Индуизм и сикхизм
Часть серии о |
индуизм |
---|
Часть серии о |
сикхизм |
---|
Индуизм и сикхизм — индийские религии . Индуизм имеет доисторическое происхождение, [1] в то время как сикхизм был основан в 15 веке Гуру Нанаком . [2] [3] Обе религии разделяют многие философские концепции, такие как карма , дхарма , мукти и майя. [4] [5] хотя обе религии по-разному интерпретируют некоторые из этих понятий. [6] [7]
Исторические связи
[ редактировать ]Корни сикхской традиции, утверждает Луи Фенек, возможно, лежат в традиции сант Индии, идеология которой выросла и стала религией сикхов. Фенек утверждает: «Индийская мифология пронизывает священный канон сикхов, Гуру Грантх Сахиб и вторичный канон, Дасам Грантх , и добавляет тонкие нюансы и содержание в священную символическую вселенную сикхов сегодня и их прошлых предков». [8] Некоторые историки не рассматривают свидетельства сикхизма как просто продолжение движения Бхакти . [9] [10]
Сикхские и индуистские традиции полагают, что в период Империи Великих Моголов сикхи помогли защитить индуистов от преследований со стороны ислама, и это привело к мученической смерти их Гуру. [11] Сикхские историки, например, отмечают, что сикхское движение быстро росло на северо-западе Индии, и Гуру Тег Бахадур открыто призывал сикхов «быть бесстрашными в своем стремлении к справедливому обществу: тот, кто никого не боится и не боится любой человек признается человеком истинной мудрости», - заявление, записанное в Ади Грантхе 1427 года. [12] [13] [14] В то время как влияние Гуру Тех Бахадура росло, Аурангзеб ввел исламские законы, разрушил индуистские школы и храмы и ввел новые налоги на немусульман. [13] [15] [16]
Согласно записям, написанным его сыном Гуру Гобинд Сингхом , Гуру сопротивлялся преследованиям, усыновил и пообещал защищать кашмирских индуистов. [12] [14] Гуру был под предлогом вызван в Дели Аурангзебом, но когда он прибыл со своими товарищами, ему предложили «отказаться от веры и принять ислам». [12] [14] но после отклонения требования императора Великих Моголов Гуру Тех Бахадур и его товарищи были арестованы и подвергнуты пыткам в течение многих недель. [14] [17] [18] Сам Гуру был публично обезглавлен. [13] [19] [20]
Убеждения
[ редактировать ]В сикхских писаниях используется индуистская терминология со ссылками на Веды и имена богов и богинь в традициях индуистского движения бхакти, таких как Вишну, Шива, Брахма, Парвати, Лакшми, Сарасвати, Рама, Кришна, но не для поклонения. [21] [22] [23] [24] Он также ссылается на духовные концепции в индуизме ( Ишвара , Бхагаван , Брахман ) и концепцию Бога в исламе ( Аллах ), утверждая, что это всего лишь «альтернативные имена Всемогущего». [25]
Хотя Гуру Грантх Сахиб признает Веды , Пураны и Коран , [26] это не подразумевает синкретического моста между индуизмом и исламом, [27] но делает упор на нитнем-бани, таких как Джапджи , вместо мусульманских практик, таких как обрезание или молитва с простиранием ниц перед Богом, или индуистских ритуалов, таких как ношение ниток . [28]
Концепция Бога
[ редактировать ]Единство Бога лежит в основе индуизма, но в нем присутствуют некоторые панентеистические и генотеистические тенденции. [29] Ученые утверждают, что все божества обычно рассматриваются в индуизме как «эманации или проявление бесполого принципа, называемого Брахманом , представляющего многие грани Абсолютной Реальности». [30]
Описание Бога в сикхизме монотеистично , и отвергает концепцию божественного воплощения присутствующую в индуизме . [29] [31]
Взгляды на крупный рогатый скот
[ редактировать ]Гуру Амар Дас осудил зверства в отношении брахманов и скота. По мнению У. Оуэна Коула и П.С. Самбхи, совокупность доказательств предположительно предполагает, что Гуру воздерживался от порицания индуистских традиций, чтобы привлечь индуистских последователей. [32] При правлении сикхов забой коров карался смертью; запрет сохранялся даже британцами после аннексии Пенджаба, чтобы успокоить индуистско-сикхские настроения. [33] Сикхи и индуисты традиционно считали корову священной из-за ее роли в обеспечении пропитания и перевозке грузов. [34]
Поклонение идолам
[ редактировать ]Индусы принимают поклонение, сопровождаемое изображениями или мурти (идолами). [35] особенно в агамических традициях, таких как вайшнавизм и шиваизм . [36] Некоторые ученые утверждают, что неверно утверждать, что все индуисты поклоняются идолам, и правильнее утверждать, что для некоторых идол является средством сосредоточения своих мыслей, поскольку некоторые идолы являются проявлением духовности, которая присутствует повсюду, а для некоторых даже Линга , восход солнца, река или цветок служат той же цели. [37] [38]
Сикхизм запрещает идолопоклонство, [39] [35] в соответствии с основными нормами Хальсы и учениями сикхских гуру, [40] позиция, которая была принята как ортодоксальная. [41] [42] [43] Запрет на идолопоклонство прослеживается в сикхизме с начала 20 века, это изменение произошло под руководством Тат Хальсы движения Сингх Сабха в конце 19 века. [42]
Рай и Ад
[ редактировать ]Согласно индуизму , душа бессмертна. [44] Души перерождаются в другое существо согласно своей карме. [45]
Сикхи верят, что в этом мире есть и рай, и ад, где каждый пожинает плоды кармы. [44] Они относятся к добрым и злым этапам жизни соответственно, и их можно прожить сейчас и здесь, во время нашей жизни на Земле. [46]
Паломничество
[ редактировать ]Индуизм считает паломничество полезным для духовного развития. [47] Согласно «Популярному словарю индуизма» Карела Вернера , «большинство индуистских мест паломничества связаны с легендарными событиями из жизни различных богов. Практически любое место может стать центром паломничества, но в большинстве случаев это священные города, реки, озера, и горы». [48]
Сикхизм открыто не пропагандирует паломничество как религиозную практику. [47] [49]
Согласно исследованию, опубликованному Маданджитом Кауром, существуют документальные доказательства в виде вахи (книги, которые ведут специалисты по генеалогии и священники в различных местах паломничества), что Гуру Тех Бахадур, Гуру Гобинд Сингх и его вдовы посещали различные индуистские тиртхи , назначали свою семью пурохитов на эти места и приказали своим последователям почтить назначенных пурохитов. [50]
Шраддха
[ редактировать ]Индуисты предлагают Шраддху ежегодно в память о своих предках. В соответствующий день потомки приглашают браминов и кормят их в память о своих родителях, бабушках и дедушках, полагая, что это принесет какую-то пользу душе умерших предков. [51]
Согласно сикхизму , такая пища может принести пользу браминам, но польза не может достичь предков. Все, что может принести пользу умершему, — это его собственные добрые дела и служение человечеству. Согласно верованиям сикхов , гораздо лучше уважать своих родителей при жизни, чем предлагать еду браминам после их смерти. [51]
Благоприятные дни
[ редактировать ]Согласно некоторым шастрам индуизма , некоторые моменты, дни и лунные даты считаются благоприятными. Во все эти дни соблюдаются особые ритуалы. [52] общепринятой практикой является В индуизме выполнение или отказ от таких действий, как важные религиозные церемонии, в зависимости от качества конкретной мухурты . Ведические писания рекомендуют одну или несколько мухурт при проведении ритуалов и других церемоний. [53] [54]
Сикхское писание Гуру Грантх Сахиб осуждает веру в благоприятные дни. [52] Сикхские гуру отвергли идею о том, что некоторые дни благоприятны, а некоторые нет. [55]
Пост
[ редактировать ]Пост является важной частью индуизма , и посты соблюдаются во многих случаях. [56] Посты — важный аспект индуистской ритуальной жизни, и они бывают разных типов. В некоторых случаях пост просто означает воздержание от определенных видов продуктов, например, от зерновых. Преданные постятся по разным причинам. Некоторые постятся, чтобы почтить определенное божество, а другие постятся, чтобы достичь определенной цели. [57]
Сикхизм не рассматривает пост как духовный акт. Сикхизм не одобряет пост как аскезу или умерщвление тела посредством умышленного голодания. Сикхизм поощряет умеренность и умеренность в еде, то есть не голодать и не переедать. [56]
Кастовая система
[ редактировать ]В индуистском обществе существует четыре варны . [58] Внутри этих варн также есть много джати. Первый — брамин (учитель или священник), второй — кшатрий (правитель или воин), третий — вайшья (торговец или земледелец) и четвертый — шудра (слуга или работник). Люди, исключенные из четверной системы варн, считаются неприкасаемыми и называются далитами . [59]
Гуру Нанак проповедовал против кастовой системы. [59] Гуру Гобинд Сингх представил Сингха мужчинам-сикхам, чтобы искоренить кастовые предрассудки . [60] Хотя сикхские гуру критиковали иерархию кастовой системы, в сикхском сообществе она существует. Некоторые сикхские семьи продолжают проверять кастовую принадлежность любого потенциального партнера по браку для своих детей. [59] Кроме того, сикхи некоторых каст склонны создавать гурдвары, предназначенные только для их касты. Члены касты Рамгархия, например, идентифицируют таким образом свои гурдвары (особенно те, которые созданы в Соединенном Королевстве), как и члены касты далитов. [61]
Аскетизм
[ редактировать ]Индуизм превознес аскетизм из-за веры в то, что аскеты живут чистой жизнью духовных достижений. [62] Саньяса как форма аскетизма характеризуется отказом от материальных желаний и предрассудков, представленным состоянием незаинтересованности и отстраненности от материальной жизни, и имеет целью провести свою жизнь в мирной, любовной, простой духовной жизни. [63] [64]
Хотя сикхизм рассматривает похоть как грех, он в то же время указывает на то, что человек должен разделить моральную ответственность, ведя жизнь домохозяина. Согласно сикхизму , быть сосредоточенным на Боге и быть домохозяином лучше, чем быть аскетом. Согласно сикхизму, аскеты находятся на неправильном пути. [62]
Менструация
[ редактировать ]Индуистские традиции высказывают разные мнения относительно менструации. Тантрические секты считают менструальную кровь священной и даже включают ее в определенные ритуалы и практики. В нескольких текстах, в том числе в литературе Агамы , а также в Йогашиха-упанишадах , менструация является физическим отражением божественной женственности, шакти (творческой/космической энергии), которая позволяет создавать жизнь. [65]
Напротив, менструации выражено множество строгих законов в «Манусмрити» . Любое прикосновение к менструирующей женщине считалось оскверненным, а если она прикасалась к какому-либо еде, это также считалось запретным. Лежать в одной постели с менструирующей женщиной также не разрешалось. [66] [67] Однако Манусмрити — лишь один из нескольких других, которых около 100. [а] Дхармашастра . В этих индуистских богословских текстах есть разные взгляды на тему менструации, некоторые признают менструацию естественным процессом. [68] Веды, основные и наиболее священные индуистские тексты, не налагают подобных ограничений на менструацию. Менструация — естественный процесс, и ее считают священным, поскольку она дает жизнь. Менструирующие женщины в ведический период были освобождены от своих обычных обязанностей, чтобы отдыхать и получать услуги от членов своей семьи. Они использовали свое свободное время, чтобы молиться, медитировать и заниматься любыми развлечениями по своему выбору. [69]
Сикхские писания признают менструальное кровотечение важным и естественным процессом. Сикхские гуру критиковали тех, кто клеймит окровавленную одежду как загрязненную. Гуру Нанак поставил под сомнение законность и цель обесценивания женщин на основе их репродуктивной энергии. [66]
Жертвоприношение животных
[ редактировать ]Ритуалы жертвоприношения животных упоминаются в некоторых индуистских писаниях. [70] например Веды . [71] Индуистские тексты, датированные 1-м тысячелетием до нашей эры, первоначально упоминают мясо как пищу, затем развиваются до предположений, что можно есть только мясо, полученное в результате ритуального жертвоприношения, после чего развивается позиция, согласно которой нельзя есть мясо, потому что оно причиняет вред животным, со стихами, описывающими благородные жизнь как жизнь, которая живет только цветами, корнями и плодами. [72] [73] Литература поздней ведической эпохи (до 500 г. до н.э.) осуждает все убийства людей, крупного рогатого скота, птиц и лошадей и молится богу Агни , чтобы тот наказал тех, кто убивает. [74]
Сикхизм отвергает концепцию принесения в жертву животных для умилостивления Бога. [70] Гуру Гобинд Сингх запретил употребление любого мяса, полученного в результате религиозного жертвоприношения животных ( мясо Кутха ). [75] Некоторые сикхи Ниханги и Хазури до сих пор приносят в жертву животных. [76] [77]
Верования относительно затмения
[ редактировать ]Согласно индуизму , Раху ответственен за затмение . Во время затмения нельзя употреблять приготовленную пищу. [78] [79] Индусы моются в реке Ганг (которая считается духовно очищающей) сразу после затмения, чтобы очиститься. [80]
Гуру Нанак , когда он отправился на Курукшетру , утверждал, что Солнечное затмение — это всего лишь природное явление и что купание в священном резервуаре, раздача милостыни и так далее для смягчения последствий солнечного затмения — это не что иное, как слепая вера. [78]
Яджна
[ редактировать ]яджной В индуизме называют любой ритуал, совершаемый перед священным огнем, часто с мантрами . [81] [70] Яджна — ведическая традиция, описанная в слое ведической литературы, называемом «Брахманы» , а также в «Яджурведе» . [82]
нет понятия гаваны и яджны В религии сикхов . [70] [83]
Сходства
[ редактировать ]- И индусов, и сикхов кремируют после смерти. [84]
- Оба верят в карму [85] хотя сикхизм не обязательно предполагает метафизическую сотериологию, подобную индуизму. [6] [7]
- И сикхи, и индуисты почитают концепцию гуру. [86] хотя роль и концепция гуру в сикхизме отличаются от таковых в индуизме [87]
В индуистских и сикхских традициях существует различие между религией и культурой, а этические решения основаны как на религиозных убеждениях, так и на культурных ценностях. И индуистская, и сикхская этика в первую очередь основана на долге. Традиционные учения касаются обязанностей отдельных лиц и семей вести образ жизни, способствующий физическому, психическому и духовному здоровью. Эти традиции разделяют культуру и мировоззрение, которое включает идеи кармы и возрождения, коллективной и индивидуальной идентичности, а также сильный акцент на духовной чистоте. [88]
Понятия дхармы , кармы , мокши очень важны как для индуистов, так и для сикхов. В отличие от линейного взгляда на жизнь, смерть, рай или ад, принятого в авраамических религиях, индуисты и сикхи верят в концепцию сансары , то есть жизнь, рождение и смерть повторяются для каждой души в цикле, пока она не достигнет мукти или мокша . [89] [90]
Культура и смешанные браки
[ редактировать ]Хотя сикхская вера органически связана с индуизмом, а религиозная философия гуру демонстрирует как преемственность, так и реакцию на более раннюю индуистскую мысль, вера сикхов представляет собой самостоятельную религию с сильным чувством своей идентичности на протяжении всего своего существования. [91] [92] Некоторые группы рассматривают сикхизм как традицию внутри индуизма наряду с другими дхармическими религиями. [93] хотя сикхская вера является отдельной религией. [94] Исторически сикхи считались, среди прочего, защитниками индуистов, и некоторые правые индуистские политические организации, такие как Раштрия Сваямсевак Сангх, даже считали их «рукой-мечом» индуизма. [95] [96] Этот статус защитников индуистов был достаточно сильным, чтобы пенджабские индуисты иногда воспитывали своего старшего сына как сикха. [95]
Браки между сикхами и индусами, особенно среди хатри , [91] являются частыми. [91] Догра утверждает, что между общинами индуистов хатри и сикхов хатри всегда существовали смешанные браки. [97] [98] Уильям Оуэн Коул и Пиара Сингх Самбхи заявляют, что для сикхов Хатри смешанные браки между индуистами и сикхами одной общины были предпочтительнее, чем другие общины. [99]
Сикхские писания почитаются некоторыми индуистскими общинами. [95] часто синкретическими сектами.
См. также
[ редактировать ]- Нанакпанти
- Удааси
- Санатан Сикх
- Кешдхари индуисты
- Раштрия Сикх Сангат
- Идолопоклонство в сикхизме
- Сикхизм и джайнизм
- Индуизм и джайнизм
- Сикхизм и ислам
- Индуизм и ислам
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Пандуранг Ваман Кейн упоминает более 100 различных текстов Дхармашастры, которые были известны в средние века в Индии, но большинство из них утеряны для истории, и их существование подтверждается цитатами и цитатами в бхашье и сохранившихся дайджестах. В настоящее время существует 18 основных текстов Дхармашастры. [ нужна ссылка ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Обзор индуизма, A: Третье издание, Suny Press, Клаус К. Клостермайер, страницы 1, 544.
- ^ Маклеод, Уильям Х. (2014). «Сикхизм: история и доктрина» . britannica.com . Британская энциклопедия . Проверено 15 января 2019 г.
Сикхи утверждают, что их традиция всегда была отделена от индуизма. Но сикхизм тоже верил в Рама и других аватаров Вишну и Господа Шивы, как это декламировал десятый Гуру Гобинд Сингх в грантхе. Тем не менее, многие западные ученые утверждают, что на самой ранней стадии сикхизм был движением в рамках индуистской традиции; Они отмечают, что Нанак был воспитан индуистом и в конечном итоге принадлежал к традиции Сант северной Индии , движению, связанному с великим поэтом и мистиком Кабиром (1440–1518). Санты, большинство из которых были бедными, обездоленными и неграмотными, сочиняли невероятно красивые гимны, выражающие их опыт божественного, который они видели во всем. Их традиция во многом опиралась на вайшнавское бхакти (религиозное движение в индуистской традиции, поклоняющееся богу Вишну ), хотя между ними были важные различия. Как и последователи бхакти, санты верили, что преданность Богу необходима для освобождения от бремени. цикл перерождения , в ловушке которого оказались все люди; Однако, в отличие от последователей бхакти, санты утверждали, что Бог есть ниргун («без формы»), а не сагун («обладающий формой») . Для сантов Бог не может быть ни воплощен, ни представлен в конкретных терминах.
- ^ «Всемирная история сикхов» . Би-би-си . 30 сентября 2009 года . Проверено 15 января 2019 г.
Сикхизм зародился в районе Пенджаба в Южной Азии , который сейчас входит в состав нынешних штатов Индия и Пакистан . Основными религиями региона в то время были индуизм и ислам. Вера сикхов зародилась примерно в 1500 году нашей эры, когда Гуру Нанак начал учить вере, совершенно отличной от индуизма и ислама. Девять гуру последовали за Нанаком и в течение следующих столетий развивали сикхскую веру и сообщество.
- ^ Сикхизм и смерть BBC
- ^ Реинкарнация и сикхизм (религия) , Британская энциклопедия
- ^ Jump up to: а б Чахал, Амарджит Сингх (декабрь 2011 г.). «Концепция реинкарнации в философии Гуру Нанака» (PDF) . Понимание сикхизма – исследовательский журнал . 13 (1–2): 52–59 . Проверено 29 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Уилкинсон, Филип (2008). Религии . Дорлинг Киндерсли. стр. 209, 214–215. ISBN 978-0-7566-3348-6 .
- ^ Луи Фенек (2014), в Оксфордском справочнике по сикхским исследованиям (редакторы: Пашаура Сингх, Луи Э. Фенек), Oxford University Press, ISBN 978-0199699308 , стр. 36, Цитата: «Мало кто из сикхов упомянул бы эти индийские тексты и идеологии в той же широте, что и сикхская традиция, не говоря уже о том, чтобы проследить элементы их традиции до этой хронологической и идеологической точки, несмотря на то, что индийская мифология пронизывает сикхский священный канон « Гуру Грантх Сахиб» и вторичный канон « Дасам Грантх» (Райнхарт 2011) и добавляет тонкие нюансы и содержание в священную символическую вселенную сикхов сегодня и их прошлых предков».
- ^ Гревал, Дж. С. (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. п. 28. ISBN 9780521637640 .
- ^ Прути, Радж (2004). Сикхизм и индийская цивилизация . Издательство Дискавери. п. 202. ИСБН 9788171418794 .
- ^ Мир, Фарина (2010). Социальное пространство языковой народной культуры в британском колониальном Пенджабе . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. стр. 207–237. ISBN 978-0-520-26269-0 .
- ^ Jump up to: а б с Сипл, Крис (2013). Справочник Routledge по религии и безопасности . Нью-Йорк: Рутледж. п. 96. ИСБН 978-0-415-66744-9 .
- ^ Jump up to: а б с Пашаура Сингх и Луи Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 236–237. ISBN 978-0-19-969930-8 .
- ^ Jump up to: а б с д Ганди, Сурджит (2007). Пересказ истории сикхских гуру . Атлантические издательства. стр. 653–691. ISBN 978-81-269-0858-5 .
- ^ Гуру Тех Бахадур BBC Religions (2009)
- ^ Гобинд Сингх (перевод Навтея Сарны) (2011). Зафарнама . Книги о пингвинах. п. XVIII-XIX. ISBN 978-0-670-08556-9 .
- ^ Уильям Ирвин (2012). Поздние Моголы . Гарвард Пресс. ISBN 9781290917766 .
- ^ Сингха, Кирапала (2006). Выберите документы о разделе Пенджаба-1947 . Национальная книга. п. 234. ИСБН 978-81-7116-445-5 .
- ^ СС Капур. Слуки Гуру Тех Бахадура и факты о тексте Рагамалы стр. 100-1 18–19. ISBN 978-81-7010-371-4 .
- ^ Ганди, Сурджит (2007). Пересказ истории сикхских гуру . Атлантические издательства. п. 690. ИСБН 978-81-269-0858-5 .
- ^ например, имя Хари используется примерно 8300 раз, имя Рама используется примерно 2500 раз, имена Гобинда и Гопала используются примерно 500 раз>
- ^ Торкель Брекке (2014), Религия, война и этика: Справочник по текстовым традициям (редакторы: Грегори М. Райхберг и Хенрик Сайс), Cambridge University Press, ISBN 978-0-521-45038-6 , стр. 673, 675, 672–686
- ^ Синха, АК (2013), Взгляд на Священные Писания религий индийского происхождения , Xlibris, ISBN 978-1-4836-6308-1 , стр. 204–216 [ самостоятельный источник ]
- ^ Шекл, Кристофер; Мандаир, Арвинд (2005). Учение сикхских гуру . Абингдон-на-Темзе, Англия: Рутледж . стр. xxxiv – xli. ISBN 978-0-415-26604-8 .
- ^ Сингх, Нирбхай (1990); Философия сикхизма: реальность и ее проявления , Нью-Дели: Atlantic Publishers; стр. 115–122
- ^ Коул, Уильям Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (1995), Сикхи: их религиозные верования и практики , Sussex Academic Press, ISBN 978-1-898723-13-4 , с. 157
- ^ Коул, Уильям Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (1995), Сикхи: их религиозные верования и практики , Sussex Academic Press, ISBN 978-1-898723-13-4 , с. 40
- ^ Коул, Уильям Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (1995). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. стр. 155–156. ISBN 978-1-898723-13-4 .
- ^ Jump up to: а б Вани, Абид Муштак (2018). Индуизм, ислам и сикхизм: сравнительное исследование . Издательство «Образование». п. 105. ИСБН 9781545718186 .
- ^ Линн Фулстон, Стюарт Эбботт (2009). Индуистские богини: верования и практики . Сассекс Академик Пресс. стр. 1–3, 40–41. ISBN 9781902210438 .
- ^ Несбитт, Элеонора М. (2005). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 21–23. ISBN 978-0-19-280601-7 .
- ^ Коул, В. Оуэн; Самбхи, П.С. (1993), Коул, В. Оуэн; Самбхи, PS (ред.), «Этика» , Сикхизм и христианство: сравнительное исследование , Темы сравнительного религиоведения, Лондон: Palgrave Macmillan UK, стр. 180–190, doi : 10.1007/978-1-349-23049-5_11 , ISBN 978-1-349-23049-5 , получено 15 июля 2023 г.
- ^ Оберой, Харджот (21 февраля 2012 г.). «Братство Чистых: Поэтика и политика культурной трансгрессии» . В Аншу, Малхотра (ред.). Новый взгляд на Пенджаб: история, культура и практика . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-908877-5 .
- ^ Бигелоу, Анна (28 января 2010 г.). Разделение священного: практика плюрализма в мусульманской Северной Индии . Издательство Оксфордского университета. п. 171. ИСБН 978-0-19-970961-8 .
- ^ Jump up to: а б Сингх, Джаградж (2009). Полное руководство по сикхизму . Книги Юнистар. п. 109. ИСБН 978-8-1714-2754-3 .
- ^ В. Бхарн и К. Круше (2012), Новое открытие индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии, Cambridge Scholars Publishing, ISBN 978-1443841375 , страницы 37–42.
- ^ Джинин Фаулер (1996), Индуизм: верования и практики, Sussex Academic Press, ISBN 978-1898723608 , страницы 41–43.
- ^ Сваруп Чандра (1998), Энциклопедия индуистских богов и богинь, Сваруп и сыновья, ISBN 978-8176250399 , стр. 149.
- ^ Д.Г. Сингх (2002), Идолопоклонство недопустимо в сикхизме, Sikh Review, Том 50, Выпуск 5, страницы 35-37
- ^ Т. Н. Мадан (1994). Мартин Марти и Р. Скотт Эпплби (ред.). Соблюденные фундаментализмы . Издательство Чикагского университета. стр. 604–610. ISBN 978-0-226-50878-8 . «Оба учреждения [SGPC и Акали Дал] рассматривались как инструменты сикхской общины для продвижения чистого образа религиозной и социальной жизни, без идолопоклоннических священников и в отказе от ритуализма и кастовых различий. Таково было фундаментальное учение Гуру».
- ^ WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало. п. 97. ИСБН 978-0-8108-6344-6 .
- ^ Jump up to: а б Луи Э. Фенек; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. п. 158. ИСБН 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 542–543. ISBN 978-0-19-100412-4 .
- ^ Jump up to: а б Гарсес-Фоли, Кэтлин (2006). Смерть и религия в меняющемся мире . Я Шарп. п. 188. ИСБН 9780765612212 .
- ^ Даллапиккола, Анна Л. (2002). "Ад" . Словарь индуистских преданий и легенд . Темза и Гудзон . ISBN 978-0-500-51088-9 . (требуется подписка)
- ^ Сингх, Джаградж (2009). Полное руководство по сикхизму . Книги Юнистар. п. 271. ИСБН 978-8-1714-2754-3 .
- ^ Jump up to: а б Мансухани, Гобинд Сингх (1968). Введение в сикхизм: 100 основных вопросов и ответов о сикхской религии и истории . Индийский книжный дом. п. 60.
- ^ Вернер, Карел (1994). Популярный словарь индуизма . Ричмонд, Суррей: Керзон. ISBN 0700702792 . Проверено 30 октября 2016 г.
- ^ Мирволд, Кристина (2012). Сикхи через границы: транснациональные практики европейских сикхов . А&С Черный. п. 178. ИСБН 9781441103581 .
- ^ «ИЗУЧЕНИЕ ПАНДЫ «ВАХИСА» КАК ИСХОДНИКОВОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ИСТОРИИ СИКХСКИХ ГУРУ на JSTOR» . www.jstor.org . Проверено 29 августа 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Догра, Р.К. (1995). Энциклопедия сикхской религии и культуры . Издательство Викас. п. 433. ИСБН 9780706983685 .
- ^ Jump up to: а б Сингх, Джаградж (2009). Полное руководство по сикхизму . Книги Юнистар. п. 120. ИСБН 9788171427543 .
- ^ Шри, Сатья (2017). Демистификация брахманизма и новое изобретение индуизма: Том 1 - Демистификация брахманизма . Ченнаи: Notion Press. ISBN 9781946515544 .
- ^ «Тамильские свидания Мухуртама» . Дхейвегам. 9 июня 2019 г.
- ^ Догра, Р.К. (1995). Энциклопедия сикхской религии и культуры . Издательство Викас. п. 412. ИСБН 9780706994995 .
- ^ Jump up to: а б Сингха, HS (2000). Энциклопедия сикхизма (более 1000 статей) . Хемкунт Пресс. п. 71. ИСБН 9788170103011 .
- ^ Райнхарт, Робин (2004). Современный индуизм: ритуал, культура и практика . АВС-КЛИО. п. 130. ИСБН 9781576079058 .
- ^ Дюмон, Луи (1980). Homo Hierarchicus: Варненская система и ее последствия . п. 437. ИСБН 9780226169637 .
- ^ Jump up to: а б с Мэйлед, Джон (2002). Сикхизм . Хайнеманн. п. 56. ИСБН 9780435336271 .
- ^ Коул, Оуэн (2010). Сикхизм - Введение: учите себя . Джон Мюррей Пресс. п. 51. ИСБН 9781444131017 .
- ^ «Сикхизм – сикхская практика | Британика» . www.britanica.com . Проверено 5 февраля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Сингха, HS (2000). Энциклопедия сикхизма (более 1000 статей) . Хемкунт Пресс. п. 22. ISBN 9788170103011 .
- ^ С. Радхакришнан (1922), Индуистская Дхарма, Международный журнал этики, 33 (1): 1-22.
- ^ Д. П. Бхавук (2011), Пути рабства и освобождения, в духовности и индийской психологии, Springer, ISBN 978-1-4419-8109-7 , страницы 93–110.
- ^ Шридхар, Нитин (1 января 2019 г.). Менструация в разных культурах: путаница в Сабаримале, историческая перспектива . Глобальные коллективные издатели. ISBN 978-9386473462 .
- ^ Jump up to: а б Закон, Джейн Мари (2009). Представление плода: нерожденное в мифах, религии и культуре . Издательство Оксфордского университета. п. 125. ИСБН 9780195380040 .
- ^ Бобель, Крис (2020). Справочник Пэлгрейва по критическим исследованиям менструации . Спрингер Природа. п. 120. ИСБН 9789811506147 .
- ^ Джон Боукер (2012), Послание и книга: Священные тексты мировых религий, издательство Йельского университета, ISBN 978-0300179293 , страницы 179–180.
- ^ «Веды почитают женщин: почему индуистское сообщество должно полностью открыть Сабарималу для женщин» . timesofindia.indiatimes.com . 1 декабря 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д Вани, Абид Муштак (2018). Индуизм, ислам и сикхизм: сравнительное исследование . Издательство «Образование». п. 117. ИСБН 9781545718186 .
- ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: AM . Издательская группа Розен . п. 41. ИСБН 9780823931798 .
- ^ Кристофер Чаппл (1993), Ненасилие по отношению к животным, Земле и себе в азиатских традициях, State University of New York Press, ISBN 0-7914-1498-1 , страницы 16–17.
- ^ Баудхаяна Дхармасутра 2.4.7; 2.6.2; 2.11.15; 2.12.8; 3.1.13; 3.3.6; Апастамба Дхармасутра 1.17.15; 1.17.19; 2.17.26–2.18.3; Васиштха Дхармасутра 14.12.
- ^ Кришна, Нандита (2014), Священные животные Индии , Penguin Books, стр. 10–11. 15, 33, ISBN 978-81-8475-182-6
- ^ Сингха, доктор Х.С. (30 мая 2009 г.). «7 сикхских традиций и обычаев» . Сикхизм: Полное введение . Сикхские исследования. Том. Книга 7 (изд. в мягкой обложке). Нью-Дели: Hemkunt Press. стр. 81–82. ISBN 978-81-7010-245-8 . Проверено 25 ноября 2010 г.
- ^ Сикхский обзор, том 46, выпуски 535-540, стр. 45, Сикхский культурный центр, 1998 г.
- ^ «Несколько раз приносить в жертву козла на территории Гурудвары, наносить его кровь на оружие/вооружение, хранящееся внутри храма, раздавать его мясо в качестве прасада среди преданных в их доме». Сикхский бюллетень, июль – август 2009 г., том 11, номера 7 и 8, стр. 26, Khalsa Tricentenneal Foundation of NA Inc.
- ^ Jump up to: а б Сингх, Мандип (2020). Жизнь и учения Гуру Нанака Дева . Публикации Вирсы. п. 62.ISBN 9789387152731 .
- ^ Двиведи, Бходжрадж (2016). Научные основы индуистских верований . Diamond Pocket Books Pvt Ltd., стр. 21–22. ISBN 9789352610471 .
- ^ Мушарраф, Мухаммад Набиль; Дарс, доктор Башир Ахмед (15 сентября 2021 г.). «Затмения, мифология и ислам » Аль- Духаа 2 (02): 01–1 дои : 10.51665/al-duha.002.02.0077 . ISSN 2710-0812 .
- ^ С.Г. Нигал (1986), Аксиологический подход к Ведам, Северная книга, ISBN 978-8185119182 , страницы 80–81.
- ^ Лори Паттон (2005), Индуистский мир (редакторы: Сушил Миттал, Джин Терсби), Routledge, ISBN 978-0415772273 , страницы 38-39.
- ^ Догра, Р.К. (1995). Энциклопедия сикхской религии и культуры . Издательство Викас. п. 220. ИСБН 9780706983685 .
- ^ Джонатан Х.Х. Ли; Кэтлин М. Надо (2011). Энциклопедия азиатско-американского фольклора и фольклора . АВС-КЛИО. п. 470. ИСБН 978-0-313-35066-5 .
- ^ Элеонора Несбитт (2016). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. п. 5. ISBN 978-0-19-874557-0 .
- ^ Джоэл Млеко (1982), Гуру в индуистской традиции, Нумен , Том 29, Fasc. 1, стр. 33-61
- ^ Сингх, Харак (1996). История сикхов и ее концепции . Институт сикхских исследований. п. 5.
- ^ Трус, Гарольд (2000). «Биоэтика для врачей: 19. Индуизм и сикхизм» . Журнал Канадской медицинской ассоциации . 163 (9): 1167–70. ПМЦ 80253 . ПМИД 11079065 . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ В. О. Коул; Пиара Сингх Самбхи (2016). Сикхизм и христианство: сравнительное исследование . Спрингер. стр. 13–14. ISBN 978-1-349-23049-5 .
- ^ Арвинд-Пал Сингх Мандаир (2013). Сикхизм: Путеводитель для растерянных . Академик Блумсбери. п. 176. ИСБН 978-1-4411-5366-1 .
- ^ Jump up to: а б с Роберт Зенер (1997), Энциклопедия мировых религий, Barnes & Noble Publishing, ISBN 978-0760707128 , стр. 409.
- ^ «Сикхи И ИХ ИСТОРИЯ | Факты и подробности» .
- ^ Мукул Кесаван (14 сентября 2015 г.). «Их лучшее — вегетарианство и добродетель» . Телеграф . Архивировано из оригинала 18 сентября 2015 года . Проверено 4 июля 2017 г.
- ^ Роберт Зенер (1997), Энциклопедия мировых религий, Barnes & Noble Publishing, ISBN 978-0760707128 , стр. 409.
- ^ Jump up to: а б с Вед Мехта (1996). Раджив Ганди и Царство Рамы (иллюстрированное, исправленное издание). Издательство Йельского университета. п. 65. ИСБН 9780300068580 .
- ^ Ратан Шарда: RSS 360 °: Демистифизация Раштрии Сваямсевак Сангха | дата = 2018 | издатель = Bloomsbury Publishing | 9789386950406 | страница = 290 |
- ^ RC Dogra & Urmila Dogra: паб для индуистских и сикхских свадебных церемоний . 2000. Звездные публикации. ISBN 9788176500289 .
- ^ Дуглас Чаринг и Уильям Оуэн Коул: «Шесть мировых религий» Паб . 2004, стр. 309. Международная издательская группа Continuum. ISBN 9780826476838 .
- ^ Уильям Оуэн Коул, Пиара Сингх Самбхи: Сикхизм и христианство: сравнительное исследование, Том 1993, Часть 2, паб. 1993. Макмиллан. Страница 22. ISBN 9780333541067 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- КП Агравала: Ади Шри Гуру Грантх Сахиб ки Махима (хинди: «Величие оригинального священного писания Гуру»)
- Раджендра Сингх Нирала: Хам Хинду Хайн, 1989. Хам Хинду Кён, 1990. Дели: Голос Индии.
- Кан Сингх Набха: Хум Хинду Нахин , братья Сингх, 2011 г.
- Э. Трампп. Ади Грант, или Священное Писание сикхов, Мунширам Манохарлал, Дели, 1970.
- Маклеод, WH: (ред.) Текстовые источники для изучения сикхизма. Издательство Манчестерского университета, Манчестер, 1984 г., -: Кто такой сикх? Проблема сикхской идентичности. Кларендон Пресс, Оксфорд, 1989.
- Харджот Оберой , Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции, University of Chicago Press, 1994.
- Раджендра Сингх: Сиккха Итихаса майн Рама Джанмабхуми.
- Сваруп, Рам: индуистско-сикхские отношения. Голос Индии, Дели, 1985. -: Куда сикхизм? Голос Индии, Дели, 1991.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Цитаты, связанные с индуизмом и сикхизмом , в Wikiquote