Jump to content

Христианизация Киевской Руси.

Крещение Руси » ( Клавдий Лебедев ок. 1900)

Христианизация Киевской Руси была длительным и сложным процессом, проходившим в несколько этапов. [ 1 ] В 867 году патриарх Фотий константинопольский сообщил другим христианским патриархам, что народ Руси с энтузиазмом обращается в христианство, но его усилия, похоже, не повлекли за собой долговременных последствий, поскольку Русская «Повесть временных лет» [ 2 ] [ 3 ] и другие славянские источники описывают Русь X века как еще прочно укоренившуюся в славянском язычестве . Традиционное мнение, зафиксированное в Русской Первой летописи , [ 4 ] [ 5 ] заключается в том, что окончательная христианизация Киевской Руси произошла ок. 988 [ 6 ] [ 7 ] (год спорный [ 8 ] ), when Vladimir the Great was baptized in Chersonesus ( Korsun ) and proceeded to baptize his family and people in Kiev . The latter events are traditionally referred to as baptism of Rus' ( Russian : Крещение Руси ; Ukrainian : Хрещення Русі ; Belarusian : Вадохрышча Русі ) in Russian, Ukrainian and Belarusian literature. [ 9 ]

Античность

[ редактировать ]

Раннее присутствие

[ редактировать ]

Хотя иногда его приписывают исключительно Владимиру/Владимиру, христианизация Киевской Руси была долгим и сложным процессом, который начался еще до образования государства. [ 10 ] Еще в I веке нашей эры греки в черноморских колониях обратились в христианство, хотя большая часть этих земель так и не вошла в состав Киевской Руси. [ 10 ]

Готы в IV веке, оставив после себя церкви IV и V веков , мигрировали через этот регион в III веке, приняв арианское христианство раскопанные в Крыму (который находился вне контроля Киева, за исключением Тмутаракани ), хотя гуннское вторжение в 370-е годы остановили христианизацию на несколько столетий. [ 10 ]

Апостольские легенды

[ редактировать ]

В «Первой летописи» (стр. 7.21–9.4) записана легенда о миссии апостола Андрея Первозванного в эти прибрежные поселения, а также о благословении места нынешнего Киева. [ 10 ] Предположительно, Андрей проделал путь из Синопы в сторону Херсонеса (Корсуни) в Крыму , вверх по реке Днепр и достиг будущего Киева , где установил крест. [ 11 ] Далее он, как говорят, отправился на север, к словенам, недалеко от будущего места Великого Новгорода , хотя и отрицательно относился к их обычаям (особенно к их мытью в горячей паровой бане, бане ); затем он посетил Рим и вернулся в Синопу. [ 12 ] [ 13 ] В более позднем отрывке « Первой летописи» под 6404 годом (898; стр. 28) делает сбивчивые утверждения о том, что некий Андроник, предположительно ученик апостола Павла , был «апостолом славян», потому что он проповедовал среди «Моравы» в «Иллирике» и «русы » предположительно произошли от «славян», что противоречит целому ряду утверждений, сделанных в других местах той же « Первой летописи» . [ 14 ]

Во-первых, в летописи прямо сказано под 6491 (983): «апостолы здесь не были по телу»; [ а ] «апостолы здесь не учили; а также пророки здесь не пророчествовали' [ б ] . [ 17 ] Во-вторых, легенда о путешествии Андрея по Скифии датируется III или IV веком, и только в IX веке монах Епифаний написал об Андрее житие на греческом языке, в котором впервые упоминаются города Синопа и Херсон. [ 17 ] Более того, внешние данные свидетельствуют о том, что никто не знал о легенде об Андрее, благословляющем будущее место Киева до конца XI века, а внутренние данные позволяют предположить, что путешествие к будущим новгородским славянам было первой интерполяцией – как рассказывает Андрей людям об этом в Риме, но ничего не говорит о возведении креста и освящении будущего Киева. [ 17 ] Следовательно, последнее было бы вторичной интерполяцией, сформулированной лишь позднее для того, чтобы заявить об апостольском происхождении Киева. [ 18 ]

Девятый век

[ редактировать ]

Сообщается, что некоторые из первых киевских князей и княгинь, такие как Аскольд, Дир и Ольга Киевская, обратились в христианство, но Олег Мудрый , Игорь Киевский и Святослав I остались язычниками. [ 1 ] По данным некоторых источников и историков, в IX веке была попытка христианизации Киевской Руси. Наиболее авторитетным источником этой предполагаемой первой попытки обращения является энциклика патриарха Фотия Константинопольского болгары , датируемая началом 867 года. Ссылаясь на русско-византийскую войну 860 года , Фотий сообщает восточным патриархам и епископам, что после того, как обратились ко Христу, в 864 году, [ 19 ] Руси так ревностно последовали этому примеру, что он счел благоразумным послать в их страну епископа . [ 20 ]

Крещение первой Руси, проиллюстрированное в Манассиевой летописи XIV века .

продолжения «Феофана Исповедника» , предполагали, что набег русов на Константинополь в 860 году был византийским успехом, и приписывали предполагаемую победу Покрову Богородицы Византийские историки, начиная с . Это убеждение диктовало следующее толкование: в ужасе от чудес, свидетелями которых они стали под стенами имперской столицы, и опечаленные постигшим их бедствием, русы отправили послов к Фотию и просили его прислать епископа в их землю. [ 21 ]

По словам Константина VII , написавшего биографию своего деда Василия Македонянина , именно его предок убедил русов отказаться от язычества . Константин приписывает обращение Василию и Патриарху Игнатию , а не их предшественникам Михаилу III и Фотию. Он рассказывает, как византийцы своими убедительными словами и богатыми подарками, в том числе золотом, серебром и драгоценными тканями, побудили русов обратить в свою веру. Он также повторяет традиционную историю о том, что язычников особенно поразило чудо: Евангелие , брошенное архиепископом (так в оригинале) в печь, не пострадало от огня. [ 22 ]

Отчет Константина спровоцировал длительный спор о том, прошла ли христианизация Руси в IX веке два этапа. Одна школа мысли постулирует, что христианизация была только одна: желая прославить своего предка, Константин просто приписал Василию миссионерские триумфы своего предшественника Михаила III. [ 23 ]

С другой стороны, Константин Цукерман утверждает, что в ответ на первоначальную просьбу Руси Фотий (и Михаил III) отправил в Русский каганат простого епископа. Язычники почувствовали себя униженными низким саном святителя, и их христианское рвение испарилось. В сентябре 867 года Михаил был убит Василием, который (вместе с новым патриархом Игнатием) послал на Русь архиепископа , который поддержал религиозный пыл местных вождей богатыми подарками. Между тем, одновременная христианизация Болгарии также происходила в два этапа: булгары обиделись, когда простой епископ прибыл в их столицу из Константинополя и попросил папу Николая I прислать к ним более высокопоставленного церковного чиновника. Подобные соображения были важным вопросом политического престижа. [ 24 ] Эта закономерность имеет параллели с рассказами франкских историков о многочисленных « крещениях » скандинавов , истинным намерением которых было завладеть богатыми дарами, сопровождавшими ритуалы христианизации. [ 25 ]

Дата и обоснование христианизации также окутаны спорами. Григорий Литаврин рассматривает мероприятие как "формальный и дипломатический акт, облегчающий получение выгодных соглашений с правителем христианского государства". [ 26 ] Цукерман утверждает, что Игнатий послал своего архиепископа на Русь примерно в 870 году, а Дмитрий Оболенский склоняется принять 874 год как дату окончательной христианизации. [ 27 ]

Десятый век

[ редактировать ]

Каковы бы ни были масштабы усилий Фотия по христианизации Руси, их эффект был недолговечным. Хотя авторы « Первой летописи» не упоминают о миссии Фотия, они знали, что к 944 году значительная часть киевского населения была христианской. В русско-византийском договоре , сохранившемся в тексте летописи, христианская часть русы клянутся своей верой, а правящий князь и другие нехристиане взывают к Перуну и Велесу по языческому обычаю . Киевская коллегиальная церковь святого Илии (культ которой в славянских странах был близок к культу Перуна) упоминается в тексте летописи, что заставляет современных ученых задуматься о том, сколько церквей существовало в Киеве в то время. [ нужна ссылка ]

Крещение святой княгини Ольги в Константинополе , миниатюра из Радзивилловской летописи

То ли в 945, то ли в 957 году правящая регентша Ольга Киевская посетила Константинополь вместе с неким священником Григорием. Ее прием при императорском дворе описан в De Ceremoniis . По легендам, византийский император Константин VII в Ольгу влюбился ; однако она нашла способ отказать ему, обманом заставив его стать ее крестным отцом . Когда ее крестили, она сказала, что крестному отцу неприлично жениться на своей крестнице . [ нужна ссылка ]

Хотя обычно предполагается, что Ольга была крещена в Константинополе, а не в Киеве, явного упоминания о причастии нет, поэтому ни одна из версий не исключается. Известно также, что Ольга запросила епископа и священников из Рима. [ 28 ] Ее сын, Святослав (годы правления 963–972), продолжал поклоняться Перуну и другим богам славянского пантеона . оставался упорным язычником Он всю жизнь ; согласно «Первой летописи», он считал, что его воины потеряют к нему уважение и будут насмехаться над ним, если он станет христианином. [ нужна ссылка ]

Преемник Святослава Ярополк I (годы правления 972–980), по-видимому, имел более примирительное отношение к христианству. Позднесредневековые источники даже утверждают, что Ярополк обменивался послами с Папой. Хроникон в Адемара де Шабанна и житие святого Ромуальда (автор Пьетро Дамиани ) фактически документируют миссию святого Бруно Кверфуртского землю Русскую, где ему удалось обратить в христианство местного короля (одного из трех братьев кто правил страной). Александр Назаренко предполагает, что Ярополк прошел некоторые предварительные обряды крещения, но был убит по приказу своего сводного брата-язычника Владимира (чьи собственные права на престол были под вопросом) до того, как его обращение было официально оформлено. Следуя этой теории, любая информация о крещении Ярополка по латинской форме была бы скрыта более поздними восточно-православными летописцами, ревностно стремившимися сохранить незапятнанным образ Владимира Русского Апостола для последующих поколений. [ 29 ]

Обращение Владимира

[ редактировать ]

Обращение Владимира [ 30 ] — это повествование записанное в нескольких различных версиях в средневековых источниках о том, как Владимир Великий обратился из славянского язычества в византийское христианство в 980-х годах.

В традиционной историографии оно известно как Крещение Владимира. [ с ] и считается кульминацией христианизации Киевской Руси (получившей название Крещение Руси ) .

Практически все источники сходятся в том, что крещение Владимира произошло примерно в то же время, что и два других события: женитьба Владимира на византийской принцессе Анне Багрянородной , сестре соправителей Василия II и Константина VIII , а также осада и захват Владимиром византийского города в Крымский полуостров под названием Херсонес ( средневековый греческий : Χερσών , латинизированный : Херсон ; церковнославянский : Кърсунь/корсоунь , латинизированный: Kŭrsunĭ/Korsun' , современный украинский и русский : Херсон(ес) Херсон(а) [ д ] ). В чем они расходятся во мнениях, так это в том, как эти три события были связаны между собой, в какой последовательности они произошли и почему. [ 30 ] Вся история обращения охватывает большую часть Первой летописи (ПВЛ): страницы 84–121, или 37 из 286 страниц (12,9%) всего текста. [ 31 ]

Крещение Киева.

[ редактировать ]
Памятник князю Владимиру установлен на Владимирской горе в Киеве недалеко от места массового крещения киевлян

Вернувшись с триумфом в Киев, Владимир призвал жителей своей столицы к реке Днепр для крещения . Это массовое крещение стало знаковым событием, посвященным христианизации государства Киевская Русь , и иногда его называют Крещением Руси. [ нужна ссылка ]

Сначала Владимир крестил двенадцать своих сыновей и многих бояр . Он разрушил деревянные статуи славянских языческих богов (которые сам воздвиг всего восемь лет назад). Их либо сожгли, либо разрубили на куски, а статую Перуна — верховного бога — сбросили в Днепр. [ 32 ]

Тогда Владимир послал послание всем киевлянам, «богатым, и бедным, и нищим, и рабам», чтобы они пришли на следующий день к реке, чтобы они не рисковали стать «врагами князя». Пришло большое количество людей; некоторые даже брали с собой младенцев. Их спустили на воду, пока молились священники, приехавшие по этому случаю из Херсонеса. [ 33 ]

В память об этом событии Владимир построил первую каменную церковь Киевской Руси, названную Десятинной , где должно было упокоиться его тело и тело его новой жены. Другая церковь была построена на вершине холма, где раньше стояли языческие статуи. [ 34 ]

Последствия

[ редактировать ]
Остромирово Евангелие , написанное на церковнославянском языке , одна из первых датированных восточнославянских книг.

За крещением Киева последовали аналогичные церемонии в других городских центрах страны. В Иоакимовой летописи говорится, что дядя Владимира, Добрыня , принуждал новгородцев «огнем» к христианству, а местный посадник Путята убеждал соотечественников принять христианскую веру «мечом». Тогда же епископ Иоаким Корсунянин первый деревянный собор Святой Мудрости «с 13-ю верхами». построил на месте языческого кладбища [ 35 ]

Язычество сохранялось в стране долгое время, проявляясь во время Верхневолжского восстания и других периодических языческих протестов. северо-восточная часть страны с центром в Ростове Особенно враждебно к новой религии относилась . Сам Новгород еще в 1071 г. столкнулся с языческим восстанием, в ходе которого епископ Федор столкнулся с реальной угрозой своей личности; Князь Глеб Святославич разогнал толпу, разрубив топором пополам колдуна. [ 36 ]

Христианизация Руси прочно связала ее с Византийской империей . [ 37 ] Греческая ученость и книжная культура были переняты в Киеве и других центрах страны. Церкви начали строить по византийскому образцу. Во время правления сына Владимира Ярослава I митрополит Иларион написал первое известное произведение восточнославянской литературы — тщательно продуманную речь, в которой он выгодно сравнил Русь с другими землями, известную как « Слово о законе и благодати ». [ нужна ссылка ] . « Остромирово Евангелие» , изданное в Новгороде в тот же период, было первой полностью сохранившейся датированной восточнославянской книгой. Но единственное сохранившееся произведение светской литературы « Слово о полку Игореве » указывает на то, что определенная степень языческого мировоззрения сохранялась и при христианской Киевской Руси. [ нужна ссылка ]

В 1988 году верующие восточно-католической и православной церквей, уходящих своими корнями в киевское крещение, отметили тысячелетие восточнославянского христианства. Великие торжества в Москве изменили характер отношений между советским государством и церковью. Впервые с 1917 года Русской Православной Церкви были возвращены многочисленные храмы и монастыри . [ нужна ссылка ] В украинских общинах по всему миру члены различных украинских церквей также отметили Тысячелетие христианства в Украине . [ нужна ссылка ]

В 2008 году Национальный банк Украины ввел в обращение памятные монеты «Христианизация Киевской Руси» серии «Возрождение христианской духовности в Украине». [ 38 ]

В 2022 году традиционной дате праздника присвоен статус государственного праздника Украины под названием День государственности .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ 'Аще бо и тѣлъмь апостоли суть не были' (PVL 83.20–21). [ 15 ]
  2. ^ 'сьде бо не суть учили апостоли, ни пророци прорекли.' (PVL 83.15–16). [ 16 ]
  3. ^ Church Slavonic : Владимир , romanized: Volodimerъ ; Russian : Владимир , романизированный : Уладзимир , Россия : Владимир , романизированный : Владимир , Russian : Владимир , романизированный : Volodymyr . Смотрите Владимира (название) для пространства.
  4. ^ Не путать с современным городом Херсоном , названным в его честь и основанным в 1778 году (с 1803 года столица Херсонской губернии ), на территории современной материковой Украины .
  1. ^ Перейти обратно: а б Качановский и др. 2013 , с. 74–75.
  2. ^ «Русская начальная летопись» . Суортмор. 8 июля 2014 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
  3. ^ Двойченко-Марков, Деметриус де (1979). «Русская первичная летопись и валахи Восточной Европы» . Византия . 49 . philpapers.org: 175–187 . Проверено 28 ноября 2023 г.
  4. ^ «Русская начальная летопись» . Суортмор. 8 июля 2014 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
  5. ^ Двойченко-Марков, Деметриус де (1979). «Русская первичная летопись и валахи Восточной Европы» . Византия . 49 . philpapers.org: 175–187 . Проверено 28 ноября 2023 г.
  6. ^ «Владимир I и христианизация» . либретексты. 27 сентября 2020 г. Проверено 28 ноября 2023 г.
  7. ^ «Христианизация Руси» . авантур . Проверено 28 ноября 2023 г.
  8. ^ Oleg Rapov, Russkaya tserkov v IX–pervoy treti XII veka ( The Russian Church from the 9th to the First 3rd of the 12th Century ). Moscow, 1988.
  9. ^ "ЧАСТЬ ВТОРАЯ, ЦЕРКОВНАЯ - ГЛАВА I. ХРИСТИАНСТВО В БЕЛАРУСИ" (in Russian). belapc . Retrieved 2023-11-28 .
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Качановский и др. 2013 , с. 74.
  11. ^ Дом 2015 , стр. 10–11.
  12. ^ Дом 2015 , с. 11.
  13. ^ Сантос Маринас 2011 , с. 327.
  14. ^ Сантос Маринас 2011 , стр. 327–328.
  15. ^ Островский и Бирнбаум 2014 , 83.20–21.
  16. ^ Островский и Бирнбаум 2014 , 83.15–16.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Сантос Маринас 2011 , с. 328.
  18. ^ Сантос Маринас 2011 , стр. 328–329.
  19. История болгар от древности до 16 века Георгия Бакалова (2003). ISBN   954-528-289-4
  20. ^ Послание и Амфилохия Фотия, Патриарха Константинопольского. Эд. Б. Лаурдас, Л.Г. Вестеринк. Т.1. Лейпциг, 1983. С. 49.
  21. ^ Феофан Континуат, Иоанн Камениата, Симеон Магистр, Георгий Преподобный. Эд. И. Беккер. Бонн, 1838 г. (CSHB), с. 196
  22. ^ Геофан Континуат, Иоанн Камениата, Симеон Магистр, Георгий Монах. Эд. И. Беккер. Бонн, 1838 г. (CSHB), стр. 342-343.
  23. ^ А. Авенариус. Христианство на Руси IX века . // Вклад в историю Византии IX-XI вв. Век. Прага: В. Вавринек, 1978. С. 301-315.
  24. ^ Цукерман, Константин. Два этапа становления древнерусского государства в русских протогородских центрах между Скандинавией, Византией и Востоком. Материалы международной конференции, состоявшейся в Коллеж де Франс в октябре 1997 г., под ред. М. Казанский, А. Нерсесян и К. Цукерман (Византийские реалии 7), Париж, 2000 г., с. 95-120.
  25. ^ Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX-XI вв. Moscow: Gnozis, 1995. P. 220.
  26. ^ Флоря Б.Н., Литаврин Г.Г. Христианизация народов Центральной и Юго-Восточной Европы и обращение Древней Руси . // Византинославика. 1988. 49. С. 186.
  27. ^ Д. Оболенский. Византия и славяне: Сборник исследований . Лондон, 1971. Т.4.
  28. Титмар Мерзебургский сообщает, что первый архиепископ Магдебургский Адальберт Пражский , прежде чем был возведен в этот высокий сан, был отправлен императором Оттоном в страну русов ( Rusciae ) в качестве простого епископа, но был изгнан язычниками. Те же данные дублируются в анналах Кведлинбурга и Хильдесхайма . , в частности, [ оригинальное исследование? ]
  29. ^ Alexander Nazarenko . Древняя Русь на международных путях . Moscow, 2001. ISBN   5-7859-0085-8 .
  30. ^ Перейти обратно: а б Островский 2006 , стр. 567.
  31. ^ Островский и Бирнбаум, 2014 , 0,1–286, 7 стр.
  32. ^ Лонгсворт, Филип (2006). Россия: Империя прошлого и будущего от предыстории до Путина . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. п. 38. ISBN  0-312-36041-Х .
  33. ^ Lavrent (PSRL 1), col. 102.
  34. ^ Lavrent (PSRL 1), cols. 108-9.
  35. ^ Новгородская третья летопись , (ПСРЛ 3), 208. О первоначальном преобразовании см. Василий Татищев, История российская , А.И. Андреев и др., ред. (Москва и Ленинград: АН СССР, 1962), вып. 1, стр. 112-113.
  36. ^ Arsennii Nasonov, ed. Novgorodskaia Pervaia Letopis: Starshego i mladshego izvodov (Moscow and Leningrad: AN SSSR, 1950), pp. 191-96.
  37. ^ Аверинцев С. Крещение Руси и путь русской культуры , в кн. Христианизация древней Руси, тысячелетие: 988-1988 , изд. Ю. Хаман (Париж, 1992), 139–147.
  38. Памятные монеты «Христианизация Киевской Руси», сайт Национального банка Украины, июль 2008 г.

Библиография

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 0f48d9e87bd759524210578cd385e4d9__1716553920
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/0f/d9/0f48d9e87bd759524210578cd385e4d9.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christianization of Kievan Rus' - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)