Химера (мифология)
Химера | |
---|---|
![]() | |
Обитель | Ликия |
Генеалогия | |
Родители | Тифон и Ехидна |
Братья и сестры | Лернейская Гидра , Орф , Цербер [ а ] |
Супруга | Орфрус [ б ] |
Потомство | Немейский лев , Сфинкс [ б ] |
Согласно греческой мифологии , [ 1 ] Химера ɪ , Химера , Химера или Химайра ( / k aɪ ˈ m ɪər ə , k - / ky- MEER -ə, kih- ; древнегреческий : Xίμαιρα , латинизированный : Chímaira , букв. «коза») [ 2 ] представлял собой чудовищное огнедышащее гибридное существо из Ликии , Малая Азия , состоящее из разных частей животных. Обычно его изображают в виде льва с выступающей из спины козлиной головой и хвостом, заканчивающимся головой змеи . Некоторые изображения также включают крылья дракона. [ 3 ] Это был потомок Тифона и Ехидны и брат таких монстров, как Цербер и Лернейская гидра .
Термин «химера» стал обозначать любое мифическое или вымышленное существо , части которого взяты от различных животных, а также все, что состоит из разрозненных частей или воспринимается как невероятно творческое, неправдоподобное или ослепительное. Другими словами, химерой может быть любое гибридное существо.
В переносном значении, происходящем из мифологического значения, слово «химера» относится к нереальной или неосуществимой, дикой, глупой или тщеславной мечте, идее или цели.
Семья
[ редактировать ]Согласно Гесиоду , матерью Химеры была некая двусмысленная «она», которая может относиться к Ехидне, и в этом случае отцом предположительно был бы Тифон , хотя возможно (маловероятно) Гидра или даже Чето . вместо этого подразумевалась [ 4 ] Однако мифографы Аполлодор (ссылаясь на Гесиода как на источник) и Гигин считают Химеру потомком Ехидны и Тифона. [ 5 ] У Гесиода также есть Сфинкс и Немейский лев как потомки Ортуса , а также еще одно двусмысленное «она», часто понимаемое как, вероятно, относящееся к Химере, хотя, возможно, вместо этого к Ехидне или, опять же, даже к Чето . [ 6 ]
Описание
[ редактировать ]
Гомер описал Химеру в « Илиаде» , сказав, что «она была божественного происхождения, а не человеческого, в передней части — лев, в задней части — змея, а в середине — коза, ужасающе дышащая мощью пылающего огня. ." [ 7 ] Гесиод и Аполлодор дали схожие описания: трехголовое существо со львом спереди, огнедышащим козлом посередине и змеей сзади. [ 8 ]
Убит Беллерофонтом.
[ редактировать ]

По словам Гомера, Химера, воспитанная Араизодаром (отцом Атимния и Мариса, троянских воинов, убитых Антилохом сыновьями Нестора и Трасимедом), была «отравлением для многих людей». [ 9 ] Как рассказывается в «Илиаде» герою Беллерофонту приказал , царь Ликии убить Химеру (надеясь, что чудовище убьет Беллерофонта). И все же герою, «доверившись знакам богов», удалось убить Химеру. [ 10 ] Гесиод добавляет, что Беллерофонт помог убить Химеру, говоря: «ее убили Пегас и благородный Беллерофонт». [ 11 ]
Аполлодор дал более полное изложение этой истории. Иобат , царь Ликии , приказал Беллерофонту убить Химеру (которая убивала скот и «опустошала страну»), поскольку он думал, что вместо этого Химера убьет Беллерофонта, «ибо для многих она была более чем подходящей, не говоря уже об одном». [ 12 ] Но герой сел на своего крылатого коня Пегаса (происшедшего из крови Медузы ) . [ 13 ] «и взлетев высоко сбил Химеру с высоты». [ 14 ]
Иконография
[ редактировать ]
Хотя Химера, согласно Гомеру, находилась в чужой Ликии, [ 15 ] ее представительство в искусстве было полностью греческим. [ 16 ] Автономная традиция, не опиравшаяся на письменное слово, была представлена в визуальном репертуаре греческих художников-вазописцев. Химера впервые появилась в репертуаре протокоринфских художников- керамистов, предоставив некоторые из самых ранних идентифицируемых мифологических сцен, которые можно узнать в греческом искусстве . После некоторых ранних колебаний в 670-х годах до н. э. был зафиксирован коринфский тип; вариации в графических изображениях предполагают множественное происхождение Мэрилин Лоу Шмитт. [ 17 ] Увлечение чудовищным к концу седьмого века превратилось в декоративный мотив химеры в Коринфе. [ 18 ] тогда как мотив Беллерофонта на Пегасе существовал отдельно. Отдельная аттическая традиция, где козы дышат огнем, а зад животного змеевидный, начинается с уверенности, что Мэрилин Лоу Шмитт убеждена, что должны существовать непризнанные или неоткрытые местные предшественники. [ 19 ] Два художника по вазам настолько последовательно использовали этот мотив, что получили псевдонимы «Художник Беллерофонта» и «Художник химер».
Похожие существа
[ редактировать ]
Огнедышащая львица была одним из самых ранних солнечных и военных божеств в Древнем Египте (изображения за 3000 лет до греков), и ее влияние вполне возможно. Львица олицетворяла богиню войны и защитницу обеих культур, которые впоследствии объединились в Древний Египет. Сехмет была одним из доминирующих божеств в Верхнем Египте, а Баст – в Нижнем Египте. Как божественная мать и особенно защитница Нижнего Египта, Баст стала прочно ассоциироваться с Ваджет , богиней-покровительницей Нижнего Египта. [ нужна ссылка ]
В этрусской цивилизации Химера появляется в период ориентализации , который предшествует этрусскому архаическому искусству. Химера появляется на этрусских настенных росписях четвертого века до нашей эры. [ нужна ссылка ]
В индийской цивилизации изображения Химеры имеются на многих печатях. Существуют различные виды химер, состоящие из животных с Индийского субконтинента . Неизвестно, как жители Инда называли Химеру. [ нужна ссылка ]
Хотя химеры древности были забыты в средневековом искусстве, химерические фигуры предстают воплощениями обманчивых, даже сатанинских сил сырой природы. Они были изображены с человеческим лицом и чешуйчатым хвостом, как в в видении Гериона Данте « Аде» xvii.7–17, 25–27, гибридными монстрами, более похожими на Мантикору из » Плиния «Естественной истории (viii.90). обеспечили знаковые изображения лицемерия и мошенничества вплоть до семнадцатого века через символическое изображение в « Чезаре Рипы Иконологии» . [ 20 ]
Классические источники
[ редактировать ]Мифы о Химере можно найти в Библиотеке Псевдо-Аполлодора (книга 1), «Илиаде» (книга 16) Гомера , Фабулах 57 и 151 Гигина , «Метаморфозах» (книга VI 339 Овидия ; IX 648), и « Теогония 319ff» Гесиода .
Вергилий в « Энеиде» (книга 5) использует «Химеру» для названия гигантского корабля Гиаса в гонках кораблей, что, возможно, имеет аллегорическое значение в современной римской политике. [ 21 ]
Гипотеза о происхождении
[ редактировать ]
Плиний Старший цитировал Ктесия и Фотия, идентифицируя Химеру с областью постоянных газовых отверстий, которые до сих пор могут быть найдены туристами на Ликийском пути на юго-западе Турции . Названная по-турецки Янарташ (пылающая скала), эта территория содержит около двух десятков отверстий в земле, сгруппированных в два участка на склоне холма над храмом Гефеста примерно в 3 км к северу от Чиралы , недалеко от древнего Олимпоса , в Ликии . Из жерл выбрасывается горящий метан , предположительно метаморфического происхождения. Их огни в древности были ориентирами и использовались моряками для навигации.

Неохеттская химера из Каркемиша , датированная 850–750 гг. до н. э., которая сейчас хранится в Музее анатолийских цивилизаций , считается основой греческой легенды. Однако он отличается от греческой версии тем, что крылатое тело львицы имеет еще и человеческую голову, поднимающуюся из ее плеч.
Использование для китайских мифологических существ.
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( апрель 2018 г. ) |
Некоторые западные исследователи китайского искусства, начиная с Виктора Сегалена , используют слово «химера» в общем для обозначения крылатых львов или четвероногих смешанных видов, таких как бикси , тяньлу и даже цилинь . [ 22 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]- Гротеск (архитектура)
- Анзу (старое чтение: Зу) – месопотамское чудовище.
- Зверь эсхатологии в христианской
- Химера из Ареццо
- Химера – род рыб, названный в честь мифического существа.
- Даббат аль-Ард в исламской эсхатологии
- Дракон - монстр-рептилия, обладающий схожими гибридными, летающими и огнедышащими чертами.
- Гаруда – мифическое существо и полубог с Индийского субконтинента.
- Грифон , он же грифон или грифон – гибрид льва и орла.
- Гибридные существа в мифологии
- Котобуки – японская химера с частями животных китайского зодиака.
- Ламассу - ассирийское божество, описанное как гибрид быка, льва, орла и человека.
- Список гибридных существ в фольклоре
- Гиппокамп — мифическое существо, имеющее верхнюю часть тела лошади и нижнюю часть тела рыбы.
- Мантикора - мифическое существо с человеческой головой, телом льва, хвостом скорпиона, шипами, как у дикобраза, и крыльями летучей мыши в некоторых итерациях.
- Нуэ — японская химера с головой обезьяны, телом тануки, ногами тигра и змееголовым хвостом.
- Пегас – крылатый жеребец в греческой мифологии.
- Пиксиу или Пи Яо – китайское мифическое существо.
- Сналлигастер – мифическое существо с металлическим клювом, телом рептилии, птичьими крыльями и щупальцами осьминога.
- Сфинкс – мифическое существо с женской головой и грудью, телом льва и орлиными крыльями.
- Симург – иранское мифическое летающее существо.
- Зиз – гигантская птица, похожая на грифона, в еврейской мифологии.
Примечания
[ редактировать ]- ↑ И Гесиод, и Псевдо-Аполлодор согласны, что это были братья и сестры Химеры. Однако последний утверждает в своей «Библиотеке» , что другими ее братьями и сестрами являются Сфинкс , Немейский лев , Кроммионская свинья , Ладон , Кавказский орел .
- ^ Jump up to: а б Согласно Гесиода » «Теогонии .
- ^ Беккио, Бруно; Шаде, Йоханнес П. (2006). Энциклопедия мировых религий . Иностранная медиагруппа. ISBN 9781601360007 . Проверено 27 апреля 2019 г.
- ^ Грейвс, Роберт (2017). Греческие мифы: полное и окончательное издание . Пингвин Букс Лимитед. п. 11. ISBN 9780241983386 .
- ^ Пек, «Химера» .
- ↑ Референт слова «она» в Теогонии 319 неясен, см. Clay, p. 159, с н. 34 ; Ганц, с. 22 («Ехидна... Гидра... или еще менее вероятно Кето»); Большинство, с. 29 н. 18 («вероятно, Ехидна»); Колдуэлл, с. 47 строки 319-325 («вероятно, Ехидна, а не Гидра»); Вест, стр. 254–255, строка 319 ἡ δὲ («Ехидна или Гидра?»).
- ^ Гигин , Fabulae Theogony 39, 151; Аполлодор , 2.3.1 .
- ↑ Референт слова «она» у Гесиода , Теогония 326 неизвестен, см. Clay, стр. 159–160, с н. 34 ; Большинство, с. 29 н. 20 («Наверное, Химера»); Жесткий, с. 63 («Химайра (или предположительно с его матерью Ехидной)»); Ганц, с. 23 («[Химера] ... или, возможно, Ехидна»); Колдуэлл, с. 47 строк 326 («либо Ехидна, либо Химера»); Вест 1966, с. 356 строка 326 ἡ δ' ἄρα («гораздо более вероятно... Химера», чем Ехидна).
- ^ Гомер , Илиада 6.180–182
- ^ Гесиод Теогония 319–324 (Эвелин-Уайт) : «существо страшное, великое, быстроногое и сильное, у которого было три головы, одна из которых была мрачноглазым львом ; в ее задней части - дракон ; а в ее середине - козел , выдыхающий страшный поток пылающего огня.»; Аполлодор , 2.3.1 : у него была передняя часть льва, хвост дракона, а третья голова, средняя, была козлиной, через которую оно изрыгало огонь... единственное существо, обладающее силой трех зверей».
- ^ Гомер , Илиада 16.317–329 ; сравните с Аполлодором , 2.3.1 .
- ^ Гомер , Илиада 6.160–183 .
- ^ Гесиод , Теогония 325 , также Пиндар , Олимпиец 13.84–90 .
- ^ Аполлодор , 2.3.1 .
- ^ «Пегас | Греческая мифология | Британика» . www.britanica.com . Проверено 10 декабря 2022 г.
- ^ Аполлодор , 2.3.2 ; сравните с Гигином , Басни 57.
- ↑ Гомер, Илиада 16.328–329 , связывает ее размножение с нетроянским союзником Амисодаром из Ликии как чумы для людей.
- ^ Энн Роуз «Представление химеры» Журнал эллинских исследований 54.1 (1934), стр. 21–25, описывает древние ближневосточные обычаи крылатых животных, крылья которых заканчиваются головами животных.
- ^ Этот набросок мотивов химеры следует за Мэрилин Лоу Шмитт, «Беллерофонт и химера в архаическом греческом искусстве», American Journal of Archeology 70.4 (октябрь 1966), стр. 341–347.
- ^ Более поздние монеты, отчеканенные в Сикионе , недалеко от Коринфа, имеют мотив химеры. (Шмитт 1966:344, примечание.
- ^ Шмитт 1966.
- ^ Джон Ф. Моффитт, «Образцовый гуманистический гибрид: «Мошенничество» Вазари со ссылкой на «Сфинкса» Бронзино» Renaissance Quarterly 49.2 (лето 1996), стр. 303–333, прослеживает химерический образ Мошенничества в обратном направлении от Бронзино .
- ^ WSM Николл, «В погоне за химерами», The Classical Quarterly New Series, 35.1 (1985), стр. 134–139.
- ^ Барри Тилл (1980), «Некоторые наблюдения над каменными крылатыми химерами в древних китайских гробницах», Artibus Asiae , 42 (4): 261–281, doi : 10.2307/3250032 , JSTOR 3250032
Ссылки
[ редактировать ]- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Колдуэлл, Ричард, Теогония Гесиода , Focus Publishing/R. Компания Пуллинз (1 июня 1987 г.). ISBN 978-0-941051-00-2 .
- Клэй, Дженни Штраус, Космос Гесиода , издательство Кембриджского университета, 2003. ISBN 978-0-521-82392-0 .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Хард, Робин, Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Гесиод , Теогония , в «Гомеровских гимнах» и «Гомерике» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта , Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах . Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Гигин, Гай Юлий , Фабулы в Аполлодора библиотеке Гигина и Фабулы : два справочника по греческой мифологии, перевод, с введениями Р. Скотта Смита и Стивена М. Трзаскома , Hackett Publishing Company, 2007. ISBN 978-0-87220-821-6 .
- Мост, Г.В. , Гесиод, Теогония, Труды и дни, Свидетельства, отредактировано и переведено Гленном В. Мостом, Классическая библиотека Леба № 57, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 2018. ISBN 978-0-674-99720-2 . Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета .
- Пек, Гарри Терстон, 1898. Словарь классических древностей Харпера : «Химера».
- Уэст, М.Л. , Гесиод: Теогония , Издательство Оксфордского университета.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Проект Теои: Химайра
- Хараппские химеры как «символические гипертексты». Некоторые мысли о Платоне, Химере и цивилизации Инда
- энциклопедия Британская Том. 6 (11-е изд.). 1911. с. 164 »