лучизм
Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Май 2013 г. ) |
лучизм [1] (или лучизм [2] или лучизм [3] ) — стиль абстрактного искусства , развившийся в России в 1910–1914 годах. Основанное и названное российскими кубофутуристами Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой , это было одно из первых движений абстрактного искусства в России. [4]
Фон
[ редактировать ]В 1909 году итальянский поэт Ф. Т. Маринетти опубликовал « Основополагающий манифест футуризма». Футуристы черпали вдохновение в скорости, технологиях и современности, изображая динамичный характер жизни начала 20 века; примерами итальянских футуристов являются Умберто Боччони и Джакомо Балла . Вскоре после начала движения русский футуризм , эго-футуризм и кубофутуризм начался ; в России движение развивали художник Давид Бурлюк , поэты Алексей Кручёных , Василий Каменский и Владимир Маяковский и многие другие. Ларионов и Гончарова были ранними последователями русского футуризма.
В 1910 году два последних человека вместе со многими соратниками, такими как Аристарх Лентулов и Илья Машков , основали выставочное общество « Бубновый валет» . Однако в 1912 году Гончарова и Ларионов ушли в знак протеста против зависимости группы от французского искусства и организовали свои собственные конкурирующие выставки. Именно тогда зародился лучизм с четким видением того, что представляет собой абстрактное искусство. Подход Ларионова к абстрактной живописи заключался в идее, что определенные научные принципы, такие как радиоактивность, ультрафиолетовый свет и рентгеновские лучи, являются основой видения того, что он хотел создать. [5]
История движения
[ редактировать ]Гончарова начала писать в стиле лучистов еще в 1909 году, но «Манифест лучистов», написанный ею и Ларионовым, был написан в 1912 году и опубликован в следующем году. [6] В манифесте Ларионов высказывает следующее: «Да здравствует созданный нами стиль лучистской живописи, свободный от реалистических форм, существующий и развивающийся только по своим изобразительным законам». [7]
Лучисты стремились к искусству, которое вышло бы за рамки абстракции, вне времени и пространства, и разрушило бы барьеры между художником и публикой. Таким образом, лучистские картины фокусировались на лучах, отражающихся от объектов, и на том, как эти лучи движутся. [8] Название они получили от использования динамических лучей контрастного цвета, представляющих собой линии отраженного света — «пересечение отраженных лучей от различных предметов». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
На знаменитой выставке Target 1913 года они представили этот стиль публике. [1] В своей литературе они описывали лучизм как «естественно охватывающий все существующие стили и формы искусства прошлого, поскольку они, как и жизнь, являются просто отправной точкой для лучистского восприятия и построения картины». [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Larionov and Goncharova also wrote:
Выдвигаемый нами стиль лучистической живописи означает пространственные формы, получаемые в результате пересечения отраженных лучей различных предметов, и формы, выбранные волей художника. Луч условно изображается на поверхности цветной линией. То, что ценно для любителя живописи, находит свое максимальное выражение в лучистой картине. Предметы, которые мы видим в жизни, здесь не играют никакой роли, но лучше всего здесь может быть показано то, что составляет суть самой живописи – сочетание цвета, его насыщенность, соотношение цветных масс, глубина, фактура... . [9]
Мы не ощущаем глазом предмет, как он изображается условно на картинках и в результате следования за тем или иным приспособлением; на самом деле мы не ощущаем объект как таковой. Мы воспринимаем сумму лучей, исходящих от источника света; они отражаются от объекта и попадают в наше поле зрения.
Следовательно, если мы хотим нарисовать буквально то, что видим, то мы должны нарисовать сумму лучей, отраженных от предмета. Но чтобы получить полную сумму лучей от искомого объекта, мы должны их сознательно выбирать – ведь вместе с лучами воспринимаемого объекта в наш диапазон зрения попадают и отраженные рефлекторные лучи, принадлежащие другим близлежащим объектам. Теперь, если мы хотим изобразить предмет именно так, как мы его видим, то мы должны изобразить и эти рефлекторные лучи, принадлежащие другим предметам, — и тогда мы изобразим буквально то, что видим...
Теперь, если нас интересуют не сами объекты, а суммы лучей от них, мы можем построить картину следующим образом:
Сумма лучей объекта А пересекается с суммой лучей объекта Б, а в пространстве между ними возникает форма, движимая волей художника. [5]
Восприятие не самого предмета, а суммы лучей от него по самой своей природе гораздо ближе к символической поверхности картины, чем сам предмет. Это почти то же самое, что мираж, возникающий в знойном воздухе пустыни и изображающий на небе (в конкретных примерах) далекие города, озера и оазисы. Лучизм стирает барьеры, существующие между поверхностью картины и природой. [ Эта цитата нуждается в цитировании ]
Позже в том же году лучисты начали красить лица; В качестве объяснения Ларионов и его коллега-теоретик Илья Зданевич написали манифест «Почему мы красим наши лица», который в качестве иллюстраций включал предложенные лучистами рисунки для рисования лица.
Луизм закончился с началом Великой войны.
Это движение получило минимальное признание из-за своего влияния на русское абстрактное искусство, пока несколько произведений не были приобретены галереей Тейт в 1952 году. Есть несколько мест, где работы, представляющие этот стиль, могут быть просмотрены публикой за пределами галерей, в первую очередь в Лондоне, Нью-Йорке. Йорк или Париж. Многие из них существуют в частных коллекциях, особенно из-за долгой истории абстрактного искусства, не одобряемого Советским Союзом. [10]
Хотя лучизм просуществовал недолго, он стал решающим шагом в развитии русского абстрактного искусства. По словам Ларионова, оно представляло собой «истинное освобождение искусства» от прежних «реалистических» условностей, «угнетавших» художественное сообщество.
Электро-группа "The Rayonists" получила свое название от этого движения.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Рейизм/Лайонизм» . Национальные галереи Шотландии . Проверено 21 января 2020 г.
- ^ Харт, Тим (2009). Перенесемся вперед: эстетика и идеология скорости в русской авангардной культуре 1910-1930-х годов . Мэдисон, Висконсин: Издательство Висконсинского университета. п. 259. ИСБН 978-0299233235 .
- ^ Друкер, Джоанна (декабрь 2020 г.). Илиазд: метабиография модерниста . Издательство Университета Джонса Хопкинса. п. 41.
- ^ «Лайонизм» . Галерея Тейт . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бобринская Екатерина (2020). «Лучизм Михаила Ларионова и научная мифология конца XIX — начала XX века» . Венеция Арти . 29 : 127–136. дои : 10.30687/VA/2385-2720/2020/01/007 .
- ^ Герхардус, Мэри; Герхардус, Дитфрид (1979). Кубизм и футуризм . Файдон. п. 74.
- ^ Домбровский, Магдалена (1975). «Становление и развитие лучизма» . Художественный журнал . 34 (3): 200–207. дои : 10.2307/775991 . JSTOR 775991 . Проверено 2 июня 2022 г. - через JSTOR.
- ^ Лоддер, Кристина. «Наталья Гончарова: Первопроходец» . Галерея Тейт . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ «Знакомство с Натальей Гончаровой» . Галерея Тейт . Проверено 22 января 2021 г.
- ^ Шамо, Мэри (1955). «Раннее творчество Гончаровой и Ларионова» . Журнал Берлингтон . 97 (627): 170+172–174. JSTOR 871635 – через JSTOR.
- «Ларионовская «Лайонистская композиция» » . Северо-Западный университет . Проверено 25 мая 2018 г.
- Богуславский, Александр. «Лайонизм» . Университет Канзаса . Проверено 25 мая 2018 г.
- Уэст, Ширер (1996). Путеводитель Снегиря по искусству . Великобритания: Bloomsbury Publishing Plc. ISBN 0-8212-2137-Х .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Музей Тейт – лучизм
- Rayonists and Futurists: A Manifesto — Natalia Goncharova, 1913