Девтерономист
Второзаконник Dtr сокращенно , [ 1 ] или просто D , может относиться либо к исходному документу, лежащему в основе основных глав (12–26) Книги Второзакония , либо к более широкой «школе», которая создала всю Второзаконие, а также девтерономистическую историю Иисуса Навина , Судей , Самуила. , Цари , а также Книга Иеремии . [ 2 ] Прилагательные «девтерономический» и «девтерономический» иногда используются как синонимы; если их различать, то первое относится к сути Второзакония, а второе — ко всей Второзаконию и истории. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
«Второзаконие» — один из источников, определенных в ходе источниковедческой критики как лежащий в основе большей части еврейской Библии . Среди ученых, критически относящихся к источникам, общепринято, что девтерономическая история возникла независимо от книг Бытия , Исхода , Левита и Чисел (основанных на священническом источнике и Яхвисте ), а также независимо от исторических Книг Паралипоменон . Большинство ученых прослеживают всю или большую часть девтерономической истории до вавилонского плена (6 век до н. э.) и связывают ее с редакционной переработкой как Четверокничества, так и Иеремии . [ 6 ]
Фон
[ редактировать ]С середины 20-го века ученые представляли девтерономистов как деревенских левитов , младшего ордена священников, или как пророков в традиции северного Израильского царства , или как мудрецов и книжников при царском дворе. [ 7 ] Недавние ученые интерпретировали книгу как охватывающую все эти группы, а происхождение и рост девтерономизма обычно описываются следующими словами: [ 8 ] [ 9 ]
- После разрушения Израиля Неоассирийской империей в 722 году до нашей эры беженцы пришли на юг, в Иудею , принося с собой традиции, в частности, концепцию Яхве как единственного Бога, которому следует служить , о которой ранее не было известно. Среди тех, на кого повлияли эти новые идеи, были землевладельческие аристократы (в Библии называемые ам хаарец «народом земли»), которые составляли административную элиту в Иерусалиме.
- В 640 г. до н.э. произошел кризис, когда был убит иудейский царь Амон . восьмилетнего сына Амона Иосию . Аристократы подавили попытку государственного переворота, казнив зачинщиков и посадив на трон
- Иудея в то время была вассальным государством Ассирии, но теперь Ассирия начала быстрый и неожиданный упадок власти, что привело к возрождению национализма в Иерусалиме. В 622 году Иосия запустил свою программу реформ , основанную на ранней форме Второзакония 5–26, оформленную как завет (договор) между Иудой и Яхве, в котором Яхве заменил ассирийского царя.
- К концу VII века Нововавилонская империя на смену ассирийцам пришла . Травма от разрушения Иерусалима вавилонянами в 586 году и последовавшего за этим вавилонского плена привели к многочисленным богословским размышлениям о значении трагедии, и в качестве объяснения была написана девтерономическая история: Израиль был неверен Яхве, и изгнание было Божье наказание.
- Примерно к 540 году Вавилония начала быстро приходить в упадок, поскольку следующая восходящая держава, Империя Ахеменидов , неуклонно разрушала ее. Поскольку конец вавилонского угнетения становился все более вероятным, Второзаконие получило новое введение и было прикреплено к учебникам истории как общее богословское введение.
- Заключительным этапом стало добавление нескольких дополнительных законов после падения Вавилона к Империи Ахеменидов в 539 году и возвращение некоторых (фактически лишь небольшой части) [ 10 ] изгнанников в Иерусалим.
Девтерономические произведения
[ редактировать ]Второзаконие
[ редактировать ]Второзаконие сформировалось в результате сложного процесса, который длился, вероятно, с 7-го века до нашей эры до начала 5-го века. [ 11 ] Он состоит из исторического пролога; введение; Второзаконный кодекс , за которым следуют благословения и проклятия; и заключение. [ 12 ]
Ядро книги составляет свод законов (главы 12–26). [ 13 ] Во 2 Царств 22–23 рассказывается , как «Книга Закона», обычно отождествляемая со сводом законов, была найдена в Храме в Иерусалиме во время правления Иосии . [ 14 ] Согласно истории в «2 Царств», чтение книги побудило Иосию приступить к серии религиозных реформ, и было высказано предположение, что она была написана для подтверждения этой программы. [ 15 ] Несмотря на это, общепринято, что по крайней мере некоторые из законов появились намного раньше, чем Иосия. [ 14 ]
Введение в кодекс (главы 4:44–11:32) было добавлено во времена Иосии, в результате чего была создана самая ранняя версия Второзакония в виде книги. [ 16 ] а исторический пролог (главы 1–4:43) был добавлен еще позже, чтобы превратить Второзаконие во введение ко всей девтерономической истории (Второзаконие царям). [ 17 ]
Девтерономическая история
[ редактировать ]Этот термин был придуман в 1943 году немецким библеистом Мартином Нотом, чтобы объяснить происхождение и цель Иисуса Навина , Судей , Самуила и Царей . Он утверждал, что это были работы одного автора/составителя VI века до н. э., стремившегося объяснить недавние события (падение Иерусалима и вавилонское изгнание ), используя теологию и язык Книги Второзакония . [ 18 ] Автор жестко использовал свои источники, изображая Иисуса Навина как грандиозное, управляемое Богом завоевание, Судей как цикл восстания и спасения, а историю царей как повторяющуюся катастрофу из-за непослушания Богу. [ 19 ]
Серия исследований, изменивших первоначальную концепцию Нота, началась в конце 1960-х годов. В 1968 году Фрэнк Мур Кросс внес важный пересмотр, предположив, что эта история была впервые написана в конце VII века до нашей эры как вклад в царя Иосии программу реформ иудейского (версия Dtr1), и только позже она была исправлена и обновлена Автор Нота VI века (Dtr2). [ 20 ] Dtr1 рассматривал историю Израиля как контраст между Божьим судом над грешным северным израильским царством Иеровоама I , который поставил золотых тельцов для поклонения в Вефиле и Дане, и добродетельной Иудой, где правил верный царь Давид и где теперь праведный Иосия реформировал королевство. [ 21 ] Изгнанный Дтр2 дополнил историю Дтр1 предупреждениями о нарушении завета, неизбежном наказании и изгнании грешного (по мнению Дтр2) Иудейского царства . [ 22 ]
Модель «двойной редакции» Кросса, вероятно, является наиболее широко распространенной. [ 23 ] однако значительное число европейских ученых отдают предпочтение альтернативной модели, выдвинутой Рудольфом Смендом и его учениками. [ 24 ] Этот подход предполагает, что Нот был прав, определив, что состав истории относится к VI веку, но что дальнейшие редакции имели место после первоначального составления, включая «номистический» (от греческого слова «закон»), или DtrN, слой. и еще один уровень, связанный с пророками, сокращенно DtrP. [ 25 ]
Какое-то время девтерономическая история пользовалась «каноническим» статусом в библейских исследованиях. [ 26 ] Однако в 2000 году Гэри Н. Кнопперс отметил, что «за последние пять лет все большее число комментаторов выражают серьезные сомнения относительно фундаментальных принципов классического исследования Нота». [ 27 ]
Иеремия и пророческая литература
[ редактировать ]Прозаические проповеди в Книге Иеремии написаны в стиле и мировоззрении, близком, но отличающемся от девтерономической истории. [ 28 ] Ученые расходятся во мнениях относительно того, какая часть книги принадлежит самому Иеремии, а какая — более поздним ученикам. [ 29 ] но швейцарский ученый Томас Рёмер недавно [ когда? ] определил две девтерономические «редакции» (редакции) Книги Иеремии, произошедшие незадолго до конца изгнания (до 539 г. до н. э.) – процесс, который также включал пророческие книги Амоса и Осии . [ 30 ] В библейском тексте говорится об «авторах» девтерономических произведений, что пророк Иеремия использовал таких книжников, как Варух, для достижения своих целей. [ 31 ] Также примечательно, что в девтерономической истории никогда не упоминается Иеремия, и некоторые ученые полагают, что девтерономисты «Иеремии» представляют собой отдельную партию от девтерономистов «DtrH» с противоположными целями. [ 32 ]
Девтерономизм (девтерономистское богословие)
[ редактировать ]Второзаконие понимается как завет (договор) между израильтянами и Яхве . [ 33 ] который избрал («избрал») израильтян своим народом и требует, чтобы они жили по его закону. [ 34 ] Израиль должен быть теократией с Яхве как божественным сюзереном . [ 35 ] Закон должен иметь верховенство над всеми другими источниками власти, включая царей и царских чиновников, а пророки являются хранителями закона: пророчество – это наставление в законе, данное через Моисея, закон, данный через Моисея, является полным и достаточным. откровение Воли Божией, и больше ничего не нужно. [ 33 ]
По завету Яхве обещал израильтянам землю Ханаанскую , но обещание было условным: они потеряют землю, если окажутся неверными. [ 36 ] Девтерономическая история объясняет успехи и неудачи результатом верности, которая приносит успех, или непослушания, которое приносит неудачу; разрушение Израильского царства ассирийцами в 721 г. до н. э. и Иудейского царства вавилонянами в 586 г. до н. э. являются наказанием Яхве за продолжающуюся греховность. [ 37 ]
Второзаконие настаивает на централизации богослужения «на том месте, которое изберет Господь, Бог твой»; Второзаконие никогда не говорит, где будет это место, но Книга Царств ясно дает понять, что это Иерусалим. [ 33 ]
Это также демонстрирует особую заботу о бедных, вдовах и сиротах: все израильтяне — братья и сестры, и каждый будет отвечать перед Богом за свое обращение со своим ближним. Эта забота о равенстве и человечности распространяется и на чужеземца, живущего среди израильтян. [ 38 ] Незнакомец часто упоминается в сочетании с заботой о вдове и сироте. Более того, есть особая заповедь любить чужака. [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ См., например, Кнопперс, Гэри Н.; Грир, Джонатан С. (2010). Девтерономическая история . дои : 10.1093/OBO/9780195393361-0028 .
- ^ Альбертц 2000 , стр. 2–4.
- ^ Шпикерманн 2001 , с. 338.
- ^ Ван Сетерс 2015 , стр. 79–82, «Ученые обычно называют эти слои «девтерономическими» (dt) для материала, принадлежащего основному документу реформы Иосии, и «девтерономическими» (dtr) для одного или нескольких последующих слоев, которые принадлежат более поздним редакциям и более широкой Второзаконной истории...»
- ^ «Девтерономическая история» . www.loveinbible.com . 27 мая 2023 г. Проверено 9 марта 2024 г.
- ^ Найт, стр. 65–66.
- ^ Блок, с. 167.
- ^ Альбертц (1994a), стр. 198–206.
- ^ Роджерсон, стр. 153–154.
- ^ Альбертц (2003), с. 269.
- ^ Роджерсон, с. 153.
- ^ Спаркс, с. 225.
- ^ Хейнс и Маккензи, с. 40.
- ^ Перейти обратно: а б Найт, с. 66.
- ^ Ван Сетерс, стр. 17.
- ^ Миллер, с. 3.
- ^ Филлипс, с. 3.
- ^ Кэмпбелл и О'Брайен (2000), стр. 11.
- ^ Найт, с. 64.
- ^ Нидич, с. 10.
- ^ Найт, стр. 64–65.
- ^ Судья, с. 3.
- ^ Альбертц (2003), с. 277.
- ^ Ремер (2000), с. 116.
- ^ Де Пюри, с. 74.
- ^ Стивен Л. Маккензи, цитируется в Richter, p. 2.
- ^ Кнопперс, с. 120.
- ^ Томпсон, стр. 43–45.
- ^ Томпсон, с. 34.
- ^ Ширинг, с. 17.
- ^ Бреуггеманн (2003), с. 91.
- ^ Ремер (1995), с. 191.
- ^ Перейти обратно: а б с Ван Сетерс, стр. 18 и далее.
- ^ Бреуггеманн (2002), с. 61.
- ^ Блок, с. 172.
- ^ Лаффи, с. 337.
- ^ Маккензи (2000), с. 26.
- ^ Спенсер, Джон Р. (1992). «Постоялец». Библейский словарь Anchor Йельского университета . Том. 6. С. 103–104. дои : 10.5040/9780300261929-073 . ISBN 9780300261929 .
- ^ Анкорный библейский словарь, том. 6, с. 104.
Библиография
[ редактировать ]Комментарии
[ редактировать ]- Бультман, Кристоф (2001). «Второзаконие» . У Джона Бартона; Джон Маддиман (ред.). Оксфордский библейский комментарий . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780198755005 .
- Крейги, Питер С. (1976). Книга Второзаконие . Эрдманс. ISBN 9780802825247 .
- Миллер, Патрик Д. (1990). Второзаконие . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780664237370 .
- Нидич, Сьюзен (2008). Судьи: комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664220969 .
- Филлипс, Энтони (1973). Второзаконие . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780521097727 .
- Роджерсон, Джон В. (2003). «Второзаконие» . У Джеймса Д.Г. Данна; Джон Уильям Роджерсон (ред.). Комментарий Эрдмана к Библии . Эрдманс. ISBN 9780802837110 .
- Суини, Марвин (2007). I и II короли: комментарий . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664220846 .
- Томпсон, Джон Артур (1980). Книга Иеремии . Эрдманс. ISBN 9780802825308 .
- Цумура, Дэвид Тосио (2007). Первая книга Царств . Эрдманс. ISBN 9780802823595 .
Общий
[ редактировать ]- Альбертц, Райнер (2003). Израиль в изгнании: история и литература Общества библейской литературы шестого века до нашей эры. ISBN 9781589830554 .
- Альбертц, Райнер (2000). «Загадка девтерономистов» . В Томасе Ремере (ред.). Будущее девтерономической истории . Издательство Левенского университета. ISBN 9789042908581 .
- Альбертц, Райнер (1994a). История израильской религии, Том 2: От изгнания до Маккавеев . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664227203 .
- Альбертц, Райнер (1994b). История израильской религии, Том 1: От начала до конца монархии . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664227197 .
- Ауслос, Ганс, История девтерономиста. Роль девтерономиста в историко-критическом исследовании чисел Бытия (Исследования Ветхого Завета, 67), Лейден, Нидерланды – Бостон, Массачусетс: Брилл, 2015.
- Блок, Дэниел I (2005). "Второзаконие". Кевин Дж. Ванхузер (ред.). Словарь богословского толкования Библии . Бейкер Академик. ISBN 9780801026942 .
- Брюггеманн, Вальтер (2002). Отголоски веры: богословский справочник по темам Ветхого Завета . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664222314 .
- Брюггеманн, Вальтер (2003). Введение в Ветхий Завет: Канон и христианское воображение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664224127 .
Брюггеманн. Введение в Ветхий Завет: канон и христианское воображение.
- Кэмпбелл, Энтони Ф; О'Брайен, Марк А. (1993). Источники Пятикнижия: Тексты, Введения, Аннотации . Крепость Пресс. ISBN 9780800627010 .
Источники Библии.
- Кэмпбелл, Энтони Ф; О'Брайен, Марк А. (2000). Развертывание девтерономической истории: истоки, обновления, современный текст . Крепость Пресс. ISBN 9781451413687 .
- Кристенсен, Дуэйн Л. (1991). "Второзаконие". У Уотсона Э. Миллса; Роджер Обри Буллард (ред.). Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865543737 .
- Кук, Стивен Л. (2004). Социальные корни библейского яхвизма . Общество библейской литературы. ISBN 9781589830981 .
- Де Пюри, Альберт (2000). «Девтерономистическая историография (ДХ): История исследований и обсуждаемых вопросов» . У Альбера де Пюри ; Томас Рёмер; Жан-Даниэль Макки (ред.). Израиль конструирует свою историю: девтерономическая историография в недавних исследованиях . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 9781841270999 .
- Диллард, Раймонд Б .; Лонгман, Тремпер (январь 1994 г.). Введение в Ветхий Завет (PDF) . Гранд-Рапидс, Мичиган: Зондерван . ISBN 978-0-310-43250-0 . LCCN 2006005249 . ОСЛК 31046001 . Архивировано из оригинала (PDF, 3,5 МБ) 3 августа 2012 г. Проверено 19 февраля 2012 г.
- Готвальд, Норман, обзор Стивена Л. Кука, «Социальные корни библейского яхвизма» , Общество библейской литературы, 2004 .
- Найт, Дуглас А. (1995). «Второзаконие и девтерономисты» . В Мэйсе, Джеймс Лютер; Петерсен, Дэвид Л.; Ричардс, Кент Гарольд (ред.). Толкование Ветхого Завета . Т&Т Кларк. ISBN 9780567292896 .
- Кнопперс, Гэри Н. (2000). «Есть ли будущее у девтерономической истории?». В Томасе Ремере (ред.). Будущее девтерономической истории . Питерс.
- Лаффи, Элис Л. (2007). «Девтерономистическое богословие» . В Эспине, Орландо О.; Николофф, Джеймс Б. (ред.). Вводный словарь теологии и религиоведения . Литургическая пресса. ISBN 9780814658567 .
- Липшиц, Одед (2005). Падение и возвышение Иерусалима . Айзенбрауны. ISBN 9781575060958 .
- МакКонвилл, Дж. Г. (2002). "Второзаконие". В Александре Т. Десмонд; Бейкер, Дэвид В. (ред.). Словарь Ветхого Завета: Пятикнижие (PDF) . Айзенбрауны. Архивировано из оригинала (PDF) 13 апреля 2008 г. Проверено 7 июня 2011 г.
- Макдермотт, Джон Дж. (1989). Чтение Пятикнижия: историческое введение . Паулист Пресс. ISBN 9780809140824 .
- Маккензи, Стивен Л. (2000). Завет . Чалис Пресс. ISBN 9780827205888 .
- Маккензи, Стивен Л. (1995). «Постскриптум» . В Ширинге, Линда С.; Маккензи, Стивен Л. (ред.). Эти неуловимые девтерономисты: феномен пан-девтерономизма . Т&Т Кларк. ISBN 9781841270104 .
- Рабин, Эллиотт (2006). Понимание еврейской Библии: Руководство для читателя . Издательство КТАВ. п. 127 . ISBN 9780881258714 .
- Рихтер, Сандра Л. (2002). Девтерономическая история и теология имени . Вальтер де Грюйтер. ISBN 9783110173765 .
- Рофе, Александр (2002). Второзаконие: проблемы и толкование . Т&Т Кларк. ISBN 9780567087546 .
- Ремер, Томас (2000). «Второзаконие в поисках истоков» . В Кнопперсе, Гэри Н.; МакКонвилл, Дж. Гордон (ред.). Переосмысление Израиля и Иуды: недавние исследования девтерономической истории . Айзенбрауны. ISBN 9781575060378 .
- Ремер, Томас (1994). «Книга Второзакония» . В Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (ред.). История традиций Израиля: наследие Мартина Нота . Шеффилд Академик Пресс. ISBN 9781850754992 .
- Ремер, Томас (1995). «Как Иеремия обратился к девтерономической идеологии?» . В Ширинге, Линда С.; Маккензи, Стивен Л. (ред.). Эти неуловимые девтерономисты: феномен пандевтерономизма . Т&Т Кларк. ISBN 9781841270104 .
- Ширинг, Линда С. (1995). "Введение" . В Ширинге, Линда С.; Маккензи, Стивен Л. (ред.). Эти неуловимые девтерономисты: феномен пандевтерономизма . Т&Т Кларк. ISBN 9781841270104 .
- Ска, Жан-Луи (2006). Введение в чтение Пятикнижия . Айзенбрауны. ISBN 9781575061221 .
- Спаркс, Кентон Л. (1998). Этническая принадлежность и идентичность в Древнем Израиле . Айзенбрауны. ISBN 9781575060330 .
- Шпикерманн, Герман (2001). «Бывшие пророки: девтерономическая история». В Пердью, Лео Г. (ред.). Блэквеллский спутник еврейской Библии . Блэквелл. ISBN 9780631210719 .
- Тигай, Джеффри (1996). «Значение конца Второзакония». В Фоксе, Майкл В.; и др. (ред.). Тексты, храмы и традиции: дань уважения Менахему Харану . Айзенбрауны. ISBN 9781575060033 .
- Ван Сетерс, Джон (2015) [1999]. Пятикнижие: комментарий социальных наук . Блумсбери Т&Т Кларк. ISBN 978-0-567-65880-7 .
- Ван Сетерс, Джон (1998). «Пятикнижие». В Маккензи, Стивен Л.; Грэм, Мэтт Патрик (ред.). Еврейская Библия сегодня: введение в критические вопросы . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664256524 .
- Вивиано, Полина А. (1999). Хейнс, Стивен Р.; Маккензи, Стивен Л. (ред.). Каждому свое значение: введение в библейскую критику и ее применение . Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 9780664257842 .
- Уэллс, Рой Д. (1991). «Второномист / Историк девтерономизма». В Миллсе, Уотсон Э.; Буллард, Роджер Обри (ред.). Критика источника = Библейский словарь Мерсера . Издательство Университета Мерсера. ISBN 9780865543737 .