Конарк Храм Солнца
Конарк Храм Солнца | |
---|---|
![]() Основное строение Храма Солнца | |
Религия | |
Принадлежность | индуизм |
Округ | Пури |
Божество | Сурья ( Солнце ) |
Фестиваль | Чандрабхага Мелан |
Руководящий орган | НО |
Расположение | |
Расположение | Конарк , район Пури , Одиша , Индия |
Состояние | Одиша |
Страна | Индия |
Географические координаты | 19 ° 53'15 "N 86 ° 5'41" E / 19,88750 ° N 86,09472 ° E |
Архитектура | |
Стиль | Калинга |
Создатель | Нарасингха Дева I |
Завершенный | в. 1250 |
Площадь сайта | 10,62 га (26,2 акра) |
Веб-сайт | |
Конарк | |
Расположение | Конарк, Одиша , Индия |
Критерии | Культурные: (i)(iii)(vi) |
Ссылка | 246 |
Надпись | 1984 г. (8-я сессия ) |
Храм Солнца в Конарке , построенный в 13 веке нашей эры — это индуистский Солнца храм в Конарке, примерно в 35 километрах (22 милях) к северо-востоку от города Пури на побережье в районе Пури , Одиша, Индия . [ 1 ] [ 2 ] Храм приписывается царю Нарасингхе Деве I из династии Восточная Ганга около 1250 года нашей эры . [ 3 ] [ 4 ]
Остатки храмового комплекса, посвященные индуистскому богу Солнца Сурье , имеют вид колесницы высотой 100 футов (30 м) с огромными колесами и лошадьми, вырезанными из камня. Когда-то высота превышала 200 футов (61 м), [ 1 ] [ 5 ] большая часть храма сейчас находится в руинах, в частности большая башня шикара над святилищем; одно время он поднялся намного выше, чем мандапа сохранившаяся . Сохранившиеся структуры и элементы славятся своими сложными произведениями искусства, иконографией и темами, включая эротические камы и митхуны сцены . Также называемый Сурья Девалая , это классическая иллюстрация архитектурного стиля Одиши или архитектуры Калинга . [ 1 ] [ 6 ]
Причина разрушения храма Конарка неясна и до сих пор остается источником споров. [ 7 ] Теории варьируются от естественного ущерба до преднамеренного разрушения храма во время его нескольких разграблений мусульманскими армиями в период с 15 по 17 века. [ 1 ] [ 7 ] Этот храм еще в 1676 году назывался «Черной пагодой » в рассказах европейских моряков, потому что он выглядел как огромная многоярусная башня, казавшаяся черной. [ 6 ] [ 8 ] Точно так же храм Джаганнатхи в Пури называли «Белой пагодой». Оба храма служили важными ориентирами для моряков в Бенгальском заливе . [ 9 ] [ 10 ] Существующий сегодня храм был частично восстановлен благодаря усилиям археологов времен Британской Индии. Объявлен ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия в 1984 году. [ 1 ] [ 2 ] он остается основным местом паломничества индуистов , которые собираются здесь каждый год на Чандрабхага Мела примерно в феврале. [ 6 ]
Храм Солнца в Конарке изображен на обратной стороне индийской банкноты номиналом 10 рупий, что свидетельствует о его важности для индийского культурного наследия. [ 11 ]
Этимология
[ редактировать ]Название Конарк ( Конарка) происходит от сочетания санскритских слов Кона (угол или угол) и Арка (солнце). [ 9 ] Контекст термина Кона неясен, но, вероятно, относится к юго-восточному расположению этого храма либо внутри более крупного храмового комплекса, либо по отношению к другим храмам Солнца на субконтиненте. [ 12 ] Арка Сурье к индуистскому богу солнца . относится [ 9 ]
Расположение
[ редактировать ]Храм расположен в одноименной деревне (ныне территория NAC) примерно в 35 километрах (22 милях) к северо-востоку от Пури и в 65 километрах (40 миль) к юго-востоку от Бхубанешвара на побережье Бенгальского залива в индийском штате Одиша . Ближайший аэропорт — аэропорт Биджу Патнаик в Бхубанешваре, Одиша. И Пури , и Бхубанешвар являются крупными железнодорожными узлами, соединенными Индийскими железными дорогами.
Архитектурное описание
[ редактировать ]Храм Солнца в Конарке был построен в 1250 году н.э. во время правления царя Восточной Ганги Нарасимхадевы-1 из камня в виде гигантской орнаментированной колесницы, посвященной богу Солнца Сурье . В индуистской ведической иконографии Сурья изображается восходящим на востоке и быстро путешествующим по небу в колеснице, запряженной семью лошадьми. Обычно его описывают как великолепного стоящего человека, держащего цветок лотоса в обеих руках, едущего на колеснице, которую возглавляет возничий Аруна. [ 13 ] [ 14 ] Семь лошадей названы в честь семи метров санскритской просодии : Гаятри, Брихати, Ушних, Джагати, Триштубх, Ануштубх и Панкти. [ 14 ] По бокам Сурьи обычно можно увидеть двух женщин, которые представляют богинь рассвета, Ушу и Пратюшу. Богини изображены стреляющими стрелами, что является символом их инициативы в борьбе с тьмой. [ 15 ] Архитектура также символична: двенадцать пар колес колесницы соответствуют 12 месяцам индуистского календаря, каждый месяц объединен в два цикла (Шукла и Кришна). [ 16 ]
Храм Конарка представляет эту иконографию в большом масштабе. Он имеет 24 искусно вырезанных каменных колеса диаметром почти 12 футов (3,7 м), которые тянут семь лошадей. [ 5 ] [ 2 ] [ 17 ] Если смотреть с суши во время рассвета и восхода солнца, кажется, что храм в форме колесницы появляется из глубин синего моря, неся с собой солнце. [ 18 ]
План храма включает в себя все традиционные элементы индуистского храма, расположенные в квадратном плане. По словам Капилы Вацьяяна , план земли, а также расположение скульптур и рельефов соответствуют геометрии квадрата и круга, формам, найденным в текстах дизайна храма Одиши, таких как Сильпасарини . [ 19 ] Эта структура мандалы отражает планы других индуистских храмов в Одише и других местах. [ 19 ]
Главный храм Конарка, который местные жители называли деул , больше не существует. Он был окружен дополнительными святынями, содержащими ниши, изображающие индуистских божеств, особенно Сурью во многих его аспектах. Деул был построен на высокой террасе. [ 5 ] Первоначально храм представлял собой комплекс, состоящий из главного святилища, называемого рекха деул или бада деул (буквально «большое святилище»). [ 18 ] Перед ним располагалось бхадра деул (буквально «маленькое святилище»), или джагамохана (буквально «зал собраний народа») ( его называли мандапой ). в других частях Индии [ 20 ] ). Пристроенная платформа называлась пида деул и представляла собой квадратную мандапу с пирамидальной крышей. [ 18 ] Все эти сооружения были квадратными по своей сути, и каждое было покрыто планом панчаратхи с пестрым внешним видом. [ 18 ] Центральный выступ, называемый раха , более выражен, чем боковые выступы, называемые каника-пага , стиль, который направлен на взаимодействие солнечного света и тени и добавляет визуальной привлекательности конструкции в течение дня. Руководство по дизайну этого стиля можно найти в Силпа Шастре древней Одиши. [ 18 ] [ 21 ]

в два раза шире, чем высота, и Стены джагамоханы имеют высоту 100 футов (30 м). Сохранившееся сооружение имеет три яруса по шесть пид в каждом. Они постепенно уменьшаются и повторяют более низкие модели. Пиды . разделены на террасы На каждой из этих террас стоят статуи музыкантов. [ 5 ] Главный храм и крыльцо Джагамохана состоят из четырех основных зон: платформы, стены, туловища и венчающей головы, называемой мастака . [ 22 ] Первые три квадратные, а мастака круглая. Главный храм и джагамохана различались по размеру, декоративному оформлению и дизайну. Это был ствол главного храма, который в средневековых текстах по индуистской архитектуре назывался Ганди , и который был давно разрушен. Святилище главного храма теперь лишено крыши и большинства оригинальных частей. [ 22 ]
На восточной стороне главного храма находится Ната мандира (букв. Храм танца). Он стоит на высокой платформе с замысловатой резьбой. Рельеф на платформе по стилю аналогичен рельефу на сохранившихся стенах храма. [ 5 ] Согласно историческим текстам, между главным храмом и Ната мандиром стояла Аруна стамбха (букв. «Столп Аруны»), но ее больше нет, потому что она была перенесена в Джаганнатху в Пури где-то во время тревожной истории этого храма. [ 5 ] По словам Харла, тексты предполагают, что первоначально комплекс был окружен стеной размером 865 футов (264 м) на 540 футов (160 м) с воротами с трех сторон. [ 5 ]
Храм Солнца был построен из трех видов камня. [ 23 ] Хлорит использовался для изготовления дверных перемычек и рам, а также некоторых скульптур. Латерит использовался для изготовления ядра платформы и лестниц возле фундамента. Хондалит использовался и для других частей храма. По словам Митры, хондалитский камень со временем выветривается быстрее, и это, возможно, способствовало эрозии и ускорило ущерб, когда части храмов были разрушены. [ 23 ] Ни один из этих камней не встречается в природе поблизости, и архитекторы и ремесленники, должно быть, добыли и перевезли камни из отдаленных источников, вероятно, используя реки и водные каналы вблизи этого места. [ 23 ] Затем каменщики создали тесаный камень , в котором камни были отполированы и обработаны так, чтобы стыки были едва заметны. [ 23 ]
В первоначальном храме было главное святилище ( вимана ), высота которого оценивается в 229 футов (70 м). [ 17 ] высокий. Главная вимана упала в 1837 году. Главный мандапы зал для аудиенций ( джагамохана ), высота которого составляет около 128 футов (39 м), все еще стоит и является основным сооружением среди сохранившихся руин. Среди сооружений, сохранившихся до наших дней, — танцевальный зал ( Ната мандира ) и столовая ( Бхога мандапа ). [ 2 ] [ 17 ]
Рельефы и скульптура
[ редактировать ]Стены храма от основания храма до элементов венчания украшены рельефами, многие из которых отделаны миниатюрными деталями ювелирного качества. На террасах установлены каменные статуи музыкантов мужского и женского пола, держащих различные музыкальные инструменты, включая вину, мардалу , джини, [ 24 ] Другие крупные произведения искусства включают скульптуры индуистских божеств, апсар и изображения повседневной жизни и культуры людей ( сцены артхи и дхармы ), различных животных , водных существ, птиц, легендарных существ и фризы, повествующие индуистские тексты. Резьба включает чисто декоративные геометрические узоры и растительные мотивы. [ 24 ] На некоторых панелях изображены изображения из жизни короля, например, тот, на котором он получает совет от гуру , где художники символически изобразили короля намного меньшим, чем гуру, с королевским мечом, лежащим на земле рядом с ним. [ 25 ]
Слой упаны ) в нижней части платформы содержит фризы с изображением слонов, марширующих воинов, музыкантов, а также изображения , ( лепки изображающие светскую жизнь народа, в том числе сцены охоты, караван домашних животных, людей, несущих припасы на голове или с помощь воловьей повозки, путники, готовящие еду вдоль дороги, праздничные шествия. [ 26 ] На других стенах можно найти изображения, изображающие повседневную жизнь элиты, а также простых людей. Например, показано, как девочки заламывают мокрые волосы, стоят у дерева, смотрят из окна, играют с домашними животными, красятся, глядя в зеркало, играют на музыкальных инструментах, таких как вина , прогоняют обезьяну, которая пытается вырывают вещи, семья прощается со своей пожилой бабушкой, которая, кажется, одета для паломничества, мать, благословляющая сына, учитель с учениками, йог во время стоячей асаны , воин, которого приветствуют намасте , мать с ее ребенок, старуха с тростью и миской в руках, комические персонажи и другие. [ 27 ]
Храм Конарк также известен своими эротическими скульптурами майтхунас . [ 28 ] На них изображены пары на разных стадиях ухаживания и близости, а в некоторых случаях и темы коитала. Эти изображения, известные в колониальную эпоху своим раскованным прославлением сексуальности, включены в другие аспекты человеческой жизни, а также в божества, которые обычно ассоциируются с тантрой . Это заставило некоторых предположить, что эротические скульптуры связаны с традицией вама марга (тантры левой руки). [ 5 ] Однако это не подтверждается местными литературными источниками, и эти изображения могут быть теми же сценами камы и митхуны , которые используются в искусстве многих индуистских храмов. [ 5 ] храма Эротические скульптуры находятся на Шикхаре и иллюстрируют все бандхи ( формы мудры ), описанные в Камасутре . [ 20 ]
Другие крупные скульптуры были частью ворот храмового комплекса. К ним относятся львы в натуральную величину, покоряющие слонов, слоны, покоряющие демонов, и лошади. Главный столб, посвященный Аруне, называемый Аруна Стамбха , раньше стоял перед восточной лестницей крыльца. Он тоже был украшен сложной резьбой с горизонтальными фризами и мотивами. Сейчас он стоит перед храмом Джаганнатхи в Пури. [ 29 ]
Индуистские божества
[ редактировать ]Верхние уровни и терраса храма Солнца в Конарке содержат более крупные и значительные произведения искусства, чем нижний уровень. К ним относятся изображения музыкантов и мифологические повествования, а также скульптуры индуистских божеств, в том числе Дурга в ее аспекте Махишасурамардини, убивающая изменяющего форму демона-буйвола ( шактизм ), Вишну в его Джаганнатхи форме ( вайшнавизм ) и Шива как (значительно поврежденный) линга ( шиваизм ). Некоторые из наиболее хорошо сохранившихся фризов и скульптур были сняты и перевезены в музеи Европы и крупных городов Индии до 1940 года. [ 30 ]
Индуистские божества изображены и в других частях храма. Например, медальоны колесниц храма Сурья, а также ануратские произведения искусства Джагамоханы изображают Вишну, Шиву, Гаджалакшми , Парвати , Кришну , Нарасимху и других божеств. [ 31 ] На джагамохане также можно найти скульптуры ведических божеств, таких как Индра , Агни , Кубера , Варуна и Адитья . [ 32 ]
Стиль
[ редактировать ]Храм следует традиционному стилю архитектуры Калинга . Он ориентирован на восток, так что первые лучи восхода солнца падают на главный вход. [ 2 ] Храм, построенный из хондалитских скал, [ 33 ] [ 34 ] Первоначально он был построен в устье реки Чандрабхага, но с тех пор уровень воды отступил. [ нужна ссылка ] Колеса храма представляют собой солнечные часы, по которым можно рассчитать время с точностью до минуты. [ 35 ]
Другие храмы и памятники
[ редактировать ]В комплексе Храма Солнца в Конарке есть руины множества вспомогательных святынь и памятников вокруг главного храма. Некоторые из них включают в себя:
- Храм Маядеви - расположен на западе. Он датируется концом 11 века, раньше, чем главный храм. [ 36 ] Он состоит из святилища, мандапы и открытой платформы перед ней. Он был обнаружен во время раскопок, проводившихся между 1900 и 1910 годами. Ранние теории предполагали, что он был посвящен жене Сурьи и поэтому назван Храмом Маядеви. Однако более поздние исследования показали, что это тоже был храм Сурья, хотя и более старый, который был включен в комплекс при строительстве монументального храма. [ 37 ] В этом храме также имеется множество резьб, а квадратная мандапа покрыта сапта-ратхой . В святилище этого храма Сурья находится Натараджа . Среди других божеств внутри - поврежденный Сурья, держащий лотос, а также Агни, Варуна, Вишну и Вайю. [ 38 ]
- Вайшнавов Храм . Расположен к юго-западу от так называемого храма Маядеви. Он был обнаружен во время раскопок в 1956 году. Это открытие имело большое значение, поскольку подтвердило, что комплекс Храма Солнца в Конарке уважает все основные индуистские традиции и не является исключительным местом поклонения для вайшнавов. Культ сауры , как считалось ранее. Это небольшой храм со скульптурами Баларамы , Варахи и Ваманы -Тривикрамы в святилище, что указывает на то, что он является вайшнавским храмом. На этих изображениях изображены дхоти и множество украшений. Главный идол святилища отсутствует, как и изображения из некоторых ниш храма. [ 39 ] Значение этого места как места паломничества вайшнавов подтверждается в вайшнавских текстах. Например, Чайтанья , учёный начала XVI века и основатель Гаудия-вайшнавизма, посетил храм Конарк и помолился в его помещениях. [ 40 ]
- Кухня . Этот памятник находится к югу от бхога мандапы (кормового зала). Его тоже обнаружили при раскопках в 1950-х годах. Он включает в себя средства для подачи воды, цистерны для хранения воды, стоки, пол для приготовления пищи, углубления в полу, вероятно, для растирания специй или зерна, а также несколько тройных печей ( чула ) для приготовления пищи. Это сооружение могло предназначаться для торжественных случаев или быть частью общественного зала для кормления. [ 41 ] По мнению Томаса Дональдсона, кухонный комплекс мог быть добавлен немного позже первоначального храма. [ 42 ]
- Колодец 1. Этот памятник расположен к северу от кухни, ближе к ее восточному флангу, вероятно, был построен для подачи воды на общественную кухню и бхога мандапу . Рядом с колодцем находятся мандапа с колоннами и пять построек, некоторые из которых имеют полукруглые ступени, роль которых неясна. [ 43 ]
- Колодец 2. Этот памятник и связанные с ним конструкции находятся перед северной лестницей главного храма, с подставками для ног, платформой для мытья и системой слива промывочной воды. Вероятно, он был предназначен для использования паломниками, прибывающими в храм. [ 44 ]
Коллекцию упавших скульптур можно увидеть в Археологическом музее Конарка , который поддерживается Археологической службой Индии . [ 45 ] Считается, что обрушившаяся верхняя часть храма была усеяна множеством надписей. [ 46 ]
История
[ редактировать ]Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Конарк в текстах
[ редактировать ]Конарк, также упоминаемый в индийских текстах под названием Кайнапара , был важным торговым портом в первые века нашей эры. [ 47 ] Нынешний храм Конарка датируется 13 веком, хотя данные свидетельствуют о том, что храм Солнца был построен в районе Конарка как минимум к 9 веку. [ 48 ] В нескольких Пуранах упоминаются центры поклонения Сурье в Мундире, который, возможно, был более ранним названием Конарка, Калаприи (Матхура) и Мултана (ныне в Пакистане). [ 49 ] Согласно « Мадала Панджи» , когда-то в этом регионе был еще один храм, построенный Пундара Кесари. Возможно, он был Пуранджайей, правителем династии Сомавамши в VII веке . [ 50 ]
Строительство
[ редактировать ]Нынешний храм приписывается Нарасимхадеву I из династии Восточная Ганга , р. 1238–1264 гг. н.э.– . Это один из немногих индуистских храмов, чьи записи о планировании и строительстве, написанные на санскрите письмом Одиа, сохранились в виде рукописей на пальмовых листьях, обнаруженных в деревне в 1960-х годах и впоследствии переведенных. [ 51 ] Храм спонсировался королем, а его строительством руководил Шива Самантарайя Махапатра. Он был построен недалеко от старого храма Сурьи. Скульптура в святилище старого храма была повторно освящена и включена в новый, более крупный храм. Эта хронология развития храма подтверждается множеством надписей на медных пластинах той эпохи, когда храм Конарка назывался «великим коттеджем». [ 40 ]
По словам Джеймса Харла, храм, построенный в 13 веке, состоял из двух основных сооружений: танцевальной мандапы и большого храма ( деул ). Меньшая мандапа — это структура, которая выживает; Великий Деул рухнул где-то в конце 16 века или позже. По словам Харла, первоначальный храм «изначально должен был иметь высоту около 225 футов (69 м)», но остались только части его стен и декоративная лепнина. [ 5 ]
Повреждения и руины
[ редактировать ]
До реставрации храм находился в руинах. Продолжаются предположения относительно причины разрушения храма. Ранние теории утверждали, что храм так и не был завершен и рухнул во время строительства. Этому противоречат текстовые свидетельства и свидетельства надписей. Надпись на медной пластине Кендули, датированная 1384 годом н.э. времен правления Нарасимхи IV, по-видимому, указывает на то, что храм не только был завершен, но и был активным местом поклонения. Другая надпись гласит, что в храме были освящены различные божества, что также предполагает завершение строительства храма. [ 52 ] В неиндуистском текстовом источнике, Акбара тексте эпохи « Айн-и-Акбари» Абул Фазла , датированном 16 веком, упоминается храм Конарк, [ 40 ] описывая его как процветающее место с храмом, который «поражал посетителей своим видом», без упоминания о руинах. [ 52 ] [ 53 ] [ 54 ] Считается, что Калапахад, новообращенный мусульманин-полководец 16-го века, напал на этот храм около 1568 года. [ 55 ] [ 56 ] Двести лет спустя, во время правления маратхов в Одише в 18 веке, святой маратх нашел храм заброшенным и покрытым зарослями. Маратхи перенесли храмовую стамбху Аруна (столб с восседающим на нем Аруной, возничим) ко входу в Львиные ворота храма Джаганнатха в Пури.
В текстах XIX века упоминаются руины, а это означает, что храм был поврежден намеренно или по естественным причинам где-то между 1556 и 1800 годами нашей эры. После того, как Храм Солнца перестал привлекать верующих, Конарк опустел и на долгие годы исчез в густых лесах. [ 57 ]
По словам Томаса Дональдсона, данные свидетельствуют о том, что повреждения и разрушенное состояние храма могут быть датированы концом 16- го - началом 17-го века на основании записей различных обследований и ремонтов, найденных в текстах начала 17-го века. В них также отмечается, что храм оставался местом поклонения в начале 17 века. В этих записях не указано, использовались ли руины верующими для собраний и поклонения, или часть поврежденного храма все еще использовалась для какой-то другой цели. [ 58 ]
Столп Аруны
[ редактировать ]В последней четверти 18-го века Аруна стамбху ( столп Аруны снял со входа в храм Конарк ) и поместил его у Сингха-двары (Львиных ворот) храма Джаганнатхи в Пури. Маратха -брахмачари по имени Госвейн (или Госвами) ). [ 59 ] [ 60 ] Столб, сделанный из монолитного хлорита, имеет высоту 33 фута 8 дюймов (10,26 м) и посвящен Аруне , возничему бога Солнца. [ 60 ]
Усилия по сохранению
[ редактировать ]
В 1803 году Морской совет Ост-Индии обратился к генерал-губернатору Бенгалии с просьбой принять меры по сохранению. Однако единственной природоохранной мерой, принятой в то время, был запрет на дальнейший вывоз камней с территории. Из-за отсутствия структурной поддержки последняя сохранившаяся часть главного храма, небольшая сломанная изогнутая часть, рухнула в 1848 году. [ 61 ] Главный храм сейчас полностью утрачен. [ 62 ]
Тогдашний раджа Хурды, который обладал юрисдикцией над этим регионом в начале 19 века, вывез несколько камней и скульптур, чтобы использовать их в храме, который он строил в Пури. При этом были разрушены несколько ворот и несколько скульптур. [ 63 ] В 1838 году Азиатское общество Бенгалии потребовало предпринять усилия по сохранению, но просьбы были отклонены, и были приняты только меры по предотвращению вандализма. [ 61 ]
В 1859 году Азиатское общество Бенгалии предложило, а в 1867 году попыталось переместить архитрав храма Конарк, изображающий наваграху, в Индийский музей в Калькутте. Эта попытка была прекращена, поскольку средства закончились. [ 61 ] В 1894 году тринадцать скульптур были перевезены в Индийский музей. Местное индуистское население возражало против дальнейшего повреждения и удаления руин храма. Правительство издало приказ уважать местные настроения. [ 61 ] В 1903 году, когда поблизости были предприняты крупные раскопки, тогдашний вице-губернатор Бенгалии Ж. А. Бурдиллон приказал запечатать храм и засыпать его песком, чтобы предотвратить обрушение Джагамоханы . К 1905 году Мухасала и Ната Мандир были отремонтированы. [ 52 ] [ 64 ]

В 1906 году деревья казуарина и таману были посажены лицом к морю, чтобы обеспечить защиту от песчаных ветров. [ 61 ] В 1909 году храм Маядеви был обнаружен при расчистке песка и мусора. [ 61 ] В 1984 году храм получил объекта Всемирного наследия статус ЮНЕСКО . [ 2 ]
8 сентября 2022 года ASI приступило к вывозу песка из Джагамоханы , который будет завершен через три года. Внутри храма будут установлены необходимые опоры из балок из нержавеющей стали и проведен ремонт. [ 62 ]
Прием
[ редактировать ]Храм Солнца отмечает высшую точку стиля Одиша в архитектуре Нагара . [ 65 ]
Нобелевский лауреат Тагор писал:
Здесь язык камня превосходит язык человека.
Прием храма в колониальную эпоху варьировался от похвалы до насмешек. Эндрю Стерлинг, администратор ранней колониальной эпохи и комиссар Каттака, подверг сомнению мастерство архитекторов 13-го века, но также написал, что храм имел «атмосферу элегантности в сочетании с массивностью всей конструкции, что дает ему немалое право на долю восхищения», добавив, что скульптура обладала «такой степенью вкуса, приличия и свободы, которая выдержала бы сравнение с некоторыми из наших лучших образцов готического архитектурного орнамента». [ 68 ] Викторианское мышление видело порнографию в произведениях Конарка и задавалось вопросом, почему не было «стыда и вины в этом удовольствии от грязи», в то время как Алан Уоттс заявил, что не было никакой понятной причины отделять духовность от любви, секса и религиозного искусства. [ 69 ] По словам Эрнеста Бинфилда Хавелла , храм Конарка является «одним из величайших сохранившихся образцов индийской скульптуры», добавив, что они выражают «столько же огня и страсти, как и величайшее европейское искусство», например, найденное в Венеции. [ 70 ]
Культурное значение
[ редактировать ]Религия часто находится в центре культурного самовыражения Одиа (ранее Ориссана), и Конарк занимает в ней важное место как часть Золотого Треугольника ( Храм Джаганнатха в Пури и завершающий его Храм Лингараджи в Бхубанешваре ), который представляет собой вершину культурного самовыражения. Каменная кладка и храмовая архитектура Одии (ранее Ориссана).
Литература
[ редактировать ]О Конарке написано множество стихов, рассказов и романов, большинство из которых исследуют, расширяют или переосмысливают трагедии, присущие легендам и рассказам о храме. Совсем недавно книга стихов Моханджита «Коне да Сурадж», посвященная Конарку, получила премию «Оскар» имени Кендры Сахитьи (одну из высших наград в области литературы в Индии) за язык пенджаби . [ 71 ]
Ниже приводится список известных литературных произведений Одиа, основанных на Конарке или вдохновленных им:
- Сачидананда Рутрей был второй Одиа, получившей премию Джнанпитх , считающуюся высшей литературной наградой в Индии. [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ] Его самое известное произведение — длинная поэма «Баджи Рут» , в которой повествуется история мужества и самопожертвования ребенка, похожая на историю о Дхармападе и его жертве ради каменщиков, построивших Конарк. Он написал множество стихотворений по мотивам легенд Конарки:
- Храм Бханга
- Конарк
- Гопабандху Дас был известным общественным деятелем и писателем в Индии до обретения независимости, который сыграл важную роль в формировании штата Одиша . Его эпическая поэма «Дхармапада» . [ 75 ] является одной из вех в литературе Одиа. [ 76 ]
- Маядхар Мансингх - известный поэт и писатель Одиа, который был широко известен романтическими и эротическими метафорами в своих произведениях, за что получил прозвище Премика каби (поэт-любовник) . Его стихи о Конарке включают:
- Конарк
- Конаркара Лашья Лила
- Мумуршу Конарка
- Манодж Дас — знаменитый писатель Одиа, удостоенный премии Кендры Сахитьи Академии , а также многих других наград. Его второй сборник стихов « Кабита Уткала » (опубликованный в 2003 году) содержит четыре стихотворения о Конарке.
- Дхармапада: Нирбхул Тикана
- Брунтахина Пхулара Стхапати: Сибей Сантара
- Конарк Сандхане
- Калапахадара Трушна: Рамачанди
- Пратибха Рэй — современный писатель Одиа и автор рассказов, добившийся как критического, так и коммерческого успеха. Ее книга «Шилападма» (опубликованная в 1983 году) получила премию «Оскар» Одиши Сахитьи и была переведена на шесть других языков. [ 77 ]
Кроме того, Храм Солнца является местом действия «Толкователя болезней », рассказа из Джумпы Лахири, получившего премию . Пулитцеровскую одноименного сборника
В геральдике
[ редактировать ]
составляет основу государственного герба Одиши Статуя Воина и Коня, найденная на территории храма , .
В денежной купюре
[ редактировать ]
Этот храм изображен на обратной стороне новой серии Махатмы Ганди банкноты номиналом 10 фунтов стерлингов . [ 11 ]
Галерея
[ редактировать ]Исторические образы
[ редактировать ]-
Акварельный рисунок северной стороны Конарка «Сомнатх» (1820 г.). На нем изображена сохранившаяся часть главной башни.
-
Фотография общего вида с юго-запада (около 1890 г.).
Фотографии текущего дня
[ редактировать ]-
Расширенный вид Храма Солнца в Конарке
-
Главное храмовое сооружение, Храм Солнца в Конарке
-
Борн Мандир
-
Вид спереди на Ната Мандир
-
Симха -гаджа у входа
-
Обветренная скульптура лошади
-
Слоны храма Конарк
-
Вторичная статуя бога Солнца
-
Скульптура на стене храма
-
Храм Маядеви в Конарке
-
Скульптура макары в храме Маядеви
-
Храм Вайшнавов
-
Святилище храма вайшнавов
-
Резьба на храме Солнца
-
Скульптура на стене храма
-
Скульптура взята с территории Британского музея.
-
Копия Храма Солнца в Гвалиоре.
-
Крупный план мотива в центре каменного колеса.
-
Вид сзади на Храм Солнца в Конарке
-
Росасала или кухня храмового комплекса
-
Фотография красивого Храма Солнца в Конарке, Одиша, ночью с длинной выдержкой.
См. также
[ редактировать ]- Део Сурья Мандир
- История Одиши
- Танцевальный фестиваль Конарк — ежегодное мероприятие, проводимое на этом месте.
- Солнечное божество
- Храм Солнца
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Конарк: Индия. Архивировано 31 июля 2018 года в Wayback Machine , Британская энциклопедия.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Храм Солнца, Конярак» . ЮНЕСКО. Архивировано из оригинала 27 апреля 2013 года . Проверено 3 мая 2013 г.
- ^ Сен, Сайлендра (2013). Учебник средневековой истории Индии . Книги Примуса. стр. 121–122. ISBN 978-9-38060-734-4 .
- ^ Индийская история . Тата МакГроу-Хилл Образование. 1960. с. 2. ISBN 978-0-07-132923-1 . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 3 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Джеймс С. Харл (1994). Искусство и архитектура Индийского субконтинента . Издательство Йельского университета. стр. 251–254. ISBN 978-0-300-06217-5 . Архивировано из оригинала 21 февраля 2017 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Линда Кей Дэвидсон; Дэвид Мартин Гитлиц (2002). Паломничество: От Ганга до Грейсленда: Энциклопедия . АВС-КЛИО. стр. 318–319. ISBN 978-1-57607-004-8 . Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 30 сентября 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Томас Дональдсон (2005). Конарк . Издательство Оксфордского университета. стр. 15–28. ISBN 978-0-19-567591-7 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Томас Дональдсон (2005). Конарк . Издательство Оксфордского университета. п. 28. ISBN 978-0-19-567591-7 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с Дебала Митра 1968 , с. 3.
- ^ Льюис Сидней Стюард О'Мэлли (2007). Справочник Бенгальского округа: Пури . Концептуальное издательство. п. 283. ИСБН 978-81-7268-138-8 . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 3 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «RBI выпустит новые банкноты номиналом 10 рупий с мотивом Храма Солнца в Конарке» . Архивировано из оригинала 30 июля 2021 года . Проверено 12 декабря 2020 г.
- ^ Каруна Сагар Бехера (2005). Конарк: Черная пагода Правительство Индии Пресс. стр. 100-1 1–2 ISBN 978-81-230-1236-0 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 1 января 2018 г.
- ^ Т. Ричард Блертон (1993). Индуистское искусство . Издательство Гарвардского университета. п. 208. ИСБН 978-0-674-39189-5 . Архивировано из оригинала 30 июня 2016 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Рошен Далал (2010). Индуизм: Алфавитный справочник . Книги Пингвинов Индия. стр. 399–401. ISBN 978-0-14-341421-6 . Архивировано из оригинала 10 декабря 2019 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Хизер Элгуд (2000). Индуизм и религиозные искусства . Академик Блумсбери. стр. 80–81. ISBN 978-0-304-70739-3 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Дебала Митра 1968 , стр. 38.
- ^ Jump up to: а б с «Официальный сайт: Храм Солнца» . Департамент туризма правительства штата Орисса. Архивировано из оригинала 27 июня 2013 года . Проверено 3 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Дебала Митра 1968 , стр. 24–25.
- ^ Jump up to: а б Капила Вацяян (1997). Площадь и Круг индийских искусств . Абхинав. стр. 88–91, 96–100. ISBN 978-81-7017-362-5 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 10 ноября 2017 г. .
- ^ Jump up to: а б Ананда К. Кумарасвами 1985 , с. 116.
- ^ Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма (1966). Силпа Пракаса Средневековый ориссанский санскритский текст о храмовой архитектуре . Брилл. OCLC 999775106 . Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Дебала Митра 1968 , стр. 27–29.
- ^ Jump up to: а б с д Дебала Митра 1968 , стр. 29–31.
- ^ Jump up to: а б Дебала Митра 1968 , стр. 31–33.
- ^ Король Нарасимха и его духовный наставник: Храм Конарак. Архивировано 10 ноября 2017 года в Wayback Machine , Музей Виктории и Альберта, Великобритания; Цитата: «В этой скульптуре из Конарака Нарасимха изображен со своим гуру, вероятно, йогом Ачарираджем. Будучи царем, Нарасимха, названный в честь «человеко-льва» воплощения индуистского бога Вишну, правил Одишей и соседними регионами восточной Индии с 1238 по 1264. Он осуществлял политический контроль над регионом, в котором был построен храм Солнца, и был фактическим покровителем храма, однако он показан меньшим, чем его Гуру сидит, скрестив ноги, с поднятой рукой в объясняющем жесте. У бородатого короля, сидящего в центре скульптуры, нет всех королевских символов. Вместо этого его меч лежит на земле перед ним. из оружия он держит рукопись из пальмовых листьев, оригинальное средство для переписывания священных текстов в Индии. Рядом с королем стоят два слуги: один сидит и читает рукопись из пальмовых листьев, другой стоит, сложив руки, демонстрируя искусство. В нижнем регистре, в меньшем масштабе, стоят четыре воина со щитами и оружием».
- ^ Дебала Митра 1968 , стр. 38–41.
- ^ Дебала Митра 1968 , стр. 41–47, 61–64.
- ^ «Храм Солнца в Конараке: скульптуры Митхуны» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 20 июля 2013 года . Проверено 17 мая 2011 г.
- ^ Дебала Митра 1968 , стр. 79–81.
- ^ Дебала Митра 1968 , стр. 46–48.
- ^ Дебала Митра 1968 , стр. 49–51.
- ^ Дебала Митра 1968 , стр. 52–54, 65–67.
- ^ Н. Ченна Кесавулу (2009). Учебник инженерной геологии . Макмиллан Паблишерс Индия Лимитед. п. 188. ИСБН 978-0-230-63870-9 . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ ПК Варгезе (2012). Инженерная геология для инженеров-строителей . PHI Learning Pvt. ООО с. 126. ИСБН 978-81-203-4495-2 . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 2 августа 2013 г.
- ^ Прахарадж, Маярани (декабрь 2015 г.). «Астрономическое наследие: Храм Солнца-Конарк» . Журнал Индийского института архитекторов . 80 (12): 17. Архивировано из оригинала 30 июля 2021 года . Проверено 8 мая 2017 г.
- ^ «Объекты всемирного наследия: Храм Солнца в Конараке» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 22 мая 2013 года . Проверено 17 мая 2013 г.
- ^ Дебала Митра 1968 , стр. 86–89.
- ^ Дебала Митра 1968 , стр. 86–93.
- ^ Дебала Митра 1968 , стр. 96–100.
- ^ Jump up to: а б с Н. С. Рамасвами (1971). Индийские памятники . Абхинав. стр. 161–163. ISBN 978-0-89684-091-1 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 30 сентября 2016 г.
- ^ Дебала Митра 1968 , стр. 101–103.
- ^ Томас Дональдсон (2005). Конарк . Издательство Оксфордского университета. стр. 34, 75. ISBN. 978-0-19-567591-7 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Дебала Митра 1968 , стр. 103–105.
- ^ Дебала Митра 1968 , стр. 105–106.
- ^ «Археологический музей, Конарак» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 10 августа 2013 года . Проверено 17 мая 2013 г.
- ^ Хабиб, Ирфан (2007). Средневековая Индия изучение цивилизации . Национальный книжный фонд, Индия. п. 49. ИСБН 978-81-237-5255-6 .
- ^ Хелейн Селин (2008). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер. п. 1731. ISBN 978-1-4020-4559-2 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 2 августа 2013 г.
- ^ Линда Кей Дэвидсон; Дэвид Мартин Гитлиц (2002). Паломничество: От Ганга до Грейсленда: Энциклопедия . АВС-КЛИО. п. 318. ИСБН 978-1-57607-004-8 . Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ Джон М. Розенфилд (1967). Династические искусства кушанов. [Мит Факс.] . Издательство Калифорнийского университета. п. 195. GGKEY:0379L32LPNJ. Архивировано из оригинала 2 января 2014 года . Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ «Храм Солнца в Конарке: Введение» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 20 мая 2013 года . Проверено 29 июля 2013 г.
- ^ Бонер, Элис; Даса, Раджендра Прасад; Рат Шарма, Садашива (1972), Новый свет на Храм Солнца в Конарке: четыре неопубликованные рукописи, относящиеся к истории строительства и ритуалу этого храма , Офис санскритской серии Чоукхамба
- ^ Jump up to: а б с «Конарак, Консервация» . Археологическая служба Индии. Архивировано из оригинала 9 августа 2013 года . Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ Доктор Бенудхар Патра (апрель 2006 г.). «Древность Аркакшетры Конарк» (PDF) . Обзор Ориссы . Правительство Одиши. Архивировано (PDF) из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ Томас Дональдсон (2005). Конарк . Издательство Оксфордского университета. стр. 1–3. ISBN 978-0-19-567591-7 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ «Храм Чаусат Йогини в Хирапуре – ЖЕМЧУЖИНА ОДИШИ 9-го века н.э.» . Анурадха Гоял. февраль 2020.
- ^ Патнаик, Дурга Прасад (1989). Офорты на пальмовых листьях Одиши . Публикации Абхинава. п. 4. ISBN 9788170172482 . Проверено 25 октября 2012 г.
- ^ Махендра Нараян Бехера (2003). Браунисследование язычества: книга по индологии . Университетское издательство Америки. стр. 146–147. ISBN 978-0-7618-2652-1 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Томас Дональдсон (2005). Конарк . Издательство Оксфордского университета. стр. 16–28. ISBN 978-0-19-567591-7 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- ^ Нараян Мишра (2007). Летопись и древности храма Джаганнатхи Саруп и сыновья. п. 19. ISBN 978-81-7625-747-3 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Праджня Парамита Бехера (июнь 2004 г.). «Столпы почтения Господу Джаганнатхе» (PDF) . Обзор Ориссы . Правительство Одиши. Архивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2014 года . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Консервация Конарка» . Правительство Одиши. Архивировано из оригинала 8 марта 2012 года . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Барик, Сатьясундар (9 сентября 2022 г.). «Спустя столетие ASI начинает убирать песок из Храма Солнца в Конарке» . Индус . ISSN 0971-751X . Проверено 9 сентября 2022 г.
- ^ Н. С. Рамасвами (1971). Индийские памятники . Публикации Абхинава. п. 166. ИСБН 978-0-89684-091-1 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 2 августа 2013 г.
- ^ Сандип Мишра (10 июля 2010 г.). «Храм Солнца Ориссы» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 30 декабря 2011 года . Проверено 27 июля 2013 г.
- ^ Ананда К. Кумарасвами 1985 , стр. 115–116.
- ^ Маниш Теликич Чары (2 февраля 2009 г.). Индия: нация в движении: обзор народа, культуры, истории, экономики, ИТ-индустрии Индии и многого другого . iUniverse. п. 389. ИСБН 978-1-4401-1635-3 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 17 мая 2013 г.
- ^ Мулк Радж Ананд; Маядхар Мансинха; Чарльз Луи Фабри (1968). Конарак . Публикации Марга. п. 4. Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 10 ноября 2017 г. .
- ^ Н. С. Рамасвами (1971). Индийские памятники . Абхинав. стр. 163–166. ISBN 978-0-89684-091-1 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 30 сентября 2016 г.
- ^ Дэвид Копф (1985), Сексуальная двойственность в западных исследованиях индуистской Индии: история идеи шакто-тантризма, Сравнительный обзор цивилизаций, том 13, номер 13, страницы 149–150
- ^ У Смита (2012). Искусство Индии . Паркстоун. стр. 109–112. ISBN 978-1-78042-880-2 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 10 ноября 2017 г. .
- ^ «Премия Академии Сахитьи за Моханджита» . Трибьюн Индия . 6 декабря 2018 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2019 года . Проверено 12 февраля 2019 г.
- ^ «Джнанпитх — Премия Индийской литературной премии» . Британская энциклопедия . Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 12 февраля 2019 г.
- ^ «8 индийских литературных премий, продвигающих индийскую письменность» . Любопытный читатель . 6 декабря 2017 года. Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 12 февраля 2019 г.
- ^ «Литературная премия Индии — Премия Джнанпита (mapsofindia)» . Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 12 февраля 2019 г.
- ^ «Дхармапада Гопабандху даса» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 12 февраля 2019 г.
- ^ «10 вещей, которые нужно знать об Уткалмани Гопабандху Дасе» . Одиша Сан Таймс. Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 12 февраля 2019 г.
- ^ «Ассам знакомится с литературными способностями губернатора — Times of India» . Таймс оф Индия . Архивировано из оригинала 12 февраля 2019 года . Проверено 12 февраля 2019 г.
Библиография
[ редактировать ]- Прасанна Кумар Ачарья (2010). Энциклопедия индуистской архитектуры . Издательство Оксфордского университета (переиздано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-534-6 .
- Прасанна Кумар Ачарья (1997). Словарь индуистской архитектуры: трактовка санскритских архитектурных терминов с иллюстративными цитатами . Издательство Оксфордского университета (перепечатано в 1997 году Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-81-7536-113-3 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Винаяк Бхарне; Крупали Круще (2014). Новое открытие индуистского храма: сакральная архитектура и урбанизм Индии . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-4438-6734-4 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Элис Бонер (1990). Принципы композиции в индуистской скульптуре: период пещерного храма . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0705-1 . Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Элис Бонер; Садашива Ратх Шарма (2005). Силпа Пракаша . Brill Academic (перепечатано Мотилалом Банарсидасом). ISBN 978-8120820524 . Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 9 ноября 2017 г.
- Ананда К. Кумарасвами (1985), История индийского и индонезийского искусства , Дувр, ISBN 9780486250052 , заархивировано из оригинала 9 августа 2019 года , получено 9 ноября 2017 года.
- А.К. Кумарасвами; Майкл В. Мейстер (1995). Очерки теории архитектуры . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-0-19-563805-9 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Дехеджия, В. (1997). Индийское искусство . Файдон: Лондон. ISBN 0-7148-3496-3 .
- Адам Харди (1995). Индийская храмовая архитектура: форма и трансформация . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-312-0 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Адам Харди (2007). Храмовая архитектура Индии . Уайли. ISBN 978-0470028278 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Адам Харди (2015). Теория и практика храмовой архитектуры в средневековой Индии: Самаранганасутрадхара Бходжи и линейные рисунки Бходжпура . Национальный центр искусств Индиры Ганди. ISBN 978-93-81406-41-0 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Харл, Дж. К., Искусство и архитектура Индийского субконтинента , 2-е изд. 1994, Издательство Йельского университета «История искусства Пеликана», ISBN 0300062176
- Моника Джунеха (2001). Архитектура в средневековой Индии: формы, контексты, истории . Ориент Блэксван. ISBN 978-8178242286 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Стелла Крамриш (1976). Индуистский храм, том 1 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано издательством Принстонского университета, 1946 г.). ISBN 978-81-208-0223-0 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Стелла Крамриш (1979). Индуистский храм, том 2 . Мотилал Банарсидасс (перепечатано издательством Принстонского университета, 1946 г.). ISBN 978-81-208-0224-7 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Майкл В. Мейстер; Мадхусудан Даки (1986). Энциклопедия индийской храмовой архитектуры Американский институт индийских исследований. ISBN 978-0-8122-7992-4 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Джордж Мичелл (1988). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-53230-1 . Архивировано из оригинала 4 февраля 2017 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Джордж Мичелл (2000). Индуистское искусство и архитектура . Темза и Гудзон. ISBN 978-0-500-20337-8 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Дебала Митра (1968), Конарак , Археологическая служба Индии
- Т. А. Гопинатха Рао (1993). Элементы индуистской иконографии . Мотилал Банарсидасс. ISBN 978-81-208-0878-2 . Архивировано из оригинала 26 апреля 2017 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Аджай Дж. Синха (2000). Воображая архитекторов: творчество в религиозных памятниках Индии . Университет Делавэра Пресс. ISBN 978-0-87413-684-5 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Бертон Стейн (1978). Южноиндийские храмы . Викас. ISBN 978-0706904499 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Бертон Стейн (1989). Новая Кембриджская история Индии: Виджаянагара . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-26693-2 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Бертон Стейн; Дэвид Арнольд (2010). История Индии . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-4443-2351-1 . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
- Капила Вацяян (1997). Площадь и Круг индийских искусств . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-362-5 . Архивировано из оригинала 9 августа 2019 года . Проверено 3 декабря 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Храм Солнца в Конарке (Официальный сайт), Департамент туризма, правительство Одиши
- Храм Солнца в Конарке, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО
- Храм Солнца в Конарке, Археологическая служба Индии
- Танцевальный фестиваль Конарк , правительство Одиши
- Иконография в храме Конарк , Русав Кумар Саху (2011)
- 3D-модель прошлого и настоящего Храма Солнца в Конарке - Единственный прогресс - это человек