Иона
Джонанг ( тибетский : ཇོ་ནང་ , Уайли : Джо-нанг ) — школа индо-тибетского буддизма . Его происхождение в Тибете можно проследить до мастера начала XII века Юмо Микьо Дордже . Широкую известность он получил благодаря творчеству популярного деятеля XIV века Долпопы Шераба Гьялцена . Основная практика школы Джонанг - тантра Калачакры ( Тантра Колеса Времени ), и они широко известны своей защитой философии, известной как шентонг («пустой от другого»).
После периода влияния традиция Джонанг претерпела ряд изменений, отчасти из-за ее подавления политически доминирующей школой Гелуг под руководством Пятого Далай-ламы в 17 веке . Джонанг действительно выжил в Амдо , откуда они в конечном итоге вновь обосновались в других регионах, таких как Голок , Нахи и Кхам . Они продолжают практиковаться непрерывно и по сей день. [ 1 ] По оценкам, сегодня в этих районах практикуют около 5000 монахов и монахинь традиции Джонанг. Однако их учение ограничивалось этими регионами до тех пор, пока движение Риме в 19 веке не стимулировало изучение негелугских традиций тибетского буддизма. [ 2 ] [ 3 ]
Воззрение Джонанг Шентонг оказало влияние на различных деятелей других тибетских буддийских школ, в том числе на Третьего Кармапу Рангджунг Дордже (1284–1339), восьмого Тай Ситупу (1700–1774), Каток Цеванг Норбу (1698–1755), Ситу Панчена (1700). –1774), Джамгон Конгтрул (1813–1899) , Калу Ринпоче (1905–1989 ) и Кхенпо Цултрим Гьямцо (1934 – настоящее время).
История
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Монах Кюнпанг Тукдже Цондру ( Wylie : kun spangs thugs rje brtson 'grus , 1243–1313) основал кумбум или ступу-вихару в долине Джомонанг примерно в 160 километрах (99 миль) к северо-западу от монастыря Ташилхунпо в У-Цанге (современный Шигадзе) . ). [ 4 ] Традиция Джонанг получила свое название от этого монастыря «Джомонанг», где Цондру основал традицию практики, которая объединила семнадцать различных передач йог стадии завершения Калачакра-тантры. [ 4 ] и которая была значительно расширена более поздними фигурами, в том числе Долпопой . [ 5 ]
Традиция Джонанг сочетает в себе два конкретных учения: то, что стало известно как философия шентонг ( «пустой от другого») мадхьямаки , и линия передачи Дро Тантры Калачакры . Происхождение этой комбинации в Тибете восходит к мастеру Юмо Микьё Дордже (ок. 11-12 вв.), ученику кашмирского мастера Соманатхи, в трактатах которого собраны источники, подчеркивающие уникальный подход к пустоте Тантры Калачакры. [ 6 ] [ 7 ]
Взгляд шентонг утверждает, что недвойственная природа ума ( природа будды ) реальна (и не пуста от внутреннего существования) , в то время как все другие явления пусты в этом смысле. Природу будды можно описать пустой, но не по своей собственной природе, скорее, она пуста от всех оскверненных и иллюзорных явлений. Таким образом, в Джонанге пустоту предельной реальности не следует характеризовать так же, как пустоту относительных явлений. Это потому, что высшая реальность — это поток сияния ( прабхасвара - самтана ), наделённый безграничными качествами Будды. [ 8 ] Оно пусто от всего ложного, но не лишено безграничных качеств Будды, которые составляют его врожденную природу.
Ключевой фигурой в Джонанге является Долпопа Шераб Гьялцен (1292–1361), великий йогин и учёный, широко пропагандировавший философию шентонг . Первоначально он получил образование в монастыре Сакья , а также изучал линии передачи Кагью и Ньингма . [ 9 ] Он был очень впечатлен йогами монастыря Джонанг и в конце концов учился там у Кецуна Йонтена Гьяцо (1260–1327), получив полную передачу традиции Джонанг Калачакры . [ 9 ] После нескольких лет медитативного ретрита Долпопа принял на себя руководство монастырем Джонанг. [ 9 ] С годами Долпопа стал чрезвычайно популярен, и его стали приглашать преподавать по всему Тибету. [ 9 ] Он написал различные влиятельные работы по философии шэнтонг.
Постдолпоповская эпоха и подавление
[ редактировать ]После правления Долпопы школа Джонанг породила ряд известных буддийских ученых, самым известным из которых был лама Таранатха (1575–1634), который уделял большое внимание Калачакра-тантре , изучению санскрита и истории индийского буддизма . Таранатха учился у различных личностей, таких как Дже Драктопа, Еше Вангпо, Кунга Таши и Джампа Лхундруп, но его главным учителем был махасиддха Буддхагуптанатха. [ 10 ]
Часть серии о |
Тибетский буддизм |
---|
В 17 веке школа гелуг стала доминирующей политической силой в Тибете, которым теперь управляли Далай-ламы . Школа Гелуг стремилась подавить школу Джонанг и ее особую философию шентонг. Современные историки определили две другие причины, которые, скорее всего, побудили гелугпа подавить Джонангпу. Во-первых, у Джонангпа были политические связи, которые очень раздражали Гелугпа. Школа Джонанг, наряду с Кагью , были историческими союзниками могущественного дома Цангпа , соперничавшего с 5-м Далай-ламой и школой Гелуг за контроль над Центральным Тибетом .
Это было достаточно плохо, но вскоре после смерти Таранатхи произошло еще более зловещее событие. Таранатхи Тулку оказался мальчиком по имени Занабазар , сыном Тюшит-хана , принца Центральной Халхи. Тюшит-хан и его сын происходили из рода Борджигин (императорский клан Чингисхана и его преемников), то есть у них было право по рождению стать хаганом . Когда юноша был объявлен духовным лидером всей Монголии , гелугпа внезапно столкнулись с возможностью войны с бывшей военной сверхдержавой Азии. Хотя Монгольская империя уже давно прошла свой зенит, тем не менее, это была пугающая перспектива, и Далай-лама воспользовался первым возможным моментом, чтобы отвлечь монголов, чтобы взять под свой контроль монастыри Джонанг. [ 11 ]
В результате подавления Джонанга труды Долпопы Шераба Гьялцена и даже сторонников Сакья шентонга (таких как Сакья Чокден ) были запечатаны и запрещены к публикации и изучению. Монастыри Джонанг также были постепенно преобразованы политическими властями в линию гелуг. [ 12 ] [ 13 ]
Далай -лама XIV также заявил, что основной причиной подавления Джонанга было политическое, а не религиозное сектантство (поскольку Далай-лама V сам был учеником многочисленных линий передачи, включая Бон ). [ 14 ]
Выживание и возрождение
[ редактировать ]Традиции Джонанг удалось сохраниться в Амдо , где было основано несколько монастырей в Дзам Тханг и РГьял Ронг. Отсюда Джонанг смог распространиться на другие регионы, такие как Голог и Нгава . [ 13 ] Дзамтанг Цанга дзонг (в округе Замтанг , Сычуань ), основанный Нгаг дбангом бстан 'дзин рнам гьялом (1691–1728), со временем стал главным местом школы. [ 13 ] Благодаря усилиям таких деятелей, как «Из-за валовой травы Па» (1920–1975) и «Из-за великой травы По» (1928–2002), около пятидесяти монастырей Джонанга пережили культурную революцию. [ 13 ]
Школа Джонанг также пережила возрождение в современную эпоху, в период Риме . Важными современными учеными являются Бамда Гелек Гьяцо (1844–1904), Цокни Гьяцо (1880–1940), Нгаванг Лодро Дракпа (1920–75), Кунга Тукье Фальсанг (1925–2000) и Нгаванг Йонтен Сангпо (1928–2002). [ 15 ] Современные деятели Джонанга также имели тесные отношения с мастерами несектантского движения (Риме), такими как Джамгон Конгтрул (1813–1899) и Патрул Ринпоче (1808–1887), и эти деятели Риме также посещали и учились в Дзамтанге . [ 13 ]
До недавнего времени о сохранении Джонанга было мало что известно, пока тибетологи не обнаружили около 40 монастырей, в которых проживало около 5000 монахов, в том числе в районах Амдо Тибет и Гьялгронг в Цинхае , Сычуани и Тибете. [ 2 ]
Одним из основных сторонников линии Джонанг в изгнании был Далай-лама XIV . Далай-лама пожертвовал здания в штате Химачал-Прадеш в Шимле , Индия, для использования в качестве монастыря Джонанг (ныне известного как монастырь Главный Тактен Пунцок Чолинг) и посетил его во время одной из своих недавних обучающих поездок. Кармапа Карма линии Кагью также посетил нас.
Представители традиции Джонанг в течение последних 20 с лишним лет активно обращались к тибетскому правительству в изгнании с просьбой признать Джонанг шестой живой буддийской традицией тибетского буддизма и добиваться равных религиозных прав и представительства с бон, ньингма и сакья. , Кагью и Гелуг. [ 16 ] Далай-лама XIV назначил Джебцундамбу Хутукту из Монголии (который в традиции Гелуг считается воплощением Таранатхи) лидером традиции Джонанг. [ 17 ]
В последнее время школа Джонанг растет на Западе (под руководством таких учителей, как Кхентрул Джампел Лодро Ринпоче и Кхенпо Чокьи Нангва ) и среди китайцев (под руководством таких учителей, как Тулку Джамьянг Лодро и МКхан по Чос Кьи Дбанг Фьюг). [ 13 ]
Тексты
[ редактировать ]Большая часть тибетской литературы Джонанга сохранилась, в том числе « Океан окончательного значения: учение для горного отшельника» (обычно называемое «Горная Дхарма» ) , обширное представление Долпопы о земле, пути и плодах с точки зрения шентонга. . [ 18 ]
Сутры Махаяны, имеющие окончательное значение
[ редактировать ]Сутры Татхагатагарбхи
[ редактировать ]По словам Долпопы, его основными источниками абсолютной истины и окончательного значения (нитартха) являются сутры Татхагатагарбха , наиболее важными из которых являются следующие: [ 19 ] [ 20 ]
- Татхагатагарбха Сутра ( Сутра о Сущности Татхагаты , тиб. De bzhin gshegs pa'i snying po'i mdo )
- Авикалпаправешадхарани ( Дхарани для входа в неконцептуальное ; тиб. Rnam par mi rtog pa la 'jug pa'i gzungs )
- Шрималадеви Симханада Сутра ( Сутра львиного рыка Шрималадеви )
- Махабхерисутра ( Сутра Великого барабана )
- Ангулималия Сутра ( Сутра на благо Ангулималы )
- Шуньятанамамахасутра ( Сутра великой пустоты )
- Татхагатамахакарунанирдешасутра (Сутра, представляющая великое сострадание Татхагаты), также известная как Дхаранишварараджасутра
- Tathāgataguṇajñānācintyavishayāvatāranirdeshasūtra ( Сутра, представляющая непостижимые качества и изначальное осознание Татхагаты )
- Махамегхасутра ( Обширная Сутра Великого Облака )
- Махаяна Махапаринирвана Сутра ( Сутра Великой Финальной Нирваны ), существующая в двух тибетских версиях: сокращенной и расширенной.
Сутры с определённым смыслом
[ редактировать ]Другой список сутр Джонанга, имеющих окончательное значение, то есть которые учат абсолютной истине , а не относительному или временному значению (нейартха) традиций Джонанга, следующий: [ 21 ]
- Панчашатика-праджняпарамита сутра ( Совершенство мудрости в 500 строках )
- «Глава Майтрейи» («Вопросы Майтрейи» — глава, встречающаяся в двух версиях Тибетской Большой Праджняпарамиты- сутры: 18-тысячной и 25-тысячной версиях . )
- Ганавьюха Сутра (« Сутра плотного массива »)
- Прашантавинишчайапратихарьянамасамадхисутра ( Сутра о совершенном покое и определенных магических медитативных концентрациях )
- Ратнамгасутра ( Сутра драгоценных облаков )
- Суварнапрабхасоттамасутра ( Сутра Золотого Света )
- Самдхинирмочанасутра (Объяснение сутры глубоких тайн)
- Сутру Нисхождение в Ланка
- Сарвабуддха-вишаяватара-гьяналокаламкара сутра
- Буддхаватамсакасутра
Тантрические источники
[ редактировать ]Самая важная буддийская тантра в традиции Джонанг — это тантра Калачакры .
Что касается тантрических комментариев, Джонанг опирается на «Трилогию Бодхисаттвы» (sems 'grel skor gsum), которая включает в себя следующие три текста: « Вималапрабха» (индийский комментарий XI века к тантре Калачакры ), «Хеваджрапиндартхатика» (Тох 1180, комментарий к тантре Калачакры). Хеваджра-тантра в 6000 строках) и Лакшабхидханадуддхриталагутантрапиндартхавиварана (Тох 1402), комментарий к тантре Чакрасамвары . Ваджрапани [ 22 ]
Ключевые шастры
[ редактировать ]Традиция Джонанг также опирается на несколько важных индийских и тибетских шастр (трактатов), в том числе: [ 23 ]
- Работы Нагарджуны , особенно его Муламадхьямакакарика.
- Пять Майтрейи текстов : Абхисамаяланкара , Махаянасутраланкара , Ратнаготравибхага , Дхармадхарматавибханга , Мадхьянтавибханга.
- Работы Долпопы , особенно его «Океан окончательного значения: Учение для горного отшельника» ( Wylie : ri chos nges don rgya mtsho) и его «Великий расчет доктрины», имеют значение Четвертого Собора. Его «Общее объяснение учения Будды». [ 24 ] была его первой работой, посвященной концепции «Пустоты Другого», разъясняющей основной смысл буддизма.
- Работы Таранатхи , особенно его «Сущность иной-пустоты, значимой для созерцания» (Mthong ba don ldan) и его «Комментарий к Сутре сердца».
Примечания
[ редактировать ]- ^ Шихи, Майкл Р. (2 февраля 2007 г.). «Монастырь Дзамтанг Цангва» . Фонд Джонанг . Проверено 22 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грушке 2001, стр.72
- ^ Грушке, Андреас (2002). «Орден Джонанг: причины его упадка, требования для выживания и текущая ситуация». В Блезере, Хенк ; Садокс, А. (ред.). Тибет, прошлое и настоящее: тибетоведение 1 . Материалы девятого семинара Международной ассоциации тибетских исследований, Лейден, 2000. Brill. стр. 183–214. ISBN 978-90-04-12775-3 .
- ^ Перейти обратно: а б «Тукдже Цондру» . Сокровищница жизней . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Басвелл, Роберт Э; Лопес, Дональд С., ред. (2013). Принстонский словарь буддизма . Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета. п. 401. ИСБН 9780691157863 .
- ^ Стернс, Сайрус (2002). Будда из Долпо: исследование жизни и мысли тибетского мастера Долпопы Шераба Гьялцена Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-8120818330 . , с. 19
- ^ Хэтчелл, Кристофер (2014). Обнаженное видение: великое совершенство, колесо времени и дальновидный буддизм в Тибете эпохи Возрождения . Нью-Йорк (Нью-Йорк): Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-998291-2 .
- ^ Лама Шенпен, Учение о пустоте . Buddhism Connect. Архивировано 3 сентября 2011 г. на Wayback Machine (по состоянию на март 2010 г.).
- ^ Перейти обратно: а б с д «Долпопа Шераб Гьелцен» . Сокровищница жизней . Проверено 13 мая 2023 г.
- ^ Темплман, Д. (1997), «Буддагуптанатха: поздний индийский сиддх в Тибете», Труды 7-го семинара Международной ассоциации тибетских исследований, Грац, 1995 г. , Издательство Австрийской академии наук, Вена .
- ^ Stearns 2010 , стр. 73–4.
- ^ Стернс 2010 , с. 76.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Брамбилла, Филипп. «Поздний сторонник доктрины Джо Нанг гЖан Стонг: Черная революция (1880–1940)», Обзор тибетских исследований , вып. 45, апрель 2018 г., стр. 10–11. 5–50.
- ^ Маллин 2001 , стр. 207–8.
- ^ Стернс, Сайрус (2010). Будда из Дёлпо: исследование жизни и мысли тибетского мастера Долпопы Шераба Гьялцена , стр. 80-81. Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN 978-1559393430.
- ^ «Равные права для традиции Джонанг» . Дзокден . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ Переводы, Дакини (18 апреля 2023 г.). «Кто такой Халха Джецун Дампа и почему его недавнее признание вызывает споры?» . Переводы и публикации Дакини . Проверено 2 февраля 2024 г.
- ^ Дёл-бао-ба Сахай-рэп-гьел-цен (2006). Горное учение: фундаментальный тибетский трактат о пустоте иного и матрице Будды . Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN 978-1559392389 .
- ^ Бруннхольцль (2015), с. 4.
- ^ Стернс (2010), с. 316 (28).
- ^ Стернс (2010), с. 316 (29).
- ^ Стернс (2010): Будда из Долпо, с. 316 (27)
- ^ Стернс (2010), стр. 316-317.
- ^ Долпопа (2022). Общее объяснение учения Будды . п. 6. ISBN 978-626-01-0550-1 .
Ссылки
[ редактировать ]- Бруннхольцль, Карл (2015). Когда облака расходятся: Уттаратантра и ее медитативная традиция как мост между Сутрой и Тантрой. Публикации Шамбалы.
- Долпопа ; Хопкинс, Джеффри (2006). Горное учение: фундаментальный тибетский трактат о пустоте иного и матрице Будды . Итака, Нью-Йорк: Snow Lion Publ. ISBN 978-1559392389 .
- Грушке, А. (2000). Орден Джонангпа - Причины падения, условия выживания и нынешняя ситуация предположительно исчезнувшей тибетско-буддийской школы. Девятый семинар Международной ассоциации тибетских исследований
- Грушке, Андреас (2001). Культурные памятники внешних провинций Тибета: Ганьсу и Сычуаньские части Амдо, Том 2 . Бангкок: White Lotus Press. ISBN 978-9747534900 .
- Маллин, Гленн Х. (2001). Четырнадцать Далай-лам: священное наследие реинкарнации (1-е изд.). Санта-Фе, Нью-Мексико: Издательство Clear Light. ISBN 9781574160390 .
- Стернс, Сайрус (2010). Будда из Дёлпо: исследование жизни и мыслей тибетского мастера Дёлпопы Шераба Гьялцена (Преподобный и английский изд.). Итака, Нью-Йорк: Публикации Snow Lion. ISBN 978-1559393430 .