Раввинистическая литература
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Раввинистическая литература | ||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Талмудическая литература | ||||||||||||
|
||||||||||||
Галахический Мидраш | ||||||||||||
|
||||||||||||
Агадический Мидраш | ||||||||||||
|
||||||||||||
Таргум | ||||||||||||
|
||||||||||||
Раввинские эпохи |
---|
Эта статья включает список литературы , связанную литературу или внешние ссылки , но ее источники остаются неясными, поскольку в ней отсутствуют встроенные цитаты . ( Март 2024 г. ) |
Раввинистическая литература , в самом широком смысле, представляет собой весь спектр произведений, написанных раввинами на протяжении всей еврейской истории . Этот термин обычно относится к литературе эпохи Талмуда (70–640 гг. Н. Э.). [ 1 ] в отличие от средневековых и современных раввинских сочинений . Он соответствует еврейскому термину Сифрут Хазал ( иврит : ספרות חז״ל ), который переводится как «литература [наших] мудрецов» и обычно относится только к мудрецам ( Хазаль ) талмудического периода. Этот более конкретный смысл «раввинской литературы» — относящийся к Талмуду , Мидрашиму ( иврит : מדרשים ) и связанным с ними произведениям, но почти никогда к более поздним текстам — представляет собой то, как обычно подразумевается этот термин при использовании в современной академической литературе. Термины мефарешим и паршаним (комментаторы и комментаторы) почти всегда относятся к более поздним постталмудическим авторам раввинских толкований к библейским и талмудическим текстам.
Мишнаическая литература
[ редактировать ]« Мидрше галаха» , «Мишна» и «Тосефта» (составленные на основе материалов, датированных ранее 200 г. н. э.) являются самыми ранними из сохранившихся произведений раввинской литературы, излагающими и развивающими Устный закон иудаизма , а также этические учения. Вслед за ними появились два Талмуда:
- Иерусалимский Талмуд , ок. 450 г. н.э.
- Вавилонский Талмуд , полная канонизация всех предыдущих текстов ок. 600 г. н.э.
- Малые трактаты (часть Вавилонского Талмуда)
Самым ранним из сохранившихся материальных свидетельств раввинской литературы любого рода является надпись Тель-Рехова, датируемая VI–VII веками, а также самая длинная еврейская надпись поздней античности. [ 2 ] Между тем, самые ранние из сохранившихся рукописей Талмуда относятся к VIII веку.
Мидраш
[ редактировать ]Мидраш (мн. мидрашим ) — еврейское слово, обозначающее метод внесения деталей в библейский текст или из него. Термин «мидраш» также может относиться к сборнику мидрашских учений в форме юридического, экзегетического, гомилетического или повествовательного письма, часто представляющего собой комментарий к Библии или Мишне . Существует большое количество «классических» мидрашей, охватывающих период от Мишны до геонских времен, часто свидетельствующих о том, что они были обработаны и переработаны на основе более ранних материалов и часто доходят до нас в нескольких вариантах. Компактный список этих работ [на основе ( Holtz 2008 )] приведен ниже; более подробный аннотированный список можно найти в Мидраше. Приведенная ниже временная шкала должна быть приблизительной, поскольку многие из этих работ создавались в течение длительного периода времени с заимствованием и сопоставлением материала из более ранних версий; поэтому их история несколько неопределенна и является предметом научных дискуссий. В таблице «ne» означает, что рассматриваемая работа не сохранилась, за исключением второстепенных ссылок.
Предполагаемая дата | Экзегетический | гомилетический | Повествование |
---|---|---|---|
Таннаитский период |
Мехилта раввина Измаила |
||
400–650 гг. н. э. |
|||
650–900 гг. н.э. |
Второзаконие Раба |
||
900–1000 гг. н.э. |
|||
1000–1200 |
Мидраш Агада Моисея ха-Даршан |
||
Позже |
Сефер ха-Яшар |
Более поздние работы по категориям
[ редактировать ]Агада
[ редактировать ]- Алфавит рабби Акивы
- Эйн Яаков
- Легенды евреев
- Мидраш ха-Гадол
- Мидраш Хашкем
- Мидраш Раба
- Мидраш Шмуэль
- Мидраш Теилим
- Песикта де-Рав Кахана
- Песикта Раббати
- Пирке Де-Рабби Элиэзер
- Седер Олам Раба
- Седер Олам Зутта
- Сефер ха-Агада
- Сефер ха-Яшар (мидраш)
- Меньший мидраш
- Танхума
- Танна Девей Элияху
- Цено Урено
- Ялкутский карьер
Хасидская мысль
[ редактировать ]- Keter Shem Tov
- Цаваат ха-Риваш
- Толедот Яаков Йосеф
- Бен Порат Йосеф
- Цафнат Панах
- Кетоны проходят
- Магид Деварав Л'Яаков
- Или Тора
- Менахем Сион
- Меор Эйнаим и Есамах Лев
- Ноам Элимелех
- Менорат Захав
- Аводат Исраэль
- При Ха-Арец и При Ха-Эиц
- Кедушас Леви
- Бет Аарон
- Йошер Диврей Эмес
- Таня ( Ликутей Амарим )
- Тора Ор/Окружность Торы
- Ликутей Мохаран
- Сиппурей Маасийот («Истории раввина Нахмана»)
- Сихот ха-Ран
- Беэр Майим Хаим
- Сидуро Шел Шаббат
- Аводас ха-Леви
- Мэй Хашилоах
- Кол Симча
- Бней Иссахар
- Имрей Элимелех и Диврей Элимелех
- Айш Кодеш
- Сефас Эмес
- Имрей Эмес
- Шем Мишмуэль
- Ликкутей Сичос
- Nesivos Sholom
- Я дал тебе Ноама
Еврейская поэзия
[ редактировать ]Еврейская литургия
[ редактировать ]Еврейская философия
[ редактировать ]- Човот ха-Левавот
- Дерех Хашем
- Первый Убитачон
- Emunot v'Dayyot
- Кад ха-Кемах
- Энергия
- Море Невухим (Путеводитель для недоумевающих)
- Мильхамот Ашем (Войны Господни)
- Нефеш ха-Хаим
- Или Адонай
- Иски Челек
- Филон
- Сефер ха-Иккарим
- Сефер ха-Чинух
Каббала
[ редактировать ]- Эц Хаим
- Маггид Мешарим
- Пардес Римоним
- Сефер ха-Бахир
- Сефер Разиэль ХаМалах
- Сефер Йецира
- Тикуней ха-Зоар
- Томер Девора
- Зоар
еврейский закон
[ редактировать ]- Арбаа Турим
- Аруч ха-Шулхан
- Бейт Йосеф
- Бен Иш Хай
- Чайей Адам и Чочмат Адам
- Дархей Моше
- Галахот Гедолот
- Каф ха-Хаим
- Хилчот ХаРиф
- Кессеф Мишне
- Кицур Шулхан Арух
- Levush Malchut
- Минчат Чинуч
- Мишна Берура
- Мишне Тора
- Ответы на литературу
- Сефер ха-Чинух
- Сефер Хамицвот
- Сефер Мицвот Гадол
- Шулхан Арух
- Шулхан Арух ха-Рав
- Ялкут Йосеф
Мусар литературы
[ редактировать ]- Месиллат Ешарим
- Орхот Цаддиким
- Сефер Хасидим
- Шаарей Тешува
- Сефер ха-Йира
- Човот ха-Левавот
- Маалот ха-Миддот
- Мишнат Р'Аарон
- Микстав ме-Элиягу
- Томер Девора
- Сичос Муссар
- Скин Йоэца
- Кав ха-Яшар
- Кад ха-Кема
- Мадрейгат ха-Адам
- Шемона Пераким
Более поздние работы по историческим периодам
[ редактировать ]Работы Геонима
[ редактировать ]Геонимы — раввины Суры и Пумбедиты в Вавилоне (650–1250 гг.):
- Ше'илтот из Ахаи [Гаон]
- Галахот Гедолот
- Галахот Песукот , с картины рава Иегуда Гаона.
- Эмунот ве-Деот ( Саадия Гаон )
- Сидур Амрама Гаона
- Ответы
Работы ришонимов ( «ранних» раввинских комментаторов)
[ редактировать ]Ришоним – раввины периода раннего средневековья (1000–1550 гг.).
- Комментарии к Торе, например , Раши , Авраама ибн Эзры и Нахманида .
- Комментарии к Талмуду, в основном написанные Раши , его внуком Самуэлем бен Меиром и Ниссимом из Героны .
- Комментарии к Мишне , например, составленные Маймонидом , Авдией Бертиноро и Натаном бен Авраамом.
- Талмудические новеллы ( чидушим ) тосафистов , Нахманида , Ниссима Геронского , Соломона бен Адерета (РаШБА), Йомтова бен Ашбили (Ритвы)
- Произведения Галахи ( Ашер бен Йехиэль , Мордехай бен Гилель )
- Кодексы Маймонида и Якова бен Ашера и, наконец, Шулхана Аруха.
- Ответ , например, Соломон бен Адерет (РаШБА)
- Каббалистические произведения (например, Зоар )
- Философские труды ( Маймонид , Герсонид , Нахманид )
- Этические труды ( Бахья ибн Пакуда , Иона Жеронский )
Работы Ахаронимов ( «более поздних» раввинских комментаторов)
[ редактировать ]Ахаронимы — раввины с 1550 года по сегодняшний день.
- Важные комментарии к Торе включают Кели Якар ( Шломо Эфраим Луншиц ), Ор ха-Хаим Хаима бен -Аттара , комментарий Самсона Рафаэля Хирша и комментарий Нафтали Цви Иегуда Берлина .
- Важные произведения талмудических новелл включают: Пней Иегошуа , Хафлаа , Шаагат Арьеи.
- Responsa, например, Моисей Софер , Моше Файнштейн
- Работы Галахи и кодексов , например, «Мишна Берура» Исраэля Меира Кагана и «Арух ха-Шулхан» Йехиэля Мишеля Эпштейна.
- Этические и философские труды: Моше Хаим Луццато , Исраэль Меир Каган и движение Муссар
- Хасидские произведения ( Кедушат Леви , Сефат Эммет , Шем ми-Шмуэль )
- Философско-метафизические произведения (работы Пражского Махарала Моше Хаима Луццатто и Нефеш ха-Хаим Хаима Воложинского )
- Мистические произведения
- Исторические работы, например, «Шем ха-Гедолим» Хаима Джозефа Давида Азулая .
Мефарешим
[ редактировать ]Мефарешим — еврейское слово, означающее «комментаторы» (или грубо означающее « экзегеты »), перушим означает «комментаторы». В иудаизме эти слова относятся к комментариям к Торе (пяти книгам Моисея), Танаху , Мишне , Талмуду , литературе респонса или даже сидуру (еврейскому молитвеннику) и многому другому.
Классические комментарии к Торе и Талмуду
[ редактировать ]Классические комментарии к Торе и/или Талмуду были написаны следующими людьми:
- Геоним
- Саадия Гаон , Вавилон X века.
- Ришоним
- Раши (Шломо Ицхак), Франция, XII век.
- Авраам ибн Эзра
- Нахманид (Моше бен Нахман)
- Самуэль бен Меир, Рашбам , Франция, XII век.
- Герсонид , также известный как Леви бен Гершом или Ралбаг)
- Давид Кимхи , Радак, Франция, 13 век.
- Иосиф бен Исаак Бехор Шор , Франция, XII век.
- Ниссим Жиронский , также известный как Ниссим бен Рубен Геронди, или РаН, Испания, 14 век.
- Исаак Абарбанель (1437–1508)
- Обадия бен Якоб Сфорно , Италия, 16 век.
- Ахароним
Классические комментарии к Талмуду были написаны Раши. После Раши был написан Тосафот , который представлял собой сводный комментарий к Талмуду, написанный учениками и потомками Раши; этот комментарий был основан на дискуссиях, проведенных в раввинских академиях Германии и Франции. [ нужна ссылка ]
Современные комментарии к Торе
[ редактировать ]Современные комментарии Торы, получившие широкое признание в еврейской общине, включают:
- Хаемек Давар, раввин Нафтали Цви Иегуда Берлин
- Хофец Хаим
- Тора Темима Баруха ха-Леви Эпштейна
- Керем ха-Цви , автор: раввин Цви Хирш Фербер
- Сефат Эмет (Уста истины), Иегуда Арье Лейб из Гера , Европа XIX века
- «Пятикнижие и Хафтарас» Джозефа Х. Герца
- Перевод и комментарий Пятикнижия Самсона Рафаэля Хирша
- Нехама Лейбовиц , выдающаяся женщина-ученый
- ХаТора вехаМицва («Тора и заповеди») Меира Лейбуша, « Мальбима ».
- Ха-Кетав веха-Каббала, автор раввин Яаков Цви Мекленбург
- Сончино Книги Библии
- Комментарий Ричарда Эллиота Фридмана к Торе (2001)
Современные комментарии Сидура
[ редактировать ]Современные комментарии к Сидуру написали:
- Раввин Исраэль Меир Каган Ха-Коэн, Сидур Хофец Хаима
- Самсон Рафаэль Хирш , Хирш Сидур , Фельдхайм
- Авраам Исаак Кук , Олат Рейя
- Авторизованный ежедневный молитвенник с комментариями Джозефа Х. Герца
- Эли Мунк , Мир молитвы , Эли Мунк
- Носсон Шерман , The Artscroll Siddur , Mesorah Publications
- Джонатан Сакс , в Авторизованном ежедневном молитвеннике Британского Содружества (новая версия « Молитвенника певца »), а также в Корен Сакс Сидур .
- Реувен Хаммер , Ор Хадаш , комментарий к Сидуру, построенный на тексте Сидура Сим Шалом , Объединенная синагога консервативного иудаизма.
- Молитвенник «Мой народ» , издательство «Jewish Lights Publishing», написанный командой неортодоксальных раввинов и исследователей Талмуда.
См. также
[ редактировать ]- Еврейские комментарии к Библии
- Иудаизм § Религиозные тексты
- Список еврейских молитв и благословений
- Список раввинов
- Раввинистический иудаизм
- Базы данных Торы (электронные версии традиционных еврейских текстов)
- Ешива § Учебная программа
Библейские персонажи в раввинской литературе
[ редактировать ]- Адам в раввинской литературе
- Даниил в раввинской литературе
- Эстер в раввинской литературе
- Эзра в раввинской литературе
- Аман в раввинской литературе
- Иотро в раввинской литературе
- Иоав в раввинской литературе
- Работа в раввинской литературе
- Моисей в раввинской литературе
- Ной в раввинской литературе
- Самсон в раввинской литературе
- Симеон в раввинской литературе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сафрай 1969 , с. 305, 307.
- ^ Хорошо, Стивен; Коллер, Аарон Дж. (2014). Талмуда де-Эрец Исраэль: археология и раввины в позднеантичной Палестине . Студия Иудаика. Центр изучения Израиля. Бостон: Грюйтер. стр. 231–237. ISBN 978-1-61451-485-5 .
Библиография
[ редактировать ]- Хольц, Барри В. (2008) [1984]. Назад к источникам: чтение классических еврейских текстов . Саймон и Шустер. ISBN 9781439126653 .
- Введение в раввинистическую литературу Джейкоб Нойснер (Anchor Bible Reference Library/Doubleday)
- Введение в Талмуд и Мидраш , Х. Л. Страк и Г. Стембергер (Fortress Press)
- Литература мудрецов: Устная Тора, Галаха, Мишна, Тосефта, Талмуд, Внешние трактаты, Шмуэль Сафрай и Питер Дж. Томсон (Крепость, 1987).
- Сафрай, С. (1969). «Эра Мишны и Талмуда (70–640)». В Бен-Сассоне, HH (ред.). История еврейского народа . Перевод Вайденфельда, Джорджа. Издательство Гарвардского университета (опубликовано в 1976 г.). стр. 305–382. ISBN 9780674397316 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Общий
[ редактировать ]- Обзор раввинской литературы
- Хронология еврейских текстов
- Полный список по категориям - Глобальная еврейская база данных
- Архивный проект иудаики
- Главы о еврейской литературе
- Интернет-ресурсы для изучения раввинистической литературы
Ссылки на полнотекстовые ресурсы
[ редактировать ]- Библиотека Сефарии
- Мехон Мамре
- База данных Мудрецов Ашкеназа
- Галаха Брура и Институт Бирур Галаха
- Электронный склад Торы
- hebrewbooks.org
- seforimonline.org
- Первоисточники @ Университет Бен-Гуриона. Архивировано 14 мая 2011 г. в Wayback Machine.
- Библиотека «Молодой Израиль». Архивировано 14 марта 2013 г. в Wayback Machine.