Бичкрафт Модель 18
Модель 18 | |
---|---|
Модель 18 над аэродромом Литл-Грансден в 2019 году. | |
Роль | Учебно-тренировочные , транспортные и служебные самолеты |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Буковая авиастроительная корпорация |
Первый полет | 15 января 1937 г. |
Введение | 1937 |
Основные пользователи | Военно-воздушные силы армии США ВМС США Королевские ВВС Королевские ВВС Канады |
Произведено | 1937–1970 |
Количество построенных | 9,000+ |
Модель Бичкрафт 18 (или « Твин Бич », как ее еще называют) представляет собой 6-11-местный самолет. [ 1 ] двухмоторный с низкорасположенным крылом и хвостовым колесом легкий самолет производства компании Beech Aircraft Corporation из Уичито, штат Канзас . Непрерывно производившийся с 1937 по ноябрь 1969 года (более 32 лет, мировой рекорд на тот момент), было построено более 9000 самолетов, что сделало его одним из наиболее широко используемых легких самолетов в мире. Продаваемый по всему миру как гражданский представительский, многоцелевой, грузовой самолет и пассажирский авиалайнер с хвостовым, носовым, лыжным или поплавковым колесом, он также использовался в качестве военного самолета . [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ]
Во время и после Второй мировой войны более 4500 Beech 18 использовались на военной службе — в качестве легкого транспорта, легкого бомбардировщика (для Китая), инструктора экипажей (для бомбометания, навигации и артиллерийского огня), фоторазведки и «базового корабля» для военных нужд. мишени дроны- , в том числе ВВС США (USAAF) C-45 Expeditor , AT-7 Navigator и AT-11 Kansan ; и ВМС США (USN) UC-45J Navigator , SNB-1 Kansan и другие. Во время Второй мировой войны более 90% бомбардиров и штурманов USAAF обучались на этих самолетах. [ 2 ] [ 3 ] [ 5 ]
В начале послевоенного периода Beech 18 был выдающимся «деловым самолетом» и «фидерным авиалайнером». Помимо перевозки пассажиров, его гражданское использование включало распыление с воздуха , выпуск стерильных насекомых , зарыбление рыбы , из сухого льда засев облаков , тушение пожаров с воздуха , доставку авиапочты, услуги скорой помощи, многочисленные кинопроизводства, прыжки с парашютом оружия и наркотиков. , грузоперевозки, контрабанду , испытательный стенд для двигателей, скайрайтинг , буксировка баннеров и трюковые самолеты. Многие из них находятся в частной собственности по всему миру, причем по состоянию на август 2017 года 240 самолетов в США все еще находились в реестре самолетов ФАУ . [ 2 ] [ 4 ] [ 6 ] [ 7 ]
Проектирование и разработка
[ редактировать ]К концу 1930-х годов руководство Beechcraft предположило, что будет существовать спрос на новую конструкцию, получившую название Model 18 , которая будет иметь военное применение, и увеличило основные производственные мощности. Конструкция была в основном традиционной для того времени, включая сдвоенные радиальные двигатели , цельнометаллическую конструкцию полумонокок с тканевым покрытием рулей и ходовую часть с хвостовым колесом . Менее традиционной была конфигурация с двумя хвостовыми оперениями . Модель 18 можно принять за более крупную Lockheed Electra серию авиалайнеров , которая очень похожа на нее. Самолеты ранней серии оснащались двумя двигателями Jacobs L-6 мощностью 330 л.с. (250 кВт) или Wright R-760E мощностью 350 л.с. (260 кВт). мощностью 450 л.с. (336 кВт) Pratt & Whitney R-985 стал основным двигателем, начиная с довоенного C18S. Beech 18 Прототип совершил первый полет 15 января 1937 года.
На самолете использовались различные двигатели и был произведен ряд модификаций планера для увеличения полной массы и скорости. По крайней мере один самолет был модифицирован до силовой установки Pratt & Whitney R-1340 мощностью 600 л.с. (447 кВт). С добавленной массой около 200 фунтов (91 кг) на двигатель концепция модели 18, оснащенной двигателями R-1340, была признана неудовлетворительной из-за того, что самым слабым участком конструкции самолета являются опоры двигателя. Почти каждый компонент планера был модифицирован.
В 1955 году начались поставки модели E18S; У E18S фюзеляж был удлинен на 6 дюймов (150 мм) выше, чтобы увеличить пространство над головой в пассажирском салоне. Все более поздние модели Beech 18 (иногда называемые Super 18) имели более высокий фюзеляж , а некоторые более ранние модели (включая один AT-11) были модифицированы под этот более крупный фюзеляж. Модель H18, представленная в 1963 году, имела опциональную трехколесную ходовую часть . Необычно то, что ходовая часть была разработана для самолетов более ранних моделей по STC компанией Volpar и установлена на H18 на заводе во время производства. Всего было построено 109 самолетов H18 с трехопорной ходовой частью, еще 240 самолетов более ранних моделей были модифицированы с ее помощью. [ 8 ] [ 9 ]
Производство Beechcraft Model 18 закончилось в 1970 году, и последняя модель H18 была отправлена в авиационный колледж Миядзаки в Японии . [ 10 ] За прошедшие годы было выпущено 32 варианта базовой конструкции, разработано более 200 комплектов усовершенствованных модификаций и построено почти 8000 самолетов. В одном случае самолет был модифицирован до тройной хвостовой, тройной и горбатой конфигурации и выглядел похожим на миниатюрный Lockheed Constellation . [ 11 ] Еще одна отличительная модификация была осуществлена компанией Pacific Airmotive под названием PacAero Tradewind. У него был удлиненный нос для размещения носового колеса трехколесного велосипеда , а двойные хвостовые плавники модели 18 были заменены одинарными. [ 12 ]
Операционная история
[ редактировать ]Производство резко возросло, когда националистический Китай заплатил компании 750 000 долларов США за шесть легких бомбардировщиков M18R. [ 13 ] но к моменту вступления США во Вторую мировую войну было продано всего 39 моделей Model 18, из которых 29 предназначались гражданским покупателям. [ 8 ] [ 14 ] Началась серьезная работа над вариантом, специально предназначенным для обучения ВВС США военных пилотов, бомбардировщиков и штурманов (USAAF). Результатом этих усилий стал армейский АТ-7. Дальнейшее развитие привело к созданию учебно-навигационного самолета АТ-11, военно-транспортного С-45 и F-2 («F» означает «Фоторекон», сокращение от «фоторазведка» ). ВМС США сначала приняли на вооружение Beech 18 как JRB-1, эквивалентный F-2, за которым последовал транспортный JRB-2; Первоначально JRB назывался « Вояджер» , но это имя не вошло в обиход, и JRB обычно называли «Экспедиторами», как и их аналоги из USAAF. [ 15 ] Первый JRB-1, полученный ВМФ, номер бюро (BuNo) 09771 , был переоборудован из последней гражданской модели 18, построенной до того, как производство было предназначено исключительно для военных на время войны. [ 16 ] Впоследствии ВМФ получил еще модели 18: JRB-3 (C-45B), JRB-4 (UC-45F), SNB-1 Kansan (AT-11), SNB-2 (AT-7) и SNB-2C. (АТ-7С). [ 17 ] Существующие военно-морские «Твин-Буки» впоследствии были модифицированы в санитарную авиацию СНБ-2Н, учебно-тренировочный разведчик СНБ-2П и учебно-тренировочный комплекс электронного противодействия СНБ-3Q . [ 18 ] приобрела Береговая охрана США у ВМС семь самолетов JRB-4 и JRB-5 в период с 1943 по 1947 год; в основном они использовались в качестве служебных транспортных средств: один самолет позже был переоборудован для аэрофотосъемки, а другой использовался для профессиональных полетов. [ 19 ] [ 20 ]
После войны ВВС США стали ВВС США ВВС США (ВВС США), а Стратегическое авиационное командование имело варианты модели 18 (AT-11 Kansans, C-45 Expeditors, F-2 Expeditors и UC-45 Expeditors) с 1946 года. до 1951 года. В 1950 году на вооружении ВМФ все еще имелось около 1200 самолетов JRB и SNB. [ 18 ] С 1951 по 1955 год ВВС США модернизировали многие свои самолеты, установив новые фюзеляжи, центропланы и шасси, чтобы воспользоваться преимуществами усовершенствований гражданских моделей после окончания Второй мировой войны. В конце концов, 900 самолетов были модернизированы, чтобы стать похожими на текущую на тот момент модель D18S, и получили новые обозначения, заводские номера и серийные номера ВВС. [ 21 ] ВМС США также модернизировали многие из уцелевших самолетов, в результате чего появились JRB-6, SNB-5 и SNB-5P. [ 22 ] Береговая охрана списала свои JRB в 1956 году и продала большинство из них как излишки в 1959 году, но один оставался в резерве береговой охраны США как минимум до 1972 года. [ 19 ] [ 20 ] С принятием в 1962 году в США системы обозначения самолетов Tri-Service самолеты SNB-5 и SNB-5P ВМФ стали называться TC-45J и RC-45J соответственно, а позже стали UC-45J, поскольку их основная задача сместилась с подготовки летных экипажей на работа на коммунальном транспорте. [ 23 ] C-45 находился на вооружении ВВС США до 1963 года, ВМС США сняли свой последний UC-45J в 1972 году, а армия США эксплуатировала свои C-45 до 1976 года. В последующие годы военные называли эти самолеты «разрушителями насекомых», имея в виду их широкое использование обеспечивает обязательные летные часы для авиаторов Пентагона. [ 24 ]
Beech 18 широко использовались Air America во время войны во Вьетнаме ; Первоначально использовались более или менее стандартные бывшие военные образцы C-45, но затем у авиакомпании было 12 самолетов, модифицированных Conrad Conversions в 1963 и 1964 годах для увеличения характеристик и грузоподъемности. Модифицированный самолет был известен как Conrad Ten-Twos, поскольку максимальная взлетная масса (MTOW) была увеличена до 10 200 фунтов (4600 кг). [ 25 ] [ 26 ] Увеличение было достигнуто за счет нескольких модификаций планера, включая увеличение угла наклона горизонтального стабилизатора, измененную конструкцию дверей шасси и аэродинамически улучшенные законцовки крыла. Затем Air America попросила Volpar переоборудовать 14 самолетов на турбовинтовые двигатели, оснащенные двигателями Garrett AiResearch TPE-331 ; модифицированные самолеты назывались Volpar Turbo Beeches, а также имели дальнейшее увеличение взлетной массы до 10 286 фунтов (4666 кг). [ 25 ]
Проблемы с лонжероном
[ редактировать ]Лонжерон крыла модели 18 был изготовлен путем сварки узла из трубчатой стали. Конфигурация трубок в сочетании с просверленными отверстиями от модификаций STC послепродажного обслуживания на некоторых из этих самолетов сделала лонжерон подверженным коррозии и растрескиванию во время эксплуатации. [ 27 ] Это побудило ФАУ издать в 1975 году Директиву о летной годности , предписывающую устанавливать лонжеронный ремень на некоторые модели 18. Это, в свою очередь, привело к выводу из эксплуатации большого количества моделей 18, модифицированных STC, когда владельцы решили, что стоимость самолетов меньше стоимости модификаций. Коррозия немодифицированных лонжеронов не представляла проблемы; это произошло из-за дополнительной открытой площади поверхности, созданной в процессе сверления отверстий STC. ФАУ и другие национальные органы по летной годности установили дополнительные требования, включая регулярное снятие ремня лонжерона, чтобы его можно было проверить на наличие трещин и коррозии, а также подвергнуть лонжерон рентгеновскому излучению . В Австралии орган летной годности установил для планера предел срока службы, после которого самолетам не разрешается летать. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Варианты
[ редактировать ]Модели производителя
[ редактировать ]Если не указано иное, установлены радиальные двигатели Pratt & Whitney R-985 .
- Модель 18А
- Первая серийная модель с местами для двух пилотов и семи или восьми пассажиров, оснащенная двигателями Wright R-760 E-2 мощностью 350 лошадиных сил (260 кВт), взлетная масса: 6700 фунтов (3000 кг). [ 31 ] [ 32 ] Четыре построено. [ 33 ]
- Модель S18A
- Версия модели 18А, допускающая установку лыж или Edo 55-7170 поплавков ; Максимальная взлетная масса: 7200 фунтов (3300 кг) [ 32 ]
- Модель А18А
- Версия с двигателями Wright R-760E-2, взлетная масса: 7500 фунтов (3400 кг). [ 34 ]
- Модель SA18A
- Версия гидросамолета модели A18A, взлетная масса: 7170 фунтов (3250 кг) [ 34 ]
- Модель 18Б
- Версия оснащена двигателями Jacobs L-5 мощностью 285 л.с. (213 кВт) . Четыре построено. [ 35 ] [ 33 ]
- Модель S18B
- Версия модели 18B, на которую можно установить лыжи или поплавки.
- Модель 18Д
- Вариант с местами для двух пилотов и девяти пассажиров, оснащенный двигателями Jacobs L-6 мощностью 330 лошадиных сил (250 кВт), взлетная масса: 7200 фунтов (3300 кг). [ 34 ] Построено двенадцать самолетов. [ 33 ]
- Модель S18D
- Версия модели 18D с возможностью установки лыж или поплавков Edo 55-7170. [ нужна ссылка ] , МВМ: 7170 фунтов (3250 кг) [ 14 ] [ не удалось пройти проверку ] [ 34 ]
- Модель А18Д
- Вариант 18D с увеличенной взлетной массой на 300 фунтов (140 кг) до 7500 фунтов (3400 кг). [ 34 ]
- Модель SA18D
- Версия гидросамолета модели A18D, но с той же взлетной массой, что и у S18D. [ 34 ]
- Модель 18Р
- Модель с двигателями Pratt and Whitney R-985 -A1 с двухступенчатым нагнетателем для увеличения мощности на больших высотах эксплуатации. [ нужна ссылка ] , 420 лошадиных сил (310 кВт), семь построено, один в Швецию в качестве санитарной авиации , шесть в националистический Китай в качестве легких бомбардировщиков M18R. [ 13 ] [ 33 ]
- Модель 18S
- Девятиместный гражданский вариант до Второй мировой войны мощностью 450 л.с. (340 кВт) послужил основой для C-45C USAAF. [ 1 ]
- Модель B18S
- Гражданский вариант с девятью пассажирами до Второй мировой войны, послужил основой для USAAF F-2. [ 1 ]
- Модель C18S
- Вариант B18S с восьмиместным размещением пассажиров и оборудованием и небольшими конструктивными изменениями. [ 36 ]
- Модель D18S
- Первый вариант после Второй мировой войны, представленный в 1945 году, с местами для восьми пассажиров и взлетной массой 8750 фунтов (3970 кг), построено 1035 штук. [ 37 ] [ 38 ]
- Модель D18C
- Вариант с двигателями Continental R9-A мощностью 525 лошадиных сил (391 кВт) и взлетной массой 9000 фунтов (4100 кг), представленный в 1947 году, построен 31 экземпляр. [ 37 ] [ 39 ]
- Модель E18S
- Вариант с измененным крылом и взлетной массой 9300 фунтов (4200 кг); 403 построено [ 37 ]
- Модель E18S-9700
- Вариант E18S с взлетной массой 9700 фунтов (4400 кг); 57 построено [ 37 ]
- Модель G18S
- Модель G18S-9150
- Облегченная версия G18, взлетная масса 9 150 фунтов (4 150 кг); один построен [ 37 ] [ 38 ]
- Модель H18
- Последняя серийная версия, оснащенная дополнительной трехколесной ходовой частью, разработанной Volpar, и взлетной массой 9 900 фунтов (4 500 кг); Всего построено 149 штук, из них 109 с трехопорной ходовой частью. [ 8 ] [ 37 ] [ 38 ]
Военные версии
[ редактировать ]Обозначения USAAC / USAAF
[ редактировать ]- RC-45А
- Изменение обозначения всех сохранившихся самолетов F-2, F-2A и F-2B ВВС США в 1948 году.
- С-45Б
- На базе C18S, но с измененной внутренней компоновкой; Заказано 223 экземпляра, переименованных в UC-45B в 1943 году. [ 36 ] [ 41 ] Оборудован люком в двери кабины для аэрофотосъемки. [ 42 ]
- С-45С
- Два самолета Model 18S поступили в ВВС США, переименованные в UC-45C в январе 1943 года. [ 1 ] [ 31 ] [ 43 ]
- С-45Д
- Обозначение присвоено двум самолетам АТ-7, переоборудованным в пассажирские транспортные средства во время производства, переименованным в UC-45D в январе 1943 года. [ 43 ] [ 44 ]
- С-45Э
- Обозначение присвоено двум самолетам AT-7 и четырем AT-7B, переоборудованным в пассажирские транспортные средства во время производства, переименованным в UC-45E в январе 1943 года. [ 43 ] [ 44 ]
- С-45Ф
- Стандартизированная семиместная версия на базе C18S, с более длинной носовой частью, чем у предыдущих моделей; [ 36 ] Заказано 1137 штук, переименованных в UC-45F. [ 41 ]
- С-45Г
- АТ-7 и АТ-11, модернизированные в начале 1950-х годов для ВВС США по тем же стандартам, что и гражданский D18S, с автопилотом и двигателями Р-985-АН-3; 372 самолета восстановлено [ 21 ] [ 45 ]
- ТС-45Г
- Многомоторный учебно-тренировочный вариант экипажа С-45Г; АТ-7 и АТ-11, модернизированные в начале 1950-х годов для ВВС США по тем же стандартам, что и гражданские D18S, восстановлено 96 самолетов. [ 21 ] [ 45 ]
- С-45Н
- АТ-7 и АТ-11, модернизированные в начале 1950-х годов для ВВС США по тем же стандартам, что и гражданский D18S, без автопилота и с двигателями Р-985-АН-14Б; 432 самолета восстановлено [ 21 ] [ 46 ]
- ТС-45Н [ 37 ]
- АТ-7 Навигатор
- Навигационный тренажер на базе C18S, [ 36 ] с астрокуполом и местами для трех студентов, с Pratt & Whitney R-985-25 двигателями мощностью 450 л.с.; 577 построено [ 40 ] [ 41 ]
- АТ-7А
- Гидросамолетная версия АТ-7; шесть построено [ 40 ]
- АТ-7Б
- Зимний АТ-7; девять построено [ 40 ]
- АТ-11 Народный
- Учебно-бомбардировочный и артиллерийский тренажер для ВВС США, созданный на базе АТ-7, фюзеляж имел небольшие круглые окна кабины, место бомбардира в носовой части и бомбовый отсек; Учебно-стрелковые тренажеры также были оснащены двумя или тремя пулеметами калибра .30, ранние модели (первые 150 построенных) имели один AN-M2 калибра .30 в верхней башне производства Beechcraft, более поздние модели использовали спаренный Crocker Wheeler . Верхняя турель калибра 30 калибра и нижняя туннельная пушка использовались для обучения хвостовых стрелков, 1582 экземпляра были построены по заказу USAAF, из них 24 заказанных Нидерландами были возвращены USAAF и использовались Королевской военной летной школой Нидерландов в Джексоне, штат Миссисипи . [ 47 ] [ 48 ]
- АТ-11А
- Переоборудование АТ-11 в учебно-тренировочный штурман; 36 конвертированных [ 48 ]
- CQ-3
- Конверсия UC-45F, модифицированного для использования в качестве самолета управления дроном , переименованного в DC-45F в июне 1948 года. [ нужна ссылка ]
- Ф-2
- Фоторазведывательный вариант на базе Б18 [ 1 ]
- Ф-2А
- Улучшенная версия
- Ф-2Б
Обозначения ВМС США
[ редактировать ]- JRB-1
- Фотосамолет на базе C18S, [ 36 ] оснащен обтекателем над кабиной для улучшения обзора, получено 11, [ 49 ] хотя бы одна конверсия из впечатленного гражданского B18S [ 16 ]
- JRB-2
- Легкий транспорт на базе C18S; [ 36 ] 15 получено, [ 49 ] хотя бы одна конверсия из JRB-1, [ 50 ] некоторые переданы из запасов C-45A USAAF [ 51 ]
- JRB-3
- Фотоверсия, аналогичная С-45Б; 23 получено, [ 49 ] некоторые переданы из запасов C-45B USAAF [ 52 ]
- JRB-4
- Транспортная версия, эквивалентная UC-45F; [ 15 ] 328 получены от USAAF. [ 53 ] [ 54 ] [ 52 ] [ 55 ]
- JRB-6
- Восстановленный JRB [ 23 ]
- СНБ-2Н
- Переоборудование машины скорой помощи [ 18 ]
- СНБ-2П
- Конверсия тренажера фоторазведки [ 18 ]
- СНБ-3К
- Конверсия тренажера электронного противодействия [ 18 ]
Обозначения ленд-лиза RAF / RCAF
[ редактировать ]- Отправитель I
- С-45Б поставлены ВВС Великобритании по ленд-лизу
- Грузоотправитель II
- C-45F поставлены ВВС Великобритании и Королевскому флоту по ленд-лизу.
- Отправитель III
- С-45Ф поставлены в ВВС РФ по ленд-лизу.
Послевоенные обозначения RCAF
[ редактировать ]C-45D поставлены в период с 1951 по 1952 год. [ 57 ]
- Отправитель 3N
- навигационный тренажер - построено 88 штук [ 58 ]
- Отправитель 3 мили
- штурманский тренажер, переоборудованный в транспортный - построено 59 штук. [ 59 ]
- Отправитель 3NMT
- 3НМ переоборудован в транспортный самолет - построено 67 штук. [ 60 ]
- Отправитель 3NMT(Специальный)
- учебно-тренировочный штурман/транспорт для личного состава - построено 19 штук [ 61 ]
- Грузоотправитель 3ТМ
- транспорт с приспособлениями для переоборудования в штурманский тренажер - построено 44 шт. [ 58 ]
- Отправитель 3ТМ(Специальный)
- модифицированные RCAF Expeditors, используемые за границей в рамках проекта WPB6 - построено три [ 62 ]
Канадские вооруженные силы
[ редактировать ]- CT-128 Грузоотправитель
- 1968 г. переименование существующих самолетов RCAF после объединения Вооруженных сил Канады.
Конверсии
[ редактировать ]- Конрад 9800
- Модификация, увеличивающая полную массу до 9800 фунтов с цельным лобовым стеклом. [ 63 ]
- Дюмод I
- Преобразование представительского класса с трехколесным шасси Volpar, новыми законцовками крыла, увеличенной боевой палубой и отремонтированной 6–7-местной кабиной с большими окнами. Первоначальное название Infinité I. 37 преобразовано к 1966 году. [ 11 ]
- Думод Лайнер
- Расширенная конверсия авиалайнера. Похож на Dumod I, но с удлиненной передней частью фюзеляжа на 6 футов 3 дюйма (1,91 м), что позволяет перевозить до 15 пассажиров. Первоначальное название Infinité II . [ 11 ]
- Гамильтон HA-1
- переоборудование самолета TC-45J
- Гамильтон Литтл Лайнер
- Модификация D18S с улучшенной аэродинамикой и новым убирающимся хвостовым колесом, способным вместить 11 сидений. [ 64 ]
- Гамильтон Вест Винд
- Переоборудование турбовинтовых двигателей с различными двигателями
- Гамильтон Вествинд II STD
- Удлиненная модификация с двумя двигателями PT6A мощностью 840 л.с. и вместимостью до 17 пассажиров. [ 65 ]
- Гамильтон Вествинд III
- мощностью 579 л.с. два PT6A-20 мощностью , PT6A-27 630 л.с. или Lycoming LTS101 мощностью 630 л.с.
- Гамильтон Вествинд IV
- мощностью 570 л.с. два Lycoming LTP101 , PT6A-28 мощностью 750 л.с. мощностью 680 л.с., PT6A-34 или PT6A-45 мощностью 1020 л.с.
- ПакАэро Пассат
- Преобразование Beech D18S/C-45 в 5-11-местный представительский транспорт с одним плавником компанией Pacific Airmotive
- Рауш Стар 250
- Построенный как C-45F 44-47231, этот самолет был переоборудован в Уичито компанией Beech в 1952 году и стал TC-45G 51-11544. С 1959 года компания Rausch Engineering Inc. из Южного Сан-Франциско, Калифорния, переоборудовала N8186H в трехколесную ходовую часть, используя убирающуюся вперед главную передачу от P-51 и убирающуюся назад носовую опору от Т-28, добавив 3 фута (0,91 м) удлинение носовой части, удлинение задней части фюзеляжа на 4 фута (1,22 м), обновленная крыша фюзеляжа для увеличения высоты над головой и увеличенные окна кабины. Модификации не получили сертификата FAA, несмотря на 58 часов летных испытаний, и в конечном итоге самолет был разобран в Антиохии, Калифорния, в 1978 году. [ 66 ]
- СФЕРМА-Бичкрафт PD.18S
- Модификация Beech 18S с двумя Turboméca Bastan. турбовинтовыми двигателями [ 67 ]
- Вольпар (Бичкрафт) Модель 18
- Переоборудование модели 18 с ходовой частью с носовым колесом. [ 68 ] [ 69 ]
- Вольпар (Бичкрафт) Супер 18
- Вольпар (Бичкрафт) Турбо 18
- Модели Beech Model 18 оснащены трехколесной ходовой частью Volpar MkIV и оснащены двумя турбовинтовыми двигателями Garrett TPE331-1-101B мощностью 705 л.с. с фиксированной мощностью до 605 л.с. (451 кВт) и двигателями Hartzell HC-B3TN-5. трехлопастными реверсивными гребные винты с постоянным шагом и флюгированием [ 69 ]
- Вольпар (Бичкрафт) Супер Турбо 18
- 2x 705 л.с. (526 кВт) Garrett TPE331
- Вольпар (Бичкрафт) C-45G
- Самолет С-45Г модифицирован трехопорным шасси.
- Вольпар (Бичкрафт) Турболайнер
- 15-местная версия Turbo 18 с удлиненным фюзеляжем, оснащенная двумя двигателями Garrett TPE331-1-101B мощностью 705 л.с. [ 70 ]
- Вольпар (Бичкрафт) Турболайнер II
- Турболайнеры модифицированы в соответствии с SFAR 23. [ 70 ]
Операторы
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]По состоянию на 2012 год [update]Beechcraft Model 18 по-прежнему популярен среди чартерных авиакомпаний и небольших фидерных авиакомпаний по всему миру.
Военный
[ редактировать ]- 394 экземпляра Королевских ВВС Канады с 1941 по 1972 год. [ 74 ]
- 10 экземпляров Королевского военно-морского флота Канады с 1952 по 1960 год. [ 75 ]
- Эскадрилья VX-10 [ нужна ссылка ]
- ВУ-32 эскадрилья [ 76 ]
- Канадские вооруженные силы
- Кубинские ВВС - получили два АТ-7, два АТ-11, F-2B и UC-45F в 1947 году. [ 81 ]
- Гондурас
- ВВС Италии эксплуатировали 125 самолетов. С 1949 по 1970-е годы [ 86 ]
- Сомалийские ВВС [ 89 ] - Снят в 1991 г.
- Королевские ВВС [ 79 ]
- Королевский флот - авиация флота [ 79 ] 76 Ленд-лиз [ 94 ]
- 701-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 712-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 723-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 724-я морская авиационная эскадрилья
- 728-я морская авиационная эскадрилья
- 730-я морская авиационная эскадрилья
- 739-я морская авиационная эскадрилья
- 742-я морская авиационная эскадрилья
- 755-я морская авиационная эскадрилья
- 781-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 782-я военно-морская авиационная эскадрилья
- 791-я военно-морская авиационная эскадрилья
Аварии и происшествия
[ редактировать ]Семейство Beechcraft Model 18 участвовало в следующих заметных авариях и инцидентах:
- 25 апреля 1951 года: рейс 493 компании Cubana de Aviación , самолет Douglas DC-4, направлявшийся из Майами в Гавану, регистрационный номер CU-T188 , столкнулся с самолетом SNB-1 ВМС США, номер бюро 39939 , во время тренировочного захода на посадку по приборам к авиабазе ВМС США. Запад . В результате столкновения и последовавшей аварии погибли все 34 пассажира и пять членов экипажа DC-4, а также все пять членов экипажа СНБ. Авария произошла в полдень, погода была ясной с неограниченной видимостью, и обоим летным экипажам было разрешено летать по правилам визуального полета , поскольку ожидалось, что они будут «видеть и избегать» других самолетов; Студент, летавший на СНБ, был в очках, ограничивающих обзор, а остальные члены экипажа СНБ - нет, и должны были нести вахту. Наземные свидетели заявили, что ни один из самолетов не предпринял никаких действий по уклонению до столкновения, а Совет гражданской авиации объяснил происшествие неспособностью обоих летных экипажей увидеть и избежать конфликтного воздушного движения. [ 97 ]
- 1967: Мохаммед бен Авад бен Ладен погиб в результате крушения самолета Beechcraft 18 в Саудовской Аравии. [ 98 ]
- 10 декабря 1967 года: американский соул-музыки певец Отис Реддинг , четыре члена его группы поддержки Bar-Kays , пилот и еще один член окружения Реддинга погибли в результате крушения H18 Реддинга, регистрационный номер N390R , в озере Монона при подходе к озеру Монона. Труакс Филд в Висконсине. Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) не смог определить причину крушения, отметив, что левый двигатель и воздушный винт не были восстановлены. [ 99 ] [ 100 ] Трубач Бен Коли , единственный выживший в катастрофе, впоследствии возродил Bar-Kays вместе с другим участником группы, который находился на борту другого самолета. [ 101 ]
- 20 сентября 1973 года: американский песен фолк певец и автор -рока Джим Кроче , четыре члена его окружения и пилот погибли, когда их чартерный E18S, регистрационный номер N50JR , врезался в дерево вскоре после взлета из регионального аэропорта Натчиточес в Луизиане. [ 102 ] [ 103 ] [ 104 ] NTSB объяснил происшествие ухудшением видимости из-за тумана и физическим повреждением пилота, который страдал тяжелой ишемической болезнью сердца и пробежал 3 мили (4,8 км) до аэропорта. [ 104 ] Расследование, проведенное по иску против чартерной компании, объяснило аварию исключительно ошибкой пилота , сославшись на его взлет с подветренной стороны в «черную дыру» суровой тьмы, что привело к тому, что он испытал пространственную дезориентацию . [ 105 ]
- 26 сентября 1978 г.: рейс 309 Air Caribbean , самолет воздушного такси, летавший на самолете D18S, регистрационный номер N500L , разбился при подлете к международному аэропорту Исла-Верде в Пуэрто-Рико, в результате чего погибли пилот и пять пассажиров на борту самолета, а также был причинен значительный материальный ущерб и травмы. для свидетелей на земле. Пилот не мог связаться с системой управления заходом на посадку и следовал указаниям, переданным местными диспетчерами вышки, которые приказали пилоту развернуться и сохранить эшелонирование от обгонявшего его самолета Lockheed L-1011 , но пилот не развернулся, и D18S прошел под L-1011 и очень близко к нему. И NTSB, и постановление Окружного суда США объяснили катастрофу неспособностью пилота D18S правильно следовать правилам визуального полета и инструкциям управления воздушным движением, чтобы сохранить отделение от гораздо большего L-1011, что привело к потере управления самолетом из-за турбулентности в следе . [ 106 ] [ 107 ] Способствующим фактором стали трудности пилота в общении с диспетчерами. [ 106 ]
- 4 июля 1987 года. Десять человек, включая всех тогдашних участников The Montana Band , были убиты, когда пилот их зафрахтованного D18S, N132E , [ 108 ] не смог преодолеть склон холма возле Лейксайд, штат Монтана , во время облета места , где группа выступала ранее. [ 109 ] [ 110 ] Пилот выполнил «резкий» набор высоты и выполнил маневр « срыв-молот », изменив направление и войдя в пикирование. Авария была связана с плохой рассудительностью пилота и неспособностью поддерживать высоту во время несанкционированной попытки выполнения пилотажа . [ 108 ]
Самолет на выставке
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]- AT-11A 3495 - в Национальном музее воздухоплавания Аргентины в Буэнос-Айресе. [ 111 ]
- C-45H 5621 - в Национальном музее воздухоплавания Аргентины в Буэнос-Айресе. [ 112 ]
- C-45H AF-555 – в Национальном музее воздухоплавания Аргентины в Буэнос-Айресе. [ 113 ]
- H18S c/№. БА-752 (бывший LV-JFH ) — в Национальном музее воздухоплавания Аргентины в Буэнос-Айресе. [ 114 ]
Австралия
[ редактировать ]- E18S c/№. BA-81 (бывший N3781B ) — в Квинслендском музее авиации в Калаундре, Квинсленд. [ 115 ]
Бельгия
[ редактировать ]- Гидросамолет 3NM под номером CA-191 (бывший C-FGNR ) — в Паири Дайза . [ 116 ] [ нужен лучший источник ]
Бразилия
[ редактировать ]- AT-11 4615 — в Аэрокосмическом музее в Рио-де-Жанейро, Бразилия. [ 117 ] [ 118 ]
- C-45F 2856 — в Аэрокосмическом музее в Рио-де-Жанейро, Бразилия . [ 119 ] [ 120 ]
Канада
[ редактировать ]- C-45H 459 - в Канадском центре наследия бушпланов в Су-Сент. Мари, Онтарио . Хвостовой код CF-MJY [ 121 ] [ 122 ]
- 3TM 8034 - в Канадском центре наследия бушпланов в Су-Сент. Мари, Онтарио. [ 123 ]
- D18S б/номер. А-141 (бывший CF-MPH ) — в Академии RCMP, депо в Реджайне, Саскачеван . [ 124 ]
- D18S б/номер. А-142 (бывший CF-MPI ) — в Музее бомбардировочного командования Канады в Нантоне, Альберта . [ 124 ] [ 125 ]
- D18S б/номер. А-156 — в Музее наследия канадских военных самолетов в Гамильтоне, Онтарио . [ 126 ]
- 3Н с/нет. А-652 (бывший RCAF 1477 ) — в Королевском музее авиации Западной Канады в Виннипеге, Манитоба . [ 124 ] [ 127 ]
- 3NMT c/№. А-700 - в Канадском музее авиации и моря в аэропорту Торонто / Маркхэм в Маркхэме, Онтарио . [ 124 ]
- 3NM c/нет. А-710 — в Музее североатлантической авиации в Гандере , Ньюфаундленд и Лабрадор . [ 124 ] [ 128 ]
- 3NMT c/№. А-782 (бывший CF-CKT ) — в Канадском музее авиации в Лэнгли, Британская Колумбия . [ 129 ] [ 130 ]
- 3NMT c/№. A-872 — на Трансканадском шоссе в Игнасе, Онтарио . [ 124 ] [ 131 ]
- 3NM c/нет. А-895 — в Музее авиации Альберты в Эдмонтоне , Альберта. [ 124 ] [ 132 ]
- 3NM c/нет. 92-074 - в Музее полетов в ангаре в Калгари, Альберта. [ 133 ]
Чили
[ редактировать ]- D18S б/номер. А-1024 (бывший FACh 465 ) — в Museo Aeronautico y del Espacio в Сантьяго, Чили . [ 134 ] [ 135 ]
Индия
[ редактировать ]- D18S VT-CNY, бывший самолет раджи Маюрбханджа, позже проданный компании Coal India Limited в отеле Mayfair Lagoon в Бхубанешваре, штат Орисса . [ 136 ]
Италия
[ редактировать ]- C-45F 6668 - подвешен внутри пассажирского терминала аэропорта Ольбия Коста Смеральда в Ольбии, Сардиния . [ 137 ] Это был первый самолет, принадлежащий авиакомпании Alisarda Airlines , который использовался при съемках фильма «Последний император» . [ 138 ]
Япония
[ редактировать ]- H18 'JA5174' - последний произведенный Beech 18 (номер BA-765), доставленный в январе 1970 года в авиационный колледж Миядзаки, Япония. Использовался до 1988 года, сейчас хранится в колледже аэропорта Миядзаки . [ 10 ]
Мальта
[ редактировать ]- C-45H 8304 - на реставрации в Мальтийском музее авиации в Та'Кали, Мальта . [ 139 ] [ 140 ]
Мексика
[ редактировать ]- UC-45J Expeditor «ETL-1320» (серийный номер): 18 — в Военном музее авиации . [ нужна ссылка ]
Нидерланды
[ редактировать ]- C-45G 51-11665 — на авиадроме в Лелистаде, Нидерланды . [ 141 ]
Новая Зеландия
[ редактировать ]- AT-11 3691 — в Музее транспорта и технологий в Окленде, Новая Зеландия . [ 142 ] [ нужен лучший источник ]
Португалия
[ редактировать ]- AT-11 2504 — в Музее авиации в Синтре, Португалия . [ 137 ]
Испания
[ редактировать ]- C-45H AF-752 - в Fundación Infante de Orleans в Мадриде, Испания . [ 143 ]
Турция
[ редактировать ]- AT-11 Kansan 6390/9-930 — в Стамбульском музее авиации . [ 144 ]
Великобритания
[ редактировать ]- E18S G-ASUG c/no. BA-111 — в Национальном музее авиации в Восточном Лотиане, Шотландия . [ 145 ] [ 146 ]
Соединенные Штаты
[ редактировать ]- AT-11 41-27561 – в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо. [ 147 ] [ 148 ] или 42-37493 [ 137 ]
- AT-11B 41-27616 — в Центре наследия базы ВВС Трэвис на авиабазе Трэвис , Калифорния. [ 137 ] [ 149 ]
- AT-11 42-36887 — в Музее глобальной энергетики Барксдейла в Боссье-Сити, штат Луизиана . [ 150 ]
- AT-11 42-37240 — в Музее полета одинокой звезды в Галвестоне, штат Техас . [ 151 ] [ 152 ]
- UC-45 42-37496 — в Музее авиации и космонавтики Wings Over the Rockies в Денвере, штат Колорадо . Первоначально этот самолет представлял собой АТ-11, а затем был модернизирован. [ 153 ]
- UC-45F 44-47342 — в Музее авиационного наследия Аляски в Анкоридже, Аляска . [ 154 ] [ 155 ]
- C-45G 51-11467 - в Музее авиации EAA Chapter 1241 в аэропорту Флорида-Кис-Марафон в Марафоне, Флорида . [ 156 ]
- TC-45H 51-11529 — в Музее боевых птиц трех штатов в Батавии, штат Огайо . [ 157 ]
- C-45H 51-11696 — в Музее авиации в Сиэтле, штат Вашингтон . [ 158 ]
- C-45G 51-11795 — в Музее управления воздушной мобильностью в Дувре, штат Делавэр . [ 159 ]
- C-45G 51-11897 — в Музее авиации Касл в Этуотере, Калифорния . [ 160 ] [ 161 ]
- C-45H 52-10539 - в Музее группы исторических самолетов 1941 года в Дженезео, Нью-Йорк . [ 162 ] [ 163 ]
- C-45H 52-10865 - в Центре наследия базы ВВС Трэвис на авиабазе Трэвис, Калифорния. [ 164 ] [ 165 ]
- C-45H 52-10893 — в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо . [ 166 ]
- UC-45J 09771 — в Национальном музее морской авиации в Пенсаколе, Флорида . Этот самолет был переоборудован из последнего гражданского самолета Beech 18, построенного до Второй мировой войны. [ 16 ]
- UC-45J 51225 — охранник ворот мемориального крыла «Одинокая звезда» ВВС США , аэропорт округа Харрисон (Техас) . [ 167 ]
- UC-45J 23774 — на авиабазе Лафлин в Дель-Рио, штат Техас . [ 137 ]
- RC-45J 51233 — в Музее авиации Теннесси в Севьервилле, штат Теннесси . [ 168 ] [ 169 ]
- UC-45J 51242 — в Центральном техасском крыле CAF в Сан-Маркосе, штат Техас . [ 170 ]
- UC-45J 51291 — в Аэрокосмическом музее Калифорнии в Сакраменто, Калифорния . [ 171 ]
- UC-45J 51338 — в Музее авиации Национальной гвардии Миннесоты в Сент-Поле, штат Миннесота . [ 172 ]
- S18D б/номер. 178 — в Музее наследия Бичкрафт в Таллахоме, штат Теннесси . [ 173 ]
- D18S б/номер. А-935 - в Музее наследия Бичкрафт в региональном аэропорту Таллахома в Таллахоме, штат Теннесси. [ 173 ]
- C-45H AF-824 - в Музее наследия Бичкрафт в Таллахоме, штат Теннесси. [ 173 ]
- E18S c/№. BA-453 - в Музее наследия Бичкрафт в Таллахоме, штат Теннесси. [ 173 ]
- H18 ц/нет. BA-670 — в Музее полётов «Одинокой звезды» в Галвестоне, штат Техас . [ 174 ]
Технические характеристики (передатчик UC-45)
[ редактировать ]Данные боевого самолета Джейн времен Второй мировой войны. [ 175 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 2 пилота
- Вместимость: 6 пассажиров
- Длина: 34 фута 3 дюйма (10,44 м)
- Размах крыльев: 47 футов 8 дюймов (14,53 м)
- Рост: 9 футов 9 дюймов (2,97 м)
- Площадь крыла: 349 кв. футов (32,4 м 2 )
- Пустой вес: 5420 фунтов (2458 кг)
- Полная масса: 7500 фунтов (3402 кг)
- Силовая установка: 2 Pratt & Whitney R-985-AN-1 "Wasp Junior" мощностью радиальных двигателя 450 л.с. (340 кВт) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 225 миль в час (362 км/ч, 196 узлов)
- Диапазон: 1200 миль (1900 км, 1000 миль) при скорости 160 миль в час (260 км/ч; 140 узлов) и 5000 футов (1500 м)
- Практический потолок: 26 000 футов (7 900 м)
- Скорость набора высоты: 1850 футов/мин (9,4 м/с).
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Скорость полета Оксфорд
- Avro Anson
- Баркли-Гроу Т8П-1
- Цессна АТ-17 Бобкэт
- Де Хэвилленд Дав
- Евангел 4500
- Стрелок Fairchild AT-21
- Локхид Модель 10 Электра
- Локхид Модель 12 Электра Джуниор
- Сибель Си 204
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «Паспорт типа сертификации № 710: 18S, B18S, Ред. 3» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации. 12 октября 2016 г. Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с «Бичкрафт Д18С Твин Бук». Архивировано 30 июня 2016 года в Wayback Machine Национальном музее авиации и космонавтики , Смитсоновского института Вашингтон , округ Колумбия. Дата обращения: 17 декабря 2014 года.
- ^ Jump up to: а б «Информационный бюллетень: Beech C-45H Expeditor». Национальный музей ВВС США , база ВВС Райт-Паттерсон, Дейтон, Огайо. Проверено: 5 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Twin Beech: самолет 1930-х годов, который поставил Beech Aircraft Corporation на путь к 50-летнему успеху» Flying Magazine , февраль 1982 г., стр. 26–30, дата обращения: 5 августа 2017 г.
- ^ «Информационный бюллетень: Бук AT-11 Kansan». Национальный музей ВВС США , база ВВС Райт-Паттерсон, Дейтон, Огайо. Проверено: 5 августа 2017 г.
- ^ Баушспис, Джеймс С. и Уильям Э. Симпсон, «Перспективы программы исследований и технологий для авиации общего назначения и пригородных самолетов» , Контракт НАСА NASW-3554 для НАСА, сентябрь 1982 г., N83-17454 #. Получено: 18 декабря 2014 г. (В частности, см.: Таблицу 2.4 «ГРУЗОВОЙ ФЛОТ В 1981 ГОДУ – ДЕСЯТЬ ЛУЧШИХ МОДЕЛЕЙ АВИАЦИОННЫХ СУДОВ – КОЛИЧЕСТВО В ПАРКЕ», в которой отмечается, что 18 единиц Beech больше, чем следующие два самолета вместе взятые (Convair 500/ 680 и Douglas DC-3), а это больше, чем у трех следующих самолетов авиации общего назначения вместе взятых.
- ^ "Бук 18" Реестр самолетов ФАУ. Архивировано 3 июля 2018 года в Wayback Machine Федеральном управлении гражданской авиации . Проверено: 5 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с «Технические характеристики модели 18». Архивировано 1 мая 2008 года в Музее наследия Wayback Machine Beechcraft . Проверено: 24 августа 2008 г.
- ^ «Некоторые различия между моделями и модификациями Бука 18» . сайт Twinbeech.com . 30 сентября 2006 года . Проверено 5 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Бук H18 JA5174» . Flyteam.jp . 7 августа 2019 г. Проверено 18 апреля 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с Тейлор 1967, с. 250.
- ^ "Beechcraft 3NMT Expeditor". Канадский музей авиации. Проверено: 13 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б «Страница Бичкрафта». Аэрофилы. Проверено: 12 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «С18Д». Архивировано 24 мая 2008 года в Музее наследия Wayback Machine Beechcraft. Проверено: 12 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Суонборо и Бауэрс 1976 , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Баугер, Джо (16 августа 2022 г.). «ВМС США и Корпус морской пехоты США BuNos, третья серия (от 00001 до 10316)» . joebaugher.com . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Суонборо и Бауэрс 1976 , стр. 41–42.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Суонборо и Бауэрс 1976 , с. 42.
- ^ Jump up to: а б с «Бук JRB-4/5 «Экспедитор» » . www.history.uscg.mil . Береговая охрана США . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Баугер, Джо (25 июня 2022 г.). «Сериалы самолетов береговой охраны США» . joebaugher.com . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д «С-45Н». Музей наследия Бичкрафта . Проверено: 24 августа 2008 г.
- ^ Суонборо и Бауэрс 1976 , стр. 42–43.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Суонборо и Бауэрс 1976 , с. 43.
- ^ О'Рурк, Г.Г., КАПИТАН США. «О хосенозах, копытах и леворуких лопатах». Труды Военно-морского института США , июль 1968 г.
- ^ Jump up to: а б «Эйр Америка: Бук / Вольпар Турбо Бук 18». Техасский университет в Далласе , 2006 г. Дата обращения: 5 августа 2017 г.
- ^ Дикин, Джон. «Пеликанский окунь № 75: Эти ужасные ПОХ (Часть 1)». AVweb , 9 ноября 2003 г. Дата обращения: 12 августа 2008 г.
- ^ Рэми, Тайг. «Спар беспокоит». Твинбич.com. Проверено: 17 декабря 2014 г.
- ^ Рэми, Тайг. «Винтажные самолеты: что следует учитывать при покупке проекта Twin Beech». Twinbeech.com , Стоктон, Калифорния. Проверено: 24 августа 2008 г.
- ^ «Директива ФАУ по летной годности № AD 75-27-09». Федеральное управление гражданской авиации . Проверено: 24 августа 2008 г.
- ^ «Директива CASA по летной годности № AD / BEECH 18/17». Архивировано 1 августа 2008 г. в Wayback Machine CASA. Проверено: 24 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Страница военных самолетов США C-45». Архивировано 12 мая 2017 г. на сайте Wayback Machine uswarplanes.net . Проверено 24 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б «Технические характеристики самолета № 630: Модели Beechcraft 18A, S18A: Версия 3» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации. 12 октября 2016 г. Проверено 8 сентября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Пеллетье 1995, с. 68
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Технические характеристики самолета № A-684: Hawker Beechcraft: 18D S18D, A18A, SA18A, A18D, SA18D: Rev3» (PDF) . Федеральное управление гражданской авиации. 26 марта 2007 года . Проверено 8 августа 2008 г.
- ^ Маккиллоп, Джек. «Экспедиция Beech JRB (так в оригинале), Beech SNB Kansan и Navigator». микроработы.не. Проверено: 28 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я «Сертификат типа Бук C18S». Архивировано 24 января 2017 года в Wayback Machine Федеральном управлении гражданской авиации . Проверено: 12 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Сертификат типа серии FAA Бук D18/E18/G18/H18. [ постоянная мертвая ссылка ] . Проверено 8 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Списки серийных номеров самолетов 1945–2008 гг.». Архивировано 11 апреля 2009 г. в Wayback Machine Hawker Beechcraft . Проверено: 8 августа 2008 г.
- ^ "Бук 18". Авиалайнеры.нет . Проверено: 8 августа 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Дональд 1995, с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д Суонборо и Бауэрс 1963, с. 36.
- ^ Справочник с инструкциями по техническому обслуживанию: модели C-45B, C-45F ВВС США; Модели самолетов ВМФ JRB-3, JRB-4 . 4 ноября 1947 г. с. 90Б.
- ^ Jump up to: а б с Баугер, Джо. «Список серийных номеров USAAF 1942 года». [ постоянная мертвая ссылка ] Серийные номера самолетов USAAS-USAAC-USAAF-USAF – с 1908 г. по настоящее время . Проверено: 11 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Баугер, Джо. «Список серийных номеров USAAF 1943 года». [ постоянная мертвая ссылка ] Серийные номера самолетов USAAS-USAAC-USAAF-USAF – с 1908 г. по настоящее время . Проверено: 11 июня 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Баугер, Джо. «Список серийных номеров ВВС США 1951 года». [ постоянная мертвая ссылка ] Серийные номера самолетов USAAS-USAAC-USAAF-USAF – с 1908 г. по настоящее время . Проверено 11 июня 2011 г.
- ^ Баугер, Джо. «Список серийных номеров ВВС США 1952 года». [ постоянная мертвая ссылка ] Серийные номера самолетов USAAS-USAAC-USAAF-USAF – с 1908 г. по настоящее время . Проверено: 24 августа 2008 г.
- ^ Дональд 1995, стр. 7–8.
- ^ Jump up to: а б Суонборо и Бауэрс 1963, с. 37.
- ^ Баугер, Джо (12 июня 2022 г.). «ВМС США и Корпус морской пехоты США BuNos, третья серия (от 80259 до 90019)» . joebaugher.com . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Баугер, Джо (30 июня 2022 г.). «ВМС США и Корпус морской пехоты США BuNos, третья серия (от 90020 до 99860)» . joebaugher.com . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Баугер, Джо (30 июня 2022 г.). «ВМС США и Корпус морской пехоты США BuNos, третья серия (70188–80258)» . joebaugher.com . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Баугер, Джо (18 августа 2022 г.). «ВМС США и Корпус морской пехоты США BuNos, третья серия (от 39999 до 50359)» . joebaugher.com . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Баугер, Джо (19 августа 2022 г.). «ВМС США и Корпус морской пехоты США BuNos, третья серия (60010–70187)» . joebaugher.com . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Суонборо и Бауэрс 1976 , с. 44.
- ^ Баугер, Джо (18 августа 2022 г.). «ВМС США и Корпус морской пехоты США BuNos, третья серия (от 50360 до 60009)» . joebaugher.com . Проверено 23 августа 2022 г.
- ^ «Карты записи данных RCAF с 1426 CA-1 по 1594 CA-280»». RCAF .
- ^ Jump up to: а б «Сертификат типа FAA A-765 (серия Бук D18/E18/G18/H18)». Федеральное управление гражданской авиации , с. 48.
- ^ Подробную информацию о каждой модели RCAF см. в картах записи данных RCAF от CA-1 до CA-280.
- ^ "ЭО 05-45Б-6А/130." RCAF , 10 марта 1959 г.
- ^ «EO 05-45B-2 Описание и инструкции по техническому обслуживанию Expeditor 3». RCAF , 12 сентября 1967 г., с. Я-1.
- ^ «ЭО 05-45В-1 Инструкция по эксплуатации самолета». RCAF , 26 сентября 1966 г., Приложение B, с. 2.
- ^ Суини, Ричард (декабрь 1960 г.). «Конрад 9800». Летающий . стр. 48, 49, 102.
- ^ Тейлор 1965, с. 280.
- ^ Тейлор 1976, с. 300.
- ^ «Американские самолеты: ра-ри» . Aerofiles.com. 18 января 2009 года . Проверено 16 марта 2011 г.
- ^ Тейлор 1982, с. 67.
- ^ Тейлор 1965, с. 316.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1982, с. 483.
- ^ Jump up to: а б Тейлор 1982, с. 484.
- ^ Jump up to: а б Бриджмен 1951, с. 3а.
- ^ «МОРСКАЯ АВИАЦИОННО-ТРАНСПОРТНАЯ АВИАЦИЯ – «БИЧКРАФТ АТ11» » . Хистармар - Морская история и археология (на испанском языке). Фонд Хистармар . Проверено 2 мая 2015 г.
- ^ Jump up to: а б Бриджмен 1951, с. 4а.
- ^ Гриффин 1969, стр. 5–6.
- ^ Петтипас 1986, стр. 42–43.
- ^ «Вспомогательная эскадрилья ВУ 32» . AEROWAREdesigns . 2012. Архивировано из оригинала 6 августа 2012 года . Проверено 12 мая 2022 г.
- ^ Бриджмен 1951, с. 6а.
- ^ Пеллетье 1995, стр. 81–82.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Пеллетье 1995, с. 82.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Пеллетье 1995, с. 83.
- ^ Хагедорн 1993, с. 16
- ^ Бриджмен 1951, с. 7а.
- ^ Бриджмен 1951, с. 17а.
- ^ Jump up to: а б Бриджмен 1951, с. 11а.
- ^ Бриджмен 1951, с. 12а.
- ^ "Итальянские ВВС". авиарейс . Проверено: 17 декабря 2014 г.
- ^ Бриджмен 1951, с. 14а.
- ^ Jump up to: а б Бриджмен 1951, с. 16а.
- ^ Jump up to: а б с д Пеллетье 1995, с. 84.
- ^ Меско 1981, с. 1.
- ^ Бриджмен 1951, с. 19а.
- ^ Пеллетье 1995, с. 81.
- ^ Jump up to: а б Бриджмен 1951, с. 20а.
- ^ Тетфорд 1991 , с. 404.
- ^ Пеллетье 1995, стр. 84–85.
- ^ Jump up to: а б Пеллетье 1995, с. 85.
- ^ Расследование авиакатастрофы: COMPANIA CUBANA DE AVIACION И ВМС США: КИ-УЭСТ, ФЛОРИДА: 25 апреля 1951 г. (Отчет). Совет гражданской авиации. 22 октября 1951 года. F-104-51 . Проверено 18 января 2022 г.
- ^ Дауард, Джейми (2 августа 2015 г.). «Авиакатастрофа Бен Ладена: самолет упал почти в идеальных условиях» . Хранитель . Проверено 20 октября 2022 г.
- ^ Идентификация NTSB: CHI68A0053 (отчет). Национальный совет по безопасности на транспорте . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ «Опасаются, что певец погиб в авиакатастрофе» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. Юнайтед Пресс Интернешнл. 11 декабря 1967 года.
- ^ «Бен Коли, единственный выживший в авиакатастрофе Отиса Реддинга, умер в возрасте 67 лет» . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк. Ассошиэйтед Пресс. 15 сентября 2015 г.
- ^ «Звезда звукозаписи и еще пять человек погибли в результате крушения самолета» . Пресс-секретарь-обзор . (Спокан, Вашингтон). Ассошиэйтед Пресс. 22 сентября 1973 г. с. 9.
- ^ «Рок-группа убита» . Мичиган Дейли . (Анн-Арбор). Ассошиэйтед Пресс. 22 сентября 1973 г. с. 2.
- ^ Jump up to: а б Идентификация NTSB: FTW74AF017; 14 CFR, часть 135. Нерегулярные рейсы Robert Airways; Самолет: Бук E18S, регистрация: N50JR (Report). Национальный совет по безопасности на транспорте . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ Croce v. Bromley Corporation , 623 F.2d 1084 (5-й округ 1980 г.) («Эксперт-медицинский свидетель истцов подробно показал, что причиной крушения была пространственная дезориентация, возникшая в результате взлета пилота в «черную дыру». . См. п. 12 выше. Эта теория была подкреплена показаниями Ашера Ванденберга, коммерческого многомоторного пилота с допуском по приборам».).
- ^ Jump up to: а б Идентификация NTSB: DCA78AA024 (отчет). Национальный совет по безопасности на транспорте . Проверено 17 января 2022 г.
- ^ В случаях N-500L , 517 F. Supp. 825 (DPR 1981) («Суд считает, что пилот N-500L был ответственен в условиях полета по ПВП, существовавших в ночь происшествия, за визуализацию и предотвращение турбулентности в следе EAL 75. Продолжая полет пути EAL 75 пилот N-500L проявил халатность, и эта халатность стала непосредственной причиной крушения".).
- ^ Jump up to: а б Итоговый отчет (отчет) об авиационных происшествиях Национального совета по безопасности на транспорте. Национальный совет по безопасности на транспорте . 24 февраля 1989 г. DEN87MA168 . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ УПИ (6 июля 1987 г.). "Группа погибших в результате авиакатастрофы в Монтане" . Чикаго Трибьюн . Архивировано из оригинала 8 декабря 2022 года . Проверено 25 марта 2017 г.
- ^ Торнтон, Энтони (6 июля 1987 г.). «Самолет группы упал; трое скорее умрут» . НовостиОК.com . Архивировано из оригинала 1 мая 2019 года . Проверено 27 апреля 2017 г.
- ^ «Досье по планеру — Beech AT-11A Kansan, серийный номер E-110 FAA, серийный номер 3495» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Beech C-45H Expeditor, серийный номер 52-10629 USAF, c/n 5621, c/r LV-WEX {1}» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Beech C-45H Expeditor, серийный номер A-216 ANDU, серийный номер AF-555, серийный номер LV-WEX {2}» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Бук H18S, б/н BA-752, б/н LV-JFH» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «БУК E18S N3781B C/N BA-81)» . Квинслендский музей авиации Inc. Проверено 16 октября 2016 г.
- ^ «Ралли, Томагавк и Бук 18 в Паири Дайза» [Ралли, Томагавк и Бук 18 в Паири Дайза]. luchtvaarterfgoed.be (на голландском языке). 3 марта 2014 года . Получено 16 . октября
- ^ «КАНСАН – БИЧКРАФТ АТ-11 – БИК АИРАФТ КОРПОРЕЙШН» . Аэрокосмический музей . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Бук 18, серийный номер 1371 ФАБр, серийный номер 4615» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «ИСПОЛНИТЕЛЬ – BEECCHRAFT D18S (C-45) – BEECH AIRCRAFT CORPORATION» . Аэрокосмический музей . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Beech UC-45F Expeditor, серийный номер 2856 FABr, серийный номер 2856» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Бук С-45 CF-MJY» . Канадский центр наследия бушпланов . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Beech C-45H Expeditor, серийный номер 52-10632 USAF, c/n 459, c/r CF-MJY» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Beech Expeditor 3TM, серийный номер 1421 RCAF, серийный номер 8034, серийный номер C-FUWE» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гудолл, Джефф. «ЧАСТЬ 2: БУК D18S/ D18C И RCAF EXPEDITER Mk.3» (PDF) . Сайт истории авиации Джеффа Гудолла . Джеффри Гудолл . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Бичкрафт-18 Экспедитор» . Музей бомбардировочного командования Канады . Архивировано из оригинала 14 июня 2016 года . Проверено 21 марта 2016 г.
- ^ «БИЧКРАФТ ЭКСПЕДИТОР» . Музей наследия канадских военных самолетов . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ «Бук Экспедитор, RCAF 1477» . Королевский музей авиации Западной Канады . Архивировано из оригинала 27 сентября 2016 года . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Бичкрафт 18-е» . Музей североатлантической авиации . 15 сентября 2013 года . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ «Бичкрафт 3НМТ Экспедитор» . Канадский музей авиации . Канадский музей авиации . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ «Досье на планер — Beech Expeditor 3NMT, серийный номер 2307 RCAF, c/n A-0782, c/r CF-CKT» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ Лев, Рыжий. «Бушпланы в Игнасе, Онтарио» . RedLion.com . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Бук Д18С-3НМ Экспедитор (1952 г.)» . Музей авиации Альберты . Архивировано из оригинала 7 июля 2015 года . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ "BEECHCRAFT D18S EXPEDITOR MK.3NM | Ангарный музей авиации" . thehangarmuseum.ca . Проверено 21 декабря 2023 г.
- ^ «БИЧКРАФТ Д-18С» . Национальный музей авиации и космического пространства . Архивировано из оригинала 7 июля 2015 года . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Аэрофотосъемка — Досье планера — Бук D18S, серийный номер 465 FACh, серийный номер A-1024» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Бук 18 в Бхубанешваре» . Боевые птицы Индии . Архивировано из оригинала 9 марта 2016 года . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Гудолл, Джефф. «ДОВОЕННЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ БУК 18 ПРОИЗВОДСТВА и ГРАЖДАНСКОЕ ВОЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО ВОВ (АТ-7/АТ-11/С-45/СНБ-/JRB-/Expediter)» (PDF) . Сайт истории авиации Джеффа Гудолла . Джеффри Гудолл . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ «Проект I-SARE – снова летаем» . Ютуб . 15 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 10 ноября 2021 года . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ «Бичкрафт 18S N495F» . Мальтийский музей авиации . Фонд Мальтийского музея авиации . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Beech C-45H Expeditor, серийный номер 52-10958 USAAF, c/n 8304, c/r N495F» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Beech C-45G Expeditor, серийный номер 51-11665 USAAF, c/n AF-222, c/r G-BKRG» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ Уэсли, Ричард. «Бичкрафт АТ-11 Кансан» . Коллекция самолетов МОТАТ . Блогер . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ «Бичкрафт С-45» . Fundación Infante de Orleans (на испанском языке). Архивировано из оригинала 3 июля 2016 года . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ «Командование музея ВВС (Музей ВВС Турции) – Ешилькой – Стамбул – Турция» . Aviationmuseum.eu . Проверено 28 мая 2016 г.
- ^ «Бук Э-18С» . Национальные музеи Шотландии . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Бук E18S, б/н BA-111, б/н N575C» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Бук АТ-11 Кансан» . Национальный музей ВВС США . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «САМОЛЕТЫ, ДРОНЫ И РАКЕТЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ ВВС США» (PDF) . Национальный музей ВВС США . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ «Уличные экспонаты — АТ-11 «Кансан» » . Центр наследия Трэвиса . Архивировано из оригинала 24 марта 2016 года . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Аэрофотоснимки — Досье планера — Beech AT-11 Kansan, серийный номер 42-36887 USAAF, c/n 3267, c/r N3983C» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 9 апреля 2016 г.
- ^ «Статус воздушного судна» . Музей полета одинокой звезды . Архивировано из оригинала 5 ноября 2014 года . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Beech AT-11 Kansan, серийный номер 42-37240 USAAF, номер N81Y» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ «Экспедитор UC-45 1943 года» . Музей авиации и космонавтики «Крылья над Скалистыми горами» . Архивировано из оригинала 12 марта 2016 года . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Beechcraft 18S 1944 года, серийный номер 7728 AFSN 44-4734 N1047B» . Аляскинский музей авиации . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Beech UC-45F Expeditor, серийный номер 44-47342 USAAF, c/n 7728, c/r N1047B» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Экспедитор музея в Марафоне, Флорида» . Путешествие на самолете . Вордпресс. 5 июня 2015 г. Проверено 13 января 2019 г.
- ^ «РЕЕСТР ФАУ» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США. Архивировано из оригинала 7 июля 2015 года . Проверено 7 июля 2015 г.
- ^ «Бук С-45Н Экспедитор» . Музей авиации . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «С-45Г Экспедитор» . Музей управления воздушной мобильностью . Музейный фонд AMC, Inc. Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Beech Aircraft Company C-45G Expeditor (США)» . Замок-музей авиации . Castle Air Museum Foundation, Inc. Архивировано из оригинала 6 января 2013 года . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Beech RC-45H Expeditor, серийный номер 51-11897 USAF, c/n 4340, c/r N87681» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «С-45Н» . Национальный музей боевых самолетов . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Beech C-45H Expeditor, серийный номер 52-10539 USAF, c/n AF-469, c/r N45GC» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Уличные экспонаты — С-45Н «Экспедитор» » . Центр наследия Трэвиса . Архивировано из оригинала 14 марта 2016 года . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Бук 18, серийный номер 52-10865 USAF» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Бук С-45Н Экспедитор» . Национальный музей ВВС США . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Аэрофотоснимки — Досье планера — Beech UC-45J Expeditor, c/N 5530, c/R N11000» .
- ^ «Технические характеристики Beechcraft SNB» . Музей авиации Теннесси . Архивировано из оригинала 8 июля 2015 года . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Beech RC-45J Expeditor, серийный номер 51233 USN, c/n 5560, c/r N145J» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ «С-45 — Центральное техасское крыло» . Centraltexaswing.org . Проверено 4 ноября 2017 г.
- ^ «Бук UC-45J Экспедитер» . Аэрокосмический музей Калифорнии . Архивировано из оригинала 28 марта 2016 года . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «БИЧКРАФТ С-45 «ЭКСПЕДИТОР» » . Миннесотский музей авиации Национальной гвардии . Архивировано из оригинала 21 марта 2016 года . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Уникальные и редкие артефакты» . Музей наследия Бичкрафта . Архивировано из оригинала 27 февраля 2009 года . Проверено 30 марта 2016 г.
- ^ «Досье на планер — Бук H18, б/н BA-670, б/н N954» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 31 марта 2016 г.
- ^ Бриджман 1946, с. 205.
Библиография
[ редактировать ]- Бриджман, Леонард, изд. «Экспедитор Бичкрафт». Боевые самолеты Джейн времен Второй мировой войны . Лондон: Студия, 1946. ISBN 1-85170-493-0 .
- Бриджмен, Леонард . Джейн «Все самолеты мира», 1951–52 . Лондон: Самсон Лоу, Marston & Company, Ltd., 1951.
- Дональд, Дэвид, изд. Американские военные самолеты Второй мировой войны . Лондон: Аэрокосмическая промышленность, 1995. ISBN 1-874023-72-7 .
- Гриффин, Джон А. Сериалы и фотографии канадских военных самолетов 1920–1968 гг . Оттава: Queen's Printer, публикация № 69-2, 1969.
- Хагедорн, Дэниел П. ВВС Центральной Америки и Карибского бассейна . Тонбридж, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 1993. ISBN 0-85130-210-6
- Меско, Джим. «Взлет... и падение вьетнамских ВВС». Энтузиаст авиации , август – ноябрь 1981 г., № 16. С. 1–12, 78–80. ISSN 0143-5450 .
- Монди, Дэвид. Американские самолеты Второй мировой войны (Краткое руководство Хэмлина). Лондон: Bounty Books, 2006. ISBN 978-0-7537-1461-4 .
- Огден, Боб. Авиационные музеи и коллекции Северной Америки . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd., 2007. ISBN 0-85130-385-4 .
- Пеллетье, AJ Beech Aircraft и их предшественники . Аннаполис, Мэриленд, США: Издательство Военно-морского института, 1995. ISBN 1-55750-062-2 .
- «Пентагон над островами: Тридцатилетняя история индонезийской военной авиации». Ежеквартальный журнал Air Enthusiast (2): 154–162. № ISSN 0143-5450 .
- Петтипас, Лео. Канадская военно-морская авиация 1945-1968 гг . Л. Петтипас / Канадская военно-морская авиационная группа, Виннипег: 1986 г. ISBN 0-9692528-0-3
- Сапиенца, Антонио Луис (май 2001 г.). «Парагвайская военная авиация во время Второй мировой войны». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (98): 30–33. ISSN 1243-8650 .
- Суонборо, Ф. Гордон и Питер М. Бауэрс. Военные самолеты США с 1909 года . Лондон: Патнэм, 1963.
- Суонборо, Гордон; Бауэрс, Питер М. (1976). Самолеты ВМС США с 1911 года . Лондон: Патнэм. ISBN 0-370-10054-9 .
- Тейлор, Джон В. Р. Джейн «Все самолеты мира, 1961–62» . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1961.
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1965–66 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1965.
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1967–68 . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1967.
- Тейлор, Джон В.Р. Самолеты всего мира Джейн, 1976–77 . Лондон: Ежегодники Джейн, 1976. ISBN 0-354-00538-3 .
- Тейлор, Джон В.Р. «Все самолеты мира Джейн», 1982–83 гг . Лондон: Издательская компания Джейн, 1982. ISBN 0-7106-0748-2 .
- Путеводитель по музею ВВС США . Авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо: Фонд Музея ВВС, 1975.
- Тетфорд, Оуэн (1991). Британские военно-морские самолеты с 1912 года . Лондон , Великобритания: Putnam Aeronautical Books, издание Conway Maritime Press Ltd. ISBN 0-85177-849-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бичкрафт самолет
- Военный учебно-тренировочный самолет США 1930-х годов
- Военно-транспортный самолет США 1930-х годов
- Гражданский многоцелевой самолет США 1930-х годов
- Учебно-тренировочный самолет США времен Второй мировой войны
- Самолет совершил первый полет в 1937 году.
- Двухпоршневой самолет-тягач
- Низкоплановый самолет
- Двухкилевой самолет