Еврейский мистицизм
Еврейский мистицизм |
---|
История еврейского мистицизма |
Академическое исследование еврейского мистицизма , особенно после выхода Гершома Шолема книги «Основные тенденции в еврейском мистицизме» (1941), проводит различия между различными формами мистицизма , которые практиковались в разные эпохи еврейской истории . Из них каббала , возникшая в юго-западной Европе XII века, является наиболее известной, но это не единственная типологическая форма и не первая появившаяся форма. Среди предыдущих форм был мистицизм Меркабы (ок. 100 г. до н.э. - 1000 г. н.э.) и ашкеназские хасиды (начало 13 века) примерно во время возникновения Каббалы.
Каббала означает «принятая традиция», термин, который ранее использовался в других иудейских контекстах, но средневековые каббалисты приняли его как термин для своей собственной доктрины, чтобы выразить веру в то, что они не вносили новшества, а просто раскрывали древние, скрытые эзотерическая традиция Торы . Этот вопрос до сих пор кристаллизуется благодаря альтернативным взглядам на происхождение Зоара , основного текста Каббалы, приписываемого кругу ее главного героя раввина Шимона Бар Йохая во 2 веке нашей эры, за открытие изучения еврейского мистицизма. [1] Традиционные каббалисты считают, что она возникла во времена Таннаиков , редактируя Устную Тору , поэтому не делайте резкого различия между каббалой и ранним раввинистическим еврейским мистицизмом. Академические ученые рассматривают его как синтез Средневековья , когда оно появилось между 13-15 веками, но ассимилировавший и включивший в себя более ранние формы еврейского мистицизма, возможные продолжения древних эзотерических традиций, [2] а также средневековые философские элементы.
Теософский аспект самой каббалы развился через две исторические формы: « средневековую/классическую/зохарическую каббалу » (около 1175–1492–1570 гг . ) и лурианскую каббалу (1569 г. – сегодня), которая ассимилировала средневековую каббалу в свою более широкую систему и стала основой. для современной еврейской каббалы. После Лурии каббалу в иудаизме популяризировали две новые мистические формы: антиномистско - еретические саббатейские движения (1666 – 18 век) и хасидский иудаизм (1734 – сегодня). В современном иудаизме единственными основными формами еврейского мистицизма, которые практикуются, являются эзотерическая лурианская каббала и ее более поздние комментарии, разнообразие школ хасидского иудаизма и неохасидизм (включающий нео-каббалу) в неортодоксальных еврейских конфессиях .
Две нееврейские синкретические традиции также популяризировали иудейскую каббалу благодаря их включению в общую западную эзотерическую культуру, начиная с эпохи Возрождения : теологическая христианская каббала (ок. 15–18 веков), которая адаптировала иудейскую каббалистическую доктрину к христианской вере, и ее расходящиеся оккультные ответвления. Герметическая Каббала (ок. 19 века – сегодня), ставшая основным элементом эзотерических и магических обществ и учений. Как отдельные традиции развития вне иудаизма, черпающие из иудейского мистицизма, синкретически адаптирующиеся и отличающиеся по своей природе и целям от иудейского мистицизма, они не перечислены на этой странице.
Три цели
[ редактировать ]Каббалистическая форма еврейского мистицизма сама по себе делится на три основных направления: теософская/спекулятивная каббала (стремящаяся понять и описать божественное царство), медитативная/экстатическая каббала (стремящаяся достичь мистического союза с Богом) и практическая каббала. (стремясь теургически изменить божественные сферы и Мир). Эти три различных, но взаимосвязанных метода или цели мистического участия также встречаются на других докаббалистических и посткаббалистических стадиях еврейского мистического развития как три общие типологии. Как и в Каббале, один и тот же текст может содержать аспекты всех трех подходов, хотя эти три потока часто распадаются на три отдельные литературы под влиянием определенных представителей или эпох. [ нужна ссылка ]
В Каббале теософская традиция отличается от многих форм мистицизма в других религиях своей доктринальной формой как мистическая «философия» эзотерического знания Гнозиса . Вместо этого традиция медитативной каббалы имеет сходство цели, если не формы, с обычными традициями общего мистицизма; интуитивно объединить человека с Богом. Традиция теургической практической каббалы в иудаизме, подвергающаяся цензуре и ограничению со стороны основных еврейских каббалистов, имеет сходство с нееврейской герметической каббалой, магическим западным эзотеризмом . Однако, как понимают еврейские каббалисты, в наше время она подвергается цензуре и забывается, поскольку без необходимой чистоты и святого мотива она выродилась бы в нечистую и запретную магию. Следовательно, это сформировало второстепенную традицию в еврейской мистической истории. [ нужна ссылка ]
Исторические формы
[ редактировать ]Исторический этап [3] | Даты | Влиятельные события и тексты |
---|---|---|
Раннее израильское традиционное происхождение | 2-е тысячелетие – 800 г. до н.э. | Мистические элементы пророческой медитации в традиционной предыстории и ранних библейских изображениях встречаются с божественным : Еврейские патриархи и матриархи Завет частей Лестница Иакова Иаков борется с ангелом Моисей Неопалимая купина Богоявление на Синае Яхвизм Ранние израильские монархические и культовые пророки: Илии Вознесение |
Пророческий иудаизм [4] | 800–5 век до н.э. | Пророческая медитация, божественная встреча, небесное воинство, престол Бога , видения, мистические элементы в литературных пророческих книгах Библии , от царств Израиля и Иуды до вавилонского плена и возвращения в Сион : Исайя Иезекииль Захария |
Апокалиптический иудаизм | Начало V века до нашей эры. 300–100 гг. до н.э. Продолжая I век н.э. | Мистические и апокалиптические спекуляции, небесная ангелология и эсхатология в иудаизме Второго Храма под иностранным правлением и угнетением, после закрытия эпохи социальных институтов пророчества : [5] Дэниел 1 Енох Библейские апокрифы – псевдоэпиграфы. |
Мистические элементы в периода Второго Храма сектах | ок. 200 г. до н. э. – ок. 100 г. н.э. | Мистические, эзотерические и благочестивые элементы среди различных еврейских сект , в религиозном синкретизме позднего периода Второго Храма в Иудее и Диаспоре: Иудаизм Второго Храма хасидианцы Ессеи Терапия Эллинистический иудаизм Еврейский гностицизм Филона Влияние платонической философии на раннее христианство Христианский еврейский раннехристианский мистицизм |
Ранний раввинистический мистицизм и мистические элементы в классической раввинистической литературе [6] | в. Влияние 1–200 г. н.э. до 5-го века н.э. | Ссылки в экзотерическом Талмуде и Мидраше на танаические ранние раввинистические мистические круги, Маасе Меркаба - толкование и восхождение на Колесницу, Маасе Берешит - толкование творения. Более широкие продолжающиеся мистические элементы в агаде. Раввинистическое богословие и повествования: Йоханан бен Закай и его ученики Рабби Акива ( Симеон бар Йохай традиционная / псевдоэпиграфическая атрибуция более позднего каббалиста Зохара ) Примеры мистических агадот : Четверо вошедших в Пардес Печь Ахнаи Бат Кол Тора : черный огонь на белом огне. Бог посмотрел в Тору, чтобы создать мир. Шхина сопровождает Израиль в изгнании Мессия у ворот Рима |
Меркаба - Хейхалот эзотерические тексты и методы | в. 2 век – 1000 | Традиционная/ псевдоэпиграфическая /анонимная эзотерическая мистика Меркабы, на Трон и Дворцы Хехалот литература и методы восхождения . Главными героями текста являются ранние таннаические раввины, хотя тексты с академической точки зрения датируются по-разному, от периодов Талмуда 100–500 до периодов Гаона 400–800, а сектантское / раввинское происхождение обсуждается: Более ранние тексты: 3 Енох Хехалот Раббати (Большие дворцы) Хехалот Зутари (Малые дворцы) Меркава Раба (Великая Колесница) Более поздние тексты: Шиур Кома (Божественные измерения) Мистические размышления геонимов |
Влияние постбиблейской еврейской мифологии и фольклора на мистицизм | в. ранний CE-ранняя современность | Еврейский мистицизм, от ранних текстов Хейхалот через средневековую духовность до народных религиозных повествований восточноевропейских местечек , впитал мотивы еврейской мифологии и фольклора посредством творческого воображения Агады , рецепции более ранних еврейских апокрифических традиций и поглощения внешних культурных влияний. Более поздние мидраши и меньшие мидраши развиваются в направлении каббалистического мистицизма: Лилит Тели растяжки Зиз Кефицат Хадерех Сглаз Диббук Суеверия в иудаизме |
« Практическая каббала » белая магия | в. ранний период н. э. – ранняя современность | Использование элитной еврейской белой магии (прямых духовных практик для воздействия на материальный мир или достижения духовного восхождения) мистиками, в просторечии называемой « Практической Каббалой », основанной на синкретически собранных традициях периода Талмуда до раннего Нового времени. В отличие от каббалистической теургии (влияющей исключительно на божественную сферу межбожественных атрибутов ), от естественных магических интерпретаций каббалы и от популярной народной магии: [7] Магические элементы в мистицизме Меркабы. литературы Хейхалот. Восхождение Использование Сефер Йецира для магии Сефер Разиэль ХаМалах Голем Амулеты Джозеф делла Рейна, попытка 1400-х годов ускорить приход мессии XVI–XIX веков. Европейский Баал-Шем |
Протокаббалистический | 200–600 | Маасе Берешит – Текст о сотворении мира. Описывает 10 сфирот , хотя и не имеет их значения для позднейшей Каббалы. Получил рационалистические интерпретации, прежде чем стать исходным текстом для Каббалы: Сефер Йецира (Книга формирования) |
Мистические элементы в средневековой еврейской философии и культуре | 11–13 вв. | Мистические элементы в мысли средневековых рационалистов и антирационалистов еврейских философских богословов: Соломон ибн Габироль Еврейский неоплатонизм Исаак Исраэль бен Соломон Еврейский неоплатонизм Авраам ибн Эзра Еврейский неоплатонизм Иуда Халеви антирационализм [8] Моисей Маймонид неоплатонизировал аристотелизм [9] Мистические элементы в расцвете поэзии в мавританской испанской еврейской культуре и христианской Испании. [10] |
Еврейское суфийское благочестие | 11-15 вв. | Еврейское мистическое благочестие , находящееся под влиянием исламского суфизма , систематизирующее медитативные эмпирические практики: Бахья ибн Пакуда 11 век - Човот ха-Левавот (Обязанности сердца) Авраам Маймонид и «еврейские суфии » Старого Каира 13–15 веков. |
Ранняя Каббала | в. 1174–1200 | Возникновение мистико-мифической теософско-теургической каббалы среди Хачмейского Прованса на юге Франции ( Окситании ). [11] « Бахир» , считающийся в академических кругах первым каббалистическим трудом, [12] включает более ранний исходный текст: Сефер ха-Бахир (Книга яркости) Авраам бен Давид из Поскьера (Раавад), критик Маймонида Исаак Слепой Мистические круги неизвестного происхождения «Ийюн» и «Уникальный Херувим». |
Хасидей Ашкеназ | в. 11:50–12:50 | Мистико- этическое благочестие и умозрительная богословская теория в ашкеназской Германии . Сформирован текстами Меркаба-Хехалот , магическими элементами Практической Каббалы , мистической реинтерпретацией раннесредневековой еврейской философии , гонениями Рейнских крестоносцев и немецкими монашескими ценностями. Установлена высшая ценность религиозного самоотвержения в иудаизме: Самуэль из Шпейера Иуда Регенсбургский – Сефер хасидим (Книга благочестивых) Елеазар из Вормса |
средневековой каббалы Развитие | в. 1200–1492 гг. | Альтернативные философские и мифологические интерпретации теософской каббалы: « неоплатоническая » квазифилософская иерархия и еврейско-« гностический » мифологический интерес к мотивам сексуального теургического и демонического дуализма. В центре золотого века каббалы Испании : Неоплатоническая школа Жироны начала XIII века : Азриэль из Жероны Нахманид (Рамбан) – комментарий Торы Кастилийская гностическая школа XIII века: Трактат о левой эманации Зоар в Испании, около 1286 года : Литература Зоар (Книга великолепия) конца 1200–1400-х годов. Гностическая кульминация Кастилии. Канонизирован как центральное поэтическое провидческое писание Каббалы. Более поздние слои (Раая Мехеймна, Идрот ) наиболее эзотеричны и антропоморфны. Последующая интерпретация Зохара доминировала в других традициях Каббалы. Возможные каббалисты в круге Зоар: [13] Мозес де Леон Тодрос бен Джозеф Абулафия и другие Каббалистическая наука: Джозеф Гикатилла – Шаарей Ора (Врата Света) около 1290 г. Испания Сефер ха-Темуна (Книга фигур) Влиятельная доктрина каббалы космических циклов XIII–XIV веков, позже отвергнутая Кордоверо и Лурией. [14] Бахья бен Ашера Комментарий к Торе |
Средневековая экстатическая каббала | 13–16 вв. | Средневековая медитативная каббала разработала свои собственные традиции. [15] Авраама Абулафии Экстатически-пророческая каббала , его маймонидовский альтернативный конкурент теософской каббале, воплощает незохарическое экстатическое течение в испанской каббале. Переосмысливая пророческие методы иудаизма, он оставался второстепенным в господствующем направлении каббалы, но приобрел последователей в восточном Средиземноморье: Абулафианская школа пророческой каббалы: Авраам Абулафия Средиземноморье, конец 13 века. Иуда Альботини Иерусалим 15–16 века. Другие медитативные методы: Исаак Акко 14 век. Иосиф Цаях Дамаск и Иерусалим 16 век. |
Возрождения эпохи каббалы Влияние | в. 1450-1600-е гг. | Влияние европейского Возрождения на кристаллизацию философских и магических интерпретаций иудейской каббалы и слияние философии с каббалой в позднего средневековья - раннего Нового времени еврейской философии : итальянских евреев к общей культуре Историческая открытость [16] Флорентийский центр гуманизма эпохи Возрождения. Многолетняя философия влияет на еврейскую философию. [17] Йоханан Алеманно - кульминация естественно-магических интерпретаций каббалы, интерпретация иудаизма, спускающая Божественное пришествие в материальный мир. Влияние на систематизацию каббалы, а затем и хасидизма XVI века. [18] Влияние на Пико делла Мирандола , христианскую каббалу и западный эзотеризм. Платоник повлиял на слияние Каббалы с еврейской философией : Авраам Коэн де Эррера, начало 1600-х годов. Другие мистические элементы в еврейской философии раннего Нового времени : Иуда Леон Абраванель (Леоне Эбрео) Португальско-итальянские «Диалоги о любви» начала 1500-х годов Платонизм |
После 1492 года и Цфат Каббала | 16 век | Переход от эзотерической средневековой каббалы к каббале как национальной мессианской доктрине после изгнания из Испании в 1492 году . Иудейское возрождение Палестины : Джозеф Тайтазак Салоники Соломон Молхо, претендент на еврейского Мессию Меир ибн Габбай, ранний систематик XVI века. Две окончательные систематизации Каббалы конца 1500-х годов в Цфате-Галилее : 1 Квази-рационал: Моисей Кордоверо (Рамак) – Пардес Римоним . Кордоверская систематизация средневековой каббалы до 1570 г. 2 Сверхрациональное: Исаак Лурия (Ари) – новая постсредневековая лурианская систематика, преподанная в 1570–1572 гг. Другие каббалисты Цфата мистического и научного возрождения: Джозеф Каро, центральный законник и мистический дневник Шломо Алькабец Хаим Виталь, главный лурианский составитель и другие сочинения Цфат Медитативная Каббала : Витал – Шаарей Кедуша (Врата Святости), Лурия – Ихудим метод |
Махарала Мистическое богословие | 16 век | Средневековая каббала выражается в некаббалистической философской теологии: Иуда Лев (Махарал) Прага |
Ранняя лурианская и постсредневековая каббализм | 16-середина – 18 вв. | Эзотерический лурианство , вторая из двух теософских систем каббалы после средневековья — кордоверская , включающая динамический миф об изгнании и искуплении в божественности, которому учил Исаак Лурия 1570–1572. Другая постсредневековая популяризирующая/ этическая каббала основывалась на более экзотерической системе Моисея Кордоверо : Ученики Китвея составляют Ари Лурианскую мысль: Хаим Виталь – Эц Хаим (Древо Жизни) Исраэль Саруг распространил лурианство в Европе Лурианская экзегеза и медитативные методы доминировали в других постсредневековых тенденциях каббалы. Популяризация каббалистического мусара и гомилетической литературы 1550–1750-х годов: Моисей Кордоверо – Томер Девора (Пальма Деборы) Элияху де Видас – Решит Хохма (Начало мудрости) Кав ха-Яшар Исайя Горовиц (Села) – Шней Лухот ХаБрит (Скрижали Завета) Центральная Европа Каббалистическое обновление и учение: Авраам Азулай Хаим ибн Аттар (Ор ха-Хаим) Комментарий Торы Моше Хаим Луццатто (Рамхаль) Итальянский мистико-мессианский кружок начала XVIII века, новое публичное распространение и раскрытие каббалы. Джозеф Эргас |
Саббатейские движения | 1665–ок. 19 век | Каббалистические мессианско-мистические ереси, развивающие антиномические новые теологии на основе Зохарической и Лурианской каббалы. Теологический спектр от слабого до сильного: Саббатианцы : Саббатай Цви, мессианский претендент, обращенный в ислам Натан из Газы Саббатианский пророк Умеренно-крипто и радикально-антиномианские фракции Споры Эмдена-Эйбешуца и раввинистическое отлучение саббатиан от церкви Франкизм : Джейкоб Франк, мессианский претендент, псевдохристианин, нигилизм конца 18 века. |
Ранний и формирующий хасидский иудаизм | 1730–1850-е гг. | Восточноевропейское движение мистического возрождения, популяризирующее и психологизирующее каббалу посредством панентеизма и цадиков мистического лидера . Нейтрализация мессианской опасности, выраженной в саббатианстве: Дохасидское происхождение: Баал Шем Восточная Европа Практические каббалисты цадиким Нистарим Мифология Ранний хасидизм: Исраэль бен Элиэзер (Баал Шем Тов, Бешт) основатель хасидизма Дов Бер из Мезерича (Магида), систематик и архитектор хасидизма. Якоб Йозеф из Полонны Леви Ицхак из Бердичева Основные хасидские школы мысли (мистики после 1850-х годов, показанные позже): Основной хасидский цадикизм : Элимелех Лиженский – Ноам Элимелех (Приятность Элимелеха) Яаков Ицхак из Люблина (Хозе) Хабадский интеллектуальный хасидизм – Россия: Шнеур Залман из Ляд - Таня (Ликутей Амарим - Собрание слов) теоретик хасидизма [19] Аарон Старосельский Бреславский образный хасидизм – Украина: Нахман Бреславский – Ликутей Моаран (Собрание учений) Натан Бреславский Пешища - коцкский интроспективный хасидизм - Польша, мистическое ответвление от: Мордехай Йосеф Лейнер из Избицы – Мей Хашилоах (Воды Шилоа), личное освещение Хасидское повествование : Шивчей ха-Бешт (Похвала Бешта ), опубликовано в 1814 г. Сиппурей Маасийот (Рассказанные истории) Бреслава Нахман из 13 мистических сказок 1816 г. |
Более поздняя традиционная лурианская каббала | 18 век – наши дни | Традиционалистские эзотерические интерпретации и практика лурианской каббалы с 18 века до наших дней, за исключением хасидских адаптаций : Броуди Клоиз и дохасидские интровертные хасидские каббалистические круги в Восточной Европе. Обновленный эзотеризм в ответ на саббатианскую ересь Митнагдич – литовская нехасидская каббала: Илия бен Шломо Залман (Виленский Гаон, Гра) номинальный глава Митнагдима 18 века. Хаим Воложин – Нефеш ха-Хаим (Душа Жизни), теоретик митнагдизма, [19] основатель движения ешива Шломо Эльяшив Влияние хасидизма на более позднюю литовскую мусар-этику Элияху Десслера Мизрахи – сефардская восточная каббала: Шалом Шараби 18 века (из Йемена) и синагога Бейт-Эль (Иерусалим) — ответ интровертного эзотеризма на саббатианство. Лурианская экспозиция и элитный медитационный кружок Хаим Йосеф Давид Азулай (Хида) 18 век Йосеф Хайим (Бен Иш Чай) Хахам Багдад, 19 век Абухацейра, династия марокканских каббалистов Мордехай Шараби Ицхак Кадури 20-го века Европейская каббала ашкенази (кроме хасидской мысли): Иешива Шаар ха-Шамаим (Иерусалим) Иегуда Ашлаг Израиль, 20 век – Сулам (Лестница) Лурианский Зоар |
Поздний хасидский иудаизм | 1850-е годы – сегодня | Династическая преемственность и модернизация общества превратили хасидизм от мистического возрождения до 18₩10-х годов к консолидации после 1850-х годов и раввинскому консерватизму. Мистический фокус продолжался в некоторых школах: Ицхак Эйсик Сафрин из Комарно, провидец-мистик Хабад-Любавич – интеллектуальное общение хасидизма Садок ха-Коэн, школа Избицы конца XIX века. Аарон Рот, Иерусалимское благочестие начала 20 века Ответ Калонимуса Кальмана Шапиры на Холокост Менахем Мендель Шнеерсон (Любавичский Ребе) Хасидская деятельность и мессианизм 1990-х годов Бреслав современное мистическое возрождение |
Синтезы Хаскалы , политических идеологий и светской культуры с мистическими элементами. | в. 1800-1950-е годы | Еврейское Просвещение Хаскалы продвигало критический рационализм, решительно выступая против каббалистического и хасидского антисовременного мистицизма. Однако умеренные Маскилим начали научное исследование еврейских мистических текстов и адаптировали Хаскалу к ортодоксальной религиозности, в то время как современная еврейская философия столкнулась с универсалистскими интеллектуальными мистическими элементами в немецком идеализме . Переход Восточной Европы к еврейским политическим движениям в конце 1800-х годов пробудил светскую еврейскую культурную духовность: Элайджа Бенамозег Универсалист 1800-х годов, современная интерпретация Каббалы, продолжающая слияние Каббалы в итальянском еврействе с общей гуманистической культурой. [20] Wissenschaft des Judentums ранние исследователи еврейской мистической истории, занимавшиеся критически-исторической деятельностью: Адольф Еллинек, австрийский ученый-раввин-реформист 1800-х годов Немецкие идеалистические рациональные мистические элементы в современной еврейской философии : Нахман Крохмаль Галиция начало 1800-х годов, еврейское гегельянство после 1880-х годов Мистические элементы и влияния в еврейских политических движениях и светской еврейской культуре : Мистические темы светского идишского Возрождения в идишской литературе Еврейский автономизм, культурный фолькализм и еврейские фольклористы Культурный сионизм Национальное возрождение светская духовность Хаим Нахман Бялик , национальный поэт Израиля, и мистическое влияние на светскую еврейскую литературу Слияние каббалы и хасидизма с еврейским анархизмом |
Неохасидизм и неокаббала | в. 1900 – сегодня | Модернистские и неортодоксальные еврейские конфессии адаптировали духовное учение каббалистической и хасидской теологии и мистицизма к современной критической мысли и интерпретациям: Начало 20 века: Мартин Бубер от экзистенциального неохасидизма к диалогической встрече Гилель Цейтлин Философский неохасидизм Эрих Нейман Юнгианская интерпретация хасидской каббалы и глубинной психологии [21] Послевоенное и современное: Авраам Джошуа Хешель Неотрадиционный агадический иудаизм Залман Шахтер-Шаломи Еврейское возрождение Артур Грин, академик-реконструктивист и мистический богослов. Лоуренс Кушнер Реформа Неокаббалы Гершон Винклер шаманский иудаизм [22] Влияние на современную и постмодернистскую еврейскую философию : Еврейский экзистенциализм субъективный опыт Божественных отношений Постмодернистская еврейская философия: повествования о смысле [23] Независимая стипендия: Сэнфорд Дроб – Новая Каббала [24] Цви Славин – Искатели единства [25] |
Сионистская и монистическая мистическая мысль рава Кука | в. 1910-е годы – сегодня | Новаторское учение и влияние Авраама Исаака Кука , главного раввина подмандатной Палестины и поэтического мистика. Гармонистическое единство религии и секуляризма, галахи и агады , активизма и квиетизма, развившееся из каббалистической, хасидской, философской и светской мысли: Авраам Исаак Кук Неохасидский монистический поэтический мистицизм за пределами каббалы и философии [26] Атчалта Де'Геула Религиозный сионизм Частичное влияние рава Кука на современный ортодоксальный иудаизм [27] |
Академическое исследование еврейского мистицизма | в. 1920-е годы – сегодня | Критико-историческое изучение еврейских мистических текстов началось в 19 веке, но школа Гершома Шолема в середине 20 века основала методологического ученика в академических кругах, вернув мистицизму центральное положение на кафедрах еврейской историографии и иудаики . Выберите примеры историков: Первое поколение: Основатель дисциплины Гершома Шолема Еврейский университет Александр Альтманн, американский инициатор Междисциплинарные подходы нынешнего поколения: Ревизионизм Моше Иделя Еврейского университета Эллиота Р. Вольфсона Феминистский вклад |
См. также
[ редактировать ]- Ангелы в иудаизме
- Диван
- Четыре мира
- Гностицизм
- Еврейская мистическая экзегеза
- Список еврейских каббалистов
- Список ученых еврейского мистицизма
- мандеизм
- Основные тексты Каббалы
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Еврейский мистицизм (объяснение)» . сайт judaismtimes.com . Проверено 20 августа 2022 г.
- ↑ В книге «Основные тенденции еврейского мистицизма» (1941) Гершом Шолем отверг возможность существования оригинальных древних исходных текстов Зохара. В книге «Каббала: новые перспективы» (1990) Моше Идель дал новую оценку этому, увидев неявную преемственность между вариантами древних еврейских мистических идей (включая ортодоксальные раввинистические и неортодоксальные еврейские гностические идеи ) и средневековым возникновением каббалы.
- ^ Структура таблицы основана на расширенной версии таблицы в книге «Каббалистические метафоры: еврейские мистические темы в древней и современной мысли» , Сэнфорд Л. Дроб, Джейсон Аронсон, 2000; «Исторический контекст» стр.2-4
- ↑ Ведутся академические дебаты о том, ли пророческий иудаизм является феноменологически мистицизмом. Хотя пророки по своей социальной роли отличались от многих (не хасидских) еврейских мистиков, в пророческих книгах есть мистические отрывки; например. Первая глава Иезекииля стала основой мистицизма Меркавы . Талмуд говорит, что среди Израиля были сотни тысяч пророков: вдвое больше, чем 600 000 израильтян, вышедших из Египта; но большинство из них передавали послания исключительно для своего поколения, поэтому об этом не сообщалось в Священных Писаниях ( Иудаизм 101-Пророки и пророчества ). Священное Писание называет только 55 пророков Израиля . В книге «Медитация и Библия» Арье Каплан реконструирует медитативно-мистические методы еврейских пророческих школ.
- ^ Каббала - Путеводитель для растерянных , Пинхас Гиллер, Continuum 2011, стр. 11-12, 14: Мистика, которая позже превратилась в Каббалу, началась, когда пророчества закончились. Деятельность пророков и их последователей не прекратилась с появлением последних «аккредитованных» еврейских пророков — Агая, Захарии и Малахии. Их ученики не знали, что их учителей будут помнить как пророков, а они — нет. Пророческая деятельность продолжалась. Их ученики занимались своим делом, которое, вероятно, состояло из медитаций, размышлений о политической судьбе евреев и мистических видений Бога и небесного воинства. Свои идеи они черпали из нового доступа к Библии, организованного в вавилонском изгнании писцом Эзрой, который, чтобы спасти иудаизм, массово заменил культ Храма культом священных книг. Евреи начали рассеиваться, но помимо тоски по Израилю и Храму, они направили свои духовные побуждения на мистические спекуляции и эзотерическую интерпретацию Священного Писания. Эта «неаккредитованная» пророческая деятельность превратилась в Мистика Меркабы и Берешита раввинов эпохи Талмуда
- ↑ Ведутся академические дебаты о том, как мистические ссылки в ранней экзотерической раввинистической литературе связаны или с какой степенью их можно отождествлять с мистицизмом и методами последующих эзотерических текстов Меркабы - Хейхалот .
- ^ Представитель академической дифференциации между элитарными и популярными/общееврейскими взглядами и практиками магии: «Следует с самого начала заявить, что следующая типология намеренно исключает более популярную магию среди евреев, которая, по-видимому, продолжала практиковаться в тех же странах. так же, как и сотни лет назад». Цитируется в книге «Еврейская магия от периода Возрождения до раннего хасидизма» Моше Иделя.
- ↑ Противостояние Маймонида мистицизму , Менахем Келлнер, Библиотека Литтмана: описывает Иуду Халеви как «протокаббалиста» в его концепции пророчества и еврейской избранности в Кузари.
- ↑ В то время как Менахем Келлнер читает Маймонида как анти-«Протокаббала» ( «Противостояние Маймонида с мистицизмом» , Библиотека Литтмана), Дэвид Р. Блюменталь ( «Философский мистицизм и антологии») читает Маймонида как мистика-рационалиста : «Тезис книги заключается в том, что У средневековых философов был тип религиозного мистицизма, который коренился в их рационалистическом мышлении, но вырос из него. Религиозный опыт «философского мистицизма» был результатом этих интеллектуалистских и постинтеллектуалистских усилий. ( [1] [2] )
- ^ Сон о стихотворении: еврейская поэзия из мусульманской и христианской Испании, 950-1492 гг ., Перевод, отредактированный и представленный Питером Коулом, Princeton University Press, 2007 г.
- ↑ Гершома Шолема Магистерская книга «Происхождение каббалы» (издательство Принстонского университета, под редакцией Р. Дж. Цви Вербловски, из работы Шолема 1962 года) исследует, следовательно, плодотворный вопрос о том, как «гностическая мифология» возникла из самого сердца ортодоксального раввинистического иудаизма XII века, включая его географическое совпадение с христианским катаризмом Лангедока . дуалистическим Последующие исследования поставили под сомнение тезисы и историографию Шолема, которые объясняют внутренние изменения в еврейской мысли реакцией на внешние исторические процессы: «Иудаизм и мистицизм Элиэзера Швейда согласно Гершому Шолему: критический анализ и программная дискуссия» (Scholars Press, Атланта, 1985); «Гершом Шолем» Джозефа Дэна и мистическое измерение еврейской истории (New York UP, 1987); Каббала Моше Иделя : новые перспективы (издательство Йельского университета, 1990). Идель, первый после Шолема, создавший ревизионистскую новую историографическую альтернативную парадигму Каббалы, объясняет изменения в еврейской мысли внутренним развитием скрытых потенциалов более ранних еврейских источников, а также исследованием эмпирических и экстатических элементов, мотивирующих еврейские мистические идеи.
- ^ Джозеф Дэн Каббала: очень краткое введение , Oxford University Press, 2005. Несмотря на разнообразные традиции в каббале, Дэн характеризует каббалу как общее описание 10 мифических динамических сил в Божественном, обычно рассматриваемых как ипостаси (хотя Авраам Абулафия антитеософский «Экстатический» Каббала трактует их как психологические); приписывание мужских или женских качеств определенным Божественным силам; и теургическое влияние человека на божественные атрибуты.
- ^ Каббала - Путеводитель для растерянных , Пинхас Гиллер, Континуум 2011, стр. 27-30: «Книга» Зохара во время ее разработки оставалась коллекцией снежного кома из множества материалов, включая более поздние слои Тиккуней ха-Зохар и Раая Мехеймна. Процесс сбора и редактирования текстов продолжался до конца 1500-х годов. Приписывание Шолемом основной части Зоара единоличному автору Моисея де Леона доминировало в науках 20 века. Однако недавние исследования Йехуды Либеса, Ронита Мероза и других привели к размытию идентичности Зоара как единого произведения. Возникло коллективное мнение, приписывающее Зоар ряду авторов, живших более полутора веков в Испании, и, возможно, включающее некоторые древние материалы. Если «Зоар» действительно возник в результате исследования де Леона, его роль была в лучшем случае вспомогательной, записывая записи каббалистического круга, который остается загадочным, возможно, включая Тодроса Абулафию или его сына Йосефа, Йосефа из Хамадана, Йосефа Гикатиллу, Йосефа Анжелета и других, возможно, более сильных. и более влиятельным, чем де Леон
- ^ Шемитот и возраст Вселенной. Архивировано 22 декабря 2019 г. на Wayback Machine , видеокласс из 3 частей с сайта Inside.org.
- ^ Традиционалистская историография «Медитация и каббала» , Арье Каплан , издатели Сэмюэля Вайзера; обзор медитативных школ Каббалы. Некоторые средневековые медитативные каббалисты также следовали теософской каббале , хотя и не ее величайшему представителю Абулафии в его эзотерической системе. В свою очередь, кульминация теософии Цфата XVI века Кордоверо, Лурии и Витала доминировала и включила в свои учения предыдущие расходящиеся каббалистические течения, опираясь на более ранние школы. После Лурии Медитативная Каббала следовала его новой системе Ихудим . В книге «Каббала: новые перспективы» , издательство Йельского университета, 1988, глава 5 «Мистические техники», Моше Идель восстанавливает медитативные и экспериментальные аспекты каббалы как неотъемлемого спутника теософии в академической историографии. Каббалисты часто приписывали свои теософские учения новым медитативным откровениям.
- ^ [3] Описывает еврейские общины эпохи Возрождения в Италии: коренные итальянские евреи, группы иммигрантов-сефардов и ашкенази, а также их соответствующие взгляды на общую итальянскую интеллектуальную культуру; коренные общины и раввинские лидеры были восприимчивы в пользу, и эта традиция продолжалась и в современности.
- ^ Культурные отношения между евреями и неевреями в Италии пятнадцатого века: случай Йоханана Алеманно Для Алеманно «Флоренция, новый Константинополь, была местом, где изучение философии, а также естественного и божественного закона позволяло... святое мудрость... универсальная система мышления, в которой политика и наука могли бы сосуществовать с религией и мистицизмом, стала бы основой возрождения «еврейской нации» Моисея, которую гуманисты считали одним из восточных prisci philosophi (древних) . философы), получившие интеллектуальные тайны непосредственно от Бога, были для Алеманно также образцом совершенного платоновского правителя...»
- ^ Астральные сны в сочинениях Р. Йоханана Алеманно , Моше Идель, введение: «Давняя еврейская средневековая традиция, представленная десятками авторов XIV и XV веков, сочинявших свои сочинения в Испании и Провансе, которые постепенно интерпретировали все основные аспекты Иудаизм в астро-магических терминах достиг кульминации со многих точек зрения в трудах Алеманно. Его мысль представляет собой один из моментов движения этой герметической интерпретации иудаизма с Запада на Восток. Под Востоком я имею в виду землю Израиля, где находится земля Израиля. Астро-магические интерпретации становятся очевидными в трудах каббалистов XVI века Р.Джозефа Альботини, Р.Шломо аль-Кабеца, Р.Моше Кордоверо и его учеников. Под их влиянием хасидизм XVIII века в Восточной Европе впитал в себя важные герметические элементы. были ослаблены и преобразованы».
- ^ Jump up to: а б Тора Лишма-Тора ради Торы , Норман Ламм , Ктав 1989; резюмировано в книге «Вера и сомнение » Нормана Ламма, глава «Монизм для современников». Определяет Хаима Воложина как главного каббалистически-богословского теоретика митнагдизма , а Шнеура Залмана из Ляди как главного теоретика хасидизма , основываясь на интерпретации лурианского Цимцума . Для Хаима Воложина Божественная имманентность монистическая Божественная ( акосмический взгляд Бога на мир, предназначенный для человека только в элитных каббалистических молитвах), а трансцендентность плюралистична теизму (человек относится к Богу через плюралистический еврейский закон ), что ведет к митнагдическому трансцендентному и популярному идеологический изучения Талмуда фокус . Для Шнеура Залмана Имманентность плюралистична (человек соотносится с мистической Божественной имманентностью в плюралистической Природе), а Трансцендентность монистична ( хабадская хасидская медитация об акосмическом аннулировании мира с точки зрения Бога), что ведет к хасидскому панентеизму и популярному мистицизму Девейкутского рвения среди материальности.
- ^ Каббала в эпоху разума: Илия Бенамозег Алессандро Гетта, симпозиум «Гуманизм и раввинистическая традиция в Италии и за ее пределами», 2005 г.
- ^ Корни еврейского сознания, Том второй: хасидизм , рукопись Эриха Неймана 1940-1945, впервые опубликована Routledge 2019, под редакцией Энн Конрад Ламмерс, предисловие Моше Иделя
- ^ Магия обычного: восстановление шаманизма в иудаизме , North Atlantic Books
- ^ Рассуждение после откровения: диалоги в постмодернистской еврейской философии , Стивен Кепнес - Питер Окс - Роберт Гиббс, Westview Press 2000. «Постмодернистские еврейские мыслители понимают свое еврейство по-разному, но все они разделяют верность тому, что они называют Торой, и общинным практикам чтение и социальные действия, основанные на раввинистических интерпретациях библейского повествования, закона и веры. Таким образом, постмодернистское еврейское мышление — это размышление о Боге, евреях и мире — с текстами Торы — в компании таких же искателей и людей. верующие, он использует инструменты философии, но без их современных предпосылок». Комментарии в последующих главах описывают вклад каббалистического мифологического мышления в этот проект.
- ^ newkabbalah.com
- ^ ищущие единство.com
- ^ Раввин Авраам Исаак Кук и еврейская духовность , под редакцией Лоуренса Дж. Каплана и Дэвида Шаца , NYU Press, 1994. Введение описывает рава Кука как самого новаторского еврейского мистика 20-го века. Очерки изучают его мысли через призму еврейского мистицизма, философии, агады, галахи, поэзии, науки, общества, сионизма и мессианизма. Лоуренс Файн описывает мысль Кука как «неохасидскую», экстраполируя хасидские монистические идеи до их полного значения, выходящего за пределы традиционных иудейских границ религии, секуляризма и харедимского теологического антисионизма.
- ^ Вера без страха: нерешенные проблемы современного православия , Майкл Дж. Харрис, Валлентайн Митчелл, 2016. В главе 3 «Современное православие и еврейский мистицизм», а также в других главах обсуждаются неразрешенные противоречия и интеллектуальные возможности, открытые для современных ортодоксальных евреев, которые часто характеризуются немистическими рационалистическими наклонностями. Рав Кук предлагает потенциальную модель гармонизации с мистикой. Харрис подчеркивает фундаменталистские опасности и возможности одухотворения, которые критический модернистский мистицизм может предложить современному православию. Норман Ламм в книге «Вера и сомнение: исследования традиционной еврейской мысли» , глава «Монизм для современников», также опирается на мистический холизм рава Кука. Тамар Росс развивает развивающийся современный / открытый ортодоксальный феминистский подход к проблемам откровения, разработанный на основе теологии Рава Кука, в книге « Расширение дворца Торы – православие и феминизм».
Ссылки
[ редактировать ]- Биале, Дэвид . Гершом Шолем: Каббала и контристория . Издательство Гарвардского университета.
- Биале, Дэвид. Не на небесах: традиция еврейской светской мысли . Издательство Принстонского университета.
- Бреннер, Майкл . Пророки прошлого: интерпретаторы еврейской истории . Издательство Принстонского университета.
- Дэн, Джозеф . Гершом Шолем и мистическое измерение еврейской истории . Нью-Йорк Пресс.
- Хешель, Авраам Джошуа (2006). Небесная Тора: преломленная через поколения . Академик Блумсбери.
- Идель, Моше . Старый мир, новые зеркала: о еврейском мистицизме и мысли двадцатого века . Издательство Пенсильванского университета.
- Джейкобс, Луис . Еврейские мистические свидетельства . Шокен.
- Каплан, Арье (1978). Медитация и Библия . Красное Колесо/Вайзер.
- Шолем, Гершом (1941). Основные тенденции в еврейском мистицизме . Шокен.
- Винклер, Гершон . Магия обыденности: возвращение шаманизма в иудаизме . Североатлантические книги.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дона Карра. Библиографические обзоры современных академических исследований всех периодов еврейского мистицизма
- Взгляд Авраама Джошуа Хешеля на раввинистический иудаизм как на агаду и мистический опыт
- Devekut.com Сборник неохасидской мысли