Jump to content

Католическое моральное богословие

(Перенаправлено из католической этики )

Католическая моральная теология является основной категорией доктрины Католической церкви , эквивалентной религиозной этике . Моральное богословие охватывает католическое социальное учение , католическую медицинскую этику , сексуальную этику и различные доктрины индивидуальной моральной добродетели и моральной теории. Его можно отличить как вопрос о том, «как следует действовать», в отличие от догматического богословия, которое предлагает, «во что верить».

Источники католического морального богословия включают как Ветхий Завет , так и Новый Завет , а также философскую этику, такую ​​как естественное право , которая считается совместимой с католической доктриной. по большей части не отличалось от богословия в целом Моральное богословие в святоотеческую эпоху и встречается в проповедях , письмах и комментариях к Священному Писанию ранних отцов Церкви.

Примеры католических богословов-моралистов включают святого Альфонса Лигуори (автора «Теологии моралиса» ), Бартоломе Медину (создателя теории вероятностей ), Доминика Прюммера ( «компенсационизм» ), Бернхарда Херинга («Диалогическая этика»), Серве Пинкёрса ( «Новая теология» ), Жермена Гризе и Джона Финниса. ( Новый естественный закон ).

Моральное богословие, как правило, наиболее авторитетно продвигается через официальные доктринальные заявления, такие как папские энциклики , которые основаны на догматических заявлениях Вселенских соборов (например, II Ватиканского собора ), Священного Писания и Священного Предания . Кроме того, богословы-моралисты публикуют свои собственные работы и пишут в различных журналах , полностью или частично посвященных моральному богословию. Эти научные журналы помогают сделать богословие Церкви более ясным и доступным для других, а также служат форумом, на котором происходит научное обсуждение понимания и применения проблем. Однако сами по себе эти журналы ничего не добавляют и не удаляют из католического учения.

Учебная программа подготовки священников факультативные курсы по обычно включает обязательные и католическому моральному богословию.

Средний возраст

[ редактировать ]

В Средние века моральное богословие развивалось в точности и размахе благодаря схоластике . Большая часть современной моральной теологии католической церкви, особенно в отношении естественного права, основана на « Summa Theologica» св . Фомы Аквинского , которая считается одним из лучших трактатов католической моральной теологии. [1]

Период барокко и Реформация

[ редактировать ]

Хотя многие богословы черпали вдохновение в Фоме Аквинском после его смерти, моральное богословие не стало отдельной областью науки до тех пор, пока после Тридентского собора на заре периода барокко и Реформации одним из пожеланий отцов собора было установил более строгую подготовку священников, которая привела бы к возникновению семинарий . Благодаря возобновлению обучения в Церкви специализация начнет укореняться в учебной программе , а богословие станет фрагментированным на различные «области», такие как догматическое , моральное, духовное богословие и так далее. Это привело к рождению жанра «Руководство».

Рождение мануализма

[ редактировать ]

Мануализм обозначает подход к христианской этике , особенно в католической моральной теологии. [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] , связанный с Альфонсом Лигуори [9] [10] и традиция «моральных руководств» (инструкций, в которых ясно учат, что правильно, а что неправильно) [11] [12] [13] [14] что исходило от него. [15]

Альфонс Лигуори

Мануалистическая традиция имеет двойственные отношения со схоластикой . [16] [17] [13] [18] Дэвид Бентли Харт [12] среди прочего [10] [13] [18] заявляют, что большая часть современного томизма содержит больше мануализма, чем сам Фома Аквинский .

Мануалистическая традиция связана с казуистикой – рассуждением путем экстраполяции. [14]

Мануализм связан с теологией искусственного контроля над рождаемостью. [19]

Первое руководство по моральному богословию было написано иезуитом Хуаном в Азором трех томах, его Institutionum Moralium опубликовано в 17 веке . Несмотря на то, что номинализм претендует на наследие Аквинского, номинализм был наиболее плодовитым в то время среди интеллектуальной элиты, которая, по-видимому, повлияла на мировоззрение Азора в его работах. Вместо того, чтобы сосредоточиться на блаженстве и добродетелях в моральной жизни, как Фома Аквинский в своей «Сумме» , номинализм подчеркивает обязательность Бога и юридическая природа повелений в результате произвола Бога и совести человека перед законом, многие последуют модели Азора с небольшими изменениями, и этот взгляд повлияет на всю мануалистскую традицию морального богословия, которая станет менее доминирующей после Ватикана. II , в этот период стали более распространены альтернативные подходы или попытки вернуться к библейскому, святоотеческому или схоластическому подходу до влияния номинализма и развития казуистики , которые были характерны для тридентского периода.

Современный

[ редактировать ]

Современное католическое моральное богословие развивается на основании актов Магистериума , Папы , других епископов , а также работ мирских католических теологов-моралистов, которые включают в себя авторитетные учения, а также (в некоторых вопросах) богословские мнения.

  • В деонтологическом подходе мораль принимает форму изучения того, «как следует действовать» по отношению к законам, установленным верой. См. также Казуистика .
  • В телеологическом подходе «как действовать» связано с конечной целью, которая снова устанавливается верой. См. также Добродетельная этика.
  • В диалогическом подходе мораль напрямую следует образцу веры, «как поступать» связано со встречей с Богом через веру. [20] Нравственная жизнь — это ответ на Логос или Слово Божье. «Вера в Логос … понимает моральные ценности как ответственность, как ответ на Слово и, таким образом, придает им понятность, а также их сущностную ориентацию». [21]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Лемкуль, Августин (1912). «Нравственное богословие» . В Герберманне, Чарльз (ред.). Католическая энциклопедия . Том. 14. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.
  2. ^ Оксфордский справочник по богословской этике - стр. 508 Гилберт Мейлендер, Уильям Верпеховски · 2007 НАЙДЕНО ВНУТРИ – СТРАНИЦА 508. Мануалисты: «Нет более важного периода в истории морального богословия, чем конец XVI, XVII и начало XVIII веков». Но затем он добавил: «Это, пожалуй, не столько критика М., сколько размышление о нашей почти полной...
  3. ^ Боерсма, Ганс (2012). «Природа и сверхъестественное в новой теологии: восстановление сакраментального мышления». Новые Блэкфрайерс . 93 (1043): 34–46. дои : 10.1111/j.1741-2005.2011.01434.x . JSTOR   43251594 .
  4. ^ Харт, Дэвид Бентли (2020). Богословские территории: Дайджест Дэвида Бентли Харта . Издательство Университета Нотр-Дам. дои : 10.2307/j.ctv19m638q.15 . ISBN  978-0-268-10717-8 . JSTOR   j.ctv19m638q . [ нужна страница ]
  5. ^ Дженило, Эрик Марсело О. (2007). Джон Катберт Форд, SJ: Моральный теолог в конце эпохи мануализма . Издательство Джорджтаунского университета. ISBN  978-1-58901-181-6 . JSTOR   j.ctt2tt41x . [ нужна страница ]
  6. ^ Сенц, Николас. «Отход от мануализма: о формировании совести» . Журнал церковной жизни . Проверено 13 марта 2023 г.
  7. ^ Энгельхардт, Х. Тристрам (ноябрь 2011 г.). «Православно-христианская биоэтика: некоторые фундаментальные отличия от западной христианской биоэтики». Исследования христианской этики . 24 (4): 487–499. дои : 10.1177/0953946811415018 . S2CID   147395651 . Контрреформация, мануалистская традиция породила множество размышлений между
  8. ^ Уикс, Джаред (1986). «Обзор фундаментального богословия. Иисус и церковь». Григорианум . 67 (2): 374–376. JSTOR   23577203 .
  9. ^ Хаддорф, Дэвид В. «Разумно полагаться на Фому Аквинского». (1998): 562-564. позиция Альфонса Лигуори. Это был не только мануалистический метод нанесения Лигуори...
  10. ^ Jump up to: а б КРОМ, МАЙКЛ П. «Обзор» (PDF) . Журнал морального богословия . Сосредоточение мануалистской традиции на различии между материальным и формальным сотрудничеством со злом, а также на намерениях тех, кто таким образом сотрудничает, по крайней мере неявно присутствует в наших способах аргументации.
    Фланнери начинает с показа неадекватности подхода к сотрудничеству со злом, обнаруженного у святого Альфонса Лигуори и последующей мануалистской традиции. Наиболее показательно, что Лигуори использует теорию Аквинского о морально безразличных поступках, чтобы прояснить свою собственную позицию в отношении материального сотрудничества, и тем не менее, как становится еще яснее у более поздних мануалистов, это в конечном итоге обнажает проблемы его собственного анализа. В главе 2 Фланнери находит ответ на эти проблемы, сосредотачиваясь на рассказе Фомы Аквинского о том, как обстоятельства влияют на мораль безразличных поступков. Вместо того, чтобы сосредоточиться на намерении сотрудничающего, Фома Аквинский рассматривает более широкие вопросы: соответствует ли действие разуму, справедливости и милосердию. Глава 3 помогает прояснить все это через проблему скандала: Альфонс игнорирует всех остальных, кого затрагивают акты сотрудничества, а также «как совершаемые действия связаны с конечной целью и порядком моральной вселенной» (122).
  11. ^ Томас Вустер (2017). Кембриджская энциклопедия иезуитов . После Тридентского собора и вплоть до XX века моральное богословие формировалось на основе моральных руководств, используемых в семинариях для подготовки будущих исповедников. Мануалистская моральная теология была связана с избеганием греха и послушанием.
  12. ^ Jump up to: а б Харт, Дэвид Бентли (01 июня 2015 г.). «Римлянам 8:19-22» . Первые дела (254). Институт религии и общественной жизни: 72–74. В богословских кругах термин «томизм» (или «традиционный томизм», или «мануалистский томизм», или «двухуровневый томизм») обычно относится не к трудам самого Фомы или даже к какому-либо конкретному ученому, [...] случается изучать мысль Томаса, но к определенной фракции неосхоластики в стиле барокко, которая началась в шестнадцатом веке, главным образом с Доминго Банеса , и которая в значительной степени вымерла в двадцатом, главным образом с Реджинальдом Гарригу-Лагранжем .
    Это была традиция, породившая печально известные томистские «руководства», и которую ряд католических ученых [...] критиковали как бедное раннее современное искажение средневекового синтеза,
  13. ^ Jump up to: а б с «Краткая история учения католической церкви о милосердии и грехе» . Журнал Америки . 15 декабря 2022 г. Проверено 12 марта 2023 г. Фактически, схоластика, а не мануализм лучше передает долгосрочные интересы и цели традиции.
  14. ^ Jump up to: а б Макдермотт, Джон (2014). «Крах мануалистической традиции» . Журнал «Вера» . Поскольку моралисты-мануалисты стремились поддерживать универсальные нормы даже при использовании казуистики в сложных случаях, стало модным осуждать казуистику и оставлять индивидуальный выбор на усмотрение информированной совести человека. Для этого руководства были излишними, особенно после того, как в католическую мораль был введен пропорционализм . Универсальные концепции больше не удовлетворяются.
  15. ^ Аткинсон, Гэри М. «Сотрудничество со злом: томистические инструменты анализа». Американский католический философский ежеквартальный журнал 95.2 (2021): 337-339.
  16. ^ Фланаган, Патрик (2013). «Джеймс Ф. Кинан, История католического морального богословия в двадцатом веке: от исповедания грехов к освобождению совести (Нью-Йорк: Continuum, 2010), стр. viii + 248, 17,99 фунтов стерлингов, ISBN 978-0-8264-2929- 2 (пбк)». Международный журнал публичного богословия . 7 (2): 229–230. дои : 10.1163/15697320-12341290 . нео-схоластическая мануалистская традиция во второй главе
  17. ^ Брекенридж, Роберт Л. (март 1993 г.). «Галлахер, Джон А., «Время прошлое, время будущее: историческое исследование католической моральной теологии» (обзор книги)» . История Церкви . 62 (1): 101. Неотомистская мануалистская традиция.
  18. ^ Jump up to: а б Карран, Чарльз (1995). «Томас Жозеф Букийон: американист, нео-схоластик или мануалист?» . Труды Католического богословского общества Америки . Его [ Тома Букийона ] нео-схоластическая приверженность Фоме Аквинскому послужила окончательной основой для его критики руководств.
  19. ^ Петри, Томас. Фома Аквинский и теология тела. ЦУА Пресс, 2016. |quote=... в ответ на мануалистскую традицию, а не на теорию Фомы Аквинского... последовательно продемонстрировал сдвиг мануалистской теологии вдали от работы... мануалистской традиции, утверждающей, что контроль над рождаемостью де-...
  20. ^ Бернхард Херинг , Свободный и верный во Христе . Нравственное богословие для священников и мирян, I/Общее моральное богословие. Для свободы Христос освободил нас (Гал. 5,1), Slough 1978, сосредоточьтесь на главе 3.
  21. ^ Ратцингер, Джозеф Кардинал ( Папа Бенедикт XVI ). Введение в христианство, 2-е издание (Книги Communio) (Kindle Locations 304–306). Игнатиус Пресс.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Мануализм

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: dbf6bf7a5bfaef1f82e81d9533474c2a__1716466080
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/db/2a/dbf6bf7a5bfaef1f82e81d9533474c2a.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Catholic moral theology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)