Искусство викингов
Искусство викингов , также широко известное как скандинавское искусство , — это термин, широко принятый для обозначения искусства скандинавских — норманнов и поселений викингов за рубежом — особенно на Британских островах и в Исландии в эпоху викингов 8-11 веков. Искусство викингов имеет много общих элементов дизайна с кельтским , германским , более поздним романским и восточноевропейским искусством, разделяя множество влияний с каждой из этих традиций. [1]
Вообще говоря, современные знания об искусстве викингов во многом опираются на более прочные предметы из металла и камня ; дерево , кость , слоновая кость и текстиль реже сохранились . Таким образом, художественные записи, сохранившиеся до наших дней, остаются существенно неполными. Продолжающиеся археологические раскопки и оппортунистические находки, конечно, могут улучшить эту ситуацию в будущем, как и в недавнем прошлом.
Искусство викингов обычно делится на последовательность примерно хронологических стилей, хотя за пределами самой Скандинавии местные влияния часто сильны, и развитие стилей может быть менее ясным.
Исторический контекст
[ редактировать ]Региональное происхождение викингов лежит в Скандинавии, самом северном полуострове континентальной Европы, а термин «викинг», вероятно, произошел от их собственного термина, обозначающего прибрежные набеги — деятельность, посредством которой многие соседние культуры знакомились с жителями региона.
Рейдеры-викинги нападали на богатые цели на северо-западном побережье Европы с конца 8-го до середины 11-го века нашей эры. Дохристианские торговцы и морские налетчики, викинги впервые вошли в историю, напав на христианскую монашескую общину на острове Линдисфарн в 793 году.
Первоначально викинги использовали свои длинные корабли для сезонных вторжений и атак на европейские побережья, гавани и речные поселения. Впоследствии деятельность викингов диверсифицировалась и включала торговые путешествия на восток, запад и юг от их скандинавской родины, с повторными и регулярными путешествиями по речным системам на восток в Россию и регионы Черного и Каспийского морей , а также на запад к побережьям Британских островов. , Исландия и Гренландия . Существуют свидетельства того, что викинги достигли Ньюфаундленда задолго до того, как более поздние путешествия Христофора Колумба пришли в Новый Свет .
Торговая и коммерческая деятельность сопровождалась заселением и колонизацией на многих из этих территорий. [2]
По материалу
[ редактировать ]Дерево и органические материалы
[ редактировать ]Дерево, несомненно, было основным материалом для художников-викингов: его относительно легко вырезать, он недорогой и широко распространен в Северной Европе. Важность дерева как художественного средства подчеркивается случайными пережитками художественных изделий из дерева в самом начале и конце периода викингов, а именно, резьбой по захоронению кораблей в Осеберге начала IX века и резным декором деревянной церкви Урнеса из 12 век. Как резюмировал Джеймс Грэм-Кэмпбелл : «Эти замечательные пережитки позволяют нам составить, по крайней мере, впечатление о том, чего нам не хватает в оригинальном корпусе произведений искусства викингов, хотя деревянные фрагменты и мелкая резьба из других материалов (таких как рога, янтарь, и моржовая кость) дают дополнительные намеки. То же самое неизбежно верно и в отношении текстильного искусства, хотя ткачество и вышивка явно были хорошо развитыми ремеслами». [3]
Камень
[ редактировать ]За исключением готландских изображений камней, преобладавших в Швеции в начале периода викингов, резьба по камню, очевидно, не практиковалась где-либо еще в Скандинавии до середины 10-го века и создания королевских памятников в Еллинге в Дании . Впоследствии, вероятно, под влиянием распространения христианства, использование резного камня для постоянных памятников стало более распространенным.
Металл
[ редактировать ]Помимо прерывистых записей артефактов из дерева и камня, реконструированная история искусства викингов на сегодняшний день больше всего опирается на изучение украшения декоративных металлических изделий из самых разных источников. [4] В нескольких типах археологического контекста удалось сохранить металлические предметы для настоящего исследования, в то время как долговечность драгоценных металлов , в частности, сохранила значительную художественную выразительность и усилия.
Ювелирные изделия носили и мужчины, и женщины, хотя и разных типов. Замужние женщины застегивали свои платья возле плеча парами крупных брошей в тон. Современные ученые часто называют их «брошями-черепахами» из-за куполообразной формы. Формы и фасоны женских парных брошей различались в зависимости от региона, но многие использовали ажур . Женщины часто нанизывали между брошками металлические цепочки или нитки бус или подвешивали украшения к нижней части броши. Мужчины носили кольца на пальцах, руках и шее, а плащи закрывали полукруглыми брошками , часто экстравагантно длинными булавками. Их оружие часто было богато украшено на таких участках, как рукояти мечей . Викинги в основном использовали серебряные или бронзовые украшения, последние иногда были позолоченными , но было найдено небольшое количество больших и роскошных украшений или комплектов из чистого золота, вероятно, принадлежавших королевской семье или крупным деятелям.
Украшенные металлические изделия бытового характера часто обнаруживаются в могилах периода викингов из-за широко распространенной практики захоронений в сопровождении погребального инвентаря . Покойный был одет в лучшую одежду и украшения, похоронен с оружием, инструментами и предметами домашнего обихода. Менее распространены, но, тем не менее, значимы находки предметов из драгоценных металлов в виде кладов с сокровищами , многие из которых, по-видимому, были спрятаны для сохранности владельцами, которые позже не смогли вернуть их содержимое, хотя некоторые из них могли быть отложены в качестве подношений богам.
В последнее время, учитывая растущую популярность и легальность поиска металлов , увеличение частоты одиночных случайных находок металлических предметов и украшений (вероятнее всего, представляющих собой случайные потери) создает быстро расширяющийся корпус нового материала для изучения.
Монеты викингов хорошо вписываются в эту последнюю категорию, но, тем не менее, представляют собой отдельную категорию артефактов периода викингов, их дизайн и украшение в значительной степени независимы от развивающихся стилей, характерных для более широкой художественной деятельности викингов.
Другие источники
[ редактировать ]Невизуальным источником информации для искусства викингов являются скальдические стихи , сложная форма устной поэзии, созданная в эпоху викингов и передаваемая до тех пор, пока не будет записана столетия спустя. [5] В нескольких стихах говорится о расписных формах декора, которые редко сохранились на дереве и камне. Поэт-скальд IX века Браги Боддасон , например, цитирует четыре, казалось бы, не связанные друг с другом сцены, нарисованные на щите. Одна из этих сцен изображала рыболовную экспедицию бога Тора , этот мотив также упоминается в стихотворении Ульфа Уггасона X века , описывающем картины в недавно построенном зале в Исландии.
Происхождение и предыстория
[ редактировать ]Непрерывная художественная традиция, общая для большей части северо-западной Европы и развивающаяся с 4-го века нашей эры, сформировала основу, на которой были построены искусство и украшения эпохи викингов: с этого периода творчество скандинавских художников было широко сосредоточено на разновидностях извилистых животных. Орнамент, используемый для украшения самых разных предметов.
Историк искусства Бернхард Салин первым систематизировал германский звериный орнамент, разделив его на три стиля (I, II и III). [6] Последние два впоследствии были разделены Арвидссоном. [7] на три дополнительных стиля: Стиль C, процветавший в VII и VIII веках, прежде чем был в значительной степени заменен (особенно в южной Скандинавии) стилем D. Стили C и D послужили источником вдохновения для первоначального выражения животного орнамента в эпоху викингов. Возраст, стиль E, широко известный как стиль Осеберга/Броа. Оба стиля D и E развивались в широком скандинавском контексте, который, хотя и соответствовал животным орнаментам северо-западной Европы в целом, не оказал большого влияния из-за пределов Скандинавии.
Стипендия
[ редактировать ]в корабельном захоронении Озерберга. Хотя предварительные формулировки были сделаны в конце 19 века, история искусства викингов впервые достигла зрелости в начале 20 века с подробной публикацией богато украшенной резьбы по дереву, обнаруженной в 1904 году норвежским археологом Хоконом Шетелигом .
Важно отметить, что именно английский археолог Дэвид М. Уилсон , работавший со своим датским коллегой Оле Клиндт-Йенсеном над созданием исследовательской работы 1966 года «Искусство викингов» , создал основу для систематической характеристики области, которая используется до сих пор, а также разработала хронологическую структуру. .
В последующие годы Дэвид Уилсон продолжал проводить в основном англоязычные исследования искусства викингов, к которым в последние десятилетия присоединилась норвежский историк искусства Сигне Хорн Фуглесанг с ее собственной серией важных публикаций. Вместе эти ученые объединили авторитет и доступность, чтобы способствовать растущему пониманию искусства викингов как средства культурного выражения.
Стили
[ редактировать ]Искусство эпохи викингов организовано в виде свободной последовательности стилистических фаз, которые, несмотря на значительное совпадение стилей и хронологии, могут быть определены и различены как на основе формальных элементов дизайна, так и на основе повторяющихся композиций и мотивов:
- Стиль Осеберг
- Стиль Борре
- Стиль Медузы
- Стиль Маммен
- Стиль Рингерике
- Урны Стиль
Неудивительно, что эти стилистические фазы в своей самой чистой форме проявляются в самой Скандинавии; В других частях мира викингов часто появляются заметные примеси внешних культур и влияний. Например, на Британских островах историки искусства выделяют отдельные, «островные» версии скандинавских мотивов, часто прямо рядом с «чистыми» украшениями викингов.
Стиль Осеберг
[ редактировать ]Стиль Осеберга характеризует начальный этап того, что считается искусством викингов. [8] Стиль Осеберг получил свое название от могилы корабля Осеберг , хорошо сохранившегося и богато украшенного корабля, обнаруженного в большом кургане на ферме Осеберг недалеко от Тёнсберга в Вестфолле , Норвегия , где также содержался ряд других богато украшенных деревянных предметов. [9]
Характерным мотивом стиля Осеберг является так называемый схвативший зверь . Этот мотив явно отличает раннее искусство викингов от стилей, которые ему предшествовали. Главными особенностями хватающего зверя являются лапы, сжимающие края вокруг него, соседних зверей или части его собственного тела.
находящийся в настоящее время в кораблей викингов Музее в Бюгдёе длиной более 70 футов, Корабль Осеберг , содержал останки двух женщин и множество драгоценных предметов, которые, вероятно, были украдены грабителями еще до того, как его нашли. Сам корабль Осеберга украшен более традиционным стилем переплетения животных, без мотива захватывающего зверя. Тем не менее, на корабле были найдены пять резных деревянных столбов с головами животных, а тот, который известен как столб с головами животных Каролингов, украшен цепкими зверями, как и другой погребальный инвентарь с корабля. [10] Голова Каролингов представляет собой рычащего зверя, возможно, волка, с орнаментом на поверхности в виде переплетенных животных, которые извиваются и поворачиваются, хватаясь и щелкая.
Для стиля Осеберг также характерны традиции эпохи Венделя , и в наши дни он не всегда воспринимается как самостоятельный стиль. [11]
- Деталь столба с головой животного Каролингов из корабельного захоронения Осеберг, демонстрирующая мотив цепляющегося зверя.
- Деталь корабля Осеберг
- Деталь лука Осеберга
Броа стиль
[ редактировать ]Стиль Броа , названный в честь уздечки, найденной в Броа, приход Халла, Готланд, иногда включается в стиль Осеберга, а иногда считается отдельным.
- Фотография уздечки Броа, сделанная Олой Мирином для выставки Шведского исторического музея «Мир викингов».
- Передняя часть уздечки.
- Правая сторона относительно лошади.
- Левая сторона относительно лошади.
- Деталь левой стороны.
- Деталь креплений, свисающих с трензеля.
Стиль Борре
[ редактировать ]Стиль Борре включает в себя ряд геометрических узоров переплетения/узлов и зооморфных (одиночных животных) мотивов, впервые обнаруженных в группе позолоченных бронзовых креплений для упряжи , обнаруженных в могиле корабля на кладбище кургана Борре недалеко от деревни Борре , Вестфолд , Норвегия . и от которого происходит название стиля. Стиль Борре преобладал в Скандинавии с конца 9-го до конца 10-го века, и этот период подтверждается дендрохронологическими данными, полученными с мест с характерными артефактами стиля Борре. [12]
«Хватающий зверь» с телом в форме ленты продолжает оставаться характерной чертой этого и более ранних стилей. Как и в случае с геометрическим узором на этом этапе, визуальная направленность стиля Борре возникает в результате заполнения доступного пространства: ленточные косы животных плотно переплетаются, а тела животных расположены так, что создают плотные, замкнутые композиции. В результате какой-либо фон заметно отсутствует – характеристика стиля Борре, которая сильно контрастирует с более открытыми и плавными композициями, которые преобладали в перекрывающемся стиле Еллинге.
Более конкретная диагностическая особенность стиля Борре заключается в симметричной двухконтурной «кольце-цепочке» (или «кольце-косичке»), композиция которой состоит из переплетенных кругов, разделенных поперечными полосами, и ромбовидной накладки. Цепочка-кольцо Борре иногда заканчивается горельефом головы животного, как это видно на ремнях из Борре и Гокстада.
На выступах металлических изделий часто делают надрезы, чтобы имитировать филигранную проволоку, используемую в лучших произведениях искусства. [13]
Стиль Медузы
[ редактировать ]Стиль Еллинге — это этап скандинавского анималистического искусства 10 века. [17] Для стиля характерны ярко стилизованные, часто лентообразные тела животных. [17] Первоначально он был применен к комплексу объектов в Еллинге , Дания , таким как Чаша Горма и великий рунический камень Харальда Блютуса , но совсем недавно этот стиль был включен в стиль Маммена. [17]
Стиль Маммен
[ редактировать ]Стиль Маммен получил свое название от своего типового объекта - топора, найденного в богатом мужском захоронении, отмеченном на кургане (Бьеррингё) в Маммене , в Ютландии , Дания (на основании дендрохронологии, древесина, использованная при строительстве погребальной камеры, была срублена). зимой 970–971 гг.). Богато украшенный с обеих сторон инкрустацией серебряными узорами, железный топор, вероятно, был церемониальным парадным оружием, принадлежавшим человеку с княжеским статусом, его погребальная одежда была украшена сложной вышивкой и отделана шелком и мехом.
На одной стороне топора Маммена изображена большая птица с гранулированным телом, гребнем, круглым глазом, вертикальной головой и клювом с выступом. Большая спираль-ракушка отмечает бедро птицы, откуда выходят ее тонко удлиненные крылья: правое крыло переплетается с шеей птицы, а левое – с телом и хвостом. На внешней кромке крыла имеется полукруглая выемка, типичная для дизайна Mammen Style. Хвост изображен в виде тройного усика, особая обработка которого на топоре Маммена – с открытыми крючкообразными концами – образует характеристику стиля Маммен в целом. Усложняет конструкцию птичья повязка на голове, дважды переплетающаяся с шеей и правым крылом, а также отрастающая усики по краю лезвия. Вверху, возле рукояти, топор Маммена имеет переплетенный узел с одной стороны и треугольную человеческую маску (с большим носом, усами и спиральной бородой) с другой; последний окажется излюбленным мотивом стиля Маммен, перенесенным из более ранних стилей.
С другой стороны, топор Маммена имеет раскидистый лиственный (листовой) рисунок, исходящий из спиралей у основания с тонкими, «гранулированными» усами, распространяющимися и переплетающимися по головке топора к рукоятке.
Стиль Рингерике
[ редактировать ]Стиль Рингерике получил свое название от района Рингерике к северу от Осло , Норвегия, где местный красноватый песчаник широко использовался для резьбы по камням с узорами в этом стиле. [18]
Типовой объект, наиболее часто используемый для определения стиля Рингерике, представляет собой резной камень высотой 2,15 метра (7 футов 1 дюйм) из Ванга в Оппланде . Помимо рунической памятной надписи на правом краю, основное поле Камня Ванг заполнено сбалансированным орнаментом в виде усиков, исходящих из двух спиралей ракушек у основания: основные стебли дважды пересекаются и оканчиваются лопастными усами. При пересечении из петель выходят дальнейшие усики, а из центров усиков верхней петли появляются грушевидные мотивы. Несмотря на осевую концепцию, основная асимметрия возникает при расположении усиков. Над узором из усиков изображено большое шагающее животное в двухконтурном изображении со спиральными бедрами и выступом на губе. Сравнивая рисунок животного на Камне Ванг с животным, изображенным на топоре Маммена, последнему не хватает осевой структуры, наблюдаемой в Камне Ванг, и его усики гораздо менее дисциплинированы: свиток Маммена волнистый, а свиток Ванга кажется тугим и равномерно изогнутым. Эти особенности отмечают ключевое различие между орнаментом Маммена и Рингерике. Однако взаимосвязь между этими двумя стилями очевидна при сравнении животного из камня Ванга с животным, найденным на Йеллинг Стоун .
(HST DIG25846)]]
Что касается металлоконструкций, стиль Рингерике лучше всего проявляется в двух позолоченных медных флюгерах из Келлунге, Готланд, и из Седералы, Хельсингланд ( флюгер Седерала ), оба в Швеции. Первый представляет собой на одной грани две осевые петли в виде змей, из которых, в свою очередь, вырастают симметрично расположенные усики. Змеиные головы, а также животное и змея на реверсе имеют более витиеватую обработку, чем на камне Ванг: у всех есть выступы на губах, у змей косички, а у всех животных глаз грушевидной формы с острием, направленным к морда – диагностический признак стиля Рингерике.
Стиль Рингерике развился из более раннего стиля Маммен . Свое название он получил от группы рунических камней с животными и растительными мотивами в районе Рингерике к северу от Осло . Наиболее распространенные мотивы — львы, птицы, лентообразные животные и спирали. [19] Некоторые элементы появляются впервые в скандинавском искусстве, например, различные типы крестов, пальметт и петель в форме кренделя, которые связывают воедино два мотива. [17] Большинство мотивов имеют аналоги в англосаксонском , островном и оттонском искусстве . [19]
- Флюгер
- Рунный камень Ög 111 с крестом в стиле Рингерике.
- Рунный камень U 1016 в Фьюкбю
- Рунный камень Sö 280 в соборе Стренгнес
- Runestone U 1146 в Гиллберге, Уппланд
Урны Стиль
[ редактировать ]Стиль урнес был последней фазой скандинавского анималистического искусства во второй половине 11 века и в начале 12 века. [20] Стиль Урнес назван в честь северных ворот деревянной церкви Урнес в Норвегии , но большинство объектов этого стиля представляют собой рунные камни в Уппланде , Швеция , поэтому некоторые ученые предпочитают называть его стилем Рунических камней . [20]
Для стиля характерны стройные и стилизованные животные, которые переплетаются в плотные узоры. [20] Головы животных видны в профиль, у них тонкие миндалевидные глаза, на носу и шее имеются загнутые вверх придатки. [20]
Ранний стиль урнес
[ редактировать ]Ранний стиль получил датировку, которая в основном основана на руническом камне U 343 , руническом камне U 344 и серебряной чаше ок. 1050, найденный в Лилла Валла. [21] Ранняя версия этого стиля на рунических камнях включает рунные камни Англии, относящиеся к Данегельду и Кануту Великому , а также работы Осмунда Корессона . [21]
Стиль средних урн
[ редактировать ]Стиль средних Урнесов получил относительно точную датировку на основании его появления на монетах, выпущенных Харальдом Хардрадой (1047–1066 гг.) и Олавом Кирре (1080–1090 гг.). Две резьбы по дереву из Осло датируются ок. 1050–1100 гг., а доска Хёрнинга датируется дендрохронологией ок. 1060–1070. [22] Однако есть свидетельства того, что стиль средних Урнесов был разработан до 1050 года в том виде, в каком он представлен мастерами рун Фотом и Балли . [22]
Урны позднего стиля
[ редактировать ]Стиль средних урнесов оставался популярным наряду с поздним стилем урнес мастера рун Опира . [22] Он известен своим стилем, в котором животные чрезвычайно тонкие и образуют круговые узоры в открытых композициях. [22] Этот стиль не был уникальным для Эпира и Швеции, но он также встречается на доске из Бёлстада и на стуле из Тронхейма , Норвегия . [22]
демонстрируют Рунные камни Ярлабанке черты как этого позднего стиля, так и среднего стиля Урнеса Фота и Балли, и именно тип Фот-Балли смешался с романским стилем в 12 веке. [22]
Урны в романском стиле
[ редактировать ]Урнес-романский стиль не встречается на рунических камнях, что позволяет предположить, что традиция изготовления рунических камней вымерла, когда появился смешанный стиль, поскольку он хорошо представлен на Готланде и на материковой части Швеции. [23] Урнес-романский стиль можно датировать независимо от стиля благодаря изображениям из Осло периода 1100–1175 гг., дендрохронологической датировке фронтальной части Лисбьерга в Дании 1135 г., а также ирландским реликвариям, датируемым второй половиной XII века. . [23]
См. также
[ редактировать ]- Искусство периода миграции
- Средневековое искусство
- Кельтское искусство
- Англосаксонское искусство
- Островное искусство
- Картина камень
- Стили рунических камней
- Чересстрочная развертка
- Храм Святого Манчана , стиль Урнеса, адаптированный к стилю Рингерике.
Примечания
[ редактировать ]- ^ *Маурицио Тани, Средиземноморское и евразийское происхождение искусства викингов. Примеры случаев из Исландии , в Studi Nordici (Рим), XIII, 2006, стр. 81–95
- ^ Кляйнер, Искусство Гарднера на протяжении веков: западная перспектива, том I, 288.
- ^ Грэм-Кэмпбелл, Дж., Искусство викингов , 2013, с. 46.
- ^ Грэм-Кэмпбелл, Дж., Искусство викингов , 2013, стр. 46–47.
- ^ Грэм-Кэмпбелл, Дж., Искусство викингов , 2013, стр.47.
- ^ Перевод 1904 г.
- ^ Арвидссон 1942a, 1942b
- ^ Стиль Броа/Осеберга (Стили искусства викингов). Архивировано 1 февраля 2014 г., в Wayback Machine.
- ^ Корабль викингов из Осеберга (Руна викингов: все норвежское)
- ^ Синбек, Сорен (2012). Введите Хватающего Зверя . Международная серия британских археологических отчетов.
- ^ Статья дьюорнаментик в Nationalencyklopedin (1991).
- ^ Датированные памятники Борре включают Борре (ок. 900), Гокстад (900–905), Тьюн (905–910), Фиркат (980) и Треллеборг (980/1), а также несколько кладов, датированных монетами; ср. Бонде и Кристенсен 1993.
- ^ Стиль Борре (Попечители Британского музея)
- ^ Грин, младший (1902). Краткая история английского народа . Том. 1. Лондон: Macmillan & Co., Ltd., стр. xxxv, 101.
- ^ Ворсаа, JJA (1882 г.). Промышленное искусство Дании . Том. 2. Chapman & Hall, Ltd., стр. 84–85.
- ^ Росдал, Эльза (1993). «Языческие верования, христианское влияние и археология - датский взгляд». В Фолксе, Энтони; Перкинс, Ричард (ред.). Переоценка викингов: Симпозиум, посвященный столетию Общества викингов, 14–15 мая 1992 г. Общество викингов по северным исследованиям, Университетский колледж Лондона. п. 132. CiteSeerX 10.1.1.683.8845 .
- ^ Jump up to: а б с д Статья «Jellingestil» в журнале «Nationalencyklopedin» (1993).
- ^ Однако только один камень, вырезанный в этом стиле, был найден в самом Рингерике, в Танберге, ср. Фугелесанг 1980: табл.38.
- ^ Jump up to: а б Мосс (2014), с. 44
- ^ Jump up to: а б с д Статья urnesstil в Nationalencyklopedin (1996).
- ^ Jump up to: а б Фуглесанг, С.Х. Шведские рунные камни одиннадцатого века: орнамент и датировка , рунические надписи как источники междисциплинарных исследований (под ред. К.Дювеля). Геттинген, 1998, стр. 197–218. п. 206
- ^ Jump up to: а б с д и ж Фуглесанг, С.Х. Шведские рунные камни одиннадцатого века: орнамент и датировка , рунические надписи как источники междисциплинарных исследований (под ред. К.Дювеля). Геттинген, 1998, стр. 197–218. п. 207
- ^ Jump up to: а б Фуглесанг, С.Х. Шведские рунные камни одиннадцатого века: орнамент и датировка , рунические надписи как источники междисциплинарных исследований (под ред. К.Дювеля). Геттинген, 1998, стр. 197–218. п. 208
Ссылки
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]- Бринк С. и Прайс Н. (ред.) (2008). Мир викингов , [Routledge Worlds], Routledge: Лондон и Нью-Йорк, 2008. ISBN 9780415692625
- Грэм-Кэмпбелл, Дж. (2001), Мир викингов , Лондон, 2001. ISBN 9780711234680
Общие обследования
[ редактировать ]- Анкер, П. (1970). Искусство Скандинавии , Том I, Лондон и Нью-Йорк, 1970.
- Фуглесанг, SH (1996). «Искусство викингов», Тернер, Дж. (ред.), Художественный словарь Гроува , том 32, Лондон и Нью-Йорк, 1996, стр. 514–27, 531–32.
- Грэм-Кэмпбелл, Дж. (1980). Артефакты викингов: избранный каталог , Публикации Британского музея: Лондон, 1980. ISBN 9780714113548
- Грэм-Кэмпбелл, Джеймс (2013). Искусство викингов , Темза и Гудзон, 2013. ISBN 9780500204191
- Фред С. Кляйнер, Искусство Гарднера сквозь века: западная перспектива , том I. (Бостон, Массачусетс: Wadsworth Cengage Learning, 2009) [1]
- Росдал Э. и Уилсон Д.М. (редакторы) (1992). От викинга до крестоносца: Скандинавия и Европа 800–1200 гг. , Копенгаген и Нью-Йорк, 1992. [каталог выставки]. ISBN 9780847816255
- Уильямс Г., Пентц П. и Вемхофф М. (редакторы), «Викинги: жизнь и легенды» , British Museum Press: Лондон, 2014. [каталог выставки]. ISBN 9780714123363
- Уилсон, Д.М. и Клиндт-Йенсен, О. (1980). Искусство викингов , второе издание, Джордж Аллен и Анвин, 1980. ISBN 9780047090189
Специализированные исследования
[ редактировать ]- Арвидссон, Г. (1942a). Valsgärdestudien I. Vendelstile: Email und Glas im 7.-8. Джархундерт , [Труды Музея северных древностей Королевского университета Уппсалы 2], Уппсала: Альмквист, 1942.
- Арвидссон, Г. (1942b). Die Gräberfunde von Valsgärde I, Valsgärde 6 , [Acta Musei antiquitatum septentrionalium Regiae Universitatis Upsaliensis 1], Уппсала: Almqvist & Wiksell, 1942.
- Бейли, Р.Н. (1980). Скульптура эпохи викингов в Северной Англии , Археология Коллинза: Лондон, 1980. ISBN 9780002162289
- Бонд Н. и Кристенсен А.Е. (1993). «Дендрохронологическое датирование корабельных захоронений эпохи викингов в Осеберге, Гокстаде и Туне, Норвегия», Antiquity 67 (1993), стр. 575–83.
- Бруун, Пер (1997). «Корабль викингов», Журнал прибрежных исследований , 4 (1997): 1282–89. https://www.jstor.org/stable/4298737
- Капелле, Т. (1968). Металлические украшения Хайтабу: Исследования металлического искусства викингов , [Раскопки в Хайтабу 5], Ноймюнстер: К. Вахгольц, 1968.
- Джеймс Керл, «Находка реликвий викингов на Гебридских островах», Журнал Burlington Magazine для ценителей 162 (1916): 241–43. https://www.jstor.org/stable/860122
- Фуглесанг, SH (1980). Некоторые аспекты стиля Рингерике: этап скандинавского искусства XI века , [Дополнения к средневековой Скандинавии], Университетское издательство Южной Дании: Оденсе, 1980. ISBN 9788774921837
- Фуглесанг, SH (1981). «Стилистические группы в искусстве позднего викингов и раннего романского искусства», Журнал, посвященный археологии и истории искусства , [Вторая серия в 8 °] I, 1981, стр. 79–125.
- Фуглесанг, SH (1982). «Раннее искусство викингов», Журнал, имеющий отношение к археологии и истории искусства [Вторая серия в 8 °] II, 1982, стр. 125–73.
- Фуглесанг, SH (1991). «Голова топора из Маммена и стиль Маммена», в Иверсене (1991), стр. 83–108.
- Фуглесанг, С.Х. (1998). «Шведские рунические камни одиннадцатого века: орнамент и датировка», Дювель К. и Новак С. (редакторы), Рунические надписи как источники междисциплинарных исследований: Материалы четвертого международного симпозиума по рунам и руническим надписям в Геттингене с 4 -9. Август 1995 г. , Геттинген: Вальтер де Грюйтер, 1998, стр. 197–218.
- Фуглесанг, SH (2001). «Животный орнамент: поздний период викингов», в Мюллер-Вилле и Ларссоне (ред.) (2001), стр. 157–94.
- Фуглесанг, SH (2013). «Копирование и творчество в орнаментах ранних викингов», в книге Рейнольдса и Вебстера (ред.) (2013), стр. 825–41.
- Хедигер, Л. (2003). «За гранью смертности: стили скандинавских животных, 400–1200 гг. н.э.», в Даунс Дж. и Ричи А. (ред.), Изменение моря: Оркнейские острова и Северная Европа в позднем железном веке, 300–800 гг. н.э. , Balgavies, 2003, стр. 127–36. ISBN 9781874012382
- Иверсен, М. (ред.) (1991). Маммен: могила, искусство и общество в эпоху викингов , [Сочинения археологического общества Юска XXVIII], Хойбьерг, 1991. ISBN 8772885718
- Кершоу, Дж. (2008). «Распространение стиля «винчестер» в позднесаксонской Англии: находки металлических изделий из Данелау», Anglo-Saxon Studies in Archeology and History 15 (2008), стр. 254–69. Academic.edu ( требуется регистрация )
- Крафт, С. (1956). Живописные плетения эпохи викингов , Осло: Дрейер, 1956.
- Ланг, Дж. Т. (1984). «Хогбак: колониальный памятник викингов», Anglo-Saxon Studies in Archeology and History 3 (1984), стр. 85–176.
- Ланг, Дж. Т. (1988). Украшенное дерево эпохи викингов: исследование его орнамента и стиля , Дублин: Королевская ирландская академия, 1988. ISBN 9780901714695
- Мосс, Рэйчел . Средневековый ок. 400—ок. 1600: Искусство и архитектура Ирландии . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, 2014. ISBN 978-0-3001-7919-4
- Мюллер-Вилле М. и Ларссон Л.О. (редакторы) (2001). Животные – Люди – Боги: художественные стили эпохи викингов и их современный прием , Ванденхук и Рупрехт: Геттинген, 2001. ISBN 9783525863091
- Мире, Б. (1992). «Королевское кладбище в Борре, Вестфолд: норвежский центр на европейской периферии», в книге Картера, М. (редактор), « Эпоха Саттон-Ху». Седьмой век в Северо-Западной Европе , Вудбридж: Бойделл, 1992.
- Оуэн, О. (2001). «Странный зверь в стиле английских урн», в книге Graham-Campbell, J. et al. (ред.), Викинги и Данелау – Избранные статьи из материалов Тринадцатого Конгресса Викингов , Оксфорд: Oxbow, 2001, стр. 203–22.
- Патерсон, К. (2002). «От подвесок к брошям - обмен мотивами стилей борре и геллинг через Северное море», Hikuin 29 (2002), стр. 267–76.
- Рейнольдс А. и Вебстер Л. (редакторы) (2013), Раннесредневековое искусство и археология в Северном мире — исследования в честь Джеймса Грэма-Кэмпбелла , Брилл: Лейден и Бостон, 2013. ISBN 9789004235038
- Ричардс, Дж. Д. и Нейлор, Дж. (2010). «Металлоискатель и эпоха викингов в Англии», Шихан, Дж. и Коррейн, Д.О. (ред.), Эпоха викингов. Ирландия и Запад. Труды Пятнадцатого Конгресса викингов , Дублин: Four Courts Press, 2010, стр. 338–52.
- Росдал, Э. (1994). «Дендрохронология и исследования викингов в Дании с примечаниями о начале эпохи викингов», в Абросиани, Б. и Кларк, Х. (редакторы), « Развитие вокруг Балтийского и Северного морей в эпоху викингов », Стокгольм: Бирка Проект для Riksantikvarieämbetet и Statens Historiska Museer, 1994, стр. 106–16.
- Росдал, Э. (2010a). «Искусство викингов в европейских церквях (Каммин – Бамберг – Прага – Леон)», в Шихане и О Коррене (ред.) (2010), стр. 149–64.
- Росдал, Э. (2010b). «От Скандинавии до Испании: реликварий эпохи викингов в Леоне и его значение», в Шихане, Дж. и Коррене, Д.О. (ред.), Эпоха викингов. Ирландия и Запад. Труды Пятнадцатого Конгресса викингов , Дублин: Four Courts Press, 2010, стр. 353–60.
- Салин, Бернхард (1904). Старогерманская тиеронаментика , Стокгольм: Вальстрём и Видстранд, 1904.
- Шихан Дж. и О Коррен Д. (редакторы) (2010). Эпоха викингов: Ирландия и Запад. Материалы XV Конгресса викингов, Корк, 2005 г. , Дублин и Портленд: Four Courts Press, 2010 г. ISBN 9781846821011
- Шетелиг, Х. (1920). Находка из Осеберга , Том III, Кристиания, 1920 год.
- Уилсон, DM (2001). «Самые ранние стили животных эпохи викингов», в Мюллер-Вилле и Ларссоне (ред.) (2001), стр. 131–56.
- Уилсон, DM (2008a). «Развитие искусства викингов», в «На грани цены» (2008), стр. 323–38.
- Уилсон, DM (2008b). Викинги на острове Мэн , Орхус: Издательство Орхусского университета, 2008. ISBN 9788779343702
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Британский музей: Исследуйте / Мировые культуры: викинги
- Сорабелла, Жан, «Викинги (780–1100)» , в «Хронологии истории искусств Хайльбрунна» , Нью-Йорк: Музей искусств Метрополитен, 2000–. Обновлено в октябре 2002 г.
- Эпоха духовности: позднеантичное и раннехристианское искусство третьего-седьмого веков из Метрополитен-музея.
- Осебергский корабль
- Тележка в стиле Осеберг
- Примеры стиля Броа и Осеберга
- Буровые сваи
- Джейн Кершоу, Скандинавские художественные стили эпохи викингов и их появление на Британских островах – Часть 1: Художественные стили раннего викингов – Исследовательская группа по находкам, 700–1700 гг. н. э., технический паспорт 42, 2010 г. (требуется регистрация на сайте Academia.edu).
- Джейн Кершоу, Стили скандинавского искусства эпохи викингов и их появление на Британских островах. Часть 2: Стили искусства поздней эпохи викингов – Исследовательская группа по находкам, 700–1700 гг. н.э., Информационный листок 43, 2011 г. (требуется регистрация на сайте Academia.edu).