Еврейская мифология
Часть серии о |
Еврейская культура |
---|
Мифология |
---|
Еврейская мифология — это совокупность мифов, связанных с иудаизмом . Элементы еврейской мифологии оказали глубокое влияние на христианскую и исламскую мифологию , а также на авраамическую культуру в целом. [ 1 ] Христианская мифология напрямую унаследовала многие повествования от еврейского народа, разделяя общие повествования из Ветхого Завета . Исламская мифология также разделяет многие из тех же историй; например, описание творения, разбитое на шесть периодов, легенда об Аврааме , истории о Моисее и израильтянах и многое другое.
Танах
[ редактировать ]Писания библейских пророков, в том числе Исайи , Иезекииля и Иеремии , выражают концепцию божественного, отличную от мифологий своих соседей. Вместо того, чтобы рассматривать бога Израиля как одного национального бога , эти писания описывают Яхве как единого бога вселенной.
Пророческие писания осуждали участие евреев в поклонении природе и не полностью отождествляли божественное с силами природы.
Под влиянием пророков еврейское богословие все чаще изображало Бога независимым от природы и действующим независимо от природных сил. Вместо того чтобы вечно повторять сезонный цикл действий, Яхве стоял вне природы и вмешивался в нее, производя новые, исторически невиданные события; Элиаде писал: «Это была теофания нового типа, доселе неизвестная — вмешательство Яхве в историю . Поэтому это было нечто необратимое и неповторимое. Падение Иерусалима не повторяет падение Самарии: разрушение Иерусалима представляет собой новый исторический этап. теофания, еще один «гнев» Яхве […] Яхве выделяется из мира абстракций, символов и обобщений, он действует в истории и вступает в отношения с реальными историческими существами». [ 2 ]
Темы и повествования
[ редактировать ]Повествование о создании
[ редактировать ]Две истории творения можно найти в первых двух главах Книги Бытия . В первом случае Элохим , родовое еврейское слово, обозначающее Бога , создает небеса и землю за шесть дней, затем отдыхает, благословляет и освящает седьмой день . Во второй истории Бог, которого теперь называют личным именем Яхве , создает Адама , первого человека, из праха и помещает его в Эдемский сад , где ему дается власть над животными. Ева , первая женщина, создана из Адама и является его спутницей. Бог творит по устному приказу и называет элементы мира по мере их создания.
Бытие 1:1–2:3, порядок создания:
- День 1 – Создание света (и, как следствие, времени).
- День 2 – Небесный свод . В Бытие 1:17 звезды расположены на небосводе.
- День 3. Создание океанского кольца, окружающего единый круглый континент . [ 3 ] Бог не создает и не создает деревья и растения, а вместо этого повелевает земле произвести их.
- День 4. Бог помещает «светила» на небосклон, чтобы «управлять» днем и ночью, имея в виду «солнце» и «луну». [ 4 ]
- День 5 – Создание живых существ.
- День 6 – Сотворение первого человека Адама.
- День 7. За творением следует отдых.
Во второй истории (Бытие 2:4–2:25) порядок иной; Бог создал человека, Эдемский сад и посадил деревья, живых существ, а затем первую женщину.
«Боевой миф»
[ редактировать ]У многих соседей евреев существовал «боевой миф» о добром боге, сражающемся с демоном хаоса ; Одним из примеров этой мифемы является вавилонская Энума Элиш . [ 5 ] Менее известный пример — очень фрагментарный миф о Лаббу . [ 6 ] По словам историка Бернарда Макгинна , образы боевого мифа повлияли на еврейскую мифологию. Миф о победе Бога над Левиафаном , символом хаоса, имеет форму боевого мифа. [ 7 ] Кроме того, Макгинн считает, что евреи применили мотив боевого мифа к отношениям между Богом и сатаной . Первоначально заместитель в Божьем суде, которому было поручено действовать как «обвинитель» человечества ( сатана означает «противостоять» – на иврите : שָּׂטָן сатана , что означает «противник»), сатана превратился в существо с «явно независимой сферой деятельности в качестве источника». зла» – уже не заместитель Бога, а его противник в космической борьбе. [ 8 ]
Даже история Исхода демонстрирует влияние боевых мифов. Макгинн считает, что « Песнь моря », которую пели евреи после того, как увидели, как Бог потопил египетскую армию в Ям-Суфе , включает в себя «мотивы и язык боевого мифа, используемые для того, чтобы подчеркнуть важность основополагающего события в религиозной идентичности Израиля: переправы через реку Красного моря и избавление от фараона». [ 7 ] Аналогичным образом, Армстронг отмечает сходство между языческими мифами, в которых боги «разделили море пополам, когда они сотворили мир», и историей об исходе из Египта, в которой Моисей разделяет Тростниковое море (Красное море) – «хотя что рождается в Исходе, это не космос, а народ». [ 9 ] В любом случае, мотив Бога как «божественного воина», сражающегося на стороне Израиля, ясно очевиден в «Песни моря» (Исх. 15). Этот мотив повторяется в поэзии во всех Еврейских Писаниях (1 Царств 2; Захария 9:11–16; 14:3–8).
Некоторые специалисты по сравнительной мифологии считают, что еврейская мифология вобрала в себя элементы языческой мифологии. По мнению этих ученых, даже сопротивляясь языческому поклонению , евреи охотно впитывали элементы языческой мифологии. [ 10 ]
Миф о происхождении
[ редактировать ]Адам и Ева
[ редактировать ]Согласно повествованиям о сотворении мира в Бытии , Адам и Ева были первыми мужчиной и женщиной. В Книге Бытия еврейской Библии , главах с первой по пятую, есть два повествования о творении с двумя разными точками зрения. В первом Адам и Ева (хотя и не упоминаются по имени) были созданы вместе по образу Божьему и получили совместное указание размножаться и быть управителями всего остального, что создал Бог. Во втором повествовании Бог создает Адама из праха и помещает его в Эдемский сад , где он должен властвовать над растениями и животными. Бог помещает дерево в саду, и запрещает Адаму есть плоды. Позже Ева была создана из одного из ребер Адама и стала спутницей Адама.
Эдемский сад
[ редактировать ]Библейская история Эдемского сада, особенно в главах 2 и 3 Книги Бытия , а также в Книге Иезекииля. [ 11 ] изображает Адама и Еву гуляющими по Эдемскому саду обнаженными из-за своей невиновности. [ 12 ] Человеку разрешалось есть от любого дерева в саду, но запрещалось есть от дерева познания добра и зла . Наконец, Господь Бог создал женщину ( Еву ) из ребра мужчины, чтобы она была спутницей мужчины. Однако змей обманом заставляет Еву съесть плод с запретного дерева. Вслед за Евой Адам нарушил заповедь и вкусил запретный плод. Бог проклинает только змея и землю. Он пророчески говорит женщине и мужчине, каковы будут последствия их греха непослушания Богу. Затем он изгоняет «человека» из Эдемского сада, чтобы не дать ему вкусить и от дерева жизни и, таким образом, жить вечно. К востоку от сада были помещены Херувимы «и пламенный меч , обращающийся во все стороны, чтобы хранить путь дерева жизни». (Быт.3:24)
История Эдемского сада использует богословские мифологические темы для объяснения развития человека от состояния невинности и блаженства к нынешнему человеческому состоянию познания греха, страданий и смерти . [ 13 ]
Вавилонская башня
[ редактировать ]История Вавилонской башни объясняет происхождение различных человеческих языков. Согласно истории, записанной в Бытие 11:1–9 , все люди на земле говорили на одном языке. Когда люди мигрировали с востока, они поселились в земле Сеннаар (Месопотамия). Люди там стремились изготовить кирпичи и построить город и башню вершиной в небе, чтобы сделать себе имя, чтобы не быть рассеянными по миру. Бог спустился, чтобы посмотреть на город и башню, и заметил, что, поскольку они являются одним народом и говорят на одном языке, все, что они ищут, не будет для них недоступным. Бог сошел и смешал их речь, так что они не могли понимать друг друга, и рассеял их по лицу земли, и они перестали строить город. Поэтому город назывался Вавилон.
Рассказ о наводнении
[ редактировать ]Рассказ о потопе в книге Бытия имеет сходство с древними историями о потопе, рассказанными во всем мире. Одна из ближайших параллелей — месопотамский миф о всемирном потопе, записанный в «Эпосе о Гильгамеше» . В еврейской библейской истории о потопе (Бытие 6:5–22) Бог решает затопить мир и начать все сначала из-за греховности человечества. Однако Бог видит, что человек по имени Ной был праведным (потому что он ходил с Богом) и непорочным среди людей. Бог поручает Ною построить ковчег и приказывает ему принести в лодку как минимум по два представителя каждого животного вместе со своей семьей. Потоп приходит и охватывает мир. Через 40 дней Ной посылает ворона проверить, спала ли вода, затем голубя; выйдя из лодки, Ной приносит жертву Богу, который чувствует «сладкое благоухание» и обещает никогда больше не разрушать землю водой, делая радугу символом этого обещания. Подобным же образом обстоит дело и в месопотамском эпосе о Гильгамеше . [ 14 ] суета человечества тревожит богов, которые решают наслать потоп. Предупрежденный одним из богов, человек по имени Утнапиштим строит лодку и забирает внутрь свою семью и животных. После наводнения Утнапиштим посылает голубя, затем ласточку, затем ворона, чтобы проверить, спала ли вода. Выйдя из лодки, Утнапиштим приносит жертву богам, которые чувствуют «сладкий аромат» и раскаиваются в своем решении вызвать потоп.
Еще один древний миф о потопе — индуистская история о Матсье рыбе . Согласно этой истории, [ 15 ] бог Вишну принимает облик рыбы и предупреждает предка Ману о грядущем потопе. Он велит Ману посадить всех существ земли в лодку. Однако, в отличие от библейского потопа, этот потоп не является уникальным событием, вызванным божественным выбором; вместо этого это одно из разрушений и воссозданий вселенной, которые регулярно происходят в индуистской мифологии . Такое повторение также случается при месопотамских наводнениях или катастрофах, хотя это происходит из-за недовольства богов шумом, производимым людьми, о чем рассказывается в « Эпосе об Эрре» .
Национальный миф
[ редактировать ]Патриархи
[ редактировать ]Патриархами в еврейской Библии являются Авраам , его сын Исаак и сын Исаака Иаков , также называемый Израилем , предок израильтян . Эти три фигуры вместе называются патриархами иудаизма , а период, в котором они жили , известен как патриархальная эпоха . Повествование в Бытии вращается вокруг тем потомства и земли. призывает Авраама Бог покинуть дом своего отца Фарры и поселиться на земле, первоначально отданной Ханаану , но которую Бог теперь обещает Аврааму и его потомству. Выдвигаются различные кандидаты, которые могли бы унаследовать землю после Авраама; и хотя Измаилу даны обещания основать великий народ, Исаак , сын Авраама от его сводной сестры Сарры , наследует Божьи обещания, данные Аврааму. Иаков — сын Исаака и Ревекки и считается Патриархом израильтян , поскольку его двенадцать сыновей стали прародителями « Колен Израиля ».
Исход
[ редактировать ]История исхода рассказана в книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Израильтяне , поселились в Земле Гесем во времена Иосифа и Иакова , но появился новый фараон который поработил и угнетал детей Израиля. В это время родился Моисей; Фараон повелел, чтобы все рожденные еврейские дети мужского пола были утоплены в реке Нил, но мать Моисея поместила его в ковчег и спрятала ковчег в камыше на берегу реки, где ребенок был обнаружен и усыновлен дочерью фараона, и вырос как египтянин. Однажды после того, как Моисей достиг совершеннолетия, он убил египтянина, который избивал еврея. Моисей, чтобы избежать смертной казни фараона, бежал в Мадиам .
Там, на горе Хорив , Бог явился Моисею в виде горящего куста и открыл Моисею имя его ЯХВЕ. [ 16 ] и повелел ему вернуться в Египет и вывести избранный им народ (Израиль) из рабства в Землю Обетованную . [ 17 ] Во время путешествия Бог пытался убить Моисея, но Сепфора спасла ему жизнь . Моисей вернулся, чтобы выполнить повеление Бога, но Бог заставил фараона отказаться, и только после того, как Бог подверг Египет десяти казням , фараон смягчился. Моисей повел израильтян к границе Египта, но там Бог еще раз ожесточил сердце фараона, чтобы он мог уничтожить фараона и его армию при переходе через Красное море в знак своей власти над Израилем и народами. [ 18 ]
Из Египта Моисей повел израильтян на библейскую гору Синай , где ему были даны Десять заповедей от Бога, написанные на каменных скрижалях . Позже на горе Синай Моисей и старейшины заключили завет, согласно которому Израиль станет народом ЯХВЕ, подчиняющимся его законам, а ЯХВЕ станет их богом. Моисей передал Израилю законы Божьи, установил священство под руководством сыновей брата Моисея Аарона и уничтожил тех израильтян, которые отпали от его поклонения. По прошествии сорока лет Моисей в конце концов привел израильтян в землю Ханаанскую.
Героические рассказы
[ редактировать ]Гидеон
[ редактировать ]Гедеон был военачальником, судьей и пророком, чье призвание и победа над мадианитянами имели решающее значение. Далее он послал послов собрать людей, чтобы встретить вооруженные силы жителей Мадиама и Амалика , переправившиеся через реку Иордан , и расположились лагерем у колодца Харода в долине Изреель . Но Бог сообщил Гедеону, что людей, которых он собрал, было слишком много – с таким количеством людей у израильтян была бы причина заявить о победе как о своей собственной, вместо того, чтобы признать, что Бог спас их. Сначала Гедеон отослал домой тех, кто боялся, и пригласил любого, кто хотел уйти, сделать это; 22 000 мужчин вернулись домой, а 10 000 остались. Однако Бог сказал Гедеону, что их слишком много; Гедеон привел свои войска к воде, где все лакавшие воду языком были отброшены в сторону; все те, кто преклонял колени, чтобы пить, поднося руки ко рту, были отставлены на другую сторону. Число лакавших было триста; а все остальное войско преклонило колени, чтобы пить воду. Тогда Господь сказал Гедеону: «С тремястами лакавшими Я избавлю тебя и предам Мадианитян в руки твои. Остальные пусть разойдутся по своим домам». ( Судей 7:4–7 ).
Ночью Бог повелел Гедеону подойти к лагерю мадианитян. Там Гедеон услышал, как мадианитянин рассказал другу о сне, в котором «буханка ячменного хлеба упала в стан Мадиамский» ( Судьи 7:13 ), в результате чего их шатер или лагерь рухнул. Это было истолковано как означающее, что Бог отдал мадианитян Гедеону. Гедеон вернулся в стан израильтян и дал каждому из своих людей трубу ( шофар ) и глиняный кувшин со спрятанным внутри факелом. Разделившись на три роты, Гедеон и его 300 человек двинулись на вражеский лагерь. Он поручил им трубить в трубу, издавать боевой клич и зажигать факелы, имитируя атаку больших сил. Когда они это сделали, мадианитянская армия обратилась в бегство ( Судьи 7:17–22 ). Позже их лидеры были пойманы и убиты.
Самсон
[ редактировать ]Самсон был последним из судей древних израильтян, упомянутых в Книге Судей . В библейском повествовании говорится, что Самсон был назореем и что ему была дана огромная сила, чтобы помочь ему в борьбе с врагами и позволить ему совершать сверхчеловеческие подвиги. [ 19 ] однако, если бы Самсону были подстрижены длинные волосы , то его обет назорейства был бы нарушен и он потерял бы свою силу. [ 20 ] Первый пример этого можно увидеть, когда Самсон собирался просить руки филистимлянки, когда на него напал лев. Он просто схватил его и разорвал на части, поскольку дух Божий наделил его божественной силой. После того, как филистимляне сожгли заживо жену и тестя Самсона, Самсон в отместку зарезал еще многих филистимлян, сказав: «Я сделал с ними то же, что они сделали со мной». Затем Самсон укрылся в пещере в скале Этам . [ 21 ] Армия филистимлян пришла к колену Иуды и потребовала, чтобы 3000 человек Иуды выдали им Самсона. Во избежание войны и с согласия Самсона они связали его двумя новыми веревками и уже собирались передать его филистимлянам, когда он вырвался из веревок. Используя челюсть осла, он убил 1000 филистимлян. [ 22 ]
Самсон влюбляется в Далилу в долине Сорек . Филистимляне подходят к Далиле и убеждают ее с помощью 1100 серебряных монет раскрыть секрет силы Самсона и захватить своего врага. Хотя Самсон отказывается раскрыть тайну и дразнит ее ложными ответами, он, наконец, утомлен и говорит Далиле, что Бог дает ему силу из-за его посвящения Богу как назорея , и что, если ему остричь волосы, он потеряет свою силу. Затем Далила уговаривает его спать «у себя на коленях» и зовет слугу побрить ему волосы. Самсон теряет силы и попадает в плен к филистимлянам, которые ослепляют его, выкалывая глаза. Затем они отвезли его в Газу, заключили в тюрьму и заставили работать на большом жернове и перемалывать кукурузу.
Однажды вожди филистимлян собираются в храме для религиозного жертвоприношения Дагону за то, что он предал Самсона в их руки. [ 23 ] Они вызывают Самсона, чтобы люди могли посмотреть, как он выступает для них. В храме так многолюдно, что там собрались и все правители всего государства Филистимского, всего около 3000 человек. [ 24 ] Самсона ведут в храм и он просит своих пленителей позволить ему прислониться к опорным колоннам и отдохнуть. Он молится о силе, и Бог дает ему силу сломать колонны, в результате чего храм рухнет, убивая его и людей внутри. [ 25 ]
Академики интерпретировали Самсона как полубога (такого как Геракл или Энкиду ), окутанного еврейскими религиозными преданиями. [ 26 ] или как архетипический народный герой .
Давид и Голиаф
[ редактировать ]Согласно Книге Самуила , Саул и израильтяне противостоят филистимлянам в долине Илы . Голиаф, защитник филистимлян, выходит между линиями и предлагает израильтянам послать собственного чемпиона, чтобы решить исход единоборства , но Саул боится. Давид , приносящий еду своим старшим братьям, слышит, что Голиаф бросил вызов воинству Бога и награде Саула тому, кто его победит, и принимает вызов. Саул неохотно соглашается и предлагает свои доспехи, от которых Давид отказывается, взяв только свой посох, пращу ( иврит : קָלַע qala' ) и пять камней из ручья.
Давид и Голиаф противостоят друг другу: Голиаф со своими доспехами и копьем, Давид со своим посохом и пращой. Давид швыряет камень из пращи и попадает Голиафу в центр лба, Голиаф падает лицом на землю, и Давид отрубает ему голову. Филистимляне бегут, и израильтяне преследуют их «до Гата и ворот Акрона ». Давид кладет доспехи Голиафа в свой шатер и увозит голову в Иерусалим , а Саул посылает Авенира привести к нему мальчика. чей он сын, и Давид отвечает: «Я сын раба твоего Иессея Вифлеемлянина Царь спрашивает , ».
Наблюдатели
[ редактировать ]Также, возможно, из языческой мифологии заимствована история о «Стражах» (Бытие 6: 1–4). Согласно этой истории, небесные существа однажды спустились на землю, вступили в брак с людьми и произвели на свет нефилимов , « героев старины, знаменитых людей». Еврейская традиция считает этих небесных существ злыми ангелами. [ 27 ] но миф может представлять собой фрагмент языческой мифологии о скрещивании богов с людьми для создания героев. [ 28 ]
Зороастрийское влияние
[ редактировать ]Р. К. Зенер, профессор восточных религий, утверждает, что зороастризм оказывает прямое влияние на еврейские эсхатологические мифы , особенно на воскрешение мертвых с наградами и наказаниями. [ 29 ]
Линейная история
[ редактировать ]Мифолог Джозеф Кэмпбелл считал, что иудео-христианская идея линейной истории возникла из иранской религии зороастризма . В мифологиях Индии и Дальнего Востока «мир нужно было не реформировать, а только знать, почитать и подчиняться его законам». [ 30 ] Напротив, в зороастризме нынешний мир «испорчен [...] и должен быть реформирован человеческими действиями». [ 30 ] По словам Кэмпбелла, этот «прогрессивный взгляд на космическую историю» [ 31 ] «можно услышать эхо и повторение на греческом, латыни, иврите, арамейском, арабском и всех языках Запада». [ 32 ]
Другие традиционные культуры ограничивали мифические события началом времен и рассматривали важные исторические события как повторения этих мифических событий. [ 33 ] По словам Мирчи Элиаде, еврейские пророки «превозносили» историю, рассматривая исторические события как эпизоды постоянного божественного откровения. [ 34 ] Это не означает, что все исторические события имеют значение в иудаизме; [ 35 ] однако в еврейской мифологии важные события происходят на протяжении всей истории, и они не являются просто повторением друг друга; каждое значимое событие – это новое деяние Божие:
«Падение Самарии действительно произошло в истории [...] Таким образом, это было нечто необратимое и неповторимое. Падение Иерусалима не повторяет падение Самарии: разрушение Иерусалима представляет собой новую историческую теофанию». [ 36 ]
Изображая время как линейное развитие событий, а не как вечное повторение , еврейская мифология предполагала возможность прогресса . [ 37 ] Унаследованный христианством, этот взгляд на историю оказал глубокое влияние на западную философию и культуру. Даже предположительно светские или политические западные движения работали в рамках мировоззрения прогресса и линейной истории, унаследованного от иудаизма. [ 38 ] Из-за этого наследия историк религии Мирча Элиаде утверждает, что «иудео-христианство вносит новшество первостепенной важности» в мифологию. [ 39 ]
Элиаде считает, что у евреев было ощущение линейного времени до их контакта с зороастризмом. [ 40 ] но согласен с Зенером в том, что иудаизм разработал свою мифологию линейного времени с эсхатологическими элементами, зародившимися в зороастризме. По мнению Элиаде, эти элементы включают этический дуализм , миф о спасителе и «оптимистическую эсхатологию, провозглашающую окончательное торжество Добра». [ 40 ]
Талмуд
[ редактировать ]Тенденция еврейского народа перенимать соседние языческие обычаи, осуждаемая еврейскими пророками, с силой вернулась в период Талмуда . школах возникло то, что можно назвать мистицизмом Однако почти никакая мифология не была заимствована до периодов Мидраша и Талмуда, когда в каббалистических .
Шедим
[ редактировать ]Одним из таких аспектов был внешний вид шедимов ; они стали повсеместными для простых евреев [ 41 ] с расширением доступа к изучению Талмуда после изобретения книгопечатания.
Мечты
[ редактировать ]Сами классические раввины порой не были свободны от общепринятых верований. Таким образом, пока в Бере существует целый каталог прогнозов посредством снов. 55 и последующие, и инструкции по улучшению этих снов , и рабби Йоханан утверждал, что истинными являются те сны, которые приходят утром или снятся нам другими, или повторяются, [ 42 ] Рабби Меир утверждает, что сны не помогают и не вредят. [ 43 ] Однако толкование снов не является фактором при рассмотрении мифологизации знаний Талмуда, поскольку в то время оно было частью более широкого зарождающегося развития того, что позже стало дисциплиной психологии , а также включало астрологию и влияние пищеварения на поведение.
Кереш - и Тигр Бэй Илая
[ редактировать ]Примером типичной мифологии в Талмуде является обсуждение гигантского оленя и гигантского льва , которые оба произошли из мифического леса под названием «Бей Илай». ( Бей означает дом на арамейском языке) [ 44 ] Оленя зовут «Кереш» ( еврейский вавилонский арамейский : קֶרֶשׁ , латинизированный: qeresh) , у него один рог, [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ] и кожа его имеет 15 локтей длину .
Римский император Адриан однажды попросил Иисуса Навина бен Хананию показать ему льва Бей-Илая, поскольку любого льва можно убить, но раввин отказался и указал, что это не обычный лев. Император настоял, поэтому раввин неохотно позвал льва «Бей Илай». Он проревел один раз с расстояния в 400 парасангов , и у всех беременных женщин случился выкидыш , и все городские стены Рима рухнули. Потом он подошел к 300 парасангам и снова заревел, и у римских мужчин выпали передние зубы и коренные зубы, и даже сам император упал со своего трона. Он умолял раввина вернуть его. Раввин помолился, и оно вернулось на свое место. [ 48 ]
Традиционные народные верования
[ редактировать ]Авторы Талмуда, по-видимому, находятся под особым влиянием популярных представлений о народной медицине . Вера в сглаз также была распространена во времена Талмуда, и иногда приметы воспринимались всерьез, хотя в некоторых случаях признавались просто популярными убеждениями. Таким образом, хотя считается несчастливым делать что-либо дважды: есть, пить или мыться, [ 49 ] Раввин Дунай признал, что это старая традиция. [ 50 ]
Посадка хупы деревьев
[ редактировать ]В Талмуде упоминается замечательный обычай: сажать деревья при рождении детей и переплетать их, образуя хупу, когда они женятся. [ 51 ] Однако эта идея может быть изначально иранской. [ нужна ссылка ] а также встречается в Индии. [ 52 ]
Мифологические компоненты экзегезы Агады
[ редактировать ]легендах библейского характера , возможно, можно отличить В агадических те части, которые, вероятно, составляли часть оригинальных повествований, от тех, которые были развиты на основе экзегетических принципов агадистов .
Уникальность талмудического стиля как записи смысла, так и его извлечения с помощью экзегезы помещает многие, казалось бы, мифологические компоненты гораздо более обширного галахического содержания в содержание, очень отличающееся от чисто повествовательного корпуса других культур.
В популярной культуре
[ редактировать ]С прошлого века до наших дней было много пересказов еврейских мифов (в основном из Торы ) и их адаптаций для современной публики. В основном они были в области научной фантастики , как отметил Айзек Азимов во введении к книге «Больше блуждающих звезд» : [ 53 ]
Может ли научная фантастика быть частью еврейской культуры? Из фантастических рассказов мы знаем?/ И по мере того, как я думаю об этом, мне начинает казаться, что это так и мы знаем. А источник? Откуда еще? Все из еврейского источника. Из Библии. Нам достаточно просмотреть Библию, чтобы убедиться в этом самим.
— Айзек Азимов [ нужна ссылка ]
Далее он показывает параллели между библейскими историями и современными научно-фантастическими образами :
- Да будет свет — пример передовых научных механизмов.
- Бог - инопланетянин
- Адам и Ева как колонисты на новой планете
- Змей был инопланетянином, поскольку земные змеи не говорят и не проявляют никакого интеллекта.
- Потоп был историей мировой катастрофы и выживших
- ( Вавилонская башня как и Метрополис , на создание которого она частично вдохновила)
- Моисей против египетских магов – это передовая технологическая война
- Самсон как меч и колдовство
- Первая глава Иезекииля представляет собой рассказ об НЛО .
Премия Хьюго , одна из самых высоких наград для писателей-фантастов, вручается за рассказы, основанные на Библии. Например, Харлана Эллисона « У меня нет рта, и я должен кричать » » Ларри Нивена , « Непостоянная луна и » Харлана Эллисона « Птица смерти .
Другим примером является Хидеаки Анно аниме- сериал Neon Genesis Evangelion , в котором используются элементы каббалы, повествуя о новой интерпретации событий, окружающих Адама , Еву и Лилит , в футуристическом и апокалиптическом ключе.
Книга Эдварда М. Эрделака «Странный Запад» и серия рассказов «Всадник Меркабы» рассказывают о хасидском стрелке-мистике и во многом основаны на еврейских мифах и фольклоре.
Часто предполагают, что Джерри Сигел и Джо Шустер , два еврейских создателя Супермена , по сути, положили начало комиксам и комиксам о супергероях , частично были вдохновлены историей о Пражском Големе . [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ «Авраамические религии» . Британская библиотека . Проверено 7 февраля 2023 г.
- ^ Элиаде, Мифы, мечты и тайны , с. 152-53
- ^ Сили 1997 , с. 236.
- ^ Уолш 2001 , с. 37 (сн. 5).
- ^ Макгинн, с. 23
- ^ Лаббу обсуждается с точки зрения развивающейся «враждебной» мифологии Древнего Ближнего Востока и иудео-христианской традиции в книге Нила Форсайта « Старый враг: Сатана и боевой миф» (Princeton University Press) 1987:44f.
- ^ Перейти обратно: а б Макгинн, с. 24
- ^ Макгинн, с. 23-25
- ^ Армстронг, с. 96
- ^ Армстронг, с. 96; Макгинн, с. 23-24
- ^ Коэн 2011 , стр. 228–229.
- ^ Дональд Миллер (2007) Миллер 3-в-1: Синий, как джаз, Через нарисованные пустыни, В поисках Бога , Thomas Nelson Inc, ISBN 978-1418551179 , с. ПТ207
- ^ Эдемский сад , Британская энциклопедия
- ^ Эпос о Гильгамеше , с. 108-13
- ^ Перевод индуистского писания Матсья 1: 11–35 в классической индуистской мифологии , стр. 71-74
- ^ «Я ЕСМЬ КТО Я ЕСМЬ»; и Он сказал: «Так скажи сынам Израилевым: «Я ЕСМЬ послал Меня к вам». Исход 3:14
- ^ «Так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы они служили Мне» Исход 8:1 Шмидт, Натаниэль (февраль 1896 г.), «Моисей: его возраст и его работа. II», The Biblical World , 7 (2): 105–19, особенно. 108, doi : 10.1086/471808 , S2CID 222445896 ,
Это был призыв пророка . Это был настоящий экстатический опыт , подобный переживанию Давида под деревом бака, Илии на горе, Исайи в храме, Иезекииля на Хебаре , Иисуса на Иордане , Павла на дороге в Дамаск . Это была вечная тайна божественного прикосновения к человеку.
. - ^ Гинзберг, Луи (1909). Легенды евреев , том III: глава I (перевод Генриетты Сольд) Филадельфия: Еврейское издательское общество.
- ^ Комэй, Джоан; Браунригг, Рональд (1993). Кто есть кто в Библии: Ветхий Завет и апокрифы, Новый Завет . Нью-Йорк: Wing Books. стр. Ветхий Завет, 316–317. ISBN 0-517-32170-Х .
- ^ Судей 16:17
- ^ В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Самсон» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
- ^ Портер, младший (2000). Иллюстрированный путеводитель по Библии . Нью-Йорк: Barnes & Noble Books. п. 75. ИСБН 0-7607-2278-1 .
- ^ Комэй, Джоан; Браунригг, Рональд (1993). Кто есть кто в Библии: Ветхий Завет и апокрифы, Новый Завет . Нью-Йорк: Wing Books. стр. Ветхий Завет, 319. ISBN. 0-517-32170-Х .
- ^ Судей 16:27
- ^ Судьи 16:28–30 , JPS (1917).
- ^ Левитон, Ричард (2014). Интервью Мертауни Маунтин . iUniverse . п. 244. ИСБН 9781491741290 .
- ^ Макгинн, с. 25
- ^ Сноска к Бытию 6:1–4 в «Новой американской Библии» , издание Святого Иосифа.
- ^ Зенер, с. 58
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, с. 191
- ^ Кэмпбелл, с. 192
- ^ Кэмпбелл, с. 190
- ^ Элиаде, Мифы, мечты и тайны , с. 190; Элиаде, Миф и реальность , стр. 11–12.
- ^ Элиаде, История религиозных идей , том. 1, с. 356
- ^ Элиаде, Мифы, мечты и тайны , с. 153
- ^ Элиаде, Мифы, мечты и тайны , с. 152
- ^ Ирвин, с. 323
- ^ Элиаде, Миф и реальность , с. 69; Кэмпбелл, с. 201
- ^ Элиаде, Миф и реальность , с. 64
- ^ Перейти обратно: а б Элиаде, История религиозных идей , том. 1, с. 302
- ^ Г. Деннис, «Демоны и демонология», Энциклопедия еврейских мифов, магии и мистицизма.
- ^ Бер. 56б
- ^ Гиттин 52а и параллели
- ^ «Чуллина 59б» . www.sefaria.org .
- ^ «Шаббат 28б:7» . www.sefaria.org .
- ^ «Иерусалимский Талмуд Шабат 2:3:3» . www.sefaria.org .
- ^ Берман, С.А. (1996). Мидраш Танхума-Йеламмедену: английский перевод Книги Бытия и Исхода из печатной версии Танхума-Йеламмедену с введением, примечаниями и указателями . Издательство КТАВ. п. 534. ИСБН 978-0-88125-400-6 . Проверено 9 августа 2023 г.
- ^ «Чуллин 59б:9» . www.sefaria.org .
- ^ Песахим 109б
- ^ один. 110б
- ^ Ты ушел 57а
- ^ У. Крукс, в «Фольклоре», vii.
- ^ Азимов И.; Данн, Дж.; Аллен, В.; Дозуа, Г. (1998). Еще блуждающие звезды: антология выдающихся рассказов еврейского фэнтези и научной фантастики . G - Серия справочных, информационных и междисциплинарных предметов. Лонгхилл Партнерс, Инкорпорейтед. ISBN 978-1-68336-200-5 . Проверено 9 августа 2023 г.
Источники
[ редактировать ]- Еврейская энциклопедия . Эд. Сайрус Адлер и др. 22 мая 2008 г. JewishEncyclepedia.com .
- Армстронг, Карен. Краткая история мифа . Нью-Йорк: Кэнонгейт, 2005.
- Осубель, Натан, изд. Сокровищница еврейского фольклора: истории, традиции, легенды, юмор и мудрость еврейского народа, Нью-Йорк: Crown Publishers, 1990.
- Гилель Бакис , (на французском языке) Еврейские сказки и рассказы из Северной Африки, Том. 1- Нить времени. Традиции и быт / Под ред. AJ Presse, 2000, 288 стр., 2000; (на французском языке) Еврейские сказки и рассказы из Северной Африки, Том. 2- Пути Небес. Чудеса, Сверхъестественное, Странное… , Под ред. AJ Presse, 288 стр., 2005 г.
- Кэмпбелл, Джозеф . Маски Бога: Западная мифология . Нью-Йорк: Пингвин Компас, 1991.
- Коэн, Хаим (2011). «Эдем» . В Берлине Адель; Гроссман, Максин (ред.). Оксфордский словарь еврейской религии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199730049 .
- Деннис, Джеффри. Энциклопедия еврейских мифов, магии и мистицизма . Миннесота: Llewellyn Worldwide, 2007.
- Элиаде, Мирча .
- История религиозных идей . Том. 1. Пер. Уиллард Р. Траск. Чикаго: Издательство Чикагского университета , 1978.
- Миф и реальность . Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1968.
- Мифы, мечты и тайны . Нью-Йорк: Харпер и Роу, 1967.
- Ирвин, Уильям А. «Евреи». (Франкфорт и др. Интеллектуальное приключение древнего человека . Чикаго: University of Chicago Press, 1977. стр. 221–360.)
- Мимекор Исраэль: Классические еврейские народные сказки , Миха Джозеф бин Горион , перевод И. М. Ласка, Пер. Три тома. Блумингтон, издательство Университета Индианы , 1976 г.
- Мимекор Исраэль: Классические еврейские народные сказки, сокращенное и аннотированное издание Миха Джозеф бин Горион . Это однотомная сокращенная и аннотированная версия Дэна Бен-Амоса с введением и заголовками. Издательство Университета Индианы, 1990. ISBN 0-253-31158-6 .
- Народные сказки Израиля Ред. Дов Ной при содействии Дэна Бен-Амоса. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1963.
- Еврейские народные сказки Марокко , Под ред. Дов Ной, Иерусалим, 1964 год.
- Еврейские народные сказки Туниса , Под ред. Дов Ной, Иерусалим, 1964 год.
- «Еврейские параллели с индийскими народными сказками», Журнал Исследовательского общества Ассама, 15 (1963), стр. 37–45.
- Магулик, Мэри. «Что такое миф?» Фольклорные связи . Государственный университет Колледж Джорджии , 22 мая 2008 г.
- Макгинн, Бернард. Антихрист: две тысячи лет человеческого увлечения злом . Нью-Йорк: ХарперКоллинз, 1994.
- Минц, Джером Р. Легенды хасидов: введение в хасидскую культуру и устные традиции в Новом Свете , Чикаго: Chicago University Press, 1968
- Четыре великих фольклориста и их главный вклад Пенинна Шрам, из книги «Открытие миров слов» , Пенинна Шрам и Чери Каро Шварц
- Сили, Пол Х. (1997). «Географическое значение слов «Земля» и «Моря» в Бытие 1:10» (PDF) . Вестминстерский богословский журнал . 59 . Вестминстерская духовная семинария: 231–55. Архивировано из оригинала (PDF) 16 октября 2020 года . Проверено 11 декабря 2007 г.
- Сигал, Роберт А. Миф: очень краткое введение . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета , 2004.
- Уолш, Джером Т. (2001). Стиль и структура библейского еврейского повествования . Литургическая пресса. ISBN 978-0-8146-5897-0 . Архивировано из оригинала 8 марта 2023 года . Проверено 2 февраля 2020 г.
- Зонг Ин-Соб. Народные сказки Кореи . Элизабет: Hollym International, 1982.
- Грейвс, Роберт, «Введение», Новая энциклопедия мифологии Ларусса (перевод Ричарда Олдингтона и Делано Эймса), Лондон: Хэмлин, 1968, стр. v – viii.
- Эпос о Гильгамеше . Пер. Н. К. Сандарс . Нью-Йорк: Пингвин, 1960.
- Классическая индуистская мифология . Эд. и транс. Корнелия Диммитт и ЯБ ван Бютенен. Филадельфия: Издательство Темплского университета , 1978.
- Новая американская Библия . Издание Святого Иосифа. Нью-Йорк: Catholic Publishing Co. (Используется в качестве источника некоторой научной информации по сравнительной мифологии, содержащейся в сносках.)
- Харрис, Роберт, Виртуальная соль: словарь литературных терминов , 2002.
- Листья из Эдемского сада: сто классических еврейских сказок . Под редакцией Говарда Шварца. Нью-Йорк, ОУП США, 2008, 540 стр.
- Р. К. Зенер, Рассвет и закат зороастризма , Нью-Йорк, Сыновья Г. П. Патнэма, 1961.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Джозеф (2001). Ты есть это: трансформация религиозной метафоры . Новато, Калифорния: Библиотека Нового Мира. ISBN 1-57731-202-3 .