Jump to content

Морская война

(Перенаправлено из Морского боя )

Морская война – это бой на море , океане или в любом другом пространстве боевых действий, включающем крупный водоем, например, большое озеро или широкую реку .

Видом вооруженных сил, предназначенным для ведения войны на море, является военно-морской флот . Военно-морские операции можно в общих чертах разделить на речные/прибрежные операции ( коричневый флот ), в открытом океане ( голубая вода ), между речными/прибрежными операциями и операции в открытом океане ( зеленый флот ), хотя эти различия более существенны. о стратегическом размахе, чем о тактическом или оперативном подразделении. Стратегическая наступательная цель морской войны – это проецирование силы через воду, а ее стратегическая оборонительная цель – бросить вызов аналогичному проецированию силы противником.

История [ править ]

Человечество ведет морские сражения уже более 3000 лет. [1] Даже во внутренних районах крупных территорий транспорт до появления обширных железных дорог в значительной степени зависел от рек , озер , каналов и других судоходных водных путей .

Последние сыграли решающую роль в развитии современного мира в Соединенном Королевстве, Америке, Нидерландах и северной Германии , поскольку они обеспечили массовое перемещение товаров и сырья , которое поддержало зарождающуюся промышленную революцию . До 1750 года материалы в основном перевозились речными баржами или морскими судами. Таким образом, армии с их непомерными потребностями в продовольствии, боеприпасах и фуражах на протяжении веков были привязаны к речным долинам.

Предварительно записанная история («Легенды Гомера», например, «Троя» ) и классические произведения, такие как « Одиссея», подчеркивают море. Персидская империя – единая и сильная – не смогла одолеть мощь афинского флота в сочетании с флотом меньших городов-государств в нескольких попытках завоевать греческие города-государства. Финикии и Египта Могущество , Карфагена и даже Рима во многом зависело от контроля над морями.

Точно так же Венецианская республика доминировала в городах-государствах Италии, противостояла Османской империи и доминировала в торговле на Шелковом пути и в Средиземноморье в целом на протяжении веков. На протяжении трех столетий викинги совершали набеги и грабежи далеко в центральную Россию и Украину и даже в далекий Константинополь (как через притоки Черного моря , Сицилию , так и через Гибралтарский пролив ).

Получение контроля над морем во многом зависело от способности флота вести морские сражения. На протяжении большей части военно-морской истории военно-морская война вращалась вокруг двух основных задач: абордажа и противоборства. Лишь в конце XVI века, когда пороховая технология достигла значительного развития, тактический акцент на море сместился на тяжелые артиллерийские орудия. [2]

Многие морские сражения в истории также служат надежным источником кораблекрушений для подводной археологии . Ярким примером является исследование затонувших кораблей различных военных кораблей в Тихом океане .

Средиземное море [ править ]

Сцена на стене египетского храма показывает совместную победу Рамсеса на суше и на море в битве в Дельте .

Первым зарегистрированным морским сражением была битва в дельте , древние египтяне победили народы моря в морском сражении ок. 1175 год до нашей эры . [3] Как записано на стенах заупокойного храма фараона Рамсеса III в Мединет-Абу , это отразило крупное морское вторжение у берегов восточной дельты Нила, используя морскую засаду и лучников, стреляющих как с кораблей, так и с берега.

Ассирийские рельефы VIII века до нашей эры изображают финикийские боевые корабли с двумя уровнями весел, сражающимися людьми на своего рода мосте или палубе над гребцами и своего рода тараном, выступающим из носа. Похоже, что никаких письменных упоминаний о стратегии или тактике не сохранилось. [ нужна ссылка ]

Иосиф Флавий (Древности IX 283–287) сообщает о морском сражении между Тиром и ассирийским царем, которому помогали другие города Финикии. Битва произошла у берегов Тира. Хотя тирский флот был намного меньше, тирийцы победили своих врагов.

судно Древнегреческое трирема . -

Греки . Гомера в 664 году до нашей эры есть упоминание о морской битве между Коринфом и его городом-колонией Коркирой просто использовали свои корабли в качестве транспорта для сухопутных армий, но [ нужна ссылка ]

Древние описания персидских войн были первыми, в которых были описаны крупномасштабные военно-морские операции, а не просто сложные сражения флота с десятками триер с каждой стороны, но и комбинированные сухопутно-морские операции. Кажется маловероятным, чтобы все это было продуктом одного ума или даже поколения; скорее всего период эволюции и экспериментирования просто не был зафиксирован историей. [ нужна ссылка ]

После нескольких первоначальных сражений при подчинении греков Ионического побережья персы решили вторгнуться в саму Грецию. Фемистокл Афинский серебряных подсчитал, что греки будут превосходить персов по численности на суше, но Афины смогут защитить себя, построив флот (знаменитые «деревянные стены»), используя для своего финансирования доходы от в Лаурии . рудников [ нужна ссылка ]

Первая персидская кампания, в 492 г. до н. э., была прервана, поскольку флот погиб в шторме, но вторая, в 490 г. до н. э., захватила острова в Эгейском море , прежде чем высадиться на материке недалеко от Марафона . Атаки греческих армий отразили их. [ нужна ссылка ]

Эпическая битва при Саламине между греческими и персидскими военно-морскими силами.

Третья персидская кампания в 480 г. до н. э. под командованием Персидского Ксеркса I следовала образцу второй: армия прошла через Геллеспонт, в то время как флот шел параллельно с ней в море. Около Артемисия , в узком канале между материком и Эвбеей , греческий флот отразил многочисленные атаки персов, персы прорвали первую линию, но затем были окружены второй линией кораблей. Но поражение на суше при Фермопилах вынудило греков уйти, и Афины эвакуировали свое население на близлежащий остров Саламин . [ нужна ссылка ]

Последовавшая за этим битва при Саламине стала одним из решающих сражений в истории. Фемистокл поймал персов в проливе, слишком узком для того, чтобы они могли использовать свои большие силы, и энергично атаковал их, в конце концов приведя к потере 200 персидских кораблей против 40 греческих. Эсхил написал пьесу о поражении «Персы» , которая была показана на греческом театральном конкурсе через несколько лет после битвы. Это старейшая известная сохранившаяся пьеса. В конце концов, у Ксеркса все еще был флот, более сильный, чем у греков, но он все равно отступил и после поражения при Платеях в следующем году вернулся в Малую Азию , оставив грекам свободу. Тем не менее афиняне и спартанцы напали и сожгли стоявший на приколе персидский флот в Микале и освободили многие ионические города. В этих сражениях в качестве стандартной боевой платформы использовались триеры или биремы, а цель битвы заключалась в том, чтобы протаранить судно противника, используя усиленный нос лодки. Противник будет пытаться маневрировать и избегать контакта или поочередно бросать всех морских пехотинцев в сторону, где будет нанесен удар, тем самым креня лодку. Когда таран отойдет и морские пехотинцы разойдутся, пробоина окажется выше ватерлинии и не станет серьезным повреждением корабля. [ нужна ссылка ]

В течение следующих пятидесяти лет греки управляли Эгейским морем, но не гармонично. После нескольких мелких войн напряженность переросла в Пелопоннесскую войну (431 г. до н. э.) между Афинским Делосским союзом и спартанским Пелопоннесом . Военно-морская стратегия имела решающее значение; Афины отгородились стеной от остальной Греции, оставив открытым только порт в Пирее и полагаясь на свой флот, который будет обеспечивать поставки припасов, пока спартанская армия осаждает их. Эта стратегия сработала, хотя тесное общение, вероятно, способствовало эпидемии чумы, унесшей жизни многих афинян в 429 г. до н.э. [ нужна ссылка ]

произошло несколько морских сражений Между галерами ; в Риуме , Навпакте , Пилосе , Сиракузах , Киноссеме , Кизике , Нотиуме . Но конец для Афин наступил в 405 г. до н.э. в Эгоспотами в Геллеспонте , где афиняне выстроили свой флот на берегу и были застигнуты врасплох спартанским флотом, который высадился на берег и сжег все корабли. В следующем году Афины сдались Спарте. [ нужна ссылка ]

Римская военно-морская бирема , изображенная на рельефе из храма Фортуны Примигении в Пренесте ( Паластрина ), [4] который был построен ок. 120 г. до н. э.; [5] выставлен в Музее Пия-Климента ( Museo Pio-Clementino ) в музеях Ватикана .

Затем флот сыграл важную роль в сложных войнах преемников Александра Великого . [ нужна ссылка ]

Римская республика никогда не была мореходной страной, но ей пришлось учиться. В Пунических войнах с Карфагеном римляне разработали технику захвата и абордажа вражеских кораблей с помощью солдат. Римский флот постепенно рос по мере того, как Рим стал более активно участвовать в средиземноморской политике; ко времени гражданской войны в Риме и битвы при Акциуме (31 г. до н. э.) в ней были задействованы сотни кораблей, многие из которых были квинкеремами с катапультами и боевыми башнями. После того, как император Август превратил Республику в Римскую империю , Рим получил контроль над большей частью Средиземноморья. Не имея каких-либо серьезных морских врагов, римский флот был в основном занят патрулированием в поисках пиратов и транспортировкой. И только на окраинах Империи, в недавно завоеванных провинциях или в оборонительных миссиях от вторжения варваров, флот все еще вёл настоящую войну. [ нужна ссылка ]

Западная Азия и Северная Африка Европа ,

Хотя варварские вторжения в IV веке и позже в основном происходили по суше, известны некоторые примечательные примеры военно-морских конфликтов. В конце III века, во время правления императора Галлиена , большая группа набегов, состоящая из готов, гепидов и герулов, двинулась в Черное море, совершив набег на побережья Анатолии и Фракии и перейдя в Эгейское море, грабя материковую Грецию. (включая Афины и Спарту) и доходя до Крита и Родоса. На закате Римской империи в конце IV века можно привести пример императора Майориана , который с помощью Константинополя собрал большой флот в неудачной попытке изгнать германских захватчиков с недавно завоеванных африканских территорий, а также Разгром остготского флота при Сене Галлике в Адриатическом море .

Во время мусульманских завоеваний VII века впервые появились мусульманские флоты, совершившие набег на Сицилию в 652 году (см. «Историю ислама на юге Италии и Сицилийский эмират ») и разгромив византийский флот в 655 году. Константинополь был спасен от длительной арабской осады в 678 году. благодаря изобретению греческого огня , ранней формы огнемета , который наносил разрушительные повреждения кораблям осаждающего флота. Это были первые из многих столкновений во время византийско-арабских войн .

Халифат с VII по XIII стал доминирующей военно-морской державой в Средиземном море века, во время так называемого Золотого века ислама . Одним из наиболее значительных изобретений в средневековой морской войне была торпеда , изобретенная в Сирии арабским изобретателем Хасаном аль-Раммой в 1275 году. Его торпеда двигалась по воде с помощью ракетной системы, начиненной взрывчатыми пороховыми материалами, и имела три огневые точки. Это было эффективное оружие против кораблей . [6]

В VIII веке появились викинги , хотя их обычная манера заключалась в том, чтобы быстро появляться, грабить и исчезать, предпочтительно нападая на незащищенные места. Викинги совершали набеги на побережье Англии и Франции, при этом наибольшая угроза исходила от Англии. Они совершали набеги на монастыри из-за их богатства и отсутствия грозных защитников. Они также использовали реки и другие вспомогательные водные пути, чтобы пробраться вглубь страны во время возможного вторжения в Британию. Они сеяли хаос в Нортумбрии, Мерсии и остальной части Англии, прежде чем были остановлены Уэссексом. Король Англии Альфред Великий смог остановить вторжение викингов, одержав решающую победу в битве при Эдингтоне. Альфред победил Гутрума, установив границы Данелау договором 884 года. Эффективность «флота» Альфреда обсуждается; Кеннет Харл отметил, что на борьбу с викингами было отправлено всего одиннадцать кораблей, только два из которых не были отбиты или захвачены. [ нужна ссылка ]

Морское сражение при Слейсе , 1340 год, из » Жана Фруассара . «Хроник

Викинги также провели между собой несколько морских сражений. Обычно это делалось путем связывания кораблей каждой стороны вместе, таким образом, по сути, ведя сухопутное сражение на море. [1] Однако тот факт, что проигравшая сторона не могла легко уйти, означал, что сражения, как правило, были тяжелыми и кровопролитными. Битва при Сволдере , пожалуй, самое известное из этих сражений.

Когда влияние мусульман в Средиземноморье начало ослабевать, итальянские торговые города Генуя , Пиза и Венеция вмешались, чтобы воспользоваться этой возможностью, создав торговые сети и построив военно-морские силы для их защиты. Сначала флоты воевали с арабами (у Бари в 1004 году, у Мессины в 1005 году), но затем им пришлось сражаться с норманнами, продвигавшимися на Сицилию, и, наконец, друг с другом. Генуэзцы и венецианцы вели четыре морских войны: 1253–1284, 1293–1299 и 1299 гг.1350–1355 и 1378–1381 гг. Последнее закончилось решающей победой Венеции, дав ей почти столетие на то, чтобы наслаждаться торговым господством в Средиземноморье, прежде чем другие европейские страны начали экспансию на юг и запад.

На севере Европы почти непрерывный конфликт между Англией и Францией характеризовался набегами на прибрежные города и порты вдоль береговой линии и обеспечением безопасности морских путей для защиты транспортов с войсками. Битва при Дувре в 1217 году между французским флотом из 80 кораблей под командованием Юстаса Монаха и английским флотом из 40 кораблей под командованием Юбера де Бурга примечательна как первое зарегистрированное сражение с использованием тактики парусных кораблей. Битва при Арнемейдене (23 сентября 1338 г.), завершившаяся победой французов, ознаменовала начало Столетней войны и стала первым сражением с участием артиллерии. [7] Однако битва при Слейсе , произошедшая два года спустя, привела к уничтожению французского флота в результате решительных действий, которые позволили англичанам эффективно контролировать морские пути и стратегическую инициативу на протяжении большей части войны.

Восточная, Южная и Юго Восточная - Азия

Яванская джонка и нанкинская джонка.
Китайский гребной корабль из династии Цин энциклопедии , опубликованной в 1726 году.
Модель вьетнамского корабля «Монг Донг» XVII века. Судно, судя по всему, приводится в движение множеством весел и вооружено одной бомбардой и меньшей кульвериной. Записано, что крыша защищена от снарядов шкурами или бронзовыми пластинами.

Китайские династии Суй . (581–618) и Тан (618–907) участвовали в нескольких военно-морских делах в рамках тройного набора государств, управляющих средневековой Кореей ( Три королевства Кореи ), а также участвовали в морских бомбардировках полуострова с периода Аска Ямато Королевство (Япония).

Династия Тан помогла корейскому королевству Силла (см. также «Объединенная Силла ») и изгнала корейское королевство Пэкче , которое поддерживалось японскими военно-морскими силами, с Корейского полуострова (см. « Битву при Пэкгане» ) и помогла Силле одолеть конкурирующие корейские королевства, Пэкче и Когурё , к 668 году. Кроме того, Тан имел морскую торговлю, данность и дипломатические связи с современной Шри-Ланкой , Индией, исламским Ираном и Аравией , а также Сомали в Восточной Африке .

Из Аксумского царства в современной Эфиопии арабский Саад ибн путешественник Аби-Ваккас отплыл оттуда в Танский Китай во время правления императора Гаозуна . Два десятилетия спустя он вернулся с копией Корана , основав первую исламскую мечеть в Китае — Мечеть Памяти в Гуанчжоу . Последовало растущее соперничество между арабами и китайцами за контроль над торговлей в Индийском океане. В своей книге « Культурный поток между Китаем и внешним миром » Шэнь Фувэй отмечает, что морские китайские купцы в 9 веке регулярно высаживались в Суфале в Восточной Африке, чтобы избавиться от арабских посредников. [8]

Династия Чола в средневековой Индии была доминирующей морской державой в Индийском океане , заядлым морским торговцем и дипломатическим субъектом с Китаем Сун. Раджараджа Чола I (годы правления с 985 по 1014 год) и его сын Раджендра Чола I (годы правления 1014–1042 годы) отправили большую военно-морскую экспедицию, которая оккупировала части Мьянмы , Малайи и Суматры .

Полноразмерная копия корабля Боробудур VIII века нашей эры. Этот отправился в экспедицию в Гану в 2003–2004 годах, воспроизводя навигацию и исследования Шривиджаяна и Матарама.

На архипелаге Нусантара уже используются крупные океанские суда длиной более 50 м и надводным бортом 5,2–7,8 м, по крайней мере, со II века нашей эры, связывающие Индию с Китаем. [9] : 347  [10] : 41  Империя Шривиджая с VII века нашей эры контролировала море западной части архипелага. Надпись Кедукан Букит является старейшей записью индонезийской военной истории и отмечает священное путешествие по сиддхаятре Шривиджая 7-го века, возглавляемое Дапунтой Хьянгом Шри Джаянасой . Сообщается, что он привел с собой 20 000 солдат, в том числе 312 человек на лодках и 1312 пехотинцев. [11] : 4  Арабский текст X века Аджаеб аль-Хинд («Чудеса Индии») повествует о вторжении в Африку людей по имени Ваквак или Ваквак . [12] : 110  вероятно, малайцы из Шривиджая или яванцы из королевства Матарам , [13] : 27  [14] : 39  в 945–946 гг. н.э. Они прибыли к побережью Танганьики и Мозамбика на 1000 лодках и попытались захватить цитадель Канбало, но в конечном итоге потерпели неудачу. Причина нападения в том, что в этом месте были товары, подходящие для их страны и Китая, такие как слоновая кость, панцири черепах, шкуры пантер и амбра , а также потому, что они хотели получить черных рабов из банту народа называли Цзэн или Зендж ( которого арабы , Дженги по-явански), которые были сильными и были хорошими рабами. [12] : 110  До XII века Шривиджая представляла собой в основном сухопутное государство, а не морскую державу, флот имелся, но выступал в качестве логистической поддержки, облегчая проецирование сухопутной мощи. Позже военно-морская стратегия выродилась в рейдерский флот. Их военно-морская стратегия заключалась в том, чтобы заставить торговые суда заходить в их порты, и если их проигнорировать, они отправят корабли, чтобы уничтожить корабль и убить его обитателей. [15] [16]

В 1293 году монгольская династия Юань начала вторжение на Яву . Юань послал 500–1000 кораблей и 20 000–30 000 солдат, но в конечном итоге потерпел поражение на суше в результате внезапной атаки , вынудив армию отступить на пляж. В прибрежных водах яванские джонки уже атаковали монгольские корабли. После того, как все войска высадились на корабли на побережье, армия Юаня сразилась с яванским флотом. Отразив его, они отплыли обратно в Цюаньчжоу . Яванский военно-морской командующий Ария Адикара перехватил дальнейшее вторжение монголов . [17] : 145  [14] : 107–110  Путешественники, проезжавшие через этот регион, такие как Ибн Баттута и Одорик из Порденоне, хотя и располагали лишь скудной информацией, отмечали, что Ява несколько раз подвергалась нападениям монголов, всегда заканчивавшихся неудачей. [18] [19] После этих неудачных вторжений империя Маджапахит быстро выросла и стала доминирующей военно-морской державой в 14–15 веках. Использование пушек во время монгольского вторжения на Яву . [20] : 245  привело к использованию Цетбанг пушек флотом Маджапахита в 1300-х годах. [21] Главным военным кораблем флота Маджапахита был « Джонг» . Чонгы представляли собой большие транспортные суда длиной 28,99–88,56 метра, способные перевозить 100–2000 тонн груза и 50–1000 человек. [22] : 60–62  Точное количество джонгов, выставленных Маджапахитом, неизвестно, но наибольшее количество джонгов, задействованных в экспедиции, составляет около 400 джонгов, когда Маджапахит напал на Пасай в 1350 году. [23] В эту эпоху, вплоть до 17 века, нусантаранские военно-морские солдаты сражались на платформах своих кораблей, называемых балай , и совершали абордажные действия. Для противодействия этому виду боя используются разбросные выстрелы из цетбанга, стреляющие по личному составу. [20] : 241  [24] : 162 

В XII веке первый постоянный флот Китая был основан династией Южная Сун , штаб-квартира Адмиралтейства располагалась в Динхае . Это произошло после завоевания северного Китая народом чжурчжэней (см. Династия Цзинь ) в 1127 году, когда императорский двор Сун бежал на юг из Кайфэна в Ханчжоу . Обладая магнитным компасом и знанием знаменитого трактата Шэнь Го (о концепции истинного севера ), китайцы в свое время стали опытными экспертами в навигации. За столетие они увеличили свою военно-морскую мощь с 11 эскадрилий по 3000 морских пехотинцев до 20 эскадрилий по 52 000 морских пехотинцев.

Используя гребные колеса и требушеты, бросающие пороховые бомбы с палуб своих кораблей, династия Южная Сун стала грозным противником династии Цзинь в XII–XIII веках во время войн Цзинь-Сун . Были морские сражения в битве при Цайши и битве при Тандао . [25] [26] Обладая мощным военно-морским флотом, Китай доминировал в морской торговле во всей Юго-Восточной Азии также . До 1279 года Сун могли использовать свою военно-морскую мощь для защиты от Цзинь на севере, пока монголы окончательно не завоевали весь Китай. , возглавляемая монголами, После династии Сун китайская династия Юань была мощной морской силой в Индийском океане.

Юаньский император Хубилай-хан дважды пытался вторгнуться в Японию с большим флотом (как монгольским, так и китайским), в 1274 году и снова в 1281 году, обе попытки оказались безуспешными (см. Монгольские вторжения в Японию ). Опираясь на технологические достижения ранней династии Сун, монголы также использовали первые пушки на палубах своих кораблей. [27] [ нужна страница ]

В то время как Сунский Китай наращивал свою военно-морскую мощь, японцы также обладали значительным военно-морским мастерством. Силу японских военно-морских сил можно было увидеть в войне Гэмпэй , в крупномасштабной битве при Дан-но-ура 25 апреля 1185 года. Силы Минамото-но Ёсицунэ насчитывали 850 кораблей, а Тайра-но Мунэмори - 500 кораблей.

В середине 14 века лидер повстанцев Чжу Юаньчжан (1328–1398) захватил власть на юге среди многих других повстанческих группировок. Его ранний успех был обусловлен способными чиновниками, такими как Лю Боуэн и Цзяо Юй , и их пороховым оружием (см. Хуолунцзин ). И все же решающей битвой, которая закрепила его успех и основание династии Мин (1368–1644), стала битва у озера Поян , считающаяся одним из крупнейших морских сражений в истории . [27] : 228–231 

В 15 веке китайскому адмиралу Чжэн Хэ было поручено собрать огромный флот для нескольких дипломатических миссий за рубежом , плавающий по водам юго-восточной части Тихого океана и Индийского океана. Во время его миссий флот Чжэна несколько раз вступал в конфликт с пиратами . Флот Чжэна также был вовлечен в конфликт в Шри-Ланке , где король Цейлона впоследствии вернулся в Китай эпохи династии Мин, чтобы принести официальные извинения императору Юнлэ .

Японские самураи атакуют монгольский корабль, 13 век.

Имперский флот Мин разгромил португальский флот под командованием Мартима Афонсу де Соуза в 1522 году. Китайцы уничтожили одно судно, нацелившись на его пороховой склад, и захватили еще один португальский корабль. [28] [29] Армия и флот династии Мин под предводительством Коксинга нанесли поражение западной державе, Голландской Ост-Индской компании , при осаде форта Зеландия . Это был первый раз, когда Китай нанес поражение западной державе. [30] Китайцы использовали пушки и корабли, чтобы заставить голландцев сдаться. [31] [32]

В период Сэнгоку в Японии Ода Нобунага объединил страну с помощью военной мощи. Однако он потерпел поражение от флота клана Мори . Нобунага изобрел Тэккосен (большой Атакэбуне , оснащенный железными пластинами) и разгромил 600 кораблей флота Мори с помощью шести боевых бронированных кораблей ( Битва при Кидзугавагути ). Военно-морской флот Нобунаги и его преемника Тоётоми Хидэёси применял умную тактику ближнего боя на суше с использованием аркебуз , но также полагался на стрельбу с близкого расстояния из мушкетов в морских боях в стиле захвата и доски. Когда Нобунага погиб в результате инцидента в Хонно-дзи , Хидэёси стал его преемником и завершил объединение всей страны. В 1592 году Хидэёси приказал даймё направить войска в Корею Чосон, чтобы завоевать Китай эпохи династии Мин. Японская армия, высадившаяся в Пусане 12 апреля 1502 года, в течение месяца оккупировала Сеул. [33] Корейский король бежал в северный регион Корейского полуострова, а Япония завершила оккупацию Пхеньяна в июне. Корейский флот, возглавляемый тогда адмиралом Ли Сун Сином, разгромил японский флот в последовательных морских сражениях, а именно: Окпо, Сачхон, Танпо и Танханпо. [34] Битва при Хансандо 14 августа 1592 года привела к решительной победе Кореи над японским флотом. [35] В этом бою было потоплено 47 японских военных кораблей и захвачено еще 12 кораблей, при этом ни один корейский военный корабль не был потерян. [36] Поражения на море помешали японскому флоту обеспечить свою армию соответствующим снабжением. [37]

Позже Ли Сун Сина сменил адмирал Вон Гюн , флот которого потерпел поражение. [38] Японская армия, базировавшаяся недалеко от Пусана , разгромила корейский флот в битве при Чильчхолляне 28 августа 1597 года и начала наступление на Китай. Эта попытка была остановлена, когда вновь назначенный адмирал Йи выиграл битву при Мённяне . [39]

Император Ваньли Минского Китая направил военные силы на Корейский полуостров. И Сун Син и Чэнь Линь продолжали успешно вступать в бой с японским флотом с помощью 500 китайских военных кораблей и усиленного корейского флота. [40] [41] [42] В 1598 году запланированное завоевание Китая было отменено смертью Тоётоми Хидэеси , и японские военные отступили с Корейского полуострова. На обратном пути в Японию И Сун Син и Чэнь Линь атаковали японский флот в битве при Норяне, нанеся ему тяжелые повреждения, но высокопоставленный китайский чиновник Дэн Цзилун и корейский командующий И Сун Син были убиты в результате контратаки японской армии. Остальная часть японской армии вернулась в Японию к концу декабря. [43] В 1609 году сёгунат Токугава приказал передать феодалу военные корабли . Японский флот находился в застое до периода Мэйдзи .

Копия корейского корабля-черепахи.

В Корее большая дальность действия корейских пушек , а также блестящая военно-морская стратегия корейского адмирала Ли Сун Сина стали основными факторами окончательного поражения Японии. И Сун Сину приписывают усовершенствование Гебуксона (корабля-черепахи), который использовался в основном для острия атак. Их лучше всего использовать в труднодоступных местах и ​​вокруг островов, а не в открытом море. И Сун-Син эффективно перерезал возможную линию снабжения японцев, которая могла бы проходить через Желтое море в Китай, и серьезно ослабил японскую силу и боевой дух в нескольких ожесточенных сражениях (многие считают, что критическим поражением японцев стала битва у острова Хансан). ). Надежды на дальнейшие поставки японцев стали уменьшаться из-за неоднократных потерь в морских сражениях от рук И Сун Сина. Когда японская армия собиралась вернуться в Японию, Ли Сун Син решительно разгромил японский флот в битве при Норяне .

Древний и средневековый Китай [ править ]

( Китайская керамическая лодка Восточной Хань 25–220 гг. н. э.), пригодная для речных и морских путешествий, с якорем на носу, рулевым рулем на корме, крытыми отсеками с окнами и дверями и миниатюрными моряками .
Военно-морской речной корабль династии Сун с тягово- требюшетной катапультой Сюаньфэн на верхней палубе, с иллюстрации Уцзин Цзунъяо (1044 г.)

В древнем Китае первые известные морские сражения произошли в период Воюющих царств (481–221 гг. до н. э.), когда вассальные лорды сражались друг с другом. Китайская военно-морская война в этот период включала в себя захваты и крюки, а также тактику тарана с использованием кораблей, называемых «ударами в живот» и «сталкивающимися свуперами». [44] было написано Во времена династии Хань , что люди эпохи Воюющих царств использовали корабли «чуан гэ» (корабли с топорами-кинжалами или корабли с алебардами ), которые считаются простым описанием кораблей, укомплектованных морскими пехотинцами, несущими алебарды с кинжалами и топорами в качестве личного оружия. .

Писатель III века Чжан Янь утверждал, что люди периода Воюющих царств называли лодки так потому, что лезвия алебарды на самом деле были закреплены и прикреплены к корпусу корабля, чтобы во время тарана врезаться в корпус другого корабля, наносить удары. врагов в воде, упавших за борт и плывущих, или просто убрать возможных опасных морских животных на пути корабля (поскольку древние китайцы верили в морских чудовищ; см. Сюй Фу дополнительную информацию ).

Цинь Шихуан , первый император династии Цинь (221–207 до н.э.), во многом был обязан своим успехом в объединении южного Китая военно-морской мощи, хотя официальный флот еще не был создан (см. раздел «Средневековая Азия» ниже). люди династии Чжоу Известно, что использовали временные понтонные мосты в качестве обычных транспортных средств, но именно во времена династий Цинь и Хань были собраны большие постоянные понтонные мосты, которые использовались в войне (первое письменное описание понтонного моста на Западе). являлся надзором за греческим Мандроклом Самосским в содействии военной кампании персидского императора Дария I на Босфоре ).

Во времена династии Хань (202 г. до н. э. – 220 г. н. э.) китайцы начали использовать установленный на корме рулевой руль , а также спроектировали новый тип корабля — « джонку » . От поздней династии Хань до периода Троецарствия (220–280 гг. н. э.) крупные морские сражения, такие как битва у Красных скал, ознаменовали развитие морской войны на Востоке. В последнем сражении союзные силы Сунь Цюаня и Лю Бэя уничтожили большой флот под командованием Цао Цао в результате огневой морской атаки.

Что касается зарубежного мореплавания, возможно, одним из первых китайцев, вышедших в Индийский океан и достигших Шри-Ланки и Индии по морю, был буддийский монах Факсиан в начале V века, хотя были установлены дипломатические отношения и сухопутная торговля с Персией и Индией. во времена ранней династии Хань. Однако китайское военно-морское влияние проникало в Индийский океан вплоть до средневекового периода.

Ранний модерн [ править ]

начала 17 века Галеон Васа на выставке в музее Васа в Стокгольме. «Васа» с ее высоким кормовым замком и двойными батарейными палубами представляла собой переходную конструкцию между предпочтениями абордажной тактики и линией боя .

В эпоху позднего Средневековья появились винтокрылые , каравеллы и каравеллы , способные выдерживать суровые условия открытого океана, с достаточным количеством резервных систем и опытным экипажем, чтобы сделать длительные путешествия обычным делом. [1] Кроме того, их водоизмещение выросло со 100 до 300 тонн, что достаточно для того, чтобы нести пушку в качестве вооружения и при этом иметь место для груза. Один из крупнейших кораблей того времени, « Грейт Гарри» , имел водоизмещение более 1500 тонн.

Открытия носили в основном коммерческий, а не военный характер, хотя граница иногда была размытой, поскольку правитель страны не был выше финансирования исследований ради личной выгоды, и не было проблемой использовать военную мощь для увеличения этой прибыли. Позже линии постепенно разделились, поскольку мотивом использования флота правителем была защита частного предпринимательства, чтобы они могли платить больше налогов.

Подобно египетским шиитам-фатимидам и мамлюкам, суннитско-исламская Османская империя с центром в современной Турции доминировала в восточной части Средиземного моря. Османы построили мощный флот, способный соперничать с итальянским городом-государством Венецией во время Османско-венецианской войны (1499–1503 гг.) .

Хотя они потерпели сокрушительное поражение от Священной лиги в Лепанто (1571 г.) битве при , османы вскоре восстановили свою военно-морскую мощь, а затем успешно защитили остров Кипр, чтобы он остался в руках Османской империи. Однако в эпоху Великих географических открытий Европа далеко превзошла Османскую империю и успешно преодолела ее зависимость от сухопутной торговли, открыв морские пути вокруг Африки и в сторону Америки.

Первые военно-морские действия в защиту новых колоний произошли всего через десять лет после Васко да Гамы эпохальной высадки в Индии. В марте 1508 года объединенные гуджаратско-египетские силы застали врасплох португальскую эскадру в Чауле , и только двум португальским кораблям удалось спастись. В феврале следующего года португальский вице-король уничтожил союзный флот в Диу , подтвердив господство Португалии в Индийском океане.

В 1582 году битва при Понта-Делгада на Азорских островах, в которой испанско - португальский флот разгромил объединенные французские и португальские силы при некоторой прямой поддержке Англии, положив тем самым конец кризису португальского престолонаследия , стала первой битвой, произошедшей в середине Атлантического океана .

В 1588 году испанский король Филипп II послал свою армаду, чтобы подчинить себе английский флот Елизаветы , но адмирал сэр Чарльз Ховард разгромил армаду, что ознаменовало подъем английского королевского флота . Однако он не смог нанести решающий удар по испанскому флоту, который оставался самым важным еще полвека. После окончания войны в 1604 году английский флот пережил период относительного запустения и упадка.

Битва при Сенте произошла 12 апреля 1782 года недалеко от Гваделупы.

В 16 веке к власти пришли берберийские государства Северной Африки , став доминирующей военно-морской державой в Средиземном море благодаря берберийским пиратам . Прибрежные деревни и города Италии, Испании и средиземноморских островов часто подвергались нападениям, а длинные участки итальянского и испанского побережья были почти полностью оставлены их жителями; после 1600 года берберийские пираты время от времени заходили в Атлантику и нападали на север до Исландии .

По словам Роберта Дэвиса [45] [46] около 1,25 миллиона европейцев были захвачены берберийскими пиратами и проданы в рабство в Северной Африке и Османской империи в период с 16 по 19 века. Эти рабы были захвачены в основном из приморских деревень Италии, Испании и Португалии, а также из более отдаленных мест, таких как Франция, Англия, Нидерланды, Ирландия и даже Исландия и Северная Америка. Берберийским пиратам также удалось успешно победить и захватить многие европейские корабли, во многом благодаря достижениям берберийских государств в области мореходных технологий. Самый ранний военно-морской траулер , шебек и наветренные корабли использовались берберийскими пиратами с 16 века. [47]

Голландский флот освобождает Копенгаген после победы над шведами в битве при проливе.

С середины 17-го века конкуренция между расширяющимися английскими и голландскими торговыми флотами достигла апогея в англо-голландских войнах , первых войнах, которые велись полностью на море. Самым запоминающимся из этих сражений стал рейд на Медуэй , в ходе которого голландский адмирал Мишель де Рюйтер плыл вверх по Темзе и уничтожил большую часть британского флота. Это остается величайшим военно-морским поражением Англии и установило господство Голландии на море более чем на полвека. было трудно Очень немногие корабли были потоплены в морских боях во время англо-голландских войн, так как поражать корабли ниже уровня воды ; поверхность воды отклоняла пушечные ядра, и образовавшиеся несколько дыр можно было быстро залатать. Морские артиллерийские снаряды повредили людям и парусам больше, чем потопили корабли.

Поздний модерн [ править ]

18 век [ править ]

1805 года. Трафальгарская битва

XVIII век превратился в период, казалось бы, непрерывных международных войн, каждая из которых была крупнее предыдущей. На море британцы и французы были непримиримыми соперниками; Французы помогали молодым Соединенным Штатам в американской войне за независимость , но их стратегической целью был захват территорий в Индии и Вест-Индии , чего они не достигли. В Балтийском море последняя попытка возродить Шведскую империю привела к Русской войне Густава III с ее грандиозным финалом во Второй битве при Свенскунде . Битва, не имеющая себе равных по размерам до 20-го века, стала решающей тактической победой шведов, но привела к небольшому стратегическому результату из-за плохих действий армии и отсутствия инициативы со стороны шведов, и война закончилась без территориальных изменений.

Даже смена правительства в результате Французской революции, казалось, скорее усилила, чем уменьшила соперничество, а Наполеоновские войны включали в себя серию легендарных морских сражений, кульминацией которых стала Трафальгарская битва в 1805 году, в которой адмирал Горацио Нельсон сломил мощь Наполеоновских войск. французский и испанский флоты, но при этом погиб сам.

19 век [ править ]

Первая битва между броненосцами: CSS Virginia / Merrimac (слева) против USS Monitor в 1862 году в битве при Хэмптон-Роудс.
Битва при Бомарсунде во время Аландской войны (1854–1856 гг.), части Крымской войны.

Трафальгар открыл Pax Britannica XIX века, ознаменовавший всеобщий мир во всем Мировом океане, под знаменами Королевского флота. Но это был период интенсивных экспериментов с новыми технологиями; паровая энергия для кораблей появилась в 1810-х годах, улучшенная металлургия и техника механической обработки позволили создать более крупные и смертоносные орудия, а разработка разрывных снарядов , способных разрушить деревянный корабль одним ударом, в свою очередь потребовала добавления железной брони.

Хотя военно-морская мощь во времена династий Сун, Юань и Мин сделала Китай крупнейшей мировой морской державой на Востоке, династии Цин не хватало официального постоянного военно-морского флота. Они были больше заинтересованы в вложении средств в военные предприятия ближе к дому ( собственно Китай ), такие как Монголия, Тибет и Центральная Азия (современный Синьцзян ). было несколько серьезных военно-морских конфликтов с участием флота Цин Однако перед Первой опиумной войной (таких как битва при Пэнху и захват Формозы у сторонников Мин ).

цинский флот оказался крайне слабым Во время Первой и Второй опиумных войн , оставив Китай открытым для фактического иностранного господства; части китайского побережья оказались под Запада и Японии сферой влияния . Правительство Цин отреагировало на свое поражение в Опиумных войнах попыткой модернизировать китайский флот; размещение нескольких контрактов на европейских верфях на поставку современных военных кораблей. Результатом этих событий стал Бэйянский флот нанёс серьёзный удар , которому Императорский флот Японии в Первой китайско-японской войне (1894–1895).

Битва между CSS Virginia и USS Monitor во время Гражданской войны в США была дуэлью броненосцев , которая символизировала меняющиеся времена. Первое сражение флота между броненосными кораблями произошло в 1866 году в битве при Лиссе между флотами Австрии и Италии. Поскольку решающий момент битвы произошел, когда австрийский флагман SMS Erzherzog Ferdinand Max итальянский флагман Re d'Italia тараном успешно потопил , в последующее десятилетие все военно-морские силы мира в основном сосредоточились на таране как основной тактике. Последнее известное использование тарана в морском бою было в 1915 году, когда HMS Dreadnought протаранил (надводную) немецкую подводную лодку U-29 . Последний надводный корабль, потопленный тараном, произошел в 1879 году, когда перуанский корабль «Уаскар» протаранил чилийский корабль «Эсмеральда» . Последний известный военный корабль, оснащенный тараном, был спущен на воду в 1908 году — немецкий лёгкий крейсер SMS Emden .

С появлением парохода появилась возможность создавать массивные артиллерийские платформы и снабжать их тяжелой броней, в результате чего появились первые современные линкоры. Сражения при Сантьяго-де-Куба и Цусиме продемонстрировали мощь этих кораблей.

20 век [ править ]

Корабль в море с дымом, идущим из двух труб
HMS Dreadnought — первый -дредноут . линкор
HMS Prince of Wales и HMS Repulse во время воздушной атаки
Авианосец USS Lexington подвергся мощной воздушной атаке во время битвы в Коралловом море , первого в истории сражения между авианосцами.
Авианосец USS Yorktown поражен воздушной торпедой во время битвы за Мидуэй.
Битва у острова Саво была первой в серии ночных боев между надводными кораблями во время кампании на Соломоновых островах .
Военный корабль США Теодор Рузвельт запускает F-14 Tomcat , в то время как F/A-18 Hornets ждут своей очереди во время войны в Косово
HMAS Sydney в Персидском заливе (1991 г.)
Десантный корабль ВМС США на воздушной подушке в Тихом океане (2012 г.)

В начале 20 века появился современный линкор : корабль со стальной броней, полностью зависящий от паровой силовой установки, с главной батареей орудий единого калибра, установленной в башнях на главной палубе. Этот тип был впервые использован в 1906 году на HMS Dreadnought , на котором была установлена ​​главная батарея из десяти 12-дюймовых (300-мм) орудий вместо основной батареи смешанного калибра предыдущих конструкций. Наряду с основной батареей «Дредноут» и его преемники сохранили вспомогательную батарею для использования против меньших кораблей, таких как эсминцы и торпедные катера, а позже и против самолетов.

Линкоры типа дредноут доминировали во флотах в начале 20 века. Они сыграли важную роль как в Русско-японской войне, так и в Первой мировой войне . Русско-японская война ознаменовала подъем Императорского флота Японии после победы проигравшего над ослабевающим Императорским флотом России в Цусимском сражении ; в то время как Первая мировая война столкнула старый Королевский флот с новой морской пехотой Императорской Германии , кульминацией которой стала Ютландская битва 1916 года . гидроавианосец HMS Engadine и его гидросамолеты Short 184 Будущее было объявлено, когда в бой вступил . В Черном море российские гидросамолеты, летевшие с флота переоборудованных авианосцев, перекрыли турецкие морские маршруты снабжения, воздушные патрули союзников начали противодействовать действиям немецких подводных лодок в прибрежных водах Великобритании, а британский Short 184 осуществил первую успешную торпедную атаку на корабль.

В 1918 году Королевский флот переоборудовал итальянский лайнер для создания первого авианосца Argus HMS Hermes , а вскоре после войны был спущен на воду первый специально построенный HMS авианосец . Многие страны согласились на Вашингтонский военно-морской договор и сдали на слом многие из своих линкоров и крейсеров, еще находясь на верфях, но растущая напряженность 1930-х годов возобновила программы строительства, причем с еще более крупными кораблями. Линкоры «Ямато» класса , самые крупные из когда-либо существовавших, имели водоизмещение 72 000 тонн и имели 18,1-дюймовые (460-мм) орудия.

Победа Королевского флота в битве при Таранто стала поворотным моментом, поскольку это была первая настоящая демонстрация мощи морской авиации. Важность военно-морской авиации еще больше усилилась после нападения на Перл-Харбор , которое вынудило Соединенные Штаты вступить во Вторую мировую войну . Тем не менее и в Таранто, и в Перл-Харборе авиация в основном атаковала стационарные линкоры. Затопление находившихся британских линкоров HMS Prince of Wales , в и HMS Repulse момент атаки в полном боевом маневрировании, окончательно ознаменовало конец эпохи линкоров. [48] На первый план вышла авиация и ее транспорт – авианосец.

Во время Тихоокеанской войны Второй мировой войны линкоры и крейсеры большую часть времени проводили в сопровождении авианосцев и бомбардировке береговых позиций, а авианосцы и их самолеты были звездами битвы в Коралловом море . [49] Битва за Мидуэй , [49] Битва при Восточных Соломоновых островах , [50] Битва за острова Санта-Крус [50] и битва в Филиппинском море . Бои между линкорами и крейсерами, такие как битва у острова Саво и морское сражение за Гуадалканал , ограничивались действиями в ночное время, чтобы избежать атак с воздуха. [51] Тем не менее, линкоры снова сыграли ключевую роль в битве при заливе Лейте , хотя это и произошло после крупных авианосных сражений, главным образом потому, что японский авианосный флот к тому времени был существенно истощен. Это был последний морской бой между линкорами в истории. [52] Воздушная мощь оставалась ключевой для военно-морского флота на протяжении всего 20-го века, переходя к реактивным самолетам, запускаемым со все более крупных авианосцев, и дополняемым крейсерами, вооруженными управляемыми и крылатыми ракетами .

Примерно параллельно с развитием морской авиации шло развитие подводных лодок для подводных атак. Поначалу корабли были способны совершать только короткие погружения, но со временем у них появилась возможность проводить недели или месяцы под водой с помощью ядерных реакторов . В обеих мировых войнах подводные лодки (подводные лодки в Германии) в основном проявляли свою мощь, используя торпеды для потопления торговых и других военных кораблей. В 1950-х годах холодная война стимулировала разработку подводных лодок с баллистическими ракетами , каждая из которых была оснащена десятками с термоядерным оружием и БРПЛ имела приказ запустить их с моря в случае нападения другой страны.

На фоне этих событий Вторая мировая война привела к тому, что Соединенные Штаты стали доминирующей морской державой в мире. На протяжении оставшейся части 20-го века ВМС США поддерживали тоннаж, превышающий тоннаж следующих 17 крупнейших военно-морских сил вместе взятых. [53]

После Второй мировой войны морская артиллерия была вытеснена ракетами «корабль-корабль» в качестве основного оружия надводных боевых действий. После Второй мировой войны произошли два крупных морских сражения.

Индо -пакистанская военно-морская война 1971 года стала первой крупной военно-морской войной после Второй мировой войны. Он стал свидетелем отправки индийской авианосной группы, интенсивного использования ракетных катеров в военно-морских операциях, полной военно-морской блокады Пакистана со стороны ВМС Индии и уничтожения почти половины ВМС Пакистана . [54] К концу войны ущерб, нанесенный ВМС и ВВС Индии ВМС Пакистана, составил два эсминца, одну подводную лодку, один тральщик, три сторожевых корабля , семь канонерских лодок , восемнадцать грузовых судов, судов снабжения и связи , а также крупных кораблей. Масштабный ущерб нанесен военно-морской базе и докам, расположенным в крупном портовом городе Карачи. [55] Три корабля торгового флота: «Анвар Бакш» , «Пасни» и «Мадхумати» . [56] и десять судов меньшего размера были захвачены. [57] Около 1900 человек личного состава погибли, а 1413 военнослужащих (в основном офицеров) были взяты в плен индийскими войсками в Дакке . [58] ВМС Индии потеряли 18 офицеров и 194 матроса. [59] и фрегат, еще один фрегат был серьезно поврежден, а военно-морской самолет Breguet Alizé был сбит ВВС Пакистана . [60]

1982 года Во время Фолклендской войны между Аргентиной и Соединенным Королевством оперативная группа Королевского флота численностью около 100 кораблей была отправлена ​​на расстояние более 7 000 миль (11 000 км) от материковой части Великобритании до Южной Атлантики . Британцы превосходили численность авиации на театре военных действий: всего 36 «Харриеров» с двух авианосцев и нескольких вертолетов по сравнению с по меньшей мере 200 самолетами Fuerza Aérea Argentina , хотя Лондон отправил бомбардировщики «Вулкан», продемонстрировав свою стратегическую мощь на дальних дистанциях . Большая часть самолетов наземного базирования Королевских ВВС не была доступна из-за удаленности от авиабаз. Эта зависимость от самолетов на море показала важность авианосца. Фолклендская война показала уязвимость современных кораблей к морского радиуса действия, ракетам таким как «Экзосет» . Одно попадание Exocet потопило HMS Sheffield , современный эсминец ПВО. Более половины погибших аргентинцев в войне произошло, когда атомная подводная лодка «Конкверор» торпедировала и потопила легкий крейсер ARA «Генерал Бельграно». с потерей 323 жизней. важные уроки в области проектирования кораблей, борьбы с повреждениями Из конфликта были извлечены и материалов для постройки кораблей.

21 век [ править ]

В настоящее время крупные морские войны случаются редко, поскольку страны, обладающие значительными военно-морскими силами, редко воюют друг с другом; Большинство войн — это гражданские войны или некоторая форма асимметричных войн , ведущихся на суше, иногда с участием военной авиации . Основная функция современного военно-морского флота — использовать свой контроль над морскими путями для проецирования силы на берег. Проецирование силы было основной военно-морской особенностью большинства конфликтов конца века, включая Корейскую войну , Суэцкий кризис , войну во Вьетнаме , конфронтацию , войну в Персидском заливе , войну в Косово , войну с терроризмом в Афганистане и войну в Ираке . Серьезным исключением из этой тенденции была гражданская война в Шри-Ланке , в ходе которой между воюющими сторонами произошло большое количество надводных столкновений с участием быстроходных ударных кораблей и других прибрежных боевых подразделений. [61] [62]

Однако отсутствие крупных боевых действий флота на флоте не означает, что военно-морская война перестала участвовать в современных конфликтах. Бомбардировка военного корабля США «Коул» 12 октября 2000 года унесла жизни семнадцати моряков, ранила еще тридцать семь и стоила « Коулу» четырнадцати месяцев ремонта. [63] [64] Хотя атака не лишила США контроля над местными морями, в краткосрочной перспективе она побудила ВМС США сократить количество посещений отдаленных портов, поскольку военные планировщики изо всех сил пытались обеспечить их безопасность. [65] Это сокращение присутствия ВМС США в конечном итоге было отменено после терактов 11 сентября в рамках Глобальной войны с терроризмом . [66]

Даже в отсутствие крупных войн военные корабли противоборствующих флотов периодически сталкиваются на море, иногда со смертельным исходом. Например, 46 моряков утонули при затоплении корабля ROKS Cheonan в 2010 году , в котором Южная Корея и США обвинили северокорейскую торпедную атаку. [67] Северная Корея, в свою очередь, отвергла всю ответственность, обвинила Южную Корею в нарушении территориальных вод Северной Кореи и предложила направить собственную группу следователей для «изучения доказательств». [68]

Во время российского вторжения в Украину в 2022 году вооруженные силы России и Украины открыто атаковали и уничтожали корабли друг друга. Хотя многие из них являются вспомогательными судами, такими как десантные корабли, буксиры и патрульные катера, [69] [70] также было уничтожено несколько более крупных военных кораблей. Примечательно, что ВМС Украины затопили свой флагманский корабль — фрегат «Гетман Сагайдачный» , чтобы не допустить его захвата. [71] а сторожевой корабль «Славянск» был потоплен в результате нападения российской авиации. [72] Российский военно-морской флот потерял флагман Черноморского флота « Москву , который ВМС Украины назвали успешным » в результате успешного удара противокорабельной ракетой «Нептун» . [73] ВМФ России, хотя и не признал заявления Украины о ракетной атаке, подтвердил факт затопления "Москвы" . [74] По состоянию на май 2022 года военно-морская война между Россией и Украиной продолжается, поскольку российский флот пытается доминировать на черноморских торговых путях, а украинские военные пытаются подорвать контроль над российским военно-морским флотом. [75]

Военно-морская история наций и империй [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Варминг, Рольф (январь 2019 г.). «Введение в рукопашный бой на море: общие характеристики и корабельные технологии с 1210 г. до н.э. по 1600 г. н.э.» . О войне на борту: археологические и исторические перспективы раннего современного морского насилия и войны (под ред. Йохана Рённби) .
  2. ^ Потепление, Рольф (2019). «Введение в рукопашный бой на море: общие характеристики и корабельные технологии с 1210 г. до н.э. по 1600 г. н.э.» . Археологические и исторические перспективы раннего современного морского насилия и войн (под ред. Йохана Рённби) . Сёдерторн Хёгскола: 99–12 . Проверено 16 февраля 2019 г.
  3. ^ Бекман, Гэри (2000). «Хеттская хронология». Аккадика . 119–120: 19–32 [с. 23]. ISSN   1378-5087 .
  4. ^ Д.Б. Саддингтон (2011) [2007]. « Эволюция римского императорского флота », в книге Пола Эрдкампа (редактор), « Спутник римской армии» , 201–217. Молден, Оксфорд, Чичестер: Уайли-Блэквелл. ISBN   978-1-4051-2153-8 . Табличка 12.2 на стр. 204.
  5. ^ Коарелли, Филиппо (1987), Святилища Лацио в эпоху республиканцев . НИС, Рим, стр. 35–84.
  6. ^ «Древние открытия. Эпизод 12: Машины Востока» . Канал «История» . Архивировано из оригинала 25 декабря 2010 г. Проверено 8 сентября 2008 г. {{cite journal}}: Для цитирования журнала требуется |journal= ( помощь )
  7. ^ Жан-Клод Кастекс, [1] Словарь франко-английских морских сражений , Presses de l'Université Laval, 2004, стр. 21
  8. ^ Шен, 155
  9. ^ Кристи, Энтони (1957). «Неясный отрывок из «Перипла: ΚΟΛΑΝΔΙΟφΩΝΤΑ ΤΑ ΜΕΓΙΣΤΑ» ». Бюллетень Школы восточных и африканских исследований Лондонского университета . 19 : 345–353. дои : 10.1017/S0041977X00133105 . S2CID   162840685 — через JSTOR.
  10. ^ Дик-Рид, Роберт (2005). Призрачные путешественники: свидетельства поселения индонезийцев в Африке в древние времена . Терлтон.
  11. ^ Ник Хасан Шухайми Ник Абд Рахман. «Порт и государство Малайского полуострова и Суматры (V-XIV вв. н. э.)» (PDF) . Международный семинар «Портовые города на Шелковом пути» .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кумар, Энн (2012). «Доминион над пальмами и соснами: морские просторы ранней Индонезии», Джефф Уэйд (редактор), Энтони Рид и исследование прошлого Юго-Восточной Азии (Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии), 101–122.
  13. ^ Ломбард, Денис (2005) . Нуса Джава: Силанг Будая, Багиан 2: Джаринган Азия . Джакарта: Грамедиа Пустака Утама. Индонезийский перевод книги Ломбард, Денис (1990). Яванский перекресток. Очерк глобальной истории (Яванский перекресток: на пути к глобальной истории), том. 2 . Париж: Éditions de l’École des Hautes Études en Sciences Sociales.
  14. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Нугрохо, Ираван Джоко (2011). Морская цивилизация Маджапахит . Преданность топливного архипелага. ISBN  9786029346008 .
  15. ^ Хенг, Дерек (октябрь 2013 г.). «Формирование государства и эволюция военно-морских стратегий в Малакском проливе, ок. 500–1500 гг. Н. Э.». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 44 (3): 380–399. дои : 10.1017/S0022463413000362 . S2CID   161550066 .
  16. ^ Муньос, Поль Мишель (2006). Ранние королевства Индонезийского архипелага и Малайского полуострова . Сингапур: Издания Дидье Милле. п. 171. ИСБН  981-4155-67-5 .
  17. ^ Нугрохо, Ираван Джоко (2009). Исправление истории Маджапахита . Разнообразие СМИ. ISBN  978-9793840161 .
  18. ^ да Порденоне, Одорик (2002). Путешествие монаха Одорика . Издательская компания WB Eerdmans. ISBN  9780802849632 . : 106–107 
  19. ^ «Путешествие Ибн Баттуты: Глава 9 через Малаккский пролив в Китай 1345–1346» . Путешествия Ибн Баттуты Виртуальный тур с путешественником XIV века . Беркли.edu. Архивировано из оригинала 17 марта 2013 года . Проверено 14 июня 2013 г.
  20. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Манген, Пьер-Ив (1976). «Нусантарианская легкая артиллерия: около шести пушек, сохранившихся в португальских коллекциях» (PDF) . Азиатское искусство . 32 : 233–268. дои : 10.3406/arasi.1976.1103 . S2CID   191565174 .
  21. ^ Авероэс, Мухаммед (2020). Между историей и историей: Мериам Четбанг Маджапахит. Журнал истории , 3(2), 89–100.
  22. ^ Авероэс, Мухаммед (2022). «Переоценка размера яванского корабля джонг» . ИСТОРИЯ: Журнал преподавателей и исследователей истории . 5 (1): 57–64. дои : 10.17509/historia.v5i1.39181 . S2CID   247335671 .
  23. ^ Хилл (июнь 1960 г.). « Сказка о царях Пасаи ». Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 33 : с. 98 и 157: «Затем он приказал им подготовить все военное снаряжение и боеприпасы, необходимые для нападения на землю Пасаи, — около четырехсот самых больших джонок, а также множество барж (малангбанг) ​​и галер». См. также Нугрохо (2011). п. 270 и 286, цитируя Хикаят Раджа-Раджа Пасаи , 3:98: « После этого король приказал, чтобы все снаряжение и все военное оружие прибыли в землю Пасай, примерно четыреста царей самых больших и кроме этого там их намного больше, чем Малангбанга и Келулуса ». (После этого Его Величество поручил ему подготовить все оборудование и все военное оружие для прибытия в страну Пасай, около четырехсот больших джонгов и, помимо этого, гораздо больше Малангбанга и Келулуса.)
  24. ^ Уэйд, Джефф (2012). Энтони Рид и изучение прошлого Юго-Восточной Азии . Сингапур: Институт исследований Юго-Восточной Азии. ISBN  978-981-4311-96-0 .
  25. ^ Нидэм, Джозеф (1971). Наука и цивилизация в Китае: гражданское строительство и мореплавание, том 4, часть 3 . Издательство Кембриджского университета. п. 166. ИСБН  978-0-521-07060-7 .
  26. ^ Франке, Герберт (1994). Денис К. Твитчетт; Герберт Франке; Джон Кинг Фэрбенк (ред.). Кембриджская история Китая: Том 6, Чужеродные режимы и пограничные государства, 710–1368 гг . Издательство Кембриджского университета. стр. 241–242. ISBN  978-0-521-24331-5 .
  27. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Ло, Юнг-Панг (2012). Китай как морская держава 1127-1368 гг . Сингапур: NUS Press.
  28. ^ Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии. Китайский филиал (1895 г.). Журнал Китайского отделения Королевского азиатского общества за год…, тома 27–28 . Шанхай: Филиал. п. 44 . Проверено 28 июня 2010 г. (Оригинал Принстонского университета)
  29. ^ Королевское азиатское общество Великобритании и Ирландии. Северо-Китайский филиал (1894 г.). Журнал Северо-Китайского отделения Королевского азиатского общества, тома 26–27 . Шанхай: Филиал. п. 44 . Проверено 28 июня 2010 г. (Оригинал Гарвардского университета)
  30. ^ Дональд Ф. Лак , Эдвин Дж. Ван Клей (1998). Азия в процессе создания Европы: столетие прогресса: Восточная Азия . Издательство Чикагского университета. п. 752. ИСБН  0-226-46769-4 . Проверено 28 июня 2010 г.
  31. ^ Андраде, Тонио . «Как Тайвань стал китайско-голландской, испанской и ханьской колонизацией в семнадцатом веке. Глава 11, Падение голландского Тайваня» . Издательство Колумбийского университета . Проверено 28 июня 2010 г.
  32. ^ Линн А. Струве (1998). Голоса из катаклизма Мин-Цин: Китай в пасти тигров . Издательство Йельского университета. п. 312. ИСБН  0-300-07553-7 . Проверено 28 июня 2010 г.
  33. ^ Перес, Луи (2013). Япония в войне: энциклопедия . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 140. ИСБН  978-1-59884-742-0 . OCLC   827944888 .
  34. ^ Своп, Кеннет (2013). Голова дракона и хвост змеи: Китай эпохи династии Мин и первая великая восточноазиатская война, 1592-1598 гг . Норман: Университет Оклахомы Пресс. стр. 115–119. ISBN  978-0-8061-8502-6 . OCLC   843883049 .
  35. ^ Тернбулл, Стивен (2012). Вторжение самураев в Корею 1592-98 гг . Деннис, Питер. Оксфорд: Издательство Блумсбери. стр. 36–43. ISBN  978-1-84603-758-0 . OCLC   437089282 .
  36. ^ Штраус, Барри (лето 2005 г.). «Легендарный адмирал Кореи». Ежеквартальный журнал военной истории . 17 (4): 52–61.
  37. ^ Своп, Кеннет (2013). Голова дракона и хвост змеи: Китай эпохи династии Мин и первая великая восточноазиатская война, 1592-1598 гг . Норман: Университет Оклахомы Пресс. п. 121. ИСБН  978-0-8061-8502-6 . OCLC   843883049 .
  38. ^ Йи, Минунг; Льюис, Джеймс Брайант (2014). Восточноазиатская война 1592-1598 годов: международные отношения, насилие и память . Лондон: Рутледж. стр. 130–132. ISBN  978-1-317-66274-7 . OCLC   897810515 .
  39. ^ Йи, Минунг; Льюис, Джеймс Брайант (2014). Восточноазиатская война 1592-1598 годов: международные отношения, насилие и память . Лондон: Рутледж. стр. 132–134. ISBN  978-1-317-66274-7 . OCLC   897810515 .
  40. ^ История Мин Том. 247 [2]
  41. ^ [3] Японская энциклопедия, Луи Фредерик (стр. 92).
  42. ^ Своп, Кеннет (2013). Голова дракона и хвост змеи: Китай эпохи династии Мин и первая великая восточноазиатская война, 1592-1598 гг . Норман: Университет Оклахомы Пресс. стр. 271–276. ISBN  978-0-8061-8502-6 . OCLC   843883049 .
  43. ^ Перес, Луи Джи (2013). Япония в войне: энциклопедия . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. стр. 109–110. ISBN  978-1-59884-742-0 . OCLC   827944888 .
  44. ^ Нидхэм, Том 4, Часть 3, с. 678
  45. ^ « Когда европейцы были рабами: исследования показывают, что белое рабство было гораздо более распространенным, чем считалось ранее » . Архивировано из оригинала 25 июля 2011 г.
  46. ^ Дэвис, Роберт. Христианские рабы, мусульманские хозяева: белое рабство в Средиземноморье, на Берберийском побережье и в Италии, 1500–1800 гг . [4]
  47. ^ Симон де Брюссель (28 февраля 2007 г.). «Пираты, которым это сошло с рук, подплыв ближе к ветру» . Таймс . Проверено 10 сентября 2008 г.
  48. ^ Тагая (2001) «Подразделения Mitsubishi Type 1 Rikko 'Betty' времен Второй мировой войны»
  49. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лундстрем (2005a) «Первая команда: Тихоокеанский военно-морской воздушный бой от Перл-Харбора до Мидуэя»
  50. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лундстрем (2005b) «Первая команда и кампания на Гуадалканале: бой морских истребителей с августа по ноябрь 1942 года»
  51. ^ Морисон (1958) «Борьба за Гуадалканал, август 1942 г. - февраль 1943 г.»
  52. ^ Морисон (1956) «Лейте, июнь 1944 г. - январь 1945 г.»
  53. ^ Работа, Роберт О. «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2007 г. Проверено 31 октября 2007 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в названии ( ссылка ) Победа в гонке: архитектура платформы военно-морского флота для устойчивого морского превосходства Центр стратегических и бюджетных оценок в Интернете. Проверено 8 апреля 2006 г.
  54. ^ Тарик Али (1983). Сможет ли Пакистан выжить? Смерть государства . Великобритания: Penguin Books. п. 95. ИСБН  978-0-14-02-2401-6 . В ходе двухнедельной войны Пакистан потерял половину своего военно-морского флота.
  55. ^ Тивана, Массачусетс Хусейн (ноябрь 1998 г.). «Гневное море» . www.defencejournal.com . Архивировано из оригинала 13 марта 2009 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
  56. ^ «Глава-39» . Архивировано из оригинала 1 марта 2012 года . Проверено 24 декабря 2014 г.
  57. ^ «Оценка ущерба – Морская война ИНДО-ПАК 1971 года» (PDF) . Б. Гарри . Архивировано из оригинала (PDF) 30 октября 2005 года . Проверено 16 мая 2005 г.
  58. ^ «Военные потери в Индо-Пакистанской войне 1971 года» . Веник . Архивировано из оригинала 25 февраля 2002 года . Проверено 30 мая 2005 г.
  59. ^ Джон Пайк. Hangor Class (Fr Daphn) . Архивировано из оригинала 27 апреля 2015 года . Проверено 24 декабря 2014 года .
  60. ^ Тивана, Массачусетс Хусейн (ноябрь 1998 г.). «Гневное море» . www.defencejournal.com . М. А. Хусейн Оборонный журнал Тиваны. Архивировано из оригинала 13 марта 2009 года . Проверено 15 ноября 2016 г.
  61. ^ «Партизанская война на море: Гражданская война в Шри-Ланке | Журнал малых войн» .
  62. ^ «21 век Сипауэр, Инк» . 31 декабря 2015 г.
  63. ^ «Военный корабль США Коул (DDG-67), решительный воин» . Архивировано из оригинала 31 мая 2019 года.
  64. ^ «USS Cole возвращается в состав ВМС США после восстановления компанией Northrop Grumman» .
  65. ^ «УРОКИ, ИЗВЛЕЧЕННЫЕ ИЗ НАПАДЕНИЯ НА USS COLE» .
  66. ^ « Расплата близка » . США сегодня . 25 февраля 2021 г.
  67. ^ «Южная Корея: Торпеда, вероятно, потопила военный корабль» . Новости Эн-Би-Си . 25 апреля 2010 г.
  68. ^ «Северная Корея отвергает доказательства Южной Кореи о нападении на Чхонан» . Христианский научный монитор . 20 мая 2010 г.
  69. ^ «Россия демонстрирует трофейные военные корабли» .
  70. ^ «Украинский беспилотник уничтожил российские патрульные корабли у острова Змеиный» . CNN . 2 мая 2022 г.
  71. ^ «Судьба флагманского фрегата Украины» . 3 марта 2022 г.
  72. ^ «Украина сообщает о потере российской ракетой патрульного катера американской постройки» .
  73. ^ «Российский военный корабль: Москва тонет в Чёрном море» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2022 года.
  74. ^ «Факты: «Москва», потерянный флагман Черноморского флота России» . Рейтер . 14 апреля 2022 г.
  75. ^ «Российско-украинская война на море: ретроспектива и перспектива» . 21 апреля 2022 г.

Источники [ править ]

  • Шен, Фувэй (1996). Культурный поток между Китаем и внешним миром . Китайские книги и периодические издания. ISBN   978-7-119-00431-0
  • Нидхэм, Джозеф (1986). Наука и цивилизация в Китае . Том 4, Часть 3. Тайбэй: Caves Books, Ltd.

Дальнейшее чтение [ править ]

  • Холмс, Ричард и др., ред. Оксфордский спутник военной истории (Oxford University Press, 2001), глобальный.
  • Ховарт, Дэвид Морская мощь Великобритании: как Британия стала сувереном на морях (2003), 320 стр. с 1066 г. по настоящее время
  • Падфилд, Питер. Морское доминион и триумф свободного мира: военно-морские кампании, сформировавшие современный мир 1852–2001 (2009)
  • Поттер, Э. Б. Морская мощь: военно-морская история (1982), всемирная история
  • Роджер, Николас А. М. Командование океаном: военно-морская история Великобритании, 1649–1815 гг . Том. 2. (WW Norton & Company, 2005).
  • Рённбю, Дж. 2019. Война на борту: археологические и исторические перспективы морского насилия и войн в раннем Новом времени. Седерторнские археологические исследования 15. Университет Седерторна.
  • Сондхаус, Лоуренс. Военно-морская война, 1815–1914 (2001).
  • Старр, Честер. Влияние морской мощи на древнюю историю (1989)
  • Такер, Спенсер, изд. Военно-морская война: Международная энциклопедия (3 тома, Кембриджский университет, 2002 г.); 1231 стр; 1500 статей многих экспертов охватывают 2500 лет мировой военно-морской истории, особенно. сражения, командиры, технологии, стратегия и тактика,
  • Такер, Спенсер. Справочник по морской войне XIX века (Naval Inst Press, 2000).
  • Уиллмотт, HP. Последний век морской мощи, Том 1: От Порт-Артура до Чанака, 1894–1922 (2009), 568 стр. Онлайн в ebrary
  • Уиллмотт, HP. Последний век морской мощи, том. 2: От Вашингтона до Токио, 1922–1945 гг . (Издательство Университета Индианы, 2010). XXII, 679 стр. ISBN   978-0-253-35359-7 онлайн в электронной библиотеке

Военные корабли [ править ]

  • Джордж, Джеймс Л. История военных кораблей: с древних времен до двадцать первого века (Naval Inst Press, 1998).
  • Ирландия, Бернард и Эрик Гроув. «Война Джейн на море 1897–1997: 100 лет боевых кораблей Джейн» (1997) охватывает все важные корабли всех основных стран.
  • Пиблс, Хью Б. Военное кораблестроение на Клайде: военно-морские заказы и процветание судостроительной промышленности Клайда, 1889–1939 (Джон Дональд, 1987)
  • Ван дер Ват, Дэн. Скрытность на море: история подводной лодки (Houghton Mifflin Company, 1995).

Матросы и офицеры [ править ]

  • Конли, Мэри А. От Джека Тара до Юнион Джека: представление военно-морской мужественности Британской империи, 1870–1918 (Манчестер, UP, 2009)
  • Хаббард, Элеонора. «Моряки и Британская империя раннего Нового времени: труд, нация и идентичность на море». Компас истории 14.8 (2016): 348–58.
  • Кемп, Питер. Британский моряк: социальная история нижней палубы (1970)
  • Лэнгли, Гарольд Д. «Юнион Джекс: моряки-янки в гражданской войне». Журнал военной истории 69.1 (2005): 239.
  • Ортега-дель-Серро, Пабло и Хуан Эрнандес-Франко. «К определению военно-морской элиты: пересмотр социальных изменений в Великобритании, Франции и Испании, около 1670–1810 гг.». Европейский обзор истории: Revue européenne d'histoire (2017): 1–22.
  • Смит, Саймон Марк. «Мы плывем по голубому океану»: британские моряки, империализм, идентичность, гордость и патриотизм с 1890 по 1939 год» (докторская диссертация Университета Портсмута, 2017. онлайн).

Первая мировая война [ править ]

  • Беннетт, Джеффри. Морские сражения Первой мировой войны (Перо и меч, 2014)
  • Халперн, Пол. Военно-морская история Первой мировой войны (Naval Institute Press, 2012).
  • Хаф, Ричард. Великая война на море, 1914–1918 гг. (Оксфордский университет, 1987 г.)
  • Мардер, Артур Джейкоб. От дредноута до Скапа-Флоу (4 тома 1961–70), охватывает британский Королевский флот 1904–1919 гг.
  • О'Хара, Винсент П.; Диксон, В. Дэвид; Стоит, Ричард, ред. Чтобы увенчать волны: Великие военно-морские силы Первой мировой войны (2013), отрывок также см. Подробный обзор и краткое изложение мирового военно-морского флота до и во время войны.
  • Сондхаус, Лоуренс Великая война на море: военно-морская история Первой мировой войны (2014). онлайн-обзор

Вторая мировая война [ править ]

  • Барнетт, Коррелли. Вступайте в бой с врагом более тесно: Королевский флот во Второй мировой войне (1991).
  • Кэмпбелл, Джон. Военно-морское вооружение Второй мировой войны (Naval Institute Press, 1985).
  • Морисон, Сэмюэл Элиот. Война двух океанов: краткая история ВМС США во Второй мировой войне (1963), краткая версия его 13-томной истории.
  • О'Хара, Винсент. Немецкий флот в войне, 1939–1945 (Naval Institute Press, 2013).
  • Роскилл, С.К. Белый прапорщик: Британский флот в войне, 1939–1945 (Военно-морской институт США, 1960); Британский Королевский флот; сокращенная версия его Роскилла, Стивен Вентворт. Война на море, 1939–1945 (3 т. 1960 г.).
  • Ван дер Ват, Дэн. Тихоокеанская кампания: Вторая мировая война, Морская война США и Японии (1941–1945) (2001).

Историография [ править ]

  • Хардинг, редактор Ричарда, Современная военно-морская история: дебаты и перспективы (Лондон: Bloomsbury, 2015).
  • Хайэм, Джон, изд. Путеводитель по источникам британской военной истории 654 стр. (2015), отрывок из
  • Мессенджер, Чарльз. «Путеводитель для читателей по военной истории» (Routledge, 2013) — всеобъемлющий путеводитель по историческим книгам по мировой военной и военно-морской истории.
  • Цурндорфер, Харриет. «Океаны истории, моря перемен: недавние ревизионистские сочинения на западных языках о Китае и морской истории Восточной Азии в период 1500–1630 годов». Международный журнал азиатских исследований 13.1 (2016): 61–94.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6a72751624aed204d00efe6ff18882c7__1718485440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6a/c7/6a72751624aed204d00efe6ff18882c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Naval warfare - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)