Jump to content

Феноменология религии

(Перенаправлено из «Феноменологии религии »)

Феноменология религии касается эмпирического аспекта религии , описывая религиозные явления в терминах, соответствующих ориентации верующих. Он рассматривает религию как состоящую из различных компонентов и изучает эти компоненты в религиозных традициях, чтобы получить некоторое представление о них.

Другой подход — это типологическая или классифицирующая феноменология , которая стремится описать и объяснить религию в целом, анализируя множество разнообразных «феноменов» религий, таких как ритуалы, святые места, нарративы, религиозные роли и многие другие виды религиозной деятельности. выражение. В этом отношении феноменология религии играет обобщающую роль, которую лингвистика играет по отношению к филологии или антропология по отношению к конкретным этнографиям: там, где история религий дает понимание конкретных религиозных традиций, феноменология религии становится общей научной (или научной) ) предприятие, которое объясняет и интерпретирует религиозные явления в целом. [1]

приняла некоторые философские термины феноменологического движения, основанного Эдмундом Гуссерлем Хотя традиция феноменологии религии, обсуждаемая в этой статье, , она лишь слабо связана с философским движением, известным как феноменология . [2]

Шантепи де ла Соссай

[ редактировать ]

Первое явное использование фразы «феноменология религии» встречается в Lehrbuch der Religionsgeschichte («Справочник по истории религий»), написанном Пьером Даниэлем Шантепи де ла Соссай в 1887 году, где он формулирует задачу науки о религии и дает «Очерк феноменологии религии». [3] Используя терминологию Георга Вильгельма Фридриха Гегеля , Шантепи делит свою науку о религии на две области исследования: сущность и проявления, к которым подходят исследования в философии и истории соответственно. Однако феноменология Шантепи «не принадлежит ни истории, ни философии религии, как их представлял себе Гегель». [4] Для Шантепи задачей феноменологии является подготовка исторических данных для философского анализа посредством «сбора, группировки, упорядочения и классификации основных групп религиозных концепций». [5] Это понимание феноменологии как группы проявлений сходно с концепцией феноменологии, сформулированной Робисоном и Британцем; однако, поскольку Шантепи понимает феноменологию как подготовку к философскому объяснению сущностей, его феноменология не полностью противоположна гегелевской.

Кристенсен

[ редактировать ]

» Шантепи « Лербух оказал большое влияние, и многие исследователи начали аналогичные усилия после его публикации и последующего перевода на английский и французский языки. [6] Одним из таких исследователей был Уильям Бреде Кристенсен . В 1901 году Кристенсен был назначен первым профессором феноменологии религии в Лейденском университете. [7] Часть материала лекций Кристенсена по феноменологии религии была отредактирована посмертно, а английский перевод был опубликован в 1960 году под названием « Значение религии» . [8] Джеймс отмечает, что феноменология Кристенсена «перенимает многие особенности группировки религиозных явлений, предложенной Шантепи», и глубже проникает в тонкости феноменологического подхода Шантепи. [9]

Для Шантепи на феноменологию влияют философия и история религии , но для Кристенсен она также является средством, посредством которого философия и история религии взаимодействуют и влияют друг на друга. [10] В этом смысле подход Кристенсена к взаимосвязи между историческими проявлениями и философией больше похож на подход Гегеля, чем на подход Шантепи. Определяя религиозную сущность, исторические проявления которой он исследует, Кристенсен заимствует Рудольфа Отто концепцию das Heilige («святого» или «священного») . Отто описывает das Heilige выражением mysterium tremendum et fascinans — сверхъестественную силу, проявляющуюся в момент «трепета», которая допускает как ужасный трепет «религиозного страха» ( trmendum ), так и завораживающее чудо ( fascinans ) с непреодолимым величием ( majestas) . ) невыразимой, «совершенно иной» тайны ( mysterium ). [11]

Как и Шантепи, Кристенсен утверждает, что феноменология ищет «смысл» религиозных явлений. Кристенсен уточняет это предположение, определяя смысл, который ищет его феноменология, как «значение, которое религиозные явления имеют для самих верующих». [12] Более того, Кристенсен утверждает, что феноменология завершается не в группировке или классификации явлений в соответствии с их значением, а в акте понимания. «Феноменология ставит перед собой задачу как можно глубже соприкоснуться и понять чрезвычайно разнообразные и расходящиеся религиозные данные». [13]

Будучи феноменологом, Кристенсен интересовался не столько философскими предпосылками, сколько конкретными глубокими исследованиями второстепенных религиозных явлений. Эти темы касались мифологического материала (например, Сотворения мира, Потопа и т. д.), а также человеческих действий (например, крещения, Олимпийских игр и т. д.), а также объектов природы и ремесел.При этом он использовал только подлинные источники: сочинения и изображения самих верующих. Эта процедура вынудила его сузить поле своих исследований — ему пришлось глубоко овладеть всеми соответствующими языками и письменами, чтобы иметь возможность понимать свои источники так, как они хотели бы, чтобы их понимали сами.Следовательно, он свел поле своих исследований к явлениям в религиях, существовавших вокруг зарождения христианства: в течение тысячелетий до и в течение столетий после Христа, в Иране (Авеста), Вавилонии и Ассирии, Израиле, Египте, Греции и Риме.Требуемое знание речей также является одной из причин того, что лишь немногие (Ван дер Леу, Блекер) из его учеников продолжили его линию, хотя многие ученые проявили интерес к результатам его исследований.Помимо его синопсиса Его публикации «Значение религии» и простое «Введение в историю религии» в основном ограничиваются результатами его случайных частичных исследований, опубликованных в форме «Сообщения Королевской академии Нидерландов».

Ван дер Леув

[ редактировать ]

Феноменологический подход к религии, развитый в Герардуса ван дер Леу » «Феноменологии религии (1933), во многих отношениях следует Кристенсену, но при этом перенимает феноменологию Мартина Хайдеггера и герменевтику Вильгельма Дильтея .

Для ван дер Леу понимание — это субъективная сторона явлений, которая по своей сути переплетается с объективностью того, что проявляется. Ван дер Леу артикулирует отношение понимания к понимаемым явлениям согласно схеме, изложенной в определении Дильтеем гуманитарных наук ( Geisteswissenschaften ) как наук, которые «основаны на отношениях между опытом, выражением и пониманием» (« Verhältnis von Erlebnis, Ausdruck, und Verstehen »). [14] Ван дер Леу соотносит субъективный опыт, выражение и понимание с тремя объективными уровнями проявления — относительным сокрытием ( Verborgenheit ), относительной прозрачностью ( Durchsichtigkeit ) и постепенным проявлением или раскрытием ( Offenbarwerden ), где понимание того, что раскрывается, является изначальный уровень явления, из которого вытекает переживаемое сокрытие и выраженная прозрачность явления. [15]

Поскольку ван дер Леу, как и Кристенсен, использует концепцию das Heilige Отто при определении сущностной категории религии, трансцендентность, открывающаяся во всем человеческом понимании, может быть далее описана как священная — всепоглощающее «совершенно другое», которое раскрывается в удивительные моменты. ужасающего трепета ( Шой ) и чудесного очарования. [16] Ван дер Леу утверждает, что эта концепция религиозного страха также присутствует в работе Кьеркегора о страхе и в утверждении Хайдеггера о том, что «то, что вызывает страх, — это само «бытие в мире». [17] Более того, ван дер Леу признает, что, хотя и ужасно, Бытие-в-мире фундаментально характеризуется как забота ( Зорге ), экзистенциальная структура, посредством которой Dasein занимается значимыми отношениями в мире наряду с другими существами. [18]

Поскольку все переживания раскрывают скрытую (совершенно иную) трансцендентность пониманию, все переживания Бытия-в-мире в конечном счете являются религиозными переживаниями священного, независимо от того, признается ли оно таковым явно или нет. Человек как таковой есть homo religiosus , противоположность homo negligens . [19]

Задача феноменологии религии — интерпретировать различные способы, которыми священное представляется людям в мире, способы, которыми люди понимают и заботятся о том, что им открывается, о том, что в конечном итоге является совершенно другой тайной. .Среди других великих феноменологов, которые работали и оказали влияние на феноменологию религии, — Генри Корбин , Ниниан Смарт , Мирча Элиаде и К. Жуко Бликер .

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дженсен, Йеппе Синдинг (2003). Изучение религии в новом ключе . Орхус, Дания: Издательство Орхусского университета. ISBN  87-7934-091-1 .
  2. ^ Грейвс, Адам (28 августа 2021 г.). Феноменология откровения у Хайдеггера, Марион и Рикёра . Лэнхэм, Мэриленд: Lexington Books. стр. XXV – XXIX. ISBN  978-1-7936-4057-4 . {{cite book}}: CS1 maint: дата и год ( ссылка )
  3. ^ Ван дер Леу 1963: 694; ср. Иаков: 42-45).
  4. ^ 45
  5. ^ 43
  6. ^ 141
  7. ^ там же
  8. ^ Кристенсен: xiii
  9. ^ Джеймс: 141-43
  10. ^ Кристенсен: 9
  11. ^ Кристенсен: 15-18; Отто: 5-32
  12. ^ Джеймс: 144
  13. ^ Кристенсен: 11
  14. ^ Ван дер Леу 1956: 776; 1963а: 676
  15. ^ 1956: 769; 1963а: 671
  16. ^ Ван дер Леу 1963: 23, 681; Отто: 14-32
  17. ^ Ван дер Леу 1963: 463; ср. Кьеркегор; Хайдеггер 1962; 230
  18. ^ Ван дер Леу 1963: 339, 543; ср. Хайдеггер 1962: 364–70.
  19. ^ Ван дер Леу 1963: 50, 680.

Библиография

[ редактировать ]
  • Мирча Элиаде . 1987. Священное и светское: природа религии , перевод Уилларда Р. Траска. Сан-Диего : Harcourt Brace Jovanovich, Inc.
  • Джордж Джеймс. 1995. Интерпретация религии: феноменологические подходы Пьера Даниэля Шантепи де ла Соссай, В. Бреде Кристенсена и Герардуса ван дер Леу . Вашингтон: Издательство Католического университета Америки.
  • ГВФ Гегель. 1968. Лекции по философии религии: вместе с работой по доказательствам существования Бога , перевод преподобного Э.Б. Спирса, Б.Д. и Дж. Бердона Сандерсона. 3 тома. Нью-Йорк: Humanities Press, Inc.
  • Мартин Хайдеггер. 1962. «Бытие и время » в переводе Джона МакКуорри и Эдварда Робинсона. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
  • Мартин Хайдеггер. 2004. Феноменология религиозной жизни , перевод Маттиаса Фрича и Дженнифер Анны Госетти-Ференчеи. Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
  • Эдмунд Гуссерль . 1970. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: введение в феноменологическую философию , перевод Дэвида Карра. Эванстон: Издательство Северо-Западного университета.
  • Иммануил Кант . 1960. Религия в пределах только разума , перевод Теодора М. Грина и Хойта Х. Хадсона. Нью-Йорк : Харпер и братья.
  • Сёрен Кьеркегор . 1980. Концепция тревоги , отредактированная и переведенная Рейдаром Томте. Принстон: Издательство Принстонского университета.
  • Марио Копич . 2010. Секстант . Белград: Официальный вестник.
  • В. Бреде Кристенсен. 1971. Значение религии: лекции по феноменологии религии , перевод Джона Б. Кармана. Гаага: Мартинус Нийхофф.
  • Рудольф Отто. Священное. Об иррациональном в идее божественного и его отношении к разумному . , Бреслау, 1917. >> Идея Святого в переводе Джона В. Харви. Лондон: Издательство Оксфордского университета. 1958.
  • Ниниан Смарт. 1973. Феномен религии . Нью-Йорк: Сибери Пресс.
  • Герардус Ван дер Леу. 1956. Феноменология религии . 2-е издание. Тюбинген: JCB Mohr.
  • Герардус Ван дер Леу. 1963. Религия в сущности и проявлении: исследование феноменологии , перевод Дж. Э. Тернера. 2 тома. Нью-Йорк: Харпер и Роу.
  • Жак Ваарденбург. 1978. Размышления об изучении религии: включая эссе о творчестве Герардуса ван дер Леу . Гаага: Издательство Mouton.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Беттис, Джозеф Д., изд. (1969). Феноменология религии: восемь современных описаний сущности религии . Лондон: СКМ Пресс. СБН 334-01247-3
  • Момен, Муджан (2009) [Первоначально опубликовано как «Феномен религии» в 1999 году]. Понимание религии: тематический подход . Оксфорд, Великобритания: Публикации Oneworld. ISBN  978-1-85168-599-8 . ОЛ   25434252М .
  • Дженсен, Йеппе Синдинг (2003). Исследование религии в новом ключе. Теоретические и философские измерения в сравнительном и общем изучении религии. Орхус, Дания: Издательство Орхусского университета .


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2c44c6daf92f6cbe9fd02396cb49c52__1711301940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/52/c2c44c6daf92f6cbe9fd02396cb49c52.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Phenomenology of religion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)