Католическое моральное богословие
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( июнь 2015 г. ) |
Часть серии о |
Католическая церковь |
---|
Обзор |
Портал католической церкви |
Часть серии о |
Католическая философия |
---|
Католическая моральная теология является основной категорией доктрины Католической церкви , эквивалентной религиозной этике . Моральное богословие охватывает католическое социальное учение , католическую медицинскую этику , сексуальную этику и различные доктрины индивидуальной моральной добродетели и моральной теории. Его можно отличить как вопрос о том, «как следует действовать», в отличие от догматического богословия, которое предлагает, «во что верить».
Обзор
[ редактировать ]Источники католического морального богословия включают как Ветхий Завет , так и Новый Завет , а также философскую этику, такую как естественное право , которая считается совместимой с католической доктриной. по большей части не отличалось от богословия в целом Моральное богословие в святоотеческую эпоху и встречается в проповедях , письмах и комментариях к Священному Писанию ранних отцов Церкви.
Примеры католических богословов-моралистов включают святого Альфонса Лигуори (автора «Теологии моралиса» ), Бартоломе Медину (создателя теории вероятностей ), Доминика Прюммера ( «компенсационизм» ), Бернхарда Херинга («Диалогическая этика»), Серве Пинкёрса ( «Новая теология» ), Жермена Гризе и Джона Финниса. ( Новый естественный закон ).
Моральное богословие, как правило, наиболее авторитетно продвигается через официальные доктринальные заявления, такие как папские энциклики , которые основаны на догматических заявлениях Вселенских соборов (например, II Ватиканского собора ), Священного Писания и Священного Предания . Кроме того, богословы-моралисты публикуют свои собственные работы и пишут в различных журналах , полностью или частично посвященных моральному богословию. Эти научные журналы помогают сделать богословие Церкви более ясным и доступным для других, а также служат форумом, на котором происходит научное обсуждение понимания и применения проблем. Однако сами по себе эти журналы ничего не добавляют и не удаляют из католического учения.
Учебная программа подготовки священников факультативные курсы по обычно включает обязательные и католическому моральному богословию.
История
[ редактировать ]Средний возраст
[ редактировать ]В Средние века моральное богословие развивалось в точности и размахе благодаря схоластике . Большая часть современной моральной теологии католической церкви, особенно в отношении естественного права, основана на « Summa Theologica» св . Фомы Аквинского , которая считается одним из лучших трактатов католической моральной теологии. [1]
Период барокко и Реформация
[ редактировать ]Хотя многие богословы черпали вдохновение в Фоме Аквинском после его смерти, моральное богословие не стало отдельной областью науки до тех пор, пока после Тридентского собора на заре периода барокко и Реформации одним из пожеланий отцов собора было установил более строгую подготовку священников, которая привела бы к возникновению семинарий . Благодаря возобновлению обучения в Церкви специализация начнет укореняться в учебной программе , а богословие станет фрагментированным на различные «области», такие как догматическое , моральное, духовное богословие и так далее. Это привело к рождению жанра «Руководство».
Рождение мануализма
[ редактировать ]Мануализм обозначает подход к христианской этике , особенно в католической моральной теологии. [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] , связанный с Альфонсом Лигуори [9] [10] и традиция «моральных руководств» (инструкций, в которых ясно учат, что правильно, а что неправильно) [11] [12] [13] [14] что исходило от него. [15]
Мануалистическая традиция имеет двойственные отношения со схоластикой . [16] [17] [13] [18] Дэвид Бентли Харт [12] среди прочего [10] [13] [18] заявляют, что большая часть современного томизма содержит больше мануализма, чем сам Фома Аквинский .
Мануалистическая традиция связана с казуистикой – рассуждением путем экстраполяции. [14]
Мануализм связан с теологией искусственного контроля над рождаемостью. [19]
Первое руководство по моральному богословию было написано иезуитом Хуаном в Азором трех томах, его Institutionum Moralium опубликовано в 17 веке . Несмотря на то, что номинализм претендует на наследие Аквинского, номинализм был наиболее плодовитым в то время среди интеллектуальной элиты, которая, по-видимому, повлияла на мировоззрение Азора в его работах. Вместо того, чтобы сосредоточиться на блаженстве и добродетелях в моральной жизни, как Фома Аквинский в своей «Сумме» , номинализм подчеркивает обязательность Бога и юридическая природа повелений в результате произвола Бога и совести человека перед законом, многие последуют модели Азора с небольшими изменениями, и этот взгляд повлияет на всю мануалистскую традицию морального богословия, которая станет менее доминирующей после Ватикана. II , в этот период стали более распространены альтернативные подходы или попытки вернуться к библейскому, святоотеческому или схоластическому подходу до влияния номинализма и развития казуистики , которые были характерны для тридентского периода.
Современный
[ редактировать ]Современное католическое моральное богословие развивается на основании актов Магистериума , Папы , других епископов , а также работ мирских католических теологов-моралистов, которые включают в себя авторитетные учения, а также (в некоторых вопросах) богословские мнения.
Подходы
[ редактировать ]- В деонтологическом подходе мораль принимает форму изучения того, «как следует действовать» по отношению к законам, установленным верой. См. также Казуистика .
- В телеологическом подходе «как действовать» связано с конечной целью, которая снова устанавливается верой. См. также Добродетельная этика.
- В диалогическом подходе мораль напрямую следует образцу веры, «как поступать» связано со встречей с Богом через веру. [20] Нравственная жизнь — это ответ на Логос или Слово Божье. «Вера в Логос … понимает моральные ценности как ответственность, как ответ на Слово и, таким образом, придает им понятность, а также их сущностную ориентацию». [21]
См. также
[ редактировать ]- Католическое учение о сексуальной морали
- католицизм
- Христианское богословие
- Десять заповедей католического богословия
- Католик-традиционалист
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Лемкуль, Августин (1912). Католическая энциклопедия . Том. 14. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ Оксфордский справочник по богословской этике - стр. 508 Гилберт Мейлендер, Уильям Верпеховски · 2007 НАЙДЕНО ВНУТРИ – СТРАНИЦА 508. Мануалисты: «Нет более важного периода в истории морального богословия, чем конец XVI, XVII и начало XVIII веков». Но затем он добавил: «Это, пожалуй, не столько критика М., сколько размышление о нашей почти полной...
- ^ Боерсма, Ганс (2012). «Природа и сверхъестественное в новой теологии: восстановление сакраментального мышления». Новые Блэкфрайерс . 93 (1043): 34–46. дои : 10.1111/j.1741-2005.2011.01434.x . JSTOR 43251594 .
- ^ Харт, Дэвид Бентли (2020). Богословские территории: Дайджест Дэвида Бентли Харта . Издательство Университета Нотр-Дам. дои : 10.2307/j.ctv19m638q.15 . ISBN 978-0-268-10717-8 . JSTOR j.ctv19m638q . [ нужна страница ]
- ^ Дженило, Эрик Марсело О. (2007). Джон Катберт Форд, SJ: Моральный теолог в конце эпохи мануализма . Издательство Джорджтаунского университета. ISBN 978-1-58901-181-6 . JSTOR j.ctt2tt41x . [ нужна страница ]
- ^ Сенц, Николас. «Отход от мануализма: о формировании совести» . Журнал церковной жизни . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Энгельхардт, Х. Тристрам (ноябрь 2011 г.). «Православно-христианская биоэтика: некоторые фундаментальные отличия от западной христианской биоэтики». Исследования христианской этики . 24 (4): 487–499. дои : 10.1177/0953946811415018 . S2CID 147395651 .
Контрреформация, мануалистская традиция породила множество размышлений между
- ^ Уикс, Джаред (1986). «Обзор фундаментального богословия. Иисус и церковь». Григорианум . 67 (2): 374–376. JSTOR 23577203 .
- ^ Хаддорф, Дэвид В. «Разумно полагаться на Фому Аквинского». (1998): 562-564. позиция Альфонса Лигуори. Это был не только мануалистический метод нанесения Лигуори...
- ^ Jump up to: а б КРОМ, МАЙКЛ П. «Обзор» (PDF) . Журнал морального богословия .
Сосредоточение мануалистской традиции на различии между материальным и формальным сотрудничеством со злом, а также на намерениях тех, кто таким образом сотрудничает, по крайней мере неявно присутствует в наших способах аргументации.
Фланнери начинает с показа неадекватности подхода к сотрудничеству со злом, обнаруженного у святого Альфонса Лигуори и последующей мануалистской традиции. Наиболее показательно, что Лигуори использует теорию Аквинского о морально безразличных поступках, чтобы прояснить свою собственную позицию в отношении материального сотрудничества, и тем не менее, как становится еще яснее у более поздних мануалистов, это в конечном итоге обнажает проблемы его собственного анализа. В главе 2 Фланнери находит ответ на эти проблемы, сосредотачиваясь на рассказе Фомы Аквинского о том, как обстоятельства влияют на мораль безразличных поступков. Вместо того, чтобы сосредоточиться на намерении сотрудничающего, Фома Аквинский рассматривает более широкие вопросы: соответствует ли действие разуму, справедливости и милосердию. Глава 3 помогает прояснить все это через проблему скандала: Альфонс игнорирует всех остальных, кого затрагивают акты сотрудничества, а также «как совершаемые действия связаны с конечной целью и порядком моральной вселенной» (122). - ^ Томас Вустер (2017). Кембриджская энциклопедия иезуитов .
После Тридентского собора и вплоть до XX века моральное богословие формировалось на основе моральных руководств, используемых в семинариях для подготовки будущих исповедников. Мануалистская моральная теология была связана с избеганием греха и послушанием.
- ^ Jump up to: а б Харт, Дэвид Бентли (01 июня 2015 г.). «Римлянам 8:19-22» . Первые дела (254). Институт религии и общественной жизни: 72–74.
В богословских кругах термин «томизм» (или «традиционный томизм», или «мануалистский томизм», или «двухуровневый томизм») обычно относится не к трудам самого Фомы или даже к какому-либо конкретному ученому, [...] случается изучать мысль Томаса, но к определенной фракции неосхоластики в стиле барокко, которая началась в шестнадцатом веке, главным образом с Доминго Банеса , и которая в значительной степени вымерла в двадцатом, главным образом с Реджинальдом Гарригу-Лагранжем .
Это была традиция, породившая печально известные томистские «руководства», и которую ряд католических ученых [...] критиковали как бедное раннее современное искажение средневекового синтеза, - ^ Jump up to: а б с «Краткая история учения католической церкви о милосердии и грехе» . Журнал Америки . 15 декабря 2022 г. Проверено 12 марта 2023 г.
Фактически, схоластика, а не мануализм лучше передает долгосрочные интересы и цели традиции.
- ^ Jump up to: а б Макдермотт, Джон (2014). «Крах мануалистической традиции» . Журнал «Вера» .
Поскольку моралисты-мануалисты стремились поддерживать универсальные нормы даже при использовании казуистики в сложных случаях, стало модным осуждать казуистику и оставлять индивидуальный выбор на усмотрение информированной совести человека. Для этого руководства были излишними, особенно после того, как в католическую мораль был введен пропорционализм . Универсальные концепции больше не удовлетворяются.
- ^ Аткинсон, Гэри М. «Сотрудничество со злом: томистические инструменты анализа». Американский католический философский ежеквартальный журнал 95.2 (2021): 337-339.
- ^ Фланаган, Патрик (2013). «Джеймс Ф. Кинан, История католического морального богословия в двадцатом веке: от исповедания грехов к освобождению совести (Нью-Йорк: Continuum, 2010), стр. viii + 248, 17,99 фунтов стерлингов, ISBN 978-0-8264-2929- 2 (пбк)». Международный журнал публичного богословия . 7 (2): 229–230. дои : 10.1163/15697320-12341290 .
нео-схоластическая мануалистская традиция во второй главе
- ^ Брекенридж, Роберт Л. (март 1993 г.). «Галлахер, Джон А., «Время прошлое, время будущее: историческое исследование католической моральной теологии» (обзор книги)» . История Церкви . 62 (1): 101.
Неотомистская мануалистская традиция.
- ^ Jump up to: а б Карран, Чарльз (1995). «Томас Жозеф Букийон: американист, нео-схоластик или мануалист?» . Труды Католического богословского общества Америки .
Его [ Тома Букийона ] нео-схоластическая приверженность Фоме Аквинскому послужила окончательной основой для его критики руководств.
- ^ Петри, Томас. Фома Аквинский и теология тела. ЦУА Пресс, 2016. |quote=... в ответ на мануалистскую традицию, а не на теорию Фомы Аквинского... последовательно продемонстрировал сдвиг мануалистской теологии вдали от работы... мануалистской традиции, утверждающей, что контроль над рождаемостью де-...
- ^ Бернхард Херинг , Свободный и верный во Христе . Нравственное богословие для священников и мирян, I/Общее моральное богословие. Для свободы Христос освободил нас (Гал. 5,1), Slough 1978, сосредоточьтесь на главе 3.
- ^ Ратцингер, Джозеф Кардинал ( Папа Бенедикт XVI ). Введение в христианство, 2-е издание (Книги Communio) (Kindle Locations 304–306). Игнатиус Пресс.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пинккерс О.П., Серве, (1995), Источники христианской этики , Издательство Католического университета Америки.
- Прюммер О.П., Доминик (1956) Справочник по моральному богословию. ООО «Мерсье Пресс»
- Слейтер С.Дж., Томас (1925). . Бернс Оутс и Уошборн Лтд.
- Гризе, Жермен (2008). Путь Господа Иисуса . Францисканский Вестник Пресс.
- Херинг ЧСС, Бернхард (1978). Свободные и верные во Христе (3 тома) Публикации Св. Павла
- Лемкуль, Августин (1912). Католическая энциклопедия . Том. 14. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
Мануализм
[ редактировать ]- Кеннеди, Дэвид. Присутствие Христа в Евхаристии: странное пренебрежение Воскресением?. Магистерская диссертация. Колледж Непорочной Марии , Университет Лимерика, 2015 г.
- Рено, РР . «Богословие после революции | Р.Р. Рено» . Первые вещи . Проверено 14 марта 2023 г.