Индийская философия
|
Часть серии о |
Восточная философия |
---|
Философский портал |
Часть серии о |
Философия |
---|
Индийская философия состоит из философских традиций Индийского субконтинента . Философские учения часто называют даршаном, что означает «видеть» или «смотреть». [ 2 ] [ 3 ] Анвикшики означает «критическое исследование» или «исследование». В отличие от даршана, анвикшики использовалось для обозначения индийской философии классическими индийскими философами, такими как Чанакья в «Артхашастре ». [ 3 ] [ 4 ]
Традиционная индуистская классификация разделяет астика и настика философские школы в зависимости от одного из трех альтернативных критериев: считает ли она Веды действительным источником знаний; верит ли школа в предпосылки Брахмана и Атмана ; и верит ли школа в загробную жизнь и Дэвов . [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] (хотя из последних двух есть исключения: Мимамса и Санкхья соответственно).
Существует шесть основных (астика) школ ведической философии — ньяя , вайшешика , санкхья , йога , миманса и веданта — и пять основных неведических или неортодоксальных (настика или шраманические) школ — джайнская , буддийская , адживика , аджняна и чарвака . Группа астика принимает Веды как важнейший источник своих основ, а группа настика - нет. Однако существуют и другие методы классификации; Видьяранья , например, выделяет шестнадцать школ индийской философии, включая те, которые принадлежат традициям Шайва и Расешвара . [ 8 ] [ 9 ]
Основные школы индийской философии были формализованы и признаны главным образом между 500 г. до н.э. и поздними веками нашей эры . [ нужна ссылка ] Некоторые школы, такие как джайнизм , буддизм , йога , шайва и веданта, выжили, но другие, такие как аджняна , чарвака и адживика , — нет.
Тексты индийской философии древней и средневековой эпохи включают обширные рассуждения об онтологии ( метафизике , Брахмане - Атмане , Шуньяте - Анатте ), надежных средствах познания ( эпистемологии , Праманасах ), системе ценностей ( аксиологии ) и других темах. [ 10 ] [ нужна страница ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ]
Общие темы
[ редактировать ]Индийские философии разделяют множество концепций, таких как дхарма , карма , самсара , дуккха , отречение , медитация , причем почти все они сосредоточены на конечной цели освобождения человека от дуккхи и сансары посредством разнообразных духовных практик ( мокша , нирвана ). [ 14 ] Они различаются в своих предположениях о природе существования, а также об особенностях пути к окончательному освобождению, что приводит к появлению множества школ, несогласных друг с другом. Их древние доктрины охватывают широкий спектр философий, встречающихся в других древних культурах. [ 15 ]
Индуистские традиции
[ редактировать ]Одними из самых ранних сохранившихся индийских философских текстов являются Упанишады позднего ведического периода (1000–500 гг. до н.э.), которые, как считается, сохранили идеи брахманизма . Индийские философские традиции обычно группируются в соответствии с их отношением к Ведам и содержащимся в них идеям. Джайнизм и буддизм зародились в конце ведического периода , в то время как различные традиции, сгруппированные в индуизме, в основном возникли после ведического периода как независимые традиции.
Индуистская философия классифицирует индийские философские традиции как ортодоксальные ( астика ) или неортодоксальные ( настика ), в зависимости от того, признают ли они авторитет Вед и содержащихся в них теорий Брахмана и Атмана . [ 5 ] [ 6 ] Помимо них, к «неортодоксальным» школам, не признающим авторитета Вед, относятся буддизм, джайнизм, адживика и чарвака. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Эта ортодоксально-неортодоксальная терминология представляет собой научную конструкцию, обнаруженную в более поздних индийских источниках (и в западных источниках об индийской мысли), и не все из этих источников согласны с тем, какую систему следует считать «ортодоксальной». [ 19 ] [ 20 ] существуют различные ересиологические системы. Таким образом, в индийской философии [ 7 ] Некоторые традиции рассматривают слово «ортодоксальный» как синоним « теизма », а «неортодоксальный» как синоним атеизма . [ 21 ] Другие индуистские источники утверждают, что некоторые системы Шайва- тантры следует считать неортодоксальными из-за их отклонений от ведической традиции. [ 22 ]
Одним из наиболее распространенных списков индуистских ортодоксальных школ являются «шесть философий» ( сад-даршана ), а именно: [ 23 ]
- Санкхья (школа «перечисления»), философская традиция, которая рассматривает вселенную как состоящую из двух независимых реальностей: пуруша (воспринимающее сознание ) и пракрити (воспринимаемая реальность, включая разум, восприятие, клеши и материю ) и описывающая сотериологию. основанный на этой двойственности, в которой пуруш распознается и освобождается от нечистот пракрити . В нее вошли авторы-атеисты, а также некоторые мыслители-теисты, и она составляет основу большей части последующей индийской философии.
- Йога , школа, подобная санкхье (или, возможно, даже ее ответвлению), которая признает личного бога и сосредотачивается на йогической практике.
- Ньяя (школа «Логики»), философия, фокусирующаяся на логике и эпистемологии. Он принимает четыре вида Прамы (действительного представления): (1) восприятие, (2) умозаключение, (3) сравнение или аналогия, (4) слово или свидетельство. [ 24 ] Ньяя защищает форму прямого реализма и теорию субстанций ( дравья ).
- Вайшешика (школа «Характеристик»), тесно связанная со школой Ньяя , эта традиция сосредоточена на метафизике вещества и защите теории атомов. В отличие от ньяи , они принимают только две прамана: восприятие и умозаключение.
- Пурва-Мимамса (школа «Предварительного исследования» [Вед]), школа, которая фокусируется на толковании Вед, филологии и интерпретации ведических ритуалов.
- Веданта («конец Вед», также называемый Уттара Мимамса ), фокусируется на интерпретации философии Упанишад , особенно сотериологических и метафизических идей, касающихся Атмана и Брахмана.
Иногда эти шесть групп объединяются в три группы как по историческим, так и по концептуальным причинам: Ньяя - Вайшешика , Санкхья - Йога и Миманса - Веданта . Каждая традиция также включала различные течения и субшколы. Например, Веданта была разделена на подшколы: Адвайта ( недуализм ), Вишиштадвайта (квалифицированный недуализм), Двайта ( дуализм ), Двайтадвайта (дуалистический недуализм), Суддхадвайта (чистый недуализм) и Ачинтья. Бхеда Абхеда (непостижимое единство и различие).
Доктрины Вед и Упанишад интерпретировались этими шестью школами по-разному, с разной степенью совпадения. они представляют собой «коллекцию философских взглядов, имеющих текстовую связь» . По словам Чадхи, 2015 , [ 25 ] Они также отражают терпимость к разнообразию философских интерпретаций в индуизме, имея при этом одну и ту же основу. [ 26 ]
Индуистские философы ортодоксальных школ разработали системы эпистемологии ( прамана ) и исследовали такие темы, как метафизика, этика, психология ( гуна ), герменевтика и сотериология в рамках ведического знания, представляя при этом разнообразную коллекцию интерпретаций. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ] Обычно называемые шесть ортодоксальных школ представляли собой конкурирующие философские традиции того, что было названо «индуистским синтезом» классического индуизма . [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]
Все эти системы не являются единственными «ортодоксальными» системами философии, поскольку на протяжении всей истории индуистской мысли развивались многочисленные подшколы. Однако это наиболее известные индуистские философские традиции.
В дополнение к шести системам индуистский философ Видьяранья (ок. 1374–1380) также включает несколько дополнительных индуистских философских систем в свою Сарва-даршана-самграху ( Сборник всех философских систем ): [ 8 ]
- Пашупата , школа шиваизма, основанная Накулисой.
- Шайва-сиддханта , теистическая и дуалистическая школа шиваизма, находящаяся под влиянием санкхьи и еще больше расширяющая систему санкхьи.
- Пратьябхиджня (школа «Признания»), которая защищает идеалистический монизм и часть традиции кашмирского шиваизма тантрического шиваизма.
- Панини Даршана, традиция, ориентированная на санскритскую лингвистику и грамматику, которая также разработала теорию спхотавады под руководством Бхартрихари , теорию, которая ставит речь и звук в центр своей метафизики.
- Расешвара — алхимическая школа, пропагандировавшая использование ртути как способ достижения просветления.
Шраманические традиции
[ редактировать ]В древней Индии также процветало несколько неведических традиций мышления, которые разработали свои собственные философские системы. Движение Шрамана включало в себя различные традиции, не признававшие брахманическую религию Вед. Эти неведические школы породили широкий спектр идей по таким темам, как атман , атомизм , этика, материализм , атеизм , агностицизм , свободная воля, аскетизм, семейная жизнь, ахимса (ненасилие) и вегетарианство . [ 34 ] Известными философиями, возникшими из движения Шрамана , были джайнизм , ранний буддизм , чарвака , аджняна и адживика . [ 35 ]
Индийские движения шрамана стали заметными в V и IV веках до нашей эры, и тем более в период Маурьев (ок. 322–184 до н. Э.). джайнизм и буддизм Особое влияние имели . Эти традиции повлияли на все более поздние формы индийской философии, которые либо переняли некоторые из их идей, либо выступили против них. [ 36 ]
Философия аджняна
[ редактировать ]Аджнана была одной из настик или «неортодоксальных» школ древнеиндийской философии и древней школы радикального индийского скептицизма. Это было движение шрамана и главный соперник раннего буддизма и джайнизма. Их идеи записаны в буддийских и джайнских текстах. Они считали, что невозможно получить знание метафизической природы или установить истинность философских положений; и даже если бы знание было возможно, оно было бесполезно и невыгодно для окончательного спасения. Это были софисты, которые специализировались на опровержении, не пропагандируя при этом никакой собственной позитивной доктрины.
Джайнская философия
[ редактировать ]Джайнская философия — древнейшая индийская философия, которая полностью отделяет тело ( материю ) от души (сознания). [ 37 ] Джайнизм был возрожден и восстановлен после того, как Махавира , последний и 24-й Тиртханкара , синтезировал и возродил философию и распространение древних шраманических традиций, заложенных первым джайнским тиртханкарой Ришабханатхой миллионы лет назад. [ 38 ] По словам Дандаса, за пределами джайнской традиции историки датируют Махавиру примерно современником Будды в V веке до нашей эры, и, соответственно, исторический Паршванатха , основанный на ок. 250-летний разрыв относится к 8 или 7 веку до нашей эры. [ 39 ]
Джайнизм — шраманическая религия, отвергающая авторитет Вед. Однако, как и все индийские религии , она разделяет основные концепции, такие как карма, этический образ жизни, перерождение, самсара и мокша. Джайнизм уделяет большое внимание аскетизму , ахимсе (ненасилию) и анекантаваде (относительности точек зрения) как средствам духовного освобождения — идеям, которые повлияли на другие индийские традиции. [ 40 ]
Джайнизм решительно поддерживает индивидуалистическую природу души и личную ответственность за свои решения; и что только уверенность в себе и индивидуальные усилия несут ответственность за освобождение. Согласно джайнской философии, мир ( Сансара ) полон химсы (насилия). Поэтому следует направить все свои усилия на достижение Ратнатраи , то есть Самьяк Даршан (правильное восприятие), Самьяк Гняна (правильное знание) и Самьяк Чаритра (правильное поведение), которые являются ключевыми условиями для достижения освобождения. [ 41 ]
Буддийская философия
[ редактировать ]Буддийская философия обращается к нескольким традициям, которые можно проследить до учения Сиддхартхи Гаутамы , Будды («пробуждённого»). Буддизм — это религия шрамана, но он содержит новые идеи, не обнаруженные и не принятые другими религиями шрамана, такие как буддийское учение о не-я ( анатта ). Буддийская мысль также находится под влиянием мысли Упанишад . [ 42 ]
Буддизм и индуизм взаимно влияли друг на друга и разделяли многие концепции, однако сейчас трудно выявить и описать эти влияния. [ 43 ] Буддизм отверг ведические концепции Брахмана (высшей реальности) и Атмана (души, «я»), лежащие в основе индуистской философии. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
Буддизм разделяет многие философские взгляды с другими индийскими системами, такие как вера в карму – причинно-следственную связь, сансару – идеи о циклической загробной жизни и перерождении, дхарму – идеи об этике, обязанностях и ценностях, непостоянстве всех материальных вещей и тело и возможность духовного освобождения ( нирвана или мокша ). [ 48 ] [ 49 ] Главным отклонением от индуистской и джайнской философии является буддийский отказ от вечной души ( атмана ) в пользу анатты (не-Я). [ 45 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 53 ] После смерти Будды несколько конкурирующих философских систем, названных Абхидхарма, как способы систематизации буддийской философии. начали возникать [ 54 ]
Школы мысли
[ редактировать ]Основные традиции буддийской философии в Индии (с 300 г. до н. э. по 1000 г. н. э.) можно разделить на школы Махаяны и школы, не относящиеся к Махаяне (иногда называемые школами Шравакаяны , никайским буддизмом , «основным» буддизмом или Хинаяной , «низшими» или «меньшими» средство передвижения — термин, используемый только в Махаяне для обозначения немахаянских традиций). [ 55 ] Школы Махаяны приняли сутры Махаяны и изучали работы философов Махаяны, таких как Нагарджуна . Немахаянские школы черпали свои философские доктрины из Трипитаки и трактатов Абхидхармы.
Шравакаяны школы (немахаяны):
- Традиция Махасангхика («Великое сообщество») (которая включала в себя множество подшкол, все они сейчас вымерли). Ключевой доктриной этой традиции была надмирская и трансцендентная природа Будды ( локоттаравада ).
- Школы традиции Стхавира («Старейшины»):
- Вайбхашика («Комментаторы»), также известный как Сарвастивада -Вайбхашика, был традицией Абхидхармы , составившей «Великий комментарий» ( Махавибхаша ). Они были известны своей защитой доктрины « сарваститвы » (все существует), которая является формой этернализма в отношении философии времени. Они также поддерживали прямой реализм и теорию субстанций ( свабхава ).
- Саутрантика («Те, кто поддерживает сутры»), традиция, которая не считала северную Абхидхарму авторитетной и вместо этого сосредоточивалась на буддийских сутрах . Они не соглашались с вайбхашиками по нескольким ключевым моментам, включая их этерналистскую теорию времени, их прямой реализм и их реалистическую теорию нирваны .
- Пудгалавада («Персоналисты»), которые были известны своей противоречивой теорией «человека» ( пудгала ), который перерождается и достигает пробуждения. Сейчас они вымерли.
- Вибхаджьявада («Аналитики»), широко распространенная традиция, достигшая Кашмира, Южной Индии и Шри-Ланки. Часть этой школы сохранилась до наших дней как традиция Тхеравады Юго-Восточной Азии . Их ортодоксальные позиции можно найти в Катхаватту . взгляды Пудгалавады и Вайбхашика . Они отвергли , в частности,
Махаянская традиция:
Движение Махаяна ) («Великая колесница») (ок. I века до н.э.) включало новые идеи и писания ( сутры Махаяны . Эти философские традиции существенно отличаются от других школ буддизма и включают метафизические доктрины, которые не принимаются другими буддийскими традициями. Мысль Махаяны фокусируется на универсальном альтруистическом идеале бодхисаттвы , существа, которое находится на пути к состоянию будды ради всех живых существ. Он также защищает доктрину о том, что существует безграничное количество будд в бесчисленном количестве вселенных. Эти индийские традиции являются основным источником современного тибетского буддизма и современного восточноазиатского буддизма.
Основными философскими школами Индии Махаяны являются:
- Мадхьямака («Срединный путь» или «Центризм») была основана Нагарджуной . Эта традиция , также известная как Шуньявада ( доктрина пустоты ) и Нихсвабхававада (доктрина отсутствия свабхавы ), фокусируется на идее о том, что все явления пусты от какой-либо сущности или субстанции ( свабхава ).
- Йогачара («Йога-практика»), идеалистическая школа, которая считала, что существует только сознание, и поэтому была также известна как Виджнянавада (доктрина сознания).
- Традиция Дигнага -Дхармакирти — влиятельная школа мысли, которая фокусируется на эпистемологии , или прамане («средствах познания»). Обычно они следовали учению Виджнянавады.
- Некоторые ученые считают, что тексты «Татхагатагарбха» («чрево/источник Будды») или «природа будды» составляют третью «школу» индийской мысли Махаяны. [ 56 ]
- Ваджраяна (также известная как Мантраяна, Тантраяна, Тайная мантра и тантрический буддизм) часто выделяется в отдельную категорию из-за ее уникальных тантрических теорий и практик.
Многие из этих философий были перенесены в другие регионы, такие как Центральная Азия и Китай. После исчезновения буддизма из Индии некоторые из этих философских традиций продолжали развиваться в традициях тибетского буддизма , восточноазиатского буддизма и буддизма Тхеравады . [ 57 ] [ 58 ]
Философия адживики
[ редактировать ]Философия адживики была основана Макхали Госалой . Это было движение шрамана и главный конкурент раннего буддизма и джайнизма . [ 60 ] Адживики были организованными отшельниками, которые образовывали отдельные монашеские общины, склонные к аскетичному и простому образу жизни. [ 61 ]
Оригинальные писания философской школы Адживика, возможно, когда-то существовали, но в настоящее время они недоступны и, вероятно, утеряны. Их теории извлечены из упоминаний адживиков во вторичных источниках древнеиндийской литературы, особенно в источниках джайнизма и буддизма, которые полемически критиковали адживиков. [ 62 ] Школа адживика известна своей доктриной нияти об абсолютном детерминизме (судьбе), предпосылкой того, что свободной воли не существует, что все, что произошло, происходит и произойдет, полностью предопределено и является функцией космических принципов. [ 62 ] [ 63 ] Адживика считал учение о карме заблуждением. [ 64 ] Адживики были атеистами [ 65 ] и отвергали авторитет Вед , но считали, что в каждом живом существе есть атман – центральная предпосылка индуизма и джайнизма. [ 66 ] [ 67 ]
Философия Чарваки
[ редактировать ]Чарвака ( санскрит : चर्वाक ; IAST : Cārvāka ), также известная как Локаята , — древняя школа индийского материализма . [ 68 ] Чарвака считает прямое восприятие , эмпиризм и условный вывод правильными источниками знания, принимает философский скептицизм и отвергает ритуализм и сверхъестественное . [ 69 ] [ 70 ] [ 71 ] [ 72 ] [ 73 ] Это была популярная система верований в древней Индии . [ а ]
Этимология Чарваки (санскрит: चार्वाक) неясна. Бхаттачарья цитирует грамматиста Хемачандру о том, что слово чарвака происходит от корня carv, «жевать»: «Чарвака пережевывает себя (carvatyātmanaṃ cārvākaḥ). Хемачандра ссылается на свою собственную грамматическую работу, Унадисутру 37, которая гласит: следует: мавака-шйамака-вартака-джйонтака-гувака-бхадракадаях Каждое из этих слов заканчивается суффиксом ака и формируется нерегулярно». Это также может отсылать к гедонистическим заповедям философии «есть, пить и веселиться».
Брихаспати традиционно называют основателем философии Чарвака или Локаята, хотя некоторые ученые оспаривают это. [ 75 ] [ 76 ] В период индуистской реформации в первом тысячелетии до нашей эры, когда буддизм был основан Гаутамой Буддой , а джайнизм был реорганизован Паршванатхой , философия чарвака была хорошо документирована и противостояла обеим религиям. [ 77 ] Большая часть основной литературы Чарваки, Бархаспатья-сутр , была утеряна либо из-за убывающей популярности, либо по другим неизвестным причинам. [ 78 ] Его учения были составлены из вторичной исторической литературы, например, из шастр , сутр и индийской эпической поэзии , а также из диалогов Гаутамы Будды и из джайнской литературы . [ 78 ] [ 79 ] Однако существует текст, который может принадлежать традиции Чарвака, написанный философом-скептиком Джаяраши Бхаттой , известным как Таттвопаплава-симха, который предоставляет информацию об этой школе, хотя и неортодоксальную. [ 80 ] [ 81 ]
Одним из широко изучаемых принципов философии чарваков был отказ от умозаключений как средства установления достоверного, универсального знания и метафизических истин. [ 82 ] [ 83 ] Другими словами, эпистемология Чарвака утверждает, что всякий раз, когда кто-то делает вывод об истине из набора наблюдений или истин, он должен признать сомнение; выводное знание условно. [ 84 ]
Сравнение индийских философий
[ редактировать ]Индийские традиции придерживались различных философий, существенно расходящихся друг с другом, а также с ортодоксальной индийской философией и шестью школами индуистской философии . Различия варьировались от убеждения, что у каждого человека есть душа (самость, атман), до утверждения, что души не существует. [ 45 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 85 ] от аксиологических достоинств бережливой аскетической жизни к жизни гедонистической, от веры в перерождение к утверждению, что возрождения не существует. [ 86 ]
Адживика | Ранний буддизм | Махаяна Буддизм | чарвака | Джайнизм | Веданта | Санкхья / Йога | История / Вайшешика | Мимамса | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Карма | Отрицает [ 64 ] [ 87 ] | Утверждает, но не все вызвано кармой. [ 86 ] [ 88 ] Карма – это лишь одно из ограничений. ( Нияма ) | Утверждает | Отрицает [ 86 ] | Утверждает [ 86 ] | Утверждает | Утверждает | Утверждает | Отрицает |
Самсара , Возрождение | Утверждает | Утверждает [ 89 ] | Утверждает | Отрицает [ 90 ] | Утверждает [ 86 ] | Утверждает < [ 91 ] | Утверждает [ 92 ] | Утверждает [ 93 ] | Отрицает [ 94 ] |
Аскетическая жизнь | Утверждает | Утверждает, но отвергает крайний аскетизм в пользу более умеренной версии, « Срединного пути ». [ 95 ] | Утверждает средний путь | Отрицает [ 86 ] | Утверждает | Аффирмации как Саньяса [ 96 ] | Аффирмации как Саньяса [ 96 ] | Аффирмации как Саньяса [ 96 ] | Отрицает |
Ритуалы, преданность | Утверждает | Подтверждает, необязательно [ 97 ] (Пали: Бхатти ) |
Утверждает (обряды Махаяны) | Отрицает | Подтверждает, необязательно [ 98 ] | Теистическая школа: Утверждает, по желанию. [ 99 ] Другие: отрицать [ 100 ] [ 101 ] [ 102 ] [ 103 ] [ 104 ] |
Школы вайшнавов и шиваитов: подтверждают, другие: отрицают | Подтверждает, обязательно | |
Ахимса и вегетарианство | Утверждает | Целенаправленные акты насилия имеют кармические последствия. Буддизм прямо не запрещает обычным людям (мирянам) есть мясо. [ 105 ] Однако товары, которые способствуют насилию или являются его результатом, не должны продаваться. [ 106 ] | Подтверждено во многих сутрах Махаяны. | Самый сильный сторонник ненасилия; Вегетарианство, которого следует избегать насилие над животными [ 107 ] |
Утверждает как высшую добродетель, но Справедливая война подтвердила Вегетарианство поощряется, но выбор остался за индусом [ 108 ] [ 109 ] |
Утверждает как высшую добродетель, но Справедливая война подтвердила Вегетарианство поощряется, но выбор остался за индусом [ 108 ] [ 110 ] |
Утверждает как высшую добродетель, но Справедливая война подтвердила Вегетарианство поощряется, но выбор остался за индусом [ 108 ] [ 111 ] |
Утверждает как высшую добродетель, но Справедливая война подтвердила Вегетарианство поощряется, но выбор остался за индусом [ 108 ] [ 112 ] | |
Свободная воля | Отрицает [ 63 ] | Буддисты не верят ни в абсолютную свободу воли, ни в детерминизм. [ 113 ] Он проповедует среднюю доктрину взаимозависимого возникновения — пратитьясамутпада . | Воля – это зависимое возникновение | Утверждает | Утверждает | Адвайта и Вишиштадвайта: Отрицание посредством теории вивартавады и детерминизма, Двайта Веданта: Утверждает | Отрицает | Отрицает | Утверждает |
Майя | Утверждает [ 114 ] | Утверждает ( прапанча ) [ 115 ] |
Утверждает | Отрицает | Утверждает | Адвайта: утверждает [ 116 ] [ 117 ] Двайта: Отрицает | Отрицает | Отрицает | Отрицает |
Атман (Душа, Я) | Утверждает | Отрицает [ 45 ] [ 50 ] [ 51 ] [ 52 ] [ 85 ] | Атмавада преподается в источниках о природе будды, но отвергается в других источниках Махаяны. | Отрицает [ 118 ] | Утверждает [ 119 ] | Утверждает | Утверждает | Утверждает | Утверждает |
бог-творец | Отрицает | Отрицает [ 120 ] | Отрицает | Отрицает | Отрицает | Адвайта отрицает существование бога-творца и утверждает, что авидья (невежество) является источником творения. Двайта: Подтвердите [ 121 ] Другие: отрицать [ 122 ] [ 123 ] |
Санкхья: отрицает, йога: утверждает. | Теистические школы: подтверждают, другие: отрицают | Отрицает |
Эпистемология ( Прамана ) |
Пратьякша, Анумана, Слово |
Пратьякша, Анумана [ 30 ] [ 124 ] |
Пратьякша, Анумана |
Пратьякша [ 81 ] | Пратьякша, Анумана, Слово [ 30 ] |
Адвайта Веданта: шесть [ 30 ] [ 29 ] Пратьякша (восприятие), Анумана (вывод), Упамана (сравнение и аналогия), Артхапатти (постулирование, вывод), Анупалабди (невосприятие, негативное/когнитивное доказательство), Шабда (Достоверное свидетельство), Двайта и Вишиштадвайта: три. Пратьякша (восприятие), Анумана (вывод), Шабда (Достоверное свидетельство) |
Три: Пратьякша (восприятие), Анумана (вывод), Шабда (Достоверное свидетельство) |
Вайшешика: Два Пратьякша (восприятие), Анумана (вывод), Ньяя: Четыре. Пратьякша (восприятие), Анумана (вывод), Упамана (сравнение и аналогия), Шабда (Достоверное свидетельство) |
Пять: Пратьякша (восприятие), Анумана (вывод), Упамана (сравнение и аналогия), Артхапатти (постулирование, вывод), Шабда (Достоверное свидетельство) |
Эпистемический авторитет | Отрицает: Веды | Аффирмации: Трипитака [ 125 ] Отрицает: Веды |
Аффирмации: Трипитака, Сутры Махаяны. | Отрицает: Веды | Утверждает: Джайн Агамас Отрицает: Веды |
Утверждаем: Веды , Упанишады и Бхагавад-Гиту , [ б ] | Утверждаем: Веды , Упанишады и Йога: Бхагавад-Гита , [ с ] | Утверждаем: Веды , [ д ] | Утверждаем: Веды , [ и ] |
Спасение ( Сотериология ) |
Самсдрасуддхи [ 127 ] | Нирвана [ 128 ] | состояние будды | Отрицает | Сиддха , [ 129 ] | Адвайта: Дживанмукти [ 130 ] Двайта, теистическая: Видехамукти. |
Дживанмукти [ 131 ] | Мокша | Небеса |
Метафизика (Высшая реальность) |
Будда некоторые ранних текстов сосредотачивается не на метафизических вопросах, а на этическом и духовном обучении, и в некоторых случаях он отвергает метафизические вопросы как бесполезные и неопределенные авьякты , которые он рекомендует отложить в сторону. Развитие систематической метафизики возникло после смерти Будды с возникновением традиций Абхидхармы . [ 132 ] | Антифундационализм (Мадхьямака), Идеализм (Йогачара) | Материальные элементы | Анекантаваада [ 133 ] |
Адвайта: Брахман [ 134 ] [ 135 ] [ 136 ] Двайта: Бог и различные дживатманы. | Санкхья: Пуруша и Пракрити, Йога: Пуруша, Ишвара, Пракрити. | Атман, Буддхи, Читта, Материальный мир (атомы, особенно в Вайшешике) | Атман и материальный мир |
Политическая философия
[ редактировать ]« Артхашастра » , приписываемая Маурьевскому министру Чанакье , является одним из ранних индийских текстов, посвященных политической философии . Он датирован 4 веком до нашей эры и обсуждает идеи государственного управления и экономической политики. Текст Курала , приписываемый Валлувару и датируемый примерно V веком нашей эры, посвящен ахимсе и морали, распространяя их на политическую философию и любовь. [ 137 ] : 7–16 [ 138 ] : 156–168
Политическая философия, наиболее тесно связанная с современной Индией, — это философия ахимсы (ненасилия) и сатьяграхи , популяризированная Махатмой Ганди во время борьбы Индии за независимость . В свою очередь, это повлияло на последующие движения за независимость и гражданские права , особенно те, которые возглавлялись Мартином Лютером Кингом-младшим и Нельсоном Манделой . Ранджана Саркара Прабхата Теория прогрессивного использования [ 139 ] также является важной социально-экономической и политической философией. [ 140 ]
Интегральный гуманизм представлял собой набор концепций, разработанных Упадхьяей в качестве политической программы и принятых в 1965 году в качестве официальной доктрины Джан Сангха.
Упадхьяя считал, что для Индии крайне важно разработать местную экономическую модель, в центре внимания которой находится человек. Такой подход отличал эту концепцию от социализма и капитализма . Интегральный гуманизм был принят в качестве политической доктрины Джана Сангха, и его новая открытость для других оппозиционных сил позволила индуистскому националистическому движению заключить в начале 1970-х годов союз с известным Гандианским движением Сарводая, продолжавшимся под руководством Дж. П. Нараяна . Это считалось первым крупным общественным прорывом индуистского националистического движения.
Влияние
[ редактировать ]Высоко оценивая тонкость и истинность индийской философии, Т. С. Элиот писал, что великие философы Индии «заставляют большинство великих европейских философов выглядеть школьниками». [ 141 ] [ 142 ] Артур Шопенгауэр использовал индийскую философию, чтобы улучшить кантианскую мысль. В предисловии к своей книге «Мир как воля и представление » Шопенгауэр пишет, что тот, кто «также получил и усвоил священную первобытную индийскую мудрость, тогда лучше всех подготовлен к тому, чтобы услышать то, что я хочу ему сказать». [ 143 ] Американское философское движение XIX века «Трансцендентализм» также находилось под влиянием индийской мысли. [ 144 ] [ 145 ]
См. также
[ редактировать ]- Список индийских философов
- Аффекционизм
- Древнеиндийская философия
- Индуистская философия
- М. Дружба
- Индийское искусство
- Индийская логика
- Индийская психология
- Сваяам Бхагаван
- Трикаранасуддхи
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Помимо нетеистических школ, таких как Санкхья , в индуистской традиции существовали также явно атеистические школы. Одной из яростно антисверхъестественных систем является / была так называемая школа Чарвака». [ 74 ]
- ^ Фрески 2012 : Веды не являются деонтическим авторитетом, и им можно не подчиняться, но они все равно признаются индуистами эпистемическим авторитетом. [ 126 ] Такое различие между эпистемическим и деонтическим авторитетом справедливо для всех индийских религий.
- ^ Фрески 2012 : Веды не являются деонтическим авторитетом, и им можно не подчиняться, но они все равно признаются индуистами эпистемическим авторитетом. [ 126 ] Такое различие между эпистемическим и деонтическим авторитетом справедливо для всех индийских религий.
- ^ Фрески 2012 : Веды не являются деонтическим авторитетом, и им можно не подчиняться, но они все равно признаются индуистами эпистемическим авторитетом. [ 126 ] Такое различие между эпистемическим и деонтическим авторитетом справедливо для всех индийских религий.
- ^ Фрески 2012 : Веды не являются деонтическим авторитетом, и им можно не подчиняться, но они все равно признаются индуистами эпистемическим авторитетом. [ 126 ] Такое различие между эпистемическим и деонтическим авторитетом справедливо для всех индийских религий.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Шарфштейн, Бен-Ами (1998). Сравнительная история мировой философии: от Упанишад до Канта . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 9–11. ISBN 978-0-7914-3683-7 .
- ^ «Базовый санскритский словарь Монье-Вильямса, 1899 г.» . www.sanskrit-lexicon.uni-koeln.de . Проверено 24 мая 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Адамсон, Питер; Ганери, Жонардон (2020). Классическая индийская философия: история философии без пробелов . Оксфорд, Нью-Йорк (Нью-Йорк): Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-885176-9 .
- ^ Кауталья; Оливель, Патрик (2013). Король, управление и закон в древней Индии: Артхашастра Каутильи: новый аннотированный перевод . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-989182-5 .
- ^ Jump up to: а б Боукер 1999 , с. 259.
- ^ Jump up to: а б Донигер 2014 , с. 46.
- ^ Jump up to: а б Николсон 2010 , Глава 9.
- ^ Jump up to: а б Коуэлл и Гоф 2001 , с. xii.
- ^ Николсон 2010 , стр. 158–162.
- ^ Перретт, Том 3, 2000 г.
- ^ Филлипс, Стивен Х. (2013). Эпистемология в классической Индии: источники знаний школы ньяя . Рутледж. ISBN 978-1-136-51898-0 .
- ^ Шарма, Арвинд (1982). Пурушартхи: исследование индуистской аксиологии . Центр азиатских исследований Мичиганского государственного университета. ISBN 9789993624318 .
- ^ Билимория, Пурушоттама; Прабху, Джозеф; Шарма, Ренука М., ред. (2007). Индийская этика: классические традиции и современные вызовы . Эшгейт. ISBN 978-0-7546-3301-3 .
- ^ Койпер, Кэтлин, изд. (2010). Культура Индии . Издательская группа Розен. стр. 174–178. ISBN 978-1-61530-149-2 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 18 октября 2016 г.
- ^ Гамильтон, Сью (2001). Индийская философия: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–17, 136–140. ISBN 978-0-19-157942-4 .
- ^ Перретт, Том 4 2000 , с. 88.
- ^ Миттал, Сушил; Терсби, Джин, ред. (2004). Индуистский мир . Рутледж. стр. 729–730. ISBN 978-0-415-77227-3 .
- ^ Наводнение 1996 , стр. 82, 224–49.
- ^ Николсон, Эндрю Дж. 2013. Объединение индуизма: философия и идентичность в индийской интеллектуальной истории . Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0231149877 . гл. 9.
- ^ Донигер, Венди. 2014. Об индуизме . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199360079 . п. 46.
- ^ Например , , Атеистическое общество Индии выпускает ежемесячные публикации «Настика Юга» что переводится как «Эра атеизма». Архивировано 18 апреля 2007 года в Wayback Machine .
- ^ Бхаттачарья, Н.Н. (1999), История тантрической религии (второе исправленное издание), стр. 174. Нью-Дели: Манохар, ISBN 81-7304-025-7.
- ^ Кесаркоди-Уотсон, Ян (1978). «Индуистская метафизика и ее философия: Шрути и Даршана». Международный философский ежеквартальный журнал . 18 (4): 413–432. дои : 10.5840/ipq197818440 .
- ^ Чаттерджи, С. (1939). Ньяя Теория познания . Университет Калькутты. стр. 21–22. ISBN 978-81-8090-146-1 .
- ^ Чадха 2015 , стр. 127–28.
- ^ Шарма, Арвинд (1990). Индуистский взгляд на философию религии . Пэлгрейв Макмиллан. стр. 1–2. ISBN 978-1-349-20797-8 . Архивировано из оригинала 12 января 2020 года . Проверено 11 ноября 2018 г.
Отношение к существованию Бога варьируется в пределах индуистской религиозной традиции. Это не может быть совершенно неожиданным, учитывая терпимость к доктринальному разнообразию, которым известна эта традиция. Таким образом, из шести ортодоксальных систем индуистской философии только три рассматривают этот вопрос достаточно подробно. Это школы мысли, известные как ньяя, йога и теистические формы веданты.
- ^ Фрейзер, Джессика (2011). Компаньон Continuum в индуистских исследованиях . Лондон: Континуум. стр. 1–15 . ISBN 978-0-8264-9966-0 .
- ^ Олсон, Карл (2007). Многоцветие индуизма: тематико-историческое введение . Издательство Университета Рутгерса. стр. 101–119. ISBN 978-0-8135-4068-9 .
- ^ Jump up to: а б Дойч, Элиот С. (2000). Карма как «удобная выдумка» в Адвайта Веданте . стр. 245–48. В Перретте, Vol. 4 2000 .
- ^ Jump up to: а б с д Граймс 1996 , с. 238.
- ^ Хилтебейтель, Альф (2007). "Индуизм". В Китагаве, Джозеф (ред.). Религиозные традиции Азии: религия, история и культура . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-7007-1762-0 .
- ^ Майнор, Роберт (1986). Современные индийские толкователи Бхагавад-гиты . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка . стр. 74–75, 81. ISBN. 0-88706-297-0 .
- ^ Донигер, Венди (2018) [1998]. «Бхагавад Гита» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 21 августа 2018 года . Проверено 10 ноября 2018 г.
- ^ Джайни 2001 , стр. 57–77.
- ^ Бэшам 2002 , стр. 94–103.
- ^ Рэй, Реджинальд А. (1999). Буддийские святые в Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 237–240, 247–249. ISBN 978-0-19-513483-4 .
- ^ "дравья " энциклопедия Британская
- ^ Патель, Хареш (2009). Мысли из космического поля в жизни мыслящего насекомого [Святого последних дней] . Стратегическое книгоиздание. ISBN 978-1-60693-846-1 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 16 августа 2019 г.
- ^ Дандас 2002 , стр. 30–31.
- ^ Лонг, Джеффри Д. (2011). «Джайнская философия». В Гарфилде, Джей Л.; Эдельгласс, Уильям (ред.). Оксфордский справочник мировой философии . Издательство Оксфордского университета. п. 168. дои : 10.1093/oxfordhb/9780195328998.003.0016 . ISBN 978-0-19-532899-8 .
- ^ Кумар, Равиш; Дас, БК (2018). Джайнизм и джайнская архитектура . Лулу.com. п. 4. ISBN 978-1-387-50342-1 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 16 августа 2019 г. [ самостоятельный источник ]
- ^ Юревич, Джоанна (2000), «Игра с огнем: пратитьясамутпада с точки зрения ведической мысли», Журнал Палийского общества текстов, 26: 77–103.
- ^ Уильямс, Пол (2008). Буддизм Махаяны: основы доктрины . Рутледж. стр. 84–85. ISBN 978-1-134-25057-8 .
- ^ Невилл, Роберт Каммингс (2004). «Роль концепций Бога в межкультурном сравнительном богословии». В Хакетте, Иеремия; Валлулис, Джеральд (ред.). Философия религии для нового века: Очерки в честь Юджина Томаса Лонга . Спрингер. п. 257. дои : 10.1007/978-1-4020-2074-2_15 . ISBN 978-1-4020-2073-5 .
[Онтологические гипотезы буддизма] о том, что ничто в действительности не имеет собственного бытия и что все явления сводятся к относительностям пратитья самутпада. Буддийские онтологические гипотезы отрицают существование какого-либо онтологически окончательного объекта, такого как Бог, Брахман, Дао, или любого трансцендентного творческого источника или принципа.
- ^ Jump up to: а б с д «анатта» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 22 января 2021 года.
[...] в буддизме — учение о том, что у людей нет постоянной, лежащей в основе души. [...] Концепция анатты, или анатмана, представляет собой отход от индуистской веры в атман («самость»).
- ^ Хамфрис, Рождество (2012). Изучение буддизма . Рутледж. стр. 42–43. ISBN 978-1-136-22877-3 . Архивировано из оригинала 11 января 2023 года . Проверено 18 октября 2016 г.
- ^ Гомбрич, Ричард Ф. (2006). Буддизм Тхеравады: социальная история от древнего Бенареса до современного Коломбо . Рутледж. п. 47.
[...] Учение Будды о том, что у существ нет души, нет постоянной сущности. Эту «доктрину отсутствия души» (анатта-вада) он изложил в своей второй проповеди.
- ^ Смит, Брайан К. (1998). Размышления о сходстве, ритуале и религии . Мотилал Банарсидасс. п. 14. ISBN 978-81-208-1532-2 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 18 октября 2016 г.
- ^ Клаус, Питер Дж.; Даймонд, Сара; Миллс, Маргарет Энн (2003). «Карма» . Южноазиатский фольклор: Энциклопедия . Рутледж. стр. 322–323. ISBN 978-0-415-93919-5 . Архивировано из оригинала 3 июля 2023 года . Проверено 18 октября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с Коллинз, Стивен (1994). «Что делают буддисты, когда отрицают себя?». В Рейнольдсе, Фрэнк; Трейси, Дэвид (ред.). Религия и практический разум . Государственный университет Нью-Йорка Пресс. п. 64. ИСБН 978-0-7914-2217-5 .
Центральное место в буддийской сотериологии занимает учение о не-я (пали: анатта, санскрит: анатман, противоположная доктрина атмана занимает центральное место в брахманической мысли). Короче говоря, это [буддийское] учение о том, что у людей нет ни души, ни «я», ни неизменной сущности.
- ^ Jump up to: а б с Плотт, Джон К. (1993). Глобальная история философии: Том 1: Осевой век . Мотилал Банарсидасс. п. 63. ИСБН 978-8120801585 .
Буддийские школы отвергают любую концепцию Атмана. Как мы уже заметили, это основное и неистребимое различие между индуизмом и буддизмом.
- ^ Jump up to: а б с Джавано, Кэти (2013). «Совместимо ли буддийское учение об отсутствии самости со стремлением к нирване?» . Философия сейчас . Архивировано из оригинала 13 сентября 2017 года.
- ^ Лой, Дэвид (1982). «Просветление в буддизме и Адвайта Веданта: Нирвана и Мокша — одно и то же?». Международный философский ежеквартальный журнал . 22 (1): 65–74. дои : 10.5840/ipq19822217 .
- ^ Вестерхофф 2018 .
- ^ Вестерхофф 2018 , с. XXIV.
- ^ Киёта, Минору (1985). «Мысль Татхагатагарбхи: основа буддийской преданности в Восточной Азии» . Японский журнал религиоведения . 12 (2/3): 207–231. дои : 10.18874/jjrs.12.2-3.1985.207-231 . JSTOR 30233958 .
- ^ Дрейфус, Жорж Б.Дж. (1997). Признание реальности: философия Дхармакирти и ее тибетские интерпретации . СУНИ Пресс. п. 22. ISBN 978-0-7914-3097-2 .
- ^ Лю, ДжиЛу. «Метафизика Тянь-тай против метафизики Хуа-янь: сравнительное исследование» (PDF) .
- ^ Бранкаччо, Пиа (2014). «Пещерная архитектура Индии». В Селин, Хелейн (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер. стр. 1–9. дои : 10.1007/978-94-007-3934-5_9848-1 . ISBN 978-94-007-3934-5 .
- ^ Лонг, Джеффри Д. (2009). Джайнизм: Введение . Макмиллан. п. 199. ИСБН 978-1-84511-625-5 .
- ^ Бэшам 2002 , стр. 145–146.
- ^ Jump up to: а б Бэшам 2002 , Глава 1.
- ^ Jump up to: а б Лохтефельд, Джеймс (2002). «Аживика». Иллюстрированная энциклопедия индуизма . Том. 1. Розен Паблишинг. п. 22. ISBN 978-0-8239-3179-8 .
- ^ Jump up to: а б «Аживикас» . Обзор мировых религий . Университет Камбрии. Архивировано из оригинала 17 июля 2019 года.
- ^ Шарлатан, Йоханнес (2014). "Индия". В Булливанте, Стивен; Русе, Майкл (ред.). Оксфордский справочник по атеизму . Издательство Оксфордского университета. п. 654. дои : 10.1093/oxfordhb/9780199644650.013.018 . ISBN 978-0-19-964465-0 .
- ^ Аналайо (2004). Сатипаттхана: прямой путь к реализации . Публикации Виндхорс. стр. 207–208. ISBN 978-1-899579-54-9 .
- ^ Бэшам 2002 , стр. 240–261, 270–273.
- ^ Чишти, Сима (21 августа 2018 г.). «Индийский рационализм, Чарвака Нарендре Дабхолкару» . Индийский экспресс . Архивировано из оригинала 22 августа 2018 года . Проверено 21 апреля 2021 г.
- ^ Октябрь 1998 г. , с. 67.
- ^ Перретт 1984 , стр. 161–174.
- ^ Бхаттачарья 2011 , стр. 21–32.
- ^ Радхакришнан и Мур 1957 , стр. 187, 227–234.
- ^ Флинт 1899 , с. 463 .
- ^ Раман 2012 , стр. 549–574.
- ^ Бхаттачарья 2002 .
- ^ Фаулер, Джинин (2015). «Материалисты классической Индии». В Эндрю, Копсон; Грейлинг, AC (ред.). Справочник Уайли Блэквелла по гуманизму . Джон Уайли и сыновья. п. 114 со сноской 17 . дои : 10.1002/9781118793305.ch6 . ISBN 978-1-119-97717-9 .
- ^ Шарлатан 2011 , с. 50: см. сноску 3.
- ^ Jump up to: а б Радхакришнан и Мур 1957 , стр. 227–249.
- ^ Бхаттачарья 2011 , стр. 21–44, 65–74.
- ^ Бальцерович, Петр (2016). «Джаяраши» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2016 г.). Стэнфордский университет. Архивировано из оригинала 8 июля 2020 года . Проверено 8 июля 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Камаль 1998 .
- ^ Ачарья 1894 , с. 5.
- ^ Бхаттачарья 2011 , с. 58.
- ^ Коуэлл и Гоф 2001 , стр. 4, 42.
- ^ Jump up to: а б Джаятиллеке, Кулатисса Нанда (2010). Раннебуддийская теория познания . Мотилал Банарсидасс. стр. 246–249. ISBN 978-8120806191 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Коллинз, Рэндалл (2000). Социология философий: глобальная теория интеллектуальных изменений . Издательство Гарвардского университета. стр. 199–200. ISBN 978-0-674-00187-9 .
- ^ Обейсекере, Гананатх (2005). Карма и возрождение: межкультурное исследование . Мотилал Банарсидасс. п. 106.ISBN 978-8120826090 .
- ^ «Основы буддизма: теория кармы» . www.buddhanet.net . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Киоун, Дэмиен (2013). Буддизм: очень краткое введение (2-е изд.). Издательство Оксфордского университета. стр. 32–46. ISBN 978-0-19-966383-5 .
- ^ Харибхадрасури (1989). Шад-даршана-самуччая . Перевод Джайн, Махендра Кумар. Азиатское общество. OCLC 1075221825 .
- ^ Хальбфасс, Вильгельм (2000). Карма и возрождение в индийской мысли (на немецком языке). Мюнхен: Дидерихс. ISBN 978-3-89631-385-0 .
- ^ Хальбфасс, Вильгельм (2000). Карма и возрождение в индийской мысли (на немецком языке). Мюнхен: Дидерихс. ISBN 978-3-89631-385-0 .
- ^ Хальбфасс, Вильгельм (2000). Карма и возрождение в индийской мысли (на немецком языке). Мюнхен: Дидерихс. ISBN 978-3-89631-385-0 .
- ^ Хальбфасс, Вильгельм (2000). Карма и возрождение в индийской мысли (на немецком языке). Мюнхен: Дидерихс. ISBN 978-3-89631-385-0 .
- ^ Накамура, Хадзиме (2007). Индийский буддизм: обзор с библиографическими примечаниями (Отв., 1. Индийское изд.). Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0272-8 .
- ^ Jump up to: а б с Оливель, Патрик (2005). «Традиция отречения». Во «Наводнении», Гэвин (ред.). Блэквеллский спутник индуизма . Уайли-Блэквелл. стр. 277–278. дои : 10.1002/9780470998694.ch13 . ISBN 978-1-4051-3251-0 .
- ^ Вернер, Карел (1995). Божественная любовь: исследования бхакти и религиозного мистицизма . Рутледж. стр. 45–46. ISBN 978-0-7007-0235-0 .
- ^ Корт, Джон (2001). Джайны в мире: религиозные ценности и идеология в Индии . Издательство Оксфордского университета. стр. 64–68, 86–90, 100–112. ISBN 978-0-19-513234-2 .
- ^ Новецке, Кристиан (2007). «Бхакти и ее публика». Международный журнал индуистских исследований . 11 (3): 255–272. дои : 10.1007/s11407-008-9049-9 . S2CID 144065168 .
- ^ Якобсен, Кнут А. (2005). «Традиции йоги». Теория и практика йоги . БРИЛЛ. стр. 15–16. дои : 10.1163/9789047416333_002 . ISBN 9789047416333 . В Якобсене 2008 г.
- ^ Пфлюгер, Ллойд (2005). «Личность, чистота и сила в хогасутре». Личность, чистота и сила в Йогасутре . БРИЛЛ. стр. 38–39. дои : 10.1163/9789047416333_003 . ISBN 9789047416333 . В Якобсене 2008 г.
- ^ Клементс, Рича Паураник (2005). «Быть свидетелем: перекрестный анализ понятия «я» в «Упадешасахасри» Шанкары, «Санкхуакарике» Ишваракришны и «Уогасутре» Патанджали». Быть свидетелем: перекрестный анализ понятия «я» в «Упадешасахасри» Шанкары , «Сангхьякарике» Ишваракришны и Патанджали «Йогасутре» . БРИЛЛ. стр. 76–78. дои : 10.1163/9789047416333_005 . ISBN 9789047416333 . В Якобсене 2008 г.
- ^ Поттер 2008 , стр. 16–18, 220.
- ^ Прадхан, Басант (2014). Когнитивная терапия, основанная на йоге и осознанности . Спрингер Академик. п. 13. ISBN 978-3-319-09104-4 .
- ^ Тяхтинен 1976 , стр. 75–78, 94–106.
- ^ «Ваниджа Сутта: Бизнес (Неправильный образ жизни)» . www.accesstoinsight.org . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ Тяхтинен 1976 , стр. 57–62, 109–111.
- ^ Jump up to: а б с д Тяхтинен 1976 , стр. 34–43, 89–97, 109–110.
- ^ Чаппл, Кристофер Ки (1993). Ненасилие по отношению к животным, земле и себе в азиатских традициях . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 16–17. ISBN 0-7914-1498-1 .
- ^ Чаппл, Кристофер Ки (1993). Ненасилие по отношению к животным, земле и себе в азиатских традициях . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 16–17. ISBN 0-7914-1498-1 .
- ^ Чаппл, Кристофер Ки (1993). Ненасилие по отношению к животным, земле и себе в азиатских традициях . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 16–17. ISBN 0-7914-1498-1 .
- ^ Чаппл, Кристофер Ки (1993). Ненасилие по отношению к животным, земле и себе в азиатских традициях . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 16–17. ISBN 0-7914-1498-1 .
- ^ Кэмпбелл, Джозеф Кейм; О'Рурк, Майкл; Шир, Дэвид, ред. (2004). Свобода и детерминизм . Массачусетский технологический институт Пресс. дои : 10.7551/mitpress/3104.001.0001 . ISBN 9780262269773 .
- ^ Бэшам 2002 , с. 237.
- ^ Киоун, Дэмиен (2004). «Прапанка». Словарь буддизма . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-860560-7 .
Термин означает «распространение» в смысле умножения ошибочных концепций, идей и идеологий, которые затемняют истинную природу реальности.
- ^ Фулстон, Линн; Эбботт, Стюарт (2009). Индуистские богини: верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. стр. 14–16. ISBN 978-1-902210-43-8 .
- ^ Донигер, Венди (1986). Мечты, иллюзии и другие реальности . Издательство Чикагского университета. п. 119. ИСБН 978-0-226-61855-5 .
- ^ Бхаттачарья 2011 , с. 216.
- ^ Джайни 2001 , с. 119.
- ^ Марк, Джошуа Дж. «Буддизм» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 25 августа 2023 г.
- ^ Лиман, Оливер (2000). Восточная философия: ключевые материалы для чтения . Рутледж. п. 251. ИСБН 978-0-415-17358-2 .
- ^ Берли, Микель (2012). Классическая санкхья и йога: индийская метафизика опыта . Рутледж. п. 39. ИСБН 978-0-415-64887-5 .
- ^ Хакер, Пол (1978). «Особенности учения и терминологии Шанкары: Авидья, Намарупа, Майя, Ишвара». В Шмитхаузене, Ламберт (ред.). Мелкие шрифты (на немецком языке). Вайсбаден: Франц Штайнер Верлаг. стр. 69–99, 101–109. ISBN 3-515-02692-4 .
- ^ Шарма, Дхирендра (1966). «Эпистемологическая негативная диалектика индийской логики – абхава против анупалабдхи ». Индо-иранский журнал . 9 (4): 291–300. doi : 10.1007/BF00190980 (неактивен 31 января 2024 г.). S2CID 170600886 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: DOI неактивен по состоянию на январь 2024 г. ( ссылка ) - ^ Бартли, Кристофер (2011). Введение в индийскую философию . Академик Блумсбери. стр. 46, 120. ISBN. 978-1-84706-449-3 .
- ^ Jump up to: а б с д Фрески 2012 , с. 62.
- ^ Бэшам 2002 , с. 227.
- ^ Горт, Джеральд (1992). Об обмене религиозным опытом: возможности межконфессионального взаимодействия . Родопи. стр. 209–210. ISBN 978-0-8028-0505-8 .
- ^ Корт, Джон (2010), Обрамление джины: повествования об иконах и идолах в истории джайнов , Oxford University Press, стр. 80, 188, ISBN 978-0-19-538502-1
- ^ Форт, Эндрю (1998). Дживанмукти в трансформации . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-3904-3 .
- ^ Форт, Эндрю (1998). Дживанмукти в трансформации . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-3904-3 . ||
- ^ Ронкин, Ноа (28 февраля 2005 г.). Ранняя буддийская метафизика . Рутледж. дои : 10.4324/9780203537060 . ISBN 978-1-134-28312-5 .
- ^ Чаппл, Кристофер Ки (2004). Джайнизм и экология: ненасилие в паутине жизни . Мотилал Банарсидасс. п. 20. ISBN 978-8120820456 .
- ^ Раджу, Пулла Т. (2006). Идеалистическая мысль Индии . Рутледж. п. 426 и Заключение главы часть XII. ISBN 978-1-4067-3262-7 .
- ^ Перретт, Том. 3 2000 , с. XVII
- ^ Дас, AC (1952). «Брахман и Майя в метафизике Адвайты». Философия Востока и Запада . 2 (2): 144–154. дои : 10.2307/1397304 . JSTOR 1397304 .
- ^ Сундарам, PS (1990). Курал (Тируваллувар) . Книги о пингвинах. ISBN 978-9351180159 .
- ^ Звелебиль, Камиль (1973). Улыбка Муругана: о тамильской литературе Южной Индии . Лейден: Э. Дж. Брилл. ISBN 9004035915 . Проверено 7 марта 2018 г.
- ^ «Саркар, Прабхатранджан» . Банглапедия . Архивировано из оригинала 27 ноября 2020 года . Проверено 13 октября 2020 г.
- ^ Вебер, Томас (2004). Ганди как ученик и наставник . Издательство Кембриджского университета. п. 136 . ISBN 978-1-139-45657-9 .
- ^ Перл, Джеффри М.; Так, Эндрю П. (1985). «Скрытое преимущество традиции: о значении индийских исследований Т. С. Элиота» . Философия Востока и Запада . 35 (2). Издательство Гавайского университета: 115–131. дои : 10.2307/1399046 . JSTOR 1399046 . Архивировано из оригинала 28 июня 2011 года . Проверено 13 августа 2012 г.
- ^ Элиот, Т.С. (1933). После странных богов: букварь современной ереси . Лондон: Фабер и Фабер. п. 40.
- ^ Баруа, Арати (2008). Шопенгауэр и индийская философия: диалог между Индией и Германией . Северный книжный центр. п. 3. ISBN 978-81-7211-243-1 .
- ^ Харт, Джеймс Д., изд. (1995). «Трансцендентализм». Оксфордский справочник по американской литературе . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-506548-0 .
- ^ Вернер, Карел (1998). Йога и индийская философия . Мотилал Банарсидасс. п. 170.ISBN 978-81-208-1609-1 .
Источники
[ редактировать ]- Ачарья, Мадхава (1894 г.). Сарва-даршана-самграха: или обзор различных систем индуистской философии . Перевод Коуэлла, Э.Б.; Гоф, AE Лондон: Trübner & Company.
- Бэшам, Алабама (2002). История и доктрины адживиков (2-е изд.). Дели, Индия: Молтилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1204-2 .
- Бхаттачарья, Рамкришна (2002). «Фрагменты Чарваки: Новая коллекция». Журнал индийской философии . 30 (6): 597–640. дои : 10.1023/A:1023569009490 . S2CID 169948463 .
- Бхаттачарья, Рамкришна (2011). Исследования Чарваки/Локаяты . Гимн Пресс. ISBN 978-0-85728-433-4 .
- Боукер, Джон, изд. (1999). Оксфордский словарь мировых религий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866242-6 .
- Чадха, Монима (2015). «Индуистские представления о божественности». В Оппи, Грэм (ред.). Справочник Рутледжа по современной философии религии . Рутледж. ISBN 978-1-84465-831-2 .
- Коуэлл, Э.Б.; Гоф, А.Е. (2001). Сарва-даршана-самграха или обзор различных систем индуистской философии . Восточная серия Трубнера. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-0-415-24517-3 .
- Донигер, Венди (2014). Об индуизме . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-936008-6 . Архивировано из оригинала 30 января 2017 года.
- Дандас, Пол (2002) [1992]. Джайны (Второе изд.). Рутледж. ISBN 0-415-26605-Х . Архивировано из оригинала 2 июля 2023 года . Проверено 17 марта 2018 г.
- Флинт, Роберт (1899). Антитеистические теории . Лондон: Уильям Блэквуд. OCLC 181827864 .
- Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43878-0 .
- Фрески, Элиза (2012). Долг, язык и экзегеза в Прабхакаре Мимамсе . Брилл. ISBN 978-90-04-22260-1 .
- Граймс, Джон А. (1996). Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-3067-5 .
- Якобсен, Кнут А., изд. (2008). Теория и практика йоги: Очерки в честь Джеральда Джеймса Ларсона . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120832329 .
- Джайни, Падманаб С. (2001). Сборник статей по буддологии . Публикации Мотилала Банарсидасса. ISBN 9788120817760 .
- Камаль, М. Мостафа (1998). «Эпистемология философии чарвака» . Журнал индийских и буддийских исследований . 46 (2): 1048–1045. дои : 10.4259/ibk.46.1048 . ISSN 1884-0051 .
- Николсон, Эндрю Дж. (2010). Объединение индуизма: философия и идентичность в индийской интеллектуальной истории . Издательство Колумбийского университета. ISBN 978-0-231-14987-7 .
- Перретт, Рой В. (1984). «Проблема индукции в индийской философии». Философия Востока и Запада . 34 (2): 161–174. дои : 10.2307/1398916 . JSTOR 1398916 .
- Перретт, Рой В., изд. (2000). Индийская философия: Сборник литературы, Том 3: Метафизика . Гирлянда. ISBN 978-0-8153-3608-2 .
- Перретт, Рой В., изд. (2000). Индийская философия: Сборник материалов для чтения, Том 4: Философия религии . Гирлянда. ISBN 978-0-8153-3611-2 .
- Поттер, Карл Харрингтон , изд. (2008). Энциклопедия индийских философов: Том III: Адвайта Веданта до Шанкары и его учеников . Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120803107 .
- Шарлатан, Йоханнес (2011). Разочарование Индии: организованный рационализм и критика религии в Индии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-981261-5 .
- Радхакришнан, Сарвепалли ; Мур, Чарльз А. (1957). Справочник по индийской философии . Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-01958-4 .
- Раман, Варадараджа В. (2012). «Индуизм и наука: некоторые размышления». Зайгон . 47 (3): 549–574. дои : 10.1111/j.1467-9744.2012.01274.x .
- Тяхтинен, Унто (1976). Ахимса: ненасилие в индийской традиции . Лондон: Райдер. ISBN 0-09-123340-2 .
- Тивари, Кедар Натх (1998). Классическая индийская этическая мысль . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120816077 .
- Вестерхофф, Январь (2018). Золотой век индийской буддийской философии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-887839-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Апте, Ваман Шиврам (1965). Практический санскритско-английский словарь (4-е изд. и расширенное изд.). Дели: Мотилал Банарсидасс . ISBN 81-208-0567-4 .
- Бальцерович, Петр (2015). Ранний аскетизм в Индии: адживикизм и джайнизм (1-е изд.). Рутледж. п. 368. ИСБН 9781317538530 .
- Чаттопадхьяя, Д.П. (ред.). История науки, философии и культуры в индийской цивилизации . Том. 15-томник + Набор деталей. Дели: Центр исследований цивилизаций .
- Дасгупта, Сурендранатх (1922–1955). История индийской философии . Том. 1–5. Лондон: Издательство Кембриджского университета. Том. 1 | Том. 2 | Том. 3 | Том. 4 | Том. 5.
- Ганди, МК (1961). Ненасильственное сопротивление (Сатьяграха) . Нью-Йорк: Schocken Books.
- Дружба, М. (1995). Основы индийской философии . Мотилал Банарсидас. ISBN 978-81-208-1304-5 .
- Джайн, Дуличанд (1998). Так говорил Господь Махавира . Ченнаи: Шри Рамакришна Матх. ISBN 81-7120-825-8 .
- Майклс, Аксель (2004). Индуизм: прошлое и настоящее . Нью-Йорк: Издательство Принстонского университета. ISBN 0-691-08953-1 .
- Радхакришнан, С. (1929). Индийская философия, Том 1 . Философская библиотека Мюрхеда (2-е изд.). Лондон: Джордж Аллен и Анвин.
- Стивенсон, Лесли (2004). Десять теорий человеческой природы . Издательство Оксфордского университета. 4-е издание.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сурендранатх Дасгупта . История индийской философии | HTML (том 1) | (т. 2) | (том 3) | (т. 4) | (том 5) , электронная книга на Wisdomlib.org.
- Сурендранатх Дасгупта. Индийский идеализм на archive.org
- Рекомендуемое руководство для чтения от философского факультета Университетского колледжа Лондона : Лондонское учебное пособие по философии - Индийская философия
- Статьи в Интернет-энциклопедии философии
- Индийский институт психологии. Применение индийской философии к современным проблемам психологии.
- Основы индийской философии от Mysore Friendship на archive.org
- Очерки индийской философии Майсурской дружбы на archive.org
- Индийская философия Сарвепалли Радхакришнана (2 тома) на archive.org
- История философии - восточная и западная под редакцией Сарвепалли Радхакришнана (2 тома) на archive.org
- Индийские школы философии и теологии (Институт Джива)