Танка
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Март 2024 г. ) |
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
Часть серии о |
Буддизм Ваджраяны |
---|
Тханка ( Непальское произношение: [ˈt̪ʰaŋka] ; тибетский : ཐང་ཀ་; Непал Бхаса : पौभा) — тибетская буддийская живопись на хлопке , шелковая аппликация , обычно изображающая буддийское божество, сцену или мандалу . Тханки традиционно хранят без рамы и сворачивают, когда они не выставлены напоказ, крепят их на текстильную основу, что-то вроде китайских свитков, с дополнительной шелковой обложкой спереди. С такой обработкой тханки могут прослужить долго, но из-за их нежной природы их следует хранить в сухих местах, где влага не повлияет на качество шелка. Большинство тханок относительно небольшие, по размеру сравнимы с западным поясным портретом, но некоторые чрезвычайно велики, несколько метров в каждом измерении; они предназначались для показа, как правило, на очень короткие периоды времени на монастырской стене в рамках религиозных праздников. Большинство тханок предназначались для личной медитации или обучения студентов-монахов. Они часто имеют сложные композиции, включающие множество очень маленьких фигур. Центральное божество часто окружено другими идентифицированными фигурами в симметричной композиции. Повествовательные сцены встречаются реже, но встречаются.
Танка служат важным учебным пособием, изображающим жизнь Будды , различных влиятельных лам и других божеств и бодхисаттв . Одним из предметов является Колесо Жизни ( Бхавачакра ), которое является визуальным представлением учения Абхидхармы (Искусство просветления). Этот термин иногда может использоваться для обозначения произведений, созданных в других средах, помимо живописи, включая рельефы на металле и гравюры на дереве . Сегодня печатные репродукции нарисованной тханки размером с плакат обычно используются как в религиозных, так и в декоративных целях. Многие тханки выпускались наборами, хотя впоследствии их часто разделяли.
История
[ редактировать ]Тибетская буддийская живопись развилась из широко распространенных традиций ранних буддийских картин, которые сейчас сохранились лишь в нескольких местах, таких как пещеры Аджанта в Индии и пещеры Могао в Китае , которые имеют очень обширные настенные росписи и были хранилищем того, что сейчас является самым ранним сохранившиеся тибетские рисунки на ткани. Форма тханка развивалась вместе с традицией тибетских буддийских настенных росписей , которые находятся или находились в основном в монастырях.
Раннюю историю этой формы легче проследить по этим фрескам, которые сохранились в большем количестве, чем портативные картины, которые, безусловно, когда-то существовали. Кроме того, были найдены древние тексты, в которых монастырям Непала давались инструкции относительно пропорций, позы и геометрических размеров этих божеств. [ 1 ] Большинство тханка были заказаны отдельными людьми, которые, как считалось, приобретали этим заслуги. Затем они могли быть переданы монастырю или другому лицу или сохранены для использования комиссаром. На спине некоторых тханок есть надписи, свидетельствующие о том, что они были личным медитативным изображением ( thugs dam ) известного монаха. [ 2 ] Большинство художников, вероятно, были монахами, хотя, похоже, существовали и мирские художники, как и в случае с металлической скульптурой. Комиссар предоставлял материалы, которые часто были ценными, и по традиции компенсация художнику рассматривалась как «подарок», а не гонорар. [ 3 ] Слово «тханка» на классическом тибетском языке означает «вещь, которую разворачивают» . [ 4 ] Танка очень редко подписывают, но некоторые художники известны, скорее потому, что они были важными монашескими лидерами, чем известными художниками. Живопись была ценным достижением монаха. [ 5 ]
Самые ранние сохранившиеся тибетские рисунки на ткани находятся в пещерах Могао в Дуньхуане на Шелковом пути в провинции Ганьсу , Китай. В «Библиотечной пещере» находилось хранилище старых или изношенных рукописей, картин, гравюр, тканей и других предметов, которое было запечатано в 11 веке после нескольких столетий хранения. Многие картины имеют тибетские надписи или выполнены в стиле, который можно признать тибетским, в отличие от доминирующего ханьского китайского стиля и некоторых произведений, отражающих индийские стили. [ 6 ] Хотя их трудно датировать, считается, что эти предметы в основном относятся к периоду c. 781–848 годы во время правления династии Тан . [ 7 ]
Сохранившиеся танки на ткани, безусловно, из самого Тибета, датируются 11 веком, после возрождения буддизма; сохранилось около 20 из 11 и 12 веков. [ 8 ] Такие ранние примеры обычно имеют композиции, которые уже являются сложными, но в меньшей степени, чем в более поздних примерах. Позже типичные композиции показывают центральную фигуру в окружении фигур меньшего размера, часто в отсеках в рамке, окруженных пылающими нимбами или сидящих на небольших облаках. За этими фигурами часто обозначается пейзажный фон, включающий большую часть неба, хотя его небольшая часть может быть видна. Центральной фигурой может быть божество, архат или важный монах, и те же группы составляют фигуры заднего плана. Согласно буддийской теологии, некоторые фигуры могут быть разными «аспектами» или реинкарнациями друг друга. В примере слева боковые бодхисаттвы выполнены в стиле, одном из нескольких, встречающихся в таких фигурах этого периода, который, по-видимому, заимствован из искусства Центральной Индии. [ 9 ]
В последующие столетия тибетская живопись, как на стенах, так и на тханке, продолжала развиваться в своем своеобразном стиле, балансируя между двумя основными влияниями индо-непальской и ханьской китайской живописи , несмотря на общий упадок буддизма в этих регионах. Стили могли значительно различаться в разных регионах Тибета, а также в более широком регионе, где рисовались танки. В пределах Тибета регионы, расположенные ближе к Непалу и остальной части Китая, часто находились под большим влиянием региональных стилей. Бутанские танки в основном находились под влиянием Центрального Тибета. Различные монашеские ордена также разработали несколько разные стилистические характеры.
Тибетская живопись включала в себя многие элементы ханьской китайской живописи, особенно начиная с 14 века, достигнув пика в 18 веке. Одним из аспектов этого было предоставление большего пространства и акцент на пейзажном фоне. В целом стиль фигур на тханках остается заимствованным из индо-непальской традиции. [ 10 ] [ 11 ] По словам Джузеппе Туччи , ко времени правления династии Цин «тогда было развито новое тибетское искусство, которое в определенном смысле было провинциальным отголоском гладкой витиеватой изысканности китайского XVIII века». [ 11 ] Со времен династии Юань Тибет находился под управлением Китая, но когда к власти пришла династия Цин, интерес двора к тибетскому буддизму возрос, и многие изысканные и элегантные работы были созданы имперскими художниками и отправлены в Тибет, оказав влияние на местные стили. Помимо придворного стиля, было влияние регионов Китая, расположенных рядом с Тибетом. [ 12 ]
Тангки рисовались во всех областях, где процветал тибетский буддизм, включая уже упомянутые Монголию , Ладакх , Сикким и части Гималайской Индии в Аруначал-Прадеше , Дхарамсале , а также округах Лахаул и Спити в Химачал-Прадеше . Это также практикуется в некоторых частях России ( Калмыкия , Бурятия и Тува ) и Северо-Восточном Китае .
Другие традиции буддийских свитков обычно не подпадают под термин тханка, хотя они могут иметь много общего и иметь одно и то же происхождение. Примером является японская живопись , где сохранилось множество очень ранних образцов периодов Нара (710–794) и Хэйан (794–1185). Большинство из них являются национальными сокровищами Японии . Райго-дзу развился как один из популярных жанров, изображающий Будду Амида в сопровождении бодхисаттв, приветствующих души верующих в своем Западном раю . Их приносили и до сих пор приносят в дом человека, находившегося при смерти.
Типы
[ редактировать ]По технике и материалу танки можно сгруппировать по типам. Обычно их делят на две большие категории: раскрашенные (тиб.) бри-тан — и сделанные из шелка с помощью аппликации или вышивки.
Танка далее делятся на более конкретные категории:
- Раскрашенный в цвета (тиб.) цон-тан — наиболее распространенный вид.
- Аппликация (тиб.) го-тан
- Черный фон — означает золотую линию на черном фоне (тиб.) нагтанг.
- Ксилографические отпечатки - изображения, обведенные контурами бумаги или ткани, путем гравюры на дереве / гравюры на дереве.
- Embroidery (Tib.) tsem-thang
- Золотой фон — благоприятное лечение, разумно используемое для мирных, долгоживущих божеств и полностью просветленных будд.
- Красный фон — буквально золотая линия, но относится к золотой линии на ярко-красном (тиб.) мар-танге.
В то время как типичные танка довольно маленькие, с окрашенной поверхностью от 20 до 50 сантиметров в высоту, существуют также гигантские праздничные танка, обычно с аппликациями, которые предназначены для развертывания у стены в монастыре для определенных религиозных случаев. Скорее всего, они будут шире, чем высота, и могут достигать шестидесяти или более футов в поперечнике и, возможно, двадцати или более в высоту. По крайней мере, в Бутане их называют тондрелами . Существуют также тханки большего размера, чем средние, которые предназначались для алтарей или выставок в храмах.
В некоторой степени родственными являются тибетские цакли — карты, которые выглядят как миниатюрные танки высотой до 15 сантиметров, часто квадратные и обычно содержат одну фигуру. В основном они производились наборами и обычно использовались на более ранних этапах обучения монахов, в качестве карт посвящения или подношений, а также для использования при построении временных мандал. Другая родственная форма - это окрашенная деревянная верхняя обложка рукописной книги, образующая длинную узкую полосу, обычно размером около 6 на 55 см, часто изображающую ряд сидящих фигур в отсеках. Техники обеих этих форм по сути такие же, как и для тханки, и, предположительно, над ними работали одни и те же художники. Поскольку танки могут быть довольно дорогими, люди в настоящее время используют плакаты с танками в качестве альтернативы настоящим танкам в религиозных целях.
Источники по азиатскому искусству часто описывают цельнотекстильные танки как «гобелены», но танки, соответствующие обычному определению гобелена, с изображением, созданным только путем плетения одного куска ткани с нитками разных цветов, крайне редки, хотя есть несколько примеров гобеленов. в китайской технике кеси известны, в основном, со средневекового периода. есть большой образец В Эрмитаже , хотя в этом и других произведениях разные цвета ткутся отдельно, а затем сшиваются вместе в виде лоскутного шитья . [ 13 ] Большинство тханок, называемых гобеленами, представляют собой комбинацию вышивки , аппликаций и других техник.
Процесс
[ редактировать ]Тханки рисуют на хлопке или шелке. Наиболее распространенным является хлопок свободного плетения шириной от 40 до 58 см (16–23 дюйма). Хотя существуют некоторые вариации, танки шириной более 45 см (17 или 18 дюймов) часто имеют швы на опоре. Краска состоит из пигментов на водорастворимой среде животного клея . Используются как минеральные, так и органические пигменты. В западной терминологии это техника темперирования ; хотя ее часто называют разновидностью гуаши , это неверно, и краска наносилась как теплая жидкость, смешанная незадолго до нанесения. [ 14 ] В Непале некоторые части картин танка также покрываются 24-каратным золотом, что делает искусство немного дороже.
Роль натуральных пигментов: в картинах танка традиционно используются натуральные пигменты, полученные из минералов, растений и даже драгоценных камней. Эти пигменты не только придают яркие цвета, но и имеют символическое значение. Например, золото символизирует просветление, лазурит — небо, а киноварь — жизненную силу. Понимание символизма этих пигментов добавляет глубины пониманию искусства тханка. Сакральная геометрия и пропорции. Картины танка — это не просто художественное выражение, но также воплощение духовных принципов и сакральной геометрии. Точные измерения и пропорции, используемые при создании тханок, основаны на древних математических и философских концепциях, таких как золотое сечение и символика мандалы. Этот аспект отражает гармонию между искусством и духовностью в тибетской культуре. Ритуал создания тханки: Создание тханки — это не просто творческий процесс, но и духовная практика. Художники часто проходят тщательное обучение и следуют определенным ритуалам до, во время и после рисования тханки. Эти ритуалы включают церемонии очищения, пение мантр и получение благословений от духовных учителей. Это наполняет каждую тханку священной энергией, которая находит отклик у тех, кто смотрит на нее или медитирует на нее. Живая традиция живописи танка. Хотя картины танка имеют богатую историю, уходящую в глубь веков, эта традиция жива и сегодня. Современные художники танка не только сохраняют древние техники, но и внедряют новые стили и интерпретации. Некоторые художники сочетают традиционные тибетские мотивы с современными художественными влияниями, создавая уникальные произведения, которые нравятся мировой аудитории. Расширение прав и возможностей сообществ посредством искусства тханка: Помимо своей эстетической и духовной ценности, картины танка играют важную роль в расширении прав и возможностей сообществ в гималайском регионе. Многие школы и кооперативы живописи тханка предоставляют возможности обучения и трудоустройства местным художникам, особенно в сельской местности. Поддерживая искусство тханка, покупатели способствуют сохранению тибетской культуры и средств к существованию гималайских общин.
У большинства старых тханок на спине есть надписи, обычно это мантра изображенного божества, но иногда также информация о более поздних владельцах, хотя редко информация о первоначальном заказчике или художнике. Иногда рентгеновские лучи позволяют увидеть благочестивые надписи, помещенные под краской на лицевой стороне изображения. Надписи могут быть выполнены в форме ступы , а иногда и в других формах. [ 15 ]
Композиция тханки, как и большинства произведений буддийского искусства , очень геометрическая. Руки, ноги, глаза, ноздри, уши и различные ритуальные принадлежности расположены в систематической сетке углов и пересекающихся линий. Опытный художник тханка обычно выбирает из множества заранее разработанных предметов для включения в композицию, начиная от чаш для подаяния и животных и заканчивая формой, размером и углом наклона глаз, носа и губ фигуры. Этот процесс кажется очень методичным, но часто требует глубокого понимания используемого символизма, чтобы уловить его дух.
Танка часто переполнена символизмом и аллюзиями. Поскольку это искусство явно религиозное, все символы и намеки должны соответствовать строгим правилам, изложенным в буддийских писаниях. Художник должен пройти соответствующую подготовку и обладать достаточным религиозным пониманием, знаниями и опытом, чтобы создать точную и подходящую тханку:
Тибетское искусство иллюстрирует нирманакаю , физическое тело Будды, а также качества Будды, возможно, в форме божества. Таким образом, объекты искусства должны следовать правилам, указанным в буддийских писаниях, относительно пропорций, формы, цвета, положения рук и атрибутов, чтобы правильно олицетворять Будду или Божества. [ 16 ]
Непал
[ редактировать ]Самые ранние сохранившиеся картины тханки из Непала датируются примерно 14 веком нашей эры, но, вероятно, это произошло намного позже, чем буддисты и индуисты начали рисовать божеств и природные сцены. Исторически тибетское и китайское влияние на непальские картины совершенно очевидно в паубхах (тангках), а непальские стили оказали значительное влияние на тибетское искусство. Паубхи бывают двух типов: Палас, которые представляют собой иллюстративные изображения божеств, и Мандалы, которые представляют собой мистические диаграммы, изображения сложных тестовых предписанных узоров из кругов и квадратов, каждый из которых имеет определенное значение. Именно через Непал буддизм Махаяны проник в Тибет во время правления Ангшувармы в седьмом веке нашей эры. Поэтому существовал большой спрос на религиозные иконы и буддийские рукописи для недавно построенных монастырей по всему Тибету. Ряд буддийских рукописей, в том числе «Праджняпарамита», были скопированы в долине Катманду для этих монастырей. Например, Астасахасрика Праджняпарамита была скопирована в Патане в 999 году нашей эры, во время правления Нарендры Дева и Удая Дева, для монастыря Са-Шакья в Тибете. Для монастыря Нор в Тибете в Непале были сделаны две копии: одна с Астасахасрики Праджняпарамиты в 1069 году нашей эры, а другая с Кавьядарши в 1111 году нашей эры. Влияние непальского искусства распространилось на Китай в тринадцатом веке. Непальские ремесленники были отправлены ко дворам китайских императоров по их просьбе для выполнения своих работ и передачи экспертных знаний вместе с непальским новатором и архитектором Балбаху, известным под своим народным именем. Аранико становится главным императорским художником Хубилай-хана .
После появления бумаги пальмовый лист стал менее популярен, однако его продолжали использовать до восемнадцатого века. Бумажные рукописи имитировали продолговатую форму, но были шире пальмовых листьев. Начиная с пятнадцатого века, в непальской тханке постепенно стали появляться более яркие цвета. Из-за растущей важности тантрического культа различные аспекты Шивы и Шакти изображались в традиционных позах. Махакала , Манджушри , Локешвара и другие божества были одинаково популярны и поэтому также часто изображались на тханках более поздних времен. Поскольку тантризм воплощает идеи эзотерической силы, магических сил и большого разнообразия символов, в картинах этого периода сильный акцент делается на женском элементе и сексуальности.
Религиозные картины, которым поклоняются как иконам, известны как Паубха на невари и тханка на тибетском языке. Происхождение картин Паубха или тханка можно отнести к непальским художникам, создавшим в Тибете ряд специальных металлических изделий и настенных росписей, а также иллюминированные рукописи. Понимая большой спрос на религиозные иконы в Тибете, эти художники вместе с монахами и торговцами привезли с собой из Непала не только металлические скульптуры, но и ряд буддийских рукописей. Один из самых ранних образцов непальской живописи танка датируется тринадцатым-четырнадцатым веком и изображает Амитабху в окружении бодхисаттвы. Другая непальская тханка с тремя датами в надписи (последняя соответствует 1369 году нашей эры) является одной из самых ранних известных тханок с надписями. «Мандала Вишну», датированная 1420 годом нашей эры, является еще одним прекрасным образцом живописи этого периода. Ранние непальские тангки просты по конструкции и составу. Главное божество, большая фигура, занимает центральное положение, окруженное меньшими фигурами меньших божеств.
Во время правления тибетского короля Дхармы Трисонга Дуэцена тибетские мастера усовершенствовали свое и без того хорошо развитое искусство посредством исследования и изучения традиций разных стран. Подкладка и размеры живописи тханка, костюмы, исполнения и орнаменты в основном основаны на индийских стилях. Рисунок фигур основан на непальском стиле, а фоновые пейзажи — на китайском стиле. Таким образом, картины тханки стали уникальным и самобытным искусством. Хотя практика рисования тханка изначально использовалась как способ получения заслуг, в настоящее время она превратилась в коммерческий бизнес, и благородные намерения, которые она когда-то несла, ослабли. Тибетцы не продают танки в больших масштабах, поскольку продажа религиозных артефактов, таких как танки и идолы, не одобряется тибетским сообществом, и, таким образом, нетибетские группы смогли монополизировать популярность танков среди буддистов и любителей искусства из Тибета. запад.
Танка развилась в северных регионах Гималаев среди лам. Помимо лам, общины Гурунг и Таманг также производят танка, которые предоставляют значительные возможности трудоустройства для многих людей в горах. Невари Танкас или паубха производятся в долине Катманду с 13 века.
Галерея
[ редактировать ]-
Танка с подложкой и крышкой (вверху)
-
Джина Будда Ратнасамбхава, Центральный Тибет, Кадампа , 1150–1225 гг. монастырь
-
« Дхиани Будда Акшобхья », тибетская тханка, конец 13 века, Художественный музей Гонолулу . Фон состоит из нескольких изображений Пяти Дхьяни- Будд.
-
Тханка Будды с сотней рассказов Джатаки , Тибет, 13-14 века.
-
Малые цакли , 13-14 век.
-
Яма Дхармапала , тибето-китайское, вышивка шелком, 18 век.
-
XVIII века Восточно- тибетская тханка с Зеленой Тарой (Самая Тара Йогини) в центре и Синей, Красной, Белой и Желтой Тарой по углам, Художественный музей Рубина
-
Раскрашенная бутанская Будды Медицины мандала с богиней Праджняпарамитой в центре, XIX век, Художественный музей Рубина
-
Бутанская Друкпа Кагью аппликация Тханка буддийской линии с Буддой Шакьямуни в центре, 19 век, Художественный музей Рубина
-
Бутанская расписная тханка Миларепы (1052–1135), конец 19 — начало 20 века, Додейдраг Гонпа , Тхимпху , Бутан
-
Император Цяньлун в костюме монаха Китая
-
Колесо жизни , примерно 1800 год, Бирмингемский художественный музей.
-
Махасиддха , Гхантапа (внизу) из Ситу Панчена сборника тханок изображающих Восемь великих тантрических адептов. 18 век, с китайским влиянием
-
Тибетская Такка Чемчок Херука
-
Одна из пары обложек книг, c. 12 век
-
Монгольская картина темперой XIX века с бликами золота, изображающая Шакьямуни в окружении Авалокитешвары и Манджушри . Изображенный здесь Манджушри не владеет характерным пылающим мечом, но существует множество форм восьми великих бодхисаттв , некоторые из которых основаны на индийской традиции, а другие — на видениях исторических мастеров.
-
Картина тханка в Лхасе, Тибет (2006 г.)
См. также
[ редактировать ]- Сохранение и реставрация тибетских тханок - Сохранение традиционной религиозной живописи на тибетских свитках.
- Ханду Вангчук Бхутиа – индийский художник
- Цетен Дорджи - тибетский художник тханка (р. 1960).
- Древо физиологии – Тибетская тханка.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Коссак и Сингер (1998) , стр. 11–12.
- ^ Например, Коссак и Сингер (1998) , № 20.
- ^ Ри, в Rhie & Thurman (1991) , стр. 41–42.
- ^ Беген, Жиль, в Rhie & Thurman (1991) , стр. 386.
- ^ Коссак и Сингер (1998) , стр. 16.
- ^ Беген, Жиль, в Rhie & Thurman (1991) , стр. 385; Ри, в Rhie & Thurman (1991) , стр. 41–42, 122.
- ^ Ри и Турман (1991) ; Коссак и Сингер (1998) , с. 3–5.
- ^ Коссак и Сингер (1998) , стр. 15.
- ^ Ри и Турман (1991) , с. 47–49.
- ^ Ри и Турман (1991) , с. 52–65.
- ^ Jump up to: а б Маккей (2003) , стр. 596–597.
- ^ Ри и Турман (1991) , с. 64–65.
- ^ Ри и Турман (1991) , с. 126–127.
- ^ Коссак и Сингер (1998) , стр. 196-199.
- ^ Коссак и Сингер (1998) , стр. 205.
- ^ Липтон и Рагнубс (1996) , с. [ нужна страница ] .
- ^ Коссак и Сингер (1998) , №1.
- ^ Метрополитен-музей
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Коссак, Стивен М.; Певица Джейн Кейси, ред. (1998). Священные видения: ранние картины Центрального Тибета (каталог выставки). Метрополитен-музей. Полностью доступен онлайн в формате PDF.
- Липтон, Барбара; Рагнубс, Нима Дорджи (1996). Сокровища тибетского искусства: коллекции Музея тибетского искусства Жака Марше Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
- Маккей, Алекс (2003). История Тибета . Рутледж. ISBN 0-7007-1508-8 .
- Ри, Мэрилин; Турман, Роберт , ред. (1991). Мудрость и сострадание: священное искусство Тибета . Нью-Йорк: Гарри Н. Абрамс. ISBN 0810925265 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Хантингтон, Джон К.; Бангдел, Дина (2003). Круг блаженства: буддийское медитативное искусство . Публикации Сериндии. ISBN 978-1932476019 .
- Джексон, Дэвид П. (1995). История тибетской живописи; Великие тибетские художники и их традиции . Издательство Австрийской академии наук. ISBN 3700122241 .
- Джексон, Дэвид П. (2009). Покровитель и художник: Ситу Панчен и возрождение лагерного стиля . Художественный музей Рубина. ISBN 978-0977213146 .
- Крейер, Хьюго Э. (2001). Тибетские картины: Коллекция Джакера . Шамбала. ISBN 978-1570628658 .
- Квэрне, Пер (1995). Религия Бон Тибета: иконография живой традиции . Лондон: Сериндия. ISBN 0-906026-35-0 .
- Линрот, Роберт Н. (2004). Рай и оперение: китайские связи в живописи тибетских архатов . Публикации Сериндии. ISBN 978-1932476071 .
- Ло, Хасинта Бун Ни (1 ноября 2002 г.). «Решение из нерешительности: сохранение значения танка, перспективы и подходы» . Журнал консервации и музейных исследований . 8 . Институт археологии Университетского колледжа Лондона: 1–5. doi : 10.5334/jcms.8021 .
- Туччи, Джузеппе (1949). Тибетские расписные свитки . Рим.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) 3 тома. - Уилсон, Мартин; Браун, Мартин (2000). Божества тибетского буддизма: цюрихские картины «Иконы, которые стоит посмотреть» . Публикации мудрости. ISBN 978-0861710980 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Живопись: работа со свитками в Himalayan Art Resources
- Тибетская живопись тханка в Институте Норбулинка
- Галерея «Искусство Танки» на Thangka-art.com
- Танка в центре Танка Ступа Будха
- Танка в Центре Танка Дхармапала