Список систем электрификации железных дорог
Это список систем электроснабжения, которые использовались или использовались для электрификации железных дорог .
Обратите внимание, что напряжения являются номинальными и меняются в зависимости от нагрузки и расстояния от подстанции.
По состоянию на 2023 год [update] многие трамваи и поезда используют бортовую полупроводниковую электронику для преобразования этих источников питания в работу тяговых двигателей трехфазного переменного тока.
Системы электрификации трамвая перечислены здесь .
Ключ к таблицам ниже
[ редактировать ]- Вольты: напряжение или вольт
- Текущий:
- постоянный ток = постоянный ток
- # Гц = частота в герцах ( переменный ток (AC))
- Источники переменного тока обычно однофазные (1φ), за исключением случаев, когда отмечено трехфазное (3φ).
- Дирижеры:
- воздушная линия или
- токопроводящий рельс, обычно третий рельс с одной стороны ходовых рельсов. Кондукторный рельс может быть:
- верхний контакт: самый старый, наименее безопасный, наиболее подверженный воздействию льда, снега, дождя и листьев. На большинстве верхних контактных систем установлены защитные платы, что повышает безопасность и снижает эти воздействия.
- боковой контакт: новее, безопаснее, менее подвержен влиянию льда, снега, дождя и листьев
- нижний контакт: самый новый, самый безопасный, наименее подверженный воздействию льда, снега, дождя и листьев
|
Системы, использующие стандартные напряжения
[ редактировать ]Напряжения определяются двумя стандартами: BS EN 50163. [1] и МЭК 60850. [2]
Воздушные системы
[ редактировать ]600 В постоянного тока
[ редактировать ]750 В постоянного тока
[ редактировать ]1200 В постоянного тока
[ редактировать ]1500 В постоянного тока
[ редактировать ]3 кВ постоянного тока
[ редактировать ]Страна | Расположение | Название системы | Примечание |
---|---|---|---|
Бельгия | Национальные железные дороги Бельгии (SNCB) | Национальный стандарт. Переменный ток 25 кВ используется на высокоскоростных линиях и некоторых линиях юга ( см. ниже ). | |
Бразилия | Рио-де-Жанейро | Городские поезда SuperVia | |
Сан-Паулу | Метрополитен Сан-Паулу | ||
Чили | Государственная железнодорожная компания | ||
Чешская Республика | Железнодорожная администрация | Только северная часть сети (приблизительно маршрут Дечин – Прага – Острава). Станции смены системы: Кадань-Прунержов, Бероун, Бенешов у Праги, Кутна Гора гл.н., Свитавы, Незамыслице, Недаконице. В южной части используется напряжение 25 кВ 50 Гц ( см. ниже ). Система 3 кВ будет заменена на 25 кВ переменного тока. [10] | |
Эстония | Таллинн | Элрон | Только пригородная электричка |
Грузия | Грузинские железные дороги | Фактически 3300 В | |
Италия | Итальянская железнодорожная сеть | 25 кВ переменного тока используется на новых высокоскоростных линиях ( см. ниже ) | |
Северная Корея | Корейская государственная железная дорога | Национальный стандарт | |
Латвия | Латвийские железные дороги | Только пригородное сообщение. | |
Марокко | ОНКФ | Национальный стандарт | |
Нидерланды | ПроРейл | Планируется | |
Польша | Польские государственные железные дороги | Национальный стандарт. Планируемые высокоскоростные линии в Польше будут использовать напряжение переменного тока 25 кВ. [11] | |
Варшава и пригороды | Варшавская пригородная железная дорога | 600 В постоянного тока до 27 мая 2016 г. | |
Россия | РЖД | В новой электрификации используется только переменное напряжение 25 кВ ( см. ниже ), за исключением Московского центрального кольца и других соединительных линий в Москве, а также 2 соединительных линий (линия Веймарна и Каменногорская линия) в Санкт-Петербурге. Свердловскую железную дорогу и Западно-Сибирскую железную дорогу переведут на переменное напряжение 25 кВ. | |
Словакия | Железные дороги Словацкой Республики (ŽSR) | Северная главная линия (соединена с Чехией и Польшей ) и восточные линии (вокруг Кошице и Прешова ), переход на переменное напряжение 25 кВ , запланирован [10] и линия широкой колеи между Кошице и границей Украины (она останется 3 кВ до строительства новой линии широкой колеи, а затем будет преобразована в переменный ток 25 кВ), запланированная новая линия широкой колеи должна будет использовать переменный ток 25 кВ. В настоящее время часть к северу и востоку от станции Пухов использует 3 кВ постоянного тока, остальная часть - 25 кВ 50 Гц ( см. ниже ). | |
Словения | Словенские железные дороги | Национальный стандарт | |
ЮАР | Транснет Грузовые Железнодорожные перевозки ; Метрорейл | Национальный стандарт; также используется 25 кВ переменного тока ( см. ниже ) и 50 кВ переменного тока. | |
Испания | Администратор железнодорожной инфраструктуры | 25 кВ переменного тока используется на высокоскоростных линиях ( AVE ) ( см. ниже ) | |
Украина | Украинские железные дороги | На востоке (промзона Донецка), на западе (к западу от Львова – подключение к Словакии и Польше) планируется перевести на переменное напряжение 25 кВ. [12] ( см. ниже ) |
15 кВ переменного тока, 16 + 2 ⁄ 3 Гц / 16,7 Гц
[ редактировать ]Страна | Расположение | Название системы | Примечания |
---|---|---|---|
Австрия | ОББ | Национальный стандарт. Запланированные новые высокоскоростные линии вблизи границы будут использовать переменное напряжение 25 кВ : Инсбрук-Италия и широкую колею до Украины. Австрийские национальные железные дороги также эксплуатируют небольшую страну Лихтенштейн , где также не используется переменный ток 15 кВ. | |
Чешская Республика | Зноймо - Ретц | Железнодорожная администрация | Изолированный участок возле границы с Австрией |
Германия | Deutsche Bahn - Немецкие национальные железные дороги (DB) | Национальный стандарт | |
Норвегия | Норвежская национальная железнодорожная администрация | ||
Швеция | Шведская транспортная администрация | ||
Швейцария | Кантон Берн | БЛС | |
Центральная Швейцария и Бернское высокогорье | Центральная железная дорога | ||
Кантон Во | Железная дорога Бьер-Яблоки-Морж (BAM) | ||
Кантон Цюрих | Зильталь Цюрих Ютлиберг Бан | ||
Швейцарские федеральные железные дороги (SBB CFF FFS) |
25 кВ переменного тока, 50 Гц
[ редактировать ]Страна | Расположение | Название системы | Примечания |
---|---|---|---|
Аргентина | Буэнос-Айрес | Рока Лайн | Конституция — Эсейса Конституция – Алехандро Корн Конституция – Леса Конституция – Ла Плата |
Австралия | Брисбен , линия Северного побережья , Блэкуотер и Гуньелла. угольные железные дороги | Квинслендская железная дорога | |
Перт | Трансперт | ||
Аделаида | Метро Аделаиды | Сифорд / Флиндерс и Голер Линии электрифицированы | |
Сидней | Сидней Метро | Совершенно новые линии ( Western Sydney Airport и Sydney Metro West ) переоборудованы в линии постоянного тока 1500 В. [6] | |
Беларусь | Национальный стандарт | ||
Бельгия | Национальные железные дороги Бельгии (NMBS/SNCB) | Высокоскоростные линии и некоторые другие линии. Остальная часть сети — 3 кВ постоянного тока ( см. выше ). | |
Босния и Герцеговина | |||
Ботсвана | Предлагаемая линия в Намибию | ||
Болгария | Болгарские государственные железные дороги | ||
Китай | Китайская железная дорога | Национальный стандарт | |
Пекин | Пекинское метро | Только линия аэропорта Дасин | |
Чэнду | Метро Чэнду | Только строки 17 , 18 и 19. | |
Вэньчжоу | Железнодорожный транспорт Вэньчжоу | ||
Хорватия | Хорватские железные дороги | На линиях Загреб-Риека и Риека-Шапьяне раньше использовалась тяга постоянного тока 3 кВ. | |
Чешская Республика | Железнодорожная администрация | Только южные линии (соединяющие Карловы Вары – Хеб – Пльзень – Ческе-Будеёвице – Табор – Йиглава – Брно – Бржецлав – Словакия), северные линии используют постоянный ток 3 кВ ( см. выше ). | |
Дания | Банеданмарк | Национальный стандарт, за исключением поезда S Копенгагена | |
Джибути | Железная дорога Аддис-Абеба – Джибути | Эфиопская железнодорожная корпорация | |
Эфиопия | Железная дорога Аддис-Абеба – Джибути | Эфиопская железнодорожная корпорация | |
Финляндия | Национальный стандарт | ||
Франция | Север и новые линии | СНЦФ | Ряд линий также электрифицирован на 1,5 кВ ( см. выше ). |
Германия | смола | Рюбеландбан | |
Греция | Организация Греческих железных дорог | Национальный стандарт | |
Гонконг | Коулун , Новые Территории | ССО | East Rail и Tuen Ma Линии |
Венгрия | Венгерские государственные железные дороги и Раабербан | ||
Индия | Индийские железные дороги | Вся сеть IR использует текущую систему с 2016 года. | |
Мумбаи | Пригородная железная дорога Мумбаи | Перевод с постоянного тока 1,5 кВ на действующую систему завершен в 2012 году ( Западная линия [13] ) и 2016 г. (для Центральной линии [14] [15] [16] ) соответственно | |
Мумбаи | Метро Мумбаи (линия 1) | ||
Ченнаи (Мадрас) | Метро Ченнаи | ||
Дели | Метро Дели | ||
Хайдарабад | Хайдарабад Метро | ||
Пуна | Поставь Метро | ||
Нагпур | Метро Нагпура | ||
Джайпур | Метро Джайпура | ||
Лакнау | Метро Лакхнау | ||
Иран | Планируется | ||
Израиль | Израильские железные дороги | Контракт на строительство заключен в декабре 2015 года. [17] Первые тестовые запуски начались в декабре 2017 года. | |
Италия | Сеть итальянских железных дорог | Только новые высокоскоростные линии, на остальных линиях используется постоянное напряжение 3 кВ ( см. выше ). | |
Япония | Канто (к северо-востоку от Токио), Тохоку и Хоккайдо. Регионы | JR East Тохоку Синкансэн , Дзёэцу Синкансэн и Хокурику Синкансэн (участки между Токио – Каруизава и между Дзёэцумёко – Итоигава ) JR Хоккайдо Хоккайдо Синкансэн | В некоторых регионах 25 кВ переменного тока, 60 Гц ( см. ниже ). |
Казахстан | |||
Лаос | железная дорога Ботен-Вьентьян | ||
Латвия | Латвийские железные дороги | Только восточные линии (планируется) | |
Литва | Кена — Каунас и Лентварис — Тракай | Литовские железные дороги (LG) | Электрификация Нового Вильнюса – Кена – Маршрут Гудогай (БЧ) для сообщения Вильнюс-Минск (Беларусь) открыт в 2017 году. За проектами последует дальнейшая электрификация коридоров Каунас-Клайпеда и Каунас-Кибартай. |
Люксембург | Люксембургские железные дороги (CFL) | Национальный стандарт | |
Малайзия | Паданг Бесар – КЛ Сентрал – Гемас | KTM ETS (проходит через железнодорожную линию Западного побережья ), Керетапи Танах Мелайу Берхад | В стадии строительства: Хатъяй (в Таиланде) – Паданг Бесар (открытие к 2020 году) и Гемас – Джохор-Бару (открытие к 2022 году). |
Букит Мертаджам – Паданг Регас и Баттерворт – Паданг Бесар | КТМ Комутер Северный сектор , Керетапи Танах Мелаю Берхад | ||
Пещеры Бату – Пулау-Себанг/Тампин , Танджунг-Малим – Порт-Кланг и KL Sentral – Терминал Скайпарк | KTM Komuter Центральный сектор ( линия Серембан , линия Порт-Кланг и линия Скайпарк ), Керетапи Танах Мелайу Берхад | ||
КЛ Сентрал – KLIA2 | Экспресс-железнодорожное сообщение ( KLIA Ekspres и KLIA Transit ) | ||
Черногория | Железная дорога Белград-Бар и железная дорога Никшич-Подгорица. | Железные дороги Черногории | |
Марокко | Высокоскоростная железнодорожная линия Кенитра – Танжер | ОНКФ | Участок высокоскоростной железной дороги Касабланка – Кенитра остается под напряжением 3 кВ постоянного тока. [18] |
Намибия | Предлагаемая линия в Ботсвану | ||
Нидерланды | HSL-Zuid Высокоскоростная линия Betuweroute и грузовая линия | Голландские железные дороги | В остальной части сети используется напряжение 1,5 кВ постоянного тока ( см. выше ). |
Новая Зеландия | Окленд | Окленд пригород | 77 км между Суонсоном и Папакурой; первое обслуживание 28 апреля 2014 г. |
Центральный Северный остров | Главный ствол Северного острова | 411 км между Пальмерстон-Норт и Гамильтоном | |
Северная Македония | Македонские железные дороги | ||
Польша | Грубешув | Металлургическая линия широкой колеи (LHS) | Участок от границы до Грубешува будет электрифицирован одновременно с электрификацией соединительной линии граница – Изов – Ковель в Украине. [19] Далее последуют разделы с напоминаниями. |
Португалия | Португальские железные дороги (CP) | За исключением линии Кашкайш (1500 В постоянного тока) | |
Румыния | Румынские железные дороги | ||
Россия | РЖД | Национальный стандарт, используемый для новой электрификации; в некоторых регионах до сих пор используется напряжение 3 кВ постоянного тока ( см. выше ). | |
Саудовская Аравия | Высокоскоростная железная дорога Харамайн | Саудовская организация железных дорог | Renfe и Adif будут управлять поездами и управлять линией до 2030 года. |
Сербия | Сербские железные дороги | ||
Словакия | Железные дороги Словацкой Республики (ŽSR) | Только юго-западные линии (вокруг Братиславы , Куты , Тренцина , Трнавы , Нове-Замки , Зволена ) и остальная часть сети (кроме узкоколейных линий), в настоящее время 3 кВ постоянного тока, которые необходимо следовать ( см. выше ) | |
ЮАР | Transnet Freight Rail , Gautrain | Также 3 кВ постоянного тока ( см. выше ) и 50 кВ, 50 Гц используются . | |
Испания | ADIF Высокоскоростной | Только высокоскоростные линии, на других линиях используется постоянное напряжение 3 кВ ( см. выше ). | |
Швеция | Мальмё | Линия Эресунн | На Эресуннском мосту и небольшом участке земли. |
Хапаранда | Линия Хапаранда | Только на станции возле границы с Финляндией. | |
Турция | Турецкие государственные железные дороги (TCDD) | Национальный стандарт | |
Таиланд | Бангкок | Ссылка на аэропорт Суварнабхуми | |
Тунис | [20] | ||
Турция | Турецкие государственные железные дороги (TCDD) | Национальный стандарт | |
Великобритания | Сетевая железная дорога | За исключением Южного региона , Мерсирейла и Северной Ирландии. | |
Украина | Украинские железные дороги | Национальный стандарт на большей части запада; также 3 кВ постоянного тока на востоке ( см. выше ) | |
Узбекистан | |||
Зимбабве | Гверу - Хараре | Национальные железные дороги Зимбабве (NRZ) | Обесточен в 2008 году. Возможно возобновление в будущем. [21] |
25 кВ переменного тока, 60 Гц
[ редактировать ]Страна | Расположение | Название системы | Примечания |
---|---|---|---|
Япония | Канто (к западу от Токио), Тюбу , Кансай , Тюгоку и Кюсю. Регионы | Токайдо – Саньё Синкансэн Хокурику Синкансэн (участки между Каруизавой – Дзёэцумёко и между Итоигавой – Канадзавой ) Кюсю Синкансэн Ниси Кюсю Синкансэн | 25 кВ переменного тока 50 Гц в восточной Японии ( см. выше ) |
Южная Корея | Кораил | Все грузовые/пассажирские линии Korail, кроме сеульского метрополитена линии 3 , напряжение которой составляет 1,5 кВ постоянного тока ( см. выше ). | |
Сеул | Линия Синбунданг | ||
Инчхон , Сеул | А'РЕКС | ||
Мексика | Большой Мехико | Пригородная железная дорога агломерации долины Мехико | [22] |
Долина Мехико , Долина Толука | Инсургент | Первая секция заработает в 2023 году. Остальное ожидается в середине 2024 года. | |
Полуостров Юкатан | Майя Тенденции | В разработке. Около 40% трассы будет электрифицировано [23] | |
Китайская Республика (Тайвань) | Администрация железных дорог Тайваня | Национальный стандарт | |
Западный Тайвань | Тайваньская высокоскоростная железная дорога | ||
Соединенные Штаты | Нью-Джерси | Моррис и Эссекс Лайнс , Транзит Нью-Джерси | В 1984 году преобразовано с 3000 В постоянного тока на 25 кВ, 60 Гц . |
Абердин-Матаван — Лонг-Бранч , Нью-Джерси | Береговая линия Северного Джерси , транзит Нью-Джерси | В 1978 году Пенсильванской железной дороги 11 кВ, 25 Гц система была преобразована в систему 12,5 кВ, 25 Гц на полосе Рэуэй-Матаван, а в 1988 году электрификация 12,5 кВ, 60 Гц была распространена на Лонг-Бранч. Напряжение в системе Матаван-Лонг-Бранч было преобразовано из 12,5 кВ, 60 Гц системы в 25 кВ 60 Гц в 2002 году. | |
Нью-Хейвен — Бостон | Северо-восточный коридор (NEC) , Амтрак | Электрифицирован в 2000 г.; см. тяговую энергосистему Amtrak частотой 60 Гц. | |
Денвер | Денвер РТД | Открыт в 2016 году; отдельная система постоянного тока 750 В для легкорельсового транспорта | |
Лос-Анджелес — Лас-Вегас | Брайтлайн Вест | Строительство началось в 2024 году, ввод в эксплуатацию ожидается к 2027-2028 годам. Первый поезд, который соединит Лас-Вегас и Южную Калифорнию с тех пор, как Desert Wind прекратил работу в 1997 году. Это будет первый специализированный высокоскоростной железнодорожный маршрут в Соединенных Штатах, хотя соединения от Ранчо Кукамонга планирование до Лос-Анджелеса еще не завершено. Либо будет проходить по новому выделенному пути, либо по электрифицированному и модернизированному участку маршрута линии Metrolink San Bernardino . Если он соединяется с Транспортным центром Палмдейла в Палмдейле , он также будет подключаться к линии Metrolink Antelope Valley вместе с Калифорнийской высокоскоростной железной дорогой . Соединит большинство других железнодорожных линий на станции Юнион в Лос-Анджелесе. | |
Сан-Франциско — Анахайм | Калифорнийская высокоскоростная железная дорога | должна начаться Строительство началось в 2015 году, эксплуатация между Мерседом и Бейкерсфилдом в 2029–2030 годах, а остальная часть маршрута должна начать работу в 2033 году. Большая часть маршрута проходит по выделенным путям, за исключением частей маршрута в Район залива Сан-Франциско и район Большого Лос-Анджелеса . Он также будет курсировать рядом с другими пригородными поездами, включая электрифицированный Caltrain . Однако планов по электрификации еще одной пригородной железной дороги Metrolink нет, поэтому по-прежнему будут использоваться тепловозы, все линии будут соединяться на Union Station в Лос-Анджелесе, а некоторые маршруты на других станциях высокоскоростной железной дороги, которые используют услуги Metrolink. То же самое касается и соединительных маршрутов компании Amtrak, таких как Pacific Surfliner , Coast Starlight , Сан-Хоакинс , Капитолийский коридор и Southwest Chief . В конечном итоге будет построена Фаза 2, которая соединит Сакраменто и Сан-Диего . | |
Полуостров Сан-Франциско | Кальтрейн | Строится, ожидается к 2024 году; см. Электрификация Калтрейна | |
Нью-Мексико | Шахтная железная дорога Навахо | ||
Техас | Техасские коммунальные предприятия , Монтичелло и Мартин-Лейк | см. E25B и ссылку в Интернете. [24] |
Системы контактных рельсов
[ редактировать ]Провод 600 В постоянного тока
[ редактировать ]Все системы относятся к третьему рельсу, если не указано иное. Используется некоторыми старыми метрополитенами.
Провод 750 В постоянного тока
[ редактировать ]Системы токоведущих шин разделены на таблицы в зависимости от того, имеют ли они верхний, боковой или нижний контакт. Используется большинством метрополитенов за пределами Азии и бывшего Восточного блока.
Нижний контакт
[ редактировать ]Боковой контакт
[ редактировать ]Главный контакт
[ редактировать ]Смешанный
[ редактировать ]Тип | Страна | Расположение | Название системы | Примечания |
---|---|---|---|---|
См. примечание | Китай | Тяньцзинь | Тяньцзинь Метро | Верхний контакт в линии 1, нижний контакт в линиях 2 и 3. |
Провод постоянного тока 1200 В
[ редактировать ]Все системы имеют третий рельс и боковой контакт, если не указано иное.
Страна | Расположение | Название системы | Примечания |
---|---|---|---|
Германия | Гамбург | Гамбургская городская железная дорога | Переменный ток 15 кВ 16,7 Гц с ВЛ в составе сети. |
Великобритания | Манчестер | Бери Лайн | Демонтирован в 1991 году, преобразован в трамвай Manchester Metrolink (750 В постоянного тока). |
Соединенные Штаты | Калифорния | Тракционная компания Центральной Калифорнии | 1908–1946, нижний контакт. [25] |
Провод постоянного тока 1500 В
[ редактировать ]Все системы относятся к третьему рельсу, если не указано иное.
Тип | Страна | Расположение | Название системы | Примечания |
---|---|---|---|---|
Нижний контакт | Франция | Париж | Парижское метро, линия 18 | В настоящее время в стадии строительства |
Тулуза | Линия C (метро Тулузы) | В настоящее время в стадии строительства | ||
Боковой контакт | Шамбери – Модан | железная дорога Куло-Модан | использовался между 1925 и 1976 годами, сегодня воздушный провод | |
Нижний контакт | Китай | Пекин | Пекинское метро | линия 7 Только |
Гуанчжоу | Метро Гуанчжоу | строки 4 , 5 , 6 , 14 и 21 Только . Воздушные провода в депо; все поезда оборудованы пантографами | ||
Куньмин | Куньмин Метро | Только линия 4 | ||
Циндао | Метро Циндао | |||
Шанхай | Шанхайское метро | Только строки 16 и 17 . Воздушные провода в депо линии 16, все поезда линии 16 оснащены пантографами для использования в депо. | ||
Шэньчжэнь | Шэньчжэнь Метро | Только строки 3 и 6 . Воздушные провода в депо линии 6, все поезда линии 6 оснащены пантографами для использования в депо. | ||
Ухань | Ухань Метро | Только линии 7, 8, 11 и линия Янлуо. | ||
Уси | Метро Уси |
Системы, использующие нестандартные напряжения
[ редактировать ]Воздушные системы
[ редактировать ]напряжение постоянного тока
[ редактировать ]напряжение переменного тока
[ редактировать ]Напряжение | Частота | Страна | Расположение | Название системы | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
3,300 | 15 Гц | Соединенные Штаты | Округ Тулар, Калифорния | Электрическая железная дорога Визалии | 1904–1992 |
25 Гц | Соединенные Штаты | Напа и Солано Округа , Калифорния | Железная дорога Сан-Франциско, Напа и Калистога | 1905–1937 | |
5,500 | 16 + 2 ⁄ 3 Гц | Германия | Мурнау | Аммергау железная дорога | 1905–1955 гг., после 1955 г. 15 кВ, 16,7 Гц. |
6,250 | 50 Гц | Великобритания | Лондон , Эссекс , Хертс | Пригородные линии Great Eastern | Пригородные линии Great Eastern от Ливерпуль-стрит, Лондон , 1950–1980 годы (переоборудованы на 25 кВ) |
Великобритания | Глазго | Пригородные линии Глазго | Участки линии Норт-Клайд и кольцевой линии Кэткарт 1960-1970-х годов. | ||
6,300 | 25 Гц | Германия | Гамбург | Гамбургская городская железная дорога | Эксплуатировался с АС 1907–1955 гг. Использовался как переменного, так и постоянного тока (3-я шина 1200 В) 1940–1955 гг. |
6,500 | 25 Гц | Австрия | Санкт-Пёльтен | Мариацеллербан | |
6,600 | Норвегия | Оркдал | Тамсхавнбанен | ||
6,600 | 50 Гц | Германия | Кельнская низменность | Хамбахбан и железная дорога Север-Юг | транспортирует бурый уголь из карьеров на электростанции. В собственности РВЕ . |
6,700 | 25 Гц | Великобритания | Ветка Моркама | Ланкастер — Хейшем | 1908–1951 Переоборудован на напряжение 25 кВ, 50 Гц в качестве испытательного стенда для будущей системы электрификации магистральной линии. |
Линия Южного Лондона | Лондон Виктория — Лондонский мост | 1909–1928 Преобразовано в источник питания третьего рельса постоянного тока 660 В (позже 750 В). | |||
8 кВ | 25 Гц | Германия | Карлсруэ | Железная дорога Альб-Вэлли | 1911–1966, сегодня используется напряжение 750 В постоянного тока. |
10 кВ | Нидерланды | Гаага – Роттердам | линия Хофплейн | с 1908 г., в 1926 г. преобразовано в 1500 В постоянного тока, в 2006 году заменено на легкорельсовый транспорт 750 В постоянного тока. | |
10 кВ | 50 Гц | Россия | промышленные железные дороги на карьерах | РЖД | работает с 1950-х годов на угольных и рудных карьерах |
Украина | Украинские железные дороги | ||||
Казахстан | некоторые частные промышленные железные дороги Казахстана | ||||
11 кВ | 16 + 2 ⁄ 3 Гц | Швейцария | Граубюнден | Ретийская железная дорога (RhB) | За исключением линии Бернина , которая электрифицирована напряжением 1000 В постоянного тока. |
Маттерхорн-Готардская железная дорога (MGB) | ранее Furka Oberalp Bahn (FO) и BVZ Zermatt-Bahn | ||||
50 Гц | Франция | Сен-Жерве-ле-Бен | Трамвай Монблан | ||
11 кВ | 25 Гц | Соединенные Штаты | Пенсильванская железная дорога И т. д., | Все линии теперь 12 кВ 25 Гц или 12,5 кВ 60 Гц. См. Электрификацию железных дорог в США. | |
Соединенные Штаты | Вашингтон | Каскадный туннель | Переоборудован из трехфазного 6600 В 25 Гц в 1927 г., демонтирован в 1956 г. | ||
Соединенные Штаты | Колорадо | Денвер и Межгорная железная дорога | демонтирован в. 1953 год [35] | ||
12 кВ | 16 + 2 ⁄ 3 Гц | Франция | линии в Пиренеях | Миди железная дорога | большинство переоборудовано на 1500 В в 1922–23 гг.; Вильфранш-Перпиньян дизель 1971 г., затем 1500 V 1984 г. |
12 кВ | 25 Гц | Соединенные Штаты | Вашингтон, округ Колумбия – Нью-Йорк | Северо-восточный коридор (NEC) , Амтрак | 11 кВ до 1978 г. |
Гаррисберг, Пенсильвания — Филадельфия | Кистоунский коридор , Амтрак | 11 кВ до 1978 г. | |||
Филадельфия | СЕПТА | Только региональная железнодорожная система; 11 кВ до 1978 г. | |||
12 кВ | 25 Гц | Соединенные Штаты | Рауэй — Абердин-Матаван , Нью-Джерси | Береговая линия Северного Джерси , транзит Нью-Джерси | 1978–2002 гг. (11 кВ до 1978 г.). Преобразовано в 25 кВ 60 Гц |
12,5 кВ | 60 Гц | Соединенные Штаты | Пелхэм, Нью-Йорк – Нью-Хейвен, Коннектикут | Линия Нью-Хейвен , Метро-Северная железная дорога , Амтрак | 11 кВ до 1985 г. |
16 кВ | 50 Гц | Венгрия | Железная дорога Будапешт – Хегьешалом | Будапешт — Хегьешалом | Система Кандо 1931–1972 гг., Переоборудованная на 25 кВ, 50 Гц. |
20 кВ | Германия | Фрайбург | Канатная дорога Хеллентальбан | Эксплуатировался в 1933–1960 гг. Переоборудовано на 15 кВ 16 + 2 / 3 Гц. | |
Франция | Экс-ле-Бен – Ла-Рош-сюр-Форон | Национальная железнодорожная компания (SNCF) | Эксплуатировался в 1950–1953 гг. Переведено на 25 кВ 50 Гц. | ||
20 кВ | 50 Гц | Япония | самая электрифицированная линия JR / третий сектор на Хоккайдо и Тохоку | JR East , JR Хоккайдо и другие. | |
60 Гц | самая электрифицированная линия JR / третий сектор в регионах Кюсю и Хокурику | JR Кюсю и другие | |||
50 кВ | 50 Гц | ЮАР | Северный Кейп , Западный Кейп | Железнодорожная линия Сишен – Салданья | открыт в 1976 году и перевозит железную руду. |
60 Гц | Канада | Британская Колумбия | Подразделение Tumbler Ridge компании BC Rail (ныне Канадская национальная железная дорога ) | Открыт в 1983 году для обслуживания угольной шахты на севере Скалистых гор. Больше не используется. | |
Соединенные Штаты | Аризона | Железная дорога Чёрная Меза и озеро Пауэлл | Первая линия, использовавшая электрификацию 50 кВ, когда она открылась в 1973 году. Это была изолированная короткая линия для перевозки угля; больше не используется. | ||
60 Гц | Соединенные Штаты | Юта | Дезеретская энергетическая железная дорога | Бывшая Западная железная дорога Дезерет. Это изолированная короткая линия для перевозки угля. |
Трехфазное переменное напряжение
[ редактировать ]Два провода
[ редактировать ]Напряжение | Текущий | Страна | Расположение | Название системы | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
725 | 50 Гц, 3φ | Швейцария | Церматт – Горнерграт , кантон Вале. | Горнергратбан | |
750 | 40 Гц, 3φ | Бургдорф – Тун | Бургдорф-Тун-Бан | Действовал в 1899–1933 гг. переоборудован на 15 кВ 16 + 2 ⁄ 3 Гц в 1933 г. | |
900 | 60 Гц, 3φ | Бразилия | Рио-де-Жанейро | Зубчатая железная дорога Корковадо | |
1125 | 50 Гц, 3φ | Швейцария | Интерлакен | Юнгфраубан | |
3600 | 15 Гц, 3φ | Италия | Северная Италия | Вальтеллины Электрификация | 1902–1917 |
50 Гц, 3φ | Франция | Сен-Жан-де-Люз — Ларрун | Рунская железная дорога | ||
3600 | 16 Гц, 3φ | Италия Швейцария | Симплонский туннель | 1906–1930 | |
3600 | 16 + 2/3 3φ Гц , | Италия | действовал в 1912–1976 гг. в Верхней Италии (необходима дополнительная информация) | ||
Порреттанская железная дорога | ФС | 1927–1935 | |||
3600 | 16 + 2/3 3φ Гц , | Италия | Тренто/Триент — Бреннер | Бреннер железная дорога | 1929–1965 |
5200 | 25 Гц, 3φ | Испания | Жергаль – Санта-Фе | К.де Х. Южная Испания | 1911–1966? |
6600 | 25 Гц, 3φ | Соединенные Штаты | Каскадный туннель | Великая Северная железная дорога (США) | 1909–1929 |
10 кВ | 45 Гц, 3φ | Италия | Рим – Сульмона | ФС | 1929–1944 [36] |
Три провода
[ редактировать ]Напряжение | Текущий | Страна | Расположение | Название системы | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
3000 V | 50 Гц | Германия | Кирберг | Зубчатая железная дорога карьера Gruhlwerk | зубчатая железная дорога (0,7 км) действовал в 1927–1949 гг. |
10000 V | Берлин-Лихтерфельде ( де ) | испытательный трек (1,8 км); переменное напряжение и частота; пробные запуски 1898–1901 гг. | |||
14 кВ (См. примечания) | 38 Гц – 48 Гц (См. примечания) | Цоссен – Мариенфельде | испытательный трек (23,4 км); пробные запуски 1901–1904 гг. переменное напряжение от 10 до 14 кВ и частота от 38 до 48 Гц. | ||
50 Гц | Россия | Судовой элеватор Красноярского водохранилища | длина: 1,5 км, колея 9000 мм. |
Системы контактных рельсов (напряжение постоянного тока)
[ редактировать ]Системы токоведущих шин разделены на таблицы в зависимости от того, имеют ли они верхний, боковой или нижний контакт.
Лучшие контактные системы
[ редактировать ]Напряжение | Тип | Страна | Расположение | Название системы | Примечания |
---|---|---|---|---|---|
50 | См. примечания | Великобритания | Брайтон | Электрическая железная дорога Волка | Волковская железная дорога до 1884 г. (ток подается через ходовые рельсы) |
110 | третий рельс | Претендует на звание старейшей действующей электрической железной дороги в мире. | |||
160 | Волковская железная дорога между 1884 и 1980-ми годами. | ||||
100 | четвертый рельс | Больё | Монорельсовая дорога Больё ( Национальный автомобильный музей – Дворцовый дом Болье ) | ток подается через 2 контактных провода | |
180 | См. примечания | Германия | Берлин-Лихтерфельде | Трамвай Сименс | Ток подается через ходовые рельсы Работал в 1881–1891 гг. |
200 | третий рельс | Великобритания | Саутенд | Саутенд-Пир Железная дорога | До 1902 года [37] |
250 | Хит, Хэмпшир | Хайт Пирс Железная дорога | |||
Соединенные Штаты | Чикаго, Иллинойс | Чикагская туннельная компания | Морган Рэк 1904 г., налоговая служба 1906–1908 гг. | ||
300 | Грузия | Новоафонская пещерная железная дорога | |||
400 | Германия | Берхтесгаден | Железная дорога соляной шахты Берхтесгадена | ||
440 | Великобритания | Лондон | Почтовое отделение Железнодорожный | Не используется почтой с 2003 года. [38] Теперь небольшой участок возле Маунт-Плезант используется как туристическая достопримечательность с аккумуляторным питанием. [39] На станциях использовалось напряжение 150 В для ограничения скорости поезда. | |
550 | Аргентина | Буэнос-Айрес | Метро Буэнос-Айреса (Метро Буэнос-Айреса) | Только линия Б | |
625 | Соединенные Штаты | Нью-Йорк | Метро Нью-Йорка | ||
630 | Филадельфия | SEPTA - Высокоскоростная линия Норристауна | |||
четвертый рельс | Великобритания | Лондон | Лондонское метро | Питание +420 В и −210 В (всего 630 В). | |
650 | См. примечания | Линия Юстон — Уотфорд, округ Колумбия | Третий рельс, четвертый рельс прикреплен к ходовому рельсу. Чтобы поезда лондонского метрополитена могли курсировать между Квинс-парком и Харроу и Уэлдстоуном . Аналогичные схемы соединения используются на линии Северного Лондона между Ричмондом и Ганнерсбери и на линии округа между Путни-Бридж и Уимблдоном . | ||
660 | третий рельс | Южная железная дорога , Лондон и Юго-Западная железная дорога | некоторые участки до 1939 г., первоначальный стандарт, в основном повышен до 750 В (за исключением участков, работающих с запасом LUL). | ||
700 | Соединенные Штаты | Балтимор, Мэриленд | Метро Балтимора SubwayLink | ||
800 | Германия | Берлин | Берлинская городская железная дорога | снят с производства, сегодня 750 В | |
825 | Северная Корея | Пхеньян | Пхеньянский метрополитен | использует старый берлинской метрополитена подвижной состав 750 В. | |
1000 | Соединенные Штаты | San Francisco | Скоростной транспорт в районе залива | [40] |
Боковые контактные системы
[ редактировать ]Все третьи рельсы, если не указано иное.
Напряжение | Страна | Расположение | Название системы | Примечания |
---|---|---|---|---|
650 | Канада | Ванкувер | SkyTrain | Expo Line (1985 г.) и Millennium Line (2006 г.). Линейная индукция. |
850 | Франция | Мартиньи | Железная дорога Сен-Жерве – Валлорсин | |
1200 | Германия | Гамбург | Гамбургская городская железная дорога | С 1940 года. До 1955 года использовал как третий рельс постоянного тока (1200 В), так и воздушные линии переменного тока (6,3 кВ, 25 Гц). Также используется воздушная электрификация немецкого стандарта 15 кВ переменного тока, 16 2/3 Гц на участке между Нойграбеном и Штаде на линии S3. открыт в декабре 2007 года. |
Нижние контактные системы
[ редактировать ]Все третьи рельсы, если не указано иное.
Системы контактных рельсов (переменное напряжение)
[ редактировать ]Все системы являются трехфазными, если не указано иное.
Напряжение | Текущий | Контакт | Страна | Расположение | Название системы | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
500 | 50 Гц | верх/низ [43] | Австралия | Голд-Кост, Квинсленд | «Морской мир» Монорельс | Эксплуатировался в 1986–2021 гг. |
Торговый Центр Оазис | Эксплуатировался в 1989–2017 гг. | |||||
Сидней , Новый Южный Уэльс | Сиднейская монорельсовая дорога | Работал в 1988–2013 гг. [44] | ||||
600 | 50 Гц | сторона | Китай | Гуанчжоу | Метро Гуанчжоу – линия APM | |
Сингапур | LRT - линия Букит Панджанг | [45] | ||||
Япония | Сайтама | Новый шаттл | ||||
Токио | Лайнер Ниппори-Тонери | |||||
Юрикамомэ | ||||||
60 Гц | Кобе , Хёго | Кобе Новый Транзит | ||||
Осака | Метро Осаки - линия портового города Нанко | |||||
Международный аэропорт Кансай – шаттл Wing Shuttle | ||||||
Тайвань | Таоюань | Международный аэропорт Таоюань – Skytrain |
Особые или необычные типы
[ редактировать ]Постоянный ток, сбор с проводов в кабелепроводе под путем
[ редактировать ]- Трамваи Совета лондонского графства , позже принадлежавшие компании London Transport
- трамваи в Нью-Йорке (Манхэттен), Нью-Йорк
- Трамваи Вашингтона, округ Колумбия
- Обработчики судов шлюзов Панамского канала (называемые мулами )
Постоянный ток, один проводник уровня земли
[ редактировать ]- Wolverhampton Corporation Tramways, Англия (контактный пункт) (1902–1921)
- Бордоский трамвай , Франция ( кондуктора )
- Сиднейский легкорельсовый транспорт (трамвай)
постоянного тока, двухпроводной
[ редактировать ]- Гринвич , Англия. Ранее использовался трамваями в окрестностях Гринвичской обсерватории ; [ нужна ссылка ] Отдельно от троллейбусного питания.
- Цинциннати , [ нужна ссылка ] Огайо , США. В трамвайной системе (трамвае) повсюду использовалась эта схема, вероятно, из-за юридических ограничений на обратные токи на землю. [ нужна ссылка ]
- Гавана и Гуанабакоа , [ нужна ссылка ] Куба. Трамвайные системы в обоих городах использовали эту схему.
- Лиссабон , Португалия. Элевадор да Бика , Элевадор да Глория и Элевадор да Лавра. [ нужна ссылка ]
Постоянный ток, питание от ходовых рельсов
[ редактировать ]- Трамвай Гросс-Лихтерфельде (1881–1893), 180 В
- Унгерерский трамвай (1886–1895)
- передвижные железные дороги как аттракцион для детей
постоянного тока, четырехрельсовый
[ редактировать ]Напряжение | Тип | Контактная система | Название системы | Расположение | Страна | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
750 | Направляющие планки | Сбоку от обеих направляющих (одна направляющая соединена с направляющей ) | Парижское метро | Париж | Франция | с резиновыми колесами Только линии |
Боковой (положительный) и верхний контакт рельсов (отрицательный) | Монреаль Метро | Монреаль | Канада | Линии с резиновыми колесами | ||
Метро Мехико | Мехико | Мексика | Линии с резиновыми колесами | |||
Третий и четвёртый рельс | Боковой (положительный) и верхний (отрицательный) контакт | Транспортная система Милана | Милан | Италия | Метро (только линия 1) | |
630 | Третий и четвёртый рельс | Главный контакт | Лондонское метро | Лондон | Великобритания | Транспорт для Лондона [46] |
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ BS EN 50163 (2007) .
- ^ МЭК 60850 (2007) .
- ^ «Веб-сайт Сольера» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2006 г. Проверено 22 февраля 2007 г.
- ^ Швеерс+Уолл (2012) , с. 11.
- ^ Швеерс+Уолл (2012) , с. 19.
- ^ Перейти обратно: а б «Глава 7: Описание проекта – эксплуатация» (PDF) . Метро Сиднея – аэропорт Западного Сиднея . Проверено 25 октября 2021 г.
- ^ Барроу, Кейт (14 марта 2014 г.). «Каир закажет новые поезда для линии метро 1» . Международный железнодорожный журнал . Simmons-Boardman Publishing Inc. Проверено 23 января 2015 г.
- ^ «Тендер Каирского метрополитена на новый подвижной состав» . ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ПОЧТА МЕНЫ . ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПОЧТ МЕНЫ. 16 марта 2014 г. Архивировано из оригинала 23 января 2015 г. . Проверено 23 января 2015 г.
- ^ 2020-07-23T08:00:00. «При модернизации линии Кашкайш запланировано преобразование переменного тока» . Железнодорожный вестник Интернэшнл . Проверено 27 июля 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Восман, Квинтус (4 января 2017 г.). «Чехи перейдут на электрификацию переменного тока 25 кВ» . Международный железнодорожный журнал .
- ^ Михал Шимайда (17 января 2020 г.). «Высокоскоростная железнодорожная линия «Y» через ЦПК должна быть построена к 2030 году» . Авиационный рынок (на польском языке) . Проверено 5 февраля 2020 г.
- ^ Railway Gazette International , апрель 2008 г., стр. 240.
- ^ «Западная железная дорога готовит почву для системы переменного тока» . Времена Индии . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ «С 5 мая быстрее Центральная железная дорога на переменном токе» . Времена Индии . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ «Скоро на маршруте Калян-ЛТТ будут ходить более быстрые поезда» . Времена Индии . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ «Центральная железная дорога планирует в мае переключить постоянный ток на переменный» . Времена Индии . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ «Израильские железные дороги заключили контракт на электрификацию на сумму 500 миллионов долларов США с испанской SEMI» . Подумайте о железных дорогах . Проверено 17 января 2016 г.
- ^ «Открыта первая в Африке высокоскоростная линия» . Железнодорожный вестник Интернэшнл . 16 ноября 2018 года . Проверено 14 декабря 2018 г.
- ^ «Электрификация увеличит экспортные возможности Украины и Польши по экспорту железной руды» . Железнодорожный вестник Интернэшнл . 8 мая 2021 г.
В рамках схемы УЗ Польша согласилась электрифицировать свой 3-километровый участок трассы от границы до Грубешува.
- ^ Новая электрификация 25 кВ в Тунисе Railways Africa
- ^ Казунга, Оливер (1 марта 2018 г.). «Электрификация железнодорожной сети НРЗ намечена на 2-й этап» . Хроника .
- ^ «Пространство путешественника: познакомьтесь с поездами» (на испанском языке). Мехико: Пригородные железные дороги . Проверено 24 мая 2011 г.
Мощность (напряжение контактной сети): 25000, 60 Гц
- ^ «Проект поезда майя: электрификация» (на испанском языке). Мексика: Фонатур . Проверено 24 мая 2011 г.
- ^ «TXU – линия Монтичелло» . Trainweb.org. 02.11.1999 . Проверено 22 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хилтон, Джордж В .; Должное, Джон Фицджеральд (1960). Электрические междугородные железные дороги в Америке . Стэнфорд, Калифорния: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-4014-2 . ОСЛК 237973 .
- ^ Каммингс, Орегон, и Мангер, Чарльз Ф. (август 1961 г.). Боррап, Роджер (ред.). Компания Shore Line Electric Railway: компании-предшественники . Том. 13. Уэрэхаус-Пойнт, Коннектикут: отделение Национального исторического общества железных дорог в долине Коннектикута.
- ^ Список электрических железных дорог Макгроу, август 1918 г. Отдел торговых расследований и справочников журнала «Электрические железные дороги» . 1918.
- ^ МакГроу-Хилл 1920 , с. 5.
- ^ Хилтон, Джордж Вудман; Долг, Джон Фицджеральд (2000). Электрические междугородные железные дороги в Америке . Издательство Стэнфордского университета. п. 299. ИСБН 9780804740142 .
- ^ «Железнодорожная техническая информация – Венгрия» . www.chiark.greenend.org.uk . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ Швеерс+Уолл (2012) , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б «ЭЛ2» .
- ^ «Последняя тонна угля добыта на Адамовском карьере. Шахта окончательно прекратила свою деятельность» [Последняя тонна угля из Адамовского карьера. Мой точно закрыт.]. Turek.net.pl (на польском языке). 19 февраля 2021 г.
- ^ «ERS – Презентация, Ла Мюр» . www.railfaneurope.net . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ «Форма регистрации Национального реестра исторических мест» (PDF) . Служба национальных парков . Проверено 22 сентября 2020 г.
- ^ Какоцца, Марко (август 2016 г.). «Трехфазная электрификация: итальянская история». Сегодняшние железные дороги Европы № 248.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ «Саутенд-Пирс Железнодорожный» .
- ^ Карслейк, Колин. «Неофициальный веб-сайт MailRail – Главная» . www.mailrail.co.uk . Проверено 10 апреля 2018 г.
- ^ «Почтовая железная дорога» .
- ^ «Факты о системе BART» . Район скоростного транспорта в районе залива Сан-Франциско . Проверено 5 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б "Structures, devices and rolling stock of underground ( Сооружения, устройства и подвижной состав метрополитена )" (in Russian). Archived from the original on 2017-09-19 . Retrieved 2017-11-30 .
- ^ "Rules of technical operation of undergrounds of the Russian Federation ( Правила технической эксплуатации метрополитенов Российской Федерации )" (PDF) (in Russian). International Metro Association . Archived from the original (PDF) on 2013-10-10 . Retrieved 2017-11-30 .
- ^ «Монорельс» (PDF) . Швейцария: Von Roll Habegger Ltd. Проверено 15 ноября 2023 г.
- ^ «Вагоны монорельсовой дороги Сиднея» . Коллекция электростанции . 28 января 2014 г.
500 В переменного тока, 3-проводной, 50 Гц.
- ^ Японские железные дороги и транспорт 18 (PDF) . п. 28 . Проверено 18 марта 2021 г.
- ^ «Труба | Транспорт Лондона» . Транспорт для Лондона . Проверено 22 апреля 2013 г.
Ссылки
[ редактировать ]- BS EN 50163 (2007), EN 50163: Железнодорожное оборудование. Напряжения питания тяговых систем , ИЭТ, заархивировано из оригинала 13 февраля 2007 г.
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - МЭК 60850 (2007), МЭК 60850: Железнодорожное оборудование. Напряжения питания тяговых систем (3-е изд.)
{{citation}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - Бодди, МГ; Фрай, Е.В.; Хенниган, В.; Хул, Кен ; Маллабанд, Питер; Неве, Э.; Прайс, Дж. Х.; Гордый, П.; Йидон, Всемирный банк (апрель 1990 г.). Фрай, Э.В. (ред.). Локомотивы ЛНЭР, часть 10Б: Вагоны и электрический состав . Линкольн: RCTS . ISBN 0-901115-66-5 .
- Диксон, Фрэнк (1994) [1973]. Южный перекресток Манчестера и железная дорога Альтринчем . Оквудская библиотека истории железных дорог (2-е изд.). Хедингтон: Оквуд Пресс. ISBN 0-85361-454-7 . ОЛ34.
- Справочник электрических железных дорог Макгроу . Компания МакГроу-Хилл . Август 1920 года.
- Швеерс + Уолл (2012). Атлас железных дорог Швейцарии . Верлаг Швеерс + Волл ГмбХ. ISBN 978-3-89494-130-7 . АСИН 3894941308 .
- Суэйн, Алек (1990). Обследование британского железнодорожного парка 11: Электропоезда воздушных линий электропередачи . Шеппертон: Ян Аллан . ISBN 0-7110-1902-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Системы электрификации, ширина колеи и длина электрифицированных путей в отдельных странах (на немецком языке)
- Карта европейских систем напряжения
- Southern Electric , Англия — подробности электрификации 3-й железной дороги.