Сигнализм
![]() | Эта статья написана как личное размышление, личное эссе или аргументативное эссе , в котором излагаются личные чувства редактора Википедии или представлен оригинальный аргумент по определенной теме. ( Июль 2014 г. ) |

Сигнализм ( сербско-хорватский : Сигнализам , Signalizam ; от латыни : Signum , букв. «знак, сигнал») представляет собой международное неоавангардное литературное и художественное движение. он собрал более широкую базу поддержки как в бывшей Югославии , так и во всем мире. В конце 1960-х - начале 1970-х годов [ 1 ] [ 2 ]
Истоки и методы сигнализма
[ редактировать ]Начало сигнализма относится к 1959 году, когда его основатель и главный теоретик Миролюб Тодорович [ 3 ] начал с лингвистических экспериментов. Его главное убеждение заключалось в том, что не может быть значительного скачка вперед в поэзии без революционного изменения ее основного средства – языка. [ 4 ] [ 5 ]
Рождение сигнализма в сербской литературе и культуре с его тенденцией произвести революцию и в других искусствах (изобразительном, театре, комиксах, [ 6 ] музыка и фильмы), [ 7 ] возникла из необходимости устранения устаревших моделей поэтических и культурных традиций, а также из необходимости принять вызовы и дух современной технологической и электронной цивилизации. В своей программе («Манифест» и другие руководящие тексты) [ 8 ] как и в своих произведениях искусства, «Сигнализм» полностью порвал с принципами неоромантизма и позднего символизма, которые до сих пор управляют сербской литературой. Его целью было радикально изменить поэзию как по содержанию, так и по форме, сделать ее совместимой с современностью.
Революция поэтического языка началась с введением символов, формул и лингвистических форм «точных» наук (физики, биологии, химии, математики, биохимии и астрономии). Более того, язык стал визуальным за счет разделения слов и предложений на слоги и буквы, образующие визуально узнаваемые узоры. [ 9 ] а также введением в текст невербальных символов (рисунков, фотографий, графиков.) с целью создания коллажа из вербальных и визуальных элементов. [ 10 ] Эту первую фазу сигнализма часто называют сциентизмом , наиболее яркими примерами являются книги «Планета» (Планета, 1965) и «Путованье у звездалию» (Путешествие в Звездную страну, 1971), а также поэтические циклы «Беланчевина». (Белок), «Кисеоник» (Кислород), «Ожилиште» (Питомник) и другие в темами которого являются Пространство, Время и Материя.
В течение десяти лет исследований и последовавших за этим творческих поисков Сигналисты значительно расширили когнитивные границы и жанровый профиль современной сербской поэзии. Поэзию сигналистов можно разделить на две основные формы: вербальную и невербальную. Вербальная поэзия состоит из научной, алеаторической (случайной), стохастической, технологической, феноменологической, сленговой и апейронистической поэзии. Подтипы невербальной поэзии включают визуальную, предметную, звуковую и жестовую поэзию.
Сигнализм добился значительных успехов в прозе (экспериментальный роман и рассказ). Есть также ряд значительных достижений «Сигналиста» в детской литературе. В изобразительном искусстве успехов достигают боди-арт , мейл-арт , [ 11 ] перформанс и концептуальное искусство .
Три манифеста помогли определить сигнализм как неоавангардное движение, отрицающее буквальное, художественное и культурное наследие, поэтические и эстетические условности и канонические способы творчества, настаивая на творческом экспериментировании – «Манифест научной поэзии» (1968), «Манифест сигналиста». (Regulae poesis)» (1969) и «Сигнализм» (1970).
Значительный импульс этому движению дал международный журнал «Сигнал» , открытый в 1970 году. В период с 1970 по 1973 год вышло девять номеров «Сигнала», в которых были представлены ряд отечественных и зарубежных художников, а также печатались библиографические данные об авангардных публикациях. по всему миру. С 1973 по 1995 год журнал не мог издаваться, в основном по финансовым причинам. С 1995 по 2004 год вышел еще 21 номер «Сигнала». Новый выпуск «Сигнала» оживил движение «Сигналистов» и привел в движение армию молодых художников 21 века.
О деятельности Миролюба Тодоровича и основанного им движения «Сигнализм» защищены три докторские диссертации: [ 12 ] доктор Юлиан Корнхаузер, Ягеллонский университет в Кракове, Польша, 1980 год; Доктор Живан Живкович, филологический факультет в Белграде, 1991 г., и доктор Миливое Павлович, Университет Косовска-Митровицы, 2002 г. На ту же тему опубликовано также двадцать монографий.
Важные международные авторы журнала «Сигнал»
[ редактировать ]- Рауль Хаусманн , дадаист, основатель берлинского дадаизма в 1918 году.
- Аугусто де Кампос , один из инициаторов конкретной поэзии .
- Микеле Перфетти , мейл-художник, критик и теоретик неоавангарда, неоднократно писал о сигнализме.
- Адриано Спатола , итальянский поэт, редактор журнала экспериментальной поэзии «Там Там».
- Клементе Падин , визуальный поэт и теоретик, неоднократно писал о «Сигнализме», редактор неоавангардного журнала «Ovum 10» в Уругвае)
- Жюльен Блейн , визуальный поэт, перформер, почтовый и концептуальный художник. Редактор одного из лучших неоавангардных журналов «Doc(k)s».
- Саренко , визуальный поэт, перформер, антолог, основатель и редактор итальянского неоавангардного журнала «Lotta Poetica».
- Эудженио Миччини , один из самых выдающихся итальянских визуальных поэтов и теоретик неоавангарда.
- Ричард Костеланец , визуальный поэт, теоретик неоавангарда, антолог, редактор журнала «Ассамблея»
- Гильермо Дайслер , чилийский визуальный поэт, критик и антолог.
- Боб Коббинг , английский конкретный поэт и теоретик звуковой поэзии.
- Ойген Гомрингер , конкретный поэт и теоретик, один из основоположников конкретной поэзии.
- Пьер Гарнье , конкретный поэт и теоретик, основатель французского пространственства , космической поэзии
- Энцо Минарелли , главный представитель итальянской «poesia visiva» — видимой поэзии.
- Кейичи Накамура — японский визуальный и почтовый художник. [ 13 ]
- Дик Хиггинс , визуальный поэт и теоретик неоавангарда, редактор издательства «Something Else Press»
- Дмитрий Булатов , русский визуальный поэт, теоретик и антолог.
- Сол Левитт , один из самых выдающихся американских концептуалистов.
- Сёдзо Симамото , участник известной японской неоавангардной группы «Гутай».
- Доктор Клаус Петер Денкер , визуальный поэт и теоретик, составивший одну из культовых антологий визуальной поэзии «Text-Bilder».
- Руджеро Магги , итальянский визуальный поэт, художник и художник по почте.
- Даниэль Далиганд , французский визуальный поэт, мейл-художник и критик.
- Вилли Р. Мельников , русский визуальный поэт, мэйл-художник и перформер.
- Кум-Нам Байк , южнокорейский мейл-художник.
- Он Кавара , американский художник-концептуалист.
- Клаус Гро , неодадаист , основатель неодадаистского центра в Германии и автор многочисленных антологий и сборников визуальной поэзии, мейл-арта и концептуального искусства.
Международные антологии произведений связистов.
[ редактировать ]- Маурицио Спатола «Экспериментальная поэзия», Турин, Италия, 1970 г.
- Гильермо Дайслер «Визуальная поэзия в мире», Антофагаста, Чили, 1972 г.
- Клаус Питер Денкер, «Международная визуальная поэзия с текстами и изображениями от древности до наших дней», Кельн, Германия, 1972 г.
- Клаус Гро, «Visuel-Konkret-International», Герстхофен, Германия, 1973 г.
- Фернандо Миллан и Хесус Гарсиа Санчес, «Пишем на свободе», Мадрид, Испания, 1975 г.
- Алан Риддел , «Искусство пишущей машинки», Лондон, Англия, 1975 год.
- Г. Дж. Де Рук, «Историческая антология визуальной поэзии», Брюссель, Бельгия, 1976 г.
- Хосеп М. Фигерес и Мануэль де Сибра , «Антология европейской визуальной поэзии», Лиссабон, Португалия, 1977 г.
- Саренко, «Поэзия и проза авангарда», Брешия, Италия, 1978 г.
- Жюльен Блен , «Почтовые художники в мире», Париж, Франция, 1978 г.
- Юлиан Корнхаузер, «Трагарце здан», Краков-Вроцлав, Польша, 1983 г.
- Энрико Марсчеллони и Саренко, «Тотальная поэзия 1897-1997: От броска игральной кости до визуальной поэзии», Мантуя, Италия, 1998 г.
- Dmitry Bulatov, «Точка зрения. Визуальная поэзия: 90-е годы / Točka zrenija. Vizualnaja poezija. 90-e godi", Kaliningrad, Russia, 1998
В Сербии были изданы также три антологии: «Сигналистская поэзия» (1971), «Конкретная, визуальная и сигналистская поэзия» (1975), «Mail-Art Mail-Poetry» (1980), а также несколько сборников и альманахов.
Наиболее важные авторы и произведения сигнализма
[ редактировать ]Многие поэты, писатели и художники приняли основные концепции сигнализма, развивая и распространяя идеи этого сербского (югославского) неоавангардного движения.
Кроме того, основоположник сигнализма Миролюб Тодорович ( «Киберно» , 1970; «Свинья — отличный пловец» , 1971; «Bumpkin Shows Off» , сленговая поэзия, 1974; «Насекомое в храме» , 1978; «Алгол» , 1980, «Textum» , 1981; «Китайский эротизм» , 1983; «Нокаут» , 1984 год; «Я монтирую» ; «Снова Росинант» 1988 » , ; «Дневник авангарда» , 1998 , ; «Я только что открыл 2005 ухо « Сленговые ; истории» , 2007;) важные участники теория и практика сигнализма включают Марину Абрамович , Владу Стоилькович , Звонимира Костича Палански , Слободана Павичевича ( «Силикаты цветов» , 1973; Дорожные работы , 1984), Миливое Павловича ( «Белая книга» , 1974; Мир в сигналах , 1996), Зорана Поповича. , Любиша Йочич ( «Самогон в тетрапаке» , 1975; «Который час» , 1976: Очерки сигнализма , 1994), Ярослав Супек , Звонко Сарич ( «Шинель до рассвета» , 2001; «Ловец душ» , 2003), Богислав Маркович ( «Пыль Алтая» , 2006), Илья Бакич ( «Пренатальная жизнь»). , 1997; «Новый Вавилон» , 1998 год; Протоплазма , 2003; «Осень собирателей» , 2007; Продолжение следует , 2009), Слободан Шкерович ( «Индиго» , 2005; «Все цвета Арктура» , 2006; «Химера или Борг» , 2008), Жарко Джурович ( «Мир сигнала» , 2002), Душан Видакович , Добривое Евтич , Деян , Андрей Тишма , Добрица Камперелич , Миливой Анджелкович , Зоран Стефанович и другие.
Критический прием
[ редактировать ]Многочисленные отечественные и международные критики и теоретики высоко ценят сигнализм:
Профессор Милош Бандич : «Сигнализм – после зенитизма , сюрреализма и движения социальной литературы – следующее автохтонное литературно-художественное движение в сербской литературе 20-го века. В то же время в современной югославской литературе и культуре сигнализм подтверждается. как исключительное современное измерение и отдельную художественную форму и производство. Без этого все, вероятно, было бы беднее и бог знает насколько лишено».
Оскар Давичо , известный писатель: «Впервые с момента появления сюрреализма в двадцатые годы мы можем с радостью подтвердить, что с исследованием Миролюба Тодоровича сербская поэзия снова может догнать подлинные мировые авангардные исследования».
Зоран Маркуш , критик изобразительного искусства: «Сигнализм – это наше параллельное явление в рамках самого крайнего авангарда, и этим объясняется его международное распространение, одобрение и значение в определенных художественных и интеллектуальных кругах».
Дэйв Оз , канадский мультимедийный художник: «Истинная суть сигнализма в том, что он ожидает появления планетарного сознания».
Джилло Дорфлес , итальянский теоретик искусства: «Сигнализм означает шаг вперед по отношению к конкретной поэзии, визуальной поэзии и искусству знака».
Профессор Миливое Павлович: «Благодаря Миролюбу Тодоровичу и группе, которая следует за ним, сигнализм с его мейнстримом представляет собой дугу, которая творчески соединяет авангардные цели периода между войнами с современной эпохой, привнося ценные инновации и соединяя сербский язык. искусство с процессами современного мира». (Из книги Ключи сигнальной поэтики )
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сигнализм в лексиконах» (статьи из югославских изданий, на английском языке), Signalism @ Project Rastko, электронная библиотека
- ^ Живкович, Живан. «Четверть века сигнализма» , 1990.
- ^ Миролюб Тодорович: Биобиблиография , Сигнализм @ Project Rastko, электронная библиотека
- ^ Дэниел Далиганд. Сигнализм и пансемиотика (2007), Сигнализм @ Project Rastko, 2008
- ^ П. Пет., «Сигнализм», запись в: Энциклопедия сербского народа , Белград, 2008, с. 1002; также: БС-П-, Тодорович Миролюб в: Энциклопедия сербского народа , Белград, 2008, с. 1133
- ^ Бранислав Мильтоевич. Антология нишских комиксов , Просвета, Ниш, 2004, стр. 72, 265-268
- ^ Павел Леви. Кино другими средствами , Oxford University Press, 2012, стр. 98–104.
- ^ Миролюб Тодорович. Манифесты и другие очерки (1969–1975)
- ^ Адриано Спатола, Брендан В. Хеннесси, Гай Беннетт. К тотальной поэзии , Otis Books/Seismicity Editions, 2008, стр. 60
- ^ Проф. Доктор Дагмар Буркхарт, «От Carmina figurata к визуальной поэзии» , Сигнал , Белград, 25-26-27, 2003, 3-10.
- ^ Джон Хелд. «Мейл-Арт сигнализам» , журнал «Книжевни» , № 91-92, Белград, 2009, стр. 8-9.
- ^ «Три диссертации о сигнализме» (Бисерка Райчич: «Исследование Корнхаузера»; Драголюб П. Джурич: «Диссертация о сигнализме»; Радован Вучкович: «Радикальное опровержение традиции») , Сигнализм @ Project Rastko
- ^ «Манифест сигнализма» (японский, английский, сербский), Сигнализм @ Project Rastko, электронная библиотека
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Некоторые работы на английском языке
[ редактировать ]- Шкерович, Слободан. Демон сигнализма
- Тодорович, Миролюб. Курсы сигнализма
- Тодорович, Миролюб Манифесты и другие очерки
- Тодорович, Поэтические дневники Миролюба (1959–1968)
- Тодорович, Миролюб Поэзия
Работает на других языках
[ редактировать ]- Миролюб Тодорович, Сигнализация , Градина, Ниш, 1979.
- Юлиан Корнхаузер, Сигнализм - предложение для сербской экспериментальной поэзии , Ягеллонский университет, Краков, 1981.
- Сигнализм — авангардное творческое движение , коллекция, KCB, Белград, 1984.
- Сигнализм в мире (страницы о сигнализме), Белградская книга, Белград, 1984.
- Живан Живкович, Орбитальная сигнализация , Новела, Белград, 1985.
- Живан Живкович. Свидетельства об авангарде , Драганич, Земун, 1992.
- Миролюб Тодорович, Освобожденный язык , Grafopublik, Zemun, 1992.
- Живан Живкович, Сигнализм: генезис, поэтика и художественная практика , Вук Караджич, Парачин, 1994.
- Живан Живкович, От слов к знакам , Сигнал, Беорама, Белград, 1996.
- Миролюб Тодорович, Сигнализм - югославское творческое движение , Сигнал, Белград, 1998.
- Юлиан Корнхаузер, Сигнализм сербского неоавангарда , Просвета, Ниш, 1998.
- Миливое Павлович, Ключи к сигналистической поэтике , Просвета, Белград, 1999.
- «Сигналист Утопия» , альманах, библиофильское издание, Белград, 2001.
- Миливое Павлович, Авангард, неоавангард и сигнализм , Просвета, Белград, 2002.
- Сигнализм — искусство третьего тысячелетия , альманах, библиофильское издание, Белград, 2003.
- Vladan Panković, O signalizmu , Feniks, Beograd, 2003.
- Планетарные пределы – видения сигнализма , альманах, библиофильское издание, Белград, 2003.
- Миролюб Тодорович, Поэтика сигнализации , Просвета, Белград, 2003.
- Подумайте о сигнализме , альманах, библиофильское издание, Белград, 2004.
- Миролюб Тодорович, Токови неоавангард , Нолит, Белград, 2004.
- Илия Бакич и Звонко Сарич, «За границей тысячелетия» , Феникс, Белград, 2005 г.
- Время сигнала , альманах, библиофильское издание, Белград, 2006.
- Демонический сигнализм , альманах, библиофильское издание, Белград 2007.
- Слободан Шкерович, Химера или Борг (эссе), Golden Edition, ТАРДИС, Белград, 2008.
Сигнализм в лексиконах
[ редактировать ]- Малая энциклопедия ПРОСВЕТА (общая энциклопедия), третье издание, Просвета, Белград, 1978.
- Югославский литературный лексикон , Matica srpska, Нови-Сад, 1984.
- Словарь литературных терминов , первое издание, Институт литературы, Нолит, Белград, 1985.
- Малая энциклопедия ПРОСВЕТА (общая энциклопедия), четвертое издание, Просвета, Белград, 1986.
- Общая энциклопедия JLZ (дополнительный том), Югославский лексикографический институт, Загреб, 1988.
- Словарь литературных терминов , второе издание, Институт литературы, Нолит, Белград, 1992.
- Таня Попович Сигнализм в: Словаре литературных терминов , Белград, 2007, с. 663-664.
- Энциклопедия сербского народа , Институт учебников, Белград, 2008, с. 1002.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сигнализм @ Проект Растко , электронная библиотека, многоязычный контент
- Сигнализм: манифесты, очерки, исследования, презентации
- Сигнализм: Очерки
- Официальный сайт Миролюба Тодоровича
- Официальный блог Миролюба Тодоровича
- Тёмная сторона Силы , Электронная библиотека Слободана Шкеровича.
- «Стихи и эссе» , сайт Слободана Шкеровича, английский и сербский.
- Сигнализм
- Движения современного искусства
- Сербские художественные движения
- Сербское искусство
- Культура Сербии
- Сербская литература
- Югославское искусство
- Художественные движения
- Литературные движения
- Поэтические движения
- Теории эстетики
- Авангардное искусство
- Современное искусство
- Перформанс
- 20 век в искусстве
- 21 век в искусстве