Jump to content

Конарк Храм Солнца

Координаты : 19 ° 53'15 "N 86 ° 5'41" E  /  19,88750 ° N 86,09472 ° E  / 19,88750; 86.09472
(Перенаправлено из Храма Солнца в Конараке )

Конарк Храм Солнца
Основное строение Храма Солнца
Религия
Принадлежность индуизм
Округ Пури
Божество Сурья ( Солнце )
Фестиваль Чандрабхага Мелан
Руководящий орган НО
Расположение
Расположение Конарк , район Пури , Одиша , Индия
Состояние Одиша
Страна Индия
Храм Солнца в Конарке расположен в Индии.
Конарк Храм Солнца
Показано в Индии
Географические координаты 19 ° 53'15 "N 86 ° 5'41" E  /  19,88750 ° N 86,09472 ° E  / 19,88750; 86.09472
Архитектура
Стиль Калинга
Создатель Нарасингха Дева I
Завершенный в. 1250
Площадь сайта 10,62 га (26,2 акра)
Веб-сайт
Конарк .ничего
Расположение Конарк, Одиша , Индия
Критерии Культурные: (i)(iii)(vi)
Ссылка 246
Надпись 1984 г. (8-я сессия )

Храм Солнца в Конарке , построенный в 13 веке нашей эры — это индуистский Солнца храм в Конарке, примерно в 35 километрах (22 милях) к северо-востоку от города Пури на побережье в районе Пури , Одиша, Индия . [ 1 ] [ 2 ] Храм приписывается царю Нарасингхе Деве I из династии Восточная Ганга около 1250 года нашей эры . [ 3 ] [ 4 ]

Остатки храмового комплекса, посвященные индуистскому богу Солнца Сурье , имеют вид колесницы высотой 100 футов (30 м) с огромными колесами и лошадьми, вырезанными из камня. Когда-то высота превышала 200 футов (61 м), [ 1 ] [ 5 ] большая часть храма сейчас находится в руинах, в частности большая башня шикара над святилищем; одно время он поднялся намного выше, чем мандапа сохранившаяся . Сохранившиеся структуры и элементы славятся своими сложными произведениями искусства, иконографией и темами, включая эротические камы и митхуны сцены . Также называемый Сурья Девалая , это классическая иллюстрация архитектурного стиля Одиши или архитектуры Калинга . [ 1 ] [ 6 ]

Причина разрушения храма Конарка неясна и до сих пор остается источником споров. [ 7 ] Теории варьируются от естественного ущерба до преднамеренного разрушения храма во время его нескольких разграблений мусульманскими армиями в период с 15 по 17 века. [ 1 ] [ 7 ] Этот храм еще в 1676 году назывался «Черной пагодой » в рассказах европейских моряков, потому что он выглядел как огромная многоярусная башня, казавшаяся черной. [ 6 ] [ 8 ] Точно так же храм Джаганнатхи в Пури называли «Белой пагодой». Оба храма служили важными ориентирами для моряков в Бенгальском заливе . [ 9 ] [ 10 ] Существующий сегодня храм был частично восстановлен благодаря усилиям археологов времен Британской Индии. Объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия в 1984 году. [ 1 ] [ 2 ] он остается основным местом паломничества индуистов , которые собираются здесь каждый год на Чандрабхага Мела примерно в феврале. [ 6 ]

Храм Солнца в Конарке изображен на обратной стороне индийской банкноты номиналом 10 рупий, что свидетельствует о его важности для индийского культурного наследия. [ 11 ]

Этимология

[ редактировать ]

Название Конарк ( Конарка) происходит от сочетания санскритских слов Кона (угол или угол) и Арка (солнце). [ 9 ] Контекст термина Кона неясен, но, вероятно, относится к юго-восточному расположению этого храма либо внутри более крупного храмового комплекса, либо по отношению к другим храмам Солнца на субконтиненте. [ 12 ] Арка Сурье к индуистскому богу солнца . относится [ 9 ]

Расположение

[ редактировать ]

Храм расположен в одноименной деревне (ныне территория NAC) примерно в 35 километрах (22 милях) к северо-востоку от Пури и в 65 километрах (40 миль) к юго-востоку от Бхубанешвара на побережье Бенгальского залива в индийском штате Одиша . Ближайший аэропорт — аэропорт Биджу Патнаик в Бхубанешваре, Одиша. И Пури , и Бхубанешвар являются крупными железнодорожными узлами, соединенными Индийскими железными дорогами.

Архитектурное описание

[ редактировать ]
Оригинальный храм и сохранившаяся постройка (желтая), слева; план храма, верно

Храм Солнца в Конарке был построен в 1250 году н.э. во время правления царя Восточной Ганги Нарасимхадевы-1 из камня в виде гигантской орнаментированной колесницы, посвященной богу Солнца Сурье . В индуистской ведической иконографии Сурья изображается восходящим на востоке и быстро путешествующим по небу в колеснице, запряженной семью лошадьми. Обычно его описывают как великолепного стоящего человека, держащего цветок лотоса в обеих руках, едущего на колеснице, которую возглавляет возничий Аруна. [ 13 ] [ 14 ] Семь лошадей названы в честь семи метров санскритской просодии : Гаятри, Брихати, Ушних, Джагати, Триштубх, Ануштубх и Панкти. [ 14 ] По бокам Сурьи обычно можно увидеть двух женщин, которые представляют богинь рассвета, Ушу и Пратюшу. Богини изображены стреляющими стрелами, что является символом их инициативы в борьбе с тьмой. [ 15 ] Архитектура также символична: двенадцать пар колес колесницы соответствуют 12   месяцам индуистского календаря, каждый месяц объединен в два цикла (Шукла и Кришна). [ 16 ]

Храм Конарка представляет эту иконографию в большом масштабе. Он имеет 24 искусно вырезанных каменных колеса диаметром почти 12 футов (3,7 м), которые тянут семь лошадей. [ 5 ] [ 2 ] [ 17 ] Если смотреть с суши во время рассвета и восхода солнца, кажется, что храм в форме колесницы появляется из глубин синего моря, неся с собой солнце. [ 18 ]

Рисунок 1822 года: восточная дверь мандапы и музыканты на террасе.
1815 г. Эскиз каменных лошадей и колес мандапы.

План храма включает в себя все традиционные элементы индуистского храма, расположенные в квадратном плане. По словам Капилы Вацьяяна , план земли, а также расположение скульптур и рельефов соответствуют геометрии квадрата и круга, формам, найденным в текстах дизайна храма Одиши, таких как Сильпасарини . [ 19 ] Эта структура мандалы отражает планы других индуистских храмов в Одише и других местах. [ 19 ]

Главный храм Конарка, который местные жители называли деул , больше не существует. Он был окружен дополнительными святынями, содержащими ниши, изображающие индуистских божеств, особенно Сурью во многих его аспектах. Деул был построен на высокой террасе. [ 5 ] Первоначально храм представлял собой комплекс, состоящий из главного святилища, называемого рекха деул или бада деул (буквально «большое святилище»). [ 18 ] Перед ним располагалось бхадра деул (буквально «маленькое святилище»), или джагамохана (буквально «зал собраний народа») ( его называли мандапой ). в других частях Индии [ 20 ] ). Пристроенная платформа называлась пида деул и представляла собой квадратную мандапу с пирамидальной крышей. [ 18 ] Все эти сооружения были квадратными по своей сути, и каждое было покрыто планом панчаратхи с пестрым внешним видом. [ 18 ] Центральный выступ, называемый раха , более выражен, чем боковые выступы, называемые каника-пага , стиль, который направлен на взаимодействие солнечного света и тени и добавляет визуальной привлекательности конструкции в течение дня. Руководство по дизайну этого стиля можно найти в Силпа Шастре древней Одиши. [ 18 ] [ 21 ]

Каменное колесо, выгравированное на стене храма. Храм выполнен в виде колесницы, состоящей из 24 таких колес. Каждое колесо имеет диаметр 9   футов 9   дюймов и имеет 8   спиц.

в два раза шире, чем высота, и Стены джагамоханы имеют высоту 100 футов (30 м). Сохранившееся сооружение имеет три яруса по шесть пид в каждом. Они постепенно уменьшаются и повторяют более низкие модели. Пиды . разделены на террасы На каждой из этих террас стоят статуи музыкантов. [ 5 ] Главный храм и крыльцо Джагамохана состоят из четырех основных зон: платформы, стены, туловища и венчающей головы, называемой мастака . [ 22 ] Первые три квадратные, а мастака круглая. Главный храм и джагамохана различались по размеру, декоративному оформлению и дизайну. Это был ствол главного храма, который в средневековых текстах по индуистской архитектуре назывался Ганди , и который был давно разрушен. Святилище главного храма теперь лишено крыши и большинства оригинальных частей. [ 22 ]

На восточной стороне главного храма находится Ната мандира (букв. Храм танца). Он стоит на высокой платформе с замысловатой резьбой. Рельеф на платформе по стилю аналогичен рельефу на сохранившихся стенах храма. [ 5 ] Согласно историческим текстам, между главным храмом и Ната мандиром стояла Аруна стамбха (букв. «Столп Аруны»), но ее больше нет, потому что она была перенесена в Джаганнатху в Пури где-то во время тревожной истории этого храма. [ 5 ] По словам Харла, тексты предполагают, что первоначально комплекс был окружен стеной размером 865 футов (264 м) на 540 футов (160 м) с воротами с трех сторон. [ 5 ]

Храм Солнца был построен из трех видов камня. [ 23 ] Хлорит использовался для изготовления дверных перемычек и рам, а также некоторых скульптур. Латерит использовался для изготовления ядра платформы и лестниц возле фундамента. Хондалит использовался и для других частей храма. По словам Митры, хондалитский камень со временем выветривается быстрее, и это, возможно, способствовало эрозии и ускорило ущерб, когда части храмов были разрушены. [ 23 ] Ни один из этих камней не встречается в природе поблизости, и архитекторы и ремесленники, должно быть, добыли и перевезли камни из отдаленных источников, вероятно, используя реки и водные каналы вблизи этого места. [ 23 ] Затем каменщики создали тесаный камень , в котором камни были отполированы и обработаны так, чтобы стыки были едва заметны. [ 23 ]

В первоначальном храме было главное святилище ( вимана ), высота которого оценивается в 229 футов (70 м). [ 17 ] высокий. Главная вимана упала в 1837 году. Главный мандапы зал для аудиенций ( джагамохана ), высота которого составляет около 128 футов (39 м), все еще стоит и является основным сооружением среди сохранившихся руин. Среди сооружений, сохранившихся до наших дней, — танцевальный зал ( Ната мандира ) и столовая ( Бхога мандапа ). [ 2 ] [ 17 ]

Рельефы и скульптура

[ редактировать ]
Деталь резного колеса колесницы
Молодая женщина

Стены храма от основания храма до элементов венчания украшены рельефами, многие из которых отделаны миниатюрными деталями ювелирного качества. На террасах установлены каменные статуи музыкантов мужского и женского пола, держащих различные музыкальные инструменты, включая вину, мардалу , джини, [ 24 ] Другие крупные произведения искусства включают скульптуры индуистских божеств, апсар и изображения повседневной жизни и культуры людей ( сцены артхи и дхармы ), различных животных , водных существ, птиц, легендарных существ и фризы, повествующие индуистские тексты. Резьба включает чисто декоративные геометрические узоры и растительные мотивы. [ 24 ] На некоторых панелях изображены изображения из жизни короля, например, тот, на котором он получает совет от гуру , где художники символически изобразили короля намного меньшим, чем гуру, с королевским мечом, лежащим на земле рядом с ним. [ 25 ]

Слой упаны ) в нижней части платформы содержит фризы с изображением слонов, марширующих воинов, музыкантов, а также изображения , ( лепки изображающие светскую жизнь народа, в том числе сцены охоты, караван домашних животных, людей, несущих припасы на голове или с помощь воловьей повозки, путники, готовящие еду вдоль дороги, праздничные шествия. [ 26 ] На других стенах можно найти изображения, изображающие повседневную жизнь элиты, а также простых людей. Например, показано, как девочки заламывают мокрые волосы, стоят у дерева, смотрят из окна, играют с домашними животными, красятся, глядя в зеркало, играют на музыкальных инструментах, таких как вина , прогоняют обезьяну, которая пытается вырывают вещи, семья прощается со своей пожилой бабушкой, которая, кажется, одета для паломничества, мать, благословляющая сына, учитель с учениками, йог во время стоячей асаны , воин, которого приветствуют намасте , мать с ее ребенок, старуха с тростью и миской в ​​руках, комические персонажи и другие. [ 27 ]

Храм Конарк также известен своими эротическими скульптурами майтхунас . [ 28 ] На них изображены пары на разных стадиях ухаживания и близости, а в некоторых случаях и темы коитала. Эти изображения, известные в колониальную эпоху своим раскованным прославлением сексуальности, включены в другие аспекты человеческой жизни, а также в божества, которые обычно ассоциируются с тантрой . Это заставило некоторых предположить, что эротические скульптуры связаны с традицией вама марга (тантры левой руки). [ 5 ] Однако это не подтверждается местными литературными источниками, и эти изображения могут быть теми же сценами камы и митхуны , которые используются в искусстве многих индуистских храмов. [ 5 ] храма Эротические скульптуры находятся на Шикхаре и иллюстрируют все бандхи ( формы мудры ), описанные в Камасутре . [ 20 ]

Другие крупные скульптуры были частью ворот храмового комплекса. К ним относятся львы в натуральную величину, покоряющие слонов, слоны, покоряющие демонов, и лошади. Главный столб, посвященный Аруне, называемый Аруна Стамбха , раньше стоял перед восточной лестницей крыльца. Он тоже был украшен сложной резьбой с горизонтальными фризами и мотивами. Сейчас он стоит перед храмом Джаганнатхи в Пури. [ 29 ]

Индуистские божества

[ редактировать ]

Верхние уровни и терраса храма Солнца в Конарке содержат более крупные и значительные произведения искусства, чем нижний уровень. К ним относятся изображения музыкантов и мифологические повествования, а также скульптуры индуистских божеств, в том числе Дурга в ее аспекте Махишасурамардини, убивающая изменяющего форму демона-буйвола ( шактизм ), Вишну в его Джаганнатхи форме ( вайшнавизм ) и Шива как (значительно поврежденный) линга ( шиваизм ). Некоторые из наиболее хорошо сохранившихся фризов и скульптур были сняты и перевезены в музеи Европы и крупных городов Индии до 1940 года. [ 30 ]

Индуистские божества изображены и в других частях храма. Например, медальоны колесниц храма Сурья, а также ануратские произведения искусства Джагамоханы изображают Вишну, Шиву, Гаджалакшми , Парвати , Кришну , Нарасимху и других божеств. [ 31 ] На джагамохане также можно найти скульптуры ведических божеств, таких как Индра , Агни , Кубера , Варуна и Адитья . [ 32 ]

Храм следует традиционному стилю архитектуры Калинга . Он ориентирован на восток, так что первые лучи восхода солнца падают на главный вход. [ 2 ] Храм, построенный из хондалитских скал, [ 33 ] [ 34 ] Первоначально он был построен в устье реки Чандрабхага, но с тех пор уровень воды отступил. [ нужна ссылка ] Колеса храма представляют собой солнечные часы, по которым можно рассчитать время с точностью до минуты. [ 35 ]

Другие храмы и памятники

[ редактировать ]

В комплексе Храма Солнца в Конарке есть руины множества вспомогательных святынь и памятников вокруг главного храма. Некоторые из них включают в себя:

  • Храм Маядеви - расположен на западе. Он датируется концом 11 века, раньше, чем главный храм. [ 36 ] Он состоит из святилища, мандапы и открытой платформы перед ней. Он был обнаружен во время раскопок, проводившихся между 1900 и 1910 годами. Ранние теории предполагали, что он был посвящен жене Сурьи и поэтому назван Храмом Маядеви. Однако более поздние исследования показали, что это тоже был храм Сурья, хотя и более старый, который был включен в комплекс при строительстве монументального храма. [ 37 ] В этом храме также имеется множество резьб, а квадратная мандапа покрыта сапта-ратхой . В святилище этого храма Сурья находится Натараджа . Среди других божеств внутри - поврежденный Сурья, держащий лотос, а также Агни, Варуна, Вишну и Вайю. [ 38 ]
  • Вайшнавов Храм . Расположен к юго-западу от так называемого храма Маядеви. Он был обнаружен во время раскопок в 1956 году. Это открытие имело большое значение, поскольку подтвердило, что комплекс Храма Солнца в Конарке уважает все основные индуистские традиции и не является исключительным местом поклонения для вайшнавов. Культ сауры , как считалось ранее. Это небольшой храм со скульптурами Баларамы , Варахи и Ваманы -Тривикрамы в святилище, что указывает на то, что он является вайшнавским храмом. На этих изображениях изображены дхоти и множество украшений. Главный идол святилища отсутствует, как и изображения из некоторых ниш храма. [ 39 ] Значение этого места как места паломничества вайшнавов подтверждается в вайшнавских текстах. Например, Чайтанья , учёный начала XVI века и основатель Гаудия-вайшнавизма, посетил храм Конарк и помолился в его помещениях. [ 40 ]
  • Кухня . Этот памятник находится к югу от бхога мандапы (кормового зала). Его тоже обнаружили при раскопках в 1950-х годах. Он включает в себя средства для подачи воды, цистерны для хранения воды, стоки, пол для приготовления пищи, углубления в полу, вероятно, для растирания специй или зерна, а также несколько тройных печей ( чула ) для приготовления пищи. Это сооружение могло предназначаться для торжественных случаев или быть частью общественного зала для кормления. [ 41 ] По мнению Томаса Дональдсона, кухонный комплекс мог быть добавлен немного позже первоначального храма. [ 42 ]
  • Колодец 1. Этот памятник расположен к северу от кухни, ближе к ее восточному флангу, вероятно, был построен для подачи воды на общественную кухню и бхога мандапу . Рядом с колодцем находятся мандапа с колоннами и пять построек, некоторые из которых имеют полукруглые ступени, роль которых неясна. [ 43 ]
  • Колодец 2. Этот памятник и связанные с ним конструкции находятся перед северной лестницей главного храма, с подставками для ног, платформой для мытья и системой слива промывочной воды. Вероятно, он был предназначен для использования паломниками, прибывающими в храм. [ 44 ]

Коллекцию упавших скульптур можно увидеть в Археологическом музее Конарка , который поддерживается Археологической службой Индии . [ 45 ] Считается, что обрушившаяся верхняя часть храма была усеяна множеством надписей. [ 46 ]

Панорамный вид на Храм Солнца в Конарке

Конарк в текстах

[ редактировать ]

Конарк, также упоминаемый в индийских текстах под названием Кайнапара , был важным торговым портом в первые века нашей эры. [ 47 ] Нынешний храм Конарка датируется 13   веком, хотя данные свидетельствуют о том, что храм Солнца был построен в районе Конарка как минимум к 9   веку. [ 48 ] В нескольких Пуранах упоминаются центры поклонения Сурье в Мундире, который, возможно, был более ранним названием Конарка, Калаприи (Матхура) и Мултана (ныне в Пакистане). [ 49 ] Согласно « Мадала Панджи» , когда-то в этом регионе был еще один храм, построенный Пундара Кесари. Возможно, он был Пуранджайей, правителем династии Сомавамши в VII веке . [ 50 ]

Строительство

[ редактировать ]

Нынешний храм приписывается Нарасимхадеву I из династии Восточная Ганга , р. 1238–1264   гг. н.э.– . Это один из немногих индуистских храмов, чьи записи о планировании и строительстве, написанные на санскрите письмом Одиа, сохранились в виде рукописей на пальмовых листьях, обнаруженных в деревне в 1960-х годах и впоследствии переведенных. [ 51 ] Храм спонсировался королем, а его строительством руководил Шива Самантарайя Махапатра. Он был построен недалеко от старого храма Сурьи. Скульптура в святилище старого храма была повторно освящена и включена в новый, более крупный храм. Эта хронология развития храма подтверждается множеством надписей на медных пластинах той эпохи, когда храм Конарка назывался «великим коттеджем». [ 40 ]

По словам Джеймса Харла, храм, построенный в 13   веке, состоял из двух основных сооружений: танцевальной мандапы и большого храма ( деул ). Меньшая мандапа — это структура, которая выживает; Великий Деул рухнул где-то в конце 16   века или позже. По словам Харла, первоначальный храм «изначально должен был иметь высоту около 225 футов (69 м)», но остались только части его стен и декоративная лепнина. [ 5 ]

Повреждения и руины

[ редактировать ]
Литографическая «Древняя архитектура в Индостане» (1847 г.) , пластина из книги Джеймса Фергюссона на которой изображена сохранившаяся часть главной башни.

До реставрации храм находился в руинах. Продолжаются предположения относительно причины разрушения храма. Ранние теории утверждали, что храм так и не был завершен и рухнул во время строительства. Этому противоречат текстовые свидетельства и свидетельства надписей. Надпись на медной пластине Кендули, датированная 1384 годом   н.э. времен правления Нарасимхи   IV, по-видимому, указывает на то, что храм не только был завершен, но и был активным местом поклонения. Другая надпись гласит, что в храме были освящены различные божества, что также предполагает завершение строительства храма. [ 52 ] В неиндуистском текстовом источнике, Акбара тексте эпохи « Айн-и-Акбари» Абул Фазла , датированном 16   веком, упоминается храм Конарк, [ 40 ] описывая его как процветающее место с храмом, который «поражал посетителей своим видом», без упоминания о руинах. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] Считается, что Калапахад, новообращенный мусульманин-полководец 16-го века, напал на этот храм около 1568 года. [ 55 ] [ 56 ] Двести лет спустя, во время правления маратхов в Одише в 18 веке, святой маратх нашел храм заброшенным и покрытым зарослями. Маратхи перенесли храмовую стамбху Аруна (столб с восседающим на нем Аруной, возничим) ко входу в Львиные ворота храма Джаганнатха в Пури.

В текстах XIX века упоминаются руины, а это означает, что храм был поврежден намеренно или по естественным причинам где-то между 1556 и 1800 годами   нашей эры. После того, как Храм Солнца перестал привлекать верующих, Конарк опустел и на долгие годы исчез в густых лесах. [ 57 ]

По словам Томаса Дональдсона, данные свидетельствуют о том, что повреждения и разрушенное состояние храма могут быть датированы концом 16-   го - началом 17-го   века на основании записей различных обследований и ремонтов, найденных в текстах начала 17-го века. В них также отмечается, что храм оставался местом поклонения в начале 17   века. В этих записях не указано, использовались ли руины верующими для собраний и поклонения, или часть поврежденного храма все еще использовалась для какой-то другой цели. [ 58 ]

Столп Аруны

[ редактировать ]

В последней четверти 18-го века Аруна стамбху ( столп Аруны снял со входа в храм Конарк ) и поместил его у Сингха-двары (Львиных ворот) храма Джаганнатхи в Пури. Маратха -брахмачари по имени Госвейн (или Госвами) ). [ 59 ] [ 60 ] Столб, сделанный из монолитного хлорита, имеет высоту 33 фута 8 дюймов (10,26 м) и посвящен Аруне , возничему бога Солнца. [ 60 ]

Усилия по сохранению

[ редактировать ]
Акварель, изображающая двух европейских офицеров с собакой, исследующих интерьер, 1812 год.

В 1803 году Морской совет Ост-Индии обратился к генерал-губернатору Бенгалии с просьбой принять меры по сохранению. Однако единственной природоохранной мерой, принятой в то время, был запрет на дальнейший вывоз камней с территории. Из-за отсутствия структурной поддержки последняя сохранившаяся часть главного храма, небольшая сломанная изогнутая часть, рухнула в 1848 году. [ 61 ] Главный храм сейчас полностью утрачен. [ 62 ]

Тогдашний раджа Хурды, который обладал юрисдикцией над этим регионом в начале 19   века, вывез несколько камней и скульптур, чтобы использовать их в храме, который он строил в Пури. При этом были разрушены несколько ворот и несколько скульптур. [ 63 ] В 1838 году Азиатское общество Бенгалии потребовало предпринять усилия по сохранению, но просьбы были отклонены, и были приняты только меры по предотвращению вандализма. [ 61 ]

В 1859 году Азиатское общество Бенгалии предложило, а в 1867 году попыталось переместить архитрав храма Конарк, изображающий наваграху, в Индийский музей в Калькутте. Эта попытка была прекращена, поскольку средства закончились. [ 61 ] В 1894 году тринадцать скульптур были перевезены в Индийский музей. Местное индуистское население возражало против дальнейшего повреждения и удаления руин храма. Правительство издало приказ уважать местные настроения. [ 61 ] В 1903 году, когда поблизости были предприняты крупные раскопки, тогдашний вице-губернатор Бенгалии Ж.   А. Бурдиллон приказал запечатать храм и засыпать его песком, чтобы предотвратить обрушение Джагамоханы . К 1905 году Мухасала и Ната Мандир были отремонтированы. [ 52 ] [ 64 ]

Звукосветовое шоу в храме Конарк

В 1906 году деревья казуарина и таману были посажены лицом к морю, чтобы обеспечить защиту от песчаных ветров. [ 61 ] В 1909 году храм Маядеви был обнаружен при расчистке песка и мусора. [ 61 ] В 1984 году храм получил объекта Всемирного наследия статус ЮНЕСКО . [ 2 ]

8 сентября 2022 года ASI приступило к вывозу песка из Джагамоханы , который будет завершен через три года. Внутри храма будут установлены необходимые опоры из балок из нержавеющей стали и проведен ремонт. [ 62 ]

Храм Солнца отмечает высшую точку стиля Одиша в архитектуре Нагара . [ 65 ]

Нобелевский лауреат Тагор писал:

Здесь язык камня превосходит язык человека.

Прием храма в колониальную эпоху варьировался от похвалы до насмешек. Эндрю Стерлинг, администратор ранней колониальной эпохи и комиссар Каттака, подверг сомнению мастерство архитекторов 13-го века, но также написал, что храм имел «атмосферу элегантности в сочетании с массивностью всей конструкции, что дает ему немалое право на долю восхищения», добавив, что скульптура обладала «такой степенью вкуса, приличия и свободы, которая выдержала бы сравнение с некоторыми из наших лучших образцов готического архитектурного орнамента». [ 68 ] Викторианское мышление видело порнографию в произведениях Конарка и задавалось вопросом, почему не было «стыда и вины в этом удовольствии от грязи», в то время как Алан Уоттс заявил, что не было никакой понятной причины отделять духовность от любви, секса и религиозного искусства. [ 69 ] По словам Эрнеста Бинфилда Хавелла , храм Конарка является «одним из величайших сохранившихся образцов индийской скульптуры», добавив, что они выражают «столько же огня и страсти, как и величайшее европейское искусство», например, найденное в Венеции. [ 70 ]

Культурное значение

[ редактировать ]

Религия часто находится в центре культурного самовыражения Одиа (ранее Ориссана), и Конарк занимает в ней важное место как часть Золотого Треугольника ( Храм Джаганнатха в Пури и завершающий его Храм Лингараджи в Бхубанешваре ), который представляет собой вершину культурного самовыражения. Каменная кладка и храмовая архитектура Одии (ранее Ориссана).

Литература

[ редактировать ]

О Конарке написано множество стихов, рассказов и романов, большинство из которых исследуют, расширяют или переосмысливают трагедии, присущие легендам и рассказам о храме. Совсем недавно книга стихов Моханджита «Коне да Сурадж», посвященная Конарку, получила премию «Оскар» имени Кендры Сахитьи (одну из высших наград в области литературы в Индии) за язык пенджаби . [ 71 ]

Ниже приводится список известных литературных произведений Одиа, основанных на Конарке или вдохновленных им:

  1. Сачидананда Рутрей был второй Одиа, получившей премию Джнанпитх , считающуюся высшей литературной наградой в Индии. [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ] Его самое известное произведение — длинная поэма «Баджи Рут» , в которой повествуется история мужества и самопожертвования ребенка, похожая на историю о Дхармападе и его жертве ради каменщиков, построивших Конарк. Он написал множество стихотворений по мотивам легенд Конарки:
    1. Храм Бханга
    2. Конарк
  2. Гопабандху Дас был известным общественным деятелем и писателем в Индии до обретения независимости, который сыграл важную роль в формировании штата Одиша . Его эпическая поэма «Дхармапада» . [ 75 ] является одной из вех в литературе Одиа. [ 76 ]
  3. Маядхар Мансингх - известный поэт и писатель Одиа, который был широко известен романтическими и эротическими метафорами в своих произведениях, за что получил прозвище Премика каби (поэт-любовник) . Его стихи о Конарке включают:
    1. Конарк
    2. Конаркара Лашья Лила
    3. Мумуршу Конарка
  4. Манодж Дас — знаменитый писатель Одиа, удостоенный премии Кендры Сахитьи Академии , а также многих других наград. Его второй сборник стихов « Кабита Уткала » (опубликованный в 2003 году) содержит четыре стихотворения о Конарке.
    1. Дхармапада: Нирбхул Тикана
    2. Брунтахина Пхулара Стхапати: Сибей Сантара
    3. Конарк Сандхане
    4. Калапахадара Трушна: Рамачанди
  5. Пратибха Рэй — современный писатель Одиа и автор рассказов, добившийся как критического, так и коммерческого успеха. Ее книга «Шилападма» (опубликованная в 1983 году) получила премию «Оскар» Одиши Сахитьи и была переведена на шесть других языков. [ 77 ]

Кроме того, Храм Солнца является местом действия «Толкователя болезней », рассказа из Джумпы Лахири, получившего премию . Пулитцеровскую одноименного сборника

В геральдике

[ редактировать ]
Эмблема Одиши

составляет основу государственного герба Одиши Статуя Воина и Коня, найденная на территории храма , .

В денежной купюре

[ редактировать ]
Индийская банкнота достоинством 10 рупий (реверс)

Этот храм изображен на обратной стороне новой серии Махатмы Ганди банкноты номиналом 10 фунтов стерлингов . [ 11 ]

Исторические образы

[ редактировать ]

Фотографии текущего дня

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б с д и Конарк: Индия. Архивировано 31 июля 2018 года в Wayback Machine , Британская энциклопедия.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж «Храм Солнца, Конярак» . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 27 апреля 2013 года . Проверено 3 мая 2013 г.
  3. ^ Сен, Сайлендра (2013). Учебник средневековой истории Индии . Книги Примуса. стр. 121–122. ISBN  978-9-38060-734-4 .
  4. ^ Индийская история . Тата МакГроу-Хилл Образование. 1960. с. 2. ISBN  978-0-07-132923-1 . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 3 мая 2013 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. стр. 251–254. ISBN  978-0-300-06217-5 . Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
  6. ^ Jump up to: а б с Линда Кей Дэвидсон; Дэвид Мартин Гитлиц (2002). Паломничество: От Ганга до Грейсленда: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 318–319. ISBN  978-1-57607-004-8 . Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 30 сентября 2016 г.
  7. ^ Jump up to: а б Томас Дональдсон (2005). Конарк . Издательство Оксфордского университета. стр. 15–28. ISBN  978-0-19-567591-7 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
  8. ^ Томас Дональдсон (2005). Конарк . Издательство Оксфордского университета. п. 28. ISBN  978-0-19-567591-7 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
  9. ^ Jump up to: а б с Дебала Митра 1968 , с. 3.
  10. ^ Льюис Сидней Стюард О'Мэлли (2007). Справочник Бенгальского округа: Пури . Концептуальное издательство. п. 283. ИСБН  978-81-7268-138-8 . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 3 мая 2013 г.
  11. ^ Jump up to: а б «RBI выпустит новые банкноты номиналом 10 рупий с мотивом Храма Солнца в Конарке» . Архивировано из оригинала 30 июля 2021 года . Проверено 12 декабря 2020 г.
  12. ^ Каруна Сагар Бехера (2005). Конарк: Черная пагода Правительство Индии Пресс. стр. 100-1 1–2 ISBN  978-81-230-1236-0 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 1 января 2018 г.
  13. ^ Т. Ричард Блертон (1993). Индуистское искусство . Издательство Гарвардского университета. п. 208. ИСБН  978-0-674-39189-5 . Архивировано из оригинала 30 июня 2016 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
  14. ^ Jump up to: а б Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. стр. 399–401. ISBN  978-0-14-341421-6 . Архивировано из оригинала 10 декабря 2019 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
  15. ^ Хизер Элгуд (2000). Индуизм и религиозные искусства . Академик Блумсбери. стр. 80–81. ISBN  978-0-304-70739-3 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
  16. ^ Дебала Митра 1968 , стр. 38.
  17. ^ Jump up to: а б с «Официальный сайт: Храм Солнца» . Департамент туризма правительства штата Орисса. Архивировано из оригинала 27 июня 2013 года . Проверено 3 мая 2013 г.
  18. ^ Jump up to: а б с д и Дебала Митра 1968 , стр. 24–25.
  19. ^ Jump up to: а б Капила Вацяян (1997). Площадь и Круг индийских искусств . Абхинав. стр. 88–91, 96–100. ISBN  978-81-7017-362-5 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 10 ноября 2017 г. .
  20. ^ Jump up to: а б Ананда К. Кумарасвами 1985 , с. 116.
  21. ^ Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма (1966). Силпа Пракаса Средневековый ориссанский санскритский текст о храмовой архитектуре . Брилл. OCLC   999775106 . Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
  22. ^ Jump up to: а б Дебала Митра 1968 , стр. 27–29.
  23. ^ Jump up to: а б с д Дебала Митра 1968 , стр. 29–31.
  24. ^ Jump up to: а б Дебала Митра 1968 , стр. 31–33.
  25. ^ Король Нарасимха и его духовный наставник: Храм Конарак. Архивировано 10 ноября 2017 года в Wayback Machine , Музей Виктории и Альберта, Великобритания; Цитата: «В этой скульптуре из Конарака Нарасимха изображен со своим гуру, вероятно, йогом Ачарираджем. Будучи царем, Нарасимха, названный в честь «человеко-льва» воплощения индуистского бога Вишну, правил Одишей и соседними регионами восточной Индии с 1238 по 1264. Он осуществлял политический контроль над регионом, в котором был построен храм Солнца, и был фактическим покровителем храма, однако он показан меньшим, чем его Гуру сидит, скрестив ноги, с поднятой рукой в ​​объясняющем жесте. У бородатого короля, сидящего в центре скульптуры, нет всех королевских символов. Вместо этого его меч лежит на земле перед ним. из оружия он держит рукопись из пальмовых листьев, оригинальное средство для переписывания священных текстов в Индии. Рядом с королем стоят два слуги: один сидит и читает рукопись из пальмовых листьев, другой стоит, сложив руки, демонстрируя искусство. В нижнем регистре, в меньшем масштабе, стоят четыре воина со щитами и оружием».
  26. ^ Дебала Митра 1968 , стр. 38–41.
  27. ^ Дебала Митра 1968 , стр. 41–47, 61–64.
  28. ^ «Храм Солнца в Конараке: скульптуры Митхуны» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 20 июля 2013 года . Проверено 17 мая 2011 г.
  29. ^ Дебала Митра 1968 , стр. 79–81.
  30. ^ Дебала Митра 1968 , стр. 46–48.
  31. ^ Дебала Митра 1968 , стр. 49–51.
  32. ^ Дебала Митра 1968 , стр. 52–54, 65–67.
  33. ^ Н. Ченна Кесавулу (2009). Учебник инженерной геологии . Макмиллан Паблишерс Индия Лимитед. п. 188. ИСБН  978-0-230-63870-9 . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 27 июля 2013 г.
  34. ^ ПК Варгезе (2012). Инженерная геология для инженеров-строителей . PHI Learning Pvt. ООО с. 126. ИСБН  978-81-203-4495-2 . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 2 августа 2013 г.
  35. ^ Прахарадж, Маярани (декабрь 2015 г.). «Астрономическое наследие: Храм Солнца-Конарк» . Журнал Индийского института архитекторов . 80 (12): 17. Архивировано из оригинала 30 июля 2021 года . Проверено 8 мая 2017 г.
  36. ^ «Объекты всемирного наследия: Храм Солнца в Конараке» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 22 мая 2013 года . Проверено 17 мая 2013 г.
  37. ^ Дебала Митра 1968 , стр. 86–89.
  38. ^ Дебала Митра 1968 , стр. 86–93.
  39. ^ Дебала Митра 1968 , стр. 96–100.
  40. ^ Jump up to: а б с Н. С. Рамасвами (1971). Индийские памятники . Абхинав. стр. 161–163. ISBN  978-0-89684-091-1 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 30 сентября 2016 г.
  41. ^ Дебала Митра 1968 , стр. 101–103.
  42. ^ Томас Дональдсон (2005). Конарк . Издательство Оксфордского университета. стр. 34, 75. ISBN.  978-0-19-567591-7 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
  43. ^ Дебала Митра 1968 , стр. 103–105.
  44. ^ Дебала Митра 1968 , стр. 105–106.
  45. ^ «Археологический музей, Конарак» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 10 августа 2013 года . Проверено 17 мая 2013 г.
  46. ^ Хабиб, Ирфан (2007). Средневековая Индия изучение цивилизации . Национальный книжный фонд, Индия. п. 49. ИСБН  978-81-237-5255-6 .
  47. ^ Хелейн Селин (2008). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер. п. 1731. ISBN  978-1-4020-4559-2 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 2 августа 2013 г.
  48. ^ Линда Кей Дэвидсон; Дэвид Мартин Гитлиц (2002). Паломничество: От Ганга до Грейсленда: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 318. ИСБН  978-1-57607-004-8 . Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 27 июля 2013 г.
  49. ^ Джон М. Розенфилд (1967). Династические искусства кушанов. [Мит Факс.] . Издательство Калифорнийского университета. п. 195. GGKEY:0379L32LPNJ. Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 27 июля 2013 г.
  50. ^ «Храм Солнца в Конарке: Введение» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 20 мая 2013 года . Проверено 29 июля 2013 г.
  51. ^ Бонер, Элис; Даса, Раджендра Прасад; Рат Шарма, Садашива (1972), Новый свет на Храм Солнца в Конарке: четыре неопубликованные рукописи, относящиеся к истории строительства и ритуалу этого храма , Офис санскритской серии Чоукхамба
  52. ^ Jump up to: а б с «Конарак, Консервация» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 9 августа 2013 года . Проверено 27 июля 2013 г.
  53. ^ Доктор Бенудхар Патра (апрель 2006 г.). «Древность Аркакшетры Конарк» (PDF) . Обзор Ориссы . Правительство Одиши. Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 июля 2013 г.
  54. ^ Томас Дональдсон (2005). Конарк . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–3. ISBN  978-0-19-567591-7 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
  55. ^ «Храм Чаусат Йогини в Хирапуре – ЖЕМЧУЖИНА ОДИШИ 9-го века н.э.» . Анурадха Гоял. февраль 2020.
  56. ^ Патнаик, Дурга Прасад (1989). Офорты на пальмовых листьях Одиши . Публикации Абхинава. п. 4. ISBN  9788170172482 . Проверено 25 октября 2012 г.
  57. ^ Махендра Нараян Бехера (2003). Браунисследование язычества: книга по индологии . Университетское издательство Америки. стр. 146–147. ISBN  978-0-7618-2652-1 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
  58. ^ Томас Дональдсон (2005). Конарк . Издательство Оксфордского университета. стр. 16–28. ISBN  978-0-19-567591-7 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
  59. ^ Нараян Мишра (2007). Летопись и древности храма Джаганнатхи Саруп и сыновья. п. 19. ISBN  978-81-7625-747-3 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 1 августа 2013 г.
  60. ^ Jump up to: а б Праджня Парамита Бехера (июнь 2004 г.). «Столпы почтения Господу Джаганнатхе» (PDF) . Обзор Ориссы . Правительство Одиши. Архивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2014 года . Проверено 1 августа 2013 г.
  61. ^ Jump up to: а б с д и ж «Консервация Конарка» . Правительство Одиши. Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 1 августа 2013 г.
  62. ^ Jump up to: а б Барик, Сатьясундар (9 сентября 2022 г.). «Спустя столетие ASI начинает убирать песок из Храма Солнца в Конарке» . Индус . ISSN   0971-751X . Проверено 9 сентября 2022 г.
  63. ^ Н. С. Рамасвами (1971). Индийские памятники . Публикации Абхинава. п. 166. ИСБН  978-0-89684-091-1 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 2 августа 2013 г.
  64. ^ Сандип Мишра (10 июля 2010 г.). «Храм Солнца Ориссы» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Проверено 27 июля 2013 г.
  65. ^ Ананда К. Кумарасвами 1985 , стр. 115–116.
  66. ^ Маниш Теликич Чары (2 февраля 2009 г.). Индия: нация в движении: обзор народа, культуры, истории, экономики, ИТ-индустрии Индии и многого другого . iUniverse. п. 389. ИСБН  978-1-4401-1635-3 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 17 мая 2013 г.
  67. ^ Мулк Радж Ананд; Маядхар Мансинха; Чарльз Луи Фабри (1968). Конарак . Публикации Марга. п. 4. Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 10 ноября 2017 г. .
  68. ^ Н. С. Рамасвами (1971). Индийские памятники . Абхинав. стр. 163–166. ISBN  978-0-89684-091-1 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 30 сентября 2016 г.
  69. ^ Дэвид Копф (1985), Сексуальная двойственность в западных исследованиях индуистской Индии: история идеи шакто-тантризма, Сравнительный обзор цивилизаций, том 13, номер 13, страницы 149–150
  70. ^ У Смита (2012). Искусство Индии . Паркстоун. стр. 109–112. ISBN  978-1-78042-880-2 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 10 ноября 2017 г. .
  71. ^ «Премия Академии Сахитьи за Моханджита» . Трибьюн Индия . 6 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2019 года . Проверено 12 февраля 2019 г.
  72. ^ «Джнанпитх — Премия Индийской литературной премии» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 12 февраля 2019 г.
  73. ^ «8 индийских литературных премий, продвигающих индийскую письменность» . Любопытный читатель . 6 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 12 февраля 2019 г.
  74. ^ «Литературная премия Индии — Премия Джнанпита (mapsofindia)» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 12 февраля 2019 г.
  75. ^ «Дхармапада Гопабандху даса» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 12 февраля 2019 г.
  76. ^ «10 вещей, которые нужно знать об Уткалмани Гопабандху Дасе» . Одиша Сан Таймс. Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 12 февраля 2019 г.
  77. ^ «Ассам знакомится с литературными способностями губернатора — Times of India» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 12 февраля 2019 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 209d3802b51218da55bbbc16e4187527__1722308280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/20/27/209d3802b51218da55bbbc16e4187527.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Konark Sun Temple - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)