вихрьизм
Вортицизм — лондонское модернистское художественное движение, основанное в 1914 году писателем и художником Уиндэмом Льюисом . Движение было частично вдохновлено кубизмом и было представлено публике посредством публикации манифеста вортицистов в журнале Blast . Привычные формы изобразительного искусства были отвергнуты в пользу геометрического стиля, тяготевшего к резкой абстракции . Льюис оказался неспособен использовать таланты своей разрозненной группы художников-авангардистов; однако в течение короткого периода вортицизм оказался захватывающим вмешательством и художественным ответом на и футуризм Маринетти » постимпрессионизм « Мастерских Роджера Фрая Омеги . [1]
Картины вортицистов подчеркивали «современную жизнь» как множество смелых линий и резких цветов, привлекающих взгляд зрителя в центр холста, а скульптуры вортицистов создавали энергию и интенсивность посредством «прямой резьбы». [2]
Прелюдия к вортицизму
[ редактировать ]Летом 1913 года Роджер Фрай вместе с Дунканом Грантом и Ванессой Белл основали мастерские Omega в Фицровии – в самом сердце богемного Лондона. Фрай был сторонником все более абстрактного искусства и дизайнерской практики, и студия/галерея/торговая точка позволяла ему нанимать и поддерживать художников, симпатизирующих этому подходу, таких как Уиндхэм Льюис, Фредерик Этчеллс , Катберт Гамильтон и Эдвард Уодсворт . Льюис произвел впечатление на Салон художников союзников в прошлом году, выпустив огромную, практически абстрактную работу «Кермессе» (ныне утерянную). [3] и в том же году он работал с американским скульптором Джейкобом Эпштейном над оформлением мадам Стриндберг пресловутого театрального клуба-кабаре «Пещера золотого тельца» .
Льюис и его коллеги по мастерской Omega Этчеллс, Гамильтон и Уодсворт позже в том же году вместе выставлялись в Брайтоне вместе с Эпштейном и Дэвидом Бомбергом . [4] Льюис курировал «Комнату кубизма» выставки и представил письменное введение, в котором он попытался соединить различные представленные направления абстракции: «Эти художники не случайно [ sic ? ] связаны здесь, но образуют головокружительный, но не экзотический остров на спокойном и респектабельном архипелаге английского искусства». [5]
Художники-бунтовщики
[ редактировать ]Ссора с Роджером Фраем дала Льюису предлог покинуть Мастерские Омеги и создать конкурирующую организацию. [6] , финансируемый подругой Льюиса, художницей Кейт Лечмер , Центр искусств повстанцев был основан в марте 1914 года по адресу Грейт-Ормонд-стрит, 38. [7] Это должно было стать платформой для искусства и идей круга Льюиса, а серия лекций включала выступления друга Льюиса, поэта Эзры Паунда , романиста Форда Мэдокса Хюффера (позже Форда Мэдокса Форда ) и итальянского «футуриста» Филиппо Томмазо Маринетти. . Присутствие Маринетти в Лондоне было знакомым и провокационным с 1910 года, и Льюис видел, как он создал художественное движение на основе своего «футуристического» манифеста. Казалось, что все новое и шокирующее в Лондоне теперь описывалось как «футуристическое», включая работы английских кубистов. [8]
Когда Маринетти и английский футурист CRW Невинсон опубликовали манифест «Жизненного английского искусства», [9] если указать адрес Rebel Art Center, это выглядело как попытка захвата. Несколько недель спустя Льюис разместил в журнале The Spectator рекламное объявление о публикации «Манифеста вортицистов» — английского движения абстрактного искусства, которое было «параллельным движением кубизму и экспрессионизму » и, как обещала реклама, будет «Смертельный удар импрессионизму и футуризму ». [10]
Изобретение вихря
[ редактировать ]Эзра Паунд ввел концепцию «вихря» в отношении модернистской поэзии и искусства еще в начале 1914 года. [11] Например, в наиболее очевидной форме Лондон можно рассматривать как «вихрь» интеллектуальной и художественной деятельности. Однако для Паунда существовало более конкретное, хотя и неясное, значение: «[Вихрь был] той точкой в циклоне, где энергия врезается в пространство и придает ему форму… узор из углов и геометрических линий, который формируется наш вихрь в существующем хаосе». [12] Льюис видел потенциал «Вортицизма» как захватывающий призыв к сплочению, который, как он надеялся, был достаточно расплывчатым, чтобы охватить индивидуализм художников-бунтовщиков.
Манифест Льюиса «Вортицист» должен был быть опубликован в новом литературно-художественном журнале BLAST – по иронии судьбы, название журнала было предложено Невинсоном, который теперь стал персоной нон грата после выхода манифеста «Жизненное английское искусство». Французский скульптор, художник и анархист Анри Годье-Бжеска познакомился с Эзрой Паундом в июле 1913 года. [13] и их идеи о «Новой скульптуре» [14] превратилась в теорию вортицистской скульптуры. К повстанцам присоединились две художницы, Хелен Сондерс и Джессика Дисморр , обратившиеся к «кубистическим работам» в 1913 году. повлияли на более позднее использование Льюисом ярких цветов. [15]
Еще одним многообещающим «английским кубистом», использовавшим смелые, диссонирующие цветовые сочетания, был Уильям Робертс . Гораздо позже он вспоминал, как Льюис одолжил две картины — «Религия и Танцоры» — чтобы повесить их в Центре искусств Rebel. [16]
ВЗРЫВ
[ редактировать ]Хотя Центр искусств Rebel просуществовал недолго, [17] «Вортицизму» было гарантировано долголетие благодаря великолепной типографике, а также дерзким (и юмористическим) «взрывам» и «благословению» множества священных коров английской и американской культуры, которые появились в первом выпуске журнала BLAST: The Review of the Great English Vortex. , опубликованный в июле 1914 года.
BLAST был запущен на «буйном праздничном ужине» [18] в отеле Дьедонне в районе Сент-Джеймс в Лондоне, 15 июля 1914 года. [19] Журнал в основном был работой Льюиса, но также включал обширные письменные статьи Форда Мэдокса Хюффера и Ребекки Уэст , а также стихи Паунда, статьи Годье-Бжески и Уодсворта, а также репродукции картин Льюиса, Уодсворта, Этчеллса, Робертса. , Эпштейн, Годье-Бжеска и Гамильтон. [20] Манифест, очевидно, был «подписан» одиннадцатью подписавшимися сторонами. [21] Льюис, Паунд и Годье-Бжеска были в интеллектуальном центре проекта, но более поздние комментарии Робертса предполагают, что большая часть группы не была проинформирована о содержании манифеста до публикации. [22] Джейкоб Эпштейн, по-видимому, был слишком известен, чтобы его можно было привлечь в качестве подписавшего, а Дэвид Бомберг пригрозил Льюису судебным иском, если его работа будет воспроизведена в BLAST , и очень ясно продемонстрировал свою независимость посредством персональной выставки в Chenil Galleries , также в Июль, где его большая абстрактная картина « Грязевая ванна» была выставлена на видном месте снаружи над входом. [23]
Выставка вихрей
[ редактировать ]Публикация BLAST не могла произойти в худшее время, поскольку в августе 1914 года Великобритания объявила войну Германии. В это время национального и международного кризиса не было бы особого интереса к авангардному искусству; однако в следующем году в галереях Доре на Нью-Бонд-стрит состоялась «Выставка вихрей». [24] Сорок девять работ «Вортицистов» Дисморра, Этчеллса, Годье-Бжески, Льюиса, [25] Робертс, [26] Сондерс [27] и Уодсворт продемонстрировал приверженность резким, ярким, почти абстрактным работам. Возможно, в качестве контраста (или сравнения) Льюис также пригласил к участию других художников, включая Бомберга и Невинсона. [28]
В предисловии к каталогу Льюиса поясняется, что «под вортицизмом мы подразумеваем (а) АКТИВНОСТЬ в отличие от изысканной ПАССИВНОСТИ Пикассо (б) ЗНАЧИМОСТЬ в отличие от скучного анекдотического характера, на который обречен натуралист (в) СУЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ и АКТИВНОСТЬ (такие как как энергия разума) в противовес подражательному кинематографу, суете и истерике футуристов». [29] Пресса практически проигнорировала выставку, а появившиеся рецензии были разоблачающими. [30]
ВЗРЫВ: Военный номер
[ редактировать ]Незадолго до открытия выставки в Лондон дошли новости о смерти Годье-Бжески в окопах во Франции. [31] В «Уведомлении для общественности» во втором номере BLAST объяснялось, что публикация была отложена «главным образом из-за войны» и «болезни редактора в то время, когда оно должно было появиться и раньше». [32] а задержка позволила в последнюю минуту включить дань памяти артисту.
По сравнению с BLAST No. 1 это был уменьшенный выпуск - 102 страницы вместо 158 страниц первого выпуска и с простыми черно-белыми иллюстрациями в виде «линейных блоков». Однако по сравнению с BLAST No. 1 у него было то преимущество, что он обеспечивал «сплоченную эстетику Vorticist». [33] Джессика Дисморр и Дороти Шекспир (жена Эзры Паунда) присоединились к несколько более широкому кругу художников, в который также входили Джейкоб Крамер и Невинсон. На этот раз риторика Льюиса была более осторожной, пытаясь не показаться читательской аудитории непатриотичной. Понятно, что он пытался издать оптимистический тон в отношении будущего Vorticism и BLAST ; однако в течение года большинство художников были зачислены или пошли добровольцами в вооруженные силы: Льюис - Королевская гарнизонная артиллерия; Робертс – Королевская полевая артиллерия; Уодсворт – британская военно-морская разведка; Бомберг – Королевские инженеры; Дисморр – Добровольческий авиационный отряд; и Сондерс – работа в государственном учреждении. [34]
Вортицисты в Клубе пингвинов
[ редактировать ]Эзра Паунд защищал работу Уиндема Льюиса с 1915 года вместе с успешным нью-йоркским юристом и коллекционером произведений искусства Джоном Куинном . [35] Опираясь на рекомендации Паунда, нью-йоркская выставка Vorticist была построена на основе сорока шести работ Льюиса – некоторые уже находятся в коллекции Куинна – с дополнительными работами Этчелла, Робертса, Дисморра, Сондерса и Уодсворта. Выставка должна была проходить в управляемом художниками заведении Penguin Club в Нью-Йорке. [36] Паунд организовал транспортировку работ через Атлантику, а Куинн взял на себя все расходы по выставке. [37] Куинн уже выбрал работы, которые он был заинтересован в покупке, но после выставки, поскольку ни одна работа не была продана, он в конце концов купил большую часть более крупных произведений. [38]
Военные художники
[ редактировать ]У художников-повстанцев практически не было возможности творчески работать во время службы. [39] Однако Уодсворт неожиданно смог реализовать свои творческие интересы, наблюдая за тем, как ослепительный камуфляж был нанесен на более чем две тысячи кораблей, в основном в Бристоле и Ливерпуле. [40]
Ближе к концу войны журналист Пол Коноди , ныне советник по искусству Канадского фонда военных мемориалов (и человек, который был явным противником вортицизма), поручил Льюису, Уодсворту, Невинсону, Бомбергу, Робертсу, Полу Нэшу и Бомбергу создать монументальные произведения. полотна на темы, связанные с канадским военным опытом, для проектируемого мемориального зала в Оттаве. Художников предупредили, что приемлемыми будут только «репрезентативные» работы, как и первая версия его «Саперы за работой» Бомберга. [41] был отвергнут как «слишком кубистический». Несмотря на эти ограничения, необычные полотна кажутся бескомпромиссно модернистскими и, безусловно, основаны на довоенных авангардных практиках. [42]
Группа Х
[ редактировать ]В послевоенные годы художникам было трудно получить покровительство и обеспечить продажи. Тем не менее, к началу 1920-х годов у Льюиса, Уодсворта, Робертса и Аткинсона были персональные выставки – каждый художник прокладывал свой собственный путь между модернизмом и потенциально более продаваемыми узнаваемыми сюжетами. [43] Льюис организовал еще одну групповую выставку в 1920 году в Мансардной галерее, собрав десять художников под лозунгом « Группа X ». [44] Сейчас, однако, было мало попыток объединить вклад художников, за исключением убеждения Льюиса, что «эксперименты [художников], проведенные по всей Европе в течение последних десяти лет, не должны... быть легкомысленно оставлены». [45] Разнообразие представленных стилей, например, включало четыре автопортрета Льюиса, а Робертс выставил четыре весьма радикальных работы в своем развивающемся «кубистическом» стиле. [46] Шесть художников Группы X входили в группу «Вортицистов» — Дисморр, Этчеллс, Гамильтон, Льюис, Робертс и Уодсворт — и к ним присоединились скульптор Фрэнк Добсон (скульптор) , художник Чарльз Джиннер , американский графический дизайнер Эдвард Макнайт Кауффер и художник Джон Тернбулл. Выставку главным образом воспринимали как неспособность «разжечь пламя приключений». [47]
Наследие
[ редактировать ]Разрыв войны и последующая мобилизация художников привели к тому, что многие крупные картины вортицистов были утеряны. Анекдот, записанный Бриджид Пеппин, повествует о том, как сестра Хелен Сондерс использовала масло Vorticist, чтобы покрыть пол своей кладовой, и «[оно] было изношено до разрушения». [48] – крайний пример того, как не оценили картины. Когда в 1927 году Джон Куинн умер, его коллекция работ вортицистов была продана с аукциона и передана теперь неотслеживаемым покупателям, предположительно в Америке. [49] В 1974 году Ричард Корк отметил, что «тридцать восемь из сорока девяти работ, представленных полноправными членами движения на выставке вортицистов 1915 года, сейчас пропали». [50]
Несмотря на возрождение абстрактного искусства в Британии в середине двадцатого века, вклад вортицизма был в значительной степени забыт, пока ссора между Джоном Ротенштейном из галереи Тейт в прессе не разразилась и Уильямом Робертсом. Выставка Ротенштейна в галерее Тейт 1956 года «Уиндхэм Льюис и вортицизм» на самом деле была ретроспективой Льюиса с очень небольшим количеством работ вортицистов. И включение работ Бомберга, Робертса, Уодсворта, Невинсона, Добсона, Крамера в раздел «Другие вортицисты» – вместе с утверждением Льюиса о том, что «вортицизм, по сути, был тем, что я лично делал и говорил в определенный момент». период», — возмутился Робертс, поскольку казалось, что его и остальных выставили простыми учениками Льюиса. [51] Случай, изложенный Робертсом в пяти «Брошюрах вортицистов», опубликованных им между 1956 и 1958 годами. [52] этому препятствовало отсутствие ключевых работ, но это привело к появлению других самостоятельно опубликованных книг Робертса, которые включали ранние исследования его абстрактных работ. [53] Более широкий обзор предоставила выставка «Абстрактное искусство в Англии 1913–1914» в галерее д'Оффе Купер в 1969 году. [54]
Пять лет спустя выставка «Вортицизм и его союзники», курируемая Ричардом Корком, в галерее Хейворд в Лондоне. [55] пошел еще дальше, кропотливо объединяя воедино картины, рисунки, скульптуры (включая реконструкцию « Скального бура» Эпштейна 1913–15), артефакты Мастерской Омеги, фотографии, журналы, каталоги, письма и карикатуры. Корк также включил двадцать пять «Вортографов» 1917 года фотографа Элвина Лэнгдона Коберна , которые впервые были показаны в Фотоклубе в Лондоне в 1918 году. [56]
Последние выставки
[ редактировать ]Совсем недавно, в 2004 году в Лондоне и Манчестере, «Взрыв будущего!: Вортицизм в Великобритании 1910–1920» исследовал связи между вортицизмом и футуризмом. [57] а крупная выставка «Вортицисты: Манифест для современного мира» в 2010–2011 годах впервые с 1917 года представила работы вортицистов в Италии и впервые с 1917 года в Америке, а также в Лондоне. [58] Кураторы Марк Антлифф и Вивьен Грин также нашли некоторые ранее утерянные работы (например, три картины Хелен Сондерс), которые были включены в выставку.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Полный отчет о вортицизме см. во вступительном эссе Ричарда Корка в каталоге выставки «Вортицизм и его союзники» (Лондон: Совет по делам искусств Великобритании, 1974), стр. 5–26. Недавнее и краткое определение доступно на веб-сайте Тейт: https://www.tate.org.uk/art/art-terms/v/vorticism .
- ^ В отличие от лепки из воска для изготовления слепков или использования механизированных инструментов для «перевода глины в мрамор». Марк Антлифф, «Скульптурный номинализм / анархистский вихрь: Анри Годье-Бжеска, Дора Марсден и Эзра Паунд», в книге Марка Антлиффа и Вивьен Грин (ред.), Вортицисты: Манифест для современного мира (Лондон: Tate Publishing, 2010), п. 52.
- ↑ Клайв Белл в «Атенеуме» от 27 июля 1912 года объяснил, что, чтобы оценить эту работу, посетители «отбросив все неуместные предрассудки в пользу изображения, смогут рассматривать ее как часть чистого замысла».
- ^ « Камденская группа : выставка работ английских постимпрессионистов, кубистов и других» , Публичные художественные галереи, Брайтон, декабрь 1913 г. – январь 1914 г.
- ^ Цитируется Корком, Вортицизм и его союзники , с. 12.
- ^ Карин Орчард, «Смех как бомба»: История и идеи вортицистов», в Поле Эдвардсе (редактор), Взрыв: Вортицизм 1914–1918 (Олдершот: Эшгейт, 2000), стр. 15.
- ^ Корк, Вортицизм и его союзники , с. 17.
- ^ Корк, Вортицизм и его союзники , с. 20.
- ↑ The Observer , 7 июня 1914 г.
- ^ Зритель , 13 июня 1914 г.
- ^ Первоначально в переписке в конце 1913 года, а затем в неофициальной беседе в Центре искусств Rebel в апреле 1914 года (Филип Райландс, «Введение», в Antliff & Greene (ред.), The Vorticists , стр. 25, № 33).
- ^ Эзра Паунд в интервью 1915 года российскому журналу «Стрелец» , цитируется по Райландсу, «Введение», стр. 23.
- ^ Марк Антлифф, «Скульптурный номинализм/анархический вихрь», в Antliff & Greene (ред.), The Vorticists , стр. 47.
- ↑ Опубликовано в «Эгоисте» , от 16 февраля 1914 г. стр. 67–8, и от 16 марта 1914 г. , стр. 117–18.
- ^ Бриджит Пеппин, «Женщины, о которых забыло движение», Тейт и т . д . 22 (лето 2011 г.), с. 35.
- ^ Уильям Робертс, Некоторые ранние абстрактные и кубистические работы 1913–1920 (Лондон, 1957), стр. 9. Репродукции этих картин вошли в первый номер BLAST .
- ↑ Он закрылся позже, в 1914 году, из-за паранойи, ревности и ссор, особенно в отношении отношений между Кейт Латчмер и Уиндэмом Льюисом и Т.Э. Халмом – см. Корк, Вортицизм и его союзники , с. 17.
- ^ Корк, Вортицизм и его союзники , с. 21.
- ↑ Dieudonné («Данный Богом») был французским отелем на Райдер-стрит, 9–11 (ныне часть здания Christie's на Кинг-стрит). Он закрылся позже, в 1914 году. На большой картине Уильяма Робертса 1961–1962 годов «Вортицисты в ресторане de la Tour Eiffel, весна 1915 года » Робертс представляет запуск BLAST как происходящий в ресторане de la Tour Eiffel на Перси-стрит, Фицровия. Ричард Корк поясняет, что картина представляет собой «образное воспоминание» этого события, «а не исторически точные записи…». [однако] доброжелательный владелец Эйфелевой башни Рудольф Стулик всегда был щедр на гостеприимство по отношению к вортицистам; и Робертс.... засвидетельствовал, что «в моей памяти французская кухня и вортицизм неразрывно связаны» – Корк, вортицизм и его союзники , стр. 106–7.
- ^ BLAST можно просмотреть в Интернете из многих источников, включая https://library.brown.edu/pdfs/1143209523824858.pdf .
- ^ В разделе «Подписи под манифестом» на странице 43 BLAST No.1 были указаны «Р. Олдингтон», «Арбутнот», «Л. Аткинсон», «Годье Бжеска», «Дж. Дисморр», «С. Гамильтон», «Э. Паунд», «В. Робертс», «Х. Сандерс» ( так в оригинале ), «Э. Уодсворт» и «Уиндэм Льюис».
- ^ Робертс, Некоторые ранние абстрактные и кубистические работы , с. 9.
- ^ Корк, Вортицизм и его союзники , с. 24.
- ↑ Открыт 10 июня 1915 года.
- ↑ Уиндема Льюиса» Одна из немногих сохранившихся картин с этой выставки — « Мастерская 1914–1915 годов из коллекции Тейт.
- ↑ Исследование «Два шага» Уильяма Робертса .
- ^ Хелен Сондерс, ок . 1915 г. Дизайн Vorticist в коллекции Тейт.
- ^ В списке «приглашенных на показ» были Бернард Адени , Лоуренс Аткинсон, Бомберг, Дункан Грант, Джейкоб Крамер и Невинсон (с надписью «Футурист»).
- ^ Корк, Вортицизм и его союзники , стр.25.
- ^ Например, П.Г. Коноди в The Observer , 4 июля 1915 г.: «Вортицисты» продолжают свои выходки во времена столь же серьезные и критические, как и нынешние».
- ↑ Годье-Бжеска поступил на службу во французскую армию — Regimente d'Infanterie 129e — и был убит в окопах Невиля Сен-Вааста 5 июня 1915 года.
- ^ BLAST: War Number , опубликовано в июле 1915 г., стр. 7.
- ^ Роберт Хьюисон, «Взрыв и произведение искусства в эпоху механического воспроизводства», в Antliff & Greene (ред.), The Vorticists , стр. 71.
- ^ Джонатан Блэк, «Захват рая насилием», в книге Джонатана Блэка (ред.), Blasting the Future!: Вортицизм в Британии 1910–1920 (Лондон: Филип Уилсон, 2004), стр. 35, и Пеппин, «Женщины, о которых забыло движение», с. 32.
- ^ Вивьен Грин, «Эзра Паунд и Джон Куинн: Выставка Клуба пингвинов 1917 года», в Antliff & Greene (ред.), The Vorticists , стр.76.
- ^ 8 Восточная 15-я улица, Нью-Йорк.
- ^ Грин, «Эзра Паунд и Джон Куинн», стр. 78, 81.
- ^ Грин, «Эзра Паунд и Джон Куинн», с. 81.
- ↑ См. Уильям Робертс, «Воспоминания о войне, которая положила конец войне 1914–1918 годов» (Лондон, 1974), где описана жизнь на передовой и процессы назначения военных художников.
- ^ Ричард Корк, «Уодсворт и гравюра на дереве», в Джереми Льюисоне (ред.), Гений индустриальной Англии: Эдвард Уодсворт 1889–1949 (Брэдфорд: Arkwright Arts Trust, 1990), стр. 20.
- ^ Отклоненное исследование «Саперы за работой» находится в коллекции Тейт.
- ^ См. Дэвид Клиалл, «Первая немецкая газовая атака в Ипре» , в информационном бюллетене Общества Уильяма Робертса , октябрь 2014 г.
- ^ Уодсворт - Галерея Адельфи, март 1919 г.; Льюис – «Пушки», галерея Гупиль, февраль 1919 г.; Робертс – Галерея Шенил, ноябрь 1923 г.; и Аткинсон – «Абстрактная скульптура и живопись», Галерея Эльдар, май 1921 года.
- ^ Группа X выставлялась в Мансардной галерее в Heal's & Son, Тоттенхэм-Корт-Роуд, Лондон, с 26 марта по 24 апреля 1920 года.
- ^ Уиндхэм Льюис, «Введение», в каталоге выставки Группы X, 1920 год.
- ^ Спортсмены, тренирующиеся в спортзале , «Свадьба» , «Аукционный зал» и «Кокни» - см. «Уильям Робертс: Резюме каталога», доступное по адресу http://www.englishcubist.co.uk/catchron.html .
- ^ Эндрю Гиббон Уильямс, Уильям Робертс: английский кубист (Олдершот: Лунд Хамфрис, 2004), стр. 52–5.
- ^ Пеппин, «Женщины, о которых забыло движение», стр. 32.
- ^ Грин, «Эзра Паунд и Джон Куинн», с. 81.
- ^ Корк, Вортицизм и его союзники , с. 26.
- ↑ В письме Лилиан Бомберг Уильяму Липке от 15 ноября 1964 года, хранящемся в архиве галереи Тейт, объясняется, что Дэвид Бомберг «действительно был очень зол, и я думаю правильно, что его включили в выставку галереи Wyndham Lewis Tate Gallery».
- ↑ См. Джон Робертс, «Краткое обсуждение брошюр о вихре» , которое впервые появилось в книге Уильяма Робертса, « Пять посмертных эссе и других сочинений» (Валенсия, 1990).
- ^ Уильям Робертс, Некоторые ранние абстрактные и кубистские работы (Лондон, 1957) и Уильям Робертс, 8 кубистских проектов (Лондон, 1969).
- ↑ 11 ноября – 5 декабря 1969 г.
- ↑ 27 марта – 2 июня 1974 г.
- ↑ Каталог выставки впоследствии был поддержан двухтомной историей Ричарда Корка «Вортицизм и абстрактное искусство в первый век машин» (Лондон: Галерея Гордона Фрейзера, 1976).
- ↑ Галерея Estorick , Лондон, 4 февраля – 18 апреля 2004 г., и Художественная галерея Уитворта , Манчестер, 7 мая – 25 июля 2004 г.
- ↑ Даты выставки: Художественный музей Нэшера в Университете Дьюка, Северная Каролина, 30 сентября 2010 г. – 2 января 2011 г.; Коллекция Пегги Гуггенхайм , Венеция, 29 января – 15 мая 2011 г.; и Тейт Британия, 14 июня – 4 сентября 2011 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Антклифф, Марк, и Грин, Вивьен (ред.), Вортицисты: Манифест для современного мира (Лондон: Tate Publishing, 2010).
- Блэк, Джонатан (редактор), Взрывая будущее!: Вихрь в Британии 1910–1920 (Лондон: Филип Уилсон, 2004).
- Корк, Ричард, Вортицизм и абстрактное искусство в первый век машин (два тома) (Лондон: Галерея Гордона Фрейзера и Беркли: University of California Press , 1976)
- Корк, Ричард, Вортицизм и его союзники (Лондон: Совет по делам искусств Великобритании, 1974)
- Хейкок, Дэвид Бойд, Кризис гениальности: пять молодых британских художников и Великая война . (Лондон: Old Street Publishing, 2009 г.)
- Паунд, Эзра, «Вортицизм», в Fortnightly Review 96, вып. 573 (1914), стр. 461–71.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Эссе Эзры Паунда о вихре 1914 года в Fortnightly Review
- Эзра Паунд, Вортицизм
- Выставка портретов Уиндема Льюиса в Национальной портретной галерее, Лондон, 3 июля – 19 октября 2008 г.
- Глоссарий Тейта
- Обзор выставки Vorticism 2011 года в Tate Britain, сделанный профессором Эндрю Такером.
- Английский кубист: Уильям Робертс 1895–1980 гг.