Титаны

Греческие божества ряд |
---|
Титаны |
|
В греческой мифологии Титаны , ( древнегреческий : οἱ Τῑτᾶνες , hoi Tītânes , единственное число : ὁ Τῑτᾱ́ν, -ήν ) ho Tītân были доолимпийскими богами. [ 1 ] Согласно « Теогонии» , Гесиода они были двенадцатью детьми первородных родителей Урана (Неба) и Геи (Земли) с шестью Титанами-мужчинами — Океаном , Кеем , Крием , Гиперионом , Япетом и Кроносом — и шестью Титанами-женщинами, называемыми Титаниды hai ( αἱ Τῑτᾱνῐ́δες , Tītānides ) или Титанессы — Тейя , Рея , Фемида , Мнемозина , Феба и Тефия .
После того, как Кронос соединился со своей старшей сестрой Реей, она родила первое поколение олимпийцев: шестерых братьев и сестер Зевса , Аида , Посейдона , Гестию , Деметру и Геру . Некоторые потомки Титанов, такие как Прометей , Атлас , Гелиос и Лето , иногда также называются Титанами.
Титаны были бывшими богами: поколением богов, предшествовавшим олимпийцам . Они были свергнуты в рамках греческого мифа о преемственности, в котором рассказывается, как Кронос захватил власть у своего отца Урана и правил космосом вместе со своими собратьями-титанами, прежде чем был, в свою очередь, побежден и заменен в качестве правящего пантеона богов Зевсом и олимпийцами в течение десяти лет. Годовая война под названием « Титаномахия » ( древнегреческий : ἡ Τῑτᾱνομαχίᾱ , латинизированный : hē Tītānomakhíā , букв. «битва титанов»). В результате этой войны побежденные Титаны были изгнаны из верхнего мира и заключены под стражу в Тартаре . Некоторым Титанам, очевидно, разрешили остаться на свободе.
Генеалогия
[ редактировать ]
Генеалогия Гесиода
[ редактировать ]Согласно Гесиоду , титаническими потомками Урана и Геи были Океан , Кей , Крий , Гиперион , Япет , Тейя , Рея , Фемида , Мнемозина , Феба , Тефия и Кронос . [ 2 ] Восемь братьев и сестер Титанов женились друг на друге: Океан и Тефия, Кой и Феба, Гиперион и Тейя, а также Кронос и Рея. Два других брата Титана поженились за пределами своих ближайших родственников. Япет женился на своей племяннице Климене , дочери Океана и Тефиды, а Крий женился на своей сводной сестре Эврибии , дочери Геи и Понта . Две оставшиеся сестры-титаны, Фемида и Мнемозина, стали женами своего племянника Зевса .
Из Океана и Тефиды произошли три тысячи речных богов и три тысячи Океанид . нимф [ 3 ] От Кеуса и Фебы произошли Лето , другая жена Зевса, и Астерия . [ 4 ] От Крия и Эврибии произошли Астрей , Паллада и Перс . [ 5 ] От Гипериона и Тейи произошли небесные персонификации Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Рассвет). [ 6 ] От Япета и Климены произошли Атлант , Менотий , Прометей и Эпиметей . [ 7 ] От Кроноса и Реи произошли олимпийцы: Гестия , Деметра , Гера , Аид , Посейдон и Зевс. [ 8 ] От Зевса Фемида родила три Хоры (Часа) и три Мойры (Судьбы), [ 9 ] и Мнемозина родила девять муз . [ 10 ]
Хотя потомки титанов Океана и Тефиды, Кроноса и Реи, Фемиды и Мнемозины (т.е. речных богов, Океанид, Олимпийцев, Хор, Мойр и Муз) обычно не считаются Титанами, потомками другие Титаны, в частности: Лето, Гелиос, Атлас и Прометей, сами иногда называются Титанами. [ 11 ]
Родители, супруги и дети двенадцати титанов, согласно «Теогонии» Гесиода. [ 12 ] |
---|
Вариации
[ редактировать ]
Отрывки в разделе «Илиады », названном « Обман Зевса», предполагают возможность того, что Гомер знал о традиции, согласно которой Океан и Тефия (а не Уран и Гея, как у Гесиода) были родителями Титанов. [ 18 ] Дважды Гомер заставляет Геру описать эту пару как «Океан, от которого произошли боги, и мать Тефию», в то время как в том же отрывке Гипнос описывает Океана как «от которого все они произошли». [ 19 ]
Платон в своем «Тимее » приводит генеалогию (вероятно, орфическую), которая, возможно, отражает попытку примирить это очевидное расхождение между Гомером и Гесиодом, где Уран и Гея являются родителями Океана и Тефии, а Океан и Тефия — родителями Кроноса и Гесиода. Рея «и все, что с ними связано», плюс Форций . [ 20 ] В своем «Кратиле » Платон цитирует Орфея, который сказал, что Океан и Тефия были «первыми, кто женился», что, возможно, также отражает орфическую теогонию, в которой Океан и Тефия, а не Уран и Гея, были первобытными родителями. [ 21 ] К двенадцати титанам Гесиода мифограф Аполлодор добавляет тринадцатого титана, Диону , мать Афродиты от Зевса. [ 22 ] Включение Платоном Форкиса, по-видимому, как Титана, а также мифографом Аполлодором включение Дионы предполагает орфическую традицию, в которой канонические двенадцать Титанов состояли из двенадцати Гесиода, причем Форкис и Диона заняли место Океана и Тефиды. [ 23 ]
Римский мифограф Гигин в своей несколько запутанной генеалогии [ 24 ] после перечисления в качестве потомков Эфира (Верхнее Небо) и Земли (Гея), Океана [Океана], Фемиды, Тартара и Понта, затем перечисляются «Титаны», за которыми следуют два из Сторуких Гесиода : Бриарей и Гигес, один из Гесиода Три циклопа : Стероп, затем продолжает свой список Атлас, Гиперион и Полус, Сатурн [Крон], Опс [Рея], Монета , Диона и три фурии : Алекто , Мегера и Тисифона . [ 25 ] Географ Павсаний упоминает, что видел изображение человека в доспехах, который, как предполагалось, был Титаном Анитосом , который, как говорят, поднял аркадскую Деспойну . [ 26 ]
Бывшие боги
[ редактировать ]Титаны как группа представляют собой доолимпийский порядок. [ 27 ] Гесиод использует выражение «прежние боги» ( theoi proteroi ) по отношению к титанам. [ 28 ] Это были изгнанные боги, которые больше не были частью верхнего мира. [ 29 ] Скорее это были боги, обитавшие под землей в Тартаре , [ 30 ] и как таковые их, возможно, считали «богами подземного мира», которые были противоположностью и оппозицией олимпийцев, богов небес. [ 31 ] Гесиод называл титанов «земнорожденными» ( хтоническими ), [ 32 ] а в гомеровском «Гимне Аполлону » Гера молится Титанам, «живущим под землей», призывая их помочь ей против Зевса, как если бы они были хтоническими духами. [ 33 ] Подобным же образом в «Илиаде » Гера, принеся клятву у подземной реки Стикс , «вызвала поименно всех богов под Тартаром, называемых Титанами» в качестве свидетелей. [ 34 ]
Это были более старые боги, но, очевидно, не старые боги коренной группы в Греции, как когда-то считалось, исторически вытесненные новыми богами греческих захватчиков. Скорее, это была группа богов, чья мифология, по-видимому, была заимствована с Ближнего Востока (см. «Ближневосточное происхождение» ниже). [ 35 ] Эти импортированные боги дали контекст и предысторию олимпийских богов, объяснив, откуда взялись эти греческие олимпийские боги и как они заняли свое главенствующее положение в космосе. Титаны были предыдущим поколением и семьей богов, которых олимпийцам пришлось свергнуть и изгнать из верхнего мира, чтобы стать правящим пантеоном греческих богов.
Для Гесиода, возможно, чтобы соответствовать двенадцати олимпийским богам, было двенадцать Титанов: шесть мужчин и шесть женщин, причем некоторые имена Гесиода, возможно, были просто поэтическими выдумками, чтобы получить правильное число. [ 36 ] Гесиода В «Теогонии» , кроме Кроноса, титаны вообще не играют никакой роли в ниспровержении Урана, и мы слышим лишь об их коллективных действиях в Титаномахии, их войне с олимпийцами. [ 37 ] Как группа они больше не играют никакой роли в традиционном греческом мифе и не играют никакой роли в греческом культе. [ 38 ]
Как личности, немногие из Титанов имеют какую-либо отдельную личность. [ 39 ] Помимо Кроноса, единственная фигура, которую Гомер упоминает по имени как Титан, — это Иапет. [ 40 ] Некоторые Титаны, похоже, выполняют только генеалогическую функцию, давая родителей более важным потомкам: Коэус и Феба как родители Лето , матери от Зевса олимпийцев Аполлона и Артемиды ; Гиперион и Тейя как родители Гелиоса , Селены и Эос ; Иапет как отец Атласа и Прометея ; и Крий как отец трех сыновей Астрея , Паллада и Перса , которые сами, похоже, существуют только для того, чтобы стать отцами для более важных фигур, таких как Анемои (Ветры), Ника (Победа) и Геката .
Свергнутый
[ редактировать ]Титаны играют ключевую роль в важной части греческой мифологии — мифе о преемственности. [ 41 ] В нем рассказывалось, как Титан Кронос , младший из Титанов, сверг Уран и как, в свою очередь, Зевс, проведя и выиграв великую десятилетнюю войну, в которой новые боги противостояли старым богам, названную Титаномахией («Война Титанов»). , сверг Кроноса и его товарищей-титанов и в конечном итоге стал последним и постоянным правителем космоса. [ 42 ]
Гесиод
[ редактировать ]
Согласно стандартной версии мифа о преемственности, изложенной в «Теогонии» Гесиода , Уран изначально произвел на свет восемнадцать детей от Геи: двенадцать Титанов, трех Циклопов и трех Гекатонхейров (Сторуких). [ 43 ] но ненавидя их, [ 44 ] он спрятал их где-то внутри Гайи. [ 45 ] Разгневанная и огорченная, Гея вылепила серп из адаманта и призвала своих детей наказать своего отца. Только ее сын Кронос согласился. [ 46 ] Поэтому Гея спрятала Кроноса в «засаде», дала ему адамантиновый серп, а когда Уран пришел лечь с Геей, Кронос протянул руку и кастрировал его отца. [ 47 ] Это позволило родиться Титанам и Кроносу принять на себя верховное командование космосом, а Титаны стали его подчиненными. [ 48 ]

Кронос, теперь получивший контроль над космосом от Урана, хотел гарантировать, что он сохранит контроль. Уран и Гея предсказали Кроносу, что один из собственных детей Кроноса свергнет его, поэтому, когда Кронос женился на Рее, он позаботился о том, чтобы проглотить каждого из детей, которых она родила. Так он поступил с первыми пятью: Гестией , Деметрой , Герой , Аидом , Посейдоном (именно в таком порядке), к великому огорчению Реи. [ 49 ] Однако, когда Рея была беременна Зевсом, Рея умоляла своих родителей Гею и Уран помочь ей спасти Зевса. Поэтому они отправили Рею в Ликтус на Крите, чтобы родить Зевса, а Гея взяла на воспитание новорожденного Зевса, спрятав его глубоко в пещере под горой Эгеон. [ 50 ] Тем временем Рея дала Кроносу огромный камень, завернутый в детскую одежду, который он проглотил, думая, что это еще один ребенок Реи. [ 51 ]

Зевс, теперь уже взрослый, заставил Кроноса (используя какую-то неустановленную хитрость Геи) извергнуть остальных пятерых своих детей. [ 52 ] Затем Зевс освободил своих дядей, циклопов (очевидно, все еще находящихся в заключении под землей вместе с Сторукими, где их первоначально заточил Уран), которые затем предоставили Зевсу его великое оружие, молнию, спрятанную Геей. [ 53 ] Началась великая война, Титаномахия , за контроль над космосом. Титаны сражались с горы Отрис , а олимпийцы сражались с горы Олимп . [ 54 ] На десятом году той великой войны, следуя совету Геи, Зевс освободил Сотников, которые присоединились к войне против Титанов, помогая Зевсу одержать верх. Зевс обрушил ярость своей молнии на титанов, победив их и бросив в Тартар , [ 55 ] с Сотниками в качестве их охраны. [ 56 ]
Гомер
[ редактировать ]встречаются лишь краткие упоминания о Титанах и мифе о преемственности У Гомера . [ 57 ] В « Илиаде » Гомер сообщает нам, что «боги… называемые Титанами» обитают в Тартаре. [ 58 ] В частности, Гомер говорит, что «Иапет и Кронос... не радуются ни лучам Гелиоса Гипериона [Солнца], ни какому-либо ветерку, но вокруг них глубокий Тартар», [ 59 ] и далее, что Зевс «изгнал Кроноса, чтобы тот жил под землей и в беспокойном море». [ 60 ]
Другие ранние источники
[ редактировать ]Краткие упоминания о Титаномахии и заключении титанов в Тартаре встречаются также в гомеровском гимне Аполлону и Эсхила » в « Прометее связанном . [ 61 ] В Гимне Гера, разгневанная Зевсом, взывает к «богам-титанам, живущим под землей около великого Тартара и от которых произошли и боги, и люди». [ 62 ]
В «Привязанном Прометее » Прометей (сын Титана Иапета ) упоминает Титаномахию и свою роль в ней:
Когда впервые небесные силы были разгневаны и между ними возникли взаимные раздоры - некоторые стремились сбросить Кроноса с его престола, чтобы Зевс действительно мог править; другие, стремившиеся к противоположной цели, чтобы Зевс никогда не смог одержать верх над богами, — тогда я, хотя и советовал им лучшее, не смог убедить титанов, детей Неба и Земли; но они, пренебрегая советами хитрости, в гордости своей силы думали овладеть властью без борьбы и силой. ... Что не грубой силой и не насилием, а хитростью тем, кто должен был одержать верх, суждено было победить. И хотя я им все это доказывал, они не обратили на мои слова никакого внимания. При всем этом мне казалось лучшим, что я, присоединившись к матери, встану, как желанный добровольец, на сторону Зевса; и именно по моему совету пещеристый мрак Тартара теперь скрывает внутри себя древнего Кроноса и его союзников. [ 63 ]
Аполлодор
[ редактировать ]Мифограф Аполлодор дает описание мифа о преемственности, аналогичное мифу Гесиода, но с некоторыми существенными отличиями. [ 64 ] добавилась Титанесса Дион . По словам Аполлодора, первоначальных Титанов было тринадцать, и к списку Гесиода [ 65 ] Титаны (вместо первенцев Урана, как у Гесиода) родились после трёх Сторуких и трёх Циклопов . [ 66 ] и хотя Уран заключил в тюрьму этих первых шестерых своих потомков, он, очевидно, оставил Титанов на свободе. Не только Кронос, но и все Титаны, кроме Океана, атаковали Уран. После того, как Кронос кастрировал Уран, титаны освободили Сотников и Циклопов (в отличие от Гесиода, где они, видимо, остались в заточении) и сделали Кроноса своим повелителем, [ 67 ] который затем вновь заточил Сотников и Циклопов в Тартаре. [ 68 ]
Хотя Гесиод не говорит, как Зевс в конечном итоге смог освободить своих братьев и сестер, по словам Аполлодора, Зевсу помогла дочь Океана Метида , которая дала Кроносу рвотное средство , которое заставило его извергнуть своих детей, которых он проглотил. [ 69 ] По словам Аполлодора, на десятом году последовавшей войны Зевс узнал от Геи, что он одержит победу, если будет иметь в качестве союзников Сторуких и Циклопов. Итак, Зевс убил их стража Кампе (деталь, не найденная у Гесиода) и освободил их, а кроме того, что Циклопы подарили Зевсу свою молнию (как у Гесиода), Циклопы подарили еще Посейдону его трезубец , а Аиду — шлем, и «с этим оружием боги победили титанов, заперли их в Тартаре и назначили Соторуких своей стражей». [ 70 ]
Гигин
[ редактировать ]Римский мифограф Гигин в своих «Фабулах » дает необычное (и, возможно, запутанное) описание Титаномахии. [ 71 ] Согласно Гигину, Титаномахия возникла из-за спора между Юпитером и Юноной (римскими эквивалентами Зевса и Геры). Юнона, ревнивая жена Юпитера, разгневалась на мужа из-за сына Юпитера Эпафа от Ио (одной из многочисленных любовниц ее мужа). Из-за этого Юнона подстрекала титанов восстать против Юпитера и вернуть Сатурну (Кроносу) царство богов. Юпитер с помощью Минервы ( Афины ), Аполлона и Дианы ( Артемиды ) подавил восстание и сбросил титанов (как и в других источниках) в Тартар.
После Титаномахии
[ редактировать ]После свержения в Титаномахии Кронос и его товарищи-побежденные титаны были брошены в Тартар:
Именно там, в сыром месте, в самом дальнем уголке огромной земли, по замыслам собирателя облаков Зевса, под мрачным мраком сокрыты боги-титаны. Они не могут выйти, ибо Посейдон поставил на нем бронзовые ворота, а с обеих сторон простирается стена. [ 72 ]
Однако, помимо Кроноса, кто именно из других Титанов должен был быть заточен в Тартаре, неясно. [ 73 ] Единственный первоначальный Титан, упомянутый по имени и находившийся вместе с Кроносом в Тартаре, — это Иапет . [ 74 ]
Но не все Титаны были заточены там. Конечно, Океан , великая река, опоясывающая мир, похоже, остался свободным и, по сути, вообще не сражался на стороне титанов. [ 75 ] В Гесиоде Океан посылает свою дочь Стикс с ее детьми Зелусом (Зависть), Никой (Победа), Кратосом (Сила) и Биа (Сила) сражаться на стороне Зевса против Титанов. [ 76 ] в «Илиаде » Гера говорит, что во время Титаномахии о ней заботились Океан и его жена Титанесса Тефия . [ 77 ] » Эсхила В « Прометее связанном Океан может свободно навестить своего племянника Прометея через некоторое время после войны. [ 78 ] Подобно Океану, Гелиос, титан, сын Гипериона, определенно оставался свободным ежедневно ездить на своей солнечной колеснице по небу, принимая активное участие в событиях, последовавших за Титаномахией. [ 79 ] Свобода Океана, наряду с Гелиосом (Солнцем) и, возможно, Гиперионом (в той степени, в которой он также представлял Солнце), могла бы показаться результатом космологической необходимости, ибо как мог бы мир, окружающий реку или Солнце, быть заперт в Тартаре? [ 80 ]

Что касается других потомков Титанов мужского пола, некоторые, похоже, участвовали в Титаномахии и были за это наказаны, а другие нет или, по крайней мере (как Гелиос), остались на свободе. Трое сыновей Япета, Атлант , Менотий и Прометей, конкретно связаны древними источниками с войной. В «Теогонии» и Атлант, и Менотий получили наказание от Зевса, но Гесиод не говорит, за какое именно преступление они были наказаны. [ 81 ] Известно, что Атлас был наказан Зевсом, заставив его держать небо на своих плечах, но ни в одном из ранних источников этой истории (Гесиод, Гомер, Пиндар и Эсхил ) не говорится, что его наказание было результатом войны. [ 82 ] Однако, по словам Гигина, Атлас возглавил восстание титанов против Зевса (Юпитера). [ 83 ] В «Теогонии» Менотий поражен молнией Зевса и брошен в Эреб «из-за его безумной самонадеянности и чрезмерной гордости». [ 84 ] Неясно, использовал ли Гесиод Эреб как другое имя Тартара (как это иногда делалось) или имел в виду, что наказание Менотия произошло из-за его участия в Титаномахии, и ни один другой ранний источник не упоминает об этом событии, однако Аполлодор говорит, что это было так. [ 85 ] Гесиод не упоминает Прометея в связи с «Титаномахией», но Прометей остается свободным в « Теогонии » за обман Зевса в Меконе и последующую кражу огня , за проступки которого Прометей был, как известно, наказан Зевсом, прикованным к скале. где орел каждый день приходил есть его «бессмертную печень», которая затем каждую ночь отрастала заново. [ 86 ] Однако Эсхила » в « Привязанном Прометее (как упоминалось выше) Прометей говорит, что он был союзником Зевса во время Титаномахии. [ 87 ]

Титанам-женщинам, если они вообще упоминаются, похоже, также было позволено оставаться свободными. [ 88 ] Трое из них, согласно «Теогонии» , становятся женами Зевса : Фемида , Мнемозина и Лето , дочь титанов Кея и Фебы . [ 89 ] Фемида рождает три Хоры (Часы) и три Мойры (Судьбы), а Мнемозина рождает девять Муз . Лето, рождающая олимпийцев Аполлона и Артемиду , принимает активное участие на стороне троянцев в « Илиаде» , а также участвует в истории о великане Титиосе . [ 90 ] Тетис, предположительно вместе со своим мужем Океаном, не принимала участия в войне и, как уже говорилось выше, обеспечивала Гере безопасное убежище во время войны. Рея остается свободной и активной после войны: [ 91 ] появляясь при доставке Лето Аполлона, [ 92 ] как посланник Зевса Деметре, объявляющий о соглашении относительно Персефоны , [ 93 ] вернуть Пелопса к жизни. [ 94 ]
Возможный выпуск
[ редактировать ]» Гесиода В то время как в «Теогонии и «Илиаде» Гомера Кронос и другие титаны заключены в Тартаре — по-видимому, навсегда. [ 95 ] - согласно другой традиции, как указывают более поздние источники, Кронос или другой титан в конечном итоге были освобождены. [ 96 ] Пиндар в одном из своих стихотворений (462 г. до н.э.) говорит, что, хотя Атлас еще «напрягается под тяжестью неба... Зевс освободил титанов», [ 97 ] а в другом стихотворении (476 г. до н.э.) Пиндар изображает Кроноса, фактически правящего на Островах Блаженных , земле, где в загробной жизни обитают греческие герои: [ 98 ]
Те, кто выстоял трижды, с каждой стороны, чтобы сохранить свои души свободными от всех проступков, следуют дорогой Зевса до конца, к башне Кроноса, где океанские бризы обдувают остров блаженных, а золотые цветы пылающие, некоторые исходят от великолепных деревьев на суше, а вода питает других. Этими венками и гирляндами цветов они обвивают свои руки согласно праведным советам Радаманта , которого великий отец, муж Реи, чей трон выше всех остальных, держит рядом с собой как своего партнера. [ 99 ]
«Прометей Лиоменос» , недатированная утраченная пьеса Эсхила (ок. 525 – ок. 455 до н. э.), содержала хор, состоящий из освобожденных титанов. Возможно, даже раньше, чем Пиндара и Эсхила, в двух папирусных версиях отрывка из « Трудов и дней » Гесиода также упоминается, что Кронос был освобожден Зевсом и правил героями, которые отправляются на Остров Блаженных; но другие версии текста Гесиода этого не делают, и большинство редакторов считают эти строки текста более поздними интерполяциями. [ 100 ]
Ближневосточное происхождение
[ редактировать ]
Принято считать, что греческий миф о преемственности был импортирован с Ближнего Востока и что вместе с этим импортированным мифом пришли истории о группе бывших правящих богов, которые были побеждены и смещены и которые были идентифицированы греками как Титаны. [ 103 ] Особенности рассказа Гесиода о титанах можно увидеть в рассказах хурритов , хеттов , вавилонян и других ближневосточных культур. [ 104 ]
Хурро « — хеттский текст Песнь о Кумарби» (также называемый «Царством на небесах »), написанный за пятьсот лет до Гесиода, [ 105 ] рассказывает о преемственности небесных царей: Ану (Небо), Кумарби и боге бури Тешубе , со многими поразительными параллелями с рассказом Гесиода о греческом мифе о преемственности. Как и Кронос, Кумарби кастрирует бога неба Ану и берет на себя его царствование. И, как и Кронос, Кумарби проглатывает богов (и камень?), одним из которых является бог бури Тешуб, который, как и бог бури Зевс, очевидно, побеждает Кумарби и других в войне богов. [ 106 ]
Другие хеттские тексты содержат намеки на «бывших богов» ( karuilies siunes ), именно тех, кого Гесиод называл титанами, theoi proteroi . Как и титаны, этих хеттских каруили сиунов было двенадцать (обычно) в количестве, и в конечном итоге они оказались заточенными в подземном мире богом бури Тешубом, заключенными в тюрьму вратами, которые они не могли открыть. [ 107 ] В хурритском языке хеттские karuilies siunes были известны как «боги подземного мира» ( enna durenna ), и хетты отождествляли этих богов с ануннаками , вавилонскими богами подземного мира. [ 108 ] чье поражение и заключение богом бури Мардуком в вавилонской поэме Энума Элиш (конец второго тысячелетия до нашей эры или раньше), [ 109 ] параллели с поражением и заключением Титанов. [ 110 ] Другие сообщества богов, возможно, связанные с месопотамскими ануннаками, включают Мертвых богов ( Дингируггу ), Изгнанных богов ( ilāni darsūti ) и Побеждённых (или Связанных) богов ( ilāni kamûti ). [ 111 ]
Орфическая литература
[ редактировать ]спарагмосы
[ редактировать ]
В орфической литературе Титаны играют важную роль в том, что часто считается центральным мифом орфизма , спарагмосе , то есть расчленении Диониса , которому в этом контексте часто дают титул Загрей . [ 112 ] Собранная из различных древних источников реконструированная история, обычно излагаемая современными учеными, выглядит следующим образом. [ 113 ] Зевс совокупился с Персефоной в образе змеи, породив Диониса. Его отвозят на гору Ида , где (как и младенца Зевса) его охраняют танцующие куреты . Зевс намеревался сделать Диониса своим преемником на посту правителя космоса, но ревнивая Гера подстрекала титанов, которые, очевидно, в отличие от Гесиода и Гомера, не были заключены в тюрьму в Тартаре, убить ребенка. Титаны отбеливают лица гипсом и, отвлекая младенца Диониса различными игрушками, в том числе и зеркалом, схватили Диониса и разорвали (или разрезали) [ 114 ] его на куски. Затем титаны варили, поджаривали и частично съедали куски. Но Афине удалось спасти сердце Диониса, благодаря чему Зевс смог добиться его возрождения от Семелы.
Антропогония
[ редактировать ]Обычно представленная как часть мифа о расчлененном Дионисе Загрее, это орфическая антропогония, то есть орфическое объяснение происхождения людей. Согласно этому широко распространенному мнению, в наказание за их преступление Зевс поразил титанов своей молнией , и из останков уничтоженных титанов родилось человечество, в результате чего в человеческом наследии осталась наследственная вина за этот первородный грех титанов. и, по некоторым сведениям, «составил основу орфической доктрины о божественности человека». [ 115 ] Однако когда и в какой степени существовала какая-либо орфическая традиция, включавшая эти элементы, является предметом открытых дискуссий. [ 116 ]
Биограф и эссеист II века нашей эры Плутарх связывает спарагмы и наказание титанов, но не упоминает ни антропогонии, ни Орфея, ни орфизма. В своем эссе «О поедании плоти » Плутарх пишет «истории, рассказанные о страданиях и расчленении Диониса, о возмутительных нападениях на него титанов, а также об их наказании и уничтожении молниями после того, как они вкусили его крови». [ 117 ] В то время как, согласно христианскому апологету начала 4-го века нашей эры Арнобиусу и греческому эпическому поэту 5-го века нашей эры Нонну , именно в наказание за убийство Диониса титаны оказываются в тюрьме Зевса в Тартаре. [ 118 ]
Единственным древним источником, явно связывающим спарагмос и антропогонию, является неоплатоник VI века нашей эры Олимпиодор , который пишет, что, по словам Орфея, после того, как титаны расчленили и съели Диониса, «Зевс, разгневанный поступком, поражает их своими молниями». , а из сублимата паров, поднимающихся от них, возникает материя, из которой созданы люди». Олимпиодор далее заключает, что, поскольку титаны съели его плоть, мы, их потомки, являемся частью Диониса. [ 119 ]
Современные интерпретации
[ редактировать ]Некоторые ученые 19-го и 20-го веков, в том числе Джейн Эллен Харрисон , утверждали, что лежит инициатический или шаманский ритуал. в основе мифа о расчленении и каннибализме Диониса титанами [ 120 ] Мартин Личфилд Уэст также утверждает это в отношении шаманских обрядов инициации ранних греческих религиозных практик. [ 121 ]
Этимология
[ редактировать ]Этимология Τiτᾶνες ( Титаны ) неясна. [ 122 ] Гесиод в « Теогонии» дает двойную этимологию, выводя ее из titaino [напрягать] и tisis [мести], говоря, что Уран дал им имя Титаны: «в упрек, ибо он сказал, что они напрягались и совершали самонадеянно страшное дело, и что месть за это придет потом». [ 123 ] Но современные ученые сомневаются в этимологии Гесиода. [ 124 ]
Джейн Эллен Харрисон утверждает, что слово «Титан» происходит от греческого τίτανος, означающего белый «земля, глина или гипс», и что Титаны были «людьми из белой глины», или людьми, покрытыми белой глиной или гипсовой пылью в своих ритуалах. . [ 125 ]
В астрономии
[ редактировать ]Планета Сатурн названа в честь римского эквивалента Титана Кроноса. Самый большой спутник Сатурна, Титан , назван в честь Титанов в целом, а другие спутники Сатурна названы в честь отдельных Титанов, в частности Тефии , Фебы , Реи , Гипериона и Япета . Астроном Уильям Генри Пикеринг утверждал, что открыл еще один спутник Сатурна, который он назвал Фемидой , но это открытие так и не было подтверждено, и имя Фемида было присвоено астероиду 24 Фемида . Астероид 57 Мнемозина также был назван в честь Титана.
Предполагается, что протопланета Тейя была вовлечена в столкновение в ранней Солнечной системе, образовав Луну Земли.
В популярной культуре
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Аннунаки
- Асура
- Циклоп
- Элохим
- Гиганты (греческая мифология)
- Греческие первобытные божества
- Гекатонхейры
- Йотунн
- Привычки
Примечания
[ редактировать ]- ^ Hansen, p. 302; Grimal, p. 457 s.v. Titans; Tripp, p. 579 s.v. Titans; Rose, p. 1079 s.v. Titan; Smith, s.v. Titan 1. .
- ^ Гесиод , Теогония 133–138 .
- ^ Гесиод , Теогония 337–370 .
- ^ Гесиод , Теогония 404–409 .
- ^ Гесиод , Теогония 375–377 .
- ^ Гесиод , Теогония 371–374 .
- ^ Гесиод , Теогония 507–511 .
- ^ Гесиод , Теогония 453–458 .
- ^ Гесиод , Теогония 901–906 , хотя в Теогонии 217 говорят, что Мойры являются дочерьми Никс (Ночи).
- ^ Гесиод , Теогония 915–920 .
- ^ Parada, p. 179 s.v. TITANS; Smith, s.v. Titan 2. ; Rose, p. 143 s.v. Atlas, p. 597 s.v. Leto, p. 883 s.v. Prometheus; Tripp, p. 120 s.v. Atlas, p. 266 s.v. Helius, p. 499 s.v. Prometheus.
- ^ Гесиод , Теогония 132–138 , 337–411 , 453–520 , 901–906, 915–920 ; Колдуэлл, стр. 8–11, таблицы 11–14.
- ↑ Одна из дочерей Океанид Океана и Тефиды, у Гесиода , Теогония 351 . Однако, согласно Аполлодору , 1.2.3 , другой Океаниде, Азия была матерью от Япета Атласа, Менотия, Прометея и Эпиметея.
- ↑ Хотя обычно, как здесь, дочь Гипериона и Тейи, в гомеровском гимне Гермесу (4), 99–100 Селена вместо этого изображается дочерью Паллады, сына Мегамеда.
- ↑ Согласно Платону , Критий , 113d–114a , Атлант был сыном Посейдона и смертного Клейтона .
- ^ В Эсхиле , Прометей, связанный 18, 211, 873 (Зоммерштейн, стр. 444–445, № 2 , 446–447, № 24 , 538–539, № 113 ) Прометей создан как сын Фемиды .
- ↑ Хотя у Гесиода , Теогония 217 , Мойры называются дочерьми Никс (Ночи).
- ^ Фаулер 2013, стр. 8 , 11 ; Хард, стр. 36–37 , с. 40 ; Вест 1997, с. 147; Ганц, с. 11; Буркерт 1995, стр. 91–92 ; Вест 1983, стр. 119–120. Согласно Эпимениду (см. Фаулер 2013, стр. 7–8 ), первые два существа, Ночь и Аэр, породили Тартара , который, в свою очередь, произвел на свет двух Титанов (возможно, Океана и Тетиса), от которых произошло мировое яйцо .
- ^ Гомер , Илиада 14.201 , 302 [= 201], 245 . По данным West 1997, с. 147, эти строки наводят на мысль о мифе, в котором Океан и Тефия являются «прародителями всей расы богов». И, хотя Ганц, с. 11, указывает на то, что слово «мать» может просто относиться к тому факту, что Тетис какое-то время была приемной матерью Геры, как Гера сообщает нам в следующих строках, в то время как ссылка на Океан как на « происхождение богов» может быть «формульный эпитет», относящийся к бесчисленным рекам и источникам, которые были сыновьями Океана (сравните с Илиадой 21.195–197 ), описание Гипноса. Океан как « происхождение для всех» трудно понять иначе, чем то, что для Гомера Океан был отцом титанов.
- ^ Ганц, стр. 11–12, 743; Вест 1983, стр. 117–118; Фаулер 2013, с. 11 ; Платон , Тимей 40d–e .
- ^ Вест 1983, стр. 118–120; Фаулер 2013, с. 11 ; Платон , Кратил 402b [= Орфический фр. 15 Керн ].
- ^ Аполлодор , 1.1.3 , 1.3.1 . Диона также является матерью Афродиты от Зевса в « Илиаде» , 5.370 , 3.374 ; но в « Теогонии» , 191–200 , Афродита родилась из пены, образовавшейся вокруг отрубленных гениталий Урана, когда Кронос бросил их в море.
- ^ Ганц, с. 743.
- ^ Бреммер, с. 5 , называет генеалогию Гигина «странной смесью греческих и римских космогоний и ранних генеалогий».
- ^ Гигин , Басни Теогония 3.
- ^ Павсаний , 8.37.5 .
- ^ Хансен, с. 302: «Как группа Титаны являются старшими богами, бывшими богами, в отличие от олимпийцев, которые являются младшими и нынешними богами».
- ^ Запад 2007, с. 162 ; Жесткий, с. 35 ; Вест 1997, стр. 111, 298; Гесиод , Теогония 424 , 486 . Как отмечает Вудард, с. 154 н. 44, Теогония 486: Οὐρανίδῃ μεγ' ἄνακτι, θεῶναριστης βασιλῆι, что некоторые интерпретируют как означающее Кроноса «бывшего царя богов» (например, Эвелин-Уайт ), другие интерпретируют как означающее Кроноса «царя прежних богов» (например, Мост, стр. 40, 41 ; Вест 1988, стр. 17). см. West 1966, с. 301 на линии 486 заранее.
- ^ Хард, с. 35 : «Существенным моментом является то, что Титаны [являются] бывшими правящими богами, которые были изгнаны из верхнего мира, когда был установлен нынешний божественный порядок»; Вест 1983, с. 164: «Титаны по определению являются изгнанными богами, богами, ушедшими из мира»; Вест 1966, с. 200 в строке 133.
- ^ Ганц, стр. 45–46; Вест 1966, с. 200 в строке 133; Гесиод , Теогония 729 и сл. , 807–814 ; Гомер , Илиада 8.478–481 , 14.274 , 14.278–279 ; 15,225 ; Эсхил (?), Прометей связанный 221 .
- ^ Вудард, стр. 96–97; Вест 1966, с. 201.
- ^ Вудард, с. 97; Гесиод , Теогония 697 .
- ^ Ганц, с. 46; Гомеровский гимн Аполлону (3) 334–339 .
- ^ Атанассакис и Волков, с. 140; Буркерт 1985, с. 200, где Титаны приведены в качестве примера «хтонических богов»; Гомер , Илиада 14.270–279 .
- ^ Вудард, с. 92 ; Хард, стр. 34–35 ; Буркерт 1995, с. 94 ; Колдуэлл, с. 36 в строках 133–137; Вест 1966, с. 200.
- ^ Вест 1966 с. 36, где по поводу списка имен Гесиода говорится: «Сама его неоднородность выдает отсутствие у него традиционной основы. Рея, мать Зевса, должна быть замужем за Кроносом, отцом Зевса. Гиперион, как отец Гелиоса, должен быть отброшен назад». к этому поколению следует отнести и таких древних и почтенных персонажей, как Океан и Тефия, Фемида и Мнемозина, добавив еще четыре бесцветных имени (Коиос, Крейос, Тейя и Фиба), список состоит из шести мужчин и шести женщин»; ср. Вест 1966, с. 200 в строке 133.
- ^ Хард, с. 34 .
- ^ Хард, с. 35 ; West 1966, стр. 200–201, строка 133.
- ^ Колдуэлл, с. 36 в строках 133-137.
- ^ West 1966, стр. 36, 157–158, строка 18.
- ^ Хард, стр. 65–69 ; Вест 1966, стр. 18–19.
- ^ Подробный отчет о Титаномахии и приходе к власти Зевса см. в Gantz, стр. 44–56.
- ^ Гесиод , Теогония 132–153 .
- ^ Гесиод , Теогония 154–155 . Точно, кого из этих восемнадцати детей Гесиод имел в виду, что Уран ненавидел, не совсем ясно: всех восемнадцати, а может быть, только Циклопов и Сторуких. Жесткий, п. 67 ; Вест 1988, с. 7 и Колдуэлл, с. 37 в строках 154–160, всего восемнадцать; в то время как Ганц, с. 10, написано «вероятно, все восемнадцать»; и Мост, с. 15 н. 8 , говорится, что «по-видимому, имеются в виду только… Циклопы и Сторукие», а не двенадцать Титанов. См. также West 1966, с. 206 по строкам 139–53, с. 213 строка 154 γὰρ . Почему Уран ненавидел своих детей, также неясно. Ганц, с. 10 говорит: «Причиной ненависти [Урана] может быть ужасная внешность [его детей], хотя Гесиод не совсем говорит об этом»; в то время как Хард, с. 67 говорит: «Хотя Гесиод не совсем уверен в причине своей ненависти, кажется, что он невзлюбил их, потому что они были ужасны на вид». Однако Уэст 1966, с. 213, строка 155, говорит, что Уран ненавидел своих детей из-за их «угрожающего характера».
- ^ Гесиод , Теогония 156–158 . Тайником внутри Гайи, по-видимому, является ее утроба, см. West 1966, с. 214 в строке 158; Колдуэлл, с. 37 в строках 154–160; Ганц, с. 10. Это место, по-видимому, тоже самое, что и Тартар , см. West 1966, с. 338, строка 618, и Колдуэлл, стр. 338, строка 618. 37 в строках 154–160.
- ^ Гесиод , Теогония 159–172 .
- ^ Гесиод , Теогония 173–182 ; согласно Ганцу, с. 10, Кронос ждал в засаде и протянул руку, чтобы кастрировать Уран, «изнутри тела [Геи], мы поймем, если он тоже пленник».
- ^ Хард, с. 67; Вест 1966, с. 19. Как отмечает Хард, в « Теогонии» , хотя Титаны и были освобождены в результате кастрации Урана, по-видимому, Циклопы и Сторукие остаются в заточении (см. ниже), см. также West 1966, с. 214 в строке 158.
- ^ Гесиод , Теогония 453–467 .
- ^ Гесиод , Теогония 468–484 . Гора Эгаион в остальном неизвестна, и Ликтус больше нигде не связан с рождением Зевса; более поздняя традиция располагала пещеру на горе Ида или иногда на горе Дикте , см. Хард, стр. 74–75; West 1966, стр. 297–298, строка 477, стр. 297–298. 300 на линии 484.
- ^ Гесиод , Теогония 485–491 .
- ^ Ганц, с. 44; Гесиод , Теогония 492–500 .
- ^ Гесиод , Теогония 501–506 ; Хард, стр. 68–69; Вест 1966, с. 206, строки 139–153, стр. 303–305, строки 501–506. Согласно Аполлодору , 1.1.4-5 , после свержения Урана Циклопы (как и Сторукие) были спасены из Тартара титанами, но вновь заключены в тюрьму Кроносом.
- ^ Ганц, с. 45; Вест 1966, с. 340 на строке 632; Гесиод , Теогония 630–634 . Как отметил Уэст, местонахождение Титана на Отрисе было «предположительно... просто потому, что это была главная гора на противоположной стороне [Фессалийской] равнины: нет никаких доказательств того, что это действительно было местопребывание богов, как Олимп. В другом месте говорится, что Титаны когда-то занимали сам Олимп». О титанах на Олимпе см. Гесиод , Труды и дни 110–111 ; Эсхил (?), Прометей связанный 148 ; Аполлоний Родий , Аргонавтика 1.503–508 , 2.1232–1233 .
- ^ Гесиод , Теогония 624–721 . Такова последовательность событий, подразумеваемая в «Теогонии» , например, Хардом, стр. 68; Колдуэлл, с. 65 на строке 636; и Уэст 1966, с. 19. Однако, по мнению Ганца, с. 45: «В отчете Гесиода не совсем говорится, были ли Сотничники освобождены до конфликта или только на десятом году... В конце концов, если не в начале, Сотнерукие сражаются».
- ^ Это обычная интерпретация Теогонии 734–735 (например, Хард, стр. 68 ; Хансен, стр. 25, 159, с добавлением оговорки «предположительно»; Ганц, стр. 45). Однако, по мнению Уэста 1966, с. τοὺς Ἑκατογηρας αὺτοῖς φιλακα ἠπιστεσας в роли тюремных стражников (так Ц. Ф. 277 363 на строках 734–5: «Обычно предполагается , что Сторукие выступают ). Поэт этого не говорит — πιστοὶ φυλακες Διὸς , вероятно, относится к их помощь в бою, ср. 815 kleitoὶ ἐπικουροι » Сравните с Теогонией 817–819 гг .
- ^ Жир, стр. 1, 11, 45.
- ^ Хард, с. 36 ; Гомер , Илиада 14.278–279 . Сравните с Илиадой 14.274 : «боги внизу с Кроносом», и повторяется в Илиаде 15.225 .
- ^ Гомер , Илиада 8.478–481 .
- ^ Гомер , Илиада 14.203–204 .
- ^ Жир, стр. 45–46.
- ^ Гомеровский гимн Аполлону (3) , 334–339 .
- ^ Эсхил (?), Прометей связан 201–223 .
- ^ Хард, стр. 68–69 ; Ганц, стр. 2, 45; Вест 1983, с. 123; Аполлодор , 1.1.1–1.2.1 . Что касается источников Аполлодора, Hard, p. 68, говорится, что версия Аполлодора «возможно, заимствована из утраченной Титаномахии или из орфической литературы»; см. также Ганц, с. 2; Подробное обсуждение источников Аполлодора по его описанию ранней истории богов см. West 1983, стр. 121–126.
- ^ Аполлодор , 1.1.3 .
- ^ Аполлодор , 1.1.1–1.1.2 .
- ^ Аполлодор , 1.1.4 .
- ^ Аполлодор , 1.1.5 . Освобождение и повторное заключение Сторуких и Циклопов, возможно, было способом решить проблему в рассказе Гесиода о том, почему кастрация Урана, освободившая Титанов, по-видимому, также не освободила и шестерых братьев, см. Fowler 2013, p. 26 ; Вест 1966, с. 206 в строках в строках 139–53. В любом случае, как указывает West 1983, стр. 130–131, хотя освобождение «логично, поскольку именно негодование по поводу их заключения побудило Ге подстрекать Титанов свергнуть Уран», их повторное заключение необходимо для того, чтобы позволить их возможное освобождение Зевсом, чтобы помочь ему свергнуть Титанов.
- ^ Аполлодор , 1.1.5–1.2.1 .
- ^ Аполлодор , 1.2.1 .
- ^ Ганц, с. 45; Вест 1966, с. 308 в строке 509; Гигин , Фабулы 150. Согласно Ганцу: «Вполне вероятно, что Гигин перепутал истории о вызове Герой гигантов себе на помощь (как в гомеровском гимне Аполлону ) с свержением титанов».
- ^ Гесиод , Теогония 729–734 , перевод Гленна В. Моста .
- ^ Жир, стр. 45–46.
- ^ Гомер , Илиада 8.478–481 .
- ^ Фаулер 2013, с. 11 ; Жесткий, с. 37 ; Ганц, стр. 28, 46; Вест 1983, с. 119.
- ^ Гесиод , Теогония 337–398 . Переводы использованных здесь имен взяты из Caldwell, p. 8.
- ^ Гомер , Илиада 14.200–204 .
- ^ Эсхил (?), Прометей связан 286–289 .
- ^ Жир, стр. 30–31.
- ^ Ганц, с. 46; Жесткий, с. 37 .
- ^ Жир, стр. 46, 154.
- ^ Ганц, с. 46.
- ^ Ганц, с. 45; Вест 1966, с. 308 в строке 509; Гигин , Басни 150.
- ^ Гесиод , Теогония 514–516 .
- ^ Ганц, стр. 40, 154; Вест 1966, с. 308 в строке 510; Аполлодор , 1.2.3 .
- ^ Ганц, стр. 40, 154–166; Гесиод , Теогония 521–534 .
- ^ Эсхил (?), Прометей связан 201–223 .
- ^ Ганц, с. 46.
- ^ Гесиод , Теогония 901–906, 915–920 .
- ^ Ганц, стр. 38–39; Гомер , Илиада 445–448 , 20.72 , 21.497–501 , 21.502–504 , Одиссея 576–581 .
- ^ Ганц, с. 44.
- ^ Гомеровский гимн Аполлону (3) 93 .
- ^ Гомеровский гимн Деметре (2) 441–444 .
- ^ Вакхилиды , фр. 42 Кэмпбелл, стр. 294, 295 .
- ^ Ганц, с. 46; Буркерт 1985, с. 221; Вест 1966, с. 358.
- ^ Жир, стр. 46–48.
- ^ Пиндар , Пифиан 4.289–291 .
- ^ Ганц, с. 47; Вест 1978, с. 195 на линии 173а.
- ^ Пиндар , олимпиец 2.69–77 .
- ^ Ганц, стр. 46–47; Вест 1988, с. 76, примечание к строке 173; West 1978, стр. 194–196, строки 173a–e.
- ^ Бекман, стр. 155–156, 162 рис. 7.7.
- ^ Резерфорд, стр. 51–52 ; Запад 2007, с. 162 ; Вест 1997, с. 299; Арчи, стр. 114–115.
- ^ Вудард, с. 92 ; Хард, стр. 34–35 ; Буркерт 1995, с. 94 ; Колдуэлл, с. 36 в строках 133–137; Вест 1966, с. 200. Хотя мифология Титана, по-видимому, определенно была импортирована, неизвестно, были ли Титаны первоначально группой богов, родом из Микенской Греции, на которых была просто наложена эта заимствованная мифология. Согласно Уэсту 1966, с. 200: «Вполне вероятно, что Титаны были захвачены с Востока как часть мифа о преемственности, или же что они были богами, родными для Микенской Греции, но достаточно похожими на «старших богов» Ближнего Востока, чтобы их можно было отождествить с ними. "; в то время как согласно Харду, с. 35 : «Возможно, существовала ранняя группа местных богов с таким именем, которых отождествляли с прежними богами импортированного мифа; или же имя Титан было просто титулом, который греки применяли к богам восточного происхождения. Там нет способа сказать, какая альтернатива верна, и в любом случае это не имеет практического значения, поскольку мы ничего не знаем о первоначальной природе Титанов, если бы они когда-то жили отдельно в Греции».
- ^ Подробное обсуждение параллелей мифа о греческой преемственности в ближневосточной мифологии см. Вудард, стр. 92–103 ; Запад, 1997, стр. 276–333; Вест 1966, стр. 19–31.
- ^ Вест 1997, с. 278; Вест 1966, с. 20.
- ^ Вудард, стр. 92–98 ; Вест 1997, стр. 278–280; Запад, 1966, стр. 20–21; Буркерт 1985, с. 127.
- ^ Запад 2007, с. 162 ; Вест 1997, с. 298; Арчи, с. 114.
- ^ Резерфорд, стр. 51–52 ; Запад 2007, с. 162 ; Вест 1997, с. 299; Арчи, стр. 114–115.
- ^ Вудард, с. 99 ; Вест 1983, с. 102.
- ^ Вест 1997, с. 139; Вест 1966, с. 200.
- ^ Вест 1997, с. 299; Буркерт 1995, с. 94 , со с. 203 н. 24.
- ^ Нильссон, с. 202 называет это «кардинальным мифом орфизма»; Гатри, с. 107 , описывает миф как «центральную точку орфической истории», Linforth, p. 307 говорит, что она «обычно считается по существу и особенно орфической и является самой сутью орфической религии», а Parker 2002, p. 495 , пишет, что «это рассматривалось как орфический «архимиф».
- ^ West 1983, стр. 73–74, представляет собой подробную реконструкцию с многочисленными ссылками на древние источники и резюме на стр. 73–74. 140. Другие резюме см. Morford, p. 311; Жесткий, с. 35 ; Март, св Загрей, с. 788 ; Грималь, св Загрей, с. 456; Буркерт 1985, стр. 297–298; Гатри, с. 82 ; см. также Огден, с. 80 . Подробное исследование многих древних источников, относящихся к этому мифу, см. в Linforth, стр. 307–364 . Самый обширный отчет в древних источниках можно найти у Nonnus , Dionysiaca 5.562–70 , 6.155 и далее. , другие основные источники включают Diodorus Siculus , 3.62.6–8 (= Орфический фр. 301 Керн ), 3.64.1–2 , 4.4.1–2 , 5.75.4 (= Орфический фр. 303 Керн ); Овидий , Метаморфозы 6.110–114 ; Афинагор Афинский , Legatio 20 Pratten (= орфический фр. 58 Керн ); Климент Александрийский , Протрептик 2.15, стр. 36–39 Баттерворт (= орфические фр. 34, 35 Керн ); Гигин , Фабулы 155, 167; Суда св Ζαγρεύς . См. также Павсаний , 7.18.4 , 8.37.5 .
- ^ Вест 1983, с. 160 отмечает, что, хотя «многие источники говорят о том, что Диониса «разорвали на части»… те, кто использует более точные формулировки, говорят, что он был изрезан ножом».
- ^ Линфорт, стр. 307–308 ; Спинето, с. 34 . Изложения мифа, включающие антропогонию, см. в Dodds, стр. 155–156 ; Вест 1983, стр. 74–75, 140, 164–166; Гатри, с. 83 ; Буркерт 1985, стр. 297–298; Март, св Загрей, с. 788 ; Паркер 2002, стр. 495–496 ; Морфорд, с. 313.
- ^ См. Spineto, стр. 37–39 ; Эдмондс , 1999 г. Архивировано 14 апреля 2011 г. в Wayback Machine , 2008, 2013 г., глава 9; Бернабе, 2002, 2003 гг.; Паркер 2014 .
- ^ Плутарх , О поедании плоти 1.996 C ; Линфорт, стр. 334 и далее. Эдмондс 1999, стр. 44–47. Архивировано 14 апреля 2011 г. в Wayback Machine .
- ^ Арнобиус , Adversus Gentes 5.19 (стр. 242) (= Орфический фр. 34 Керн ); Нонн , Дионисий 6.206–210 .
- ^ Эдмондс 1999, с. 40. Архивировано 14 апреля 2011 г. в Wayback Machine ; Олимпиодор, Платон Федон 1.3 (= Орфический фр. 220 Керн ); Спинето с. 34 ; Буркерт 1985, с. 463 н. 15; Вест 1983, стр. 164–165; Линфорт, стр. 326 и далее. .
- ^ Харрисон, с. 490 .
- ^ Запад 1983.
- ^ Вудард, с. 97; Жесткий, с. 35 ; Вест 1966, с. 200; Роуз, с. 1079 св Титан.
- ^ Колдуэлл, с. 40 в строках 207–210; Гесиод , Теогония 207–210 . Более подробную информацию см. в West 1966, с. 225–226 в строке 209, титрование .
- ^ Роуз, с. 1079 г. от Титана, называет вывод Гесиода «причудливым», а Хард, с. 35 , описывает это слово как «явно надуманное», добавляя, что «есть некоторые древние свидетельства, позволяющие предположить, что оно могло означать «принцев» или что-то в этом роде»; в то время как Запад р. 225 в строке 209 τιταίνοντας , говорит, что «непонятно, как и почему Титаны «напряглись»».
- ^ Харрисон, стр. 491 и далее.
Ссылки
[ редактировать ]- Эсхил , Прометей, связанный с Эсхилом, с английским переводом Герберта Вейра Смита, доктора философии, в двух томах. Том 2. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета . 1926. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Эсхил , персы. Семь против Фив. Просители. Прометей связан. Отредактировано и переведено Аланом Х. Зоммерштейном. Классическая библиотека Леба № 145. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 2009. ISBN 978-0-674-99627-4 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Аполлоний Родий , Аргонавтика , отредактированный и переведенный Уильямом Х. Рейсом, Классическая библиотека Леба № 1, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2009. ISBN 978-0-674-99630-4 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Арчи, Алсонсо, «Имена первобытных богов», Orientalia , Nova Series, Vol. 59, No. 2. Статьи этого номера посвящены Эйнару фон Шулеру (*28 октября 1930 г. - 15 февраля 1990 г.) (1990), стр. 114–29. JSTOR 43075881 .
- Арнобиус , Семь книг Arnobius Adversus People , перевод Арчибальда Гамильтона Брайса и Хью Кэмпбелла, Эдинбург: Т. и Т. Кларк. 1871. Интернет-архив .
- Атанассакис, Апостолос Н. и Бенджамин М. Волков, Орфические гимны , издательство Университета Джонса Хопкинса, 2013) ISBN 978-1-4214-0882-8 . Гугл Книги .
- Бекман, Гэри, «Внутреннее и искусственно созданное священное пространство в хеттской Анатолии» в книге « Небеса на Земле: храмы, ритуалы и космический символизм в древнем мире », под редакцией Дины Рагаван, Восточный институт Чикагского университета, номер 9, 2013 г., стр. 153–173.
- Бернабе, Альберто (2002), «Паутина Пенелопы: существовал ли орфический миф о Дионисе и титанах?» Обзор истории религий 219 (4): 401–433.
- Бернабе, Альберто (2003), «Вокруг орфического мифа о Дионисе и титанах. Некоторые критические замечания» в книге « От гигантов до Диониса». Смеси предложены Ф. Виану. ДАП Чувин. Александрия: 25–39.
- Бреммер, Ян Н., Греческая религия и культура, Библия и древний Ближний Восток , Брилл, 2008. ISBN 978-90-04-16473-4 .
- Буркерт, Уолтер (1985), Греческая религия , издательство Гарвардского университета , 1985. ISBN 0-674-36281-0 .
- Буркерт, Уолтер (1995), Революция ориентализации: влияние Ближнего Востока на греческую культуру в раннюю архаическую эпоху , перевод Уолтера Беркерта, Маргарет Э. Пиндер, издательство Гарвардского университета , 1995. ISBN 0-674-64364-X .
- Колдуэлл, Ричард, Теогония Гесиода , Focus Publishing/R. Компания Пуллинз (1987). ISBN 978-0-941051-00-2 .
- Кэмпбелл, Дэвид А., Греческая лирика, Том IV: Вакхилиды, Коринна , Классическая библиотека Леба № 461. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-99508-6 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Климент Александрийский , «Обращение к грекам». Спасение богача. Новокрещеным . Перевод Г.В. Баттерворта. Классическая библиотека Леба № 92. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1919. ISBN 978-0-674-99103-3 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета . Интернет-архив, издание 1960 года .
- Диодор Сицилийский , Историческая библиотека, Том III: Книги 4.59-8 . Перевод CH Oldfather . Классическая библиотека Леба № 340. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета , 1939. ISBN 978-0-674-99375-4 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета . Интернет-версия Билла Тэйера
- Эдмондс, Рэдклифф (1999), «Разрыв мифа о Загрее: несколько пренебрежительных замечаний об орфизме и первородном грехе», Classical Antiquity 18 (1999): 35–73. PDF , заархивировано 14 апреля 2011 г. в Wayback Machine .
- Эдмондс, Рэдклифф (2008), «Переработка плащаницы Лаэрта: больше об орфизме и первородном грехе». Архивировано 20 сентября 2020 г. в Wayback Machine , Центр эллинистических исследований.
- Эдмондс, Рэдклифф (2013), «Переосмысление древнего орфизма: исследование греческой религии» , Кембридж; Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03821-9 .
- Фаулер, Р.Л. (2000), Ранняя греческая мифография: Том 1: Текст и введение , Oxford University Press, 2000. ISBN 978-0198147404 .
- Фаулер, Р.Л. (2013), Ранняя греческая мифография: Том 2: Комментарий , Oxford University Press, 2013. ISBN 978-0198147411 .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Гатри, WKC , Орфей и греческая религия: исследование орфического движения , Princeton University Press, 1935. ISBN 978-0-691-02499-8 .
- Грималь, Пьер, Словарь классической мифологии , Уайли-Блэквелл, 1996. ISBN 978-0-631-20102-1 .
- Хансен, Уильям, Справочник по классической мифологии , ABC-CLIO , 2004. ISBN 978-1576072264 .
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 978-0415186360 . Гугл Книги .
- Харрисон, Джейн Эллен , Пролегомены к изучению греческой религии , второе издание, Кембридж: Издательство Кембриджского университета , 1908. Интернет-архив.
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах» и «Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гесиод ; «Труды и дни » в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомеровский гимн Аполлону (3) , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомеровский гимн Деметре (2) , в «Гомеровских гимнах и Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомеровский гимн Гермесу (4) в книге «Гомеровские гимны и Гомерика» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гигин, Гай Юлий , Фабулы в Аполлодора библиотеке Гигина и Фабулы : два справочника по греческой мифологии, перевод, с введениями Р. Скотта Смита и Стивена М. Трзаскома , Hackett Publishing Company, 2007. ISBN 978-0-87220-821-6 .
- Керн, Отто . Orphicorum Fragmenta , Берлин, 1922. Интернет-архив.
- Линфорт, Иван М. , Искусство Орфея , Беркли, Калифорнийский университет Press, 1941. Интернет-версия на HathiTrust.
- Марч, Дженни, Словарь классической мифологии Касселла , Casell & Co, 2001. ISBN 0-304-35788-X . Интернет-архив
- Морфорд, Марк ПО, Роберт Дж. Ленардон, Классическая мифология , восьмое издание, Oxford University Press, 2007. ISBN 978-0-19-530805-1 .
- Мост, Г.В. , Гесиод, Теогония, Труды и дни, Свидетельства, отредактировано и переведено Гленном В. Мостом, Классическая библиотека Леба № 57, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2018. ISBN 978-0-674-99720-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Нильссон, Мартин, П., «Ранний орфизм и движения родственных религий», The Harvard Theological Review , Vol. 28, № 3 (июль 1935 г.), стр. 181–230. JSTOR 1508326
- Нонн , Дионисий ; перевод Роуз, WHD , I Книги I – XV. Классическая библиотека Леба № 344, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1940. Интернет-архив.
- Огден, Дэниел, Дракон: миф о драконе и культ змеи в греческом и римском мирах , Oxford University Press, 2013. ISBN 978-0-19-955732-5 .
- Овидий , Метаморфозы , Брукс Мор. Бостон. Cornhill Publishing Co., 1922 год. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Парада, Карлос, Генеалогический справочник по греческой мифологии , Йонсеред, Пауль Остремс Фёрлаг, 1993. ISBN 978-91-7081-062-6 .
- Паркер, Роберт (2002), «Ранний орфизм» в «Греческом мире » под редакцией Антона Пауэлла, Routledge, 2002. ISBN 978-1-134-69864-6 .
- Паркер, Роберт (2014), Обзор Эдмондса 2013. Классический обзор Брин Мора BMCR 2014.07.13 .
- Павсаний , Павсаний Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Пиндар , Одес , Диана Арнсон Сварлиен. 1990. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Платон , Кратил у Платона в двенадцати томах , Vol. 12 перевод Гарольда Н. Фаулера, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1925. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Платон , Критий у Платона в двенадцати томах , Vol. 9 в переводе WRM Lamb. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1925. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Платон , Тимей у Платона в двенадцати томах , Vol. 9 в переводе WRM Lamb. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1925. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Плутарх , Моралия, том XII: О лике, появляющемся на орбите Луны. О принципе холода. Что полезнее: огонь или вода. Умнее ли наземные или морские животные. Звери рациональны. О поедании плоти . Перевод Гарольда Чернисса, У. К. Хелмбольда. Классическая библиотека Леба № 406. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1957. ISBN 978-0-674-99447-8 Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Резерфорд, Ян, «Канонизация Пантеона: Додекатеон в греческой религии и его истоки» в книге «Боги Древней Греции: идентичности и трансформации» , редакторы Ян Н. Бреммер, Эндрю Эрскин, Edinburgh University Press, 2010. ISBN 978-0748637980 .
- Спинето, Натале, «Модели отношений между Богом и человеком в «язычестве», в книге «В поисках общего человечества: человеческое достоинство и инаковость в религиозных традициях Средиземноморья» , Брилл, 2011. ISBN 978-9004201651 .
- Роуз, HJ , св. Атлас, св. Лето, св. Прометей, св. Титан, в Оксфордском классическом словаре , Хаммонд, NGL и Говард Хейс Скаллард (редакторы), второе издание, Oxford University Press, 1992. ISBN 0-19-869117-3 .
- Смит, Уильям ; Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873 г.). Онлайн-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Трипп, Эдвард, Справочник Кроуэлла по классической мифологии , Thomas Y. Crowell Co; Первое издание (июнь 1970 г.). ISBN 069022608X .
- Уэст, ML (1966), Гесиод: Теогония , Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-814169-6 .
- Уэст, ML (1978), Гесиод: Работы и дни , Clarendon Press. ISBN 0-19-814005-3 .
- Уэст, ML (1983), Орфические стихи , Clarendon Press. ISBN 978-0-19-814854-8 .
- Уэст, ML (1988), Гесиод: Теогония , труды и дни , Oxford University Press. ISBN 978-0-19-953831-7 .
- Уэст, М.Л. (1997), Восточная грань Геликона: западноазиатские элементы в греческой поэзии и мифах , Oxford University Press. ISBN 0198150423 .
- Уэст, ML (2007), Индоевропейская поэзия и миф , OUP Oxford, 2007, ISBN 978-0199280759 .
- Вудард, Роджер Д., «Гесиод и греческий миф» в «Кембриджском справочнике по греческой мифологии » под редакцией Роджера Вударда, Cambridge University Press, 2007. ISBN 978-0521845205 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Титанами, на Викискладе?
Работы, связанные с Теогонией Гесиода, в Wikisource