Jump to content

Сигнализм

Символ сигнализма

Сигнализм ( сербско-хорватский : Сигнализам , Signalizam ; от латыни : Signum , букв. «знак, сигнал») представляет собой международное неоавангардное литературное и художественное движение. он собрал более широкую базу поддержки как в бывшей Югославии , так и во всем мире. В конце 1960-х - начале 1970-х годов [ 1 ] [ 2 ]

Истоки и методы сигнализма

[ редактировать ]

Начало сигнализма относится к 1959 году, когда его основатель и главный теоретик Миролюб Тодорович [ 3 ] начал с лингвистических экспериментов. Его главное убеждение заключалось в том, что не может быть значительного скачка вперед в поэзии без революционного изменения ее основного средства – языка. [ 4 ] [ 5 ]

Рождение сигнализма в сербской литературе и культуре с его тенденцией произвести революцию и в других искусствах (изобразительном, театре, комиксах, [ 6 ] музыка и фильмы), [ 7 ] возникла из необходимости устранения устаревших моделей поэтических и культурных традиций, а также из необходимости принять вызовы и дух современной технологической и электронной цивилизации. В своей программе («Манифест» и другие руководящие тексты) [ 8 ] как и в своих произведениях искусства, «Сигнализм» полностью порвал с принципами неоромантизма и позднего символизма, которые до сих пор управляют сербской литературой. Его целью было радикально изменить поэзию как по содержанию, так и по форме, сделать ее совместимой с современностью.

Революция поэтического языка началась с введением символов, формул и лингвистических форм «точных» наук (физики, биологии, химии, математики, биохимии и астрономии). Более того, язык стал визуальным за счет разделения слов и предложений на слоги и буквы, образующие визуально узнаваемые узоры. [ 9 ] а также введением в текст невербальных символов (рисунков, фотографий, графиков.) с целью создания коллажа из вербальных и визуальных элементов. [ 10 ] Эту первую фазу сигнализма часто называют сциентизмом , наиболее яркими примерами являются книги «Планета» (Планета, 1965) и «Путованье у звездалию» (Путешествие в Звездную страну, 1971), а также поэтические циклы «Беланчевина». (Белок), «Кисеоник» (Кислород), «Ожилиште» (Питомник) и другие в темами которого являются Пространство, Время и Материя.

В течение десяти лет исследований и последовавших за этим творческих поисков Сигналисты значительно расширили когнитивные границы и жанровый профиль современной сербской поэзии. Поэзию сигналистов можно разделить на две основные формы: вербальную и невербальную. Вербальная поэзия состоит из научной, алеаторической (случайной), стохастической, технологической, феноменологической, сленговой и апейронистической поэзии. Подтипы невербальной поэзии включают визуальную, предметную, звуковую и жестовую поэзию.

Сигнализм добился значительных успехов в прозе (экспериментальный роман и рассказ). Есть также ряд значительных достижений «Сигналиста» в детской литературе. В изобразительном искусстве успехов достигают боди-арт , мейл-арт , [ 11 ] перформанс и концептуальное искусство .

Три манифеста помогли определить сигнализм как неоавангардное движение, отрицающее буквальное, художественное и культурное наследие, поэтические и эстетические условности и канонические способы творчества, настаивая на творческом экспериментировании – «Манифест научной поэзии» (1968), «Манифест сигналиста». (Regulae poesis)» (1969) и «Сигнализм» (1970).

Значительный импульс этому движению дал международный журнал «Сигнал» , открытый в 1970 году. В период с 1970 по 1973 год вышло девять номеров «Сигнала», в которых были представлены ряд отечественных и зарубежных художников, а также печатались библиографические данные об авангардных публикациях. по всему миру. С 1973 по 1995 год журнал не мог издаваться, в основном по финансовым причинам. С 1995 по 2004 год вышел еще 21 номер «Сигнала». Новый выпуск «Сигнала» оживил движение «Сигналистов» и привел в движение армию молодых художников 21 века.

О деятельности Миролюба Тодоровича и основанного им движения «Сигнализм» защищены три докторские диссертации: [ 12 ] доктор Юлиан Корнхаузер, Ягеллонский университет в Кракове, Польша, 1980 год; Доктор Живан Живкович, филологический факультет в Белграде, 1991 г., и доктор Миливое Павлович, Университет Косовска-Митровицы, 2002 г. На ту же тему опубликовано также двадцать монографий.

Важные международные авторы журнала «Сигнал»

[ редактировать ]

Международные антологии произведений связистов.

[ редактировать ]
  • Маурицио Спатола «Экспериментальная поэзия», Турин, Италия, 1970 г.
  • Гильермо Дайслер «Визуальная поэзия в мире», Антофагаста, Чили, 1972 г.
  • Клаус Питер Денкер, «Международная визуальная поэзия с текстами и изображениями от древности до наших дней», Кельн, Германия, 1972 г.
  • Клаус Гро, «Visuel-Konkret-International», Герстхофен, Германия, 1973 г.
  • Фернандо Миллан и Хесус Гарсиа Санчес, «Пишем на свободе», Мадрид, Испания, 1975 г.
  • Алан Риддел , «Искусство пишущей машинки», Лондон, Англия, 1975 год.
  • Г. Дж. Де Рук, «Историческая антология визуальной поэзии», Брюссель, Бельгия, 1976 г.
  • Хосеп М. Фигерес и Мануэль де Сибра , «Антология европейской визуальной поэзии», Лиссабон, Португалия, 1977 г.
  • Саренко, «Поэзия и проза авангарда», Брешия, Италия, 1978 г.
  • Жюльен Блен , «Почтовые художники в мире», Париж, Франция, 1978 г.
  • Юлиан Корнхаузер, «Трагарце здан», Краков-Вроцлав, Польша, 1983 г.
  • Энрико Марсчеллони и Саренко, «Тотальная поэзия 1897-1997: От броска игральной кости до визуальной поэзии», Мантуя, Италия, 1998 г.
  • Dmitry Bulatov, «Точка зрения. Визуальная поэзия: 90-е годы / Točka zrenija. Vizualnaja poezija. 90-e godi", Kaliningrad, Russia, 1998

В Сербии были изданы также три антологии: «Сигналистская поэзия» (1971), «Конкретная, визуальная и сигналистская поэзия» (1975), «Mail-Art Mail-Poetry» (1980), а также несколько сборников и альманахов.

Наиболее важные авторы и произведения сигнализма

[ редактировать ]

Многие поэты, писатели и художники приняли основные концепции сигнализма, развивая и распространяя идеи этого сербского (югославского) неоавангардного движения.

Кроме того, основоположник сигнализма Миролюб Тодорович ( «Киберно» , 1970; «Свинья — отличный пловец» , 1971; «Bumpkin Shows Off» , сленговая поэзия, 1974; «Насекомое в храме» , 1978; «Алгол» , 1980, «Textum» , 1981; «Китайский эротизм» , 1983; «Нокаут» , 1984 год; «Я монтирую» ; «Снова Росинант» 1988 » , ; «Дневник авангарда» , 1998 , ; «Я только что открыл 2005 ухо « Сленговые ; истории» , 2007;) важные участники теория и практика сигнализма включают Марину Абрамович , Владу Стоилькович , Звонимира Костича Палански , Слободана Павичевича ( «Силикаты цветов» , 1973; Дорожные работы , 1984), Миливое Павловича ( «Белая книга» , 1974; Мир в сигналах , 1996), Зорана Поповича. , Любиша Йочич ( «Самогон в тетрапаке» , 1975; «Который час» , 1976: Очерки сигнализма , 1994), Ярослав Супек , Звонко Сарич ( «Шинель до рассвета» , 2001; «Ловец душ» , 2003), Богислав Маркович ( «Пыль Алтая» , 2006), Илья Бакич ( «Пренатальная жизнь»). , 1997; «Новый Вавилон» , 1998 год; Протоплазма , 2003; «Осень собирателей» , 2007; Продолжение следует , 2009), Слободан Шкерович ( «Индиго» , 2005; «Все цвета Арктура» , 2006; «Химера или Борг» , 2008), Жарко Джурович ( «Мир сигнала» , 2002), Душан Видакович , Добривое Евтич , Деян , Андрей Тишма , Добрица Камперелич , Миливой Анджелкович , Зоран Стефанович и другие.

Критический прием

[ редактировать ]

Многочисленные отечественные и международные критики и теоретики высоко ценят сигнализм:

Профессор Милош Бандич : «Сигнализм – после зенитизма , сюрреализма и движения социальной литературы – следующее автохтонное литературно-художественное движение в сербской литературе 20-го века. В то же время в современной югославской литературе и культуре сигнализм подтверждается. как исключительное современное измерение и отдельную художественную форму и производство. Без этого все, вероятно, было бы беднее и бог знает насколько лишено».

Оскар Давичо , известный писатель: «Впервые с момента появления сюрреализма в двадцатые годы мы можем с радостью подтвердить, что с исследованием Миролюба Тодоровича сербская поэзия снова может догнать подлинные мировые авангардные исследования».

Зоран Маркуш , критик изобразительного искусства: «Сигнализм – это наше параллельное явление в рамках самого крайнего авангарда, и этим объясняется его международное распространение, одобрение и значение в определенных художественных и интеллектуальных кругах».

Дэйв Оз , канадский мультимедийный художник: «Истинная суть сигнализма в том, что он ожидает появления планетарного сознания».

Джилло Дорфлес , итальянский теоретик искусства: «Сигнализм означает шаг вперед по отношению к конкретной поэзии, визуальной поэзии и искусству знака».

Профессор Миливое Павлович: «Благодаря Миролюбу Тодоровичу и группе, которая следует за ним, сигнализм с его мейнстримом представляет собой дугу, которая творчески соединяет авангардные цели периода между войнами с современной эпохой, привнося ценные инновации и соединяя сербский язык. искусство с процессами современного мира». (Из книги Ключи сигнальной поэтики )

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Сигнализм в лексиконах» (статьи из югославских изданий, на английском языке), Signalism @ Project Rastko, электронная библиотека
  2. ^ Живкович, Живан. «Четверть века сигнализма» , 1990.
  3. ^ Миролюб Тодорович: Биобиблиография , Сигнализм @ Project Rastko, электронная библиотека
  4. ^ Дэниел Далиганд. Сигнализм и пансемиотика (2007), Сигнализм @ Project Rastko, 2008
  5. ^ П. Пет., «Сигнализм», запись в: Энциклопедия сербского народа , Белград, 2008, с. 1002; также: БС-П-, Тодорович Миролюб в: Энциклопедия сербского народа , Белград, 2008, с. 1133
  6. ^ Бранислав Мильтоевич. Антология нишских комиксов , Просвета, Ниш, 2004, стр. 72, 265-268
  7. ^ Павел Леви. Кино другими средствами , Oxford University Press, 2012, стр. 98–104.
  8. ^ Миролюб Тодорович. Манифесты и другие очерки (1969–1975)
  9. ^ Адриано Спатола, Брендан В. Хеннесси, Гай Беннетт. К тотальной поэзии , Otis Books/Seismicity Editions, 2008, стр. 60
  10. ^ Проф. Доктор Дагмар Буркхарт, «От Carmina figurata к визуальной поэзии» , Сигнал , Белград, 25-26-27, 2003, 3-10.
  11. ^ Джон Хелд. «Мейл-Арт сигнализам» , журнал «Книжевни» , № 91-92, Белград, 2009, стр. 8-9.
  12. ^ «Три диссертации о сигнализме» (Бисерка Райчич: «Исследование Корнхаузера»; Драголюб П. Джурич: «Диссертация о сигнализме»; Радован Вучкович: «Радикальное опровержение традиции») , Сигнализм @ Project Rastko
  13. ^ «Манифест сигнализма» (японский, английский, сербский), Сигнализм @ Project Rastko, электронная библиотека

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Некоторые работы на английском языке

[ редактировать ]

Работает на других языках

[ редактировать ]
  • Миролюб Тодорович, Сигнализация , Градина, Ниш, 1979.
  • Юлиан Корнхаузер, Сигнализм - предложение для сербской экспериментальной поэзии , Ягеллонский университет, Краков, 1981.
  • Сигнализм — авангардное творческое движение , коллекция, KCB, Белград, 1984.
  • Сигнализм в мире (страницы о сигнализме), Белградская книга, Белград, 1984.
  • Живан Живкович, Орбитальная сигнализация , Новела, Белград, 1985.
  • Живан Живкович. Свидетельства об авангарде , Драганич, Земун, 1992.
  • Миролюб Тодорович, Освобожденный язык , Grafopublik, Zemun, 1992.
  • Живан Живкович, Сигнализм: генезис, поэтика и художественная практика , Вук Караджич, Парачин, 1994.
  • Живан Живкович, От слов к знакам , Сигнал, Беорама, Белград, 1996.
  • Миролюб Тодорович, Сигнализм - югославское творческое движение , Сигнал, Белград, 1998.
  • Юлиан Корнхаузер, Сигнализм сербского неоавангарда , Просвета, Ниш, 1998.
  • Миливое Павлович, Ключи к сигналистической поэтике , Просвета, Белград, 1999.
  • «Сигналист Утопия» , альманах, библиофильское издание, Белград, 2001.
  • Миливое Павлович, Авангард, неоавангард и сигнализм , Просвета, Белград, 2002.
  • Сигнализм — искусство третьего тысячелетия , альманах, библиофильское издание, Белград, 2003.
  • Vladan Panković, O signalizmu , Feniks, Beograd, 2003.
  • Планетарные пределы – видения сигнализма , альманах, библиофильское издание, Белград, 2003.
  • Миролюб Тодорович, Поэтика сигнализации , Просвета, Белград, 2003.
  • Подумайте о сигнализме , альманах, библиофильское издание, Белград, 2004.
  • Миролюб Тодорович, Токови неоавангард , Нолит, Белград, 2004.
  • Илия Бакич и Звонко Сарич, «За границей тысячелетия» , Феникс, Белград, 2005 г.
  • Время сигнала , альманах, библиофильское издание, Белград, 2006.
  • Демонический сигнализм , альманах, библиофильское издание, Белград 2007.
  • Слободан Шкерович, Химера или Борг (эссе), Golden Edition, ТАРДИС, Белград, 2008.

Сигнализм в лексиконах

[ редактировать ]
  • Малая энциклопедия ПРОСВЕТА (общая энциклопедия), третье издание, Просвета, Белград, 1978.
  • Югославский литературный лексикон , Matica srpska, Нови-Сад, 1984.
  • Словарь литературных терминов , первое издание, Институт литературы, Нолит, Белград, 1985.
  • Малая энциклопедия ПРОСВЕТА (общая энциклопедия), четвертое издание, Просвета, Белград, 1986.
  • Общая энциклопедия JLZ (дополнительный том), Югославский лексикографический институт, Загреб, 1988.
  • Словарь литературных терминов , второе издание, Институт литературы, Нолит, Белград, 1992.
  • Таня Попович Сигнализм в: Словаре литературных терминов , Белград, 2007, с. 663-664.
  • Энциклопедия сербского народа , Институт учебников, Белград, 2008, с. 1002.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0b48e45d286d71cf01d1c5040d73ec6__1725736680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/c6/d0b48e45d286d71cf01d1c5040d73ec6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Signalism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)