Jump to content

Игровая терапия

Игровая терапия
Дети играют во время сеанса с психологом
МКБ-9-СМ 93.81 , 94.36
МеШ D010989

Игровая терапия относится к ряду методов, позволяющих извлечь выгоду из естественного стремления детей к исследованию и использовать его для удовлетворения потребностей развития, а затем и психического здоровья, и реагирования на них. Он также используется в целях судебно-медицинской или психологической оценки, когда человек слишком молод или слишком травмирован, чтобы дать устный отчет о неблагоприятных, оскорбительных или потенциально криминальных обстоятельствах в своей жизни.

Игровая терапия широко признана специалистами как эффективное вмешательство, дополняющее личностное и межличностное развитие детей. Игра и игровая терапия обычно используются с детьми в возрасте от шести месяцев до позднего подросткового возраста и юношеского возраста. Они предоставляют им ограниченный способ выразить свои переживания и чувства посредством творческого процесса самовыражения в контексте доверительных отношений с лицом, осуществляющим уход, или терапевтом. [1] Поскольку опыт и знания детей и молодых людей обычно передаются посредством игры, они являются важным средством личностного и социального развития.

В последние годы игровые терапевты в западном полушарии, как специалисты в области здравоохранения, обычно являются членами или филиалами учреждений профессиональной подготовки и, как правило, подчиняются кодексам этической практики. [2]

Игра как терапия

[ редактировать ]

Жан Пиаже подчеркивал игру как важнейшее выражение детских чувств, особенно потому, что они не умеют выражать свои чувства словами. [3] Игра помогает ребенку развить чувство истинного «я» и овладеть своими врожденными способностями, что приводит к ощущению собственной значимости и способностей. [4] Во время игры дети стремятся удовлетворить свою насущную потребность в исследовании окружающей среды и влиянии на нее. Игра также способствует развитию творческого мышления. Игра также дает детям возможность высвободить сильные эмоции. Во время игры дети могут разыгрывать сложные жизненные ситуации, перестраивая их, тем самым разряжая эмоциональные состояния, с возможностью снова интегрировать каждый опыт в стабильность и обрести большее чувство мастерства. [5]

Игровая терапия — это форма психотерапии, в которой игра используется как основной способ общения, особенно с детьми и людьми, чья речевая способность может быть нарушена, для определения и преодоления психосоциальных проблем. Он направлен на то, чтобы помочь пациентам добиться лучшего роста и развития , социальной интеграции , снижения агрессии, [6] эмоциональная модуляция, развитие социальных навыков, [7] сочувствие, [8] и разрешение травм. Игровая терапия также помогает в сенсомоторном развитии и навыках преодоления трудностей. [9] [10]

Игровая терапия — эффективный метод терапии независимо от возраста, пола или характера проблемы. [11] Когда дети не знают, как сообщить о своих проблемах, они начинают действовать. Это может выглядеть как плохое поведение в школе, с друзьями или дома. Цель игровой терапии – дать детям возможность справиться с трудными эмоциями и помочь им найти более здоровые решения и механизмы преодоления трудностей. [12]

Диагностический инструмент

[ редактировать ]

Игровая терапия также может использоваться как инструмент диагностики. Игровой терапевт наблюдает за тем, как клиент играет с игрушками ( игровыми домиками , мягкими игрушками, куклами и т. д.), чтобы определить причину нарушенного поведения. [13] Объекты и модели игры, а также готовность взаимодействовать с терапевтом могут быть использованы для понимания основного обоснования поведения как внутри, так и вне терапевтического сеанса. Однако следует соблюдать осторожность при использовании игровой терапии в целях оценки и/или диагностики. [14] [15]

Согласно психодинамической точке зрения, люди (особенно дети) будут участвовать в игровом поведении, чтобы справиться со своими внутренними тревогами . Согласно этой точке зрения, игровая терапия может использоваться как механизм саморегуляции, если детям предоставляется время для свободной или неструктурированной игры. Однако некоторые формы терапии отходят от ненаправленности в фантазийной игре и вводят различную степень направления во время терапевтического сеанса.

Например, примером более директивного подхода к игровой терапии может быть использование определенного типа десенсибилизации или терапии переобучения для изменения тревожного поведения либо систематически, либо с помощью менее структурированного подхода. Есть надежда, что посредством языка символической игры такая десенсибилизация может произойти как естественная часть терапевтического опыта и привести к положительным результатам лечения.

Происхождение

[ редактировать ]
Маленькая лошадка на колесах, древнегреческая детская игрушка. Из гробницы, датируемой 950–900 гг. до н.э., Керамейкоса , Афины. Археологический музей

Детские игры зафиксированы в артефактах по крайней мере с античных времен. В Европе восемнадцатого века Руссо (1712–1778) писал в своей книге «Эмиль » о важности наблюдения за игрой как способа узнать и понять детей. [16]

От образования к терапии

[ редактировать ]

В XIX веке европейские педагоги начали рассматривать игру как неотъемлемую часть детского образования. Среди них Фридрих Фребель , [17] Рудольф Штайнер , [18] Мария Монтессори , [19] Л.С.Выготский , [20] Маргарет Лоуэнфельд , [21] и Ганс Цуллигер . [22]

Гермина Хуг-Хельмут формализовала игру как терапию, предоставляя детям игрушки для самовыражения и наблюдая за игрой для анализа ребенка. [23] В 1919 году Мелани Кляйн начала использовать игру как средство анализа детей в возрасте до шести лет. [24] Она считала, что детская игра по сути аналогична свободным ассоциациям со взрослыми, и что, как таковая, она обеспечивает доступ к бессознательному ребенка . [25] Анна Фрейд (1946, 1965) использовала игру как средство облегчить привязанность к терапевту и предположительно получить доступ к психике ребенка. [26]

Вероятно, первый задокументированный случай, описывающий прототерапевтическое использование игры, произошел в 1909 году, когда Зигмунд Фрейд опубликовал свою работу с «Маленьким Гансом», пятилетним ребенком, страдающим фобией лошадей. Фрейд однажды видел его и посоветовал отцу обратить внимание на игру Ганса, чтобы сделать наблюдения, которые могли бы помочь ребенку. Случай с «Маленьким Гансом» был первым случаем, когда трудности ребенка были связаны с эмоциональными факторами. [27] [28]

Человек, занимающийся песочной терапией.
Оборудование, используемое для песочной терапии.
Герберта Уэллса » «Игры на полу (1911) вдохновили Маргарет Лоуэнфельд на игровую терапию.

Игровую терапию можно разделить на два основных типа: недирективную и директивную. Недирективная игровая терапия — это неинтрузивный метод, при котором детей поощряют играть в ожидании, что это облегчит их проблемы, как это воспринимается их опекунами и другими взрослыми. Его часто классифицируют как психодинамическую терапию . Напротив, направленная игровая терапия — это метод, который включает в себя больше структуры и руководства со стороны терапевта, поскольку дети преодолевают эмоциональные и поведенческие трудности посредством игры. Он часто содержит поведенческий компонент, и процесс включает в себя дополнительные подсказки со стороны терапевта. [29] Оба типа игровой терапии получили по крайней мере некоторую эмпирическую поддержку. [30] В среднем группы игровой терапии по сравнению с контрольными группами улучшаются на 0,8 стандартных отклонения. [30] [31]

Джесси Тафт (1933), ( Отто Ранка ), американский переводчик [32] и Фредерик Х. Аллен (1934) разработали подход, который они назвали терапией отношений. [33] Основной акцент делается на эмоциональных отношениях между терапевтом и ребенком. Основное внимание уделяется свободе и силе выбора ребенка.

Вирджиния Экслайн , детский терапевт из 1950-х годов, применила Карла Роджерса работу к детям. Роджерс исследовал работу взаимоотношений терапевта и разработал недирективную терапию, позже названную клиент-центрированной терапией . [34] Экслин резюмировала свою концепцию игровой терапии в своей статье «Вхождение в мир ребенка через игровой опыт». Она описала игру как терапевтический опыт, который позволяет ребенку выражать себя по-своему и в свое время. Такой тип свободы позволяет взрослым и детям развивать безопасные отношения (Прогрессивное образование, 27, стр. 68). Экслайн также написала книгу «Дибс в поисках себя» , в которой описывается серия сеансов игровой терапии, продолжавшихся в течение года. [35]

Недирективная игровая терапия

[ редактировать ]

Недирективная игровая терапия может включать в себя детскую психотерапию и неструктурированную игровую терапию. Он руководствуется идеей, что, если дать возможность свободно говорить и играть в соответствующих терапевтических условиях, проблемным детям и молодым людям будет оказана помощь в разрешении их трудностей. Недирективная игровая терапия обычно считается ненавязчивой. [36] Отличительной чертой недирективной игровой терапии является то, что она имеет минимальные ограничения, за исключением рамок , и поэтому может использоваться в любом возрасте. [37] Эти подходы к терапии могут исходить от Маргарет Лоуэнфельд , Анны Фрейд , Дональда Винникотта , Майкла Фордэма , Доры Калфф, которые все являются специалистами по детям, или даже от взрослого терапевта, Карла Роджерса недирективной психотерапии и его характеристики «оптимального терапевтического лечения». условия". Вирджиния Экслайн адаптировала теории Карла Роджерса к детской терапии в 1946 году и считается основательницей этой терапии. [38] С тех пор были созданы различные методы, подпадающие под сферу недирективной игровой терапии, включая традиционную игровую терапию с песком, игровую терапию с использованием предоставленных игрушек и игры Винникотта с закорючками и лопаточками . Каждая из этих форм кратко рассматривается ниже.

Использование игрушек в недирективной игровой терапии с детьми – метод, используемый детскими психотерапевтами и игровыми терапевтами. Эти подходы основаны на том, как игрушки использовались в Анны Фрейд . теоретической ориентации [39] Идея этого метода заключается в том, что дети смогут лучше выражать свои чувства по отношению к себе и своему окружению через игру с игрушками, чем через вербальное выражение своих чувств. Благодаря этому опыту дети смогут достичь катарсиса , обрести большую стабильность и удовольствие от своих эмоций, а также проверить свою собственную реальность. [40] Популярными игрушками, используемыми во время терапии, являются животные, куклы, ручные куклы, мягкие игрушки, мелки и автомобили. Терапевты считают, что такие объекты с большей вероятностью откроют творческую игру или творческие ассоциации, оба из которых важны для выражения. [39]

Игра с песком

[ редактировать ]
Взрослый пример

Юнгианский аналитический метод психотерапии с использованием подноса с песком и миниатюрных символических фигур приписывается доктору Маргарет Лоуэнфельд , педиатру, интересующемуся детской психологией, которая в 1929 году разработала свою «Мировую технику», взятую из книги Герберта Уэллса и его «Игр на полу опубликованных ». в 1911 году. [41] Дора Калфф, которая училась у нее, объединила «Мировую технику» Лоуэнфельда с Карла Юнга идеей о коллективном бессознательном и получила разрешение Лоуэнфельда назвать свою версию работы «игрой с песком». [42] Как и в традиционной недирективной игровой терапии, исследования показали, что предоставление человеку возможности свободно играть с песком и сопутствующими предметами в пространстве лотка для песка (22,5 x 28,5 дюймов) может облегчить процесс исцеления, поскольку бессознательное выражает себя в песок и влияет на игрока в песке. Когда клиент создает «сцены» в лотке с песком, ему предоставляется мало инструкций, и терапевт практически не разговаривает во время процесса. Этот протокол подчеркивает важность сохранения того, что Калфф назвал «свободным и защищенным пространством», позволяющим бессознательному выражать себя в символической, невербальной игре. После завершения изготовления лотка клиент может или не может решить говорить о своем творении, а терапевт, не используя указаний и не прикасаясь к лотку с песком, может предложить поддерживающий ответ, не включающий интерпретацию. Смысл в том, что терапевт доверяет и уважает процесс, позволяя изображениям на подносе оказывать свое влияние без вмешательства. [43] Песочную терапию можно использовать во время индивидуальных сеансов. Ограничения, представленные границами лотка с песком, могут служить физическими и символическими ограничениями для бессознательного, символического материала, который может быть дополнительно отражен в аналитическом диалоге. ISST , Международное общество игровой терапии с песком, определяет руководящие принципы обучения песочной терапии, а также рекомендации для того, чтобы стать терапевтом-преподавателем.

Игры Винникотта «Загогулина и лопаточка»

[ редактировать ]

Дональд Винникотт, вероятно, впервые пришел к центральному понятию игры в ходе своего сотрудничества во время войны с социальным работником-психиатром Клэр Бриттон (впоследствии психоаналитик и его вторая жена), которая в 1945 году опубликовала статью о важности игры для детей. [44] Под «игрой» он имел в виду не только то, как играют дети всех возрастов, но и то, как «играют» взрослые, занимаясь искусством или занимаясь спортом, хобби, юмором, содержательными беседами и т. д. Винникотт считал, что это только в игре люди полностью являются самими собой, поэтому для того, чтобы психоанализ был эффективным, он должен служить способом игры.

Двумя игровыми приемами, которые Винникотт использовал в своей работе с детьми, были игра в закорючки и игра с лопаточкой . Первый заключался в том, что Винникотт рисовал форму, с которой ребенок мог играть и расширять ее (или наоборот) – практика, которую его последователи расширили до использования частичных интерпретаций в качестве «закорючки», которую пациент мог использовать. [45]

Второй заключался в том, что Винникотт поместил лопаточку (медицинский депрессор языка) в пределах досягаемости ребенка, чтобы он/он мог играть с ней. [46] Винникотт считал, что младенцев автоматически привлекает какой-либо предмет, они тянутся к нему, а затем через некоторое время обнаруживают, что они собираются с ним делать. [47] п. 75–6. Из первоначальных колебаний ребенка при использовании лопаточки Винникотт вывел свое представление о необходимом «периоде колебаний» в детстве (или анализе), который делает возможным истинную связь с игрушкой, интерпретацией или объектом, представленным для переноса . [45] п. 12.

Эффективность

[ редактировать ]
Винни-Пух, оригинальный «Винни», возможно, Кристофера Робина . переходный объект

Винникотт пришел к выводу, что «Игра происходит в потенциальном пространстве между ребенком и фигурой матери… Начало игры связано с жизненным опытом ребенка, который стал доверять фигуре матери». . [47] «Потенциальное пространство» было термином Винникотта, обозначающим ощущение привлекательного и безопасного межличностного поля, в котором человек может спонтанно играть и в то же время быть связанным с другими. [45] п. 162. Игру можно также увидеть в использовании переходного объекта - термин, который Винникотт придумал для обозначения объекта, такого как плюшевый мишка, который для маленького ребенка может иметь качество одновременно реального и вымышленного. . Винникотт отметил, что никто не требует, чтобы малыш объяснял, является ли его Бинки «настоящим медведем» или плодом собственного воображения ребенка, и продолжал утверждать, что очень важно, чтобы ребенку было позволено ощутить Бинки как нечто в неопределенном, «переходном» состоянии между воображением ребенка и реальным миром вне ребенка. [47] п. 169. Для Винникотта одна из самых важных и ненадежных стадий развития приходится на первые три года жизни, когда младенец вырастает в ребенка со все более обособленным ощущением себя по отношению к более широкому миру других людей. В здоровом состоянии ребенок учится вводить свое непосредственное, настоящее «я» в игру с другими; тогда как при расстройстве Ложного Я ребенок может счесть это небезопасным или невозможным и вместо этого может чувствовать себя вынужденным скрывать свое истинное «я» от других людей и вместо этого притворяться тем, кем они хотят. [48] Игра с переходным объектом может стать важным ранним мостом «между собой и другими», который помогает ребенку развить способность проявлять творческий подход и искренность в отношениях. [47] п. 170-2.

Исследовать

[ редактировать ]

Игровая терапия считается устоявшимся и популярным методом терапии детей уже более шестидесяти лет. [49] Критики игровой терапии поставили под сомнение эффективность этой методики для детей и предложили использовать другие вмешательства с большей эмпирической поддержкой, такие как когнитивно-поведенческая терапия . [29] Они также утверждают, что при проведении терапии терапевты больше сосредотачиваются на институте игры, а не на эмпирической литературе. [50] Классически Лебо выступал против эффективности игровой терапии в 1953 году, а Филлипс снова повторил свой аргумент в 1985 году. Оба утверждали, что игровой терапии не хватает серьезных исследований в некоторых областях. Многие исследования включали небольшие размеры выборки, что ограничивает возможность обобщения, и во многих исследованиях эффекты игровой терапии сравнивались только с контрольной группой. Без сравнения с другими методами лечения трудно определить, действительно ли игровая терапия является наиболее эффективным методом лечения. [51] [52] Недавние исследователи игровой терапии работали над проведением большего количества экспериментальных исследований с более крупными размерами выборки, конкретными определениями и мерами лечения, а также более прямыми сравнениями. [50]

За пределами области психоаналитической детской психотерапии, которая хорошо аннотирована, [53] [54] Сравнительно мало исследований в других или случайных приложениях об общей эффективности использования игрушек в недирективной игровой терапии. Делл Лебо обнаружил, что из выборки, состоящей из более чем 4000 детей, те, кто играл с рекомендованными игрушками, а не с нерекомендованными игрушками или вообще без игрушек во время недирективной игровой терапии, с меньшей вероятностью выражали свои мысли терапевту устно. Примерами рекомендуемых игрушек могут быть куклы или мелки, а примерами нерекомендуемых игрушек — шарики или настольная игра в шашки. [39] Также продолжаются споры по поводу выбора игрушек для использования в недирективной игровой терапии, причем выбор в основном делается на основе интуиции, а не исследований. [40] Однако другие исследования показывают, что следование определенным критериям при выборе игрушек в недирективной игровой терапии может сделать лечение более эффективным. Критерии желательной лечебной игрушки включают игрушку, которая облегчает контакт с ребенком, способствует катарсису и ведет к игре, которую терапевт может легко интерпретировать. [40]

Несколько метаанализов показали многообещающие результаты об эффективности недирективной игровой терапии. Мета-анализ, проведенный авторами LeBlanc и Ritchie, 2001, выявил величину эффекта 0,66 для недирективной игровой терапии. [36] Этот результат сопоставим с величиной эффекта 0,71, обнаруженной для психотерапии, применяемой с детьми. [55] что указывает на то, что как недирективная игровая, так и неигровая терапия почти одинаково эффективны при лечении детей с эмоциональными трудностями. Мета-анализ, проведенный авторами Рэем, Брэттоном, Райном и Джонсом, 2001, обнаружил еще больший эффект недирективной игровой терапии: дети справляются со стандартными отклонениями на 0,93 лучше, чем группы, не получающие лечения. [29] Эти результаты сильнее, чем предыдущие метааналитические результаты, в которых сообщалось о величине эффекта 0,71. [55] 0.71, [56] и 0,66. [36] Мета-анализ, проведенный авторами Bratton, Ray, Rhine и Jones, 2005, также обнаружил большой размер эффекта - 0,92 для детей, получающих недирективную игровую терапию. [30] Результаты всех метаанализов показывают, что недирективная игровая терапия столь же эффективна, как и психотерапия, используемая с детьми, а в некоторых исследованиях даже дает более высокий эффект. [29] [30]

Предикторы эффективности

[ редактировать ]

Есть несколько предикторов, которые также могут влиять на эффективность игровой терапии с детьми. Количество сеансов является важным предиктором результатов после тестирования, причем большее количество сеансов указывает на более высокий эффект. [29] Положительный эффект можно увидеть после 16 сеансов. [38] однако пиковый эффект достигается, когда ребенок может пройти 35–40 сеансов. [36] Исключением являются дети, которые проходят игровую терапию в критических ситуациях, например, в больницах и приютах для жертв домашнего насилия. Результаты исследований, в которых рассматривались эти дети, показали значительный положительный эффект уже после 7 сеансов, что показывает, что дети в кризисе могут легче реагировать на лечение. [30] Участие родителей также является важным предиктором положительных результатов игровой терапии. Такое участие обычно предполагает участие в каждом сеансе с терапевтом и ребенком. [57] Также было показано, что участие родителей в сеансах игровой терапии снижает стресс в отношениях между родителями и детьми, когда у детей проявляются как внутренние, так и внешние проблемы с поведением. [58] Несмотря на эти предикторы, которые, как было показано, увеличивают величину эффекта, игровая терапия оказалась одинаково эффективной в зависимости от возраста, пола и индивидуальных и групповых условий. [29] [30]

Обучение игрового терапевта

Часто консультанты в области игровой терапии сталкиваются с рядом препятствий, когда дело доходит до помощи детям. Подавляющему большинству начинающих консультантов не хватает базовых знаний, необходимых для того, чтобы стать эффективным игровым терапевтом. Обучение этих консультантов осуществляется с помощью множества различных методов, таких как университетские программы обучения консультантов, семинары в надежде удовлетворить различные потребности детей. Также проводятся различные исследования для дальнейшей оценки развития навыков консультанта в зависимости от типа обучения, которое он проходил. Исследования показали, что те, кто изучал игровую терапию на университетском уровне, продемонстрировали более высокий уровень навыков, отношений и знаний. Дети, нуждающиеся в игровой терапии, сталкиваются со многими различными расстройствами и моделями поведения, и для того, чтобы игровая терапия была эффективной, крайне важно, чтобы терапевт обладал этими основными навыками. Понимание этапов развития ребенка и того, как игра может помочь ему в этом, является важным шагом в процессе обучения. [59]

Требования к игровым терапевтам могут различаться от штата к штату, но, как правило, игровым терапевтам необходима степень магистра или более высокая степень по предмету, связанному с психическим здоровьем. Они также должны продемонстрировать навыки в области развития детей. [60] После получения степени необходимы дополнительные занятия и работа для получения сертификата зарегистрированного игрового терапевта (RPT). Дополнительная работа включает в себя: 150 документированных часов обучения, посвященных игровой терапии, минимум 350 часов прямого контакта с клиентом (под руководством лица, являющегося зарегистрированным супервайзером игрового терапевта RPT-S) и 35 часов прямой супервизии с 5 наблюдениями за сеансами. . [61]

Директивная игровая терапия.

[ редактировать ]
Фридриха Фребеля , факсимиле SINA 1782–1852 гг. Деревянный конструктор
Пластиковые кубики Лего

В 1930-х годах Дэвид Леви разработал технику, которую назвал релиз-терапией. [62] Его техника подчеркивала структурированный подход. Ребенку, пережившему конкретную стрессовую ситуацию, разрешалось участвовать в свободной игре. Впоследствии терапевт вводил игровые материалы, связанные с ситуацией, вызывающей стресс, позволяя ребенку воспроизвести травмирующее событие и высвободить связанные с ним эмоции.

В 1955 году Гоув Хэмбидж расширил работу Леви, подчеркнув модель «структурированной игровой терапии», которая была более прямой в представлении ситуаций. Формат подхода заключался в установлении взаимопонимания, воссоздании ситуации, вызывающей стресс, разыгрывании ситуации, а затем в свободной игре для восстановления.

Директивная игровая терапия основывается на идее, что использование директив для руководства ребенком в игре приведет к более быстрым изменениям, чем недирективная игровая терапия. Терапевт играет гораздо большую роль в директивной игровой терапии. Терапевты могут использовать несколько методов, чтобы заинтересовать ребенка, например, самим участвовать в игре с ребенком или предлагать новые темы вместо того, чтобы позволить ребенку самому вести разговор. [63] Истории, прочитанные директивными терапевтами, с большей вероятностью будут иметь основную цель, а терапевты с большей вероятностью будут интерпретировать истории, которые рассказывают дети. В директивной терапии для ребенка обычно выбираются игры, и детям даются темы и профили персонажей, когда они участвуют в кукольных или кукольных занятиях. [64] Эта терапия по-прежнему оставляет ребенку место для свободного самовыражения, но она более структурирована, чем недирективная игровая терапия. Существуют также различные признанные методы, которые используются в директивной игровой терапии, в том числе направленная терапия с использованием песочниц и когнитивно-поведенческая игровая терапия. [63]

Направленная терапия песочными ванночками чаще используется с жертвами травм и в гораздо большей степени включает в себя «разговорную» терапию. Поскольку травма часто изнурительна, направленная терапия с песочной игрой способствует изменению настоящего без длительного процесса заживления, который часто требуется при традиционной игровой терапии. [65] Вот почему роль терапевта важна в этом подходе. Терапевты могут задавать клиентам вопросы об их лотке с песком, предлагать им сменить лоток с песком, просить их объяснить, почему они выбрали именно те предметы для помещения в лоток, а в редких случаях менять лоток с песком самостоятельно. Использование директив терапевтом очень распространено. Считается, что традиционная терапия с песочницей лучше всего помогает клиентам получить доступ к тревожным воспоминаниям, а направленная терапия с использованием песочных ванночек используется, чтобы помочь людям управлять своими воспоминаниями и тем влиянием, которое они оказали на их жизнь. [65]

Сыновняя терапия , разработанная Бернаром и Луизой Герни, была новшеством в игровой терапии 1960-х годов. [66] Сыновний подход делает упор на структурированную программу обучения родителей, в ходе которой они учатся проводить дома игры, ориентированные на ребенка. В 1960-х годах, с появлением школьных консультантов, школьная игровая терапия начала серьезно отходить от частного сектора. Советники-педагоги, такие как Александр (1964); Ландрет; [67] [68] Муро (1968); Майрик и Холдин (1971); Нельсон (1966); и Waterland (1970) начали вносить значительный вклад, особенно в плане использования игровой терапии как образовательного и профилактического инструмента при решении проблем детей.

Роджер Филлипс в начале 1980-х годов был одним из первых, кто предположил, что сочетание аспектов когнитивно-поведенческой терапии с игровыми вмешательствами могло бы стать хорошей теорией для исследования. [51] Затем была разработана когнитивно-поведенческая игровая терапия для использования с очень маленькими детьми в возрасте от двух до шести лет. Он включает в себя аспекты когнитивной терапии Аарона Бека с игровой терапией, поскольку дети могут не иметь развитых когнитивных способностей, необходимых для участия в обычной когнитивной терапии. [69] В этой терапии определенные игрушки, такие как куклы и мягкие игрушки, могут использоваться для моделирования определенных когнитивных стратегий, таких как эффективные механизмы преодоления трудностей и навыки решения проблем. В этих взаимодействиях мало внимания уделяется вербализации детей, а скорее их действиям и игре. [64] Создание историй с помощью кукол и мягких игрушек — распространенный метод, используемый когнитивно-поведенческими игровыми терапевтами для изменения дезадаптивного мышления детей.

Эффективность

[ редактировать ]

Эффективность директивной игровой терапии менее доказана, чем эффективность недирективной игровой терапии, однако цифры все же указывают на то, что этот вид игровой терапии также эффективен. [70] В метаанализе 2001 года, проведенном авторами Рэем, Брэттоном, Райном и Джонсом, было обнаружено, что прямая игровая терапия имеет величину эффекта 0,73 по сравнению с величиной эффекта 0,93, которую имела недирективная игровая терапия. [29] Аналогично, в метаанализе 2005 года, проведенном авторами Брэттоном, Рэем, Райном и Джонсом, размер эффекта директивной терапии составил 0,71, а размер эффекта недирективной игровой терапии составил 0,92. [30] Хотя размеры эффекта директивной терапии статистически значительно ниже, чем эффекты недирективной игровой терапии, они все же сравнимы с размерами эффекта психотерапии, используемой с детьми, продемонстрированными Кейси, [55] Вайс, [56] и Леблан. [36] Потенциальная причина разницы в величине эффекта может быть связана с количеством исследований, проведенных по недирективной и директивной игровой терапии. Приблизительно 73 исследования в каждом метаанализе изучали недирективную игровую терапию, тогда как директивную игровую терапию изучали только 12 исследований. Как только будут проведены дополнительные исследования директивной игровой терапии, существует вероятность того, что размеры эффекта между недирективной и директивной игровой терапией станут более сопоставимыми. [29] [30]

Применение электронных игр

[ редактировать ]
Ранняя видеоигра, в которую играли двое детей.

Распространенность и популярность видеоигр в последние годы породили множество психологических исследований, посвященных им. Хотя большая часть этих исследований касалась от видеоигр насилия и зависимости , некоторые практикующие психиатры на Западе начинают интересоваться включением таких игр в качестве терапевтических инструментов. По определению, это «директивные» инструменты, поскольку они внутренне управляются алгоритмами . С появлением электронных средств массовой информации в популярной западной культуре природа игр стала более разнообразной, сложной, реалистичной и социальной. [71] Сходства между электронными и традиционными играми (например, предоставление безопасного пространства для работы с сильными эмоциями) подразумевают аналогичные преимущества. Видеоигры делятся на две категории: «серьезные» игры или игры, разработанные специально для здоровья или обучения, и «готовые» игры или игры без клинической направленности, которые могут быть перепрофилированы для клинических условий. . [72] Использование электронных игр врачами является новой практикой, и по мере того, как эта практика становится все более распространенной, могут возникнуть неизвестные риски, а также преимущества. [73]

Исследовать

[ редактировать ]

Большая часть текущих исследований, касающихся электронных игр в терапевтических целях, сосредоточена на облегчении симптомов депрессии, прежде всего у подростков. Однако некоторые игры были разработаны специально для детей с тревожностью и синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). [74] [75] Та же компания, что стоит за последним, намерена создать электронные методы лечения для детей с аутистическим спектром и тех, кто страдает большим депрессивным расстройством , среди других расстройств. [76] Предпочтительным подходом к лечению психических заболеваний является когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). [77] Хотя этот метод эффективен, он не лишен ограничений: например, скучность материала, пациенты забывают или не практикуют техники вне сеанса или доступность ухода. [78] Именно эти области терапевты надеются воздействовать с помощью электронных игр. Предварительное исследование было проведено с участием небольших групп, и сделанные выводы требуют более глубокого изучения этого вопроса. [79]

Ролевые игры (РПГ) — наиболее распространенный тип электронных игр, используемых в рамках терапевтических вмешательств. Это игры, в которых игроки берут на себя роли, а результаты зависят от действий, предпринятых игроком в виртуальном мире. [80] Психологи могут получить представление об элементах способности пациента создавать или экспериментировать с альтернативной личностью. Есть также те, кто подчеркивает легкость процесса лечения, поскольку игра в ролевую игру как лечебную ситуацию часто воспринимается как приглашение к игре, что делает процесс безопасным и без риска разоблачения или смущения. [81] Самая известная и хорошо документированная игра в стиле RPG, используемая при лечении, — SPARX . Действие происходит в фантастическом мире. Пользователи SPARX проходят семь уровней, каждый из которых длится около получаса, и каждый уровень обучает технике преодоления депрессивных мыслей и поведения. Обзоры исследования показали, что игровое лечение сравнимо с терапией, основанной только на КПТ. [78] [82] Однако в одном обзоре отмечается, что сам по себе SPARX не более эффективен, чем стандартное лечение КПТ. [83] Существуют также исследования, которые показали, что ролевые игры в сочетании с методами игровой терапии Адлера (AdPT) приводят к ускорению психосоциального развития. [84] ReachOutCentral ориентирован на молодежь и подростков и предоставляет геймифицированную информацию о пересечении мыслей, чувств и поведения. Версия ReachOutPro, разработанная специально для помощи врачам, предлагает больше инструментов для повышения вовлеченности пациентов. [85]

Другие приложения

[ редактировать ]
Типичная игра тетрис

Биологическая обратная связь (иногда известная как прикладная психофизиологическая обратная связь ) больше подходит для лечения ряда тревожных расстройств. Инструменты биологической обратной связи способны измерять частоту сердечных сокращений, влажность кожи, кровоток и активность мозга, чтобы определить уровень стресса. [86] с целью обучения методам управления стрессом и релаксации. Разработка электронных игр с использованием этого оборудования все еще находится в зачаточном состоянии, поэтому на рынке представлено мало игр. Разработчики The Journey to Wild Divine утверждают, что их продукты — это инструмент, а не игра, хотя три части содержат множество игровых элементов. И наоборот, дизайн Freeze Framer напоминает систему Atari . В модель Freeze Framer 2.0 включены три упрощенные игры, в которых в качестве контроллера используется психофизиологическая обратная связь. [87] Эффективность обеих программ привела к значительным изменениям в уровне депрессии участников. [82] Игра Relax to Win с биологической обратной связью, первоначально разработанная для помощи при симптомах тревоги, также нашла более широкое применение в лечении. [88] Тренировка расширенного внимания (EAST), разработанная НАСА для оценки внимания пилотов, была преобразована в средство помощи при СДВГ. Мозговые волны участников отслеживались во время игры в коммерческие видеоигры, доступные на PlayStation , и сложность игр увеличивалась по мере ослабления внимания участников. Эффективность этого лечения сравнима с традиционным вмешательством при СДВГ. [89]

Несколько онлайн-игр или мобильных игр ( Re-Mission , Personal Investigator, [90] Охота за сокровищами, [91] и играй Внимание) [92] были специально отмечены для использования при облегчении расстройств, отличных от тревожности и настроения. [93] Re-Mission 2 особенно ориентирована на детей, поскольку игра была разработана с учетом того, что сегодняшняя западная молодежь погружена в цифровые медиа. [94] Мобильные приложения для лечения тревоги, депрессии, релаксации и других областей психического здоровья легко доступны в Android Play Store и Apple App Store . [95] Распространение ноутбуков, мобильных телефонов и планшетов означает, что доступ к этим приложениям можно получить в любое время и в любом месте. Многие из них недорогие или даже бесплатные, и игры не обязательно должны быть сложными, чтобы приносить пользу. Трехминутная игра в «Тетрис» может обуздать ряд пристрастий. [96] более длительное время игры может уменьшить симптомы ретроспективных воспоминаний, вызванных посттравматическим стрессовым расстройством . [97] а первоначальное исследование показало, что визуально-пространственные игры, такие как Tetris или Candy Crush , если в них играть сразу после травмирующего события, можно использовать в качестве «терапевтической вакцины» для предотвращения будущих воспоминаний. [98]

Эффективность

[ редактировать ]

Хотя область предоставления электронным средствам массовой информации места в кабинете терапевта является новой, оборудование не обязательно таковое. Большинство западных детей знакомы с современными компьютерами, консолями и портативными устройствами, даже если практикующие ими не являются. Еще более недавним дополнением к взаимодействию с игровой средой является оборудование виртуальной реальности , которым, возможно, придется научиться правильно пользоваться как подростку, так и врачу. Общим термином для предварительных исследований, проведенных с использованием виртуальной реальности, является экспозиционная терапия виртуальной реальности (VRET). Это исследование основано на традиционной экспозиционной терапии и оказалось более эффективным для участников, чем для тех, кто был помещен в контрольную группу списка ожидания . [93] хотя и не так эффективно, как личное лечение. В одном исследовании отслеживались две группы – одна группа получала типичное, более длительное лечение, а другая получала более короткие сеансы VRET – и обнаружило, что эффективность для пациентов VRET была значительно ниже через шесть месяцев. [88]

В будущем врачи могут рассчитывать на использование электронных средств массовой информации для оценки состояния пациентов. [89] как инструмент мотивации, [99] и облегчать социальное личное и виртуальное взаимодействие. [100] Текущие данные, хотя и ограниченные, указывают на необходимость сочетания традиционных методов терапии с электронными средствами для наиболее эффективного лечения. [73] [79] [101] [102]

Игровая терапия в литературе

[ редактировать ]

В 1953 году Кларк Мустакас написал свою первую книгу « Дети в игровой терапии» . В 1956 году он составил «Публикацию «Самости»» — результат диалогов между Мустакасом, Абрахамом Маслоу , Карлом Роджерсом и другими, положивших начало движению гуманистической психологии . В 1973 году Мустакас продолжил свой путь в игровой терапии и опубликовал свой роман « Открытие ребенком самого себя» . Работа Мустакиса касается того, какие отношения необходимы для того, чтобы терапия превратилась в опыт роста. Его этапы начинаются с того, что чувства ребенка в целом негативны и по мере их выражения становятся менее интенсивными, конечными результатами, как правило, являются появление более позитивных чувств и более уравновешенных отношений. [103]

Сейчас опубликовано несколько книг, в которых описывается игровая терапия и конкретные методы игровой терапии. Ассоциация игровой терапии разместила на своем веб-сайте полный список книг по игровой терапии. В число этих книг входят «101 техника игровой терапии» Джейсона Аронсона, «Руководство по игровой терапии с агрессивными детьми» Дэвида Э. Креншоу, «ADAPT: игра на основе развития привязанности», «Игровая терапия» Дженнифер Лефебр и многие другие, в которых описывается игровая терапия и ее использование. в конкретных обстоятельствах. [104]

Игровая терапия для родителей и детей

[ редактировать ]
«Игривость» , Пол Мэншип , 1912–1914 гг.

Игровая терапия — это основанный на фактических данных подход к детям, который позволяет им находить способы учиться, обрабатывать свои эмоции и придавать смысл окружающему миру. Игровая терапия может использоваться по нескольким причинам, включая травму, аутизм, поведение, привязанность и язык.

Было показано, что обучение родителей недирективной игре значительно снижает проблемы психического здоровья у детей дошкольного возраста из группы риска. [105] Одним из первых разработанных подходов игровой терапии между родителями и детьми была сыновняя терапия (в 1960-х годах - см. раздел «История» выше), в рамках которой родителей обучают проводить недирективные сеансы игровой терапии со своими собственными детьми. Было показано, что сыновняя терапия помогает детям справиться с травмой, а также решить проблемы с поведением. [106]

Разрешение детям, которые борются с травмой, использовать игровую терапию, позволяет им справиться со своей травмой и начать доверять ей. Взрослые, которые по-разному реагируют на закрытое и защитное поведение ребенка, помогут детям начать развивать доверие, выходящее за рамки травмы. (Паркер, Хергенратер, Смелзер и Келли, 2021 г.). [107] Когда родители реагируют на детей оборонительно, ребенок не доверяет им из-за прошлой травмы. Работа с игровым терапевтом, ориентированным на ребенка, позволяет терапевту взаимодействовать с ребенком, передавать сообщения и быть открытым с ребенком, который может выразить свою предыдущую или текущую травму. Терапевт реагирует сочувственно и понимающе, позволяя ребенку Станьте непредубежденными и реагируйте приятным способом, а не самозащитным и оборонительным способом.

Другой подход к игровой терапии, в котором участвуют родители, — это Theraplay , разработанный в 1970-х годах. Сначала с детьми работали обученные терапевты, но позже Theraplay превратилась в подход, при котором родителей учат играть со своими детьми определенными способами дома. Терапия основана на идее о том, что родители могут улучшить поведение своих детей и помочь им преодолеть эмоциональные проблемы, вовлекая своих детей в игры, которые воспроизводят игривое, настроенное и эмпатическое взаимодействие родителя с младенцем. Исследования показали, что Theraplay эффективен в изменении поведения детей, особенно детей, страдающих расстройствами привязанности. [108]

В 1980-х годах Стэнли Гринспен разработал Floortime — комплексный игровой подход, который родители и терапевты могут использовать с детьми, страдающими аутизмом. [109] Имеются доказательства успеха этой программы у детей с диагнозом расстройства аутистического спектра. [110] [111]

Лоуренс Дж. Коэн разработал подход под названием «Игривое воспитание», в рамках которого он призывает родителей играть со своими детьми, чтобы помочь решить эмоциональные и поведенческие проблемы. Родителей поощряют игриво общаться со своими детьми посредством глупостей, смеха и грубого обращения. [112]

В 2006 году Гарри Ландрет и Сью Брэттон разработали тщательно изученный и структурированный метод обучения родителей участию в терапевтических играх со своими детьми. Он основан на контролируемом обучении начального уровня игровой терапии, ориентированной на ребенка. Они назвали это терапией детско-родительских отношений. [113] Эти 10 занятий посвящены проблемам воспитания детей в групповой среде и используют видео- и аудиозаписи, чтобы помочь родителям получить обратную связь об их 30-минутных «особых играх» со своими детьми.

Совсем недавно Алета Солтер разработала комплексный подход для родителей под названием «Игра привязанности» , который описывает научно обоснованные формы игровой терапии, включая недирективную игру, более директивную символическую игру, игру на случай непредвиденных обстоятельств и несколько занятий, вызывающих смех. Родителям рекомендуется использовать эти игровые занятия, чтобы укрепить связь со своими детьми, решить проблемы с дисциплиной, а также помочь детям справиться с травмирующими событиями, такими как госпитализация или развод родителей. [114] [115] [116]

Эмоциональная связь, возникающая между опекуном и ребенком, называется привязанностью. (Лин, 2003). [117] Наличие проблем с привязанностью у ребенка имеет большое значение, поскольку ребенок может иметь как хорошую, так и плохую привязанность к своему основному опекуну. Что с возрастом может привести к проблемам в развитии и поведении, в зависимости от типа привязанности. При использовании игровой терапии для решения проблем привязанности важно облегчить ее, потому что у ребенка может возникнуть эмоциональная изоляция, а терапия приносит пользу как родителю, так и ребенку, поскольку они связаны на более глубоком уровне. Это позволяет родителю и ребенку строить свои отношения, а ребенок чувствует себя в большей безопасности с родителем.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Бион, WR (1970). «Контейнер и сдержанная трансформация». Внимание и интерпретация . Лондон: Публикации Тавистока. [Перепечатано в Лондоне: Karnac Books, 1984].
  2. ^ Рейнольдс, Синтия А. (2015). «Этика игровой терапии». Руководство по игровой терапии . стр. 521–537. дои : 10.1002/9781119140467.ch27 . ISBN  9781119140467 .
  3. ^ Пиаже, Жан (1962). Игра, мечты и подражание в детстве . Нью-Йорк: WW Norton & Company, Inc., стр. 166 . ISBN  978-0393001716 .
  4. ^ Винникотт, Д.В. (1971). Игра и реальность . Лондон: Тависток.
  5. ^ Хомейер, Линда, Э. (2008). «Игровая терапия: практика, проблемы и тенденции» (PDF) . Американский журнал игры . 1 : 212. Архивировано из оригинала (PDF) 15 декабря 2021 года . Проверено 1 июня 2018 г. {{cite journal}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  6. ^ Уилсон, Бриттани Дж.; Рэй, Ди (11 сентября 2018 г.). «Игровая терапия, центрированная на ребенке: агрессия, эмпатия и саморегуляция». Журнал консультирования и развития . 96 (4): 399–409. дои : 10.1002/jcad.12222 . ISSN   0748-9633 . S2CID   149584925 .
  7. ^ Суонк, Жаклин М.; Чунг, Кристофер; Уильямс, Сидней А. (3 июля 2018 г.). «Игровая терапия и психообразовательные групповые мероприятия на базе школы: сравнение эффективности лечения». Журнал для специалистов по групповой работе . 43 (3): 230–249. дои : 10.1080/01933922.2018.1485801 . ISSN   0193-3922 . S2CID   149471176 .
  8. ^ Аллен, Калли Б.; Барбер, Кэтрин Р. (январь 2015 г.). «Изучение использования игровых занятий для повышения надлежащего поведения в классе». Международный журнал игровой терапии . 24 (1): 1–12. дои : 10.1037/a0038466 . ISSN   1939-0629 .
  9. ^ ДеГанги, Дж.; Витлисбах, С.; Гудин, М.; Шайнер, Н. (1993). «Сравнение структурированной сенсомоторной терапии и детско-ориентированной деятельности в лечении детей дошкольного возраста с сенсомоторными проблемами» . Американский журнал профессиональной терапии . 47 (9): 777–786. дои : 10.5014/ajot.47.9.777 . ПМИД   7509573 .
  10. ^ Кокран, Джефф Л.; Кокран, Нэнси Х. (2017). «Эффекты игровой терапии, ориентированной на ребенка, для учащихся с крайне деструктивным поведением в школах с высоким уровнем бедности». Международный журнал игровой терапии . 26 (2): 59–72. дои : 10.1037/pla0000052 . ISSN   1939-0629 . S2CID   151963952 .
  11. ^ «Почему игровая терапия? - Ассоциация игровой терапии» . www.a4pt.org . Проверено 8 ноября 2023 г.
  12. ^ «Игровая терапия имеет значение - Ассоциация игровой терапии» . www.a4pt.org . Проверено 8 ноября 2023 г.
  13. ^ Кендалл-Тэкетт, К. (1992). «Помимо анатомических кукол: использование профессионалами других методов игровой терапии». Жестокое обращение с детьми и пренебрежение ими . 16 (1): 139–142. дои : 10.1016/0145-2134(92)90014-i . ПМИД   1544025 .
  14. ^ Кернберг, Паулина Ф.; Чазан, Саралеа Э.; Нормандин, Лина (1998). «Инструмент детской игровой терапии (CPTI): описание, разработка и исследования надежности» . Журнал психотерапевтической практики и исследований . 7 (3): 196–207. ПМК   3330503 . ПМИД   9631341 .
  15. ^ Кот, С.; Ландрет, Г.; Джордано, М. (1998). «Интенсивная детско-ориентированная игровая терапия с детьми-свидетелями домашнего насилия». Международный журнал игровой терапии . 7 (2): 17–36. дои : 10.1037/h0089421 .
  16. ^ Руссо, Жан-Жак Руссо . Эмиль, или Об образовании . Пер. Аллан Блум. Нью-Йорк: Основные книги, 1979.
  17. ^ Фребель, Фридрих (1900) Студенческий Фребель: адаптировано из «Die Erziehung der Menschheit» Ф. Фребеля Уильяма Х. Херфорда . 2 тома. Лондон: Исбистер, 1900–01. точка. 1. Теория образования – ч.1. 2. Практика образования (Практически перевод работы Фребеля с редакционными комментариями и аннотациями)
  18. ^ Штайнер, Р. Воспитание ребенка , (1907) ISBN   0-85440-620-4
  19. ^ Хейнсток, Элизабет (1978). Главное Монтессори . Нью-Йорк: Новая американская библиотека. ISBN  0-451-61695-2 .
  20. ^ «Советская психология: Играй» . www.marxists.org . Проверено 15 декабря 2021 г.
  21. ^ Лоуэнфельд, Маргарет (1988). Детская психотерапия, война и нормальный ребенок: Избранные статьи Маргарет Лоуэнфельд . Сассекс Академик Пресс. ISBN  978-1-84519-084-2 .
  22. ^ Целебные силы в детских играх. Первое издание 1952 г.; 8-е издание: Klotz Verlag (издатель), Эшборн, 2007 г., ISBN   3-88074-4971 (на немецком языке).
  23. ^ Хуг-Хельмут, Х (1921). «О технике детского анализа». Международный журнал психоанализа . 2 : 287–305.
  24. ^ Гросскурт, Филлис (1986). Мелани Кляйн: ее мир и ее работа . Нью-Йорк: Альфреда А. Кнопфа , Inc. ISBN  1-56821-445-6 .
  25. ^ Диллон, MC (1978). «Мерло-Понти и психогенез Самости». Журнал феноменологической психологии . 9 (1–2): 84–98. дои : 10.1163/156916278X00032 .
  26. ^ Фрейд, Анна. Сочинения Анны Фрейд: 8 томов . Нью-Йорк: Пенсильванский университет Индианы.
      • Том. 1. Введение в психоанализ: лекции для детских аналитиков и учителей (1922–1935).
      • Том. 2. Эго и механизмы защиты (1936); (Пересмотренное издание: 1966 г. (США), 1968 г. (Великобритания))
      • Том. 3. Отчеты «Младенцы без семей» о детских садах Хэмпстеда
      • Том. 4. Показания к детскому анализу и другие статьи (1945–1956).
      • Том. 5. Исследования в детской терапевтической клинике Хэмпстеда и другие статьи (1956–1965).
      • Том. 6. Норма и патология в детстве: оценки развития (1965).
      • Том. 7. Проблемы психоаналитического обучения, диагностики и техники терапии (1966–1970).
      • Том. 8. Психоаналитическая психология нормального развития.
  27. ^ «Ребенок Фрейда – Маленький Ганс (1909)» (PDF) .
  28. ^ «Случай маленького Ганса: как Фрейд использовал боязнь лошадей у ​​мальчика для поддержки своих теорий» . www.psychologiesworld.com . 2 мая 2016 года . Проверено 29 июня 2018 г.
  29. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Рэй, Д.; Браттон, С.; Рейн, Т.; Джонс, Л. (2001). «Эффективность игровой терапии: ответ критикам». Международный журнал игровой терапии . 10 (1): 85–108. дои : 10.1037/h0089444 .
  30. ^ Jump up to: а б с д и ж г час Браттон, С.; Рэй, Д.; Рейн, Т.; Джонс, Л. (2005). «Эффективность игровой терапии с детьми: метааналитический обзор результатов лечения». Профессиональная психология: исследования и практика . 36 (4): 376–390. CiteSeerX   10.1.1.472.68 . дои : 10.1037/0735-7028.36.4.376 . S2CID   28386012 .
  31. ^ Моррисон, Т.; Новичок, Б. (1975). «Эффекты директивной и недирективной игровой терапии с умственно отсталыми детьми, помещенными в специальные учреждения». Американский журнал умственной отсталости . 79 (6): 666–669. ПМИД   1146857 .
  32. ^ Тафт, Джесси. Динамика терапии в контролируемых отношениях. Нью-Йорк: Макмиллан, 1933.
  33. ^ Аллен, Фредерик Х. (1934). «Терапевтическая работа с детьми: изложение точки зрения». Американский журнал ортопсихиатрии . 4 (2): 193–202. дои : 10.1111/j.1939-0025.1934.tb06284.x .
  34. ^ Роджерс, К. (1951). Клиентоцентрированная терапия . Бостон: Хоутон-Миффлин.
  35. ^ Экслин, Вирджиния (1964). Дибс в поисках себя . Нью-Йорк: Ballatine Books. ISBN  0345339258 .
  36. ^ Jump up to: а б с д и ЛеБлан, М.; Ричи, М. (2001). «Метаанализ результатов игровой терапии». Консультативная психология Ежеквартально . 14 (2): 149–163. дои : 10.1080/09515070126334 .
  37. ^ Лебо, Д. (1958). «Теоретические основы недирективной игровой терапии: концепции психоанализа и теории обучения». Журнал консультативной психологии . 22 (4): 275–279. дои : 10.1037/h0048364 . ПМИД   13587760 .
  38. ^ Jump up to: а б Кендрик П., Уилсон К. и Райан В. (1992)Игровая терапия: недирективный подход к детям и подросткам. Северный Йоркшир, Великобритания: Elsevier Science Limited.
  39. ^ Jump up to: а б с Лебо, Д. (1955). «Выразительная ценность игрушек, рекомендуемых для недирективной игровой терапии». Журнал клинической психологии . 11 (2): 144–148. doi : 10.1002/1097-4679(195504)11:2<144::aid-jclp2270110207>3.0.co;2-3 . ПМИД   14354045 .
  40. ^ Jump up to: а б с Гинотт, Х.Г. (1960). «Обоснование выбора игрушек в игровой терапии». Журнал консультативной психологии . 24 (3): 243–246. дои : 10.1037/h0043980 . ПМИД   13850211 .
  41. ^ Влияние игры с песком - Lowenfeld World Technique. Архивировано 12 сентября 2009 г. на Wayback Machine. Получено 24 июня 2009 г.
  42. ^ Калфф, Дора М. (1980). Игра с песком . Бостон, Массачусетс: Маяк.
  43. ^ Skumin , V. (1987). Психотерапия детей и подростков: Методические рекомендации [ Психотерапия детей и подростков: Методические рекомендации ] (на русском языке). Харьков : Курирует Украинский республиканский совет профсоюзов . Проверено 7 ноября 2017 г.
  44. ^ Бриттон, К. (1945). «Дети, которые не умеют играть», Игра и психическое здоровье . Лондон: Новое образовательное товарищество.
  45. ^ Jump up to: а б с Кейсмент, Патрик (1990). Дальнейшее обучение у пациента . Книги бесплатных ассоциаций. стр. 95 и 184.
  46. ^ Кейсмент, Патрик. «Учимся у жизни». Лекция прочитана в Сиэтле, штат Вашингтон, 4 июня 2011 г.
  47. ^ Jump up to: а б с д Винникотт, Д.В. (1973). Ребенок, семья и внешний мир . Миддлсекс. п. 146.
  48. ^ Жозефина Кляйн, Наша потребность в других (Лондон, 1994), с. 241
  49. ^ Холл, Д.; Кадусон, Х.; Шефер, CE (2002). «Пятнадцать эффективных методик игровой терапии». Профессиональная психология: исследования и практика . 33 (6): 515–522. CiteSeerX   10.1.1.514.4911 . дои : 10.1037/0735-7028.33.6.515 .
  50. ^ Jump up to: а б Браттон, С.; Рэй, Д. (2000). «Что исследования показывают об игровой терапии». Международный журнал игровой терапии . 9 (1): 47–88. дои : 10.1037/h0089440 .
  51. ^ Jump up to: а б Филлипс, Р. (1985). «Свистеть в темноте?: Обзор исследований игровой терапии». Психотерапия . 22 (4): 752–760. дои : 10.1037/h0085565 .
  52. ^ Лебо, Д. (1953). «Современное состояние исследований недирективной игровой терапии». Журнал консультативной психологии . 17 (3): 177–183. дои : 10.1037/h0063570 . ПМИД   13061658 .
  53. ^ "Исследовать" . Центр Анны Фрейд. Архивировано из оригинала 29 июня 2007 года . Проверено 14 февраля 2012 г.
  54. ^ Jump up to: а б с Кейси, Р.Дж.; Берман, Дж. С. (1985). «Итоги психотерапии с детьми». Психологический вестник . 98 (2): 388–400. дои : 10.1037/0033-2909.98.2.388 . ПМИД   3901067 .
  55. ^ Jump up to: а б Вайс, младший; Вайс, Б.; Хан, СС; Грейнджер, округ Колумбия; Мортон, Т. (1995). «Возвращение к эффектам психотерапии у детей и подростков: метаанализ результатов лечения». Психологический вестник . 117 (3): 450–468. дои : 10.1037/0033-2909.117.3.450 . ПМИД   7777649 .
  56. ^ ЛеБлан, М.; Ричи, М. (1999). «Предсказатели результатов игровой терапии». Международный журнал игровой терапии . 8 (2): 19–34. дои : 10.1037/h0089429 .
  57. ^ Рэй, округ Колумбия (2008). «Влияние игровой терапии на стресс в отношениях между родителями и детьми в условиях обучения психическому здоровью». Британский журнал руководства и консультирования . 36 (2): 165–187. дои : 10.1080/03069880801926434 . S2CID   55593014 .
  58. ^ Андерсон, Синтия (2022). «Американская психологическая ассоциация». Международный журнал игровой терапии . 31 (3): 12.
  59. ^ «Как стать игровым терапевтом» . Академия обучения игровой терапии™ . Проверено 6 ноября 2023 г.
  60. ^ «Сертификаты игровой терапии - Ассоциация игровой терапии» . www.a4pt.org . Проверено 6 ноября 2023 г.
  61. ^ Леви, Дэвид М. (1938). « Релиз-терапия» у детей раннего возраста †». Психиатрия . 1 (3): 387–390. дои : 10.1080/00332747.1938.11022205 .
  62. ^ Jump up to: а б Хартер, С. (1977). «Когнитивно-развивающий подход к выражению детьми противоречивых чувств и метод облегчения такого выражения в игровой терапии». Журнал консалтинговой и клинической психологии . 45 (3): 417–432. дои : 10.1037/0022-006x.45.3.417 . ПМИД   325033 .
  63. ^ Jump up to: а б Нелл, С.М. (1998). «Когнитивно-поведенческая игровая терапия». Журнал клинической детской психологии . 27 (1): 28–33. дои : 10.1207/s15374424jccp2701_3 . ПМИД   9561934 .
  64. ^ Jump up to: а б Теннессен, Дж.; Стрэнд, Д. (1998). «Сравнительный анализ направленной песочной терапии и принципов эриксоновской психологии». Искусство в психотерапии . 25 (2): 109–114. дои : 10.1016/s0197-4556(97)00101-9 .
  65. ^ Харрис, ЗЛ; Ландрет, Г. (1997). «Сыновская терапия с матерями-заключенными: пятинедельная модель». Международный журнал игровой терапии . 6 (2): 53–73. дои : 10.1037/h0089408 .
  66. ^ Ландрет, Гарри Л.; Жако, Уиллард С.; Аллен, Луиза (1969). «Командный подход к проблемам с ограниченными возможностями обучения [так в оригинале]». Журнал неспособности к обучению . 2 (2): 82–87. дои : 10.1177/002221946900200203 . S2CID   145138515 .
  67. ^ Ландрет, Дж. (1972). «Зачем игровая терапия?». Рекомендации Техасской ассоциации персонала и руководства . 21 (1).
  68. ^ Каздин А.Е. (1991). «Эффективность психотерапии с детьми и подростками». Журнал консалтинговой и клинической психологии . 59 (6): 785–798. дои : 10.1037/0022-006x.59.6.785 . ПМИД   1774364 .
  69. ^ Барнетт, Л. (1984). «Исследовательская записка: разрешение страданий маленьких детей посредством игры». Журнал детской психологии и психиатрии . 25 (3): 477–483. дои : 10.1111/j.1469-7610.1984.tb00165.x . ПМИД   6746795 .
  70. ^ Гранич, Изабела; Лобель, Адам; Энгельс, Рутгер CME (январь 2004 г.). «Преимущества видеоигр» (PDF) . Американский психолог . 69 (1): 66–78. CiteSeerX   10.1.1.697.8245 . дои : 10.1037/a0034857 . ПМИД   24295515 . S2CID   15997754 .
  71. ^ Хорн-Мойер, Х. Линн; Мойер, Брайан Х.; Мессер, Дрю К.; Мессер, Элизабет С. (2014). «Использование электронных игр в терапии: обзор с клиническими последствиями» (PDF) . Текущие отчеты психиатрии . 16 (12): 520. дои : 10.1007/s11920-014-0520-6 . ПМК   4196027 . PMID   25312026 – через психиатрию в эпоху цифровых технологий.
  72. ^ Jump up to: а б Гранич, Изабела; Лобель, Адам; Энгельс, Рутгер CME (январь 2014 г.). «Преимущества видеоигр» (PDF) . Американский психолог . 69 (1): 76. CiteSeerX   10.1.1.697.8245 . дои : 10.1037/a0034857 . ПМИД   24295515 . S2CID   15997754 .
  73. ^ «Сказки о детских тревогах - Лагерь Cope-A-Lot» . www.copingcatparents.com . Проверено 10 ноября 2019 г. .
  74. ^ Роббинс, СТАТ, Ребекка. «Эта видеоигра может помочь детям с СДВГ» . Научный американец . Проверено 10 ноября 2019 г. .
  75. ^ «Программы и продукты» . Акили Интерактив . Проверено 10 ноября 2019 г. .
  76. ^ «Что такое когнитивно-поведенческая терапия и как она используется для лечения тревоги и депрессии? | Американская ассоциация тревоги и депрессии, ADAA» . adaa.org . Проверено 10 ноября 2019 г. .
  77. ^ Jump up to: а б Гранич, Изабела; Лобель, Адам; Энгельс, Рутгер CME (январь 2004 г.). «Преимущества видеоигр» (PDF) . Американский психолог . 69 (1): 75. CiteSeerX   10.1.1.697.8245 . дои : 10.1037/a0034857 . ПМИД   24295515 . S2CID   15997754 .
  78. ^ Jump up to: а б Чераноглу, Т. Атилла (2010). «Видеоигры в психотерапии» (PDF) . Обзор общей психологии . 14 (2): 145. дои : 10.1037/a0019439 . S2CID   16331255 .
  79. ^ Марс, Ф.Дж.; Аккерман А.Е.; Бренд, АН; Малдер, LJM (2006). Клиническая оценка, компьютеризированные методы и инструменты . Лиссе: Издательство Swets & Zeitlinger. п. 59. ИСБН  9781135302634 .
  80. ^ Меерсанд, Памела; Гилмор, Карен (2018). Игровая терапия: психодинамический учебник по лечению маленьких детей . Арлингтон, Вирджиния: Издательство Американской психиатрической ассоциации. п. 79. ИСБН  9781615370436 .
  81. ^ Jump up to: а б Флеминг, Тереза ​​М.; Чик, Коллин; Мерри, Салли Н.; Табрю, Хиран; Бриджмен, Хизер; Стасяк, Каролина; Шепард, Мэтью; Перри, Яэль; Хетрик, Сара (3 июля 2014 г.). «Серьезные игры для лечения или профилактики депрессии: систематический обзор» (PDF) . Испанская ассоциация клинической и психиатрической психологии . 19 : 232–233. ISSN   1136-5420 .
  82. ^ Хорн-Мойер, Х. Линн; Мойер, Брайан Х.; Мессер, Дрю К.; Мессер, Элизабет С. (2014). «Использование электронных игр в терапии: обзор с клиническими последствиями» (PDF) . Текущие отчеты психиатрии . 16 (12): 2. дои : 10.1007/s11920-014-0520-6 . ПМК   4196027 . PMID   25312026 – через психиатрию в эпоху цифровых технологий.
  83. ^ Креншоу, Дэвид; Стюарт, Энн (2015). Игровая терапия: полное руководство по теории и практике . Нью-Йорк: Гилфорд Пресс. п. 45. ИСБН  9781462517503 .
  84. ^ "Дом" . school.au.reachout.com . Проверено 14 ноября 2019 г.
  85. ^ Алан Брауэр, доктор медицины (1 февраля 1999 г.). «Биологическая обратная связь и тревога» . Психиатрические времена . Psychiatric Times Том 16 № 2. 16 . Проверено 13 ноября 2019 г. .
  86. ^ «Обзор продукта: Freeze Framer» . www.relaxfocussucceed.com . Архивировано из оригинала 6 августа 2015 года . Проверено 13 ноября 2019 г. .
  87. ^ Jump up to: а б Уилкинсон, Натан; Анг, Ребекка П.; Го, Дион Х. (2008). «Онлайн-терапия видеоиграми при проблемах с психическим здоровьем: обзор» (PDF) . Международный журнал социальной психиатрии . 54 (4): 370–82. дои : 10.1177/0020764008091659 . ПМИД   18720897 . S2CID   18858417 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 декабря 2019 года.
  88. ^ Jump up to: а б Уилкинсон, Натан; Анг, Ребекка П.; Го, Дион Х. (2008). «Онлайн-терапия видеоиграми при проблемах с психическим здоровьем: обзор». Международный журнал социальной психиатрии . 54 (4): 370–82. дои : 10.1177/0020764008091659 . ISSN   0020-7640 . ПМИД   18720897 . S2CID   18858417 .
  89. ^ «Личный детектив Дэвид Койл» . www.davidcoyle.org . Проверено 14 ноября 2019 г.
  90. ^ "Фон" . www.treasurehunt.uzh.ch . Проверено 14 ноября 2019 г.
  91. ^ «Исполнительная функция – Играть внимание» . www.playattention.com . Архивировано из оригинала 26 февраля 2020 года . Проверено 14 ноября 2019 г.
  92. ^ Jump up to: а б Хорн-Мойер, Х. Линн; Мойер, Брайан Х.; Мессер, Дрю К.; Мессер, Элизабет С. (2014). «Использование электронных игр в терапии: обзор с клиническими последствиями» . Текущие отчеты психиатрии . 16 (12): 3. дои : 10.1007/s11920-014-0520-6 . ISSN   1523-3812 . ПМК   4196027 . ПМИД   25312026 .
  93. ^ Гринмайер, Ларри. «Видеоигра, которая поможет детям бороться с раком» . Сеть блогов Scientific American . Проверено 14 ноября 2019 г.
  94. ^ «ADAA рассмотрела приложения для психического здоровья | Американская ассоциация по тревоге и депрессии, ADAA» . adaa.org . Проверено 14 ноября 2019 г.
  95. ^ «Тетрис может блокировать тягу к еде, показывает новое исследование: игра «на ходу» снижает тягу к еде на одну пятую» . ScienceDaily . Проверено 14 ноября 2019 г.
  96. ^ «Посттравматическое стрессовое расстройство: облегчение воспоминаний с помощью игры в тетрис» . ScienceDaily . Проверено 14 ноября 2019 г.
  97. ^ «Психологические вмешательства для вырезания травмирующих воспоминаний: тетрис или Candy Crush? Исследователи видят роль в таких играх, как» . ScienceDaily . Проверено 14 ноября 2019 г.
  98. ^ Гранич, Изабела; Лобель, Адам; Энгельс, Рутгер CME (2014). «Преимущества видеоигр». Американский психолог . 69 (1): 71. дои : 10.1037/a0034857 . ISSN   1935-990Х . ПМИД   24295515 . S2CID   15997754 .
  99. ^ Уилкинсон, Натан; Анг, Ребекка П.; Го, Дион Х. (2008). «Онлайн-терапия видеоиграми при проблемах с психическим здоровьем: обзор». Международный журнал социальной психиатрии . 54 (4): 377–378. дои : 10.1177/0020764008091659 . ISSN   0020-7640 . ПМИД   18720897 . S2CID   18858417 .
  100. ^ Флеминг, Тереза ​​М.; Чик, Коллин; Мерри, Салли Н.; Табрю, Хиран; Бриджмен, Хизер; Тасиак, Каролина; Шепард, Мэтью; Перри, Яэль; Хетрик, Сара (3 июля 2014 г.). «Серьезные игры для лечения или профилактики депрессии: систематический обзор» (PDF) . Испанская ассоциация клинической и психиатрической психологии . 19 : 240. ISSN   1136-5420 .
  101. ^ Хорн-Мойер, Х. Линн; Мойер, Брайан Х.; Мессер, Дрю К.; Мессер, Элизабет С. (2014). «Использование электронных игр в терапии: обзор с клиническими последствиями» (PDF) . Текущие отчеты психиатрии . 16 (12): 5. дои : 10.1007/s11920-014-0520-6 . ПМК   4196027 . PMID   25312026 – через психиатрию в эпоху цифровых технологий.
  102. ^ Малик, Фатима; Марваха, Раман (2022). «Этапы социально-эмоционального развития детей» . СтатПерлс . Издательство StatPearls. ПМИД   30521240 .
  103. ^ «Книги по игровой терапии - Ассоциация игровой терапии» . www.a4pt.org . Проверено 8 ноября 2023 г.
  104. ^ Дрейпер, К.; Сигел, К.; Уайт, Дж.; Солис, СМ; Мишна, Ф. (2009). «Дошкольники, родители и учителя (ППТ): профилактическое вмешательство в группу риска» . Международный журнал групповой психотерапии . 59 (2): 221–242. дои : 10.1521/ijgp.2009.59.2.221 . ПМИД   19441968 . S2CID   40246944 .
  105. ^ Рожь, Н. (2008). «Советская терапия для улучшения отношений в семье». Журнал семейного здравоохранения . 18 (5): 179–181. ПМИД   18973091 .
  106. ^ Паркер, М; Хергенратер, К; Смелзер, Кью; Келли, К. (2021). «Изучение детской игровой терапии и травм: систематический обзор литературы». Международный журнал игровой терапии . 30 : 2–13. дои : 10.1037/pla0000136 . S2CID   225545618 .
  107. ^ Бут, П.Б. и Джернберг, AM (2010). Терапия: помощь родителям и детям в построении лучших отношений посредством игры, основанной на привязанности. Сан-Франциско, Калифорния: Джози-Басс.
  108. ^ Гринспен, С.И. и Видер, С. (2006). Вовлечение аутизма: использование подхода «на полу», чтобы помочь детям общаться, общаться и думать. Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press.
  109. ^ Гринспен, С.И.; Видер, С. (1997). «Модели развития и результаты у младенцев и детей с нарушениями взаимоотношений и общения: обзор 200 случаев детей с расстройствами аутистического спектра». Журнал нарушений развития и обучения . 1 : 87–141.
  110. ^ Соломон Р., Дж. Нехелес, К. Ферч и Д. Брукман (2007). Пилотное исследование программы обучения родителей для маленьких детей с аутизмом: Программа домашних консультаций The PLAY Project « Аутизм » , том 11 (3) 205–224.
  111. ^ Коэн, JL (2001). Игривое воспитание. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Ballantine Books, ISBN   978-0345442864 .
  112. ^ Брэттон С., Ландрет Г., Келлам Т. и Блэкард С. (2006). Руководство по лечению детско-родительских отношений (CPRT): модель сыновней терапии из 10 сеансов . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. Руководство включает компакт-диск со всеми учебными материалами для удобства воспроизведения.
  113. ^ Солтер, А. (2013). Игра с привязанностью: как решать проблемы поведения детей с помощью игры, смеха и общения. Голета, Калифорния: Shining Star Press.
  114. ^ Балтроцки, Кэтрин; Брэдбери, Джоан; Роуз, Мэрион; Грейс, Сандра; Доран, Фрэнсис (2022). «Оценка краткой программы воспитания, основанной на привязанности: осознанное воспитание» . Детская и семейная поведенческая терапия . 45 : 54–75. дои : 10.1080/07317107.2022.2141600 . S2CID   253329670 .
  115. ^ О'Рейли, Л. (2020). Введение игры привязанности в социальную работу с детьми и семьей; Оптимизация связи, эмоциональное освобождение и поддержка сложного поведения. Ирландский социальный работник, 67–76.
  116. ^ Лин, Ши (2003). «Содействие конструктивной игре родителей и детей: семейная терапия с маленькими детьми». Журнал семейной психотерапии . 14 :19–31. дои : 10.1300/J085v14n03_02 . S2CID   141709126 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Акслайн, В. (1947). Недирективная терапия для бедных читателей» Журнал консультативной психологии 11, 61–69.
  • Акслайн, В. (1969, исправленная редакция). Игровая терапия. Нью-Йорк: Ballantine Books.
  • Барретт, К. Хэмпе, Т.Э. и Миллер, Л. (1978). Исследования детской психотерапии. В Гарфилде С. и Бергине А. (ред.). Справочник по психотерапии и изменению поведения. Нью-Йорк: Уайли.
  • Фрейд, А. (1946). Психоаналитическая терапия детей. Лондон: Имаго.
  • Фрейд, А. (1965). Психоаналитическая работа с детьми. Нью-Йорк: Издательство международных университетов.
  • Фрейд, С. (1909). Дело «Маленького Ганса» и «Человека-Крысы». Лондон: Хогарт Пресс.
  • Фребель (1903). Образование человека. Нью-Йорк: Д. Эпплтон.
  • Герни Б., Герни Л. и Андронико М. (1976). Терапевтическое использование детской игры. Нью-Йорк: Джейсон Аронсон.
  • Грант, Роберт, Джейсон. (Ред.) со Стоуном, Джессикой и Меллентин, Клэр. (2020). Теории и перспективы игровой терапии: сборник полевых мыслей . Лондон: Рутледж. ISBN   9780367418373
  • Хуг-Хельмут, Х (1921). «О технике детского анализа». Международный журнал психоанализа . 2 : 287–305.
  • Кляйн, М. Собрание сочинений Мелани Кляйн в четырех томах, Лондон: Hogarth Press.
  • Ландрет, Г.Л. (2002). Игровая терапия: искусство взаимоотношений. (2-е изд.). Нью-Йорк: (второе издание, 2002 г.). ISBN   1-58391-327-0 . Бруннер-Рутледж.
  • Ланьядо, Моника и Хорн, Энн. (Ред.) (1999). Справочник по детской и подростковой психотерапии: психоаналитические подходы . Лондон: Рутледж. ISBN   9780203135341 . DOI https://doi.org/10.4324/9780203135341
  • Лоуэнфельд, М. (1939). «Картины мира детей: Метод их записи и изучения». Британский журнал медицинской психологии . 18 : 65–101. дои : 10.1111/j.2044-8341.1939.tb00710.x .
  • О'Коннор, Кевин Дж; Шефер, Чарльз Э; Браверман, Лиза Д., ред. (2015). Справочник по игровой терапии, 2-е издание . Уайли. ISBN  978-1-118-85983-4 .
  • Филлипс, Р.; Ландрет, Г. (1998). «Игровые терапевты по игровой терапии (Часть 2) Клинические вопросы игровой терапии». Международный журнал игровой терапии . 6 (2): 1–24. дои : 10.1037/h0089416 .
  • Шефер, К. (1993). Терапевтическая сила игры. Нью-Джерси: Джейсон Аронсон.
  • Шефер, Чарльз, Э. Кадусон, Хайди. (2006). Современная игровая терапия: теория, исследования и практика . Соединенное Королевство: Публикации Гилфорда.
  • Винникотт, Д.В. (1971) Поросенок: отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки . Лондон: Хогарт Пресс, ISBN   0-140-1466-79
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0d369f59459dc8c04d044874fd0f2be5__1720578420
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0d/e5/0d369f59459dc8c04d044874fd0f2be5.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Play therapy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)