Jump to content

Еврейский мистицизм

(Перенаправлено с еврейского мистика )

Академическое исследование еврейского мистицизма , особенно после выхода Гершома Шолема книги «Основные тенденции в еврейском мистицизме» (1941), проводит различия между различными формами мистицизма , которые практиковались в разные эпохи еврейской истории . Из них каббала , возникшая в юго-западной Европе XII века, является наиболее известной, но это не единственная типологическая форма и не первая появившаяся форма. Среди предыдущих форм был мистицизм Меркабы (ок. 100 г. до н.э. - 1000 г. н.э.) и ашкеназские хасиды (начало 13 века) примерно во время возникновения Каббалы.

Каббала означает «принятая традиция», термин, который ранее использовался в других иудейских контекстах, но средневековые каббалисты приняли его как термин для своей собственной доктрины, чтобы выразить веру в то, что они не вносили новшества, а просто раскрывали древние, скрытые эзотерическая традиция Торы . Этот вопрос до сих пор кристаллизуется благодаря альтернативным взглядам на происхождение Зоара , основного текста Каббалы, приписываемого кругу ее главного героя раввина Шимона Бар Йохая во 2 веке нашей эры, за открытие изучения еврейского мистицизма. [1] Традиционные каббалисты считают, что она возникла во времена Таннаиков , редактируя Устную Тору , поэтому не делайте резкого различия между каббалой и ранним раввинистическим еврейским мистицизмом. Академические ученые рассматривают его как синтез Средневековья , когда оно появилось между 13-15 веками, но ассимилировавший и включивший в себя более ранние формы еврейского мистицизма, возможные продолжения древних эзотерических традиций, [2] а также средневековые философские элементы.

Теософский аспект самой каббалы развился через две исторические формы: « средневековую/классическую/зохарическую каббалу » (около 1175–1492–1570 гг . ) и лурианскую каббалу (1569 г. – сегодня), которая ассимилировала средневековую каббалу в свою более широкую систему и стала основой. для современной еврейской каббалы. После Лурии каббалу в иудаизме популяризировали две новые мистические формы: антиномистско - еретические саббатейские движения (1666 – 18 век) и хасидский иудаизм (1734 – сегодня). В современном иудаизме единственными основными формами еврейского мистицизма, которые практикуются, являются эзотерическая лурианская каббала и ее более поздние комментарии, разнообразие школ хасидского иудаизма и неохасидизм (включающий нео-каббалу) в неортодоксальных еврейских конфессиях .

Две нееврейские синкретические традиции также популяризировали иудейскую каббалу благодаря их включению в общую западную эзотерическую культуру, начиная с эпохи Возрождения : теологическая христианская каббала (ок. 15–18 веков), которая адаптировала иудейскую каббалистическую доктрину к христианской вере, и ее расходящиеся оккультные ответвления. Герметическая Каббала (ок. 19 века – сегодня), ставшая основным элементом эзотерических и магических обществ и учений. Как отдельные традиции развития вне иудаизма, черпающие из иудейского мистицизма, синкретически адаптирующиеся и отличающиеся по своей природе и целям от иудейского мистицизма, они не перечислены на этой странице.

Три цели

[ редактировать ]

Каббалистическая форма еврейского мистицизма сама по себе делится на три основных направления: теософская/спекулятивная каббала (стремящаяся понять и описать божественное царство), медитативная/экстатическая каббала (стремящаяся достичь мистического союза с Богом) и практическая каббала. (стремясь теургически изменить божественные сферы и Мир). Эти три различных, но взаимосвязанных метода или цели мистического участия также встречаются на других докаббалистических и посткаббалистических стадиях еврейского мистического развития как три общие типологии. Как и в Каббале, один и тот же текст может содержать аспекты всех трех подходов, хотя эти три потока часто распадаются на три отдельные литературы под влиянием определенных представителей или эпох. [ нужна ссылка ]

В Каббале теософская традиция отличается от многих форм мистицизма в других религиях своей доктринальной формой как мистическая «философия» эзотерического знания Гнозиса . Вместо этого традиция медитативной каббалы имеет сходство цели, если не формы, с обычными традициями общего мистицизма; интуитивно объединить человека с Богом. Традиция теургической практической каббалы в иудаизме, подвергающаяся цензуре и ограничению со стороны основных еврейских каббалистов, имеет сходство с нееврейской герметической каббалой, магическим западным эзотеризмом . Однако, как понимают еврейские каббалисты, в наше время она подвергается цензуре и забывается, поскольку без необходимой чистоты и святого мотива она выродилась бы в нечистую и запретную магию. Следовательно, это сформировало второстепенную традицию в еврейской мистической истории. [ нужна ссылка ]

Исторические формы

[ редактировать ]
Периоды массовой иммиграции на землю ИзраиляПериоды, когда большинство евреев жили в изгнанииПериоды, когда большинство евреев проживало на земле Израиля, обладая полной или частичной независимостью.Периоды существования еврейского храмаЕврейская историяДавайте поговоримМелахимПервый ХрамВторой ХрамЗуготТаннаимАмораимСавуарГеонимРишонимАхаронимАлиетИзраильХолокостДиаспораВысылка из ИспанииРимский изгнанникАссирийское изгнание (Десять потерянных племен)Вавилонский пленПериод Второго ХрамаДревняя еврейская историяХронология БиблииНаша эра
Исторический этап [3] Даты Влиятельные события и тексты
Раннее израильское традиционное происхождение 2-е тысячелетие – 800 г. до н.э. Мистические элементы пророческой медитации в традиционной предыстории и ранних библейских изображениях встречаются с божественным :
Пещера Патриархов, Хеврон
Еврейские патриархи и матриархи
Завет частей
Лестница Иакова
Иаков борется с ангелом

Моисей
Неопалимая купина
Богоявление на Синае
Яхвизм

Ранние израильские монархические и культовые пророки:
Илии Вознесение
Пророческий иудаизм [4] 800–5 век до н.э. Пророческая медитация, божественная встреча, небесное воинство, престол Бога , видения, мистические элементы в литературных пророческих книгах Библии , от царств Израиля и Иуды до вавилонского плена и возвращения в Сион :
Могила Иезекииля
Исайя
Иезекииль
Захария
Апокалиптический иудаизм Начало V века до нашей эры.
300–100 гг. до н.э.
Продолжая I век н.э.
Мистические и апокалиптические спекуляции, небесная ангелология и эсхатология в иудаизме Второго Храма под иностранным правлением и угнетением, после закрытия эпохи социальных институтов пророчества : [5]
Енох Свиток Мертвого моря ок. 200–150 гг. до н. э.
Дэниел
1 Енох
Библейские апокрифы псевдоэпиграфы.
Мистические элементы в периода Второго Храма сектах ок. 200 г. до н. э. – ок. 100 г. н.э. Мистические, эзотерические и благочестивые элементы среди различных еврейских сект , в религиозном синкретизме позднего периода Второго Храма в Иудее и Диаспоре:
Карта синагог I–II веков н.э. в диаспоре
Иудаизм Второго Храма
хасидианцы
Ессеи
Терапия
Эллинистический иудаизм
Еврейский гностицизм
Филона Влияние платонической философии на раннее христианство
Христианский еврейский раннехристианский мистицизм
Ранний раввинистический мистицизм и мистические элементы в классической раввинистической литературе [6] в. Влияние 1–200 г. н.э. до 5-го века н.э. Ссылки в экзотерическом Талмуде и Мидраше на танаические ранние раввинистические мистические круги, Маасе Меркаба - толкование и восхождение на Колесницу, Маасе Берешит - толкование творения. Более широкие продолжающиеся мистические элементы в агаде. Раввинистическое богословие и повествования:
Йоханан бен Закай на меноре Кнессета
Йоханан бен Закай и его ученики
Рабби Акива
( Симеон бар Йохай традиционная / псевдоэпиграфическая атрибуция более позднего каббалиста Зохара )

  Примеры мистических агадот :
Четверо вошедших в Пардес
Печь Ахнаи Бат Кол
Тора : черный огонь на белом огне. Бог посмотрел в Тору, чтобы создать мир.
Шхина сопровождает Израиль в изгнании
Мессия у ворот Рима
Меркаба - Хейхалот эзотерические тексты и методы в. 2 век – 1000 Традиционная/ псевдоэпиграфическая /анонимная эзотерическая мистика Меркабы, на Трон и Дворцы Хехалот литература и методы восхождения . Главными героями текста являются ранние таннаические раввины, хотя тексты с академической точки зрения датируются по-разному, от периодов Талмуда 100–500 до периодов Гаона 400–800, а сектантское / раввинское происхождение обсуждается:
Древняя синагога в верхней Галилее
  Более ранние тексты:
3 Енох
Хехалот Раббати (Большие дворцы)
Хехалот Зутари (Малые дворцы)
Меркава Раба (Великая Колесница)
  Более поздние тексты:
Шиур Кома (Божественные измерения)
Вавилонская еврейская жизнь
Мистические размышления геонимов
Влияние постбиблейской еврейской мифологии и фольклора на мистицизм в. ранний CE-ранняя современность Еврейский мистицизм, от ранних текстов Хейхалот через средневековую духовность до народных религиозных повествований восточноевропейских местечек , впитал мотивы еврейской мифологии и фольклора посредством творческого воображения Агады , рецепции более ранних еврейских апокрифических традиций и поглощения внешних культурных влияний. Более поздние мидраши и меньшие мидраши развиваются в направлении каббалистического мистицизма:
Синагога Хорб, 1730-е годы, Бавария.
Лилит
Тели
растяжки
Зиз
Кефицат Хадерех
Сглаз
Диббук
Суеверия в иудаизме
« Практическая каббала » белая магия в. ранний период н. э. – ранняя современность Использование элитной еврейской белой магии (прямых духовных практик для воздействия на материальный мир или достижения духовного восхождения) мистиками, в просторечии называемой « Практической Каббалой », основанной на синкретически собранных традициях периода Талмуда до раннего Нового времени. В отличие от каббалистической теургии (влияющей исключительно на божественную сферу межбожественных атрибутов ), от естественных магических интерпретаций каббалы и от популярной народной магии: [7]
Сефер Разиэль ХаМалах
Магические элементы в мистицизме Меркабы. литературы Хейхалот. Восхождение
Использование Сефер Йецира для магии
Сефер Разиэль ХаМалах
Голем
Амулеты
Джозеф делла Рейна, попытка 1400-х годов ускорить приход мессии
XVI–XIX веков. Европейский Баал-Шем
Протокаббалистический 200–600 Маасе Берешит – Текст о сотворении мира. Описывает 10 сфирот , хотя и не имеет их значения для позднейшей Каббалы. Получил рационалистические интерпретации, прежде чем стать исходным текстом для Каббалы:
Еврейский алфавит
Сефер Йецира (Книга формирования)
Мистические элементы в средневековой еврейской философии и культуре 11–13 вв. Мистические элементы в мысли средневековых рационалистов и антирационалистов еврейских философских богословов:
Соломон ибн Габироль
Соломон ибн Габироль Еврейский неоплатонизм
Исаак Исраэль бен Соломон Еврейский неоплатонизм
Авраам ибн Эзра Еврейский неоплатонизм
Иуда Халеви антирационализм [8]
Моисей Маймонид неоплатонизировал аристотелизм [9]

Иуда Халеви на меноре Кнессета
  Мистические элементы в расцвете поэзии в мавританской испанской еврейской культуре и христианской Испании. [10]
Еврейское суфийское благочестие 11-15 вв. Еврейское мистическое благочестие , находящееся под влиянием исламского суфизма , систематизирующее медитативные эмпирические практики:
Письмо Авраама бен Маймонида, Каир, Гениза
Бахья ибн Пакуда 11 век - Човот ха-Левавот (Обязанности сердца)
Авраам Маймонид и «еврейские суфии » Старого Каира 13–15 веков.
Ранняя Каббала в. 1174–1200 Возникновение мистико-мифической теософско-теургической каббалы среди Хачмейского Прованса на юге Франции ( Окситании ). [11] « Бахир» , считающийся в академических кругах первым каббалистическим трудом, [12] включает более ранний исходный текст:
Сефер ха-Бахир сфирот
Сефер ха-Бахир (Книга яркости)
Авраам бен Давид из Поскьера (Раавад), критик Маймонида
Исаак Слепой
Мистические круги неизвестного происхождения «Ийюн» и «Уникальный Херувим».
Хасидей Ашкеназ в. 11:50–12:50 Мистико- этическое благочестие и умозрительная богословская теория в ашкеназской Германии . Сформирован текстами Меркаба-Хехалот , магическими элементами Практической Каббалы , мистической реинтерпретацией раннесредневековой еврейской философии , гонениями Рейнских крестоносцев и немецкими монашескими ценностями. Установлена ​​высшая ценность религиозного самоотвержения в иудаизме:
Немецкие евреи XIII века
Самуэль из Шпейера
Иуда Регенсбургский Сефер хасидим (Книга благочестивых)
Елеазар из Вормса
средневековой каббалы Развитие в. 1200–1492 гг. Альтернативные философские и мифологические интерпретации теософской каббалы: « неоплатоническая » квазифилософская иерархия и еврейско-« гностический » мифологический интерес к мотивам сексуального теургического и демонического дуализма. В центре золотого века каббалы Испании :

Синагога в Жироне, Испания
  Неоплатоническая школа Жироны начала XIII века :
Азриэль из Жероны
Нахманид (Рамбан) – комментарий Торы

  Кастилийская гностическая школа XIII века:
Трактат о левой эманации

Зоар, первое издание 1558 г.
  Зоар в Испании, около 1286 года :
Литература Зоар (Книга великолепия) конца 1200–1400-х годов. Гностическая кульминация Кастилии. Канонизирован как центральное поэтическое провидческое писание Каббалы. Более поздние слои (Раая Мехеймна, Идрот ) наиболее эзотеричны и антропоморфны. Последующая интерпретация Зохара доминировала в других традициях Каббалы. Возможные каббалисты в круге Зоар: [13]
Мозес де Леон
Тодрос бен Джозеф Абулафия
и другие

  Каббалистическая наука:
Джозеф Гикатилла – Шаарей Ора (Врата Света) около 1290 г. Испания
Сефер ха-Темуна (Книга фигур) Влиятельная доктрина каббалы космических циклов XIII–XIV веков, позже отвергнутая Кордоверо и Лурией. [14]
Бахья бен Ашера Комментарий к Торе
Средневековая экстатическая каббала 13–16 вв. Средневековая медитативная каббала разработала свои собственные традиции. [15] Авраама Абулафии Экстатически-пророческая каббала , его маймонидовский альтернативный конкурент теософской каббале, воплощает незохарическое экстатическое течение в испанской каббале. Переосмысливая пророческие методы иудаизма, он оставался второстепенным в господствующем направлении каббалы, но приобрел последователей в восточном Средиземноморье:

Авраам Абулафия
  Абулафианская школа пророческой каббалы:
Авраам Абулафия Средиземноморье, конец 13 века.
Иуда Альботини Иерусалим 15–16 века.

  Другие медитативные методы:
Исаак Акко 14 век.
Иосиф Цаях Дамаск и Иерусалим 16 век.
Возрождения эпохи каббалы Влияние в. 1450-1600-е гг. Влияние европейского Возрождения на кристаллизацию философских и магических интерпретаций иудейской каббалы и слияние философии с каббалой в позднего средневековья - раннего Нового времени еврейской философии :

Флоренция, Италия
итальянских евреев к общей культуре Историческая открытость [16]
Флорентийский центр гуманизма эпохи Возрождения. Многолетняя философия влияет на еврейскую философию. [17]
Йоханан Алеманно - кульминация естественно-магических интерпретаций каббалы, интерпретация иудаизма, спускающая Божественное пришествие в материальный мир. Влияние на систематизацию каббалы, а затем и хасидизма XVI века. [18]
Влияние на Пико делла Мирандола , христианскую каббалу и западный эзотеризм.

  Платоник повлиял на слияние Каббалы с еврейской философией :
Авраам Коэн де Эррера, начало 1600-х годов.

  Другие мистические элементы в еврейской философии раннего Нового времени :
Иуда Леон Абраванель (Леоне Эбрео) Португальско-итальянские «Диалоги о любви» начала 1500-х годов Платонизм
После 1492 года и Цфат Каббала 16 век Переход от эзотерической средневековой каббалы к каббале как национальной мессианской доктрине после изгнания из Испании в 1492 году . Иудейское возрождение Палестины :
Подпись Соломона Молхо
Джозеф Тайтазак Салоники
Соломон Молхо, претендент на еврейского Мессию
Меир ибн Габбай, ранний систематик XVI века.

Цфат, Галилея
  Две окончательные систематизации Каббалы конца 1500-х годов в Цфате-Галилее :
1 Квази-рационал: Моисей Кордоверо (Рамак) – Пардес Римоним . Кордоверская систематизация средневековой каббалы до 1570 г.
2 Сверхрациональное: Исаак Лурия (Ари) – новая постсредневековая лурианская систематика, преподанная в 1570–1572 гг.

  Другие каббалисты Цфата мистического и научного возрождения:
Джозеф Каро, центральный законник и мистический дневник
Шломо Алькабец
Хаим Виталь, главный лурианский составитель и другие сочинения
Цфат Медитативная Каббала : Витал – Шаарей Кедуша (Врата Святости), Лурия – Ихудим метод
Махарала Мистическое богословие 16 век Средневековая каббала выражается в некаббалистической философской теологии:
Могила Махарала
Иуда Лев (Махарал) Прага
Ранняя лурианская и постсредневековая каббализм 16-середина – 18 вв. Эзотерический лурианство , вторая из двух теософских систем каббалы после средневековья кордоверская , включающая динамический миф об изгнании и искуплении в божественности, которому учил Исаак Лурия 1570–1572. Другая постсредневековая популяризирующая/ этическая каббала основывалась на более экзотерической системе Моисея Кордоверо :

Могила Лурии, Цфат
  Ученики Китвея составляют Ари Лурианскую мысль:
Хаим Виталь Эц Хаим (Древо Жизни)
Исраэль Саруг распространил лурианство в Европе
Лурианская экзегеза и медитативные методы доминировали в других постсредневековых тенденциях каббалы.

  Популяризация каббалистического мусара и гомилетической литературы 1550–1750-х годов:
Моисей Кордоверо Томер Девора (Пальма Деборы)
Элияху де Видас Решит Хохма (Начало мудрости)
Кав ха-Яшар
Исайя Горовиц (Села) – Шней Лухот ХаБрит (Скрижали Завета) Центральная Европа

Моше Хаим Луццато (Рамхаль)
  Каббалистическое обновление и учение:
Авраам Азулай
Хаим ибн Аттар (Ор ха-Хаим) Комментарий Торы
Моше Хаим Луццатто (Рамхаль) Итальянский мистико-мессианский кружок начала XVIII века, новое публичное распространение и раскрытие каббалы.
Джозеф Эргас
Саббатейские движения 1665–ок. 19 век Каббалистические мессианско-мистические ереси, развивающие антиномические новые теологии на основе Зохарической и Лурианской каббалы. Теологический спектр от слабого до сильного:
Саббатай Цви на троне в 1666 г.
Саббатианцы :
Саббатай Цви, мессианский претендент, обращенный в ислам
Натан из Газы Саббатианский пророк
Умеренно-крипто и радикально-антиномианские фракции
Споры Эмдена-Эйбешуца и раввинистическое отлучение саббатиан от церкви

Франкизм :
Джейкоб Франк, мессианский претендент, псевдохристианин, нигилизм конца 18 века.
Ранний и формирующий хасидский иудаизм 1730–1850-е гг. Восточноевропейское движение мистического возрождения, популяризирующее и психологизирующее каббалу посредством панентеизма и цадиков мистического лидера . Нейтрализация мессианской опасности, выраженной в саббатианстве:
Могила Баал Шем Това и его последователей, Украина
Дохасидское происхождение:
Баал Шем Восточная Европа Практические каббалисты
цадиким Нистарим Мифология

Ранний хасидизм:
Исраэль бен Элиэзер (Баал Шем Тов, Бешт) основатель хасидизма
Дов Бер из Мезерича (Магида), систематик и архитектор хасидизма.
Якоб Йозеф из Полонны
Леви Ицхак из Бердичева

Магид из Кожница
  Основные хасидские школы мысли (мистики после 1850-х годов, показанные позже):

Основной хасидский цадикизм :
Элимелех Лиженский – Ноам Элимелех (Приятность Элимелеха)
Яаков Ицхак из Люблина (Хозе)

Хабадский интеллектуальный хасидизм – Россия:
Шнеур Залман из Ляд - Таня (Ликутей Амарим - Собрание слов) теоретик хасидизма [19]
Аарон Старосельский

Бреславский образный хасидизм – Украина:
Нахман Бреславский – Ликутей Моаран (Собрание учений)
Натан Бреславский

Пешища - коцкский интроспективный хасидизм - Польша, мистическое ответвление от:
Мордехай Йосеф Лейнер из Избицы – Мей Хашилоах (Воды Шилоа), личное освещение

Шивчей ха-Бешт
  Хасидское повествование :
Шивчей ха-Бешт (Похвала Бешта ), опубликовано в 1814 г.
Сиппурей Маасийот (Рассказанные истории) Бреслава Нахман из 13 мистических сказок 1816 г.
Более поздняя традиционная лурианская каббала 18 век – наши дни Традиционалистские эзотерические интерпретации и практика лурианской каббалы с 18 века до наших дней, за исключением хасидских адаптаций :

Броуди Клоиз и дохасидские интровертные хасидские каббалистические круги в Восточной Европе. Обновленный эзотеризм в ответ на саббатианскую ересь

Виленский Гаон
  Митнагдич литовская нехасидская каббала:
Илия бен Шломо Залман (Виленский Гаон, Гра) номинальный глава Митнагдима 18 века.
Хаим Воложин – Нефеш ха-Хаим (Душа Жизни), теоретик митнагдизма, [19] основатель движения ешива
Шломо Эльяшив
Влияние хасидизма на более позднюю литовскую мусар-этику Элияху Десслера

Могила Шалома Шараби, Иерусалим.
  Мизрахи сефардская восточная каббала:
Шалом Шараби 18 века (из Йемена) и синагога Бейт-Эль (Иерусалим) — ответ интровертного эзотеризма на саббатианство. Лурианская экспозиция и элитный медитационный кружок
Хаим Йосеф Давид Азулай (Хида) 18 век
Йосеф Хайим (Бен Иш Чай) Хахам Багдад, 19 век
Абухацейра, династия марокканских каббалистов
Мордехай Шараби
Ицхак Кадури

   20-го века Европейская каббала ашкенази (кроме хасидской мысли):
Иешива Шаар ха-Шамаим (Иерусалим)
Иегуда Ашлаг Израиль, 20 век – Сулам (Лестница) Лурианский Зоар
Поздний хасидский иудаизм 1850-е годы – сегодня Династическая преемственность и модернизация общества превратили хасидизм от мистического возрождения до 18₩10-х годов к консолидации после 1850-х годов и раввинскому консерватизму. Мистический фокус продолжался в некоторых школах:
Чачмей Люблинская хасидская иешива
Ицхак Эйсик Сафрин из Комарно, провидец-мистик
Хабад-Любавич – интеллектуальное общение хасидизма
Садок ха-Коэн, школа Избицы конца XIX века.
Аарон Рот, Иерусалимское благочестие начала 20 века
Ответ Калонимуса Кальмана Шапиры на Холокост
Менахем Мендель Шнеерсон (Любавичский Ребе) ​​Хасидская деятельность и мессианизм 1990-х годов
Бреслав современное мистическое возрождение
Синтезы Хаскалы , политических идеологий и светской культуры с мистическими элементами. в. 1800-1950-е годы Еврейское Просвещение Хаскалы продвигало критический рационализм, решительно выступая против каббалистического и хасидского антисовременного мистицизма. Однако умеренные Маскилим начали научное исследование еврейских мистических текстов и адаптировали Хаскалу к ортодоксальной религиозности, в то время как современная еврейская философия столкнулась с универсалистскими интеллектуальными мистическими элементами в немецком идеализме . Переход Восточной Европы к еврейским политическим движениям в конце 1800-х годов пробудил светскую еврейскую культурную духовность:

Элайджа Бенамозег
Элайджа Бенамозег Универсалист 1800-х годов, современная интерпретация Каббалы, продолжающая слияние Каббалы в итальянском еврействе с общей гуманистической культурой. [20]

  Wissenschaft des Judentums ранние исследователи еврейской мистической истории, занимавшиеся критически-исторической деятельностью:
Адольф Еллинек, австрийский ученый-раввин-реформист 1800-х годов

  Немецкие идеалистические рациональные мистические элементы в современной еврейской философии :
Нахман Крохмаль Галиция начало 1800-х годов, еврейское гегельянство

«Новая колония», Реувен Рубин, Израиль, 1929 г.
   после 1880-х годов Мистические элементы и влияния в еврейских политических движениях и светской еврейской культуре :
Мистические темы светского идишского Возрождения в идишской литературе
Еврейский автономизм, культурный фолькализм и еврейские фольклористы
Культурный сионизм Национальное возрождение светская духовность
Хаим Нахман Бялик , национальный поэт Израиля, и мистическое влияние на светскую еврейскую литературу
Слияние каббалы и хасидизма с еврейским анархизмом
Неохасидизм и неокаббала в. 1900 – сегодня Модернистские и неортодоксальные еврейские конфессии адаптировали духовное учение каббалистической и хасидской теологии и мистицизма к современной критической мысли и интерпретациям:
Каббалистическое дерево
Начало 20 века:
Мартин Бубер от экзистенциального неохасидизма к диалогической встрече
Гилель Цейтлин Философский неохасидизм
Эрих Нейман Юнгианская интерпретация хасидской каббалы и глубинной психологии [21]

Послевоенное и современное:
Авраам Джошуа Хешель Неотрадиционный агадический иудаизм
Залман Шахтер-Шаломи Еврейское возрождение
Артур Грин, академик-реконструктивист и мистический богослов.
Лоуренс Кушнер Реформа Неокаббалы
Гершон Винклер шаманский иудаизм [22]

Влияние на современную и постмодернистскую еврейскую философию :
Еврейский экзистенциализм субъективный опыт Божественных отношений
Постмодернистская еврейская философия: повествования о смысле [23]

Независимая стипендия:
Сэнфорд Дроб – Новая Каббала [24]
Цви Славин – Искатели единства [25]
Сионистская и монистическая мистическая мысль рава Кука в. 1910-е годы – сегодня Новаторское учение и влияние Авраама Исаака Кука , главного раввина подмандатной Палестины и поэтического мистика. Гармонистическое единство религии и секуляризма, галахи и агады , активизма и квиетизма, развившееся из каббалистической, хасидской, философской и светской мысли:
Работы Авраама Исаака Кука
Авраам Исаак Кук Неохасидский монистический поэтический мистицизм за пределами каббалы и философии [26]
Атчалта Де'Геула Религиозный сионизм
Частичное влияние рава Кука на современный ортодоксальный иудаизм [27]
Академическое исследование еврейского мистицизма в. 1920-е годы – сегодня Критико-историческое изучение еврейских мистических текстов началось в 19 веке, но школа Гершома Шолема в середине 20 века основала методологического ученика в академических кругах, вернув мистицизму центральное положение на кафедрах еврейской историографии и иудаики . Выберите примеры историков:
Коллекция Шолема, Национальная библиотека Израиля.

Первое поколение:
Основатель дисциплины Гершома Шолема Еврейский университет
Александр Альтманн, американский инициатор

Междисциплинарные подходы нынешнего поколения:
Ревизионизм Моше Иделя Еврейского университета
Эллиота Р. Вольфсона Феминистский вклад

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «Еврейский мистицизм (объяснение)» . сайт judaismtimes.com . Проверено 20 августа 2022 г.
  2. В книге «Основные тенденции еврейского мистицизма» (1941) Гершом Шолем отверг возможность существования оригинальных древних исходных текстов Зохара. В книге «Каббала: новые перспективы» (1990) Моше Идель дал новую оценку этому, увидев неявную преемственность между вариантами древних еврейских мистических идей (включая ортодоксальные раввинистические и неортодоксальные еврейские гностические идеи ) и средневековым возникновением каббалы.
  3. ^ Структура таблицы основана на расширенной версии таблицы в книге «Каббалистические метафоры: еврейские мистические темы в древней и современной мысли» , Сэнфорд Л. Дроб, Джейсон Аронсон, 2000; «Исторический контекст» стр.2-4
  4. Ведутся академические дебаты о том, ли пророческий иудаизм является феноменологически мистицизмом. Хотя пророки по своей социальной роли отличались от многих (не хасидских) еврейских мистиков, в пророческих книгах есть мистические отрывки; например. Первая глава Иезекииля стала основой мистицизма Меркавы . Талмуд говорит, что среди Израиля были сотни тысяч пророков: вдвое больше, чем 600 000 израильтян, вышедших из Египта; но большинство из них передавали послания исключительно для своего поколения, поэтому об этом не сообщалось в Священных Писаниях ( Иудаизм 101-Пророки и пророчества ). Священное Писание называет только 55 пророков Израиля . В книге «Медитация и Библия» Арье Каплан реконструирует медитативно-мистические методы еврейских пророческих школ.
  5. ^ Каббала - Путеводитель для растерянных , Пинхас Гиллер, Continuum 2011, стр. 11-12, 14: Мистика, которая позже превратилась в Каббалу, началась, когда пророчества закончились. Деятельность пророков и их последователей не прекратилась с появлением последних «аккредитованных» еврейских пророков — Агая, Захарии и Малахии. Их ученики не знали, что их учителей будут помнить как пророков, а они — нет. Пророческая деятельность продолжалась. Их ученики занимались своим делом, которое, вероятно, состояло из медитаций, размышлений о политической судьбе евреев и мистических видений Бога и небесного воинства. Свои идеи они черпали из нового доступа к Библии, организованного в вавилонском изгнании писцом Эзрой, который, чтобы спасти иудаизм, массово заменил культ Храма культом священных книг. Евреи начали рассеиваться, но помимо тоски по Израилю и Храму, они направили свои духовные побуждения на мистические спекуляции и эзотерическую интерпретацию Священного Писания. Эта «неаккредитованная» пророческая деятельность превратилась в Мистика Меркабы и Берешита раввинов эпохи Талмуда
  6. Ведутся академические дебаты о том, как мистические ссылки в ранней экзотерической раввинистической литературе связаны или с какой степенью их можно отождествлять с мистицизмом и методами последующих эзотерических текстов Меркабы - Хейхалот .
  7. ^ Представитель академической дифференциации между элитарными и популярными/общееврейскими взглядами и практиками магии: «Следует с самого начала заявить, что следующая типология намеренно исключает более популярную магию среди евреев, которая, по-видимому, продолжала практиковаться в тех же странах. так же, как и сотни лет назад». Цитируется в книге «Еврейская магия от периода Возрождения до раннего хасидизма» Моше Иделя.
  8. Противостояние Маймонида мистицизму , Менахем Келлнер, Библиотека Литтмана: описывает Иуду Халеви как «протокаббалиста» в его концепции пророчества и еврейской избранности в Кузари.
  9. В то время как Менахем Келлнер читает Маймонида как анти-«Протокаббала» ( «Противостояние Маймонида с мистицизмом» , Библиотека Литтмана), Дэвид Р. Блюменталь ( «Философский мистицизм и антологии») читает Маймонида как мистика-рационалиста : «Тезис книги заключается в том, что У средневековых философов был тип религиозного мистицизма, который коренился в их рационалистическом мышлении, но вырос из него. Религиозный опыт «философского мистицизма» был результатом этих интеллектуалистских и постинтеллектуалистских усилий. ( [1] [2] )
  10. ^ Сон о стихотворении: еврейская поэзия из мусульманской и христианской Испании, 950-1492 гг ., Перевод, отредактированный и представленный Питером Коулом, Princeton University Press, 2007 г.
  11. Гершома Шолема Магистерская книга «Происхождение каббалы» (издательство Принстонского университета, под редакцией Р. Дж. Цви Вербловски, из работы Шолема 1962 года) исследует, следовательно, плодотворный вопрос о том, как «гностическая мифология» возникла из самого сердца ортодоксального раввинистического иудаизма XII века, включая его географическое совпадение с христианским катаризмом Лангедока . дуалистическим Последующие исследования поставили под сомнение тезисы и историографию Шолема, которые объясняют внутренние изменения в еврейской мысли реакцией на внешние исторические процессы: «Иудаизм и мистицизм Элиэзера Швейда согласно Гершому Шолему: критический анализ и программная дискуссия» (Scholars Press, Атланта, 1985); «Гершом Шолем» Джозефа Дэна и мистическое измерение еврейской истории (New York UP, 1987); Каббала Моше Иделя : новые перспективы (издательство Йельского университета, 1990). Идель, первый после Шолема, создавший ревизионистскую новую историографическую альтернативную парадигму Каббалы, объясняет изменения в еврейской мысли внутренним развитием скрытых потенциалов более ранних еврейских источников, а также исследованием эмпирических и экстатических элементов, мотивирующих еврейские мистические идеи.
  12. ^ Джозеф Дэн Каббала: очень краткое введение , Oxford University Press, 2005. Несмотря на разнообразные традиции в каббале, Дэн характеризует каббалу как общее описание 10 мифических динамических сил в Божественном, обычно рассматриваемых как ипостаси (хотя Авраам Абулафия антитеософский «Экстатический» Каббала трактует их как психологические); приписывание мужских или женских качеств определенным Божественным силам; и теургическое влияние человека на божественные атрибуты.
  13. ^ Каббала - Путеводитель для растерянных , Пинхас Гиллер, Континуум 2011, стр. 27-30: «Книга» Зохара во время ее разработки оставалась коллекцией снежного кома из множества материалов, включая более поздние слои Тиккуней ха-Зохар и Раая Мехеймна. Процесс сбора и редактирования текстов продолжался до конца 1500-х годов. Приписывание Шолемом основной части Зоара единоличному автору Моисея де Леона доминировало в науках 20 века. Однако недавние исследования Йехуды Либеса, Ронита Мероза и других привели к размытию идентичности Зоара как единого произведения. Возникло коллективное мнение, приписывающее Зоар ряду авторов, живших более полутора веков в Испании, и, возможно, включающее некоторые древние материалы. Если «Зоар» действительно возник в результате исследования де Леона, его роль была в лучшем случае вспомогательной, записывая записи каббалистического круга, который остается загадочным, возможно, включая Тодроса Абулафию или его сына Йосефа, Йосефа из Хамадана, Йосефа Гикатиллу, Йосефа Анжелета и других, возможно, более сильных. и более влиятельным, чем де Леон
  14. ^ Шемитот и возраст Вселенной. Архивировано 22 декабря 2019 г. на Wayback Machine , видеокласс из 3 частей с сайта Inside.org.
  15. ^ Традиционалистская историография «Медитация и каббала» , Арье Каплан , издатели Сэмюэля Вайзера; обзор медитативных школ Каббалы. Некоторые средневековые медитативные каббалисты также следовали теософской каббале , хотя и не ее величайшему представителю Абулафии в его эзотерической системе. В свою очередь, кульминация теософии Цфата XVI века Кордоверо, Лурии и Витала доминировала и включила в свои учения предыдущие расходящиеся каббалистические течения, опираясь на более ранние школы. После Лурии Медитативная Каббала следовала его новой системе Ихудим . В книге «Каббала: новые перспективы» , издательство Йельского университета, 1988, глава 5 «Мистические техники», Моше Идель восстанавливает медитативные и экспериментальные аспекты каббалы как неотъемлемого спутника теософии в академической историографии. Каббалисты часто приписывали свои теософские учения новым медитативным откровениям.
  16. ^ [3] Описывает еврейские общины эпохи Возрождения в Италии: коренные итальянские евреи, группы иммигрантов-сефардов и ашкенази, а также их соответствующие взгляды на общую итальянскую интеллектуальную культуру; коренные общины и раввинские лидеры были восприимчивы в пользу, и эта традиция продолжалась и в современности.
  17. ^ Культурные отношения между евреями и неевреями в Италии пятнадцатого века: случай Йоханана Алеманно Для Алеманно «Флоренция, новый Константинополь, была местом, где изучение философии, а также естественного и божественного закона позволяло... святое мудрость... универсальная система мышления, в которой политика и наука могли бы сосуществовать с религией и мистицизмом, стала бы основой возрождения «еврейской нации» Моисея, которую гуманисты считали одним из восточных prisci philosophi (древних) . философы), получившие интеллектуальные тайны непосредственно от Бога, были для Алеманно также образцом совершенного платоновского правителя...»
  18. ^ Астральные сны в сочинениях Р. Йоханана Алеманно , Моше Идель, введение: «Давняя еврейская средневековая традиция, представленная десятками авторов XIV и XV веков, сочинявших свои сочинения в Испании и Провансе, которые постепенно интерпретировали все основные аспекты Иудаизм в астро-магических терминах достиг кульминации со многих точек зрения в трудах Алеманно. Его мысль представляет собой один из моментов движения этой герметической интерпретации иудаизма с Запада на Восток. Под Востоком я имею в виду землю Израиля, где находится земля Израиля. Астро-магические интерпретации становятся очевидными в трудах каббалистов XVI века Р.Джозефа Альботини, Р.Шломо аль-Кабеца, Р.Моше Кордоверо и его учеников. Под их влиянием хасидизм XVIII века в Восточной Европе впитал в себя важные герметические элементы. были ослаблены и преобразованы».
  19. ^ Jump up to: а б Тора Лишма-Тора ради Торы , Норман Ламм , Ктав 1989; резюмировано в книге «Вера и сомнение » Нормана Ламма, глава «Монизм для современников». Определяет Хаима Воложина как главного каббалистически-богословского теоретика митнагдизма , а Шнеура Залмана из Ляди как главного теоретика хасидизма , основываясь на интерпретации лурианского Цимцума . Для Хаима Воложина Божественная имманентность монистическая Божественная ( акосмический взгляд Бога на мир, предназначенный для человека только в элитных каббалистических молитвах), а трансцендентность плюралистична теизму (человек относится к Богу через плюралистический еврейский закон ), что ведет к митнагдическому трансцендентному и популярному идеологический изучения Талмуда фокус . Для Шнеура Залмана Имманентность плюралистична (человек соотносится с мистической Божественной имманентностью в плюралистической Природе), а Трансцендентность монистична ( хабадская хасидская медитация об акосмическом аннулировании мира с точки зрения Бога), что ведет к хасидскому панентеизму и популярному мистицизму Девейкутского рвения среди материальности.
  20. ^ Каббала в эпоху разума: Илия Бенамозег Алессандро Гетта, симпозиум «Гуманизм и раввинистическая традиция в Италии и за ее пределами», 2005 г.
  21. ^ Корни еврейского сознания, Том второй: хасидизм , рукопись Эриха Неймана 1940-1945, впервые опубликована Routledge 2019, под редакцией Энн Конрад Ламмерс, предисловие Моше Иделя
  22. ^ Магия обычного: восстановление шаманизма в иудаизме , North Atlantic Books
  23. ^ Рассуждение после откровения: диалоги в постмодернистской еврейской философии , Стивен Кепнес - Питер Окс - Роберт Гиббс, Westview Press 2000. «Постмодернистские еврейские мыслители понимают свое еврейство по-разному, но все они разделяют верность тому, что они называют Торой, и общинным практикам чтение и социальные действия, основанные на раввинистических интерпретациях библейского повествования, закона и веры. Таким образом, постмодернистское еврейское мышление — это размышление о Боге, евреях и мире — с текстами Торы — в компании таких же искателей и людей. верующие, он использует инструменты философии, но без их современных предпосылок». Комментарии в последующих главах описывают вклад каббалистического мифологического мышления в этот проект.
  24. ^ newkabbalah.com
  25. ^ ищущие единство.com
  26. ^ Раввин Авраам Исаак Кук и еврейская духовность , под редакцией Лоуренса Дж. Каплана и Дэвида Шаца , NYU Press, 1994. Введение описывает рава Кука как самого новаторского еврейского мистика 20-го века. Очерки изучают его мысли через призму еврейского мистицизма, философии, агады, галахи, поэзии, науки, общества, сионизма и мессианизма. Лоуренс Файн описывает мысль Кука как «неохасидскую», экстраполируя хасидские монистические идеи до их полного значения, выходящего за пределы традиционных иудейских границ религии, секуляризма и харедимского теологического антисионизма.
  27. ^ Вера без страха: нерешенные проблемы современного православия , Майкл Дж. Харрис, Валлентайн Митчелл, 2016. В главе 3 «Современное православие и еврейский мистицизм», а также в других главах обсуждаются неразрешенные противоречия и интеллектуальные возможности, открытые для современных ортодоксальных евреев, которые часто характеризуются немистическими рационалистическими наклонностями. Рав Кук предлагает потенциальную модель гармонизации с мистикой. Харрис подчеркивает фундаменталистские опасности и возможности одухотворения, которые критический модернистский мистицизм может предложить современному православию. Норман Ламм в книге «Вера и сомнение: исследования традиционной еврейской мысли» , глава «Монизм для современников», также опирается на мистический холизм рава Кука. Тамар Росс развивает развивающийся современный / открытый ортодоксальный феминистский подход к проблемам откровения, разработанный на основе теологии Рава Кука, в книге « Расширение дворца Торы – православие и феминизм».
  • Биале, Дэвид . Гершом Шолем: Каббала и контристория . Издательство Гарвардского университета.
  • Биале, Дэвид. Не на небесах: традиция еврейской светской мысли . Издательство Принстонского университета.
  • Бреннер, Майкл . Пророки прошлого: интерпретаторы еврейской истории . Издательство Принстонского университета.
  • Дэн, Джозеф . Гершом Шолем и мистическое измерение еврейской истории . Нью-Йорк Пресс.
  • Хешель, Авраам Джошуа (2006). Небесная Тора: преломленная через поколения . Академик Блумсбери.
  • Идель, Моше . Старый мир, новые зеркала: о еврейском мистицизме и мысли двадцатого века . Издательство Пенсильванского университета.
  • Джейкобс, Луис . Еврейские мистические свидетельства . Шокен.
  • Каплан, Арье (1978). Медитация и Библия . Красное Колесо/Вайзер.
  • Шолем, Гершом (1941). Основные тенденции в еврейском мистицизме . Шокен.
  • Винклер, Гершон . Магия обыденности: возвращение шаманизма в иудаизме . Североатлантические книги.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d8275de69f695f0e3bf642e6cea1bba8__1722068760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d8/a8/d8275de69f695f0e3bf642e6cea1bba8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jewish mysticism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)