Иисус в христианстве
Часть серии о |
В христианстве как Иисус является Сыном Божьим, записано в , Библии Новом Завете а в большинстве конфессий Он считается Богом-Сыном , просопоном (Личностью) Троицы Божией христианских .
Христиане считают его мессией или спасителем (давая ему титул Христа ), о котором было предсказано Библии в Ветхом Завете . Через Иисуса распятие и воскресение христиане верят, что Бог предлагает людям спасение и вечную жизнь . [ 1 ] смерть Иисуса искупила все грехи , тем самым приведя человечество к праву перед Богом. Среди христиан широко распространено убеждение: «Иисус умер за ваши грехи», и поэтому они признают, что спасение возможно только через Него. [ 2 ]
В этих учениях подчеркивается, что как Агнец Божий Иисус решил пострадать, пригвожденный к кресту на Голгофе, в знак своего послушания воле Божией, как «агент и слуга Божий». [ 3 ] [ 4 ] Выбор Иисуса делает его человеком послушания, в отличие от непослушания Адама . [ 5 ] Согласно Новому Завету, после того, как Бог воскресил его из мертвых, [ 6 ] Иисус вознесся на небеса, чтобы сесть по правую руку Бога Отца , [ 7 ] со своими последователями, ожидающими его возвращения на Землю Бога и последующего Страшного суда . [ 8 ]
Согласно евангельским повествованиям, Иисус родился от девы , наставлял других евреев, как следовать за Богом (иногда с помощью притч ), творил чудеса и собирал учеников . Христиане обычно верят, что это повествование исторически верно .
Хотя по поводу природы Иисуса ведутся богословские дебаты, христиане -тринитарии верят, что Иисус — это Логос , воплощенный Бог (Бог в человеческой форме), Бог-Сын и « истинный Бог и истинный человек » — полностью божественный и полностью человеческий. Иисус, став вполне человеком во всех отношениях, претерпел боли и искушения смертного человека, но не согрешил.
Основные учения
[ редактировать ]Хотя христианские взгляды на Иисуса различаются, можно обобщить ключевые элементы убеждений, разделяемых основными христианскими конфессиями, анализируя их катехизические или исповедальные тексты. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Христианские взгляды на Иисуса заимствованы из различных библейских источников, особенно из канонических Евангелий и писем Нового Завета, таких как послания Павла . Христиане преимущественно считают, что эти произведения исторически верны. [ 12 ]
Те христианские группы или деноминации, которые придерживаются того, что считается библейским ортодоксальным христианством, почти все согласны с тем, что Иисус: [ 13 ]
- родился от девственницы;
- является человеком, который также является полностью Богом;
- ни разу не согрешил за время своего существования;
- был распят и похоронен в гробнице;
- воскрес из мертвых на третий день;
- вознесся обратно к Богу-Отцу через 40 дней после своего воскресения;
- вернется на Землю. [ 14 ]
Некоторые группы, считающиеся христианскими, придерживаются убеждений, которые считаются неортодоксальными . Например, сторонники монофизитства отвергают идею о том, что Христос имеет две природы: одну человеческую и одну божественную. [ 15 ]
Пять главных вех евангельского повествования о жизни Иисуса — это его крещение , преображение , распятие, воскресение и вознесение . [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ] Обычно их заключают в скобки два других эпизода: его рождение в начале и послание Параклета ( Святого Духа) в конце. [ 16 ] [ 18 ] Евангельские рассказы об учениях Иисуса часто представлены в виде конкретных категорий, включающих его «дела и слова», например, его служение , притчи и чудеса . [ 19 ] [ 20 ]
Христиане придают богословское значение не только творениям Иисуса , но и его имени . Поклонение имени Иисуса восходит к самым ранним временам христианства . [ 21 ] [ 22 ] Они существуют сегодня как в восточном , так и в западном христианстве – как католическом, так и протестантском. [ 22 ]
Христиане преимущественно исповедуют, что через жизнь, смерть и Воскресение Иисуса он восстановил общение человечества с Богом кровью Нового Завета . человечества Его смерть на кресте понимается как искупительная жертва: источник спасения и искупления грехов . [ 23 ] которое вошло в человеческую историю через грех Адама . [ 24 ]
Христос, Логос и Сын Божий
[ редактировать ]Но кем, по-твоему, я являюсь? Только Симон Петр ответил ему: Ты Христос, Сын Бога живого — Матфея 16:15-16. [ 25 ]
Иисус — посредник, но […] этот титул означает больше , чем просто кто-то между Богом и человеком. Он не просто третья сторона между Богом и человечеством. [...] Как истинный Бог, он приносит Бога человечеству. Как истинный человек, он приводит человечество к Богу. [ 26 ]
Большинство христиан вообще считают Иисуса Христом, долгожданным Мессией , а также единственным и неповторимым Сыном Божьим. Вступительные слова Евангелия от Марка ( 1:1 ) «Начало благовествования Иисуса Христа, Сына Божьего» дают Иисусу два различных атрибута: Христа и Сына Божьего. Его божественность снова подтверждается в Евангелии от Марка 1:11 . [ 27 ] Матфея 1:1 , который начинается с называния Иисуса Христом, а в стихе 16 снова объясняет это утверждением: «Иисус, называемый Христом».
В посланиях Павла слово Христос настолько тесно связано с Иисусом, что, по-видимому, для ранних христиан не было необходимости утверждать, что Иисус был Христом, поскольку это считалось среди них широко принятым. Следовательно, Павел мог использовать термин «Христос» , не путаясь в том, к кому он относится, и, как в 1 Коринфянам 4:15 и Римлянам 12:5, он мог использовать такие выражения, как «во Христе», для обозначения последователей Иисуса. [ 28 ]
В Новом Завете титул «Сын Божий» применяется к Иисусу во многих случаях, от Благовещения до Распятия . [ 29 ] Заявление о том, что Иисус является Сыном Божьим, сделано многими людьми в Новом Завете и дважды Богом Отцом как голос с Небес, и утверждается самим Иисусом. [ 29 ] [ 30 ] [ 31 ] [ 32 ]
В христологии концепция Христа как Логоса ( т. е. «Слова») сыграла важную роль в установлении доктрины божественности Христа и его положения как Бога-Сына в Троице. [ нужна ссылка ] как это изложено в Халкидонском Символе веры . Это происходит из начала Евангелия от Иоанна , которое обычно переводится на английский язык как: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». [ 33 ] λόγος в оригинальном греческом языке койне переводится как «Слово» , а в теологическом дискурсе его часто оставляют в английской транслитерированной форме «Логос» . Самый простой способ понять это — учение о том, что Иисус (Слово Божье) произошел из лона Бога Отца образом превратилось в плод во чреве (Девы Марии) и стал живым существом, которое затем сверхъестественным , как исповедуемый верующими во Христа .
Предсуществование Христа относится к существованию Христа до его воплощения как Иисуса. Одним из соответствующих отрывков Нового Завета является Иоанна 1:1-18 , где, с точки зрения тринитаризма, Христос отождествляется с ранее существовавшей божественной ипостасью, называемой Логосом или Словом. Это учение повторяется в Иоанна 17:5 , когда Иисус говорит о славе, которую Он имел у Отца «прежде бытия мира» во время прощальной речи . [ 34 ] В Иоанна 17:24 также говорится об Отце, любившем Иисуса «прежде создания мира». [ 34 ] Нетринитарные взгляды на предсуществование Христа различаются: одни отвергают это, а другие принимают.
После апостольской эпохи , начиная со II века, возникло несколько споров о том, как соотносятся человеческое и божественное в личности Иисуса. [ 35 ] [ 36 ] [ 37 ] концепция ипостасного союза , а именно, что Иисус одновременно полностью божественен и полностью человечен. В конце концов, в 451 году на Халкидонском соборе была высказана [ 35 ] [ 36 ] [ 38 ] [ 39 ] Однако и после этого разногласия между христианскими конфессиями продолжались: некоторые отвергали ипостасный союз в пользу монофизитства.
Воплощение, Рождество и Второй Адам
[ редактировать ]Он — образ невидимого Бога, первенец всего творения. Ибо Им создано все на небе и на земле, видимое и невидимое . — Колоссянам 1:15-16.
В приведенном выше стихе из Послания к Колоссянам рождение Иисуса рассматривается как модель всего творения. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ] [ 43 ]
Апостол Павел рассматривал рождение Иисуса как событие космического значения, которое привело к появлению «нового человека», который устранил ущерб, нанесенный падением первого человека, Адама. Точно так же, как иоаннический взгляд на Иисуса как на воплощенного Логоса провозглашает универсальную значимость его рождения, точка зрения Павла подчеркивает рождение нового человека и нового мира в рождении Иисуса. [ 5 ] взгляд Павла Эсхатологический на Иисуса противопоставляет его как нового человека нравственности и послушания, в отличие от Адама. В отличие от Адама, новый человек, рожденный в Иисусе, повинуется Богу и открывает мир нравственности и спасения. [ 5 ]
С точки зрения Павла, Адам позиционируется как первый человек, а Иисус — как второй: Адам, развратив себя своим непослушанием, также заразил человечество и оставил ему в наследство проклятие. Рождение Иисуса уравновесило падение Адама, принеся искупление и возместив ущерб, нанесенный Адамом. [ 44 ]
Во II веке отец Церкви Ириней пишет:
«Когда Он воплотился и стал человеком, Он заново начал длинную череду человеческих существ и в краткой и всеобъемлющей форме обеспечил нам спасение; так что то, что мы потеряли в Адаме, а именно, чтобы было по образу и подобие Божие, чтобы нам исцелиться во Христе Иисусе». [ 45 ] [ 46 ]
В святоотеческом богословии противопоставление Павлом Иисуса как нового человека Адаму обеспечило основу для обсуждения уникальности рождения Иисуса и последующих событий его жизни. Таким образом, рождение Иисуса стало отправной точкой для «космической христологии», в которой рождение, жизнь и Воскресение Иисуса имеют универсальное значение. [ 5 ] [ 47 ] [ 48 ] Концепция Иисуса как «нового человека» повторяется в цикле рождения и возрождения Иисуса от его рождения до его Воскресения: после его рождения, благодаря своей нравственности и послушанию Отцу, Иисус начал «новую гармонию» в отношениях между Богом Отцом и человеком. Таким образом, Рождество и Воскресение Иисуса создали автора и образец нового человечества. [ 49 ] С этой точки зрения рождение, смерть и Воскресение Иисуса привели к спасению, устранив ущерб, нанесенный Адаму. [ 50 ]
Будучи биологическим сыном Давида , Иисус должен был принадлежать к еврейской расе, национальности, нации и культуре . [ 51 ] [ 52 ] Одним из аргументов против этого может быть противоречие в родословных Иисуса: Матфей говорит, что он сын Соломона , а Лука говорит, что он сын Нафана , причем Соломон и Нафан — братья. Иоанн Дамаскин учил, что противоречия нет, поскольку Натан женился на жене Соломона после смерти Соломона в соответствии с Священным Писанием, а именно, йибум ( мицва , согласно которой мужчина должен жениться на бездетной вдове своего брата). [ 53 ]
Иисус вырос в Галилее, и большая часть его служения прошла там. [ 54 ] Языки, на которых говорили в Галилее и Иудее в I веке нашей эры, включают еврейский палестинский арамейский , иврит и греческий , причем преобладает арамейский. [ 55 ] [ 56 ] Существует существенное согласие в том, что Иисус дал большую часть своих учений на арамейском языке. [ 57 ] на галилейском диалекте . [ 58 ] [ 59 ]
Канонические евангелия описывают Иисуса, носящего цицит – кисточки на талите – в Евангелии от Матфея 14:36. [ 60 ] и Луки 8:43–44 . [ 61 ] Помимо этого, в Новом Завете нет описаний внешности Иисуса перед его смертью, а евангельские повествования, как правило, безразличны к расовой внешности или особенностям людей. [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ] : 48–51
Министерство
[ редактировать ]Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы они могли иметь и наслаждаться жизнью, и иметь ее в изобилии (в полной мере, пока она не переполнится). —Иоанна 10:10 (Расширенный вариант)
Судя по всему, у Иисуса было две основные заботы в отношении людей и материального: (1) чтобы они были освобождены от тирании вещей и (2) чтобы они активно заботились о нуждах других. [ 26 ]
В канонических Евангелиях служение Иисуса начинается с его крещения в сельской местности Иудеи , недалеко от реки Иордан , и заканчивается в Иерусалиме после Тайной вечери . [ 65 ] В Евангелии от Луки ( 3:23 ) говорится, что Иисусу было «около 30 лет» в начале своего служения. [ 66 ] [ 67 ] Дата начала его служения оценивается примерно в период с 27 по 29 год нашей эры, а конец - в период с 30 по 36 год нашей эры. [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ]
Раннее служение Иисуса в Галилее начинается, когда после крещения он возвращается в Галилею после своего пребывания в Иудейской пустыне . [ 70 ] В этот ранний период он проповедует по всей Галилее и набирает своих первых учеников , которые начинают путешествовать с ним и в конечном итоге составляют ядро ранней Церкви. [ 65 ] [ 71 ] Основное служение в Галилее, которое начинается в 8-й главе Евангелия от Матфея , включает посвящение Двенадцати Апостолов и охватывает большую часть служения Иисуса в Галилее. [ 72 ] [ 73 ] Последнее служение в Галилее начинается после смерти Иоанна Крестителя , когда Иисус готовится отправиться в Иерусалим. [ 74 ] [ 75 ]
В более позднем иудейском служении Иисус начинает свое последнее путешествие в Иерусалим через Иудею. [ 76 ] [ 77 ] [ 78 ] [ 79 ] , направляясь в Иерусалим, Иисус Во время позднего служения Переана , примерно на трети пути вниз от Галилейского моря вдоль реки Иордан, возвращается в место, где он был крещен. [ 80 ] [ 81 ] [ 82 ]
Последнее служение в Иерусалиме иногда называют Страстной неделей и начинается с триумфального въезда Иисуса в Иерусалим . [ 83 ] Евангелия содержат больше подробностей о последнем служении, чем другие периоды, посвящая около трети своего текста последней неделе жизни Иисуса в Иерусалиме . [ 84 ]
Учения, притчи и чудеса
[ редактировать ]Слова, которые говорю вам, Я говорю не от Себя, но Отец, обитающий во Мне, творит дела Свои. — Иоанна 14:10 [ 85 ]
В Новом Завете учение Иисуса представлено в виде его «слов и дел». [ 19 ] [ 20 ] Слова Иисуса включают в себя несколько проповедей, помимо притч, которые встречаются на протяжении всего повествования синоптических Евангелий (евангелие от Иоанна не содержит притч). К делам относятся чудеса и другие действия, совершенные во время его служения. [ 20 ]
Хотя канонические евангелия являются основным источником учения Иисуса, послания Павла, которые, вероятно, были написаны за десятилетия до появления Евангелий, представляют собой одни из самых ранних письменных изложений учения Иисуса. [ 86 ]
Новый Завет не представляет учение Иисуса просто как его собственное учение, но приравнивает слова Иисуса к божественному откровению, при этом Иоанн Креститель заявляет в Иоанна 3:34 : «Ибо тот, кого послал Бог, говорит слова Божии. , ибо Бог дает Духа без ограничений». и Иисус заявляет в Иоанна 7:16 : «Мое учение не мое. Оно исходит от пославшего меня». [ 85 ] [ 87 ] В Евангелии от Матфея 11:27 Иисус заявляет о божественном знании, заявляя: «Никто не знает Сына, кроме Отца, и никто не знает Отца, кроме Сына», утверждая, что он имеет взаимное знание с Отцом. [ 32 ] [ 88 ]
Одним из наиболее важных учений Иисуса является его второе пришествие в Евангелии от Матфея 24 и Луки 21 . Там Иисус объяснил признаки последних дней , широко известных как последнее время . Это дни, которые предшествуют второму пришествию Иисуса Христа , там он говорил о признаках конца дней и о том, что произойдет с верующими во Христа, о гонениях и бедах, которые обрушатся на мир. Второе пришествие Иисуса в основном делится на две части, а именно; Восхищение пришествие и Второе . Восхищение — это время, когда Иисус приходит в воздух, чтобы взять своих святых на Небеса на период в семь лет, а второе пришествие — это время, когда Он приходит со святыми, чтобы править землей в течение тысячи лет. Его еще называют тысячелетним правлением.
Дискурсы
[ редактировать ]Евангелия включают несколько речей Иисуса в определенных случаях, например, прощальную речь, произнесенную после Тайной вечери , в ночь перед его распятием. [ 89 ] Хотя некоторые из учений Иисуса сообщаются как происходящие в формальной атмосфере синагоги (например, в Матфея 4:23 ), многие беседы больше похожи на беседы, чем на формальные лекции. [ 90 ]
Евангелие от Матфея представляет собой структурированный набор проповедей, часто группируемых как « Пять бесед Матфея» , в которых представлены многие ключевые учения Иисуса. [ 91 ] [ 92 ] Каждая из пяти бесед имеет несколько параллельных отрывков из Евангелия от Марка или Евангелия от Луки . [ 93 ] Пять бесед Матфея начинаются с Нагорной проповеди , в которой изложены многие моральные учения Иисуса и которая является одним из самых известных и наиболее цитируемых элементов Нового Завета. [ 90 ] [ 94 ] Нагорная проповедь включает заповеди блаженства , которые описывают характер людей Царства Божия , выраженные как «благословения». [ 95 ] Заповеди блаженства сосредоточены на любви и смирении, а не на силе и требованиях, и отражают ключевые идеалы учения Иисуса о духовности и сострадании. [ 96 ] [ 97 ] [ 98 ] Другие беседы в Евангелии от Матфея включают Миссионерскую беседу в Евангелии от Матфея 10 и Бесед о Церкви в Евангелии от Матфея 18 , дающие наставления ученикам и закладывающие основу кодексов поведения для ожидаемого сообщества последователей. [ 99 ] [ 100 ] [ 101 ]
Притчи
[ редактировать ]Притчи Иисуса представляют собой основной компонент его учения в Евангелиях, около тридцати притч составляют около трети его записанных учений. [ 102 ] [ 103 ] Притчи могут появляться в более длинных проповедях, а также в других местах повествования. [ 90 ] Притчи Иисуса кажутся простыми и запоминающимися историями, часто образными, и каждая из них передает учение, которое обычно связывает физический мир с духовным миром. [ 104 ] [ 105 ]
В XIX веке Лиско и Фейрберн заявили, что в притчах Иисуса «образ, заимствованный из видимого мира, сопровождается истиной из невидимого (духовного) мира» и что притчи Иисуса не являются «простыми подобиями, служащими целью иллюстрации, а являются внутренними аналогиями, где природа становится свидетелем духовного мира». [ 104 ] Точно так же и в XX веке, называя притчу «земной историей с небесным смыслом», [ 106 ] Уильям Барклай утверждает, что в притчах Иисуса используются знакомые примеры, чтобы направить умы других к небесным концепциям. Он предполагает, что Иисус построил свои притчи не просто как аналогии, а на основе «внутреннего родства между естественным и духовным порядком». [ 106 ]
притчами, Одну из основных причин, по которой Иисус говорил с евреями объяснил ученикам Иисус сам. Его можно найти в Евангелии от Матфея 13:13-14; там Иисус объясняет, почему он использовал много притч народу Израиля . Иисус объяснил, что это произошло во исполнение пророчества пророка Исайи , и это можно найти в Исаии 6:9-10. Это было сделано для того, чтобы народ Израиля не понял и не осознал, кто такой Иисус, и не принял его. Он намеренно сделал это, чтобы обеспечить язычников. [ 107 ] быть частью детей Божьих.
Чудеса Иисуса
[ редактировать ]Верьте чудесам, чтобы вы могли знать и понимать, что Отец во мне, и я в Отце . — Иоанна 10:38 [ 108 ]
В христианских учениях чудеса Иисуса были таким же средством передачи его послания, как и его слова. Многие чудеса подчеркивают важность веры, например, при очищении десяти прокаженных . [ 109 ] Иисус не сказал: «Моя сила спасла тебя», но сказал: «Встань и иди; твоя вера спасла тебя». [ 110 ] [ 111 ] Точно так же в чуде «Хождение по воде » апостол Петр усваивает важный урок о вере: когда его вера колеблется, он начинает тонуть. [ 112 ] [ 113 ]
Одной из характеристик, общих для всех чудес Иисуса в Евангелиях, является то, что он бесплатно приносил пользу и никогда не просил и не принимал никакой формы оплаты за свои чудеса исцеления, в отличие от некоторых первосвященников его времени, которые взимали плату с исцеленных. [ 114 ] В Евангелии от Матфея 10:8 он посоветовал своим ученикам исцелять больных, воскрешать мертвых, очищать больных проказой и изгонять бесов без платы, и заявил: «Даром получили, даром давайте». [ 114 ]
Христиане в целом верят, что чудеса Иисуса были реальными историческими событиями и что его чудесные дела были важной частью его жизни, свидетельствуя о его божественности и ипостасном союзе , т. е. о двойственной природе человечества и божественности Христа в одной ипостаси. [ 115 ] Христиане верят, что, хотя переживания Иисуса, связанные с голодом, усталостью и смертью, были свидетельством его человечности, чудеса были свидетельством его божественности. [ 116 ] [ 117 ] [ 118 ]
Христианские авторы также рассматривают чудеса Иисуса не просто как действия силы и всемогущества, но как дела любви и милосердия: они были совершены, чтобы проявить сострадание к грешному и страдающему человечеству. [ 115 ] Авторы Кен и Джим Стокер заявляют, что «каждое чудо, совершенное Иисусом, было актом любви». [ 119 ] И каждое чудо предполагает конкретное учение. [ 120 ] [ 121 ]
Поскольку по Евангелию от Иоанна [ 122 ] невозможно было рассказать обо всех чудесах, совершенных Иисусом, Католическая энциклопедия утверждает, что чудеса, представленные в Евангелиях, были выбраны по двоякой причине: во-первых, по проявлению славы Божией, а затем по их доказательной ценности. Иисус называл свои «дела» доказательством своей миссии и своей божественности, а в Евангелии от Иоанна 5:36 он заявил, что его чудеса имеют большую доказательную ценность, чем свидетельство Иоанна Крестителя . [ 115 ]
Распятие и искупление
[ редактировать ]Часть серии о |
христология |
---|
Рассказы о Распятии и последующем Воскресении Иисуса дают богатую основу для христологического анализа, от канонических Евангелий до посланий Павла. [ 123 ]
«Агентская христология» Иоанна сочетает в себе концепцию о том, что Иисус является Сыном своего Отца, с идеей о том, что он пришел в мир как агент своего Отца, уполномоченный и посланный Отцом, чтобы представлять Отца и выполнять работу Своего Отца. В каждом синоптическом изображении Иисуса подразумевается учение о том, что спасение, которое дает Иисус, неотделимо от самого Иисуса и его божественной личности. Сыновство и свобода действий встречаются в синоптических евангелиях только в притче о винограднике ( Матфея 21:37 ; Марка 12:6 ; Луки 20:13 ). [ 124 ] Подчинение Иисуса распятию — это жертва, принесенная как агент Божий или слуга Божий ради возможной победы. [ 4 ] [ 125 ] Это основывается на спасительной теме Евангелия от Иоанна , которая начинается в Иоанна 1:36 с провозглашения Иоанна Крестителя : «Агнец Божий, который берет на себя грехи мира». [ 126 ] [ 127 ] Дальнейшее подкрепление этой концепции дается в Откровении 21:14 , где «Агнец закланный, но стоящий» — единственный, кто достоин взять в руки свиток (т. е. книгу), содержащую имена тех, кто должен быть спасен. [ 128 ]
Центральным элементом христологии, представленной в Деяниях апостолов, является утверждение веры в то, что смерть Иисуса через распятие произошла «по предведению Божию, по определенному плану». [ 129 ] С этой точки зрения, как и в Деяниях 2:23 , крест не рассматривается как позор, поскольку распятие Иисуса «от рук беззаконников» рассматривается как исполнение плана Божьего. [ 129 ] [ 130 ]
Христология Павла уделяет особое внимание смерти и воскресению Иисуса. Для Павла распятие Иисуса напрямую связано с его Воскресением, и термин «крест Христов», использованный в Галатам 6:12, можно рассматривать как сокращение послания Евангелия. [ 131 ] Для Павла Распятие Иисуса было не изолированным событием в истории, а космическим событием со значительными эсхатологическими последствиями, как в 1 Коринфянам 2:8 . [ 131 ] С точки зрения Павла, Иисус, послушный до смерти ( Филиппийцам 2:8 ), умер «в нужное время» ( Римлянам 4:25 ) согласно замыслу Божьему. [ 131 ] Для Павла «сила креста» неотделима от Воскресения Иисуса. [ 131 ]
Жан Кальвин поддерживал христологию «агента Божьего» и утверждал, что на суде Пилата Иисус мог бы успешно доказать свою невиновность, но вместо этого поддался распятию в послушании Отцу. [ 132 ] [ 133 ] Эта христологическая тема продолжалась и в 20 веке как в Восточной , так и в Западной церквях . В Восточной Церкви Сергей Булгаков утверждал, что Распятие Иисуса было « превечно » определено Отцом еще до сотворения мира, чтобы искупить человечество от позора, вызванного грехопадением Адама. [ 134 ] В Западной церкви Карл Ранер развил аналогию о том, что кровь Агнца Божьего (и вода из ребра Иисуса), пролитая при Распятии, имела очищающую природу, подобную крещенской воде. [ 135 ]
Мормоны верят, что Распятие было кульминацией искупления Христа, которое началось в Гефсиманском саду . [ 136 ]
Воскресение, Вознесение и Второе пришествие
[ редактировать ]Новый Завет учит, что Воскресение Иисуса является основой христианской веры. [ 137 ] Христиане через веру в действие Божие [ 138 ] духовно воскрешены с Иисусом и искуплены , чтобы они могли ходить по новому пути жизни. [ 139 ]
В учении апостольской Церкви Воскресение рассматривалось как возвещение новой эры . Формирование богословия Воскресения выпало на долю апостола Павла . Павлу было недостаточно просто повторять элементарные учения, но, как говорится в Послании к Евреям 6:1 , «выйти за пределы первоначальных учений о Христе и достичь зрелости». Фундаментальным для богословия Павла является связь между Воскресением Христа и искуплением. [ 140 ] Павел объяснил важность Воскресения Иисуса как причины и основы надежды христиан поделиться подобным опытом в 1 Кор. 15:20–22 :
Но Христос действительно воскрес из мертвых, первенец из усопших. Ибо, поскольку смерть пришла через человека, то и воскресение мертвых происходит через человека. Ибо как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут.
Если крест стоит в центре богословия Павла, то и Воскресение находится в центре богословия Павла: если бы один не умер смертью всех , всем было бы мало что праздновать в Воскресении одного. [ 141 ] Павел учил, что как христиане примут участие в смерти Иисуса при крещении, так они примут участие и в Его Воскресении. [ 142 ] ибо Иисус был назван Сыном Божиим Своим Воскресением. [ 143 ] [ 142 ] Взгляды Павла шли вразрез с мыслями греческих философов, для которых телесное воскресение означало новое заточение в телесном теле, чего они и хотели избежать, так как для них телесное и материальное сковывали дух. [ 144 ] В то же время Павел верил, что вновь воскресшее тело будет телом духовным — бессмертным, прославленным и могущественным, в отличие от земного тела, которое смертно, бесчестно и слабо. [ 145 ]
Апостольские отцы , обсуждавшие смерть и Воскресение Иисуса, в том числе Игнатий (50–115 гг.), [ 146 ] Поликарп (69–155) и Иустин Мученик (100–165). [ 147 ] После обращения Константина и освободительного Миланского эдикта в 313 году вселенские соборы IV, V и VI веков, посвященные христологии, помогли сформировать христианское понимание искупительной природы Воскресения и повлияли как на развитие его иконографии. и его использование в литургии . [ 148 ]
Нетринитарные перспективы
[ редактировать ]Учение о Троице, включая веру в то, что Иисус является личностью Троицы , не является общепринятым среди христиан. [ 149 ] [ 150 ] Нетринитарные христианские группы включают Церковь Иисуса Христа Святых последних дней , [ 151 ] Унитаристы и Свидетели Иеговы . [ 152 ] Хотя все современные нетринитарные группы отвергают учение о Троице, их взгляды на природу Иисуса по-прежнему сильно расходятся. Некоторые не верят, что Иисус — Бог, вместо этого веря, что он был посланником Бога, пророком или совершенным сотворенным человеком. Это точка зрения, поддерживаемая древними сектами, такими как эбиониты . [ 153 ] и современные унитарии. [ 154 ]
См. также
[ редактировать ]- Хронология Иисуса
- Евангельская гармония - Сбор событий библейских Евангелий.
- Великое поручение – наставление Иисуса своим ученикам распространять Евангелие.
- Святое Имя Иисуса – христианская преданность
- Иисус в сравнительной мифологии - Сравнительное мифологическое исследование Иисуса Христа.
- Иисус в исламе - предпоследний пророк и эсхатологическая фигура в исламе.
- Взгляд иудаизма на Иисуса - взгляды иудаизма на центральную фигуру христианства.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Дехарб, Джозеф (1912). . Полный катехизис католической религии . Перевод преподобного Джона Фандера. Шварц, Кирвин и Фаусс.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оксфордский справочник по Библии, с. 649.
- ^ «Римлянам 3:23–25 NIV — Библейские ворота» .
- ^ Христология Ансельма Кентерберийского Даниэля Деме, 2004 г. ISBN 0-7546-3779-4 , стр. 199–200
- ^ Перейти обратно: а б Куллманн, Оскар (1959). Христология Нового Завета . Вестминстер Джон Нокс Пресс. п. 79. ИСБН 0-664-24351-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Систематическое богословие, том 2 , Вольфхарт Панненберг, 2004 г., 0567084663 ISBN, стр. 297–303
- ^ Деяния 2:24 , Римлянам 10:9 , 1 Кор 15:15 , Деяния 2:31–32 , 3:15 , 3:26 , 4:10 , 5:30 , 10:40–41 , 13:30 , 13 :34 , 13:37 , 17:30–31 , 1 Кор 6:14 , 2 Кор 4:14 , Гал 1:1 , Еф 1:20 , Кол 2:12 , 1 Фес 1:10 , Евр 13:20 , 1 Пет 1 :3 , 1:21
- ^ Марка 16:19 , Луки 22:69 , Деяния 2:33 , 5:31 , 7:55–56 , Римлянам 8:34 , Еф 1:20 , Кол. 3:1 , Евреям 1:3 , 1:13 , 10:12 , 12:2 , 1 Петра 3:22
- ^ Деяния 1: 9–11.
- ^ Джексон, Грегори Ли, католик, лютеранин, протестант: доктринальное сравнение 1993 г. ISBN 978-0-615-16635-3 Часть первая: «Области соглашения», страницы 11–17.
- ^ Православная церковь: введение в ее историю, доктрина Джона Энтони Макгукина, 2010 г., страницы 6-7.
- ^ Основная христианская доктрина Джона Х. Лейта , 1993 г., страницы 1-2.
- ^ Второй Ватиканский собор, Dei Verbum (V.19). Архивировано 31 мая 2014 г. в Wayback Machine ; Фома Аквинский, Может ли в Священном Писании слово иметь несколько значений? Архивировано 6 сентября 2006 г. в Wayback Machine ; см. Катехизис Католической Церкви, §116. Архивировано 25 марта 2015 г. в Wayback Machine ; Р. К. Спроул, «Знание Священного Писания» , стр. 45–61; Грег Бансен, Реформатское исповедание относительно герменевтики (статья 6). Архивировано 4 декабря 2014 г. в Wayback Machine ; Скотт Фаутц, Мартин Лютер и Священное Писание
- ^ «Кто такой Иисус? Во что верят христиане?» Университет Джонса Хопкинса. Высшее христианское сообщество. [1] Архивировано 4 марта 2013 г. в Wayback Machine 1 мая 2013 г.
- ^ см . Иоанна 14:1–3 , Деяния 1:10–11 , Луки 21:27 , Откровение 1:7.
- ^ Вводный словарь теологии и религиоведения . Литургическая пресса. 2007. с. 902. ИСБН 978-0-8146-5856-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Очерки интерпретации Нового Завета Чарльза Фрэнсиса Дигби Моула, 1982 г. ISBN 0-521-23783-1 стр. 63
- ^ Мелодия веры: богословие в православном ключе Вигена Гурояна, 2010 г. ISBN 0-8028-6496-1 стр. 28
- ^ Перейти обратно: а б Писание в традиции Джона Брека, 2001 г. ISBN 0-88141-226-0 стр. 12
- ^ Перейти обратно: а б Комментарий к библейским знаниям Джона Ф. Уолворда, Роя Б. Цука, 1983 г. ISBN 0-88207-812-7 стр. 100
- ^ Перейти обратно: а б с Слова и дела Иисуса Христа Дж. Дуайта Пятидесятница 2000 г. ISBN 978-0-310-30940-6 стр. 212
- ^ Хантер, Сильвестр. Очерки догматического богословия , Том 2. 2010 г. ISBN 1-146-98633-5 стр. 443
- ^ Перейти обратно: а б Хоулден, Лесли. Иисус: Полное руководство , 2006. ISBN 0-8264-8011-X с. 426
- ^ Катехизис Католической Церкви §606–618; Тридентский собор (1547 г.) в Денцингер-Шенметцере, Справочник символов, определений и деклараций по вопросам веры и морали (1965) §1529; Иоанна 14:2-3
- ^ Тридцать девять статей англиканской церкви, статья 9; Аугсбургское исповедание, статья 2; Второе Гельветическое исповедание, глава 8; Римлянам 5:12–21 ; 1 Кор. 15:21–22 .
- ^ Кто, по-вашему, я такой? Очерки христологии Джека Дина Кингсбери, Марка Аллана Пауэлла, Дэвида Р. Бауэра, 1999 г. ISBN 0-664-25752-6, страницы xvi и 109.
- ^ Перейти обратно: а б Стэгг, Фрэнк. Богословие Нового Завета. Бродман Пресс, 1962. ISBN 0-8054-1613-7
- ^ Господь Иисус Христос: Преданность Иисусу в раннем христианстве Ларри В. Уртадо, 2005 г. ISBN 0-8028-3167-2 стр. 288
- ^ Господь Иисус Христос: Преданность Иисусу в раннем христианстве Ларри В. Уртадо, 2005 г. ISBN 0-8028-3167-2 стр. 99
- ^ Перейти обратно: а б «Католическая энциклопедия: Сын Божий» . Архивировано из оригинала 07 апреля 2020 г. Проверено 13 октября 2011 г.
- ^ Один учитель: обучающая роль Иисуса в Евангелии от Матфея Джона Юэ-Хан Йе, 2004 г. ISBN 3-11-018151-7 страниц 240-241
- ^ Пятидесятница Дуайта Слова и дела Иисуса Христа 2000 ISBN 0-310-30940-9 стр. 234
- ^ Перейти обратно: а б Международная стандартная библейская энциклопедия Джеффри В. Бромили, 1988 г. ISBN 0-8028-3785-9 страниц 571-572
- ^ «Иоанна 1:1» . Библиотека.com . Faithlife.com . Проверено 2 августа 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сотворение и христология Масанобу Эндо, 2002 г. ISBN 3-16-147789-8 стр. 233
- ^ Перейти обратно: а б Фальбуш, Эрвин (1999), Энциклопедия христианства , Лейден, Нидерланды: Брилл, стр. 463, ISBN 0-8028-2413-7
- ^ Перейти обратно: а б Рауш, Томас П. (2003), Кто такой Иисус? : введение в христологию , Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса, с. 149, ISBN 0-8146-5078-3
- ^ МакГрат, Алистер Э. (2007), Христианское богословие: введение , Молден, Массачусетс: Блэквелл, стр. 282, ISBN 978-1-4051-5360-7
- ^ Никейские и постникейские отцы, 2-я серия, Том XIV, стр. 207, переведенное издание Х. Р. Персиваля. http://www.fordham.edu/halsall/basis/ephesus.html Архивировано 16 августа 2000 г. в Wayback Machine.
- ^ Семь Вселенских Соборов Неразделенной Церкви, пер. Х.Р. Персиваль, в книге «Никейские и постникейские отцы», 2-я серия, изд. П. Шафф и Х. Уэйс (переиздание Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. B. Eerdmans, 1955), XIV, стр. 192–242.
- ^ Бромили, Джеффри В. Международная стандартная библейская энциклопедия , 1988. ISBN 0-8028-3785-9
- ^ Эспин, Орландо О. и Джеймс Б. Николофф. Вводный словарь богословия и религиоведения , 2007. ISBN 0-8146-5856-3 , с. 238
- ^ Миллс, Уотсон Э. и Роджер Обри Буллард. Библейский словарь Мерсера , 1998. ISBN 0-86554-373-9 . стр. 712
- ^ Райри, Чарльз К. Базовое богословие: , 1999. ISBN 0-8024-2734-0 . стр. 275
- ^ Дайль, Жан. Экспозиция послания Святого Павла к Филиппийцам , 1995 год. ISBN 0-8028-2511-7 . стр. 194-195
- ^ Бетьюн-Бейкер, Джеймс Франклин. Введение в раннюю историю христианского учения , 2005. ISBN 1-4021-5770-3 . п. 334
- ^ Уокер, Уиллистон. История христианской церкви , 2010. ISBN 1-4400-4446-5 . стр. 65-66
- ^ Гриллмайер, Джон Боуден. Христос в христианской традиции: от апостольского века до Халкидона . Алоис, 1975. ISBN 0-664-22301-X . стр. 15-19
- ^ Хелер, Ларри Р. Свидетельство Иисуса, Павла и Иоанна: исследование библейского богословия , 2008. ISBN 0-8308-2888-5 стр. 282
- ^ Ранер, Карл. Энциклопедия богословия: краткий Sacramentum mundi , 2004. ISBN 0-86012-006-6 . стр. 474 и 1434
- ^ Берк, Раймонд Л.; и др. (2008). Мариология: Руководство для священников, диаконов, семинаристов и посвященных лиц . ISBN 978-1-57918-355-4 . стр. 613-614
- ^ «Матфея 1:6. Матфея 1:6» . Архивировано из оригинала 02 февраля 2019 г. Проверено 29 июня 2019 г.
- ^ «Луки 3:31» . Архивировано из оригинала 02 февраля 2019 г. Проверено 29 июня 2019 г.
- ^ Дамаск, Святой Иоанн. «Изложение православной веры, глава XIII» . Этерна Пресс. Архивировано из оригинала 23 ноября 2022 г. Проверено 29 июня 2019 г.
- ^ Грин, Джоэл Б .; Макнайт, Шотландия ; Маршалл, И. Ховард (1992). Словарь Иисуса и Евангелий . Межвузовская пресса. п. 442. ИСБН 978-0-8308-1777-1 .
- ^ Барр, Джеймс (1970). «На каком языке говорил Иисус? » Бюллетень Библиотеки Манчестерского университета Джона Райлендса . 53 (1): 9–29. дои : 10.7227/BJRL.53.1.2 .
- ^ Портер, Стэнли Э. (1997). Руководство по толкованию Нового Завета . Брилл. С. 110–12 . ISBN 978-90-04-09921-0 .
- ^ Данн, Джеймс Д.Г. (2003). Иисус вспомнил . Вм. Издательство Б. Эрдманс. стр. 313–315. ISBN 978-0-8028-3931-2 .
- ^ Аллен С. Майерс, изд. (1987). "Арамейский". Библейский словарь Эрдмана . Гранд-Рапидс, Мичиган: Уильям Б. Эрдманс. п. 72. ИСБН 0-8028-2402-1 .
Принято считать, что арамейский язык был общим языком Израиля в первом веке нашей эры. Иисус и его ученики говорили на галилейском диалекте, который отличался от иерусалимского (Мф. 26:73).
- ^ «Арамейский язык» . Британская энциклопедия .
- ^ «Матфея 14:46» . Архивировано из оригинала 01 августа 2020 г. Проверено 29 июня 2019 г.
- ^ «Луки 8:43-44» . Архивировано из оригинала 01 августа 2020 г. Проверено 29 июня 2019 г.
- ^ Робин М. Дженсен «Иисус в христианском искусстве», глава 29 книги « Блэквеллский спутник Иисуса» под редакцией Делберта Беркетта, 2010 г. ISBN 1-4051-9362-X стр. 477-502
- ^ Подобие короля: предыстория портретной живописи в позднесредневековой Франции Стивена Перкинсона, 2009 г. ISBN 0-226-65879-1 стр. 30
- ^ Колин Кидд (2006). Формирование рас: раса и Священное Писание в протестантском атлантическом мире, 1600–2000 гг . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-79324-7 .
- ^ Перейти обратно: а б МакГрат, Алистер Э. Христианство: введение , 2006 г. ISBN 978-1-4051-0901-7 . стр. 16-22
- ^ Перейти обратно: а б Кестенбергер, Андреас Дж. , Л. Скотт Келлум. Колыбель, крест и венец: Введение в Новый Завет , 2009. ISBN 978-0-8054-4365-3 . п. 114
- ^ Перейти обратно: а б Майер, Пол Л. «Дата Рождества и хронология Иисуса» у Вардамана, Джерри и Эдвина М. Ямаути. Хронос, Кайрос, Христос: рождение и хронологические исследования , 1989. ISBN 0-931464-50-1 . стр. 113-129
- ^ Барнетт, Пол. Иисус и возникновение раннего христианства: история времен Нового Завета , 2002. ISBN 0-8308-2699-8 . стр. 19-21
- ^ Сандерс, EP (1993). Историческая личность Иисуса . Пингвин. стр. 11, 249. ISBN. 978-0140144994 .
- ^ Моррис, Леон. Евангелие от Матфея . ISBN 0-85111-338-9 . стр. 71
- ^ Редфорд, Дуглас. Жизнь и служение Иисуса: Евангелия , 2007 г. ISBN 0-7847-1900-4 . стр. 117-130
- ^ Лэдд, Джордж Элдон. Богословие Нового Завета . п. 324
- ^ Редфорд, Дуглас. Жизнь и служение Иисуса: Евангелия , 2007. ISBN 0-7847-1900-4 . стр. 143-160
- ^ Кокс, Стивен Л., Кенделл Х Исли. Гармония Евангелий , 2007. ISBN 0-8054-9444-8 . стр. 97-110
- ^ Редфорд, Дуглас. Жизнь и служение Иисуса: Евангелия , 2007. ISBN 0-7847-1900-4 . стр. 165-180
- ^ Кингсбери, Джек Дин. Христология Евангелия от Марка , 1983 г. ISBN 0-8006-2337-1 . стр. 91-95
- ^ Бартон, Стивен К. Кембриджский спутник Евангелий . ISBN 0-521-00261-3 . стр. 132-133
- ^ Кокс, Стивен Л., Кенделл Х Исли. Гармония Евангелий , 2007. ISBN 0-8054-9444-8 . стр. 121-135
- ^ Редфорд, Дуглас. Жизнь и служение Иисуса: Евангелия , 2007 г. ISBN 0-7847-1900-4 . стр. 189-207
- ^ Кокс, Стивен Л., Кенделл Х. Исли. Гармония Евангелий , 2007. ISBN 0-8054-9444-8 . стр. 137
- ^ Редфорд, Дуглас. Жизнь и служение Иисуса: Евангелия , 2007. ISBN 0-7847-1900-4 . стр. 211-229
- ^ Миллс, Уотсон Э. и Роджер Обри Буллард. Библейский словарь Мерсера , 1998. ISBN 0-86554-373-9 , с. 929
- ^ Кокс, Стивен Л., Кенделл Х Исли. Гармония Евангелий , 2007. ISBN 0-8054-9444-8 . стр. 155-170
- ^ Тернер, Дэвид Л. Мэтью , 2008. ISBN 0-8010-2684-9 . стр. 613
- ^ Перейти обратно: а б Осборн, Эрик Фрэнсис. Возникновение христианской теологии . Издательство Кембриджского университета, 1993. ISBN 978-0521430784 стр.98
- ^ Бломберг, Крейг Л. Иисус и Евангелия: Введение и обзор . Б&Х Академик, 2009. ISBN 0-8054-4482-3 . стр. 441-442
- ^ Кёстенбергер, Андреас Дж. Миссии Иисуса и учеников согласно Четвертому Евангелию . Вм. Издательство Б. Эрдманс, 1998. ISBN 0-8028-4255-0 страницы 108-109
- ^ Талберт, Чарльз Х. Мэтью . Бейкер Академик, 2010. ISBN 0-8010-3192-3 стр. 149
- ^ О'Дэй, Гейл Р., Сьюзен Хайлен. Джон (Вестминстерский библейский компаньон) Вестминстер Джон Нокс Пресс, 2006. ISBN 978-0-664-25260-1 , Глава 15: Прощальная беседа, страницы 142–168.
- ^ Перейти обратно: а б с Хоуик, Э. Кейт. Проповеди Иисуса Мессии . Издательство WindRiver, 2003. ISBN 978-1-886249-02-8 стр. 7-9
- ^ Кестенбергер, Андреас Дж. Л. Скотт Келлум, Чарльз Л. Куорлз. Колыбель, крест и венец: введение в Новый Завет . БиГ Академик, 2009. ISBN 978-0-8054-4365-3 . стр. 194-196
- ^ Кинер, Крейг С. Евангелие от Матфея . Вм. Издательство Б. Эрдманс, 2009. ISBN 978-0-8028-6498-7 . стр. 37-38
- ^ Франция, RT Евангелие от Матфея (Новый международный комментарий к Новому Завету) . Вм. Издательство Б. Эрдманс, 2007. ISBN 978-0-8028-2501-8 . стр.9
- ^ Воот, Карл Г. Нагорная проповедь: богословское исследование . Издательство Бэйлорского университета; 2-е издание, 2001 г. ISBN 978-0-918954-76-3 . стр. xi-xiv
- ^ "Блаженства". Ф. Л. Кросс (редактор), Э. А. Ливингстон (редактор). Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2005. ISBN 978-0192802903
- ^ Гастингс, Джеймс. Библейский словарь . Издательство Оксфордского университета, США; 3-е исправленное издание, 2005 г. ISBN 1-4102-1730-2 стр. 15-19
- ^ Джеген, Кэрол Фрэнсис. Иисус Миротворец . Шид и Уорд, 1986. ISBN 0-934134-36-7 . стр. 68-71
- ^ Майерник Ян, Джозеф Понесса, Лори Уотсон Манхардт. Синоптики: Матфей, Марк, Лука . Шид и Уорд, 2005. ISBN 1-931018-31-6 , стр.63-68.
- ^ Туссен, Стэнли Д. Вот король: исследование Матфея . Крегель Академический и Профессиональный, 2005. ISBN 0-8254-3845-4 . стр. 215-216
- ^ Дженсен, Ричард А. Проповедуя Евангелие от Матфея . Издательская компания CSS, 1998. ISBN 978-0-7880-1221-1 . стр. 25 и 158
- ^ Шуинар, Ларри. Мэтью (Комментарий The College Press NIV) . Издательство College Press, 1997. ISBN 0-89900-628-0 . стр. 321
- ^ Локьер, Герберт. Все притчи Библии . Зондерван, 1988 год. ISBN 978-0-310-28111-5 . стр.174
- ^ Пятидесятница, Дж. Дуайт. Притчи Иисуса: уроки жизни от главного учителя . Зондерван, 1998. ISBN 0-8254-3458-0 . стр. 10
- ^ Перейти обратно: а б Лиско, Фридрих Густав и Патрик Фэйрберн. Притчи Иисуса объяснены и проиллюстрированы, том 29 . Набу Пресс, 2010. ISBN 978-1149508398 . стр.9-11
- ^ Оксенден, Эштон. Притчи Господа нашего. Издательство William Macintosh, Лондон, 1864 г. ASIN: B008RW5N2S. стр.6
- ^ Перейти обратно: а б Барклай, Уильям. Притчи Иисуса . Вестминстер Джон Нокс Пресс, 1999. ISBN 0-664-25828-X стр.12.
- ^ «Храм и язычники» , Отношение к язычникам в древнем иудаизме и раннем христианстве , Bloomsbury T&T Clark, 2013, doi : 10.5040/9781472550286.ch-006 , ISBN 978-0-56763-766-6 , получено 2 января 2022 г.
- ↑ Возникновение христианского богословия Эрика Фрэнсиса Осборна, 1993 г. ISBN 0-521-43078-X стр. 100
- ^ Луки 17:19.
- ^ Марталер, Берард Л. (1993). Символ веры: апостольская вера в современном богословии . Двадцать третьи публикации; 3-е исправленное издание. п. 220 . ISBN 0-89622-537-2 .
- ^ Локьер, Герберт (1988). Все притчи Библии . Зондерван. п. 235. ИСБН 978-0-310-28111-5 .
- ^ Мф 14:34–36.
- ^ Перкинс, Фем (1988). Чтение Нового Завета: Введение . Паулист Пресс. п. 54 . ISBN 0-8091-2939-6 .
- ^ Перейти обратно: а б Бломберг, Крейг Л. (2009). Иисус и Евангелия: Введение и обзор . Б&Х Академик. п. 197. ИСБН 978-0-8054-4482-7 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Католическая энциклопедия чудес» . Архивировано из оригинала 16 ноября 2017 г. Проверено 14 октября 2011 г.
- ^ Локьер, Герберт. Все притчи Библии . Зондерван, 1988 год. ISBN 978-0-310-28111-5 . стр.25
- ^ Бранде, Уильям Томас, Джордж Уильям Кокс. Словарь науки, литературы и искусства . Лондон, 1867 г., также опубликовано Old Classics на Kindle, 2009 г., стр. 655.
- ^ Рамм, Бернард Л. Евангелическая христология: экуменическая и историческая . Издательство Риджент-колледжа, 1993. ISBN 1-57383-008-9 . стр.45
- ^ Стокер, Кен. Джим Стокер. Факты, вера и часто задаваемые вопросы . Ксулон Пресс, 2006. ISBN 978-1600347535 . стр.139
- ^ Магуайр, Роберт. Чудеса Христа . Улан Пресс, 2012. ASIN: B009QMIYOW. стр.133
- ^ Вирсбе, Уоррен В. Классические проповеди о чудесах Иисуса . Крегель Академический и Профессиональный, 1995. ISBN 0-8254-3999-X . стр. 132
- ^ 20:30
- ^ Пауэлл, Марк Аллан (ред.) и Дэвид Р. Бауэр (ред.). Кто, по-вашему, я такой? Очерки христологии . Вестминстер Джон Нокс Пресс, 1999. ISBN 0-664-25752-6 . стр. 106
- ^ Баукман, Ричард. «Иоаннинский Иисус и синоптический Иисус». [2] Архивировано 7 ноября 2017 г. в Wayback Machine 2 мая 2013 г.
- ^ Садананда, Ратнакара Садананда (2004). Иоанновское толкование Бога: исследование Иоаннова понимания Бога . Уолтер Де Грюйтер Инк. 281. ИСБН 3-11-018248-3 .
- ^ Поллард, Т.Э. (2005). Иоаннова христология и ранняя церковь . Издательство Кембриджского университета. п. 21 . ISBN 0-521-01868-4 .
- ^ Хенгель, Мартин (2004). Исследования по ранней христологии . Т&Т Кларк. п. 371. ИСБН 0-567-04280-4 .
- ^ Де Хаан, MR (1998). Исследования Откровения . Крегель Классика. стр. 103. ИСБН 978-0825424854 .
- ^ Перейти обратно: а б Матера, Фрэнк Дж. (1999). Христология Нового Завета . Крегель Классика. п. 67 . ISBN 0-664-25694-5 .
- ^ Речи в Деяниях: их содержание, контекст и проблемы Мэрион Л. Соардс, 1994 г. ISBN 0-664-25221-4 стр. 34
- ^ Перейти обратно: а б с д Шварц, Ганс (1998). Христология . стр. 132–134. ISBN 0-8028-4463-4 .
- ^ Эдмондсон, Эдмондсон (2004). Христология Кальвина . Издательство Кембриджского университета. п. 91 . ISBN 0-521-54154-9 .
- ^ Чтение и проповедь Священного Писания Хьюза Олифанта, старый 2002 г. ISBN 0-8028-4775-7 стр. 125
- ^ Булгаков, Сергей; Яким, Борис (2008). Агнец Божий . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 129. ИСБН 978-0-8028-2779-1 .
- ^ Ранер, Карл (2004). Энциклопедия богословия: краткий Sacramentum mundi . Бернс и Оутс. п. 74. ИСБН 0-86012-006-6 .
- ^ "churchofjesuschrist.org - Гефсимания" .
- ^ 1 Кор. 15:12–20 , 1 Пет. 1:3.
- ^ Кол. 2:12
- ^ Рим 6:4
- ^ Символ веры: апостольская вера в современном богословии Берарда Л. Марталера, 2007 г. ISBN 0-89622-537-2 стр. 361
- ^ Данн, Джеймс Д.Г. Богословие апостола Павла . Вм. Издательство Б. Эрдманс, 2003. ISBN 978-0802844231 . п. 235
- ^ Перейти обратно: а б Эрман, Барт. Петр, Павел и Мария Магдалина: последователи Иисуса в истории и легендах. Издательство Оксфордского университета, США. 2006. ISBN 0-19-530013-0
- ^ Рим. 1:4
- ^ Райхельт, Карл Людвиг и Сверре Холт. Медитация и благочестие на Дальнем Востоке , 2004. ISBN 0-227-17235-3 стр.30
- ^ 1 Коринфянам 15: 42–49.
- ^ Игнатий делает много мимолетных ссылок, но два расширенных обсуждения можно найти в « Письме к траллийцам» и «Письме к смирнянам» .
- ^ Диалог с Трифоном , критическое издание Филиппа Бобишона: Диалог с Трифоном . Полет. I, Editions universitaire de Fribourg, 2003, 45, 1–4 онлайн. Архивировано 2 апреля 2021 г. в Wayback Machine.
- ^ Воскресение и икона Мишеля Кено, 1998 г. ISBN 0-88141-149-3 стр. 72
- ^ Фридманн, Роберт. «Антитринитаризм» . Глобальная энциклопедия анабаптистских меннонитов . Проверено 24 октября 2012 г.
- ^ Джойс, Джордж Х. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- ^ «Мормонизм 101: Что такое мормонизм» , MormonNewsroom.org , Церковь СПД, 13 октября 2014 г., заархивировано из оригинала 21 октября 2014 г. , получено 21 октября 2014 г.
- ^ «Антитринитаризм». Ф. Л. Кросс (редактор), Э. А. Ливингстон (редактор). Оксфордский словарь христианской церкви. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2005. ISBN 978-0192802903
- ^ Хайам Маккоби (1987). Мифмейкер: Павел и изобретение христианства . ХарперКоллинз. стр. 172–183. ISBN 0-06-250585-8 .
- ^ Миано, Дэвид (2003). Объяснение унитарного христианства . АУК. п. 15. Архивировано из оригинала 21 мая 2019 г. Проверено 6 июня 2020 г.