Хосе Ортега-и-Гассет
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( октябрь 2020 г. ) |
Хосе Ортега-и-Гассет | |
---|---|
Рожденный | |
Умер | 18 октября 1955 г. Мадрид, Испания | (72 года)
Альма-матер | Университет Деусто Мадридский университет Комплутенсе |
Эра | Философия 20-го века |
Область | Западная философия |
Школа | Континентальная философия Перспективизм [ 1 ] Прагматизм Витализм Историзм Экзистенциализм [ 1 ] Экзистенциальная феноменология [ 1 ] философия жизни [ 1 ] Неокантианство (раннее) [ 1 ] Мадридская школа Либерализм ноуцентизм |
Основные интересы | История , разум , политика |
Известные идеи | Витальный разум ( рационитализм ) Историческая причина «Я — это я и мои обстоятельства» Гипотеза Ортеги |
Хосе Ортега-и-Гассет (англ. Испанский: [xose oɾˈteɣaj ɣaˈset] ; 9 мая 1883 — 18 октября 1955) — испанский философ и публицист. Он работал в первой половине 20-го века, когда Испания колебалась между монархией , республиканизмом и диктатурой . Его философию характеризуют как « философию жизни », которая «включает в себя давно скрытое начало в прагматической метафизике, вдохновленной Уильямом Джеймсом , и общий метод реалистической подражающей феноменологии, Эдмунду Гуссерлю , который служил как его прото- экзистенциализму ( до Мартина Хайдеггера ) [ 1 ] и его реалистический историзм , который сравнивали как с Вильгельмом Дильтеем , так и с Бенедетто Кроче ». [ 5 ]
Биография
[ редактировать ]Хосе Ортега-и-Гассет родился 9 мая 1883 года в Мадриде . Его отец был директором газеты El Imparcial , принадлежавшей семье его матери Долорес Гассет. Семья определенно принадлежала к либеральной и образованной буржуазии Испании конца века. Либеральные традиции и журналистская деятельность его семьи оказали глубокое влияние на политическую активность Ортеги-и-Гассета.
Ортега впервые получил образование у -иезуитов священников колледжа Св. Станислава Костки ( в Малаге 1891–1897). Он учился в Университете Деусто ( в Бильбао 1897–98) и на факультете философии и литературы Центрального университета Мадрида (ныне Мадридский университет Комплутенсе ) (1898–1904), получив докторскую степень по философии. С 1905 по 1907 год он продолжил обучение в Германии в Лейпциге , Нюрнберге , Кельне , Берлине и, прежде всего, Марбурге . В Марбурге он находился под влиянием неокантианства Германа Коэна и Пауля Наторпа , среди других.
По возвращении в Испанию в 1908 году он был назначен профессором философии , логики и этики в Высшей школе магистратуры Мадрида. [ 6 ] В 1910 году он женился на Розе Спотторно Топете , испанской переводчице и феминистке, и был назначен профессором метафизики Мадридского университета Комплутенсе, вакантное место, ранее занимаемое Николасом Сальмероном . [ 7 ]
В 1917 году он стал сотрудником газеты El Sol , где опубликовал в виде серии эссе две свои основные работы: España invertebrada ( Испания беспозвоночных ) и La rebelión de las masas ( «Восстание масс »). Последнее принесло ему международную известность. Он основал Revista de Occidente в 1923 году, оставаясь его директором до 1936 года. Это издание способствовало переводу (и комментариям) наиболее важных фигур и тенденций в философии, в том числе Освальда Шпенглера , Йохана Хейзинги , Эдмунда Гуссерля , Георга Зиммеля , Якоба фон Икскюля. , Хайнц Хаймзет , Франц Брентано , Ганс Дриш , Эрнст Мюллер, Александр Пфендер и Бертран Рассел .
Избранный депутатом от провинции Леон в учредительном собрании Второй Испанской республики , он был лидером парламентской группы интеллектуалов, известной как Agrupación al Servicio de la República. [ 8 ] («Группировка на службе республике»), поддержавшая платформу кандидатов от Социалистической республиканской партии, [ 9 ] но вскоре он, разочарованный, отказался от политики.
Покинув Испанию в начале Гражданской войны , он провел годы изгнания в Буэнос-Айресе , Аргентина , пока не вернулся в Европу в 1942 году. [ 6 ] К середине 1945 года он поселился в Португалии и постепенно начал совершать короткие визиты в Испанию. В 1948 году он вернулся в Мадрид, где основал Институт гуманитарных наук, в котором читал лекции. [ 10 ] По возвращении в Испанию он часто в частном порядке выражал свою враждебность режиму Франко , заявляя, что правительство не заслуживает чьего-либо доверия и что его убеждения «несовместимы с Франко». [ 11 ]
Философия
[ редактировать ]Часть серии о |
Либерализм |
---|
Либерализм
[ редактировать ]«Восстание масс» — самая известная работа Ортеги. В этой книге он защищает ценности меритократического либерализма, напоминающего Джона Стюарта Милля, от нападок как со стороны коммунистов, так и со стороны правых популистов. [ 12 ] Ортега также разделяет опасения Милля по поводу «тирании большинства» и «коллективной посредственности» масс, которые, по его мнению, угрожают индивидуальности, свободе мысли и защите меньшинств. [ 12 ] Ортега охарактеризовал либерализм как политику «великодушия». [ 12 ]
Отказ Ортеги от Испанской консервативной партии под руководством Антонио Кановаса дель Кастильо и его преемников был однозначным, как и его недоверие к испанской монархии и католической церкви. [ 12 ] [ 13 ] Тем не менее, политическая мысль Ортеги характеризуется как антидемократическая и консервативная. [ 14 ] а его работа «Восстание масс» широко считается консервативной классикой. [ 15 ]
Подобно Миллю, Ортега был непредубежден по отношению к некоторым социалистам и немарксистским формам социализма и даже похвалил Пабло Иглесиаса Поссе как «святого-мирянина». [ 16 ] Под влиянием немецких социал-демократов, таких как Пауль Наторп и Герман Коэн , он принял коммунитарную онтологию и мог критически относиться к капитализму, особенно к варианту невмешательства , заявляя, что «капитализм девятнадцатого века деморализовал человечество» и что он «обеднило этическое сознание человека». [ 17 ]
«Я — это я и мои обстоятельства»
[ редактировать ]По мнению Ортеги-и-Гассета, философия имеет важнейшую обязанность бросить вызов убеждениям, чтобы продвигать новые идеи и объяснять реальность. Чтобы выполнить такие задачи, философ должен — как предлагал Гуссерль — оставить позади предрассудки и ранее существовавшие убеждения и исследовать сущностную реальность вселенной. Ортега-и-Гассет предполагает, что философия должна преодолеть ограничения как идеализма (в котором реальность сосредотачивается вокруг эго), так и древне-средневекового реализма (в котором реальность находится вне субъекта), чтобы сосредоточиться на единственной истинной реальности: «моей жизни» — жизнь каждого человека. Он предполагает, что нет «меня» без вещей, а вещи без меня — ничто: «Я» (человек) не может быть отделен от «моего обстоятельства» (мира). Это побудило Ортегу-и-Гассета произнести свою знаменитую максиму «Yo soy yo y mi circunstancia» («Я есть я и мои обстоятельства») ( Meditaciones del Quijote , 1914). [ 18 ] [ 1 ] которое он всегда ставил в основу своей философии.
Для Ортеги-и-Гассета, как и для Гуссерля, картезианская « cogito ergo sum » недостаточна для объяснения реальности. Поэтому испанский философ предлагает систему, в которой базовой или «радикальной» реальностью является «моя жизнь» (первое йо ), состоящая из «Я» (второе йо ) и «моих обстоятельств» ( mi circunstancia ). Это обстоятельство угнетает; следовательно, существует постоянное диалектическое взаимодействие между человеком и его или ее обстоятельствами, и в результате жизнь представляет собой драму, существующую между необходимостью и свободой.
В этом смысле Ортега-и-Гассет писал, что жизнь — это одновременно судьба и свобода, и что свобода «является свободой внутри данной судьбы. Судьба дает нам неумолимый набор определенных возможностей, то есть она дает нам разные судьбы. Мы принимаем судьбу и в ней выбираем одну судьбу». Поэтому в этой связанной судьбе мы должны быть активными, решать и создавать «проект жизни» — таким образом, не уподобляться тем, кто живет обычной жизнью, основанной на обычаях и заданных структурах, которые предпочитают беззаботную и невозмутимую жизнь, потому что боятся долга. выбора проекта.
Рационитализм
[ редактировать ]Создав философскую систему, сосредоточенную вокруг жизни, Ортега-и-Гассет также вышел из декартовской cogito ergo sum и заявил: «Я живу, следовательно, мыслю». Это лежало в основе кантианского его перспективизма . [ 1 ] которую он развил, добавив нерелятивистский характер, в котором абсолютная истина действительно существует и может быть получена суммой всех точек зрения всех жизней, поскольку для каждого человеческого существа жизнь принимает конкретную форму, а сама жизнь является истинной радикальной реальностью, из которой любая философская система должна происходить. В этом смысле Ортега ввёл термин «жизненный разум». [ 1 ] ( испанский : razón Vital , «разум, в основе которого лежит жизнь»), обозначающий новый тип разума, который постоянно защищает жизнь, из которой он возник, и «рационитализм» ( испанский : raciovitalismo ), теорию, основывающую знание на радикальная реальность жизни, одним из существенных компонентов которой является сам разум. Эта система мышления, которую он представляет в «Истории как система» , ускользнула от витализма Ницше, в котором жизнь отвечала импульсам; для Ортеги разум имеет решающее значение для создания и развития вышеупомянутого проекта жизни.
Историческая причина
[ редактировать ]Для Ортеги-и-Гассета жизненный разум является также «историческим разумом», поскольку отдельные люди и общества не оторваны от своего прошлого. Чтобы понять реальность, мы должны понять, как Дильтей , ее историю. указывал [ 1 ]
Влияние
[ редактировать ]Влияние Ортеги-и-Гассета было значительным не только потому, что многие сочувствовали его философским трудам, но и потому, что эти сочинения не требовали от читателя хорошо разбираться в технической философии.
Среди тех, кто находился под сильным влиянием Ортеги-и-Гассета, были Луис Бунюэль , Мануэль Гарсиа Моренте , Хоакин Сирау , Ксавьер Зубири , Игнасио Эллакурия , Эмилио Комар , Хосе Гаос , Луис Рекасенс , Мануэль Гранель , Франсиско Айала , Мария Самбрано , Агустин Басаве , Максимо Эчекопар , Педро Лаин Энтральго , Хосе Луис Лопес-Арангурен , Хулиан Мариас , Джон Лукач , Пьер Бурдье , Паулино Гарагорри , Висенте Феррейра да Силва , Вилем Флюссер и Феликс Марти-Ибаньес .
Гипотеза Ортеги , основанная на цитате из «Восстания масс» , утверждает, что средние или посредственные учёные вносят существенный вклад в развитие науки .
Немецкий селекционер винограда Ганс Брайдер назвал в его честь сорт винограда Ортега . [ 19 ]
Американский философ Грэм Харман признал Ортегу-и-Гассета источником вдохновения для своей собственной объектно-ориентированной онтологии .
La rebelión de las masas ( «Восстание масс ») дважды переводилась на английский язык. Первое, в 1932 году, принадлежит переводчику, пожелавшему остаться анонимным. [ 20 ] общепринято считать Дж. Р. Кэри . [ 21 ] Второй перевод был опубликован издательством Университета Нотр-Дам в 1985 году совместно с WW Norton & Co. Этот перевод был выполнен Энтони Керриганом (переводчик) и Кеннетом Муром (редактор) с предисловием Сола Беллоу .
Милдред Адамс — переводчик (на английский) основной части работ Ортеги, в том числе «Испания беспозвоночных» , «Человек и кризис» , «Что такое философия?». , Некоторые уроки метафизики , Идея принципа у Лейбница и эволюция дедуктивной теории и Интерпретация всеобщей истории .
Мадридская школа
[ редактировать ]Мадридская школа (также школа Мадрида ; испанский : Escuela de Madrid ) — группа философов, члены которой были учениками Ортеги-и-Гассета, которые разделяют интеллектуальную традицию аргументации против натурализма и позитивизма . [ 22 ] В число членов входили Хосе Гаос , Хулиан Мариас и Ксавьер Зубири . [ 22 ]
Влияние на поколение 27-го года
[ редактировать ]Ортега-и-Гассет оказал значительное влияние на писателей «Поколения 27-го» — группы поэтов, возникшей в испанской литературе в 1920-х годах.
Работает
[ редактировать ]Большая часть работ Ортеги-и-Гассета состоит из курсов лекций, опубликованных спустя годы, часто посмертно. В этом списке делается попытка перечислить произведения в хронологическом порядке по времени их написания, а не по дате публикации.
- Размышления о Дон Кихоте ( Размышления о Кихоте , 1914)
- Старая и новая политика ( Старая и новая политика , 1914)
- Investigaciones psicológicas ( Психологические исследования , курс прочитан в 1915–1916 годах и опубликован в 1982 году)
- Люди, произведения, вещи ( Люди, произведения, вещи , статьи и эссе, написанные в 1904–1912 годах: « Ренан », «Адан в Параисо» – «Адам в раю», «Социальная педагогика как политическая программа» – «Педагогика как политическая программа», «Проблемы культуры» и др., изд. 1916 г.)
- Зритель ( The Spectator , 8 томов опубликовано в 1916–1934 гг.)
- Беспозвоночная Испания ( Invertebrate Spain , 1921)
- Тема нашего времени ( The Modern Theme , 1923)
- Атлантида ( The Atlantises , 1924)
- идеи о романе 1925 год. Дегуманизация искусства и ,
- Дух буквы ( Дух буквы 1927)
- Мирабо, или политик ( Mirabeau or the policy , 1928–1929)
- Что такое философия? ( Что такое философия? 1928–1929, курс опубликован посмертно в 1957 г.)
- Кант (1929–31).
- Что такое знание? ( Что такое знание? Опубликовано в 1984 году и охватывает три курса, читавшихся в 1929, 1930 и 1931 годах, озаглавленные соответственно: «Жизнь как исполнение (Исполняющее существо)» – «Жизнь как исполнение (Исполнительное существо)», «О радикальная реальность» – «О радикальной реальности» и «Что такое vida?" – "Что такое жизнь?")
- Восстание масс 1930 , год.
- Исправление Республики; Искупление провинций и национальная порядочность ( Rectification of the Republic: Redemption of the Provinions and National порядочность , 1931)
- Goethe desde dentro ( Гете изнутри , 1932)
- , курс Некоторые уроки метафизики прочитан в 1932–33 гг., Опубликовано в 1966 г.
- En torno a Galileo ( О Галилее , курс, прочитанный в 1933–34; части были опубликованы в 1942 году под названием «Esquema de las Crisis» – «Очерк кризисов»; Милдред Адамс перевод был опубликован в 1958 году под названием « Человек и кризис »).
- Prologue para alemanes ( Пролог для немцев , пролог к третьему немецкому изданию El tema de nuestro tempo событий . Сам Ортега воспрепятствовал его публикации «из-за мюнхенских 1934 года». Наконец, он был опубликован на испанском языке в 1958 году.)
- История как система (впервые опубликовано на английском языке в 1935 году. Испанская версия Historia como Sistema , 1941 год, добавляет эссе «El Imperio romano» – « Римская империя »).
- Самопоглощение и изменение. Техника медитации . ( Самопоглощение и переделка. Размышление о технике , 1939)
- Идеи и убеждения ( Идеи и убеждения: исторический разум , курс, преподававшийся в 1940 году в Буэнос-Айресе , опубликованный в 1979 году вместе с книгой «Об историческом разуме» )
- Теория Андалусии и другие очерки — Гильермо Дильтей и идея жизни ( Теория Андалусии и другие очерки: Вильгельм Дильтей и идея жизни , 1942)
- курс, , По историческим причинам прочитанный в Лиссабоне в 1944 году, опубликованный в 1979 году вместе с «Идеи и Кренсиасом».
- Prólogo a un Tratado de Montería ( Предисловие к трактату об охоте [опубликовано отдельно как «Размышления об охоте », созданное в качестве предисловия к книге графа Ибеса об охоте, опубликованной в 1944 году)
- Идея театра. Una abreviatura ( Идея театра. Сокращенная версия , лекция, прочитанная в Лиссабоне в апреле 1946 г. и в Мадриде в мае 1946 г.; опубликованная в 1958 г. La Revista Nacional de educación num. 62 содержала версию, прочитанную в Мадриде.)
- теории , Идея принципа у Лейбница дедуктивной . и эволюция 1947, опубликовано в 1958 году
- Интерпретация всемирной истории. О Тойнби ( Интерпретация всеобщей истории. О Тойнби , 1948, опубликовано в 1960 году)
- Meditación de Europa ( Размышление о Европе ), лекция, прочитанная в Берлине в 1949 году под латинским названием De Europa meditatio quaedam . Опубликовано в 1960 году вместе с другими ранее не публиковавшимися произведениями.
- El hombre y la gente ( Человек и люди , курс, прочитанный в 1949–1950 годах в Институте гуманитарных наук, опубликован в 1957 году; перевод Уилларда Траска « Человек и люди» опубликован в 1957 году; Partisan Review опубликовал части этого перевода в 1952 году)
- Гойе Веласкесе Статьи 1950 г. и о ,
- Pasado y porvenir para el hombre fact ( «Прошлое и будущее для современного человека» ), опубликовано в 1962 году и объединяет серию лекций, прочитанных в Германии, Швейцарии и Англии в период 1951–1954 годов, опубликованных вместе с комментарием к книге Платона . Симпозиум .)
- Гойя (1958)
- Веласкес (1959)
- Происхождение и эпилог философии ( Происхождение и эпилог философии , 1960),
- Охота и , быки 1960 год.
- Размышления об охоте (1972, 1995) в переводе на английский Говарда Б. Уэсткотта. Оригинальное искусство Элдриджа Харди. Пресса о диких приключениях. ISBN 1-885106-18-1
Библиография
[ редактировать ]Переведенные книги на английском языке
[ редактировать ]- Восстание масс
- Беспозвоночные Испания
- Человек и кризис
- Что такое Знание?
- Что такое философия? 1964 год
- Некоторые уроки метафизики 1971 г.
- Идея принципа у Лейбница и эволюция дедуктивной теории 1971 г.
- Интерпретация всеобщей истории
- Дегуманизация искусства и другие очерки по искусству, культуре и литературе , 1925, Принстон, 2019 г.
- О любви: аспекты одной темы . 1957, 2012 г.
- История как система и другие очерки философии истории , 1962 г.
- Человек и кризис , 1962 (Библиотека Нортона)
- Человек и люди , 1963 (Библиотека Нортона)
- «Размышления об охоте» , 1972.
- Происхождение философии , 1968.
- Психологические расследования 1987 г.
- Историческая причина 1986 г.
- Миссия университета , 2014 (Международная социологическая библиотека)
Книги об Ортеге-и-Гассете
[ редактировать ]- Роквелл Грей - Императив современности: интеллектуальная биография Хосе Ортеги-и-Гассета
- Карлос Морухао - Переоценка философии Ортеги-и-Гассета
- Эндрю Добсон - Введение в политику и философию Хосе Ортеги-и-Гассета (Кембриджские иберийские и латиноамериканские исследования)
- Педро Блас Гонсалес - Человеческое существование как радикальная реальность: философия субъективности Ортеги
- Педро Блас Гонсалес - Фрагменты: Очерки субъективности, индивидуальности и автономии
- Педро Блас Гонсалес - Ортега «Восстание масс» и триумф нового человека
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Холмс, Оливер, «Хосе Ортега-и-Гассет» , Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск лета 2011 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
- ^ Хосе Ортега-и-Гассет назвал Дильтея «самым важным философом второй половины девятнадцатого века» в своей книге «Согласие и свобода » (Дэвид К. Ногл, Мировоззрение: История концепции , Уильям Б. Эрдманс, 2002, стр. 82). ).
- ^ Марчиано Герреро 2012. Основные влияния: «Три писателя определенно повлияли на мышление Ортеги-и-Гассета. От Шопенгауэра он усвоил чувство пессимизма по отношению к европейской расе. От Ницше он увидел, что у идеи Ницше о «сверхчеловеке» есть аудитория. » А от Джона Стюарта Милля он перенял свои либертарианские идеи».
- ^ Грэм 1994 с. 159: «С 1923 года Ортега, вероятно, писал (по крайней мере, редактировал) анонимные статьи для Эспаса-Кальпе о Джеймсе , Пирсе и Шиллере ».
- ^ Грэм, Джон Т. (1994). Прагматическая философия жизни в Ортеге-и-Гассете . Университет Миссури Пресс, с. VII.
- ^ Перейти обратно: а б Биографические данные
- ^ Холмс, Оливер (2017), «Хосе Ортега-и-Гассет» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2017 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 2 июня 2019 г.
- ^ Группа на службе республики . Архивировано 31 октября 2009 г.
- ^ Холмс, Оливер. «Хосе Ортега и Гассет» . Стэнфордская энциклопедия философии . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ↑ Профессор философии: Хосе Ортега И. Гассет. Архивировано 16 сентября 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Добсон, Эндрю (19 ноября 2009 г.). Введение в политику и философию Хосе Ортеги-и-Гассета . Издательство Кембриджского университета. п. 38.
- ^ Перейти обратно: а б с д Добсон, Эндрю (19 ноября 2009 г.). Введение в политику и философию Хосе Ортеги-и-Гассета . Издательство Кембриджского университета. стр. 60–72.
- ^ Энквист, Ингер (2002). «Хосе Ортега-и-Гассет - Испанский философ, который видел жизнь как интеллектуальное приключение». Серия рабочих документов ДОВСЕ . 18:16 .
- ^ Раби, Лиор (1 июня 2012 г.). «Демократический вызов, предназначенный для испанских интеллектуалов в политической мысли Хосе Ортеги-и-Гассета» . История европейских идей . 38 (2): 266–287. дои : 10.1080/01916599.2011.646687 . ISSN 0191-6599 . S2CID 144535205 . Проверено 29 января 2023 г.
- ^ Седербаум, Якоб Э:сон (2020). Современный консерватизм . Издательство Ресито. стр. 244. ISBN 978-91-7765-497-1 . OCLC 1204173415 . Проверено 29 января 2023 г.
- ^ Добсон, Эндрю (19 ноября 2009 г.). Введение в политику и философию Хосе Ортеги-и-Гассета . Издательство Кембриджского университета. стр. 46–47.
- ^ Добсон, Эндрю (19 ноября 2009 г.). Введение в политику и философию Хосе Ортеги-и-Гассета . Издательство Кембриджского университета. стр. 52–55.
- ^ Ортега-и-Гассет, Хосе. Полное собрание сочинений, Том I. Ed Taurus/Fundación José Ortega y Gasset, Мадрид, 2004, стр. 757.
- ^ Глоссарий Wein-Plus: Ортега , по состоянию на 6 марта 2013 г.
- ^ Хосе Ортега-и-Гассет (1930/1950), Восстание масс , переиздание, Нью-Йорк: Новая американская библиотека, стр. 4.
- ^ по ссылке в электронной книге Project Gutenberg о продлении авторских прав в США, январь 1960 г. – июнь.
- ^ Перейти обратно: а б А. Пабло Янноне, Словарь мировой философии , Routledge, 2013, с. 328: «Мадридская школа».
Ссылки
[ редактировать ]- Антонио Родригес Уэскар. Метафизические инновации Хосе Ортеги-и-Гассета: критика и преодоление идеализма , SUNY Press, 1995.
- Джон Т. Грэм. Прагматическая философия жизни в Ортеге-и-Гассете , University of Missouri Press, 1994.
- Джон Т. Грэм. Теория истории в Ортеге-и-Гассете: «Рассвет исторического разума» , University of Missouri Press, 1997.
- Джон Т. Грэм. Социальная мысль Ортеги-и-Гассета: систематический синтез постмодернизма и междисциплинарности , University of Missouri Press. 2001.
- Говард Н. Таттл. Человеческая жизнь - радикальная реальность: идея, развитая на основе концепций Дильтея, Хайдеггера и Ортеги-и-Гассета , Питер Ланг, 2004.
- Педро Блас Гонсалес. Человеческое существование как радикальная реальность: философия субъективности Ортеги-и-Гассета , Paragon House, 2005.
- Педро Блас Гонсалес. «Восстание масс» Ортеги и триумф нового человека , Algora Publishing, 2007.
- Хосе Азурменди : «Ортега-и-Гассет» в душе Испании , Доностия: Элькар, 2006. ISBN 84-9783-402-Х
- Эндрю Добсон. Введение в политику и философию Хосе Ортеги-и-Гассета , Oxford University Press, 2009.
- Фицсаймонс, Дэвид; Харпер, Джим (2008). «Ортега-и-Гассет, Хосе (1883–1955)». В Хамови, Рональд (ред.). Энциклопедия либертарианства . Таузенд-Оукс, Калифорния: SAGE ; Институт Катона . стр. 365–66. дои : 10.4135/9781412965811.n223 . ISBN 978-1-4129-6580-4 . LCCN 2008009151 . OCLC 750831024 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Библиография произведений на английском языке Хосе Ортеги-и-Гассета и о нем
- Фонд Хосе Ортеги и Гассета Испания (на испанском языке)
- Фонд Хосе Ортеги и Гассета Аргентины (на испанском языке)
- Холмс, Оливер, «Хосе Ортега-и-Гассет» , Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск лета 2011 г.), Эдвард Н. Залта (ред.).
- Вырезки из газет о Хосе Ортеге-и-Гассете в Пресс-архив ZBW XX веке .
- Хосе Ортега-и-Гассет
- 1883 рождения
- 1955 смертей
- эссеисты 20-го века
- Испанские писатели-мужчины XX века
- Испанские философы XX века
- Испанские писатели XX века
- Выпускники Мадридского университета Комплутенсе
- Эпистемологи
- Экзистенциалисты
- Члены Конгресса депутатов Второй Испанской республики
- Метафизики
- Писатели-метафизики
- Онтологи
- Люди из Мадрида
- Феноменологи
- Философы искусства
- Философы культуры
- Философы истории
- Философы разума
- Философы науки
- Философы технологии
- Социальные философы
- Испанские антикапиталисты
- Испанские антикоммунисты
- Испанские антифашисты
- Испанские редакторы
- Испанские эссеисты
- Испанские литературные критики
- Испанские писатели-мужчины научно-популярной литературы
- Испанские политические философы
- Испанские политические писатели
- Испанские социалисты
- Выпускники Университета Деусто
- Виталисты
- Основатели испанского журнала