Протей

Часть серии о |
Древнегреческая религия |
---|
![]() |
Греческие божества ряд |
---|
Водные божества |
Нимфы |
В греческой мифологии Протей ( / ˈ p r oʊ t i ə s , ˈ p r oʊ t . j uː s / PROH -tee -əs , PROHT -yooss ; [ 1 ] Древнегреческий : Πρωτεύς , латинизированный : Prōteús ) — ранний пророческий морской бог или бог рек и океанических водоёмов, одно из нескольких божеств, которых Гомер называет « Морским Старцем » ( hálios gérôn ). [ 2 ] Некоторые, кто приписывают Протею особую сферу, называют его богом «неуловимых изменений моря», что предполагает изменчивую природу моря или жидкое качество воды. Он может предсказывать будущее, но в мифической теме, знакомой нескольким культурам, меняет свою форму, чтобы избежать этого; он отвечает только перед теми, кто способен его схватить. От этой особенности Протея произошло прилагательное protean , означающее «универсальный», «изменчивый» или «способный принимать множество форм». Слово «протеан» имеет положительный оттенок гибкости, универсальности и адаптируемости.
Происхождение имени
[ редактировать ]Имя Протея предполагает «первого» (от греческого « πρῶτος » protos , «первый»), поскольку протогонос ( πρωτόγονος ) означает «изначальный» или «первенец». Неизвестно, к чему это относится, но в мифах, где он является сыном Посейдона , это, возможно, относится к тому, что он был старшим сыном Посейдона, старше другого сына Посейдона, морского бога Тритона . Первое свидетельство об этом имени находится на микенском греческом языке , хотя неясно, относится ли оно к богу или просто к человеку; подтвержденная форма в линейном письме B — 𐀡𐀫𐀳𐀄 , po-ro-te-u . [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ]
Семья
[ редактировать ]Протея обычно считали сыном морского бога Посейдона. [ 6 ] и Финикия , [ 7 ] дочь Феникса Финикии короля . [ 8 ]
Детьми Протея от Тороне ( Хрисонои ) из Флегры были Полигон ( Тмол ) и Телегон . Они оба бросили вызов Гераклу по велению Геры и были убиты героем. [ 9 ] Другой сын Протея, Эионей , стал отцом Димы , царя Фригии , отца Гекубы . [ 10 ] От Нереиды Псамафе Протей породил Теоклимена и Теоною. [ 11 ] ( Эйдотея [ 12 ] или Эвринома [ 13 ] ). Кабейро , мать кабейров и трех кабейрийских нимф от Гефеста , также называлась дочерью Протея. [ 14 ] Другими дочерьми была Ройтея , давшая свое имя городу Ройтеону в Троаде . [ 15 ] Фива, ставшая эпонимом Фив в Египте. [ 16 ] и Тайкруция , которая родила Нимфею от Зевса . [ 17 ]
Мифология
[ редактировать ]Протей, пророческий морской бог
[ редактировать ]Согласно Гомеру ( «Одиссея», IV: 355), песчаный остров Фарос , расположенный у побережья дельты Нила, был домом Протея, морского оракула и пастуха морских зверей. В «Одиссее» Менелай рассказывает Телемаху , что он застрял здесь на пути домой после Троянской войны . От дочери Протея Эйдофеи («сам образ Богини») он узнал, что, если ему удастся поймать ее отца, то он сможет заставить его раскрыть, кого из богов он обидел и как ему умилостивить их и вернуться домой. Протей вышел из моря и уснул среди своей колонии тюленей , но Менелаю удалось удержать его, хотя Протей принял облик льва , змеи , леопарда , свиньи, даже воды или дерева . Затем Протей ответил правдиво, сообщив Менелаю, что его брат Агамемнон был убит по возвращении домой, что Аякс Меньший потерпел кораблекрушение и был убит, и что Одиссей застрял на Калипсо острове Огигия .
По словам Вергилия в четвертой Георгике , в свое время все пчелы Аристея , сына Аполлона , погибли от болезни. Аристей обратился за помощью к своей матери Кирене ; она сказала ему, что Протей мог бы сказать ему, как предотвратить еще одну подобную катастрофу, но сделает это только в том случае, если будет вынужден. Аристею пришлось схватить Протея и удержать его, во что бы он ни превратился. Аристей так и сделал, и Протей в конце концов сдался и сказал ему, что смерть пчел была наказанием за смерть Эвридики . Чтобы загладить свою вину, Аристею нужно было принести в жертву богам 12 животных, оставить туши на месте жертвоприношения и вернуться через три дня. Он выполнил эти инструкции и, вернувшись, обнаружил в одной из туш рой пчел, которых взял на свою пасеку . Пчел больше никогда не беспокоили болезни.
Существуют также легенды об Аполлонии Тианском , в которых говорится, что Протей воплотился как философ I века. Эти легенды упоминаются в биографическом труде III века « Житие Аполлония Тианского» .
Протей, царь Египта
[ редактировать ]В « Одиссее» (iv.430ff) Менелай борется с «Протеем Египетским, бессмертным морским стариком, который никогда не лжет, который звучит в глубине во всех ее глубинах, слугой Посейдона» ( Роберта Фаглса перевод ). Протей Египетский упоминается в альтернативной версии истории Елены Троянской в трагедии «Елена Еврипидская » (поставленной в 412 г. до н.э.). Часто нетрадиционный драматург представляет «настоящую» Елену и «призрачную» Елену (вызвавшую Троянскую войну ) и рассказывает предысторию, которая делает отцом его персонажа Теоклимена Протея, царем Египта, который был женат на Нереиде. Псамате. В соответствии с одной из своих тем в « Елене » Еврипид мимоходом упоминает Эйдо («образ»), дочь царя и, следовательно, сестру Феоклимена, которая после юности сменила имя и стала Феоноей , «богомыслящей». поскольку она, как оказалось, была способна предвидеть будущее - как таковая, она пророк, который выступает в роли решающего персонажа в пьесе. Царь пьесы Протей уже мертв в начале действия, и его могила присутствует на сцене. Похоже, что он лишь незначительно связан с «Морским стариком». [ 18 ] и его не следует путать с морским богом Протеем, хотя заманчиво увидеть, что Еврипид ведет сложную литературную игру с историей морского бога - например, оба Протея являются защитниками дома Менелая, оба связаны с морем. , оба живут в Египте, и оба являются «дедовскими» или «древними» фигурами.
На Фаросе царь Египта по имени Протей приветствовал юного бога Диониса в его странствиях. [ 19 ] В эллинистические времена на Фаросе находился Александрийский маяк , одно из семи чудес древнего мира. [ 20 ]
Культурные ссылки
[ редактировать ]Протей как культурный ориентир использовался в различных контекстах с разными нюансами в зависимости от каждого аспекта мифа: пастырь морских существ, пророк, который не раскрывает свои знания, бог, меняющий форму, сила трансформировать. материя, или первичная материя, которая может стать различными материалами. Прилагательное protean стало означать универсальный, постоянно меняющийся или разнообразный по своей природе. [ 21 ]
В алхимии и психологии
[ редактировать ]Немецкий мистический алхимик Генрих Кунрат писал о морском боге, меняющем форму, который из-за своей связи с морем является одновременно символом бессознательного и совершенства искусства. Ссылаясь на сцинтиллу , искру «света природы» и символ anima mundi , Кунрат в гностическом ключе заявил о изменчивом элементе Меркурии:
В новое время швейцарский психолог Карл Юнг определил мифологическую фигуру Протея как олицетворение бессознательного, которое благодаря своему дару пророчества и изменения формы имеет много общего с центральной, но неуловимой фигурой алхимии Меркурием . Цитата ниже дает дальнейшее развитие.
Наш католик Меркурий в силу своей универсальной огненной искры света природы есть, вне всякого сомнения, Протей, морской бог древних языческих мудрецов, обладающий ключом к морю и... властью над всем сущим.
В литературе
[ редактировать ]Поэт Джон Мильтон , осознавая связь Протея с герметическим искусством алхимии , писал в «Потерянном раю» об алхимиках, искавших философский камень :
Напрасно, хотя своим могущественным Искусством они связывают
Неустойчивый Гермес , и вызов несвязанный
В различных формах старый Протей с моря,
Слился через Лимбек в свою родную форму.- Джон Мильтон, «Потерянный рай» , III.603–06.
Шекспир использует образ Протея для установления характера своего великого королевского злодея Ричарда III в пьесе « Генрих VI, часть третья» , в которой будущий узурпатор хвастается:
Я могу добавить цвета хамелеону,
Изменяйте формы с помощью Proteus для получения преимуществ,
И отправил убийцу Макиавелла в школу.
Могу ли я сделать это и не получить корону?
Но если бы оно было дальше, я бы его вырвал.— Уильям Шекспир, «Генрих VI», часть третья , акт III, сцена 2.
Шекспир также называет Протеем одного из главных героев своей пьесы «Два веронца» .
В 1807 году Уильям Вордсворт закончил свой сонет на тему современности, омертвевшей для Природы , который открывается « Мир слишком много с нами », с чувством ностальгии по утраченному богатству мира, изобилующего божествами:
Джеймс Джойс « Улисс » [ 23 ] использует изменчивые преобразования материи во времени для самоисследования. «Протей» — это название третьей главы схемы Линати для Улисса .
Джона Барта Повесть «Менелайада» в «Затерянном в доме веселья» построена вокруг битвы между Протеем и Менелаем . Это повествование представляет собой многовложенную рамочную историю , рассказчики сливаются друг с другом, поскольку битва подрывает их идентичность.
Галерея
[ редактировать ]-
Фетида и Протей, Ноэль Ле Мир
-
Менелай и Протей автора Джулио Бонасоне
-
Морской бог Протей от Philips Galle
См. также
[ редактировать ]- Протей в популярной культуре
- Военный корабль США « Протей»
- HMS Протеус
- Орестея , раздел Протей
- Синдром Протея
Примечания
[ редактировать ]- ^ "Протей" . Полный словарь Random House Webster .
- ^ См. также Нерей и Форкис.
- ^ Бартонек, Антонин (2002). «Микенские слова у Гомера» . В Кларисе, Христос (ред.). Поиски по греческому языкознанию . Харматтан. п. 94. ИСБН 2-7475-2742-5 . В Google Книгах.
- ^ «Слово на букву Б по-ро-те-у» . Палеолексикон. Инструмент изучения слов древних языков .
- ^ «по-ро-те-у» . Мертвоеземье: минойское линейное письмо A и микенское линейное письмо B. Архивировано из оригинала 18 августа 2012 г. Проверено 8 марта 2014 г.
- ^ Аполлодор , 2.5.9 ; Ликофрон , 112
- ^ Стефан Византийский , св Тороне
- ^ Схолия объявления Еврипида , Фениссы 5
- ^ Аполлодор, 2.5.9 ; Цецес, Хилиадес 2.320
- ^ Схолия объявления Еврипида, Гекуба 3 из Ферекида , фр. 136 (Фаулер 2013, стр. 42)
- ^ Еврипид, Елена 7 и сл.; Конон , 8
- ^ Гомер , Одиссея 4.360 и далее.
- ↑ Зенодот в схолиях Гомера , Одиссея 4.366.
- ^ Страбон , 10.321 со ссылкой на Ферекида
- ^ Схолия и Аполлоний Родосский , 1929 (ред. Вендель)
- ^ Схолия до Гомера , Илиада 9.383
- ^ Псевдо-Климент , Признания 10.21
- ^ Еврипид. «Хелен» . Архивировано 1 марта 2005 г. в Wayback Machine . Ноттингемский университет.
- ^ Грейвс, Роберт (2012). Греческие мифы . Нью-Йорк: Пингвин – через Google Книги.
- ^ Уилсон, Найджел (2006). Энциклопедия Древней Греции . Нью-Йорк: Рутледж. п. 36 – через Google Книги.
- ^ «протеан» . Словарь Merriam-Webster.com . Мерриам-Вебстер . Проверено 27 марта 2023 г.
- ^ "Вордсворт" . Архивировано 23 июня 2006 г. в Wayback Machine .
- ^ Джойс, Джеймс . «Глава 3» . Улисс . Архивировано из оригинала 3 декабря 2008 г. Проверено 5 ноября 2018 г. - через Readprint.com.
Ссылки
[ редактировать ]- Аполлодор , Библиотека с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. ISBN 0-674-99135-4. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Еврипид , Полная греческая драма под редакцией Уитни Дж. Оутса и Юджина О'Нила-младшего в двух томах. 2. Хелен в переводе Роберта Поттера. Нью-Йорк. Случайный дом. 1938. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Еврипид, Еврипид Фабула. том. 3 . Гилберт Мюррей. Оксфорд. Кларендон Пресс, Оксфорд. 1913. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Грейвс, Роберт , Греческие мифы , Хармондсворт, Лондон, Англия, Penguin Books, 1960. ISBN 978-0143106715
- Грейвс, Роберт, Греческие мифы: полное и окончательное издание. Пингвин Букс Лимитед. 2017. ISBN 978-0-241-98338-6 , 024198338X
- Гомер , «Одиссея» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии. в двух томах. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1919 г. ISBN 978-0674995611 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Кереньи, Карл , Боги греков , Темза и Гудзон, Лондон, 1951.
- Ликофрон , Александра в переводе Александра Уильяма Мэра. Классическая библиотека Леба, том 129. Лондон: Уильям Хайнеманн, 1921. Онлайн-версия в Topos Text Project.
- Ликофрон, Александра в переводе А.В. Майра. Лондон: Уильям Хайнеманн; Нью-Йорк: Сыновья ГП Патнэма. 1921. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея.
- Э. Приу, «Символическая география странствий Протея: миф и его политическое перечитывание в имперскую эпоху», в А. Роле (реж.), Protée en trompe-l'oeil. Происхождение и пережитки мифа, от Гомера до Бушардона (Париж, PUR, 2009), с. 139-164 (Вмешательства).
- Псевдо-Климент , «Признания из доникейской библиотеки», том 8 , перевод Смита, преподобного Томаса. Т. и Т. Кларк, Эдинбург. 1867. Интернет-версия на theio.com.
- А. Скудери, Парадокс Протея. История культурной репрезентации от Гомера до постчеловека, Кароччи, серия «Языки и литература», № 147, Рим, 2012. ISBN 9788843067190
- Шервуд Фокс, Уильям (1916), «Греки и римляне» , «Мифология всех рас» , том. 1
- Стефан Византийский , Stephani Byzantii Ethnicorum quae supersunt, под редакцией Августа Мейнике (1790–1870), опубликовано в 1849 году. Несколько записей из этого важного древнего справочника топонимов были переведены Брейди Кислингом. Онлайн-версия в текстовом проекте Topos.
- Страбон , География Страбона . Издание Х.Л. Джонса. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета; Лондон: William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Страбон, Geographica под редакцией А. Мейнеке. Лейпциг: Тойбнер. 1877 г. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея.
- Цецес, Джон , Книга историй, книги II-IV, переведенные Гэри Берковицем с оригинального греческого издания Т. Кисслинга 1826 года. Онлайн-версия на theio.com
Внешние ссылки
[ редактировать ]
СМИ, связанные с Протеем (морским богом), на Викискладе?
Словарное определение Протея в Викисловаре