Jump to content

Историчность Иисуса

(Перенаправлено из «Существование Иисуса »)

Историчность Иисуса – это вопрос о том, существовал ли Иисус исторически (а не был ли он чисто мифологической фигурой). Вопрос об историчности в целом был решен в науке начала ХХ века. [1] [2] [3] [примечание 1] Сегодня учёные сходятся во мнении, что еврей по имени Иисус из Назарета действительно существовал в Иродианском царстве Иудеи и последующей иродовой тетрархии в I веке нашей эры , на чьей жизни и учениях христианство . позже было построено [примечание 1] но ученые проводят различие между «Иисусом истории» и «Христом веры». [примечание 2]

Не существует научного консенсуса относительно большинства элементов жизни Иисуса, описанных в библейских историях, и только два ключевых события библейской истории жизни Иисуса широко признаны историческими, исходя из критерия смущения , а именно его крещение и распятие. (обычно датируется 30 или 33 годом н.э.). [4] [5] [6] [7] Историчность сверхъестественных элементов, таких как его предполагаемые чудеса и воскресение, считается исключительно вопросом «веры» или «теологии» или ее отсутствия. [примечание 3]

Идея о том, что Иисус был чисто мифической фигурой считалась и до сих пор считается несостоятельной маргинальной теорией в академической науке. , на протяжении более двух столетий [примечание 4] но, согласно одному источнику, в последние десятилетия он привлек всеобщее внимание из-за роста Интернета. [8]

Академические усилия в области библейских исследований по определению фактов из жизни Иисуса являются частью « поиска исторического Иисуса несколько критериев подлинности », и при оценке подлинности элементов евангельской истории используется . Критерий множественного подтверждения используется, чтобы доказать, что подтверждение несколькими независимыми источниками подтверждает его существование. Помимо Евангелий и посланий Павла , небиблейские произведения, которые считаются источниками историчности Иисуса, включают два упоминания в «Иудейских древностях» («Testimonium Flavianum», собственный брат Иисуса Иаков) еврейского историка и галилейского военачальника Иосифа Флавия. (датировано около 93–94 гг. Н. Э.) и упоминание в Анналах римского историка Тацита (около 116 г. н. э.).

Современная стипендия

[ редактировать ]

Основная точка зрения: исторический Иисус существовал

[ редактировать ]

Исторический Иисус

[ редактировать ]

Ученые считают, что вопрос историчности в целом решен в науке начала 20 века. [1] [2] [3] и ученые сходятся во мнении, что еврей по имени Иисус из Назарета действительно существовал в Иродианском царстве Иудея в I веке нашей эры . [9] [примечание 1] Начиная с XVIII века, три отдельных научных поиска исторического Иисуса , каждый из которых имел свои особенности и основывался на разных исследовательских критериях, которые часто разрабатывались на этом этапе. проводились [10] [11] В настоящее время современные научные исследования исторического Иисуса сосредоточены на том, что исторически вероятно или правдоподобно в отношении Иисуса. [12] [13]

Только два общепризнанных факта об историческом Иисусе

[ редактировать ]
Часть древней карты Мадабы, показывающая два возможных места крещения.
, выполненное Бронзино Изображение Распятия с тремя гвоздями, без веревок и опорой на гипоподиуме , ок. 1545 г.

Не существует научного консенсуса относительно большинства элементов жизни Иисуса, описанных в христианских и нехристианских источниках, и единственные два события этого исторического Иисуса, подлежащие «почти всеобщему согласию», заключаются в том, что Иисус был крещен Иоанном Крестителем и был распят. по приказу римского префекта Понтия Пилата (исполнявшего обязанности в 26–36 гг. н.э.). [14] [4] [5] [6] [7] [примечание 5]

Критерий смущения использовался для аргументации историчности крещения Иисуса , показанного здесь в «Крещении Христа» Хуана Фернандеса Наваррете .

Основываясь на критерии смущения , ученые утверждают, что ранняя христианская церковь не выдумала бы мучительную смерть своего лидера. [15] Критерий смущения также используется для аргументации в пользу историчности крещения Иисуса. [16] [17] [18] учитывая, что Иоанн крестил для прощения грехов , хотя Иисуса считали безгрешным, и это ставило Иоанна выше Иисуса. [16] [18] [19]

Профессор богословия Лайтфута Джеймс Данн заявил, что эти два факта «занимают настолько высокое место в шкале исторических «фактов», что «почти невозможно сомневаться или отрицать», что они являются очевидными отправными точками для попытки прояснить, что и почему было миссией Иисуса. " [6] [примечание 6]

В своей популярной книге «Существовал ли Иисус?» (2012), американский исследователь Нового Завета Барт Эрман объяснил:

Почти все критически настроенные ученые сходятся во мнении, по крайней мере, в отношении исторического Иисуса. Но, очевидно, можно сказать гораздо больше, и именно здесь вырисовываются большие разногласия среди ученых – разногласия не по поводу того, существовал ли Иисус, а по поводу того, каким еврейским учителем и проповедником он был. [20]

Делается различие между «Иисусом истории и Христом веры». [примечание 2] и историчность сверхъестественных элементов последнего повествования, включая его предполагаемые чудеса или воскресение , находятся за пределами досягаемости исторических методов. [примечание 3]

Крайний взгляд: исторического Иисуса не было

[ редактировать ]

Теория мифа о Христе, которая развивалась в рамках научных исследований исторического Иисуса в XIX веке, по словам Джеффри Бромили , представляет собой точку зрения, согласно которой «история Иисуса — это часть мифологии », не имеющая «существенных претензий». к историческому факту». [21] С другой стороны, Барт Эрман (который сам отвергает теорию мифа о Христе) резюмирует точку зрения Эрла Доэрти следующим образом: «Никакого исторического Иисуса, достойного этого имени, не существовало, что христианство началось с веры в духовную, мифическую фигуру, что Евангелия, по сути, являются аллегория и вымысел, и что ни одна личность, которую можно было бы идентифицировать, не лежала в основе галилейской проповеднической традиции». [22] Дэвид Галлотта заявляет, что современный интерес к мифизму «усилился культурой заговора в Интернете, лженаукой и сенсациями в СМИ». [8] Кейси и Эрман отмечают, что многие сторонники мифизма либо атеисты, либо агностики. [23] [24] [примечание 7]

Многие сторонники используют тройной аргумент, впервые разработанный в XIX веке: что Новый Завет не имеет исторической ценности в отношении существования Иисуса, что не существует нехристианских упоминаний об Иисусе из первого века и что христианство имело языческие и /или мифические корни. [25] [26]

Практически все ученые отвергают теории несуществования Иисуса или считают их опровергнутыми. [примечание 1] В современной науке теория мифа о Христе является маргинальной теорией и практически не находит поддержки со стороны ученых. [3] [27] [28] [Интернет 1] [примечание 4]

Источники историчности Иисуса

[ редактировать ]
Провинция Иудея в I веке

Методологические соображения

[ редактировать ]

Множественная аттестация

[ редактировать ]

Критерий множественной аттестации учитывает количество упоминаемых ранних источников и оценивает надежность этих источников. Для установления существования личности без каких-либо предположений необходим один источник от одного автора (либо сторонника, либо оппонента); Для Иисуса существует как минимум двенадцать независимых источников от пяти авторов первого века, являющихся сторонниками, и два независимых источника от двух авторов, не являющихся сторонниками. [29] [примечание 8]

Существуют христианские источники о личности Иисуса (письма Павла и Евангелия), а также еврейские и римские источники (например , Иосиф Флавий , Светоний , Тацит , Плиний Младший ), в которых упоминается Иисус. [2] [31] [32] [33] и есть также много апокрифических текстов , которые являются примерами широкого разнообразия сочинений раннего христианства .

Эти дополнительные источники являются независимыми источниками о существовании Иисуса и подтверждают детали, найденные в других сохранившихся источниках, как «основу исторической традиции». [33] [34] Современные нехристианские источники первого и второго веков никогда не отрицают существование Иисуса. [35] и нет также никаких указаний на то, что языческие или еврейские писатели в древности, выступавшие против христианства, ставили под сомнение существование Иисуса. [36] [37] [33] Принимая во внимание, что источники о других людях первого века из Галилеи также были написаны либо сторонниками, либо врагами, источники об Иисусе нельзя сбрасывать со счетов. [29] [38]

Ранние времена христианских устных традиций

[ редактировать ]

Библейские исследования предполагают, что евангельские истории основаны на устных традициях и воспоминаниях об Иисусе. Эти традиции на десятилетия предшествуют сохранившимся Евангелиям, начиная со времен Иисуса и времени преследований Павлом первых христианских евреев до его обращения. [39] [примечание 9]

По словам Кристофера М. Такетта , наиболее доступными источниками являются собрания ранних устных преданий об Иисусе. Он утверждает, что историческая ценность традиций не обязательно коррелирует с более поздними датами создания произведений, поскольку даже более поздние источники могут содержать материал ранних традиций. [42] Тайссен и Мерц заявляют, что эти традиции могут быть датированы задолго до составления синоптических евангелий, что такие традиции показывают местное знакомство с регионом и что такие традиции явно назывались «памятью», указывая на биографические элементы, которые включали исторические ссылки, такие как выдающиеся люди своей эпохи. [43] По словам Мориса Кейси , некоторые источники, такие как части Евангелия от Марка, представляют собой переводы ранних арамейских источников, что указывает на близость к свидетельствам очевидцев. [44]

Письма Павла (обычно датированные примерно 48–62 годами н. э.) являются самыми ранними из сохранившихся источников об Иисусе, и Павел добавляет автобиографические подробности, например, что он лично знал и общался с очевидцами Иисуса, такими как его самые близкие ученики (Петр и Иоанн) и члены семьи. члены (его брат Джеймс), начиная примерно с 36 г. н.э. [45] [46] [примечание 10]

Надежность источников

[ редактировать ]

После третьих поисков исторического Иисуса четыре Евангелия и неканонические тексты стали рассматриваться как более полезные источники для реконструкции жизни Иисуса по сравнению с предыдущими поисками. [47] [48]

Что касается качества доступных источников, немецкий историк религии Ганс-Иоахим Шёпс утверждал, что Евангелия неудовлетворительны, поскольку они не были написаны как подробные исторические биографии, что нехристианские источники не дают новой информации и что источники безнадежно переплетают историю и легенда, но представляет взгляды и убеждения первых учеников и христианской общины. [49]

Однако -евангелисты, исследователи Нового Завета такие как Крейг Бломберг, утверждают, что исходный материал об Иисусе действительно существенно коррелирует с историческими данными. [примечание 11]

Исследователь христианского происхождения Крейг А. Эванс утверждал, что существуют также археологические находки, которые подтверждают аспекты времени Иисуса, упомянутые в сохранившихся источниках, таких как контекст из Назарета, оссуарий первосвященника Каиафы, многочисленные здания синагоги и Иоханан, распятый жертва, у которой после казни было еврейское захоронение. [50] [51] Письменные источники и раскопки археолога Кена Дарка в Назарете коррелируют с существованием Иисуса, занятием Иосифа и Иисуса ремесленниками, наличием грамотности, существованием синагог, евангельскими сообщениями, касающимися Назарета, и другими источниками римского периода о Назарете. [52]

Другие исторические личности в древних источниках

[ редактировать ]

Историографические подходы, связанные с изучением бедности в прошлом, такие как микроистория , могут помочь оценить, какие источники можно разумно ожидать в исторических записях о таких людях, как Иисус. Например, Джастин Меггитт утверждает, что, поскольку большинство людей в древности, особенно бедные, не оставляли никаких следов своего существования, неразумно ожидать, что нехристианские источники подтвердят конкретное существование человека с социально-экономическим статусом Иисуса. [53] Эрман утверждает, что исторических данных первого столетия было настолько недостаточно, что не сохранилось никаких современных свидетельств очевидцев о таких выдающихся личностях, как Понтий Пилат или Иосиф Флавий. [54] Тайссен и Мерц отмечают, что даже если бы древние источники умалчивали о каком-либо человеке, это не повлияло бы на его историчность, поскольку существует множество примеров людей, существование которых никогда не подвергалось сомнению и которые, тем не менее, не упоминались современными авторами. Например, Павел не упоминается ни Иосифом Флавием, ни нехристианскими источниками; Иоанн Креститель не упоминается ни Павлом, ни Филоном, ни раввинскими писаниями; Раввин Гилель не упоминается Иосифом Флавием, несмотря на то, что он был фарисеем; Бар-Кохба , лидер еврейского восстания против римлян, не упоминается Дио Кассием в его отчете о восстании. [55]

Имея по крайней мере 14 источников верующих и неверующих в течение столетия после распятия, имеется гораздо больше свидетельств об Иисусе, чем о других известных людях из Галилеи I века. [56] Нехристианские источники действительно существуют и подтверждают некоторые детали жизни Иисуса, которые также можно найти в источниках Нового Завета. [33] Классик - нумизмат Майкл Грант утверждал, что, когда Новый Завет анализируется с использованием тех же критериев, которые историки используют для древних сочинений, содержащих исторический материал, существование Иисуса нельзя отрицать больше, чем существование светских деятелей, существование которых никогда не подвергается сомнению. [57]

Источники Нового Завета

[ редактировать ]

Синоптические Евангелия

[ редактировать ]
Византийский манускрипт XI века, содержащий начало Евангелия от Луки.

Синоптические евангелия являются основным источником исторической информации об Иисусе и основанном им религиозном движении. [58] [59] Евангелия от Матфея , Марка и Луки повествуют о жизни , служении , распятии и воскресении еврея по имени Иисус , говорившего на арамейском языке. Существуют разные гипотезы относительно происхождения текстов, поскольку Евангелия Нового Завета были написаны на греческом языке для грекоязычных общин . [60] и позже были переведены на сирийский, латынь и коптский языки. [61] Ученые утверждают, что сохранившиеся евангелия свидетельствуют об использовании более ранних независимых письменных и устных источников, которые восходят ко времени смерти Иисуса, но не сохранились. [62] [примечание 12] В Евангелии от Марка были обнаружены арамейские источники, что может указывать на использование ранних свидетельств или даже свидетельств очевидцев во время его написания. [63] [64] Историки часто изучают историческую достоверность Деяний апостолов при изучении достоверности Евангелий, поскольку Книга Деяний, по-видимому, была написана тем же автором, что и Евангелие от Луки. [65]

Среди современных учёных существует единодушие в том, что Евангелия представляют собой разновидность древней биографии . [66] [67] [68] [69] [70]

Послания Павла

[ редактировать ]

Семь посланий Павла, которые, по мнению ученых, являются подлинными, были написаны в течение десятилетия, начиная с конца 40-х годов (т. е. примерно через 20–30 лет после общепринятого периода смерти Иисуса), и являются самыми ранними из сохранившихся христианских текстов, которые включить информацию об Иисусе. [40] Хотя апостол Павел предоставляет относительно мало биографических сведений об Иисусе [71] и заявляет, что никогда не знал Иисуса лично, он ясно дает понять, что считает Иисуса реальным человеком. [примечание 13] и еврей. [72] [73] [74] [75] [примечание 14] Более того, он общался с очевидцами Иисуса, поскольку писал о встрече и знакомстве с Иаковом , братом Иисуса. [76] [примечание 15] [примечание 10] и апостолы Иисуса Петр [78] [примечание 16] и Джон . [80] Кроме того, существуют независимые источники (Марк, Иоанн, Павел, Иосиф Флавий), подтверждающие, что у Иисуса действительно были братья. [81]

Крейг А. Эванс и Эрман утверждают, что письма Павла являются одними из самых ранних источников, которые обеспечивают прямую связь с людьми, которые жили с Иисусом и знали его, поскольку Павел был лично знаком с Петром и Иоанном, двумя первыми учениками Иисуса, и Иаковом, братом Иисуса. Иисус. [46] [78] Первая встреча Павла с Петром произошла около 36 года нашей эры. [78] Павел является самым ранним из сохранившихся источников, документирующих смерть Иисуса через распятие, и его обращение произошло через два года после этого события. [40] Павел упоминал в своих письмах такие подробности, как то, что Иисус был евреем, рожденным по линии Давида, и у него были биологические братья. [40] По мнению Саймона Гатеркоула, описание Павлом жизни Иисуса на Земле, его личности и семьи имеет тенденцию устанавливать, что Павел рассматривал Иисуса как естественную личность, а не как аллегорическую фигуру. [82]

Нехристианские источники

[ редактировать ]

Иосиф Флавий и Тацит

[ редактировать ]

Нехристианские источники, используемые для изучения и установления историчности Иисуса, включают ок. Еврейский историк первого века Иосиф Флавий и римский историк Тацит. Эти источники сравниваются с христианскими источниками, такими как послания Павла и синоптические евангелия, и обычно независимы друг от друга; то есть еврейские источники не опираются на римские источники. Сходства и различия между этими источниками используются в процессе аутентификации. [83] [84] [85] [86] Только из этих двух независимых источников можно получить определенные факты об Иисусе: он существовал, его личное имя было Иисус, его называли мессией, у него был брат по имени Иаков, он привлекал на свою сторону евреев и язычников, еврейские лидеры имели неблагоприятное мнение. из него Понтий Пилат решил его казнить, он был казнен через распятие, и он был казнен во время наместничества Пилата. [33] Иосиф Флавий и Тацит сходятся в четырех последовательных пунктах: движение было начато Иисусом, его казнил Понтий Пилат, его движение продолжалось после его смерти и что группа «христиан» все еще существовала; аналогично общеизвестным знаниям основателей и их последователей, таких как Платон и платоники. [87] Иосиф Флавий лично участвовал в Галилее, когда он был командующим еврейскими войсками во время восстания против римской оккупации и обучал 65 000 солдат в этом регионе. [88]

Иисус упоминается Иосифом Флавием дважды: один раз в Книге 18 и один раз в Книге 20 « Иудейских древностей» , написанной примерно с 93 по 94 годы нашей эры. При первом упоминании общепринятая научная точка зрения гласит, что более длинный отрывок, известный как Testimonium Flavianum , в Книге 18, скорее всего, состоит из подлинного ядра, подвергшегося позднейшей христианской интерполяции или подделке . [89] [90] Что касается второй ссылки, ученый Иосифа Флавия Луи Х. Фельдман заявляет, что «немногие сомневались в подлинности» ссылки, найденной в « Древностях 20, 9, 1», на «брата Иисуса, которого звали Христос, которого звали Иаков». [91] [92] [93] [94]

Тацит в своих «Анналах» (написанных около 115 г. н.э.), книга 15, глава 44 : [95] описывает , как Нерон сделал козлами отпущения христиан после пожара в Риме . Он пишет, что основателя секты звали Христос (христианский титул Иисуса); что он был казнен при Понтии Пилате; и что движение, первоначально остановленное, вновь вспыхнуло в Иудее и даже в самом Риме. [96] Ученые пришли к единому мнению, что ссылка Тацита на казнь Иисуса Пилатом является одновременно достоверной и имеет историческую ценность как независимый римский источник. [97] [98] [99]

Мишна , ( ок. 200 г.) может относиться к Иисусу поскольку она отражает ранние еврейские традиции изображения Иисуса как колдуна или волшебника. [100] [101] [102] [103] существуют и другие упоминания об Иисусе и его казни В Талмуде , но они направлены на дискредитацию его действий, а не на отрицание его существования. [100] [104]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с д Иисус существовал:
    • Стэнтон (2002 , стр. 145): Сегодня почти все историки, христиане или нет, признают, что Иисус существовал и что Евангелия содержат множество ценных свидетельств, которые необходимо взвесить и критически оценить. Существует общее мнение, что, за возможным исключением Павла, мы знаем гораздо больше об Иисусе из Назарета, чем о любом еврейском или языческом религиозном учителе первого или второго века.
    • Берридж и Гулд (2004 , стр. 34): «Существует множество доказательств его существования».
    • Эрман (2011 , стр. 256-257): «Он определенно существовал, с чем соглашается практически каждый компетентный ученый древности, христианин или нехристианин, основываясь на определенных и ясных доказательствах».
    • Эрман (2012 , стр. 4–5): «Серьезные историки раннего христианского движения — все они — потратили много лет, готовясь стать экспертами в своей области. Просто для того, чтобы читать древние источники, требуются знания ряда древних языков. : греческий, иврит, латынь и часто арамейский, сирийский и коптский, не говоря уже о современных научных языках (например, немецком и французском). глубокое знание истории и культуры греческой и римской античности, религий древнего средиземноморского мира, как языческих, так и иудейских, знание истории христианской церкви и развития ее общественной жизни и теологии, а также, в общем, множество и другие вещи. Поразительно, что практически каждый, кто потратил все годы, необходимые для достижения этих качеств, убежден, что Иисус из Назарета был реальной исторической личностью».
    • Эрман (2012 , стр. 13): В соответствии с точкой зрения Альберта Швейцера : «Иисус, провозглашенный сегодня проповедниками и богословами, не существовал. Этот конкретный Иисус (или эти конкретные Иисусы являются) миф. Но существовал исторический Иисус, который был во многом человеком своего времени»
    • Уртадо (2017) : «Подавляющее большинство ученых, занимающихся Новым Заветом, происхождением христианства, древней историей, древним иудаизмом, религией римской эпохи, археологией/историей римской Иудеи, а также многими смежными областями, считают, что существовало еврей первого века, известный как Иисус из Назарета, что он занимался странствующей проповеднической/пророческой деятельностью в Галилее, что он привлек к себе группу близких последователей и что он был казнен римским правителем Иудеи Понтием Пилатом ."
    Этот широкий консенсус признается мифологами:
    • Уэллс (2007 , стр. 446): «Сегодня большинство светских ученых принимают Иисуса как историческую, хотя и не впечатляющую фигуру».
    • Кэрриер (2014 , стр. 2–3, 21): «Историчность Иисуса Христа в настоящее время является общепринятым консенсусом».
  2. ^ Перейти обратно: а б Иисус истории, Христос веры:
    • Чарльзуорт (2008 , стр. xix): «Термин « исторический Иисус» обозначает жизнь и учения Иисуса, которые реконструируются специалистами по исследованию Иисуса. Исторический Иисус — это реальная личность в истории, которая всегда будет оставаться неуловимой и не может быть представлена. снова на реконструированной сцене истории. Термин « Христос веры» означает настоящего и живого Господа, известного христианам в различных церковных литургиях и в повседневной жизни».
    • Эрман (2012 , стр. 13): В соответствии с точкой зрения Альберта Швейцера : «Иисус, провозглашенный проповедниками и богословами сегодня, не существовал. Этот конкретный Иисус (или эти конкретные Иисусы являются) миф. Но существовал исторический Иисус, который был во многом человеком своего времени».
  3. ^ Перейти обратно: а б Чудеса:
    • Beilby & Eddy (2009 , стр. 38–39): «В отличие от прежних времен, сегодня практически все в этой области признают, что современники считали Иисуса экзорцистом и творцом чудес. Однако, когда дело доходит до исторических При оценке самой традиции чудес консенсус быстро разрушается. Некоторые, следуя по стопам Бультмана, придерживаются явного методологического натурализма, так что сама идея чуда исключается априорно. Другие защищают логическую возможность чуда на теоретическом уровне. Третьи относятся к этому с подозрением. бескомпромиссный методологический натурализм, скорее всего, отражает необоснованный метафизический натурализм, считают такой априорный скептицизм необоснованным и либо остаются открытыми, либо даже открыто защищают историчность чудес в традиции Иисуса».
    • Эрман (2001 , стр. 196–197): «Я должен подчеркнуть, что историки не должны отрицать возможность чудес или отрицать, что чудеса действительно происходили в прошлом. Мусульмане верят, что они действительно произошли. Однако когда они думают или говорят это, они делают это не в качестве историка, а в качестве верующего. В настоящем обсуждении я не занимаю позицию. Я не говорю, что следует или не следует занимать такую ​​позицию, я занимаю позицию историка, который на основе ограниченного числа проблемных источников должен в меру своих способностей определить, что именно. исторический Иисус действительно совершил. В результате, реконструируя деятельность Иисуса, я не смогу подтвердить или опровергнуть чудеса, которые, как сообщается, он совершил [...] Это проблема не только для одного типа историков. — для атеистов, или агностиков, или буддистов, или католиков, или баптистов, или евреев, или мусульман; это проблема для всех историков всех мастей».
    • Бокмюль (2001 , стр. 103): «Тем не менее, что, возможно, наиболее удивительно, так это то, в какой степени современная научная литература об «историческом Иисусе» старательно игнорировала и преуменьшала значение вопроса о воскресении [...] Но даже тем более Основные участники «золотого дна» «исторического Иисуса» конца двадцатого века, как правило, избегали темы воскресения – обычно под предлогом, что это исключительно вопрос «веры» или «теологии», о котором ни один уважающий себя историк Однако именно это научное молчание делает многие недавние исследования «исторического Иисуса» методологически ограниченными и неспособными дать то, что они обещают [...] В этом отношении доброжелательное пренебрежение стоит рядом с догматическим отрицанием и наивная доверчивость в стремлении избежать исторической правды».
  4. ^ Перейти обратно: а б Теория мифа о Христе отвергается основной наукой как маргинальная:
    • Джеймс Д. Данн (1974) Понимание Павлом смерти Иисуса в примирении и надежде. Очерки Нового Завета об искуплении и эсхатологии, представленные Л. Л. Моррису на его 60-летие. Роберт Бэнкс, изд., Carlisle: The Paternoster Press, стр. 125–141, цитирует Г. А. Уэллса ( «Иисус ранних христиан» (1971)): «Возможно, нам следует также упомянуть, что на другом конце спектра очевидное отсутствие у Павла Знания об историческом Иисусе стали главной опорой в попытке возродить, тем не менее, совершенно мертвый тезис о том, что Иисус из Евангелий был мифической фигурой». Почти идентичная цитата включена в книгу Dunn, James DG (1998) The Christ and the Spirit: Collected Essays of James DG Dunn, Volume 1 , Wm. Паб Б. Эрдманс. Компания, с. 191, и Сайкс, С. (1991) Жертва и искупление: очерки Дарема по теологии. Кембридж [Англия]: Издательство Кембриджского университета. стр. 35–36.
    • Грант (1977 , стр. 200) Классик - нумизмат Майкл Грант заявил в 1977 году: «Подводя итог, современные критические методы не поддерживают теорию мифа о Христе. На нее «снова и снова отвечали и уничтожали первоклассные ученые». ... В последние годы «ни один серьезный ученый не осмелился постулировать неисторичность Иисуса», или, по крайней мере, очень немногие, и им не удалось избавиться от гораздо более сильных и даже очень многочисленных доказательств обратного».
    • Грант (1977 , стр. 200): «Подводя итог, можно сказать, что современные критические методы не поддерживают теорию мифа о Христе. На нее «снова и снова отвечали и уничтожали первоклассные ученые»»
    • Роберт Э. Ван Вурст , исследователь Нового Завета:
    • Ван Вурст (2000 , стр. 16), ссылаясь на Г.А. Уэллса: «Тезис неисторичности всегда был спорным, и ему постоянно не удавалось убедить ученых многих дисциплин и религиозных верований. Более того, ему также последовательно не удавалось убедить многих, кто по причинам религиозного скептицизма, от Вольтера до Бертрана Рассела, ученые-библеисты и классические историки теперь считают его полностью опровергнутым».
    • Ван Вурст (2003 , стр. 658): «Дебаты о существовании Иисуса находились на периферии науки… уже более двух столетий».
    • Ван Вурст (2003 , стр. 660): «Среди исследователей и историков Нового Завета теория несуществования Иисуса остается фактически мертвой как научный вопрос».
    • Такетт (2001 , стр. 123–124): «Надуманные теории о том, что существование Иисуса было христианским изобретением, крайне неправдоподобны».
    • Берридж и Гулд (2004 , стр. 34 ): «Есть те, кто утверждает, что Иисус — плод воображения Церкви, что Иисуса вообще никогда не было. Я должен сказать, что не знаю ни одного уважаемого критического учёного, который бы больше так не говорит».
    • Прайс (2010 , стр. 200) Роберт М. Прайс , бывший апологет и выдающийся мифолог, соглашается, что его точка зрения противоречит взглядам большинства ученых до такой степени, что они «отвергают теорию мифа о Христе как дискредитированную часть маргинальной безумной мысли. наряду с отрицанием Холокоста и скептицизмом по поводу высадки на Луну Аполлона».
    • Джонсон (2011 , стр. 4) Пол Джонсон , популярный историк : «Его жизнь писалась чаще, чем жизнь любого другого человека, с бесконечными вариациями деталей, с использованием огромных научных ресурсов, и часто противоречиво, если не сказать больше. Наука, как и все остальное, подвержена моде, и в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков было модно отрицать существование Иисуса сейчас, и в этом трудно убедиться. как это когда-либо прижилось, поскольку свидетельств существования Иисуса множество».
    • Мартин (2014 , стр. 285) Майкл Мартин , философ-скептик религии: «Некоторые скептики утверждают, что лучшим объяснением библейских и исторических свидетельств является теория о том, что Иисуса никогда не существовало; то есть, что существование Иисуса — это миф (Уэллс 1999). Такая точка зрения противоречива и не получила широкого распространения даже среди антихристианских мыслителей».
    • Кейси (2014 , стр. 243) Морис Кейси , нерелигиозный почетный профессор языков и литературы Нового Завета в Ноттингемском университете , делает вывод в своей книге «Иисус: доказательства и аргументы или мифические мифы?» что «вся идея о том, что Иисус из Назарета не существовал как историческая личность, является поддающейся проверке ложной. Более того, она не была выдвинута никем и чем-либо, имеющим какое-либо разумное отношение к критической науке. быть христианами-фундаменталистами. Они не верили в критическую науку тогда, и они не верят сейчас. Я не могу найти никаких доказательств того, что кто-либо из них имеет адекватную профессиональную квалификацию».
    • Грей (2016 , стр. 113–114) Патрик Грей, религиовед: «Как христианские, так и нехристианские ученые теперь почти повсеместно отвергают гипотезу о «мифе о Христе». века больше не подвергается серьезному сомнению даже теми, кто считает, что о его жизни и смерти можно знать очень мало [Примечание 4:] Хотя это остается второстепенным явлением, знакомство с теорией мифа о Христе стало гораздо более распространенным среди людей. широкой общественности с появлением Интернета».
    • Гуллотта (2017 , стр. 312, 314), историк религии: «Учитывая маргинальный статус этих теорий, подавляющее большинство из них осталось незамеченным и без внимания в научных кругах». «Короче говоря, большая часть мифологической литературы состоит из диких теорий, которые плохо исследованы, исторически неточны и написаны с сенсационным уклоном для популярной аудитории».
    • Уртадо (2017) Ларри Уртадо, исследователь христианского происхождения: «Точка зрения «мифического Иисуса» не имеет никакой поддержки среди подавляющего числа ученых, работающих в этих областях, независимо от того, объявлены ли они христианами, евреями, атеистами или необъявленными относительно их Сторонники «мифического Иисуса» могут отвергнуть это утверждение, но оно должно что-то значить, если после примерно 250 лет критического исследования исторической личности Иисуса и христианского происхождения и должного рассмотрения «мифического Иисуса». «Заявления, сделанные за последнее столетие или больше, этот спектр ученых счел их неубедительными (мягко говоря)».
  5. ^ Два факта:
    • Данн (2003 , стр. 339) заявляет о «крещении и распятии», эти «два факта из жизни Иисуса вызывают почти всеобщее согласие».
    • Кроссан (1994 , стр. 45) «То, что он был распят, является столь же достоверным, как и что-либо историческое, поскольку и Иосиф Флавий , и Тацит … согласны с христианскими рассказами, по крайней мере, в этом основном факте».
  6. ^ Страшные цитаты о «фактах» дословно скопированы из цитируемого источника.
  7. ^ Эрман (2012 , стр. 336–338): «Не случайно практически все мифологи (на самом деле, насколько мне известно, все они) являются либо атеистами, либо агностиками. Те, о которых я что-либо знаю, весьма ядовиты, даже воинственно, атеист».
  8. В своем блоге Барт Д. Эрман утверждал, что существует от 25 до 30 «независимых источников, которые знают, что существовал человек Иисус», в том числе 16 в Новом Завете . [30] который представляет собой источники, ставшие каноническими для христианства.
  9. Обращение Павла произошло через два года после распятия Иисуса. [40] [41]
  10. ^ Перейти обратно: а б Эрман (2012 , стр. 144–146): «В одном из своих редких автобиографических отрывков Павел указывает, что всего через несколько лет после своего обращения он отправился в Иерусалим и встретился лицом к лицу с двумя значительными фигурами раннего христианского движения. : «Тогда, спустя три года, я отправился в Иерусалим, чтобы посоветоваться с Кифой. И я оставался с ним пятнадцать дней. Я не видел никого из других апостолов, кроме Иакова, брата Господня. Что я пишу вам, говорю вам перед Богом: я не лгу!» (Галатам 1:18–20) [...] Он был членом еще более тесного внутреннего круга, состоящего из Петра, Иакова и В Евангелиях эти трое проводят с Иисусом больше времени, чем кто-либо другой за все время его служения, и из этих троих именно Петр, опять-таки по всем нашим традициям, был самым близким [...] Примерно за год. 36, Павел отправился в Иерусалим, чтобы посовещаться с Петром (Галатам 1:18–20). Возможно, он приехал не только или даже главным образом для того, чтобы получить краткое изложение того, что Иисус говорил и делал во время своего публичного служения. на самом деле вполне вероятно, что Павел хотел выработать стратегию с Петром, как лидером (или одним из лидеров) среди иерусалимских христиан, относительно собственной миссионерской деятельности Павла, но не среди иудеев (забота Петра), а среди язычников (забота Павла). Согласно Галатам 2:1–10, это была причина второго визита Павла к Петру и остальным, четырнадцать лет спустя. его — например, что он жил. Еще более показательным является тот широко известный факт, что Павел утверждает, что он встречался и, следовательно, лично знал, собственного брата Иисуса Иакова. Это правда, что Павел называет его «братом Господа», а не «братом Иисуса». Но это мало что значит, поскольку Павел обычно называет Иисуса Господом и редко использует имя Иисус (без добавления слова «Христос» или других титулов). Итак, в послании к галатам Павел как можно яснее заявляет, что он знал брата Иисуса. Можем ли мы приблизиться к сообщению очевидца, кроме этого? Тот факт, что Павел знал ближайшего ученика Иисуса и его собственного брата, бросает настоящий вызов мифологическому мнению, что Иисус никогда не жил».
  11. ^ Бломберг (2011 , стр. 282): «Плод десятилетней работы группы по изучению исторического Иисуса IBR, Ключевые события в жизни исторического Иисуса: совместное исследование контекста и последовательности [ред. Даррелл Л. Бок] и Роберт Л. Уэбб (Тюбинген: Mohr Siebeck, 2009; Grand Rapids: Eerdmans, готовится к публикации).] берет дюжину основных тем или событий из жизни и служения Иисуса и подробно обосновывает их подлинность с помощью всех стандартных исторических критериев, как а также оценка их значимости. Результаты показывают значительную корреляцию между тем, что могут продемонстрировать историки, и тем, что классическое евангелическое богословие утверждает о жизни Христа.
  12. В Евангелии от Луки говорится, что «многие взялись составить повествование о том, что совершилось среди нас». [49]
  13. В Галатам 4:4 Павел утверждает, что Иисус « родился от женщины ».
  14. В Послании к Римлянам 1:3 Павел утверждает, что Иисус « родился под законом ».
  15. То, что у Иисуса был брат по имени Иаков, подтверждается Иосифом Флавием. [77]
  16. По словам Гуллотты, Джеймс особенно уникален. [79]
  1. ^ Перейти обратно: а б Кейси 2010 , с. 33.
  2. ^ Перейти обратно: а б с Джонсон 2011 , с. 4.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Ван Вурст 2003 , стр. 658, 660.
  4. ^ Перейти обратно: а б Херцог 2005 , стр. 1–6.
  5. ^ Перейти обратно: а б Пауэлл 1998 , стр. 168–173.
  6. ^ Перейти обратно: а б с Данн 2003 , с. 339.
  7. ^ Перейти обратно: а б Кроссан 1994 , с. 145.
  8. ^ Перейти обратно: а б Гуллотта 2017 , стр. 313–314, 346.
  9. ^ Роберт М. Прайс (христианский атеист), отрицающий существование Иисуса, согласен с тем, что эта точка зрения противоречит взглядам большинства ученых: Роберт М. Прайс «Иисус в точке схода» в « Историческом Иисусе: пять взглядов» под редакцией Джеймс К. Бейлби и Пол Роудс Эдди, InterVarsity, 2009 г., ISBN   0830838686 с. 61
  10. ^ Бен Уизерингтон, Поиски Иисуса: Третий поиск еврея из Назарета (1997) ISBN   0830815449, стр. 9–13.
  11. ^ Иисус как фигура в истории: как современные историки смотрят на человека из Галилеи, Марк Аллан Пауэлл (1999) ISBN   0664257038 стр. 19–23.
  12. ^ Джон, Иисус и история, том 1 Пола Н. Андерсона, Феликса Джаста и Тома Тэтчера (2007) ISBN   1589832930 с. 131
  13. ^ Джон П. Мейер «Критерии: как нам решить, что исходит от Иисуса?» в «Историческом Иисусе в недавних исследованиях» Джеймса Д.Г. Данна и Скотта Макнайта (2006) ISBN   1575061007 с. 124 «Поскольку в поисках исторического Иисуса возможно почти все, функция критериев состоит в том, чтобы перейти от просто возможного к действительно вероятному, рассмотреть различные вероятности и решить, какой кандидат наиболее вероятен. Обычно критерии могут не надеюсь сделать больше».
  14. ^ Эми-Джилл Левин; Дейл К. Эллисон младший; Джон Доминик Кроссан (2006). Исторический Иисус в контексте . Издательство Принстонского университета. п. 4. ISBN  978-0-691-00992-6 .
  15. ^ Джон П. Мейер «Как нам решить, что исходит от Иисуса» в «Историческом Иисусе в недавних исследованиях » Джеймса Д. Данна и Скотта Макнайта, 2006 г. ISBN   1-57506-100-7 стр. 126–128.
  16. ^ Перейти обратно: а б Иисус как фигура в истории: как современные историки смотрят на человека из Галилеи. Марк Аллан Пауэлл, 1998 г. ISBN   0-664-25703-8 стр. 47
  17. ^ Кто такой Иисус? Джон Доминик Кроссан, Ричард Дж. Уоттс, 1999 г. ISBN   0664258425 стр. 31–32.
  18. ^ Перейти обратно: а б Кейси 2010 , с. 35.
  19. ^ Тайссен и Мерц 1998 , стр. 207.
  20. ^ Эрман 2012 , стр. 269–270.
  21. ^ Бромили 1982 , с. 1034.
  22. ^ Эрман 2012 , стр. 12, 347, №1.
  23. ^ Кейси 2014 , стр. 41, 243–245.
  24. ^ Эрман 2012 , стр. 336–338.
  25. ^ «Иисус вне Нового Завета» Роберт Э. Ван Вурст, 2000, стр. 8–9
  26. ^ Прайс, Роберт М. (2009). «Иисус в точке схода». В Бейлби, Джеймс К.; Эдди, Пол Р. (ред.). Исторический Иисус: пять взглядов. Межвузовская пресса. стр. 55–83. ISBN   978-0-8308-3868-4
  27. ^ Фокс 2005 , с. 48.
  28. ^ Берридж и Гулд 2004 , с. 34.
  29. ^ Перейти обратно: а б Темный 2023 , с. 150-151.
  30. ^ Эрман, Барт (28 октября 2016 г.). «Евангельские доказательства существования Иисуса» . Блог Эрмана .
  31. ^ Такетт 2001 , с. 122-125, 127.
  32. ^ Ван Вурст 2000 , стр. 19, 75.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д и Микитюк, Лоуренс (январь 2015 г.). «Существовал ли Иисус? В поисках доказательств за пределами Библии» . Общество библейской археологии .
  34. ^ Такетт 2001 , с. 124 «Все это, по крайней мере, делает крайне неправдоподобными любые надуманные теории о том, что даже само существование Иисуса было христианским изобретением. Тот факт, что Иисус существовал, что он был распят при Понтии Пилате (по какой-либо причине) и что у него была группа последователей, которые продолжали поддерживать его дело, кажется, является частью фундамента исторической традиции, а нехристианские свидетельства могут дать нам уверенность в этом отношении.
  35. ^ Тайссен и Мерц 1998 , стр. 63.
  36. ^ Энциклопедия богословия: краткое Sacramentum mundi Карла Ранера, 2004 г. ISBN   0860120066, стр. 730–731.
  37. ^ Ван Вурст, Роберт Э (2000). Иисус вне Нового Завета: введение в древние свидетельства . Издательство Эрдманс. ISBN   0802843689 с. 15
  38. ^ Тайссен и Мерц 1998 , стр. 59.
  39. ^ Эрман 2012 , стр. 83–85.
  40. ^ Перейти обратно: а б с д Бирског 2011 , стр. 2189.
  41. ^ Эрман 2012 , с. 144.
  42. ^ Такетт 2001 , с. 122.
  43. ^ Тайссен и Мерц 1998 , стр. 100-104.
  44. ^ Кейси 2010 , с. 63-64 «Он также предоставляет доказательства того, что Марк представляет собой непереработанный буквальный перевод арамейского источника, и это в тот момент, когда есть все основания полагать, что эта история буквально правдива. Это означает, что наш самый старый источник иногда совершенно точен, потому что некоторые ее части изначально были написаны людьми, близко соприкасавшимися с событиями исторического служения. Это всего лишь один шаг до показаний очевидца»..
  45. ^ Эрман 2012 , стр. 144–146.
  46. ^ Перейти обратно: а б Эванс 2016 .
  47. ^ «Историческая критика». Энциклопедия исторического Иисуса Рутледжа . Рутледж. 2008. с. 283. ИСБН  9780415880886 .
  48. ^ Крейг Эванс, «Исследование жизни Иисуса и затмение мифологии», Theological Studies 54 (1993), стр. 13-14
  49. ^ Перейти обратно: а б Шопс, Ханс-Иоахим (1968) [1961]. Религии человечества . Перевод Уинстона, Ричарда; Уинстон, Клара. Гарден-Сити, Нью-Йорк: Anchor Books . стр. 261–262. ISBN  978-0-385-04080-8 . Евангелия нельзя приравнивать к... биографиям. ... [Их] основной целью было не представить подробную историческую картину жизни Иисуса. А нехристианские материалы... не дают нам никаких существенных новых знаний, кроме евангельских повествований. ... [Таким образом] ситуация с источниками крайне неудовлетворительна; Легендарные и исторические сведения безнадежно переплетены. Историк должен признать, что доступные нам материалы не позволяют нам реконструировать Иисуса таким, каким он был на самом деле. [У них есть] только Иисус, которого видели первые ученики, Христос, который выжил в верованиях христианской общины.
  50. ^ Эванс, Крейг А. (2013). Иисус и его мир: археологические свидетельства (изд. В мягкой обложке). Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN  9780664239329 .
  51. ^ Эванс, Крейг (26 марта 2012 г.). «Археологические свидетельства существования Иисуса» . ХаффПост .
  52. ^ Темный 2023 , с. 160 162.
  53. ^ Меггитт, Джастин Дж. (октябрь 2019 г.). « Более изобретательный, чем ученый»? Исследование поисков неисторического Иисуса» . Исследования Нового Завета . 65 (4): 458–459. дои : 10.1017/S0028688519000213 . S2CID   203247861 . Например, учитывая, что большинство людей в древности не оставили никаких следов своего существования, а бедняки как личности практически невидимы, все, на что мы можем надеяться, — это попытаться установить, в общем смысле, ту жизнь, которой они жили. Зачем нам вообще ожидать каких-либо нехристианских доказательств существования человека с социально-экономическим статусом такой фигуры, как Иисус? Отрицание его существования на основании отсутствия таких доказательств, даже если бы это было так, имеет проблематичные последствия; с таким же успехом вы можете отрицать существование почти всех жителей древнего мира.
  54. ^ Ehrman 2012 , стр. 49–50: «Вспомните еще раз о нашей предыдущей точке сравнения, Понтии Пилате. Вот фигура, которая во всех отношениях имела огромное значение для жизни и истории Палестины во время взрослой жизни Иисуса (предполагая, что Иисус жил), политически, экономически, культурно, социально. Как я уже говорил, возможно, не было никого более важного. И сколько свидетельств очевидцев о Пилате из его времени? Ни одного. Иосиф Флавий, и это личности, которые в свое время пользовались выдающейся известностью».
  55. ^ Тайссен и Мерц 1998 , стр. 93.
  56. ^ Темный 2023 , с. 151-152.
  57. ^ Грант 1977 , с. 199-200 «Но, прежде всего, если мы применим к Новому Завету, как и следует, те же критерии, которые мы должны применять к другим древним писаниям, содержащим исторический материал, мы не сможем отвергнуть существование Иисуса так же, как мы не можем отвергнуть существование массы языческих персонажей, чья реальность как исторических личностей никогда не подвергается сомнению».
  58. ^ «Иисус Христос» . Британская энциклопедия. 2010. Британская энциклопедия Интернет . Архивировано из оригинала 3 мая 2015 года . Проверено 27 ноября 2010 г. Таким образом, синоптические евангелия являются основным источником знаний об историческом Иисусе.
  59. ^ Вермес, Геза. Подлинное Евангелие Иисуса. Лондон, издательство Penguin Books. 2004.
  60. ^ Марк Аллан Пауэлл (редактор), Новый Завет сегодня , стр. 50 (Вестминстер Джон Нокс Пресс, 1999). ISBN   0-664-25824-7
  61. ^ Стэнли Э. Портер (редактор), Справочник по толкованию Нового Завета , стр. 68 (Лейден, 1997). ISBN   90-04-09921-2
  62. ^ Эрман 2012 , стр. 83–85: «Все эти письменные источники, которые я упомянул, старше, чем сохранившиеся Евангелия; все они подтверждают многие ключевые вещи, сказанные об Иисусе в Евангелиях; и, что наиболее важно, все они независимы от одного Еще один момент. Позвольте мне подчеркнуть последний момент. Мы не можем думать о ранних христианских Евангелиях как об одном источнике, который «изобрет» идею о существовании человека Иисуса. Мнение о существовании Иисуса встречается во многих независимых источниках. циркулировали в различных регионах Римской империи за десятилетия до того, как были созданы сохранившиеся Евангелия. Где мог бы быть единственный источник, «изобревший» Иисуса, через пару десятилетий после традиционной даты его смерти? из его жизни, обнаруженных в широком географическом пространстве, помимо Марка, у нас есть Q, M (который, возможно, составлен из нескольких источников), L (также возможно из нескольких источников), два или более рассказа о страстях, источник знаков, два дискурса. источники, ядро ​​(или оригинальное) Евангелия, лежащее в основе Евангелия от Фомы, и, возможно, другие. И это только те, о которых мы знаем, и которые мы можем разумно сделать из скудных литературных остатков, сохранившихся с первых лет существования христианской церкви. Никто не знает, сколько их было на самом деле. Лука говорит, что их было «много», и вполне возможно, что он был прав. И еще раз: это не конец истории» (стр. 83) и «Реальность такова, что истории об Иисусе рассказывали в течение очень долгого времени, не только до того, как появились наши сохранившиеся Евангелия, но даже до того, как были обнаружены их источники. было произведено. Если учёные правы в том, что вопрос и суть Евангелия от Фомы, если взять лишь два примера, датируются 50-ми годами и что они основаны на устных традициях, которые уже были в обращении в течение длительного времени, то как давно это произошло? эти традиции идут? У любого, кто думает, что Иисус существовал, нет проблем с ответом на этот вопрос: в конечном итоге они возвращаются к тому, что Иисус говорил и делал, когда занимался своим общественным служением, скажем, примерно в 29 или 30 году. Но даже тот, кто просто задается вопросом, существовал ли Иисус, приходится предположить, что о нем рассказывали истории в 30-х и 40-х годах. Во-первых, как мы увидим в следующей главе, как еще кто-то вроде Павла мог бы преследовать христиан, если бы христиан не существовало? И как они могли существовать, если ничего не знали об Иисусе?» (стр. 85)»
  63. ^ Кейси 2010 , с. 63-64.
  64. ^ Эрман 2012 , стр. 88–91.
  65. ^ Грин, Джоэл Б. (2013). Словарь Иисуса и Евангелий (2-е изд.). ИВП Академик. п. 541. ИСБН  978-0830824564 .
  66. ^ Стэнтон, GH (2004). Иисус и Евангелие . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 192.
  67. ^ Берридж, РА (2006). Евангелия. В книге Дж. В. Роджерсона и Джудит М. Лью (редакторы) Оксфордский справочник по библейским исследованиям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 437
  68. ^ Талберт, CH (1977). Что такое Евангелие? Жанр канонических евангелий . Филадельфия: Фортресс Пресс.
  69. ^ Уиллс, LM (1997). Поиски исторического Евангелия: Марк, Иоанн и истоки евангельского жанра . Лондон: Рутледж. п. 10.
  70. ^ Берридж, РА (2004). Что такое Евангелия? Сравнение с греко-римской биографией . обр. обновленное изд. Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс.
  71. ^ Эдди и Бойд 2007 , с. 202.
  72. ^ Такетт 2001 , стр. 122–126.
  73. ^ Иисус вспомнил: христианство в становлении Джеймса Д. Данна (2003) ISBN   0802839312 с. 143
  74. ^ Иисус Христос в истории и Священном Писании Эдгара В. Макнайта (1999) ISBN   0865546770 с. 38
  75. ^ Иисус по словам Павла Виктора Пола Ферниша (1994) ISBN   0521458242 стр. 19–20.
  76. ^ Галатам 1:19
  77. ^ Мерфи, Кэрин М. (2007). Исторический Иисус для чайников . Для чайников. п. 140 . ISBN  978-0470167854 .
  78. ^ Перейти обратно: а б с Эрман 2012 , стр. 145–146.
  79. ^ Гуллотта 2017 , с. 334-336.
  80. ^ Галатам 2:9
  81. ^ Эрман 2012 , с. 151.
  82. ^ Гатеркол, Саймон. «Историческое и человеческое существование Иисуса в посланиях Павла». Журнал изучения исторического Иисуса 16.2–3 (2018): 191, н. 32.
  83. ^ Такетт 2001 , стр. 121–125.
  84. ^ Брюс Дэвид Чилтон; Крейг Алан Эванс (1998). Изучение исторического Иисуса: оценки состояния текущих исследований . БРИЛЛ. стр. 460–470. ISBN  978-90-04-11142-4 . Архивировано из оригинала 4 октября 2020 года . Проверено 29 мая 2016 г.
  85. ^ Иисус и Евангелия: Введение и обзор Крейга Л. Бломберга (2009) ISBN   0-8054-4482-3 стр. 431–436.
  86. ^ Ван Вурст 2000 , стр. 39–53.
  87. ^ Кроссан, Джон (2009). «Ответ Роберту М. Прайсу». В Бейлби, Джеймс К.; Эдди, Пол Р. (ред.). Исторический Иисус: пять взглядов. Межвузовская пресса. стр. 86. ISBN 978-0-8308-3868-4.
  88. ^ Иосиф Флавий, Флавий; Уистон, Уильям; Майер, Пол Л. (1999). Новое полное собрание сочинений Иосифа Флавия . Гранд-Рапидс, Мичиган: Публикации Крегеля. п. 8. ISBN  9780825429484 .
  89. ^ Шрекенберг, Хайнц; Курт Шуберт (1992). Еврейские традиции в раннехристианской литературе . ISBN  978-90-232-2653-6 .
  90. ^ Костенбергер, Андреас Дж.; Л. Скотт Келлум; Чарльз Л. Куорлз (2009). Колыбель, крест и венец: введение в Новый Завет . Издательство B&H. ISBN  978-0-8054-4365-3 .
  91. ^ Новое полное собрание сочинений Иосифа Флавия, Уильяма Уистона, Пола Л. Майера. ISBN   0-8254-2924-2 стр. 662–663.
  92. ^ Иосиф Флавий XX Луи Х. Фельдмана (1965), ISBN   0674995023 с. 496
  93. ^ Ван Вурст 2000 , с. 83.
  94. ^ Флавий Иосиф Флавий; Майер, Пол Л. (декабрь 1995 г.). Иосиф Флавий, Основные труды: Сжатие еврейских древностей и еврейская война ISBN   978-0-8254-3260-6 стр. 284–285
  95. ^ П. Е. Истерлинг, Э. Дж. Кенни (главные редакторы), Кембриджская история латинской литературы , стр. 892 (Издательство Кембриджского университета, 1982, переиздано в 1996 г.) ISBN   0-521-21043-7
  96. ^ Эдди и Бойд 2007 , стр. 179–180.
  97. ^ Эванс 2001 , с. 42.
  98. ^ Библейский словарь Мерсера Уотсона Э. Миллса, Роджера Обри Булларда (2001) ISBN   0-86554-373-9 стр. 343
  99. ^ Понтий Пилат в истории и интерпретации Хелен К. Бонд (2004) ISBN   0-521-61620-4, стр. xi
  100. ^ Перейти обратно: а б Иисус и политика его времени Э. Баммеля и CFD Moule (1985) ISBN   0521313449 с. 393
  101. ^ В Иисусе: Полное руководство под редакцией Дж. Л. Хоулдена (8 февраля 2006 г.) ISBN   082648011X стр. 693–694.
  102. ^ Иисус в Талмуде Питера Шефера (24 августа 2009 г.) ISBN   0691143188 стр. 9, 141.
  103. Иисус и Евангелия: введение и обзор Крейга Л. Бломберга (1 августа 2009 г.) ISBN   0805444823 с. 280
  104. ^ Костенбергер, Андреас Дж.; Келлум, Л. Скотт; Куорлз, Чарльз Л. (2009). Колыбель, крест и венец: введение в Новый Завет ISBN   0-8054-4365-7 . стр. 107–109

Источники

[ редактировать ]
Печатные источники
(1991), т. 1, Корни проблемы и личность , ISBN   0385264259
(1994), т. 2, Наставник, Послание и Чудеса , ISBN   0385469926
(2001), т. 3, Товарищи и конкуренты , ISBN   0385469934
(2009), т. 4, Закон и любовь , ISBN   978-0300140965
Веб-источники
  1. ^ Эрман, Барт (25 апреля 2012 г.). «Полный ответ Ричарду Кэрриеру» . Блог Барта Эрмана . Архивировано из оригинала 17 февраля 2019 года . Проверено 2 мая 2018 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 87bfcb711f7a730503ad383716d32c5a__1721716560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/87/5a/87bfcb711f7a730503ad383716d32c5a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Historicity of Jesus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)