Реакционный модернизм
Реакционный модернизм — термин, впервые предложенный Джеффри Херфом. [ 1 ] в 1980-е годы, чтобы описать смесь «большого энтузиазма по поводу современных технологий с неприятием Просвещения , ценностей и институтов либеральной демократии », которая была характерна для немецкого консервативного революционного движения и нацизма . [ 2 ] В свою очередь, эта идеология реакционного модернизма была тесно связана с оригинальным позитивным взглядом Зондервега , который рассматривал Германию как великую центральноевропейскую державу, а не ни Запада, ни Востока.
Обзор
[ редактировать ]Часть серии о |
нацизм |
---|
Часть серии о |
Фашизм |
---|
Применение этого термина Херфом для описания фашизма было широко поддержано другими учеными. [ 3 ] Херф использовал этот термин для обозначения тенденции в интеллектуальной мысли той эпохи, которую немецкий писатель Томас Манн в межвоенные годы назвал «высокотехнологичным романтизмом». Херф использовал этот термин по отношению к широкому кругу немецких деятелей культуры, включая Эрнста Юнгера , Освальда Шпенглера , Карла Шмитта и Ганса Фрейера .
Рафель Костра утверждает, что фашизм — это модернистское движение, поскольку его стремление к революционным и тотальным проектам переустройства общества могло возникнуть только в начале 20 века, когда общество и культура были пронизаны модернистскими метанарративами культурного обновления. Фашизм, по словам историка Модриса Экстайнса , «был стремлением создать человечество заново». [ 4 ] Дэвид Робертс в своей книге « Взаимодействие с фашистами» 2016 года утверждает, что «к настоящему времени широко распространено мнение, что фашизм был не каким-то бунтом против современности, а поиском альтернативной современности». [ 5 ]
В разные эпохи
[ редактировать ]Межвоенная Европа
[ редактировать ]С тех пор, как Херф создал этот неологизм, он получил широкое распространение среди историков, обсуждающих парадоксальный европейский энтузиазм по поводу патерналистского авторитаризма и народного национализма, с одной стороны, и новых технологических и политических концепций, с другой стороны, и все это при тоталитарных режимах. [ 6 ]
Реакционный модернизм исследовался как тема в межвоенной литературе и в более широкой политической культуре Великобритании. [ 7 ] Он был рассмотрен в контексте других европейских стран в межвоенный период, включая Румынию, [ 8 ] Греция, [ 9 ] [ 10 ] Швеция, [ 11 ] и Испания. [ 12 ] Его даже рассматривали в контексте фашизма в Японии. [ 13 ] Другие историки признают признание этого термина влиятельным направлением в европейской философской, культурной и политической мысли в период подъема фашизма. [ 14 ] Историк Николя Гийо расширил сферу применения реакционного модернизма, применив этот термин к тенденциям в промышленности Веймарской республики , медицине ( евгенике ), массовой политике и социальной инженерии. [ 15 ] Реакционный модернизм можно увидеть в фашистской концепции Нового Человека , а также в художественных движениях Веймарской культуры , которые подчеркивали рационализм и принимали футуризм и Новую Объективность . машин и насилия футуристов Многие художники Веймарского периода отвергли фетишизацию , например, сторонники немецкого экспрессионизма . Несмотря на это, возвращение к порядку стало доминирующей темой в культуре Германии и других европейских стран.
Сегодняшний день
[ редактировать ]Херф теперь применяет этот термин, чтобы заявить о сходстве с правительствами Ирана при аятоллах, правительством Ирака при Саддаме Хусейне и экстремистскими исламистскими группировками, такими как Аль-Каида . [ 2 ] Другие ученые, в том числе Пол Берман , также применили термин Херфа к радикальному исламизму. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Культурный критик Ричард Барбрук утверждает, что члены дигерати , придерживающиеся калифорнийской идеологии , принимают форму реакционного модернизма, которая сочетает экономический рост с социальным расслоением . [ 20 ]
Критика тезиса Херфа
[ редактировать ]Томас Рокремер раскритиковал концепцию реакционного модернизма, заявив: «Просто не странно и не парадоксально отвергать Просвещение и в то же время принимать технологии», но это обычная практика в Германии девятнадцатого и двадцатого веков, а также во многих других странах. Инструментальный разум и технологии доступны для бесконечного числа различных целей, многие из которых не являются гуманными или просвещенными». [ 21 ] Поддержку этой точки зрения также исходил от Роджера Гриффина , который утверждал, что «фашизм как идеологию и движение можно рассматривать как предлагающую радикальную альтернативу либеральным и социалистическим взглядам на то, какую форму в идеале должна принять современность. либерализм и крайний «модернизм», логическую кульминацию которого он видит в релятивизме, аномии, субъективизме и утрате окончательного смысла и «вечных» ценностей. попытаться снова закрепить современных людей в этом весьма современном явлении, тоталитарном государстве (термин, который фашизм положительно использует) посредством сознательно манипулируемого исторического, национального и расистского мифа (все это глубоко современные идеологические конструкции)». [ 22 ]
См. также
[ редактировать ]- Темное Просвещение
- Фашизм
- Метамодернизм
- Ретрофутуризм
- Бунт против современного мира ( Юлиус Эвола )
- Идеология Иоанниса Метаксаса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Реакционный модернизм: некоторые идеологические истоки примата политики в Третьем рейхе на JSTOR
- ^ Jump up to: а б «Тоталитарное настоящее: почему Запад постоянно недооценивает силу плохих идей», Джеффри Херф, «Американские интересы» . Архивировано из оригинала 7 сентября 2013 г. Проверено 25 апреля 2015 г.
- ^ Марк Неоклеус, Фашизм , Университет Миннесоты, 1997, стр. 60.
- ^ Коста, Рафаэль. От диктатуры к демократии в Португалии двадцатого века . Пэлгрейв Макмиллан, 2016, стр. 34–35.
- ^ Робертс, Дэвид Д. Фашистские взаимодействия: предложения по новому подходу к фашизму и его эпохе, 1919-1945 . Berghahn Books, 2016, стр. 7.
- ^ Ван Дайк, Джеймс А. (2010). «Введение: реакционный модернизм и проблема нацистского искусства». Франц Радзивилл и противоречия истории немецкого искусства, 1919-45 . Издательство Мичиганского университета. п. 1. ISBN 9780472116287 .
- ^ Зокс-Уивер, Анналиса (2011). Женщины-модернистки и фашизм . Издательство Кембриджского университета. стр. 7–8. ISBN 9781107008526 .
- ^ Котой, Калин (2009). «Реакционный модернизм в межвоенной Румынии: Антон Голопентия и геополитизация социологии». Томас Камуселла, Кристофер Яскуловски (ред.). Национализм сегодня . Питер Лэнг. п. 125. ИСБН 9783039118830 .
- ^ Бьен, Питер (1997). Греческий модернизм и не только: очерки в честь Питера Бьена . Роуман и Литтлфилд. стр. 96–100. ISBN 9780847685776 .
- ^ Антониу, Яннис, Михалис Ассимакопулос и Константинос Хацис. «Национальная идентичность греческих инженеров межвоенного периода: элитизм, рационализация, технократия и реакционный модернизм». История и технологии 23.3 (2007): 241–261.
- ^ Пиетикайнен, Петтери (2007). Невроз и современность: эпоха нервозности в Швеции . БРИЛЛ. п.п. 92 . ISBN 9789004160750 .
- ^ Джеффри Дженсен, Иррациональный триумф: культурное отчаяние, военный национализм и идеологические истоки франкистской Испании (Рено: University of Nevada Press, 2001), 4.
- ^ Тансман, Алан (2009). Культура японского фашизма . Издательство Университета Дьюка. стр. 336–7. ISBN 9780822344681 .
- ^ Кричли, Саймон (2001). Континентальная философия: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. Np ISBN 9780192853592 .
- ^ Гийо, Николя (2011). Изобретение теории международных отношений: реализм, Фонд Рокфеллера и конференция по теории 1954 года . Издательство Колумбийского университета. стр. 213–4. ISBN 9780231152679 .
- ^ Власть и идеалисты, или Страсть Йошки Фишера и ее последствия, Пол Берман, Soft Skull Press, 2005, стр. 168.
- ^ Фашизм, Марк Неоклеус, Университет Миннесоты, 1997, стр. 2.
- ^ Империя Нового Света: гражданский ислам, терроризм и становление неоглобализма, Уильям Х. Торнтон, Роуман и Литтлфилд, 2005, с. 74.
- ^ Радикальный ислам: средневековая теология и современная политика, Эммануэль Сиван, издательство Йельского университета, 1990, стр. 81.
- ^ Барбрук, Ричард (1999). «Кибер-коммунизм: как американцы вытесняют капитализм в киберпространстве» . Проверено 14 марта 2010 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Рокемер, Томас, «Антимодернизм, реакционный модернизм и национал-социализм. Технократические тенденции в Германии, 1890-1945» , по состоянию на 28 декабря 2016 г., стр. 49
- ^ Гриффин, Роджер , «Современность в условиях нового порядка: фашистский проект управления будущим» , опубликовано Thamesman Publications, выходные данные Оксфордской школы бизнеса Брукса, 1994, по состоянию на 28 декабря 2016 г., стр. 10-11