Томмазо Кампанелла
Томмазо Кампанелла | |
---|---|
![]() Портрет Кампанеллы работы Франческо Коццы | |
Рожденный | Джованни Доменико Кампанелла 5 сентября 1568 г. Стило , Калабрия, Неаполитанское королевство |
Умер | 21 мая 1639 г. Париж, Королевство Франция | (70 лет)
Занятия |
|
Годы активности | 1597–1634 |
Томмазо Кампанелла ОП ( Итальянский: [tomˈmaːzo kampaˈnɛlla] ; 5 сентября 1568 г. - 21 мая 1639 г.), [1] в крещении Джованни Доменико Кампанелла был итальянским монахом-доминиканцем , философом, теологом, астрологом и поэтом.
Кампанелла был привлечен к ответственности римской инквизицией за ересь в 1594 году и помещен под домашний арест на два года. Обвиненный в заговоре против испанских правителей Калабрии в 1599 году, он был подвергнут пыткам и отправлен в тюрьму, где провел 27 лет. В это время он написал свои самые значительные работы, в том числе «Город Солнца» , утопию, описывающую эгалитарное теократическое общество, в котором собственность является общей.
Биография
[ редактировать ]Родился в нищете в Стило , [2] в провинции Реджо-ди-Калабрия в Калабрии , на юге Италии, Кампанелла был вундеркиндом . Сын неграмотного сапожника , он вступил в Доминиканский орден до четырнадцати лет. [3] взяв имя фра Томмазо в честь Фомы Аквинского . Он изучал теологию и философию у нескольких мастеров.
Вначале он разочаровался в аристотелевской ортодоксальности и был привлечен эмпиризмом Бернардино Телезио ( 1509–1588), который учил, что знание — это ощущение и что все вещи в природе обладают ощущениями. Кампанелла написал свою первую работу Philosophia sensibus demostrata («Философия, демонстрируемая чувствами»), опубликованную в 1592 году, в защиту Телезио. [4]
В 1590 году он был в Неаполе , где получил посвящение в астрологию ; астрологические рассуждения станут постоянной чертой его сочинений. взгляды Кампанеллы Неортодоксальные , особенно его неприятие авторитета Аристотеля , привели его к конфликту с церковными властями. Донесенный до римской инквизиции , он был арестован в Падуе в 1594 году и предстал перед Священной канцелярией в Риме . Он был заключен в монастырь до 1597 года. [5]
После освобождения Кампанелла вернулся в Калабрию, где его обвинили в руководстве заговором против испанского правления в его родном городе Стило. Целью Кампанеллы было создание общества, основанного на общности имущества и жен, поскольку на основе пророчеств Иоахима Фиорского и своих собственных астрологических наблюдений он предвидел наступление Эры Духа в 1600 году. [6] Преданный двумя своими товарищами по заговору, он был схвачен в 1599 году и заключен в тюрьму в Неаполе , где его пытали на дыбе . [7] Даже находясь в тюрьме, Кампанелла сумел повлиять на интеллектуальную историю начала семнадцатого века, поддерживая эпистолярные контакты с европейскими философами и учеными, неаполитанскими культурными кругами и комиссарами Караваджо. [8] Наконец, Кампанелла полностью сознался, и его бы казнили, если бы он не симулировал безумие и не поджег свою камеру. Его пытали далее, в общей сложности семь раз. Искалеченный и больной Кампанелла был приговорен к пожизненному заключению. [9] [ нужна страница ]

Кампанелла провел двадцать семь лет в заключении в Неаполе, в различных крепостях. Во время заключения он написал свои важнейшие произведения: «Монархия Испании» (1600), «Политические афоризмы» (1601), «Atheismus Triumphatus» ( «Побеждённый атеизм» , 1605–1607), «Quod reminiscetur » (1606?), «Метафизика» (1609–1623), Теология (1613–1624) и его самая известная работа « Город Солнца» (первоначально написанная на итальянском языке в 1602 году; опубликованная на латыни во Франкфурте (1623 г.), а затем в Париже (1638 г.).
Он защищал Галилео Галилея на первом суде над Галилеем своей работой «Защита Галилея» (написанной в 1616 году, опубликованной в 1622 году). [10] В 1632 году, перед вторым судом над Галилеем, Кампанелла писал Галилею: [11]
К моему величайшему неудовольствию, я услышал, что разгневанные теологи Конгрегации стремятся запретить «Диалоги Вашего Превосходительства», и [что] на них не будет никого, кто разбирается в математике или непонятных вещах. Имейте в виду, что хотя Ваше Превосходительство и заявляет, что было уместно запретить теорию движения Земли, вы не обязаны верить, что доводы тех, кто вам противоречит, хороши. Это богословское правило, подтвержденное вторым Никейским собором, который постановил, что Angelorum представляет depingi debent, quam'am vere corporei sunt (Образы ангелов должны быть изображены такими, как они есть во плоти): пока указ действителен, причина этого нет, поскольку сегодня все ученые говорят, что ангелы бестелесны. Есть много других фундаментальных причин. Я боюсь насилия со стороны людей, которые этого не понимают. Наш Папа много шумит против этого и говорит как Папа, но вы об этом не слышали и не можете об этом подумать. По моему мнению, Вашему Превосходительству следует написать великому герцогу Тосканскому, что, поскольку они включают в этот совет доминиканцев, иезуитов, театинов и светских священников, выступающих против ваших книг, то им следует принять и отца Кастелли и меня.

Кампанелла был наконец освобожден из тюрьмы в 1626 году. [3] через папу Урбана VIII , который лично ходатайствовал за него перед Филиппом IV Испанским . Доставленный в Рим и какое-то время удерживаемый Святой Канцелярией, Кампанелла был восстановлен на полную свободу в 1629 году, поскольку Урбан остро нуждался в магических навыках Кампанеллы, чтобы защитить его от опасностей двух предстоящих затмений . Враги Папы думали, что смогут воспользоваться его доверчивостью, и уверенно предсказывали, что затмения 1628 и 1630 годов наверняка ознаменовали кончину Папы. Кампанелла применил в жизнь естественные магические практики, описанные в его коротком трактате Desiderali fato vitando («Как избежать судьбы, диктуемой звездами»). [3] Магия Кампанеллы сработала, и Папа выжил. Взамен последний позволил магу основать в Риме школу для проповеди своих идей, игнорируя при этом его вопиющие ереси. [12] Он прожил пять лет в Риме, где был советником Урбана по астрологическим вопросам.
В 1634 году новый заговор в Калабрии, возглавляемый одним из его последователей, грозил новыми волнениями. С помощью кардинала Барберини и французского посла де Ноай он бежал во Францию, где был принят при дворе Людовика XIII с заметной благосклонностью. [3] Под защитой кардинала Ришелье и назначенной королем пенсией он провел остаток своих дней в монастыре Сен-Оноре в Париже . Последним его произведением стало стихотворение, посвященное рождению будущего Людовика XIV ( Ecloga in portentosam Delphini nativitatem ).
Книга Кампанеллы «De sensu rerum et magia» (1620) отчасти послужила источником вдохновения для создания первого полноценного повествования на английском языке — Чарльза Гилдона ( «Золотого шпиона» 1709). [13]
Историк Джон Хедли описал Кампанеллу как «человека, который стремился дестабилизировать господствующие силы того, что он называл тиранией, софистикой и лицемерием, и встряхнуть мир, установив новый порядок». [14]
Работает
[ редактировать ]
- Философия, демонстрируемая чувствам , 1591 г.
- Монархия Мессии , 1605 г.
- Продром для восстановления философии , 1617 г.
- Апология про Галилея (на латыни). Франкфурт-на-Майне: Готфрид Тампак. 1622.
- Город солнца , 1602 год (лат. Civitas solis , 1623)
- Триумф атеизма , 1631 г., Париж, 1636 г.
- Медицинские книги (на латыни). Лугдуни: из мастерской Джона Пиллеотта: на средства Джона Каффина и Фрэнсиса Плейнара. 1635 г.
- Метафизика (на латыни). Том. 1. Париж. 1638 г.
- Метафизика (на латыни). Том. 2. Париж. 1638 г.
- Метафизика (на латыни). Том. 3. Париж. 1638 г.
- Стихи . Бари: Латерца. 1915.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Фирпо, Луиджи (1974). «КАМПАНЕЛЛА, Томмазо» . Биографический словарь итальянцев (на итальянском языке). Том 17.
- ^ Германа Эрнст, Томмазо Кампанелла: Книга и тело природы , Дордрехт, Springer, 2010, стр. 8.
- ^ Jump up to: а б с д Эрнст, Джермана, «Томмазо Кампанелла», Стэнфордская энциклопедия философии (выпуск осенью 2014 г.), Эдвард Н. Залта (ред.)
- ^ Чисхолм 1911 .
- ^ «Томмасо Кампанелла (1568–1639)», Проект Галилея, Университет Райса
- ^ Коррадо Клаверини, Томмазо Кампанелла и Джоаккино да Фьоре. «Возобновление конфликта», начиная с утопической и апокалиптической мысли, «Giornale Critico di Storia delle Idee», 11, 2014 г. (на итальянском языке).
- ^ К. Дентис из Аккадии, Томмазо Кампанелла, 1921, стр. 43–44 (на итальянском языке)
- ^ Джардино, Алессандро (2017). «Семь дел милосердия» . Овен . 17 (2): 149–170. дои : 10.1163/15700593-01600100 .
- ^ Норман Дуглас, Смерть западной культуры
- ^ Апология Галилея , опубликовано на латыни издательством Impensis Godefridi Tampachii, напечатано Эразмом Кемффери во Франкфурте, Германия.
- ^ Мемуары и неопубликованное письмо Галилео Галилея , вторая часть, опубликовано в Модене, 1821 г., стр. 144. Отец Томмазо Кампанелла Галилею. (Книжный магазин Нелли) Рим, 25 сентября 1632 г. К моему большому разочарованию я услышал, что формируется Конгрегация разгневанных богословов, чтобы запретить «Диалоги вашей светлости»; и никто в него не заходит. кто знает математику и тайные вещи. Обратите внимание, что хотя ваш ВС и утверждает, что мнение о движении Земли было хорошо запрещено, вы не обязаны верить, что даже причины противоречивых являются хорошими. Это богословское правило; и это доказывается тем, что на втором Никейском соборе было постановлено, что Ангелорум воображает depingi debent, quom'am nere corporei sunt: действителен указ, а не причина; поскольку все схоласты говорят, что Ангелы в наше время бестелесны. Есть много других фондов. Я сомневаюсь в насилии со стороны людей, которые не знают. «Отче наш» возмущается и говорит «ex ora Pope», но вы не осведомлены и не можете об этом думать. По-моему, по-моему, пусть великий герцог напишет, что, поскольку они выставили в этой Конгрегации доминиканцев, и иезуитов, и театинов, и светских священников против ваших книг, они допускают и отца Кастелли, и меня.
- ^ Ханнэм, Джеймс (2010). Божьи философы . Лондон: Icon Books Ltd., стр. 320–21. ISBN 978-184831-150-3 .
- ^ Дж. Ву, «Nobilitas sola est atq; unica Virtus»: Шпионаж и политика добродетели в «Золотом шпионе»; или Политический журнал британских ночных развлечений (1709)», Журнал исследований восемнадцатого века 40: 2 (2017), 237–253 doi: 10.1111/1754-0208.12412
- ^ Хедли, Джон М. (15 января 2019 г.). Томмазо Кампанелла и трансформация мира . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691657172 .
Ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Кампанелла, Томмазо ». Британская энциклопедия . Том. 5 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Эрнст, Германия; Де Лукка, Жан-Поль. «Томмазо Кампанелла» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Работы Томмазо Кампанеллы в Project Gutenberg
- Работы Томмазо Кампанеллы или о нем в Интернет-архиве
- Работы Томмазо Кампанеллы в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Питер Форшоу (2010) «Астрология, ритуалы и революция в творчестве Томмазо Кампанеллы (1568–1639)».
- Работает в английских переводах
- Город Солнца ; Поэтический диалог между гроссмейстером рыцарей-госпитальеров и генуэзским капитаном, его гостем. Переведено на английский редактором Генри Морли, Project Gutenberg.
- Город Солнца (текст взят из книги Ideal Commonwealths, PF Collier & Son, Нью-Йорк. 1901 г. Представлено eBooks@Adelaide Библиотекой Университета Аделаиды, Южная Австралия)
- Идеальные Содружества ; Содержит выдержки из «Города Солнца» и краткую биографию, написанную редактором: Генри Морли, профессором английской литературы Университетского колледжа Лондона; Пятое издание, 1890 г., Проект Гутенберг.
- Сонеты Микеланджело Буонарротти и Томмазо Кампанеллы , 1878; переведен на рифмованный английский Джоном Аддингтоном Саймондсом , автором книги «Ренессанс в Италии» .
- 1568 рождений
- 1639 смертей
- Люди из Стило
- Итальянские философы XVI века.
- Итальянские писатели-мужчины XVI века
- Итальянские римско-католические богословы XVI века
- Итальянские писатели-мужчины
- Итальянские астрологи
- Астрологи XVI века
- Астрологи 17 века
- Итальянские доминиканцы
- Авторы утопической литературы
- Итальянские писатели XVI века.
- Итальянские писатели XVII века.
- Писатели-мужчины 17 века
- Итальянские философы XVII века.
- Итальянские эмигранты во Франции
- Критики атеизма
- Протосоциалисты
- Итальянские римско-католические богословы 17 века