Jump to content

Новое медиа-искусство

(Перенаправлено из Медиаискусства )
Скриншот Newskool ASCII со словами «Закрытое общество II»
Эдуардо Каца Инсталляция "Бытие" Ars Electronica 1999 г.
10.000 движущихся городов, Марк Ли , 2013, Национальный музей современного искусства Сеул, Корея

Новое медиаискусство включает в себя произведения искусства, созданные и созданные с помощью электронных медиатехнологий . Он включает в себя виртуальное искусство , компьютерную графику , компьютерную анимацию , цифровое искусство , интерактивное искусство , звуковое искусство , интернет-искусство , видеоигры , робототехнику , 3D-печать , иммерсивную инсталляцию и искусство киборгов . Этот термин определяется созданным таким образом произведением искусства, которое отличается от произведений обычного изобразительного искусства, такого как архитектура, живопись или скульптура.

Искусство новых медиа зародилось в мире науки, искусства и перформанса. Некоторые общие темы, встречающиеся в искусстве новых медиа, включают базы данных, политический и социальный активизм, афрофутуризм, феминизм и идентичность. Повсеместная тема, встречающаяся повсюду, - это включение новых технологий в работы. Акцент на медиуме является определяющей чертой большей части современного искусства , и многие художественные школы и крупные университеты теперь предлагают специальности «Новые жанры» или «Новые медиа», а на международном уровне появляется все больше программ последипломного образования. [1]

Искусство новых медиа может включать в себя различные степени взаимодействия между произведением искусства и наблюдателем или между художником и публикой, как в случае с перформансом . Некоторые теоретики и кураторы отмечают, что такие формы взаимодействия не отличают искусство новых медиа, а скорее служат общей основой, имеющей параллели в других направлениях современной художественной практики. [2] Такие идеи подчеркивают формы культурной практики, возникающие одновременно с появлением новых технологических платформ, и ставят под сомнение акцент на технологических медиа как таковых. Искусство новых медиа включает в себя сложные методы курирования и сохранения, которые усложняют сбор, установку и выставку произведений, чем в большинстве других медиа. [3] Многие культурные центры и музеи были созданы для удовлетворения растущих потребностей нового медиа-искусства.

Истоки нового медиа-искусства можно проследить до изобретений XIX века в области движущихся изображений, таких как фенакистископ ( 1833 г.), праксиноскоп (1877 г.) и Эдверда Мейбриджа зоопраксископ (1879 г.). С 1900-х по 1960-е годы различные формы кинетического и светового искусства, от Томаса Уилфреда (1919) и световых органов «Clavilux». «Lumia» [4] «Посвящение Жана Тэнгли Самоуничтожающуюся скульптуру Нью-Йорку » (1960) можно рассматривать как прародителя нового медиа-искусства. [5]

Стив Диксон в своей книге « Цифровое представление: новые технологии в театре, танце и перформансе» утверждает, что авангардное художественное движение начала двадцатого века «Футуризм» стало местом зарождения слияния технологий и перформанса. Некоторые из первых примеров артистов-перформансов, которые экспериментировали с современным на тот момент освещением, кино и проекцией, включают танцовщиц Лои Фуллер и Валентина де Сен-Пойнт . Карикатурист Уинзор Маккей выступал синхронно с анимационным динозавром Герти во время турне в 1914 году. К 1920-м годам многие артисты кабаре начали включать кинопроекцию в представления. [5]

Роберта Раушенберга «Вещание» Произведение (1959), состоящее из трех интерактивных перенастраиваемых радиоприемников и картины, считается одним из первых примеров интерактивного искусства. Немецкий художник Вольф Фостелл экспериментировал с телевизорами в своей инсталляции «ТВ-деколлажи» (1958). Работы Фостелла повлияли на Нам Джун Пайка , который создал скульптурные инсталляции с сотнями телевизоров, демонстрировавших искаженные и абстрактные кадры. [5]

Начиная с 1970-х годов в Чикаго произошел всплеск художников, экспериментировавших с видеоартом и сочетающих новейшие компьютерные технологии со своими традиционными средами, включая скульптуру, фотографию и графический дизайн. Многие из участвовавших в проекте художников были аспирантами Школы Чикагского института искусств , в том числе Кейт Хорсфилд и Лин Блюменталь , которые в 1976 году стали сооснователями Video Data Bank . [6] Другой участвовавшей художницей была Донна Кокс . Она сотрудничала с математиком Джорджем Фрэнсисом и ученым-компьютерщиком Рэем Идашаком в проекте « Венера во времени» , в котором математические данные изображались в виде цифровых 3D-скульптур, названных в честь их сходства с палеолитическими статуями Венеры . [7] В 1982 году художница Эллен Сандор и ее команда (art)n Laboratory создали среду под названием PHSCologram , что означает фотографию, голографию, скульптуру и компьютерную графику. Ее визуализация вируса СПИДа была изображена на обложке журнала IEEE Computer Graphics and Applications в ноябре 1988 года. [6] В Университете Иллинойса в 1989 году члены Лаборатории электронной визуализации Каролина Круз-Нейра , Томас ДеФанти и Дэниел Дж. Сандин совместно создали то, что известно как CAVE или Cave Auto Virtual Environment — раннее погружение в виртуальную реальность с использованием обратной проекции. [8]

В 1983 году Рой Аскотт представил концепцию «распределенного авторства» в своем всемирном телематическом проекте La Plissure du Texte. [9] для Фрэнка Поппера «Электры» в Музее современного искусства де ла Виль де Пари . Развитие компьютерной графики в конце 1980-х годов и технологий реального времени в 1990-х годах в сочетании с распространением Сети и Интернета способствовало появлению новых и разнообразных форм интерактивного искусства Кена Фейнгольда , Линн Хершман Лисон , Дэвида Рокби , Кен Ринальдо , Перри Хоберман , Тамас Валички ; телематическое искусство Роя Эскотта , Пола Сермона , Майкла Белицкого ; Интернет-арт Вука Чосича , Йоди ; виртуальное и иммерсивное искусство Джеффри Шоу , Мориса Бенаюна , Моники Флейшманн и крупномасштабные городские инсталляции Рафаэля Лозано-Хеммера . В Женеве Центр современного образа (CIC) совместно с Центром Жоржа Помпиду из Парижа и Музеем Людвига в Кёльне создал первый интернет-видеоархив нового медиа-искусства. [10]

Маурицио Болоньини , «Запечатанные компьютеры» (Ницца, Франция, 1992–1998 гг.). Эта инсталляция использует компьютерные коды для создания бесконечных потоков случайных изображений, которые никто не увидит. (Изображения генерируются постоянно, но не позволяют им стать физическими произведениями искусства). [11]
Кожа мира (1997), Мориса Бенаюна интерактивная инсталляция виртуальной реальности ( Фото-сафари в стране войны)

Одновременно достижения в области биотехнологий позволили таким художникам, как Эдуардо Кац, начать исследовать ДНК и генетику как новую художественную среду. [12]

На новое медиа-искусство оказали влияние теории, разработанные вокруг взаимодействия, гипертекста , баз данных и сетей . Важными мыслителями в этом отношении были Ванневар Буш и Теодор Нельсон , тогда как аналогичные идеи можно найти в литературных произведениях Хорхе Луиса Борхеса , Итало Кальвино и Хулио Кортасара .

В книге New Media Art Марк Трайб и Рина Яна назвали несколько тем, к которым обращается современное искусство новых медиа, включая компьютерное искусство , сотрудничество , идентичность , присвоение , открытый исходный код , телеприсутствие , наблюдение, корпоративную пародию, а также вмешательство и хактивизм . [13] В книге Postdigitale , [14] Маурицио Болоньини предположил, что у художников новых медиа есть один общий знаменатель: самореферентные отношения с новыми технологиями, результат нахождения себя внутри эпохальной трансформации, определяемой технологическим развитием.

Искусство новых медиа предстает не как набор однородных практик, а как сложная область, объединяющаяся вокруг трех основных элементов: 1) художественной системы, 2) научных и промышленных исследований и 3) политико-культурного медиа-активизма. [15] Существуют существенные различия между художниками-учеными, художниками-активистами и художниками-технологами, близкими к художественной системе, которые не только имеют разное образование и технокультуру, но и имеют разное художественное производство. [16] Это следует принимать во внимание при рассмотрении нескольких тем, затрагиваемых искусством новых медиа.

Нелинейность может рассматриваться как важная тема в искусстве новых медиа для художников, разрабатывающих интерактивные, генеративные, совместные, иммерсивные произведения искусства, таких как Джеффри Шоу или Морис Бенаюн, которые исследовали этот термин как подход к рассмотрению различных форм цифровых проектов, в которых контент транслируется. на опыте пользователя. Это ключевая концепция, поскольку люди усвоили представление о том, что они привыкли видеть все линейно и ясно. Теперь искусство выходит из этой формы и позволяет людям создавать свои собственные впечатления от произведения. Нелинейность описывает проект, который уходит от традиционного линейного повествования, исходящего из романов, театральных постановок и фильмов. Нелинейное искусство обычно требует участия аудитории или, по крайней мере, того факта, что «посетитель» принимается во внимание представлением, изменяя отображаемый контент. Аспект участия в новом медиа-искусстве, который для некоторых художников стал неотъемлемой частью, возник в книге Аллана Капроу . » «Хеппенинги и стал вместе с Интернетом важным компонентом современного искусства.

Взаимосвязь и интерактивность Интернета , а также борьба между корпоративными интересами, интересами правительства и общественными интересами, которые сегодня породили Интернет, вдохновляют множество современных новых медиа-искусств.

Базы данных

[ редактировать ]

Одной из ключевых тем в искусстве новых медиа является создание визуального представления баз данных. Пионерами в этой области являются Лиза Штраусфельд , Мартин Ваттенберг. [17] и Альберто Фриго. [18] В 2004–2014 годах статья Джорджа Легради «Сделать видимое невидимым» отображала обычно невидимые библиотечные метаданные предметов, недавно проверенных в Публичной библиотеке Сиэтла, на шести ЖК-мониторах за стойкой выдачи. [19] Эстетика баз данных привлекает художников новых медиа как минимум по двум причинам: формально как новая вариация нелинейных повествований; и политически как средство свержения того, что быстро становится формой контроля и власти.

Политическая и социальная активность

[ редактировать ]

Многие новые медиа-арт-проекты также работают с такими темами, как политика и общественное сознание, обеспечивая социальную активность посредством интерактивного характера средств массовой информации. Новое медиа-искусство включает в себя «исследования кода и пользовательского интерфейса; исследование архивов, баз данных и сетей; производство с помощью автоматизированных методов очистки, фильтрации, клонирования и рекомбинации; применение слоев пользовательского контента (UGC); краудсорсинг идей в социальных сетях». медиа-платформы; узкое распространение цифровых личностей на «бесплатных» веб-сайтах, заявляющих об авторских правах, и провокационные выступления, вовлекающие аудиторию в качестве участников». [20]

Афрофутуризм

[ редактировать ]

Афрофутуризм — это междисциплинарный жанр, который исследует опыт африканской диаспоры , преимущественно в Соединенных Штатах, путем деконструкции прошлого и представления будущего через темы технологий, научной фантастики и фэнтези. Музыкант Сунь Ра , считающийся одним из основателей афрофутуризма, считал, что сочетание технологий и музыки может помочь человечеству преодолеть недуги общества. [21] Его группа The Sun Ra Arkestra объединила традиционный джаз со звуком и исполнительским искусством и была одной из первых музыкантов, выступавших с синтезатором. [22] В двадцать первом веке произошло возрождение эстетики и тем афрофутуризма с участием таких художников и сотрудничества, как Джесси Джуманджи и Черный квантовый футуризм , а также художественных образовательных центров, таких как Black Space в Дареме, Северная Каролина. [23]

Феминизм и женский опыт

[ редактировать ]

японской художницы Марико Мори Мультимедийная инсталляция «Волна НЛО» (1999–2003) была направлена ​​на изучение науки и представлений, лежащих в основе изучения сознания и нейробиологии. Изучение способов проведения исследований в этих областях в существенно редукционистской манере. В работе Мори подчеркивалась необходимость того, чтобы эти области стали более целостными и включали в себя стимулы и понимание мира из философии и гуманитарных наук. [24] швейцарского художника Пипилотти Риста Иммерсивная видеоинсталляция (2008) «Pour Your Body Out» исследует дихотомию красоты и гротеска в мире природы и их связь с женским опытом. Масштабная инсталляция с обзором на 360 градусов включала проекторы в форме груди и круглые розовые подушки, которые приглашали зрителей расслабиться и погрузиться в яркие цвета, психоделическую музыку, а также заняться медитацией и йогой. [24] Американский кинорежиссер и художница Линн Хершман Лисон исследует в своих фильмах темы идентичности, технологий и стирания женских ролей и вклада в технологии. В ее фильме (1999 г. «Зарождение Ады ») изображен ученый-компьютерщик и художница новых медиа по имени Эмми, которая пытается и преуспевает в создании способа общения через киберпространство с Адой Лавлейс , англичанкой, которая создала первую компьютерную программу в 1840-х годах с помощью искусственного интеллекта. интеллект. [25]

Личность

[ редактировать ]

Основанная на аутсайдерском искусстве, New Media стала для художника идеальной средой для исследования тем идентичности и репрезентации. В Канаде мультидисциплинарные художники из числа коренных народов, такие как Шерил Л'Ирондель и Кент Монкман, включили в свои работы темы пола, идентичности, активизма и колонизации. [26] Монкман, художник кри, выступает и появляется как их альтер-эго Мисс Шеф Игл Тестикл в кино, фотографии, живописи, инсталляциях и перформансах. Монкман описывает Мисс Шеф как образ двудушной или небинарной личности, которая не подпадает под традиционное описание сопротивления. [27]

Будущее нового медиа-искусства

[ редактировать ]

Появление 3D-печати открыло новый мост к новому медиа-искусству, соединив виртуальный и физический миры. Развитие этой технологии позволило художникам объединить вычислительную базу нового медиа-искусства с традиционной физической формой скульптуры. Пионером в этой области был художник Джонти Гурвиц , который создал первую известную скульптуру анаморфозы, используя эту технику.

Долголетие

[ редактировать ]

Поскольку технологии, используемые для создания произведений искусства новых медиа, таких как фильмы , кассеты , веб-браузеры , программное обеспечение и операционные системы , устаревают, искусство новых медиа сталкивается с серьезными проблемами, связанными с проблемой сохранения произведений искусства после времени их современного производства. исследовательские проекты по сохранению искусства новых медиа, В настоящее время реализуются чтобы улучшить сохранение и документирование хрупкого наследия медиа-искусства (см. DOCAM – Документирование и сохранение наследия медиа-искусства ).

Существуют методы сохранения, включая перевод произведения с устаревшего носителя на родственный новый носитель, [28] цифровое архивирование медиа (см. Rhizome ArtBase , в котором хранится более 2000 работ, и Интернет-архив ), а также использование эмуляторов для сохранения работ, зависящих от устаревшего программного обеспечения или сред операционной системы. [29] [30]

Примерно в середине 90-х годов остро встал вопрос хранения произведений в цифровом виде. Цифровое искусство, такое как движущиеся изображения, мультимедиа, интерактивные программы и компьютерное искусство, обладает свойствами, отличными от физических произведений искусства, таких как картины маслом и скульптуры. В отличие от аналоговых технологий, цифровой файл можно скопировать на новый носитель без какого-либо ухудшения его содержания. Одна из проблем сохранения цифрового искусства заключается в том, что форматы постоянно меняются со временем. Предыдущие примеры перехода включают переход от 8-дюймовых дискет к 5,25-дюймовым дискетам, от 3-дюймовых дискет к CD-ROM и от DVD к флэш-накопителям. На горизонте виднеется устаревание флэш-накопителей и портативных жестких дисков, поскольку данные все чаще хранятся в облачных онлайн- хранилищах . [31]

Музеи и галереи процветают благодаря возможности представлять и сохранять физические произведения искусства. Искусство новых медиа бросает вызов оригинальным методам мира искусства, когда дело касается документации, подхода к сбору и сохранению. Технологии продолжают развиваться, а природа и структура художественных организаций и учреждений останутся под угрозой. Традиционные роли кураторов и художников постоянно меняются, и необходим переход к новым совместным моделям производства и презентации. [32]

Сохранение

[ редактировать ]

см. также Сохранение и реставрация искусства новых медиа.

Новое медиаискусство включает в себя различные среды, каждая из которых требует своих собственных подходов к сохранению. [3] Из-за обширных технических аспектов не существует установленных руководств по сохранению цифровых материалов, которые полностью охватывали бы спектр нового медиа-искусства. [33] Искусство нового медиа подпадает под категорию «сложного цифрового объекта» в Центра цифрового курирования модели жизненного цикла цифрового курирования , которая включает в себя специализированные или совершенно уникальные методы сохранения. При сохранении сложных цифровых объектов особое внимание уделяется внутренней связи компонентов произведения. [34]

Образование

[ редактировать ]

На программах «Новые медиа» студенты имеют возможность познакомиться с новейшими формами творчества и коммуникации. Студенты, изучающие новые медиа, учатся определять, что является или не является «новым» в определенных технологиях. [35] Наука и рынок всегда будут предлагать новые инструменты и платформы для художников и дизайнеров. Студенты учатся разбираться в новых появляющихся технологических платформах и помещать их в более широкий контекст ощущений, коммуникации, производства и потребления.

Получая степень бакалавра в области новых медиа, студенты будут в первую очередь работать над практикой создания опыта с использованием новых и старых технологий и повествования. Создавая проекты в различных средствах массовой информации, они приобретают технические навыки, практикуют словарный запас критики и анализа, а также знакомятся с историческими и современными прецедентами. [35]

В Соединенных Штатах существует множество программ бакалавриата и магистратуры, в которых основное внимание уделяется медиа-искусству, новым медиа, медиа-дизайну, цифровым медиа и интерактивному искусству. [36]

Теоретики и историки

[ редактировать ]

Известные теоретики искусства и историки, работающие в этой области, включают:

Термин «искусство новых медиа» обычно применяется к таким дисциплинам, как:

Художники

[ редактировать ]

Культурные центры

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Шанкен, Эдвард А. (2005). «Художники в промышленности и академии: совместные исследования, междисциплинарные стипендии, а также создание и интерпретация гибридных форм». Леонардо . 38 (5). MIT Press – Журналы: 415–418. дои : 10.1162/leon.2005.38.5.415 . ISSN   0024-094X . S2CID   55958365 .
  2. ^ «Современное искусство и новые медиа: к гибридному дискурсу?» . 15 февраля 2011 г.
  3. ^ Jump up to: а б Пол, Кристиана (2012). «Миф о нематериальности – презентация нового медиа-искусства». Техноэтические искусства . 10 (2): 167–172. дои : 10.1386/tear.10.2-3.167_7 .
  4. ^ Эскилсон, Стивен (2003). «Томас Уилфред и Intermedia: в поисках основы для Lumia». Леонардо . 36 (1). MIT Press - Журналы: 65–68. дои : 10.1162/002409403321152347 . ISSN   0024-094X . S2CID   57568475 .
  5. ^ Jump up to: а б с Диксон, С. (2015). Цифровое перформанс: история новых медиа в театре, танце, перформансе и инсталляции . Леонардо. МТИ Пресс. ISBN  978-0-262-52752-1 .
  6. ^ Jump up to: а б Кокс и др. 2018 , с. 50-70
  7. ^ Кокс и др. 2018 , с. 165–169.
  8. ^ Кокс и др. 2018 , с. 85-91.
  9. ^ «Плиссер дю Текст» . 1904.сс. ​Архивировано из оригинала 02 апреля 2015 г.
  10. ^ «Новые медиа – Новые медиа – Neue Medien» . www.newmedia-art.org .
  11. ^ Брукманн, Андреас (2007). «Образ, процесс, производительность, машина: аспекты эстетики машины». В Оливере Грау (ред.). Истории медиаискусства . Кембридж: MIT Press . стр. 204–205. дои : 10.7551/mitpress/4530.003.0014 . ISBN  978-0-262-07279-3 .
  12. ^ Кац, Э. (2007). «Искусство, которое смотрит вам в глаза: гибриды, клоны, мутанты, синтетика и трансгены». Признаки жизни: Биоарт и не только . МТИ Пресс. стр. 1–27.
  13. ^ Марк Трайб , Рина Яна (2007), Искусство новых медиа, Введение , Рим: Taschen , ISBN  978-3-8228-2537-2
  14. ^ Маурицио Болоньини (2008), Postdigitale (на итальянском языке), Рим: Carocci Editore, ISBN  978-88-430-4739-0
  15. ^ Катрикала, Валентино (2015). Медиа-искусство. К новому определению искусства в эпоху технологий . Гли Ори. ISBN  978-88-7336-564-8 .
  16. ^ Маурицио Болоньини (2010). От интерактивности к демократии. На пути к постцифровому генеративному искусству . Artmedia X Proceedings, Париж.
  17. ^ Булайич, Виктория Весна (2007). Эстетика баз данных: искусство в эпоху переизбытка информации . Университет Миннесоты Пресс.
  18. ^ Мулон, Доминик (2013). Современное искусство новых медиа . Новые редакции Scala.
  19. ^ ван дер Мейлен, Сьюкье (2017). «Сильная пара: новые медиа и социально активное искусство». Леонардо . 50 (2). MIT Press – Журналы: 170–176. дои : 10.1162/leon_a_00963 . hdl : 1874/361010 . ISSN   0024-094X .
  20. ^ Хадсон, Д.; Циммерманн, П. (9 апреля 2015 г.). Мышление через цифровые медиа . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-1-137-43362-6 .
  21. ^ Вомак, Ю.Л. (2013). Афрофутуризм: мир черной научной фантастики и фэнтезийной культуры . Чикаго Ревью Пресс. ISBN  978-1-61374-799-5 .
  22. ^ Янгквист, Пол (2016). Чистый солнечный мир: Сан Ра и рождение афрофутуризма . Остин: Издательство Техасского университета. дои : 10.7560/726369 . ISBN  978-1-4773-1117-2 .
  23. ^ Питти, Пегги (26 августа 2021 г.). «Откровение и революция афрофутуризма; голоса цифрового поколения». Журнал коммуникационных исследований . 46 (2). Публикации SAGE: 161–184. дои : 10.1177/01968599211041117 . ISSN   0196-8599 . S2CID   239684575 .
  24. ^ Jump up to: а б Мондлох, К. (2018). Эстетика капсулы: феминистский материализм в искусстве новых медиа . Университет Миннесоты Пресс. ISBN  978-1-4529-5511-7 .
  25. ^ Киндер, М. (2005). «Кино интеллектуальных агентов: зарождение Ады и Технолуста». В Тромбле, М. (ред.). Искусство и фильмы Линн Хершман Лисон: Секретные агенты, частные . Издательство Калифорнийского университета. стр. 167–181.
  26. ^ Нагам, Джули; Суонсон, Керри (2014). «Деколониальные вмешательства в перформанс и искусство новых медиа: беседа с Шерил Л'Ирондель и Кентом Монкманом». Обзор канадского театра . 159 . Университет Торонто Press Inc. (UTPress): 30–37. дои : 10.3138/ctr.159.006 . ISSN   0315-0836 . S2CID   194059689 .
  27. ^ Скуделер, июнь (01 декабря 2015 г.). « Индейцы сверху»: суверенная эротика Кента Монкмана» . Журнал культуры и исследований американских индейцев . 39 (4). Калифорнийская цифровая библиотека (CDL): 19–32. doi : 10.17953/aicrj.39.4.scudeler . ISSN   0161-6463 .
  28. ^ «Цифровой Розеттский камень» (PDF) . ercim.org .
  29. ^ Райнхарт, Ричард. «Сохранение Rhizome ArtBase (отчет)» . сайт rhizome.org . Архивировано из оригинала 16 января 2005 г.
  30. ^ Роуз, Фрэнк (21 октября 2016 г.). «Миссия по спасению исчезающего интернет-искусства» . Нью-Йорк Таймс . ISSN   0362-4331 . Проверено 14 ноября 2016 г.
  31. ^ «Долголетие электронного искусства» . besser.tsoa.nyu.edu . Проверено 7 декабря 2017 г.
  32. ^ Пол, Кристиана (2008). Новые медиа в Белом Кубе и за его пределами . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ISBN  978-0-520-25597-5 . OCLC   225871513 .
  33. ^ Алмейда, Нора (2012). «Демонтаж монолита: постмедийное искусство и культура нестабильности». Художественная документация: Журнал Общества художественных библиотек Северной Америки . 31 (1). Издательство Чикагского университета: 2–11. дои : 10.1086/664932 . ISSN   0730-7187 . JSTOR   664932 . S2CID   109627137 .
  34. ^ Пост, Колин (2017). «Практики сохранения художников новых медиа». Журнал документации . 73 (4): 716–732. дои : 10.1108/JD-09-2016-0116 .
  35. ^ Jump up to: а б «Школа искусства и дизайна – Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн» . Иллинойс.edu . Архивировано из оригинала 02 марта 2016 г. Проверено 30 апреля 2013 г.
  36. ^ «Программы новых медиа в США — доктор Эдгар Хуанг» . www.iupui.edu .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c941b7fe1bc74b8d154d12f516513b64__1722751200
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c9/64/c941b7fe1bc74b8d154d12f516513b64.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
New media art - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)