консервативный иудаизм также внесли ряд изменений в роль женщин в иудаизме, включая подсчет женщин в миньяне , [ 35 ] разрешение женщинам петь из Торы, [ 36 ] и посвятить женщин как раввины . [ 37 ]

Консервативный подход к халяхическому интерпретации можно увидеть в принятии CJLS о ответуме рабби Эли Каплана, указывающего на библейскую категорию Мамзера как «неработающую». [ 38 ] CJLS принял мнение Ответма о том, что «мораль, которую мы изучаем благодаря более широкому разворачивающемуся повествованию о нашей традиции», рассказывает о применении закона о мозаике. [ 38 ] Ответы привлекли несколько примеров того, как раввинские мудрецы отказались применять наказания, явно предписываемые законом Торы. Примеры включают в себя судебное разбирательство по обвиняемой прелюбодейте ( SOTAH ), «Закон о нарушении шеи телки» и применение смертной казни для «мятежного ребенка». [ 39 ] Каплан Шпиц утверждает, что наказание мамцера было эффективно неработающим в течение почти двух тысяч лет из -за преднамеренного бездействия. Кроме того, он предположил, что раввины долгое время рассматривали наказание, объявленное Торой как аморальную, и пришли к выводу, что ни один суд не должен согласиться услышать показания о Mamzerut .

Коды еврейского права

[ редактировать ]
Страница Шульчанской Арки ; В Теане в разделе «Законы Кабурата
Шульчан Аруч Харави

Наиболее важные кодификации еврейского закона включают следующее; Дополнительное обсуждение см. Также «История ответа в иудаизме» .

  • Мишна в 200 г. н.э. , составленная Иудеи Ханаси , как основной план состояния устного закона в свое время. Это была структура, на которой базировался Талмуд; анализ Талмуда Диалектический содержания Мишны ( Gemara ; завершен в. 500) стал основой для всех более поздних галахических решений и последующих кодексов .
  • Кодификации геонима . галахического материала в Талмуде
  • Хилхот Хариф был написан раввином Исааком Альфаси (1013–1103); У него есть сумма юридических материалов, найденных в Талмуде. Альфаси транскрибировала дословные галахические выводы Талмуда, без окружающего размышления; Он также исключил все аггадические (нелегальные и гомилетические) вещества. Хилхот ; вскоре заменил геонические коды, поскольку в нем содержались все решения, а затем законы, а затем актуальные, и, кроме того, послужили доступным комментарием талмуда Он был напечатан почти с каждым последующим выпуском Talmud.
  • Мишнех Тора Маймонида ( 1135–1204 ). Эта работа охватывает весь спектр талмудического закона; Он организован и переформулирован в логической системе - в 14 книгах, 83 секциях и 1000 глав - с четко заявленной галахой . Мишнех Тора очень влиятельна по сей день, и несколько более поздних работ воспроизводят отрывки. Это также включает в себя раздел о метафизике и фундаментальных убеждениях . (Некоторые утверждают, что этот раздел в значительной степени опирается на аристотелевскую науку и метафизику; другие предполагают, что он находится в рамках традиции Саадии Гаон .) Это основной источник практических галахи для многих евреев йеменцев - в основном Балади и Дор Дайм - а также Растущее сообщество называется Талмидея Харамбам .
  • Работа Рош , раввин Ашер Бен Джехиэль (1250?/1259? –1328), реферат Талмуда, кратко заявляя о последнем галахическом решении и цитируя более поздние власти, в частности, Альфаси, Мамониды и тазафисты . Эта работа заменила раввина Альфаси и была напечатана почти с каждым последующим выпуском Talmud.
  • Сефер Митцвот Гадоль («Семаг») раввина Моисея Бена Джейкоба из Куси (первая половина 13 -го века, Куси , Северная Франция). «SEMAG» организован вокруг 365 отрицательных и 248 положительных заповедей, отдельно обсуждающих каждый из них в соответствии с Талмудом (в свете комментариев Раши и Тосафота ), а другие коды существуют в то время. Сефер Митцвот Катан («Семак») от Исаака Бена Джозефа из Корбейла является сокращением SEMAG , включая дополнительную практическую галаху , а также аггадический и этический материал.
  • «Mordechai» - Mordecai Ben Hillel (D. Nuremberg 1298) - служит как источником анализа, так и в определенном законе. Мордехай рассмотрел около 350 галахических властей и был широко влиятельным, особенно среди ашкенази и итальянских общин. Несмотря на то, что он организован вокруг Hilchot RIF . (раввин Исаак Альфаси), это, на самом деле, является независимой работой Он был напечатан с каждым изданием Талмуда с 1482 года.
Освещенная рукопись Арбаа Турима с 1435 года
  • Арбаа Турим лит . ( ​Эта работа прослеживает халаху из текста Торы и Талмуда через ришоним , а . в качестве отправной точки - «Альфаси» Бен Ашер последовал за прецедентом Маймонида в организации своей работы в актуальном порядке, однако Тур охватывает только те области еврейского закона, которые действовали во времена автора. Код разделен на четыре основных раздела; Почти все коды с этого времени последовали за расположением TUR материала.
  • Бейт Йосеф и Шульчан Арух рабби Йосеф Каро (1488–1575). Бейт -Йосеф - это огромный комментарий к TUR , в котором раввин Каро прослеживает развитие каждого закона из Талмуда через более позднюю раввинскую литературу (изучение 32 властей , начиная с Талмуда и заканчивая произведениями рабби Израиля Иссерлеина ). Shulchan Aruch (буквально «Set Table»), в свою очередь, конденсация Beit Yosef - просто заявляя каждое решение просто; Эта работа следует за отделениями главы Тур . Shulchan Aruch , вместе с связанными с ними комментариями, считается самым авторитетным сборником халахи со времен Талмуда. В письменной форме Шульчан Арух , раввин Каро, основанный на своих постановлениях на трех властях - Маймонид, Ашер Бен Джехиэль (Рош) и Исаак Альфаси (RIF); Он рассматривал Мордехай в неубедительных случаях. Сефардские евреи , как правило, называют Шульчан Аруха основой для их повседневной практики.
  • Работы раввина Моше Иссерлз («Rema»; Kraków , Польша , 1525–1572). Иссерлс отметил, что Шульчан Арух был основан на сефардской традиции, и он создал серию блесков, которые будут добавлены к тексту Шульхана Аруха для тех случаев, когда Сефарди и Ашкенази обычаи отличались (на основе произведений Яакова Меэлина , Израиля Иссерлайна , и Израиль Бруна ). Глянки называются ха-мапах («скатерть»). Его комментарии теперь включены в тело всех печатных изданий Shulchan Aruch , набравшись в другом сценарии; Сегодня «Shulchan Aruch» относится к комбинированной работе Каро и Искуссии. Isserles ' Darkhei Moshe также является комментарием к Tur и Beit yosef .
  • Левуш Малхут («Левуш») раввина Мордехай Йоффе (ок. 1530–1612). Работа из десяти объемов, пять, обсуждающих халаху на уровне «на полпути между двумя крайностями: длинный бейт-Йосеф Каро, из Каро, с одной стороны, и, с другого Шульчан Арух вместе с Маппой Искуссии, что слишком коротко», »,« Это особенно подчеркивает обычаи и практику евреев Восточной Европы. Левуш был исключительным среди кодов, так как он обрабатывал определенные халахот с каббалистической точки зрения.
  • Турей Захав (Таз) раввина Дэвида Халеви Сегала (1586-1667) является комментарием к Шульчан Аруха, и даже сегодня принимается как одна из самых высоких авторий о еврейском законе.
  • Siftei Cohen (The Shach ) Раввин Шаббатай Хакохен - комментарий к Шульчанскому Аруху, очень инновационен в интерпретации талмудического закона и часто не согласен с писаниями предшественников автора и современных, в том числе Турей Захав. Несмотря на это, это было рассмотрено большинством талмудистов как самого высокого авторитета, и они применили его решения к фактическим делам в качестве последнего слова закона.
  • Шульчан Аруч Харав из раввина Шнеура Залмана из Лиади (ок. 1800) был попыткой повторно кодировать закон, когда он стоял в то время, включив комментарии к Шульчан Аруха и последующую реакцию -и, таким образом, заявляя о решительных халахах , как Ну, как основные рассуждения. Работа была написана частично так, чтобы непрофессионалы могли изучать еврейский закон. К сожалению, большая часть работы была потеряна в пожаре до публикации. Это основа для практики для Чабад-Любавича и других хасидных групп и цитируется как авторитетная как многие последующие работы, хасидские и негазидные.
  • Работы структурированы непосредственно на Shulchan Aruch , предоставляя анализ в свете ахронического материала и кодов:
    • Aruch является Польша 183833 Shulchan в , комментарием . Ахронические решения OrthodoxИмеет
    • Аруч Хашульчан , от раввина Йечеля Мишеля Эпштейна (1829–1888), является научным анализом халахи с точки зрения основного Ришонима. Работа следует за структурой Тур и Шульчана Аруха ; Правила, касающиеся обет, сельского хозяйства и ритуальной чистоты, обсуждаются во второй работе, известной как Aruch Hashulchan He'atid .
    • Каф Хачайм на Орача Чайим и части Йорех Де'Ах , седэфарди Яаков Хаим Софер ( Багдад и Иерусалим , 1870–1939), аналогична сферу, авторитету и подходу к Мишне Беруре. Эта работа также рассматривает взгляды многих каббалистических мудрецов (особенно Исаака Лурия ), когда они влияют на халаху.
    • Ялкут Йосеф , раввином Йецхаком Йосеф , является объемной, широко цитируемой и современной работой Халахи , основанной на постановлениях раввина Овадия Йосеф (1920–2013).
    • Piskei T'shuvot, рабби Бен-Сион Симча Исаак Рабиновиц, является комментарием о халахическом снижении раввина Йосефа Каро в районе Орах Чайм Шума Шума и Аллаха . Основываясь на собранных мнениях различных современных ахаронимов, он включает практические решения и инструкции по галахическим вопросам.
    • P'sakim u't'shuvot, раввин Ахарон Арие Кац, сын, сын раввина Бен-Сион Симха Исаак Рабиновиц, является комментарием о галахических указе раввина Йосефа Каро в разделе yoreh de'ah в Шульчане Аруха , в формате, почти идентичном формате писке, тешовот.
  • Мирянин -ориентированные произведения халахи :
    • португальская португальская Португальская португальская португальская португальская португальская португальская . португальская [ 40 ]
    • Китцур Шулчан Арух из раввина Шломо Ганцфрид ( Венгрия 1804–1886), «дайджест», охватывающий применимую галаху из всех четырех участков Шульхана Аруха и отражает очень строгие венчальные обычаи 19 -го века. Он стал чрезвычайно популярным после публикации из -за своей простоты, и все еще популярен в православном иудаизме как основу для исследования, если не всегда для практики. Эта работа не считается обязательной так же, как Мишне Тора или Шульчан Арух .
    • Chayei Adam и Chochmat Adam от Avraham Danzig (Польша, 1748–1820), похожие на ашкенази; Первые охватывают Orach Chaim , второй в крупных йоре -де'ах , а также законы даже Ха'эзера и Чошен Мишпат, относящиеся к повседневной жизни.
    • Ben Ish Chai от Yosef Chaim ( Baghdad , 1832–1909) представляет собой коллекцию законов о повседневной жизни - параллельно в сфере масштаба с Китзуром Шульчаном Арухом - вкрапленным мистическим пониманием и обычаями, обращенными к массам и организовано еженедельными Торами. порция ​Его широкая циркуляция и охват стали стандартной справочной работой в Сефарди Халаха.
  • Современный "серия":
    • Пениней Халаха , рабби Элизер Меламед . До настоящего времени пятнадцать томов, охватывающих широкий спектр предметов, от Шаббата до донорства органов, и в дополнение к четкому изображению практического закона - отражающего обычаи различных сообществ - также обсуждает духовные основы Халахота. Он широко изучается в религиозной сионистской общине.
    • Цюрба М'РАбанан , рабби бензион альгази . Шесть томов, охватывающих 300 тем. [ 41 ] Из всех областей Шульчана Аруха , «из источника Талмуда до современного галахического применения», аналогично изучаемому в религиозной сионистской общине (и за пределами Израиля, через Мизрачи в многочисленных современных православных общинах; 15 двуязычных переведенных томов).
    • Nitei Gavriel от раввина Гавриэль Зиннер . Тридцать объемов по всему спектру тем в Галахе , известные тем, что касались ситуаций, которые обычно не приводятся в другие работы, и для разграничения различных подходов среди хасидских ветвей ; По обеим причинам они часто перепечатаны.
  • Теммеи Хадерех («Руководство по еврейской религиозной практике») раввина Исаака Кляйна с вкладом Комитета по еврейскому праву и стандартам раввинского собрания . Эта научная работа основана на предыдущих кодексах традиционного права, но написана с консервативной еврейской точки зрения, и не принимается среди православных евреев.

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ "Галаха" . Dictionary.com . Получено 10 октября 2018 года .
  2. ^ «Галаха: законы еврейской жизни». Архивировал 2019-07-18 на The Wayback Machine My Eistish Learning . 8 апреля 2019 года.
  3. ^ Adler 2022 .
  4. ^ «Еврейский обычай (минхаг) против закона (халача)». Архивировал 2019-12-25 на машине Wayback My Eistish Learning . 8 апреля 2019 года.
  5. ^ Jump up to: а беременный Генерал, Луи. "Держать". Энциклопедия Иудейская (2 изд.).
  6. ^ Jump up to: а беременный Шиффман, Лоуренс Х. "Второй храм и эллинистический иудаизм". Халахах . Энциклопедия Библии и ее прием . Тол. 11. de Gruyter. С. 2–8 . Получено 10 октября 2018 года .
  7. ^ «Реконструкция: протосемитская/халак-- викиция» . en.wiktionary.org . Получено 2020-10-23 .
  8. ^ «Введение в Халачу, еврейская юридическая традиция». Архивировал 2019-01-04 на The Wayback Machine мое еврейское обучение . 8 апреля 2019 года.
  9. ^ Гленн 2014 , с. 183–84.
  10. ^ Messick & Kéchichian 2009 .
  11. ^ Хехт, Менди. «Заповедь 613 (Mitzvot)». Архивировано 2019-04-20 на машине Wayback Chabad.org . 9 апреля 2019 года.
  12. ^ Данзингер, Элизер. "Сколько заповедей Торы все еще применяется?" Полем Чабад . Получено 3 марта 2021 года .
  13. ^ Jump up to: а беременный Синклер, Джулиан. "Д'Арайта." Архивировал 2019-07-02 на The Wayback Machine JC . 5 ноября 2008 года. 9 апреля 2019 года.
  14. ^ Таубер, Янки. «5.« Письменная Тора »и« устная Тора ». Архивировал 2019-07-02 на машине Wayback Chabad.org . 9 апреля 2019 года.
  15. ^ Baer, ​​if (1952). «Исторические основы галахи». Сион (на иврите). 17 ​Историческое общество Израиля: 1–55.
  16. ^ Rema Choshen Mishpat Глава 25
  17. « Комитет по еврейскому праву и стандартам». Архивировано 2019-05-09 на The Wayback Machine The Rabbinical Assembly . 9 апреля 2019 года.
  18. ^ «Талмуд Герменевтика - еврейский кольцевой вечер» . www.jewishencyclopedia.com . Получено 2019-09-25 .
  19. ^ Либерман, Саул (1962). «Раввинская интерпретация Писания» . Эллинизм в еврейской Палестине . Еврейская богословская семинария Америки. п. 47 ​Получено 10 октября 2018 года .
  20. ^ Либерман, Саул (1962). «Герменевтические правила Аггады » . Эллинизм в еврейской Палестине . Еврейская богословская семинария Америки. п. 68 ​Получено 10 октября 2018 года .
  21. ^ Daube, Дэвид (1949). «Раввинские методы интерпретации и эллинистической риторики». Ежегодный ежегодный колледж иврита . 22 : 239–264. JSTOR   23506588 .
  22. ^ «Курс Вейла исследует происхождение иудаизма» . Вейл ежедневно. 13 июля 2015 года . Получено 10 октября 2018 года . «Подобно тому, как наука следует за научным методом, иудаизм имеет свою собственную систему для обеспечения подлинности остается нетронутой», - сказал раввин Залман Абрахам из штаб -квартиры JLI в Нью -Йорке.
  23. ^ Сидарбаум, Даниэль (6 мая 2016 г.). «Реконструкция халахи» . Реконструкция иудаизма . Получено 30 января 2020 года .
  24. ^ «FAQ для гуманистического иудаизма, реформирования иудаизма, гуманистов, гуманистических евреев, общины, Аризоны, Аризона» . Oradam.org . Получено 10 октября 2018 года .
  25. ^ «Законы Ноахида». Архивировал 2016-01-21 в энциклопедии Wayback Machine Britannica . 3 июля 2019 года.
  26. ^ Корриган, Джон; Денни, Фредерик; Jaffee, Martin S.; Эйре, Карлос (2016). Евреи, христиане, мусульмане: сравнительное введение в монотеистические религии (2 изд.). Routledge. ISBN  9780205018253 Полем Получено 10 октября 2018 года .
  27. ^ Рубенштейн, Джеффри Л. (2002). «Майкл Бергер. Раввинская власть. Оксфорд: издательство Оксфордского университета, 1998. XII, 226 стр». AJS Review . 26 (2) (2 изд.): 356–359. doi : 10.1017/s0364009402250114 . S2CID   161130964 .
  28. ^ Сатлоу, Майкл и Даниэль Пикус. «Иудаизм, христианство и ислам». Лекция. Провиденс, Университет Брауна.
  29. ^ Джейкобс, Джилл. « Шульчан Аруч архивировал 2018-12-25 на машине Wayback ». Мое еврейское обучение . 8 апреля 2019 года.
  30. ^ Сокол, Сэм. «Новый редактор журнала хочет управлять современными православными дебатами в 21 -м веке». Архивированный 2019-03-31 в The Wayback Machine Еврейский телеграфный агентство . 7 февраля 2019 года. 8 апреля 2019 года.
  31. ^ Файнштейн, раввин Моше. «Введение в сорч Caym Chelet Aleph». GNKROT MOSHE (на иврите).
    [...] Но правда обучения уже была сказана на небесах, но, как кажется, мудро, увидев должным образом, чтобы узнать в Шасе и арбитрах, когда он могил и смотрел на шиитов, и, кажется, это кажется Он, как он, суждение - это истина для обучения и привержен воспитанию, даже если на самом деле это на самом деле галере для того факта, что он не является толкованием, и это говорится, что его слова также говорят слова Бога, так как Его интерпретация, кажется, То, как он управлял и не был противоречивым. И получить заработную плату за его учение, хотя истина не является интерпретациями.
  32. ^ Каплан, Лоуренс (1973). «Религиозная философия раввина Джозефа Солович» . Традиция: журнал православной еврейской мысли . 14 (2): 43–64. JSTOR   23257361 .
  33. ^ Гласнер, Моше Шмуэль, Введение в דור רביעי , переведенный Яаковым Элманом, архивировав с оригинала на 2023-04-17 , получен 2023-05-09
  34. ^ «Халаха в консервативном иудаизме». Архивировано 2019-12-24 на машине Wayback My Eistish Learning . 8 апреля 2019 года.
  35. ^ Лайк, Дэвид Дж. «Женщины и миньян». Архивировано 2020-06-17 в комитете по машине Wayback по еврейскому праву и стандартам раввинского собрания . Ох 55: 1.2002. п. 23
  36. ^ «Часто задаваемые вопросы о Масорти». Архив 2019-06-19 на машине Wayback Masorti Olami . 25 марта 2014 года. 8 апреля 2019 года.
  37. ^ Голдман, Ари. «Консервативная ассамблея ....» Архивировал 2019-12-31 на машине Wayback New York Times . 14 февраля 1985 года. 8 апреля 2019 года.
  38. ^ Jump up to: а беременный Каплан Шпиц, Эли. "Мамзерит". Архивировал 2019-12-27 в комитете по машине Wayback по еврейскому праву и стандартам раввинского собрания . EH 4.2000AP 586.
  39. ^ Каплан Шпиц, с. 577-584.
  40. ^ Moreno-Goldschmidt, Ализа (2020). «Menasseh Ben Israel's TheSouro Dos Dinim: переоценка новых евреев» . Еврейская история . 33 (3–4): 325–350. doi : 10.1007/s10835-020-09360-5 . S2CID   225559599 - Via SpringerLink.
  41. ^ Tzurba Learning-Schedule Archived 2020-07-24 в The Wayback Machine , mizrachi.org

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Дорфф, Эллиот Н.; Розетт, Артур (1988). Живое дерево: корни и рост еврейского закона . Олбани, Нью -Йорк: Suny Press. ISBN  0-88706-459-0 .
  • Neusner, Jacob (1974–1977). История Мишнского закона чистоты . Лейден: EJ Brill. Часть I - XXII.
  • Neusner, Jacob (1979–1980). История мишнского закона святых вещей . Лейден: EJ Brill. Часть I - vi. Перепечатка : Eugene, OR: WIPF и Stock Publ., 2007, ISBN   1-55635-349-9
  • Neusner, Jacob (1979–1980). История Мишнаического закона женщин. Лейден: EJ Brill. Часть I - V.
  • Neusner, Jacob (1981–1983). История Мишнаического закона назначенных времен . Лейден: EJ Brill. Часть I - V.
  • Neusner, Jacob (1983–1985). История Мишнаического закона о ущербе. Лейден: Эйбрилл. Часть I - V.
  • Neusner, Jacob (2000). Галаха: Энциклопедия права иудаизма. Полем Лейден: EJ Brill. ISBN   9004116176
    • Тол. 1: Между Израилем и Богом . Часть А. Вера, День Благодарения, Enlandisement: владение и партнерство.
    • Тол. 2: Между Израилем и Богом . Часть B. Трансцендентные транзакции: где небо и земля пересекаются.
    • Тол. 3: Внутри социального порядка Израиля.
    • Тол. 4: Внутри стен израильского домохозяйства . Часть А. На собрании времени и пространства. Освящение в здесь и сейчас: стол и кровать. Освящение и семейная связь. Дескрализация домашнего хозяйства: кровать.
    • Тол. 5: Внутри стен израильского домохозяйства . Часть B. Дескрализация домохозяйства: таблица. Фокусы, источники и распространение нечистости. Очистка от загрязнения смерти.
  • Neusner, Jacob , ed. (2005). Закон сельского хозяйства в Мишне и Тозефте . Лейден: EJ Brill.
[ редактировать ]

Полнотекстовые ресурсы крупных галахических работ

[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 7597ce343fd5d03627defc96f21ef5cd__1726749420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/75/cd/7597ce343fd5d03627defc96f21ef5cd.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Halakha - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)