Гайя
Гайя | |
---|---|
Персонификация Земли | |
Член Первобытных Богов | |
Другие имена | Ге Гея |
Греческий | Гаа , Га |
Родители | Нет ( Гесиод ) [1] |
Супруга | Уран , Понт , Тартар |
Потомство | Уран , Понт , Оурея , Гекатонхиры , Циклопы , Титаны , Гиганты , Нерей , Таум , Форкис , Кето , Эврибия , Тритопатор , Тифон. |
Эквиваленты | |
Римский эквивалент | Земля |
Албанский эквивалент | Бог [2] |
Часть серии о |
Древнегреческая религия |
---|
Греческие божества ряд |
---|
Первобытные божества |
В греческой мифологии Гея ( / ˈ ɡ eɪ ə , ˈ ɡ aɪ ə / ; [3] Древнегреческий : Γαῖα , латинизированный : Gaîa , поэтическая форма Γῆ ( Gê ), что означает «земля» или «земля») [4] также пишется Гея ( / ˈ dʒ iː ə / ), [3] является олицетворением Земли . [5] Гея — прародительница, иногда партеногенная , всей жизни. Она мать Урана (Неба), от сексуального союза которого она родила Титанов (которые сами являются родителями многих олимпийских богов ), Циклопов и Гигантов , а также Понта (Море), от союза которого она родила первобытные морские боги . Ее эквивалентом в римском пантеоне была Терра . [6]
Этимология
[ редактировать ]Греческое имя Γαῖα ( Гея Древнегреческий : [ɡäi̯.a] или [ɡâj.ja] ) — это в основном эпическая побочная форма аттического Γῆ ( Gē [ɡɛ̂ː] ) и дорического Γᾶ ( Ga [ɡâː] ), [4] возможно, идентично Δᾶ ( Da [dâː] ), [7] оба означают « Земля ». Некоторые ученые полагают, что это слово имеет неопределенное происхождение. [8] Бикс предположил вероятное догреческое происхождение. [9] MLWest получил свое название от индоевропейского слова *dʰéϵʰōm (земля). Греческий : gaia (<*gm-ya), Chamai (χαμαί) на земле, хеттский : tekan , тохарский : tkam , фригийский zemelo , праславянский : *zem-yã , авестийский : za (местный падеж: zemi ), ведический : ксам , латынь : гул-нас . [10]
В микенском греческом языке Ма-ка (вероятно, транслитерируется как Ма-га , «Мать Гея») также содержит корень га- . [9] [11]
Описание
[ редактировать ]Греки призывали Гею в своих клятвах, и ей следует знать, если кто-то нарушит свою клятву. В поэмах Гомера она обычно появляется в форме клятвы. В «Илиаде» Гее приносится в жертву черный ягненок, и она вызывается в формуле клятвы. [12] [13] Гомер считает ее физически отдельным существом, не ясно представленным в антропоморфной форме. Гайя, похоже, не ведет никакой личной деятельности. В «Илиаде» Алфея бьет руками обильную («полифорбос») землю, но призывает Аида и Персефону отомстить за нее сыну. [14] В поэмах Гесиода она персонифицирована. Гея играет значительную роль в эволюции мира. [15] Она кормилица Зевса и носит прозвище «Куротрофос». Куротрофос — имя древней богини, подчинявшейся Ге. Дитрих считал, что Куротрофос и Потния Терон составляют именно богиню-мать. Ге также персонифицируется в мифах об Эрихтонии и Плутоне . [16] Эрихтоний рано упоминается в Каталоге кораблей . Он рожден гомеровской землей, производящей плоды и злаки (zeidoros arura ). В имя Эрихтония входит хтон , то есть не подземное царство мертвых, а гомеровская земля. [17] [18] [19]
В древности Землю считали плоскость или плоский диск широкой протяженности. [13] Богиню земли можно отождествить с нимфой Платеей (широкой) в как супругой Платеях Беотии Зевса. [20] Гомер использует форму «еврея хтон » (широкая земля). Гесиод говорит о широкогрудой земле («эвристернос»), надежном месте обитания всех бессмертных. [21] Тот же эпитет встречается в ее культах в Дельфах и Эгах в Ахайе. В гомеровском гимне ее концепция более ясна и детальна. Она — Мать Богов, богиня, рождающая жизнь и благословляющая людей детьми. Ее называют «памметур», все-мать, питающая все. Эта концепция ближе к распространенному мнению. [22] [13] В гимне Аполлону она названа «фересвиос» (животворящая). [23] «Мать богов» — это форма Геи. Согласно Павсанию, эпитет Ге в Афинах - «Великая богиня», что является наименованием «Матери богов». Она связана с мистическим культом Флии , который кажется оригинальным. В Афинах Гея носила культовый титул Фемида . В Ашмоловском музее на вазе изображена Пандора (вседающая), поднимающаяся из земли, и, по мнению некоторых ученых, ее можно отождествлять с Геей. «Анесидора» (отправляющая подарки) на вазе в Британском музее — эпитет Геи. [24] [25]
Традиционно «гея» означает «земля», а «хтон» — «под землей», однако «хтон» иногда имеет то же значение, что и земля. Ферекид использует имя Хтония для первобытной богини, которая позже стала Ге, а Мусей — то же имя для богиня-прорицательница из Дельф. [20] Гомер использует для обозначения хтона эпитеты «евриодеия» (широко сидящая) и «поливотейра» (всепитающая), которые также могут быть использованы для обозначения земли. [21] В некоторых пьесах Эсхила «хтон» — богиня земли Гея. [20] [26] [27]
Поэты-трагики обычно описывают Гею как мать всего, всепитающую и всепроизводительную, которую следует почитать. В » Эсхила « Освобождённом Прометее Гея — мать-мать всех («памметор»), а во фрагменте Еврипида Хтон имеет тот же эпитет. [28] В Персае Эсхила рекомендуются подношения Ге и духу усопшего. Ее называют «памфорос», (вся несущая). [21] [29] В «Хоефори» Электра в своей молитве описывает Гею как мстительницу за зло. [30] Софокл в «Филоктете» называет Гею «памвотис» (все питательная). [21] [31] Знаменитый фрагмент Данаиды описывает священный брак между небом и землей. Уран и Гея — космические силы и природные процессы. [32] У Хрисиппа Еврипида . Гея — мать всего в философско-поэтической мысли «Гея принимает капли дождя, неся смертных и неся пищу и зверей, поэтому ее по праву называют «матерью всего». Эфир Зевса рождает людей и богов. Все, что рождено землей, возвращается в землю, и все рожденное из эфира возвращается в небо. Ничто не уничтожается, но преобразуется в другую форму». [33] [30] Надпись на надгробии в Потидее упоминает: «Эфир принимает души, а «хтон» — тела». По словам Плутарха: «Имя Ге любимо каждым греком, и ее традиционно почитают, как и любого другого бога»: [30]
Мифология
[ редактировать ]Гесиод
[ редактировать ]Рождение Геи, Урана и Титанов.
[ редактировать ]рассказывается » Гесиода В «Теогонии , как после Хаоса «широкогрудая» Гея (Земля) стала вечным местом обитания бессмертных , владеющих вышним Олимпом. [34] А вслед за Геей пришел «тусклый Тартар в глубине широко раскинувшейся Земли», а следом за ним Эрос, бог любви. [35] Далее Гесиод говорит, что Гея породила равного ей Урана (Небеса, Небо), чтобы «покрыть ее со всех сторон». [36] Гея также родила Оурею (Горы) и Понт (Море) «без сладкого союза любви» (т. е. без отца). [37]
После этого от Урана, своего сына, она родила Титанов , как рассказывает Гесиод:
Она лежала с Небом и родила глубоко кружащегося Океана , Кея и Крия , Гипериона и Иапета , Тейю и Рею , Фемиду и Мнемозину с золотым венцом , и Фебу , и прекрасную Тефию . После них родился Кронос ( Кронос ), хитрый, самый младший и самый ужасный из ее детей, и он ненавидел своего похотливого отца. [38]
Другое потомство и кастрация Урана
[ редактировать ]Согласно Гесиоду, Гея зачала от своего сына Урана дальнейшее потомство, сначала гигантских одноглазых циклопов : Бронтеса («Гром»), Стеропа («Молния») и Аргеса («Яркий»); [39] затем Гекатонхиры : Котт, Бриарей и Гигес, каждый со сторукими и пятьдесят головами. [40] Когда каждый из Циклопов и Гекатонхиров родился, Уран спрятал их в секретном месте внутри Геи, причинив ей сильную боль. Итак, Гея разработала план. Она создала серый кремневый (или адамантиновый ) серп. И Кронос использовал серп, чтобы кастрировать своего отца Урана, когда он приблизился к своей матери Гее, чтобы заняться с ней сексом. Из пролитой крови Урана Гея произвела на свет Эриний , Гигантов и Мелий (нимф ясеня). Из яичек Урана в море вышла Афродита . [41]
От своего сына Понта Гея родила морских божеств Нерея , Фавмаса , Форкиса , Кето и Эврибию . [42]
Титаномахия
[ редактировать ]Поскольку Кронос узнал от Геи и Урана, что ему суждено быть свергнутым одним из своих детей, он проглотил каждого из детей, рожденных ему от его старшей сестры-титана Реи. Но когда Рея была беременна своим младшим ребенком Зевсом , она обратилась за помощью к Гее и Урану. Когда родился Зевс , Рея дала Крону вместо него камень, завернутый в пеленки, который Кронос проглотил, а Гея взяла ребенка на свою опеку. [43]
С помощью совета Гайи, [44] Зевс победил титанов. Но впоследствии Гея в союзе с Тартаром родила младшего из своих сыновей Тифона , который станет последним вызовом власти Зевса. [45]
Другие источники
[ редактировать ]По мнению римского мифографа Гигина , Терра (Земля, римский эквивалент Геи), Целус (Небо, римский эквивалент Урана) и Маре (Море) — дети Эфира и Диес (День, римский эквивалент Гемеры ). [46] С помощью Эфира Земля производит Боль, Обман, Гнев, Скорбь, Ложь, Клятву, Месть, Потакание своим слабостям, Ссоры), Забывчивость, Лень, Страх, Высокомерие, Инцест, Борьбу, Океан, Фемиду, Тартар, Понт, Титанов, Бриарея. , Гигес, Стероп, Атлант, Гиперион, Полус, Сатурн , Опс , Монета , Диона и фурии ( Алекто , Мегера и Тисифона ). [47] От Тартара Терра становится матерью Гигантов, которые перечислены как Энцелад , Кей, Офион , Астрей , Пелор, Паллада, Эмфит, Рек, Иениос, Агрий, Палаэмон, Эфиальт, Эврит , Феомис, Теодамас, Отос, Тифон, Полибот, Менефиар, Абсей, Колофом и Япет. [48] Однако, по мнению мифографа Аполлодора , родителями Ехидны были Гея и Тартар . [49]
Бог Гефест однажды попытался изнасиловать Афину , но она оттолкнула его, в результате чего он изверг семяизвержение ей на бедро. Афина вытерла семя и бросила его на землю, которая оплодотворила Гею. Затем Гея родила Эрихтония Афинского , которого Афина усыновила как своего ребенка. [50]
Нонн описывает аналогичный миф, в котором Афродита бежала от своего похотливого отца Зевса , который был ею увлечен. Поскольку Зевс не смог поймать Афродиту, он сдался и уронил на землю свое семя, которое оплодотворило Гею. Это привело к рождению кипрских кентавров . [51]
Гею возмутило то, как Зевс обращался с ее детьми, титанами , поэтому она создала гигантов, чтобы сражаться с Зевсом. Было предсказано, что гигантов, рожденных от крови Урана, не смогут убить одни боги, но их можно убить с помощью смертного. Услышав это, Гея искала некое растение, которое защитило бы Гигантов даже от смертных. Прежде чем Гея или кто-либо еще смог получить его, Зевс запретил сиять Эос (Рассвет), Селене (Луна) и Гелиосу (Солнце), сам собрал все растение и приказал Афине вызвать смертного Геракла , который помог олимпийцам победить Гиганты. [52]
Согласно Гесиоду в его утраченной поэме «Астрономия» , [53] Орион , охотясь вместе с Артемидой и ее матерью Лето , утверждал, что убьет каждое животное на земле. Гея, разгневанная его хвастовством, послала гигантского скорпиона убить его, а после его смерти он и скорпион были помещены Зевсом среди звезд. [54] По словам Овидия , Гея по какой-то причине вместо этого послала скорпиона убить Лето, а Орион был убит, пытаясь защитить ее. [55]
Когда Борей , бог северного ветра, убил Питиса Ореадов , нимфу , за то, что тот отверг его ухаживания и предпочел Пана ему, Гея пожалела мертвую девушку и превратила ее в сосну. [56]
Согласно малоизвестному мифу, Элея была опытной спортсменкой из Аттики, которую убили ее коллеги-спортсмены, потому что они завидовали ей и ее навыкам; но Гея в награду превратила ее в оливковое дерево ради Афины. [57] Гея также превратила в розмарин молодого Либана , когда тот был убит нечестивыми людьми. [58]
Зевс спрятал Элару , одну из своих возлюбленных, от Геры , спрятав ее под землей. Поэтому его сына от Элары, великана Титиоса , иногда называют сыном Геи, богини земли. [59]
Гея также сделала Аристея бессмертным. [60]
Культ
[ редактировать ]Похоже, что поклонение «земле» было коренным в Греции. [61] Однако сомнительно, что материнская религия укоренена в догреческом населении. [62] В классические времена Ге не была важным божеством, и у нее не было фестивалей. Обычно ее почитали вместе с другими богами или богинями. [13] Местные культы Геи редки, и из имеющихся свидетельств можно упомянуть лишь некоторые из них.
Элементы первобытного культа Геи появляются в Додоне в Эпире. Похоже, что в древней религии богине земли поклонялись вместе с богом неба (Зевсом). [63] В Фивах существовал культ «Геи Макайры Телесфорос». Телесфорос означает «доведение плодов до совершенства». [64] Богиня земли имела власть над призраками и снами, приходящим из подземного мира, поэтому она приобрела пророческие способности. Эти концепции очевидны в ее культах в Дельфах , Афинах и Эгее Ахейском. eurysternou» (святилище широкогрудых) упоминается в Дельфах Мнасеем Надпись « ieron . [65] был построен храм Ге К югу от храма Аполлона . «Евтистернос» — это фамилия Ге, ранее использовавшаяся Гесиодом. Оно также было дано ей во время ее богослужения в ахейском Эгее. [65]
В «Эвмениде» жрица возгласила свои первые молитвы «Гее, первой пророчице». В Эгае находилось очень древнее изображение богини земли, и служба находилась в руках девственной женщины. Змей олицетворял земное божество и был связан с хтоническим культом оракула. Это очевидно в Delphi. Традиционно оракул первоначально принадлежал Посейдону и Ге, а змей Пифон олицетворял дух земли. Ге, вероятно, присутствовал у оракула Трофония в Ливадии . [65] Пророчества обычно давались жрицами, а не богиней. В Олимпии ее алтарь назывался «Гайос». На примитивных стадиях религии алтарям давали имя божества. В Олимпии, как и в Додоне, кажется, ее почитали вместе с богом неба Зевсом . В Эгае она обладала пророческой силой. По словам Плиния, перед входом в секретную пещеру жрица выпила небольшое количество крови быка. В Патрах в оракуле «Ге» священный колодец использовался для предсказания причины болезней. [66] В Афинах Ге получила культовый титул Фемиды . Фемида была богиней-пророчицей, родственной Ге, и изначально она не интерпретировалась как богиня праведности. [66]
Культ Геи, вероятно, был коренным населением Аттики. В культе Флии Павсаний сообщает, что существовали жертвенники Диониса, неких нимф и Ге, которую они называли «великой богиней». Великую богиню интерпретируют как «Мать богов», которая является формой Геи. Похоже, что с Великой богиней был связан мистический культ. [67] Надпись на Афинском Акрополе относится к практике служения в честь «Ге-Карпофороса» (приносящего плоды) в соответствии с оракулом. Вероятно, оракул был Дельфийским. Святилищем на Акрополе был «Куротрофион», а в более ранних надписях упоминается просто «Куротрофос» (кормитель детей). Павсаний упоминает двойное святилище «Ге-Куротрофос» и «Деметра-Хлоя» на Акрополе. [68] [69] Рядом с Афинским Олимпионом находился теменос Ге-Олимпии. Фукидид упоминает, что это было одно из старейших святилищ, построенных в Афинах, где Девкалиона . произошло потоп [70] В Афинах . в честь Ге Бытие — траурный праздник в месяц Броедромион. Ге было принесено жертвоприношение, и горожане принесли подношения к могилам умерших. [71]
Древний культ Геи существовал в «Марафонском тетраполе» недалеко от Афин. В месяц Посейдеона беременная корова приносилась в жертву «Ге на акрах», а в Гамелионе — овца «Ге-возле оракула». За обоими жертвоприношениями следовали ритуалы, а второе было связано с Даэйрой, божеством, связанным с Элевсинскими мистериями. В Элевсине Ге получил предварительное подношение среди других богов. [70] Ге был связан с мертвыми на Миконосе. Семь черных ягнят были принесены в жертву «Зевсу Хтониосу» и «Ге-Хтонии» в месяце Ленайоне. Молящимся было предложено пировать на месте богослужения. [71] В Спарте Гее поклонялись вместе с Зевсом. Там было двойное святилище «Ге» и «Зевса Агораиоса» (рыночной площади). [13] [72]
Эпитеты
[ редактировать ]Гея имеет несколько эпитетов и атрибутов. В поэзии хтон часто имеет то же значение, что и гея . [73] Некоторые из ее эпитетов схожи в некоторых индоевропейских языках. Универсальность богини выражается приставкой пан ( πάν ). [74] [75] Некоторые эпитеты Геи и Деметры схожи, показывая тождественность их природы.
- Анесидора подарки . , посылающая [76] [77] [78]
- Хтония ( χθονία ) на Миконосе. [79] Ферекид использует имя Хтония , в честь первобытной богини, которая стала Ге :. [80]
- Эвристернос : широкогрудый . [70] Земля — это обширное место всех бессмертных (Гесиод). [75] [81]
- Эвриед ( εὐρυεδεύς ): широко сидящий. [75]
- Карпофорос , приносящий плоды . [70]
- Каллигения , рожденная красивой. [82]
- Куротрофос ( κουροτρόφος ): защитник маленьких детей в Афинах. [70] [83]
- Мегали Теос ( Великий бог ): Великая богиня в мистериях Флии. [70] [84]
- Мелайна : черная, в эпической поэзии. [75] [85]
- Олимпия возле Афинского Олимпиона. [70] [86]
- Памфор , ( πάμφορος ): всенесущий. Потомство всех. [75] [87]
- Памметор : мать всего [75] [88]
- Памметейра : мать всего. [75]
- Памвотис ( памвотис ): всевоспитывающий. [75] [89]
- Пандорос : обильный, дающий все . [90] [91]
- Фересвий, жизнь рождающий . [75] [92]
- Поливотейра : . очень заботливая [75] [93]
- Фемида ( Фемида ) в Аттике. [94]
- Ватиколпос ( βαθύκολπος ): с глубокой и полной грудью. [95] [96]
Храмы
[ редактировать ]Некоторые источники полагают, что Гея [97] быть первоначальным божеством, стоящим Оракулом Дельфийским за . Так было сказано: «Это слово произнесено из покрытого деревом пупочного камня матери Геи (Земли) [Омфалоса]». [98] В зависимости от источника, Гея передала свои силы Посейдону , Аполлону или Фемиде . Павсаний писал:
Многочисленны и разнообразны истории, рассказанные о Дельфах, а тем более об оракуле Аполлона. Ибо говорят, что в древнейшие времена место оракула принадлежало Земле, которая назначила на нем пророчицей Дафнису, одну из нимф горы. У греков сохранилась гекзаметровая поэма, имя которой Эвмолпия, и она принадлежит Мусею , сыну Антиофема. В нем поэт утверждает, что оракул принадлежал Посейдону и Земле совместно; что Земля сама давала свои оракулы, но Посейдон использовал Пиркона в качестве своего рупора, давая ответы. Стихи таковы: «Немедленно голос богини Земли произнес мудрое слово, И с ней Пиркон, слуга знаменитого Сотрясателя Земли». Говорят, что впоследствии Земля отдала свою долю Фемиде, которая подарила ее Аполлону. Говорят, что он отдал Посейдону Калаурею , лежащую у Трезена , в обмен на своего оракула. [99]
Аполлон наиболее известен как сила оракула, стоящая за Дельфами, давно утвердившаяся ко времени Гомера, убившая там Пифона , ребенка Геи , и узурпировавшая хтоническую власть. [100] Гера наказала за это Аполлона, отправив его к царю Адмету пастырем на девять лет. [ нужна ссылка ] У Геи или Ге было по крайней мере три святилища в Греции, о которых упоминал Павсаний . На Кратисе близ Эгей в Ахайе находился храм Ге Еврустерноса с «очень древней статуей»: [101]
Это путешествие длиной около тридцати стадий [от ручья Кратис (Кратис) возле руин Эгаи (Эги) в Ахайе] до того, что называется Гайоном (Геум), святилищем Ге (Земли) по прозвищу Эвристернос (Широкий- босомед), деревянное изображение которого является одним из древнейших. Женщина, которая время от времени становится жрицей, отныне остается целомудренной и до своего избрания не должна была иметь половую связь более чем с одним мужчиной. Применяемый тест - питье бычьей крови. В результате этого испытания любая женщина, которая случайно не скажет правду, будет немедленно наказана. Если за священство соревнуются несколько женщин, за эту честь бросают жребий.
Павсаний упоминает также святилище Ге Гасептона в Спарте , [102] и святилище Ге Куротрофа (Кормилицы юных) в Афинах. [83] Помимо храмов, у Геи были алтари, а также священные места в святилищах других богов. Рядом со святилищем Эйлифии в Тегее находился алтарь Ге; [103] У Флии и Миррина был жертвенник Ге под именем Тея Мегале (Великая богиня); [84] а также Олимпия, которая, как и Дельфы, также, как говорят, имела оракула Геи:
На том, что называется Гаион (Геум, святилище Ге) [в Олимпии] находится алтарь Ге (Земли); оно тоже из пепла. В более древние времена говорят, что в этом месте также находился оракул Ге (Земли). На том месте, которое называется Стомион (Уста), построен жертвенник Фемиде. [104]
Ее статуи, естественно, можно было найти в храмах Деметры, таких как храм Деметры в Ахайе: «У них [патрейцев Ахаии (Ахайи)] есть также роща у моря, где в летнюю погоду можно очень приятно гулять и отдыхать. В этой роще также есть два храма божеств: один Аполлона, другой Афродиты. восседает образ Ге (Земли). [105]
Сообщается, что в храме Зевса Олимпийского в Афинах была ограда Ге Олимпии:
[В святилище Зевса Олимпийского в нижнем городе Афин:] На территории находятся древности: бронзовый Зевс, храм Кроноса (Крона) и Реи и ограда Ге (Земли) по прозвищу Олимпия. Здесь пол открывается на ширину локтя, и говорят, что по этому руслу стекала вода после потопа, произошедшего во времена Девкалиона, и в него каждый год бросали пшеницу, смешанную с медом. . . Древнее святилище Зевса Олимпийского, как говорят афиняне, было построено Девкалионом (Девкалионом), и в качестве доказательства того, что Девкалион жил в Афинах, они приводят могилу, находящуюся недалеко от нынешнего храма. [86]
В Афинах на Акрополе стояла статуя Геи, изображающая ее молящую Зевса о дожде. [106] а также изображение ее рядом со двором Ареопага в Афинах, рядом со статуями Плутона и Гермеса, «которыми приносят в жертву тех, кто получил оправдание на Ареопаге». [107]
Интерпретации
[ редактировать ]Некоторые современные источники, такие как Меллаарт , Гимбутас и Уокер , утверждают, что Гея как Мать-Земля является более поздней формой доиндоевропейской Великой Матери , почитаемой во времена неолита . Ее существование является предположением и вызывает споры в академическом сообществе. Некоторые современные мифографы, в том числе Кереньи , Рак и Стейплс , интерпретируют богинь Деметру -мать, Персефону -дочь и Гекату -старуху как аспекты бывшей великой богини, идентифицированной некоторыми [ ВОЗ? ] как Рея или как сама Гея. На Крите богине поклонялись как Потния Терон («Хозяйка животных») или просто Потния («Хозяйка»). [ кем? ] как Рея или Гея; этот титул позже был применен в греческих текстах к Артемиде . Богиня-мать Кибела из Анатолии (современная Турция ) греки отождествляли частично с Геей, но в большей степени с Реей.
Современное язычество
[ редактировать ]Верования и поклонение среди современных язычников (также известных как неоязычники ) относительно Гайи различаются: от веры в то, что Гайя — это Земля, до веры в то, что она является духовным воплощением земли или богиней Земли. [108]
Семья
[ редактировать ]Потомки олимпийцев
[ редактировать ]Генеалогическое древо олимпийцев [109] |
---|
Потомство
[ редактировать ]Гея — олицетворение Земли, и это ее потомки, о которых говорится в различных мифах. Некоторые из них связаны последовательно, некоторые упоминаются лишь в второстепенных вариантах мифов, а другие связаны в вариантах, которые, как считается, отражают путаницу в предмете или ассоциации.
Потомство | Отец |
---|---|
Уран , [115] Понт , [116] Нашарея [117] | Нет отца |
Титаны ( Океан , Кей , Крий , Япет , Гиперион , Тейя , Фемида , Тефия , Феба , Мнемозина , Рея и Кронос )
Циклопы ( Аргес , Бронт и Стеропы ) |
Уран |
Нерей , Фавм , Форкий , Кето , Эврибия. | Понт [118] |
Тифон [119] | тартар |
Потомство | Отец |
---|---|
Автохтоны Алалкоменей : Кекропс , Палеэхтон , Пеласг , , Флюс , Дисаулес , Кабейр (отец Келеена ) и Лейт . [120] | Нет отца |
Куреты [я] [ii]
Старшие музы : Мнеме , Мелет и Аоиде. Тельхины . : Актей , Мегалезий, Ормен и Лик Аристей [122] |
Уран |
Ехидна [123] [iii]
Гиганты: Энцелад, Кей, Астрей, Пелор, Паллада, Эмфит, Рек, Агрий, Эфиальт, Эврит, Фемоиз, Теодамас, От, Полибот и Япет. |
тартар |
Тельчины | Понт |
Боль, Обман , Гнев, Траур, Ложь, Клятва, Месть, Потворство своим слабостям, Ссора, Забывчивость), Сокордия (Леность), Тимор (Страх), Гордость (Высокомерие), Инцест (Инцест), Борьба (Борьба), Океан ( Океан), Фемида, Тартар, Понт, Титаны, Бриарей, Гиг, Стероп, Атлас , Гиперион, Полюс, Сатурн, Опс, Монета, Дион, Фурии (Алекто, Мегера и Тисифона) |
Эфир [47] |
Антей , [124] CharybdisХарибда [125] Лаистригон | Посейдон |
Ахелой , [126] [127] AcheronАхерон [128] Бисальт , [129] Тритопаторы [130] | Гелиос |
Ты сделал , Манес , [131] Кипрские кентавры | Зевс |
Триптолемы [132] | Океан |
Эрихтоний Афинский [133] | Гефест |
Неизвестный |
Примечания к списку:
См. также
[ редактировать ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гесиод , Теогония 116–122 утверждает, что Гея, Тартар и Эрос пришли после Хаоса , но это не обязательно означает, что они являются потомками Хаоса. Ганц , стр. 4–5 , заархивировано 24 сентября 2023 г. в Wayback Machine, пишет, что «[относительно] всех трех этих фигур — Геи, Тартара и Эроса — мы должны отметить, что Гесиод не говорит, что они возникли. из (в отличие от после ) Хаоса, хотя это часто предполагается». Хард 2004, с. 23 говорит, что «хотя довольно часто предполагается, что все трое рождены из Хаоса как ее потомки, это не утверждается Гесиодом и даже не подразумевается, управляемое одним и тем же глаголом Geneto («возникло»). Гея Тартарос и Эрос лучше всего рассматривать как первичные реальности, подобные Хаосу, которые возникли независимо от нее». Точно так же Колдуэлл, стр. 3 , 35, говорит, что Теогония «начинается со спонтанного появления Хаоса, Геи, Тартара и Эроса (116–122). Своим возникновением из ничего, без источников или родителей, эти четыре отделяются от все, что последует».
- ^ Ушаку, Ружди (1988). «О лексико-семантическом и этимологическом составе словосочетания албанского burri i dheut (Возможность реконструкции)» . Албанологические следы . 17–18: 63–76. пп=92, 95–97.
- ^ Перейти обратно: а б Уэллс, Джон (3 апреля 2008 г.). Словарь произношения Лонгмана (3-е изд.). Пирсон Лонгман. ISBN 978-1-4058-8118-0 .
- ^ Перейти обратно: а б земля , земля , земля Лидделл, Генри Джордж ; Скотт, Роберт ; Греко-английский лексикон в проекте «Персей» .
- ^ Смит, «Гея» .
- ^ Справочная энциклопедия Larousse Desk , The Book People , Haydock, 1995, стр. 215.
- ^ δᾶ у Лидделла и Скотта .
- ^ Харпер, Дуглас. «Гайя» . Интернет-словарь этимологии .
- ^ Перейти обратно: а б Роберт С. П. Бикс , Этимологический словарь греческого языка , Брилл, 2009, стр. 269–270 ( sv «γῆ»).
- ^ MLWest (2007). Индоевропейская поэзия и мифы , стр. 173-174. Oxford University Press, стр. 174 .
- ^ «Палеолексикон» . Проверено 21 апреля 2012 г.
- ^ [Жертвоприношения богам в качестве свидетелей клятвы:] Принесите двух ягнят: пусть один будет белым, а другой черным для Геи (Земли) и Гелиоса (Солнца). [Примечание: хтоническая Гея получает черное животное, а небесный Гелиос — белое.]: Илиада 3.104.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сложный: «Справочник Рутледжа по греческой мифологии», стр.32. Сложный, стр.32.
- ^ Илиада 9.568: Фарнелл, Культы III, стр.5-6 .
- ^ Фарнелл, Культы III, стр.5-6 .
- ^ Нильссон, История , Том I, стр. 456-457
- ^ Нильссон, История , Том I: 317-318.
- ^ Илиада 2.548
- ^ Илиада 2.548
- ^ Перейти обратно: а б с МЛВест (2007). Индоевропейская поэзия и мифы , стр. 174,175, Oxford University Press, стр. 174.
- ^ Перейти обратно: а б с д МЛВест (2007). Индоевропейская поэзия и мифы , стр. 178,179, Oxford University Press, стр. 178.
- ^ Фарнелл, Культы III, стр. 1-4 .
- ^ Гомеровский гимн Аполлону 3.341: H.Hymn 3.341
- ^ Культы Фарнелла III, 25-26.
- ^ Птицы 971
- ^ Прометей 207
- ^ Евменид 6
- ^ Эш. Прометей V88, Еврипид Антиопа fr.195: Нильссон, Geschichte , Том I, 460
- ^ Персы 618
- ^ Перейти обратно: а б с Фарнелл, Культы III, стр.7-8.
- ^ Филоктет 391
- ^ Эш. Данаид. Пт.44: Нильссон 450
- ^ Еврип. fr 839: Нильссон, Том I, стр.460
- ^ Гесиод , Теогония 116–118 ; Хард 2004, с. 23 .
- ^ Гесиод, Теогония 119–120 ; Хард 2004, с. 23 .
- ^ Гесиод, Теогония 126–128 .
- ^ Гесиод , Теогония , 129–132 : Ганц, с. 10; Хард 2004, с. 31 ; Фаулер, с. 5 ; Колдуэлл, с. 6; Грималь, св. Гея; Трипп, св Гея.
- ^ Гесиод , Теогония , 132–138 ; ср. Аполлодор , 1.1.3 .
- ^ Гесиод , Теогония 139–146 ; ср. Аполлодор, 1.1.2 .
- ^ Гесиод , Теогония , 147–153 ; ср. Аполлодор, 1.1.1 .
- ^ Гесиод , Теогония 154–200 .
- ^ Гесиод , Теогония 233–239 ; Ганц, с. 16; Грималь, св. Гея; Смит, св Гея ; Аполлодор , 1.2.6 . Генеалогическую таблицу потомков Геи и Понта см. в Gantz, p. 805.
- ^ Гесиод , Теогония 453–491 ; Хард 2004, с. 68 .
- ^ Гесиод , Теогония 626 ; Оксфордский классический словарь , св. Гайя; Хард 2004, с. 68 .
- ^ Гесиод , Теогония 820–880 ; Ганц, с. 48; Нью-Паули Брилла , св. Тифей; Оксфордский классический словарь , св. Гея. Хард 2004, с. 84 : «Гесиод не объясняет, почему Гея, которая в остальном была хорошо расположена к Зевсу, пожелала родить этого угрожающего монстра, и не утверждает, что она сделала это с враждебными намерениями».
- ^ Гигин , Fabulae Theogony 2 (Смит и Трзаскома, стр. 95 ; латинский текст ).
- ^ Перейти обратно: а б Гигин , Fabulae Theogony 3 (Смит и Трзаскома, стр. 95 ; текст на латыни ).
- ^ Гигин , Fabulae Theogony 4 (Смит и Трзаскома, стр. 95 ; латинский текст ). Помимо этих фигур, в списке указаны два гиганта, имена которых непонятны.
- ^ Аполлодор , 2.1.2 ; Смит, Св. Ехидна .
- ^ Буркерт, с. 143 .
- ^ Нонн , Дионисия 14.193
- ^ Аполлодор , 1.6.1
- ^ См. Ганц, с. 271.
- ^ Хард 2004, с. 564 ; Ганц, с. 272; Гесиод фр. 7 Дильс, с. 196 [= Эратосфен , Catasterismi 32 (Hard 2015, стр. 101 ; Оливьери, стр. 37–8 )]; ср. Гигин , Де Астрономика 2.26.2 .
- ^ Хард 2004, с. 564 ; Овидий , Фасти 5.537–544 .
- ^ Либаний , Прогимнасматы , 1.4
- ^ Форбс Ирвинг, Пол MC (1990). Метаморфозы в греческих мифах . Кларендон Пресс . п. 278. ИСБН 0-19-814730-9 .
- ^ Николай Софист , Прогимнасматы 2.4
- ^ Hard 2004, стр. 147–148 .
- ^ Флойд, Эдвин (1968). «Премьера Третьей и Девятой Пифийских од Пиндара». Труды и труды Американской филологической ассоциации . 99 . Издательство Университета Джонса Хопкинса: 181–202. дои : 10.2307/2935839 . JSTOR 2935839 .
- ^ Фарнелл, Культы III, стр.1 .
- ^ Нильссон, История , Том I 456-458.
- ^ «Зевс был, есть и будет слава великому Зевсу. Земля приносит плоды, поэтому взывайте к матери-земле» Фарнелл, Культы III, стр.8
- ^ Фарнелл, Культы III, стр.8 .
- ^ Перейти обратно: а б с Фарнелл, Культы III, 8–10 .
- ^ Перейти обратно: а б Фарнелл, Культы III, 11–14 .
- ^ Фарнелл, Культы III, 15-16.
- ^ Нильссон, История, том I, 457-458.
- ^ Фарнелл, Культы III, 16-18 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Нильссон Том I, стр.457-460.
- ^ Перейти обратно: а б Фарнелл, Культы III, 23 .
- ^ Павсаний 3.11.9
- ^ Нильссон Том I, 460.
- ^ идти
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж МЛВест (2007). Индоевропейская поэзия и мифы , стр. 179. Oxford University Press, стр. 179.
- ^ Анисидора
- ^ Исихий Александрийский св.
- ^ Схолиаст о Феокрите , 2.12.
- ^ Нильссон Том I, стр.458
- ^ MLWest (2007). Индоевропейская поэзия и мифы , стр. 174. Oxford University Press, стр. 174.
- ^ Павсаний 25.7.13
- ^ Аристоф. Тем. 300, со школой; Хесич. св; Фот. Лекс. св
- ^ Перейти обратно: а б Павсаний 1.22.3
- ^ Перейти обратно: а б Павсаний 1.31.4
- ^ Я был черным
- ^ Перейти обратно: а б Павсаний 1.18.7
- ^ Памфор
- ^ Паммитор
- ^ вата
- ^ Пандора
- ^ Гомер. Эпигр. 7. 1; Стоб. Эклога ИП 165, изд. Херен.
- ^ фересбиан
- ^ полиботейра
- ^ Надпись: ἰερίας Γινς Фемида , «О жрице Ге-Фемиды»: Нильссон Том. Я, стр. 458.
- ^ Пиндар: βαθυκόλπου Γᾱς ἀέθλοις , «Призы глубокогрудой земли»: Nilsson Vol. Я, стр.458
- ^ глубокий синус
- ^ Джозеф Фонтенроуз, 1959 г.
- ^ Пиндар , Пифийские оды 4.76
- ^ Павсаний, 10.5.5 и далее
- ^ Хансен, Уильям Ф.; Хансен, Рэндалл (2004). Справочник классической мифологии (1-е изд.). АБС-КЛИО, ООО. стр. 109–112. ISBN 9781851096343 .
- ^ Павсаний, 25.7.13 и далее.
- ^ Павсаний, 3.12.8 и далее
- ^ Павсаний, 8.48.8 и далее
- ^ Павсаний, 14.5.10
- ^ Павсаний, 21.07.11
- ^ Павсаний, 1.24.3 и далее.
- ^ Павсаний, 1.28.6 и далее.
- ^
Сравнивать: Пайк, Сара М. (13 августа 2013 г.). Нью-эйдж и неоязыческие религии в Америке . Издательство Колумбийского университета. п. 27. ISBN 978-0-231-50838-4 .
Для некоторых приверженцев движения Нью-Эйдж и неоязычников божественная сила олицетворяется великой богиней или планетой Гея [...].
- ^ Эта таблица основана на Гесиода » «Теогонии , если не указано иное.
- ^ Согласно Гомеру , Илиада 1.570–579 , 14.338 , Одиссея 8.312 , Гефест, очевидно, был сыном Геры и Зевса, см. Ганц, с. 74.
- ^ Согласно Гесиоду , Теогония 927–929 , Гефест был произведен одной Герой, без отца, см. Ганц, с. 74.
- ↑ Согласно Гесиоду , Теогония 886–890 , из детей Зевса от его семи жен Афина была зачата первой, но родилась последней; Зевс оплодотворил Метиду, затем проглотил ее, позже сам Зевс родил Афину «из своей головы», см. Ганц, стр. 51–52, 83–84.
- ^ Согласно Гесиоду , Теогония 183–200 , Афродита родилась из отрубленных гениталий Урана, см. Ганц, стр. 99–100.
- ^ Согласно Гомеру , Афродита была дочерью Зевса ( Илиада 3.374 , 20.105 ; Одиссея 8.308 , 320 ) и Дионы ( Илиада 5.370–71 ), см. Ганц, стр. 99–100.
- ^ Гесиод, Теогония 126–8.
- ^ Гесиод, Теогония 131–2.
- ^ Гесиод, Теогония 129–30.
- ^ Гесиод, Теогония 233–9.
- ^ Гесиод, Теогония 820–2.
- ^ Еврипид , Ифигения в Авлиде 259 г.
- ^ Алцим , Ап. Схол. Феокрит я. 65; Эллис, с. л .
- ^ Вероятно, великан
- ^ Аполлодор , 2.1.2 .
- ^ Аполлодор, 2.5.11
- ^ Схолиаст Гомера об Одиссее
- ^ Гекатея Фрагмент 378
- ^ Grimal s. v. Achelous
- ^ Наталис приходит , Мифология 3.1; Смит Сент- Ашерон
- ^ Стефан Византийский , св Бизалтия
- ^ Суидас (21 декабря 2000 г.). «Тритопаторы» . Суда . Перевод Дэвида Уайтхеда. Суда онлайн . Проверено 10 декабря 2023 г.
- ^ Дионисий Галикарнасский , Римские древности 1.27.1
- ^ Аполлодор , 1.5.2 ; считается сыном царя Келея Элевсинского альтернативно .
- ^ Павсаний, 1.2.6
- ^ Павсаний, 1.35.6
- ^ Нонн , Дионисия 25.453 и 486
- ^ Павсаний, 1.35.8
- ^ Афиней , Deipnosophistae 78a
- ^ Овидий , Фасти 3.795 и далее.
- ^ Пиндар , Пифийские оды 9.16
- ^ Вергилий , Энеида 4.174
- Аполлодор , Аполлодор, Библиотека, с английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера, FBA, FRS в 2 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета ; Лондон, William Heinemann Ltd., 1921. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Буркерт, Уолтер , греческая религия , издательство Гарвардского университета , 1985. ISBN 0-674-36281-0 . Интернет-архив .
- Колдуэлл, Ричард, Теогония Гесиода , Focus Publishing/R. Компания Пуллинз (1 июня 1987 г.). ISBN 978-0-941051-00-2 .
- Дильс, Герман А. , Фрагменты досократиков , Том II, Берлин, Вайдман, 1912. Интернет-архив .
- Дионисий Галикарнасский . Римские древности, Том I: Книги 1–2 , перевод Эрнеста Кэри. Классическая библиотека Леба № 319. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета , 1937. Интернет-версия в издательстве Гарвардского университета . Интернет-версия Билла Тэйера . Онлайн-версия на ToposText .
- Фонтенроуз, Джозеф , Питон: исследование дельфийского мифа и его истоков, Беркли: University of California Press, 1959; переиздание 1980 года.
- Фаулер, Р.Л. (2013), Ранняя греческая мифография: Том 2: Комментарий , Oxford University Press, 2013. ISBN 978-0198147411 .
- Ганц, Тимоти , Ранний греческий миф: Путеводитель по литературным и художественным источникам , издательство Университета Джонса Хопкинса, 1996, два тома: ISBN 978-0-8018-5360-9 (Том 1), ISBN 978-0-8018-5362-3 (Том 2).
- Хард, Робин (2004), Справочник Рутледжа по греческой мифологии: на основе «Справочника по греческой мифологии» Г. Дж. Роуза , Psychology Press, 2004, ISBN 9780415186360 . Гугл Книги .
- Хард, Робин (2015), Эратосфен и Гигин: мифы о созвездиях, с явлениями Арата , Oxford University Press , 2015. ISBN 978-0-19-871698-3 . Гугл Книги .
- Гесиод , Теогония из «Гомеровских гимнов и Гомерики» с английским переводом Хью Г. Эвелин-Уайта, Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1914. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея. Греческий текст доступен на том же сайте .
- Гомер , «Илиада» с английским переводом А. Т. Мюррея, доктора философии, в двух томах. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann, Ltd., 1924. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Гомер . Гомери Опера в пяти томах. Оксфорд, Издательство Оксфордского университета. 1920. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Гигин, Гай Юлий , De Astronomica , в «Мифах о Гигине» , отредактированный и переведенный Мэри А. Грант, Лоуренс: University of Kansas Press, 1960. Онлайн-версия на ToposText .
- Гигин, Гай Юлий , Фабулы в Аполлодора библиотеке Гигина и Фабулы : два справочника по греческой мифологии, перевод, с введениями Р. Скотта Смита и Стивена М. Трзаскома , Hackett Publishing Company, 2007. ISBN 978-0-87220-821-6 .
- Гигин, Гай Юлий , Басни о Гигине , под редакцией Герберта Дженнингса Роуза , Лейден, Сийтофф, 1934. Интернет-версия на Packhum .
- Кереньи, Карл , Боги греков , Темза и Гудзон, Лондон, 1951.
- Оливьери, Александр, Псевдо-Эратосфен: Catasterismi , Bibliotheca Teubneriana , Лейпциг, Тойбнер, 1897. Интернет-архив .
- Овидий , Фасти Овидия : С английским переводом сэра Джеймса Джорджа Фрейзера , Лондон: W. Heinemann LTD; Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета, 1959. Интернет-архив .
- Оксфордский классический словарь , второе издание, Хаммонд, НГЛ и Говард Хейс Скаллард (редакторы), Oxford University Press , 1992. ISBN 0-19-869117-3 .
- Павсаний , Описание Греции с английским переводом WHS Jones, Litt.D., и HA Ormerod, MA, в 4 томах. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1918. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
- Павсаний , Описание Греции. 3 тома . Лейпциг, Тойбнер. 1903. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Пиндар , Оды в переводе Дайаны Арнсон Сварлиен. 1990. Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея.
- Пиндар , Оды Пиндара, включая основные фрагменты с введением и английский перевод сэра Джона Сэндиса, доктора литературы, FBA. Кембридж, Массачусетс, Издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd., 1937. Греческий текст доступен в цифровой библиотеке Персея .
- Рак, Карл А. П. и Дэнни Стейплс, Мир классического мифа , 1994.
- Смит, Уильям ; Словарь греческой и римской биографии и мифологии , Лондон (1873 г.). "Гея"
- Трипп, Эдвард, Справочник Кроуэлла по классической мифологии , Thomas Y. Crowell Co; Первое издание (июнь 1970 г.). ISBN 069022608X .
- Вергилий , Энеида : Перевод Джона Драйдена , Penguin Classics; Новое издание Ed (1 октября 1997 г.). ISBN 0140446273 . Интернет-версия в цифровой библиотеке Персея .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Лицом к лицу с Гайей о естественной религии Гиффорд Лекции Бруно Латура