Философия права
Часть серии о |
Закон |
---|
Основы и философия |
Правовая теория |
Методологическая основа |
Юридические дебаты |
Часть серии о |
Философия |
---|
Философия права — это раздел философии , который исследует природу права и его связь с другими системами норм, особенно с этикой и политической философией . [1] [2] Он задает такие вопросы, как «Что такое право?», «Каковы критерии юридической действительности ?» и «Какова связь между правом и моралью ?» Философия права и юриспруденция часто используются как синонимы, хотя юриспруденция иногда включает в себя формы рассуждений, которые вписываются в экономику или социологию . [3] [4]
Философию права можно разделить на аналитическую юриспруденцию и нормативную юриспруденцию. [5] Аналитическая юриспруденция стремится определить, что такое право, а чем оно не является, путем выявления его существенных особенностей. Нормативная юриспруденция исследует как неправовые нормы, которые формируют право, так и правовые нормы, которые порождаются законом и направляют действия человека. [5]
Аналитическая юриспруденция
[ редактировать ]В отличие от экспериментальной юриспруденции , исследующей содержание правовых понятий методами обществознания , [6] Аналитическая юриспруденция стремится дать общее представление о природе права посредством инструментов концептуального анализа . Эта концепция является общей в том смысле, что она нацелена на универсальные особенности права, действующие во все времена и в любом месте. [7] В то время как юристов интересует, что такое закон по конкретному вопросу в конкретной юрисдикции, философы права заинтересованы в выявлении особенностей права, общих для разных культур, времен и мест. Взятые вместе, эти основополагающие особенности права предлагают тот тип универсального определения, к которому стремятся философы. Общий подход позволяет философам задавать вопросы, например, о том, что отличает право от морали, политики или практического разума. [7] Часто ученые в этой области предполагают, что право имеет уникальный набор особенностей, которые отличают его от других явлений, хотя не все разделяют эту презумпцию.
Хотя эта область традиционно была сосредоточена на объяснении природы права, некоторые ученые начали изучать природу областей права, например, деликтного права, договорного права или уголовного права. Эти ученые сосредотачивают внимание на том, что отличает определенные области права и чем одна область отличается от другой. Особенно плодотворной областью исследований стало различие между деликтным правом и уголовным правом, которое в более общем смысле касается разницы между гражданским и уголовным правом. [8]
Вокруг природы права сложилось несколько школ мысли, наиболее влиятельными из которых являются:
- Теория естественного морального права , которая утверждает, что закон присущ природе и составляет мораль, по крайней мере частично. [9] С этой точки зрения, хотя законодатели могут принимать и даже успешно обеспечивать соблюдение аморальных законов, такие законы юридически недействительны. Эту точку зрения отражает максима: « несправедливый закон вообще не является законом », где «несправедливый» означает «противоречащий естественному закону». Теория естественного права имеет средневековые истоки в философии Фомы Аквинского , особенно в его «Трактате о праве» . В конце 20 века Джон Финнис возродил интерес к этой теории и представил ее современную переработку. [10]
- Юридический позитивизм — точка зрения, согласно которой право зависит прежде всего от социальных фактов. [11] Юридический позитивизм традиционно ассоциировался с тремя доктринами: тезисом о родословной, тезисом о разделимости и тезисом об усмотрении. [2] В родословной диссертации говорится, что правильный способ определить, является ли директива законом, — это посмотреть на ее источник. В тезисе утверждается, что именно тот факт, что директива была издана соответствующим должностным лицом в законном правительстве, например, определяет юридическую действительность директивы, а не ее моральные или практические достоинства. Тезис отделимости утверждает, что право концептуально отличается от морали. [2] Хотя право может содержать мораль, тезис о разделимости утверждает, что «не является необходимой истиной то, что законы воспроизводят или удовлетворяют определенные требования морали, хотя на самом деле они часто это делали». [12] Юридические позитивисты расходятся во мнениях относительно масштабов тезиса о разделимости. Исключительные юридические позитивисты, в частности Джозеф Раз , идут дальше стандартного тезиса и отрицают возможность того, что мораль вообще может быть частью права. Тезис о дискреционном праве гласит, что судьи создают новый закон, когда им предоставляется право выносить решения по делам, в которых существующий закон не определяет результат. Самым ранним сторонником юридического позитивизма был Джон Остин , на которого повлияли труды Джереми Бентама в начале 19 века. Остин считал, что закон — это приказ суверена, подкрепленный угрозой наказания. Современный юридический позитивизм давно отказался от этой точки зрения. В двадцатом веке два позитивиста оказали глубокое влияние на эту область: Ганс Кельсен и Х.Л.А. Харт . Кельзен оказал наибольшее влияние благодаря своему понятию « grundnorm », высшей и основной правовой нормы, которую сегодня принимают некоторые ученые, особенно в Европе. [13] В англоязычном мире Харт был самым влиятельным ученым. [14] Харт отверг более раннее утверждение о том, что санкции имеют важное значение для закона, и вместо этого заявил, что закон основан на правилах. Согласно Харту, право — это система первичных правил, которые определяют поведение субъектов права, и вторичных правил, которые регулируют, как первичные правила могут быть изменены, определены и вынесены решения. Теория Харта, несмотря на широкое признание, вызвала бурные дебаты среди философов права конца двадцатого века, включая Рональда Дворкина, Джона Ролза, Джозефа Раза и Джона Финниса.
- Правовой реализм , который утверждает, что право является продуктом решений, принятых судами, правоохранительными органами и адвокатами, которые часто принимаются на противоречивых или произвольных основаниях. Согласно юридическому реализму, право не является рациональной системой правил и норм. Юридический реализм критически относится к идее о том, что право имеет природу, которую можно анализировать абстрактно. Вместо этого юридические реалисты выступают за эмпирический подход к юриспруденции, основанный на социальных науках и реальной юридической практике в мире. По этой причине правовой реализм часто ассоциировался с социологией права . В Соединенных Штатах юридический реализм приобрел известность в конце 19 века благодаря Оливеру Венделлу Холмсу и Джону Чипману Грею . [1] Юридический реализм стал влиятельным в Скандинавии в 20 веке благодаря Акселю Хегерстрёму . [15]
- Юридический интерпретативизм , который отрицает, что закон основан на источнике, поскольку закон обязательно зависит от человеческой интерпретации, которая руководствуется моральными нормами сообществ. Учитывая, что судьи имеют право выносить решения по делам более чем одним способом, юридический интерпретативизм утверждает, что судьи обычно выносят решения таким образом, который наилучшим образом сохраняет моральные нормы, институциональные факты и социальные практики обществ, частью которых они являются. Это согласуется с юридическим интерпретативизмом, согласно которому невозможно знать, существует ли в обществе действующая правовая система или каковы ее законы, пока не будут известны некоторые моральные истины об оправданиях практик в этом обществе. В отличие от юридического позитивизма или юридического реализма, юридический интерпретитивизм может утверждать, что никто в обществе не знает, каковы его законы (потому что никто не может знать наилучшего обоснования его практик). Юридический интерпретативизм зародился Рональдом Дворкиным в конца 20 века в своей книге « Империя Ло» .
В последние годы дебаты о природе права становятся все более детальными. В рамках юридического позитивизма существует одна важная дискуссия о разделимости права и морали. Эксклюзивные юридические позитивисты утверждают, что юридическая сила нормы никогда не зависит от ее моральной правильности. Инклюзивные юридические позитивисты утверждают, что моральные соображения могут определять юридическую действительность нормы, но это не обязательно. Позитивизм зародился как инклюзивистская теория; но влиятельные исключительные юридические позитивисты, в том числе Джозеф Раз, Джон Гарднер и Лесли Грин, позже отвергли эту идею.
Вторая важная дискуссия, часто называемая « дебатами Харта – Дворкина », [14] Речь идет о битве между двумя наиболее доминирующими школами конца 20-го и начала 21-го века: юридическим интерпретативизмом и юридическим позитивизмом.
Нормативная юриспруденция
[ редактировать ]Помимо аналитической юриспруденции, философия права также занимается нормативными теориями права. «Нормативная юриспруденция включает в себя нормативные, оценочные и иные предписывающие вопросы о законе». [9] Например, какова цель или назначение закона? Какие моральные или политические теории лежат в основе права? Три подхода оказали влияние на современную моральную и политическую философию, и эти подходы отражены в нормативных теориях права: [ нужна ссылка ]
- Утилитаризм – это точка зрения, согласно которой законы должны разрабатываться так, чтобы давать наилучшие последствия. Исторически утилитарная мысль о праве связана с философом Джереми Бентамом . В современной теории права утилитарный подход часто отстаивают ученые, работающие в традициях права и экономики .
- Деонтология – это точка зрения, согласно которой законы должны отражать нашу обязанность сохранять автономию и права других. Исторически деонтологическая мысль о праве связана с Иммануилом Кантом , который сформулировал одну особенно выдающуюся деонтологическую теорию права. Другой деонтологический подход можно найти в работах современного философа-юриста Рональда Дворкина .
- Аретаические моральные теории, такие как современная этика добродетели, подчеркивают роль характера в морали. Добродетельная юриспруденция - это точка зрения, согласно которой законы должны способствовать развитию добродетельных качеств граждан. Исторически этот подход связан с Аристотелем . Современная юриспруденция добродетели вдохновлена философскими работами по этике добродетели.
Существует множество других нормативных подходов к философии права, включая либертарианские теории права .
Философские подходы к правовым проблемам
[ редактировать ]Философы права также озабочены множеством философских проблем, которые возникают в конкретных правовых предметах, таких как конституционное право , договорное право, уголовное право и правонарушение . Таким образом, философия права затрагивает такие разнообразные темы, как теории договорного права , теории уголовного наказания, теории деликтной ответственности и вопрос о том, оправдан ли судебный контроль.
Известные философы права
[ редактировать ]- Платон
- Аристотель
- Фома Аквинский
- Фрэнсис Бэкон
- Джон Локк
- Франсиско Суарес
- Франсиско де Витория
- Хьюго Гроций
- Джон Остин (философия права)
- Фредерик Бастиа
- Евгений Пашуканис
- Джереми Бентам
- Эмилио Бетти
- Норберто Боббио
- Антониу Кастанейра Невеш
- Жюль Коулман
- Рональд Дворкин
- Франческо Д'Агостино
- Франсиско Элиас де Техада-и-Спинола
- Карлос Коссио
- Мигель Реале
- Джон Финнис
- Лон Л. Фуллер
- Лесли Грин
- Роберт П. Джордж
- Жермен Гризе
- HLA Харт
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель
- Оливер Венделл Холмс мл.
- Альф Росс
- Тони Оноре
- Рудольф Иеринг
- Иоганн Готлиб Фихте
- Ганс Кельсен
- Джоэл Файнберг
- Дэвид Лайонс
- Роберт Алекси
- Рейнхольд Циппелиус
- Нил МакКормик
- Уильям Э. Мэй
- Марта Нуссбаум
- Густав Радбрух
- Joseph Raz
- Джереми Уолдрон
- Фридрих Карл фон Савиньи
- Роберт Саммерс
- Роберто Унгер
- Кэтрин Маккиннон
- Джон Ролз
- Пьер Шлаг
- Робин Уэст
- Карл Шмитт
- Юрген Хабермас
- Карлос Сантьяго Нино
- Джеффри Уорнок
- Скотт Дж. Шапиро
- Шен Бухай
- Шан Ян
- Хан Фэй
- Чжу Си
См. также
[ редактировать ]- Классный максим
- Критические юридические исследования
- Критический рационализм
- Конституционная экономика
- Экспериментальная юриспруденция
- Дебаты о неопределенности в теории права
- Судебный активизм
- Юриспруденция
- Справедливость
- Закон
- Международное право
- Право и экономика
- Право и литература
- Юридический формализм
- Интерпретивизм (юридический)
- Юридический позитивизм
- Юридический реализм
- Либертарианские теории права
- Естественный закон
- Философия, теология и фундаментальная теория католического канонического права
- Верховенство закона
- Правило в соответствии с высшим законом
- Добродетельная юриспруденция
- Мужская реа
- Действовать виновным
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Философия права» . Британская энциклопедия . Проверено 15 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б с Химма, Кеннет Эйнар (15 мая 2019 г.). «Философия права» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Постема, Джеральд Дж. (2011). «Экономическая юриспруденция». В Постеме, Дж.Дж. (ред.). Трактат по философии права и общей юриспруденции . Спрингер Нидерланды. стр. 181–211. дои : 10.1007/978-90-481-8960-1_5 . ISBN 9789048189601 .
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Корнхаузер, Льюис (2017), «Экономический анализ права» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2017 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 5 мая 2019 г. 17
- ^ Jump up to: а б Мармор, Андрей; Сарч, Александр (2015), «Природа права» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2015 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 15 мая 2019 г.
- ^ Соммерс, Розанна (23 июля 2021 г.). «Экспериментальная юриспруденция» . Наука . 373 (6553): 394–395. Бибкод : 2021Sci...373..394S . дои : 10.1126/science.abf0711 . ISSN 0036-8075 . ПМИД 34437107 . S2CID 236179587 .
- ^ Jump up to: а б Мармор, Андрей; Сарч, Александр (2015), «Природа права» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2015 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 21 мая 2019 г.
- ^ Эдвардс, Джеймс (2018), «Теории уголовного права» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. осени 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 21 мая 2019 г.
- ^ Jump up to: а б «Философия права» . Интернет-энциклопедия философии .
- ^ Финнис, Джон (2016), «Теории естественного права» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. зимой 2016 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 17 мая 2019 г.
- ^ Грин, Лесли (2018), «Юридический позитивизм» , в Залте, Эдвард Н. (редактор), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. весны 2018 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет , получено 21 мая 2019 г.
- ^ Харт, HLA (1994). Концепция права, второе издание . Издательство Оксфордского университета. стр. 181–182. ISBN 978-0199644704 .
- ^ Очерки в честь Ганса Кельзена: К 90-летию со дня его рождения . Фред Б. Ротман и Ко. 1971. ISBN 978-0837705286 .
- ^ Jump up to: а б Шапиро, Скотт Дж. (05 марта 2007 г.). «Дебаты Харта-Дворкина: краткое руководство для растерянных». Серия рабочих документов по публичному праву и теории права . Рочестер, Нью-Йорк. дои : 10.2139/ssrn.968657 . ССНН 968657 .
- ^ «Философия скандинавского правового реализма» . Исследовательские ворота . Проверено 21 мая 2019 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Платон, Минос (много редакций).
- Платон, Законы (много изданий).
- Фома Аквинский, Summa Contra Gentiles (много изданий).
- Хэдли Аркес, Первые вещи (Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1986).
- Рональд Дворкин, Серьезно относясь к правам (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1977).
- Рональд Дворкин, Принципиальный вопрос (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1986).
- Рональд Дворкин, Империя права (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1986).
- Рональд Дворкин, Закон свободы: моральное прочтение американской конституции (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1997).
- Лон Л. Фуллер, Мораль закона (Нью-Хейвен, Коннектикут: издательство Йельского университета, 1965).
- Джон Чипман Грей, Природа и источники права (Питер Смит, 1972, переиздание).
- HLA Харт, Концепция права (Оксфорд: Oxford University Press, 1961).
- HLA Харт, Наказание и ответственность (Оксфорд: Oxford University Press, 1968).
- Стерлинг Харвуд, Судебный активизм: сдержанная защита (Лондон: Austin & Winfield Publishers, 1996).
- Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Философия права (Oxford University Press, 1967)
- Ян Фаррелл и Мортен Эббе Юул Нильсен, Философия права: 5 вопросов , Нью-Йорк: Автоматическая пресса, апрель 2007 г.
- Оливер Венделл Холмс младший, Общее право (Дувр, 1991, переиздание).
- Иммануил Кант, Метафизика морали (доктрина права) (Cambridge University Press, 2000, переиздание).
- Ханс Кельсен, Чистая теория права (Lawbook Exchange Ltd., 2005, переиздание).
- Кэтрин Маккиннон, К феминистской теории государства. (Кембридж: издательство Гарвардского университета, 1989).
- Дункан Кеннеди, Критика судебного решения (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1998).
- Дэвид Лайонс, Этика и верховенство закона (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1984).
- Дэвид Лайонс, Моральные аспекты теории права (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 1993).
- Нил МакКормик, Юридическое обоснование и теория права (Оксфорд: Oxford University Press, 1979).
- Джозеф Раз, Власть права (Оксфорд: Oxford University Press, 1983, переиздание).
- Роберт С. Саммерс, Инструментализм и американская правовая теория (Итака, Нью-Йорк: издательство Корнельского университета, 1982).
- Роберт С. Саммерс, Лон Фуллер (Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета, 1984).
- Роберто Мангабейра Унгер, Движение критических юридических исследований (Кембридж, Массачусетс: издательство Гарвардского университета, 1986).
- Джеффри Г. Мерфи и Жюль Л. Коулман, Философия права: введение в юриспруденцию (Боулдер, Колорадо: Westview Press, 1989).