Jump to content

Эпистемология

(Перенаправлено из восточной эпистемологии )

Эпистемология – это раздел философии, занимающийся познанием . Она изучает природу, происхождение и объем знаний, эпистемическое обоснование , рациональность убеждений . [ нейтралитет оспаривается ] и различные сопутствующие вопросы. Дебаты в современной эпистемологии обычно группируются вокруг четырех основных областей: [1] [2] [3]

В этих и других дебатах эпистемология стремится ответить на такие вопросы, как «Что люди знают?», «Что значит сказать, что люди что-то знают?», «Что делает обоснованные убеждения оправданными?» что они знают?» [4] [1] [5] [6] Специалисты по эпистемологии задают такие вопросы, как «Как люди могут создавать формальные модели по вопросам, связанным со знаниями?» (в формальной эпистемологии ), «Каковы исторические условия изменения различных видов знания?» (в исторической эпистемологии ), «Каковы методы, цели и предмет эпистемологического исследования?» (в метаэпистемологии ) и «Как люди познают друг друга?» (в социальной эпистемологии ).

Определение

[ редактировать ]

Эпистемология – это философское исследование знания . Ее еще называют теорией познания . [примечание 1] он исследует, что такое знание и какие типы знаний существуют. Далее исследуются источники знаний, такие как восприятие , умозаключения и свидетельства , чтобы определить, как создаются знания. Другая тема — объем и пределы знаний, встающие перед вопросами о том, что люди могут и чего не могут знать. [8] Другие центральные понятия включают веру , истину , оправдание , свидетельства и разум . [9] Эпистемология — одна из основных отраслей философии наряду с этикой , логикой и метафизикой . [10] Этот термин также может использоваться в несколько ином смысле для обозначения не отрасли философии, а конкретной позиции внутри этой отрасли, как в эпистемологии эпистемологии Платона и Канта . Иммануила [11]

Эпистемология как нормативная область исследований исследует, как люди должны приобретать убеждения. Таким образом, он определяет, какие убеждения соответствуют стандартам или эпистемическим целям знания, а какие нет, тем самым обеспечивая оценку убеждений. Описательные области исследований, такие как психология и когнитивная социология , также интересуются убеждениями и связанными с ними когнитивными процессами. В отличие от эпистемологии, они изучают убеждения людей и то, как люди их приобретают, вместо того, чтобы изучать оценочные нормы этих процессов. [12] [примечание 2] Эпистемология актуальна для многих описательных и нормативных дисциплин, таких как другие отрасли философии и науки, поскольку она исследует принципы того, как они могут прийти к знанию. [14]

Слово эпистемология происходит от древнегреческих терминов ἐπιστήμη (эпистема, означающее знание или понимание ) и λόγος (логос, означающий изучение или разум ), буквально, изучение знания. Хотя древнегреческие философы практиковали эпистемологию, они не использовали это слово. Этот термин был придуман только в 19 веке, чтобы обозначить эту область и представить ее как отдельную ветвь философии. [15] [примечание 3]

Центральные концепции

[ редактировать ]
Бертран Рассел, как известно, обратил внимание на различие между пропозициональным знанием и знанием путем знакомства.

Статья «Знание как» из Стэнфордской энциклопедии философии. [18] упоминает, что вводные занятия по эпистемологии часто начинают анализ знаний с указания на три различных значения «знания» чего-либо: « знание того » (знание истинности суждений), « знание как » (понимание того, как выполнять определенные действия) и « познание посредством знакомства » (непосредственное восприятие предмета, знакомство с ним или иное соприкосновение с ним). Это современное учение эпистемологии в первую очередь касается первой из этих форм знания — пропозиционального знания. Все три значения «знания» можно увидеть в обычном употреблении этого слова. В математике можно знать , что 2 + 2 = 4, но есть и умение складывать два числа, и знание человека (например, знание других людей, [19] [20] или знание себя), место (например, родной город), вещь (например, автомобили) или деятельность (например, дополнение).

Хотя эти различия не выражены явно в английском языке, они явно сделаны в других языках, включая французский, итальянский, португальский, испанский, румынский, немецкий и голландский (хотя считается, что некоторые языки, тесно связанные с английским, сохраняют эти глаголы, например шотландцы ). [примечание 4] . На французском, португальском, испанском, румынском, немецком и голландском языках слово «знать (человека)» переводится с помощью connaître , conhecer , conocer , a cunoaşte и kennen (немецкого и голландского) соответственно, тогда как «знать (как сделай что-нибудь)» переводится с помощью savoir , saber (как португальского, так и испанского), a sti , wissen и weten . В современном греческом языке есть глаголы γνωρίζω ( гноризо ) и ξέρω ( ксеро ). В итальянском языке есть глаголы conoscere и sapere , а существительные, обозначающие знание, conoscenza и sapienza . В немецком языке есть глаголы wissen и kennen ; первое подразумевает знание факта, второе знание в смысле знакомства и практического знания о нем. Существует также существительное, производное от kennen , а именно Erkennen , которое, как говорят, подразумевает знание в форме признания или признания. [20] : особ. Раздел 1. Сам глагол подразумевает процесс перехода из одного состояния в другое, из состояния «не- erkennen » в состояние истинного erkennen . Этот глагол кажется наиболее подходящим для описания «эпистемы» в одном из современных европейских языков, отсюда и немецкое название « Erkenntnistheorie». [ из ] ". Теоретическая интерпретация и значение этих лингвистических вопросов остаются спорными. Различие наиболее выражено в польском языке, где wiedzieć означает "знать", umieć означает "знать как", а znać означает "быть знакомым" (знать «человек»).

В своей статье «Об обозначении» и более поздней книге « Проблемы философии» Бертран Рассел уделил большое внимание различию между « знанием путем описания » и « знанием путем знакомства ». Гилберту Райлу также приписывают внимание к различию между знанием как и знанием этого в «Концепции разума» . В книге «Личное знание» Майкл Поланьи приводит доводы в пользу эпистемологической значимости знания «как» и знания «что»; на примере акта равновесия, связанного с ездой на велосипеде, он предполагает, что теоретические знания физики, связанные с поддержанием состояния равновесия, не могут заменить практические знания о том, как ездить, и что важно понимать, как оба установлены и обоснованы. По сути, эта позиция принадлежит Райлу, который утверждал, что неспособность признать различие между «знанием того» и «знанием как» ведет к бесконечному регрессу .

Априорное и апостериорное знание

[ редактировать ]

Одно из наиболее важных различий в эпистемологии заключается в том, что можно познать априорно (независимо от опыта) и то, что можно познать апостериорно (через опыт). Аристотеля Термины происходят из аналитических методов «Органона» и могут быть примерно определены следующим образом: [21]

  • Априорное знание – это знание, независимое от опыта. Это означает, что оно может быть известно или обосновано до или независимо от каких-либо конкретных эмпирических данных или сенсорных наблюдений. Такое знание получается посредством рассуждений, логического анализа или самоанализа. Примеры априорного знания включают математические истины, логические тавтологии (например, «Все холостяки не женаты») и некоторые фундаментальные принципы разума и логики. [ нужны разъяснения ] . Одним из ключевых сторонников априорного знания был философ Иммануил Кант . Он утверждал, что некоторые фундаментальные истины о природе реальности, такие как концепции пространства, времени, причинности и категории понимания, не выводятся из опыта, а присущи структуре самого разума. По мнению Канта, эти априорные категории позволяют организовать и интерпретировать чувственный опыт, порождая понимание мира.
  • Апостериорное знание – это знание, полученное на основе опыта. Оно основано на эмпирических данных, чувственном восприятии и наблюдениях за внешним миром. Апостериорное знание зависит от информации, полученной через органы чувств, и основано на сборе и интерпретации данных. Научные наблюдения и результаты экспериментов являются типичными примерами апостериорного знания.

Взгляды, подчеркивающие важность априорного знания, обычно относят к рационалистическим . Взгляды, подчеркивающие важность апостериорного знания, обычно относят к эмпирическим . [22] [23]

Одним из основных понятий эпистемологии является убеждение . Убеждение – это отношение человека ко всему, что он считает правдой. [24] Например, верить в то, что снег бел, сравнимо с признанием истинности утверждения « снег бел». Убеждения могут быть случайными (например, человек, активно думающий «снег бел»), или они могут быть диспозиционными (например, человек, который, если его спросить о цвете снега, скажет: «Снег бел»). Хотя не существует универсального согласия относительно природы убеждения, большинство современных философов придерживаются мнения, что склонность выражать убеждение квалифицируется как наличие убеждения B. B [24] Существуют различные способы, которыми современные философы пытались описать убеждения, в том числе как представления о том, каким мог бы быть мир ( Джерри Фодор ), как склонность действовать так, как будто определенные вещи истинны ( Родерик Чизхолм ), как схемы интерпретации для обретения смысла. чьих-либо действий ( Дэниел Деннетт и Дональд Дэвидсон ) или как психические состояния, выполняющие определенную функцию ( Хилари Патнэм ). [24] Некоторые также пытались предложить существенные пересмотры понятия веры, в том числе элиминативисты в отношении веры, которые утверждают, что в мире природы не существует явления, которое соответствовало бы нашей народной психологической концепции веры ( Пол Черчленд ), и формальные эпистемологи , которые стремятся заменить наше двухвалентное понятие веры («либо у меня есть вера, либо у меня нет веры») с более либеральным, вероятностным понятием веры («существует целый спектр степеней веры, а не простая дихотомия между верой и неверие»). [24] [25]

Хотя вера играет значительную роль в эпистемологических дебатах вокруг знания и обоснования, она также породила множество других философских дебатов сама по себе. Известные дебаты включают: «Каков рациональный способ пересмотреть свои убеждения, когда представлены различного рода доказательства?»; «Определяется ли содержание наших убеждений полностью нашими психическими состояниями, или соответствующие факты имеют какое-либо отношение к нашим убеждениям (например, если я верю, что держу стакан с водой, является ли тот нементальный факт, что вода H 2 O часть содержания этого убеждения)?"; «Насколько детальны или грубы наши убеждения?»; и «Должна ли вера быть выраженной на языке, или существуют неязыковые убеждения?» [24]

Истина – это свойство или состояние бытия в соответствии с фактами или реальностью. [26] Согласно большинству взглядов, истина — это соответствие языка или мысли миру, независимому от разума. Это называется корреспондентной теорией истины . Среди философов, считающих возможным анализировать условия, необходимые для познания, практически все признают, что истина является таким условием. Гораздо меньше согласия относительно того, в какой степени знающий должен знать, почему что-то истинно, чтобы знать. Согласно таким взглядам, знание чего-либо подразумевает, что это правда. Однако это не следует путать с более спорной точкой зрения, согласно которой человек должен знать, что он знает, чтобы знать ( принцип КК ). [1]

Эпистемологи расходятся во мнениях относительно того, является ли вера единственным носителем истины . Другие распространенные предположения о вещах, которые могут иметь свойство быть истинными, включают предложения , предложения , мысли , высказывания и суждения . Платон в своем «Горгии » утверждает, что вера является наиболее часто упоминаемым носителем истины. [27] [ нужны разъяснения ]

Многие дебаты относительно истины находятся на стыке эпистемологии и логики . [26] Некоторые современные дебаты относительно истины включают: Как мы определяем истину? Возможно ли вообще дать информативное определение истины? Какие вещи являются носителями истины и, следовательно, могут быть истинными или ложными? Являются ли истина и ложь бивалентными или существуют другие значения истинности? Каковы критерии истины , которые позволяют нам идентифицировать ее и отличить от лжи? Какую роль истина играет в формировании знания ? И является ли истина абсолютной или она просто относительна с точки зрения человека? [26]

Обоснование

[ редактировать ]

Поскольку термин «обоснование» используется в эпистемологии, убеждение оправдано, если у человека есть веские основания для его принятия. Грубо говоря, оправдание — это причина , по которой кто-то придерживается рационально допустимого убеждения, исходя из предположения, что это веская причина для его убеждения. Источники оправдания могут включать в себя опыт восприятия (свидетельства чувств), разум и авторитетные свидетельства . Однако обоснованность убеждения не гарантирует, что оно истинно, поскольку человек может быть оправдан, формируя убеждения, основанные на очень убедительных доказательствах, которые, тем не менее, являются обманчивыми.

Определение знаний

[ редактировать ]

Центральным вопросом эпистемологии является вопрос о том, какова природа знания и как его определить. Иногда выражения «теория познания» и «анализ познания» используются именно для этой формы исследования. [28] [29] [30] Термин «знание» имеет различные значения в естественном языке . Это может относиться к знанию фактов , например , , например, к знанию того, что Марс — это планета, к владению навыками к умению плавать, или к знакомству на основе опыта , например, к личному знакомству с Дэниелом Крейгом . [31] [32] [33] Фактическое знание, также называемое пропозициональным знанием или описательным знанием , играет особую роль в эпистемологии. На лингвистическом уровне оно отличается от других форм знания, поскольку может быть выражено, например, через предложение that, используя формулировку типа «Они знают, что...», за которой следует известное суждение . [34] [32] [4]

Некоторые особенности фактического знания широко признаны: это форма когнитивного успеха, которая устанавливает эпистемический контакт с реальностью . [5] [33] Однако, несмотря на то, что он интенсивно изучается, до сих пор существуют различные разногласия относительно его точной природы. Причиной этих разногласий являются различные факторы. Некоторые теоретики пытаются дать практически полезное определение, описывая его наиболее примечательные и легко идентифицируемые особенности. [33] Другие занимаются анализом знаний , целью которого является дать теоретически точное определение, определяющее совокупность существенных признаков, характерных для всех случаев знания и только для них. [33] [30] [35] Различия в методологии также могут стать причиной разногласий. В этом отношении некоторые эпистемологи используют абстрактные и общие интуиции, чтобы прийти к своим определениям. Другой подход состоит в том, чтобы начать с конкретных индивидуальных случаев знания, чтобы определить, что общего между ними. [36] [37] [38] Еще один метод — сосредоточиться на лингвистических доказательствах, изучая, как обычно используется термин «знание». [4] [29] Различные стандарты знаний являются дополнительными источниками разногласий. Некоторые теоретики устанавливают эти стандарты очень высоко, требуя, чтобы была необходима абсолютная уверенность или непогрешимость. С такой точки зрения знание — вещь очень редкая. Теоретики, более склонные к обычному языку, обычно требуют более низких стандартов и рассматривают знания как нечто обычно встречающееся в повседневной жизни. [39] [32] [40]

Как оправданная истинная вера

[ редактировать ]

Исторически наиболее влиятельное определение, обсуждаемое со времен древнегреческой философии , характеризует знание в отношении трех основных характеристик: (1) убеждения, которое (2) истинно и (3) оправдано . [30] [33] [41] До сих пор широко признается, что первые две характеристики верны, то есть что знание — это ментальное состояние , подтверждающее истинное суждение. [32] [4] [33] Однако существует много споров по поводу третьего признака: обоснования. [42] [33] [30] Эта функция обычно включается, чтобы отличить знания от истинных убеждений, основанных на суевериях , удачных догадках или ошибочных рассуждениях . Это выражает идею о том, что знание — это не то же самое, что быть правым в чем-то. [43] [32] [29] Традиционно под обоснованием понимают наличие доказательств: убеждение оправдано, если у верующего есть веские доказательства, подтверждающие его. Таким свидетельством может быть опыт восприятия , воспоминание или второе убеждение. [30] [32] [29]

Проблема Геттье и альтернативные определения

[ редактировать ]
Диаграмма Эйлера, представляющая версию традиционного определения знаний, адаптированную к проблеме Геттье. Эта проблема дает нам основание думать, что не все обоснованные истинные убеждения составляют знание.

Представление о знании, основанное на обоснованных истинных убеждениях, подверглось резкой критике во второй половине 20-го века, когда Эдмунд Геттье предложил различные контрпримеры. [44] В известном примере того, что стало известно как случай Геттье, человек едет по проселочной дороге, окруженной множеством фасадов сараев , только один из которых настоящий сарай, но отличить их от внешнего вида невозможно. дорога. Затем человек по случайному совпадению останавливается перед единственным настоящим сараем и формирует убеждение, что это и есть сарай. Идея этого мысленного эксперимента заключается в том, что это не знание, хотя это убеждение оправдано и истинно. Причина в том, что это просто счастливая случайность, поскольку человек не может заметить разницу: у него сформировалось бы точно такое же обоснованное убеждение, если бы он остановился на другом месте, и в этом случае убеждение было бы ложным. [45] [46] [47]

В том же духе были предложены различные дополнительные примеры. Большинство из них связаны с обоснованным истинным убеждением, которое, по-видимому, не соответствует знанию, поскольку обоснование убеждения в некотором смысле не имеет отношения к его истинности. [48] [32] [33] Эти контрпримеры вызвали очень разную реакцию. Некоторые теоретики считают, что для того, чтобы избежать их, нужно всего лишь изменить концепцию оправдания. Но более распространенным подходом является поиск дополнительного критерия. [30] [49] С этой точки зрения, все случаи знания включают обоснованное истинное убеждение, но некоторые обоснованные истинные убеждения не составляют знания, поскольку у них отсутствует эта дополнительная особенность. Существуют различные предложения по поводу этого четвертого критерия. Некоторые эпистемологи требуют, чтобы в обосновании не участвовало ложное убеждение или чтобы не присутствовал тот, кто победил это убеждение. [47] [29] Другой подход состоит в том, чтобы потребовать, чтобы убеждение отражало истину, то есть чтобы у человека не было этого убеждения, если бы оно было ложным. [32] [33] Некоторые даже требуют, чтобы обоснование было безошибочным, то есть чтобы оно требовало истинности убеждения. [32] [50]

Совершенно иной подход состоит в том, чтобы утверждать, что теория знания, основанная на обоснованных истинных убеждениях, глубоко ошибочна, и стремиться к полной реконцептуализации знания. Эти реконцептуализации часто вообще не требуют обоснования. [30] Один из таких подходов состоит в том, чтобы потребовать, чтобы истинное убеждение было создано с помощью надежного процесса. Натурализованные эпистемологи часто считают, что факт, во который верят, должен вызывать убеждение. [51] [52] [53] Теоретики добродетели также интересуются тем, как создается убеждение. Для них вера должна быть проявлением когнитивной добродетели. [54] [55] [5]

Проблема ценности

[ редактировать ]

Основная проблема ценностей состоит в том, чтобы определить, почему знание должно быть более ценным, чем просто истинная вера. » Платона В «Меноне Сократ указывает Менону, что человек, знавший дорогу к Ларисе, мог правильно вести туда других. Но то же самое мог сделать и человек, который имел истинные убеждения о том, как туда добраться, даже если он не бывал там и не имел каких-либо знаний о Ларисе. Сократ говорит, что кажется, что и знание, и истинное мнение могут направлять действия. Затем Мено задается вопросом, почему знание ценится больше, чем истинная вера, и почему знание и истинная вера разные. Сократ отвечает, что знание, в отличие от веры, должно быть «привязано» к истине, как мифические привязанные статуи Дедала. [56] [57]

В более общем плане проблема состоит в том, чтобы определить, что (если вообще что-то делает) делает знание более ценным, чем минимальное сочетание его компонентов, таких как простое истинное убеждение или обоснованное истинное убеждение. Помимо убеждения, истины и обоснования, учитываются и другие компоненты: безопасность, чувствительность, статистическая вероятность и любые условия, препятствующие Геттьеру. Это делается в рамках анализа, который рассматривает знания как разделенные на компоненты. Эпистемологические теории, ставящие прежде всего знание, которые считают знание фундаментальным, являются заметным исключением из такого рода анализа. [57] Проблема ценностей вновь возникла в философской литературе по эпистемологии XXI века после появления эпистемологии добродетели в 1980-х годах, отчасти из-за очевидной связи с концепцией ценности в этике. [58]

Приобретение знаний

[ редактировать ]

Источники знаний

[ редактировать ]

Существует множество предлагаемых источников знаний и обоснованных убеждений, которые мы считаем реальными источниками знаний в нашей повседневной жизни. Некоторые из наиболее часто обсуждаемых вопросов включают восприятие , разум , память и свидетельство . [2] [5]

Важные различия

[ редактировать ]

Априорное - апостериорное различие

[ редактировать ]

Как упоминалось выше, эпистемологи проводят различие между тем, что можно познать априори (независимо от опыта), и тем, что можно познать только апостериорно (через опыт). Считается, что большая часть того, что мы называем априорным знанием, достигается только посредством разума, что заметно проявляется в рационализме . Это может также включать в себя нерациональную способность интуиции , которую защищают сторонники иннатизма . Напротив, апостериорное знание получается исключительно посредством опыта или в результате опыта, как подчеркивается в эмпиризме . Сюда также входят случаи, когда знание можно проследить до более раннего опыта, например, по воспоминаниям или показаниям. [21]

Разницу между ними можно увидеть на примере. Брюс Рассел приводит два утверждения, из которых читатель решает, какому из них он верит больше. [ нужны разъяснения ] Вариант А: Все вороны — птицы. Вариант Б: Все вороны черные. Если вы верите в вариант А, то вы априори имеете право верить в него, поскольку вам не обязательно видеть ворону, чтобы знать, что это птица. Если вы верите в вариант Б, то вы имеете апостериорное право верить в него, потому что вы видели много ворон и поэтому знаете, что они черные. Далее он говорит, что не имеет значения, истинно это утверждение или нет, важно только то, что вы верите в одно или другое. [21]

Идея априорного знания заключается в том, что оно основано на интуиции или рациональном понимании. Лоуренс Бонжур говорит в своей статье «Структура эмпирического знания»: [59] что «рациональное понимание — это немедленное, не связанное с выводами понимание, понимание или «видение» того, что какое-то предложение обязательно истинно» (стр. 3). Возвращаясь к примеру с вороной, по определению Лоуренса Бонжура, причина, по которой вы поверите в вариант А, заключается в том, что вы сразу знаете, что ворона — это птица, даже не испытав этого на собственном опыте.

Эволюционная психология использует новый подход к проблеме. Оно говорит о том, что существует врожденная предрасположенность к определенным видам обучения. «Только небольшие части мозга напоминают tabula rasa ; это верно даже для людей. Остальная часть больше похожа на обнаженный негатив, ожидающий погружения в проявочную жидкость». [60]

Аналитико-синтетическое различие

[ редактировать ]
Различие между аналитикой и синтезом было впервые предложено Иммануилом Кантом .

Иммануил Кант в своей «Критике чистого разума » провел различие между «аналитическими» и «синтетическими» положениями. Он утверждал, что некоторые утверждения таковы, что мы можем узнать об их истинности, просто поняв их смысл. Например, подумайте: «Брат моего отца — мой дядя». Мы можем знать, что это правда, исключительно благодаря нашему пониманию того, что означают эти термины. Философы называют такие положения «аналитическими». С другой стороны, синтетические предложения имеют отдельные субъекты и предикаты. Примером может быть: «У брата моего отца черные волосы». Кант заявил, что все математические и научные утверждения являются синтетическими априорными утверждениями, поскольку они обязательно истинны , но наши знания об атрибутах математических или физических предметов мы можем получить только путем логического вывода.

Хотя это различие касается, прежде всего, значения и, следовательно, наиболее актуально для философии языка , это различие имеет важные эпистемологические последствия, наиболее заметные в работах логических позитивистов . [61] В частности, если множество пропозиций, которые могут быть известны только апостериорно, соразмерно множеству пропозиций, которые являются синтетически истинными, и если множество пропозиций, которые могут быть известны априори, соразмерно множеству пропозиций, которые аналитически истинны (или, другими словами, которые истинны по определению), то может быть только два вида успешного исследования: логико-математическое исследование, которое исследует то, что истинно по определению, и эмпирическое исследование, которое исследует, что истинно в мире. В частности, это исключит возможность того, что такие отрасли философии, как метафизика, когда-либо смогут предоставить информативные сведения о том, что на самом деле существует. [21] [61]

Американский философ У.В.О. Куайн в своей статье « Две догмы эмпиризма » оспаривал аналитическое и синтетическое различие, утверждая, что граница между ними слишком размыта, чтобы обеспечить четкое разделение между предложениями, которые истинны по определению, и предложениями, которые являются истинными по определению. нет. Хотя некоторые современные философы считают, что предложили более обоснованные объяснения этого различия, неуязвимые для возражений Куайна, нет единого мнения относительно того, успешны ли они. [62]

Наука как приобретение знаний

[ редактировать ]

Наука часто рассматривается как усовершенствованная, формализованная, систематическая, институционализированная форма поиска и приобретения эмпирических знаний . Таким образом, философию науки можно рассматривать как применение принципов эпистемологии и как основу для эпистемологических исследований. [63]

Школы мысли

[ редактировать ]

Скептицизм, фаллибилизм и релятивизм

[ редактировать ]

Философский скептицизм ставит под сомнение способность человека достигать знаний. Некоторые скептики ограничивают свою критику определенными областями знаний. Например, религиозные скептики утверждают, что невозможно иметь определенные знания о существовании божеств или других религиозных доктрин. Точно так же моральные скептики оспаривают существование морального знания, а метафизические скептики говорят, что люди не могут познать высшую реальность. [64]

Глобальный скептицизм — это самая широкая форма скептицизма, утверждающая, что ни в одной области нет знаний. [65] В древней философии эта точка зрения была принята академическими скептиками , в то время как скептики-пирронианцы рекомендовали приостановить веру для достижения состояния спокойствия . [66] В целом, немногие эпистемологи открыто защищают глобальный скептицизм. Влияние этой позиции проистекает главным образом из попыток других философов показать, что их теория преодолевает вызов скептицизма. Например, Рене Декарт использовал методологическое сомнение , чтобы найти факты, в которых нельзя сомневаться. [67]

Одним из соображений в пользу глобального скептицизма является аргумент мечты . Все начинается с наблюдения о том, что, когда люди видят сны, они обычно не осознают этого. Эта неспособность отличить сон от обычного опыта используется для того, чтобы доказать, что не существует определенного знания, поскольку человек никогда не может быть уверен, что он не спит. [68] [примечание 5] Некоторые критики утверждают, что глобальный скептицизм — это самоопровержимая идея , поскольку отрицание существования знаний само по себе является заявлением о знании. Другое возражение гласит, что абстрактные рассуждения, ведущие к скептицизму, недостаточно убедительны, чтобы опровергнуть здравый смысл. [70]

Фаллибилизм — еще один ответ на скептицизм. [71] Фаллибилисты согласны со скептиками в том, что абсолютная уверенность невозможна. Большинство фаллибилистов не согласны со скептиками по поводу существования знания, утверждая, что знание существует, поскольку оно не требует абсолютной уверенности. [72] Они подчеркивают необходимость сохранять открытый и пытливый ум, поскольку сомнения никогда не могут быть полностью исключены, даже в отношении устоявшихся заявлений о знании, таких как тщательно проверенные научные теории. [73]

Эпистемический релятивизм - это родственная точка зрения. Он не ставит под сомнение существование знания в целом, но отвергает идею о том, что существуют универсальные эпистемические стандарты или абсолютные принципы, которые одинаково применимы ко всем. Это означает, что то, что знает человек, зависит от субъективных критериев или социальных конвенций, используемых для оценки эпистемического статуса. [74]

Эмпиризм и рационализм

[ редактировать ]
Дэвид Юм , один из самых стойких защитников эмпиризма

Споры между эмпиризмом и рационализмом сосредоточены на происхождении человеческого знания. Эмпиризм подчеркивает, что чувственный опыт является основным источником всех знаний. Некоторые эмпирики выражают эту точку зрения, утверждая, что разум — это чистый лист , который развивает идеи о внешнем мире только посредством чувственных данных, которые он получает от органов чувств. По их мнению, разум может прийти к различным дополнительным открытиям, сравнивая впечатления, комбинируя их, обобщая для получения более абстрактных идей и выводя из них новые выводы. Эмпирики говорят, что все эти мыслительные операции зависят от материала органов чувств и не функционируют сами по себе. [75]

Хотя рационалисты обычно принимают чувственный опыт как один из источников знания, [примечание 6] они также говорят, что важные формы знания исходят непосредственно от разума, без чувственного опыта, [77] как знание математических и логических истин. [78] По мнению некоторых рационалистов, разум обладает врожденными идеями , к которым он может получить доступ без помощи чувств. Другие считают, что существует дополнительная когнитивная способность, иногда называемая рациональной интуицией , с помощью которой люди приобретают неэмпирические знания. [79] Некоторые рационалисты ограничивают свои дискуссии происхождением концепций, говоря, что разум полагается на врожденные категории, чтобы понять мир и организовать опыт. [80]

Фундаментализм и когерентизм

[ редактировать ]

Фундаменталисты и когерентисты расходятся во мнениях относительно структуры знания. [81] [примечание 7] Фундаментализм различает базовые и небазовые убеждения. Убеждение является базовым, если оно обосновано напрямую, то есть его обоснованность не зависит от поддержки других убеждений. Убеждение является небазисным, если оно обосновано другим убеждением. [83] Например, убеждение, что прошлой ночью шел дождь, является небазисным убеждением, если оно выведено из наблюдения о том, что улица мокрая. [84] Согласно фундаментализму, базовые убеждения являются основой, на которой строятся все остальные знания, тогда как небазовые убеждения представляют собой надстройку, опирающуюся на этот фундамент. [85]

Когерентисты отвергают различие между базовыми и небазисными убеждениями, заявляя, что обоснование любого убеждения зависит от других убеждений. Они утверждают, что убеждение должно быть в гармонии с другими убеждениями, чтобы стать знанием. Это тот случай, если убеждения последовательны и поддерживают друг друга. Согласно когерентизму, обоснование — это целостный аспект, определяемый всей системой убеждений, напоминающей взаимосвязанную паутину. [86]

Взгляд фундаментализма представляет собой промежуточную позицию, сочетающую в себе элементы как фундаментализма, так и когерентизма. Он признает различие между базовыми и неосновными убеждениями, утверждая при этом, что оправдание небазовых убеждений зависит от их согласованности с другими убеждениями. [87]

Инфинитизм представляет другой подход к структуре знания. Он согласен с когерентизмом в том, что не существует базовых убеждений, но при этом отвергает точку зрения, согласно которой убеждения могут циклически поддерживать друг друга . Вместо этого он утверждает, что убеждения образуют бесконечные цепочки обоснований, в которых каждое звено цепочки поддерживает следующее за ним убеждение и поддерживается предшествующим ему убеждением. [88]

Интернализм и экстернализм

[ редактировать ]

Разногласия между интернализмом и экстернализмом принадлежат метаэпистемологии и касаются источников обоснования. [89] Интерналисты говорят, что оправдание зависит только от факторов внутри человека. Примеры таких факторов включают опыт восприятия, воспоминания и наличие других убеждений. Эта точка зрения подчеркивает важность когнитивной точки зрения человека в форме его психических состояний. Это обычно связано с идеей о том, что соответствующие факторы доступны, а это означает, что человек может осознать причины своего обоснованного убеждения посредством самоанализа и размышлений. [90]

Экстернализм отвергает эту точку зрения, утверждая, что по крайней мере некоторые важные факторы являются внешними по отношению к человеку. Это означает, что когнитивная перспектива человека играет менее важную роль, в то время как другие факторы, в частности отношение к истине, становятся более важными. [91] Например, рассматривая убеждение, что чашка кофе стоит на столе, экстерналисты не только интересуются опытом восприятия, который привел к этому убеждению, но также учитывают качество зрения человека, его способность отличать кофе от других напитков. и обстоятельства, при которых они наблюдали чашу. [92]

Эвиденциализм — влиятельная интерналистская точка зрения. Он говорит, что оправдание зависит от наличия доказательств . [93] В этом контексте доказательством убеждения является любая информация в сознании человека, которая поддерживает это убеждение. Например, восприятие дождя является свидетельством веры в то, что идет дождь. Эвиденциалисты предложили различные другие формы доказательств, включая воспоминания, интуицию и другие убеждения. [94] Согласно эвиденциализму, убеждение оправдано, если доказательства человека подтверждают это убеждение, и он придерживается этого убеждения на основе этих доказательств. [95]

Релайабилизм — это экстерналистская теория, утверждающая, что для обоснования необходима надежная связь между верой и истиной. [96] Некоторые релайабилисты объясняют это с точки зрения надежных процессов. Согласно этой точке зрения, убеждение оправдано, если оно создано в результате надежного процесса формирования убеждения, такого как восприятие. Процесс формирования убеждений надежен, если большинство убеждений, которые он вызывает, верны. Несколько иная точка зрения фокусируется на убеждениях, а не на процессах формирования убеждений, утверждая, что убеждение оправдано, если оно является надежным индикатором факта, которое оно представляет. Это означает, что убеждение отслеживает факт: человек верит в это, потому что это факт, но в противном случае он бы не поверил. [97]

Эпистемология добродетели — это еще один тип экстернализма, который иногда понимается как форма релайабилизма. Он говорит, что вера оправдана, если она демонстрирует интеллектуальные добродетели. Интеллектуальные добродетели — это способности или черты характера, которые выполняют когнитивные функции и помогают людям формировать истинные убеждения. Предлагаемые примеры включают такие способности, как зрение, память и самоанализ. [98]

В гносеологии восприятия прямые и косвенные реалисты расходятся во мнениях относительно связи между воспринимающим и воспринимаемым объектом. Прямые реалисты говорят, что эта связь является прямой, имея в виду, что нет никакой разницы между объектом, присутствующим в перцептивном опыте, и физическим объектом, вызывающим этот опыт. Согласно косвенному реализму, связь является непрямой, поскольку существуют ментальные сущности, такие как идеи или чувственные данные, которые являются посредниками между воспринимающим и внешним миром. Контраст между прямым и косвенным реализмом важен для объяснения природы иллюзий. [99]

Конструктивизм в эпистемологии — это теория, согласно которой то, как люди видят мир, является не простым отражением внешней реальности, а изобретением или социальной конструкцией. Эта точка зрения подчеркивает творческую роль интерпретации, одновременно подрывая объективность, поскольку социальные конструкции могут различаться от общества к обществу. [100]

Согласно контрастивизму , знание — это сравнительный термин, означающий, что знание чего-либо предполагает отличие этого от соответствующих альтернатив. Например, если человек заметит в саду птицу, он может знать, что это воробей, а не орел, но может не знать, что это воробей, а не неотличимая голограмма воробья. [101]

Эпистемический консерватизм – это взгляд на пересмотр убеждений . Он отдает предпочтение убеждениям, которые уже есть у человека, утверждая, что человек должен менять свои убеждения только в том случае, если у него есть веская причина. Одной из причин принятия эпистемического консерватизма является то, что когнитивные ресурсы человека ограничены, а это означает, что невозможно постоянно пересматривать каждое убеждение. [102]

Прагматическая эпистемология — это форма фаллибилизма, которая подчеркивает тесную связь между знанием и действием. Он рассматривает стремление к знаниям как непрерывный процесс, руководствующийся здравым смыслом и опытом, но всегда открытый для пересмотра. [103]

Байесианская эпистемология — это формальный подход, основанный на идее о том, что у людей есть степень убежденности, показывающая, насколько они уверены. Он использует теорию вероятностей для определения норм рациональности , которые определяют, как определенные люди должны относиться к своим убеждениям. [104]

Феноменологическая эпистемология подчеркивает важность опыта от первого лица. Он различает естественную установку, фокусирующуюся на объектах, которая встречается в здравом смысле и естественных науках, и феноменологическую установку, фокусирующуюся на опыте объектов, которая направлена ​​на предоставление безпредпосылочного описания того, как объекты кажутся наблюдателю. [105]

Постмодернистская эпистемология критикует условия знания в развитых обществах. Это касается, в частности, метанарратива постоянного прогресса научного знания, ведущего к универсальному и фундаментальному пониманию реальности. [106] Феминистская эпистемология критикует влияние пола на знания. Среди других тем в нем исследуется, как предубеждения относительно гендера влияют на тех, кто имеет доступ к знаниям, как производятся знания и какие типы знаний ценятся в обществе. [107] Деколониальная наука критикует глобальное влияние западных систем знаний, часто с целью деколонизации знаний, чтобы подорвать западную гегемонию. [108]

встречаются различные школы эпистемологии В традиционной индийской философии . Многие из них сосредоточены на различных источниках знания, называемых прамана . Восприятие , умозаключение и свидетельство — источники, обсуждаемые в большинстве школ. Другими источниками, рассматриваемыми только в некоторых школах, являются невосприятие , которое приводит к знанию отсутствия, и презумпция. [109] Буддийская эпистемология имеет тенденцию сосредотачиваться на непосредственном опыте, понимаемом как представление уникальных деталей без участия вторичных когнитивных процессов, таких как мысль и желание. [110] Эпистемология ньяя обсуждает причинно-следственную связь между познающим и объектом познания, которая происходит посредством надежных процессов формирования знаний. Он рассматривает восприятие как основной источник знаний, проводя тесную связь между ним и успешными действиями. [111] Эпистемология мимамсы понимает священные писания, известные как Веды , как ключевой источник знаний и обсуждает проблему их правильной интерпретации. [112] Джайнская эпистемология утверждает, что реальность многогранна , а это означает, что ни одна точка зрения не может охватить всю истину. [113]

Некоторые отрасли эпистемологии сосредотачиваются на проблемах познания в рамках конкретных академических дисциплин. Эпистемология науки исследует, как создаются научные знания и какие проблемы возникают в процессе проверки, обоснования и интерпретации научных утверждений. Ключевой вопрос касается проблемы того, как отдельные наблюдения могут поддерживать универсальные научные законы . Дополнительные темы включают природу научных данных и цели науки. [114] Эпистемология математики изучает происхождение математического знания. Исследуя обоснованность математических теорий, он исследует роль доказательств и существуют ли эмпирические источники математического знания. [115]

Эпистемологические проблемы встречаются в большинстве областей философии. Эпистемология логики исследует, как люди узнают, аргумент действителен что . Например, он исследует, как логики доказывают, что modus ponens — это правильное правило вывода , или что все противоречия ложны. [116] Эпистемологи метафизики исследуют, возможно ли познание конечной реальности и какие источники могут иметь это знание. [117] Знание моральных утверждений, таких как утверждение о том, что ложь недопустима, принадлежит эпистемологии этики . Он изучает роль этической интуиции , согласованность моральных убеждений и проблему моральных разногласий. [118] Этика веры — тесно связанная область, охватывающая взаимосвязь эпистемологии и этики . Он исследует нормы, регулирующие формирование убеждений, и задается вопросом, является ли их нарушение морально неправильным. [119]

Религиозная эпистемология изучает роль знания и обоснования религиозных доктрин и практик. Он оценивает вес и надежность свидетельств религиозного опыта и Священных Писаний , а также задается вопросом, следует ли применять нормы разума к религиозной вере . [120] Социальная эпистемология фокусируется на социальном измерении знания. В то время как традиционная эпистемология в основном интересуется знаниями, которыми обладают отдельные люди, социальная эпистемология охватывает приобретение, передачу и оценку знаний внутри групп, уделяя особое внимание тому, как люди полагаются друг на друга в поисках знаний. [121] Историческая эпистемология исследует, как понимание знаний и связанных с ними концепций менялось с течением времени. Особую озабоченность вызывают научные знания и связанные с ними практики. [122] Она контрастирует с историей эпистемологии, которая представляет, реконструирует и оценивает эпистемологические теории философов прошлого. [123] [примечание 8]

Натурализованная эпистемология тесно связана с естественными науками , полагаясь на их методы и теории для изучения знаний. Эпистемологи-натуралисты сосредотачивают внимание на эмпирических наблюдениях при формулировании своих теорий и часто критикуют подходы к эпистемологии, основанные на априорных рассуждениях. [125] Эволюционная эпистемология – это натуралистический подход, который понимает познание как продукт эволюции , исследуя знание и ответственные за него когнитивные способности с точки зрения естественного отбора . [126] Эпистемологи языка исследуют природу лингвистических знаний, например, то, как носители языка обычно обладают неявным знанием, позволяющим следовать правилам грамматики, даже если они не могут явно сформулировать эти правила. [127] Эпистемологи модальности исследуют знания о том, что возможно и необходимо. [128] Эпистемологические проблемы, возникающие, когда два человека имеют разные мнения по теме, охватываются эпистемологией разногласий. [129] Эпистемологов невежества интересуют эпистемические ошибки и пробелы в знаниях. [130]

Существуют отдельные области эпистемологии, посвященные конкретным источникам знаний. Примерами являются эпистемология восприятия, [131] эпистемология памяти, [132] и эпистемология свидетельства . [133]

Некоторые отрасли эпистемологии характеризуются своим методом исследования. Формальная эпистемология использует формальные инструменты логики и математики для исследования природы знания. [134] [примечание 9] Эпистемологи-экспериментаторы полагаются в своих исследованиях на эмпирические данные об общеизвестных практиках. [136] Прикладная эпистемология фокусируется на практическом применении эпистемологических принципов к различным проблемам реального мира, таким как надежность заявлений о знаниях в Интернете, как оценивать обвинения в сексуальном насилии и как расизм может привести к эпистемической несправедливости . [137] [примечание 10]

Метаэпистемологи исследуют природу, цели и методы исследования эпистемологии. Как метатеория , она не защищает напрямую позицию относительно того, какие эпистемологические теории верны, но исследует их фундаментальные концепции и исходные предположения. [139] [примечание 11]

[ редактировать ]

Эпистемология и психология не определялись как отдельные области до 19 века; более ранние исследования знаний часто не вписываются в сегодняшние академические категории. [141] Обе современные дисциплины изучают убеждения и психические процессы, ответственные за их формирование и изменение. Одним из важных контрастов является то, что психология описывает, какие убеждения есть у людей и как они их приобретают, тем самым объясняя, почему у кого-то есть определенное убеждение. В центре внимания эпистемологии находится оценка убеждений, ведущая к вынесению суждения о том, является ли убеждение оправданным и рациональным в конкретном случае. [142] Эпистемология имеет аналогичную тесную связь с когнитивной наукой , которая понимает ментальные события как процессы, преобразующие информацию . [143] Искусственный интеллект опирается на идеи эпистемологии и когнитивной науки для реализации конкретных решений проблем, связанных с представлением знаний и автоматическим рассуждением . [144]

Логика – это изучение правильных рассуждений. Для эпистемологии это имеет отношение к умозаключенному знанию, которое возникает, когда человек рассуждает от одного известного факта к другому. [145] Так обстоит дело, например, если человек непосредственно не знает, что но приходит к выводу, основываясь на своих знаниях, что , , и . [146] Является ли выводное убеждение знанием, зависит от используемой формы рассуждения , в частности от того, что этот процесс не нарушает законы логики. [147] Еще одно совпадение между этими двумя областями обнаруживается в эпистемическом подходе к теории ошибок . [148] Заблуждения – это ошибочные аргументы, основанные на неверных рассуждениях. [149] Эпистемический подход к заблуждениям объясняет, почему они ошибочны, утверждая, что аргументы направлены на расширение знаний. Согласно этой точке зрения, аргумент является ошибочным, если он этого не делает. [150]

И теория принятия решений , и эпистемология интересуются основами рационального мышления и ролью убеждений. В отличие от многих подходов в эпистемологии, основной фокус теории принятия решений лежит не столько на теоретической, сколько на практической стороне, изучая, как убеждения преобразуются в действия. [151] Теоретики принятия решений исследуют рассуждения, связанные с принятием решений, и стандарты хороших решений. [152] Они определяют убеждения как центральный аспект принятия решений. Одно из их нововведений — различать более слабые и сильные убеждения. Это помогает им учитывать влияние неопределенности на решения. [153]

Эпистемология и образование имеют общий интерес к знаниям, с той лишь разницей, что образование фокусируется на передаче знаний, исследуя роли как ученика, так и учителя. [154] Теория обучения исследует, как люди приобретают знания. [155] Теории поведенческого обучения объясняют этот процесс с точки зрения изменений поведения, например, связывая определенную реакцию с определенным стимулом . [156] Теории когнитивного обучения изучают, как когнитивные процессы, влияющие на приобретение знаний, преобразуют информацию. [157] Педагогика рассматривает передачу знаний со стороны учителя, исследуя методы обучения, которые он может использовать. [158] В методах, ориентированных на учителя, учитель берет на себя роль главного органа, предоставляющего знания и направляющего процесс обучения. В методах, ориентированных на учащихся , учитель в основном поддерживает и облегчает процесс обучения, в то время как учащиеся играют более активную роль. [159] Убеждения студентов о знаниях, называемые личной эпистемологией , влияют на их интеллектуальное развитие и успех в обучении. [160]

Антропология знаний исследует , как знания приобретаются, хранятся, извлекаются и передаются. Он изучает социальные и культурные обстоятельства, которые влияют на то, как знания воспроизводятся и изменяются, охватывая роль таких учреждений, как университетские факультеты и научные журналы, а также личные дискуссии и онлайн-коммуникации. Оно понимает знание в широком смысле, охватывающем различные формы понимания и культуры, включая практические навыки. В отличие от эпистемологии, ее интересует не то, является ли убеждение истинным или оправданным, а то, как понимание воспроизводится в обществе. [161] Социология знания — это тесно связанная область со схожей концепцией знания. Он исследует, как физические, демографические, экономические и социокультурные факторы влияют на знания. Он исследует, в каких социально-исторических контекстах возникают знания и какое влияние они оказывают на людей, например, как социально-экономические условия связаны с доминирующей идеологией в обществе. [162]

Ранние размышления о природе и источниках знаний встречаются в древней истории. [примечание 12] В древнегреческой философии Платон ( 427–347 гг. до н.э.) изучал, что такое знание , исследуя, чем оно отличается от истинного мнения, поскольку оно основано на веских причинах. [165] По его мнению, процесс обучения чему-либо — это форма воспоминания , при которой душа вспоминает то, что уже знала раньше. [166] [примечание 13] Аристотель (384–322 гг. до н. э.) особенно интересовался научными знаниями, исследуя роль чувственного опыта и способы делать выводы на основе общих принципов. [168] Эллинистические школы начали возникать в IV веке до нашей эры. Эпикурейцы отстаивали позицию, согласно которой ощущения всегда точны и выступают высшим эталоном суждений. [169] Точно так же стоики говорили, что истинны только ясные и отчетливые чувственные впечатления. [170] Скептики подвергали сомнению возможность познания, рекомендуя вместо этого приостановить суждение и достичь состояния спокойствия . [171]

Упанишады , философские писания , написанные в древней Индии между 700 и 300 годами до нашей эры, исследовали, как люди приобретают знания, включая роль самоанализа, сравнения и дедукции. [172] В VI веке до нашей эры школа Адьяны развила радикальный скептицизм, ставящий под сомнение возможность и полезность знаний. [173] Школа Ньяя возникла во II веке до нашей эры и обеспечила систематическое рассмотрение того, как люди приобретают знания, различая действительные и недействительные источники. [174] Когда буддийские философы позже заинтересовались эпистемологией, они опирались на концепции, разработанные в ньяе и других традициях. [175] Буддийский философ Дхармакирти (6 или 7 век н.э.) [176] анализировал процесс познания как ряд причинно связанных событий. [177]

Отношения между разумом и верой были центральной темой в средневековый период . [178] В арабо-персидской философии аль -Фараби ( ок. 870–950 ) и Аверроэс (1126–1198) обсуждали, как взаимодействуют философия и теология и что является лучшим средством достижения истины. [179] Аль-Газали ( ок. 1056–1111 ) раскритиковал многие основные учения предыдущих исламских философов, заявив, что они основаны на недоказанных предположениях. [180] В западной философии Ансельм Кентерберийский (1033–1109) предположил, что богословское учение и философские исследования находятся в гармонии и дополняют друг друга. [181] Пьер Абеляр (1079–1142) выступал против неоспоримых богословских авторитетов и говорил, что все вещи подвергаются рациональным сомнениям. [182] Под влиянием Аристотеля Фома Аквинский (1225–1274) заявил, что «в интеллекте нет ничего, кроме того, что сначала возникло в чувствах». [183] По мнению Уильяма Оккама ( ок. 1285–1349 ), разум воспринимает мир непосредственно. [184]

Рене Декарт использовал методологическое сомнение для поиска определенных оснований философии.

Курс современной философии определил Рене Декарт (1596–1650), который утверждал, что философия должна начинаться с позиции несомненного познания первых принципов. Вдохновленный скептицизмом, он стремился найти абсолютно достоверные знания, сталкиваясь с истинами, в которых нельзя сомневаться. Он думал, что так обстоит дело и с утверждением « Я мыслю, следовательно, существую », на основе которого он строит остальную часть своей философской системы. [185] Декарт вместе с Барухом Спинозой (1632–1677) и Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646–1716) принадлежал к школе рационализма , утверждающей, что разум обладает врожденными идеями, независимыми от опыта. [186] Джон Локк (1632–1704) отверг эту точку зрения в пользу эмпиризма, согласно которому разум представляет собой чистый лист . Это означает, что все идеи зависят от чувственного опыта либо как «идеи чувств», которые непосредственно представлены через чувства, либо как «идеи отражения», которые разум создает, размышляя над идеями чувств. [187] Дэвид Юм (1711–1776) использовал эту идею, чтобы исследовать пределы того, что люди могут знать. Он сказал, что знание фактов никогда не бывает достоверным, добавив, что знание отношений между идеями, как и математические истины, может быть достоверным, но не содержит никакой информации о мире. [188] Иммануил Кант (1724–1804) пытался найти золотую середину между рационализмом и эмпиризмом, определив тип знания, который упустил Юм. Для Канта это знание о принципах, которые лежат в основе всего опыта и структурируют его, таких как пространственные и временные отношения и фундаментальные категории понимания . [189]

В XIX веке Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) выступал против эмпиризма, заявляя, что сенсорные впечатления сами по себе не могут составлять знания, поскольку все знания активно структурируются познающим субъектом. [190] Джон Стюарт Милль (1806–1873) защищал широкую форму эмпиризма и объяснял познание общих истин посредством индуктивного рассуждения . [191] Чарльз Пирс (1839–1914) считал, что любое знание подвержено ошибкам , подчеркивая, что искатели знаний всегда должны быть готовы пересмотреть свои убеждения, если новые доказательства встречаются . Он использовал эту идею, чтобы выступать против картезианского фундаментализма, стремящегося к абсолютно определенным истинам. [192]

В XX веке фаллибилизм продолжили исследования Дж. Л. Остина (1911–1960) и Карла Поппера (1902–1994). [193] В континентальной философии Эдмунд Гуссерль (1859–1938) применил скептическую идею воздержания от суждений к изучению опыта . Не судя о том, является ли опыт точным или нет, он вместо этого пытался описать внутреннюю структуру опыта. [194] Логические позитивисты , такие как А. Дж. Айер (1910–1989), говорили, что все знания либо эмпирические, либо аналитические. [195] Бертран Рассел (1872–1970) разработал эмпиристскую теорию чувственных данных, проводя различие между прямым знанием путем знакомства с чувственными данными и косвенным знанием путем описания, которое выводится из знания путем знакомства. [196] Здравый смысл занимал центральное место в эпистемологии Дж. Э. Мура (1873–1958). Он использовал тривиальные наблюдения, такие как тот факт, что у него две руки, чтобы выступить против абстрактных философских теорий, которые отклоняются от здравого смысла. [197] Философия обыденного языка , которую практиковал покойный Людвиг Витгенштейн (1889–1951), представляет собой аналогичный подход, который пытается извлечь эпистемологические идеи из того, как используется обычный язык. [198]

Эдмунд Геттьер (1927–2021) придумал контрпримеры против идеи о том, что знание — это то же самое, что обоснованная истинная вера. Эти контрпримеры побудили многих философов предложить альтернативные определения знания . [199] Одной из рассмотренных альтернатив был релайабилизм , который утверждает, что знания требуют надежных источников, смещая акцент с обоснования. [200] Эпистемология добродетели , тесно связанная с этим реакция, анализирует формирование убеждений с точки зрения интеллектуальных добродетелей или когнитивных способностей, участвующих в этом процессе. [201] Натурализованная эпистемология , задуманная Уиллардом Ван Орманом Куайном (1908–2000), использует концепции и идеи естественных наук для формулирования своих теорий. [202] Другими событиями в эпистемологии конца 20-го века стало появление социальной , феминистской и исторической эпистемологии . [203]

См. также

[ редактировать ]

Примечания и ссылки

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Реже термин « гносеология » используется также как синоним. [7]
  2. ^ Несмотря на этот контраст, эпистемологи могут полагаться на идеи эмпирических наук при формулировании своих нормативных теорий. [13]
  3. ^ В качестве обозначения раздела философии термин «эпистемология» впервые был использован в 1854 году Джеймсом Э. Ферье. [16] В другом контексте это слово использовалось еще в 1847 году в нью-йоркском журнале Eclectic Magazine . [17]
  4. ^ У шотландцев различие между остроумием и умом.
  5. ^ Мозг в чане — это аналогичный мысленный эксперимент , предполагающий, что у человека нет тела, а есть просто мозг, получающий электрические стимулы, неотличимые от стимулов, которые получал бы мозг в теле. Этот аргумент также приводит к выводу о глобальном скептицизме, основанном на утверждении, что невозможно отличить стимулы, представляющие реальный мир, от симулированных стимулов. [69]
  6. ^ Некоторые формы крайнего рационализма, встречающиеся в древнегреческой философии , рассматривают разум как единственный источник знания. [76]
  7. ^ Оба могут быть поняты как ответы на проблему регресса . [82]
  8. ^ Точная характеристика контраста оспаривается. [124]
  9. ^ Это тесно связано с вычислительной эпистемологией , которая исследует взаимосвязь между знаниями и вычислительными процессами. [135]
  10. ^ Эпистемическая несправедливость возникает, когда обоснованные утверждения о знаниях отклоняются или искажаются. [138]
  11. ^ Тем не менее, метаэпистемологические идеи могут иметь различное косвенное влияние на споры в эпистемологии. [140]
  12. ^ Поскольку этот термин не был придуман до 19 века, более ранние философы не называли свои теории явно эпистемологией и часто исследовали ее в сочетании с психологией . [163] По мнению философа Томаса Штурма, остается открытым вопрос, насколько актуальны эпистемологические проблемы, к которым обращались философы прошлого, для современной философии. [164]
  13. ^ Чтобы аргументировать эту точку зрения, Платон использует пример мальчика-раба, которому удается ответить на ряд вопросов по геометрии, хотя он никогда не изучал геометрию. [167]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Штеуп, Матиас (2005). «Эпистемология» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2014 г.). Архивировано из оригинала 19 марта 2019 года . Проверено 22 марта 2016 г.
  2. ^ Перейти обратно: а б Тручеллито .
  3. ^ Борхерт, Дональд М., изд. (1967). «Эпистемология». Энциклопедия философии . Том. 3. Макмиллан.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д Прогулка, Аврум. «эпистемология» . Britannica.com . Архивировано из оригинала 10 июля 2019 года . Проверено 20 мая 2022 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д Штеуп, Матиас; Нета, Рам (14 декабря 2005 г.). «Эпистемология» . Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2020 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. Архивировано из оригинала 9 января 2023 года . Проверено 22 мая 2022 г.
  6. ^ Веннинг, Карл Дж. (осень 2009 г.). «Научная эпистемология: откуда ученые знают то, что они знают» (PDF) . Интернет-журнал педагогического образования по физике . 5 (2): 3–15. Архивировано (PDF) из оригинала 23 июня 2010 года . Проверено 23 августа 2017 г.
  7. ^ Мерриам-Вебстер, 2024 г.
  8. ^
  9. ^
  10. ^
  11. ^
  12. ^
  13. ^ О'Донохью и Китченер 1996 , стр. 2
  14. ^
  15. ^
  16. ^ Воленски 2004 , с. 3
  17. ^ Издательство Оксфордского университета, 2024 г.
  18. ^ «Знание как» . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 25 ноября 2023 года . Проверено 28 ноября 2023 г.
  19. ^ Талберт, Бонни (2015). «Знание других людей» . Соотношение . 28 (2): 190–206. дои : 10.1111/rati.12059 .
  20. ^ Перейти обратно: а б Бентон, Мэтью (2017). «Персонализированная эпистемология» . Философский ежеквартальный журнал . 67 (269): 813–834. дои : 10.1093/pq/pqx020 . Архивировано из оригинала 2 июня 2021 года . Проверено 2 сентября 2019 г. и Бентон, Мэтью (2024). «Эпистемология межличностных отношений» . Номера : 1–20. дои : 10.1111/ноус.12499 .
  21. ^ Перейти обратно: а б с д «Априорное обоснование и знание» . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 12 августа 2021 года . Проверено 6 июля 2020 г.
  22. ^ Маркие и Фолеску, 2023 г.
  23. ^ Сангита, Канзас (16 августа 2021 г.). «Источники знаний: рационализм, эмпиризм и кантианский синтез» . В Барнетте, Брайан К.; Хендрикс, Кристина (ред.). Введение в философию: эпистемология .
  24. ^ Перейти обратно: а б с д и «Вера» . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 15 ноября 2019 года . Проверено 22 июня 2020 г.
  25. ^ «Формальные представления убеждений» . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 11 июля 2020 года . Проверено 22 июня 2020 г.
  26. ^ Перейти обратно: а б с "Правда" . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 20 января 2022 года . Проверено 29 июня 2020 г.
  27. ^ Платон (5 октября 2008 г.). Горгий . Перевод Бенджамина Джоветта. Архивировано из оригинала 16 января 2019 года . Проверено 31 марта 2017 г. - через Project Gutenberg.
  28. ^ Хэннон, Майкл (2021). «Знание, понятие» . Философская энциклопедия Рутледжа . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. дои : 10.4324/9780415249126-P031-2 . ISBN  9780415250696 . Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и Лерер, Кейт (15 октября 2015 г.). «1. Анализ знаний». Теория познания . Рутледж. ISBN  978-1-135-19609-7 .
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Итикава, Джонатан Дженкинс; Штеуп, Матиас (2018). «Анализ знаний» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. Архивировано из оригинала 2 мая 2022 года . Проверено 24 мая 2022 г.
  31. ^ Стэнли, Джейсон; Уилламсон, Тимоти (2001). «Знать как» . Журнал философии . 98 (8): 411–444. дои : 10.2307/2678403 . JSTOR   2678403 . Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
  32. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хетерингтон, Стивен. "Знание" . Интернет-энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 18 мая 2022 г.
  33. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Загжебски, Линда (1999). «Что такое знание?» . В Греко, Джон; Соса, Эрнест (ред.). Руководство Блэквелла по эпистемологии . Молден, Массачусетс: Блэквелл. стр. 92–116. дои : 10.1002/9781405164863.ch3 . ISBN  9780631202905 . OCLC   39269507 . S2CID   158886670 . Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
  34. ^ Кляйн 1998
  35. ^ Гупта, Анил (2021). «Определения: 1.1 Реальные и номинальные определения» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. Архивировано из оригинала 1 мая 2022 года . Проверено 28 мая 2022 г.
  36. ^ Причард, Дункан (1 октября 2013 г.). «3 Определение знаний». Что это за вещь, называемая Знанием? . Рутледж. ISBN  978-1-134-57367-7 .
  37. ^ Маккейн, Кевин. «Проблема критерия» . Интернет-энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 28 мая 2022 г.
  38. ^ Фумертон, Ричард (25 сентября 2008 г.). «Проблема критерия». Оксфордский справочник по скептицизму . Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
  39. ^ Блэк, Тим (1 апреля 2002 г.). «Соответствующие альтернативы и меняющиеся стандарты знаний» . Юго-западный обзор философии . 18 (1): 23–32. doi : 10.5840/swphilreview20021813 . Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
  40. ^ Сидель, Алан (2001). «Аргумент, что интернализм требует непогрешимости» . Философия и феноменологические исследования . 63 (1): 163–179. дои : 10.1111/j.1933-1592.2001.tb00096.x . Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
  41. ^ Парих, Рохит ; Ренеро, Адриана (2017). «Обоснованная истинная вера: Платон, Геттье и Тьюринг» . Философские исследования наследия Алана Тьюринга . Бостонские исследования в области философии и истории науки. Том. 324. Международное издательство Спрингер. стр. 93–102. дои : 10.1007/978-3-319-53280-6_4 . ISBN  978-3-319-53280-6 . Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
  42. ^ Кляйн 1998
  43. ^ Кляйн 1998
  44. ^ Хетерингтон, Стивен. «Полные проблемы» . Интернет-энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 19 февраля 2009 года . Проверено 28 мая 2022 г.
  45. ^ Родригес, Анхель Гарсия (2018). «Фальшивые амбары и наше эпистемологическое теоретизирование» . Обзор: Испано-американский философский журнал . 50 (148): 29–54. doi : 10.22201/iifs.18704905e.2018.02 . ISSN   0011-1503 . JSTOR   26767766 . S2CID   171635198 .
  46. ^ Гольдман, Элвин И. (18 ноября 1976 г.). «Дискриминация и перцептивное знание». Журнал философии . 73 (20): 771–791. дои : 10.2307/2025679 . JSTOR   2025679 .
  47. ^ Перейти обратно: а б Суддут, Майкл. «Победители в эпистемологии: анализ 2b осуществимости и пропозициональные победители» . Интернет-энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 17 мая 2022 г.
  48. ^ Кляйн 1998
  49. ^ Дуран, Хуан М.; Форманек, Нико (1 декабря 2018 г.). «Основания для доверия: существенная эпистемическая непрозрачность и вычислительная надежность» . Разум и машины . 28 (4): 645–666. arXiv : 1904.01052 . дои : 10.1007/s11023-018-9481-6 . ISSN   1572-8641 . S2CID   53102940 .
  50. ^ Крафт, Тим (2012). «Скептицизм, инфаллибилизм, фаллибилизм» . Дисциплина Философская . 22 (2): 49–70. Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
  51. ^ Суэйн, Маршалл (1998). «Знание, причинная теория» . В Крейге, Эдварде (ред.). Философская энциклопедия Рутледжа . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж. дои : 10.4324/9780415249126-P004-1 . ISBN  9780415250696 . ОСЛК   38096851 . Архивировано из оригинала 13 июня 2022 года . Проверено 18 июня 2022 г.
  52. ^ Постон
  53. ^ Кляйн 1998
  54. ^ Бэр
  55. ^ Турри, Джон; Альфано, Марк; Греко, Джон (2021). «Эпистемология добродетели» . Стэнфордская энциклопедия философии . Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета. Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 18 мая 2022 г.
  56. ^ Платон (2002). Пять диалогов . Индианаполис, Индиана: Паб Hackett. Ко. стр. 89–90, 97б–98а . ISBN  978-0-87220-633-5 .
  57. ^ Перейти обратно: а б Причард, Дункан; Турри, Джон. «Ценность знаний» . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 11 марта 2018 года . Проверено 24 февраля 2016 г. .
  58. ^ Причард, Дункан (апрель 2007 г.). «Недавние работы по эпистемической ценности». Американский философский ежеквартальный журнал . 44 (2): 85–110. JSTOR   20464361 .
  59. ^ BonJour, Лоуренс, 1985, Структура эмпирического знания, Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
  60. ^ Уилсон, Э.О., Социобиология: новый синтез . Кембридж, Массачусетс: Издательство Belknap Press Гарвардского университета. 1975 год
  61. ^ Перейти обратно: а б «Различие аналитического и синтетического» . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 13 июля 2020 года . Проверено 7 июля 2020 г.
  62. ^ Рассел, Г.: Истина в силе значения: защита аналитического/синтетического различия. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. 2008 год
  63. ^ Пиаже, Жан (1967). «Эпистемология и ее разновидности» . В Пиаже, Жан (ред.). Логика и научное знание . Энциклопедия Плеяды (на французском языке). Полет. 22. Париж: Editions Gallimard . стр. 3–61 ( 6 ). OCLC   1691632 . Переведено на английский Ричардом Ф. Китченером как: Китченер, Ричард. Эпистемология и ее разновидности . academia.edu. Архивировано из оригинала 6 мая 2023 года . Проверено 6 мая 2023 г.
  64. ^
  65. ^
  66. ^
  67. ^
  68. ^
  69. ^
  70. ^
  71. ^ Коэн 1998 , § 1. Философская проблема скептицизма, § 2. Ответы на скептицизм
  72. ^
  73. ^
  74. ^
  75. ^
  76. ^ Лейси 2005a , с. 783
  77. ^
  78. ^ Тиезен 2005 , с. 175
  79. ^
  80. ^
  81. ^
  82. ^ Брэдли 2015 , с. 170
  83. ^
  84. ^ Лестница 2017 , с. 155
  85. ^
  86. ^
  87. ^
  88. ^
  89. ^
  90. ^
  91. ^
  92. ^ Крамли II 2009 , с. 160
  93. ^
  94. ^ Полдень , § 2б. Доказательство
  95. ^ Крамли II 2009 , стр. 99, 298.
  96. ^
  97. ^
  98. ^
  99. ^
  100. ^
  101. ^
  102. ^
    • Фоли 1983 , с. 165
    • Вахид , Ведущий раздел, § 1. Доксастический консерватизм: дебаты
  103. ^
  104. ^
  105. ^
  106. ^
  107. ^
  108. ^
  109. ^
  110. ^
  111. ^ Филлипс 1998 , § 2. Ньяя Релайабилизм
  112. ^ Филлипс 1998 , § 2. Самосертификационизм Мимамсы.
  113. ^
  114. ^
  115. ^
  116. ^ Уоррен 2020 , § 6. Эпистемология логики.
  117. ^
  118. ^
  119. ^ Chignell 2018 , Ведущий раздел
  120. ^
  121. ^
  122. ^
  123. ^ Штурм 2011 , стр. 303–304, 08–309.
  124. ^ Штурм 2011 , с. 304
  125. ^
  126. ^
  127. ^ Барбер 2003 , стр. 1–3, 10–11, 15.
  128. ^ Vaidya & Wallner 2021 , стр. 1909–1910.
  129. ^ Кроче 2023 , Ведущий раздел
  130. ^ Магуайр 2015 , стр. 33–34.
  131. ^ Сигел, Силинс и Маттен, 2014 , с. 781
  132. ^ Кони 1998 , Ведущий раздел
  133. ^ Причард 2004 , с. 326
  134. ^ Douven & Schupbach 2014 , Ведущий раздел
  135. ^
  136. ^ Beebe 2017 , Ведущий раздел
  137. ^ Лакей 2021 , стр. 3, 8–9, 13.
  138. ^
  139. ^
  140. ^ Геркен 2018 , Ведущий раздел
  141. ^ Олстон 2006 , с. 2
  142. ^
  143. ^
  144. ^ Уиллер и Перейра 2004 , стр. 469–470, 472, 491.
  145. ^
  146. ^ Кларк 2009 , с. 516
  147. ^ Лестница 2017 , с. 156
  148. ^ Hansen 2023 , § 3.5 Эпистемический подход к заблуждениям
  149. ^
  150. ^ Hansen 2023 , § 3.5 Эпистемический подход к заблуждениям
  151. ^
  152. ^ Стил и Стефанссон 2020 , ведущий раздел
  153. ^
  154. ^
  155. ^
  156. ^ Харасим 2017 , с. 11
  157. ^ Харасим 2017 , стр. 11–12
  158. ^
  159. ^ Эмалиана 2017 , стр. 59–61
  160. ^
  161. ^
  162. ^
  163. ^ Олстон 2005 , стр. 1–2.
  164. ^ Штурм 2011 , стр. 308–309.
  165. ^
  166. ^ Паппас 1998 , § Античная философия
  167. ^ Паппас 1998 , § Античная философия
  168. ^
  169. ^
  170. ^
  171. ^
  172. ^ Блэк , Ведущий раздел
  173. ^
  174. ^
  175. ^
  176. ^ Боневак 2023 , с. XVIII
  177. ^ Данн 2006 , с. 753
  178. ^
  179. ^
  180. ^
  181. ^
  182. ^ Воленски 2004 , с. 11
  183. ^
  184. ^
  185. ^
  186. ^
  187. ^
  188. ^
  189. ^
  190. ^
  191. ^
  192. ^ Паппас 1998 , § Современная философия: от Юма до Пирса
  193. ^
  194. ^
  195. ^ Хэмлин 2005 , с. 262
  196. ^
  197. ^
  198. ^ Хэмлин 2006 , стр. 317–318
  199. ^
  200. ^
    • Goldman & Beddor 2021 , Ведущий раздел, § 1. Смена парадигмы в аналитической эпистемологии
    • Паппас 1998 , § Двадцатый век, § Последние выпуски
  201. ^
  202. ^ Крамли II 2009 , стр. 183–184, 188–189.
  203. ^

Ссылки, относящиеся к примечаниям

[ редактировать ]

[1][2][3][4][5][6][7][8][9][10][11]

  1. ^ Олстон, Уильям П. (1 января 2006 г.). За пределами «оправдания»: аспекты эпистемической оценки . Издательство Корнельского университета. дои : 10.7591/9781501720574 . ISBN  978-1-5017-2057-4 .
  2. ^ Айерс, Майкл; Антоньяцца, Мария Роза (18 апреля 2019 г.). «Знание и вера от Платона до Локка». Знать и видеть . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–33. дои : 10.1093/oso/9780198833567.003.0001 . ISBN  978-0-19-883356-7 . Проверено 15 ноября 2023 г.
  3. ^ Баллантайн, Натан (31 октября 2019 г.). Зная наши пределы (1-е изд.). Издательство Оксфордского университета. дои : 10.1093/oso/9780190847289.001.0001 . ISBN  978-0-19-084728-9 .
  4. ^ Фреде, Доротея (18 декабря 2020 г.). «Формы Платона как функции и структуры» . История философии и логического анализа . 23 (2): 291–316. дои : 10.30965/26664275-02302002 . ISSN   2666-4283 . S2CID   234562680 .
  5. ^ Флориди, Лучано (1 июля 1996 г.). Скептицизм и фундамент эпистемологии: исследование металогических заблуждений . БРИЛЛ. дои : 10.1163/9789004247246_002 . ISBN  978-90-04-24724-6 .
  6. ^ Фумертон, Ричард (2003). «13: Самоанализ и интернализм». В Нуччетелли, Сусана (ред.). Новые очерки о семантическом экстернализме и самопознании . МТИ Пресс. стр. 257–276. ISBN  0262140837 .
  7. ^ Корнблит, Х. (1985). «Со времен Декарта» . Монист . 68 (2). Издательство Оксфордского университета: 264–276. дои : 10.5840/monist198568227 . ISSN   0026-9662 . JSTOR   27902915 . Проверено 14 ноября 2023 г.
  8. ^ Литтлджон, Клейтон. «Новая проблема злого демона» . Интернет-энциклопедия философии . Проверено 16 ноября 2023 г.
  9. ^ Попкин, Ричард Х. (1979). История скептицизма от Эразма до Спинозы (1-е изд.). Беркли, Лос-Анджелес, Лондон: Издательство Калифорнийского университета. дои : 10.2307/jj.6142252 . ISBN  9780520038769 .
  10. ^ Робинсон, Ховард (2023). «Дуализм» . В Залте, EN; Нодельман, У. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Весны 2023 г.). Лаборатория метафизических исследований Стэнфордского университета.
  11. ^ Парри, Ричард (2021). «Эпистема и техне» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии (изд. Зима 2021 г.).

Источники

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Стэнфордской энциклопедии философии Статьи

Интернет-энциклопедии философии Статьи

Британская энциклопедия

Другие ссылки

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 043efbd74ae39808f1e2d3f6c473b41c__1722689640
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/04/1c/043efbd74ae39808f1e2d3f6c473b41c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Epistemology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)