Локхид Хадсон
Хадсон А-28/А-29/АТ-18 | |
---|---|
![]() Локхид А-29 Хадсон | |
Общая информация | |
Тип | Бомбардировщик , разведчик , транспортный , морской патрульный самолет |
Производитель | Локхид |
Дизайнер | |
Основные пользователи | Королевские ВВС |
Количество построенных | 2,941 |
История | |
Изготовлено | 1938–1943 |
Дата введения | 1939 |
Первый полет | 10 декабря 1938 г. |
Разработано на основе | Локхид Модель 14 Супер Электра |
Lockheed Hudson — лёгкий бомбардировщик и береговой линии разведчик самолёт- , построенный американской авиастроительной корпорацией Lockheed . Первоначально он был принят на вооружение Королевских ВВС незадолго до начала Второй мировой войны и после этого в основном эксплуатировался ими. Hudson представлял собой военную модификацию авиалайнера Model 14 Super Electra и стал первым значительным контрактом на постройку самолетов для Lockheed — первоначальный заказ британских ВВС на 200 самолетов Hudson намного превзошел любой предыдущий заказ, полученный компанией. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
«Хадсон» служил на протяжении всей войны, в основном в составе берегового командования , но также выполнял транспортные и учебные функции, а также доставлял агентов в оккупированную Францию . Он также широко использовался эскадрильями Королевских ВВС Канады и противолодочными Королевскими ВВС Австралии .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]

В конце 1937 года компания Lockheed разослала в различные издания чертеж модели 14 в разрезе, на котором новый самолет был показан как гражданский самолет, переоборудованный в легкий бомбардировщик. [ 4 ] Это привлекло интерес различных военно-воздушных сил, и в 1938 году Британская закупочная комиссия запросила американский морской патрульный самолет для Соединенного Королевства для поддержки Avro Anson .
Комиссия заказала 200 самолетов для использования Королевскими ВВС, и первый самолет начал летные испытания в Бербанке, Калифорния , 10 декабря 1938 года. [ 5 ] Летные испытания не выявили серьезных проблем, и поставки в ВВС Великобритании начались 15 февраля 1939 года. [ 5 ] Производство было ускорено после того, как британцы заявили, что закажут еще 50 самолетов, если первоначальные 200 будут поставлены до конца 1939 года. [ 5 ] Lockheed передала субподряд на сборку некоторых деталей компании Rohr Aircraft Corp из Сан-Диего и увеличила штат сотрудников, что позволило компании произвести 250-й самолет на семь с половиной недель раньше установленного срока. [ 5 ]
Всего было поставлено 350 Mk I и 20 Mk II Hudson (у Mk II были другие гребные винты ). У них было два стационарных пулемета «Браунинг» в носовой части и еще два в спинной башне «Бултон Пол» . Hudson Mk III добавил один подфюзеляжный и два лучевых пулемета и заменил Wright R-1820 Cyclone мощностью 1100 л.с. на версии мощностью 1200 л.с. (выпущено 428). 9-цилиндровые радиальные двигатели [ 6 ]
Hudson Mk V (выпущено 309 машин) и Mk VI (выпущено 450 машин) оснащались Pratt & Whitney R-1830 Twin Wasp 14-цилиндровым двухрядным радиальным двигателем мощностью 1200 л.с. ВВС Великобритании также получили 380 Mk IIIA и 30 Mk IV Hudson по программе ленд-лиза .
Операционная история
[ редактировать ]Вторая мировая война
[ редактировать ]К февралю 1939 года начали поставляться самолеты RAF Hudson, первоначально оснащенные 224-й эскадрильей RAF в RAF Leuchars , Шотландия, в мае 1939 года. К началу войны в сентябре на вооружении находилось 78 самолетов Hudson. [ 7 ] Из-за нейтралитета Соединенных Штатов в то время самолеты ранних серий доставлялись к границе Канады и США, приземлялись, а затем буксировались на колесах через границу в Канаду тракторами или конными упряжками, а затем отправлялись в Royal Canadian. Аэродромы ВВС (RCAF), где их затем разобрали и «покрыли коконом» для перевозки в качестве палубного груза на корабле в Ливерпуль . «Хадсоны» поставлялись без спинной башни Boulton Paul , которая была установлена по прибытии в Великобританию.
Хотя позже «Хадсон» был превзойден более крупными бомбардировщиками, в первой половине войны он добился некоторых значительных успехов. 8 октября 1939 года над Ютландией «Хадсон» стал первым самолетом союзников, действовавшим с Британских островов и сбившим вражеский самолет. [ 8 ] (ранее победы в битве Фейри 20 сентября 1939 года над Аахеном и Блэкберном Скуасом из военно-воздушных сил флота 26 сентября 1939 года были одержаны самолетами, базировавшимися во Франции , или на авианосце ). «Хадсоны» также обеспечивали верхнее прикрытие во время битвы при Дюнкерке . 23 июля 1941 года «Хадсон» сбил Focke-Wulf Fw 200 Condor , сопровождая грузовой конвой у берегов Ирландии. [ 9 ]
27 августа 1941 года «Хадсон» 269-й эскадрильи Королевских ВВС , действовавший из Калдадарнеса, Исландия , атаковал и повредил немецкую подводную лодку U-570 , в результате чего экипаж подводной лодки поднял белый флаг и сдался. военно-морское судно. Немцы были взяты в плен, а подводная лодка взята на буксир, когда впоследствии на место происшествия прибыли корабли Королевского флота. [ 10 ] PBO-1 Hudson ВМС США эскадрильи VP-82 стал первым самолетом США, уничтожившим немецкую подводную лодку. [ 11 ] когда она затонула U-656 к юго-западу от Ньюфаундленда 1 марта 1942 года. U-701 была уничтожена 7 июля 1942 года во время полета на поверхности у мыса Хаттерас самолетом «Гудзон» 396-й бомбардировочной эскадрильи (средней) . ВВС США (USAAF) ). Hudson из 113-й эскадрильи RCAF стал первым самолетом Восточного авиационного командования RCAF, потопившим подводную лодку, когда Hudson 625 потопил U-754 31 июля 1942 года. [ 12 ]
Королевские ВВС Австралии (RAAF) «Хадсон» участвовали в авиакатастрофе в Канберре в 1940 году, в результате которой три министра австралийского правительства погибли .
10 августа 1942 года 13-я эскадрилья RAAF потопила вспомогательный сетевой укладчик IJN Fukuei Maru no. 15 от Беко, Португальский Тимор . [ 13 ]
В 1941 году ВВС США начали эксплуатацию «Хадсона»; вариант с двигателем Twin Wasp получил обозначение A-28 (приобретено 82), а вариант с двигателем Cyclone получил обозначение A-29 (приобретено 418). ВМС США эксплуатировали 20 А-29, переименованных в ПБО-1 . Еще 300 самолетов были построены как учебно-тренировочные самолеты, получившие обозначение АТ-18 .

После высадки японцев в Кота-Бару во время малайской кампании « Хадсоны» из 1-й эскадрильи RAAF стали первыми самолетами союзников, совершившими атаку в войне на Тихом океане , потопив японский транспортный корабль « Авазисан Мару » у Кота-Бару в 01:18 по местному времени. за час до нападения на Перл-Харбор .
Его оппоненты обнаружили, что «Хадсон» обладает исключительной маневренностью для двухмоторного самолета; он был примечателен тем, что крутые повороты были достижимы, если какой-либо двигатель ненадолго заглох .
Высококлассный японский ас Сабуро Сакаи высоко оценил навыки и боевые способности экипажа RAAF Hudson, погибшего в бою над Новой Гвинеей после боя с девятью высокоманевренными Mitsubishi A6M Zero 22 июля 1942 года. [ 14 ] [ 15 ] Экипаж под командованием капитана Уоррена Коуэна на Hudson Mk IIIA A16-201 (номер борта 41-36979 ) 32-й эскадрильи RAAF был перехвачен над Буной девятью Зеро Тайнан Кайгун Кокутай под командованием Сакаи. Экипаж «Хадсона» совершил множество агрессивных и неожиданных поворотов, вовлекая японских пилотов в воздушный бой, продолжавшийся более 10 минут. И только после того, как Сакаи попал в заднюю/верхнюю башню, «Хадсон» удалось уничтожить. Его экипаж произвел на Сакаи такое впечатление, что после окончания войны он попытался их опознать. В 1997 году Сакаи официально написал австралийскому правительству, рекомендуя «посмертно наградить Коуэна высшей военной наградой вашей страны ». [ 14 ]
23 ноября 1942 года экипаж 3-й эскадрильи Королевских ВВС Новой Зеландии (RNZAF) Hudson Mk IIIA, NZ2049 . [ 16 ] ( 41-46465 ) после обнаружения вражеского конвоя возле Велья-Лавельи был атакован тремя японскими истребителями-гидросамолетами. После умелого маневрирования на высоте менее 50 футов (15 метров), совершенного капитаном «Гудзона», летным офицером Джорджем Гудселлом, [ 17 ] Экипаж без потерь вернулся на Хендерсон-Филд , Гуадалканал.
«Хадсоны» также эксплуатировались эскадрильями специального назначения Королевских ВВС для проведения тайных операций; 161-я эскадрилья в Европе и 357-я эскадрилья в Бирме .
Послевоенное использование
[ редактировать ]
После войны некоторое количество «Хадсонов» было продано военными для гражданской эксплуатации в качестве авиалайнеров и исследовательских самолетов. В Австралии компания East-West Airlines из Тамворта, Новый Южный Уэльс (Новый Южный Уэльс), в период с 1950 по 1955 год эксплуатировала четыре самолета Hudson на регулярных рейсах из Тамворта во многие города Нового Южного Уэльса и Квинсленда. [ 18 ] Компания Adastra Aerial Surveys, базирующаяся в аэропорту Талисман в Сиднее, в период с 1950 по 1972 год эксплуатировала семь самолетов L-414 для выполнения аэротакси, обзорных и фотографических полетов. [ 19 ]
Всего было построено 2941 Hudson. [ 20 ]
Этот тип лег в основу разработки Lockheed Ventura , в результате чего они были выведены из боевой службы с 1944 года, хотя многие из них пережили войну и использовались в качестве гражданского транспорта, в первую очередь в Австралии, а единственный экземпляр ненадолго использовался в качестве тренажера для экипажей авиакомпаний. в Новой Зеландии.
Варианты
[ редактировать ]



- Модель 414
- Обозначение компании для военных вариантов А-28/А-29 и «Хадсон».
- Хадсон I
- Серийный самолет для Королевских ВВС (RAF); Построен 351 самолет и 50 для Королевских ВВС Австралии (RAAF).
- Хадсон II
- Как Mk I, но с безвинтовыми винтами постоянной скорости; 20 построено для Королевских ВВС и 50 для РАФ.
- Хадсон III
- Серийный самолет с убирающейся подфюзеляжной артиллерийской установкой; построено 428 штук.
- Хадсон IIIA
- Ленд-лизовские варианты самолетов А-29 и А-29А; построено 800.
- Хадсон IV
- Как Mk II со снятой подфюзеляжной пушкой; Было построено 30 самолетов RAAF Mk I и II, которые были переоборудованы под этот стандарт.
- Хадсон ИВА
- В ВВС Великобритании поставлено 52 А-28.
- Хадсон В.
- Mk III с двумя Pratt & Whitney R-1830-S3C4-G Twin Wasp двигателями мощностью 1200 л.с. (890 кВт); построено 409 штук.
- Хадсон VI
- А-28А по ленд-лизу; построено 450.
- А-28
- Обозначение вооруженных сил США, оснащенное двумя Pratt & Whitney R-1830-45 мощностью двигателями 1050 л.с. (780 кВт); 52 по ленд-лизу в Австралию под названием Hudson IVA. [ 21 ]
- А-28А
- Обозначение военных сил США, оснащенный двумя двигателями Pratt & Whitney R-1830-67 мощностью 1200 л.с. (890 кВт) , салон трансформируется в военный транспорт; 450 по ленд-лизу RAF/RCAF/RNZAF как Hudson VI; 27 единиц переданы ВВС Бразилии . [ 21 ]
- А-29
- Военное обозначение США, оснащенное двумя Wright R-1820-87 двигателями мощностью 1200 л.с. (890 кВт); версия по ленд-лизу, предназначенная для Королевских ВВС, 153 были переданы ВВС США (USAAF) как RA-29 и 20 - ВМС США (USN) как PBO-1. [ 21 ]
- А-29А
- Как А-29, но с трансформируемым салоном в качестве военного транспорта; 384 переданы по ленд-лизу ВВС Китая RAF/RAAF/RCAF/RNZAF под обозначением Hudson IIIA, некоторые из них остались в USAAF как RA-29A. [ 21 ]
- А-29Б
- 24 из 153 самолетов А-29, оставшихся в ВВС США, переоборудованы для фотообследования. [ 21 ]
- АТ-18
- Учебно-стрелковая версия А-29 с двумя двигателями Wright R-1820-87, построено 217 экземпляров.
- АТ-18А
- Учебно-навигационная версия со снятой спинной турелью, построено 83 экземпляра.
- С-63
- Временное обозначение изменено на А-29А.
- ПБО-1
- Двадцать бывших британских ВВС Hudson IIIA изъяты для использования 82-й патрульной эскадрильей (VP-82) ВМС США.
Операторы
[ редактировать ]
- Королевские ВВС Австралии
- Эскадрильи, участвовавшие в войне на Тихом океане :
- Эскадрильи статьи XV, входящие в состав Ближневосточного командования Королевских ВВС :
- Бразильские ВВС
- 2-я группа средних бомбардировщиков (27 единиц А-28А)
- Королевские ВВС Канады
- Эскадрильи, служащие в Управлении внутренней войны (HWE):
- Эскадрильи по статье XV, служащие в составе прибрежного командования Королевских ВВС :

- Королевские ВВС
- № 24-я эскадрилья RAF
- № 48-я эскадрилья RAF
- № 53-я эскадрилья RAF
- № 59-я эскадрилья RAF
- № 62-я эскадрилья RAF
- № 117-й эскадрильи RAF
- № 139 (Ямайка) эскадрилья RAF
- № 161-й эскадрильи RAF
- № 163-й эскадрильи RAF
- № 194-й эскадрильи RAF
- № 200-й эскадрильи RAF
- № 203-я эскадрилья RAF
- № 206-я эскадрилья RAF
- № 212-й эскадрильи RAF
- № 217-й эскадрильи RAF
- № 220-й эскадрильи RAF
- № 224-й эскадрильи RAF
- № 231-й эскадрильи RAF
- № 233-й эскадрильи RAF
- № 251-й эскадрильи RAF
- № 267-й эскадрильи RAF
- № 269-й эскадрильи RAF
- № 271-й эскадрильи RAF
- № 279-й эскадрильи RAF
- № 285-й эскадрильи RAF
- № 287-й эскадрильи RAF
- № 288-й эскадрильи RAF
- № 289-й эскадрильи RAF
- № 353-й эскадрильи RAF
- № 357-й эскадрильи RAF
- № 500 (графство Кент) эскадрилья RAuxAF
- № 517-я эскадрилья RAF
- № 519-я эскадрилья RAF
- № 520-я эскадрилья RAF
- № 521-я эскадрилья RAF
- № 608 (Северный райдинг) эскадрилья RAuxAF
- Коммуникационный полет Ирака и Персии [ 22 ]
- Королевского военно-морского флота Авиация
- 4 самолета Королевских ВВС

Гражданские операторы
[ редактировать ]- Авиакомпания Восток-Запад
- Адастра Воздушные исследования [ 23 ]
Выживший самолет
[ редактировать ]
- Австралия
- A16-105 - Hudson IV на статической экспозиции в аэропорту Канберры в Пиаллиго, столичная территория Австралии . [ 25 ] Он принадлежит Австралийскому военному мемориалу и был восстановлен в Технологическом центре Трелоара при музее. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
- A16-112 - Hudson IV годен к полетам в Музее авиации Темора в Теморе, Новый Южный Уэльс . По состоянию на март 2023 года этот самолет является единственным летающим самолетом Hudson. Он окрашен как Hudson III, серийный номер A16-211, с изображением The Tojo Busters на носу . [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] Право собственности было передано RAAF в июле 2019 года, и им управляет эскадрилья ВВС Heritage (Temora Historic Flight) .
- A16-122 - Hudson IVA на хранении в музее RAAF в Пойнт-Куке, Виктория . [ 34 ] [ 35 ]
- Канада
- BW769 - Hudson IIIA на статической экспозиции в Североатлантическом музее авиации в Гандере, Ньюфаундленд и Лабрадор . устанавливался на постаменте возле международного аэропорта Гандер Ранее он много лет . Окрашен как Т9422. [ 36 ]
- FK466 — Hudson VI на реставрации в Национальном музее ВВС Канады в Трентоне, Онтарио . [ 37 ]
- Новая Зеландия
- Новая Зеландия, 2013 г. - Hudson III на статической экспозиции в Музее ВВС Новой Зеландии в Вигрэме, Кентербери . [ 38 ]
- NZ2031 — Hudson III на статической экспозиции в Музее транспорта и технологий в Вестерн-Спрингс , Окленд. [ 39 ] [ 40 ]
- NZ2035 - Гудзон III на реставрации в Авиационном обществе Ферримид в парке наследия Ферримид в Крайстчерче, Кентербери . [ 41 ] [ 42 ]
- NZ2049 - Hudson IIIA, принадлежащий Биллу Риду [ 43 ] [ 44 ] и выставлен в Центре авиационного наследия Омаки .
- NZ2084 - Hudson IIIA с Найджелом Уилкоксом в Крайстчерче, Кентербери. [ 43 ] [ 44 ]
- Неизвестно - Неизвестный фюзеляж находится в стадии реставрации и выставлен на статической выставке в частной коллекции возле аэродрома Ардмор недалеко от Мануревы, Окленд . [ нужна ссылка ]
- Великобритания
- A16-199 - Hudson IIIA на статической экспозиции в Лондонском музее Королевских ВВС в Лондоне . Он окрашен в цвета 13-й эскадрильи Королевских ВВС Австралии. [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
Технические характеристики (Хадсон Мк I)
[ редактировать ]
Данные Lockheed Aircraft с 1913 года. [ 48 ]
Общие характеристики
- Экипаж: пять
- Длина: 44 фута 4 дюйма (13,51 м)
- Размах крыльев: 65 футов 6 дюймов (19,96 м)
- Рост: 11 футов 10 дюймов (3,61 м)
- Площадь крыла: 551 кв. фут (51,2 м 2 )
- Пустой вес: 11 630 фунтов (5 275 кг)
- Полная масса: 17 500 фунтов (7 938 кг)
- Силовая установка: 2 Wright GR-1820-G102A Cyclone 9-цилиндровых радиальных двигателя мощностью 1100 л.с. (820 кВт) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 246 миль в час (396 км/ч, 214 узлов) на высоте 6500 футов (2000 м)
- Крейсерская скорость: 220 миль в час (350 км/ч, 190 узлов)
- Диапазон: 1960 миль (3150 км, 1700 миль)
- Практический потолок: 25 000 футов (7600 м)
- Скорость набора высоты: 2180 футов/мин (11,1 м/с).
Вооружение
- Оружие:
- 2 пулемета калибра 0,303 дюйма (7,7 мм) Браунинга в спинной башне
- 2 пулемета .303 Browning в носовой части
- Бомбы: 1400 фунтов (640 кг) бомб или глубинных бомб.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
- Список самолетов Второй мировой войны
- Список самолетов Королевских ВВС
- Список самолетов Королевских ВВС Новой Зеландии и Королевского ВМС Новой Зеландии
- Список военных самолетов США
- Список самолетов Локхид
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Герман 2012, стр. 11, 85, 86.
- ^ Паркер 2013, стр. 59, 71.
- ^ Портал 1945, с. 244.
- ^ Bonnier Corporation (ноябрь 1937 г.). «Новый транспортный самолет можно переоборудовать в бомбардировщик» . Научно-популярный ежемесячник . Компания Бонньер. п. 64.
- ^ Jump up to: а б с д Франсильон 1982 , с. 146.
- ^ Паркер 2013, с. 71.
- ^ Кайтли 2015, с. 80.
- ^ «Коллекции: Lockheed Hudson IIIA». Музей РАФ . Проверено: 15 октября 2014 г.
- ^ Несбит, RC RAF в камере 1939-1945 1998 стр.65 фотография ISBN 0750915331
- ^ Томас, Эндрю. «Исландские охотники — 269-я эскадрилья Королевских ВВС». Aviation News , 24 мая 2001 г. Дата обращения: 15 октября 2014 г.
- ^ Суонборо и Бауэрс 1976, с. 505.
- ^ Дуглас 1986, с. 520.
- ^ «Японские вспомогательные сеткоукладчики» . Сайт Combinedfleet.com . Проверено 26 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б «Австралийская история: Линии врага». ABC-TV , 2002. Дата обращения: 30 апреля 2014.
- ^ Биркетт, Гордон. «RAAF A16 Lockheed Hudson Mk.I/Mk.II/Mk.III/Mk.IIIA/Mk.IV/MK.IVA». ADF-Serials , 2013. Дата обращения: 30 апреля 2014.
- ^ "Выжившие RNZAF Lockheed Hudson". Кембриджские ВВС , 2008 г. Дата обращения: 15 июля 2010 г.
- ^ «Совет ветерана». Архивировано 22 мая 2010 г. на Wayback Machine rsa.org.nz. Проверено: 15 июля 2010 г.
- ^ Марсон 2001, с. 110.
- ^ Марсон 2001, с. 76.
- ^ Франсильон 1987, стр. 148, 501–502.
- ^ Jump up to: а б с д и Франсильон 1982 , стр. 151–152.
- ^ Озеро 1999, с. 5
- ^ «ЛОКХИД ХАДСОН» . Адастра Аэрофотосъемка . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «Бельгийская авиатранспортная компания COBETA» . История авиакомпании . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Коннери, Джорджина (22 декабря 2016 г.). «Восстановленный бомбардировщик Lockheed Hudson на выставке в аэропорту Канберры» . Канберра Таймс . Фэрфакс Медиа . Проверено 18 октября 2017 г.
- ^ «Бомбардировщик Lockheed Hudson Mk IV A16-105: 1 подразделение оперативной подготовки, RAAF» . Австралийский военный мемориал . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «Блог: Бомбардировщик Lockheed Hudson Mk IV A16-105» . Австралийский военный мемориал . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Lockheed Hudson IV, серийный номер A16-105 RAAF, серийный номер 414-6034, серийный номер VH-AGP» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ Каскелли, Рон (25 октября 2016 г.). «ВХ-АГП» . Адастра Аэрофотосъемка . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «Локхид Хадсон» . Музей авиации Темора . Архивировано из оригинала 11 июля 2012 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Lockheed Hudson IV, серийный номер A16-112 RAAF, серийный номер 414-6041, регистрационный номер VH-KOY» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «Реестр воздушных судов [ВХ-КОЙ]» . Управление безопасности гражданской авиации правительства Австралии . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ Каскелли, Рон (26 февраля 2016 г.). «ВХ-АГС» . Адастра Аэрофотосъемка . Архивировано из оригинала 5 марта 2017 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Lockheed Hudson IVA, серийный номер A16-122 RAAF, серийный номер 414-6051, серийный номер VH-AGX» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ Каскелли, Рон (12 сентября 2016 г.). «ВХ-AGX» . Адастра Аэрофотосъемка . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «Бомбардировщик Локхид Хадсон» . Музей североатлантической авиации . 15 сентября 2013 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «Реставрация» . Национальный музей ВВС Канады . Проверено 2 сентября 2019 г.
- ^ «Рекомендуемый самолет» . Музей ВВС Новой Зеландии . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «АВИАЦИЯ» . Музей транспорта и технологий . МОТАТ. Архивировано из оригинала 13 ноября 2016 года . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ Уэсли, Ричард (23 декабря 2007 г.). «Локхид 414 Хадсон GR.III» . Коллекция самолетов МОТАТ . Блогер . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «Локхид Хадсон NZ2035» . Ферримидское аэронавтическое общество . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Lockheed Hudson III, серийный номер NZ2035 RNZAF, серийный номер 414-3858» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Хоумвуд, Дэйв. «Выжившие члены Королевских ВВС Новой Зеландии» . Крылья над Кембриджем . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «RNZAF Lockheed Hudson Mk.III, Mk.IIIA, Mk.V и Mk.VI от NZ2001 до NZ2094» . НЗДФ-СЕРИАЛЫ . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ «Локхид Хадсон IIIA» . Музей Королевских ВВС . Попечители Музея Королевских ВВС . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ Симпсон, Эндрю (2012). «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ» (PDF) . Музей Королевских ВВС . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ Каскелли, Рон (2 марта 2016 г.). «ВХ-АГЖ» . Адастра Аэрофотосъемка . Проверено 13 декабря 2016 г.
- ^ Франсильон 1982, стр. 147, 158.
Библиография
[ редактировать ]- Борт, Кристи. Мастера массового производства . Индианаполис, Индиана: Bobbs-Merrill Co., 1945.
- Корте, Пьер (апрель 2002 г.). «Авиация союзников в японских цветах». Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (109): 17–21. ISSN 1243-8650 .
- Дуглас, WAB Создание национальных военно-воздушных сил . Торонто, Онтарио, Канада: University of Toronto Press, 1986. ISBN 978-0-80202-584-5 .
- Франсильон, Рене Дж. (1982). Lockheed Aircraft с 1913 года . Лондон: Патнэм и компания. ISBN 0-370-30329-6 . .
- Франсильон, Рене. Lockheed Aircraft с 1913 года . Лондон: Патнэм, 1987. ISBN 0-85177-805-4 .
- Герман, Артур. Кузница свободы: как американский бизнес добился победы во Второй мировой войне . Нью-Йорк: Рэндом Хаус, 2012. ISBN 978-1-4000-6964-4 .
- Кайтли, Джеймс. «База данных: Lockheed Hudson». Самолет , Том. 43, № 10, октябрь 2015. С. 73–88.
- Лоуренс, Джозеф (1945). Книга самолетов наблюдателя . Лондон и Нью-Йорк: Фредерик Уорн и компания.
- Марсон, Питер Дж. Близнецы Локхид . Тонбридж, Кент, Великобритания: Air-Britain (Historians) Ltd, 2001. ISBN 0-85130-284-X .
- Паркер, Дана Т. Строительство Победы: производство самолетов в районе Лос-Анджелеса во время Второй мировой войны . Сайпресс, Калифорния: Amazon Digital Services, Inc., 2013. ISBN 978-0-9897906-0-4 .
- Роба, Жан-Луи и Кони, Кристоф (октябрь 2001 г.). «Доннеркейль: 12 февраля 1942 года» [Операция Доннеркейль: 12 февраля 1942 года]. Самолеты: вся аэронавтика и ее история (на французском языке) (103): 25–32. ISSN 1243-8650 .
- Ститт, Роберт М. (июль – август 2002 г.). «Закругление». Любитель воздуха . № 100. с. 75. ISSN 0143-5450 .
- Суонборо, Гордон и Питер М. Бауэрс. Самолеты ВМС США с 1911 года . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института, 1976. ISBN 0-87021-792-5 .
- Винсент, Дэвид. История RAAF Hudson: Книга первая Хайбери, Южная Австралия: Дэвид Винсент, 1999. ISBN 0-9596052-2-3
- Лейк, Алан. Летающие части Королевских ВВС - Происхождение, формирование и расформирование всех летных частей с 1912 года. Airlife Publishing Ltd, Шрусбери, Великобритания, 1999 г., ISBN 1840370866 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]