Jump to content

Стоицизм

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
Послушайте эту статью
(Перенаправлено из стоических добродетелей )
Бюст Зенона Китийского , считающегося основателем стоицизма.

Стоицизм — школа эллинистической философии , процветавшая в Древней Греции и Древнем Риме . [1] Стоики считали, что практики добродетели достаточно для достижения эвдемонии : хорошо прожитой жизни. Стоики определили путь к достижению этого через жизнь, посвященную четырем добродетелям в повседневной жизни: мудрости, мужеству, умеренности или умеренности, справедливости и жизни в соответствии с природой. Он был основан на древней Агоре в Афинах Зеноном из Кития около 300 г. до н. э.

Наряду с этикой Аристотеля , стоическая традиция формирует один из основных основополагающих подходов к этике добродетели . [2] Стоики особенно известны тем, что учили, что «добродетель — единственное благо» для людей и что внешние вещи, такие как здоровье, богатство и удовольствие, не являются хорошими или плохими сами по себе ( адиафора ), но имеют ценность как «материал для добродетель, на основании которой следует действовать». Многие стоики, такие как Сенека и Эпиктет, подчеркивали, что, поскольку «добродетели достаточно для счастья », мудрец будет эмоционально устойчив к несчастьям. Стоики также считали, что определенные разрушительные эмоции возникают в результате ошибок суждения, и считали, что люди должны стремиться поддерживать волю (так называемую прохайрезис ), которая «соответствует природе ». По этой причине стоики считали, что лучшим показателем философии человека является не то, что человек говорит, а то, как он себя ведет. [3] Чтобы жить хорошей жизнью, нужно было понимать правила естественного порядка, поскольку они считали, что все коренится в природе.

Стоицизм процветал во всем римском и греческом мире до III века нашей эры, и среди его приверженцев был римский император Марк Аврелий . Он пережил упадок после того, как христианство стало государственной религией в 4 веке нашей эры. С тех пор оно переживало возрождение, особенно в эпоху Возрождения ( неостоицизм ) и в современную эпоху ( современный стоицизм ). [4]

Название стоицизм происходит от Стоа Пойкиле ( древнегреческий : ἡ ποικίλη στοά), или «расписного крыльца», колоннады, украшенной мифическими и историческими батальными сценами на северной стороне Агоры в Афинах , где Зенон Китийский и его последователи собрались, чтобы обсудить свои идеи, ближе к концу 4 века до н.э. [5] В отличие от эпикурейцев , Зенон предпочитал преподавать свою философию в публичном месте. Стоицизм первоначально был известен как зенонизм. Однако вскоре от этого названия отказались, вероятно, потому, что стоики не считали своих основателей совершенно мудрыми и чтобы избежать риска превращения философии в культ личности . [6]

Идеи Зенона развились из идей киников ( принесенных ему Кратом из Фив ), чей отец-основатель Антисфен был учеником Сократа . Самым влиятельным преемником Зенона был Хрисипп , который последовал за Клеантом в качестве лидера школы и был ответственен за формирование того, что сейчас называется стоицизмом. [7] Стоицизм стал самой популярной философией среди образованной элиты эллинистического мира и Римской империи. [8] до такой степени, что, по словам Гилберта Мюррея , «почти все преемники Александра [...] называли себя стоиками». [9] Более поздние римские стоики сосредоточились на продвижении жизни в гармонии во Вселенной, активными участниками которой мы являемся.

Ученые [10] обычно делят историю стоицизма на три фазы: раннюю Стою, от основания Зенона до Антипатра ; Средняя Стоя, включая Панэтия и Посидония ; и поздние Стоа, в том числе Мусоний Руф , Сенека , Эпиктет и Марк Аврелий . От первых двух фаз стоицизма не сохранилось полных сочинений. Сохранились только римские тексты из поздней Стои. [11]

Философская система

[ редактировать ]

Философия не обещает обеспечить человеку что-то внешнее, иначе она допустила бы нечто, лежащее за пределами ее предмета. Ибо как материал плотника — дерево, а скульптурная бронза, так и предметом искусства жизни является собственная жизнь каждого человека.

- Эпиктет, Беседы 1.15.2, исправленный перевод Робина Харда.

Из всех школ античной философии стоицизм больше всего претендовал на полную систематичность. [12] По мнению стоиков, философия — это практика добродетели, а добродетель, высшая форма которой — полезность, вообще говоря, построена на идеалах логики , монистической физики и натуралистической этики. [13] Эти три идеала составляют добродетель, необходимую для «проживания хорошо продуманной жизни», поскольку все они являются частями логоса, или философского дискурса, который включает в себя рациональный диалог разума с самим собой. [14] Из них стоики подчеркивали этику как основное направление человеческого знания, хотя их логические теории представляли больший интерес для более поздних философов.

Стоицизм учит развитию самоконтроля как средства преодоления разрушительных эмоций ; философия утверждает, что становление ясным и непредвзятым мыслителем позволяет понять универсальный разум ( логос ). Основной аспект стоицизма предполагает улучшение этического и морального благополучия человека: « Добродетель заключается в воле , находящейся в согласии с природой». [15] Этот принцип также применим к сфере межличностных отношений; «быть свободным от гнева, зависти и ревности», [16] и принимать даже рабов как «равных другим людям, потому что все люди одинаково являются продуктами природы». [17]

Стоическая этика придерживается детерминистской точки зрения; Что касается тех, кому не хватает стоической добродетели, Клеант однажды высказал мнение, что злой человек «похож на собаку, привязанную к телеге и вынужденную идти куда угодно». [15] Стоик добродетели, напротив, изменил бы свою волю в соответствии с миром и остался бы, по словам Эпиктета , «больным и все же счастливым, в опасности и все же счастливым, умирающим и все же счастливым, в изгнании и счастливым, в позоре и счастливый", [16] таким образом постулируя «полностью автономную» индивидуальную волю и в то же время вселенную, которая представляет собой «жестко детерминированное единое целое». Эта точка зрения позже была описана как « классический пантеизм » (и была принята голландским философом Барухом Спинозой ). [18]

Хрисипп , третий лидер школы стоиков, написал более 300 книг по логике. Его труды утеряны, но очерк его логической системы можно восстановить по фрагментам и свидетельствам.

Диодор Кронос , который был одним из учителей Зенона, считается философом, который первым представил и развил подход к логике, ныне известный как логика высказываний Аристотеля , который основан на утверждениях или суждениях, а не на терминах, сильно отличающихся от термина «логика» . Позже Хрисипп разработал систему, которая стала известна как стоическая логика и включала дедуктивную систему — стоическую силлогистику, которая считалась конкурентом силлогистики Аристотеля (см. Силлогизм ). Новый интерес к логике стоиков возник в 20 веке, когда важные разработки в логике были основаны на логике высказываний. Сюзанна Бобзиен большое сходство между философской логикой Хрисиппа и логикой Готтлоба Фреге ». писала: « Особенно поразительно [19]

Бобзиен также отмечает, что «Хрисипп написал более 300 книг по логике, практически по любой теме, которой сегодня занимается логика, включая теорию речевых актов , анализ предложений, выражения единственного и множественного числа, типы предикатов , индексалы , экзистенциальные суждения , пропозициональные связки , отрицания. , дизъюнкции , условные выражения , логическое следствие , действительные формы аргументов, теория дедукции , логика высказываний, модальная логика , логика времен , эпистемическая логика , логика предположений , логика императивов , двусмысленность и логические парадоксы ». [19]

Категории

[ редактировать ]

Стоики считали, что все существа ( ὄντα ), хотя и не все вещи (τινά), материальны . [20] Помимо существующих существ они допускали четыре бестелесных (асоматы): время, место, пустоту и высказываемое. [21] Их считали просто «существующими», в то время как универсалиям было отказано в таком статусе. [22] Таким образом, они приняли идею Анаксагора (как и Аристотель) о том, что если объект горячий, то это потому, что в него вошла какая-то часть универсального теплового тела. Но, в отличие от Аристотеля, они распространили эту идею на все случайности . Таким образом, если объект красный, то это произойдет потому, что в него вошла какая-то часть универсального красного тела.

Они считали, что существует четыре категории :

  1. Вещество ( ὑποκείμενον ): первичная материя, бесформенная субстанция ( ousia ), из которой состоят вещи.
  2. Качество ( ποιόν ): способ организации материи для формирования отдельного объекта; в стоической физике — физический ингредиент ( пневма : воздух или дыхание), который сообщает материю.
  3. Каким-то образом расположен ( πως ἔχον ): особые характеристики, отсутствующие внутри объекта, такие как размер, форма, действие и поза.
  4. Каким-то образом расположен по отношению к чему-либо ( πρός τί πως ἔχον ): Характеристики, относящиеся к другим явлениям, например, положение объекта во времени и пространстве относительно других объектов.

Стоики подчеркивали, что наши собственные действия, мысли и реакции находятся под нашим контролем. В первом абзаце « Энхиридиона» категории определяются следующим образом: «Некоторые вещи в мире зависят от нас, а другие — нет. От нас зависят наши способности суждения, мотивации, желания и отвращения. Короче говоря, все, что является нашим собственным делает." [23] Они предполагают пространство, которое зависит от нас или в наших силах. Простой пример использования стоических категорий дает Жак Бруншвиг:

Я — некий кусок материи и, следовательно, субстанция, существующее нечто (и пока это все); Я человек, и этот индивидуальный человек, которым я являюсь, и поэтому наделен одним общим качеством и особенным; Я сижу или стою, располагаясь определенным образом; Я отец своих детей, соотечественник своих сограждан, определенным образом расположенный по отношению к чему-то другому. [24]

Эпистемология

[ редактировать ]

Стоики утверждали, что познания можно достичь с помощью разума . Истину можно отличить от заблуждения , даже если на практике можно сделать лишь приближение. По мнению стоиков, чувства постоянно получают ощущения: пульсации, переходящие от предметов через чувства к уму , где они оставляют впечатление в воображении ( phantasiai ) (впечатление, возникающее в уме, называлось фантазмой). [25]

Разум обладает способностью судить (συγκατάθεσις, синкататезис ) — одобрять или отвергать — впечатление, позволяя ему отличать истинное представление реальности от ложного. С некоторыми впечатлениями можно согласиться немедленно, но другие могут вызвать лишь разную степень нерешительного одобрения, которое можно назвать убеждением или мнением ( докса ). Только посредством разума мы обретаем ясное понимание и убежденность ( каталепсис ). Определенное и истинное знание ( эпистема ), достижимое мудрецом-стоиком, может быть достигнуто только путем проверки его убеждения опытом коллег и коллективным суждением человечества.

По мнению стоиков, Вселенная — это материальная разумная субстанция ( логос ), которая делилась на два класса: активный и пассивный. [26] Пассивная субстанция — это материя, которая «лежат вяло, субстанция, готовая к любому использованию, но обязательно остающаяся неиспользованной, если никто не приведет ее в движение». [27] Активная субстанция — разумный эфир или первозданный огонь , который действует на пассивную материю:

Сама Вселенная есть Бог и всеобщее излияние ее души; это тот же руководящий принцип этого мира, действующий в уме и разуме вместе с общей природой вещей и тотальностью, охватывающей все существование; затем предопределенная мощь и необходимость будущего; затем огонь и принцип эфира; затем те элементы, чье естественное состояние — это движение и переход, такие как вода, земля и воздух; затем солнце, луна, звезды; и универсальное существование, в котором содержатся все вещи.

- Хрисипп, у Цицерона, О природе богов , т.е. 39
Марк Аврелий , римский император-стоик

Все подчинено законам Судьбы, ибо Вселенная действует согласно своей собственной природе и природе пассивной материи, которой она управляет. Души людей и животных являются эманациями этого первородного Огня и также подвластны Судьбе:

Постоянно считайте вселенную одним живым существом, имеющим одну субстанцию ​​и одну душу; и наблюдайте, как все вещи относятся к одному восприятию, восприятию этого одного живого существа; и как все вещи действуют одним движением; и как все вещи являются содействующими причинами всех вещей, которые существуют; обратите также внимание на непрерывное прядение нити и структуру паутины.

Марк Аврелий, «Размышления» , IV. 40

Индивидуальные души тлены по своей природе и могут «трансмутироваться и рассеиваться, принимая огненную природу, будучи принятыми в семенной разум logos spermatikos ») Вселенной». [28] Поскольку правильный Разум является основой как человечества, так и Вселенной.

Стоическая теология – это фаталистический и натуралистический пантеизм : Бог никогда не бывает полностью трансцендентен, но всегда имманентен и отождествлен с Природой . Авраамические религии персонализируют Бога как творящую мир сущность, но стоицизм приравнивает Бога ко всей вселенной; Согласно стоической космологии , которая очень похожа на индуистскую концепцию существования , не существует абсолютного начала времени, поскольку оно считается бесконечным и циклическим. Точно так же пространство и Вселенная не имеют ни начала, ни конца, а цикличны. Текущая Вселенная — это фаза настоящего цикла, которой предшествует бесконечное количество Вселенных, обреченных на разрушение (« экпирозис », пожар ) и воссоздание вновь . [29] и за ним последует еще одно бесконечное количество Вселенных. Стоицизм рассматривает все существование как циклическое, космос как вечно самосозидающее и самоуничтожающееся (см. также Вечное возвращение ).

Стоицизм не постулирует начала или конца Вселенной. [30] По мнению стоиков, логос был активной причиной или anima mundi, пронизывающей и оживляющей всю Вселенную. Он был задуман как материальный и обычно отождествляется с Богом или Природой. Стоики также ссылались на семенной разум logos spermatikos »), или закон зарождения во Вселенной, который был принципом активного разума, действующего в неодушевленной материи . Каждый из людей также обладает частью божественного логоса , который представляет собой изначальный Огонь и разум, контролирующий и поддерживающий Вселенную. [31]

Бюст Сенеки , философа-стоика из Римской империи, служившего советником Нерона.

Основа стоической этики состоит в том, что добро заключается в состоянии самой души, в мудрости и самообладании. Поэтому надо стремиться быть свободным от страстей . Для стоиков разум означал использование логики и понимание процессов природы — логоса или универсального разума, присущего всем вещам. [32] Греческое слово пафос было широким термином, обозначающим страдания, от которых человек страдает. [33] Стоики использовали это слово для описания многих распространенных эмоций, таких как гнев, страх и чрезмерная радость. [34] Страсть — это тревожная и вводящая в заблуждение сила ума, возникающая из-за неспособности правильно рассуждать. [33]

Для стоика Хрисиппа страсти — это оценочные суждения. [35] Человек, испытывающий такую ​​эмоцию, неправильно оценил безразличную вещь. [36] В основе каждой страсти лежит ошибка суждения, какое-то ложное представление о добре и зле. [37] Неправильное суждение о настоящем благе порождает наслаждение, а похоть – неправильная оценка будущего. [37] Нереальные представления о зле вызывают беспокойство по поводу настоящего или страх за будущее. [37] Идеальный стоик вместо этого оценивал бы вещи по их реальной ценности, [37] и увидите, что страсти неестественны. [38] Быть свободным от страстей — значит иметь самодостаточное счастье. [38] Нечего было бы бояться, ибо неразумие есть единственное зло; нет причин для гнева — другие не могут причинить вам вреда. [38]

Стоики разделили страсти на четыре рубрики: страдание, удовольствие, страх и похоть. [39] Одно сообщение о стоических определениях этих страстей содержится в трактате «О страстях» Хрисиппа ( перевод Лонга и Седли, стр. 411, с изменениями):

  • Дистресс ( lupē ): Дистресс — это иррациональное сжатие или свежее мнение о наличии чего-то плохого, при котором люди считают правильным впадать в депрессию .
  • Страх ( фобос ): Страх – это иррациональное отвращение или избегание ожидаемой опасности .
  • Похоть ( эпифумия ): Похоть — это иррациональное желание или стремление к ожидаемому добру, но на самом деле плохому.
  • Восторг ( hēdonē ): Восторг — это иррациональное набухание или свежее мнение о наличии чего-то хорошего, при котором люди считают правильным радоваться .
 Подарок Будущее
Хороший Восторг похоть
Зло Бедствие Страх

Две из этих страстей (страдание и восторг) относятся к эмоциям, присутствующим в данный момент, а две из них (страх и похоть) относятся к эмоциям, направленным в будущее. [39] Таким образом, есть только два состояния, направленные на перспективу добра и зла, но разделенные относительно того, являются ли они настоящими или будущими: [40] Многочисленные подразделения одного и того же класса были объединены в отдельные страсти: [41]

Мудрый человек ( софос ) — это тот, кто свободен от страстей ( апатия ). Вместо этого мудрец испытывает добрые чувства ( эупатию ), которые проясняют голову. [42] Эти эмоциональные импульсы не являются чрезмерными, но и не являются уменьшенными эмоциями. [43] [44] Вместо этого это правильные рациональные эмоции. [44] Стоики перечисляли хорошие чувства под заголовками радости ( чара ), желания ( булезис ) и осторожности ( эулабия ). [36] Таким образом, если присутствует что-то истинное добро, то мудрый человек испытывает подъем в душе — радость ( чара ). [45] Стоики также подразделяли хорошие чувства: [46]

  • Радость: удовольствие, веселье, хорошее настроение.
  • Пожелание: Благие намерения, Доброжелательность, Приветствие, Забота, Любовь.
  • Осторожно: Моральный стыд, Почтение.

Самоубийство

[ редактировать ]

Стоики признавали, что самоубийство допустимо для мудрого человека в обстоятельствах, которые могут помешать ему вести добродетельную жизнь. [47] например, если они стали жертвой сильной боли или болезни, [47] но в противном случае самоубийство обычно рассматривалось бы как отказ от своего социального долга. [48] Например, Плутарх сообщает, что принятие жизни под тиранией поставило бы под угрозу constancia самосогласованность Катона ( ) как стоика и ущемило бы его свободу делать благородный моральный выбор. [49]

Любовь и сексуальность

[ редактировать ]

Ранние стоики существенно отличались от поздних стоиков своими взглядами на сексуальность , романтическую любовь и сексуальные отношения . [50] Зенон первым выступал за республику, управляемую любовью, а не законом, где брак будет отменен, жены будут общими, а эротизм будет практиковаться как с мальчиками, так и с девочками в воспитательных целях, чтобы развить добродетель в близких. [50] [51] Однако он не осуждал брак как таковой, считая его столь же естественным явлением. [50] Он положительно относился к однополым отношениям и утверждал, что мудрые мужчины должны «иметь плотские познания о любимой не меньше и не больше, чем о нелюбимой, и о женщине, чем о мужчине». [51]

Зенон предпочитал любовь желанию, поясняя, что конечной целью сексуальности должны быть добродетель и дружба. [51] Среди более поздних стоиков Эпиктет считал гомосексуальное и гетеросексуальное влечение в этом отношении равноценными. [52] и осуждал только то желание, которое заставляло человека действовать вопреки суждению. Однако современные позиции в целом продвигались к приравниванию сексуальности к страсти, и хотя они все еще не были враждебны к сексуальным отношениям сами по себе, они, тем не менее, считали, что их следует ограничить, чтобы сохранить самоконтроль. [50] Музоний поддерживал единственную естественную форму секса, предназначенную для продолжения рода , защищая товарищескую форму брака между мужчиной и женщиной. [50] и считал отношения, совершаемые исключительно ради удовольствия или привязанности, неестественными. [53]

Наследие

[ редактировать ]

неоплатонизм

[ редактировать ]

Плотин критиковал как «Категории» Аристотеля, так и стоиков. Однако его ученик Порфирий защищал схему Аристотеля. Он оправдывал это, утверждая, что их следует интерпретировать строго как выражения, а не как метафизическую реальность. Этот подход может быть оправдан, по крайней мере частично, собственными словами Аристотеля в «Категориях». Принятие Боэцием интерпретации Порфирия привело к их принятию схоластической философией. [ нужна ссылка ]

христианство

[ редактировать ]

Отцы церкви считали стоицизм «языческой философией»; [54] [55] тем не менее, ранние христианские писатели использовали некоторые из центральных философских концепций стоицизма. Примеры включают термины «логос», « добродетель », «Дух» и « совесть ». [30] Но параллели выходят далеко за рамки совместного использования и заимствования терминологии. И стоицизм, и христианство утверждают внутреннюю свободу перед лицом внешнего мира, веру в родство человека с Природой или Богом, чувство врожденной порочности – или «постоянного зла» – человечества. [30] а также тщетность и временный характер мирских благ и привязанностей. Оба поощряют аскезу в отношении страстей и низших эмоций, таких как похоть и зависть, чтобы можно было пробудить и развить высшие возможности человечества. Стоическое влияние можно также увидеть в произведениях Амвросия Миланского , Марка Минуция Феликса и Тертуллиана . [56]

Современный

[ редактировать ]

В современном использовании это «человек, который подавляет чувства или терпеливо терпит». [57] В статье Стэнфордской философии энциклопедии о стоицизме отмечается: «Смысл английского прилагательного «стоический» не совсем вводит в заблуждение относительно его философского происхождения». [58]

Возрождение стоицизма в ХХ веке можно отнести к публикации « Проблем стоицизма». [59] [60] в А. А. Лонгом 1971 году, а также в рамках всплеска интереса к этике добродетели в конце 20-го века . Современный стоицизм основан на всплеске публикаций научных работ по древнему стоицизму в конце 20-го и начале 21-го века. Помимо этого, нынешнее стоическое движение уходит своими корнями в работы Альберта Эллиса , который разработал рационально-эмоциональную поведенческую терапию . [61] а также Аарон Т. Бек , которого многие считают отцом ранних версий когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).

Психология и психотерапия

[ редактировать ]

Стоическая философия была оригинальным философским источником вдохновения для современной когнитивной психотерапии , особенно при посредничестве рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) Альберта Эллиса, главного предшественника КПТ. Оригинальное руководство по когнитивной терапии депрессии, написанное Аароном Т. Беком и соавт. утверждает: «Философские истоки когнитивной терапии можно проследить до философов-стоиков». [62] Известная цитата из Энхиридиона Эпиктета преподавалась большинству клиентов во время первого сеанса традиционного РЭПТ Эллисом и его последователями: «Нас расстраивают не события, а наши суждения о событиях». [63]

Впоследствии это стало общим элементом на этапе социализации многих других подходов к КПТ. Вопрос о влиянии стоицизма на современную психотерапию, особенно РЭПТ и КПТ, был подробно описан в «Философии когнитивно-поведенческой терапии» Дональда Робертсона. [63] Несколько психотерапевтов начала 20-го века находились под влиянием стоицизма, в первую очередь школа «рационального убеждения», основанная швейцарским неврологом и психотерапевтом Полем Дюбуа , который в своей клинической работе в значительной степени опирался на стоицизм и поощрял своих клиентов изучать отрывки из Сенеки Младшего как домашние задания.

третьей волны Также были высказаны предположения о сходстве современного стоицизма и КПТ , и были опубликованы отдельные отчеты о его эффективности в лечении депрессии. [64] Также был интерес к применению принципов древнего стоицизма к истории происхождения человека. [65] экологическое образование, [66] вегетарианство [67] и современные проблемы устойчивого развития, материального потребления и потребительства. [68] [69] [70]

Шеймус Мак Суибне описал практику духовных упражнений как влияние на практику размышления . [71] множество параллелей между стоическими духовными упражнениями и современной когнитивно-поведенческой терапией . Было выявлено [63] По мнению философа Пьера Адо , философия для стоика — это не просто набор убеждений или этических требований; это образ жизни, включающий постоянную практику и обучение (или « аскесис »), активный процесс постоянной практики и самонапоминания. Эпиктет в своих «Рассуждениях» различал три типа действия: суждение, желание и склонность. [72] Адо отождествляет эти три действия с логикой, физикой и этикой соответственно. [73] Адо пишет, что в «Размышлениях » «каждая максима развивает либо один из этих очень характерных топосов [т. е. действий], либо два из них, либо три из них». [74]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Джейсон Льюис Сондерс. «Стоицизм» . Британника . Архивировано из оригинала 28 июня 2023 года . Проверено 2 января 2022 г.
  2. Шарп, Мэтью, Этика стоической добродетели. Архивировано 13 ноября 2018 г. в Wayback Machine , Справочник по этике добродетели , 2013, 28–41.
  3. ^ Джон Селларс. Стоицизм , 2006, с. 32.
  4. ^ Беккер, Лоуренс К. (2001). Новый стоицизм . Принстон: Издательство Принстонского университета . ISBN  978-1400822447 . Архивировано из оригинала 8 июля 2023 года . Проверено 10 августа 2017 г.
  5. ^ Беккер, Лоуренс (2003). История западной этики . Нью-Йорк: Рутледж. п. 27. ISBN  978-0415968256 .
  6. ^ Робертсон, Дональд (2018). Стоицизм и искусство счастья . Великобритания: Джон Мюррей .
  7. ^ «Хрисипп | Интернет-энциклопедия философии» . Архивировано из оригинала 9 октября 2023 года . Проверено 31 августа 2023 г.
  8. ^ Амос, Х. (1982). Это были греки . Честер Спрингс: издания Dufour. ISBN  978-0802312754 . OCLC   9048254 .
  9. ^ Гилберт Мюррей, Стоическая философия (1915), стр. 25. Бертран Рассел, «История западной философии» (1946).
  10. ^ Седли, Д. (2003) Школа, от Зенона до Ария Дидима. В: Б. Инвуд (ред.) Кембриджский спутник стоиков. Издательство Кембриджского университета.
  11. ^ А.А.Лонг, Эллинистическая философия , с. 115.
  12. ^ Лонг, А.А.; Седли, Д.Н. (1987). Эллинистические философы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 160.
  13. ^ Аэций, Фрагменты древних стоиков, 2.35.
  14. ^ Лонг, А.А.; Седли, Д.Н. (1987). Эллинистические философы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 161. ИСБН  9780521255615 . ОСЛК   13004576 .
  15. ^ Перейти обратно: а б Рассел, Бертран. История западной философии, с. 254
  16. ^ Перейти обратно: а б Рассел, Бертран. История западной философии , с. 264
  17. ^ Рассел, Бертран. История западной философии , с. 253.
  18. ^ Чарльз Хартшорн и Уильям Риз, «Философы говорят о Боге», Humanity Books, 1953, глава 4.
  19. ^ Перейти обратно: а б Бобзиен, Сюзанна (2020), «Древняя логика» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2020 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет, заархивировано из оригинала 26 марта 2022 г. , получено 18 июня 2023 г.
  20. ^ Жак Бруншвиг, Стоическая метафизика в «Кембриджском спутнике стоиков» , изд. Б. Инвуд, Кембридж, 2006 г., стр. 206–232.
  21. ^ Секст Эмпирик , Adversus Mathematicos 10.218 (хронос, топос, кенон, лектон)
  22. ^ Марсело Д. Боэри, Стоики о телах и бестелесных телах , Обзор метафизики, Vol. 54, № 4 (июнь 2001 г.), стр. 723–752.
  23. ^ Лонг, Энтони (2018). Как быть свободным – древнее руководство по стоической жизни . Принстон, Нью-Джерси, США: Издательство Принстонского университета. п. 3. ISBN  978-0691177717 .
  24. ^ Жак Бруншвиг «Стоическая метафизика», с. 228 в Брэде Инвуде (ред.), Кембриджский спутник стоиков , Cambridge University Press, 2003, стр. 206–232.
  25. ^ Диоген Лаэртий (2000). Жизнеописания выдающихся философов . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . VII.49
  26. ^ Караманолис, Джордж Э. (2013). «Свободная воля и божественное провидение» . Философия раннего христианства . Древние философии (1-е изд.). Нью-Йорк и Лондон : Рутледж . п. 151. ИСБН  978-1844655670 . Архивировано из оригинала 8 июля 2023 года . Проверено 18 ноября 2021 г.
  27. ^ Сенека, Послания , lxv. 2.
  28. ^ Марк Аврелий, Размышления , iv. 21.
  29. ^ Майкл Лапидж , Стоическая космология , в: Джон М. Рист, Стоики , Cambridge University Press , 1978, стр. 182–183.
  30. ^ Перейти обратно: а б с Фергюсон, Эверетт. Предпосылки раннего христианства . 2003, с. 368.
  31. ^ Триполитис, А., Религии эллинистически-римской эпохи , стр. 37–38. Вм. Издательство Б. Эрдманс.
  32. ^ Грейвер, Маргарет (2009). Стоицизм и эмоции . Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN  978-0226305585 . OCLC   430497127 .
  33. ^ Перейти обратно: а б Аннас 1994 , с. 103
  34. ^ Аннас 1994 , стр. 103–104
  35. ^ Гроенендейк, LF; де Рюйтер, диджей (2009). «Учимся у Сенеки: стоический взгляд на искусство жизни и образования» . Этика и образование . 4 : 81–92. дои : 10.1080/17449640902816277 . ISSN   1744-9642 . S2CID   143758851 . Архивировано из оригинала 2 декабря 2022 года . Проверено 5 июля 2023 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б Аннас 1994 , с. 114
  37. ^ Перейти обратно: а б с д Кейпс 1880 , с. 47
  38. ^ Перейти обратно: а б с Кейпс 1880 , с. 48
  39. ^ Перейти обратно: а б Сорабджи 2000 , с. 29
  40. ^ Грейвер 2007 , с. 54
  41. ^ Цицерона Тускуланские диспуты Дж. Э. Кинга.
  42. ^ Инвуд 1999 , с. 705
  43. ^ Аннас 1994 , с. 115
  44. ^ Перейти обратно: а б Грейвер 2007 , с. 52
  45. ^ Инвуд 1999 , с. 701
  46. ^ Грейвер 2007 , с. 58
  47. ^ Перейти обратно: а б Дон Э. Мариетта, (1998), Введение в древнюю философию , стр. 153–154. Шарп
  48. ^ Уильям Брэкстон Ирвин, (2009), Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство стоической радости , с. 200. Издательство Оксфордского университета.
  49. ^ Задорожный, Алексей В. (2007). «Самоубийство Катона у Плутарха А. В. Задорожного». Классический ежеквартальный журнал . 57 (1): 216–230. дои : 10.1017/S0009838807000195 . S2CID   170834913 .
  50. ^ Перейти обратно: а б с д и Хаббард, Томас К. (2013). Компаньон греческой и римской сексуальности . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-1118610688 .
  51. ^ Перейти обратно: а б с Кромптон, Луи (2009). Гомосексуализм и цивилизация . Издательство Гарвардского университета. стр. 66–67. ISBN  978-0674030060 .
  52. ^ Босуэлл, Джон (15 февраля 2009 г.). Христианство, социальная толерантность и гомосексуализм: геи в Западной Европе с начала христианской эры до четырнадцатого века . Издательство Чикагского университета. п. 130. ИСБН  978-0-226-06714-8 . Проверено 12 июня 2024 г.
  53. ^ Кантарелла, Ева (1 января 2002 г.). Бисексуальность в Древнем мире . Издательство Йельского университета. п. 190. ИСБН  978-0-300-09302-5 . Проверено 12 июня 2024 г.
  54. ^ Агафий . Истории, 2.31.
  55. ^ Дэвид, Седли. «Античная философия» . В Э. Крейге (ред.). Философская энциклопедия Рутледжа . Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 18 октября 2008 г.
  56. ^ «Стоицизм | Определение, история и влияние | Британника» . www.britanica.com . Архивировано из оригинала 28 июня 2023 года . Проверено 2 января 2022 г.
  57. ^ Харпер, Дуглас (ноябрь 2001 г.). «Стоик» . etymonline.com, Интернет-этимологический словарь . Архивировано из оригинала 19 ноября 2016 года . Проверено 2 сентября 2006 г.
  58. ^ Бальцли, Дирк (13 декабря 2004 г.). «Стоицизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 4 мая 2019 года . Проверено 2 сентября 2006 г.
  59. ^ Лонг, А.А. (1971). Проблемы стоицизма . Лондон: Атлон Пресс. ISBN  0485111187 .
  60. ^ Проблемы стоицизма . Атлон Пресс. 1971. Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 13 января 2023 г. {{cite book}}: |website= игнорируется ( помогите )
  61. ^ «Сеть REBT: Альберт Эллис | Рационально-эмоциональная поведенческая терапия» . www.rebtnetwork.org . Архивировано из оригинала 14 ноября 2020 года . Проверено 13 января 2023 г.
  62. ^ Бек, Раш, Шоу и Эмери (1979) Когнитивная терапия депрессии , с. 8.
  63. ^ Перейти обратно: а б с Робертсон, Д. (2010). Философия когнитивно-поведенческой терапии: стоицизм как рациональная и когнитивная психотерапия . Лондон: Карнак. ISBN  978-1855757561 . Архивировано из оригинала 8 июля 2023 года . Проверено 27 января 2016 г.
  64. ^ Эванс, Жюль (29 июня 2013 г.). «Встревожен? Подавлен? Попробуйте греческую философию» . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 13 января 2023 г.
  65. ^ Уайтинг, Кай; Константакос, Леонидас; Сэдлер, Грег; Гилл, Кристофер (21 апреля 2018 г.). «Были ли неандертальцы рациональны? Стоический подход» . Гуманитарные науки . 7 (2): 39. дои : 10.3390/h7020039 . S2CID   150380363 .
  66. ^ Кармона, Луис Габриэль; Симпсон, Эдвард; Мисиашек, Грег; Константакос, Леонидас; Уайтинг, Кай (декабрь 2018 г.). «Образование для устойчивого гражданина мира: чему мы можем научиться у стоической философии и фрейрской экологической педагогики?» . Педагогические науки . 8 (4): 204. doi : 10.3390/educsci8040204 . S2CID   96445619 .
  67. ^ Уайтинг, Кай (11 февраля 2019 г.). «Устойчивый стоик» . Эйдолон . Архивировано из оригинала 13 января 2023 года . Проверено 18 февраля 2019 г.
  68. ^ Уайтинг, Кай; Константакос, Леонидас; Карраско, Анхелес; Кармона, Луис Габриэль (10 февраля 2018 г.). «Устойчивое развитие, благополучие и материальное потребление: стоическая перспектива» . Устойчивость . 10 (2): 474. дои : 10.3390/su10020474 .
  69. ^ Современный стоицизм (8 ноября 2018 г.), Stoicon 2018: Кай Уайтинг о стоицизме и устойчивости , заархивировано из оригинала 26 марта 2023 г. , получено 29 января 2019 г.
  70. ^ Грегори Б. Сэдлер (2 ноября 2018 г.), Разговор с Каем Уайтингом о стоицизме и устойчивом развитии | Серия интервью «Идеи, которые имеют значение» , заархивировано из оригинала 26 марта 2023 г. , получено 29 января 2019 г.
  71. ^ Мак Суибне, С. (2009). « Боритесь за то, чтобы стать тем человеком, которого хотела сделать вас философия»: Марк Аврелий, практик-размышлятель». Рефлексивная практика . 10 (4): 429–36. дои : 10.1080/14623940903138266 . S2CID   219711815 .
  72. ^ Дэвидсон, AI (1995) Пьер Адо и духовный феномен древней философии , в книге «Философия как образ жизни» , Хадо, П. Оксфорд Блэквеллс, стр. 9–10.
  73. ^ Адо, П. (1992) Внутренняя цитадель. Введение в мысли Марка Аврелия . Париж, Файяр, стр. 106–115
  74. ^ Хадо, П. (1987) Духовные упражнения и древняя философия . Париж, 2-е изд., с. 135.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

Первоисточники

[ редактировать ]
  • Цицерон, Марк Туллий (1945 ок. 1927). Цицерон: Тускуланские диспуты (Классическая библиотека Леба, № 141) 2-е изд. пер. Дж. Э. Кинга. Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет.
  • Лонг, А.А., Седли, Д.Н. (1987). Эллинистические философы: т. 1. переводы основных источников с философскими комментариями . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета.
  • Инвуд, Брэд и Герсон Ллойд П. (ред.) Читатель-стоик: Избранные сочинения и свидетельства Индианаполис: Хакетт, 2008.
  • Луций Анней Сенека Младший (перевод Робин Кэмпбелл), Письма стоика: Epistulae Morales Ad Lucilium (1969, переиздание 2004 г.) ISBN   0140442103
  • Лонг, Джордж Энхиридион Эпиктета, Prometheus Books, переиздание, январь 1955 г.
  • Гилл К. Эпиктет, Беседы , Everyman, 1995.
  • Издательство Гарвардского университета, книги 1 и 2 «Беседы Эпиктета» , Классическая библиотека Леба Nr. 131, июнь 1925 г.
  • Издательство Гарвардского университета, книги 3 и 4 «Беседы Эпиктета» , Классическая библиотека Леба Nr. 218, июнь 1928 г.

Марк Аврелий

[ редактировать ]

Коллекции фрагментов

[ редактировать ]

Stoicorum Veterum Fragmenta — собрание Гансом фон Арнимом фрагментов и свидетельств ранних стоиков, опубликованное в 1903–1905 годах как часть Bibliotheca Teubneriana . В него вошли фрагменты и свидетельства Зенона Китийского , Хрисиппа и их непосредственных последователей. Сначала работа состояла из трех томов, к которым Максимилиан Адлер в 1924 году добавил четвертый, содержащий общие указатели. Тойбнер переиздал всю работу в 1964 году.

  • Том 1 – Фрагменты Зенона и его последователей.
  • Том 2 – Логические и физические фрагменты Хрисиппа.
  • Том 3 – Этические фрагменты Хрисиппа и некоторые фрагменты его учеников.
  • Том 4 – Указатели слов, имен собственных и источников.

Исследования

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Послушайте эту статью ( 43 минуты )
Продолжительность: 43 минуты и 2 секунды.
Разговорная иконка Википедии
Этот аудиофайл был создан на основе редакции этой статьи от 30 сентября 2019 г. ( 30 сентября 2019 г. ) и не отражает последующие изменения.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: af4f0869110e6fa7200f05b95da6e9c7__1722389880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/af/c7/af4f0869110e6fa7200f05b95da6e9c7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Stoicism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)