Jump to content

Византийский обряд

византийского обряда иконостас В церквях отделяет святилище от нефа . Здесь показана часть шестирядного иконостаса Угличского собора . Северная Дьяконская дверь (слева) и Святые врата (справа).
Православный священник в Аргосе (Греция) проводит утреннюю литургию. Можно увидеть богослужебные книжники.

Византийский обряд , также известный как греческий обряд или Константинопольский обряд , представляет собой литургический обряд , который отождествляется с широким спектром культурных, религиозных и канонических практик, которые развились в восточно-христианской церкви Константинополя . [1]

Канонические часы расширены и сложны, длятся около восьми часов (дольше во время Великого поста ), но сокращаются за пределами крупных монастырей . [2] Иконостас перегородка, увешанная иконами , отделяет пространство вокруг алтаря от нефа . , Крестное знамение сопровождаемое поклонами, совершается очень часто, например, более ста раз во время божественной литургии , наблюдается заметное почитание икон, общее признание прихожан, свободно передвигающихся внутри церкви и взаимодействующих с каждым из них. другие и самобытные традиции литургического пения.

Некоторые традиционные практики в настоящее время выходят из употребления в различных церквях и в диаспоре, например, верующие стоят во время служб, часто кланяются и простираются ниц , а священники, диаконы и монашествующие всегда носят рясу и другие церковные одежды даже в повседневной жизни. жизнь ( монашествующие также спят в рясе), не бреясь и не подстригая волосы и бороды.

Кроме многочисленных псалмов, читаемых каждый день, весь Псалтирь каждую неделю читается , а во время Великого поста дважды в неделю совершаются ежедневные чтения других Священных Писаний; также во многие гимны вплетены цитаты и ссылки на Священные Писания. В многочисленные постные дни предписывается воздержание от мясных и молочных продуктов, а во многие постные дни также от рыбы, вина и употребления масла в кулинарии. Предписаны четыре периода поста: Великий пост , Рождественский пост , Апостольский пост и Успенский пост . Кроме того, в течение года большинство сред и пятниц, а также понедельников в монастырях являются постными днями.

В своем нынешнем виде обряд является продуктом длительного культурного синтеза, сложившегося в годы после иконоборчества VIII-IX веков , в котором решающую роль сыграли монастыри и их культурные контакты со Святой Землей. С IX по XIV века влияние Палестинского обряда [примечание 1] оказали доминирующее влияние, и обряд был назван «гибридным». [3] между более ранним церемониальным обрядом, который ученые назвали соборным обрядом Константинополя, [4] называли асматики аколоутия («певческие службы») и палестинский иерусалимский обряд, агиополитен ( греч. «Святого города») по-гречески, главным образом через монашеский типикон монастыря Мар-Саба недалеко от Иерусалима. Более поздние события обычно были связаны с монастырями в Константинополе и на Афоне, находившимися под покровительством императорского двора, такими как Студий , чье правление сформировало ядро ​​ранних монашеских общин в Болгарии и на Руси . [5] В период раннего Нового времени традиции обряда получили дальнейшее развитие благодаря стыку христианских и исламских мистических традиций, взращенных при османском дворе. [6]

До середины XVII века практика Русской Церкви , относительно удаленной от великих церковных и культурных центров греческого христианства, демонстрировала некоторые значительные местные и текстовые отличия от остального христианского мира. Практики Русской Церкви были насильственно приведены в соответствие с современными греческими обычаями во время реформ Патриарха Никона , что привело к относительному единообразию во всей Восточной Православной Церкви. Возникший в результате Раскол (рус. раскол ) расколол русское христианство на нынешних русских православных и исторически преследуемых старообрядцев , сохранявших многие архаичные практики богослужения. [7]

Священные Тайны

[ редактировать ]

«Святые Тайны», или «Священные Тайны», или подобные им относятся к элементам Святого Причастия , реальному присутствию Христа в Евхаристии , в текстах Божественной Литургии , молитвах до и после причастия и в других местах. как, например, в первом прошении ектении после причастия: «Восстань! Причастившись Божественных, святых, чистых, бессмертных, небесных, животворящих и страшных Христовых Тайн, достойно возблагодарим Господа». ." [8]

Священными тайнами также называют широкую богословскую категорию, включающую семь таинств , определенных в Западной церкви , но немного различающихся по акценту – подчеркивая их невыразимый характер и отказываясь от интенсивных богословских определений, которые появились в течение столетий после Реформации . [9] Хотя все современные православные церкви обычно соблюдают те же семь таинств, что и в католицизме , это число не имеет догматического значения, и вплоть до 17 века отдельные авторы сильно различались по количеству обрядов, считавшихся «тайнами». [10] Несмотря на исторические различия, современные православные и католики в целом едины в том, что они рассматривают семь таинств Запада и более свободное число священных тайн православия (семь только условно) как фактически эквивалентные. [11] Католики считают эти два понятия идентичными. [12]

Божественная Литургия

Божественная литургия может совершаться в большинство дней, за исключением так называемых алитургических дней или вблизи него , которые приходится на Великий пост . Однако обычно литургия совершается ежедневно только в соборах и крупных монастырях , а в других местах только по воскресеньям, большим праздникам и в некоторые другие дни, особенно во время Великого поста.

Эти три формы евхаристической службы используются повсеместно:

Ежедневный офис

[ редактировать ]

Суточный цикл начинается с вечерни и продолжается в течение дня и ночи согласно следующей таблице: [примечание 2]

Название службы на греческом языке Название услуги на английском языке Историческое время службы Тема [13]
Hesperinós (ἙσπερινόςГесперинос Вечерня На закате Прославление Бога, Творца мира и его Промысла.
Apódeipnon (ἈπόδειπνονАподейпнон Повечерие перед сном Сон как образ смерти, освещенный адскими муками Христа после Его смерти.
Mesonyktikón (ΜεσονυκτικόνМезониктикон Полуночный офис В полночь Полуночная молитва Христа в Гефсимании ; напоминание о том, что нужно быть готовым к приходу Жениха в полночь и Страшному суду .
Ортрос ( Ὄρθρος ) Утро или Ортрос Утренние часы, заканчивающиеся на рассвете Господь даровав нам не только свет дневной, но и свет духовный, Христа Спасителя.
Проте Хора ( Первая Ὥra ) Первый час (Прайм) В ≈7 утра Христа приводят к Пилату .
Trítē Hóra ( вторник ) Третий час (Терция) В ≈9 утра Суд Пилата над Христом и сошествие Святого Духа в Пятидесятницу , произошедшее в этот час.
Хекте Гора ( Ἕκτη Ὥρα ) Шестой час (Секс) В ≈12:00 Распятие Христа , произошедшее в этот час.
Эннате Ἐννάτη ὭραГора Девятый час (нет) В ≈15:00 Смерть Христа, произошедшая в этот час.
Типика ( обычно ) или Пролитургия [14] Типика следует за шестым или девятым часом.

Типика употребляется тогда , когда Божественная литургия совершается не в обычное время, т. е . когда идет вечерняя литургия или вообще не совершается литургия. В дни, когда литургия может совершаться в обычный час, типика следует за шестым часом (или утреней, когда принято служить тогда Литургию), и в ней читаются дневные чтения Послания и Евангелия; [примечание 3] в противном случае, на

или когда Литургия совершается на вечерне, типика имеет гораздо более короткую форму и совершается между девятым часом и вечерней. [14]

Также есть межчасы для первого, третьего, шестого и девятого часов. Это услуги, схожие по структуре с часами, но более короткие. Их использование варьируется в зависимости от местных обычаев, но обычно они используются только во время Рождественского поста, Апостольского поста и Успенского поста в дни, когда Великопостное аллилуйя заменяет «Бог есть Господь» на утрене, что может быть сделано по усмотрению экклезиарха . когда не совершается Божественная литургия.

Кроме этих общественных молитв, существуют еще частные молитвы, предписанные как для монашествующих, так и для мирян; однако в некоторых монастырях их читают в церкви. К ним относятся утренние и вечерние молитвы и молитвы (а в России и каноны ), которые следует произносить при подготовке к принятию Евхаристии .

Полный цикл служб обычно совершается только в монастырях, соборах и других католиках (соборах). В монастырях и приходах русской традиции во время Протезы (Приготовительной литургии) читаются Третий и Шестой Часы ; в противном случае Протез служится во время утрени, заключительная часть которой опущена, а Литургия Оглашенных начинается сразу после тропаря, следующего за Великим Славословием .

Полунощница пасхального редко служится в приходских церквях, за исключением бдения как основного служения, когда плащаницу снимают с гроба и переносят к алтарю.

Агрегаты

[ редактировать ]

На практике различные канонические часы группируются в совокупности. [15] так что есть три основных времени молитвы в день: вечер, утро и полдень. [примечание 4]

Наиболее распространены следующие группы:

Обычные дни

[ редактировать ]

Будни во время Великого поста

[ редактировать ]
  • Вечер — Великое повечерие
  • Утренние стражи – Полуночная служба, Утреня, Первый час.
  • Утро — Третий час, Шестой час, Девятый час, Типика , Вечерня (иногда с Литургией Преждеосвященных Даров или, в Благовещение, с Литургией святителя Иоанна Златоуста)

Когда будет всенощное бдение

[ редактировать ]

Накануне Великих праздников , а в некоторых традициях и во все воскресенья используется эта группировка. Однако Всенощное бдение обычно сокращается, чтобы не длиться буквально «всенощно», и может длиться всего два часа; с другой стороны, на Афоне и в самых традиционных монашеских учреждениях эта служба, сопровождаемая часами и Литургией, может длиться до 18 часов.

  • После полудня — Час девятый, Малая вечерня, [примечание 8] Повечерие (если оно не читается в начале бдения)
  • Ранняя ночь — Повечерие (где не принято следовать за малой вечерней), Великая вечерня, [примечание 9] чтение, Утреня, Первый час

Когда читаются королевские часы

[ редактировать ]
  • Вечер — Час девятый, Вечерня, Повечерие.
  • Утренние дежурства – Полуночная служба, Утреня.
  • Утро — первый, третий, шестой и девятый часы и Типика

В канун Рождества, Богоявления и Благовещения

[ редактировать ]

Когда праздник приходится на будний день (или, по русской традиции, на любой день Рождества Христова, Богоявления), Вечерня (в большинстве случаев с Литургией) совершается в начале дня, и поэтому Великое Повечерие действует во многом так же, как Великая вечерня в праздничный день. бдения в другие праздники.

  • Вечер — Великое повечерие (в некоторых традициях) и, если всенощное бдение, чтение, заутреня, первый час.
  • Утренняя стража — (если не будет всенощного бдения) полунощница, утреня, первый час.

Таинства и другие службы совершаются по необходимости.

[ редактировать ]

Святые Тайны (Таинства)

[ редактировать ]

Крещение

[ редактировать ]
Крещение

Крещение преображает ветхого и грешного человека в нового и чистого; старая жизнь, грехи, все допущенные ошибки уходят, и открывается чистый лист. Через Крещение человек соединяется с Телом Христовым , становясь членом Православной Церкви. Во время службы вода освящается . Оглашенный трижды полностью погружается в воду, по одному разу во имя каждой из фигур Святой Троицы. Это считается смертью «ветхого человека» через участие в распятии и погребении Христа и возрождением к новой жизни во Христе через участие в Его воскресении. [16] Правильно дается новое имя, которое становится именем человека.

Детей в православных семьях обычно крестят вскоре после рождения. Обращенных в православие обычно официально крестят в Православной Церкви, хотя иногда делаются исключения. Отошедшие от православия и принявшие новую религию, если они возвращаются к своим православным корням, обычно принимаются обратно в Церковь через таинство Миропомазания.

Собственно, таинство Крещения совершают епископы и священники; однако в экстренных случаях крестить может любой православный христианин. [17] В таких случаях, если человек выживет в чрезвычайной ситуации, вполне вероятно, что он будет должным образом крещен священником позже. Это не считается вторым крещением и не считается, что человек уже не православный, а скорее является исполнением надлежащего вида.

Служба Крещения, используемая в православных храмах, практически не изменилась на протяжении более 1500 лет. Св. Кирилл Иерусалимский (ум. 386) в своем «Слове о Таинстве Крещения » описывает службу; это во многом соответствует службе, которая используется в настоящее время в начале 21 века.

Миропомазание

[ редактировать ]
Миропомазание

Миропомазание дарует дар Святого Духа через помазание Святым миром . [18] Обычно его совершают сразу после крещения как часть той же службы. Его также можно использовать для официального приема вновь ушедших из жизни членов Православной Церкви. [19] Как крещение – это участие человека в смерти и воскресении Христа, так и миропомазание – это участие человека в сошествии Святого Духа в Пятидесятницу . [20]

Крещеный и помазанный православный христианин является полноправным членом Церкви и может принимать Евхаристию независимо от возраста. [20] и действительно, это происходит начиная с первой литургии после миропомазания, причем причастие младенцев является универсальной нормой.

Освящение миро теоретически может совершить любой епископ в любое время, но в давней практике оно совершается не чаще одного раза в год иерархами большинства автокефальных церквей, хотя некоторые автокефальные церкви получают миро от другой церкви. Помазание им заменяет возложение рук, описанное в Новом Завете , и согласно молитве освящения мира, апостолы совершали первоначальное миро, возлагая на него руки, чтобы священники заменили возложение рук на различные практики, где только апостолы могли совершать возложение рук. [21]

Святое Причастие (Евхаристия)

[ редактировать ]
Евхаристические элементы, приготовленные к Божественной литургии.
Икона Святого Причастия: «Тело Христово приимите, вкусите Источника Бессмертия».

Евхаристия . находится в центре православного христианства На практике это причащение Тела и Крови Иисуса Христа посреди Божественной литургии со всей остальной церковью. Считается, что хлеб и вино пресуществляются как подлинные Тело и Кровь Иисуса Христа действием Святого Духа.

Причащаются только крещеные православные христиане, подготовившиеся постом, молитвой и исповедью. Вино подается ложкой прямо в рот получателя из чаши. [22] После крещения младенцев и детей подносят к чаше для причастия. [20]

В силу православного понимания падшей природы человечества вообще, желающие причащаться готовятся так, чтобы отобразить человечество в раю. Сначала они готовятся к тому, что священник выслушивает их исповедь и читает над ними покаянную молитву. Им предлагается увеличить свое молитвенное правило, добавив предписанные молитвы при подготовке к причастию. Наконец, они полностью постятся от еды, питья и сексуальной активности накануне вечером, время, которое в разных местах интерпретируется по-разному: от пробуждения от сна, от полуночи или от захода солнца накануне вечером.

Признание

[ редактировать ]

Когда человек, совершивший грехи, кается в них, желая примириться с Богом и обновить чистоту первоначального крещения , он исповедует свои грехи Богу перед духовным наставником, который предлагает совет и направление, чтобы помочь человеку в преодолении своего греха. Духовными наставниками обычно выступают приходские священники, но такими наставниками может быть любой человек, мужчина или женщина, получивший благословение на исповедь. Духовных наставников выбирают очень тщательно, поскольку это мандат, которому, однажды выбранный, необходимо подчиняться. Исповедовавшись, священник возлагает руки на голову кающегося и читает разрешительную молитву.

Грех – это ошибка, допущенная личностью, но есть возможность духовного роста и развития. Акт покаяния ( эпитеемия ), если этого требует духовный наставник, никогда не бывает шаблонным, а скорее направлен на человека и его конкретную проблему как средство установления более глубокого понимания совершенной ошибки и того, как добиться ее исправления. . Поскольку младенцам предоставляется полное участие, даже маленькие дети нередко исповедуются. Хотя степень их вины гораздо меньше, чем у детей старшего возраста, у них также есть возможность для духовного роста.

Свадьба российского царя Николая II.

Согласно восточно-православному пониманию брака , это одно из священных тайн или таинств. Как и во многих других христианских традициях, например в Католической Церкви , он служит соединению женщины и мужчины в вечном союзе и любви перед Богом, с целью следования за Христом и Его Евангелием и воспитания верной, святой семьи. через их священный союз. [23] [24] Церковь понимает брак как союз одного мужчины и одной женщины, и некоторые православные лидеры решительно выступили против гражданского института однополых браков . [25] [26]

Иисус сказал, что «когда воскреснут из мертвых, тогда не женятся и не выходят замуж, но будут, как Ангелы на небесах» (Мк 12:25). Для православного христианина этот отрывок не следует понимать как подразумевающий, что христианский брак не останется реальностью в Царстве, а указывает на то, что отношения будут не «плотскими», а «духовными». [24] Любовь между женой и мужем, как икона взаимоотношений Христа и Церкви, вечна. [24]

Церковь признает, что бывают редкие случаи, когда парам лучше расстаться, но официального признания гражданских разводов не существует. Для православных сказать, что брак нерасторжим, означает, что его нельзя разрывать, а нарушение такого союза, воспринимаемого как святое, является правонарушением, возникающим либо в результате прелюбодеяния, либо в результате длительного отсутствия одного из партнеров. Таким образом, разрешение повторного брака является актом сострадания Церкви к грешному человеку. [27] Православные, разведенные церковно (а не только граждански разведенные).

Если женатый дьякон или священник умирает, его жена обычно уходит в монастырь, как только их дети уходят из дома. Вдовствующим священникам не разрешается вступать в повторный брак (ни один священник не может жениться после рукоположения), а также часто поступает в монастыри.

Порядок заключения первого брака состоит из трех отдельных служб: обручения, [28] Тайна Коронования , [29] и Снятие Корон, [30] но в настоящее время они выполняются в непосредственной последовательности. [31] Обмена клятвами не происходит. На супружескую пару возлагаются определенные обязательства, и какие бы обещания они ни дали друг другу в частном порядке, они обязаны их сдержать. [ нужна ссылка ]

Священные Ордена

[ редактировать ]
Рукоположение священника

С момента своего основания Церковь распространилась в разные места, и ее лидеры в каждом регионе стали известны как episkopoi (надзиратели, множественное число от episkopos , надзиратель — греч. ἐπίσκοπος ), что на английском языке стало « епископом ». Другие рукоположенные роли - это пресвитерос (греч. πρεσβύτερος , старейшина), который стал «пресвитером», а затем « священником » на английском языке, и диаконос (греч. διάκονος , слуга), который стал « дьяконом » на английском языке (см. также иподиакон ). Среди духовенства имеется множество административных должностей, носящих дополнительные титулы.

Епископы всегда монахи. Хотя епископом может быть избран человек, не являющийся монахом, что часто случается с овдовевшими священниками, перед рукоположением во епископа он должен принять монашеский постриг. Однако диаконы и священники обычно женаты, и принято рукополагать только монахов или женатых мужчин. Считается, что приходским священникам предпочтительнее состоять в браке, поскольку они часто выступают в качестве консультантов для супружеских пар и, таким образом, могут опираться на собственный опыт. Неженатые священники обычно являются монахами и живут в монастырях, однако при нехватке женатых священников на приход может быть назначен монах-священник.

Диакону или священнику пришлось бы отказаться от своего приказа, т.е. от связи, чтобы жениться после рукоположения; овдовевшие священнослужители часто приходят в монастыри. Кроме того, овдовевшие жены священнослужителей, которым не рекомендуется вступать в повторный брак, часто становятся монахинями, когда их дети вырастают.

Только мужчины могли принять сан, хотя диакониссы выполняли в церкви как литургические, так и пастырские функции. [32] Это вышло из практики, поскольку последняя диаконисса была рукоположена в XIX веке; [ нужна ссылка ] однако в 2016 году Александрийская Греческая Православная Церковь решила восстановить сан диаконис, а в феврале 2017 года Патриарх Феодор II назначил шесть монахинь иподиаконами. [33]

Соборование

[ редактировать ]

Помазание елеем, часто называемое «помазанием», является одним из таинств, совершаемых Православной Церковью, и предназначено не только для умирающих или неизлечимо больных, но и для всех, нуждающихся в духовном или телесном исцелении, а также при принятии этого таинства. приходит прощение грехов. В Греции во время османской оккупации, когда приходским священникам не разрешалось исповедоваться, вошло в обычай ежегодно совершать это таинство в Великую среду всем верующим, чтобы все могли причащаться в последующие дни во время Пасхи. В последние десятилетия этот обычай распространился во многих других местах.

Прочие услуги, выполняемые по мере необходимости

[ редактировать ]

Местные варианты

[ редактировать ]

В обряде существуют два основных пласта, те места, которые унаследовали традиции Русской Церкви, которой был дан только монашеский сабваитский типикон, которым она пользуется и по сей день. [примечание 10] в приходах и соборах, а также в монастырях и везде, где еще сохранялись в употреблении некоторые остатки соборного обряда; поэтому чин, практикуемый в монастырях, повсюду напоминает русскую редакцию, тогда как инорусские негонашеские обычаи значительно отличаются. Например, в русской традиции « всенощное бдение » совершается в каждом храме в субботу вечером и накануне праздников (хотя оно может быть сокращено до двух часов), тогда как в других местах обычно совершается «всенощное бдение». совершать заутреню утром в праздник ; однако в последнем случае вечерня и утреня несколько менее сокращены, но Божественная литургия начинается по окончании утрени и часы не читаются, как это было в угасшем соборном чине Константинополя.

Кроме того, по мере развития обряда в разных местах возникли разные обычаи; очерк о некоторых из них написан архиепископом Василием Кривошеиным и размещен в сети. [34]

Богослужебные книги

[ редактировать ]
Несколько богослужебных книг восточно-православного и восточно-католического византийского обряда.

Часослов ( Ὡρολόγιον ; церковнославянский : Chasoslov , Chasocлovъ ), или Часослов , обеспечивает фиксированные части ежедневного цикла служб ( греч . ἀκολουθίαι , перевод.   akolouthiai ), которые используются восточно-православной и восточно-католической церквями.

В эту фиксированную структуру вставлены многочисленные подвижные части сервиса. Они взяты из различных богослужебных книг:

  • Псалтырь (греч. Ψαλτήρ(ιον) , Псалтирь (ион) ; славянский: Ѱалтырь или Ѱалтирь , Псалтырь ) Книга, содержащая 150 псалмов. [примечание 11] разделен на 20 разделов, называемых кафизматами, вместе с 9 библейскими песнопениями , которые поются на утрени; хотя эти песнопения пелись целиком и со временем дополнялись вкраплениями гимнов (аналогично стихирам ), образуя Канон , сами песнопения теперь регулярно используются лишь в нескольких крупных монастырях. [примечание 12] Псалтирь также содержит различные «избранные псалмы», каждый из которых состоит из стихов из разных псалмов, исполняемых за утреней в праздничные дни, а также таблицы для определения того, какие кафизмы следует читать на каждой службе; кроме псалмов, читаемых на ежедневных службах, все псалмы читаются каждую неделю, а во время Великого поста — два раза в неделю.
  • Октоих (греч. Ὀκτώηχος ; славянский: Октоихъ , Октоих или Осмогласникъ , Осмогласник ) — Буквально Книга «Восьми Тонов» или ладов . Эта книга содержит цикл из восьми недель, по одной на каждый из восьми эхоев ( церковных ладов византийской музыкальной системы из восьми ладов ), с текстами на каждый день недели для Вечерни, Утрени, Повечерия и (по воскресеньям) Полуночный офис. Истоки этой книги восходят к сочинениям святителя Иоанна Дамаскина . (Великий) Октоих также называют Параклетике . Октоехи , содержащие только Марианские гимны, называются Теотокарион . С 17 века различные сборники Октоиха были разделены на отдельные книги о некоторых псалмах Гесперина, такие как Anoixantarion и сборник Octoechos для псалма 103, Kekragarion для псалма 140 и Pasapnoarion для стиха псалма 150:6, а также Доксастарион . [35]
  • Минея (греч. Μηναῖον ; славянский: Минїѧ , Миния ) — двенадцатитомный комплект, в котором представлены литургические тексты на каждый день календарного года. [примечание 13] напечатано в 12 томах, по одному на каждый месяц года. [примечание 14] Другой том, « Общая Минея», содержит реквизиты для каждого класса святых, которые можно использовать, когда реквизиты для конкретного святого недоступны. Кроме того, местнопочитаемые святые могут проводить службы в дополнительных томах, брошюрах или рукописях.
  • Мелогион (греч. Μηνολόγιον ) Сборник житий святых и комментариев о значении праздников на каждый день календарного года, также напечатанный в 12 томах. [примечание 14] назначают для чтения за трапезой в монастырях и при всенощном бдении в праздничный день, между вечерней и утреней.
  • Триодион (греч. Τριῴδιον ; славянский: Постнаѧ Трїѡдь , Постная Триод' ; румынский: Триодул ), также называемый Постным Триодионом . Постная Триодия содержит свойства:
  • Пятидесятница (греч. Πεντηκοστάριον ; славянский: Цвѣтнаѧ Трїѡдь , Цветная Триодь , буквально «Цветочный Триодон»; румынский: Penticostar ) В этом томе собраны данные о периоде от Пасхи до Недели Всех Святых. Этот период можно разделить на следующие периоды:
  • Синаксарион (греч. Συναξάριον ; грузинский: სჳნაქსარი, swnak̕sari ; румынский: Синаксар ) — Синаксарион содержит краткие жития святых и значения торжественных праздников, предназначенных для чтения после праздника и Ойкоса на утрени.
  • Ирмологион (греч. Εἱρμολόγιον , Heirmologion ; славянский: Ирмологий , Irmologii ) — содержит Ирмои, исполняемые во время канона утрени и других служб. Гимны книг Иермологион и Октоих были собраны ранее в книге под названием Тропарологион или Тропологион .
  • Служебник священника (греч. Ἱερατικόν , Hieratikon ; славянский: Слѹжебникъ , Служебник ). Он содержит части служб, произносимых священником и диаконом, и подается диакону и священнику в облачении при рукоположении . [примечание 15] В Мегаевхологионе содержатся части богослужений за весь год, произносимые священником ( Иератикон ), епископом ( Архиератикон ) или диаконом ( Иеродиаконикон ). Две самые большие части — это Литургикон с литургией в течение всего года и Агиасматарион с благословениями.
  • Архиерейский богослужебник (греч. Ἀρχιερατικόν Arkhieratikon , славянский: Чиновникъ , Чиновник ) — части богослужений, произносимые Архиереем; для Канонических часов это мало отличается от того, что есть в Служебнике священника.
  • Профетологион (греч. Προφητολόγιον , грузинский: σαπραφήστος, sacinascarmetqvelo ) Он содержит чтения Ветхозаветного лекционария, назначенные на вечерню и другие службы в течение церковного года.
  • Евангелие (греч. Εὐαγγέλιον , Евангелион или Εὐαγγελιστάριον , Евангелистарион ) Книга, содержащая четыре Евангелия, изложенные для чтения на богослужениях. [примечание 16]
  • Апостольская книга (греч. Ἀπόστολος или Πραξαπόστολος , Апостолы или Праксапостолы ; грузинский: სამოციქულო, samoc̕ik̕ulo ; славянский: Апостолъ , Апостол ) Божественная Литургия содержит чтения из Деяний Апостолов и Посланий вместе со стихами Прокимена и Аллилуии , которые пел вместе с чтениями. [примечание 16]
  • Святоотеческие писания Многие писания отцов Церкви предписано читать за утреней и во время Великого поста на часах; на практике это делается только в некоторых монастырях, и часто там настоятель предписывает чтения, отличные от письменных рубрик. Поэтому не принято перечислять все необходимые для этого тома.
  • Коллекции (греч. Ἀνθολόγιον , Антологион ; славянский: Сборникъ , Сборник ). Доступно множество небольших антологий. [примечание 17] которые были довольно распространены до изобретения книгопечатания, но до сих пор широко используются как из-за огромного объема полного набора литургических текстов, так и из-за того, что полные тексты еще не переведены на несколько языков, используемых в настоящее время. Некоторые из сборников называются Гимнологион .
  • Типикон (греч. Τυπικόν , Типикон ; грузинский: ტიპიკონი, типикони, славянский: Тѵпико́нъ , Типикон или уста́въ , устав ) Содержит все правила совершения богослужений, давая указания для всех возможных сочетаний материалов из упомянутых выше книг. в ежедневный цикл оказания услуг.
  • Анастасиматарион (греч. Ἀναστασιματάριον ) — богослужебная книга, содержащая Анастасимские (Воскресные) гимны вечерни, воскресной утрени и другие гимны.
  • Стихирарий (греч. Στιχηράριον ) содержит стихиры для утренних и вечерних служб в течение года. Песенные композиции в стихирическом мелосе можно встретить и в других богослужебных книгах, например Октоихе или Анастасимарионе .
  • Хебдомадарион (греч. Ἑβδομαδάριον ) — литургическая книга, содержащая параклетические каноны недели.
  • Проповеди (греч. Ὁμιλίαι ) некоторые проповеди отцов церкви читаются регулярно или в особых случаях, например, пасхальная проповедь св . Иоанна Златоуста .

Также некоторые книги для особых случаев, такие как книга великой недели - He Megale Ebdomas , Dekapentaugoustarion на 15 августа или Eklogadion , включая некоторые отрывки. Апостольская Диакония Элладской Церкви и некоторые греко-православные епископы также опубликовали некоторые старые литургии. Такие как Литургия Св. Иакова и другие.

Календарь

[ редактировать ]

Фиксированная часть литургического года начинается 1 сентября. Существует также подвижный пасхальный цикл , фиксируемый в соответствии с датой Пасхи (Пасхи), которая, безусловно, является самым важным днём всего года. Взаимодействие этих двух циклов, а также других меньших циклов влияет на то, как совершаются службы на повседневном уровне в течение всего года.

Традиционно юлианский календарь для расчета праздничных дней использовался . Начиная с 1924 года несколько автокефальных церквей приняли для фиксированных дат пересмотренный юлианский календарь , который соответствует григорианскому календарю; Однако пасхальный цикл продолжал рассчитываться по юлианскому календарю. Сегодня некоторые церкви и части некоторых других церквей продолжают следовать юлианскому календарю, в то время как другие следуют пересмотренному юлианскому (восточно-православному) или григорианскому (обычно более латинизированному византийско-католическому) календарю. Среди восточно-православных только Православная церковь Финляндии приняла западный расчет даты Пасхи (см. Computus ); все остальные Православные Церкви и ряд Восточно-Католических Церквей, а также Украинская Лютеранская Церковь празднуют Пасху по древним правилам. [36]

Литургические циклы

[ редактировать ]

Различные циклы литургического года влияют на то, как материалы из литургических книг (вверху) включаются в ежедневные службы:

Недельный цикл

[ редактировать ]

Каждому дню недели соответствует свой праздник:

Большая часть текстов взята из Октоиха , имеющего большие собрания гимнов на каждый день недели для каждого из восьми гласов; во время Великого поста и, в меньшей степени, в предпостное время, Постная Триодия дополняет ее песнопениями на каждый день недели для каждой недели этого времени, как и Пятидесятница во время пасхальной поры. Также существуют фиксированные тексты для каждого дня недели в Часослове и Служебной книге священника (например, отпущения ), а кафизмы (отрывки из Псалтири ) регулируются недельным циклом в связи с временем года.

Фиксированный цикл

[ редактировать ]

Празднования фиксированного цикла зависят от дня календарного года, а также, иногда, от конкретных дней недели, которые совпадают с определенными календарными датами, например, воскресенье перед Воздвижением Креста . Тексты этого цикла находятся в Минее .

Пасхальный цикл

[ редактировать ]

Поминки пасхального цикла («Подвижного цикла») зависят от даты Пасхи (Пасхи). Тексты этого цикла встречаются в Постной Триоди , Пятикостарионе и Октоихе , а также в Евангелии и Апостоловой книге , поскольку ежедневные Послания и Евангельские чтения определяются этим циклом. Цикл Октоиха продолжается в течение следующего Великого поста, поэтому переменные части постных служб определяются как прошлогодними, так и текущими датами Пасхи.

8-недельный цикл октоэха
[ редактировать ]

Цикл восьми звуков встречается в Октоихе и зависит от даты Пасхи и начинается с воскресенья после (восьмого дня) Пасхи , на этой неделе используется первый звук , на следующей неделе используется второй звук, и так далее. , повторяясь в течение недели, предшествующей последующему Вербному воскресенью . [примечание 19]

11-недельный цикл утренних Евангелий
[ редактировать ]

Части каждого Евангелия от повествования о Воскресении до конца разделены на одиннадцать чтений, которые читаются последовательно по воскресеньям за утреней; На утрене поются гимны, соответствующие утреннему Евангелию того дня .

Список церквей византийской литургической традиции

[ редактировать ]

Восточные православные церкви

[ редактировать ]
Русский православный собор Святой Троицы , Чикаго
В списке указаны только автокефальные (самоуправляющиеся) церкви; автономные церкви считаются подчиненными своим материнским церквям. Те церкви, которые продолжают следовать старому юлианскому календарю, отмечены звездочкой (*), а те, которые следуют пересмотренному юлианскому календарю, не отмечены.

Восточно-католические церкви

[ редактировать ]

В рамках восточного католицизма несколько восточно-католических церквей используют византийский обряд в его первоначальной греческой или какой-либо другой форме (славянской, румынской, венгерской, албанской, арабской, грузинской).

В эпоху раннего средневековья византийские литургические практики применялись в некоторых (в основном южных) регионах Византийской Италии . Церкви в этих регионах были возвращены папской власти после нормандского завоевания юга Италии в XI веке, что создало основу для включения местных общин византийского обряда в католическую церковь . Самым примечательным среди этих поселений был знаменитый монастырь Святой Марии Гроттаферрата . [37]

После Флорентийской унии (1439 г.) было предпринято несколько усилий по продвижению церковного союза среди православных славян, которые использовали церковнославянский вариант византийского обряда в своей литургии. В латинской терминологии восточные славяне также были известны под экзонимическим обозначением русины , и, таким образом, восточнославянская форма византийского обряда стала известна как русинский обряд . [38] [39]

С 14 века несколько регионов бывшей Киевской Руси попали под власть Великого княжества Литовского и Царства Польского , которое позже создало Речь Посполитую . К концу XVI века многие православные славяне в границах Речи Посполитой приняли унию с католической церковью, но сохранили свой славянский вариант византийского обряда, широко известный как русинский обряд в латинской терминологии. То, что исторически называлось Русинской униатской церковью, было создано для того, чтобы разместить местных христиан и их духовное руководство под католическим зонтиком в государстве, известном своей религиозной терпимостью . [40] В то время религиозные границы раскола были сравнительно подвижными, и руководство территории нынешней Западной Украины с 13 по 15 века неоднократно колебалось между восточным и западным руководством. Брестская уния 1595 года завершила переход православного руководства земель Белой и Малороссии (современных Белоруссии и Украины ) к униатам. Население этих стран стало греко-католиком без перерыва в управлении. Позже, когда Московская Россия завоевала то же самое, церковное руководство в значительной степени снова поменяло свою лояльность. [41] Современные украинцы , русины и венгры [примечание 20] Греко-католические церкви (всего около 5 миллионов) составляют сегодня подавляющее большинство греко-католиков, но составляют лишь часть греко-католического или униатского населения раннего Нового времени.

Последняя греко-католическая община любого размера, арабоязычная Мелькитская греко-католическая церковь (около 1,5 миллиона человек), преимущественно проживающая в Сирии и имеющая большую диаспору, произошла от раскола внутри гораздо более многочисленного Восточно-православного Антиохийского Патриархата ( ок. 4,3 миллиона), когда в 1729 году претендент на Антиохийский престол, отстраненный от должности османскими властями, получил признание папства в качестве законного должностного лица. Мелькитский Патриарх в настоящее время проживает в Дамаске, бежав из города Антиохии после его аннексии Турцией в 1939 году, что оспаривается Сирией.

Византийский обряд отличается от других восточно-католических литургий , которые сами используют арамейско-сирийские, армянские и коптские литургии восточных православных церквей , которые отделились как от греческого, так и от латинского мира до Великого раскола.

Отдельные церкви

[ редактировать ]
Эти отдельные церкви считаются церквями sui iuris (автономными) в полном общении со Святым Престолом.

Примечание. Грузинские католики византийского обряда не признаются отдельной Церковью (ср. правило 27 Свода канонов Восточных Церквей).

Византийский обряд, лютеранство

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Другие восточные литургические обряды:

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Имеется в виду Греческая Православная Церковь Иерусалима, а не Коптская или Антиохийская Церкви, которые были миафизитскими.
  2. ^ В соответствии с ветхозаветной или еврейской практикой день считается началом вечера (Бытие 1:5).
  3. ^ Типика имеет определенное соответствие с Missa Sicca средневекового Запада .
  4. ^ Это соответствует Псалму 55:17: «Вечером, утром и в полдень возвещу об этом и объявлю, и Он услышит голос мой».
  5. ^ В монастырях, когда бывает вечерняя трапеза, повечерие часто отделяется от вечерни и читается после трапезы; На греческом ( απόδειπνον / apodeipnon ) и славянском ( Повечерие / Повечерие ) название повечерия буквально означает «Послевечерие».
  6. ^ Полуночная служба часто отсутствует в приходских церквях.
  7. ^ Хотя Литургия и Типика, строго говоря, не являются частью дневного цикла богослужений, их расположение фиксировано Типиконом относительно дневного цикла.
  8. ^ Это сокращенная, избыточная Вечерня.
  9. ^ В великие праздники, сопровождаемые строгим постом (Рождество, Крещение и Благовещение в будние дни), бдение начинается с Великого повечерия, а не с вечерни.
  10. ^ Тvпико́нъ сіесть уста́въ (the Typicon which is the Order), p 1
  11. Существует также 151-й псалом , который часто включается в Псалтирь, хотя на самом деле во время богослужений его не поют.
  12. ^ За исключением русской традиции, где они используются в будние дни Великого поста.
  13. В невисокосные годы служба 29 февраля ( св. Иоанну Кассиану ) поется на повечерии 28 февраля.
  14. ^ Jump up to: а б Литургический год начинается в сентябре, поэтому тома нумеруются от 1 сентября до 12 августа.
  15. ^ Первоначально книги дьякона и книги священника были разными, но с изобретением книгопечатания оказалось более практичным объединить их.
  16. ^ Jump up to: а б В греческих изданиях Евангелион или, лучше сказать, Ευαγγελιστάριον расположен в порядке цикла чтений, происходящих в церковном году, с разделом сзади, в котором представлены евангельские чтения для утрени, праздников и особых случаев. В славянском использовании Евангелион содержит четыре Евангелия в каноническом порядке ( Матфея , Марка , Луки , Иоанна ) с аннотациями на полях, обозначающими начало и конец каждого чтения (и индексом сзади).
    Апостол сначала также редактируется: в Славянский Апостол включены все книги Нового Завета (за исключением Евангелия и Апокалипсиса) целиком, хотя и не в том порядке, в котором они встречаются в большинстве английских Библий ( Деяния ставятся , а затем католические послания и др.).
  17. ^ Например, Праздничная Минея содержит только те части Минеи , которые связаны с Великими праздниками ; и Генеральная Минея и так далее.
  18. ^ Включая, в особенности, Богородицу и Покровительницу местной церкви или монастыря .
  19. ^ Каждый день Светлой седмицы (Пасхальной недели) использует разные тона, воскресенье: тон первый, понедельник: тон второй, пропуская могильный тон (тон седьмой).
  20. Сама Венгерская греко-католическая церковь возникла из ветви славяноязычной униатской церкви.
  1. ^ «CCEO: текст — IntraText CT» . www.intratext.com .
  2. ^ Фортескью 1908 , стр. 312–320.
  3. ^ Тафт, Роберт Ф. (1992). Византийский обряд: Краткая история . Колледжвилл, Миннесота: Литургическая пресса . п. 16. ISBN  9780814621639 .
  4. ^ Паренти, Стефано (27 мая 2010 г.). Константинопольский соборный обряд: эволюция местной традиции . 3-я Международная конференция Общества Восточной Литургии (SOL). Волос, Греция.
  5. ^ «Восточное православие - История» . Британская энциклопедия . Проверено 28 апреля 2020 г.
  6. ^ Герлах, Оливер (декабрь 2014 г.). «Тяжелый лад (эхос варьируется) на ладу Арак» - восточное пение в Стамбуле и различные влияния во времена Османской империи» . Порфира 22, 82-95 .
  7. ^ «Старообрядческий | Русская религиозная группа» . Британская энциклопедия . Проверено 28 апреля 2020 г.
  8. ^ Златоуст, Иоанн . «Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста» . Богослужебные тексты Православной Церкви . Греческая православная архиепархия Америки . Проверено 7 сентября 2020 г.
  9. ^ «Православная вера - Том II - Богослужение - Таинства - Таинства» . www.oca.org . Проверено 28 апреля 2020 г.
  10. ^ «Отрывки из Православной Церкви епископа Каллиста Варе» . www.fatheralexander.org . Проверено 28 апреля 2020 г.
  11. ^ «Тайны – Знакомство с Православной Церковью» . Проверено 28 апреля 2020 г.
  12. ^ «Святые Тайны: Таинства в традиции византийского обряда» . Архиепархия Питтсбурга . 29 декабря 2015 г. Проверено 28 апреля 2020 г.
  13. ^ Соколоф 1899 , стр. 36–38.
  14. ^ Jump up to: а б Соколоф 1899 , с. 93.
  15. ^ Соколоф 1899 , с. 36.
  16. ^ Ware 1993 , стр. 277–278.
  17. ^ Уэр 1993 , с. 278.
  18. ^ Ware 1993 , стр. 278–9.
  19. ^ Сорока 1987 , стр. 56–7.
  20. ^ Jump up to: а б с Уэр 1993 , с. 279
  21. ^ Сорока 1987 , с. 57.
  22. ^ Уэр 1993 , с. 287.
  23. ^ «Письмо Папы Иоанна Павла II семьям» . Архивировано из оригинала 5 апреля 2011 года.
  24. ^ Jump up to: а б с Мейендорф, Джон (1975). Брак: православный взгляд . Издательство Свято-Владимирской семинарии. п. 18. ISBN  978-0-913836-05-7 . Проверено 20 февраля 2016 г.
  25. ^ «Заявление православных епископов» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2011 года.
  26. ^ «OCA подтверждает заявление SCOBA в связи с решением Массачусетса об однополых браках» . 17 мая 2004 года . Проверено 4 августа 2010 г.
  27. ^ Мгр. Афинагор Пекштадт, епископ Синопский (18 мая 2005 г.). «Брак, развод и повторный брак в Православной Церкви: Экономия и пастырское руководство» . Православный научно-исследовательский институт . Проверено 19 ноября 2008 г.
  28. ^ Великая книга потребностей: Том 1 , с. 156–161.
  29. ^ Великая книга потребностей: Том 1 , с. 162–179.
  30. ^ Великая книга потребностей: Том 1 , с. 180–181.
  31. ^ Мейендорф, Джон (2000) [1975]. Брак - православная перспектива (пересмотренное третье изд.). Йонкерс, Нью-Йорк : Православная духовная семинария Святого Владимира # Св. Издательство Владимирской семинарии (СВС Пресс) . стр. 25, 42. ISBN.  0-913836-05-2 .
  32. ^ Каррас, Валери А. (июнь 2004 г.). «Женщины-дьяконы в Византийской церкви». История Церкви . 73 (2): 272–316. дои : 10.1017/S000964070010928X . ISSN   0009-6407 . S2CID   161817885 .
  33. ^ Кэтрин Кларк (9 марта 2017 г.). «Спор в Православной Церкви о женщинах-дьяконах приближается на шаг к реальности» . Национальный католический репортер . Новости — Мир . Проверено 16 мая 2020 г.
  34. ^ «Некоторые различия между греческими и русскими богослужениями и их значение Василий Кривошеин, архиепископ Брюссельский и Бельгийский» , получено 1 января 2012 г.
  35. ^ Отделение этих книг обычно можно найти в антологиях, приписываемых Панагиоту Новому Хрисафу ( GB-Lbl Harley 1613 , Harley 5544 ), но есть также рукопись с сочинением Петроса Пелопоннеса и его ученика Петроса Византия, организованная как Анастасиматарион и Доксастарион , предшествовавшие печатным изданиям (GB-Lbl Add. 17718 ).
  36. ^ Jump up to: а б Мороз, Владимир (10 мая 2016). "Лютераны восточного обряда: таковы только в Украине" (in Ukrainian). РИСУ - Религиозно-информационная служба Украины . Retrieved 19 сентября 2018 . Что касается календаря, то кроме привычных для большинства христиан двенадцатых праздников в УЛЦ есть и особенные. Да, здесь находим День народной радости (День Соборности Украины) – 22 января; св. Константина Острожского – 13 февраля; св. Мартина Лютера, доктора и исповедника – 18 февраля; св. Лукаса Кранаха и Альбрехта Дюрера, художников – 6 апреля; св. Аскольда, христианского правителя – 4 июля; св. Яна Гуса, пастыря и мученика. 28 июля украинские лютеране отмечают совместно праздник Св. Владимира Великого, просветителя Руси-Украины, христианского правителя, а также Св. Иоганна Себастьяна Баха, кантора. Есть в календаре УЛЦ и многие святые, которые обычно отождествляются с Католической или Православной Церковью. Это, в частности, св. Иван Златоуст, Бонифаций Майнцкий, Бернард из Клерво, св. Климент Римский, св. Амвросий Медиоланский, св. Нестор Летописец и многие другие.
  37. ^ "www.abbaziagreca.it - ​​История и происхождение - Введение" . www.abbaziagreca.it . Архивировано из оригинала 20 января 2021 г. Проверено 2 июля 2021 г.
  38. ^ Шипман 1912 , стр. 276–277.
  39. ^ Крайчар 1963 , стр. 79–94.
  40. ^ Халина Стефан, Жизнь в переводе: польские писатели в Америке , Родопи , 2003, ISBN   90-420-1016-9 , Google Print, стр. 373. Цитата из заявления о миссии академического журнала Sarmatian Review : «Речи Посполитой ... характеризовалась религиозной терпимостью, необычной для досовременной Европы»
  41. ^ Иоффе, Григорий (3 июня 2010 г.). «Понимая Беларусь: белорусская идентичность». Европа-Азиатские исследования . 55 (8): 1241–1272. дои : 10.1080/0966813032000141105 . S2CID   143667635 .
  42. Украинская лютеранская церковь. Архивировано 11 мая 2011 г. в Wayback Machine. Она является членом Конфессиональной евангелическо-лютеранской конференции , объединения 20 лютеранских церквей.
  43. ^ «Софийская семинария – УЛЦ» . Ангельский огонь .
  44. ^ «Божественная литургия святителя Иоанна Златоуста, используемая Украинской лютеранской церковью, и ее недостающие элементы: OMHKSEA» . www.omhksea.org . Проверено 3 мая 2016 г.

Источники

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 23b451bf197664c8efc267abbf85a22b__1718721180
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/23/2b/23b451bf197664c8efc267abbf85a22b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Byzantine Rite - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)