Стоицизм
Стоицизм — школа эллинистической философии , процветавшая в Древней Греции и Древнем Риме . [1] Стоики считали, что практики добродетели достаточно для достижения эвдемонии : хорошо прожитой жизни. Стоики определили путь к достижению этого через жизнь, посвященную четырем добродетелям в повседневной жизни: мудрости, мужеству, умеренности или умеренности, справедливости и жизни в соответствии с природой. Он был основан на древней Агоре в Афинах Зеноном из Кития около 300 г. до н. э.
Наряду с этикой Аристотеля , стоическая традиция формирует один из основных основополагающих подходов к этике добродетели . [2] Стоики особенно известны тем, что учили, что «добродетель — единственное благо» для людей и что внешние вещи, такие как здоровье, богатство и удовольствие, не являются хорошими или плохими сами по себе ( адиафора ), но имеют ценность как «материал для добродетель, на основании которой следует действовать». Многие стоики, такие как Сенека и Эпиктет, подчеркивали, что, поскольку «добродетели достаточно для счастья », мудрец будет эмоционально устойчив к несчастьям. Стоики также считали, что определенные разрушительные эмоции возникают в результате ошибок суждения, и считали, что люди должны стремиться поддерживать волю (так называемую прохайрезис ), которая «соответствует природе ». По этой причине стоики считали, что лучшим показателем философии человека является не то, что человек говорит, а то, как он себя ведет. [3] Чтобы жить хорошей жизнью, нужно было понимать правила естественного порядка, поскольку они считали, что все коренится в природе.
Стоицизм процветал во всем римском и греческом мире до III века нашей эры, и среди его приверженцев был римский император Марк Аврелий . Он пережил упадок после того, как христианство стало государственной религией в 4 веке нашей эры. С тех пор оно переживало возрождение, особенно в эпоху Возрождения ( неостоицизм ) и в современную эпоху ( современный стоицизм ). [4]
История
[ редактировать ]Название стоицизм происходит от Стоа Пойкиле ( древнегреческий : ἡ ποικίλη στοά), или «расписного крыльца», колоннады, украшенной мифическими и историческими батальными сценами на северной стороне Агоры в Афинах , где Зенон Китийский и его последователи собрались, чтобы обсудить свои идеи, ближе к концу 4 века до н.э. [5] В отличие от эпикурейцев , Зенон предпочитал преподавать свою философию в публичном месте. Стоицизм первоначально был известен как зенонизм. Однако вскоре от этого названия отказались, вероятно, потому, что стоики не считали своих основателей совершенно мудрыми и чтобы избежать риска превращения философии в культ личности . [6]
Идеи Зенона развились из идей киников ( принесенных ему Кратом из Фив ), чей отец-основатель Антисфен был учеником Сократа . Самым влиятельным преемником Зенона был Хрисипп , который последовал за Клеантом в качестве лидера школы и был ответственен за формирование того, что сейчас называется стоицизмом. [7] Стоицизм стал самой популярной философией среди образованной элиты эллинистического мира и Римской империи. [8] до такой степени, что, по словам Гилберта Мюррея , «почти все преемники Александра [...] называли себя стоиками». [9] Более поздние римские стоики сосредоточились на продвижении жизни в гармонии во Вселенной, активными участниками которой мы являемся.
Ученые [10] обычно делят историю стоицизма на три фазы: раннюю Стою, от основания Зенона до Антипатра ; Средняя Стоя, включая Панэтия и Посидония ; и поздние Стоа, в том числе Мусоний Руф , Сенека , Эпиктет и Марк Аврелий . От первых двух фаз стоицизма не сохранилось полных сочинений. Сохранились только римские тексты из поздней Стои. [11]
Философская система
[ редактировать ]Философия не обещает обеспечить человеку что-то внешнее, иначе она допустила бы нечто, лежащее за пределами ее предмета. Ибо как материал плотника — дерево, а скульптурная бронза, так и предметом искусства жизни является собственная жизнь каждого человека.
- Эпиктет, Беседы 1.15.2, исправленный перевод Робина Харда.
Из всех школ античной философии стоицизм больше всего претендовал на полную систематичность. [12] По мнению стоиков, философия — это практика добродетели, а добродетель, высшая форма которой — полезность, вообще говоря, построена на идеалах логики , монистической физики и натуралистической этики. [13] Эти три идеала составляют добродетель, необходимую для «проживания хорошо продуманной жизни», поскольку все они являются частями логоса, или философского дискурса, который включает в себя рациональный диалог разума с самим собой. [14] Из них стоики подчеркивали этику как основное направление человеческого знания, хотя их логические теории представляли больший интерес для более поздних философов.
Стоицизм учит развитию самоконтроля как средства преодоления разрушительных эмоций ; философия утверждает, что становление ясным и непредвзятым мыслителем позволяет понять универсальный разум ( логос ). Основной аспект стоицизма предполагает улучшение этического и морального благополучия человека: « Добродетель заключается в воле , находящейся в согласии с природой». [15] Этот принцип также применим к сфере межличностных отношений; «быть свободным от гнева, зависти и ревности», [16] и принимать даже рабов как «равных другим людям, потому что все люди одинаково являются продуктами природы». [17]
Стоическая этика придерживается детерминистской точки зрения; Что касается тех, кому не хватает стоической добродетели, Клеант однажды высказал мнение, что злой человек «похож на собаку, привязанную к телеге и вынужденную идти куда угодно». [15] Стоик добродетели, напротив, изменил бы свою волю в соответствии с миром и остался бы, по словам Эпиктета , «больным и все же счастливым, в опасности и все же счастливым, умирающим и все же счастливым, в изгнании и счастливым, в позоре и счастливый", [16] таким образом постулируя «полностью автономную» индивидуальную волю и в то же время вселенную, которая представляет собой «жестко детерминированное единое целое». Эта точка зрения позже была описана как « классический пантеизм » (и была принята голландским философом Барухом Спинозой ). [18]
Логика
[ редактировать ]Диодор Кронос , который был одним из учителей Зенона, считается философом, который первым представил и развил подход к логике, ныне известный как логика высказываний Аристотеля , который основан на утверждениях или суждениях, а не на терминах, сильно отличающихся от термина «логика» . Позже Хрисипп разработал систему, которая стала известна как стоическая логика и включала дедуктивную систему — стоическую силлогистику, которая считалась конкурентом силлогистики Аристотеля (см. Силлогизм ). Новый интерес к логике стоиков возник в 20 веке, когда важные разработки в логике были основаны на логике высказываний. Сюзанна Бобзиен большое сходство между философской логикой Хрисиппа и логикой Готтлоба Фреге ». писала: « Особенно поразительно [19]
Бобзиен также отмечает, что «Хрисипп написал более 300 книг по логике, практически по любой теме, которой сегодня занимается логика, включая теорию речевых актов , анализ предложений, выражения единственного и множественного числа, типы предикатов , индексалы , экзистенциальные суждения , пропозициональные связки , отрицания. , дизъюнкции , условные выражения , логическое следствие , действительные формы аргументов, теория дедукции , логика высказываний, модальная логика , логика времен , эпистемическая логика , логика предположений , логика императивов , двусмысленность и логические парадоксы ». [19]
Категории
[ редактировать ]Стоики считали, что все существа ( ὄντα ), хотя и не все вещи (τινά), материальны . [20] Помимо существующих существ они допускали четыре бестелесных (асоматы): время, место, пустоту и высказываемое. [21] Их считали просто «существующими», в то время как универсалиям было отказано в таком статусе. [22] Таким образом, они приняли идею Анаксагора (как и Аристотель) о том, что если объект горячий, то это потому, что в него вошла какая-то часть универсального теплового тела. Но, в отличие от Аристотеля, они распространили эту идею на все случайности . Таким образом, если объект красный, то это произойдет потому, что в него вошла какая-то часть универсального красного тела.
Они считали, что существует четыре категории :
- Вещество ( ὑποκείμενον ): первичная материя, бесформенная субстанция ( ousia ), из которой состоят вещи.
- Качество ( ποιόν ): способ организации материи для формирования отдельного объекта; в стоической физике — физический ингредиент ( пневма : воздух или дыхание), который сообщает материю.
- Каким-то образом расположен ( πως ἔχον ): особые характеристики, отсутствующие внутри объекта, такие как размер, форма, действие и поза.
- Каким-то образом расположен по отношению к чему-либо ( πρός τί πως ἔχον ): Характеристики, относящиеся к другим явлениям, например, положение объекта во времени и пространстве относительно других объектов.
Стоики подчеркивали, что наши собственные действия, мысли и реакции находятся под нашим контролем. В первом абзаце « Энхиридиона» категории определяются следующим образом: «Некоторые вещи в мире зависят от нас, а другие — нет. От нас зависят наши способности суждения, мотивации, желания и отвращения. Короче говоря, все, что является нашим собственным делает." [23] Они предполагают пространство, которое зависит от нас или в наших силах. Простой пример использования стоических категорий дает Жак Бруншвиг:
Я — некий кусок материи и, следовательно, субстанция, существующее нечто (и пока это все); Я человек, и этот индивидуальный человек, которым я являюсь, и поэтому наделен одним общим качеством и особенным; Я сижу или стою, располагаясь определенным образом; Я отец своих детей, соотечественник своих сограждан, определенным образом расположенный по отношению к чему-то другому. [24]
Эпистемология
[ редактировать ]Стоики утверждали, что познания можно достичь с помощью разума . Истину можно отличить от заблуждения , даже если на практике можно сделать лишь приближение. По мнению стоиков, чувства постоянно получают ощущения: пульсации, переходящие от предметов через чувства к уму , где они оставляют впечатление в воображении ( phantasiai ) (впечатление, возникающее в уме, называлось фантазмой). [25]
Разум обладает способностью судить (συγκατάθεσις, синкататезис ) — одобрять или отвергать — впечатление, позволяя ему отличать истинное представление реальности от ложного. С некоторыми впечатлениями можно согласиться немедленно, но другие могут вызвать лишь разную степень нерешительного одобрения, которое можно назвать убеждением или мнением ( докса ). Только посредством разума мы обретаем ясное понимание и убежденность ( каталепсис ). Определенное и истинное знание ( эпистема ), достижимое мудрецом-стоиком, может быть достигнуто только путем проверки его убеждения опытом коллег и коллективным суждением человечества.
Физика
[ редактировать ]По мнению стоиков, Вселенная — это материальная разумная субстанция ( логос ), которая делилась на два класса: активный и пассивный. [26] Пассивная субстанция — это материя, которая «лежат вяло, субстанция, готовая к любому использованию, но обязательно остающаяся неиспользованной, если никто не приведет ее в движение». [27] Активная субстанция — разумный эфир или первозданный огонь , который действует на пассивную материю:
Сама Вселенная есть Бог и всеобщее излияние ее души; это тот же руководящий принцип этого мира, действующий в уме и разуме вместе с общей природой вещей и тотальностью, охватывающей все существование; затем предопределенная мощь и необходимость будущего; затем огонь и принцип эфира; затем те элементы, чье естественное состояние — это движение и переход, такие как вода, земля и воздух; затем солнце, луна, звезды; и универсальное существование, в котором содержатся все вещи.
- Хрисипп, у Цицерона, О природе богов , т.е. 39
Все подчинено законам Судьбы, ибо Вселенная действует согласно своей собственной природе и природе пассивной материи, которой она управляет. Души людей и животных являются эманациями этого первородного Огня и также подвластны Судьбе:
Постоянно считайте вселенную одним живым существом, имеющим одну субстанцию и одну душу; и наблюдайте, как все вещи относятся к одному восприятию, восприятию этого одного живого существа; и как все вещи действуют одним движением; и как все вещи являются содействующими причинами всех вещей, которые существуют; обратите также внимание на непрерывное прядение нити и структуру паутины.
— Марк Аврелий, «Размышления» , IV. 40
Индивидуальные души тлены по своей природе и могут «трансмутироваться и рассеиваться, принимая огненную природу, будучи принятыми в семенной разум (« logos spermatikos ») Вселенной». [28] Поскольку правильный Разум является основой как человечества, так и Вселенной.
Стоическая теология – это фаталистический и натуралистический пантеизм : Бог никогда не бывает полностью трансцендентен, но всегда имманентен и отождествлен с Природой . Авраамические религии персонализируют Бога как творящую мир сущность, но стоицизм приравнивает Бога ко всей вселенной; Согласно стоической космологии , которая очень похожа на индуистскую концепцию существования , не существует абсолютного начала времени, поскольку оно считается бесконечным и циклическим. Точно так же пространство и Вселенная не имеют ни начала, ни конца, а цикличны. Текущая Вселенная — это фаза настоящего цикла, которой предшествует бесконечное количество Вселенных, обреченных на разрушение (« экпирозис », пожар ) и воссоздание вновь . [29] и за ним последует еще одно бесконечное количество Вселенных. Стоицизм рассматривает все существование как циклическое, космос как вечно самосозидающее и самоуничтожающееся (см. также Вечное возвращение ).
Стоицизм не постулирует начала или конца Вселенной. [30] По мнению стоиков, логос был активной причиной или anima mundi, пронизывающей и оживляющей всю Вселенную. Он был задуман как материальный и обычно отождествляется с Богом или Природой. Стоики также ссылались на семенной разум (« logos spermatikos »), или закон зарождения во Вселенной, который был принципом активного разума, действующего в неодушевленной материи . Каждый из людей также обладает частью божественного логоса , который представляет собой изначальный Огонь и разум, контролирующий и поддерживающий Вселенную. [31]
Этика
[ редактировать ]Основа стоической этики состоит в том, что добро заключается в состоянии самой души, в мудрости и самообладании. Поэтому надо стремиться быть свободным от страстей . Для стоиков разум означал использование логики и понимание процессов природы — логоса или универсального разума, присущего всем вещам. [32] Греческое слово пафос было широким термином, обозначающим страдания, от которых человек страдает. [33] Стоики использовали это слово для описания многих распространенных эмоций, таких как гнев, страх и чрезмерная радость. [34] Страсть — это тревожная и вводящая в заблуждение сила ума, возникающая из-за неспособности правильно рассуждать. [33]
Для стоика Хрисиппа страсти — это оценочные суждения. [35] Человек, испытывающий такую эмоцию, неправильно оценил безразличную вещь. [36] В основе каждой страсти лежит ошибка суждения, какое-то ложное представление о добре и зле. [37] Неправильное суждение о настоящем благе порождает наслаждение, а похоть – неправильная оценка будущего. [37] Нереальные представления о зле вызывают беспокойство по поводу настоящего или страх за будущее. [37] Идеальный стоик вместо этого оценивал бы вещи по их реальной ценности, [37] и увидите, что страсти неестественны. [38] Быть свободным от страстей — значит иметь самодостаточное счастье. [38] Нечего было бы бояться, ибо неразумие есть единственное зло; нет причин для гнева — другие не могут причинить вам вреда. [38]
Страсти
[ редактировать ]Стоики разделили страсти на четыре рубрики: страдание, удовольствие, страх и похоть. [39] Одно сообщение о стоических определениях этих страстей содержится в трактате «О страстях» Хрисиппа ( перевод Лонга и Седли, стр. 411, с изменениями):
- Дистресс ( lupē ): Дистресс — это иррациональное сжатие или свежее мнение о наличии чего-то плохого, при котором люди считают правильным впадать в депрессию .
- Страх ( фобос ): Страх – это иррациональное отвращение или избегание ожидаемой опасности .
- Похоть ( эпифумия ): Похоть — это иррациональное желание или стремление к ожидаемому добру, но на самом деле плохому.
- Восторг ( hēdonē ): Восторг — это иррациональное набухание или свежее мнение о наличии чего-то хорошего, при котором люди считают правильным радоваться .
Подарок | Будущее | |
---|---|---|
Хороший | Восторг | похоть |
Зло | Бедствие | Страх |
Две из этих страстей (страдание и восторг) относятся к эмоциям, присутствующим в данный момент, а две из них (страх и похоть) относятся к эмоциям, направленным в будущее. [39] Таким образом, есть только два состояния, направленные на перспективу добра и зла, но разделенные относительно того, являются ли они настоящими или будущими: [40] Многочисленные подразделения одного и того же класса были объединены в отдельные страсти: [41]
- Бедствие : зависть , соперничество , ревность , сострадание , тревога , траур , печаль , беспокойство , горе, плач, депрессия, досада, уныние.
- Страх : медлительность, стыд , испуг , робость , растерянность, малодушие, растерянность и малодушие.
- Похоть : Гнев , Ярость , Ненависть , Вражда, Гнев , Жадность и Тоска.
- Восторг : Злоба, Восторг и Хвастовство.
Мудрый человек ( софос ) — это тот, кто свободен от страстей ( апатия ). Вместо этого мудрец испытывает добрые чувства ( эупатию ), которые проясняют голову. [42] Эти эмоциональные импульсы не являются чрезмерными, но и не являются уменьшенными эмоциями. [43] [44] Вместо этого это правильные рациональные эмоции. [44] Стоики перечисляли хорошие чувства под заголовками радости ( чара ), желания ( булезис ) и осторожности ( эулабия ). [36] Таким образом, если присутствует что-то истинное добро, то мудрый человек испытывает подъем в душе — радость ( чара ). [45] Стоики также подразделяли хорошие чувства: [46]
- Радость: удовольствие, веселье, хорошее настроение.
- Пожелание: Благие намерения, Доброжелательность, Приветствие, Забота, Любовь.
- Осторожно: Моральный стыд, Почтение.
Самоубийство
[ редактировать ]Стоики признавали, что самоубийство допустимо для мудрого человека в обстоятельствах, которые могут помешать ему вести добродетельную жизнь. [47] например, если они стали жертвой сильной боли или болезни, [47] но в противном случае самоубийство обычно рассматривалось бы как отказ от своего социального долга. [48] Например, Плутарх сообщает, что принятие жизни под тиранией поставило бы под угрозу constancia самосогласованность Катона ( ) как стоика и ущемило бы его свободу делать благородный моральный выбор. [49]
Любовь и сексуальность
[ редактировать ]Ранние стоики существенно отличались от поздних стоиков своими взглядами на сексуальность , романтическую любовь и сексуальные отношения . [50] Зенон первым выступал за республику, управляемую любовью, а не законом, где брак будет отменен, жены будут общими, а эротизм будет практиковаться как с мальчиками, так и с девочками в воспитательных целях, чтобы развить добродетель в близких. [50] [51] Однако он не осуждал брак как таковой, считая его столь же естественным явлением. [50] Он положительно относился к однополым отношениям и утверждал, что мудрые мужчины должны «иметь плотские познания о любимой не меньше и не больше, чем о нелюбимой, и о женщине, чем о мужчине». [51]
Зенон предпочитал любовь желанию, поясняя, что конечной целью сексуальности должны быть добродетель и дружба. [51] Среди более поздних стоиков Эпиктет считал гомосексуальное и гетеросексуальное влечение в этом отношении равноценными. [52] и осуждал только то желание, которое заставляло человека действовать вопреки суждению. Однако современные позиции в целом продвигались к приравниванию сексуальности к страсти, и хотя они все еще не были враждебны к сексуальным отношениям сами по себе, они, тем не менее, считали, что их следует ограничить, чтобы сохранить самоконтроль. [50] Музоний поддерживал единственную естественную форму секса, предназначенную для продолжения рода , защищая товарищескую форму брака между мужчиной и женщиной. [50] и считал отношения, совершаемые исключительно ради удовольствия или привязанности, неестественными. [53]
Наследие
[ редактировать ]неоплатонизм
[ редактировать ]Плотин критиковал как «Категории» Аристотеля, так и стоиков. Однако его ученик Порфирий защищал схему Аристотеля. Он оправдывал это, утверждая, что их следует интерпретировать строго как выражения, а не как метафизическую реальность. Этот подход может быть оправдан, по крайней мере частично, собственными словами Аристотеля в «Категориях». Принятие Боэцием интерпретации Порфирия привело к их принятию схоластической философией. [ нужна ссылка ]
христианство
[ редактировать ]Отцы церкви считали стоицизм «языческой философией»; [54] [55] тем не менее, ранние христианские писатели использовали некоторые из центральных философских концепций стоицизма. Примеры включают термины «логос», « добродетель », «Дух» и « совесть ». [30] Но параллели выходят далеко за рамки совместного использования и заимствования терминологии. И стоицизм, и христианство утверждают внутреннюю свободу перед лицом внешнего мира, веру в родство человека с Природой или Богом, чувство врожденной порочности – или «постоянного зла» – человечества. [30] а также тщетность и временный характер мирских благ и привязанностей. Оба поощряют аскезу в отношении страстей и низших эмоций, таких как похоть и зависть, чтобы можно было пробудить и развить высшие возможности человечества. Стоическое влияние можно также увидеть в произведениях Амвросия Миланского , Марка Минуция Феликса и Тертуллиана . [56]
Современный
[ редактировать ]В современном использовании это «человек, который подавляет чувства или терпеливо терпит». [57] В статье Стэнфордской философии энциклопедии о стоицизме отмечается: «Смысл английского прилагательного «стоический» не совсем вводит в заблуждение относительно его философского происхождения». [58]
Возрождение стоицизма в ХХ веке можно отнести к публикации « Проблем стоицизма». [59] [60] в А. А. Лонгом 1971 году, а также в рамках всплеска интереса к этике добродетели в конце 20-го века . Современный стоицизм основан на всплеске публикаций научных работ по древнему стоицизму в конце 20-го и начале 21-го века. Помимо этого, нынешнее стоическое движение уходит своими корнями в работы Альберта Эллиса , который разработал рационально-эмоциональную поведенческую терапию . [61] а также Аарон Т. Бек , которого многие считают отцом ранних версий когнитивно-поведенческой терапии (КПТ).
Психология и психотерапия
[ редактировать ]Стоическая философия была оригинальным философским источником вдохновения для современной когнитивной психотерапии , особенно при посредничестве рационально-эмоциональной поведенческой терапии (РЭПТ) Альберта Эллиса, главного предшественника КПТ. Оригинальное руководство по когнитивной терапии депрессии, написанное Аароном Т. Беком и соавт. утверждает: «Философские истоки когнитивной терапии можно проследить до философов-стоиков». [62] Известная цитата из Энхиридиона Эпиктета преподавалась большинству клиентов во время первого сеанса традиционного РЭПТ Эллисом и его последователями: «Нас расстраивают не события, а наши суждения о событиях». [63]
Впоследствии это стало общим элементом на этапе социализации многих других подходов к КПТ. Вопрос о влиянии стоицизма на современную психотерапию, особенно РЭПТ и КПТ, был подробно описан в «Философии когнитивно-поведенческой терапии» Дональда Робертсона. [63] Несколько психотерапевтов начала 20-го века находились под влиянием стоицизма, в первую очередь школа «рационального убеждения», основанная швейцарским неврологом и психотерапевтом Полем Дюбуа , который в своей клинической работе в значительной степени опирался на стоицизм и поощрял своих клиентов изучать отрывки из Сенеки Младшего как домашние задания.
третьей волны Также были высказаны предположения о сходстве современного стоицизма и КПТ , и были опубликованы отдельные отчеты о его эффективности в лечении депрессии. [64] Также был интерес к применению принципов древнего стоицизма к истории происхождения человека. [65] экологическое образование, [66] вегетарианство [67] и современные проблемы устойчивого развития, материального потребления и потребительства. [68] [69] [70]
Шеймус Мак Суибне описал практику духовных упражнений как влияние на практику размышления . [71] множество параллелей между стоическими духовными упражнениями и современной когнитивно-поведенческой терапией . Было выявлено [63] По мнению философа Пьера Адо , философия для стоика — это не просто набор убеждений или этических требований; это образ жизни, включающий постоянную практику и обучение (или « аскесис »), активный процесс постоянной практики и самонапоминания. Эпиктет в своих «Рассуждениях» различал три типа действия: суждение, желание и склонность. [72] Адо отождествляет эти три действия с логикой, физикой и этикой соответственно. [73] Адо пишет, что в «Размышлениях » «каждая максима развивает либо один из этих очень характерных топосов [т. е. действий], либо два из них, либо три из них». [74]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Джейсон Льюис Сондерс. «Стоицизм» . Британника . Архивировано из оригинала 28 июня 2023 года . Проверено 2 января 2022 г.
- ↑ Шарп, Мэтью, Этика стоической добродетели. Архивировано 13 ноября 2018 г. в Wayback Machine , Справочник по этике добродетели , 2013, 28–41.
- ^ Джон Селларс. Стоицизм , 2006, с. 32.
- ^ Беккер, Лоуренс К. (2001). Новый стоицизм . Принстон: Издательство Принстонского университета . ISBN 978-1400822447 . Архивировано из оригинала 8 июля 2023 года . Проверено 10 августа 2017 г.
- ^ Беккер, Лоуренс (2003). История западной этики . Нью-Йорк: Рутледж. п. 27. ISBN 978-0415968256 .
- ^ Робертсон, Дональд (2018). Стоицизм и искусство счастья . Великобритания: Джон Мюррей .
- ^ «Хрисипп | Интернет-энциклопедия философии» . Архивировано из оригинала 9 октября 2023 года . Проверено 31 августа 2023 г.
- ^ Амос, Х. (1982). Это были греки . Честер Спрингс: издания Dufour. ISBN 978-0802312754 . OCLC 9048254 .
- ^ Гилберт Мюррей, Стоическая философия (1915), стр. 25. Бертран Рассел, «История западной философии» (1946).
- ^ Седли, Д. (2003) Школа, от Зенона до Ария Дидима. В: Б. Инвуд (ред.) Кембриджский спутник стоиков. Издательство Кембриджского университета.
- ^ А.А.Лонг, Эллинистическая философия , с. 115.
- ^ Лонг, А.А.; Седли, Д.Н. (1987). Эллинистические философы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 160.
- ^ Аэций, Фрагменты древних стоиков, 2.35.
- ^ Лонг, А.А.; Седли, Д.Н. (1987). Эллинистические философы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 161. ИСБН 9780521255615 . ОСЛК 13004576 .
- ^ Перейти обратно: а б Рассел, Бертран. История западной философии, с. 254
- ^ Перейти обратно: а б Рассел, Бертран. История западной философии , с. 264
- ^ Рассел, Бертран. История западной философии , с. 253.
- ^ Чарльз Хартшорн и Уильям Риз, «Философы говорят о Боге», Humanity Books, 1953, глава 4.
- ^ Перейти обратно: а б Бобзиен, Сюзанна (2020), «Древняя логика» , в Залте, Эдвард Н. (ред.), Стэнфордская энциклопедия философии (изд. летом 2020 г.), Лаборатория метафизических исследований, Стэнфордский университет, заархивировано из оригинала 26 марта 2022 г. , получено 18 июня 2023 г.
- ^ Жак Бруншвиг, Стоическая метафизика в «Кембриджском спутнике стоиков» , изд. Б. Инвуд, Кембридж, 2006 г., стр. 206–232.
- ^ Секст Эмпирик , Adversus Mathematicos 10.218 (хронос, топос, кенон, лектон)
- ^ Марсело Д. Боэри, Стоики о телах и бестелесных телах , Обзор метафизики, Vol. 54, № 4 (июнь 2001 г.), стр. 723–752.
- ^ Лонг, Энтони (2018). Как быть свободным – древнее руководство по стоической жизни . Принстон, Нью-Джерси, США: Издательство Принстонского университета. п. 3. ISBN 978-0691177717 .
- ^ Жак Бруншвиг «Стоическая метафизика», с. 228 в Брэде Инвуде (ред.), Кембриджский спутник стоиков , Cambridge University Press, 2003, стр. 206–232.
- ^ Диоген Лаэртий (2000). Жизнеописания выдающихся философов . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета . VII.49
- ^ Караманолис, Джордж Э. (2013). «Свободная воля и божественное провидение» . Философия раннего христианства . Древние философии (1-е изд.). Нью-Йорк и Лондон : Рутледж . п. 151. ИСБН 978-1844655670 . Архивировано из оригинала 8 июля 2023 года . Проверено 18 ноября 2021 г.
- ^ Сенека, Послания , lxv. 2.
- ^ Марк Аврелий, Размышления , iv. 21.
- ^ Майкл Лапидж , Стоическая космология , в: Джон М. Рист, Стоики , Cambridge University Press , 1978, стр. 182–183.
- ^ Перейти обратно: а б с Фергюсон, Эверетт. Предпосылки раннего христианства . 2003, с. 368.
- ^ Триполитис, А., Религии эллинистически-римской эпохи , стр. 37–38. Вм. Издательство Б. Эрдманс.
- ^ Грейвер, Маргарет (2009). Стоицизм и эмоции . Чикаго: Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0226305585 . OCLC 430497127 .
- ^ Перейти обратно: а б Аннас 1994 , с. 103
- ^ Аннас 1994 , стр. 103–104
- ^ Гроенендейк, LF; де Рюйтер, диджей (2009). «Учимся у Сенеки: стоический взгляд на искусство жизни и образования» . Этика и образование . 4 : 81–92. дои : 10.1080/17449640902816277 . ISSN 1744-9642 . S2CID 143758851 . Архивировано из оригинала 2 декабря 2022 года . Проверено 5 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аннас 1994 , с. 114
- ^ Перейти обратно: а б с д Кейпс 1880 , с. 47
- ^ Перейти обратно: а б с Кейпс 1880 , с. 48
- ^ Перейти обратно: а б Сорабджи 2000 , с. 29
- ^ Грейвер 2007 , с. 54
- ^ Цицерона Тускуланские диспуты Дж. Э. Кинга.
- ^ Инвуд 1999 , с. 705
- ^ Аннас 1994 , с. 115
- ^ Перейти обратно: а б Грейвер 2007 , с. 52
- ^ Инвуд 1999 , с. 701
- ^ Грейвер 2007 , с. 58
- ^ Перейти обратно: а б Дон Э. Мариетта, (1998), Введение в древнюю философию , стр. 153–154. Шарп
- ^ Уильям Брэкстон Ирвин, (2009), Путеводитель по хорошей жизни: древнее искусство стоической радости , с. 200. Издательство Оксфордского университета.
- ^ Задорожный, Алексей В. (2007). «Самоубийство Катона у Плутарха А. В. Задорожного». Классический ежеквартальный журнал . 57 (1): 216–230. дои : 10.1017/S0009838807000195 . S2CID 170834913 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хаббард, Томас К. (2013). Компаньон греческой и римской сексуальности . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1118610688 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кромптон, Луи (2009). Гомосексуализм и цивилизация . Издательство Гарвардского университета. стр. 66–67. ISBN 978-0674030060 .
- ^ Босуэлл, Джон (15 февраля 2009 г.). Христианство, социальная толерантность и гомосексуализм: геи в Западной Европе с начала христианской эры до четырнадцатого века . Издательство Чикагского университета. п. 130. ИСБН 978-0-226-06714-8 . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Кантарелла, Ева (1 января 2002 г.). Бисексуальность в Древнем мире . Издательство Йельского университета. п. 190. ИСБН 978-0-300-09302-5 . Проверено 12 июня 2024 г.
- ^ Агафий . Истории, 2.31.
- ^ Дэвид, Седли. «Античная философия» . В Э. Крейге (ред.). Философская энциклопедия Рутледжа . Архивировано из оригинала 11 октября 2014 года . Проверено 18 октября 2008 г.
- ^ «Стоицизм | Определение, история и влияние | Британника» . www.britanica.com . Архивировано из оригинала 28 июня 2023 года . Проверено 2 января 2022 г.
- ^ Харпер, Дуглас (ноябрь 2001 г.). «Стоик» . etymonline.com, Интернет-этимологический словарь . Архивировано из оригинала 19 ноября 2016 года . Проверено 2 сентября 2006 г.
- ^ Бальцли, Дирк (13 декабря 2004 г.). «Стоицизм» . Стэнфордская энциклопедия философии . Архивировано из оригинала 4 мая 2019 года . Проверено 2 сентября 2006 г.
- ^ Лонг, А.А. (1971). Проблемы стоицизма . Лондон: Атлон Пресс. ISBN 0485111187 .
- ^ Проблемы стоицизма . Атлон Пресс. 1971. Архивировано из оригинала 28 марта 2023 года . Проверено 13 января 2023 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ «Сеть REBT: Альберт Эллис | Рационально-эмоциональная поведенческая терапия» . www.rebtnetwork.org . Архивировано из оригинала 14 ноября 2020 года . Проверено 13 января 2023 г.
- ^ Бек, Раш, Шоу и Эмери (1979) Когнитивная терапия депрессии , с. 8.
- ^ Перейти обратно: а б с Робертсон, Д. (2010). Философия когнитивно-поведенческой терапии: стоицизм как рациональная и когнитивная психотерапия . Лондон: Карнак. ISBN 978-1855757561 . Архивировано из оригинала 8 июля 2023 года . Проверено 27 января 2016 г.
- ^ Эванс, Жюль (29 июня 2013 г.). «Встревожен? Подавлен? Попробуйте греческую философию» . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 13 января 2023 г.
- ^ Уайтинг, Кай; Константакос, Леонидас; Сэдлер, Грег; Гилл, Кристофер (21 апреля 2018 г.). «Были ли неандертальцы рациональны? Стоический подход» . Гуманитарные науки . 7 (2): 39. дои : 10.3390/h7020039 . S2CID 150380363 .
- ^ Кармона, Луис Габриэль; Симпсон, Эдвард; Мисиашек, Грег; Константакос, Леонидас; Уайтинг, Кай (декабрь 2018 г.). «Образование для устойчивого гражданина мира: чему мы можем научиться у стоической философии и фрейрской экологической педагогики?» . Педагогические науки . 8 (4): 204. doi : 10.3390/educsci8040204 . S2CID 96445619 .
- ^ Уайтинг, Кай (11 февраля 2019 г.). «Устойчивый стоик» . Эйдолон . Архивировано из оригинала 13 января 2023 года . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ Уайтинг, Кай; Константакос, Леонидас; Карраско, Анхелес; Кармона, Луис Габриэль (10 февраля 2018 г.). «Устойчивое развитие, благополучие и материальное потребление: стоическая перспектива» . Устойчивость . 10 (2): 474. дои : 10.3390/su10020474 .
- ^ Современный стоицизм (8 ноября 2018 г.), Stoicon 2018: Кай Уайтинг о стоицизме и устойчивости , заархивировано из оригинала 26 марта 2023 г. , получено 29 января 2019 г.
- ^ Грегори Б. Сэдлер (2 ноября 2018 г.), Разговор с Каем Уайтингом о стоицизме и устойчивом развитии | Серия интервью «Идеи, которые имеют значение» , заархивировано из оригинала 26 марта 2023 г. , получено 29 января 2019 г.
- ^ Мак Суибне, С. (2009). « Боритесь за то, чтобы стать тем человеком, которого хотела сделать вас философия»: Марк Аврелий, практик-размышлятель». Рефлексивная практика . 10 (4): 429–36. дои : 10.1080/14623940903138266 . S2CID 219711815 .
- ^ Дэвидсон, AI (1995) Пьер Адо и духовный феномен древней философии , в книге «Философия как образ жизни» , Хадо, П. Оксфорд Блэквеллс, стр. 9–10.
- ^ Адо, П. (1992) Внутренняя цитадель. Введение в мысли Марка Аврелия . Париж, Файяр, стр. 106–115
- ^ Хадо, П. (1987) Духовные упражнения и древняя философия . Париж, 2-е изд., с. 135.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Цицерон, Марк Туллий (1945 ок. 1927). Цицерон: Тускуланские диспуты (Классическая библиотека Леба, № 141) 2-е изд. пер. Дж. Э. Кинга. Кембридж, Массачусетс: Гарвардский университет.
- Лонг, А.А., Седли, Д.Н. (1987). Эллинистические философы: т. 1. переводы основных источников с философскими комментариями . Кембридж, Англия: Издательство Кембриджского университета.
- Инвуд, Брэд и Герсон Ллойд П. (ред.) Читатель-стоик: Избранные сочинения и свидетельства Индианаполис: Хакетт, 2008.
Сенека
[ редактировать ]- Луций Анней Сенека Младший (перевод Робин Кэмпбелл), Письма стоика: Epistulae Morales Ad Lucilium (1969, переиздание 2004 г.) ISBN 0140442103
Эпиктет
[ редактировать ]- Лонг, Джордж Энхиридион Эпиктета, Prometheus Books, переиздание, январь 1955 г.
- Гилл К. Эпиктет, Беседы , Everyman, 1995.
- Издательство Гарвардского университета, книги 1 и 2 «Беседы Эпиктета» , Классическая библиотека Леба Nr. 131, июнь 1925 г.
- Издательство Гарвардского университета, книги 3 и 4 «Беседы Эпиктета» , Классическая библиотека Леба Nr. 218, июнь 1928 г.
Марк Аврелий
[ редактировать ]- Марк Аврелий , «Размышления» , перевод Максвелла Станифорта ; ISBN 0140441409 или перевод Грегори Хейса; ISBN 0679642609 . Также доступно в вики-источнике, переведенное различными переводчиками.
Коллекции фрагментов
[ редактировать ]Stoicorum Veterum Fragmenta — собрание Гансом фон Арнимом фрагментов и свидетельств ранних стоиков, опубликованное в 1903–1905 годах как часть Bibliotheca Teubneriana . В него вошли фрагменты и свидетельства Зенона Китийского , Хрисиппа и их непосредственных последователей. Сначала работа состояла из трех томов, к которым Максимилиан Адлер в 1924 году добавил четвертый, содержащий общие указатели. Тойбнер переиздал всю работу в 1964 году.
Исследования
[ редактировать ]- Аннас, Джулия (1994), Эллинистическая философия разума , Калифорнийский университет Press, ISBN 978-0520076594
- Бакалис, Николаос, Справочник греческой философии: от Фалеса до стоиков. Анализ и фрагменты , Trafford Publishing, 2005, ISBN 1412048435
- Беккер, Лоуренс К. , Новый стоицизм (Принстон: Princeton Univ. Press, 1998). ISBN 0691016607
- Бреннан, Тэд, Стоическая жизнь (Оксфорд: Oxford University Press, 2005; мягкая обложка, 2006 г.)
- Брук, Кристофер. Философская гордость: стоицизм и политическая мысль от Липсиуса до Руссо (Принстон, UP, 2012). Отрывки. Архивировано 29 апреля 2014 года в Wayback Machine.
- Кейпс, Уильям Вулф (1880), Стоицизм , Потт, Янг и компания.
- де Харвен, Ванесса (2010). Все есть нечто: почему стоическая онтология принципиальна, последовательна и всеобъемлюща. Архивировано 26 марта 2023 г. в Wayback Machine . Документ представлен на факультет философии Университета Беркли.
- де Харвен, Ванесса (2012). Последовательность стоической онтологии. Архивировано 22 мая 2023 года в Wayback Machine . Докторская диссертация, факультет философии Университета Беркли.
- Грейвер, Маргарет (2007), стоицизм и эмоции , University of Chicago Press, ISBN 978-0226305578
- Холл, Рон, Secundum Naturam (Согласно природе). Архивировано 8 июля 2023 года в Wayback Machine . ООО «Стоическая Терапия», 2021.
- Инвуд, Брэд (1999), «Стоическая этика», в Альгре, Кеймпе; Барнс, Джонатан; Мэнсфилд, Япония; Шофилд, Малкольм (ред.), Кембриджская история эллинистической философии , издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0521250283
- Инвуд, Брэд (редактор), Кембриджский спутник стоиков (Кембридж: издательство Кембриджского университета, 2003)
- Лакс, Джон , Стоический прагматизм (Indiana University Press, 2012) ISBN 0253223768
- Лонг, А.А. , Стоические исследования (Издательство Кембриджского университета, 1996; редакция University of California Press, 2001) ISBN 0520229746
- Менн, Стивен (1999). «Стоическая теория категорий», в «Оксфордских исследованиях древней философии» , том XVII. Издательство Оксфордского университета ISBN 0198250193 , стр. 215–247.
- Робертсон, Дональд, Философия когнитивно-поведенческой терапии: стоицизм как рациональная и когнитивная психотерапия (Лондон: Карнак, 2010). ISBN 978-1855757561
- Робертсон, Дональд, Как думать как римский император: стоическая философия Марка Аврелия . Архивировано 4 августа 2019 года в Wayback Machine . 'Нью-Йорк: St. Martin's Press, 2019.
- Селларс, Джон, Стоицизм (Беркли: Калифорнийский университет Press, 2006) ISBN 1844650537
- Сорабджи, Ричард (2000), Эмоции и душевное спокойствие: от стоического волнения к христианскому искушению , Oxford University Press, ISBN 978-0198250050
- Стивенс, Уильям О. , Стоическая этика: Эпиктет и счастье как свобода (Лондон: Continuum, 2007). ISBN 0826496083
- Стрэндж, Стивен (редактор), Стоицизм: традиции и трансформации (Кембридж: Cambridge Univ. Press, 2004). ISBN 0521827094
- Целлер, Эдуард ; Райхель, Освальд Дж., Стоики, эпикурейцы и скептики , Лонгманс, Грин и компания, 1892 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Бальцли, Дирк. «Стоицизм» . В Залте, Эдвард Н. (ред.). Стэнфордская энциклопедия философии .
- «Стоицизм» . Интернет-энциклопедия философии .
- «Стоическая этика» . Интернет-энциклопедия философии .
- «Стоическая философия разума» . Интернет-энциклопедия философии .
- Хикс, Роберт Дрю (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.).
- Электронная библиотека стоической терапии
- Библиотека стоиков. Архивировано 25 декабря 2014 года в Wayback Machine.
- Стоическая логика: Диалектика от Зенона до Хрисиппа.
- Аннотированная библиография по древней стоической диалектике
- «Библиография стоицизма Фонда стоиков» . Архивировано из оригинала 1 ноября 2012 года . Проверено 14 сентября 2012 г.
- BBC Radio 4 « В наше время» Программа о стоицизме (требуется Flash )
- Реестр стоиков (ранее New Stoa): Интернет-сообщество стоиков
- Современный стоицизм (Стоическая неделя и Стойкон)