Дунс Скот
Джон Дунс Скот OFM ( / ˈ s k oʊ t ə s / SKOH -təs ; Церковная латынь : [duns ˈskɔtus] , «Дунс Шотландец»; в. 1265/66 - 8 ноября 1308 г.) [ 9 ] был шотландским католическим священником и монахом-францисканцем , профессором университета, философом и теологом. Он является одним из четырех наиболее важных христианских философов-богословов Западной Европы в эпоху Высокого Средневековья , наряду с Фомой Аквинским , Бонавентурой и Уильямом Оккамом . [ 10 ]
Дунс Скот оказал значительное влияние как на католическую , так и на светскую мысль. Доктрины, благодаря которым он наиболее известен, — это « однозначность бытия », что существование — это самая абстрактная концепция, которая у нас есть, применимая ко всему, что существует; формальное различие , способ различения различных формальностей одного и того же предмета; и идея haecceity , свойства, которое должно быть у каждой отдельной вещи, что делает ее индивидуальной (т. е. некую «этовость»). существования Бога и приводил доводы в пользу непорочного зачатия Марии Дунс Скот также разработал сложный аргумент в пользу . Интеллектуальная традиция, возникшая на основе работ Скота, называется скотизмом .
Дунс Скот был удостоен схоластической награды «Доктор Субтилис» («тонкий врач») за проницательную и тонкую манеру мышления. он был беатифицирован Папой Иоанном Павлом II В 1993 году .
Критики творчества Скота называли его последователей « болванами »; «Кепка дурака» позже использовалась как форма наказания в школах, а слово «болван» стало использоваться как термин для описания тупого человека.
Жизнь
[ редактировать ]О Дунсе Скоте мало что известно, кроме его работ. Считается, что дата его рождения была где-то между 23 декабря 1265 года и 17 марта 1266 года. Он родился в знатной семье региона. Общеизвестное место его рождения перед Павильон-Лодж, недалеко от Северной Ложи замка Дунс в Шотландии, теперь отмечено пирамидой из камней , воздвигнутой в 1966 году францисканскими монахами Соединенного Королевства в ознаменование 700-летия его рождение. Дунс Скот получил религиозное облачение Ордена Младших братьев в Дамфрисе , где его дядя, Элиас Дунс, был опекуном . [ 11 ]
Возраст Дунса Скота основан на первой определенной дате его жизни, а именно, на дате его рукоположения в сан священника в соборе Святого Андрея , Нортгемптон , Англия, 17 марта 1291 года. Минимальный канонический возраст для получения священного сана составляет 25 лет, и обычно считается, что он был бы рукоположен, как только это было бы разрешено. [ 12 ] [ 13 ] То, что его современники называли его Йоханнесом Дунсом , в честь средневековой практики называть людей по христианскому имени с указанием места их происхождения, позволяет предположить, что он происходил из Дунса , в Бервикшире, Шотландия. [ 14 ]
Согласно традиции, Дунс Скот получил образование во францисканском studium Generale ( средневековом университете ), доме за церковью Св. Эббе в Оксфорде , на треугольной территории, окруженной Пеннифартинг-стрит и идущей от Сент-Олдате к замку, двору и старому дворцу. стена, [ 15 ] куда переехали братья Младшие, когда Парижский университет был распущен в 1229–1230 годах. В то время там проживало около 270 человек, из которых около 80 были монахами. [ 16 ]
Дунс Скот, судя по всему, находился в Оксфорде к 1300 году, поскольку он числится среди группы монахов, для которых настоятель английской церковной провинции (в которую входила Шотландия) запросил у епископа Линкольна полномочия для выслушивания исповеди . [ 17 ] Он принял участие в диспуте под руководством магистра-регента Филиппа Бридлингтона в 1300–01. [ 18 ] В конце 1302 года он начал читать лекции по » Петра Ломбарда в «Приговорам престижном Парижском университете. Однако позже в том же учебном году он был исключен из Парижского университета за то, что встал на сторону Папы Бонифация VIII в его вражде с королем Филиппом IV. Франции по поводу налогообложения церковной собственности.
Дунс Скот вернулся в Париж до конца 1304 года, вероятно, вернувшись в мае. Он продолжал читать там лекции до тех пор, пока по причинам, которые до сих пор загадочны, его не отправили во францисканскую студию в Кёльне , вероятно, в октябре 1307 года. По словам писателя XV века Уильяма Ворилонга , его уход был внезапным и неожиданным. Он отдыхал или разговаривал со студентами в Прато-клерикоруме или Пре-о-Клерке — открытой местности Рив-Гош, используемой учеными для отдыха, — когда поступил приказ от генерального министра -францисканцев ; Скот немедленно ушел, взяв с собой мало или вообще не взяв личных вещей. [ 19 ]
Дунс Скот неожиданно умер в Кельне в ноябре 1308 года; датой его смерти традиционно считается 8 ноября. Он похоронен там же в церкви братьев Меньших . На его саркофаге написано латинское стихотворение:
- «Шотландия родила меня.
- Англия меня приняла.
- Франция научила меня.
- Колония, мой принцип».
- (Шотландия родила меня.
- Англия поддержала меня.
- Франция научила меня.
- Кёльн держит меня.)
История о том, что Дунса Скота похоронили заживо в отсутствие его слуги, единственного знавшего о его склонности к коме, вероятно, является мифом. [ 20 ] Первое известное свидетельство этой темы датируется примерно 1400 годом. [ 21 ] Среди многих авторов об этом сообщил Фрэнсис Бэкон в своей «Истории жизни и смерти» . [ 22 ]
В колофоне Кодекса 66 Мертон-колледжа в Оксфорде говорится, что Скот также был в Кембридже .
Работа
[ редактировать ]Великая работа Скота — его комментарий к « Словам Петра Ломбарда» , который содержит почти все философские взгляды и аргументы, которыми он хорошо известен, включая однозначность бытия , формальное различие , меньшее, чем числовое единство, индивидуальную природу или «этосность». ( haecceity ), его критика иллюминации и его знаменитый аргумент в пользу существования Бога. Его комментарий существует в нескольких версиях. Стандартной версией является Ordinatio ( также известная как Opus oxoniense ), переработанная версия лекций, которые он читал, будучи бакалавром в Оксфорде. Первоначальный пересмотр, вероятно, был начат летом 1300 г. – см. примечания в Прологе, вопрос 2, намекающие на битву при Вади-эль-Хазандаре в 1299 г., новости о которой, вероятно, достигли Оксфорда летом 1300 г. Он все еще был неполным. когда Скот уехал в Париж в 1302 году. Оригинальные лекции также были расшифрованы и недавно опубликованы под названием Lectura . [ 23 ]
Две другие версии работы — это заметки Скота к оксфордским лекциям, недавно опубликованные как Lectura , первая книга которых, вероятно, была написана в Оксфорде в конце 1290-х годов. [ 24 ] и Reportatio parisiensis (или Opus parisiense ), состоящее из транскрипций лекций о приговорах , прочитанных Скотом, когда он был в Париже. Reportatio — это студенческий отчет или транскрипция оригинальной лекции магистра. Версия, проверенная самим мастером, известна как reportatio exinata .
Ко времени Скота эти «комментарии» к « Сговорам» уже не были буквальными комментариями. Вместо этого оригинальный текст Питера Ломбарда использовался в качестве отправной точки для весьма оригинальных дискуссий на темы, представляющие теологический или философский интерес. [ 25 ] Например, Книга II «Различие 2» о расположении ангелов является отправной точкой для сложной дискуссии о непрерывном движении и о том, может ли одна и та же вещь находиться в двух разных местах одновременно ( билокация ). В той же книге «Различие 3» он использует вопрос о том, чем ангелы могут отличаться друг от друга, учитывая, что у них нет материальных тел, для исследования сложного вопроса индивидуации в целом.
На раннем этапе своей карьеры Скот писал чисто философские и логические труды, состоящие из комментариев к «Органону» Аристотеля . Это « Вопросы к и «Исагоге» Порфирия Аристотеля» «Категориям , «Peri hermeneias» и «De sophisticis elenchis» , датируемые, вероятно, примерно 1295 годом. [ 26 ] Аристотеля, Его комментарий к «Метафизике» вероятно, писался поэтапно: первая версия появилась примерно в 1297 году. [ 24 ] со значительными дополнениями и поправками, возможно, после завершения основной части Ordinatio . [ 27 ] Его «Изложение метафизики » было утеряно на протяжении веков, но недавно было вновь открыто и отредактировано Джорджо Пини. [ 28 ]
Кроме того, существует 46 коротких диспутов, называемых Collationes , датируемых, вероятно, периодом с 1300 по 1305 год; работа по естественному богословию ( De primo principio ); и его Quaestiones Quodlibetales , запись о кводлибетальном диспуте, датируемом, вероятно, Адвентом 1306 года или Великим постом 1307 года.
Теперь известно, что ряд работ, которые когда-то считались написанными Скотом, были неверно атрибуированы. Опасения по этому поводу возникли уже через два столетия после его смерти, когда логик 16-го века Якобус Наверос заметил несоответствия между этими текстами и его комментариями к «Предложениям» , что заставило его усомниться в том, писал ли он вообще какие-либо логические работы. [ 29 ] Было также обнаружено, что Вопросы по предшествующей аналитике ( In Libru Priorum Analyticorum Aristotelis Quaestiones ) были ошибочно приписаны. [ нужна ссылка ] В 1922 году Грабман показал, что логическая работа De modissignificandi на самом деле была написана Томасом Эрфуртским , логиком модистской школы XIV века . Таким образом, утверждение о том, что Мартин Хайдеггер написал свою докторскую диссертацию по Скоту, [ 30 ] верно только наполовину, поскольку вторая часть фактически основана на работе Эрфурта. [ 31 ]
Метафизика
[ редактировать ]Реализм
[ редактировать ]Взгляд Скота на универсалии известен как скотистский реализм . Скот обычно считается реалистом ( в отличие от номиналиста ), поскольку он рассматривал универсалии как реальные, но считал, что они существуют как в конкретных вещах, так и в виде концепций в уме (в отличие от платоновского «третьего мира»). . [ 32 ] Он атакует позицию, близкую к той, которую позже защищал Оккам , утверждая, что вещи имеют общую природу – например, человечность, общая для Сократа , Платона и Плутарха .
Однозначность бытия
[ редактировать ]он Вслед за Аристотелем утверждал, что предметом метафизики является «бытие как бытие» ( ens inquantum ens ). Бытие вообще ( ens in communis ), как однозначное понятие, было для него первым предметом интеллекта. [ 33 ] Доктрина однозначности бытия предполагает отрицание всякого реального различия между сущностью и существованием . Фома Аквинский утверждал, что во всех конечных существах (т.е. во всех, кроме Бога) сущность вещи отлична от ее существования. Скот отверг это различие. Скот утверждал, что мы не можем представить себе, что значит быть чем-то, не представляя это как существующее. Нам не следует делать никакого различия между тем, существует ли вещь ( si est ) и чем она является ( quid est ), поскольку мы никогда не узнаем, существует ли что-то, если у нас нет некоторого понятия о том, что, как мы знаем, существует. [ 34 ]
Индивидуация
[ редактировать ]Скот развивает четкий взгляд на гиломорфизм с тремя важными сильными тезисами, которые его отличают. Он считал: 1) что существует материя , не имеющая вообще никакой формы, или первичная материя, как вещество, лежащее в основе всех изменений, против Фомы Аквинского (ср. его Quaestiones в «Метафизике» 7, вопрос 5; Lectura 2, d. 12, вопрос. ед.), 2) что не все тварные субстанции представляют собой соединения формы и материи (ср. Лектура 2, д. 12, кв. ун., п. 55), т. е. что чисто духовные субстанции существуют, и 3) что одна и та же субстанция может иметь более одной субстанциальной формы — например, человек имеет по крайней мере две субстанциальные формы, душу и форму тела ( forma corporeitas ) (ср. Ordinatio 4, д. 11, кв. 3). , н. 54). Он приводил доводы в пользу первоначального принципа индивидуации (ср. Ordinatio 2, d. 3, пар. 1, qq. 1–6), « haecceity » как окончательного единства уникального индивидуума ( haecceitas , «данность» сущности), в отличие от общей природы ( natura communis ), существующей у любого числа индивидов. Для Скота доминирующим принципом понимания действительности является аксиома, утверждающая, что существует только индивидуум. Для постижения индивидов требуется интуитивное познание, которое дает нам настоящее существование или несуществование индивида, в отличие от абстрактного познания. Таким образом, человеческая душа в своем отделенном от тела состоянии будет способна интуитивно познавать духовное.
Формальное различие
[ редактировать ]Как и другие философы-реалисты того периода (такие как Фома Аквинский и Генрих Гентский ), Скот признавал необходимость промежуточного различия, которое было бы не просто концептуальным, но и не полностью реальным или зависящим от разума. Скот приводил доводы в пользу формального различия ( differentio formalis a parte rei ), которое проводится между сущностями, которые в действительности неотделимы и нечетки, но чьи определения не тождественны. Например, личные свойства Троицы формально отличны от Божественной сущности. Точно так же различие между «данностью» или «несущностью» вещи занимает промежуточное положение между реальным и концептуальным различием. [ 35 ] Существует также формальное различие между божественными атрибутами и силами души.
Теология
[ редактировать ]Часть серии о |
Католическая философия |
---|
Волюнтаризм
[ редактировать ]Скот был августинско-францисканским богословом. [ 36 ] Его обычно связывают с богословским волюнтаризмом , тенденцией подчеркивать волю Бога и свободу человека во всех философских вопросах. Основное различие между рациональной теологией Фомы Аквинского и богословием Скота состоит в том, что Скот считал, что определенные предикаты могут быть однозначно применены с одним и тем же значением к Богу и творениям, тогда как Фома Аквинский настаивал на том, что это невозможно и что можно использовать только аналогичные предикаты. , в котором слово применительно к Богу имеет значение, отличное от значения того же слова применительно к творениям, хотя и родственное ему. На протяжении всех своих работ Дунс боролся за демонстрацию своей теории однозначности против доктрины аналогии Фомы Аквинского.
Скот прочитал лекцию I 39 в 1297–1299 годах, чтобы опровергнуть мнение о том, что все необходимо и неизменно. Он утверждает, что цель этой лекции состоит из двух пунктов ( Lectura I 39, §31): во-первых, рассмотреть случайность в том, что есть ( de contingentia in entibus ); во-вторых, рассмотреть, как достоверное знание Бога совместимо со случайностью вещей. Скот пытается защитить обоснованность христианского богословия от нападок древних философов. Основной аргумент изложен в Лекции I 39, §§49–53. Скот утверждает, что необходимое существо (Бог) способно обладать случайным знанием, и что, хотя это знание условно, оно не обязательно изменчиво и временно в силу самого этого факта. В Лектуре I 39 §1 Скот спрашивает, «имеет ли Бог определенное знание о вещах согласно каждому аспекту их существования, как согласно бытию в будущем». Он представляет противоположную точку зрения, утверждающую, что Бог не может иметь определенного знания о будущем. Чтобы поддержать эту точку зрения, он использует Аристотеля. Интерпретация IX. В следующих аргументах Скот не пытается противоречить Аристотелю. Он не подтверждает и не отвергает идеи Аристотеля. Единственный вопрос, против которого он выступает, — это утверждение, что Бог не может иметь определенного знания о будущем. Скот, похоже, пытается полностью продемонстрировать, что текст Аристотеля не противоречит христианскому учению о Боге. Скот утверждает, что Бог желает единым волением ( unica volitione ) всего, чего пожелает. У Бога есть одна воля и внутри , но эта единственная воля может быть связана со многими противоположными вещами и дополнительно . Бог может одновременно желать одного в момент 1 и противоположного в момент 2. IX Аристотеля Существуют различные возможные интерпретации De Interpretatione . Например, Джон Буридан (ок. 1300–1362) считал скотистскую теорию непредвиденных обстоятельств аристотелевской точкой зрения . Суждение Буридана тем более возможно, по крайней мере, по четырем причинам: (1) «De Interpretatione IX, 19a23-25» Аристотеля можно интерпретировать как скотистскую теорию непредвиденных обстоятельств; (2) Сам Скот не опровергает утверждение Аристотеля. De Interpretatione IX в Lectura I 39 §§49–53; (3) Скот, скорее, пытается сформулировать свою теорию случайностей с помощью других работ Аристотеля в Лектуре I 39 §§51, 54; (4) Скот вводит в свою теорию непредвиденных обстоятельств диахроническую особенность воли Бога, а также синхроническую особенность. [ 37 ]
Метафизический аргумент в пользу существования Бога
[ редактировать ]Дунс Скот утверждал, что лучше построить метафизический аргумент в пользу существования Бога, чем более распространенный физический аргумент, основанный на движении. [ 38 ] любимец Фомы Аквинского, [ 39 ] следуя Аристотелю. [ 40 ] Хотя версия в De Primo Principio является наиболее полной и окончательной, Ordinatio обычно предлагается доказательство . Тем не менее, версия Де Примо интересна и заслуживает изучения для более широкого понимания аргумента, а также метафизических оснований Скота для его аргументов в пользу существования Бога, но Ordinatio здесь мы будем придерживаться версии . Вкратце, Скот начинает свое доказательство с объяснения того, что есть две точки зрения, которые мы должны принять, доказывая существование действительно бесконечного существа. Во-первых, с точки зрения Относительных свойств Бога, а во-вторых, с точки зрения Абсолютных свойств Бога. Относительные свойства — это те, которые можно предсказать о Боге по отношению к творению; Абсолютные свойства — это те, которые принадлежат Богу независимо от того, решил Он творить или нет. Под первым заголовком «Относительные свойства» Скот приводит доводы в пользу тройного примата эффективности, окончательности и превосходства. Отсюда он показывает, что одно первенство подразумевает другие, и, наконец, может быть только одна природа, которая является Первой Действенной Причиной, Конечной Целью и Самой Совершенной Природой. Отсюда Тонкий Доктор рассуждает об Абсолютных Свойствах Бога. Первое Существо интеллектуально и волево, а интеллект и воля тождественны сущности этой высшей природы. Первое Существо также является бесконечным существом. Обсуждая бесконечность Бога, Скот воскрешает аргумент Ансельма и отвечает на критику, согласно которой Ансельм совершает незаконный прыжок от концепции к реальности. Наконец, он дает однозначный ответ «да» на вопрос, существует ли действительно бесконечное существо. Следующий же вопрос Ordinatio имеет дело с единством природы, существование которой было доказано. Однако версия De Primo Principio заканчивается этим аргументом.
Доказательство вывода о том, что «некоторая действующая причина просто такова, что она не может быть следствием и не может в силу чего-то иного, чем она сама, вызывать следствие» Ordinatio I.2.43 [ 41 ] работает следующим образом:
- Что-то можно произвести.
- Оно производится либо само собой, ничем, либо другим.
- Не просто так, ибо ничто не вызывает ничего.
- Не само по себе, поскольку следствие никогда не вызывает само себя.
- Следовательно, другим; назовите А. это
- Если A стоит первым, то мы пришли к выводу.
- Если А не первое, но и следствие, то возвращаемся к 2). А производится либо само по себе, либо ничем, либо другим.
- Из 3) и 4) мы говорим другое, B . Восходящая серия либо будет продолжаться бесконечно, либо мы наконец достигнем чего-то, чему до этого ничего не было.
- Бесконечный восходящий ряд невозможен.
- Поэтому и т. д.
Скот признает два возражения и рассматривает их соответствующим образом. Во-первых, он задает вопрос, предполагая, что он станет первым в серии. Здесь он утверждает, что, хотя многие допускают бесконечный регресс в случайно упорядоченном ряду причин, ни один философ не допускает бесконечного регресса в существенно упорядоченном ряду. Скот объясняет различия между ними и предлагает доказательства вывода о том, что бесконечность существенно упорядоченных причин в ряду невозможна. [ 42 ] Во-вторых, возражают, что его доказательство на самом деле не является демонстрацией, поскольку оно начинается с условной посылки. Произведение чего-либо является случайным и не является необходимым. Следовательно, доказательство исходит из условной, а не необходимой посылки. Скот говорит, что, хотя это и правда, совершенно очевидно, что вещи производятся или производятся. Но чтобы ответить, Скот делает модальный ход и перерабатывает аргумент. Теперь он рассуждает из возможности производства. «Возможно, что-то можно произвести» — это необходимое положение. Отсюда он может заключить, что возможно существование первой действующей причины, и если возможно, что она существует, то она действительно существует. Он утверждает, что последнее утверждение будет доказано позже в ходе рассуждения. [ 43 ] В доказательстве Lectura Скот утверждает следующее:
Хотя существа, отличные от Бога, на самом деле случайны в отношении своего фактического существования, тем не менее, они не случайны в отношении своего возможного существования. Следовательно, те сущности, которые называются случайными по отношению к их фактическому существованию, необходимы по отношению к их возможному существованию – например, хотя «Существует человек» является случайным, тем не менее «Возможно, что он существует» необходимо, потому что его существование не включает в себя никакого противоречия. Следовательно, «Нечто – отличное от Бога – возможно» необходимо, потому что бытие делится на случайное и необходимое. Как необходимость принадлежит необходимому существу в силу его состояния или его сущности, так и возможность принадлежит возможному существу в силу его сущности. Если первый аргумент альтернативно квалифицировать с помощью понятия онтологической возможности, то у нас есть необходимые положения следующим образом: возможно, что существует что-то отличное от Бога – оно не существует само по себе (потому что тогда было бы не так, если бы оно было возможно), ни из ничего. Поэтому возможно, что это от чего-то другого. Либо возможно, что другой агент действует в силу самого себя, а не в силу чего-то другого, не будучи из чего-то другого, либо это невозможно. Если так, то возможно, что первый агент существует, и если возможно, что он существует, то он существует, как мы и доказали раньше. Если нет и если нет бесконечного регресса, то спор сразу заходит в тупик.
Подробнее об этом аргументе см., в частности, Authors/Duns Scotus/Ordinatio/Ordinatio I/D2/Q2B – The Logic Museum .
Иллюминирование
[ редактировать ]Скот выступал против версии иллюминации , которую ранее в этом веке защищал Генрих Гентский . В своем Ordinatio (I.3.1.4) он выступал против скептических последствий, которые, по утверждению Генриха, повлекут за собой отказ от божественного просвещения. Скот утверждал, что если бы наше мышление было ошибочным, как считал Генрих, такое освещение не могло бы даже в принципе обеспечить «достоверное и чистое знание». [ 44 ]
- Когда одно из тех, что собираются вместе, несовместимо с уверенностью, тогда уверенности достичь невозможно. Ибо как из одной предпосылки необходимой и случайной не следует ничего, кроме случайного заключения, так и из чего-то определенного и чего-то неопределенного, соединяющихся в некотором познании, не следует никакого достоверного познания ( Ordinatio I.3.1.4 n. 221).
Непорочное зачатие
[ редактировать ]Возможно, самым влиятельным моментом богословия Дунса Скота была его защита непорочного зачатия Марии (т. е. того, что сама Мария была зачата без греха). В то время на эту тему было много споров. Общее мнение заключалось в том, что это было уместное почтение к Богородице , но не было видно, как решить проблему, согласно которой только со смертью Христа пятно первородного греха будет удалено . Великие философы и богословы Запада разделились по этому вопросу (действительно, даже Фома Аквинский встал на сторону тех, кто отрицал это учение). Праздник . существовал на Востоке (хотя на Востоке это праздник только Зачатия Марии) с седьмого века и был введен в некоторых епархиях и на Западе, хотя философская основа отсутствовала Цитируя принцип Ансельма Кентерберийского « potuit, decuit, ergo fecit » (Он [то есть Бог] мог это сделать, это было уместно, поэтому Он это сделал), Дунс Скот выдвинул следующий аргумент: Мария нуждалась в искуплении. как и все другие люди, но благодаря заслугам Иисуса распятие , данное заранее, она была зачата без пятна первородного греха. Бог мог бы добиться того, чтобы (1) она никогда не была в первородном грехе, (2) она была во грехе только мгновение, (3) она была во грехе в течение определенного периода времени, будучи очищенной в последний момент. Какой бы из этих вариантов ни оказался самым превосходным, вероятно, следует отнести к Марии. [ 45 ] Это явно осторожное заявление вызвало бурю сопротивления в Париже и послужило основой для фразы «Уволить Францию ради Марии без пятна» в знаменитом стихотворении Джерарда Мэнли Хопкинса «Оксфорд Дунса Скота» .
Аргумент Скота появляется в Папы Пия IX декларации в 1854 году догмы о Непорочном зачатии: «В первый момент Ее зачатия Мария была сохранена свободной от пятна первородного греха ввиду заслуг Иисуса Христа». [ 46 ] Позиция Скота была названа «правильным выражением веры апостолов». [ 46 ]
Официальное одобрение Католической церкви получила и другая позиция Скота: его учение о вселенском первенстве Христа стало основным обоснованием праздника Христа-Царя, установленного в 1925 году. [ 46 ]
Во время своего понтификата Папа Иоанн XXIII рекомендовал современным студентам-богословам читать богословие Дунса Скота.
Почитание
[ редактировать ]Дунс Скот долгое время был удостоен звания блаженного Ордена Младших братьев, а также архиепархиях Эдинбургской в и Кельнской . В 19 веке был начат процесс признания его как такового Святым Престолом на основе культа имморабилиса , то есть древнего статуса. [ 17 ] 27 июля 1920 года была созвана комиссия богословов для оценки его духовных сочинений на предмет православия. [ 47 ] Он был объявлен достопочтенным Папой Иоанном Павлом II в 1991 году, который официально признал его литургический культ и фактически причислил его к беатификации 20 марта 1993 года. [ 48 ]
Позже репутация и влияние
[ редактировать ]Поздний средневековый период
[ редактировать ]Из-за ранней и неожиданной смерти Скота он оставил после себя большой объем работ в незаконченном или неотредактированном виде. Его ученики и ученики активно редактировали его статьи, часто путая их с работами других писателей, что во многих случаях приводило к неправильной атрибуции и путаной передаче. Большинство францисканцев 13-го века следовали за Бонавентурой , но влияние Скота (а также влияние его главного соперника Уильяма Оккама ) распространилось в четырнадцатом веке. Таким образом, францисканские богословы позднего средневековья разделились на так называемых скотистов и оккамистов. Среди последователей четырнадцатого века были Франциск Майронский (умер в 1325 г.), Антониус Андреас (умер в 1320 г.), Вильгельм Алникский (умер в 1333 г.) и Иоанн Бассолиский (умер в 1347 г.), предположительно любимый ученик Скота. [ 49 ]
Шестнадцатый-девятнадцатый века
[ редактировать ]Его репутация пострадала во время английской Реформации , вероятно, из-за его связи с францисканцами. В письме Томасу Кромвелю о своем визите в Оксфорд в 1535 году Ричард Лейтон описал, как он увидел двор Нового колледжа, полный страниц из сочинений Скота, «ветер разносил их во все углы». [ 50 ] Джон Лиланд описал библиотеку Оксфордского Грейфрайара в 1538 году (незадолго до ее роспуска) как скопление «паутины, мотыльков и книжных червей». [ 51 ]
Когда в шестнадцатом веке скотисты выступили против гуманизма эпохи Возрождения , термин «болван» или «болван» стал в устах гуманистов и реформаторов оскорбительным термином и синонимом человека, не способного к учености . [ 52 ]
Несмотря на это, в католической Европе рос скотизм. Работы Скота были собраны во множество изданий, особенно в конце пятнадцатого века, с появлением книгопечатания . Его школа, вероятно, была на пике своей популярности в начале семнадцатого века; в течение шестнадцатого и семнадцатого веков существовали специальные шотландские кафедры, например, в Париже, Риме, Коимбре, Саламанке, Алькале, Падуе и Павии. Новые идеи были включены псевдографически в более поздние издания его работ, например, принцип взрыва , приписываемый теперь Псевдо-Скоту . Скотизм процветал вплоть до семнадцатого века, и его влияние можно увидеть у таких писателей, как Декарт и Брэмхолл . В восемнадцатом веке интерес снизился, и возрождение схоластической философии, известной как нео-схоластика , было, по сути, возрождением томистского мышления.
Джерард Мэнли Хопкинс смог совместить свое религиозное призвание и призвание поэта благодаря чтению Дунса Скота. Его стихотворение «Когда зимородки загораются» выражает идеи Дунса Скота о «гечности».
Двадцатый век
[ редактировать ]В двадцатом веке возродился интерес к Скоту с различными оценками его мысли.
Во-первых, Скот вызвал интерес со стороны светских философов, таких как Питер Кинг, Дьюла Клима, Пол Винсент Спейд и других.
Для некоторых сегодня Скот является одним из самых важных францисканских богословов и основателем скотизма , особой формы схоластики . Он вышел из Старой францисканской школы, к которой принадлежали Хаймо Фавершамский (умер в 1244 г.), Александр Хейлский (умер в 1245 г.), Иоанн Рупелла (умер в 1245 г.), Вильгельм Мелитонский (умер в 1260 г.), святой Бонавентура (умер в 1274 г.). , кардинал Мэтью Акваспартский (умер в 1289 г.), Джон Пекхэм , архиепископ Кентерберийский (умер в 1292 г.), Ричард Мидлтаунский (умер около 1300 г.) и другие. Он был известен как «Доктор Субтилис» из-за тонких различий и нюансов его мышления.
Более поздние философы XVI века менее хвалебно отзывались о его работах и обвиняли его в софистике . Это привело к тому, что слово « дунс », которое произошло от имени «Дунс», данного его последователям в 1500-х годах, стало использоваться для обозначения «человека, неспособного к учености ». [ нужна ссылка ] Критики творчества Скота охарактеризовали его последователей как «болванов». «Кепка дурака» использовалась как форма наказания в школах, а слово «болван» стало использоваться как термин для обозначения тупого человека. [ 53 ]
Важный вопрос с 1960-х годов вращался вокруг того, возвестила ли мысль Скота об изменении взглядов на природу «бытия», изменении, которое ознаменовало отход от Фомы Аквинского и других предшествующих мыслителей; этот вопрос стал особенно значимым в последние годы, поскольку его стали рассматривать как дискуссию о происхождении «современности». Эта линия аргументации впервые возникла в 1960-х годах среди популярных французских философов, которые мимоходом выделили Дунса Скота как фигуру, чья теория однозначного бытия изменила более ранний подход, который Фома Аквинский разделял со своими предшественниками. [ 54 ] Затем, в 1990 году, историк философии Жан-Франсуа Куртин утверждал, что между временами Фомы Аквинского в середине тринадцатого века и Франсиско Суареса на рубеже семнадцатого века был разработан принципиально новый подход к бытию, когда Скот принял большую роль в его развитии. [ 55 ] В 1990-е годы различные ученые расширили этот аргумент, назвав Скота первым мыслителем, поддавшимся тому, что Хайдеггер назвал «онто-теологией».
В последние годы эта критика Скота стала распространяться, в частности, через труды группы «радикальных ортодоксальных» богословов, опирающихся на Джона Милбэнка и Кэтрин Пиксток . Радикально-ортодоксальная модель подверглась сомнению Дэниелом Хораном [ 56 ] и Томас Уильямс, [ 57 ] оба утверждают, что учение Скота об однозначности бытия является семантической, а не онтологической теорией. Оба мыслителя ссылаются на Орда. 1, д. 3, абз. 1, кв. 3, н. 163, в котором Скот утверждает, что «Вот [однозначно] именно так следует интерпретировать все авторитетные отрывки, которые можно найти по этой теме в «Метафизике» или «Физике»: с точки зрения онтологического разнообразия тех вещей, которым приписывается это понятие, которые совместимо с существованием одного понятия, которое можно абстрагировать от них». Такая цитата, кажется, относится к эпистемологии с абстрактными понятиями, а не к онтологии, которая, как признает Скот, может быть разнообразной.
В популярных СМИ
[ редактировать ]В 2012 году Фернандо Мурака снял для TVCO и францисканских монахов Непорочного зачатия биографический фильм « Благословенный Дунс Скот: Защитник Непорочного зачатия» на итальянском языке. [ 58 ] [ 59 ] В центре внимания дебатов в Парижском университете с намеком на его детство и францисканское призвание. Адриано Брайдотти сыграл взрослого Скота, а Эмануэле Мария Гамбони сыграла Скота в детстве. [ 60 ]
Библиография
[ редактировать ]- Работает в приблизительном хронологическом порядке.
- До 1295 года:
- Парва логика
- Вопросы об Исагогеме Порфирия
- Вопросы в книге Предсказаний
- Вопросы в 1-й и 2-й книгах Перигерменей.
- Восемь вопросов в двух книгах «Перигермении»
- Вопросы в книгах Списков
- Парва логика
- Вопросы по книгам De anima (1295–1298?)
- Вопросы о метафизических книгах Аристотеля (1298–1300?; переработано позже)
- Notabilia Scoti super Metaphysicalcam Аристотеля (набор заметок о книгах II–X и XII «Метафизики» , обнаруженных только в [ 61 ] )
- Lectura (Ранние оксфордские лекции по четырем книгам «Приговоров Питера Ломбарда»)
- Книги 1 и 2 (1300–1301 гг.)
- Книга 3 (вероятно, написана в Париже, 1303–1304 гг.)
- Книга 4 (не сохранилась)
- Ordinatio или Opus Oxoniense (Оксфордские лекции: пересмотр лекций, прочитанных в Оксфорде, книги 1 и 2, лето 1300–1302 гг., Книги 3 и 4, 1303–1304 гг.)
- Оксонианские сопоставления (1303–04 или 1305–08)
- Парижские подборки (1302–07)
- Парижские лекции (Парижские лекции, 1302–07)
- Quaestiones Quodlibetales (под редакцией Феликса Аллунтиса в Obras del Doctor Sutil, Хуана Дунса Эското , Мадрид, Biblioteca de Autores Cristianos, 1963)
- Tractatus de Primo Principio (Трактат о первом принципе) Английский перевод
- Теоремы (дата неизвестна)
- Сомнительные работы
- Теоремы
- Ложные работы
- De Rerum Principio (О начале вещей). Недостоверная работа, когда-то приписываемая Скоту.
- Латинские издания
- ОПЕРА ОМНИЯ. ( Wadding Edition , названное так по имени его редактора Люка Ваддинга ) Лион, 1639 год; переиздано Хильдесхайм: Georg Olms Verlagsbuchhandlung, 1968. [Несмотря на название, это издание не представляет все работы Скота. Некоторые произведения, напечатанные в нем, больше не приписываются Скоту; некоторые работы Скота опущены (в том числе его ранние «Лекции о приговорах Петра Ломбарда»); Скота, то, что в книге представлено как Книга I позднего «Reportatio» на самом деле является совершенно отдельным произведением, подлинность и авторитет которого активно оспаривается.]
- ВСЕ РАБОТАЕТ ( Ватиканское издание = VE) Ватикан: Typis Polyglottis Vaticanis, 1950–.
- ОРГАНИЗАЦИЯ (полное критическое издание)
- I, «О постановлении Иоанна Дунса Скота», историческая и критическая дискуссия. Пролог ко всему произведению, 1950 год.
- II, Постановление. Первая книга Отличия 1–2, 1950.
- III, Постановление. Первая книга Отличие 3, 1954 г.
- IV, Постановление. Первая книга Отличия 4–10, 1956 г.
- В., Постановление. Первая книга Отличия 11–25, 1959.
- 6, Постановление. Первая книга Отличия 26–48, 1963.
- 7, Постановление. Вторая книга Отличия 1–3, 1973.
- 8, Постановление. Вторая книга Отличия 4–44, 2001 г.
- 9, Постановление. Третья книга Отличия 1–17, 2006 г.
- Х, Постановление. Третья книга Отличия 26–40, 2007.
- 11. Постановление. Книга четвертая Отличия 1–7, 2008 г.
- 12, Постановление. Книга четвертая Отличия 8–13, 2010.
- 13, Постановление. Книга четвертая, Отличия 14–42, 2011 г.
- 14, Постановление. Книга четвертая, Отличия 43–49, 2013 г.
- ЧТЕНИЕ
- 16, Лекция о первой книге предложений. Пролог и различия 1–7, 1960.
- 17, Лекция по Книге первых предложений. Отличия 8–45, 1966.
- 18, Лекция по второй книге предложений. Отличия 1–6, 1982.
- 19, Лекция о второй книге предложений. Отличия 7–44, 1993.
- 20, Лекция по Книге Третьих Предложений. Отличия 1–17, 2003 г.
- 21, Лекция по Книге Третьих Предложений. Отличия 18–40, 2004 г.
- ФИЛОСОФСКИЕ ТРУДЫ (=ОП). Св. Бонавентура, Нью-Йорк: Францисканский институт:, 1997–2006 гг.:
- Том. I: Вопросы о Порфирии Исагоге и категориях Аристотеля, Публикации Францисканского института, 1999. ISBN 978-1-57659-121-5
- Том. II: Quaestiones supere Peri hermeneias et Sophistici Elenchis (вместе с) теоремами, публикации Францисканского института, 2004, ISBN 978-1-57659-122-2 .
- Том. III-IV: Вопросы о метафизических книгах Аристотеля , публикации Францисканского института, 2004 г. ISBN 978-1-57659-124-6 .
- Том. V: Вопросы по второму и третьему вопросу о душе. Публикации Францисканского института, 2006. ISBN 978-0-8132-1422-1 .
- Проверенный отчет Парижской лекции, Reportatio IA, Том 1, отредактированный и переведенный Алланом Б. Уолтером, OFM и Олегом Бычковым. Публикации Францисканского института, 2004 г. ISBN 978-1-57659-193-2
- Проверенный отчет Парижской лекции, Reportatio IA, Том 2, отредактированный и переведенный Алланом Б. Уолтером, OFM и Олегом Бычковым. Публикации Францисканского института, 2008. ISBN 978-1-57659-150-5
- английские переводы
- Джон Дунс Скот, Трактат о Боге как первом принципе . Чикаго: Francisco Herald Press, 1982. Латинский текст и английский перевод De Primo Principio. Второе издание, исправленное, с комментариями Аллана Уолтера (первое издание 1966 г.).
- Джон Дунс Скот, Бог и существа. Вопросы Quodlibetal , перевод Уолтера, Аллана Б., OFM, и Феликса Аллунтиса, Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 1975.
- Дунс Скот о воле и морали , перевод Уолтера, Аллана Б., OFM, Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 1986.
- Дунс Скот: Философские сочинения , перевод Уолтера, Аллана Б., OFM, Индианаполис: Hackett Publishing Company, 1987.
- Парижское доказательство существования Бога Дунса Скота , под редакцией Аллана Б. Уолтера и Мэрилин МакКорд Адамс, Францисканские исследования 42, 1982, стр. 248–321. (Латинский текст и английский перевод).
- Джон Дунс Скот, Случайность и свобода. Лекция I 39 , перевод, комментарии и введение А. Воса Ячна, Х. Вельдхейса, А. Х. Лумана-Грааскампа, Э. Деккера и Н. В. Книги. Историческая библиотека Нового Синтеза 4. Дордрехт/Бостон/Лондон: Kluwer, 1994.
- Вопросы по метафизике Аристотеля Джона Дунса Скота , перевод Эцкорна, Жирара Дж. и Аллана Б. Уолтера, OFM, Сент-Бонавентура, Нью-Йорк: Францисканский институт, 1997–1998.
- Джон Дунс Скот. Четыре вопроса о Марии , Введение с латинским текстом, английским переводом и примечаниями Аллана Б. Уолтера, OFM, Публикации Францисканского института, 2000.
- Джон Дунс Скот. Трактат о потенции и действии. Вопросы по метафизике Аристотеля, Книга IX , Введение с латинским текстом, английским переводом и примечаниями Аллана Б. Уолтера, OFM, Публикации Францисканского института, 2000.
- Джон Дунс Скот. Политическая и экономическая философия , Введение с латинским текстом, английским переводом и примечаниями Аллана Б. Уолтера, OFM, Публикации Францисканского института, 2001.
- Дунс Скот о Божественной любви: тексты и комментарии о добре и свободе, Боге и людях , перевод А. Воса, Х. Вельдхуса, Э. Деккера, Н. В. ден Бока и А. Дж. Бека (ред.). Олдершот: Эшгейт, 2003.
- Джон Дунс Скот. Ранняя оксфордская лекция об индивидуации , Введение с латинским текстом и английским переводом и примечаниями Аллана Б. Уолтера, OFM, Публикации Францисканского института, 2005.
- Джон Дунс Скот. Вопросы о категориях Аристотеля , перевод Ллойда А. Ньютона, Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 2014.
- Дунс Скот о времени и существовании: вопросы к «De интерпретации» Аристотеля , перевод с введением и комментариями Эдварда Бакнера и Джека Зупко, Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 2014.
См. также
[ редактировать ]- Оксфордская францисканская школа
- Богородица с Младенцем и Святой Анной - ранние изображения Непорочного зачатия в трех поколениях.
- Уильям Уэр
Примечания
[ редактировать ]- ^ Кросс, Ричард (2014). Теория познания Дунса Скота . Издательство Оксфордского университета. п. 18. ISBN 9780199684885 .
Скот — хороший сторонник Аристотеля в том смысле, что он считает, что познание всегда имеет эмпирическую отправную точку.
- ^ Уокер, Л. (1912). Волюнтаризм . В Католической энциклопедии . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Получено 27 сентября 2019 г. из New Advent .
- ^ Уильямс, Томас (ред.). Кембриджский компаньон Дунса Скота . Издательство Кембриджского университета, 2002, с. 2.
- ↑ Он уже давно считается выпускником Мертона , но современных доказательств, подтверждающих это утверждение, нет, и как францисканец он не имел бы права на стипендию в Мертоне (см. Martin, GH & Highfield, JRL (1997). История . Мертон-колледжа Оксфорда: Издательство Оксфордского университета, стр. 53).
- ^ Антология католической философии Шида и Уорда . Роуман и Литтлфилд. 2005. ISBN 9780742531987 .
- ^ «Ансельм Кентерберийский (1033–1109)» , Интернет-энциклопедия философии , 2006 г. , дата обращения 10 ноября 2017 г.
- ^ Энтони Кенни , Уиклиф в его времена , Оксфорд, UP, 1986, стр. 35 н. 13.
- ^ Харджит Сингх Гилл, Значение в языке и культуре , Индийский институт перспективных исследований, 2002, стр. 109.
- ^ Уильямс, Томас (2019), «Джон Дунс Скот» , Стэнфордская энциклопедия философии
- ^ Спейд, Пол Винсент (2018), «Средневековая философия» , Стэнфордская энциклопедия философии ,
Истории средневековой философии часто касаются Фомы Аквинского (1224/25–74), Джона Дунса Скота (ок. 1265–1308) и Уильяма Оккама ( ок. 1287–1347) как «большая тройка» фигур позднего средневековья; некоторые добавляют Бонавентуру (1221–1274) четвертым.
- ^ «Известные люди: Джон Дунс Скот» . Данс, Шотландия . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 18 января 2007 г.
- ^ Уильямс 2002, с. 2
- ^ Брэмптон, СК (1964). «Дунс Скот в Оксфорде, 1288–1301». Францисканские исследования . 24 (Ежегодный II): 5–20.
- ↑ Хотя Вос (2006, стр. 23) утверждает, что «Дунс» на самом деле было его фамилией, поскольку кто-то из Дунса был бы известен как «де Дунс».
- ^ Вос 2006, с. 27. См. также Рост, Берт (2000). История францисканского образования (ок. 1210–1517) . Брилл. стр. 21–24 . ISBN 978-90-04-11739-6 .
- ^ Вы 2006, с. 27
- ^ Jump up to: а б «Джон Дунс Скот» . Католическая энциклопедия .
- ^ Уильямс, Томас (ред.). Кембриджский компаньон Дунса Скота . Издательство Кембриджского университета, 2002, с. 3.
- ↑ Рассказывают о докторе Субтилии, который в Прато клириков, по-видимому, подчиняясь генеральному министру, в то время как он фактически был регентом в парижских школах, практически не устроив дела, покинул Париж, чтобы отправиться в Колонию, согласно по мнению министра . Уильям Ворилонг, Opus super 4 libros Sententiarum II, d. 44, кв. 1 ф. 161
- ^ Батлер, Альбан (1866). «Святой Бонавентура, кардинал, епископ и Учитель Церкви». Жития отцов, мучеников и других главных святых . Том. VII. Дублин: Джеймс Даффи. примечание 15 . Проверено 29 мая 2014 г.
- ^ К. Дж. Хейлиг, «Zum Tode des Yoganes Duns Scot», Historisches Jahrbuch , t. 49, 1929, с. 641–645. Обсуждение этой статьи см. в Abate, Giuseppe, «La tomba del ven. Джованни Дунс Скот (…)», Францисканский сборник, Рим, 45 (1945), стр. 29–79, где речь идет о Collectanea Francisco, т. е. 1, 1931, с. 121.
- ^ Бэкон, Фрэнсис (1638). История жизни и смерти
- ^ См. Библиографию в разделе «Рассмотренный отчет о Парижской лекции», Reportatio IA .
- ^ Jump up to: а б Пини, Джорджио (2005). «Однозначность в Quaestiones super Metaphysicalcam Скота: решение загадки» (PDF) . Медьево . 30 : 69–110. Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2014 года . Проверено 26 ноября 2014 г.
- ^ См., например, Wolter 1995, с. 76 и пассим
- ↑ См. введение к критическому изданию: Duns Scotus Quaestiones в книге Porphyry Isagoge et Quaestiones super Praedicamenta Aristotelis ( Opera philosophica , I), xxix–xxxiv, xli–xlii.
- ^ Пини, Джорджио (2005). «Однозначность в Quaestiones super Metaphysicalcam Скота: решение загадки» (PDF) . Медьево . 30 : 69–110. Архивировано из оригинала (PDF) 28 декабря 2014 года . Проверено 26 ноября 2014 г. , хотя это предположение
- ^ Томас Уильямс (2009). «Джон Дунс Скот» , Стэнфордская энциклопедия философии (онлайн).
- ^ Эшворт 1987 [ нужна ссылка ]
- ^ Доктрина Дунса Скота о категориях и значении , 1916.
- ^ "Томас Эрфуртский" Запись Джека Зупко в Стэнфордской энциклопедии философии.
- ^ «Скот, Джон Дунс | Интернет-энциклопедия философии» .
- ^ «Философские сочинения Джона Дунса Скота» . 6 сентября 1308 г. - через Интернет-архив.
- ^ Opus Oxoniense I iii 1–2, цитируется по Grenz 2005, p. 55
- ^ Хондерих с. 209
- ^ «Блаженный Иоанн Дунс Скот» . Францисканские СМИ . Архивировано из оригинала 30 июля 2020 года . Проверено 2 апреля 2020 г.
- ^ Ву, Б. Хун (2016). «Разница между Скотом и Турретином в формулировке ими доктрины свободы» . Вестминстерский богословский журнал . 78 : 258–62.
- ^ Лекция I, д. 2, кв. 2, 40 Теперь эффективность можно рассматривать либо как метафизическое, либо как физическое свойство. Метафизическое свойство более обширно, чем физическое, поскольку «дать существование другому» имеет более широкий охват, чем «дать существование посредством движения или изменения». И даже если бы все существование было дано последним образом, понятие одного все равно не является понятием другого. Однако не эффективность как физический атрибут, а эффективность, как ее рассматривает метафизик, обеспечивает более эффективный способ доказательства существования Бога, поскольку в метафизике больше атрибутов, чем в физике, с помощью которых можно установить существование Бога. Оно может быть показано, например, из «состава и простоты», из «действия и силы», из «одного и многих», из тех черт, которые являются свойствами бытия. Поэтому, если вы обнаружите, что одна крайность дизъюнкции несовершенно реализована в творении, вы заключите, что альтернативная, совершенная крайность существует в Боге. Поэтому Аверроэс, нападая на Авиценну в конце Кн. I «Физики», 14, не прав, когда он утверждает, что доказать существование Бога — дело одного только физика, потому что это может быть установлено только посредством движения, и никаким другим способом — как если бы метафизика началась с вывода, который не было очевидным само по себе, но нуждалось в доказательстве в физике (ибо Аверроэс утверждает эту ложь в конце первой книги «Физики»). На самом деле, однако, [существование Бога] может быть показано вернее и разнообразнее посредством тех метафизических признаков, которые характеризуют бытие. Доказательство заключается в том, что первая действующая причина сообщает не просто это текучее существование (называемое движением), но существование в безусловном смысле, еще более совершенное и широко распространенное.
- ^ Summa Contra Gentiles, I, 13 http://dhspriory.org/thomas/ContraGentiles1.htm#13. Архивировано 20 октября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ «Сначала мы изложим аргументы, с помощью которых Аристотель доказывает существование Бога». SCG I, 13.2 http://dhspriory.org/thomas/ContraGentiles1.htm#13. Архивировано 20 октября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ Дунс Скот – Заказ I/D2/Q2B logicmuseum.com
- ↑ См. параграфы 46–55 на сайте Duns Scotus – Ordinatio I/D2/Q2B logicmuseum.com.
- ^ Дунс Скот – Ordinatio I/D2/Q2B (см. параграф 56) logicmuseum.com
- ^ Паснау, Роберт (2011). «Божественное просветление» . Стэнфордская энциклопедия философии .
- ^ Постановление III, д.3, вопрос 1.
- ^ Jump up to: а б с «Житие блаженного Иоанна Дунса Скота» . ЭВТН.
- ^ Указатель и состояние причин беатификации рабов Божиих и канонизации блаженных (на латыни). Напечатано полиглотами Ватикана. Январь 1953 г. с. 116
- ^ «Церемония признания литургического культа Дунса Скота и беатификации Дины Беланжер» . Служба новостей Ватикана . 20 марта 1993 г. (на испанском языке)
- ^ Куртенэ, Уильям (январь 2012 г.). «Ранние скотисты в Париже: пересмотр» . Францисканские исследования . 69 (1): 175–229. дои : 10.1353/frc.2012.0009 . S2CID 162137015 .
- ^ Р.В. Диксон, История англиканской церкви с момента отмены римской юрисдикции , 1:303
- ^ Катто, Джереми, «Францисканское обучение в Англии, 1450–1540», в «Религиозных орденах в дореформационной Англии» , изд. Кларк 2002 г.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 671.
- ^ «Философ Дунса, который был настоящим «болваном» » . ITV.com . 2016.
- ^ Жак Деррида , L'Écriture et la différence , (Париж, 1967), с. 216; Жиль Делёз , Différence et répétition, (Париж, 1968), стр. 52–8, цитируется в книге Джона Маренбона, «Фома Аквинский, радикальное православие и важность истины», в книге Уэйна Дж. Хэнки и Дугласа Хедли, ред., Deconstructing Radical. Православие: постмодернистское богословие, риторика и истина (Ashgate, 2005), с. 56.
- ^ Джон Маренбон, «Фома Аквинский, радикальное православие и важность истины», в книге Уэйна Дж. Хэнки и Дугласа Хедли, ред., « Деконструкция радикального православия: постмодернистское богословие, риторика и истина» (Ashgate, 2005), стр. 56.
- ^ Хоран, Дэниел (2014). Постмодерн и однозначность: критический анализ радикальной ортодоксии и Джона Дунса Скота . Крепость Пресс. ISBN 9781451465723 .
- ^ Уильямс, Томас (2005). «Доктрина однозначности истинна и полезна». Современная теология . 21 (4): 575–585. дои : 10.1111/j.1468-0025.2005.00298.x .
- ^ Дунс Скот на IMDb
- ^ «Дунс Ското» . ТВКО . Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ «FiNews – финансовые учреждения, производящие фильм Джона Дунса Скотта» . AirMaria.com . Францисканские монахи Непорочного . 15 марта 2010 г. Проверено 10 апреля 2020 г.
- ^ Джорджио Пини, «Буквальный комментарий Дунса Скота к «Метафизике» и «Notabilia Scoti super Metaphyscam» (Милан, Biblioteca Ambrosiana, C 62 Sup, ff. 51r – 98r)», Bulletin de philosophie médiévale , 38 (1996) , 141–142.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бос, Эгберт П. (1998). Джон Дунс Скот: Обновление философии. Акты Третьего симпозиума, организованного голландским обществом средневековой философии Medium Aevum . Амстердам: Родопи. ISBN 978-90-420-0081-0 .
- Кросс, Ричард (редактор), Теологическая опера Джона Дунса Скота. Материалы «Четверного конгресса» об Иоанне Дунсе Скоте , Часть 2. Archa Verbi. Subsidia 4, Публикации Францисканского института, 2012 г., ISBN 978-3-402-10214-5 .
- Кросс, Ричард (2014). Теория познания Дунса Скота . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-968488-5 .
- Фрэнк, Уильям А.; Уолтер, Аллан Б. (1995). Дунс Скот, метафизик . Вест-Лафайет: Издательство Университета Пердью. ISBN 978-1-55753-072-1 .
- Грасия, Хорхе Х.Е .; Никто, Тимоти Б. (2003). Спутник философии в средние века . Кембридж: Паб Blackwell. ISBN 978-0-631-21672-8 .
- Гренц, Стэнли (2005). Именованный Бог и вопрос бытия: тринитарная теоонтология . Луисвилл: Вестминстер Джон Нокс Пресс. ISBN 978-0-664-22204-8 .
- Хондерих, Тед (1995). «Дунс Скот». Оксфордский справочник по философии . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-866132-0 .
- Хоннефельдер Людгер, Мёле Ханнес, Шпеер Андреас, Кобуш Тео, Буллидо дель Баррио Сусана (ред.), Йоханнес Дунс Скот 1308–2008: Философские перспективы его работы/Исследования его философии. Материалы «Четверного конгресса» об Иоанне Дунсе Скоте , Часть 3. Archa Verbi. Subsidia 5, Публикации Францисканского института, 2011 г., ISBN 978-3-402-10215-2 .
- Хоран, Дэниел П. OFM, Постмодерн и однозначность - критический отчет о радикальном ортодоксии и Джон Дунс Скот , Fortress press, 2014.
- Ингхэм, Мэри Бет CSJ и Бычкоф, Олеф (ред.), Джон Дунс Скотус, философ. Материалы «Четверного конгресса» об Иоанне Дунсе Скоте , Часть 1. Archa Verbi. Subsidia 3, Публикации Францисканского института, 2010 г., ISBN 978-3-402-10213-8 .
- Ингэм, Мэри Бет CSJ, Скот для дураков: введение в тонкого доктора , Публикации Францисканского института, 2003.
- Ингэм, Мэри Бет CSJ, Гармония добра: взаимность и моральная жизнь по мнению Джона Дунса Скота , Публикации Францисканского института, 1997.
- Крецманн, Норман ; Кенни, Энтони ; Пинборг, Ян ; Стамп, Элеонора (1982). Кембриджская история позднесредневековой философии . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-36933-6 .
- Шеннон, Томас Этическая теория Джона Дунса Скота , Публикации Францисканского института, 1995.
- Вос, Антони (2006). Философия Джона Дунса Скота . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN 978-0-7486-2462-1 .
- Уильямс, Томас (2002). Кембриджский компаньон Дунса Скота . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-63563-9 .
- Уолтер, Аллан Б. OFM и О'Нил, Блейн OFM, Джон Дунс Скотус: Архитектор Мэри , Публикации Францисканского института, 1993.
- Уолтер, Аллан Б. OFM, Философское богословие Джона Дунса Скота , IUthaca, Cornell University Press, 1990.
- Уолтер, Аллан Б. OFM, Скот и Оккам. Избранные эссе , публикации Францисканского института, 2003 г.
- Ву, Б. Хун (2016). «Разница между Скотом и Турретином в формулировке ими доктрины свободы» . Вестминстерский богословский журнал . 78 : 249–69.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работы, связанные с Дунсом Скотом , в Wikisource
- Цитаты, связанные с Дунсом Скотом, в Wikiquote
- Джон Дунс Скот (1266–1308), запись Джеффри Хауза в Интернет-энциклопедии философии
- «Познание Бога» Скот: Запись Александра Холла в Интернет-энциклопедии философии.
- Уильямс, Томас. «Джон Дунс Скот» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- Сайт Международной скотистической комиссии (Рим, Италия)
- Библиография Дунса Скота за 1950 год. Архивировано 17 февраля 2023 года в Wayback Machine Тобиасом Хоффманном.
- Статья в Католической энциклопедии об Иоанне Дунсе Скоте
- Сайт о Дунсе Скоте из исследовательской группы Джона Дунса Скота (Утрехт, Нидерланды)
- Страницы Томаса Уильямса о Скоте
- Реалистическая онтология Джона Дунса Скота с аннотированной библиографией
- Статья Партениуса Мингеса о скотистах и скотизме в Центре Жака Маритена
- Краеведческий сайт места рождения блаженного Джона Дунса Скота, Данс, Бервикшир, Шотландия.
- Интернет-галереи, коллекции истории науки, библиотеки Университета Оклахомы. Изображения работ Дунса Скота в высоком разрешении в форматах .jpg и .tiff.
- 1260-е годы рождения
- 1308 смертей
- Философы-августинцы
- Аристотелевские философы
- Люди из Данса, Шотландские границы
- Шотландские монахи Младшие
- Шотландские римско-католические священники XIV века
- Шотландские римско-католические священники XIII века
- Выпускники Оксфордского университета
- Писатели XIII века на латыни
- Философы 13 века
- Писатели XIV века на латыни
- Философы 14 века
- Латинские комментаторы Аристотеля
- шотландские логики
- Философы языка
- Католические философы
- Схоластические философы
- шотландские философы
- Шотландские учёные и академики
- Средневековые шотландские богословы
- Академический состав Парижского университета
- Францисканские богословы
- Римско-католические богословы XIII века
- Преждевременные захоронения
- Беатификации Папы Иоанна Павла II
- Почитаемые христиане XIII века
- Почитаемые христиане XIV века
- Шотландский блаженный народ
- Францисканские беатифицированные люди
- Почитаемые католики Папой Иоанном Павлом II
- Британские критики атеизма
- Шотландские писатели на латыни
- Выпускники Парижского университета