Ибн Туфайл
Ибн Туфайл | |
---|---|
![]() Воображаемый набросок, представляющий Ибн Туфайл (1961) | |
Заголовок | Ибн Туфайл Bassaci Aben Tofail Абу Джаафар Эбн Топхайл Avetophail |
Личный | |
Рожденный | 1105 |
Умер | 1185 (в возрасте 79–80) |
Религия | ислам |
Эпоха | Исламский золотой век |
Область | Аль-Андалус |
Вероисповедание | Авицентизм |
Основной интерес (ы) | Ранняя исламская философия , литература , калам , исламская медицина |
Примечательная идея (ы) | Написал первый философский роман , который также был первым романом , который изобразил остров пустын , диких детей и возраст , и представил концепции автодидактизма и табула раса |
Примечательная работа (ы) | Хай Ибрагим Якдхан ( Autodidactus ) |
Занятие | Мусульманский ученый |
Мусульманский лидер | |
Под влиянием | |
Под влиянием |
Ибн Шфайл полное арабское название : Абу Бакр Мухаммед бин Малик бин Мухаммед бин Туфайл аль -Кайси -Андалус Аль Абдул ( tofal Aben form: Abubekar or Abu Jaafar Ebn Tophail; c. 1105 – 1185) was an Arab Andalusian Muslim polymath: a writer, Islamic philosopher, Islamic theologian, physician; Астроном и визирь . [ 1 ]
Как философ и романист, он наиболее известен тем, что написал первый философский роман , Хейи Ибн Якдхан (живой сын бдительного) , который считался главной работой арабской литературы, возникающей из Аль-Андалуса . [ 2 ] Как врач, он был ранним сторонником рассечения и вскрытия , который был выражен в его романе. [ 3 ]
Жизнь
[ редактировать ]Родился в Гвадиксе, недалеко от Гранады , он получил образование Ибн Баджа (Айпемп). [ 4 ] Его семья была из племени «Арабские Кайс» . [ 5 ] Он был секретарем нескольких лидеров, включая правителей Ceuta и Tangier , в 1154 году. [ 6 ] Он также служил секретарем правителя Гранады , а затем в качестве визиря и врача в Абу Якуб Юсуф , Альмохад Халиф, [ 4 ] кому он рекомендовал Ибн Рушду (Аверроэс) в качестве своего собственного будущего преемника в 1169 году. [ 7 ] IBN Rushd позже сообщает об этом событии и описывает, как Ибн Туфайл вдохновил его написать свои знаменитые аристотелевские комментарии:
Абу Бэкр ибн Туфайл однажды вызвал меня и сказал, что он слышал командира верных жалоб на разрозненность режима выражения Аристотеля - или режима переводчиков - и результирующей неясности его намерений. Он сказал, что если кто -то возьмет на себя эти книги, которые могли бы обобщить их и прояснить их цели после первого тщательного понимания их самого, людям было бы легче понять их. «Если у вас есть энергия, - сказал мне Ибн Туфайл, - вы делаете это. Я уверен, что вы можете, потому что я знаю, какой у вас хороший ум и преданный персонаж, и насколько вы преданны искусству. Вы понимаете только это. Мой великий возраст, забота о моем офисе - и моя приверженность другой задаче, которая, я думаю, еще более жизненно важна - не дайте мне делать это сам ». [ 8 ]
Ибн Рашд стал преемником Ибн Тейфайла после того, как он ушел в отставку в 1182 году; Ибн Туфайл умер несколько лет спустя в Марокко в 1185 году. Астроном Нур Эд-Дин аль-Битруджи также был учеником Ибн Туфайла. Аль-Битруджи находился под влиянием его, чтобы следовать аристотелевской системе астрономии, так как он первоначально следовал за системой астрономии Птолемея. [ 9 ]
Его работа в области астрономии была исторически значимой, поскольку он играл важную роль в отмене идеи Птолемейского по астрономии. [ 10 ] Это событие в истории называется «Андалузским восстанием», где он повлиял на многих, включая аль-битраджи, чтобы покинуть идеи Птолемейки. [ 10 ] Он влиял на развитие исламской астрономии. Многие более поздние астрономы и ученые основали его идеи и использовали его работу в качестве основы для своих собственных исследований и открытий. [ 11 ]
Многие исламские философы, писатели, врачи и астрономы находились под влиянием Ибн Туфайла и его работы. Эти люди включают Нур Аль-Дин аль-Битруджи , Абу Абдалла Мухаммед б. Аль-Аббар, Абд аль-Вахид аль-Марракуши , Ахмед Мохаммед аль-Маккари и Ибн аль-Хатиб . [ 12 ]
Ибн Туфайл служил секретарем губернатора Альмохада Гранады, а затем в качестве секретаря губернатора Альмохада Сеуты и Тангера (Абу Саид Оутман, один из Абд аль-Му'Мин сыновей ). В конце концов, Ибн Туфайл переехал на службу Абу Яусуб Юсуф , который в то время был принцем, а затем стал вторым Альмохад Халифом. [ 13 ]
Хай ибн Якзан
[ редактировать ]автором Шайя ( арабский : حي , лит . бин Туфайл был Ибн بن يقظان Якхана История автодидактического дикого ребенка , воспитанная газелью и живой Один на пустынном острове , который, без контакта с другими людьми, обнаруживает окончательную истину в рамках систематического рассуждения процесса . В конечном итоге Хейи вступает в контакт с цивилизацией и религией, когда встречает заместителя под названием Абсал (Асал в некоторых переводах). Он определяет, что определенные атрибуты религии , а именно образы и зависимость от материальных блага, необходимы для множества, чтобы они могли иметь достойную жизнь. Тем не менее, образы и материальные блага отвлечены от истины и должны быть брошены теми, чья причина признает, что они есть. Имена персонажей в романе, ḥayy ibn yaqẓān, salamān и absāl были заимствованы из Ибн Сина такова. [ 14 ] Название романа также такое же, как роман Ибн Сины. Ибн Туфайл сделал это специально, чтобы использовать персонажей и заголовок как небольшую ссылку на Ибн Сину, поскольку он хотел затронуть свою философию. [ 14 ]
Ибн Туфайла Философский Autodidactus был написан как ответ на -Газали Аль бессвязь философов . В 13-м веке Ибн аль-Нафис позже написал « Аль-Рисала аль-Камилия» Фил Сиера аль-Набавийя (известный как «Теолог autodidactus» на Западе) в ответ на философус Ауодидактус Ибн Туфайла .
Хайи Ибн Якдхан оказал значительное влияние как на арабскую литературу , так и на европейскую литературу , [ 15 ] И это стало влиятельным бестселлером по всей Западной Европе в 17 и 18 веках. [ 16 ] [ 17 ] Работа также оказала «глубокое влияние» как на классическую исламскую философию , так и на современную западную философию . [ 18 ] Это стало «одной из самых важных книг, которые ознаменовали научную революцию » и европейское просветление , и мысли, выраженные в романе, можно найти »в разных вариациях и в разной степени в книгах Томаса Гоббса , Джона Локка , Исаака Ньютона , и Иммануэль Кант . " [ 19 ]
Латинский впервые перевод работы под названием «Философ Autodidactus» появился в 1671 году, подготовленный Эдвардом Пококом младшим. Первый английский перевод ( Саймон Окли ) был опубликован в 1708 году. Эти переводы, возможно, вдохновили Даниэля Дефо написать Робинсона Крузо , в котором также был рассказ о пустынном острове . [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Считается, что роман также вдохновил концепцию « Табула Раса », разработанной Джоном Локком, в эссе, касающемся человеческого понимания (1690). [ 23 ] Концепция Локка « Табула Раса » относится к состоянию, в котором младенец столь же бесформенно, как пустой лист. [ 24 ] Локка « Эссе стало одним из основных источников эмпиризма в современной западной философии и повлияло на многих философов Просвещения , таких как Дэвид Хьюм и Джордж Беркли . Идеи Хай о материализме в романе также имеют некоторые сходства с Карлом Марксом . историческим материализм . [ 25 ] Это также предвещало проблему Molyneux , предложенную Уильямом Молино в Локк, который включил ее во вторую книгу эссе, касающегося человеческого понимания . [ 26 ] [ 27 ] Другие европейские писатели под влиянием Philosophus autodidactus включал Готфрид Лейбниц , [ 15 ] Мелхайсе Денот , Джон Уоллис , Кристиан Хилигенс , [ 28 ] Джордж Кит , Роберт Барклай , Квакеры , [ 29 ] Сэмюэль Хартлиб , [ 30 ] и Вольтер . [ 31 ] В более поздних чтениях Надя Мафтауни придумала термин «Sciart» для переплетенных художественных и научных действий и описала Хайи ибн Якзан Ибн Туфайла как ведущий мгновение, который затрагивает такие вопросы, как человеческая анатомия , вскрытие и вивизация в пределах его романа. [ 32 ]
Работа
[ редактировать ]- Рашаз Шавил Фи-Аш-Шибб ( арабский : долго в медицине , горит . [ 9 ] ): Длинное стихотворение, описывающее, как диагностировать болезни, и найти их лекарства. Стихотворение написано на арабском раджаз -метре. Это было найдено только недавно в столице Марокко , которая является Рабатом . [ 9 ] [ 33 ]
- Арабский текст Хейи бин Якзан из Wikisource
- Полный PDF французского перевода Хейи бин Якзан из Google Books
- Английские переводы Хейи бин Якзан (в хронологическом порядке)
- Улучшение человеческого разума, демонстрируемого в жизни Хай Эбн Йокдхан , написанного на арабском языке более 500 лет назад Абу Джаафаром Эбном Топхайлом, недавно переведенным с первоначального арабского, Саймоном Окли. С приложением, в котором, вкратце, возможность достижения истинного знания Бога и вещей, необходимых для спасения, без наставления. Лондон: напечатано и продано Э. Пауэлл, 1708.
- Абу Бакр ибн Туфейл, история Хайи ибн Якзана , переведенная с арабского Саймона Окли, пересмотренная, с введением Фултона. Лондон: Чепмен и Холл, 1929. Доступно онлайн (пропускает вводной раздел)
- Хайи ибн Якзан Ибн Туфайла: философская сказка , переведенная с введением и примечаниями Ленна Эвана Гудмана. Нью -Йорк: Twayne, 1972.
- Путешествие души: история Хай бин Якзана , как сказал Абу Бакр Мухаммед бин Туфайл, новый перевод Риада Кокаша. Лондон: Octagon, 1982.
- Два андалузских философы , переведенные с арабского языка с введением и примечаниями Джима Колвилла. Лондон: Кеган Пол, 1999.
- Средневековые исламские философские сочинения , изд. Мухаммед Али Халиди. Издательство Кембриджского университета, 2005. (Опускает вступительный раздел; опускает заключение, начиная с знакомства главного героя с Абсальным; включает в себя §§1-98 из 121, как пронумеровано в версии Окли-Фултон)
- Бен-Зукен, Авнер, «Укрощение мистика», в чтении Хайи Ибн-Якзан: кросс-культурная история автодидактицизма (издательство Джона Хопкинса, 2011). ISBN 978-0801897399 .
Смотрите также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Avempace , Encyclopaedia Britannica , 2007.
- ^ Стернс, Петр Н. "арабский язык и литература". В Оксфордской энциклопедии современного мира . Издательство Оксфордского университета, 2008.
- ^ Джон Макгиннис, Классическая арабская философия: антология источников , с. 284, Hackett Publishing Company , ISBN 0-87220-871-0 .
- ^ Jump up to: а беременный Тэтчер, Гриффит Уилер (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Encyclopædia Britannica . Тол. 14 (11 -е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 223 . В
- ^ Carra de Vaux, B., In: P. Bearman, Th. Бьянквиз, Босворт, Э. Ван Донецель. 16 апреля Консультируется онлайн онлайн : /doi.org
- ^ "Абу Бакр Мухаммед ибн Туфайл" . Энциклопедия мировой биографии . 8 : 96. 2004 - Via Gale Ebooks.
- ^ AVNER BEN-ZAKEN, «Укрощение мистика», в чтении Хайи Ибн-Якзан: кросс-культурная история автодидактицизма (издательство Johns Hopkins University Press, 2011). ISBN 978-0801897399 .
- ^ Seyyed Hossein Nasr и Oliver Leaman (1996), История исламской философии , с. 314, Routledge , ISBN 0-415-13159-6 .
- ^ Jump up to: а беременный в «Ибн Туфайл, Абю Бакр Мухаммед» . Полный словарь научной биографии . 13 : 488–489. 2008 - через encyclopedia.com.
- ^ Jump up to: а беременный Божович, Михаджло (2017). "Процесс цивилизации в Хайи ибн Якзане из Ибн Тейфайла " com (beograd ) 2 : 77–90 - через ResearchGate.
- ^ «Влияние арабской и исламской философии на иудейскую мысль» . Стэнфордская энциклопедия философии . 10 декабря 2007 года. Получено 2023-02-22 .
- ^ Matar, Nabil (2013). "Ибн Тусафайл (ок. 1105–85) " Принстон .
- ^ Fierro, Maribel (1 октября 2020 г.). "Ибн Шайлл Шайи ибн Якхан: Альмохад читает" Ислам и христианские отношения 31 (4): 385–4 Doi : 10.1080/ 09596410.2020.2020.1846444 HDL : 10261/2 S2CID 230610974
- ^ Jump up to: а беременный Корбин, Генри (2006). «Ибн Шафейл (ум. 580 AH/1185 CE)» . Энциклопедия философии . 4 : 550–551 - через электронные книги Gale.
- ^ Jump up to: а беременный Мартин Уэйнрайт, Сценарии на пустыне , The Guardian , 22 марта 2003 года.
- ^ AVNER BEN-ZAKEN, Чтение Хейи Ибн-Якзан: межкультурная история автодидакцизма (издательство Johns Hopkins University Press, 2011). ISBN 978-0801897399 .
- ^ Ga Russell (1994), «Арабик», интерес природных философов в Англии семнадцатого века , с. 228, Brill Publishers , ISBN 978-90-04-09888-6 .
- ^ GJ Toomer (1996), Eastern Wisedome и обучение: изучение арабского языка в Англии семнадцатого века , с. 218, издательство Оксфордского университета , ISBN 0-19-820291-1 .
- ^ Самар Аттар , жизненно важные корни европейского просветления: влияние Ибн Туфайла на современную западную мысль , Lexington Books, ISBN 0-7391-1989-3 .
- ^ Навал Мухаммед Хасан (1980), Хейи бин Якзан и Робинсон Крузо: изучение раннего арабского воздействия на английскую литературу , Дом Аль-Рашид для публикации.
- ^ Cyril Glasse (2001), Новая энциклопедия Ислама , с. 202, Роуман Альтамира, ISBN 0-7591-0190-6 .
- ^ Amber Haque (2004), «Психология с исламской точки зрения: вклад ранних мусульманских ученых и вызовов для современных мусульманских психологов», Журнал религии и здоровья 43 (4): 357–377 [369].
- ^ Ga Russell (1994), «Арабик», интерес природных философов в Англии семнадцатого века , с. 224–239, Brill Publishers , ISBN 978-90-04-09888-6 .
- ^ Душинский, Роберт (октябрь 2012 г.). "Табула Раса и человеческая природа " Философия 87 (4): 509–529. Doi : 10.1017/ s00318191112000393 ISSN 0031-8
- ^ Доминик Урвой, «Рациональность повседневной жизни: андалузская традиция? (Аропо первого опыта Хай)», в Лоуренсе И. Конрад (1996), Мир Ибн Туфайла: междисциплинарные перспективы на Шайи ибн Якхане , с. 38 46, Brill Publishers , ISBN 90-04-09300-1 .
- ^ «Мухаммад ибн Абд аль-Малик ибн Туфайл и Леон Готье (1981), Рисалат Хай Ибн Якзан , стр. 5, издания de la méditererranée » . 19 апреля 2007 г.
«Если вам нужно сравнение, которое заставит вас четко понять разницу между восприятием , например, это понимается в этой секте [суфиях] и восприятием, как другие понимают его, представьте себе, как человек, рожденный слепым , наделенным, однако счастливым естественным темперамент , с живым и твердым интеллектом , верным воспоминанием , прямым спрайтом, который вырос с того момента, как он был младенцем в городе, где он никогда не переставал учиться, с помощью чувств, из которых он распорядился, чтобы узнать Жители индивидуально, многочисленные виды существ, живые, а также неживые, там, улицы и боковые обороты, дома, шаги, таким образом, чтобы иметь возможность пересечь город без гида и немедленно распознать кого он встретил; Те , И он пересекает весь город, совершая экскурсию по нему. Он не найдет ни одного объекта, отличного от идеи, которую он сделал из нее; Он не столкнулся с чем -то, что не узнал, он найдет цвета, соответствующие описаниям тех, которые были ему даны; И в этом будет только две новые важные вещи для него, одна - следствие другого: ясность, большая Яркость и великая сладострастность ».
- ^ Диана Лобель (2006), Суфийский диалог: философия и мистика в обязанностях сердца Бахайи ибн Пакды , с. 24, Университет Пенсильвании Пресс , ISBN 0-8122-3953-9 .
- ^ Ga Russell (1994), «Арабик», интерес природных философов в Англии семнадцатого века , с. 227, Brill Publishers , ISBN 978-90-04-09888-6 .
- ^ Ga Russell (1994), «Арабик», интерес природных философов в Англии семнадцатого века , с. 247, Brill Publishers , ISBN 978-90-04-09888-6 .
- ^ GJ Toomer (1996), Eastern Wisedome и обучение: изучение арабского языка в Англии семнадцатого века , с. 222, издательство Оксфордского университета , ISBN 0-19-820291-1 .
- ^ Tor Eigenland, годы созревания, архивные 2008-03-01 в The Wayback Machine , Saudi Aramco World , сентябрь-октябрь 1976 года.
- ^ Maftouni, Nadia (2019). Туфайл Ибн Мышление Журнал исследований и философской информации 75 (283 S.ESP): 543–551. два 10.14422/pen.v75.i283.y2019.031: 171734089S2CID
- ^ «Когда медицина повторялась, поэзия, Ибн Туфейл, в описании и лечении болезней » . www.aljazeera.net (на арабском языке) . Получено 2021-08-21 .
Ссылки
[ редактировать ]- П. Брённл, Пробуждение души (Лондон, 1905)
- Самар Аттар, жизненно важные корни европейского просветления: влияние Ибн Туфайла на современную западную мысль (Lanham, 2010)
- Бен-Зукен, Авнер, «Укрощение мистика», в чтении Хайи Ибн-Якзан: кросс-культурная история автодидактицизма (издательство Джона Хопкинса, 2011). ISBN 978-0801897399 .
- Махмуд Баруд, моряк по кораблекрушению по арабской и западной литературе: Ибн Туфайл и его влияние на европейский (Лондон, 2012)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хай ибн Яйшан от Янзана от Ибн Туфайла
- Forcada, Miquel (2007). "Ибн Шафейл: Абу Бакр Мухаммад ибн Абд аль-Малик ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Шафейл аль-Кайси . В Хоккее Томаса; и др. (Ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью -Йорк: Спрингер. п. 572. ISBN 978-0-387-31022-0 Полем ( PDF -версия )
- Ибн Тофаил в «Истории философии в исламе», TJ De Boer, 1904, на Sacred-texts.com
- О Ибн Туфайл
- Взгляд Ибн Туфайла на образование подразумевается в его работе Хайи ибн Якзан , Сильвио Серхио Скатолини Апостоло
- Работает Ибн Туфайл в Project Gutenberg
- Работает Ибн Туфайл в Librivox (общественные аудиокниги)
- 1105 Рождений
- 1185 Смерть
- Арабский народ 12-го века
- Врачи из Аль-Андалуса
- Астрономы из Аль-Андалуса
- Суннитские мусульманские ученые ислама
- Исламские философы
- Испанские философы 12-го века
- Романисты 12-го века
- Авторы 12-го века из Аль-Андалуса
- Ученые из Альмохад Халифат
- Крик
- Философы из Аль-Андалуса
- Люди из Гвадикс
- Люди из Альмохад Халифат